2008.03.01.Закон кармы.Механизм смерти.Методы невовлечения. Йога и религия. (Вадим Запорожцев).

1. Название лекции:

Закон Кармы. Механизм Смерти. Методы Невовлечения. Йога и религия.

Влияние йоги на стресс, депрессию, невроз. Отличие школы традиции Ананда Свами от других. Ее корни. Подход Шри Видьи. Закон кармы. Механизм смерти. Методы невовлечения. Второй принцип йоги.Как не потерять свою цель. Йога и религия.

2. Автор: Вадим Запорожцев

 

3. Фото автора:

4. Краткое описание:

Влияние йоги на стресс, депрессию, невроз.

Отличие школы традиции Ананда Свами от
других. Ее корни.

Подход Шри Видьи.

Закон кармы. Механизм смерти.

Методы невовлечения.

Второй принцип йоги.

Как не потерять свою цель.

Йога и религия.

5. Дата и место чтения лекции:

2008.03.01 Культурный центр «Просветление».

 

6. Аудио, видео и текст лекции принадлежат: Открытому Йога Университету в городе Москве (Школа йоги традиции Анандасвами). Вы имеете полное право копировать, тиражировать и распространять материалы этого сайта, желательно делайте ссылку на наш сайт www.openyoga.ru.

7. Текст напечатан: Татьяной Тимербаевой.

8. Текст отредактирован: Татьяной Тимербаевой.

9. Рисунки:

10. Фото:

11. Адрес Школы Йоги: г. Москва, Россия, метро Новослободская, ул. Долгоруковская, дом 29, тел. 251-21-08, 251-33-67, Культурный Центр «Просветление». Сайты: www.openyoga.ru, www.yogacenter.ru, www.happyoga.narod.ru.

 

12. Где бесплатно скачать текстовый файл:

13. Где бесплатно скачать аудио файл лекции:

Нажмите здесь чтобы скачать аудио:

32кб/с,2008_03_01_lec_kcp_voprosy_otvety_web.MP3, размер20,4мб

128кб/с,2008_03_01_lec_kcp_voprosy_otvety.MP3, размер81,8мб

14. Где бесплатно скачать видео файлы лекции:

Нажмите здесь чтобы скачать видео: (Извините,Видео будет выложено позже!)

15. Нажмите кнопку play (►), чтобы слушать или смотреть лекцию на этой странице, (׀׀) – пауза.

 Аудио:

   Видео:

(Извините,Видео будет выложено позже!)

16. Основной текст лекции.

 

Вопрос:Каково
влияние йоги на стресс, неврозы, депрессию?”

 

Вадим Запорожцев:  “Влияние йоги самое благотворное.
Это одно из средств, которое, если им пользоваться, помогает всерьез и
навсегда. Позиция йоги такова – если человек испытывает какие-либо негативные
переживания, то это следствие его негативной кармы. Т.е. это следы какой-то
предыдущей деятельности, которая привела в качестве своих результатов, к таким
последствиям.  Если у человека нет
негативной кармы, он не подвержен стрессам, неврозам, депрессиям. Йога
нацелена, в первую очередь, на устранение причины таких состояний. Когда причины
исчезнут – исчезнет и следствие.

Но, хочу еще
раз напомнить, что йога – это система, которая не подменяет собой медицину,
науку,  занимающуюся психическим и
физическим здоровьем человека.  В йоге
есть прекрасный набор инструментов, который позволяет обрести хорошее здоровье,
крепкие нервы,  избавиться от стрессов, депрессии.
Но, цель йоги другая    познание самого себя. Познание самого себя
сопряжено с множеством трудностей. И чтобы преодолеть их, в йоге были
выработаны разные инструменты, которые в дальнейшем стали называться разделами
йоги.  Примеры таких разделов – хатха
йога, крия йога, пранаяма йога, мантра йога и т.д.

Следует
помнить, что йога не подменяет собой медицину. Но инструменты йоги, ее техники
настолько эффективны, что их можно использовать для борьбы с депрессиями,
неврозами и т.д.

Следует
помнить, вне зависимости от предыдущей кармы, любой человек переживает  определенные периоды депрессии,
подавленности, потерянности. Это связано с эволюцией человека – в течение жизни
развиваются внутренние структуры человека. Человек поднимается на более высокие
духовные планы. Поэтому это эволюция не физическая, не эволюция разума, а
следующая  ступень развития  – попытка превзойти наш разум. 

Когда человек
превосходит разум, открывается следующая заложенная способность –  интуиция. Пока человек живет только на уровне
разума, он развиваем разум. И чем больше он развивает его, тем в больший
пессимизм скатывается. В этом смысле – знания преумножают скорбь. Потому что
разум, хоть и хороший инструмент, но несовершенный. Есть часть задач, которые
он в принципе не может решить, вопросы, на которые не может ответить. Поэтому
периоды депрессии, подавленности – это составная часть духовной эволюции. И чем
быстрее пройти эту часть, тем лучше.

Ко мне
приходят люди заниматься йогой в подавляющем случае после депрессий, неудач,
сложных жизненных ситуаций, заставивших их задуматься.  Поэтому депрессия не всегда означает дурную
карму. Это может означать следующую ступень эволюционного развития. Но, в любом
случае, от депрессий необходимо избавляться как можно быстрее. Йога дает для
этого хороший арсенал средств.

Но, если эти
состояния связаны с органическими нарушениями – они должны быть рассмотрены
медициной.”

 

Вопрос:Отличие школы традиции Анандаcвами от других. Ее корни.”

 

Вадим Запорожцев:Много
организаций, школ, где изучают, практикуют йогу. Но, с позиции школы йоги
Ананда
cвами, моей лично и моих
учителей, йога исчезает. Все попытки реанимировать ее связаны с
колоссальными  трудностями. Главная
трудность – изменение условий жизни. Теперь нельзя распространять йогу так, как
это делалось 100, 200 лет назад. В школе йоги Ананда
cвами понимают это. И это удивительный факт,
отличающий ее  от других последователей

– с одной стороны – человек должен полностью
быть в традиции йоги: разделять, переживать, осуществлять, знать все
сохранившееся богатство йоги.

– с другой стороны – этот человек должен
вести вполне современный образ жизни. Т.е. стать современным человеком,
цивилизованным, хорошо образованным, ведущим общественный образ жизни и в тоже
время – прекрасно разбирающимся в древних традициях.
Преподавателей йоги
мы готовим  с этой позиции (это жесткое правило).

В настоящее время наблюдается
следующие перекосы в распространении йоги, сохранении ее знаний:

1. попытка
реанимировать маленькую Индию на Западе. Это попытка построить  монастырь: 
ввести кастовую систему, разделить людей по половому признаку, привлечь
туда как можно больше народа, загружать практиками и призывать отказываться от
активной позиции в обычной  жизни. Это
позиционируется, как углубленное изучение внутренних процессов. Хороший подход,
если он рассматривается как ограниченный (несколько лет) период жизни. Жить,
отказавшись от мира. Это серьезный этап в жизни человека.  И время от времени его нужно проходить. Но,
когда призывают провести так всю оставшуюся жизнь – это та же опасность,
которая в свое время погубила Индию. Повторять этот печальный опыт в нашей
школе йоге никто не собирается. Мы категорические противники разделения на  мирское, суетное и  возвышенную йогу.  Мир един. Нельзя поставить четкую границу
между пещерой одинокого йога и  социумом.
Ее нет в принципе.

2. йога в
Индии распространялась через образ жизни 
многих йогов и йогинь, входивший в каноны – жизнь подаянием. Каждый из
последователей школ йоги должен был на жизнь зарабатывать, бродя с чашей от
одного дома к другому. Жить только тем, что  подадут на пропитание. Это серьезная и  уважаемая в Индии традиция. Она до сих пор
сохранилась. Вызывает восторженное отношение – человек отдает себя на волю
Абсолюта. Это чудесно. Но в условиях нашей страны этот подход не приемлем – у
нас другая ментальность, другие условия: нет кастовой системы, пласта
религиозной шелухи (от которой задыхается Индия), института жить подаянием.
Хотя многие сильные школы йоги призывают к жизни подаянием. Но то, что хорошо
для Индии, для России не всегда работает.

3. коммерционализация
йоги, характерная для Запада. Занятия йогой вызывают положительные эмоции. Из  йоги начинают делать подобие шоу –
поверхность, несерьезность. Это уже не йога. Хотя люди ведут современный образ
жизни.

Главная задача для тех, кто
понесет йогу дальше, заключается:

– в
необходимости выработки совершенно новых правил распространения йоги. Их нет.
Старая жизнь, правила распространения йоги ушли. Их нельзя реанимировать. Нового
нет. Знания подвисли – ни по-старому, ни по-новому их никто не распространяет.
Мы пытаемся соединить эти подходы и не дать знаниям йоги исчезнуть. В этом –
исключительность подхода школы йоги Анандасвами.”

 

Вопрос: “Корни
школы Анандасвами?”

 

Вадим Запорожцев:Корни
школы, как и корни любой школы, уходят в ведические времена. Знания,
заключенные во всех Ведах, выше, чем понятие речи, мысли. Они  невыразимы. В Ведах свой язык, свое изложение,
свои примеры. В результате, через некоторое время, Веды перестали понимать. Но
они остались. Но какое знание в них заключено – никто не знает. Это знание
передавалось из поколения в поколение, несколько трансформируясь по форме
изложения. Таким образом, когда-то от ведического знания отпочковалось то, что
сейчас называется йогой.

Школа Анандасвами является одной из
многочисленных ответвлений йоги. Но  классификация йоги всегда некорректна.  Потому что нет разных йог. Йога одна. Просто
разные учителя делают  акценты на разном
– техники, тексты, языки (тамильский, санскрит). В этом смысле – мы самая
классическая йога.”

 

Вопрос:  “Подход Шри Видьи?”

 

Вадим Запорожцев:Есть
много школ, считающих, что Шри Видья исключительно их поле. Они ревностно
относятся к комментариям. Комментариев много. И все они называются комментариями
с позиции Шри Видьи. Я могу комментировать только с позиции школы Анандасвами.

Итак, у всех нас есть способность
наслаждаться. Наслаждаться по-разному – еда, интересная книга, секс. Наслаждения
чувственные, ментальные, эстетические. Все мы разные – кто-то более утончен,
кто-то более груб. Но у всех у нас есть способность получать наслаждения.  Если проанализировать всю жизнь, то все
стремятся явно или нет получить наслаждение и избежать страдания, боли. Например,
в ресторане перед вами 2 блюда – вкусное, хорошо пахнущее и бурда с непонятным
запахом. Конечно, вы выберите лучшее блюдо. Получать наслаждение – одна из 4-х
целей жизни – Кама.

Кама – это желание чувственного наслаждения.
Не нужно путать с Камасутрой, рассматривающей наслаждение только от секса. В
понятие Кама входят все наслаждения в т.ч. и от секса.

Отношение к наслаждениям можно понять,
проанализировав древние тексты, учения йоги. Все учения делятся на 2
группы.  Одна группа, более
многочисленная,  призывает к отказу от
наслаждения и призывает к воздержанию во всем. Все жестко и жестко
регламентировано. Другие школы йоги говорят, что в наслаждении нет ничего
плохого. Плохо, когда человек становится рабом наслаждения. Сами наслаждения –
стимул к развитию. И, если бы не было наслаждения, побуждающее двигаться к его
достижению, человек никогда бы не развил разум.

Наблюдается противоречие – огромное
количество учений, религий, течений являются противниками наслаждений. Но, в
тоже время, среди них находятся такие, которые говорят, что наслаждения –  это та энергия, тот бензин, на котором
взлетите в космос. 

Вопрос в том, как пользоваться наслаждением.
Если становимся все более зависимыми от него, то оно низводит нас ниже и ниже –   превращаемся в рабов наслаждения. Если
правильно используем наслаждение – то самым непостижимым образом, делаем
следующий серьезный рывок в развитии. Это подобно тому, как они развили нас от
уровня животного до уровня человека. Это рывок в духовность. Это следующая
ступень развития. Всем нам предстоит сделать этот рывок, подняться над
обыденностью. Этот рывок уже сделали учителя йоги и оставили после себя все те
знания, которыми  сейчас пользуемся.

Как правильно распоряжаться теми наслаждениями,
которые даны нам жизнью? В чем природа наслаждений?  Два вопроса связаны. Чтобы понять, как
распоряжаться наслаждениями – нужно знать их 
природу.  Йога делает
нетривиальный ход конем, раскрывая эту тайну. Йога (в частности в 108 афоризмах
тантра йоги) говорит, что боли и страдания не существует в принципе, т.е.
энергии боли и страдания не существует. Есть только энергия наслаждения. Когда
мы неправильно пользуемся энергией наслаждения, то  сталкиваем лбами энергии наслаждения. Возникает
субъективное ощущение, которое мы называем болью и страданием. Подобно тому,
как нет тьмы, а есть отсутствие света, нет и боли.

Каждый, кто ходил к зубному врачу, может
усомниться в этом. Но ошибки нет. С точки зрения аксиоматики йоги, наслаждение
– это состояние счастья, Ананда – это естественное состояние нашего высшего
Я.  Это не что-то сгенерированное,
привнесенное из вне. Но мы неправильно пользуемся этим высшим потоком высшего
наслаждения, высшей энергией жизни. Мы делим пополам энергию наслаждения и
заставляем сталкиваться лбами эти половинки. В результате возникает
субъективное ощущение страдания, депрессии, которые проявляется  и на физическом уровне. Механизм
осуществления этого в физическом теле более сложный, не такой очевидный.

Таким образом,  в йоге есть
утверждение, что ничего не достигается страданием. Все достигается исключительно
наслаждением. Но страдания нужны для осознания того, где нас обманывает  майя,  устранения  неведение, чтобы поток наслаждения не делился,
не сталкивался лбами, а шел единым порывом.

Вот примерно принцип, который используется в
йоге Шри Видьи. Когда вы, например, решили хорошо покушать, насладиться
художественным произведением и др. во всех этих случаях будет наслаждение. Как
относится к нему? Тут вступает в действие механизм правильного  использования наслаждения. Если это
наслаждение использовать правильным образом – оно  поднимет, а если неправильно – закабалит.  Ответить на вопрос, как в каждом конкретном
случае использовать то или иное наслаждение, 
  нет времени. В школе Анандасвами
есть триада – йога Союза, Тантра йога, йога Влюбленности. В них детально
описано, как правильно использовать наслаждение, возникающее от того или иного
нашего проявления.

Основная идея следующая. Представьте, что вы
– космический корабль. Предстоит длительное путешествие. На пути следования
встречается массивная звезда, 
притягивающая корабль. Звезда – аналог вашего желания наслаждения. И чем
больше звезда притягивает – тем больше ускоряет движение. Достигли звезды,
насладились желанием. Дальше необходимо отключиться от этого желания. Иначе
вместо дальнейшего полета, будете вращаться вокруг первой на вашем пути звезды.
В этом и заключаются все методики, о которых меня часто спрашивают. Это
тантрические методики, включающие и сексуальные практики. Как использовать
сексуальные отношения, в которых наиболее явно и сильно выражено проявление
наслаждения, в нашем стремлении к духовности. Это отдельная, серьезная тема.
Там много нюансов, полутонов, тонкостей, т.е. майя настолько все там
завуалировала, что не всегда это объяснишь в 2 словах. Ну и чем сильны все йоги
– не рассуждением, а практикой в этом направлении. Чтобы понять следующий шаг,
необходимо физически отработать предыдущий.

Этими практиками занимаются во всех частях
мира. Аналогичные  практики есть в
тантрическом буддизме (в Тибете), в Индии. Принципы использования наслаждения в
подходе Шри Видьи – не дать поработить себя наслаждениям. Чтобы оно не стало
наручниками. В йоге Шри Видьи предлагаются самые разные методы. В частности,
один из медитативных подходов – занимаясь сексом, получаете наслаждение и
понимаете, что это не вы получаете наслаждение, а дарите свое наслаждение
богине Шри. Это их наслаждение. Это тот поток, который вы через себя
пропускаете. Но это требует многих объяснений из аксиоматики йоги. Иначе будет
мешанина, особенно когда речь идет о сексуальных отношениях.”

 

Вопрос:  Закон
кармы. Механизм смерти.”

 

Вадим Запорожцев:Все
приходящие к нам события мы чаще всего видим с одной стороны. Например, дети в
Африке голодают. Плохо. Но, с другой стороны, предыдущие поколения не сделали
ничего, чтобы изменить условия жизни. Это какая-то системная ошибка. Мы видим,
что с человеком что-то произошло, но не знаем предпосылок, вызвавших это.
Похоже на анекдот – если кто-то где-то охрип, то кто-то где-то оглох. Т.е.
видим одну и не видим другую половину происходящего. Поэтому, анализировать
конкретную ситуация можно, зная всю ситуацию в целом. Пока человек живет в
плоскости кармы – ситуация кармична – если есть следствие, значит, были
причины.

Наше отношение к ситуации тоже кармично.
Необходимо делать выводы из ситуации. Если жизнь постоянно показывает ужасные
сцены, значит, что-то хочет донести до нас. Или мы что-то не понимаем. Закон
кармы, как и жизни на уровне разума, когда человек не занимается духовными
практиками, а существует в плоскости кармы – это жизнь по законам джунглей.
Если человек не идет сам – его тащат за волосы. Не хочет  понимать – 
не надо. Но будет сталкиваться  с
ситуациями до тех пор, пока жизнь станет не в радость. По неволе начнет
задумываться.

Необходимо понимать следующее. Мы все
родились и пока живы. Наши жизненные условия – разные. Но у нас есть шанс. В
каждом из нас заложено колоссальное неиспользованное могущество. По большому
счету, все, что мы видим снаружи – порождено самим человеком. Никто не мешает
все перестроить. Мы этого не делаем. И жизнь гонит нас палкой самыми разными
способами – прямо (не работаешь – не ешь), 
косвенно. Но никто не мешает перепрыгнуть эти ситуации и переделать мир
к лучшему. Реальных препятствий этому нет, кроме собственной неготовности. Иногда
жизнь преподносить печальные примеры, чтобы поняли – терять нечего. Как мертвая
вода – не дает жизни, но лечит раны. В первую очередь лечит от неадекватного
поведения.”

 

Вопрос: “Как согласовать это с людьми, которые
просветлились, получили высшие способности, дошли до точки, из которой можно
все поменять, но не пользуются этим, довольствуясь тем, что есть?”

 

Вадим Запорожцев:Наша
жизнь – это концепция свободы. Свобода – возможность жить каждому так, как он
волеизъявляет. Людей миллиарды. Как можно заставить всех сосуществовать вместе?
Абсолют придумал прекрасную вещь – майю. Майя позволяет каждому человеку жить в
собственном мире и творить его. В своем мире можно полностью реализовать свою
свободу, не нарушая свободы других. И в тоже время, сосуществовать рядом.

Если мы понимаем высшие духовные принципы, то
начинаем ими пользоваться и выходить из 
плоскости кармы. Если человек не принимает эти понятия (карма, духовные
принципы и т.д.), он живет по тем принципам, которые придумал сам. В этом
смысле закон кармы – это не столько механизм причины и следствия, сколько
механизм жизни по придуманным для себя 
правилам.  Абсолют говорит – ты
считаешь, что в твоей вселенной нет Абсолюта?  Живи, как хочешь. Придумывай для себя правила игры.
Человек начинает придумывать. Кто-то хорошо, кто-то плохо. Плохо продуманные
правила игры закладывают будущие проблемы. Попадая в них, человек решает их и
живет дальше. Может прожить всю жизнь по своим правилам. Может выйти из своего
придуманного мира.

Вселенная выше, чем наши самые смелые
представления о ее законах, реализующих свободу. Хочешь быть несвободным во
вселенной – будешь. Хочешь быть свободным – будешь. Абсолют, как грамотный
родитель, не принуждает (за редким исключением). Он предоставляет возможность
проявиться. В этом отношении Абсолют – идеальный  родитель. 
Поэтому, один человек вертится по кругу своих законов, другой –
поднимается.”

 

Вопрос:  Влияют
ли связи прошлых воплощений человека в новом воплощении?”

 

Вадим Запорожцев:Понятие
кармы – личностное. Душа, которая умерла и где-то родилась, имеет собственную
карму. Те, кто знал эту душу, остались еще жить и оплакивают ее, – имеют свою
карму. Кармы не пересекаются, не передаются, не получаются. У каждого своя,
построенная им вселенная. Поэтому в принципе невозможно перекинуть карму.

С другой стороны, мы не знаем – когда кто
рождается, какое время проводит в промежуточном состоянии. В Тибетской Книге
Мертвых сказано – ни одно живое существо не может быть в промежуточном
состоянии между смертью и следующим рождением больше, чем 7 раз по 7 дней (т.е.
49 дней). Все законы правовых отношений в Тибете соотнесены с этим. Если
думать, поступать негативно в эти дни – душе тяжелее, если вспоминать, молиться
– легче. Потому что состояние между смертью и рождением, как утверждает книга
Мертвых и др. источники, – это невеселое место пребывания. Смерть – это
принудительное разотождествление.
Человек считает себя, по ошибке, телом и
разумом. Это привычка. При насильственном разотождествлении душа чувствует себя
дискомфортно.

В каждом из нас заложен механизм смерти. Этот
чудесный механизм человек вырабатывал не одно воплощение. Понятие смерти – это
«ноу хау» человека. Потому что смерть делает длительный и мучительный процесс
разотождествления между нашими внутренними структурами и нашим физическим телом
– быстрым. Так мы придумали сами свои законы в своей собственной вселенной –
каждый из нас придумал то, что называется смертью. Так как у нас примерно
одинаковая предыстория, то мы пользуемся приблизительно одним и тем же
принципом смерти. Так же как все пользуемся одним и тем же принципом двигателя
внутреннего сгорания при езде на автомобиле. Поэтому смерть мы придумали сами
для себя. Для чего? Для облегчения процесса разотождествления.

Механизм смерти – эволюционный механизм,
который делает процесс увядания не долгим, а 
быстрым (быстрое отделение физического тела от внутренних структур). Можно
умирать 1000 лет: 50 лет активной жизни, исчерпывающей запасы, а остальное
время – медленное, мучительное разложение.

Механизм смерти мы используем каждый день.
Например, когда засыпаем. Механизм привлечения комбинации потоков смерти такой
же, как при засыпании. 

Но процесс умирания не заканчивается
разотождествлением физического тела от внутренних структур. Есть еще тонкое и
причинное тело. Тонкое тело разваливается гораздо дольше. Самое долгое – 7 по
7. И чем дольше оно разваливается, тем хуже 
карма человека. Тем в худшие условия переродится в дальнейшем. Все это
описано в Тибетской книге Мертвых, практиках тантрического буддизма. Некоторые
практики сохранились  до наших дней –
бхова (тантрический буддизм) и другие.

Найдите учителей, лам, владеющими этими
практиками. Они больше самой  большой
редкости. Это большая редкость, чем, если бы здесь появился динозавр. Найти
такого учителя – очень хорошая карма.

Так вот, внутренние структуры тоже
разваливаются. Причем, чем дольше – тем хуже. Это состояние называется
по-разному в разных школах. У тибетцев – бардо. Смысл процесса состоит в
распадении  впечатлений, накопленных за жизнь.
Отпечаток их по цепочке передается выше – в причинное тело. Это является  семенами кармы дальнейшей жизни. Поэтому
способность быстро сменить обстановку – благо.

Отсутствие сосредоточения в медитации – вся
йога Сутра Патанджали призывает  к
достижению состояния (саньяма), когда сосредоточение стойкое. Чтобы достичь
его, необходимо:

1) соблюдать морально-этические принципы;

2) усиленно работать над собой;

3) практиковать как можно больше разных йог.

Тогда способность удерживать свое сознание на
выбранном объекте или явлении расширяется. Чем дольше удерживать, тем большего
могущества достигает йог. Это классический подход Патанджали.”

 

Вопрос:  Встреча
душ после смерти.”

 

Вадим Запорожцев:Процесс
смерти предполагает, что душа человека поднимается над уровнем времени. Душа
после смерти мечется. Мы привыкли к телу. В йоге предписано после смерти
человека – читать мантры, медитировать, думать об умершем. Душа чувствует эту
связь и ей легче. Через 49 дней по Тибетской книге мертвых душа должна где-то
воплотиться.

Йога гуманистична. Необходимо продолжать род.
Это долг предкам. Необходимо предоставлять тела для тех, кто умер. Чтобы они
вновь родились. Поэтому йоги всячески поддерживают идею рождения детей. Не у
него, так у друга. Это эгоизм – заниматься только собственным
совершенствованиям. Это  не позволит
подняться вверх. Поэтому радуйтесь новой жизни! Мы в принципе не можем
проследить – где умер, где родился. Это тайна тайн. Способность знать это есть
у человека (если его можно так уже назвать) на последней стадии духовного
развития. Поэтому помогайте всем.

Конечно, у нас общая карма. Близкие нам люди
имеют тенденцию рождаться среди наших друзей, знакомых, родственников. Поэтому
отношения должны быть гуманистическими, жизнеутверждающими.

Конечно, смерть сурова. Это суровая задача.
Йога сверхлогична. Мы с вами на уровне логики, разума. Вопрос жизни и смерти не
поддается разуму. Разум пасует перед этими вопросами. Он не в состоянии
ответить на них в принципе. Он не способен. Все мы должны оттачивать разум до
совершенства, но помнить – разум иногда дает сбой. Поэтому многие из моих
друзей и знакомых, когда у них умирали родные и близкие – веселились. Потому
что душе и так плохо. А тут еще плачь, стенания родных и близких. Душа все
видит, слышит. Пока не развалилось тонкое тело, способности обостряются
чрезвычайно. И приближаются в этом смысле к сверхспособностям йогина. Мы все
переживаем это в  моменты рождения и
смерти. И человек может в этом состоянии в тонком теле мгновенно перемещаться
на любое расстояние, видеть или слышать на любом расстоянии. И что же видит
душа? Мало что ей и так плохо, так еще стенания и плачь. Наоборот, нужно
жизнеутверждающее порадоваться. Человек 
прошел свой путь. Во всяком случае, своим положительным отношением
поможете больше, чем стенанием, воплями, криками. Ему и так плохо.

Конечно же, необходимо думать о будущем. Не у
вас дети, так у ваших знакомых. В конце концов – какая  разница? Сейчас начали в нашем государстве
задумываться о проблеме демографии, которая больше, чем все остальные проблемы.
Кто здесь будет рождаться? Какие души? А если сами умрете? Где рождаться будем?
В Африке, или среди людоедов? Действительно, не будете давать возможность телам
рождаться  здесь, будете рождаться, где
попало. 49 дней – хочешь, не хочешь – рождайся.

Тема святая, сакральная, вызывающая много
споров. Когда кто-то начинает говорить о том, что достижение духовных высот
возможно только, если соблюдать правила: не касаться женщин, заниматься
практиками. Понятно, у каждого своя карма. У каждого своя дхарма. У кого-то так
складывается – и хорошо. У кого-то по-другому – тоже хорошо. Но, как бы не
сложилось, уважение к детям (своим, чужим), внимание, почет – обязательны. Не
известно еще, где сами рождаться будем.” 

 

Вопрос:Методы невовлечения.”

 

Вадим Запорожцев:Самое
главное – не обманывать самого себя. При подготовке нами преподавателей йоги,
первый принцип, который нужен для преподавателя йоги – перестать обманывать
самих себя. Иногда мы обманываем себя, говоря, что не вовлекаемся. На самом
деле – вовлечены. Иногда эти внутренние игры служат дурную службу.

Одни из методов невовлечения – крия йога.
Прекрасная йога. Делаете повторяющиеся движения.

Сначала разотождествляемся с физическим телом.
Как бы наблюдаете за ним.

Затем разотождествляемся со своими эмоциями,
переживаниями.

И так далее.

Метод невовлечения не так просто осуществить.
Иногда проще делать физическое, чтобы осуществить ментальное. Если вспомнить
семинар по карма йоге – говорилось, что необходимо работать честно. Если вы
работаете честно, несмотря на всех, 
каждая шестеренка внутри вас начинает вращаться все быстрее. Вы
становитесь все более эффективным, полезным. И, самое главное, что в какой-то
момент понимаете, что вы вроде работаете и в тот же самый момент свободны. Вы
наблюдаете за самим собой, который работает. Рука пишет, мозги соображают, тело
двигается, язык говорит, причем по делу, эффективно. А вы в это время над этим
всем и за этим наблюдаете. Поэтому можно невовлечение  осуществить через карма йогу. Где бы вы ни работали,
ни учились, если есть деятельность, в которую вы вовлечены – это прекрасный
полигон. Чем просто сидеть медитировать, наблюдая за эфемерными ощущениями (то
есть, то исчезли). Через физическую деятельность осуществить невовлечение легче
т.к. вы подкрепляете ментальную деятельность 
– физической. И гораздо легче сосредоточиться и осуществить процесс.

Поэтому, вперед, друзья! Подкрепляем.

Встречаю людей, которые говорят – я
медитирую, познаю свою самость. Есть, конечно, люди, для которых это работает.
Но эти люди часто проваливаются в тамас, оболочку еще более тонкого неведения.
Чем славен наш физический, реальный мир?   То, что сделано на физическом уровне – остается.
Т.е. происходит фиксация на физическом уровне всех ментальных процессов.
Поэтому рождение на физическом уровне считается приоритетнее рождения на уровне
богов.

Родиться можно не только на Земле. Можно
родиться в  так называемом мире богов. А
если дурная карма – в аду. Это миры с нестабильной конструкцией. Но это
отдельная тема. Так вот,  рождение на
уровне физического тела самое предпочтительное. Поэтому, кто мешает с
завтрашнего дня воплотить в железо, камень, металл ваши представления о том,
как должен быть устроен мир? Никто не мешает, кроме вас самих. Никто. Виноваты
мы сами. Почему мы это делаем? Я не знаю.

Но, на самом деле, знаю. Это майя. Майя
действует так, что мы не можем представить, что может быть по-другому.”

 

Вопрос:Второй принцип йоги.”

 

Вадим Запорожцев:Серьезная
и больная тема для меня.

Это широкий принцип. Это не только
просветление. Цель – шире. Например, я хочу стать миллиардером. Для этого мне
нужно устроиться в престижную фирму, провести несколько крупных  сделок, придумать ноу-хау. Т.е. в данном
случае, цель – миллиарды. Есть ступеньки, ведущие к цели, которые я должен
последовательно проходить, чтобы достичь ее.  Все, что не ведет к данной цели – отметается.

Этот принцип соблюдается и в  распространении йоги, и во взаимоотношениях. Приходят
люди учиться на преподавателей йоги. Я сразу всех предупреждаю – будет трудно.
Почему? Потому что в противном случае, я нарушаю 2-рой принцип йоги. Вы все
хорошие люди, у вас есть личная жизнь. Я понимаю. У вас инсинуации – хочется
просветлиться. Мне все равно. Мне нужно йогу двигать. Если вы не будете
работать в этом направлении, мне все равно – просветлитесь ли вы как эгоисты.
Мне важно – насколько йога пойдет в человечество.

Многие не понимают, почему так сурово. Потому
что есть 2-рой принцип, который никто не отменял в йоге. Иначе получается, мы
будем тратить время, силы на человека, который то ли понесет, то ли не понесет
традиции йоги. Время будет потрачено впустую. Поэтому, с одной стороны, вроде
мы должны быть толерантными, мягкими (не удобно обидеть), но это пагубная
дорога. Если тобой будут все довольны, ты ничего не сделаешь. А  довольны тобой  все не будут. Поэтому, если выбираем линию
поведения – придерживаемся ее. Наши друзья говорят – почему ты занимаешься тем,
а не этим? Но это не задача друзей, достигать целей, поставленных вами. 

Тем более, если своей целью выбрано
просветление, должно быть все жестко. Просветление – это сверхзадача. Мы до
конца даже понять не можем, что  это
такое.

Для меня есть критерий. Приходит человек,
желающий стать преподавателем йоги. Я смотрю на то, как он работает. Потому
что, если у него в этой, или предыдущей жизни был привкус свободы – он очень
много работает. Потому что он знает этот вкус и стремится к нему. Человек,
который не делает ничего, не имел такого опыта. Потому что если  бы был  – он бы работал. Это сложная тема.

Есть люди, которые не могут точно определить
свои цели. Тогда нужно начинать с реального.” 

 

Вопрос:Как не потерять свою цель?”

 

Вадим Запорожцев:Это
вопрос привычки. Если мы долго о чем-то думаем (о своей цели), то сначала
иногда забываем (на секунду). Но потом это становится частью нас – мы ложимся
спать, просыпаемся, во сне нам снится достижение цели.

Человек, который стремится к просветлению,
для окружающих очень часто предстает в неадекватном виде. Но такой человек
выходит на уровень сверхлогичности. А сверхлогичность иногда неотличима от шизофрении.
Поэтому не нам их судить. Эти люди ведут свой образ жизни.

 Когда-то Рама Кришну обвинили в безумстве. На
что он изящно ответил – да, я безумец. Но
весь мир сошел с ума
. Только вы без
ума от власти, денег. Я – от Высшего. Мы все безумцы. Но я считаю мое безумие
лучше.

Безумные ученые, работающие над научной
проблемой –  люди не от мира сего (на
ходу обдумывают проблемы, не едят, не спят и т.д.). Бизнесмен, одержимый идеей
своего бизнеса – тоже превращается в параноика. Но именно такие люди достигают
результата.

 

Вопрос: “Не создается ли при этом дурная карма. Ведь
нужно растить детей, воспитывать их?”

 

Вадим Запорожцев:Это
сложный вопрос. Бывает по-разному. У одного моего товарища выросшие дети
спросили  – оставил ли ты нам наследство?
Вопрос был не в том, сколько  времени он
уделял их воспитанию. А в оставленных материальных ценностях. В этом смысле
карма у всех своя. У детей карма своя. Обижаться на отца нельзя – у него своя
карма. Здесь принцип – сделать от себя все возможное, в разумных пределах.

В войну выросло целое поколение безотцовщины.
Многие личностные, межличностные проблемы женщин в наше время – порождение
этой  ситуации. Потому что бабушки не знали,
как общаться с мужчинами. Они просто жили без мужчин. Как они могли передать
знания, которых не имели, другому поколению? А 
на пустом месте всегда возникают завышенные требования.”

 

Вопрос:  Йога
 и  религия.”

 

Вадим Запорожцев:Есть  области, куда мы не лезем. Внутри каждой
религии  много разных людей, которые  имеют диаметрально противоположные взгляды на
самые разные вопросы. Есть общее правило, пришедшее из Индии – мы никогда не
лезем в науку, религию, медицину.

Религия – личное дело каждого. Если вам
открылось – прекрасно. Абсолют един. Кому-то открылся как Спаситель человечества,
кому-то как Отец небесный, еще как-то. Иногда это вопрос денег, иногда –
внутренних противоречий. Я ловлю себя на мысли, что это не мое дело. Это не
имеет отношения к йоге.

Если рассматривать Россию, то в ней
представлены многие  религии (христианство,
мусульманство, буддизм). Разбираться в этом – кого-то обидеть. Обидеть кого-то
меньше всего хочется. Я знаю прекрасных последователей религии. Занимаются
благотворительностью. Их деятельность идет на благо общества. Если это есть –
значит Абсолюту это нужно.

Это же касается межнациональных отношений. Кто
должен жить в России? Отвечу словами из Библии –
«..каждой паре – по паре». Потому что в чистом виде система неустойчива.
Обязательно должна быть примесь всего понемногу. Тогда система суперустойчива. Один
товарищ говорил – это как сталь сварить. Чистое железо – мягкое, с
примесями  – твердое. Так же и
государство. Всего должно быть понемногу. Тогда это прочная система. Так же и с
религиями.  Я считаю, что прекрасные люди
есть в любой религии. Мне с ними нечего делить. Есть, конечно, ярые
националисты. Но, чаще всего, у таких людей есть собственные проблемы. Есть
целое поколение людей (40-60гг) – атеисты. Они непримиримы к любой религии. Это
и сильная и слабая сторона атеизма одновременно.  Эти люди  заслуживают уважения. Они сделали очень много
для страны. А им говорят – попадешь в ад, раз не веришь. Несправедливо. Как
только начинаешь касаться темы религии, обязательно кто-нибудь обидеться. Поэтому
есть прекрасный выход – не касаться.

Религиозная рознь в нашей стране, в отличие
от Индии, не доходила до чудовищных размеров. В Индии же, как результат
религиозных конфликтов, выработалась полнейшая толерантность. Раньше Индию
называли страной 300 млн.  богов. Сейчас
богов значительно больше – около 1 млрд. Значит, это страна миллиарда богов.
Там у каждого личное представление о высшем. Причем, у отца может быть  одно, у сына – другое, у матери – третье. …
Все прекрасно живут. Потому что долгие, кровавые, религиозные войны научили
терпимости. Это единственный способ сосуществования. У греков, римлян были
выработаны  прекрасные принципы
демократии. Или ведение бизнеса в Америке – более 10 лет они оттачивали ведение
бизнеса с фондовыми рынками, банками. То, чему нужно нам учиться. Мы должны
быть хорошими учениками и перенимать лучшее, а не худшее. Зачем нам религиозные
войны? Начнется резня. Кому от этого хорошо?

Самое обидное (я общаюсь с людьми разных
концессий), что чем глубже  человек
разбирается и знает религию, тем меньше в нем нетерпимости. И наоборот, чем меньше
человек разбирается в религии, тем больше в нем агрессии по отношению к другим
религиозным течениям. Словно он за счет этого решает свои проблемы, прикрываясь
религией как щитом.

Йога не лезет во все это. Это личное дело
каждого.”

 

Друзья, давайте завершим лекцию небольшой
медитацией.

Но, еще раз, призываю Вас,    не
причиняйте вреда ни одному живому существу без крайней на то необходимости. А
если никак,  то поступайте так, как велит
Вам ваш долг.

Не разбрасывайтесь временем. Сегодня мы живы.
А где мы завтра? Чем отличается смерть от йогического выхода? Смерть – это
принудительное разотождествление с телом. А йогический выход – всегда по
желанию йогина. Хочет йогин – сбросит тело, хочет – снова оденет. Это очень
любопытная  сверхспособность.

17. Ключевые слова:

18. Контрольные вопросы.

Составитель:

19. Ответы на контрольные вопросы.

Составитель:

20. Ссылки на тексты с похожими тематиками:

21. Глоссарий.

Поделиться Открытой Йогой:

Добавить комментарий