Название лекции :
Йога и Свобода. Лекция № 6. Вадим Запорожцев.
Автор: Вадим Запорожцев,
Дата: 2011.02.01.
Где: Международный Открытый Йога Университет
Краткое описание : Свобода и закон. Как связаны эти понятия? Какой закон природы является высшим? В этой лекции вы приблизитесь к ответам на эти и другие не менее важные и интересные вопросы.
Скачать Текст, Аудио, Видео Варианты здесь: www.openyoga.ru
Слушать Аудио:
Смотреть Видео: Ссылка на видео
Читать Текст:
Свобода и закон.
Сегодня 1 февраля 2011 года, меня зовут Вадим Запорожцев. Это лекции Международного Открытого Йога Университета. Вся информация на наших сайтах openyoga.ru, yogacenter.ru, happyoga.narod.ru. Архивы в нашем магазине – shop.openyoga.ru.
Мы продолжаем серию лекций, посвященных теме «свобода». Сегодня нам необходимо продвинуться в осмыслении этого столь фундаментального принципа, который обычно кричат политики, обычно прикрываются словом «свобода» те, кто, желает эту свободу отнять у кого-то. И мы с вами, напомню, рассмотрели момент «свобода и власть», и хорошо бы нам поразмышлять над другой гранью свободы – «свобода и закон». Как сочетаются эти два понятия. Это чрезвычайно важные моменты вашей жизни по той простой причине, что, фактически, духовная эволюция заставляет нас не делать ошибок. Эти ошибки мы перестанем делать, если поймем, как устроен мир, как устроены мы, что мы хотим, что мы не хотим. Друзья, даже простая вещь, как осознать, что мы хотим, а что нет, как не странно, очень серьезно облегчает жизнь и решает множество проблем. Свобода, напомню вам, закон универсальный. Все остальное – лишь способ, как этот закон воплотить в жизнь. Мы с вами все свободны. Наше Высшее Я свободно, оно сделано по образу и подобию Абсолюта, который так же свободен. Более того, настолько он нас сделал свободными, что даже освободил о знании о самом себе. Мы не знаем ничего о первопричине Вселенной, об Абсолюте по той простой причине, что любое бы знание предопределяло бы наши дальнейшие шаги и действия, и, как следствие, косвенно подрывало саму суть нашей свободы. Отсюда, из этого фактора, что мы абсолютно свободны, возник фактор изначального неведения. То есть мы в таком состоянии находимся, то ли сделать резкий рывок и осознать все, чем являемся мы, кем является Абсолют, что за законы устройства нашего мира, но точно так же мы можем воспользоваться нашей изначальной свободой и зациклить самих же себя на своих же собственных идеях, на каких-то бредовых волеизъявлениях. То есть самих же себя посадить в тюрьму, пользуясь свободой. А потом эту тюрьму наращивать, наращивать. Некоторые умудряются закрыть все входы и выходы этой тюрьмы на замок. И припрятать ключи. Некоторые даже умудряются эти ключи выбросить подальше, чтобы в принципе нельзя было проникнуть сквозь эти стены. И все в дальнейшем начинает проистекать из этого понятия свободы. Вкратце напомню, что даже такие понятия, как рождение и смерть более второстепенный закон, чем закон свободы. Опять же, согласно учению йоги, когда-то мы сами волеизъявили закон смерти. Почему? Потому что, как ни странно, с законом смерти нам стало легче реализовывать нашу свободу по причине наших неправильных волеизъявлений. Действительно, когда мы в той или иной жизни строили себе тюрьму, из которой нельзя убежать, в результате, пользуясь изначальным бессмертием, обрекали себя на вечное заточение в этой тюрьме. До тех пор, пока не волеизъявили небольшую коррекцию этого закона: каждый раз начинать, с известной периодичностью, с чистого листа. Закон смерти подчиняется закону свободы. В конце концов, что такое смерть? Это не есть наше исчезновение, это как бы попытка прожить всю эволюцию с момента нашего творения до какого-то уровня вновь и вновь, повторяя многократно, как в компьютерной игре. Игрок может вновь и вновь проходить тот или иной уровень, хотя понятно, что каждый оборванный уровень можно квалифицировать как смерть. Получилось, что даже само понятие смерти в более широкой перспективе оказалось вещью, сохраняющей нашу свободу, или помогающей нам изначальный закон творения всего соблюсти в большей степени. В дальнейшем мы, как живые существа, начали развиваться, выстраивать череду того, что, если мы умираем, мы оставляем после себя какой-то задел, дабы там же родиться, и так из поколения в поколение, целая, фактически, ветка цивилизации, эволюции. И, в этом смысле, что такое есть эволюция? Эволюция – это борьба за свободу. Примитивные, одноклеточные стараются реализовать свою свободу, которая и так в них потенциально заложена, но, в силу изначального неведения, это не всегда получается самым оптимальным образом. Начинают формировать свои тела, затем их трансформировать, дабы тела были более совершенными, и через них можно было бы осуществить в большем объеме свободу. И, фактически, мы доходим до тела человека через серию жизней в телах примитивных, как следствие борьбы за свободу, друзья! Наконец, вот мы уже в телах людей. И здесь множество других моментов входит в нашу жизнь. Можно жить одиночно или очень маленькой группой людей, подобно прайду львов или стае волков. Но, опять-таки, вдруг оказалось, что жить большими группами – это осуществить возможность реализовать свою изначальную свободу в большей степени. И вот стали возникать общества – не что иное, как ответ на наше извечное стремление к свободе. Нам в совместной жизни свободнее, чем поодиночке. Тут же стали приходить другие проблемы – где набрать такое же количество подобных нам, находящихся на нашем же уровне свободы или стремления к свободе, живых существ. Их очень мало. Но общая свобода увеличивается, даже если вы начинаете сосуществовать с живыми существами, находящимися на более низком уровне развития. Таким образом, формировались общества, где были аристократы, простолюдины, где были люди духовные, ответственные, а были и так себе, вчерашние звери в телах животных. Но все равно, это оказывается гораздо выгоднее в плане свободы, чем изолированная, капсулированная жизнь, только лишь людей-небожителей. Этот закон идет дальше, обратите внимание, сосуществование нас, людей, с животными, которые, безусловно, на более низком уровне развития находятся. Это так же олицетворяет воплощение этого закона свободы. Мы используем животных, собак, кошек, в результате они получают еду, тем самым становятся более свободными в какой-то одной части своей жизни. Это же касается других животных, которых мы употребляем в пищу, тем самым гарантируя им, после череды рождений и смертей так же получить тело человека. В этом смысле те, кого мы едим, имеют кармическую предрасположенность родиться среди нас. В этом и сила, и слабость, это кармический долг. Убивая животное, которое живет с вами, и которое дает вам свободу не думать о еде, а пользоваться его телом, вы расширяете свою свободу и сужаете свободу этого животного, но, в то же самое время, в общей картине, вы предоставляете возможность этому животному быстрее эволюционировать. Хотя это не оптимальный и очень свирепый, варварский способ. Но, с другой стороны, бывают такие моменты в истории, что, в общем, на кону гораздо большее стоит.
Таким образом, формируется огромный вихрь из живых существ, которые, в стремлении к совместной свободе живут вместе, даже находясь на разных стадиях развития. И, уже находясь внутри этого сообщества, вы должны помнить, что идея свободы проходит красной нитью. Возникает, безусловно, понятие долга перед Родиной. Но что такое долг перед Родиной? Это долг перед другими живыми существами, которые когда-то в прошлом ущемили свою свободу, в рамках той или иной страны, чтобы нам дать возможность жить, развиваться, творить. Поэтому любой долг – это наше понимание того, что кто-то или что-то дало нам свободу, и мы в ответ желаем вернуть. Но, в то же самое время, постоянно, в любом обществе находятся индивиды, которые не понимают этого универсального закона свободы и начинают навязывать свою волю. Это всякого рода диктаторы, в той или иной степени. Мы касались этой темы, мы помним, что, по большому счету, удержать власть любая структура, организация, партия, секта, что угодно, может только лишь в одном случае – если та свобода, которую она дает, больше, чем та, которую она забирает. Постоянно об этом забывают, и мы видим революции. Самые извращенные политиканы начинают злоупотреблять нашим хорошим отношением, нашим понятием долга, используют, эксплуатируют наше понятие патриотизма, долга перед Родиной, для того, чтобы косвенно, скрыто, незаметно нас поработить. Понятно, что у них происходят такие подмены понятий. Но долго это продолжаться не может. В особенности, когда эти группы людей, обуреваемые какими-то абстрактными идеями, что у нас в стране, что раньше – какие-то странные, непонятные идеи, за которые предлагалось расплачиваться жизнью, что сейчас нас призывают себя в чем-то поджимать, не давая ничего взамен. То есть, фактически, это правило, что мы должны постоянно биться за свою свободу, постоянно, каждый день, каждый день сверять. Это правило, которого, если угодно, хочет вселенная, это правило, которого хочет Абсолют. Абсолют хочет, чтобы вы были свободны. Если какой-то политик, даже самыми красивыми словами, лозунгами хочет вас поработить – вы должны найти способ не подчиняться ему. Иногда это трудно сделать в открытую, потому что, если какие-то наши действия слишком уж ретивые, они могут повредить другим, ни в чем не повинным людям и ущемить их свободу. Но требуется включать интеллект. Требуется включать все свои душевные силы, постоянно помнить, что ни одно живое существо от наших действий не должно пострадать, но все равно стремиться к свободе. И если вы продумываете планы на свою жизнь, продумываете, как, с каждым годом вы будете становиться все свободнее и свободнее. Если это не получается сделать в рамках одной страны (ну действительно, иногда чудят наши политики, и наша Родина начинает, виток за витком, проходить те этапы, которые, по моему, давным-давно отработаны), то надо видеть себя гражданином мира, не переставая любить свою родину, но и не позволяя своей свободе быть ущемленной. Во всех смыслах этого слова, в первую очередь, в экономическом. Да, действительно, если завтра придут и вас прижмут, от вашей свободы ничего не останется. Вы должны уметь чувствовать человеком в любых обстоятельствах, в любой точке земного шара, или, в будущем, космоса. Поэтому имеет смысл изучать иностранные языки, знакомиться другой культурой, не забывая свою, не забывая свой язык. Постоянно у вас вектор должен быть в одну сторону – расширять свою свободу. Все, кто будет пытаться ущемить вашу свободу – в этом смысле ваши враги. Враги по своему неведению. Они идут против эволюции, они идут против Абсолюта. Поэтому, если у вас есть возможность быть более свободными, не нарушая принципа доброты – больше зарабатывать денег, не нарушая при этом ничьей свободы – вы должны идти по этому пути. Конечно, неприемлемо, когда ваша свобода в зарабатывании денег идет за счет несвободы других. Но если есть честный способ, не ущемляющий свободу кого-то, а расширяющий, вы должны идти этим путем. Это ваша святая обязанность, друзья. Потому что в этом смысл всего остального. Если у вас есть возможность расширить свой горизонт, изучить пару других европейских языков (ну английский, понятно, потому что он универсальный), вы должны это делать, у вас сразу же расширится горизонт свободы. Очень легко, друзья, потерять свободу. Кому-то будет проще взять вас и где-то, как винтик, закрутить. Любому бюрократу не хочется думать. Зачем ему думать? Ему легче относиться к вам, как к быдлу. Конечно, очень тяжело бывает, иногда, в рамках страны что-то сделать, но в рамках своей личной жизни, пожалуйста, подумайте. Видите, мы подошли очень близко к такой теме, как политика. По доброй традиции, йога всегда дистанцируется от политики, и я дистанцируюсь от политики. Я не хочу, чтобы в рамках нашего Открытого Йога Университета была хоть какая-то примесь политики. Политика – это бесполезное занятие. С моей точки зрения, политика – это все равно, что делать квартет, а потом менять местами музыкантов, когда квартет этот не получается. Надо, чтобы были изначальные, базовые принципы гуманизма, а какая партия будет у власти и что они будут трещать – мне все равно. Есть вещи, которые от вас зависят. У вас есть родители, дети, подумайте об их будущем, бог с ними, с политиками. Неужели вы их, детей, подставите под удар криминала, мздоимцев, неужели вы их бросите на произвол судьбы? Нет. Значит, расширяйте свою свободу, чтобы и они могли расширить свою свободу. А как расширять свою свободу? Увеличивать свою прану, учиться в первую очередь. И, в конце концов, и аксиоматически так получается, что, удаляя свое неведение, в приближаетесь к осмыслению, что вы есть, а, приходя к осмыслению, чем вы являетесь, вы расширяете свое могущество. Чтобы один ваш внешний вид вызывал не желание испытывать вас на прочность, не желание попробовать сделать из вас раба, чтобы в манере вашего поведения, в каждом слове, в каждом жесте вы были личностью. Чтобы не было мыслей вас построить в шеренги и обрить наголо и пустить на заготовку леса. Чтобы не было мыслей, что вы быдло, что вам приказали, а вы и пошли. Это надо демонстрировать очень корректно, вежливо, не нагло, как это иногда бывает, но очень настойчиво, иначе ничего не получится. И, в первую очередь, пострадаете вы и ваши близкие.
Вот, друзья, давайте продолжим эту тему и сейчас сделаем следующую связку. Свобода чудесна, но есть и закон. Как сочетаются свобода и закон? Но прежде, чем мы начнем это рассматривать, давайте мы нажмем нашу адреналин-кнопку и кто-нибудь себя похвалит. Какой он свободный, хороший, замечательный человек.
Ольга Исаева: Я на этих выходных стала действительно свободнее. Я посетила семинар по Рита-йоге. Вчера я увидела во всех людях Абсолюта и получала от этого радость.
Вадим Запорожцев: Ага! Видите, в чем сила? Аксиоматично получилось, прямо как рояль в кустах. Что такое семинар, друзья? Любой семинар – это вещь, которую вы не прочитаете никогда в книжках, не воспроизведете сами. Это что-то уникальное. Это место, где джнана, крия и ичха (знания, действие и воля) сливаются в одной точке. И если вы попадаете в это место, где все сливается в одной точке, то искажающая или вводящая в заблуждение сила майи отступает, вы приобретаете знание, а, приобретя знание, вы становитесь свободнее, друзья. Понимаете, какая вещь интересная получается? Кто-то говорит: я стану свободнее, если у меня много денег будет. Не станешь ты свободным из-за денег, более того, деньги тебя еще больше поработят. Кто-то говорит: вот я стану президентом, стану свободнее. Ну как же ты станешь свободнее, вокруг тебя столько злопыхателей будет, они только и будут ждать, как тебе нож в спину воткнуть, что ты ни на секунду не расслабишься, ты будешь менее свободным, чем, если бы ты был простым инженером. И так можно перечислять все, что угодно. Внешние факторы не сделают вас свободными, только лишь фактор внутренний. А внутренний фактор сводится лишь к одному. Что вы приобрели это высшее знание, осознали, реализовали его. Для этого мы проводим все наши практические семинары. Это делать очень трудно, тяжело, во всех смыслах слова. Но, что называется, игра стоит свеч. Я знаю прекрасно, что те, кто прошел через семинар, это уже другие люди. И, как правильно было замечено, настоящее осознание от всех практик иногда приходит через годы. Во всяком случае, у меня так было. А мой опыт согласуется с древними трактатами.
Теперь второй раз мы нажмем адреналин-кнопку и вспомним, что мы ввели такое упражнение, как улыбка – жизнерадостная открытая, свободного человека.
– Елена Куликова
Елена, выходите сюда, сядьте и улыбнитесь жизнерадостной улыбкой свободного человек, чтобы, глядя на эту улыбку, ни у одного любителя поработить вашу свободу даже мысли не возникло, что с вами можно как-то в эти игры играть.
(Елена выходит к камере, принимает позу йоги и улыбается)
Замечательно, браво!
(Аплодисменты)
Так. Мы идем дальше, нажимаем адреналин-кнопку и следующий человек поразмышляет над этой связкой: закон и свобода.
– Касумова Мила.
Друзья, это совок, когда сначала идет фамилия, а затем имя. Это для карательных органов, когда им надо сличить вас по фамилии, затем по имени, а затем, желательно, по месту рождения, чтобы не перепутать ни с кем и не попасть на однофамильца. Я надеюсь, что эти времена скоро уйдут, или вы от них уйдете. Поэтому, давайте перепрограммируем нашу изящную программу, и пусть сначала идет имя, затем фамилия.
Мила: На определенном уровне осознанности закон человеку абсолютно необходим. Если человеку позволить свободу во всем, как ему кажется, то он неправильно ей воспользуется, и есть Законы, которые помогают человеку, ограничивая его в чем-то, высвободить свободу и дать свободу в другом и тем самым расширить его свободу. Так как многие люди находятся в неведении, и степень неведения у всех разная, кому-то нужны жесткие законы. Но чем жестче закон, как мне кажется, тем больше будет возможность получить свободу.
Вадим Запорожцев: Хорошо, друзья. Вот такое мнение. Кто еще хочет порассуждать, по своей инициативе?
Елена, группа Чатур: Мне кажется, что закон – это то, что необходимо, когда большинство людей находятся в состоянии неведения, потому что если бы все были близки к просветлению, то не нужны были бы законы, и не возникало бы стремления причинить вред другим существам. Законы помогают разным людям, на разных уровнях развития реализовывать свободу, не вредя друг другу. Здесь мне вспоминается то, о чем мы говорили: майя позволяет разным живым существам сосуществовать, реализовываться, не причинять зла друг другу. Если бы все знали, что они свободны и всемогущи, то они могли бы воспользоваться своей свободой неправильно.
Вадим Запорожцев: Хорошо, вторая точка зрения прозвучала. Еще кто хочет поразмышлять?
Марина, группа 4: Я хочу про уголовный кодекс поразмышлять. Ребенок до 18 лет не подлежит наказанию по уголовному кодексу. Он свободен, что бы он ни делал.
Вадим Запорожцев: Поэтому банды малолетних преступников – самое страшное, что есть во вселенной. Ни один рецидивист, серийный убийца в сравнение не идет с ними.
Марина: Чем человек больше нарушает закон, тем он больше ограничивает свою свободу. Садится в тюрьму и там сидит. Чем меньше он нарушает закон, чем он более законопослушный, тем меньше он сидит в тюрьме и тем больше у него свободы.
Вадим Запорожцев: Понятно. 3-я точка зрения. Правильная или неправильная? Друзья, обратите внимание: вы свободны. Каждый из вас сам должен определять, правильная или неправильная. Я могу только подсказать, к каким выводам в древности пришли мудрецы, йоги и йогини. Но для вас, как для людей свободных, это еще не закон, понимаете? Смотрите, прозвучало 3 точки зрения, я надеюсь, что будут звучать еще мнения, но здесь везде прозвучала такая вещь, что кто-то или что-то будет определять законы. Законы развития, законы для менее духовных – более жесткие, уголовный кодекс. А кто же эти «кто-то», кто будет давать законы? Если Абсолют, который самый-самый большой законодатель, оставил нам только один закон – закон свободы. Кто же имеет право, если сам
Абсолют в этом смысле самоустранился, придумывать законы? И вообще, нет ли в этом смысле противоречия?
Юля, группа 3. Как мне кажется, держателями этих законов являемся мы сами, потому что мы сами их создаем. Начиная с самых элементарных вещей – что посеешь, то и пожнешь. Раньше я делала такое замечание, что, когда человек достигает определенного уровня сознания, то для него эти законы становятся бессмысленными, потому что в принципе не возникает желания их нарушать. В мае прошлого года вы процитировали Достоевского, у него была фраза: « я не хочу иметь такое общество, где не будет зла, а я хочу иметь такое общество, где можно будет делать зло, но не будет хотеться его делать». Для меня закон – это вопрос честности с самим собой.
Вадим Запорожцев: Очень интересная точка зрения. Еще, пожалуйста.
Алена, группа 4: Я хочу посмотреть на понятие закона со стороны общества. Все мы сталкиваемся друг с другом, у каждого есть законы, они переплетаются. Чьи же законы побеждают? Я пришла к такому мнению, что чем человек свободнее, тем более обширные законы, которые он может устраивать, тем чаще его законы побеждают над законами людей, которые менее свободны. По этому принципу все друг с другом взаимодействуют, это принцип справедливости.
Вадим Запорожцев: Ага. Получается, что законы того, кто дает свободы больше, имеют тенденцию срабатывать лучше, чем законы того, кто их придумывает таким образом, что они, в своей конечной стадии, дают свободу меньше. Интересная точка зрения. Дальше, пожалуйста.
Анастасия, группа 3: Я хочу посмотреть на законы с той точки зрения, что они призваны для того, чтобы обязанности соблюдались, а права не нарушались. В идеале, то, к чему должны привести законы, это чтобы не возникало вопроса о нарушении прав, потому что наши права – это чьи-то обязанности. И если обязанности соблюдаются, то не возникают ситуации, когда права нарушаются.
Вадим Запорожцев: Очень хорошая фраза, мне понравилась: «наши права – это чьи-то обязанности». Это прямо афоризм хороший. Это очень глубокая мысль. Еще кто хочет поразмышлять? Да, пожалуйста.
Светлана, группа 4. Я хочу добавить, что закон – это такие правила, которые делают свободными максимальное количество людей.
Вадим Запорожцев: Ага, вот у нас еще какая грань появилась, что закон должен учитывать максимальное количество вовлеченных.
Светлана: Как правило, законы устанавливаются для большинства большинством, либо сильной стороной для большинства.
Вадим Запорожцев: Да. Еще кто хочет сказать? Да?
Игорь, 3-я группа. Законы – это выгодное взаимное сосуществование.
Вадим Запорожцев: Да, друзья, мы приближаемся. Что называется, все горячее и горячее. Еще кто-то хочет? Да, пожалуйста.
Ирина, группа 4. Я бы сказала, что закон – это правило, определяющее взаимодействие свобод.
Вадим Запорожцев: О, еще ближе, еще горячее. Мы все ближе подходим к тем мыслям, которые оставили после себя древние мудрецы, йоги и йогини.
Вячеслав, 3-я группа: На мой взгляд, закон – это возможность максимальной реализации свободы каждого человека при максимальном отсутствии ущемления свободы других.
Вадим Запорожцев: Вообще горячо. Друзья, я почему хочу вести эту дискуссию? Мы придем к выводу, который я мог бы сказать вначале. Друзья, пум-пурум-тра-ля-ля. Йоги древности так сказали. Зазубрить и быть всем свободным. Но сама парадигма свободы подразумевает вашу свободу в том числе и от такого бездумного, неосознанного поедания всего, что вам говорят. Мало ли, а может, в древнем йоговском трактате на рубеже 16-17 века у переписчика этого трактата с головой плохо приключилось и он в одном санскритском слове букву потерял, после чего оно поменяло свое значение на прямо противоположное. И так пошло-поехало до наших дней, а мы и не заметили подмены. Понимаете, это очень серьезная опасность в йоге. От этого рождается либо фанатизм тупой, когда начинают какие-то догмы: вот так сказано в какой-то книге, так и должно до скончания времен быть. А вдруг там ошибка тупая? Друзья, мы должны быть свободны от всего. От ошибок, даже чужих. Поэтому мы должны думать своей головой и пытаться переоткрыть и приблизиться к осмыслению того, к чему пришли йоги и йогини древности. Вы помните: концепция йоги заключается в том, каждый из вас в состоянии сделать то же самое. Поэтому это крайне полезная вещь – в размышлениях, в диспутах постепенно переоткрыть то, что и так было известно.
Владимир, 3-я группа. Я бы сказал, что закон – это как договор между людьми, государствами, между обществом, между отдельными гражданами. В чем проблема? Проблема получается в том, что есть непонимание одного человека другим, одной расы другой. У нас такая религия, у тех другая. Из –за неведения идет это непонимание. Приходится об этом думать людям, которые на более высокой степени свободы, понимания окружающей обстановки находятся. Приходятся создавать законы, которые ограничивали бы тех людей, которые до них еще не доходят.
Вадим Запорожцев: То есть мы с вами подошли к такому понятию, что способность создавать законы в большей степени присутствует у того, кто находится на более высокой стадии развития, на более высокой стадии самоосознанности, и осознанности свободы себя в том числе, и других людей. Очень интересное добавление. Еще кто хочет сказать? Заочники?
Антон, г. Самара: Свобода есть творчество, в том числе творение законов. Свобода выше логических законов. Любой логический закон подчиняется свободе. Если правильно использовать свободу, когда общее взаимодействие взаимодействующих существ увеличивается – это полезный, правдивый закон. Если неправильно используется свобода, то общая свобода взаимодействующих существ уменьшается – то это бесполезный, неуместный, лживый закон.
Вадим Запорожцев: Да, хорошо. Еще кто хотел сказать?
Анна, группа 4. Я хотела сказать о другом законе, о законе природы. Нарушая закон природы, мы тем самым ограничиваем свою свободу. Те же законы эволюции. Истребляя животных, вырубая леса, мы ограничиваем свою свободу – нечего есть, нечем дышать и так далее.
Вадим Запорожцев: Да.
Оксана, вольный слушатель. Каждый человек, который прикоснулся к Высшему знанию, он находится вне законов находится, но в то же самое время он может взаимодействовать с любыми законами, так как он интуитивно начинает чувствовать, подходят они ему или нет. И, в то же время этот человек просто не сталкивается с грубыми проявлениями той системы, в которой он живет.
Вадим Запорожцев: Такая точка зрения. Все высказались? Да?
Куликов Андрей, группа 4: Мне кажется, что неуместных законов не бывает. Мы принимаем законы по своей воле. Мы живые существа и если мы эти законы принимаем, значит они актуальны в данное время или в данный момент. Просто так жить с не живучими законами мы не можем. Если закон не соответствует эпохи, то страна так или иначе изменится, люди не будут жить по тем законам. Если мы до сих пор терпим те законы, которые даже нам не нравятся, но мы их терпим, значит они актуальны для нас. Значит, мы на данный момент заслуживаем только этого.
Вадим Запорожцев: Давайте перефразируем ответ. Каждый народ заслуживает своего правителя.
Перефразировать можно по другому: каждая страна заслуживает свои законы. То есть нечего на зеркало пенять, коль физиономией не вышел.
Высший закон – это закон свободы
Давайте подытожим. Итак, мы имеем логическое противоречие, которое указывает нам на запах сверхлогики. Это логическое противоречие заключается в той фразе, что наш мир свободен, и что высший закон – Это закон Свободы. Самый ВЫСШИЙ Закон – это ЗАКОН СВОБОДЫ. Это такая фраза взаимоисключающая, если проанализировать ее с позиции логики: есть понятие свободы – это когда нет законов, понятие Абсолютной Свободы на которой построена наша вселенная – это понятие, что нет никаких законов. С другой же стороны, мы говорим, что есть Закон Свободы. Один Закон да есть. И тем самым, когда мы говорим слово ЗАКОН, Мы где-то ограничиваем закон чего-то другого, и ограничиваем такую фразу, скажем, Природа нашей вселенной – это закон несвободы Это логическая связка, логическое противоречие. Мы говорим фразу – Закон Свободы, это как если бы мы говорили «Светлая тьма» или какие-то другие противоположности, связанные в одной фразе? У логиков есть раздел, где есть масса примеров, например: существует тайна, о которой никто не знает. Это как? Если существует тайна, о которой никто не знает, откуда мы знаем, что она существует? Это все то, что обыгрывается в построение логики, что называется теми или иными парадоксами. По сути это попытка в плоскости логики впихнуть весь мир, который сверхлогичен. И хотя одной гранью она внутри логики, а другой гранью она сверхлогична. Получается, что понятия ЗАКОН и СВОБОДА – два несовместимых понятия. И это, по сути дела, попытка сверхлогичная передать суть нашей вселенной, которую нельзя выразить словами, но которую можно будет пережить потом в дальнейшем. Пока мы этого не пережили, проекция сверхлогики на логику, получается ситуация как в поговорке, бабушка на двое сказала. То ли Свобода, то ли Закон. Есть ли Закон во Вселенной, или есть Свобода? Мы имеем такое понятие как понятие БЕСКОНЕЧНОСТЬ, как другие понятия, которым мы придумали названия, не осознавая до конца, что это такое. И, казалось, на первый взгляд бесполезное понятие. Логика пробуксовывает, ничего с этим сделать нельзя. НО нет, говорит нам история человечества, ей вторит нам современная наука. С такими понятиями как бесконечность математика научилась не
понимая что это такое, играть. Всячески манипулировать этим понятием, не нарушая логики, всячески обыгрывать эти понятия, как говорится из рук в руки, а в результате рождается масса конкретных решений. Фактически то, что мы называем современная математика, из этого проистекает. Если есть математика, есть физика, химия, есть другие естественные науки, есть технический прогресс, есть изменения нашей жизни. И что может быть реальнее вашего сотового телефона в руке, по которому вы звоните? Это уже не абстрактные понятия игр с бесконечностью. Это уже реальная пластмасска, по которой вы можете позвонить своей девушке. Точно так же игра с понятиями Свобода и Закон. Если понятия Свобода и Закон правильным образом выстроены, рано или поздно распутывают клубок противоречий, которой мы называем нашей жизнью. Действительно понятие Закона и Свободы? вещи несовместимые, в плане логики. Но если же ухватить эту идею и попытаться, с помощью этой двойственной идеи анализировать все происходящее получаются вполне красивые выводы. Не менее практичные как математика, не менее реальные как сотовый телефон. Из этого рождаются все хваленые сверхспособности, о которых вы читаете в книжках. Одно время все увлеченно читали про летающих йогов Тибета, которые в своих практиках доходили до таких познаний своего устройства, что от таких медитаций начинали летать. И как не странно это был очень отвлекающий их фактор, где за правило брали камень и приковывали себя, что бы во время медитаций, когда ты начинаешь парить ? это как якорь, удерживало на месте для того чтобы приземлялся там же где начинал медитировать, а не где-нибудь в кустах по соседству. Сама идея о том, что в человеческом теле можно летать кажется антинаучной, фантастичной. Приложение того что нужна гиря для практик. И оговаривалось, как удобнее ее делать, и чтобы ее можно было носить с собой, она не должна была быть тяжелой, так как йоги все были странствующие. Но и не слишком легкой. Такие пикантные подробности сбивают с толку, если честно. Это продолжение темы, которую мы рассматриваем. Эта тема сверхспособностей. Если так распутывать понятия клубка Закон и Свобода, можно подойти к понятию Закона Всемирного Тяготения, великолепно сформулированным сэром Исааком Ньютоном, сидя под яблоней. И в то же самое время скомпенсировать его более универсальным Законом Свободы, который универсальнее закона Всемирного Тяготения. Если воспользоваться той частью, которая более универсальна, или по другому – раньше возникла закона Всемирного Тяготения, то можно компенсировать эти две силы и выйти из под воздействия более слабого закона. Куда уж более реалистично? Менее наглядные примеры: закон харизмы, закон власти. Один правитель выходит, начинает своими делами заниматься. К ним тысячи идут и избирают. Другой политик прошел все школы ораторского искусства, всех экстрасенсов, колдунов и магов к чему он только не прибегает, чтобы харизмой обзавестись, а народ его не хочет слушать. Почему один имеет власть над слушающими, а другой не имеет?
Опять же сочетание Закона и Свободы. И так можно продолжать бесконечно. Йога призывает вас к свободе. Чем больше вы свободы получите, тем с точки зрения учения йоги лучше. Она рекомендует вам получать свободы как можно больше. Она не навязывает, не говорит что только так. Почему?
Она понимает устройство, она не имеет права навязывать. Иначе она сама себе на горло будет наступать. Понятие Закона и понятие Свободы, хотя на первый взгляд противоположные, но на этой комбинации, которая нам кажется противоположной, построен весь мир. Возникает некая иерархия, которая совершенно замечательно упомянута – иерархия Законов. Если самый высочайший Закон – это закон Свободы, то все остальные законы – вещи вполне подчиненные и менее слабые. Если у вас есть какой либо закон: закон природы, закон человеческого сообщества, который стоит ближе изначальному закону Свободы, соответственно все последующие законы становятся второстепенны. Попадают под его действие и в самый неподходящий момент могут перестать действовать, если более универсальные законы появятся. Возникает некая иерархичная лестница законов, где один закон главенствует над другим, другой над третьим и т.д. до самого низа. Если мы с вами придерживаемся в своей жизни, своей политике, в своей деятельности более фундаментального закона, соответственно у нас больше шансов что все, что мы делаем, не будет разрушено по вине нашего незнания. Помните? Незнание законов не освобождает от ответственности. Получился еще один мазок ИЕРАРХИЯ Законов. Следующий момент: кто эту иерархию законов придумывает? Абсолют придумал один закон- Закон Свободы. Дал его нам и сказал меня не трогать. Потом мы говорим об иерархии второстепенных законов, кто их придумал, если Абсолют их не придумывал? Очень интересный момент, несколько своеобразный в осмыслении… И чтобы понять смысл откуда они вообще взялись….был один Закон Свободы, один бы и оставался. И, казалось, Один Закон – Закон Свободы. Зачем еще другие законы? Они дублируют один главный, они подчиняются ему, главному….они излишне, избыточны. Нет!!! Вся вселенная говорит, что она вся соткана по самым разным законам. Так откуда это группа законов свалилась, помимо Главного Закона Свободы? Свалилась она, как не странно, из диалектического противоречия Закон и Свобод, из-за изначального неведения. Изначальная Абсолютная
Свобода подразумевала отсутствие предустановленного знания. И поэтому для всех субъектов этого
правопотребления, или всех тех живых существ, которыми Абсолют сделал свободными, свободным в том числе и от знания самого себя, свалились, и точка! И дальше каждый из этих субъектов стали по отдельности придумывать свои собственные законы. Пользоваться Своей изначальной свободой так как ему нравиться, фактически в том ключе, в котором ему нравится, и дальше утверждать свои же законы.
Таким образом, каждое из живого существа начало творить свои собственные законы. В результате, сотворя те или иные законы тут же само под них попадало. Ты абсолютно свободен и вот ты что то придумал. Оно так и стало, и ты начал вариться в своих законах. Так пробегая большой кусок, который требует время… в вкратце КАК возникли законы более фундаментальные? Закон нашего проявления например. Мы проявляемся и считаем себя не тем чем мы являемся. Как мы стали с помощью этого ущемлять свое счастье, или свое собственное естественное, состояние радости и счастья и так далее? Много подробностей в других йогах более подробно изъяснено, но мы не будем этого касаться. По сути дела, мы придумали серию законов, и сами попали под серию законов. Если это применять для наших дней – все присутствующие здесь Свободны, они на протяжении предыдущей эволюции придумывали приблизительно одни и те же законы, попадали под их действие и так мы все здесь собрались. В своей предыдущей жизни, пользуясь своей свободой, мы волеизявляли примерно одинаковые законы. В результате эти примерно одинаковые законы сделали возможность видеть друг друга, слышать друг друга, сообщаться друг с другом. Другие живые существа, которые волеизъявляли другие законы, живут как-то по-другому. И мы о них ничего не знаем. Мы, все здесь собравшиеся, когда-то более или менее придумали одни и те же законы: закон природы, или закон всемирного тяготения, закон смерти и так далее. И мы продолжаем жить под действием этих законов и существовать с другими живыми существами, которые придумали примерно тоже самое. И у нас есть возможность делать сообщество. Очень интересно, что сообщество индивидов, придумавших перед этим примерно одинаковые законы, когда они начинают взаимодействовать, вдруг выясняется, что их свобода вместе больше, чем их свобода по отдельности. Так рождаются общества и государства. Что касается других живых существ, они могли не волеизявлять закон смерти. Как были сотворены так и болтаются в этом состоянии, мы не знаем каком.
Иногда говорят, что может быть универсальнее Закона Всемирного Тяготения? Кто знает. Может быть другие какие-то существа придумали закон отталкивания и все разлетается? Сейчас современные астрономы анализируют расширение галактик. И вдруг вкрался совершенно чудовищный фактор, которому не было место до этого в описании природы, фактор темной энергии и темной материи, и ведет себя совсем странным образом, не так как мы привыкли думать. И с одной стороны можно сказать: о, какие чудеса во Вселенной? А с другой стороны, можно сказать, что какие-то индивиды понапридумывали чего своего. А мы об этом узнали на уровне более косвенных моментов, которые роднит нас с точкой, с которой мы образовались. Получается вещь очень интересная. Любой Закон – это компенсация нашего изначального неведения. Та конфигурация волеизъявлений, и следования этим волеизъявлениям, которое делает нас более свободными. И так рождаются все законы. Мы с
вами разные точки зрения слушали, и звучало, что для этих живых существ законы должны быть такими, для других живых существ законы другие. И возникает вопрос : кто законы вводить будет? Абсолют самоустранился, оставил нас можно сказать. И выходит что фактически все законы, которые мы как группа свободных существ, сами же устанавливаем для того чтобы наша свобода вместе была была больше, чем свобода по отдельности. Но мы помним, что наша свобода вместе становится еще больше, когда мы никак клоны и близнецы братья находимся на одном уровне духовного развития, интеллектуального, физического даже не на одном уровне тел. Оказалось выгодно, что более ли менее эти души на разной степени развития, но как бы взаимодействуя дают большую свободу, даже на то что какие-то души еще себя не самоосознают. На примере людей это хорошо видно. Бывают люди очень ответственные, им не нужны никакие законы, никакой палки в виде карательных законов уголовных кодексов.Они и так их нарушать не будут. А есть люди , которые завтра же начнут
вести себя таким образом, что начнут увеличивать свою свободу за счет свободы других. Но так как они живут вместе нужно придумывать более универсальные законы, чтобы вся система была наиболее свободная в целом. Ни какая-то группка людей, скажем, правитель, диктатор, не какой-то класс аристократии или деятели какой либо политической партии, а всем целиком. Начиная с собаки и заканчивая президентом. Отсюда рождается попытка придумывать законы, как правильно было сказано, отражающие реальное положение вещей на сегодняшний день. И получается, что законы вплотную зависят от тех людей, для которых они даны. И нельзя сказать, что какой-то закон универсален, другой менее универсален. Универсален только лишь один закон – Закон Абсолютной Свободы. Все остальные законы относительно универсальны.
Возникает второй момент: как придумать, чтобы для данной группы живых существ изложить такие правила игры, чтобы самый глупый понял. Потому как тот, кто понимает их и так нарушать не будет. Так рождаются процессуальные, административные, уголовные кодексы. Всегда рождается свод законов. Как правило, это Конституция во многих современных странах, за редким исключением стран с монархическими устоем. Более основные принципы ближе к Свободе, а потом их детализация, как эту свободу реализовать в более конкретном случае. Большая беда, когда второстепенный закон ставит крест на первостепенном законе. Например, у нас в стране с одной стороны свобода передвижения, с другой стороны регистрация. Как это понимать? Это надо понимать следующим образом, что не смотря на декларацию хороших законов, она так и осталась декларацией, она не выполняется. Есть декларируемые законы, а есть фактические законы. Это, как знаете, свирепость законов компенсируется их невыполнением. Это страшная вещь, это бомба замедленного действия, которая рано или поздно все запутает, потому что оно подрывает само понятие закона. И для нашей страны это крест, это тупик, это бомба. Сейчас родился в Архангельске М.В. Ломоносов и не приедет он в Москву
из-за прописки, там и останется, там и сопьется. При прочих трудностях попробуй пробейся! И таких примеров, когда декларируется одно, а выполняется по другому, я могу приводить массу. Это как в 90-е года законы одни, а живем по понятию. Законы, которые не выполняются – это страшная беда для государства. Даже поговорка такая была: Не спрашивай, хороши или плохи законы в той или иной стране, спрашивай, выполняются они или нет? Даже самые чудовищные и суровые законы могут показаться не столь суровыми и чудовищными, если они выполняются, как в военные времена. Когда это обусловлено, что свобода всех становится больше в столь жестких тисках.
Откуда берутся Законы.
Здесь обратная сторона закона. Откуда берутся эти законы? Их должен кто-то придумывать. Кто их должен придумывать? Фактически тот, у кого есть власть. Почему? Я тоже могу написать кучу законов. От этого что-нибудь изменится, о них кто-нибудь узнает? Не узнает. Следовательно, нужно иметь некие средства, чтобы эти законы реализовать. С помощью каких средств я могу их реализовать? Только если у меня есть власть. С обратной стороны, что такое Власть? Власть – моя Свобода. Когда я могу достичь своей Свободы? Только лишь тогда, когда я уважаю свободу других, и не строю свою свободу на несвободе других.
Возникает такое понятие законов вообще, не те которые написаны в прекрасной конституции, а те, которые пронизывают жизнь общества. И они диктуются теми, кто имеет реальную силу. И если мы говорим про нашу страну, то кто у нас имеет реальную силу? Коррумпированные бандюги, продажные судья и т.д. Это одна сторона. Другая сторона, в той же Древней Индии, там это были жрецы, Брахманы, которые обладали свободой и объявляли эти законы. Они как бы волеизъявляли: пусть будет так. Так как их степень более высокая была, то степень более низких членов общества по степени самоосознания, что бы они не придумывали, их законы оставались на более низкой ступени. Так как мудрец жил в этом обществе, и общество рассматривать без мудреца нельзя, то и последнее слово всегда оставалось за ним. Поэтому если в древней Индии тот или иной царек или еще кто-то нарушал законы, то Брахман, как сейчас это говорится красиво, мог просто его проклясть.
Мы слабо понимаем смысл этого слова. Проклинать. Обычно открываешь какую либо бульварную прессу, и какая-нибудь гадалка в седьмом поколении снимает проклятие за свободно конвертируемую валюту. Это все мракобесие, бредятина, не имеющая никакого отношения к реальной жизни. Изначальный смысл следующий, что если человек, находящийся на более высоком духовном достижении, сталкивался, с тем, что кто-то придумывал свои корыстные узко-интересные законы, чтобы их свобода была больше, а свобода всех остальных была меньше, то вышестоящий, подчеркиваю, простым ВОЛЕИЗЪЯВЛЕНИЕМ приводил к тому, что вся жизнь наперекосяк шла у всех тех кто пытался закабалить. Но стоило уйти этому одному мудрецу из этого общества… Скажем ушел мудрец в самадхи, или перестал в этом обществе жить, или ушел из народа, сказав, что они неисправимы, вы получите, то что заслуживаете. Помните библейский миф? Когда ушла последняя вещь, уравновешивающая, действительно все получали по полной программе. Не надо вмешиваться, они сами придумали законы, которые нежизнеспособны. Мудрец все уравновешивал, как он вышел – все получили, что называется, по заслугам.
Мы подходим к такому понятию, что законы нужны. Без закона всегда будет попытка как бы расширять свою свободу за счет неправомерного ущемления других. Нужно выработать также правила игры, чтобы каждый исключительно добровольно поджимал свою свободу в угоду того , чтобы свобода общества стала больше и как следствие его свобода стала больше. И именно это называется законом, который целиком и полностью попадает под понятие закона, в том числе под понятие Абсолютного Закона. Если вы действительно видите, что вам надо хоть какой закон внедрить, который потребует что другие члены общества подожмут свою свободу, то вы должны понять, а что вы дадите больше народу? Наше правительство, что-то им не понравилось, прописку ввели, вплоть до уголовного преследования. Они сжимают свободу, а что взамен дают? Искореняют терроризм? Может быть, ксенофобию как-то приструнят? Или еще что-то сделают? Да ничего не делают. Просто тупо по бюрократически отрубят всем голову, без разбора. В результате ситуация станет еще более худшая, потому что будет нарушена
свобода многих, а общество не станет более свободным. Это очень опасно. Поэтому, когда я смотрю выступление наших государственных деятелей, многочисленные законодательные власти, я понимаю что эти люди не уважают Законы Природы. Казалось бы, не уважают, ну и Бог с ними. Опасно, друзья! Они такую сложную систему как страна не подготовят к войне, к чему бы там еще. Они развалят все дело. Я не знаю, по какой причине. Есть люди, которые образования не получили, но он от природы добрые. Он никому не будет делать плохо, если не видит крайнюю в этом необходимость. Как два сообщающихся сосуда, если в одном уровень больше, в другом меньше, то соедините, и он устаканится, уравновесится. На протяжении всей истории мы видим одну и ту же вещь, что все попытки внедрить таким вот образом, когда свобода всех оказывалась неоправданно попранной, рано или поздно ведут к революциям, к иногда очень кровавым.
Таким образом, мы подходим к следующему: смысл любого закона, который принимается – это всеми силами увеличить свободу. На определенном уровне развития людей или обстоятельств, например, война идет, эти законы могут быть более суровыми. Но как только военное положение сняли, как только все в русло вошло, старые законы перестают действовать. Более того, чем быстрее вы старые законы измените, тем будет лучше. Если не измените – это будет очень плохо. И это на протяжении тысячелетий одно и то же. Скажем, ваша фирма находится под прессингом. Выживает или не выживает, задавят вас или не задавят. Понятно, вы закрутили все гайки, сократили все расходы, мобилизовали всех людей, все подобрались, поджались. Прошли вы какой-то там темный момент своей фирмы. Ведь у многих бизнесменов возникает желание, а что это я буду поднимать зарплаты? И так все прекрасненько бегают. Такой бизнесмен не понимает, что это бомба замедленного действия.
Люди терпят, но рано или поздно перейдут к конкуренту. И здесь должен быть некий баланс. Или, наоборот, вольница. Слишком вольница, никто не за что не отвечает – тоже плохо. И постоянно приходится отслеживать.
Следующая вещь: не бывает абсолютных законов в этом смысле. Даже смерть не является абсолютным законом, что говорить про остальные. Следующий момент: хорошо, если не бывает абсолютных законов, если на каждый момент времени, если на каждый состав государства, в каждых условиях должны быть свои законы, кто их будет придумывать? Во-первых, они естественным образом будут складываться как сумма волеизъявлений самых духовных людей. И все что будет этому противостоять – рухнет быстро или долго. Вопрос в другом. Как бы это в цивилизованное русло впустить? Ответ следующий: самые духовнейшие, неподкупные, дальновидные люди должны составлять костяк тех, кто пишет законы. Или юристы, которые пишут законы, законодатели должны быть самыми духовнейшими людьми. В Индии это были Брахманы. Именно они давали своды правил. Сейчас, когда читаешь эти законы, они, конечно, смешные, архаичные. Но на тот момент это был шедевр мысли.
Вопросы. У кого какие по этой части? Комментарии?
Владимир, 3 группа: Хотел бы сказать, что тема эта вообще бесконечная.
Вадим Запорожцев: Понимаете в чем дело? Тема может быть бесконечной, но для себя лично, не побоюсь этого слова, шкурный момент. Оно очень вполне практичное. Оно выливается в уважение закона. Когда мне приносят какую-нибудь конституцию, которую написал президент-людоед со своими помощниками и говорят, что это чуть не само божественное откровение. Я, конечно, могу покивать, но в то же самое время в душе не уважаю и соблюдать это не буду при первой возможности. Потому что я знаю, что соблюдение этого закона бессмысленно. С другой же стороны, когда сталкиваюсь с законами, нарушение которых реально ущемляет права, свободу как отдельного человека так и всей страны, сообщества меньше, для меня священны. Я буду выполнять каждую букву этих законов. Потому что в противном случае я буду идти против самого основного закона свободы. Я буду своими действиями сокращать свободу, а в результате сокращу свободу и свою. Очень удачно здесь сочетаются такие понятия как понятие ЗАКОНОПОСЛУШНЫЙ. Еще не плохо бы было добавить,
законопослушный законов чьих? Это аспект моральный. Очень страшно сильный. Для людей тупых уголовников… они не задаются такими вопросами. Они просто таких законов не понимают. Они понимают те законы, которые понимают. И понимают грубую физическую силу. Пока его не посадишь,он не поймет. Но мы их не берем в расчет. Почему? Потому как в известном смысле с ними проще, с ними как с животными. Рано или поздно ты найдешь как с ними обращаться. Обычно они выходят из под контроля в моменты кризиса: война, перестройка, революция или еще что-нибудь. Тюрьма освободились, они все вывалились. Потом их всех пересажают, перестреляют, и все, их нет.
Труднее с такими моментами, как авторское право. Залез ты в интернете, скачал там что-то. Молодежь не будет отягощаются, скачал да скачал. А если вы размышляете о судьбах вселенных, о своем месте в этом? Это очень открытый вопрос: в каком случае это недопустимо, а в каком случае законы специально писались для этого на узкую группку людей, которые хотят слишком много заработать не оправдано. И вот в этот момент чистая совесть не для того, чтобы вас не поймали и наказали. Нет, не об этом даже речь идет. Речь идет о йоговском пути и дхарме. Как бы не волеизъявить чего-нибудь вредного для самого же себя, чтобы в будущей жизни не попасть под это. Помню, в советское время зайцы по электричкам бегали, по вагонам бегали от контролеров. Я понимаю люди, которые с хлеба на воду перебивались. А сейчас? Дама, которая звонит по мобильному телефону, который стоит столько, что поезд можно купить вместе с машинистом. Я понимаю, что это вошло в привычку, условия поменялись, а клише поведения остались. Я понимаю что это могут быть последние деньги или еще что-то. Ну бывают такие ситуации, когда деваться некуда. А когда это привычка, просто привычка? Советский союз давным-давно развалили. Помните, мы случай обсуждали, стоит ли из столовой сметану воровать или не стоит. Такие моменты будут возникать очень, очень часто.
Елена, 4 группа, МОЙУ: В связи с темой свободы мне уже много раз вспоминается великий роман антиутопия 20 века. Если кто не читал, очень рекомендую: роман Д. Оруэлла “1984” , Олдос Хаксли ” О дивный новый мир”, Евгений Замятин ” Мы”. Во всех романах есть общая тема тоталитарного государства, где ущемляется свобода граждан. Хотелось вернуться к прошлой теме, где проводилась параллель между сексуальным влечением, как к стремлению обрести свободу. В этих романах есть такой момент, когда тотальное ограничение свободы выливается в протест и выражается в сексуальном влечении, которое незаконно. Потому что проявление сексуальности и деторождение жестко контролировалось во всех этих ситуациях в книгах. Как видно из всех этих произведений, даже угроза смерти не останавливает людей перед стремлением ощутить свободу через секс.
Вадим Запорожцев: Да, друзья, обратите внимание, везде, любая тоталитарная система зажимает эту тему. Не знаю, что в современном Китае творится. Для меня это большая загадка, как и Америка. Не могу я понять, что там и там твориться. На первый взгляд свобода, но с другой стороны мне иногда кажется, что в России в каких-то аспектах мы более свободны. Там человек реально не свободен от серии факторов, которые мы не совсем понимаем. Товарищ один приехал из Америки, говорит, что там заговор. Заговор кого? Юристов и врачей. Там действительно очень жесткая система. Запрещена любая частная практика, если не получил образование медицинское в строго определенном месте, которое очень дорого стоит. Поэтому врач, когда начинает оказывать услуги, чтобы расплатиться за свое образование, он также назначает колоссальнейшие гонорары. Типа это все придумали юристы. Юристы обязали, что ты только лишь имеешь право учиться у этого, этого. Утрированно говоря, будет вести какую-то частную практику, его там чуть бы на электрический стул не посадят. В результате у
тебя идея, не дай бог тебя там засудят или иск вчинят по самому пустяковому поводу: обнаженный в свой дворик вышел и оскорбил в лучших чувствах престарелую соседку или что-то еще. Это накладывает невидимый прессинг страха, страха потерять статус. У нас уволят, ну и бог с ним. А у них карьера, страх быть неудачником. Один раз провалился, другой раз провалился, от тебя начинают шарахаться как от зачумленного. Какое-то религиозное веяние, что от тебя можно набраться неуспеха.
Анастасия, группа 3, МОЙУ: Я хотела бы услышать о связки такого явления как свобода и правдивость. На семинаре по ВЕДАМ меня поразило ваше высказывание, что сила Брахмана была в правдивости. Я вижу, что связка есть, но она ускользает от меня.
Вадим Запорожцев: Да! Вы копнули такую тему, мы постараемся на следующих лекциях с вами обыграть. СВОБОДА и ПРАВДА, мы обыграем эту тему. Это, друзья, кладези мантра йоги, кладезь могущества. Это как раз то, что определяет, кто может делать законы для всех остальных, а кто не может. Сила правдивых слов, которой обладали только Брахманы. Мы поговорим на эту тему.
Анна группа 4, МОЙУ: Я тоже куда-то ушла в своих размышлениях о свободе. Абсолют нам дал свободу, даже свободу от знания о неведении.
Вадим Запорожцев: предустановленные знания, продолжение вопроса: а теперь мы пытаемся побороть неведения, чтобы получить свободу. Противоречие получается?
Вадим Запорожцев: Друзья еще раз говорю – это не противоречие, а хвосты сверхлогики. Что значит хвосты сверхлогики. Это значит НЕ ГЛУПОСТЬ, а те вещи, с которыми можно работать и получать результат.
Наталья, группа 3, МОЙУ: Мне в голову пришла аналогия, слушая лекцию и параллельно размышляя, что закон в каком-то смысле можно сравнить с майей. Поясню: аксиоматически наше Я Свободно. Если мы помним, что наше Я ограниченно майей, то есть майя ограничивает свободу. Если мы на земной план переместимся, то Майей становится Закон, то получается в некотором смысле, что Майя – это Закон. Но мы, наверное, в свое время привыкли, что под майей мы подразумеваем что-то негативное. Если бы не было майя ( если вспомнить), не было бы проявленного мира. Соответственно Закон дает как бы нам на земном плане проявится, нашему обществу. Такая вот аналогия.
Вадим Запорожцев: Да, действительно, майя не является чем-то отрицательным. Понятие майя, друзья, очень глубокое. Понятие майя – это как бы отсутствие предустановленного знания и свободной воли у каждого из нас. Мы имеем возможность делать эти альянсы. Когда свобода – нас вместе становится больше, чем свобода по отдельности. И с одной стороны получается такая вещь, как контакт друг с другом. А по идее это было бы невозможно, так как под понятием СВОБОДА подразумевалось абсолютное одиночество. А тем не менее мы не одиноки. Это тоже очень серьезная тема. Мы сейчас с вами очень быстро пробегаем все эти разделы свободы. Это очень тяжелые аксиоматичные вещи, о которых можно размышлять 40 лет подряд, и черпать что-то новое, а полезное для себя.
Светлана, вольный слушатель: Второй принцип йоги призывает нас ограничить общение с людьми, которые посягают на нашу свободу, после общения с которыми мы ощущаем потерю Бхавы и т.д. А как быть, если это люди твои собственные родители? Допустимо ли ограничивать с ними общение до критического минимума? Или тем самым мы нарушаем какие-то принципы Родовой Йоги или того же первого принципа йоги, потому что тем самым причиняем им страдания?
Вадим Запорожцев: Что родителям нужно от вас? Внуки! В этом вся Родовая йога. Они с вас не слезут пока вы на заклание вместо себя не отдадите кого-нибудь другого. Все разговоры о потерянной бхаве от родителей… Ну вы понимаете – это сомнительные разговоры. Не было бы родителей, не было бы вас, вы бы никакой бхавы в принципе бы не испытывали. Это вопрос вторичный, третичный. Это скорее технология каждого следующего вашего шага. Что же касается родителей. Родителей нужно любить, уважать и в этом отношении делать все что предписывает Родовая Йога. Думаю все проблемы только от этого.
Вопрос слушателя: Я думаю над законами, которые сейчас существуют. Не очень это все позитивно выглядит и хочется найти решение этому. Не хватает духовных людей, им бы эти законы установить, которые главенствуют над низкими законами. Я как бы вспомнил лекции по Прайоге, по ТРИАДЕ, возвращаясь к семинару по Рита-Йоге, там были упомянуты факторы психических реакторов. Они могли оказывать изнутри психические воздействие и тем самым изменять систему. Не будет ли это такой односторонний импульс, как бы не спрашивая никого менять изнутри систему? Естественно подразумевается, что йоги и йогини, которые занимались этим, они на достаточно высоком уровне.
Вадим Запорожцев: Хороший вопрос! С точки зрения аксиоматической ситуация следующая.
Представьте себе облако из душ той или иной страны. Все они находятся на каком то уровне свободы. Соответственно от того, что они вместе, их свобода больше, чем каждого по отдельности, но они находятся на каком-то уровне, скажем, уровень свободы 30. Они все вместе собрались и получилось 40( ну или больше, я произвольно беру цифры). И для них актуальны такие законы и правила игры, которые регулировали бы их жизнь. Но вот какая-то часть, никого не спрашивая, имея на это свободу, взяла и резко увеличила свою свободу через практики.
Соответственно, если мы берем в целом общество, то и уровень свободы раз и подпрыгнул. Соответственно, под это должны писаться уже другие законы, более свободные. Если в обществе есть люди, которые занимаются своим самопознанием и без всякого спроса, потому что на это не надо спрашивать разрешения, начинают увеличивать свою собственную свободу, если взять всю эту интегрированную свободу, свобода общества начинает расти. Хотя бы тем фактом, что каждый отдельный человек начинает заниматься своим самопознанием, открывает свои способности, сверхспособности. Обществу под эту большую свободу нужно переписывать законы.
Если вы почитаете Законы ману, средневековой Индии, это ужас по сравнению с тем, чтобы вы хотели ожидать от тех славных времен. Но они были оправданы. Потому что два десятка мудрецов, летающих по воздуху, а остальная масса крестьян забитых, диких, склонных к воровству и к чему угодно. В общем на очень низком уровне, очень низком. Для них нужно было больше эти законы применять.
Так же и здесь, друзья, все в явочном порядке. Все только лишь в явочном порядке. Собственно говоря, мы сегодня не затронули эту тему. А наказания за нарушение закона. Вот нарушил я закон. Какое самое сильное наказание меня ждет? Меня просто выгонят из общества. Выгонят либо по-хорошему, гуманно, в тюрьму посадят, либо очень грубо, пинком – отрубят, скажем, мне голову. Чтобы, прежде чем рождаться в следующий раз, я бы подумал – а стоит ли в этом обществе рождаться, чтобы мне в очередной раз голову отрубили, или поискать себе таких же головорезов, как я где-нибудь в Папуа Новой Гвинее?
Студентка: Можно ли считать, что законы, предусматривающие смертную казнь, дают свободу?
Вадим Запорожцев: Ну, знаете, мне это напоминает средневековые процессы над ведьмами. Когда Жанну Д’Арк везли на костер, или Джордано Бруно, основоположника современной науки, то все были искренне уверены, что, пройдя этот очистительный огонь, он получит больше. То есть все свои грехи тем самым искупит. А на вопрос, почему его просто не зарезать, был очень изящный ответ: церковь против кровопролития. На самом деле, друзья. Это серьезный аргумент был. Поэтому смертная казнь – это очень крайний случай. Бывают моменты, когда в жизни страны бывают ситуации, что вы не сможете по-другому поступить. Но если есть хоть малейшая возможность заменить это пожизненным заключением, что, на самом деле гораздо страшней, это будет в большей степени соблюдение. Хотя этот вопрос очень спорный. Здесь множество факторов – что это за страна, что за люди живут. Масса факторов. Европейцы слышать об этом не хотят. Китайцы жить без этого не могут, как и американцы. Есть ли вопросы?
Студентка: Если принять такой закон, что всех родственников террористов-смертников убивать и истреблять их род, нарушает ли этот закон 1-й принцип йоги, будет ли давать это свободу всем остальным?
Вадим Запорожцев: Это очень сложный вопрос. Такие прецеденты были. В первую чеченскую войну, во времена Пушкина и Лермонтова. Никаких родственников, конечно, не убивали, но если в каком-то селе это было, то сжигали все подряд. До какой-то степени это работало, но в народе осталось, понимаете, передающееся из поколения в поколение неприятие, ненависть, гнев. В советские годы, когда я ничего не знал про Кавказ, я с одной женщиной старой поговорил, она рассказала эпизод 30-х годов. Советский Союз, Сталин, мир-дружба-жевачка, все на парады ходили, а на Кавказе вечно поножовщина. Для меня это был шок. На свадьбе перепили и давай резать друг друга. Там война была всегда, но в скрытой форме. Потом она прорвалась.
Это сомнительный способ, но, с другой стороны, бывает очень сложно. Это очень скользкие моменты. Надо рассматривать, что за время, что за люди, какие условия. Но, по большому счету, это всегда дурацкие решения. Я знаю лишь одно: вы забудете о терроризме, когда перекроют поток денег, финансирующий их. Какой бы он не был смертник, он же не с луны свалился. Его долго накачивали идеологически, с пеленок. Это можно делать только при наличии известной инфраструктуры – издаются книжки, проповедники проповедуют, вплоть до закупки взрывчатки. Это все делается на деньги. Сейчас ситуация парадоксальная. Откуда эти деньги? Деньги от нефти, из стран Ближнего Востока, которые косвенно перераспределяются в том числе и на подготовку этого всего. Есть такое правило геополитическое. Там, где есть ресурс, там есть и проблема. Если завтра цена на нефть упадет, весь этот регион останется в том же состоянии, в котором он был всегда – 19 век. Очень быстро вы забудете про экстремизм. Его не будут подпитывать. Это если говорить про такое радикальное решение. Теперь вопрос – а откуда там деньги? Деньги там, потому что основную часть нефти они поставляют в США. Вот и получается, что США косвенно финансируют все эт выходки против себя же самих. Нам достается за компанию. Просто террористы есть террористы – если крышу снесло, для них уже все виноваты. По большому счету надо работать с источниками финансирования, не заигрывать с этим шейхами, а они сплошь и рядом заигрывают, а решать эти проблемы. А представьте, они бомбу атомную сделают и взорвут ее, что тогда начнется? Дело нехитрое, на самом деле, атомную бомбу сделать. Можете представить, что взорвался не одиночка-смертник, а атомная бомба! Мало того, что народ пожгло, так еще и радиоактивное облако. Я вас уверяю, цена на недвижимость в Москве будет не просто нулевой, а отрицательной. Это же не дай бог, друзья! А у нас все как бы замечательно, чудесно… Опасно заигрывать с такими идеями, с религиозными идеями. Если вы поддерживаете одну религию, то автоматически озлобляется другая – а мы чем хуже? Политика должна быть грамотная, на несколько шагов вперед. Мы ее видим? Мы ее не видим. Мы расплачиваемся за недальновидность. Что же касается насилия… Насилие – это вы как бы идете в банк и берете под грабительские проценты кредит. А отдавать придется свои и с процентами. Бывают моменты, когда по-другому никак. Очень редко бывают.
Понимаете, это вызов нам. Сядь и подумай своей головой. Все в начальники, во власть стремятся. Они думаю, что власть – это все. А ты должен работать там, как папа Карло, прошу прощения.
Друзья, на сегодня все.
Друзья здесь вы можете скачать Текстовый, Аудио и Видео варианты,форматы doc, fb2, mp3, flv:
Скачать Текстовый Вариант1 doc (97-2003) адрес:
Скачать Текстовый Вариант2 fb2 адрес:
Скачать Аудио Вариант1 MP3 Web 32кб/с, 27мб адрес: http://www.openyoga.ru
/av_yoga/lek/2011_02_01_kpc_lec_ioga_i_svoboda
/2011_02_01_kpc_lec_ioga_i_svoboda_web.mp3
Скачать Аудио Вариант2 MP3 Full 128кб/с, 108мб адрес: http://www.openyoga.ru
/av_yoga/lek/2011_02_01_kpc_lec_ioga_i_svoboda/2011_02_01_kpc_lec_ioga_i_svoboda.mp3
Скачать Видео Вариант FLV, 239мб адрес: http://www.openyoga.ru
/av_yoga/lek/2011_02_01_kpc_lec_ioga_i_svoboda/2011_02_01_kpc_lec_ioga_i_svoboda.flv
Адрес где нас найти,контакты: Международный Открытый Йога Университет, “Культурный центр «Просветление», Школа Анандасвами. Россия, г. Москва, метро Новослободская, ул. Долгоруковская, д.29, телефоны в Москве:8(499)251-21-08,8(499)251-33-67, e-mail: HappYoga@mail.ru, www.openyoga.ru, www.yogacenter.ru, www.happyoga.narod.ru.
Можно ли копировать.Права: Лицензия Creative Commons. Вы можете копировать, тиражировать и распространять эту лекцию, желательно делайте ссылку на наш сайт www.openyoga.ru
Благодарность всем тем,кто работал над материалом:
Шаблон опубликовал(а)-Вячеслав Карандасов
Текст напечатал(а)-Саёра Басова, Елена Вербникова
Текст отредактировал(а)-Саёра Басова, Елена Вербникова
Текст опубликовал(а)-Алексей Тарасов
Краткое описание составил(а)-Саёра Басова,Елена Вербникова
Рисунки и фото создал(а)-временно отсутствуют
Английский перевод выполнил(а)-временно отсутствуют
Контрольные вопросы: временно отсутствуют
Ответы на контрольные вопросы: временно отсутствуют
Глоссарий-Словарь-Энциклопедия непонятных терминов йоги здесь: www.wikiyoga.openyoga.ru
Друзья, если что то не работает на сайте или вы нашли ошибки, неточности и не соответствия, то пожалуйста зайдите сюда www.openyoga.ru и сообщите ответственному об этом.