20250427 Вс Йога Семинар Вопросы Математика и Йога мозги и наука Вадим Опенйога

20250427 Вс Йога Семинар Вопросы Математика и Йога мозги и наука Вадим Опенйога

00:01 Введение

  • Вадим из «Опен Йога» приветствует участников.
  • Объяснение формата занятий: три дня, 880 занятий.
  • Подчёркивание важности понятного объяснения материала.

01:09 Вопросы и обратная связь

  • Призыв задавать вопросы для получения обратной связи.
  • Важность вопросов для улучшения понимания материала.

02:01 Пример с нулём в степени ноль

  • Обсуждение равенства 0^0 = 1.
  • Демонстрация с помощью калькулятора: возведение 1 в степень 1, 0.9 в степень 0.9, 0.8 в степень 0.8.
  • Объяснение, что при приближении к нулю степень уменьшается, и результат всегда равен 1.

04:30 Размышления о математике

  • Размышления о привычности математических понятий.
  • Упоминание о сложности понимания первых шагов в математике.
  • Подчёркивание важности понимания основ математики.

06:21 История математики

  • Упоминание о программе обучения, включающей историю науки.
  • История принятия понятия нуля в Европе.
  • Примеры из истории математики, показывающие, как менялись представления о числах.

07:11 Математика и инквизиция

  • В прошлом умение умножать и делить с помощью бумаги считалось признаком помощи тёмных сил.
  • Большинство людей не знают об этом историческом факте.

08:08 Основы математики

  • Без основ математики изучение начинается с зубрёжки.
  • Важно понимать основы, чтобы лучше усвоить материал.

08:53 Кубическое уравнение

  • Решение кубического уравнения привело к неожиданному результату — квадратному корню из минус единицы.
  • Это сбило с толку многих математиков.

10:52 Книга Гендикина

  • Рекомендация книги Гендикина о новой математике.
  • В книге описывается, как рождалась новая математика.

12:46 Прорыв в математике

  • В XV веке в Европе начали получать результаты, неизвестные древним грекам и римлянам.
  • Прорыв в математике привёл к прорыву в науке, технологиях и бизнесе.

14:40 Искусственный интеллект

  • Искусственный интеллект использует древние математические методы.
  • Графические процессоры игровых видеокарт удобны для работы с матрицами.

16:27 Влияние Индии на Запад

  • Индийские цифры и понятие нуля оказали значительное влияние на западную математику.
  • Купцы первыми использовали эти знания для деловых расчётов.

17:16 Обмен знаниями

  • Учёные стремились делиться своими знаниями, а не скрывать их.
  • Это контрастирует с поведением алхимиков и масонов, которые прятали свои рецепты.

18:56 Наука и капитализм

  • Капиталисты часто скрывают знания, чтобы контролировать информацию.
  • Наука стремится к открытому обмену знаниями, подобно йоге.

19:49 Открытая наука

  • Наука — это открытая йога, которая недавно стала популярной на Западе.

20:26 Проблемы обучения искусственного интеллекта

  • Фирмы, развивающие искусственный интеллект, сталкиваются с конфликтом из-за использования общедоступных данных.
  • Законодательство на Западе ограничивает доступ к данным, что создаёт препятствия для обучения моделей.
  • Подход к интеллектуальной собственности в науке и технологиях различается.

21:13 Сравнение с наукой

  • Пример с Альбертом Эйнштейном и его формулой иллюстрирует абсурдность идеи интеллектуальной собственности в науке.
  • Капиталистическая модель и стремление к контролю над знаниями противоречат прогрессу.

22:54 Авторские права и прогресс

  • Автор призывает к отказу от авторских прав в йоге, чтобы не мешать прогрессу.
  • Знания должны быть доступны всем, а не ограничиваться авторскими правами.

24:37 Неопределённости в математике

  • В математике существуют неопределённости, например, вопросы о делении нуля на бесконечность.
  • Принцип коллективного сомнения в науке отражает отсутствие устоявшихся ответов на многие вопросы.

27:01 Поиск истины в науке

  • Наука постоянно ищет истину, и авторитеты не всегда являются окончательными.
  • Важно сомневаться во всём, даже в действиях известных учёных.

28:41 Научность и сопротивление

  • Культура научности в открытом йога-университете развивается медленно из-за сопротивления мозга.
  • Научный подход требует вечных сомнений и постоянного пересмотра знаний.

29:40 Политическое вмешательство в науку

  • Политические манипуляции могут искажать научные гипотезы, например, о глобальном потеплении.
  • Такие манипуляции часто включают поиск недовольных и запугивание для получения денег.

30:39 Рекомендация книги

  • Рекомендация книги «Записки секретаря Сталина» для понимания внутренней кухни политических махинаций.
  • Мемуары секретаря Сталина, который сбежал во Францию, описывают сложные политические процессы.

31:50 Захват власти через манипуляцию

  • Использование сложных теорий, таких как «Капитал» Маркса, для манипуляции общественным мнением.
  • Поиск недовольных групп населения, например, пролетариата.
  • Создание образа врага — буржуев, которые присваивают прибавочную стоимость.

33:41 Революционеры и их роль

  • Появление «революционеров», которые используют ненависть для столкновения групп людей.
  • Получение власти зачинщиками после конфликта.
  • Применение аналогичной схемы в современных условиях.

34:41 Роль науки в манипуляциях

  • Добавление научности для усиления влияния на общественное мнение.
  • Природа науки — непрерывное сомнение, что делает научные утверждения уязвимыми.
  • Пример с глобальным похолоданием и необходимостью критического подхода к научным данным.

36:21 Критическое отношение к науке

  • Важность критического восприятия научных данных.
  • Опасность чрезмерного обоснования политических или религиозных идей научными достижениями.
  • Йога как философия, не нуждающаяся в научных подпорках.

38:03 Реальность в йоге

  • Реальность выше разума и слов, её можно пережить, но сложно описать.
  • Слова и мысли устраняют препятствия, но не передают суть реальности.
  • Осторожность в восприятии текстов йоги.

40:19 Два подхода к реальности

  • Необходимость сочетания принципа коллективного сомнения и волеизъявления.
  • Принцип дополнительности в квантовой механике как аналог в духовном мире.
  • Трудности в применении принципа коллективного сомнения.

44:32 Волеизъявление и его влияние

  • Способность волеизъявления искривлять мир вокруг человека.
  • Влияние сильных личностей на окружающих через волеизъявление.
  • Важность понимания силы волеизъявления и сомнения для достижения духовных высот.

49:03 Сложность духовного пути

  • Мешанина верований и подходов в духовном мире.
  • Долгосрочный процесс понимания и принятия различных духовных учений.
  • Пример изучения физики или математики как более структурированного подхода.

50:43 Введение в МИФИ

  • Автор выражает восхищение МИФИ и своей специальностью — газодинамикой.
  • Упоминает о возможности лекции о создании водородной бомбы.

51:24 Философия ядерного оружия

  • Обсуждается интерес к созданию ядерного термоядерного оружия с философской точки зрения.
  • Подчёркивается важность критического мышления в изучении математики.

52:15 Ловушки в задачах

  • Описывается, как задачи-ловушки выявляют некритическое мышление.
  • Приводится пример с забытым знаком плюс или минус.

53:15 Тренировка ума

  • Подчёркивается необходимость постоянной тренировки ума для преодоления некритичности.
  • Проводится параллель с йогой и ловушками в международном открытом йога-университете.

54:12 История науки и религии

  • Подчёркивается важность изучения истории науки и религии.
  • Отмечается нейтральность подходов к изучению религий.

55:27 Влияние атеизма

  • Обсуждается положительное влияние атеизма на формирование здравого смысла.
  • Упоминаются книги Васильева как пример нейтрального описания религий.

57:21 Опасности религиозных учений

  • Рассматриваются негативные последствия неправильного понимания религиозных идей.
  • Приводится пример буддизма в Индии и его влияние на демографию.

59:19 Искажение учений

  • Объясняется, как учения могут искажаться со временем.
  • Проводится аналогия с СССР и ГУЛАГом.

01:00:40 Вирусные идеи

  • Сравниваются вирусные идеи с вирусом бешенства, поражающим интеллектуалов.
  • Упоминаются предупреждения в ведах о таких явлениях.

01:02:11 Буддизм в Индии

  • Описывается распространение буддизма в Индии и соседних странах.
  • Объясняется исчезновение буддизма в Индии и его возрождение в 1950–1960-е годы.

01:04:05 Культурная революция и буддизм

  • Рассказывается о влиянии культурной революции в Китае на распространение буддизма.
  • Упоминается переход далай-ламы и его последователей в Индию.

01:04:56 Неправильное понимание учений

  • Учения были неправильно поняты, акцент сделан на личном просветлении.
  • Логика: мир полон страданий, нужно самостоятельно работать над собой.

01:05:56 Монастыри и ашрамы

  • Монастыри впервые возникли в буддизме, в отличие от ашрамов, которые были временными учебными заведениями.
  • После обучения в ашраме человек возвращался в социум, женился и имел детей.
  • В монастыре человек оставался до конца жизни, без семьи и детей.

01:07:43 Последствия массового ухода в монахи

  • Массовое движение привело к уходу лучших людей из общества, что вызвало хаос и ухудшение управления.
  • На место ушедших пришли менее достойные правители.

01:09:07 Исчезновение буддизма в Индии

  • Высокодуховные люди ушли, не оставив потомства, что привело к деградации общества.
  • Буддизм исчез из Индии, дискредитировав себя.

01:11:07 Поиск духовного в Европе

  • В Европе интеллигенция ищет духовное, устав от материализма.
  • Пример поиска духовного среди студентов МИФИ в СССР.

01:13:45 Метания интеллигенции

  • Студенты искали духовные учения, но не находили удовлетворения.
  • Поиск углублялся, но ничего не удовлетворяло полностью.

01:16:33 Различия в поиске на Западе и в СССР

  • На Западе больше свободы выбора духовных учений.
  • В СССР ограничения и запреты усиливали желание найти духовные знания.

01:18:26 Последствия ухода из социума

  • Уход из социума на длительное время наносит серьёзный удар по семье и работе.
  • Люди не успевают реализовать себя и наносят вред обществу.

01:19:20 Осознание и новые начинания

  • Некоторые люди осознают ошибки и идут в милицию или другие сферы для наведения порядка.
  • Примеры людей, которые находят новые пути после разочарования в духовных учениях.

01:20:16 Опасности слепоты к истории

  • Неправильное восприятие религий и учений может привести к негативным последствиям.
  • Пример с буддизмом показывает, как следование учению без учёта исторических реалий может иметь негативные последствия.

01:21:13 Последствия деградации интеллигенции

  • Деградация образования и технологий может привести к социальным и духовным проблемам.
  • Упоминание о проблемах с поиском квалифицированных рабочих иллюстрирует глубину проблемы.

01:22:05 Спасение буддизма через Нагараджуну

  • Нагараджуна критиковал неправильное понимание учений Будды.
  • Он утверждал, что Будда учил не только людей, но и нагов, которые сохранили часть знаний.

01:24:56 Тантрический буддизм и йога

  • Тантрический буддизм сохранил знания, которые не были переданы людям.
  • Некоторые учителя йоги работали в тантрическом буддизме, сохраняя и передавая знания.

01:27:06 Различия между классической и неклассической йогой

  • Классическая йога признаёт авторитет Вед, в то время как неклассическая йога не опирается на Веды.
  • Джайнистская йога — пример неклассической йоги, которая выжила в Индии.

01:29:15 Эгоизм и просветление

  • Стремление к личному просветлению может привести к вымиранию рода.
  • Пример советской интеллигенции показывает, как такие тенденции могут негативно влиять на общество.

01:31:10 Обед бодхисатвы

  • Обед бодхисатвы призывает помогать другим, не покидая мир, пока в этом есть необходимость.
  • Это противоядие от эгоизма и стремления к личному просветлению.

01:34:32 Роль культуры в формировании ценностей

  • Культура и общение с единомышленниками помогают формировать правильные ценности.
  • Пример сообщества, где люди совмещают духовные практики с семейной жизнью, показывает важность правильного подхода.

01:35:25 Поговорка о беременности

  • Поговорка «беременность заразна» иллюстрирует, как пример других людей может влиять на поведение.
  • В сообществе, где многие рожают детей, другие также начинают следовать этому примеру.

01:35:40 Размышления о рождении детей

  • Автор размышляет о рождении четырёх сыновей в один месяц.
  • Задумывается о том, что мог бы родить больше детей и дать им образование.
  • Считает, что это принесло бы больше пользы человечеству.

01:36:31 Проблемы духовного образования

  • Обсуждаются трудности духовного образования: люди приходят и уходят, не понимая своих истинных целей.
  • Подчёркивается важность системы обучения, где старшие учат младших.
  • Упоминается проблема прерывания цепочки обучения из-за ухода старших.

01:38:30 Конфликты в сообществе

  • Описываются конфликты и склочности в йоге.
  • Сравнивается современное сообщество с детским садом.
  • Подчёркивается сложность сохранения и донесения знаний.

01:39:20 Образование и демография

  • Обсуждается влияние демографических факторов на образование.
  • Приводится пример Китая, где политика одного ребёнка привела к сокращению рождаемости.
  • Поднимается вопрос о дороговизне образования.

01:40:21 Ностальгия по советскому образованию

  • Автор вспоминает советское образование как более доступное и качественное.
  • Делится личным опытом получения высшего образования без блата.
  • Выражает опасения по поводу роста стоимости образования в будущем.

01:42:14 Домашнее обучение и его ограничения

  • Обсуждается домашнее обучение как альтернатива школьному.
  • Подчёркиваются ограничения домашнего обучения в контексте разделения труда.
  • Задаётся вопрос о необходимости школ для детей.

01:43:01 Эмоциональная чувствительность детей

  • Обсуждается эмоциональная чувствительность «учителей человечества».
  • Подчёркивается необходимость особого отношения к таким детям.
  • Упоминается проблема негативного влияния неблагополучных родителей на детей.

01:44:11 Вальдорфская школа и математика

  • Кратко упоминается вальдорфская школа и её плюсы и минусы.
  • Подчёркивается важность математики для развития науки.
  • Отмечается, что математика позволяет проводить количественные эксперименты.

01:46:02 Завершение

  • Автор предлагает обсудить вопросы и мысли.
  • Завершает выступление, приглашая к практике.

Я Вадим Open Yoga. Преподаю открытую йогу на openyogaclass.com. Сайт семинаров. Это у нас чудесный подмосковный ретрит. В ближайшем Подмосковье мы их проводим регулярно. Присоединяйтесь. Сегодня у нас третий день. 8800 рублей за три дня он все стоит. Всё очень дружественно, и всё очень подробно объясняем, потому что наше правило — всегда объяснять людям так, как если бы они пришли с улицы. И помните, это единственный шанс спасти йогу, если мы будем всегда всё объяснять понятно. Другой разговор, что, конечно, йога очень сложная вещь, и надо иногда много времени тратить, чтобы теорию понять. Но начинать всегда надо с самого простого. Будете будущие преподаватели йоги, будете себе рекламу делать. Запомните: у вас йога для начинающих. Потому что все начинающие. Давайте мы начнём с вопросов. Если они какие-то за это время накопились, дабы мы шли дальше. Стесняемся задать вслух — пишем на бумажке, передаём. Я читаю вслух. Почему? Самое важное — это вопросы, друзья. Вопросы. Обратная связь всегда покажет вам, где что надо пояснить и разъяснить, потому что что толку давать следующую порцию сложной информации, если предыдущая не освоена? Она подвиснет. Это прямо очень большая важность: если что-то непонятно, тут же это всё разъяснять. Итак, если есть вопросы, я жду их.
Прошу. Да, вопрос вчера возник из вчерашней лекции? Там вы говорили, что 0 в степени 0 равняется единице. Я не очень понял, почему. Хороший вопрос. Вчера мы такую мнемоническую картину рисовали для запоминания творения Вселенной, и, в том числе один математический момент, что смотрите, есть число, допустим, 5, 6, 1, 2, 3. Подразумевается, что, смотрите, я даже по-другому начну. Возьмите калькулятор. Калькулятор возьмите. У вас может быть установлен на телефоне калькулятор такой, знаете, научный, где есть функция x в степени y, обычно она пишется. И сделайте такое математическое исследование. Возведите 1 в степени один. Понятно? Будет один. Потом возведите в степень 0,9 в степени 0,9. Потом возведите 0,8. Число 0,8 в степени 0,8. И вас ждёт очень интересное открытие, что на самом деле на этом промежутке если вы будете приближаться со стороны положительных чисел, то вы будете постепенно по мере того, как у вас число и степень будет всё меньше и меньше, 0,1, 0,01, 0,001, 0,001 вы будете получать единицу. Понятно, что калькулятор он я почему в смысле использовать калькулятор телефона? Потому что, конечно, это ещё та задача с листиком бумажки вычислять степени, здесь известная хитрость есть, но это иллюстрирует такие вещи в первую очередь, что мы привыкли к каким-то моментам в математике, в обычной жизни мы даже о них не задумываемся. Мы не задумываемся о смысле тех или иных положений, тех или иных вещей. Я вас уверяю, по мере того, как вы начинаете размышлять над математикой, в чём здесь сложность. Обычно, когда вас ждёт масса открытий, сложность такая, что открываешь какой-нибудь учебник по математике и там сразу какие-то суммы, интегралы, ряды, сложные закорючки, непонятно, что они означают и так далее, и так далее. Поверьте, друзья, со всем этим разобраться гораздо проще. Со всеми этими закорючками. Надо просто привыкнуть. И гораздо тяжелее работать с самыми первыми шагами. Допустим, что такое ноль или отрицательное число. Понимаете, что такое отрицательное число? Мы, поверьте, мы просто привыкли к этим всем вещам. Мы просто привыкли, нас в школе научили, и мы, как говорится, на автопилоте, даже не задумываясь, или там на ноль делить нельзя, или минус на минус плюс там и так далее, и так далее. И в результате, понимаете, в чём дело? В результате самого важного в математике мы-то как раз и не понимаем с вами. То есть, а каким образом и когда это всё возникло? Вчера упоминал такой факт, какая программа обучения, у нас в бакалавриат, магистратура, аспирантура и докторантура. И обязательно с уровня аспирантуры у нас есть история науки, в том числе история математики. Вы просто не представляете, насколько это захватывающе было. Эти страницы истории, когда проникло понятие ноля в Европу, вплоть до того, что издевались над этим, говорили: “Умники придумали тоже ещё себе, что за ноль за такой, что за число, которого нет”. Это одна такая, знаете, как юмористы даже это. А с другой стороны, друзья, церковные отцы чуть ли не костром инквизиции грозили, если ты умел умножать и делить в столбик, с помощью бумажки. Знаете, какая была аргументация? А что это? Это обычный человек не может. Тут не обошлось без тёмных сил. То есть человек не может делать такие вычисления без того, чтобы потусторонние силы ему помогали. Понимаете? К сожалению, это абсолютно неизвестно среди 99% людей вещь такая очень тяжёлая, знаете, когда у вас нет основ, вы с середины начинаете изучать математику, вы вынуждены её зазубривать, что, в общем-то, тоже неплохо. Зубрёжка. В зубрёжке нет ничего плохого, но эти моменты, связанные с тем, как, допустим, положительная или отрицательная соотносится, какая, откуда это всё взялось? Допустим, ещё один из математики известный, известно, если я позволю так. Я, наверное, подвинуть, чтобы было видно, чтобы вы камеры не перенастраивали. Известное из математики решение кубического уравнения как раз и привело к такому моменту, что вдруг наткнулись на то, что считалось неразрешимым, а именно вдруг, условно говоря, получили корень квадратный из минус единицы, что считалось тоже невозможным, потому что если у нас есть квадрат, вся математика, она ведь началась от чего-то живого. Что такое квадрат? У вас поле есть, квадратное поле, у него длина а и ширина а. И представьте, что у вас поле равно единичка, там 1 квадратный метр, миля, фунт, не знаю, в чём вы измеряете. Соответственно, чтобы найти а, вам надо извлечь корень квадратный из единицы, и вы можете узнать, какая длина поля. А тут вдруг при решении кубического уравнения временно всплыла такая вещь, как условно говоря корень квадратный из минус единицы. Как это понимать? Это что такое? Что за отрицательная площадь? И это сбило всех с толку. Совершенно поголовно всех с толку сбило. Я кого вам рекомендую, какую книгу сразу, если вы интересуетесь этим вопросом. Гиндикин. Гиндикин. Найдите книжку Гиндикина. Впервые она была опубликована в библиотечке “Квант”, если я не ошибаюсь, то ли в восемьдесят первом, то ли в восемьдесят четвёртом году, не помню я. А сейчас она вышла большим тиражом книжки. Дядечка, я так понял, что он, по-моему, эмигрировал. Даже я не знаю его биографию, но очень хорошая у этой книжки, если вы будете её, допустим, 2000 какого-то года читать, там очень хорошее предисловие, очень йоговское. О чём писал дядечка Гиндикин в предисловии. Он писал, что насколько в плохом финансовом положении находится математика. И насколько сейчас расцвела астрология. И он даже, знаете, такая мысль, что, может быть, рано было выбрасывать из математики астрологию, чтобы кормиться за счёт астрологических дел, потому что раньше математики достаточно большое время тратили на составление гороскопов, потому что очень много приходилось считать. Это сейчас современные астрологи, они себя не утруждают ничем. У них программы компьютерные давно. Нажал на кнопочку, тебе все эти. В книжке Гиндикина вы найдёте этот драматический эпизод, как рождалась новая математика. Почему нам важна с вами новая математика? Потому что впервые в Европе стали получать результаты, которых не знали ни древние греки, ни древние римляне. И в восточных трактатах также не было этих знаний. Это примерно плюс-минус 1500 год. Когда фактически можно говорить о новой науке или о современной науке, которой мы с вами пользуемся. Смотрите, какая логика. Сперва идёт прорыв математики. За прорывом математики идёт прорыв науки. За прорывом науки идёт прорыв технологий. За прорывом технологий идёт прорыв в области бизнеса, производства и так далее. После этого прорыва жизнь людская меняется. Смотрите, какая логика. Сперва идёт прорыв в математике, потом цепочка каких-то событий, и только после этого мы пользуемся благами цивилизации, которые полностью изменяют мир. Я сейчас с вами разговариваю, меня по всему земному шару транслируют интернеты, YouTube и так далее. Что это такое? Это, по сути дела, прикладная математика. Понимаете, сейчас искусственный интеллект, много о нём говорят и правильно говорят, потому что он сейчас полностью поменяет буквально всю нашу жизнь. Полностью. Уже поменял. Математический аппарат искусственного интеллекта. Он достаточно древний, друзья. Если так поумничать, то там смысл в том, что метод нахождения экстремума функций в многомерных пространствах. А чисто практическая реализация, вдруг выяснилось, что искусственный интеллект прекрасно работает на игровых видеокартах. Компьютерщики играли, точнее не компьютерщики, а дети играли в эти все стрелялки, бегалки. И там особым образом сделан графический процессор. Он очень удобный для перемножения матриц. Выяснилось, что можно прекрасно использовать графические процессоры для всех задач искусственного интеллекта, потому что там всё равно сводится всё именно к работе с матрицами потом. Но ещё раз, друзья, матрицы, раздел математики, он очень древний. Он бог знает, когда возник ещё там и так далее. И получается сейчас такая вещь, если касаться йоги, это уже моя личная точка зрения, я её люблю петь на всех семинарах. Я считаю, может быть, кто-нибудь возьмёт, кстати, эссе напишет эту мою точку зрения, потому что, понятно, я этим заниматься не буду, у меня на это просто времени нет. Но то, что мы считаем современной математикой, современной наукой, по сути дела, началось с того, что знания были вброшены на Запад. Нам подарили фактически понятие ноля этой всей математики изначальной, мы цифры называем арабскими. Они не арабские, они индийские цифры. Понятно, это проникло на Запад в первую очередь. Этим воспользовались купцы, потому что все деловые расчёты, как ты будешь вести? Но самое главное, самая большая проблема это авторские права, которые сейчас есть, что был провозглашён открытый путь обмена знаниями. Если ты учёный, ты не скрываешь свои знания, ты стремишься ими поделиться с как можно большим количеством людей. Поверьте, это абсолютно нехарактерно, в том числе и для Европы. Если бы вы, как история нам об обратном говорит, она нам говорит о всякого рода алхимиках, которые прятали свои рецепты, о каких-нибудь там братствах масонов, прежде чем быть допущенным, там с тебя бог знает, что требовали, чтобы тебя допустить к этим высшим знаниям. А тут вдруг появилось очень странное такое движение, когда наоборот, если ты получал результат, ты спешил как можно быстрее и громче о нём рассказать, в том числе, чтобы все знали, что приоритет за тобой. Тут такая была ещё момент известного, оставить своё имя в истории. Кстати, у Гиндикина в книжке прекрасно описано. Это совершенно не характерно для полуобезьяньих мозгов народа. Представьте, если у вас есть какое-то знание, которое даёт могущество, будете ли вы им делиться? Все скажут: “Нет, не будем. Мы будем править миром, мы всех будем управлять”. Иногда говорят, что, мол, где капитализм. Какой хороший капитализм. Благодаря капитализму что-то развивается, друзья. Поверьте, если у капиталиста будет возможность скрывать знания, он будет это делать. Посмотрите, как ведут себя компьютерные фирмы эти гигантские. Они свою лапу наложили на всё. Попробуй залезть в их программное обеспечение. Они будут говорить: “Ты не имеешь права. Это наша собственность”. Это, друзья, не имеет никакого отношения к науке, когда кто-то пытается ограничить знания. И это очень похоже на йогу, на открытую йогу. Наука — это открытая йога. В широкие массы она пошла на Западе очень недавно. И поэтому сейчас, когда взрывной рост искусственного интеллекта, самые большие проблемы — это на чём обучать искусственный интеллект. Строго говоря, любая фирма, которая сейчас развивает искусственный интеллект, она встала в непримиримый конфликт с действующим законодательством на Западе, потому что они обучают свои модели на всём массиве данных, которые только доступны. Но любой сайт говорит, что все права, ты не имеешь права использовать эти материалы. Сравните подход науки. Представьте, если бы подобно компьютерным фирмам Альберт Эйнштейн взял и сказал: “Так, ребята, моя знаменитая формула E = mc², а это моя интеллектуальная собственность. Не имеете права использовать”. Как бы вам такое? И вопрос, а чем это отличается от того, что какие-то там программисты или, не знаю, кто пытаются за собой застолбить какое-то знание? Мы сейчас с вами будем свидетели схватки не на жизнь, а на смерть со старой моделью капиталистической, я не знаю, как её назвать. Мне в голову приходит капиталистическая. Может быть, специалисты меня подправят, может быть, придумали какой-нибудь посткапитализм или ещё чего-нибудь. Но так или иначе, с одной стороны благо всего человечества и возможность выйти его в космос, с другой стороны желание очень ограниченной группы людей, которые хотят хорошо жить и контролировать всех с помощью законодательства продуманного такого хорошего с большими традициями. И эти два подхода несовместимы. Я обращаюсь к вам, открытые йоги, помните, никаких авторских прав. Всё, что вы делаете, точно так же, как и работа учёных, достояние всех. Если вы начнёте на какую-нибудь свою авторскую методику по йоге копирайтить или ещё что-нибудь, вы, по сути дела, станете на пути прогресса. Вы будете подыгрывать тёмным силам. Собственно говоря, по меньшей мере как-то странно? Мы все с вами получаем знания просто так. Никто с нас денег не требует, в плане за само знание, за организацию процесса обучения другой разговор. Вы решили провести лекцию по йоге. Вам надо арендовать помещения, делать рекламу, всю эту кухню. Там естественные затраты. Понятно, что это работа, но за это вы берёте деньги, а не за то, что вы какие-то вещи говорите. К сожалению, это очень сильно в голове у всех путается. И потом ни йоги, ни человеку никакой пользы нет. Но мы начали с этого момента, что ноль в степени ноль, единица. Вообще, строго говоря, это очень, знаете, вопрос, в сфере у математиков, тоже вопрос сложный, открытый. И споры насчёт таких, как они называются, неопределённостей, допустим. Какого плана ещё может быть неопределённость? Это когда вы берёте, скажем, ноль и делите на бесконечность. Или бесконечность делите на бесконечность или ноль делите на 0. Это не такие простые вопросы. И типичный подход в математике как принцип коллективного сомнения. То есть есть вопросы, где просто никто нет устоявшегося ответа. Не то, что ответа нет, может быть один ответ, может быть другой ответ, причём один может противоречить первому, но толком такого устоявшегося нет. Это крайне дискомфортно для обычного человека, то, что ты приходишь, спрашиваешь там какой-нибудь светилу, а он толком ответить не может. Но это норма для науки, когда есть ещё масса каких-то вещей, которые ждут своего ответа, то есть ждут, пока кто-то заинтересуется, начнёт работать, какой-то даст результат. Этот результат может быть неверен, его опровергнут, но потом найдут. И это очень болезненный, долгий труд. Поэтому наука в этом отношении постоянная, как и математика, постоянный поиск истины, где нет устоявшихся, знаете, авторитетов. Нам это очень тяжело, мы всё равно мы люди у нас нам кажется, что если этот профессор разбирается, скажем, в биологии и тут прочёл лекцию про политику, где он ни уха ни рыла не понимает, мы невольно переносим авторитет с его одной области на то, что он делает в другой. И это страшная ошибка, потому что мы должны сомневаться даже во всём, что делает человек. Поэтому достаточно захватывающее занятие наука, достаточно неблагодарная, потому что ты можешь жизнь потратить на исследование чего-то, а потом выяснится, что ты шёл по тупиковому пути. Очень неприятно. Очень неприятно. Ещё вопросы? Давайте мы с вами, если есть какие-то вопросы, давайте мы с вами обсудим.
Я хочу тогда напомнить, что в Международном открытом йога-университете момент, связанный с культурой научности, что бы вы не исследовали, исторически очень болезненно и медленно идёт по той простой причине, что наши мозги, они сопротивляются подходу научности. Он очень неприятный, он очень затратный. И, знаете, как в школе, что ты приходишь, тебе говорят, и всё, ты зазубрил, всё, пятёрку получил. Замечательно? Но большая часть всего знания и вообще подход науки — это вечные сомнения? Сегодня тебе говорят что-то одно, а завтра вдруг это опровергли. Особенно, конечно, неприятно, когда в это начинает вмешиваться, скажем, большая политика, когда берётся какое-нибудь научное гипотеза там о глобальном похолодании или глобальном потеплении или о глобальной неизменности, понимаете? Любую можно взять теорию и дальше такие мошеннические делать манипуляции. Какого плана? Как вообще обычно вся эта кухня раскручивается? Она раскручивается по одному и тому же сценарию. Ищут недовольных, запугивают и придумывают мошеннические схемы, чтобы получить на это деньги. Я тоже порекомендовал вам Гиндикина. Есть ещё одна книжка, совершенно замечательная. Я рекомендую вам её при случае прочитать. Она называется записки секретаря Сталина. Бажанов. Бажанов. Найдёте. Там такая предыстория. Был у товарища Сталина секретарь, который там с первых же дней после революции всё в этой всей устраивал, потом очень быстро понял, что к чему идёт, и удрал во Францию и оставил мемуары. Мемуары читаются просто на ура. Очень хорошим слогом написано. Но самое там ценное, он тебе объясняет эту внутреннюю кухню захвата власти. И, к слову сказать, всё, что даже сейчас происходит во всём мире, целиком и полностью разворачивается по этому же один в один рецепту. На примере построения социализма, коммунизма, в стране, там какая ситуация? То есть ты берёшь какой-нибудь умный труд типа “Капитала” Маркса, в котором основной народ ничего не понимает, его прочитать невозможно. Там ты начинаешь умные вещи говорить, что, мол, буржуи нехорошие, а чем они плохи? Они присваивают прибавочную стоимость. Наукообразие, наукообразие, наукообразие. Потом ищут самых каких-нибудь недовольную группу людей. В данном случае они искали пролетариат. Они приходят к рабочим и говорят: “Так, ребята, вы плохо живёте”. Конечно, все плохо живут. Понятно. Дальше схема. Вы плохо живёте. Они: “Да, мы плохо живём. А мы знаем, почему вы плохо живёте”. Потому что у вас есть враг буржуи. А почему буржуи ваш враг? А потому что они вас обкрадывают. Они присваивают прибавочную стоимость себе. А мы теперь поняли, почему мы так плохо живём. Виноваты буржуи. Виноваты буржуи. Буржуев сейчас мочить будем, и мы вас поведём уничтожать этих самых буржуев. И так ниоткуда появляются, в кавычках, революционеры. То есть люди иногда, которые в своей жизни ничего не сделали. И они просто, как это волну ненависти столкнули лбами одну группу людей с другими. Те друг друга со страшной силой перебили. А эти зачинщики в результате получили власть, понимаете? И он очень прекрасно это описывает всё. Но самое, конечно, неприятное, что такой же схемой можно воспользоваться и сейчас, и в любой стране. То есть ищешь какую-нибудь группу людей, там национальные меньшинства, сексуальные меньшинства или ещё какие-нибудь там угнётённых женщин? Женщины, вам плохо? Конечно, плохо. Кто бы спорил? А мы сейчас вам объясним, почему вам плохо. А вам плохо, потому что эта группа людей вас угнетает. Вы должны объединиться в революционное движение и бороться за свои права. Те идут бороться. Такая мошенническая схема, но она, как правило, разваливается? А надо добавить обязательно добавить научности. Научности добавить. Почему? Потому что, когда ты начинаешь говорить, что они данные учёных, что будет глобальное похолодание, всем конец, куда вы попрёте против учёных, вы же не знаете, наука, вы же перед ней преклоняетесь. И тут самую первую ошибку, которую делают люди, они забывают о природе науки. Природа науки — это непрерывное сомнение. Поэтому, если вам кто-то говорит, что будет что-то глобальное и говорит, что это научная точка зрения, это ровным счётом ничего не сказать, потому что завтра появится другое исследование, которое опровергнет, и это будет правильно. Понимаете? Там постоянно идёт, но эти хитрые манипуляторы, нехорошие люди этим пользуются. Аналогичная ситуация, вы будете встречать в, ближе к йоге. Будут кричать, что эти продукты питания вредные и там огромные доказательства. Там проходит 20 лет, выяснилось, что всё по-другому. И помните, ваша задача, помнить, что какую бы информацию вы через науку не получали, вы должны относиться к ней критически и помнить, что то, что сейчас считается незыблемым законом природы, завтра может быть опровергнуто. А если вы начинаете какую-то свою политическую партию, даже если вы йогу начинаете чрезмерно обосновывать научными, современными достижениями, вы можете завтра оказаться в очень нехорошей ситуации. Потому что представьте, вы сегодня обосновали йогу с помощью какого-то исследования, которое полностью подтверждает йогу. Завтра вдруг выяснится, что это исследование проведено некорректно или там есть известные оговорки, и получается, что вы обосновывали йогу, а это обоснование рассыпалось. Поэтому ещё раз, есть такая очень тонкая составляющая. Она тоже очень трудно понимается, что йога в этом смысле, как бы это не звучало необычно, она выше, чем наука. И главное, в этом смысле, философия йоги не нуждается в подпорках, так как оно само является опорой. И основа йоги — это реальность. А приблизиться к этой реальности вы можете двумя путями. Давайте я сейчас ещё такую схему нарисую. Она реальность. А какая она реальность? Забегая вперёд, йога утверждает, что понятие жизнь, сейчас жизнь ближе всего к понятию реальности. Теперь мы с вами, понятие реальности выше, чем разум, мысли, слова. Реальность можно пережить, но нет слов для того, чтобы её описать. Слова хороши, чтобы устранить слова и мысли нужны, чтобы устранить препятствия для каждого из нас пережить состояние высшей реальности. То есть они устраняют препятствия, они не дают суть. К сожалению, очень многие, кто стал на путь йоги, они попадаются на эту ловушку. Они берут какой-нибудь йоговский текст и думают, что здесь описана реальность. Не может в тексте быть реальность. Там может быть всего лишь описаны моменты, помогающие вам пережить это состояние. Поэтому с известной осторожностью надо относиться к любому источнику йоги в виде того или иного текста, там и так далее, и так далее, помня его ограниченность. Но дальше, а как мы можем приблизиться к пониманию этой реальности? Знаете, мне нравится такой образ. Давайте я его нарисую. Плоскогубцы. Я нарисую. Не знаю, получится у меня или нет. Плоскогубцы, как они сделаны? Если вы будете применять в своей жизни исследовании, размышлении два подхода, один подход, подход науки, науки или принцип коллективного сомнения, где всё проверяется, и обосновываться должно проверяться. То есть это фактически то, чем занимается современная наука. Но одновременно вы применяете принцип коллективного волеизъявления, или индивидуального волеизъявления? И только так вы сможете приблизиться или схватить реальность. Если вы будете пользоваться только одним методом, принципом коллективного сомнения, часть реальности от вас уйдёт, и вы её никогда не схватите. Если вы будете пользоваться принципом коллективного волеизъявления, это те инструменты, которые, фактически это фактически все религии известные на сегодняшний момент или философские течения, то тоже вы проиграете. Есть раздел физики, квантовая механика. И основной принцип, который сформулировал Нильс Бор, или принцип дополнительности, он звучит, когда две точки зрения доведены до крайней несовместимости, то вместе они дают истинную картину мира. К этому пришли физики, когда они пытались объяснить эксперименты, которые они наблюдали при явлениях микромира. Здесь аналогичная ситуация? То есть вы одновременно, несовместимо коллективное сомнение с коллективным волеизъявлением. Обычно проблема и с тем, и с тем, то есть принцип коллективного сомнения очень ускользает от наших обезьяньих мозгов. Как это во всём сомневаться? И в фюрере тоже надо сомневаться? А если фюрер махатма, вы что будете в махатме сомневаться? Вы за чём вы это как это у Оруэлла мыслепреступник, понимаете? Он себе позволяет преступные мысли сомнений или. Это очень тяжело воспитывать. Мы всё равно склонны какие-то свои любимые идеи, не проверяя, не подвергая сомнению обожествлять и им следовать. И ничего в этом плохого нет. Но мы должны отдавать себе отчёт, что это ненаучно. То есть что-то может быть и ненаучным. Почему нет? Дальше. А дальше идёт следующий момент. Прямо противоположный инструмент волеизъявления. Принцип а зачем его-то применять? А тут начинается самое сложное, первые проблески этих запредельных невыразимых явлений, о которых опять же описываются они в текстах. Суть их заключается в том, что у каждого из вас, как мы вчера рисовали, высшее “Я” полностью по образу и подобию Абсолюта. А что это значит? Это значит, что оно может волеизъявлять, и оно обладает совершенно фантастической способностью оживлять или заставлять проявляться всё то, что вы хотите до известной, безусловно, до известной степени. Знаете, если совсем своими словами говорить, человек, если во что-то очень сильно верит, если он во что-то волеизъявляет, то он начинает свой мир искривлять этим волеизъявлением, в результате чего все события в его жизни начинают разворачиваться так, как если это был бы объект закона природы. Поэтому есть такие, знаете, всякие науки или как их называют иногда лженауки, когда народ на грани чем-то, и с ними пытаются бороться или ещё чего-нибудь. Это бессмысленно, потому что это заложено в каждом из нас. Другой разговор, что если есть большая группа людей, которые, вы сильная харизматичная личность, вы что-то волеизъявляете вокруг и вокруг вас мир начинает становиться согласно вашему волеизъявлению. И другие люди, попадая в область вашего действия, на самом деле попадают в силу того, что вы таким образом начинаете, я не знаю, какое слово подобрать, но стоит этого человека вытащить из поля действия этой сильной личности, как эффект пропадает. И но, строго говоря, у каждого человека есть такая способность. Поэтому наш мир, он фактически этот фактор волеизъявления, он не менее важный, чем фактор научных открытий. Формально, если вы, поэтому только лишь понимая и силы личного или коллективного волеизъявления, и в то же самое время силы коллективного сомнения, то есть фактически они в известной степени нейтрализуют друг друга или дополняют, как в квантовой механике. Вы можете приблизиться к тем высотам йоги, о которых вы можете читать, в заслуживающих доверия уважаемых книгах или текстах или трактатах. Если отсутствует одна или другая составляющая, очень легко скатиться в мракобесие или во что-то такое, что, грубо говоря, что вы эффектов этих, о которых пишут, вы их просто не достигнете. И поэтому задача очень сложная, на самом деле. Мы скатываемся либо в одно, либо в другое. А вообще мешанина в голове. Причём, знаете, ладно ещё мешанина, когда человек пытается в науке разобраться, но когда, допустим, встречаешь человека и у него этот принцип коллективного волеизъявления, там мешанина, он с одной стороны верит в какую-то церковную доктрину, с другой стороны в реинкарнации, с третьей стороны в инопланетян, в четвёртой стороны. Иногда эти верования в одном и том же человеке взаимоисключающие. По понедельникам он в это верит, по вторникам с утра он одной религии служит вечером другой. Понимаете? Иногда подходы эти, совершенно никак. И очень много времени уходит, прежде чем человек начинает разбираться, постепенно разбираться во всех этих вещах. А это процесс очень долгий. И, более или менее он в науке, в науке он выстроен. Вы хотите изучить физику или математику, как я в своё время. Вы поступаете в МИФИ. Я фанат МИФИ. Для меня МИФИ священно. Всё это моя благая карма. Я вообще могу часами про это говорить, потому что, по сути дела, его уж создали для того, чтобы делать ядерное, термоядерное оружие. И как раз, моя непосредственная специальность газодинамика. Если бы, я могу вам лекцию как водородную бомбу сделать? Я могу, в общих чертах, безусловно. Эта тема создания ядерного термоядерного оружия, она больше интересна даже не с точки зрения физики и математики, а с точки зрения философии, принципа сосуществования. Такой, знаете, чисто гуманитарный момент. Вернёмся. Мы решили вы математику изучать. Вы идёте в вуз, и что вам дают? Вам дают специально сделанные задачи-ловушки. То есть за всю долгую историю человечества известно, где наше обезьяний разум 100% споткнётся. То есть из-за некритического мышления и так далее. И понятно, это очень захватывающее занятие, когда ты изучаешь какой-то раздел физики или математики, тебе задают домашнее задание, ты его решаешь, думаешь, что ты решил, а ты неправильно решил. Ты приходишь, а тебе говорят, что ты неправильно. Ты начинаешь выступать, доказывать всем, это у вас в задачнике ошибка, а я правильно? А потом тебе очень аккуратно показывают, знаете, как иллюзионисты, которые так раз, раз, раз и какие-то манипуляции, ты не заметил, как тебя обманули. Здесь та же самая ситуация. Ты сам себя решая задачу, ты забыл знак плюс на минус, ты ещё что-нибудь забыл, в результате пришёл к неправильному значению. Но не один такой, а все люди, потому что мы все с вами примерно одну же предысторию обезьянью прошли. У нас мозги, в общем-то, в этом отношении у всех с одинаковыми изъянами. И надо эти, как говорится, изъяны этой долгой, нудной работой, что называется, исправлять эти слепые зоны разума, их как-то с ними делать. И так, день за днём, месяц за месяцем, год за годом. И постепенно, знаете, как всё можно тренировать, тренировать можно, в том числе и мозги. Ты начинаешь уже обходить некритичность наших мозгов. Точно так же и в йоге, понимаете? В Международном открытом йога-университете мы тоже собираем эти ловушки, чтобы вы, пройдя через них, через каждую ловушку, вы обязательно застряли, побултыхались, потом вы тогда поймёте. И, конечно же, чрезвычайно важно эта история. Все пренебрегают историей развития человечества. Вы приходите куда-нибудь в школу, вам дают готовый результат. Он не представляет ценности. Представляет ценность, если вы сами прошли по тому пути, по которому шло всё человечество, прежде чем дойти до этого результата, тогда вы смело можете сделать следующий шаг. У нас, начиная с уровня аспирантуры, курс истории науки, истории религии, мы выбираем самые такие, с нашей точки зрения, нейтральные подходы, особенно с религиями. С религиями особенно тяжело, потому что это вещь небезопасная изучать чужие религии. Если там этому представителю религии что-нибудь не понравится, ты же станешь его врагом номер один. Понимаете? Русскоязычной публике бывшего СССР несказанно повезло. Почему? Потому что у нас было 70 лет атеизма, где просто вырубили все заблуждения эти просто со страшной силой. И у этого не только отрицательная сторона, но очень сильная положительная сторона, потому что степень здравого смысла, она куда как больше, чем если бы вы приехали куда-нибудь в Индию. Вам там таких сказок понарассказывают, что прям хоть стой, хоть падай. Почему? А у них этого нет и не было никогда. Понимаете? Мы не ценим некоторые вещи, которые после развала СССР здесь сохранились. В качестве истории религии дядечка Васильев, он ещё советские годы чудесные книги писал. Одна из них “История религий Востока”, где очень нейтрально, очень с уважением обо всех известных религиях он описывает. То есть так, чтобы вы познакомились с основными идеями, не попадая под, что называется, религиозную пропаганду этих идей. Потому что известное есть такой эффект, если ты начинаешь изучать чего-то там, ты, безусловно, начинаешь некритично иногда какой-то мусор вбирать. К сожалению, это тоже большая проблема, когда, допустим, человек решил йогу изучать, поехал в Индию, там поехал в какую-нибудь деревушку, нашёл там какую-то секту, якобы его научат высшим знаниям, а она средневековая религия, чудом сохранившаяся до наших дней. И он с полной уверенностью, что он высшее знание нашёл это, понимаете, средневековое учение, которое просто чудом выжило. Просто чудом. А он начинает думать, что он сейчас приедет сюда, всех научит жить. Некоторые приезжают и начинают тут истину в последней инстанции. Понимаете? Всё бы хорошо, только, грубо говоря, в Европе были аналоги и исчезли, потому что, это, знаете, такая тоже. Но с другой стороны, любая религия, это когда собирались люди и начинали волеизъявлять какие-то свои концепции религиозные, философские и так далее. И сила этих концепций была настолько великой, что, прямо изменялась жизнь народа. К сожалению, были и печальные примеры, которые тоже надо изучать. Один из самых таких печальных, может быть, страниц истории, коллективного волеизъявления, это всё, что связано с буддизмом в Индии, понимаете? Это прям достойно отдельной строки изучения. Нам особенно важна эта вещь, потому что там проблема, когда перестали рожать, дошла до такого уровня, что буквально чуть страна не погибла. Когда я здесь такие трогательные возвания вам говорю, что открытые йоги, плодитесь и размножайтесь, это не я придумал. Это не я придумал. К сожалению, были очень ужасные прецеденты. Они выкашивали ещё сильнее, чем чума, понимаете, народ. Причём приходила опасность со стороны неправильно понятых религиозно-религиозных идей. Конечно, сам не Будда не виноват, он просто, как обычно бывает? Учение потом проходит несколько поколений, оно учение искажается, оно уже не имеет ничего общего с начальной философией. А там какое-то отклонение и всё. Аналогия в СССР, понимаете? Конечно же, Владимир Ильич Ленин даже в страшном кошмаре не мог себе представить, что в СССР будет ГУЛАГ. То есть они все, они реально думали, что они делают, они строят новый строй, что сейчас будет победа, что-то, они истинно в это верили. Но раз, раз, раз череда смены руководителей, как тут расстрелянные, все эти пошли. Кстати, у Бажанова, у Бажанова, там такая тоже фраза и предписывает, чтобы если бы Володенька был жив, он бы сидел. То есть это ещё при жизни Крупской уже все поняли, куда это. Давайте я несколько слов скажу про эти опасности, потому что, к сожалению, это реальные опасности. Причём, знаете, как вирус бешенства, знаете, чем характерен вирус бешенства? Он поражает исключительно нервные клетки. Он всё остальное не трогает. Точно также и есть идеи, такие вирусные идеи, которые могут возникнуть среди очень образованной прослойки людей по всему земному шару и начинает точечно уничтожать интеллектуалов по всему земному шару. Поинтересуйтесь, такой миф есть. Аигери, богиня, когда там тоже, демон. Ну, давайте не буду я потом. То есть такие ситуации, когда возникает принцип коллективного волеизъявления в виде той или иной религии или того или иного течения, а потом под, я уж не знаю из-за чего, превращается в опасную вещь, уничтожающую тех, кто верит. Ситуация такая. Будда проповедовал все свои учения и перед смертью сказал, что всё, ребята, я научил вас, что хотел вас сказать, и я должен уйти из этого мира. На самом деле, конечно, Будда был герой. Он просто настолько в хорошую сторону изменил подход к тантрам внёс очень сильный интеллектуальный подход в эти все моменты познания, что эти хорошие результаты, буквально вся Индия в один момент была буддистской. То есть все оставшиеся течения, в том числе и ведические, оказывались в очень меньшинстве. Практически всё было буддистское. Более того, буддизм распространился на соседние все страны. Самое любопытное бывшие СССР и граничащие с СССР, очень странно для многих, но Афганистан был буддистский. Афганистан, Таджикистан, Узбекистан до сих пор там раскопки ведут, до сих пор находят изображения там и так далее, и так далее. А потом вдруг внезапно по историческим масштабам, буддизм полностью исчез в Индии. Полностью, друзья. Знаете, когда второй раз буддизм в массовом порядке появился в Индии? Это в пятидесятые-шестидесятые годы, когда в Китае произошла культурная революция и Далай-лама вместе со своими последователями, сколько их там было, они просто из Тибета перешли в Индию. Это была первая за многие тысячи лет большая группа людей, называвшихся, что они исповедуют буддизм. А до этого куда они делись? Что с ними произошло? Очень хорошо, конечно, про это пишет Свами Вивекананда. Произошла следующая вещь. Неправильно поняли учение и стали делать очень серьёзный акцент на всех практиках, связанных с личным просветлением. Логика такая была: “Ребята, весь мир страданий согласны?” Все согласятся, понимаете? Здесь полным-полно болезней, смерти, всего, чего негативно. Хотите этого избежать, надо самостоятельно работать. Давайте-ка бросайте всё и уходите в какие-нибудь пещеры и там медитируйте, над собой работайте. Кстати, интересный факт. Вы знаете, что монастыри впервые возникли в буддизме. И даже монастыри сейчас в Европе эти все наши монастыри, это, по всей видимости либо копию они сняли, либо переоткрыли. Раньше понятия монастырей не было. А ашрамы. Давайте, чтобы путаницы не было. Чем отличается ашрам от монастыря? Тем же, чем отличается университет от монастыря. Если ты пришёл в университет, ты, ты. Давайте ашрамы с ведической точки зрения. Если ты пришёл в индийский ашрам и там учишься, то потом по достижению определённого возраста, как правило, для мужчин это 24 года, ты был обязан, не то, что обязан, это, жизнь была такая. Получив образование, ты искал себе жену, рожал детей и оставался в социуме. То есть ашрам — это временное, как учебное заведение, как учебное заведение, в монастырь, если ты попал, ты там и умрёшь. Никаких детей, никаких жён, никаких тебе этих самых, хотя возможно обучение, понимаете? На ранних стадиях, конечно, этот вопрос нуждается в своей проработки, в своём исследовании. Хорошо бы кто-нибудь эссе бы взял бы на эту тему. К чему привело. Теперь представьте, что массовое движение, которое говорит: “Ребята, бросайте жён, бросайте детей, бросайте свои должности, идите, спасайтесь достигать личное просветление”. Никому в голову не пришло последствия. Самые лучшие, самые талантливые, самые благородные ушли. Представьте, если из страны, как, кстати, в Советском Союзе-то мы легко себе можем это представить, когда вся интеллигенция возьмёт и куда-нибудь уедет? Хаос начинается, понимаете? Если лучший правитель пошёл в пещеры, кто на его место пришёл? Худший, который не может понять всех прелести и практики в пещере личного достижения, но который, конечно же, у которого есть чисто обезьянье стремление захватить власть. Достаточно серьёзное обвинение в сторону буддизма, потому что, такая даже, по-моему, у Вивекананды я тоже встречался с этим мнением, что это была причина, почему так и не стала сверхдержавой Индия. Что произошло? Представьте себе, все самые высокодуховные, образованные, вместо того, чтобы делать страну лучше, управлять справедливо, заниматься, самое главное иметь детей. Все они поуходили, детей они не нарожали, соответственно, их род на этом прервался. Когда осознали, ужаснулись, но было поздно. Следствие этого того, что буддизм полностью исчез в Индии как дискредитировавший себя. Даже такие мифы, в которых, знаете, такое для обычных людей, что, мол, злой демон всё мечтал человечеству вред принести человечеству и придумал такую способ, что, мол, он пришёл в виде какого-то святого небожителя, и начал проповедовать какие-то якобы духовные взгляды, но это были очень опасные взгляды, потому что половина была правдой, а половина была враньём. И никто не смог понять, где заканчивается правда и где начинается враньё. В чистом виде отравы. И едва не погубил всё человечество. И сюжет примерно аналогия полнейшая со всем тем, что сейчас творится в Европе, а среди интеллектуально-интеллигентной части людей, которые интересуются йогой, в общем, чем-то таким, знаете, духовным, чем-то таким, чего нет у нас в обычной жизни у нас в Европе в обычной жизни зарабатывай деньги, делай карьеру не думай, потребляй всякие безделушки и так далее. Понятно, что очень быстро народ этим наедается, особенно умный. Это, кстати, ещё с советских времён было. А наевшись, начинает искать альтернативу. Мне очень сильно повезло, потому что в МИФИ, когда я учился, все мои, что называется, однокурсники, а это как раз уже под развал СССР, настолько наглядно прошли этот путь метаний, что хоть книжки пиши. Причём некоторые совершенно такие, знаете, сценарий один. Во-первых, давайте начнём с того, что МИФИ режимный вуз. Для непосвящённых это что значит? Это значит он под особым наблюдением всех этих КГБ и так далее, и так далее. По простой причине, потому что там атомные бомбы делают, понимаете? Туда абы кого пустишь, а он там что-нибудь. Причём, как сказать, даже доброе слово надо сказать к спецслужбам. Я тут мемуары почитал, оказывается, там же у них своя иерархия были в этих КГБ структурах, что за анекдот, который рассказанный был в МИФИ, в обычном вузе бы посадили, а там настолько на это всё просто смотрели. То есть была какая-то особая была ситуация. Очень любопытно, потому что сейчас всё рассекречено, мемуары все пишут. Это была изолированная структура, очень изолированная. Туда и попасть тяжело было. Почему? Потому что ты завтра будешь делать ядерную бомбу термоядерную, начиная от того, если ты там свихнёшься, не то что-то сделаешь, понимаете? А заканчивая того, что ты там какой-нибудь шпион или ещё что-нибудь, рисков очень много. И Советский Союз уже начал шататься. Все начали мефисты искать чего-то духовного, потому что я ещё застал историю, я ещё застал материализм, эту всю, и понятно, мозги-то у всех очень сильно развитые. И давай, давай искать духовное. Самое первое, что в голову приходит, это как, религия. Какая религия? Первая попавшаяся. А что тогда было? Первая попавшаяся в СССР развалилась. Это все эти улыбчивые пасторы откуда-нибудь США. И вот приходят они к нам, а у нас мозги, знаешь, МИФИ, физика, математика, всё чётко, всё докажи. И они начинают рассказывать, а мы такие: “Ребята, это всё, конечно, хорошо, но как это соотносится с физикой, с математикой?” И вот тут начинается самое интересное. Потому что, если ты начинаешь искать духовное, ты начинаешь натыкаться на противоречия. И вот тут-то и нужна эта йоговская позиция, когда ты берёшь и начинаешь сочетать. С одной стороны, ты должен всё подвергать сомнению, как учёный. С другой стороны, ты должен понимать, что есть вещи, которые выше науки, которые ты можешь пережить, но не можешь объяснить. И вот это сочетание, оно даёт тебе возможность не скатиться ни в фанатизм, ни в скептицизм, который тоже опасен. Потому что скептицизм, он иногда такой, знаешь, всё отрицает, и ты остаёшься ни с чем. И вот в МИФИ это было очень наглядно. Потому что там собирались люди, которые, с одной стороны, очень умные, с другой стороны, очень ищущие. И вот эти метания, они нас всех учили, что надо находить баланс. И я вам скажу, что йога, она как раз про этот баланс. Она учит тебя, как не провалиться ни в одну, ни в другую крайность. И поэтому, когда вы будете практиковать йогу, помните, что вы должны всегда задавать вопросы, но при этом вы должны быть открыты к тому, что есть вещи, которые выше вашего понимания. И это нормально. Это не слабость, это сила. Потому что, если ты признаёшь, что есть что-то выше тебя, ты начинаешь расти. А если ты думаешь, что ты всё знаешь, ты застреваешь. Вот это я и хотел вам сегодня сказать. Давайте ещё раз, если есть вопросы, я готов ответить. Если нет, то давайте сделаем небольшую практику, чтобы всё это уложилось. Кто хочет, можем сделать крийя-йогу, можем сделать дыхательные упражнения. Выбирайте, что вам ближе. Ну и, конечно, помните, что йога — это не только про тело, это про ваш разум, про вашу душу, про ваше место в этом мире. Идите этим путём, и вы найдёте ответы. Не сразу, но найдёте.

Поделиться Открытой Йогой: