2008.03.08.Шакти.Роль женщины в йоге. Состояние просветления. Дхарма. (Вадим Запорожцев).

1. Название лекции:

Шакти, роль женщины в йоге. Состояние просветления. Дхарма

Шакти. Состояние просветления. Природа мантры. Облако дхармы. Как найти свою дхарму. Как научиться состраданию. Питание и карма. Метод энергии и метод сознания. Выполнение крий. Медитация для детей.Что такое юмор. Роль женщины в йоге.

2. Автор: Вадим Запорожцев

3. Фото автора:

4. Краткое описание:

5. Дата и место чтения лекции:

2008.03.08 Культурный центр «Просветление».

6. Аудио, видео и текст лекции принадлежат: Открытому Йога Университету в городе Москве (Школа йоги традиции Анандасвами). Вы имеете полное право копировать, тиражировать и распространять материалы этого сайта, желательно делайте ссылку на наш сайт www.openyoga.ru.

7. Текст напечатан: Казачкова Анна.

8. Текст отредактирован: Казачкова Анна.

9. Рисунки:

10. Фото:

11.  Сайты: www.openyoga.ru,  www.openyogaclass.com

12. Где бесплатно скачать текстовый файл:


13. Где бесплатно скачать аудио файл лекции:


Нажмите здесь чтобы скачать аудио:

32кб/с,2008_03_08_lec_kcp_voprosy_otvety_web.MP3 размер 25,5 мб

128кб/с2008_03_08_lec_kcp_voprosy_otvety.MP3, размер102мб

14. Где бесплатно скачать видео файлы лекции:

Нажмите здесь чтобы скачать видео: (Извините,Видео будет выложено позже!)

15. Нажмите кнопку play (►), чтобы слушать или смотреть лекцию на этой странице, (׀׀) – пауза.

Аудио:

Видео:

(Извините,Видео будет выложено позже!)

16. Основной текст лекции.

Вопрос: что значит Шакти?

Ответ: Дело в том, что когда был сотворен весь этот наш мир, то абсолют из состояния непроявленности проявился и в этот момент он стал единым проявленным абсолютом. Но затем процесс творения вселенной пошел дальше и та Мантра (мантра, если угодно, имени которого заставила себя проявиться, она же мантра «Ом») имеет два аспекта: проявленный аспект, собственно поэтому мы и можем произносить Ом и непроявленный аспект произнести который мы не можем. Грубо говоря, из проявленного аспекта произошли все гласные буквы, а из непроявленного аспекта все согласные буквы. Соответственно мантра «Ом» заставила абсолют проявляться в двух своих проявлениях. Хоть он и единый, но он предстал в виде пары, в виде двух, иногда говорят: разделился на две половинки. Одна половинка – это абсолют, но проявившийся через женский принцип, или та часть абсолюта, которая через призму проявленной изначально части вибрации стала называться Шакти, она же Мать Мира, она же Богиня Кали, в общем это женский принцип. Другая часть мантры непроявленного абсолюта породила то, что называется сознанием или мужской принцип энергии, мужской принцип вселенной, т.е. это также абсолют, но в его мужском ключе, в его мужском проявлении и это сознание иногда называется Чит. Поэтому что такое Шакти? Шакти – этот тот изначальный принцип, который в дальнейшем трансформируясь в более грубых формах проявляясь предстает перед нами как то что мы называем энергия (энергия в этом мире), как то что мы называем материя (материя – это та же энергия, только грубо говоря сжатая) и т.д. и т.п. Т.е. это то, что мы можем видеть, слышать, что мы можем пощупать, то, что претерпевает череду неизменных превращений. Это принцип вечного видоизменения. Это принцип женский, как любая девушка всегда разная, и юноша никогда от неё не устаёт и она никогда ему не надоедает. А также это и принцип Шакти – принцип вечного видоизменения. В противовес принципу сознания, принципу вечной неизменности. Шакти – это очень тонкая и непонятная вещь, такая же непонятная как и сознание, но есть одна такая другая составляющая Шакти – мы к Шакти просто больше привыкли, чем к сознанию. Поэтому нам кажется, будто мы с вами понимаем, что такое есть энергия, а на самом деле это привычка, что мы понимаем что есть энергия, но мы не понимаем что есть энергия.
Если это привязывать к какой-либо концепции мифологической, то опять же может быть подруга Шивы, его жена, любовница, партнерша, как угодно называйте. Женский принцип вселенной иногда называют именами Богинь: Богиня Дурга, Богиня Кали, имеется в виду в Индийской мифологии. Была бы это наша традиция, называли как-нибудь: Василина Прекрасная или ещё как-нибудь. Т.е. мы должны понимать, что название это больше дань традиции. 

Вопрос: Влияет ли карма на тело человека, если да, то каким образом?

Ответ: Строго говоря, тело человека – это уже сама карма, это и сама карма и носитель кармы. Т.е. не следует разделять понятие кармы с понятием тела. Ваше тело – это сама по себе карма. Почему? Говорят на планете Юпитер страшно большое давление и мы в человеческом теле там существовать не можем даже доли секунды, нас бац! и ничего не осталось. Или допустим на солнце, там тоже говорят очень-очень жарко, поэтому мы там не можем существовать и секунды. Окажись там, мы бы с вами мгновенно бы погибли. Почему на Земле мы с вами так живём? Ну кто-то скажет эволюция такая, ну да мы приспособились. Но что такое эволюция как ни закон той же кармы? когда мы приспосабливались к условиям и выработали себе возможность проявиться. Поэтому то, что у нас тело – это уже карма! Если тело нам не нравится, через это тело проявляется наша негативная карма, если нравится – позитивная карма. Поэтому с позиции теоретической йоги, ну понятно, что мы не объясняем устройство нашего тела чисто физическим языком, есть ещё тонкое и причинное. Так вот, пока вы живы ваше тело – это хранилище карм. Поэтому работая над собой чисто физически, исправляя своё тело, вы тем самым исправляете карму, которая хранится на физическом уровне. 

Вопрос: что такое просветление? Что с человеком случается?

Ответ: это крайне загадочная, крайне таинственная тема. Читать про людей, которые пережили это состояние, намного более захватывающе, чем читать самый интересный приключенческий детектив или смотреть боевик по телевизору. Т.е. жизнь такого человека, который достиг просветления, настолько интересна, настолько нетривиальна, настолько многопланова, что даже сама его биография как правило становится очень любопытной. Ну а то, что с ним самим творится, это, как утверждают учителя йоги, как утверждают древние тексты и т.д. и т.п., вообще выше всех слов, поэтому, с формальной точки зрения человек достигший просветления не может передать свой опыт словами. Поэтому здесь мы бессильны что-либо сказать. Если бы мы могли передать этот опыт словами, то каждый, кто бы выслушал этот опыт и понял, произведя его внутри себя, тут же достиг бы того же самого состояния. Но этого не происходит. Поэтому остаются только лишь эпизоды из жизни людей, которые достигали просветления. И они были разные, т.к. живые существа по-разному к этому приходили. Разная была духовная практика, разные образы жизни, иногда диаметрально противоположные. Кто-то вел очень жесткий аскетический образ жизни и достигал этого высшего состояния, а кто-то вел такой образ жизни, который, мягко говоря, кроме как разгульный и язык не поворачивается назвать, но тем не менее, за вот этим разгулом чувственных страстей всегда было это устремление к высшему и, как ни странно, люди также достигали этого высокого состояния. Кто-то применял определенные методики, такие как йоги, такие как всякого рода духовные упражнения, и достигал. Кто-то спонтанно переоткрывал какие то внутренние и внешние устройства вселенной и был в этом смысле переоткрывателем. Кто-то пользовался чужим наработанным опытом, который помогал ему подняться до какой-то ступени. Но в любом случае, любые философские системы, в том числе и та философская система или учение, которое называется йогой, которую мы здесь с вами изучаем, оно помогает человеку достичь вот этой последней грани, за которой наступает невыразимое, но эту грань каждый переходит один. Т.е. нельзя взять человека за руку и отвести его в просветление. Поэтому к йоге как и к любым духовным упражнениям следует относиться с известным уважением, с известной внимательностью, но в то же время помнить, что это всего лишь набор инструментов, который помогает нам устранить негативную карму, подготовить себя, очистить себя, свой разум, своё тело и т.д., которая подводит нас к этой последней черте, но эту последнюю черту каждый проходит, как если бы он был самым первым. Аналогия очень красивая, такая, что если юноша влюбляется в девушку и весь мир вокруг него изменяется, то переживания от этого, как если бы он был единственный во вселенной и это с ним случилось впервые за всю историю существования вселенной. Потому что если влюбленность настоящая, то она не выразима, она очень близка к тому состоянию, которое в том числе называется просветление. И вот этот шаг, когда юноша, так сказать, влюбляется, он его не может объяснить никому и он не может объяснить своё состояние, он в лучшем случае бегает как сумасшедший и ля-ля-ля-ля, его то в жар, то в холод, ему то хорошо, то плохо. Поведение его отличается с обыденной точки зрения крайней нестабильностью, ну помните всех этих классиков, Шекспиров и прочих, прочих… что безумие влюбленности, т.е. действия такого человека в состоянии влюбленности, иногда совершенно нам кажутся нелогичными, но с точки зрения йоги оно сверхлогично. Аналогично и человек в состоянии просветления. Иногда он ведет себя очень разумно и последовательно, иногда начинает такие номера откалывать, что как нас учит древняя традиция, что хоть стой хоть падай. То что мы не понимаем, это не логика, это уже сверхлогика. В общем, в известном приближении состояние просветленности, для того чтобы хоть как-то его для себя представить, действительно можно сопоставить с состоянием влюбленности. Если кто-то из вас переживал состояние влюбленности, то есть с чем сравнить. Если же не переживал, но ощущение есть что такое возможно и когда-то человек такое переживет, то это тоже где-то подсказывает, что оно будет потом. Вот всё, что можно сказать. Возможно ли определить со стороны является ли человек просветленным или не просветленным? Вот поедете в Индию и будете об учителях говорить, вот он является просветленным Гуру. Его недоброжелатели будут говорить: да нет, вот он значит вовсе не просветленный, а выдающийся, вовсе не великий, а выдающийся, как в известном фильме у известного классика. Критериев у нас нет, поэтому в этом и сложность положения, но в то же самое время в этом же и прекрасность. Ощущение просветления – это что-то неуловимое, то, что нельзя пальцами схватить. Можно вывести состояние сознания, очень популярные практики: человек что-то делает, делает, делает, а потом хлоп и вывалился из ощущения реальности, он где-то побывал-побывал, а потом вернулся. Но это состояние, оно хоть и необычное, но всё-таки обусловленное какими-то процессами, протекаемыми во внутренних структурах наших тел, и оно где-то воспроизводимо. В состоянии же влюбленности, как и в состоянии просветления – оно не воспроизводимо, т.е. не существует в принципе никаких порошков, магических пилюль, мантр, заклинаний, стоек на голове, в шаманский буен постукиваний, которые бы в принципе вывели человека в состояние просветления или же открыли в нем состояние влюбленности. Этого нет в принципе. Поэтому с формальной точки зрения, если уж честно говорить, все наши занятия йогой вовсе не гарантия, что вы достигнете состояния просветления. Но если человек не занимается йогой, то вероятность того, что человек вообще когда-либо хотя бы близко к этому приблизиться, резко падает. Поэтому нам только и остаётся, что сделать от себя всё возможное и ждать: вот придёт – значит придет, не придет – никто никогда гарантий никаких не давал. 

Вопрос о природе мантр: может ли тот, кто произносит мантру, заново творит вселенную? Т.е. мантра – это тоже самое, что при проявления абсолюта? Это грамотное использование иллюзии или энергии? Производящий мантру, он творит вселенную?

Ответ: Друзья, вы сейчас все здесь сидите и смотрите друг на друга, мы с вами обсуждаем что есть абсолют, мантры, вселенная… Есть Америка, в Америке говорят есть президент американский, а ещё есть Антарктида, и Мореанская впадина, люди плавают на глубине… А кто вам сказал, что они есть? Где у вас критерии того, что это всё на самом деле существует? Вы там были? Нет, вам кто-то сказал, а если это такая сознательная дезинформация вокруг вас лично? У каждого из вас и так вселенная своя личная, которую вы творите сами. У вас нет ни одного мало-мальски достоверного доказательства, что даже сосед, который рядом с вами сидит, на самом деле существует. Т.е. в этом смысле разделить, что что-то сперва было разделено на одно, а всё под это подстраивается нельзя. Творение вселенной идет прямо сейчас. Каждый из вас в своей личной вселенной творит личный завтрашний день. Поэтому использование мантр, природа которых действительно крайне сложная (мантра йога – один из самых сложных разделов в йоге, его мало кто понимает, но это очень сильный инструмент, который действительно в состоянии повлиять и сформировать ваш завтрашний день и вашу завтрашнюю вселенную). Поэтому вы своей мантрой как если бы перестраивали этот мир, как если бы вы творили его. Видите в чем дело, концепция йоги настолько широкая, что в этой концепции у вас может быть понятие абсолюта, а может его и не быть. В конце концов, кто из вас видел абсолют? Никто не видел. Кто переживал опыт абсолюта? Никто не переживал. Откуда вы про это знаете? Умные книжки вы про это прочитали, я вам здесь что-то умничаю перед вами, а если я вру? А если книжки тоже врут? До тех пор, пока мы не переживем это состояние, это в общем-то подвисло в воздухе. Что на этот счёт говорит йога? Йога говорит, что вообще абсолют есть, но никто не снимает с нас ответственность за формирование своей личной вселенной. И если мы в своей личной вселенной творим так, что абсолюта вроде как и не было (например атеисты – прекрасные люди, многие из них йогой занимаются, некоторых я очень сильно уважаю, это очень сильные люди с отточенным разумом, они сейчас в ужасе от того мракобесия, который творится сейчас в стране), понятно, йога говорит, что это тоже перекос. Но с другой стороны, человек, который говорит: не знаю ни про какой абсолют, я вот знаю, что ощущаю себя, что я вроде как есть, а всё остальное – может есть, а может и нет. На что йога говорит: чудесный замечательный подход, начинайте работать именно с него! Более того даже по-другому, есть такое более резкое высказывание: до тех пор, пока человек не поверит в себя, он никогда не поверит в абсолют. Т.е. абсолют – это более высокая категория, чем наше личное «Я». Потому получается так, что у каждого из нас есть своя личная вселенная, которую вы сами и творите. Захотите – такую сотворите, а захотите другую сотворите. Захотите обратиться к абсолюту – обратитесь и рано или поздно достигнете его. Если скажете: я махровый атеист, то абсолют не будет вмешиваться, живи по своим правилам. Т.е. наш мир он несколько более сложный, чем иногда его хотят представить. Здесь уживаются диаметрально противоположные точки зрения. Каждый из нас – это отдельно взятая вселенная. Зачастую одна вселенная построена по координально другим правилам, чем другая вселенная. Но абсолют, который выше всего этого, придумал такой механизм, чтобы мы мало того что уживались друг с другом, но ещё взаимодействовали, несмотря на то, что у каждого своя вселенная. Реализовал он это с помощью такой гениальной идеи и гениального изобретения – это изобретение называется «Майя». Вот с помощью Майи он дал нам все карты в руки. Мантра – йога с этой точки зрения – реальный инструмент перестраивать свою собственную вселенную. Поэтому можно действительно, как вы говорите, кроить свою личную вселенную, как вам заблагорассудится.

Вопрос: Есть такое понятие, как «облако Дхарма». Если я правильно понимаю, обычно оно бывает у людей святых?

Ответ: Когда говорят «облако Дхармы», это сравнение до нас дошло из школ Тантрического буддизма, где те или иные адепты этой системы достигали такого большого высокого состояния, что как бы они жили и их собственный мир клубился вокруг них как облако. Т.е. мир остался миром, а вокруг такого персонажа, такого адепта тайных наук или высокого просветленного учителя… как бы его внутренний мир сравнивают как утёс, который обвалакивает облако. Но только с той лишь разницей, что куда бы ни пошел этот святой, это облако идёт за ним. И про таких обычно говорят, что это абсолютно свободные души. Они могут идти куда захотят. Всё с чем они ни сталкиваются, всё идёт согласно их Дхарме. А вообще говоря, в каждом конкретном случае, в зависимости от применения термина, надо рассматривать его индивидуально. Это одна из больших трудностей в переводе текстов. У Дхармы, примерно, штук двадцать значений, если на европейские языки переводить это слово. Поэтому в каждом конкретном случае это может быть что-то совершенно своё. 

Вопрос: а может ли обычный человек, который ничего не знает об этом понятии, допустим, своими действиями, как-то направляя, меняя свою жизнь, работая, может ли он добиться такого же состояния, т.е. может ли у него появится это «облако Дхармы»?

Ответ: мало того что может, это святая обязанность каждого собравшегося из нас, что рано или поздно, мы не только лишь поняли принципы вселенной, но и те вещи, которые мы не понимали – переоткрыли. Т.е. всё что сделали мудрецы в Древности, всё может сделать каждый из вас! Всех тех высот, которые достигли в Древности йоги, всех тех высот, которые достигли Риши, всё это может сделать каждый из вас! Тот факт, что вы это ещё не сделали пока, это вопрос времени и вашей лени. Т.е. насколько кому-то интересно, а кому-то не интересно, но это святая обязанность и, что называется, все там будем. Кто-то идет через йогу, кто-то идет через другой духовный путь. Кто-то на свой страх и риск пытается, переоткрывать законы сам. Это очень долго, представьте себе человека, математика потенциального, учёного, его взяли и на необитаемый остров поселили, и сказали: ну вот давай начинай математику с «2х2=4». И вот он сидит, живёт, никто его не учит, не пользуется наследием предыдущим, он сам переоткрывает законы. Понятно, рано или поздно он переоткроет их все, но времени у него на это уйдет слишком много. Вот такая же вещь и с йогой, такая же вещь с какими-то философскими моментами, которые действительно дадут нам понять, что такое «Дхарма». Мы можем из жизни в жизнь на своей шкуре пытаться переоткрыть эти понятия, а можем поучиться, и тогда это быстрее идёт. Вот вы в школу приходите и там учитесь, но чтобы учиться, надо доверять. Доверять учению или доверять учителю. Когда мы в школу приходим, и учитель нас учит математике, мы даже не задумываемся, т.е. оно как бы само собой разумеющееся, т.е. раз учат, значит правильно учат. В отношении системы йоги и других духовных моментов такой уверенности нет ни у кого. Поэтому здесь приходится с одной стороны доверять, но с другой стороны постоянно проверять. 

Вопрос: как найти свою Дхарму? В разных источниках говорится, что нужно доверять своему голосу, а можно потратить всю жизнь и так и не понять? И 2-ой вопрос: если Дхарму морить голодом, то как это уживется с принципом Ахимсиса?

Ответ: прекрасно уживается! Я не раз отвечал на такие вопросы. Головы по-разному можно рубить. Кто интересуется этим вопросом, почитайте хроники. Там какие-нибудь французы очень любили головы рубить, и голову можно отрубить за один раз, а можно с третьего удара, при этом жертва будет хрипеть, во все стороны будут разлетаться куски окровавленного тела, и вы продлите мучения жертве несказанно дольше, чем она сделала прегрешений, за которые ей рубят голову. Т.е. тот факт, что вы палач, и вы рубите голову, вовсе не значит, что вы судья и отправляете на этот эшафот, вы просто выполняете свою работу. У вас хорошо поставленное дело, вы с первого удара рубите так, как надо, другой не профессионал, замучил бы бедную жертву прежде чем таки же доделать дело. Поэтому иногда принцип непричинения вреда, это принцип с первого удара отрубить голову.

Вопрос: а где гарантия, что это законно и правильно рубить голову?

Ответ: когда вы шли наниматься в палачи, вы посмотрели на короля, и король создал впечатление человека вменяемого и человека, который напрасно вреда причинять не будет. Т.е. в известном смысле вы как бы часть этой системы, вы не с улицы, знаете, просто так ниоткуда вас вставили, вот и всё. Другая ситуация: вы там родину защищаете с автоматом Калашникова в руках, а сзади женщины и дети беззащитные. Если враг прорвётся, без гарантий… и где уж вам разбираться кого и как? На войне, так на войне. Понимаете, принцип Дхармы и принцип Кармы «не причинения вреда» – это принципы глубоко философские, они не такие простые, как нам иногда кажется. Я постоянно люблю повторять: каждую секунду вашей жизни, за каждую секунду вашей жизни, вам постоянно приходится платить миллионами жизней других существ. Вы их не видите, вы их не слышите, вы даже о них не догадываетесь, начиная от микробов, заканчивая вырубкой леса на Амазонке. Вы чай-ка хотите с утра попить или там кофей-ка? А под это дела плантацию распахали и не особо заботились о том, как козлики местные прыгали, их просто перебили всех, чтобы у вас было с утра эстетическое чувство «начать день сначала», да? Но ведь на самом деле это порождение вас, если бы у вас не было желания пить чай, соответственно плантатор не производил бы плантации и не вырубал бы леса. Ни один из вас не в состоянии прожить ни одну секунду, не убивая при этом других. Это, к сожалению, мрачная обратная сторона реальности. Но в нашей власти сократить количество этого страдания. Т.е. не так всё просто. Мы не можем здесь жить, не причиняя вреда. Даже если вы умрете, всё: с завтрашнего дня жить не буду, чай не буду пить, есть ничего не буду. Но даже своей смертью вы повлечёте огромную цепочку смертей и страданий. Т.е вы жили плохо и умерли плохо. Поэтому понятие Дхармы – это минимум страданий как от жизни, так и от смерти. Есть такой анекдот известный в среде финансистов: говорят, что толи один англичанин состоятельный, толи один джентльмен, достаточно пожилого возраста (там было уже далеко за девяносто), когда понял, что дни его сочтены, он уехал умирать толи в Испанию, толи ещё куда-то. И от того, что ты умираешь не здесь, а там, шли какие-то налоговые послабления. Т.е. он думал о бизнесе, как в течение жизни, так и при смерти он вёл эту политику оптимизации потерь. Вот точно также и мудрый йогинь, он каждый день должен думать о том, чтобы вреда было меньше. Поэтому привет самоубийцам, которые уходят и тащат за собой столько страдания и горя, хотя, казалось бы, что человек сделал? Он сам с собой. Но и уходить надо красиво. Пускай, в конце концов, пошёл бы в поликлинику, чтобы над ним опыты делали, лекарства тестировали, всё хоть какое-то благо человечеству. Но я это конечно шучу, я утрирую эту ситуацию, но поэтому понятие Дхармы и понятие не причинения вреда – это очень сложный момент. Он не такой тривиальный, это не детская такая сказка: давайте будем добренькие, Санта Клаусы, давайте будем улыбаться, любить друг дружку. Мы к этому только стремимся, и чем грамотнее будем поступать, тем… Ещё вопросы?

Вопрос: как найти Дхарму?

Ответ: возвращаясь к вопросу джентльмена, мы все творим свою собственную вселенную, поэтому в этом смысле вопрос Дхармы, грубо говоря – как творить её самым разумным образом? Как творить нашу личную вселенную самым разумным образом. Как вы понимаете, творить можно разными способами. Соответственно, вы творите свою вселенную, и в этой вселенной вы придумываете себе будущую работу, будущего начальника, будущие обязанности, потом она материализуется, вас берут туда на работу, вы там долго работаете, потом вам там надоедает, вы начинаете придумать себе другую работу, но старая никуда не делась, вы её придумали до этого, пока не отработал дальше. Поэтому здесь конечно лишь личный опыт, что называется, анализ своих предыдущих жизней, анализ своих предыдущих поступков дает вам интуитивное понятие того, к чему вообще следует стремиться, а к чему не следует стремиться. Вот почему иногда понятие Дхарма очень узко переводится как стремление к духовности, хотя оно не является таким узким, потому что рано или поздно человек понимает, что 2 миллиарда вполне достаточно на текущие расходы, а 3-ий уже лишний. Т.е. тратить жизнь на то, чтобы заработать 3-тий миллиард, когда уже и так 2 есть, это неразумно. Точно также со славой, богатством, чувственными услаждениями: и так женат, 3 любовницы, т.е. 4-ая будет уже лишняя. И так вот можно по всем вещам, которые нас цепляют, а цепляют нас, например, власть: дослужился я до начальника какого-то управления, хочу стать начальником всей фирмы! А надо ли мне это? А не будет ли так, что я стану рабом этой должности, что я буду как белка в колесе, что у меня не останется ни на что другого времени? Поэтому это вопрос личной искушенности, личных амбиций, а где надо, действительно стремиться к самому высшему. Другая ситуация: бедный йог себе во всем отказывал, вёл такой белый и пушистый образ жизни, а внутри него была жажда действия, жажда власти, которую он забивал, забивал, забивал, а в результате вся духовная практика встала, уперлась в стену, а он не понимает почему? Потому что он не реализовал своё желание, в желаниях нет ничего плохого. Важно даже не само желание, а желание это – такая промежуточная точка, траектория. Путешествовать по России можно разными путями, можно по Золотому кольцу проехаться: один красивый город, второй, третий, красиво. А можно тем же путём, но смотреть на что-то неприятное. Поэтому точно также и с вашими чувственными желаниями: преуспеть в работе, карьере, деньжат подзаработать побольше (чтоб на Гималаи хватило, а то очень дорогие пещеры, предупреждаю инфляция, всё дорожает и бензин и билеты, и Гималаи дорожают). Если есть желание подзаработать, делать это надо самым эффективным образом, но вопрос этот всегда: я что-то делаю, после этого я счастлив? А ни произвело это каких-то будущих несчастий? Если нет – чудесно, моя Дхарма! А списка такого: делай это, не делай это – не существует в природе. Поэтому действительно правы те книги, которые призывают нас больше доверять своей интуиции, своему опыту предыдущему. 

Вопрос: как можно научиться состраданию?

Ответ: хороший вопрос задаёте. Два фактора нужны: независимость и понимание. Вы никогда не будете испытывать желание сострадать, наоборот будете глухо душить в себе желание проломить своему ближнему череп, если вы будете от этого ближнего а) зависеть и б) его не понимать. Т.е. до тех пор, пока не будет устранена зависимость от кого бы то ни было, у вас больше шансов ненавидеть, чем любить. До тех пор, пока вы не понимаете кого-то, у вас опять же больше шансов ненавидеть, чем любить. Я тут с иностранцем одним давно уже начал беседовать за рюмочкой чая (они все не пьют, не пьют, но как к себе приезжают, 2 литра на грудь принять это просто), и как-то мы с ним разговорились и он начал возмущаться, он страшно не любил Россию. И я, если честно, понимал, за что он её не любит. Там действительно была такая ситуация: они ехали ночью в такси, их остановил пост, он американец и у него потребовали паспорт. А видать гаишники, видно дело было перед каким-то праздником, не совсем они были адекватные, а время было когда как раз ловили всех террористов, и спрашивают: а прописка твоя где в Америке? Ну не понял человек о чем его спрашивают, ответил: я живу в таком-то штате… ну понятно штат, а прописка где? Долго они там, но американец взятки гладки… ну так я его прекрасно понимаю. Или бабульки, вечные бабульки собирают бутылки себе жизнь, а для него это дикость: где ваша система социального обеспечения? В общем он очень не любил нашу страну. Почему? Потому что он от неё зависел, у него был контракт проработать три года и он её не понимал. А потом очень интересные метаморфозы с ним приключились уже под конец контракта, он получил здесь хорошее продвижение по службе, и зарплата, по моим ощущениям, у него учетверилась, хотя была и до этого в общем-то не маленькая. И он понял, что он стал профессионалом, ему стало просто напросто интересно работать. Он мог в любой момент уехать, но он оставался, потому что ему было уже интересно даже не из-за денег. А втора вещь, он стал вдруг понимать, что в нашей стране это только на первый взгляд всё нелогично. В нашей стране всё логично, но только это скрытая логика. Чтобы в нашей стране ни произошло, начинают там перечислять: то плохое, то плохое, всё плохое, ой, это отсутствие логики, это какой-то бардак, это бред, сюда надо каких-то западных людей, чтобы они разобрались. Нет! В нашей стране нет ни одной нелогичной ситуации, просто чтобы понять эту логику надо знать предысторию, надо знать психологию людей, надо знать много-много факторов. Но потом когда ты всё это узнал, ты как рыба в воде, ты можешь обойти любые препятствия. И после этого у него ненависть к нашей стране стала таить, таить. Почему? Потому что он наоборот даже в армию спасения записался, стал бомжей кормить. Менеджер очень высоко уровня стал бомжей чуть ли не из ложечки кормить, это был очень хороший анекдот, тем не менее, человек хороший! Но у него ушла зависимость, и к нему пришло понимание, а вслед за этим родилось сострадание! Поэтому если вы кого-то или что-то не любите, то сперва спросите: а не зависите ли вы от этого? Это может быть человек, явление, работа, что угодно. Если поймете, что зависите, выясните для себя по каким параметрам? А затем попытайтесь понять, почему правила игры именно такие, а не другие? Почему с вами ваш любимый юноша или любимая девушка поступает именно так, а не иначе? Попытайтесь понять! Узнайте, какое у неё было детство? Предыстория? Предыдущий юноша? Опыт работы и т.д. Попытайтесь понять человека, и вы поймете реакцию. В этом отношении мы все программируемы. Наша предыдущая жизнь спрограммировала то, что мы сейчас имеем в настоящий момент – это есть закон кармы. Попытайтесь разобраться, и вот тогда, когда вы перестанете зависеть от своей подружки или от своего друга, и тогда, когда вы начнете его понимать, только после этого вы по-настоящему сможете ему помочь, в том числе и в йоге. А то обычно по-другому начинается: вот новое учение Вася! Оно сейчас из тебя человека сделает! И давай этого Васю… Как помните в песне: здоровое сердце, гимнастика, йога, трусца и так бесконечно и так до конца, до конца! …мультик такой был.
Т.е. сострадание – это вещь сверхлогичная, но сверхлогичность никогда не включается до тех пор, пока логика не отработана. Поэтому йога и призывает нас не поддаваться. Иногда создается впечатление, что всех призывают просто так: а вот ты будь добрый, помогай другим и т.д., а что толку говорить, если не работает. Они могут зазубрить это, они могут повторять это, но в своей личной жизни как только их что-то коснется, за живое зацепится, у них сразу эта маска благости слетает. Да зачем врать? Показывайте какие вы есть на самом деле! Ну конечно тоже палку не надо перегибать, но если вы избавитесь от зависимости, если вы поймете, почему всё именно так, как есть, то вы как бы подниметесь над ситуацией, увидите это всё с высоты и вы поймете, что на ваших глазах разворачивается очередная трагедия, и вам станет просто жалко, и вы попытаетесь как-то помочь, разрулить. 

Вопрос: что будет человеку за то, что он ест мясо? И если это женщина – хозяйка дома, она сама не ест мясо, она вегетарианка, но есть муж, который ест?

Ответ: т.е. является ли дурной кармой приготовление убиенных животных на съедение? Ребята, давайте с вами сразу же договоримся с основыми моментами, всё начинается с основных принципов, мы уже их касались. Вы секунды не можете прожить на земле, не убивая, даже если вы едите самую вегетарианскую пищу на свете. Поверьте, что от пестицидов, гербицитов и прочей дряни гибнет такое количество животных, что лучше б вы кусок говядины съели, иной раз в кармическом плане это было бы попроще. Я отсылаю интересующихся к таким текстам, в разделе Тантр есть Тантры очень мрачные, но как ни странно там показан самый срез бытия. Что если взглянуть на то, что происходит незамутнёнными глазами, то можно увидеть череду таких свирепых шестеренок, которые перемалывают живых существ, и это всё мы называем жизнь! Мы просто этого не видим. Поэтому чем бы вы не питались – это всё равно вопрос причинения вреда. Но с другой стороны есть другой момент – это ваша эффективность или то, как вы живёте в этом мире. Я знаю людей, которые каждый день спасают жизни, при этом там какой-нибудь бифштекс с пивком навернуть – это первое дело. И у меня не повернётся язык обвинить этого человека в том, что он в следующей жизни попадёт в ад. Да, он может быть съел этого поросёнка, но сколько людей он спас, а у него просто нет времени, сил, желания… ну у него Дхарма такая. Он может быть с удовольствием и отказался бы от этой пищи если ему кто-нибудь дал замену равноценную по вкусу по доступности, но полностью вегетарианскую. Но т.к. у него нет такой любящей жены, которая бегала бы, прыгала бы, суетилась и вегетарианский супчик, он ест всё что Бог послал. Поэтому вопрос кармы, тем более вопрос еды, конечно же есть мясо – это варварство, но безусловно человечество научится производить продукт по вкусу ни чем ни уступающий мясу, но это не будут живые существа, а будет там какая-нибудь биомасса, которую будут как-то выращивать и т.д. и т.п. Всё равно к этому всё придёт, вопрос как дожить до этого момента? И дожить можно разными путями. Можно блюсти диету, ни-ни, тараканчиков с дорого сдувать, но при этом всему миру от вас ни холодно ни жарко, вы можете жить эгоистической жизнью, а можете активно помогать всем живым существам, можете прямо или косвенно, можете делать позитив! Так вот этот позитив перевешивает тот негатив, съели вы кусок мяса или не съели? Поэтому я прошу вас, избавляйтесь вы от паранойи в еде, не будьте материалистами. Неужели вы думаете, что ваше высшее Я станет чуть-чуть меньше или чуть-чуть больше от того, съели вы кусок мяса или не съели. Вопрос в другом, конечно, когда мы едим пищу, которая затемняет наше сознание – тяжело медитировать, поел и в сон клонит, какая тут медитация? Т.е. здесь много чисто личностных факторов, у каждого в жизни это чисто личностный фактор. Моё правило, я предлагаю так: если ты видишь на столе два равноценных блюда: одно – зарезали свинью, другое – вегетарианское. Равноценных, я подчеркиваю, с учётом вашей жизни, с учётом того что вы себе гастрит не заработаете, если будете толченый горох есть каждый день. Понимаете? Т.е. мы должны выбирать еду, которая меньше причиняет вреда, но если такого выбора нет, выбирайте лучшее из худшего. И это же касается в отношении родных и близких. Я помню, я вегетарианствовал в своё время очень сурово, когда я приходил в гости все мои родные спрашивали: слушай, чем тебя кормить? Неудобное положение! А там шампанское рекой… ещё советские времена были, тогда с едой ещё беда была. Поэтому давайте без паранойи, давайте каждый вырабатывает для себя личную диету. Что касается других людей, та же самая ситуация: у этого человека, как бы он ни был нам дорог (муж, дети и т.д.), мы в какой-то момент за них в ответе, но в то же самое время мы не должны порабощать их волю! Это должно быть их решение, а не наше решение за них.
Другая сторона вопроса, что если вы практикуете очень серьёзные и мощные практики, но это оговаривается, вот там диета очень жёсткая! Там не то что мяса, там лука и чеснока не должно быть, и много ещё чего не должно быть. Но это для практики. А мы с вами живём так: мы кушаем и отслеживаем. Покушал это и это – хорошее состояние? ясность разума? Значит продолжаю так питаться! Если эта еда ещё вегетарианская, что не надо коров, свиней резать – чудесно! Если нет, выбираю лучшее из худшего. Вот в таком ключе следует жить, потому что обратная сторона – это тупик. И этому вопросу не одна тысяча лет! (вопросу еды) И в результате миллионы людей просто помешались на этом. Это как в «Куварнала Тантре» написано: баран всю жизнь питается травой, не ест мясо, но он так и остаётся бараном. Так вот чтобы мы с вами не были такими баранами в людском обличии! Мы тоже с вами можем питаться вегетарианской пищей, но оставаться на очень низком уровне развития. Мы пришли сюда для другого, мы пришли сюда не диеты диетить. Мы пришли сюда для творчества, для реализации, для перестройки всего этого! Но мы пришли не на голое место, а на те условия, которые сами же сформировали в предыдущей жизни. Поэтому мы должны плавно их перестроить. В прошлой жизни всю жизнь ел мясо и в этой жизни тянется за бараньей ногой. Но потихонечку от этого надо отказываться. Т.е. должен быть разумный подход.

Вопрос по практике Хатха Йоги: есть методы энергии и сознания, отцовские и материнские методы. Можно ли уточнить, выполнять упражнение этими методами следует по отдельности или сразу прогнуться до возможности ощущения, т.е. когда ты можешь отдаться ощущениям и в то же время максимально терпеть боль? Так или по отдельности?

Ответ: я сразу отсылаю вас к тексту по Хатха Йоге и там сказано, что подобно тому как рождается ребёнок, для рождения ребёнка нужен папа и мама, также и нам для практики Хатха Йоги необходим метод энергии и метод сознания. Но только лишь на границе этих двух методов рождается совершенный йог. Но в то же самое время, подобно ребёнку, когда он ещё совсем маленький, в первую очередь нуждается в маме больше, чем в папе. А вот только тогда, когда ребёнок подрастёт, он уже начинает играть с папой. Вот точно также иногда рекомендуют заниматься Хатха Йогой. Изучать все трудные и непонятные позы методом энергии, материнским методом, как мама, она не даст вам упасть и шею свернуть. А потом, когда подрастёте, да аскетического можно чуть и подбавить. А потом, когда уже и тот и другой метод попробовали, материнский и отцовский, начинаете комбинировать. Начинаете, например, методом энергии плавненько и заканчиваете такой аскезой. Или наоборот, приходите с работы, там крокодил не ловился, кокос тоже не рос, в общем всё плохо, приходишь домой, ну сейчас я аскетизмом в йоге доберу, и давай себя аскетически раз, раз, раз. Аскетически прогнал себя и сразу прилив энергии, вот тогда плавненько начинаешь по пол часа, то в одной позе, то в другой, благость такая. Т.е. это вопрос нашей внутренней практики, вопрос нашей искушенности и вопрос как долго мы занимаемся, а вот этих жёстких моментов их нет. Вообще чем более поздний трактат по йоге, чем менее люди в нём разбираются, тем более жёсткие установки даются. Чем более древний трактат по йоге, чем более понимали мудрецы в йоге, тем всё более благостно, мягко, а уж делай как-нибудь. Меня всё спрашивали, описание какой-нибудь позы на древнем манускрипте, всего два предложения: ляг на живот и схвати руками лодыжки ног, всё! С первого раза не можешь даже понять, а что это за поза? Можно же по-разному. Потом начинаешь экспериментировать и понимаешь, что имелось в виду примерно что-то такое. Но мы же западные люди, ну как это примерно, я хочу точно. У нас же механистическая цивилизация, деталь – она должна быть в трёх проекциях, чтобы до миллиметра размер выставлен был. Мы люди конкретные, т.е. как это абстрактно? А йога – она живая, мы же не из металла с вами сделаны-то. И вот уже более поздние книжки, там уже: делай раз, делай два, делай три, и на 20 страницах 128 пунктов как делать стойку на голове. Ну ребят, согласитесь, это уже немножко перебор! Поэтому концепции древней йоги, они вовсе не были такие, знаете иногда говорят разгильдяи. Ну что у них бумаги не было подробнее написать? И другое оправдание, что всё в устной традиции. Так черкнул, а всё остальное ученику на ушко, чтобы остальные не слышали. Это тоже неправильный подход. Йоги, во-первых, не врут, и во-вторых, если они будут писать, то будут писать не так, что это вот для всех, а это вот на ушко, а от начала и до конца. Т.е. это противоречит самой концепции йоги, чтобы там кто-то что-то утаивал. Если уж писать, так писать всё! Поэтому что нам остаётся? Нам остаётся именно таким мягким подходом переоткрыть эту систему, где-то методом энергии, где-то методом сознания, а где-то на границе.

Вопрос по трактату Крия Йоги: есть такой пункт о том, что если ты будешь слишком быстро двигаться, то ты догонишь свою карму, которая от тебя убегает, а если ты двигаешься слишком медленно, то ты отстанешь, и она нагонит тебя. Как это на практике можно отследить?

Ответ: смысл здесь чисто практический. Когда люди начинают делать Крия Йогу, был такой случай, мы приехали на семинар в один Сибирский город и оставили там несколько фильмов наших. Один из них попал девушке, которая уже преподавала йогу как инструктор, но другой традиции. Ей настолько понравилась Крия Йога, что она на свой страх и риск начала преподавать, т.е. изучив по нашему же фильму. Ну понятно, что для себя ещё можно делать, но начинать преподавать по фильму это не самое разумное. Она сделала очень много ошибок и самая первая ошибка была, что она начала говорить, что вот этот делает правильно Крию, а вот этот делает неправильно Крию. Вообще понятие в нашей школе традиции Анандасвами: за термин «неправильно» у нас учителей дисквалифицируют без права на преподавание. Почему? Да потому, что одну и ту же Крию можно делать по-разному. Вот в фильме понятно Виктория её делает так, что стены дрожат от энергии, но это не значит, что все должны её делать именно в таком ритме и таком темпе. Понятно, что нет возможности снять фильм, где в трёх вариантах будет отснята Крия Йога, ну не позволительная роскошь для нас. Но мы вставили там этот кусочек относительно теории, а смысл там в том, что каждый день, у вас может быть разный ритм. В один день будете его как Виктория делать, в другой день еле-еле обозначая, и это тоже входит в программу, такая разумная халява, чтобы там наверху галочку поставили, и это работает иной раз лучше, если бы вы сделали очень сильно. Поэтому мы должны понять, что если мы начинаем делать немножко быстрее чем надо, у нас приходит отдышка, головокружении, нам плохо, это значит, что нагнали нашу негативную карму, которая в страхе от нас удирала. Если же вообще просто сидели и ничего не делали, то понятно себя и не размяли, т.е. не набрали определённого количества движений и после йоги нам не очень даже и весело, наоборот отстали, нас значит эта карма нагнала. А мы должны каждый день для себя вырабатывать свой собственный ритм, не слишком быстро и не слишком медленно. И другой момент, девушки очень любят Крия Йогу и правильно, ведь Крия Йога даёт прекрасную фигуру. Но на самом деле цель Крия Йоги не в фигуре, а в том, чтобы проникнуть во внутренний мир подсознания, вот эти все образы, мысли… И сделать это не возможно, если мы натыкаемся на боль, либо на вялость. Но там есть такая лазейка и в неё надо залезть. Чуть-чуть сильнее сделал – промахнулся, чуть-чуть медленнее сделал – тоже промахнулся. Но ощущение это приходит только лишь с опытом, поэтому у нас и считается, что вы познакомились с Крия Йогой, если сделали её 108 раз в облаке школы, т.е. на занятиях. Понятно, что когда человек самостоятельно занимается, он добирает физическую форму, но проскакивают эти тонкие моменты. Это не страшно, но разумнее всё-таки именно так поступить, чтобы сразу по максимуму выжать из Крия Йоги. Вот это и имелось в виду, но честно сказать, там немножко более аллегорически. Оно более по жизни. Вот начинаем мы излишне суетиться и делаем больше телодвижений, чем требуется для выполнения той или иной работы. Ничего не делаем – тоже работа не делается. Но там есть добавление: лучше суетиться и переделать, чем ничего не делать и ждать пока негативная карма накроет. У меня есть курсы по подготовке преподавателей, помимо всех остальных вещей, мы там вбиваем (как плотник вбивает в дерево), вот точно также мы мысли вбиваем в головы каждого будущего преподавателя. Если ничего не делать, ничего делаться не будет! А мы иногда такие благостные, ну будет воля абсолюта, оно само всё сложится. Оно всё сложится, только не для этого человека, не в его вселенной и вообще для другого и при других обстоятельствах. Если мы хотим что-то получить, мы должны над собой работать. Но в тоже самое время бывает так, что работаешь, работаешь, работаешь, а потом падаешь как загнанная лошадь и кричишь: пристрелите меня, всё я больше не могу! Это говорят, что ну несколько вперёд побежал. А где-то посередине есть этот разумный коридор, которого следует придерживаться. 

Вопрос: практика преподавая различных йогических методик для детей, в частности медитативных методик?

Ответ: дети они разные по своему складу. Есть дети, которые медитативны с первых лет своей жизни. Кто-то нарисовал рисунок и впал в медитацию от своего творения – это естественно. Кто-то на месте усидеть не может, ему прыг-прыг, прыг-прыг…
Вопрос: в частности могу сказать, что были попытки использования медитативных методик, чтобы не было прыг-прыг, но ничего не вышло.
Ответ: да конечно ничего и не могло хорошего из этого выйти…. Подход здесь следующий: до тех пор, пока у человека не израсходована эта мышечная реакция, бесполезно ребёнка заставлять сидеть, это для него мучения. Поэтому здесь другой акцент, т.е. нагрузить его всякими играми, делишками интересными, чтобы они уже устали, сели и всё пошевелиться даже уже не может. Вот в этот момент можно дать хоть какие-то моменты начальной медитации.

Вопрос: я имею в виду уже детей ближе к возрасту подростков.

Ответ: а, вот с подростками посложнее. Почему? Потому что это достаточно болезненный период в жизни каждого человека, когда детский мир каких-то представлений ломается и приходит взрослый зверский мир какой-то кармы мрачной. И все дети переживают его, как правило, крайне болезненно. И как бы по привычке ребёнок хочет извне брать. Кстати это тот момент, когда роль мамы уже завершилась, а роль папы должна наступить. До этого маленький ребёнок на руках у мамы, для него весь мир – это мама: кормит его, играет с ним, чуть что – мама. А потом получается так, что ребёнок начинает относиться к окружающему миру как к маме, но вдруг видит что мир – это вовсе не мама, точнее мама есть, но есть ещё и другой внешний мир. А в его представлении раньше было, что всё что снаружи, то и мама. А тут хоп и мамы нет, и больно, и страшно. И попытки опять как-то реализоваться за счёт внешнего. И у обычного подростка гипертрофированные проявления самоутверждения, он начинает хамить, дерзить, непокорно себя вести. Но за этим внешним проявлением отчаянная попытка сохранить хоть как-то свой гармоничный мир, когда всё снаружи было ОК. Он как бы компенсирует хорошей миной при плохой игре. И здесь больше вступают в роль отцовские принципы, аскетические принципы, т.е. не ищи с наружи, ищи внутри. Я сам начал заниматься йогой именно в этот период и могу сказать, что это очень сильно помогло. Почему? Потому что я был наглый, хамовитый, очень-очень неприятный, ну собственно неприятным я остался до сих пор, в особенности, всё что касается йоги – я зверею, ну это хотя бы какое-то оправдание, а тогда и оправданий не было. Потому что всё это попытка вне, а вне-то нет, надо на себя уже начинать смотреть. И вот в этот подростковый период очень хорошо медитативные практики, чтобы не делать лишних поступков ненужных. Опять же это самое хорошее время для начала изучения йоги, потому что к годам 20-21 где-то примерно уже наступает решающий момент. Т.е. до этого момента – подготовка, а потом уже всё, надо осуществлять цель своей жизни. Пока человек молод, полон сил, амбиций и т.д., потом начинаешь стареть и понимаешь, что уже и силы не те. Если бы мне эти силы сейчас как лет в 20, то я бы развернулся, но сейчас уже опыт, он давит, и уже где-то начинаешь подстраховываться. Так вот хорошо начинать в подростковом возрасте серьёзно заниматься йогой, чтобы к годам 20-21 человек и образование уже получил высшее и уже он знает, чем заниматься по жизни, чтобы уже старт был дан на полную. Образование может быть вообще до 100 лет, но я имею в виду, сложится, что ты хочешь. 

Вопрос: что такое юмор?

Ответ: вообще говоря, юмор – это величайшая вещь. Знаете, кто обладает чувством юмора в большей степени? Господь Бог! Из этого всё остальное идёт. Т.е. когда вы встречаете слишком серьёзных джентльменов, рассуждающих на предметы бытия, быть или не быть, философских учений, иногда за внешней серьёзностью нет глубины понимания. Почему? Потому что как утверждает опять же йога, когда человек смотрит со сверх позиции, то он может его конечно же увидеть как миром вот этих шестерёнок, которые всех уничтожают, а может увидеть миром, где все дурачатся, просто такая фантасмагория каких-то комичных анекдотичных моментов. Поэтому написать хорошую трагедию может каждый дурак, а написать хорошую комедию – это дар Божий. Соответственно чувство юмора – это дар Божий, и если мы им обладаем, то нам повезло, а если не обладаем, то опять же мы скоро его разовьём. Относитесь к йоге с чувством юмора, к любым моментам. Говорят вам, что индусы через левую ноздрю дышат, а через правую не дышат – отнеситесь к этому с юмором. Юмор – это то, что неуместное сразу отсеет, а всё действительно великое наоборот сделает более очевидным. И Боже вас упаси с вытянутым лицом серьёзным, вот в той-то книжке написано делать так, так и так, и вот он делает, делает… Я, если честно говоря, когда книжки читаю, я их читаю как сборник анекдотов, особенно если рецепты дают каких-нибудь чисток или отваров. А уж все вот эти моменты отворотов-приворотов – это вообще бестселлеры.

Вопрос о днях недели. Обратите внимание, у нас почему-то семь дней в неделю. Правда говорят, что в первые годы советской власти были даже пятидневки, а всё равно получается, что всё скатывается на семь дней. Кто-то это связывает к каким-то религиозным догмам. Но я надеюсь, что все религиозные догмы тоже были построены на законах вселенной, а не так просто придуманы очередным пророком, просто в носу ковырялся и наковырял семь дней недели. Нет, конечно же нет, за этим есть какой то смысл. Но теперь предыстория всего этого. Календарь, а вернее не календарь, а семидневное разбиение нашего жизненного времени мы получили от древних Асиро-Вавилонских цивилизаций, корни у Шумеров и т.д. Была очень сильно развита астрономия, астрология, и была сильная привязка к творению мира. Поэтому всё (ну фактически Ветхий Завет, где даётся хоть какое-то объяснение мира, безусловно, он возник не на пустом месте) это наследие более Древней цивилизации – Вавилонской. Если вы помните, вся эта катавасия, когда в пустыню ушёл джентльмен искать землю обетованную. И так это всё пошло-поехало до наших дней. Это древнее знание трансформировалось и передавалось от народа к народу, из поколения в поколение, от цивилизации к цивилизации, иногда от диаметрально противоположных культур. И завязано это всё было на многих факторах. Факторы эти, как вы помните, Библейские творения Мира. В первый день Бог сделал то, во второй то, а потом в последний решил, что очень хорошо, надо бы и отдохнуть. Также есть другие гипотезы, которые привязывают к семи основным святилам, недаром названия недели связаны с астрономическими названиями недели. Например, в английском языке, корни которого уходят в латынь. Многие говорят, почему это мы должны английский учить, пусть они русский учат. Но не будем так. Основного английского языка нет, а есть разговорный язык с корнями латинского, немного французского происхождения, ну а англо-саксонских там и того меньше. Так вот Monday – понедельник – день луны (moon – луна), и т.д. до Sunday – воскресенья – дня солнца. И соответственно, промежуточные дни также привязаны к тем или иным дням недели. Суббота в частности с Сатурном (от древнеегипетского Sat – мрачное божество), Сатурн скорее планета зловещая, в древнеиудейском суббота – Шабашка (работа во внеурочное время). Всё в субботу не работаем, потому что день Сатурна – неблагоприятно. Т.е. многие факторы, если их капнуть, они становятся понятными. Но другой вопрос, насколько нам стоит придерживаться субботы? потому что сегодня вроде как и делать ничего нельзя, если придерживаться этой логики. А потом нет уверенности, что они там не поменяли дни. Ну представьте, что взяли неделю и на один день сместили. Представьте, всё человечество пило в запой три дня и сбились со счёта, где гарантия? Никакой гарантии нет. Мы же не знаем, с какого дня начали отсчитывать понедельник, вторник, а вдруг они перепутали туда-сюда, а если несколько раз меняли? Поэтому так уж жёстко и слепо следовать этим традициям тоже смысла нет, а вдруг мы ошибаемся? Поэтому к чему призывает нас йога? Йога призывает нас вспомнить, что человек – часть абсолюта, и что он должен осознать свою силу, он должен проявить свою силу! Звёзды под него должны подстраиваться, а не он под звёзды. Т.е. в противном случае – это утончённая форма материализма, когда вы признаёте власть каких-то там кусков, даже если это тонко-энергетические флюиды, астральные потоки, да какая вам разница? Астральные они или реальнее они? У вас есть ваше Я! Которое выше, чем понятие материи, чем понятие вообще всего! Зачем себя закабалять? Но с другой стороны, опять же, против ветра тоже не следует. Поэтому надо как-то отслеживать по реакции, и на основе вот этой реакции для себя делать какие-то выводы. 

Вопрос: позиция женщин при изучении тантрической йоги, просто сложилось впечатление, что в йоге Шривиди излагается учение для мужчин, а как быть женщинам?

Ответ: чтобы вовлечься в практику, каждый адепт будущих наук должен принять на себя ряд обетов. Один из этих обетов – это крайне благоговейное отношение к женщине (если конечно он мужчина). Поэтому иногда человека из любой традиции, какой бы фигурs философских взглядов он ни придерживался, можно очень чётко отследить, что у него в нутрии и как он к женщинам относится? Так вот, роль женщин в йоге, которая была, которая есть и которая будет – это одна из самых серьёзных и святых для меня тем. Потому что этот вопрос не такой простой, как кажется. От этого вопроса зависит, выживет ли йога вообще или она не выживет. Если мы копнём Древние времена Ведические, то смутно завуалировано, но достаточно быстро (если особенно мы санскритологи или если мы знаем ведический язык, и можем реконструировать тексты или понимать образ жизни тех людей которые писали) то рано или поздно, вы сделаете для себя вывод, что в древние Ведические времена равенство полов было абсолютным. Т.е. не было ни засилья мужского, ни феминизма. И это правильно! Энергия и сознание – два равных проявления абсолюта. Потом начались тёмные века, обусловлены они были чередой страшных войн, эпидемий и потрясений. Длились они ни одну тысячу лет, в результате, знания были потеряны, точнее они сохранились только лишь в Индии. И эти знания йоги чудом там сохранились. Но чтобы эти знания передавались из поколения в поколения в тех условиях жизни, в которых можно было хоть как-то существовать. Это были очень суровые годы, точнее тысячелетия, где основная нагрузка была на мужчин, в том плане, что их постоянно в расход отдавали. Как только война, мужчин перебили, а женщины детей выращивают. И это до наших дней. В результате так сложилось, что роль мужчины – это такого героя на закланье. Что от него требовать? его всё равно в очередной войне убьют, успел бы детишек наплодить. А роль женщины – ты не высовывайся, не выпендривайся, твоё дело – кухня, семья, дети, ну и муж. И как вы можете себе это представить? ситуация была обусловлена, действительно, ну назовите это негативной кармой или стечением обстоятельств исторических, климатических и т.д. В результате акцент резко сместился в сторону мужчин. Первые признаки этого читаем мы уже в Ведах, где сказано, что самое главное – чтобы родился мальчик – хозяин. А девочка родится, не родится, не важно! Т.е. мужчина попадает на небо, только если у него рождается сын. Эта традиция была закреплена брахманически, очень жёстко. Ну не надо говорить, к каким чудовищным перекосам в дальнейшем это всё повело, но на тот момент это была единственная правильная стратегия. Почему? Война, жизнь тяжёлая, эпидемии, миграция (носители этой Древней культуры, они постепенно мигрировали в сторону Индии), народ толпами умирает, смысла жизни вроде как нет, продолжать род тоже вроде как нет смысла, но с другой стороны есть духовные знания, которые всегда дают тебе лазейку. Зачем париться? Давай в пещеру, медитируй, просветляйся, освобождайся, выходи на небеса! Действительно пошла такая тенденция, такой перекос бегства, жрецы увидели всю бесперспективность ситуации. Ну действительно, человек, который бросил социум и пошёл сам просветляться, а его соплеменники, дети и женщины гибнут в болезнях, в войнах, он их не защищает и не кормит, т.е. для того кто убежал, в кармическом последствии – это ад. И жрецы это в завуалированной форме и сказали: вот пока не родишь наследника, не видать тебе рая, хоть ты трижды йогой занимайся. И это первый звонок, что что-что было неблагополучно, нужны были мальчики, потому что очередная стычка и их половину нет. Понятно, что роль женщины ушла на второй план. Как это и бывает, всё самое трудное и тяжёлое ушло на плечи женщин. И эта общая тенденция продлилась несколько тысячелетий. Продлилась она до начала ХХ века, а где-то она длится и до сих пор, в частности в странах третьего мира. Девушка мне одна говорит: вот угораздило меня родиться в России; да ты порадуйся, что ты в Африке не родилась или какой-нибудь другой стране третьего мира! Так вот мы пришли к такому мнению, что пошёл перекос на мужчин и резко начал делаться акцент на самый тонкий момент, т.е. не успеешь его научить, не успеешь традицию передать, так вообще всё оборвётся. В результате этот перекос не остался безнаказанным. Знание безусловно передавалось и акценты в практике были безусловно для мужчин. Почему? Получил знание, что-то там такое реализовал, дальше передал знание по цепочке, по эстафете. Но понятно, что с таким перекосом в сторону мужчины долго это продолжаться не могло, и пошёл обратный перекос. И собственно говоря, всё средневековье и если анализировать всю историю Индии – это как раз последствия перекоса. Эта величайшая цивилизация, современным языком это была сверхдержава. Причём в Ведах есть даже упоминания о каком-то сверхоружии, какие-то колесницы по воздуху летают, какие-то стрелы с шипением вылетают, многие ищут в этом даже какую-то аналогию с современными технологиями, т.е. цивилизация была что надо, сверхдержава. В результате что мы имеем? Индия как сверхдержава рухнула и превратилась в то, что мы сейчас называем, страну третьего мира. Америки ещё и в помине не было, когда Индия блистала, и в Европе было не всё ок. Это расплата за чудовищный перекос в сторону мужчин. Сохранить-то сохранили знания, а реализовать некому. И это действительно, если вы проанализируете с позиции нашей школы, сознание – это грубо говоря, как делать, а энергия – это то, что делать. И вот сейчас дальнейший этот перекос, эти многие йоги, ну много… я сейчас не хочу этого касаться, т.к. касаюсь этого на любой лекции. Положение женщин в Индии – оно до сих пор в плане йоги второстепенное, т.е. любая европейская женщина на порядок себя более свободно чувствует. Т.е. равняться на Индию Боже нас упаси! Это как в страшном сне. А ведь некоторые люди, вменяемые люди, последователи йоги хотят возродить здесь Индию. Не дай Бог! Почему? Перекос! Перекос в сторону сознания, соответственно все практики с позиции мужчин. И теперь самое главное, что меня интересует (это мне надо практически и по работе), согласно предсказанию в частности нашей школы наступает момент, точнее уже наступил и длится уже достаточно давно, когда будут рождаться или просыпаться женщины-йогини. Надеюсь все женщины присутствующие здесь как раз проснувшиеся, которые переоткроют и осуществят огромное количество йоговских практик, и что самое главное, с позиции женщин. Потому что согласно предсказанию эти женщины будут обладать врождёнными знаниями, т.к. это женщины-учителя, им не надо учиться, только так отшлифовать то, что они и так уже знают. И если они рождаться или просыпаться не будут… вот я перед вами выступаю, что-то там говорю, в центре книжки разные выпускаем… так вот яйца выеденного не стоит вся наша деятельность, если мы прямо или косвенно не поможем женщинам нужным либо родиться, либо родившимся проснуться. Мужчины здесь, как это ни странно, вторичный фактор. Мужчин в расход, а каждая женщина на вес золота, тем более женщина, которая посвящена в йоговскую практику, а уж тем более если мы берём тантрические практики, то одна женщина стоит всего мужского поголовья. Но эта сторона такая, какая она есть. 
Теперь сторона другая и что же мы видим? А видим мы обратный перекос. Раз в течение этих тысячелетий не было достойных условий для жизни для достойных женщин, рождались здесь души женщин не особо интересующихся этими всеми духовными моментами, им всё равно было, потому что нужные йогини здесь не рождались, т.к. условий не было. А женщины, которые не в духовной практике, они не видели этого ужаса. Им, что здесь родиться, что не здесь родиться. В результате пошёл другой чудовищный перекос, что в предыдущие годы рождалось действительное огромное количество женщин принципиально на своём кармическом развитии не способных к йоге. Грубо говоря, они ещё не доросли до йоги, им это не интересно. И хоть ты её трижды в тантрическую традицию посвящай, хоть ты для неё по воздуху летай, ей это не интересно, потому что она ещё не доросла до осознания вот этой важности. И, к сожалению, таких женщин большинство. 
Я с вами честен и откровенен. Любая женщина с позиции мужчины – это богиня, но нельзя закрывать глаза на ту карму, которая она несёт. Вывод из этого очень простой: если не начнут рождаться или просыпаться женщины-йогини, о тантра йоге забудьте все! Время от времени меня спрашивают: вот хочу заняться тантра йогой, но партнерши не могу найти. И не найдёшь! Второе: забудьте про свою, хотя бы вне йоги, счастливую жизнь, в плане того, что вы занимаетесь йогой, а ваша жена вас понимает. Не будет понимать, если не начнут рождаться или просыпаться женщины-йогини. Она вас будет скорее пилить и говорить: почему там мусор не вынес, лучше бы денег пошёл заработал, чем медитировать, в общем всегда найдутся причины, чтобы сподвигнуть мужчину на пессимизм. Поэтому, если йог, мужчина занимающийся йогой, чувствует потенциал в женщине, как будущей преподавательнице йоги, которая откроет и понесёт её дальше, вот ей он должен служить, в ногах у неё валяться, выполнять все её прихоти. Но в то же самое время, не дай Бог, он начнёт в ногах валяться и выполнять все прихоти обычной женщины, которая… знаете анекдот: Вася хочу апельсин! … не дай Бог! Это будет конец не только духовной жизни этого мужчины, но и обычной. Вселенная, она не такая! Я бы мог всё это в розовых тонах разукрашивать, но срез жизни, каждую секунду кто-то рождается, а кто-то умирает. И точно также в духовном плане: либо женщина тебя поднимет вверх, либо тебя втопчет в грязь. Поэтому вывод следующий: женщинам-йогиням всячески помогать становиться и раскрываться, а всех женщин остальных ни в коем случае не обижать, не третировать, Боже упаси, даже если она ничего не соображает в духовном плане, как сказано в 108-ми афоризмах Тантра йоги: если хочешь хорошую подружку – сделай хорошую подружку из своей подружки! И жизнерадостное добавление: останется ли она с тобой или придёт другая. В этом смысле, всё что вы имеете – это ваша карма. Поэтому женщины на особом счету! Женщин всячески развивать и поддерживать! Если не йогини, а просто женщины, ну хорошая женщина, но не понимает она – Боже упаси испытывать какое-либо пренебрежение, это грех! А если в Тантру, Боже упаси!!! Там раздавит, тут же раздавит! Вообще за это карают, но в тоже самое время, не давать такой женщине сесть себе на шею. А всячески пытаться её вытащить из этого болота, хотя бы поднять на ступеньку выше, дать ей почувствовать себя Богиней, раскрыться, но не попадать под её действия. Вот это крайне сложная задача, но лишь тот мужчина заслуживает тантрическую партнёршу для практики тантр, а тантры – это один из самых быстрых методов, которые используют сексуальную энергию. Так вот без тантрической партнёрши не видать вам практики как собственных ушей, а вот чтобы она у вас появилась, у вас должна быть кармическая заслуга. А заслуга эта наступает, если мужчина помогает всем женщинам подниматься вверх, тогда йогини будут выделять его среди многих и будут обращать на него внимание. А если нет, то и бесполезно искать. Один тут товарищ, тоже говорит, хочу в Индию! Да попадешь ты, говорю ему, в какой-нибудь публичный дом, где уже это всё сообразили: посвещение – да! 1000 рупий и три ночи незабываемых посвящений. К сожалению, пошла сейчас и такая тенденция, к сожалению, и на Западе. Раньше были женщины по вызову, а сейчас йогини, которые тантрические посвящения делают за скромные какие-то там деньги. По-другому, легализованная проституция. Понимаете? Нам нельзя быть циничными, нам надо быть с юмором и понимать, что извращённые мозги извлекают деньги из чего угодно. А уж такая тема – сам Бог велел. Поэтому ситуация всегда с одной стороны мрачная, а с другой стороны жизнеутверждающая. Мрачная заключается в том, что если останется всё как есть, то это крах. А жизнеутверждающая утверждает, что ничто не мешает с сегодняшнего дня всё изменить к лучшему. В этом смысле мы как бы каждый формируем свою личную вселенную. Кто-то скажет: да я всё равно всё не переделаю. И не надо всё! Переделывай свою вселенную! Не надо за всё отвечать, только за свою, со своей подругой разберись. 
Теперь дальше. Достаточно очень суровый пробел есть в тестах, касающихся непосредственно сексуальной энергии. Всё что касается мужчин (как использовать в тантрических практикак сексуальную энергию) более или менее сохранилось, а то, что касается женщин, дошло в маленьких ошмётках или вообще не дошло. С другой стороны, это опять же оправдано, потому что чтобы здесь родилась женщина достойная, здесь уже должны быть достойные мужчины. Иначе женщина попадёт в очередной ад. Как только условия для жизни становятся плохими, в первую очередь страдают женщины, а только потом мужчины, также как и на войне – вся тяжесть жизни лежит на плечах женщины. Поэтому для того чтобы родилась достойная женщина, должен быть уже выбор достойных мужчин, а они должны обладать всеми практиками, в том числе и сексуальными, чтобы хоть в постели что-нибудь сделали. Если этого не будет, то она просто не родится, поэтому эти практики и идут с опережением. Что же касается женских практик, когда мужчины действительно научаться там блюсти брахмачарью ни на словах, а так как надо, когда он полностью научится управлять всеми своими сексуальными проявлениями во всех спектрах, вот тогда имеет смысл ему с йогиней практиковать. Вот тогда родится йогиня, но тогда на ней будет ответственность, что она для женщин будет реанимировать эти знания, которые, ещё раз, до нас не дошли или дошли в крайне урезанном состоянии по разным причинам со стороны женщин. Если же это случится, то любая женщина вытягивает сотни мужчин. В тантрическкой традиции почему-то называется такая вещь, что посвящение женщины в десять раз сильнее, чем посвящение от мужчины. Одна женщина-учитель в йоге, стоит десятерых мужчин-учителей. Но и обратная сторона: огромное количество женщин, как сказать, они хорошие все существа, но им не интересна йога. У них другие жизненные приоритеты. Не то что они глупые, но они на другом этапе развития. Иногда всё меняется в три дня. Я очень часто был свидетелем, один случай меня совершенно потряс. Была дама ну совершенно с вызовом она относилась ко всем духовным знаниям. Ну я понимаю, миллион разных придурков и у неё ассоциации сразу возникали, когда начинают что-то говорить. Она это не понимала и не принимала. У неё там муж, семья, дети, всё! больше ничего не знаю и знать не хочу. Стукнуло ей определённое количество лет, что-то ей стукнуло, я её сам потом не узнал! Как карма, пока не отработаешь… всё: муж уже сам самодостаточен, дети уже выросли, и тут она поняла, что теперь она должна жить для себя. И координальное изменение в жизни, вообще во всём. В общем, ни на одной женщине никогда нельзя ставить крест. Даже если у вас создаётся впечатление, что вот эта вот персона женского пола ну совсем вот ноль, это плохо так думать. Думать надо йогину следующим образом: я ничего не могу пока для этой Богини сделать, она пожелала пока спать. И оставить её в покое или, если есть возможность, подставить ей плечо, чтобы она на следующую ступеньку поднялась. Но если ничего не можешь сделать – оставь её в покое. Может быть не ты, а кто-то другой. Но в тоже самое время и не бросай, потому что обратная сторона – а моя подружка, я тут медитирую, а она ничего не знает и знать не хочет, ей только вот мирское, я не хочу с ней общаться, я с ней разведусь. Чудовищная ошибка! Хочешь с ней развестись – разводись, только найди ей замену себе, а не бросай женщину! Брошенная женщина – это страшное кармическое преступление. Она ведь не знает, что ты там просветляться собрался. Она себе жила нормальной жизнью и вдруг раз и кинули. А кидать нельзя, потому что женщина в отличие от мужчины – она гормонально на мужчину завязана. Ей просто на физическом уровне плохо. Поэтому если действительно никак – найди своей подружке замену. Или во всяком случае делай что-то для этого, т.е. замени себя тем, с кем она будет счастлива. Иначе ты породишь карму очень мрачную, лучше уж совсем ни с кем в отношения не вступай, чем вот так вот завязывать, а потом кидать. В общем, много здесь таких моментов, и я искренне верю, я это чувствую, я это знаю, что такие женщины уже родились, кое-кто из них уже проснулся, но по какому-то чудовищному стечению обстоятельств, они пока не могут приобщиться к этим знаниям, чтобы осознать себя. Потому что такие люди, как правило, считают себя исключением, что у них одних шизофрения, а все остальные нормальные, и они никак не могут понять, что на самом деле – обратное! Они никак не могут получить эти знания. И если они их не получат, им будет очень плохо. Поэтому мы здесь, имеется ввиду Культурный Центр Просветления, в общем-то, не деньги зарабатываем, хотя без денег ничего не сделаешь, приходится заниматься и деньгами, но наша основная задача – это распространение знания. Потому что если такой женщине, которая сейчас в Нижнем Урюпинске сама себя осознала, а осознать себя женщиной можно и в 12 лет, и в 16 лет, и в 40 лет, в любом возрасте она может себя осознать. И если не будет подкрепляющей её внутренней догадки внешнего знания, она начнёт страдать. Поэтому если кто-нибудь из вас придёт сюда учиться на преподавателя йоги, я сразу предупреждаю, я очень неприятный человек как только дело касается распространения йоги, я буду требовать по полной программе и не принимать извинений, отчислять за малейшие простои, не потому что мне это надо, а потому что я не допущу, чтобы ни одного дня эта женщина прострадала, которая себя осознала, но она сейчас там барахтается, а вокруг, прощу прощения, одни козлы, вот что ей делать? На этом всё и завязано. 

17. Ключевые слова:

Шакти, карма, просветление, мантра, облако «Дхармы», Дхарма, сострадание, вегетарианство, Хатха Йога: метод энергии и сознания, Крия Йога, йога для детей, юмор, отношение к женщине и её роль в Тантра Йоге.

18. Контрольные вопросы.

Составитель:

19. Ответы на контрольные вопросы.

Составитель:

20. Ссылки на тексты с похожими тематиками:

21. Глоссарий.

Поделиться Открытой Йогой:

Оставьте комментарий