2011.07.23 Свобода и кризис. Вадим Запорожцев

Свобода и кризис. Вадим Запорожцев

Что сейчас происходит с экономиками мира? Каковы возможные последствия экономического кризиса? Чему учит антикризисное управление? Как подготовить себя к кризису? Что общего между практиками пробуждения кундалини и антикризисным управлением? Наш разум выталкивает саму гипотетическую возможность ухудшения ситуации, и тем самым делает себя неспособным в кризисную критическую минуту вести себя адекватно, с минимальными потерями. Чтобы подготовить себя к возможному кризису нужно заранее продумать план своих действий в случае его возникновения. Чему учит йоговская стратегия выживания во времена кризиса? Какие направления мы будим развивать в йоге в ближайшее время.


2011.07.16 Йога и свобода. Свобода и вежливость. Вадим Запорожцев

Йога и свобода. Свобода и вежливость. Вадим Запорожцев

Понятие абсолютной и относительной свободы. Для чего нужно размышлять на тему свободы. Как нужно приобретать знание. Знание о свободе. Почему мы не имеем все то, чего хотим прямо сейчас? О необходимости сна. Назидательная история о Рене Декарте. Рассматривается также один из методов Раджа йоги, помогающий достичь поставленной цели.


2011.07.09 Йога, свобода и вежливость. Вадим Запорожцев

Йога, свобода и вежливость. Вадим Запорожцев

Данная лекция продолжает тему «Вежливость и свобода». Всегда ли уместно быть вежливым? Бывают ли ситуации, когда отсутствие вежливости будет более эффективно в достижении поставленной цели? Как понять и определить стратегию своего поведения относительно того, быть вежливым или нет в конкретной ситуации. В чем суть йоговского алгоритма принятия решения? Почему так важно помнить о своем долге?

2011.06.25 Йога и свобода. Вадим Запорожцев

Свобода и смерть. Вадим Запорожцев

О борьбе с неведением и необходимости просвещения. О необходимости вырабатывать умение заявлять о себе Вселенной. О необходимости работать над собой и не покупаться на «халявные» деньги.  О необходимости учиться быть эффективными, учиться быть людьми, которые сделали себя сами. Изучение английского языка помогает раскрывать Вселенную. Как соотносятся между собой Уголовный и Административный кодексы и Первый, Второй и Третий принципы йоги? Если мы вышли на уровень осознания первого, второго и третьего принципов йоги, то у нас уже собственные законы. Но, чтобы выйти на этот уровень, мы должны внутри их принимать и жить по ним. А что же делать до того, как мы их приняли? Желательно воспользоваться каким-то чужим кодексом чести, который мы прочитали, и он нам понравился. Даже если он несовершенен, это лучше, чем ничего. Дискуссия на тему: ограничивает ли вежливость нашу свободу.

2011.06.18 Свобода и смерть. Вадим Запорожцев.

Свобода и смерть. Вадим Запорожцев.
 

Итак, на что я хочу обратить внимание каждого студента очного и заочного, а также вольного слушателя в современном мире – это на цену золота. Поясню. Как вы знаете, мировые финансы представляют собой сложное сплетение всякого рода процессов, анализировать которые человек не специалист не в состоянии, и даже специалисты ничего не понимают. А такими как мы с вами дилетантами и подавно пытаться это сделать не стоит, но даже если мы с вами друзья, образно говоря, не являемся медиками, но если вдруг наш организм демонстрирует высокую температуру, то это для нас знак того, что, по всей видимости, в организме какие-то процессы. Они могут быть относительно безболезненными, безопасными, допустим, вы на солнышке перегрелись, и как следствие повысилась температура, а могут быть и достаточно серьезным признаком надвигающейся болезни – гриппа, насморка или еще чего-нибудь.

2011.06.11 Свобода и смерть. Вадим Запорожцев.

Свобода и смерть. Вадим Запорожцев.

Сейчас мы будем проводить эксперимент, есть ли желающие стать объектом этого эксперимента? Не, не, не, убивать мы никого не будем. Принесите, пожалуйста, коврик. И возьмем кого – нибудь в качестве подопытного кролика. Расстилаем коврик, ложитесь на коврик.
Итак, все мы здесь изучаем древнюю науку йоги, науку о свободе. Безусловно, на Запад йога пришла к нам в первую очередь, как набор физических упражнений, известных как асаны. Сначала, западный человек попробовал что-то сделать физически, понял, что это работает, работает очень хорошо, позволяет решить массу проблем. Только после этого западный человек склонен был изучать йогу, как древнее целостное учение, куда позы входят лишь небольшой составной частью. Но помимо поз, в йоге еще очень много всего. Западный человек начал пытаться делать позы йоги. А западный человек очень дотошный и своеобразный, он любит, чтобы все было по полочкам: делай раз, делай два, делай три.

2011.05.21 Свобода и смерть. Вадим Запорожцев.

Свобода и Смерть. Вадим Запорожцев.

Первая часть лекции освещает тему «Свобода и вера». Мы должны пробовать свою веру на зуб разума. Сверхлогика никогда не противоречит логике, поэтому своим разумом мы никогда не сможем разрушить Высшее, которое открылось нам, но сможем разрушить все нелогичное.
Вторая часть лекции посвящена теме «Свобода и смерть». Что такое смерть в нашем обычном понимании? Как мы относимся к смерти? Всегда ли смерть является неуместной, или в каких-то ситуациях она приходит как спасение? Почему мы боимся смерти? Чем является смерть для духовно развитых людей? Можно ли использовать момент смерти в качестве йоговской практики?

2011.05.14 Свобода и вера. Вадим Запорожцев.

Свобода и вера. Вадим Запорожцев.

Например, если вы будете разговаривать с военными, то будут весьма неуместны примеры из бухгалтерии. И наоборот, если вы будете разговаривать с бухгалтерами какими-нибудь аналогиями из времен Великой Отечественной Войны, также будет с трудом усваиваться. Если вы будете разговаривать с каким-нибудь ученым, то примеры из области изящных искусств будут также не очень близки. Ему, например, будут больше ласкать слух математические выражения. И наоборот, если вы будете разговаривать с художником, поэтом, продюсером киносериала, то вряд ли тоже следует ждать от него понимания каких-то математических откровений. То есть надо наработать этот материал. Дело это долгое, трудное. Безусловно, что я могу про себя сказать, что в моей биографии было огромное количество самых разных видов деятельности, но, безусловно, не всех, которые бывают на свете.

2011.04.30 Свобода и вера. Вадим Запорожцев.

Свобода и вера. Вадим Запорожцев

Данная лекция посвящена дискуссии на тему «Свобода и вера». Как связаны вера и знание? Влияет ли на нашу жизнь то, во что мы верим? Можем ли мы управлять своей верой с помощью разума? Нужна ли нам вера? Порабощает ли вера или приводит нас к свободе? Во что мы склонны верить?

2011.04.23 Йога и свобода. Вадим Запорожцев.

Йога и свобода. Вадим Запорожцев.
Да, на прошлой лекции мы плавненько для себя прорисовали  способ ответа на вопрос, как донести идею свободы, как донести высшие принципы свободы до других людей. Так чтобы у них не вызывало отторжение, так чтобы это не было насилием над другими людьми.
Мы подошли к очень интересному способу – поучиться у Абсолюта, как он это делает. Фактически, Абсолют проводит с нами 24 часа в сутки, и в состоянии бодрствования, и в состоянии сна со сновидениями, и в состоянии сна без сновидений. Обратите внимание, как он ненавязчив, вплоть до того, что если вы волеизъявляете, что в вашей вселенной нет Абсолюта, все происходит, так как если бы его бы и не было. Поэтому, чтобы применить этот способ мы подошли к понятию вера.Позже мы порассуждаем над связкой свобода и вера.

2011.04.16 Йога и свобода. Вадим Запорожцев.

Йога и свобода. Вадим Запорожцев.

Я, действительно, считаю, что как только йога начнет внедряться в школы насильственно, то это будет начало конца йоги. Если вы хотите убить какое-то начинание, то можно сделать очень просто – сперва это начинание подкормить, а потом урезать рацион питания. Самостоятельно зарабатывать себе на кусок хлеба это начинание не научилось, потому что его долго подкармливали, оно разрослось достаточно серьезно, а потом в одночасье осталось на голодном пайке и без средств к существованию быстро умерло.
Поэтому искусственное продавливание этой темы через государственные структуры или другими словами через деньги налогоплательщиков, которые не догадываются, на что идут эти деньги – заведомо тупиковый, опаснейший путь для йоги. Это с одной стороны.
С другой стороны, вы, вероятно, свидетели, что в нашем сообществе идет другая жаркая дискуссия по поводу проблемы также очень острой. Это внедрение религиозного образования в средние образовательные школы. Я не открою вам секрет, если скажу, что общество диаметрально поделилось на два непримиримых лагеря, готовых уже поубивать друг друга, если говорить фигурально.

2011.04.09 Йога и свобода. Вадим Запорожцев.

Йога и свобода. Вадим Запорожцев.

Самая страшная тюрьма, это когда вы не знаете, что это тюрьма. Основная мысль йоги – обретение состояния свободы. Алгоритм ошибки и возникновения неведения. Круговорот мыслей: мысль – эмоция (в зависимости от предыдущего опыта) – новые мысли. Одно из серьезнейших положений в Йога Сутрах Патанджали заключается в том, что бороться с отпечатками кармы можно, минуя все остальные уровни, включая физический и физиологический уровень. Как привить народу вкус к свободе?

2011.04.05 Йога и cвобода. Вадим Запорожцев.

Йога и свобода. Вадим Запорожцев.
 

Действительно вспомните, когда вы испытывали ту или иную эмоцию. Процесс страха или надежды или еще какую-нибудь эмоцию. Понимаете, эмоция сама по себе редко нас захватывает. Вот сижу, сижу и резко так БОЮСЬ и начинаю трястись. Или сижу, сижу и вдруг надежда у меня проснулась… всё, буду надеяться. Механизм весьма своеобразный. Прежде чем у нас возникает та или иная эмоция, у нас, как правило, проскальзывает та или иная мысль на поверхности буддхи. И она, как первый камушек, который  вы кидаете с горы, который приводит к лавинообразному страху. Вот вы такой идете в таком радужном состояние, приходите домой, включаете телевизор, а там вас начинают запугивать: «Вчера два бомжа перерезали друг друга» или еще какая- либо чернуха на вас прет. Ваш услужливый разум под впечатлением этого толчка негативного начинает примерять ситуацию на вас. И вот вы сидите и думаете: «А если одним из этих бомжей оказался я?». Понимаете? Это первая мысль. А потом начальник на меня плохо посмотрел, он меня уволит. Он меня уволит, я останусь без денег. Без денег, без жилья. Муж меня бросит, дети от меня отвернутся. Останусь я один одинешенек…. И пошел этот внутренний диалог. А потом вы остались один на один и начинаете этому верить.

2011.03.29 Йога и cвобода. Вадим Запорожцев.

Йога и свобода. Вадим Запорожцев.

Еще раз, друзья, вот вы столкнулись в жизни с какой-то ситуацией, от вас требуется какой-то шаг, самое первое что вы вспоминаете, что вы свободны, что этих возможных вариантов решений вашего следующего шага невообразимое количество, бесконечное, что вы свободны. Хоть головой об стену бейтесь, если вы считаете это ответом на ту проблему, которая перед вами стала. Это самое первое с чего следует начинать. Затем из этого всего многообразия путей  следует выбрать наиболее нужный путь, чтобы пройдя по нему ваша свобода не уменьшалась , а увеличивалась. И вот вы начинаете анализировать все возможные пути. Во-первых, что вы должны сделать, это вспомнить свой долг. И как только вы вспоминаете о своем долге, или вспоминаете о тех людях , которые были к вам добры , которые проявили что сверх по отношению к вам. Это ваши родители, ваш народ, ваша страна. И понятно, что из всего многообразия решений часть остается приемлемой, а часть остается неприемлемой с позиции долга. И вот вы берете ту часть которая неприемлема отбрасываете и работаете с той что осталась.
Но это так же очень большое количество разных решений. Вы начинаете их просеивать через первое сито, через первый принцип йоги, просеяли, какая-то часть прошла решений, а какая-то часть не прошла, та что не прошла выбрасываете, а та  что прошла собираете и помещаете во второе сито, и давай просеивать эти решения через второй принцип йоги, так  же часть решений пройдет, часть задержится в этом сите, все что задержится собираем и выкидываем.

2011.03.19 Йога и свобода. Вадим Запорожцев.

Йога и свобода. Вадим Запорожцев.

При изучении восточных трактатов, таких как Шанкарачарья, других очень уважаемых учителей вы будете сталкиваться с понятием недвойственности, иногда это называется Адвайта. Двайта – это санскритское слово, означающее два, А – это приставка отрицания. То есть мы сталкиваемся с понятием недвойственности, что по сути дела, нет противопоставления. То есть нельзя сказать, что есть что-то изначально злое или что-то есть изначально доброе, или что-то есть изначально хорошее и изначально плохое. Просто этого нет во Вселенной, не потому что это так философия декларирует, а просто этого нет. И продолжением всего этого в чисто практических смыслах мы видим в положениях о том, что есть свет, но нет тьмы. Тьма – это всего лишь отсутствие света. Или по-другому, что есть основа для счастья, но нет основы для несчастья. Это если вы будете встречаться с закоренелыми нытиками, есть такие люди, которые ноют, ноют. И они говорят, что весь этот мир источник печали, вся моя жизнь очень плохая, то есть им нравиться ныть. А когда начинаешь с ними разговаривать, они говорят, что весь этот мир построен на страданиях. Да нет, друзья, мир извращают наслаждения, и отсюда рождаются страдания. А мир построен на положительном импульсе Праны.

2011.03.15 Свобода и принципы йоги. Вадим Запорожцев.

Свобода и принципы йоги. Вадим Запорожцев.

Друзья, 1-й принцип йоги – это не какой-то статическое утверждение, а некая динамическая инструкция. Она рассматривает не только ваше положение сейчас, но еще и цепочку положений, которые будут у вас в жизни. Просто сказать вам всем, что нельзя причинять вред – это сказать пустую фразу, заведомо невыполнимую – вы не можете не причинять вред. Даже если очень-очень захотите, прямо сейчас вы не сможете отказаться от того, чтобы причинять вред. Хотя бы на уровне микробов, на уровне каких-то косвенных последствий своей жизнедеятельности вы вред причиняете. Поэтому, когда в тех или иных учениях, близких к йоге, или в некоторых школах йоги утверждается – а вот нельзя причинять вред, и все! – не расшифровывая более подробно это, то, как правило, рано или поздно эти школы йоги исчезают. Потому что умный человек начинает, досконально следуя принципу непричинения вреда, понимать, что сделать он ничего не может в этом мире, и шага ступить. Более того, он не может даже сесть и умереть. Потому что, даже в этом случае, от его безвременной кончины будет причинен кому-то вред. Поэтому, первый принцип йоги – это некая динамика, или поступательное развитие нашей духовной эволюции. Это когда мы стремимся, по возможности, исключить причинение вреда. Но, если все-таки жизнь ставит нас в крайнее положение, когда у нас нет возможности не причинять вред, то всегда возникает вопрос, а в каком объеме его причинять? И чем руководствоваться в этом определении минимальности вреда? И здесь всплывает понятие долга. Здесь всплывает понятие, что кто-то проявлял к нам какую-то доброту, и мы ощущаем себя в долгу перед этим. Не потому, что кто-то сказал, что это наш долг, нет, друзья. А потому, что мы сами чувствуем, что это наш долг. Это как раз и будет мерилом той степени вреда, минимального, который мы все-таки вынуждены причинять, идя по нашей жизни. То есть, получается, что наш долг складывается из многих факторов, и многие отпечатки вместе сходятся. Здесь есть еще и фактор нашей профессии, чем мы занимаемся. И это определяет минимальность того вреда, который мы все-таки можем причинить в текущий момент. Но уже в следующий момент времени, или следующим шагом может выясниться, что этот уровень сократился, а следующий – еще сократил, еще и еще. То есть мы плавно из состояния сегодняшнего переходим в состояние будущего по этому вектору, чтобы от нас страдали как можно меньше.

2011.03.01 Свобода и счастье. Вадим Запорожцев.

Свобода и счастье. Вадим Запорожцев.

Мы с вами свободны. Мы сделаны по образу и подобию Абсолюта. Что значит свобода? Свобода – значит, все будет так, как мы пожелаем. Или, другими словами, всемогущество. Из этого следует то, что мы с вами наделены всемогуществом, но проявляется оно, может быть, не в той же степени, что у Абсолюта, а ограничено той степенью неведения нас самих в отношении нас самих. Поэтому, прямо пропорционально степени нашей самоосознанности, мы реализуем положение о том, что мы свободны, а, следовательно, всемогущи, а, следовательно, любое наше волеизъявление исполнится. Ну а вот компенсация за счет того, что мы еще не до конца себя осознаем, и нам силенок не хватает, чтобы желание моментально исполнялось, в момент его формулирования, возникает небольшая сдвижка по времени, она же закон кармы. И получается, что выстраивается некая такая очередь, которая тянется по жизни или из жизни в жизнь. Фактически, вся наша карма – это череда из наших желаний. Когда-то были желания более хорошие, в том плане, что, с их осуществлением нам хорошо, и наша свобода, во всяком случае, не уменьшается. А были желания сомнительные. Получая их, мы попадаем в ситуацию, которая нам не нравится. Но, в любом случае, друзья, все желания исполняются. Вот почему надо быть аккуратнее с желаниями. Есть такой неприличный анекдот, но я рискну подорвать свою репутацию и рассказать его вам. Был молодой человек, который очень был озабочен своим мужским достоинством. Поймал он золотую рыбку. И попросил у нее, чтобы его мужское достоинство было, буквально, до земли. Тут рыбка ему ноги и отрезала. Понимаете, какая логика? Иногда мы такие желания волеизъявляем, не подумав, которые автоматически ведут к серии событий, приводящих нас к исполнению этих желаний, но потом мы и не рады этому желанию. Желание – это вещь очень опасная.

2011.01.18.Йога и Свобода. Лекция № 3.Вадим Запорожцев.

Йога и Свобода. Лекция № 3. Вадим Запорожцев.

Итак, друзья, мы продолжаем наш очень серьезный экскурс в йогу, точнее даже не экскурс, а такое погружение в йогу. Я еще раз хочу напомнить, в чем наша цель. Моя цель, лично, чтобы вы все превратились в людей способных переоткрывать йогу. Йога исчезает. Во-первых, мы должны сохранить то, что осталось, во-вторых понять все то, что осталось. Но в гораздо большем объеме придется переоткрывать то, чего мы не знаем. То, что осталось по намекам. Цель Открытого Йога Университета вовсе не в том, чтобы штамповать преподавателей йоги. Хотя это крайне необходимая, трудная и достойная задача. Но нужны еще так же люди, которые сами смогли бы, как бы разобраться во всех глубинах теоретических йоги. Чтобы на мое место мог любой из вас сесть и продолжить лекцию там, где я ее прерву. Вот такой уровень от вас требуется, друзья. Если такого уровня мы не получим, мне будет очень печально. Значит я годы лучшие своей жизни трачу напрасно. Лучше бы я отправился практиковать какие-нибудь экзотические йоги. Понимаете, да? Поэтому мы учимся мыслить. Мы учимся мыслить не тривиально. Мы учимся мыслить самостоятельно. Не надо наглости в йоги. Наглость в йоге – плохая вещь. Когда люди, даже не знающие азов аксиоматики, начинают как-то ставить под сомнение основополагающие моменты. Но с другой стороны известный такой внутренний вызов, переосмыслить, переоткрыть все то, что до нас дошло, крайне необходим. Нельзя верит на слово. Мы завершили предыдущую нашу лекцию с того момента, что сидит мужик перед вами и выпендривается, а вы слушаете и съедаете. А завтра какой-нибудь другой сядет, маньяк от йоги и начнет вам что-то другое говорить. И вы что, точно так же будите съедать? Здесь мы подходим к очень тонкой грани. Она называется авторитетное свидетельство. Да, конечно, сперва вы будите точно так же съедать, но если вы действительно являетесь нашими студентами, то в следующий момент, распробовав на вкус, вы скажете: «Да это ж не съедобно», если пойдет чушь. Для этого вы должны уметь сами все осмысливать, переоткрывать.