Секрет наполненности жизни

Открытый Йога Журнал














































































































































Большинство из нас, устав от обыденности жизни, стремится сменить место и обстановку, желая ощутить новизну и разнообразие. Но в какой-то момент, обнаружив, что мы исследовали уже многое во внешнем мире, у нас возникает ощущение однообразности. Куда ни пойди — везде будет что-то подобное. Даже путешествуя в другие страны, мы со временем утрачиваем к ним интерес. Мир словно становится маленьким, предсказуемым и скучным. Декорации меняются, но за ними видна всё та же привычная картина обыденности. Как научиться непрерывно ощущать полноту и разнообразие жизни? Что для этого нужно? Ответы поможет найти Йога.

«Как птицы находят пристанище для отдыха на дереве, так всё сущее имеет пристанище в верховном Атмане. Атман является основой и реальностью этой вселенной». Прашна Упанишадa

Правритти и Нивритти

То, что многие называют развитием, вовлечением во внешний мир, в Йоге известно как путь Правритти, путь проявления и активной деятельности. Это развитие сопряжено с усилением неведения в случае всецелого погружения в мирскую жизнь. Для достижения самоосознания внимание должно быть обращено вовнутрь к источнику жизни. Этот процесс называется Нивритти, возврат высшего «Я» к осознанию себя как источника своих проявлений. При условии знания тонкостей пути Правритти, можно вовлекаться во внешний мир и при этом повышать самоосознанность. При таком подходе естественным образом исчерпывается интерес к внешнему миру и наслаждениям через внешние объекты и явления, а внимание возвращается к высшему «Я». В противном случае желания и стремления к внешним объектам никогда не исчерпают себя, а только лишь будут усиливаться вместе с неведением.

Если человек всё время движется только по пути Правритти, он всё больше и больше погружается в неведение. С каждым разом ему будет требоваться всё больше разнообразия, новых ощущений, новой обстановки. До тех пор пока будет продолжаться это движение, будет сохраняться ощущение полноты жизни, радости и счастья. Но вся сложность в том, что при всём многообразии материального мира однажды этот путь исчерпает себя. Тогда движение приостанавливается и человек, не понимая этих процессов, начинает испытывать унылость и пустоту жизни.

Следует помнить, что внешние объекты и явления — это лишь ключи, открывающие сокровищницу с бесконечной радостью бытия, скрытую в нас самих. Когда человек испробует все известные ему «внешние ключи», он окажется в тупике. «Внешние ключи», условно говоря, имеют ограниченный срок действия, после окончания которого требуется искать новые. Если человек не становится на путь Нивритти, то запутывается и теряет связь с источником жизни.

«Что здесь, то и везде; чего нет здесь, нет нигде». Вишвасара Тантра

Баланс внимания между внутренним и внешним

Для обретения контроля над процессом Нивритти, необходимо либо иметь непоколебимую силу воли, либо методами йоги соединять крайности: вовлекаясь, выходить. Это сводится к развитию способности отождествляться и разотождествляться по своему желанию с любыми процессами. Не всегда для выхода из мира нужно уходить в себя и полностью отвлекаться от внешнего. У каждого человека есть долг, который необходимо исполнять для того, чтобы грамотно разотождествиться с миром. В первую очередь это касается действий, направленных на поддержание жизни физического тела — утоление голода, жажды, сон, чистота и забота о здоровье и т. п. Во вторую очередь имеется ряд социальных обязательств, которыми человек обзаводится живя в обществе, которые также важно соблюдать — самообучение, забота о предках и потомках и т.п. Если все действия совершаются человеком осознанно, т. е. добровольно, уместно и эффективно, то становится проще рассмотреть такую деятельность через призму самоосознания. В таком случае, даже если удовольствие от взаимодействия с внешним миром возникает, оно не делает человека зависимым.

Следует соблюдать баланс между вовлечением в мирскую жизнь и работой над собой. Это позволяет одновременно осознавать как внешний мир, проявляясь в нём, так и связь с источником жизни, который и даёт нам ощущение наполненности. Чем полнее мы будем осознавать себя, тем интересней и более жизненно будет восприниматься нами внешнее. На пересечении этих двух путей будет проявляться «игра жизни», которая будет зависеть именно от баланса между внешним и внутренним.

Многие считают смыслом своей жизни постоянное расширении вовне и исследование этого мира настолько, насколько это возможно. Но на самом деле тайна жизни и бытия находится внутри нас. Там все смыслы. Там полнота жизни. Не обязательно исключать из своей жизни путешествия и радость от объектов и событий этого мира. Но можно изменить осознание этих явлений и своё отношение к ним. Сами по себе они не наполняют нас, но служат неким зеркалом для работы с внутренними процессами. Отсутствие наполненности жизни говорит о необходимости перенаправления внимания внутрь себя. Важно чувствовать момент, когда нужно переключиться с внешнего на внутреннее, и делать это до того, как возникнет ощущение отсутствия жизненности. Тогда даже длительное время оставаясь в однообразных условиях на ограниченном пространстве, можно ощущать полноту жизни.

Инструменты, способствующие перенаправлению внимания из внешнего мира внутрь себя

В погружении во внутренний мир нам помогает отвлечение от внешних объектов с помощью различных методов: асаны Хатха йоги, Пранаяма, Медитация и т. д., даже голодание в некоторых случаях может быть очень эффективным. Но самое главное — это принятие полноты бытия в однообразии, готовности работать с тем, что есть здесь и сейчас не ища другого. Жизнь вблизи природы способствует этим процессам. Поэтому, если есть возможность находиться поближе к естественным условиям, следует ею воспользоваться. Регулярная размеренная деятельность, по возможности ежедневная, помогает разуму приобрести однонаправленность и сохранить жизненную силу, которая и создаёт ощущение полноты жизни. Как соль, которую по-чуть-чуть добавляют в блюдо, и она раскрывает в блюде полноту вкуса. Со стороны всё это может казаться скучным, но на самом деле возникающее ощущение насыщенности жизни изнутри гораздо интенсивней, чем в случаях распыления между множеством путей, внешне кажущихся привлекательными.

Для того, чтобы получать удовольствие от жизни, прежде всего следует понять, что оно скрыто в нас самих. Стремление к разнообразию бывает уместным, когда оно не усложняет жизнь. Внешние объекты и явления служат лишь ключиками к раскрытию нашего внутреннего потенциала. При желании можно организовать свой образ жизни так, чтобы было только всё самое необходимое, а разнообразие создавать за счёт соблюдения баланса между направленностью внимания на внешний мир и на внутренний источник жизни, на свою истинную суть — высшее «Я».

Автор статьи: Андрей Медин

Автор рисунка: Юлия Блажевич

Редакция: Мария Гаятри, Алла Рави, Ева Мэй, Ольга Белоус, Евгения Агни

Главный редактор: Мирра

Куратор проекта: Керигона




Вернуться в журнал…

OpenYogaJournal@gmail.com
Поделиться Открытой Йогой:

Оставьте комментарий