Открытый Йога Журнал |
В каждом из нас изначально заложены определённые качества, которые соответствуют тому или иному мироощущению. Кто-то любит работать руками, изготавливать различные вещи, нужные людям. Другие умело могут объединить группу людей для достижения общей цели. Из них получаются прекрасные управленцы. Кому-то из нас наилучшим образом даётся доносить знания до людей и «зажигать умы» стремлением к постижению нового. Почему мы так различаемся?
Гуны
Каждый человек — это комбинация определённых качеств и опыта, которые составляют три группы тел различной степени плотности. Соответственно, мы можем пребывать в трёх состояниях согласно своим склонностям: активном, пассивном и состоянии ясности. В ведической философии эти состояния соответствуют трём Гунам: Раджас, Тамас, Саттва. Эти состояния присущи всем людям, но в разных сочетаниях и пропорциях. Комбинация гун определяет образ жизни, мышление и деятельность человека.
«Функция первой — Саттва-Гуны — открывать сознание. Когда Саттва-Гуна преобладает — это наибольшее приближение к чистому сознанию. Функция Тамас-Гуны — сжимать или сдавливать сознание. Функция Раджас-Гуны — активизировать: проявляясь в Тамасе — сжимать Саттву, а проявляясь в Саттве — сжимать Тамас. Цель и результат эволюции — проявление Саттва-Гуны.
Гуны существуют всегда во всём совместно, но в разных случаях преобладает то одна, то другая из них. Когда преобладает Тамас-Гуна, грубая инертная субстанция, происходит спуск вниз по лестнице эволюции. Чем больше преобладает Саттва, тем выше происходит подъём». Артур Авалон
Тамас — невежество
Человек, находящийся в состоянии Тамаса — инертен. Лень, нежелание работать над собой и преодолевать жизненные препятствия характеризуют эту Гуну. Необходимо всеми силами не допускать господствующего положения ленного состояния. Так как чем дольше мы в нём находимся, тем сложнее из него выбраться.
Раджас — страсть, деятельность
Люди, которым в большей степени присущ раджас, деятельны и энергичны. Они стремятся изменить себя и мир вокруг под свои потребности.
Саттва — просветлённость, благость
Саттва — это такое качество, которое проявляется в желании принести пользу окружающему миру, быть полезным для людей. Человек, находящийся в этом состоянии, отчётливо понимает, что личное счастье возможно только тогда, когда счастливы все вокруг.
В каждом из нас в разные отрезки жизни то или иное качество может быть выражено более ярко, чем другие. Зная сильные стороны своей личности, мы успешно можем применить это знание в своей жизни, добиться большего и быть максимально полезными для окружающих.
Проводя сравнительный анализ развития человека, мы можем обнаружить, что с течением времени структура общества постепенно приходит к следующему виду: в зависимости от выполняемых функций и положения в обществе люди делятся на классы (сословия, касты или варны).
Обратимся к истории древней Индии, где общество разделялось на четыре основные варны.
1. Шудры
Люди этой касты живут, в основном, ориентируясь на простые желания. Но, так или иначе, их роль в обществе значительна. Шудры выполняют необходимую работу по обеспечению жизнедеятельности общества служа людям посредством своего тела — разнорабочие, строители. Иначе каждому человеку пришлось бы строить себе жильё и заниматься производством нужных вещей самостоятельно. Из-за этого осталось бы меньше времени на выполнение обязанностей согласно своему предназначению.
2. Вайшьи
Такие люди способны контролировать себя и зачастую готовы отказаться от малого ради получения большего. Профессия человека этой касты связана со сферой применения разума. Они могут заниматься подсчётами, вести наблюдения, выполнять поручения руководства. К вайшьям относят торговцев, земледельцев и банкиров.
3. Кшатрии
Жизнь людей этой касты наполнена праведными делами. Самодисциплина и контроль над желаниями характеризуют человека данного уровня. Изначально роль кшатриев выполняли военные и полководцы, защищающие остальных членов общества. Они хорошие управленцы, могут вести за собой других, создавать бизнес-проекты и прочие организации, где их лидерские способности будут востребованы.
4. Брахманы
Люди этой касты живут духовной жизнью. Их цель — это освобождение от неведения и помощь живым существам. Желания собственного тела не являются определяющими для таких людей. Человек этой касты может быть Учителем в подлинном смысле этого слова.
Если в первом приближении соотнести варны и Гуны, то получится следующее:
- Варне шудр более характерно состоянии Тамаса
- Варне вайшьев — смесь качеств Тамаса и Раджаса
- Варне кшатриев — смесь Раджаса и Саттвы
- Варне брахманов — Саттва
В любом случае, определение «своей касты» имеет значение в определении отправной точки, того места, которое мы занимаем на данном этапе жизненного пути. Но необходимо помнить, что лишь от нас зависит, куда приведёт этот путь: станет ли наша жизнь похожа на жизнь животного либо наполнится осознанностью и благостью и станет радостной и счастливой.
Гармоничное отношение к жизни приходит к тем, кто понимает, что для каждого существует свой путь развития.
В современном мире человек способен повышать уровень своего развития переходя из одной социальной группы в другую. Внутреннее ощущение гармонии подскажет, куда и когда необходимо перейти, чтобы нащупать свой жизненный путь. Важно понимать, что делая те или иные шаги, принимая решения — мы сами строим свою жизнь.
Несмотря на различия в способностях и характерах каждому из нас хватит места под солнцем. Потому что лишь будучи на своём месте, человек способен приносить максимальную пользу обществу и быть при этом счастливым.
Гармоничного Вам самопознания!
Автор статьи: Ангелина Шанти
Автор рисунка: Анастасия Дивеева
Редакция: Керигона, М.Сарасвати-Бхавани, Мирра
Куратор проекта: Керигона
OpenYogaJournal@gmail.com |