Открытый Йога Журнал |
Хороший руководитель знает, что к каждому сотруднику нужен свой подход. Кого-то необходимо хвалить, чтобы он выполнял работу вовремя и качественно. Для кого-то этот способ не работает, он начинает «шевелиться» лишь при наложении штрафов и вычетов из заработной платы. Почему происходят такие различия: одних людей мотивирует кнут, а других пряник? И нужно ли использовать систему кнута и пряника в своей жизни?
Эволюция осознанности
В статье «Как научиться жить здесь и сейчас» мы подробно описали деление общества по уровню осознанности. Чем ниже осознанность человека, тем в большей степени на него будет воздействовать «кнут» в виде условий, наказаний и т.п. Когда уровень осознанности возрастает, начинает преобладать «пряник», то есть похвала и различные бонусы.
Воздействие механизма «кнут-пряник» можно разделить по направленности на внешнее и внутреннее. На внешнее в большей степени реагирует группа, состоящая из неприкасаемых, шудр, вайшьев. Внутренний, в большей степени, работает для кшатриев и брахманов. Распишем подробнее.
Для неприкасаемых и шудр наличие строгих правил является определяющим фактором. Так как уровень осознанности низок, увеличение уровня свобод заставляет эти два слоя деградировать и приводит в дальнейшем к ещё большим страданиям.
Вайшьи склонны воспринимать «пряник» в большей степени, чем «кнут». Наличие прямой мотивации в виде непосредственной выгоды стимулирует их к действию. Но и без «кнута» они обойтись не могут, т.к. велик соблазн пойти «по головам», пользуясь своей свободой в ущерб другим живым существам.
Начиная с уровня кшатриев, баланс «кнута и пряника» начинает смещаться вовнутрь.
Кшатриев не страшат телесные или финансовые наказания, как это происходит в случае с предыдущими варнами. Они в большей степени идеалисты и заслуженная похвала и слава — лучшая их награда. Кнут им нужен в минимальном размере, и самым страшным наказанием является утрата чести вследствие недостойного поступка.
Брахманы не нуждаются во внешних «кнутах и пряниках», полностью трансформируя их в понятия долга, чести и ответственности. Их видение происходящего достаточно ясно для того, чтобы мотивация к правильному действию рождалась у них изнутри. Единственный внешний стимул для брахмана — чтобы все живые существа были счастливы.
Таким образом высокий уровень осознанности приводит к отказу от примитивной системы «кнута и пряника», и мы обретаем свободу действовать не из чувства страха или получения наживы, а из соображения личной воли и своих целей.
«Выкинь из своей жизни кнут и пряник. Только так станешь свободным. Кнут — страх голода, нищеты, неуважения, невыполнения желаний. Пряник — обратное. Вместе кнут и пряник — это та двойственность, между которой мечется душа, и страданий при этом много больше, чем наслаждений от плода действия». Дхармананда
Йога призывает нас стремиться к абсолютной свободе, но не пренебрегать внутренним кнутом или пряником в случае необходимости.
Рекомендации от йоги
1.В первую очередь, необходимо сокращать до минимума вред, который мы приносим окружающему миру, и делать всё от себя зависящее для выполнения поставленных перед собой задач.
Об этом говорят два основополагающих принципа йоги — Ахимса (ненасилие) и Брахмачарья (эффективность). Эти принципы — это база, на которой строится вся система йоги. Бесчисленные поколения йогов утверждали целесообразность соблюдения этих простых и одновременно сложных правил.
Если вы решили принять для себя активную позицию, йога рекомендует оказывать другим живым существам помощь в отказе от страданий. Но вы должны действовать по-доброму и эффективно: не навязывайте свою помощь без разрешения; не становитесь заложниками своей доброты, давая больше, чем можете себе позволить. При правильном использовании своих возможностей вы со временем обнаружите, что ваша свобода и свобода окружающих вас людей возрастает и никто и ничто не причиняет вам страдание.
2.«Наметил-сделал» — принцип Раджа йоги, который созвучен Второму принципу: поставил цель — выполни её. Каждый раз, получив положительный результат от любой деятельности, мы чувствуем эмоциональный подъём, радость, возрастает уверенность в собственных силах. Даже маленький, на первый взгляд, результат способен дать нам опору для толчка к счастью.
До принятия решения следует тщательно изучить все аспекты проблемы или задачи. Но, сделав выбор, идти до конца, добиться результата, отбрасывая всё, что не ведёт к заданной цели. Даже если в самом конце станет ясно, что решение ошибочно, всё равно «игра стоит свеч» — мы получим бесценный опыт!
3.«Просто делай, не привязываясь к результату!» — принцип Карма йоги. Важно понимать, что само-мотивация крайне тяжёлая наука.
Выполнять своё дело быстро и качественно, даже если сегодня нет желания, или вы не видите непосредственного результата, который возникает вследствие вашего труда — путь настоящих героев. Однако, стоит лишь перевалить за моральный рубеж, ограничивающий мировосприятие, как тут же открывается второе дыхание.
4.«На всё воля Высших сил» — принцип Бхакти йоги, который напоминает нам о том, что даже если мы честно и упорно трудились, существуют аспекты, на которые мы повлиять не в силах. И тогда единственное, что нам остаётся — это уповать на волю Высших сил.
Делать всё, что от нас зависит, а остальную часть со спокойной совестью делегировать Вселенной. А она всегда сделает нам тысячу шагов навстречу.
5.«Я Брахман и ничто иное!» — эта фраза является очень могущественной мантрой, способной поднять дух и укрепиться в своей воле.
Очень часто мы думаем, что в нас не хватает каких-либо способностей, талантов, качеств, необходимых для получения желаемого. Но это не так. В нас природой заложен неисчерпаемый потенциал. Мы уже победили, когда родились! Наша задача состоит в том, чтобы кропотливо и терпеливо очищать наши тела и ставить их под контроль: физическое тело, эмоции, чувства, разум. Именно для раскрытия этого потенциала нам и дана великая возможность проявиться на Земле.
Не стоит забывать о том, что существуют такие разделы йоги как Хатха, Крия, Мантра, Пранаяма йога. Они помогут очиститься от загрязнений, освободят наши жизненные силы, которые мы сможем направить на достижение столь желаемых целей.
Отвечая на обозначенный в названии статьи вопрос, можно ответить: «Ни то, ни то» — ни кнут, ни пряник не способны обеспечить нас нескончаемой мотивацией для свершения каких-либо дел, пока воздействуют снаружи. Однако: «То — То», полное и безоговорочное управление своей жизнью будет вести в заданном направлении и позволит добиваться поставленных целей, принося счастье себе и всем окружающим.
Вырастайте изнутри себе на счастье!
Автор статьи: Мирра
Редакция: М.Сарасвати-Бхавани, Керигона
Куратор проекта: Керигона
OpenYogaJournal@gmail.com |