1. Название лекции:
Подход Тантры. Карма.Хатха Йога. Мантры. Джнана Йога.
Подход тантры в духовном развитии. Что такое карма. Что такое хатха-йога. Отношение йоги к расставаниям людей.Гора Кайласа. Мантры. Крия-мантры. Йога знания. Как трансформировать в себе негативные качества и эмоции.
2. Автор: Вадим Запорожцев
3. Фото автора:
4. Краткое описание:
5. Дата и место чтения лекции:
2008.03.15 Культурный центр «Просветление».
6. Аудио, видео и текст лекции принадлежат: Открытому Йога Университету в городе Москве (Школа йоги традиции Анандасвами). Вы имеете полное право копировать, тиражировать и распространять материалы этого сайта, желательно делайте ссылку на наш сайт www.openyoga.ru.
7. Текст напечатан: Яроцкой Викторией
8. Текст отредактирован: Яроцкой Викторией
9. Рисунки:
10. Фото:
11. Сайты: www.openyoga.ru, www.openyogaclass.com, www.happyoga.narod.ru.
12. Где бесплатно скачать текстовый файл:
13. Где бесплатно скачать аудио файл лекции:
Нажмите здесь чтобы скачать аудио:
32кб/с,2008_03_15_lek_ycp_otvet_vopros_web.MP3, размер 22,2мб
128кб/с,2008_03_15_lek_ycp_otvet_vopros.MP3 размер 88,9 мб
14. Где бесплатно скачать видео файлы лекции:
Нажмите здесь чтобы скачать видео: (Извините,Видео будет выложено позже!)
15. Нажмите кнопку play (►), чтобы слушать или смотреть лекцию на этой странице, (׀׀) – пауза.
Аудио:
Видео:
(Извините,Видео будет выложено позже!)
16. Основной текст лекции
Сегодня 15 марта 2008. Меня зовут Вадим Запорожцев, находимся мы в КЦ Просветление, в г. Москве, рядом с м.Новослободская, это лекция для Открытого Йога Университета, вся информация хранится на сайтах www.openyoga.ru, www.openyogaclass.com www.happyoga.narod.ru,
Вопросы
– Каков подход Тантры к духовному развитию человека? Не противоречит ли он подходу других систем. В частности тех систем, где упор делается на аскетизм?
Начнем сначала. Учение Тантры – это такое же учение, как и йога. Имеет разные разделы, направления, практики. Как мы помним, на Западе наиболее активно распространилась Тантра йога из-за использования сексуальной энергии в практиках. Если бы этого не было, мы (люди Запада) бы с вами не знали такого слова.
На первый план выдвигают использование сексуальной энергии. На самом деле, это не совсем так. В Тантре, помимо использования сексуальной энергии, есть множество других подходов, ни менее важных. Но «из песни слов не выкинешь» и работе с сексуальной энергией уделяется самое пристальное внимание.
Тантра и Аскетизм
– Нет ли противоречия в учении Тантры и других ортодоксальных систем (системы, распространенные и дошедшие до нас в более большом объеме)?
Противоречия нет и никогда не было. В некотором смысле, это единый подход, но мы не правильно его понимаем. На самом деле, подход Тантры может понять человек, знакомый с аскетизмом. Человек, который прошел суровую школу самообуздания, школу жизни, в действительности понимает, что такое наслаждение.
На этом уровне мы отсекаем огромный пласт маргиналов, которые говорят, что занимаются тантрическими практиками, а на самом деле это некие «сластолюбцы», которые прикрываются современным учением для какого-то своего время препровождения. Потому что, если человек не в состоянии обладать собой, если ему не знакомы мысли об аскетизме, то в Тантре ему делать нечего. Поэтому, можно прикрываться или не прикрываться Тантрой, главное – результат. А результат такие люди не получают.
Любое духовное учение – это, как езда на автомобиле: важно, не только разогнаться, но и притормозить, где нужно. А если человек разгоняется, а тормозить не умеет, то можете представить, куда он доедет. Точно также, если всю жизнь то и делать, что жать на тормоз, практиковать одни методы аскетизма, то тоже далеко не уедешь.
По сути дела, это не два подхода: подход тантрический или подход ортодоксальный, подход наслаждения или подход аскетизма. Это единый подход, но в некоторых учениях делают акцент на моменты аскетизма, в некоторых учениях делают акцент на моменты наслаждения.
Сложилось это по вполне прозаичной и понятной причине. Любое учение, в том числе и учение Тантры, давалось не просто так абстрактно. Оно давалось под вполне конкретную группу людей с вполне конкретной кармой и жизненными условиями, заблуждениями.
Допустим, когда пришел Будда, царила непонятная вакханалия чего-то внешнего (жертвоприношения, неадекватные восхваления, ритуалы). И наслаждений было слишком много.
Поэтому, Будда в ранних своих учениях говорил об обратной мрачной стороне жизни. Некоторые обвиняют Будду в пессимизме. Но это было не потому, что Будда был пессимизм, а потому что давал людям то, чего им не хватало.
Прошло время, буддизм распространился. И возник второй перекос (ни менее страшный): все «ударились» в аскетизм. Все по монастырям, всячески себя изнуряют.
Тут пришел подход Тантры, где упор делается на получение наслаждения. Почему? Потому что с аскетизмом там было все в порядке. Потому что там каждый человек, который становился на духовный путь, был знаком с тем, что нужно себя обуздать, где-то себя заставить и держать себя в руках. Поэтому, любое учение, любая традиция, подход – не сам по себе. Он для конкретной группы людей. А если рассматривать конкретное учение Тантры вообще (для широкого промежутка во времени и пространстве), то в Тантре есть такие же моменты аскетизма, как и наслаждения. Недаром автор большого количества Тантр (или тот, от которого их услышали) Шива.
Шива – странное проявление существа. С одной стороны проявление аскетизма, учитель аскетической и суровой йоги. А с другой стороны, в мифологии это идеальный любовник, который знает толк в любовных наслаждениях и основоположник методов, основанных на удовольствии.
Почему это так? Сразу вас хочу предостеречь: не делите учения на экстатические и аскетические. Как правило, упор на аскезу делается у тех людей, у которых с чувственными аспектами все нормально и они не будут аскезами злоупотреблять. Если же мы видим, когда даются поучения экстатического характера, где используется наслаждение, то, как правило, они даются людям, у которых с аскетизмом все в порядке, а через наслаждение они не могут себя проявить.
В нашем Открытом Йога Университете, таким образом переводят слово «йога». У этого слова много значений, одно из них «союз». Союз методов наслаждения и методов аскетизма: где можно себе позволить, и где можно себя заставить. Считается, что лишь тот человек достигает успеха в духовной практике, который может себя (там, где нужно) заставить и (там, где можно) себе позволить.
Если будет перекос в ту или иную сторону, то ни о какой йоге не следует говорить.
Точно та же картина наблюдается в Тантре.
Любая йога, которая сегодня дошла до нас – она сохранилась в «оболочке Тантры», а потом развернулась, как самостоятельное учение. Поэтому, друзья, аскетизм не работает сам по себе. Аскетизм – это как зарабатывание денег, а наслаждение – как трата денег.
Я знаю много людей, которые сделали себе карьеру и работают до сих пор на высоких должностях. Но у них другая проблема, которая нам и не снилась – они их не тратят. То есть, у них нет времени даже потратить заработанные деньги. А есть ли смысл зарабатывать больше, чем ты можешь потратить. Не превращаешься ли ты не в скупого рыцаря, а в раба такого образа жизни?
Также знаю много людей, которые ничего не делают. То и дело являются на всякого рода фуршеты и т.д. в поисках «халявы». Это тоже безумие. Безумно так прожигать жизнь.
Обратная сторона. Если у вас есть потенциал, то вы начинаете его тратить (через наслаждение). То потом все, вы натыкаетесь на то, что потратили больше. И сталкиваетесь с тем, что потратить нужно больше. Соответственно, перестраиваете свою внутреннюю систему, свой организм, а для этого нужен аскетизм.
Грубо говоря, чтобы по-настоящему наслаждаться, в том числе и в сексе, может тот, кто способен держать себя, как нужно, в аскезе, тогда и приходит ожидаемое наслаждение. А если жить по принципу: зачесалось и человек послушался, то никакого глубокого удовольствия вы не получите, того наслаждения, которое в вас заложено.
Йога нас призывает: по максимуму выжать из тела наслаждение. Но сделать мы можем это только лишь когда применим методы самотрансформации. В методах обычной йоги – это аскетизм. Чтобы жить безбедно, нужно создать какую-то фирму, которая приносит доход. А прежде, чем вы ее создадите, приходится работать, как Папа Карло. Когда процесс начинает работать, вы получаете удовольствие от жизни.
Точно также с нашим телом. До тех пор, пока оно не отточено, не опалено, не околено йогой, ни о каких аскетических моментах не может быть и речи. Более того, они скорее в сторону уведут.
Поэтому, нужно отбрасывать ханжество и размазанность. Человеку бы напрячься, собраться, а он расклеенный ходит. Он уже потратил весь свой потенциал. Начинаются некие девиации. К примеру, более извращенные формы сексуального удовлетворения. Ему уже какая-то порнография не нравится, а нравится порнография с элементами насилия. А это прямая дорога в ад. Поэтому, ортодоксальные системы предупреждают нас: ребята ни-ни. Массы людей не готовы к методам наслаждения. Им бы, дай Бог, держать себя в узде.
Когда идет поток наслаждения, у вас возникает одно направленность разума, которая очень легко и просто переводит человека в состояние самадхи. Именно поэтому так распространенны тантрические методы, где (допустим) используется энергия наслаждения секса. Если вы со своей подружкой в постели, при условии, что вы поглощаетесь в глубину ощущений, то у вас без усилий достигается одно направленность разума, которая приводит к высшему состоянию в йоге – самадхи.
– Что брать за отсчетную точку достижения человеком каких-либо высот?
В каких-то системах говорится, что самое главное – чтобы человек был добрым, всем помогал, всех любил. Это, якобы, является более явным подтверждением, чем какие-то абстрактные понятия. Точно тоже происходит и в тантре, где партнер растворяется в партнерше, и весь мир вообще растворяется. Более того, они перестают осознавать, где их тела заканчиваются и начинается окружающая их Вселенная. Они остротой чувствуют дыхание мира. Они не останутся равнодушны к чужой боли, т.к. у них размывается понятие о себе. Как говорят: кто-то ударился головой, а у тебя шишка выросла от удара. Опять-таки, это через наслаждение, через раскрытие. Можно много таких примеров приводить. Для меня самый характерный показатель, что человек чего-то достиг – это то, что он стал очень активно работать. Если человек не очень активно начал работать, то у меня сомнения, что это были не откровения, а галлюцинации. Иногда галлюцинации сильные, нас могут захватывать, но «сухого остатка» после них не остается. Почему? Потому что если человек действительно поднялся до какой-то высоты, то он видит тот тамас и недоработки, который в его теле, который вокруг него. И он это с такой четкостью понимает, что они не спит, не ест, а начинает работать со страшной силой.
Для меня результат того, что человек достиг чего-то в йоге – это то, как человек в дальнейшем работает на благо всех живых существ. Если он не работает, то у меня подозрения, что он ничего не достиг. Мне часто встречались люди, которые (к примеру) побывают на семинаре и говорят, что они что-то «такое» пережили. Но это всего лишь эмоциональный толчок.
В йоге очень много иносказательных баек, как некие толчки к медитации. Вы упомянули байку, когда учитель удалился и долго практиковал, а потом достиг результата (результат – это отношение, как человек стал относиться к миру). И его так «проперло», что он начал возвращаться. До этого, кстати, он практиковал аскетизм (до женщин не дотрагивался несколько лет). И сказал себе, что первая девушка, которая обратит на него внимание – облагодетельствует. Как утверждают последователи, в этот момент одна девица профессии свободной любви после очередного клиента, который вызывал разочарование, она решила поменять образ жизни и они встретились. Это как карма ведет. Он решил облагодействовать первого попавшегося, а первый попавшийся оказался в общем-то не первый попавшийся. И дальше у них романтическая завязка. И, как утверждают последователи, из этой дамы вышла одна из очень вменяемых учительниц йоги, хотя девушка была (мягко говоря) «девушкой по вызову». Но это карма, так все сложилось.
Как бывает, мужчина такой умник, к женщинам не дотрагивается, в постели с ними не спит. Но его вторая половина в одиночестве страдает. Некому ее удовлетворить, вот она и пошла работать «девушкой по вызову». Вот она и гармония.
Мы помним принцип йоги, что Вселенная в любое время, в любой точке пространства сбалансирована. Если есть перекос в одну сторону, моментально возникает перекос в другую сторону, дабы уравновесить ситуацию. В частности, по карме было переспать с этой, этой, и этой девушкой, а ты не переспал, значит, они мучаются.
И другая ситуация, уважаемый гуру пошел по девицам. И все думают, какой ужас. А, может быть, он кармический долг отдает.
– Что такое карма?
Карма – это закон причины и следствия. Есть время, а оно дает причину, а из причины следствие. Закон причины и следствия и называется законом кармы. То есть, до тех пор, пока вы остаетесь в плоскости действия, где есть закон причины и следствия, то на каждый ваш поступок приходит результат. Соответственно, на хороший поступок – хороший результат, на плохой поступок – плохой результат. Это называется законом кармы. А карма – это механизм: что посеешь, то и пожнешь.
– Вы рассказывали о том, что учитель пошел медитировать, а по карме он должен был встречаться с девушкой.
Смотрите, если мы говорим, что у каждого человека есть своя половина, то, вероятно, она была и у него, когда он отправлялся медитировать. Не могло же ее не быть. Почему же тогда перекос в сторону мужского? Соответственно, если в предыдущих жизнях предполагалось, что он встретит эту девушку (грубо говоря, они договорились). Потом девушка приходит на свидание в следующей жизни, а юноша нет. То есть, это некое нарушение договоренности. Она же не виновата, что он нарушил договоренность и ушел в Гималаи медитировать. Она-то его ждет. Еще в прошлой жизни договорились. Понятно, что девушка не довольна. А если она не довольна, то не видать юноше просветления, как собственных ушей до тех пор, пока тобой кто-то не доволен. Ведь на чужом несчастье счастья не построишь.
– А этот юноша забыл про обещание?
Вполне возможно. Мы часто забываем о своих обещаниях. Иногда человека спрашиваешь «Чего хочешь?». И он говорит чего хочет для себя лично. «А как же сосед?». «А-а, сосед, какой сосед, не знаю никакого соседа». Точно также и с девушкой. «Как же твоя девушка?». «А нет у меня никакой девушки, это все сказки».
Вы должны понимать, что все эти примеры аллегоричны. Это не руководство к действию. У всех свои примеры и ситуации. Относитесь ко всему с юмором (в том числе, что я говорю).
– Расскажите о хатха йоге?
Хатха йога – это йога, в которой используют статические положения нашего физического тела. Основной принцип в хатха йоге: от грубого к тонкому. Для того, чтобы изменить тонкие структуры, которые составляют все наши эмоции и переживания, очень хорошо воздействуя на грубое, таким образом мы получаем эффект на тонком. Как раз набор статических упражнений (асан) составляют основу хатха йоги. Весьма рекомендую всем их практиковать. Это так коротенько. Если хотите подробнее, смотрите наш фильм «Хатха йога».
– Вы говорили, что если муж бросает жену, то это некое «кармическое преступление». А если происходит наоборот, получается то же самое?
Друзья, меньше всего я хочу, чтобы у вас были жесткие стереотипы как нужно жить. Как нужно жить никто не знает, у вас уникальная Вселенная. Никто за вас жизнь не проживет и на эти вопросы не ответит. Я лишь претендую, чтобы вы с другой стороны посмотрели на ситуацию.
Йога говорит, что каждый человек имеет право жить так, как считает нужным, главное, что выполняются два необходимых принципа. Первый принцип: не причинение вреда ни одному живому существу без крайней на то необходимости. Если есть возможность не вредить, мы не вредим. Если же такой возможности нет, нужно поступать так, как велит ваш долг (дхарма). Второй принцип: не растрачивание сил и жизненной энергии понапрасну. Исходя из этих двух принципов и выстраивать ваш образ жизни. Всегда нужно анализировать, а не являются ли ваши действия страданием для кого-либо. Понятно, что всем одновременно угодить нельзя. Вся наша жизнь – компромисс. Отличие йога от обычного человека – он старается найти минимум страданий для максимум живых существ. А как вы это будете реализовывать, у каждого свой путь.
Другой вопрос, если вы вовлекаетесь в йоговские или тантрические практики. Здесь пожестче условия. Тут нельзя взять и бросить свою партнершу. Это как альпинисты в одной связке.
– По поводу вопроса, если муж бросает жену, то это некое «кармическое преступление». А если происходит наоборот, получается то же самое?
Мужчина, как бы, на виду, но его тут же и в расход кидают. Если же мы рассматриваем в том плане, что душа беспола, то какая разница кто страдает (мужчина или женщина). Это вопрос многих составляющих. Рекомендации, которые прозвучали на прошлой лекции, они так жестко прозвучали лишь для тех, кто идет путем сексуальных йог. А для обычных людей (кто кого бросает) я ничего не могу сказать.
Гора Кайласа
– Расскажите про гору Кайласа.
Начнем с того, что гора Кайласа существует физически. Существует в труднодоступной области в районе Тибета. Если посмотреть на эту гору из одного из ракурсов, то она представляет из себя прямоугольный треугольник, направленный вверх одной из вершин. Добраться туда трудно. Давным-давно йоги совершали туда паломничество.
Считается, что на этой горе живет Шива со своей подругой, что это удивительное место, где вечная весна (жужжат пчелы от радости, прохладные леса, яркое солнце, везде живут всякие духи, такое олицетворение высшего духовного). Считалось, даже тот, кто взглянул на эту гору, ему обеспечен успех в йоге. Поэтому многочисленные паломники приходили туда.
Вы должны понимать, что здесь идет очень странная идеология йоги. С одной стороны, это особенное место. С другой стороны, это определенная область внутри нас (макушка головы). Что если мы медитируем на эту гору Кайласа и видим ее внутри себя, то нам не нужно совершать физическое путешествие. Поэтому, когда вы слышите про гору Кайласа, это странный йоговский язык (многоплановый и не врет). Одновременно, делаете ли вы физическую практику (добираетесь и видите эту гору в Тибете), либо вы делаете медитацию этой горы внутри себя, в любом случае, предсказания по поводу горы Кайласа сбываются.
Иногда, чтобы контролировать свою мысль. Гораздо легче это делать, контролируя положение своего тела. Неподвижное тело – неподвижное сознание. То есть, через физическое управлять тонким. Но иногда нет, иногда наоборот. У вас тело не гнется, для вас хатха йога – это наказание. Но помедитировать – это в сласть. Точно также и здесь. Иногда человеку (йогину или йогине) очень сложно увидеть все свои структуры с каналом сушумной, чакрами, центрами, внутренними мирами. И гораздо проще для них терпеть холод, голод где-то на горе.
Иногда физические условия действуют таким образом, что разворачивают ваше внимание и направляют его извне во внутрь. И вы через физическое осуществляете эту тончайшую медитацию (как будто бы вы медитировали). Поэтому, для многих легче физически совершить паломничество, чем сидеть дома и медитировать. Это уже вопрос практики и приоритета.
Когда упоминают гору Кайласа, подразумевают две вещи: как физический аспект, так и внутреннюю гору Кайласа. Более того, самым непостижимым образом ассоциативные связи заставляют эти практики работать.
Если в текстах будете встречать гору Кайласа, то помните, что это многоплановое понятие. Этим и отличаются тексты по йоге. Мы сейчас публикуем и дальше будем публиковать тексты по йоге. Перевести текст – ой какая нелегкая задача. Есть так называемый теоретический перевод текста. Любой текст был написан в стихах. В общем, и на русском он должен быть в стихах. Понятно, что переводить желательно напрямую. Самое интересное, что текст подразумевал три уровня: грубый, тонкий и иносказательный. И эти уровни нужно перенести на другой язык, а это ой как не просто сделать.
Когда мы читаем оригинальные тексты, нам проще. Когда переведенные – нам тяжелее. А где гарантия, что переводчик один аспект оставил, а два других не выбросил.
– Что такое крийя мантра?
Раньше не было музыкальных центров, а время как-то нужно было отмерять. И вполне логичные даются рекомендации, как отмерять время крийи. Привязаться можем к какому-то внутреннему времени. К чему можем привязаться? Удары пульса, но они скачут. Лучший способ – это когда мы что-то повторяем, т.к. делаем это обычно с одной скоростью. Для этого и используется повторение мантр для выполнения крийи.
В нашем случае, выберите для себя любую мантру, чтобы отмерять время, и повторяйте ее.
– Есть ли смысл прослушивать мантры, или вопрос в вибрациях?
Конечно, есть смысл прослушивать. Обратите внимание, как дети учатся разговаривать. Они сначала слушают, а потом пытаются повторить. Они слушают, а потом услышанное начинает в голове вращаться. То есть, внешнее звучание раскручивает внутреннее звучание. А внутреннее звучание – это уже мы сами повторяем мантру. А для многих мантр, как вы помните, абсолютно не важно: повторяете мантру осмысленно, не осмысленно, а эффект будет. Поэтому, конечно же полезно слушать мантры. Во-первых, они создают определенный настрой, а во-вторых, помогают лучше запомнить мантру.
– Обязательно ли посвящение в мантру?
Очень серьезный вопрос вы задаете. Если вас кто-то когда-либо посвятит в мантру, то это удача большая, чем если бы вы выиграли миллион. Поэтому, время от времени духовные учителя йоги ездят по всему миру и дают посвящение в мантру. Но люди, которым они это посвящение дают, как правило относятся к этому настолько поверхностно и бездумно (т.к. у них достаточно хорошая карма, чтобы получить посвящение, но достаточно плохая карма, чтобы понять, какой им подарок дарят). Поэтому, если есть посвящение в мантру, это просто чудо.
Но есть и другая ситуация, что не все мы заслужили, чтобы гуру с Гималаев спустился и посвятил нас в ту или иную мантру. И рассчитывать нам в ближайшее время на это не приходится.
Аналогия следующая. Представьте, что вам нужно зажечь огонь. Вы подходите к разожженному костру и прикуриваете от этого пламени знания и йоги. Но это лишь в том случае, если у вас горит огонь знаний. А если не горит, то как индейцы-аборигены палочку крутили. Так три дня просидишь и костер разожжется. Точно также и мы с вами будем пробуждать мантру. Это отдельная тема, есть отдельные указания.
Никто не мешает пробудить мантру самому. Но для этого понадобится намного больше времени. Вот и возникает такая дилемма: либо потратить это время на поиски святого, который посвятит вас в мантру (а гарантий никаких). Либо самому честно работать. И самое смешное, что иной раз посвящение дают тому, кто уже сам начал работать в этом направлении. Вопрос мантра йоги неоднозначный, объяснить его крайне тяжело.
– Расскажите про пробуждение мантры.
Многие спрашивают, ну что, если я как попугай буду повторять мантру?
Само понятие мантры намного сложнее, чем понятие слов. Там, где присутствует проявленная часть – это мантры энергии, где скрытая часть – это мантры сознания, где поровну – мантры имен. Но в любом случае вы понимаете, что можно как попугай повторять одно и то же, а толку никакого. И объяснить, почему одна мантра начинает работать, а другая нет, я на этой лекции не могу в принципе. Потому что многие из вас (за исключением некоторых) не изучали аксиоматику йоги, где все начинается с сотворения мира. Если бы мы начали с сотворения мира, нам бы сразу было понятно, почему одна мантра работает, а другая нет. Некоторые могут два-три дня попрактиковать и «по Красной площади в позе лотоса полетел».
Чтобы мантра начала работать, ее нужно пробудить. Это большой раздел йоги, в основном практический. Использует ритуалы, там очень много подробностей.
Джнана йога (йога знания)
– Как работает йога знания?
Есть три основные силы: сила воли (ичха), сила знания (джнана) и сила действия (крийя). Это три вещи абсолютно необходимые каждому адепту тайных наук, если он хочет преуспеть в высших областях йоги.
Ичха занимает более важную роль, чем джнана и крийя. Если кто-то думает, что «я тупой здесь сижу и ничего не могу понять», то есть, не хватает знания (джнаны). То в этом смысле главенствует ичха (воля). Захотите стать умным – это вопрос времени, когда станете. Другой говорит, что сил маловато, энергии, нужно что-то делать, а мне лениво. Опять же, если будет воля, то будете активным и деятельным.
Сила знания (джнана) идет в неком противовесе силе действия. Знаете, раньше были советские телевизоры, которые вечно ломались. Сейчас китайские, которые по сроку живут меньше, но не успевают ломаться, прежде, чем их выбрасывают и меняют на новую модель. И были раньше мастера, которые досконально знали, как работает телевизор. У человека не работает телевизор, заходит мастер, взглядом, как рентгеном на него – раз и заработал телевизор. Мастер за порог – опять сломался.
Итак, знание само по себе – сила. Если вы обладаете знанием, все подстраивается под это знание. Обладая знанием, йогин заставляет Вселенную вращаться согласно этим условиям. Как это происходит? Это сложный вопрос.
Есть человек-действия. Он еще может много чего не понимать, но он делает. Как ни странно, делая, осуществляя, вращаясь, действие – само по себе сила. Есть препятствия в жизни, которые проходятся исключительно действием.
Мой любимый пример про двух лягушек, которые упали в банку со сметаной. Одна сказала: «Неа, ничего не понимаю, делать ничего не буду», и утонула. Вторая сказала: «Неа, ничего не понимаю, как я оказалась в этом белом болоте, но лапками буду бить». Била-била-била, пока не образовался кусок масла из сметаны. Она от этого масла оттолкнулась и ускакала.
Точно также и здесь. Если я встречаю очередного умника, который говорит: «Все само собой сложится в йоге, делать ничего не надо, у меня тамас еще со времен жизни в телах животных. Делать ничего не буду, буду тупо существовать и называть это йогой и медитацией, я уже в самадхи и не трогайте меня». Я таким людям не верю.
Каждый из нас должен применять силу действия понимаете вы или нет. Возвращаясь к мантре. Да вы еще очень долго не будете понимать смысл мантр, да вы еще очень долго не встретите учителя, который посвятит вас в мантру. Реального учителя, который посвятит вас в реальную мантру, днем с огнем не найдешь. Но надо и самим лапками бить. Поэтому, есть две эти силы: сила знания и сила действия.
Друзья, ни в одном из нас нет нужных и ненужных качеств. Любое качество, будь то жадность, или злость, или то, что вы считаете отрицательным. Оно является отрицательным или положительным только лишь в одном свете: уместно вы этим пользуетесь или неуместно. Поэтому, нет плохих или хороших качеств. Есть применяемые уместно и неуместно. Прежде, чем бороться со своими качествами, сперва подумайте, а может не стоит бороться, а просто перенаправить. Если река течет недалеко от вашего дома, то можно ее останавливать, а можно на ней мельницу построить, чтобы зерно молола. Поэтому с самого начала должно быть правильное отношение к своим проявлениям.
Наши проявления
– Откуда взялись наши проявления?
Все наши чувства, как ни странно, не являются надстройкой нашего разума. Они являются продолжением принципов устройства мира. Самим фактором, что был сотворен принцип огня или, согласно тантрической иерархии, это пупочный центр. Самим этим фактом открывается простор для того, чтобы возникала злость, ярость, чувство доминирования, преобладания.
С одной стороны, не будь у вас этого принципа, от любой бактерии, которая в вас бы попала, вы бы сразу умерли. Но внутри вас «гневный огонь уничтожения всего вредоносного». Другое дело, когда вы неосмысленно начинаете этим пользоваться вовне (в гневе «вызверяетесь» там, где не надо).
Согласно тантрической иерархии, у нас несколько центров, отвечающих за разные срезы бытия. Тема эта долгая и упорная. Есть явная привязка проявлений к тем или иным частям тела. В то же самое время, это не такая однозначная вещь, как если бы вы были роботом и у вас по шестеренкам в этом месте то-то и то-то, а в этом еще что-то.
Не все так просто с центрами в теле человека. Даже философию этих центров в двух словах не объяснишь. Т.к. каждый из центров – это проявление сознания и энергии под покрывалом майи. Или «срез бытия», Вселенная во Вселенной со своими качествами. Как вы помните, Вселенная – микрокосм, в которой маленькие Вселенночки заложены. Если вы приблизительно знаете, каким образом с ними общаться, то вы можете конкретное проявление использовать так, как надо и не использовать так, как не надо.
Чувство гнева можно направить против себя самого, что я такое тупое животное, над которым нужно работать, вести здоровый образ жизни, радовать других и радоваться самому. А я в полускотском состоянии: не знаю, что мне нужно, а что не нужно. Можно это чувство гнева обратить против себя, это будет такой приток адреналина, который заставит вас шевелиться. Для этого нужно знать, какой центр с чем с связан. И тогда косвенно можно направить этот принцип куда нужно. Если же вы попытаетесь его подавлять, то это неразумно. Если вы соберетесь подавлять собственный иммунитет, вы что, собираетесь умереть от первой попавшейся бактерии?
Вещи в йоге лишены «тупого» однонаправленного подхода. Многие вещи во Вселенной противоречивы. В этом-то и прелесть, что Вселенная сбалансирована в любом своем проявлении. Обладая знанием, мы можем грамотно использовать то, что у нас есть. Боже упаси, себя подавлять. Будете правильно все делать – само отвалиться, что не нужно.
В «108 афоризмах Тантра йоги» есть афоризм: «Обрати поражение в победу». Найдите свои негативные стороны и поразмыслите, а как же из этого «звонкую монету получить».
Тантрическое учение обладало полным набором воздействия на эти центры. И это делает его столь притягательным для многих искателей для притяжения личного могущества. Если ты можешь управлять определенным принципом, ты можешь управлять и другими людьми, а это власть.
Конечно же, всегда есть соблазн использовать знание не всегда в благовидных целях. Как к этому относиться йога? Йога говорит, что использовать это знание нужно. Но смотря с какими целями: если для блага всех живых существ – это одно, если для обретения власти над людьми – то может и не удастся, если плохая карма.
К практичным моментам. Мы рассматривали сексуальные практики. Есть пары, которые не взяли на себя тантрический обет. И не один уважающий себя Гуру даже смотреть на них не будет. А если взяли обеты, то прежде, чем уединиться со своей подружкой для сексуальный практик, ты прежде всего подумай, что это будет за место, когда, какие благовония и цвета использовать, какие янтры, мантры. Почему? Потому что так хитро все делается, что резко увеличивает сексуальное наслаждение. Как вы думаете, если это все станет открытым? То опять новая Камасутра «попрет», в бульварной прессе напишут про «Секс за 5 минут». Вы должны понимать, что знание Тантра йоги не то, чтобы закрытое. Оно трудно поддается формализации. Можно выполнить все условия, а одного маленького нюанса не сделать, и мало что получится.
С другой стороны, мы все с вами как-то сделаны. И прежде, чем возникает какая-либо эмоция внутри нас, определенный центр возбуждается определенным образом. Механизм этого возбуждения более или мене известен с древности. И мы можем использовать его для своего блага и блага других живых существ.
17. Ключевые слова:
18. Контрольные вопросы.
Составитель:
19. Ответы на контрольные вопросы.
Составитель:
20. Ссылки на тексты с похожими тематиками:
21. Глоссарий.