2008.02.23.Необходимость учителя в йоге. Нейтрализация кармы. Энергия кундалини. (Вадим Запорожцев).

1. Название лекции:

Необходимость Учителя в Йоге.Нейтрализация Кармы.Энергия Кундалини.

Память с точки зрения йоги. Нейтрализация кармы. Энергия кундалини. Мир Богов. Для чего нужна эволюция. Как влияет на нас то, что мы едим. Визуализация и ментальное конструирование. Триада. Ключи знания. Необходимость учителя в йоге.

2. Автор: Вадим Запорожцев

 

3. Фото автора:

alt

4. Краткое описание: Что такое память с точки зрения йоги?  Отпечатки (самскары) бывают двух видов: полезные и вредные. Что означает “сжечь карму”? Вопрос про Кундалини Йогу. Вселенная может существовать в разных способах реализации, проявления жизни. Есть проявление жизни через грубую материю. Есть проявление жизни в каких-то более тонких планах. В йоге считается самым лучшим рождением, это рождением в материальном мире. Смысл бытия? Для чего вообще был создан этот мир? Для чего нужна эволюция с точки зрения йоги, если мы вначале вышли из Абсолюта и в конце к нему вернемся? Как еда влияет на человека? Визуализация себя в каком-то образе и ментальное конструирование, в чем принципиальная разница технически? Как надо общаться со своей девушкой юноше, который изучает Йогу Влюбленности? Противоречит ли идея брахмачарьи Тантра Йоге? Понятие ключей в различных школах передачи знания, трактовки древних тестов, письменности? Какова необходимость учителя в йоге? Противоречит ли служение в вооруженных силах йоге?

5. Дата и место чтения лекции:

2008.02.23 Культурный центр «Просветление».

 

6. Аудио, видео и текст лекции принадлежат: Открытому Йога Университету в городе Москве (Школа йоги традиции Анандасвами). Вы имеете полное право копировать, тиражировать и распространять материалы этого сайта, желательно делайте ссылку на наш сайт www.openyoga.ru.

7. Текст напечатал: Чиканов Сергей

8. Текст отредактировал: Чиканов Сергей

9. Рисунки:

10. Фото:

11. Сайты: www.openyoga.ru, www.yogacenter.ru, www.happyoga.narod.ru.

 

12. Где бесплатно скачать текстовый файл:


13. Где бесплатно скачать аудио файл лекции:


Нажмите здесь чтобы скачать аудио:

32кб/с,2008_02_23_lec_kcp_vopros_otvet_web.MP3 размер 20,9 МБ

128кб/с,2008_02_23_lec_kcp_vopros_otvet.MP3 размер 83,7 МБ

14. Где бесплатно скачать видео файлы лекции:

Нажмите здесь чтобы скачать видео: 

 FLV,2008_02_23_lec_kcp_neobhodimost_uchitelya_energiya_kundalini.flv

15. Нажмите кнопку play (►), чтобы слушать или смотреть лекцию на этой странице, (׀׀) – пауза.

 Аудио:

   Видео:

16. Основной текст лекции.

Медитация.

Просматриваем сове тело и расслабляем его. Просмотрим свое лицо и также постараемся его расслабить.

 

И теперь вспоминаем самый главный принцип йоги: не причинения вреда ни одному живому существу без крайней на то необходимости. Этот принцип призывает нас избегать причинять вред всем живым существам. Если же такой возможности нет, то поступать так, как велит наш долг. Осознаем и запоминаем этот принцип. Это фундаментальный принцип любой йоги. Без него мы дальше не продвинемся.

 

Вспоминаем другой принцип, не менее важный. Это не разбрасываться по мелочам, а направлять все свои силы на достижение выбранных целей. Иначе очень легко заблудиться в этом мире иллюзии. Миллион самых неотложных дел, уводящих в сторону. Поэтому прежде чем ввязаться в очередную активность, спрашиваем себя, насколько она ведет нас к нашей цели и если не ведет, то отбрасываем эту активность.

 

Наконец, вспоминаем, что самый надежный фундамент для практики йоги, так же как и для жизни, это когда все вокруг счастливы, поэтому вспоминаем, как выглядит цветок лотоса. И видим цветок лотоса внутри себя, в центре совей груди – красивый святящейся лотос. И про себя повторяем: «Да будут все живые существа счастливы!». Медитируем, как пожелание это в виде волны света распространяется во всех направлениях. И желаем счастья всем тем, кого мы любим, все тем, кто любит нас, где бы они ни находились. Пусть все у них будет хорошо. Пусть они будут защищены силой нашей мысли. Мы второй раз повторяем про себя эту фразу: «Да будут все живые существа счастливы!». И медитируем, как это пожелание в виде волны света выходит из центра нашей груди и распространяется во всех направлениях. И желаем счастья всем тем, кого мы не знаем, всем тем, кто не знает нас. И, наконец, в третий раз повторяем эту фразу: «Да будут все живые существа счастливы!». И медитируем, как это пожелание в виде волны света распространяется из центра нашей груди во всех направлениях. И желаем счастья всем своим врагам: скрытым и явным. Всем завистникам, недоброжелателям. Все они желают нам несчастья, мы же желаем им счастья. Медитируем, как это пожелание проходит по самым темным и страшным уголкам нашей вселенной. И везде, где бы оно ни встретило такое живое существо, пусть наше пожелание изменит ситуацию к лучшему, а мы развяжем узелки своей негативной кармы.

 

И теперь свое внимание возвращаем в наш зал. Открываем глаза, приходим в себя.

 

Вопросы-ответы.

 

Итак, сегодня 23 февраля 2008 года. Меня зовут Вадим Запорожцев. Мы находимся в Культурном центре «Просветление» возле метро «Новослободская» в городе Москве. И разбираем с вами все вопросы, связанные с теорией и практикой йоги. Если вас заинтересует эта тема, приглашаем вас на семинары, занятия по йоге. Также, если у кого-то есть какие-то видео, аудио записывающие устройства – смело их выставляйте, записывайте. Все, что здесь сегодня услышите, можете смело копировать, распространять, извлекать из этого коммерческую прибыль. В общем, что хотите, то и делайте. Пойдем мы сегодня по нашей обычной схеме. Сперва ваши вопросы, а затем там видно будет. Итак, начинаем с ваших вопросов, если они есть.

 

Вопрос: «На прошлом занятии я спрашивал на счет времени, с точки зрения сознания и энергии. А как можно интерпретировать память с точки зрения сознания и энергии? Почему со временем мы забываем какие-то события, действия и т.д. Мы как бы извлекаем свою энергию из этих событий и как только они уже готовы к тому, чтобы уже исчезнуть из нас полностью, они опять всплывают, пытаются укрепиться. Можно об этом немножко?»

 

Вадим Запорожцев: «Ну, я так понял, вопрос сводиться к функционированию памяти. Что такое память с точки зрения йоги? Это достаточно серьезная тема, не такая очевидная. Во-первых, можно рассмотреть весь наш мир как непрерывную череду сменяющихся событий, каких-то явлений, которые как-то проходят, проистекают. И каждое явление за собой оставляет определенный отпечаток.

 

Вот утром снег выпал, утром кто-то прошел, вы идете следом за ним, видите следы. И вы можете по этим следам определить, кто прошел, если вы там следопыт. Вот точно также, все, что вы видите вокруг – это не само  по себе, а многочисленные следы предыдущих каких-то явлений.

 

Ну, даже, допустим, современная наука нам говорит, что все вещество, из которого построена наша Земля и мы с вами, ну, т.е. это тяжелые элементы, уже когда-то были в недрах гигантских звезд, где были получены вот эти все элементы: углерод, азот и вся таблица Менделеева. Т.е. вся материя, которая до нас даже дошла, вот сейчас здесь, она не сама по себе возникла. Она не возникла в том виде, в котором она сейчас уже есть. Она прошла череду изменений. И в этом смысле любой объект или любое явление во вселенной, оно, самим фактом своего существования, несет отпечаток. Несет опечаток предыдущих событий.

 

Это, кстати, вот вы задаете вопрос очень, как ни странно, он близок к вопросу кармы. Вот что такое карма? Так вот, любой объект или явления во вселенной они не сами по себе, они прошли цепочку трансформации, прежде чем предстали перед нами в том виде, в котором они есть.

 

У нашего «Я» есть такая способность, она называется сознание. И вот те из вас, кто уже так достаточно серьезно взялся за йогу, они знают, что у сознания есть такое свойство. Что если сознание удерживать на объекте или явлении достаточно продолжительное время, а в простонародии это называется состояние Самадхи, то любой объект или явление, на которое таким образом направлено сознание, полностью показывает, т.е. выворачивает себя наизнанку. И йогин может определить всю цепочку событий или явлений, которые происходили с объектом до того, как он, допустим, попал к нему в руки. Грубо говоря, берете чашку или берете какую-нибудь там безделушку или кусок булыжника на мостовой поднимаете, и если вы сосредотачиваете свое сознание, т.е. ваше сознание перестает прыгать, становиться однонаправленным и удерживается достаточно длительное время на этом объекте, то вы полностью, как говорится, вычерпываете всю информацию об этом объекте. Т.е. вы знаете, откуда этот булыжник принесли, какая была его предыстория и т.д. и т.п. Причем в идеале до момента самого возникновения времени.

 

И в этом смысле, если мы понимаем под памятью именно это свойство – воспроизводить какую-то информацию о каких-то событиях и явлениях, которые были до этого. То этот механизм памяти он универсален. Еще раз, любая пылинка вокруг вас в этом смысле носитель, кладезь своей предысторией.

 

Теперь что касается человека и как у него реализован этот механизм памяти. Это отдельная тема, я сейчас не хочу на этой лекции касаться. Для того чтобы коснуться этой темы надо достаточно подробно изучить как мы с вами устроены. Не все так просто, часть знаний потеряна, не дошла до нас, а те небольшие ошметки, которые с этим оперируют, они плохо понимаются, некоторые тексты не переведены, некоторые тексты переведены неправильно, некоторые интерпретируются неправильно, т.е. такая, в общем, плохая ситуация. Я об этом постоянно говорю, практически на каждой лекции по йоге. Йога исчезает. И с каждым днем ее становится все меньше, даже из тех крупиц, что до нас дошли, они не востребованы.

 

Так вот, получается, что память, она присутствует везде, всегда и в любом объекте или явлении. Вопрос именно нашего сознания, чтобы сфокусироваться на этом объекте или явлении. И, опять же, отсылаю вас к Йога Сутрам Патанджали. Сознание наше обладает такой способностью – прыгать с одной темы на другую. Реализовано это через устройство нашего разума, который как бы из трех основных агрегатов состоит: манас, буддхи и читта.  Так вот, прожектор нашего сознания скользит, прыгает с одной мыслеформы на другую и долго удержаться не может на мыслеформе, поэтому мы с вами не обладаем этой способностью. Т.е. вот мы смотрим на булыжник, нам кажется, что вот мы на него смотрим также как и йогин, который впал в Самадхи. Но при этом у нас в голове успевает, не заметно для нас, проскочить миллиард мыслей. Миллиард раз наше сознание металось по совершенно другим направлениям, и только лишь маленькая часть была сфокусирована на этот булыжник.

 

Знаете, у меня один товарищ был. Вот он мне как-то объяснял. Да я собственно и сам-то, в общем-то, как говориться, в курсе этих событий. Как устроен компьютер современный. Компьютер –  это такая достаточно тупая вещь, которая очень быстро делает простые операции. А когда она делает их очень быстро, создается иллюзия, что там какой-то процесс идет умный. Каждую миллиардную или десятимиллиардную, какую-то миллиардную долю секунды компьютер обрабатывает то, что поступило с клавиатуры, с мышки, ну, вот когда мы работаем за компьютером, т.е. он опрашивает по очереди все-все-все, но так как он делает это очень быстро, создается иллюзия, что он одновременно воспринимает все. На самом деле это не так. Он делает все последовательно, но так как это последовательность быстро бегает, создается ощущение непрерывности, одновременности.

 

И также в этом смысле устроен и человек. Во всяком случае, часть процессов внутри человека протекает именно по таким процессам. Еще раз, устройство человеческого тела очень серьезное, очень сложное. Но в том числе есть и такой процесс, связанный с нашим сознанием. Наше сознание быстренько пробегает по огромному количеству самых разнонаправленных мыслей, эмоций, чувств и т.д. и т.п. Но делает это настолько быстро, что мы этого практически не замечаем. Но в то же самое время оно рассеивается, размазывается. Если же оно сосредоточено на одном, то, еще раз, это свойство, заложенное в наше сознание – выворачивать наизнанку или получать полностью все знания, связанные с объектом или явлением, полностью. Ну, иногда задают вопрос: «А чего это такая способность у сознания, откуда она взялась?». А это, что называется, господа, от нашего с вами прародителя, от самого Абсолюта. Т.е. у Абсолюта, Высшего принципа, сотворившего вселенную, есть такое свойство – всезнание. Мы по наследству унаследовали от него именно это свойство. Но пользоваться как следует не научились им. Точнее пользуемся мы только лишь отчасти.

 

Так вот, возвращаемся мы к памяти. Любой объект или явление, в этом смысле, проходя по структурам нашего тела, оставляет отпечатки, самскары. Еще раз, как вы выходите утром. Снежок везде и следы. Потом еще следы, потом еще следы. И вот точно также поверхность нашего разума, в этом смысле, испещрена следами. Более того  не только поверхность нашего разума испещрена следами, но еще также и внутренние структуры. Знаете, как побитая собака помнит своей шкурой отпечатки палки, т.е. она даже не разумом, а она своим телом понимает. Вот точно также некая такая память, она хранится во всех наших структурах, во всех. И вопрос памяти, это вопрос как следопыты, воспроизвести по следам, что там было до этого. Вот если очень коротко отвечать на этот вопрос.»

 

Вопрос: «А йогические наработки, практики, это получается тоже отпечатки?»

 

Вадим Запорожцев: «Безусловно. Но в отличие от других самскар, других отпечатков, как бы, с точки зрения йоги, отпечатки все бывают двух видов: полезные и вредные. Вредные отпечатки – это отпечатки, которые, вот мы и так в неведении в майе, мы и так как котята барахтаемся в этом мире, совершенно не понимая, что происходит, кто мы такие, откуда мы взялись, куда мы идем, зачем нам это все? Или частично что-то себе понимаем. Так вот, есть отпечатки, которые нас еще дальше уводят в эти дебри, в эти джунгли. А есть отпечатки, которые в силу разных причин помогают выйти из этих дебрей. Но, опять же, механизм реализации, он требует отдельных пояснений, еще раз, не все так просто, не все так однозначно.

 

Но, по большому счету, а в чем принципиальная разница? Забиваете ли вы молотком гвоздь или стоите на голове в позе йоговской? С точки зрения и там задействовано тело, и тут задействовано тело. Будете долго гвозди набивать – войдет в привычку. Будете как такой заправский плотник. Он бутылку водки выпивает, сам на ногах еле стоит, а рука бат-с, бат-с, гвоздь за гвоздем вгоняет как надо. Почему? Потому что это уже настолько у него отпечаталось, отложилось, что мы говорим, это все на автопилоте идет. А с другой стороны йогин, который по привычке каждый день стоит на голове, собственно говоря, тоже физическое действие. Но одно физическое действие не предполагает того, что мы выйдем на какой-то высокий уровень, а йоговское физическое действие предполагает. Почему? Это отдельная серьезная тема. Это тема воли. У нас курсы для преподавателей, сейчас мы как раз очень плотненько занялись этой темой, очень серьезной темой, волей. Что же отличает обычное физическое действие: гимнастику, зарядку, акробатов показывают по телевизору, от йоги? Кто-то считает, что надо научиться гнуться. Ну, гнуться, действительно, хорошо бы научиться. Но вопрос йоги не сводится к растяжке. Вопрос йоги гораздо более серьезный. Но с точки зрения самскар – да, это абсолютно правильно, это равноценные вещи.»

 

Вопрос: «А какие наиболее эффективные основные методики по “сжиганию кармы”?»

 

Вадим Запорожцев: «Кстати, у нас завтра будет семинар по карма йоге, приглашаю вас, мы коснемся этой темы. Более уже серьезно и со всех сторон. Давайте с вами разберемся сперва, что такое есть карма. Во-вторых, разберемся, что мы подразумеваем под словом “сжечь карму”? Понимаете, это все достаточно образные выражения. Что значит сжечь карму? Вот я могу бумажку сжечь, могу сжечь что-то то, что горит. Значит, выходит, что карма может гореть? Ну, понятно, что нет, понятно, что это образ речи всего лишь – “сжечь карму”. Поэтому более корректно было бы сказать не “сжечь карму”, а выйти из-под действия кармы.»

 

Вопрос: «Есть некое трех лепестковое фиолетовое пламя, насколько я знаю.»

 

Вадим Запорожцев: «Ой, нет, таких подробностей я не в курсе. А откуда у вас такие источники?»

 

Вопрос: «Агни йога.»

 

Вадим Запорожцев: «Ну, вот видите, к сожалению, я должен так сказать, посыпать голову пеплом и признаться в своей полной не компетентности, я не знаю других йог, кроме нашей. Т.е. к сожалению, у меня нет ни времени, ни возможности изучить их. Поэтому интерпретировать другие учения я не могу. Может быть, в этом есть очень серьезный глубокий смысл, но там своя система, как бы, знаков и образов. В каждой школе есть свои какие-то знаки, образы. Обычно они связаны с мифологией какой-то древней. Ну, это все понятно, допустим, если бы йога сохранилась у нас на Руси, у нас бы был главный герой, наверное, Иванушка Дурачок с Василисой Прекрасной. Т.е. в любой системе есть какие-то общие термины, общие для всех понятийные такие моменты, с помощью которых излагается то или иное учение. Но так как я не знаю этой системы, поэтому я ничего сказать не могу.

 

Что же касается нейтрализации кармы… Не нейтрализации, а выхода из-под действия кармы. Это серьезный вопрос. Вот, еще раз, завтра по этой теме у нас будет семинар по Карма йоге. Это серьезная тема. Не так там все просто, не так там все однозначно. В том плане, что сперва надо понимать, что ты делаешь. Потому что иногда люди под словом карма понимают что-то такое ужасное, страшное от чего надо быстрее избавляться. Чем быстрее, тем лучше, а то будет плохо. Но карма делится на две части. Первая – позитивная карма. Другая – негативная карма. И если так быстро отвечать на этот вопрос. Методика йоги сводится к тому, чтобы сперва на первых ранних стадиях заменить негативную карму позитивной кармой, а на второй стадии отказаться и от позитивной кармы. И таким образом выйти вне поля действия кармы или стать свободными.»

 

Вопрос: «Вопрос о самскарах. Когда-то давно в материалах был поднят вопрос, что при подъеме энергии кундалини в Кундалини Йоге, она растворяет все самскары, проходя по пути. Т.е. получается йоги, которые там в Индии где-нибудь сидят в состоянии полутрупа, они получается разрушали и все свои йогические наработки?»

 

Вадим Запорожцев: «Ой, вы знаете, вы серьезный  вопрос задаете. Это такая тема достаточно деликатная. Потому что, вот знаете, мы западные люди, у нас все очень просто и четко. Вот делай раз, делай два, делай три. Вот если он лежит там без сознания, значит, кундалини поднялась. Ну, даже если поднялась, то там же тоже есть нюансы этого процесса. А если даже не кундалини поднялась, а ее эманация поднялась. Ну, т.е. обычно это изображают в виде протуберанца. Вот на солнце взрыв такой и отделился протуберанец и полетел. Тоже на самом деле не для слабонервных переживание, когда человек начинает это практиковать. Поэтому вот так сказать за всех мы не можем. Почему? Надо как бы влезть в шкуру йогина и понять до какой степени он реализовал осуществление той или иной практики.»

 

Вопрос: «Я просто имел в виду, кундалини противоречит занятием йоги? Ведь она разрушает весь последовательный процесс продвижения.»

 

Вадим Запорожцев: «Вот еще раз, и еще раз, давайте начнем с того, что когда вы слышите слово кундалини, когда вы слышите слово чакры, когда вы слышите каналы и центры, знайте, что это все знание пришло из Тантр. Йога в том виде, в котором она сейчас распространилась по всему западу, была сохранена только лишь, что называется, в лоне Тантры. Потом по ряду причин, оно как бы отпочковалось от Тантры и стало, вот сейчас мы называем йога – это йога, а Тантра – это Тантра. На самом деле это достаточно смешное деление. До нас не дошло традиций йоги, не прошедших через Тантру в этом смысле. Поэтому с точки зрения логики там все очень-очень четко. Ничего там ничему не противоречит. Но дело в том, чтобы если по-настоящему научиться использовать энергию кундалини, это достаточно серьезный инструмент в руках йогина.

 

Вот представьте, вам поручили пилить дерево. Вы его пилите-пилите, пилите-пилите – вы его все равно спилите, но уйдет много времени и много сил. А теперь представьте, кто-то принес вам бензопилу. Раз, дернул, и все, и дерево упало. Вот в этом смысле практики Кундалини йоги, они… (есть такое понятие энерговооруженность производства – это как много энергии используется, потребляется, т.е. это некий такой показатель). Так вот, точно также и в йоге. Просто все те же самые процессы, которые идут у йога просто так, а если он задействует энергию кундалини, они начинают во много раз быстрее идти. И что здесь самое важное понять? Что нет возможности перепрыгивать через ступеньки, но только эти ступеньки сменяют одна другую настолько быстро, что даже не заметно, что это были ступеньки.

 

Поэтому никакого противоречия, с точки зрения глубокой теории, аксиоматики йоги, йоговских знаний, общей философии не только лишь нет, а более того, как раз и многие обычные йоговские практики можно объяснить только лишь, исходя из понимания как устроено наше тело. Исходя из того знания, что в основании нашего тела есть соответственно энергия наша, а в макушке головы максимальное место, где проявляется наше сознание. И это знание того, как мы с вами пришли в этот мир, процесс рождения и т.д. и т.п. Т.е. противоречий нет никаких. Другое дело, для того чтобы ясно проследить эту цепочку логическую, надо достаточно хорошо знать аксиоматику йоги во всех ее подробностях, тогда не возникает никаких логических противоречий. Хотя в то же самое время, еще раз, хотя я апеллирую к логике, но такие понятия как кундалини, оно в этом смысле понятие сверхлогичное. Но это сврехлогика, которая нам иногда кажется нелогичной, она не противоречит логике.»

 

Вопрос: «Я читал, что годы, которые идут на земле у людей и годы, которые идут у богов, как то там все очень не понятно, очень большие разницы. Как-то можно это по-простому объяснить?»

 

Вадим Запорожцев: «Ну, опять  же, вот из каких источников? Вот вы берете боги. Кто такие боги? Кого вы имеете в виду? Из какой системы? Из системы мифов – это одно. Ну, допустим, в той же Индии какой-то один пантеон богов. В Древней Греции – другой пантеон богов. Хотя тоже там самые разные. Понимаете, вот здесь, опять же, несколько терминологический такой момент, кого понимать под богами?»

 

Вопрос: «Кришну.»

 

Вадим Запорожцев: «Нет, Кришна на самом деле, я, опять же, прошу прощения, если есть здесь кришнаиты, я не совсем сведущ в том, чем занимается сознание Кришны. Но насколько я себе могу представить, Кришна в этом смысле эквивалент Абсолюта, т.е. не один из многих богов, а он в этом смысле проявление Абсолюта. Ну, вот Абсолют решил поиграть, взял, превратился в человеческую форму, решил здесь побродить по земле, посмотреть, как мы с вами здесь живем. Поэтому его нельзя вот так вот отнести к многочисленным богам, с точки зрения, богам второстепенного уровня. Поэтому трудно здесь что-то сказать, кого мы имеем в виду. Конечно же, есть всякого рода учения, т.е. есть такая интерпретация, что помимо нашего мира земного, вселенная может существовать в разных способах реализации, проявления жизни. Вот у нас через материю через грубую. Где-то, в каких-то более тонких планах. И что если, допустим, у живого существа достаточно положительная карма, то он может родиться вот в этом мире, так называемом мире богов. Это достаточно веселое место, где там боги живут тысячами лет, полностью наслаждаются, радуются всеми возможными и не возможными утехами. Но они также смертны и прибывают там только лишь до тех пор, пока потенциал положительной кармы не заканчивается, после этого они опять должны будут родиться на земле среди живых существ земных. Поэтому, ну, много есть всяких таких моментов. Они красивые, они такие захватывающие, это мир богов или мир ада. Более того, где-нибудь, в каких-нибудь учениях еще классификация ада. Ад аду рознь. Т.е. там еще есть иерархия, не так все просто.»

 

Вопрос: «Все от кармы зависит.»

 

Вадим Запорожцев: «Ну, в известном смысле, да, но можно подойти к этой ситуации несколько с другой стороны с позиции не анализа таких едва уловимых каких-то моментов. Потому что вот мир богов… Там для древнего человека: «Пусть мир богов будет большим лесом полным зверья, и рыба в озерах никогда не переведется. В моей палатке будет полным-полно еды, там, любимая жена и трубка мира, которую я буду каждый вечер курить перед костром. И все это будет вечно. Мир богов, мир вечного счастья». Или там представление Древних Греков о том, что там Зевс и вся вот эта комарильня второстепенных персонажей и там междусобойчики, какие-то разборки. Ну, тоже, в общем-то, как у людей: зависть и ревность – но все на более высоком уровне. Т.е. всегда можно запутаться в этих интерпретациях. Потому что, конечно же, в этом смысле, человек придумывает себе богов по своему образу и подобию. Вот он берет себя и раздувает себя до вселенских размеров, вот каким бы я был бы Зевсом или каким бы я был бы другим богом.

 

Почему вот йога в этом смысле, она дистанцируется от религии? Потому что любая религия – это, по сути дела, представление о высшем, как об очень большом самом себе. Т.е. если, допустим, народ более варварский, то и боги у него такие более злобные. Если народ более цивилизованный, то и соответственно боги у них более цивилизованные. Т.е. чтобы дойти до концепции Абсолюта, который запредельный, ну, это слишком большая абстракция. Поэтому мы как живые существа, потихонечку учимся привыкать к этой абстракции, начинаем с себя, начинаем видеть на небесах себя. Обычно говорят: «Господи, за что ты меня наказал?». Почему? Потому что человек, он думает о боге, как о себе большом. Вот как он кого-то может наказать, так он думает, и бог кого-то наказывает. Вроде богу делать нечего, как смотреть за каждым муравьем: «У, ты куда полез, бревнышко не бери маленькое, соломинку, это не твоя!». Вот представьте себе. И он должен это все за всеми следить. Микроб не туда полез или человек не то подумал. Вроде ему делать нечего. Конечно же, все гораздо более сложнее, абстрактнее порождение самого устройства нашего мира.

 

Так вот, о чем я хочу сказать? Что мы с вами, если у нас достаточно положительная карма можем родиться, согласно своей положительной карме, в такой области вселенной, где все наши предпочтения будут тут же реализовываться. Например: «Я мечтаю о гареме женщин. Но здесь мне не светит получить гарем женщин. Я рождаюсь в каком-нибудь тонком мире, где это легко реализуется». Ну, в общем, все наши самые обычные, опять же, для первобытного человека это может быть, чтобы еды было побольше. Для утонченного человека, он может мечтать там о чем-то более утонченном. Но есть такие уголки во вселенной, где это можно реализовать. И как бы чувственно это согласно своей положительной карме,  вкусить. Т.е. мы как бы сами придумываем для себя рай. Способности у нас о-го-го какие, от самого Абсолюта. А он весь мир создал. А чего нам, Господи, какой-то рай создать. А он вообще всю вселенную понятную и непонятную создал. В общем, этот вопрос достаточно, если его копать, с точки зрения жесткой аксиоматики, жесткой йоги и жесткой джнана йоги.

 

Т.е. в каком смысле? Что без такого слюнявого подхода. Потому что в йоге обычно очень любят: «Вот кушайте эту еду, ходите, там, в белых одеждах, улыбайтесь, и будет вам счастье, любите друг дружку, уважайте друг дружку и прочее-прочее». Это хорошие вещи, действительно нельзя приносить вреда ни одному живому существу без крайней необходимости, но в йоге есть и очень серьезный чисто интеллектуальный потенциал, который сейчас не востребован. Почему? На востоке в Индии, там сейчас не до этого. А на западе просто не знают, что он есть. И вот это знание потерялось.

 

Так вот, если это проанализировать, многие вещи становятся понятны и то, о чем я, вероятно, понимаю, вы хотели спросить, о соотношении течения времени у нас здесь на земле и там, в мире богов. Тоже серьезная тема. Единственное, что хочу сказать сразу, не хочу отвечать на эти вопросы, потому что иначе сейчас уведут в сторону. Что в йоге считается самым лучшим рождением, это рождением на этой земле. В смысле в материальном мире. Земля-то может быть какая угодно, можете и на Марсе родиться. Имеется в виду в материальном плане. Потому что планы вселенной бывают еще более тонкие. Так вот, самое величайшее счастье. Даже все мифы сходятся в утверждении, что даже боги завидуют людям. Потому что здесь вы можете реализовать самые свои высокие духовные амбиции, здесь все для этого создано. Очень быстро, очень просто. Все, что вы сделаете здесь в материи, все, что вы сделаете здесь в поступках, даст несравнимо больший и быстрый результат, чем вот в этом мире богов, где все красиво, где все в белых одеждах, где все улыбаются, все такие духовные. А у нас этот грязный, наш порочный мир. Опять же, вот как вы упомянули Кали юга. Здесь вот так вот все клокочет.»

 

Вопрос: «А Кали юга еще не закончилась?»

 

Вадим Запорожцев: «Ну, я не знаю, это сложный для меня вопрос. Вы знаете, я склоняюсь к мысли, что это индивидуально. Это знаете, конец света в отдельно взятой стране. Никто из вас не изучал Марксизм-ленинизм? Еще в старые годы, там было положение возможности построения коммунизма в отдельно взятой стране. Ну, и грамотные последователи продолжили эту тему и выдвинули гипотезу о возможности конца света в отдельно взятой стране.»

 

Вопрос: «С точки зрения йоги для чего нужна эволюция, если начало «Я» и конец тоже «Я»? Для чего вообще нужна эволюция?»

 

Вадим Запорожцев: «Видите ли, в чем дело. Вы задаете вопрос, на который в принципе невозможно дать ответ. По той простой причине, что вот мы сейчас с вами живем в поле логики, причины и следствия. Т.е. причина – должно быть следствие. Есть время, где это все разворачивается. А вселенная наша гораздо выше и сложнее даже чем само понятие причины и следствия. Она сверхлогична. И так, образно говоря, прошу прощения за тавтологию, был момент, когда возникло время. Т.е. а до этого вроде как все было, но было во вне времени. Или был момент, когда не было пространства. Или еще-еще-еще и еще.

 

Поэтому ответить на это мы можем как бы вот в плоскости разума, можем какой-то дать тривиальный ответ. А как любой тривиальный, нулевой ответ, он нам ни о чем не скажет. Дело в том, что мы сейчас пользуемся для жизни в основном разумом, нашим разумом, а вот разум как раз и живет в плоскости логики. Вопрос, который вы задали о смысле бытия. Для чего вообще был создан весь этот мир, для чего были созданы люди и куда они все идут и к чему они все придут и как это будет потом? Он выше, чем плоскость разума. Разум в принципе не может ответить на эти вопросы. Это такие же вопросы, такие, знаете, фундаментальные. Это просто не задача разума. Поэтому какие бы я сейчас слова не подбирал, что бы я вам сейчас не говорил, в результате все равно получиться не то. До тех пор, пока не включится наша интуиция, которая вне разума или то, о чем мы сегодня говорили, когда прямое постижение. Когда сознание ваше будет направлено, в том числе и на этот вопрос, вы получите ответ. Но вы потом, как утверждает йога, не сможете его выразить  в словах. Вы сможете пережить этот ответ, все для вас станет ясно как божий день, но вы вдруг поймете, что нет ни слов, ни понятий для того, чтобы передать это. Поэтому сказать на эту тему практически ничего нельзя, для чего вся вот эта кухня была придумана.

 

Что же можно сделать? Можно передать некое такое эмоциональное состояние, которое дошло до нас со времен древних йогов. Всех тех, кто действительно достиг высочайшего уровня понимания, для чего было все это создано, для чего мы с вами были созданы, куда мы идем, и к чему это нас приведет и почему оправдан путь, если, как вы правильно сказали, и в начале было «Я» и конце будет «Я». Смысл? Так вот, это эмоциональное состояние такое, что все эти мудрецы, все эти йоги, пережившие этот опыт познания высшего, утверждали, что: «Ребята, это самая грандиозная, самая захватывающая вещь, это самые положительные эмоции, если только вообще можно говорить об эмоциях». Это что-то совершенно фантастическое, неописуемое, это, что называется, игра стоила свеч, и вся предыдущая жизнь, какая бы она ни была, через какие бы там события мудрец до этого не проходил, он вдруг начинает понимать, что только так и надо было, а никак по-другому. Опять же, это не значит, что он хочет опять возобновить эти мучения. Он просто понимает, что была какая-то в этом просто сверхлогика, но эта сврехлогика привела к какому-то сврехсчастью. Это вот если так сказать эмоциональный такой остался чтобы у вас настрой. Потому что иначе вы скатитесь все в такой нигилизм, пессимизм. А зачем мне йогой заниматься каждый день по 40 минут, если что было в начале, то будет в конце?»

 

Вопрос: «Чтобы получить здоровое тело.»

 

Вадим Запорожцев: «А что толку здоровое тело? Оно умрет все равно.»

 

Вопрос: «Чем чище дух, тем лучше тело. Потом будет обратная связь.»

 

Вадим Запорожцев: «Нет, понимаете, здесь более глубокий был поставлен вопрос. Если как бы мы все, в известном смысле, вышли из Абсолюта, и рано или поздно, опять же, уйдем туда же, зачем была вся эта дорога? Не является ли это качанием маятника или хождением по кругу. Т.е. идешь ты, не идешь ты – все равно там окажешься. Т.е. зачем напрягаться? Это ошибка, очень серьезная ошибка. Дело в том, что ничего не напрасно и если чего-то можно было бы избежать, этого бы не было.»

 

Вопрос: «Значит что-то остается? Получается, какая-то информация новая?»

 

Вадим Запорожцев: «Видите, опять же, вот о чем я хотел сказать, вы сказали слово “информация”. А то состояние, бытия, не бытия, оно выше, чем понятие информации. Понимаете, да? Мы себе просто сейчас даже представить не можем в самом фантастическом сне, что нас там ждет. Единственное, что нам все говорят мудрецы и древние йоги, которые этого достигли, они говорят: «Ребята, идите, надо идти, более того, если вы не идете, вы просто теряете время зря».

 

Два товарища. Представление должно было начаться. Один сидит в парке, ждет, пока оркестр придет, начнет играть. А там дождь пошел, оркестр не приехал. А второй пошел в пивнушку. А там весело, оркестр туда перебрался. Возвращается и говорит: «Чего ты здесь сидишь, чего ты здесь ждешь, быстрее туда». Вот такой как бы эмоциональный вектор. Не сидите, в каждом из вас потенциал. Потенциал гигантский, а вы ноете, т.е. жизнь вам не нравится, а эту жизнь вы построили сами. Все, что вы видите, вы сделали сами. Прямо, косвенно, с вашего молчаливого согласия или вы так хотели в прошлой жизни. Все, чего вы сейчас видите, все вы и построили. Мудрецы нам древние говорят: «Ребята, ну, построили, ладно, хорошо, построили, все, хорошо. Ну, перестраивай это все, дальше иди». Вот такой эмоциональный вектор. Т.е. йога – это вектор, это не сидение на месте. Но что нас там ждет, как это описать? У нас нет в языке этих слов. У нас нет этих понятий, у нас не с чем сравнить. Опять же, говорят, если бы было с чем сравнить, мы бы уже бы туда бежали бы, пятки б только сверкали бы. А так как не с чем сравнить, ну, вроде, как и никуда и бежать не надо.»

 

Вопрос: «А вы считаете, что это линейный вектор?»

 

Вадим Запорожцев: «В каком смысле линейный?»

 

Вопрос: «Т.е. я так понимаю, что вектор – это некая стрелочка.»

 

Вадим Запорожцев: «Нет, я применяю чисто математическое понятие. Обычно лучше всего, вот есть толковый словарь, там вот слово “вектор”. Я, еще раз, своими словами, – направление.»

 

Вопрос: «На право, на лево.»

 

Вадим Запорожцев: «Нет, не на право, на лево, а вот из точки «А» в точку «Б», по кротчайшему расстоянию. Причем из точки «А» в точку «Б», а не из точки «Б» в точку «А» и не туда обратно, а вот только в одну сторону. Стрелочка.»

 

Вопрос: «А точка «А» и точка «Б» это же по сути одно и то же? Или мы все-таки проходим какую-то качественную метаморфозу по пути следования по направлению? Т.е. мы приходим чем-то новым, или мы приходим тем же самым из точки «А» в точку «Б»? Если мы сейчас от математики отойдем. Если мы из Абсолюта пришли, в Абсолют уходим. Т.е. если берем точку «А» и точку «Б», это одно и то же? Т.е. мы ходим по кругу, грубо говоря? Мы приходим в Абсолют… ну, скажем так, что нам говорят по этому поводу те, кто там побывали или подошли максимально близко, мы приходим туда в новом качестве или это просто то, что мы забыли, и мы к этому как бы вновь возвращаемся?»

 

Вадим Запорожцев: «Ну, на самом деле джентльмен задал этот же самый вопрос, но в других интерпретациях, и я вот сейчас пытался на него ответить. Еще раз попытаюсь, только теперь покороче. Дело в том, что в плоскости нашего разума, рисуя линейные или какие угодно схемы, мы оперируем в плоскости разума, а вопрос, на который мы сейчас пытаемся ответить, он вне разума. Разум в принципе не в состоянии ответить на этот вопрос, поэтому любая аналогия врет. С точки зрения аналогии, ну, логично, раз Абсолют нас создал, если внутри нас частичка Абсолюта, и мы потом эту частичку раскрываем, то вроде как ничего и не меняется, это с точки зрения логики. Но это с точки зрения логики. А с точки зрения, допустим, абсолютного бытия или абсолютного смысла или сверхсмысла или сверхлогики, там ой как что-то по-другому. Но мы сейчас в себе это даже представить не можем. Мы пока еще пользуемся только разумом. А разум не отвечает на эти вопросы. Но те мудрецы, которые действительно проделали этот путь весь и дошли туда в запредельное, они вот как раз нам и сказали, что разница есть. Причем разница такая существенная, что, опять же, даже слов нельзя подобрать, чтобы ее описать. Поэтому они нам и говорят: «Ребята, занимайтесь йогой». Они нам говорят: «Работайте над собой». Они нам говорят: «Раскрывайте внутренний потенциал». Они говорят нам: «Самосовершенствуйтесь». Они говорят, что это вас приведет к такому счастью, к такой реализации, что даже само слово счастье будет меркнуть по сравнению вот с тем, что нас ждет. Но как оно будет тогда, что это будет тогда и вообще, нельзя сказать в принципе. Ну, еще раз, наш разум не может отвечать на эти вопросы, просто не может. Он не был предназначен для этого.»

 

Вопрос: «Как-то давно был разговор о том, что кусок сахара не приносит нам удовольствия, а открывает удовольствие в нас самих. А вопрос о еде в частности, она нам приносит энергию? Или открывает энергию в нас самих? И еще вопрос: разные виды пищи влияют на наше психологическое состояние по-разному. Т.е. если, допустим, соблюдать пост, то получается немого другое состояние психологическое. Ну, допустим, убили мы корову и съели, т.е. мы получили ее отпечаток сознания, либо это просто открылось, что-то в нас?»

 

Вадим Запорожцев: «Ну, я кажется ухватил вопрос. Суть вопроса сводится к тому, грубо говоря, как мы живем. Ну, вот знаете, те из вас кто любит там читать древние исторические романы и т.д. и т.п. Прочитайте про древние армии, про Римскую Империю и про наемников. Я сейчас объясню почему. Все встанет на свои места. Так вот, грубо говоря, вот эта система наемников и работает в нашем теле. У нас есть наши собственные сознание и энергия. Но наши сознание и энергия, как бы, они сами в чистом виде в нашем организме не проявляются. Они проявляются в виде управления другими большими потоками сознания и энергии, точнее, ну, если мы берем энергию еды. Вот мне надо что-то сделать, это, в общем-то, попадает под определение энергии, хотя сознание и энергия нашего «Я», вот энергия это слово Шакти, оно более широкое, нежели просто понятие энергии, но сейчас сведем все до энергии.

 

Итак, мне надо взять булыжник и перетащить его, опять же, из пункта «А» в пункт «Б», никуда не сворачивая. Для этого мне нужны силы. Если я хорошо покушал, я его легко взял, ну, если при наличии, что посильный для меня, я его перенес. Если я голодал три недели, сам еле на ногах стою, то я понятно его не перенесу. Аксиоматика йоги нас учит о том, что сознание и энергия присущи нам самим и как бы источник его наше «Я». Выходит, а почему же два таких разных состояния? Если я покушал еды и если я не покушал еды? Ответ следующий, что, грубо говоря, вот этот маленький поток энергии, который приходит от нашего «Я» управляет более грубыми потоками энергии, которые я получаю из пищи. Если я хорошо покушал, то есть чем управлять. Если я плохо покушал, то и нечем управлять. Поэтому если мы начинаем голодать, то понято силы чисто физические, они иссекают. Если же мы кушаем, то есть чем управлять. Т.е. это как бы потоки наемной энергии.

 

Теперь дальше, я почему вас к историческим романам про наемников? Наемники очень такие интересные ребята. Пока ты им деньги платишь, они за тебя воюют. Т.е. собрал войско и решил что-нибудь завоевать или просто охранять. Не обязательно даже, кстати, завоевывать что-то. Огромная гигантская Римская Империя. Наша современная цивилизация наследница Римской Империи (я имею в виду западная цивилизация). Огромные границы, на границах не спокойно, там шалят, там, как они их называли, варвары. Своих людей туда посылать? Да и людей-то не хватит, границ-то сколько. А что если там из местного населения набрать, платить им, чтобы они защищали? Т.е. получается, что ты как бы используешь какую-то третью силу для своих целей.

 

Вот так устроен примерно наш организм. Наш организм устроен как хорошее предприятие, как хорошая фирма. Где она нанимает работника, чтобы тот делал определенную работу для нее и платит. Но, как и любой наемник, наемник наемнику рознь. Если вы собрали шайку головорезов, чтобы грабить суда под пиратским флагом, они прекрасные ребята, они для вас все сделают, но если вы им будете платить. Но как только вы им перестанете платить, они вас самого же первого и сбросят за борт. Вот точно также в этом отношении и с потоками энергии, которые мы получаем из еды. В этом смысле еда еде рознь. Одно дело наемники, бывшие головорезы, другое дело наемники, вот как сейчас современные наемники. Сейчас же у нас тоже полным-полно наемников. Это так называемые охранные агентства. Во всяких Ираках, Турция, ну, в общем, везде, где горячие точки, т.е. наемников уже не называют наемниками, это там миссия какая-нибудь организации по защите. А формально те же наемники, но они уже поприличнее. И наконец, если вы набираете армию, которая за вас идет сражаться, не потому что вы им платите, а потому что они вашей идеей проникнуты. Платите вы, не платите, вот как у нас во время второй мировой, там все знали, что идут на смерть, все равно шли. Это совершенно три разные армии.

 

Вот точно также и еда бывает разная. Да, вы можете действительно корову съесть и получите тех наемников, которых получите. Вы можете питаться йоговской пищей, очень чистой и хорошей, соответственно вы получите другую армию. Ну, или что-то с чем-то среднее, вот как берешь банку сока, там сок, в общем-то, нормальный, но консервантов подбавлено. Т.е. понимаете, в разных условиях, разные эти энергии. Но, опять же, йога это очень такая прагматичная в этом смысле наука. Зачем вам наемники? Они же вас в самый неподходящий момент… да и дисциплина у них, как правило, они местное население грабят, пьянствуют постоянно, точно также и плохая пища. Она в нас попадает, вроде как энергию дает, но начинает к местным структура приставать как пьяные матросы в портовом городе. Вот примерно это вот аналогия для нашей еды. Опять же, вопрос целесообразности, вопрос ваших морально-этических соображений чего есть, чего не есть.»

 

Вопрос: «А есть ли какая-нибудь связь между тем, что приносит нам пищу и степенью самосознания предмета, который мы едим. Т.е. допустим, зерна риса – там самосознания, в общем-то, мало.  Или, допустим, та же корова, которая живая, чувствует.»

 

Вадим Запорожцев: «Ну, знаете, на самом деле здесь это тема с одной стороны очень простая, с другой стороны сложная. Во-первых, ну уж не надо сбрасывать со счетов силу вашего «Я». Т.е. человек по определению всеяден. Он как бы до известной степени, как бы затмевающее действие еды, оно, безусловно, есть, очень сильное. Если вы поедите какой-нибудь пищи, от которой вам плохо, спать хочется, ничего делать не хочется. Понятно, что сосредоточиться тяжелее. Если же вы поели хорошей еды, то значит соответственно легче и проще. Но с другой стороны, если, допустим, ситуация такая жесткая, критическая, что там не до… т.е. можно компенсировать огрехи еды более сильным внутренним напряжением.

 

Ну, вот, опять же, во время войны, голода, да там не до вегетарианства, там бы вообще бы не умереть самому. Если бы знаете еще эти принципы тогда все там соблюдали, мы бы, наверное, точно все бы по умирали. И сейчас бы современные вегетарианцы, они бы просто не родились, потому что бы их мама и папа не выжили бы. Поэтому это вопрос такой… просто я сейчас время от времени всякое мифотворчество по этому поводу читаю. Ну, если кому-то нравится – верьте, живите по этим правилам. Но, честно говоря, они противоречат даже логике, а уж на счет сверхлогики, там вообще говорить трудно.»

 

Вопрос: «Я заметил, что вот если я с утра пью родниковую воду с серебром, у меня йога идет на порядок лучше, если я не пью.»

 

Вадим Запорожцев: «Ну, а я встречал людей, которые пока сигарету не выкурят и стакан кофе не выпьют, они вообще в себя не приходят. Давайте мы не будем. Я согласен, есть вещи, которые это просто варварство, от которых надо избавляться. Но как бы навязывать всем под одну гребенку… Или вот сейчас люди говорят: «Я мясо не ем». А чего ж ты ешь? «А я вот сою сублимированную ем». А ты знаешь дорогой, что прежде чем эту сою сделали сублимированную, лучше бы ты мясо ел. Потому что там столько консервантов, столько вот этого тамаса, тамастического, что лучше б ты съел кусок мяса. Т.е. это вопрос крайне деликатный. Каждый для себя лично вырабатывает диету. Конечно же, есть живых существ варварство. Кто ж с этим спорит-то. Но с другой стороны, мы с вами пока еще не на пике… т.е. карма наша… ну, вот перед нами стоят более жесткие… здесь вот на улице людей убивают там, а мы начинаем пылинки сдувать там, где еще просто чистить и чистить надо. И вот чтоб  не было этих перекосов.»

 

Вопрос: «Так с чего-то начать надо. А там уже как снежный ком.»

 

Вадим Запорожцев: «Ну, пускай.»

 

Вопрос: «Визуализация себя в каком-то образе и ментальное конструирование, в чем принципиальная разница технически?»

 

Вадим Запорожцев: «Что вы подразумеваете под ментальным конструированием?»

 

Вопрос: «Деятельность сознания.»

 

Вадим Запорожцев: «Вы это взяли из Йога Сутр Патанджали?

 

Вопрос: «Да.»

 

Вадим Запорожцев:  «Вы знаете, как бы, вот здесь я чувствую хвосты несколько разных учений. Когда вы говорите про визуализации, это хвосты, в общем-то, в основном Тантрические. Когда вы говорите про ментальное конструирование, это хвост Йога Сутр Патанджали. Насколько они соотносятся? Они действительно соотносятся, но здесь вопрос несколько в другом. Вопрос для чего мы это применяем? В Йога Сутрах Патанджали это как одна из классификаций деятельности наших ментальных процессов. А в Тантрических практиках визуализации, там это вполне конкретный метод. Причем более того, метод, который меньше всего заботиться о том, как это происходит. Подобно тому, если вам надо распилить бензопилой дерево, вам меньше всего интересно, как там внутри чего-то устроено. Главное, чтобы пилил. Вот примерно здесь та же самая вещь. Что вот в этих практиках визуализации, а как бы ваше сознание не работало, лишь бы процесс шел. Поэтому ну, отчасти где-то пересекается, где-то не пересекается. Но, еще раз, это из двух разных учений. Методов много в йоге. Иногда они выглядят диаметрально противоположными, но по своей сути приводят к одному и тому же.»

 

Вопрос: «Уместно ли ученику, согласно учению йоги, видеть в объекте влюбленности проявление Богини Шри, именно в проявлении?»

 

Вадим Запорожцев: «Так, подождите, вы так серьезно капнули. Еще раз? Уместно ли ученику видеть проявление Богини Шри в своей девушке? Вот что вы имеете в виду под словом ученик? Кто это такой? Ученик кого, чего?»

 

Вопрос: «Ученик, следующий учению йоги, той же йоги Шри Видьи.»

 

Вадим Запорожцев: «Понимаете, здесь очень вещь такая. Если есть ученик, значит, вероятно, где-то есть и учитель. Надо этому ученику подойти к учителю и спросить: «А можно ли мне смотреть на свою девушку, как на воплощение Богини Шри?». Если же мы говорим в рамках той или иной йоговской системы, еще раз, йоговских систем много и в каждой из них есть своя некая такая субординация. Там если учитель говорит что-то делать так-то и так-то, то, в общем-то, желательно это делать. И совершенно не приветствуется, когда учитель говорит одно, а ученик делает что-то другое. Если же говорить вообще, вот я вижу, есть йога, там есть ученик, есть учитель, и я не могу ничего сказать. Потому что бог его знает, может этот учитель этого ученика ведет его по совсем другим путям.»

 

Вопрос: «Тут не обязательно название ученик не ученик, а в общем, в принципе, как в объекте проявления.»

 

Вадим Запорожцев: «Ну, можно я за вас придумаю вопрос? Как надо общаться со своей девушкой юноше, который изучает Йогу Влюбленности? Во-первых, это достаточно вы серьезную тему подняли.»

 

Голос из зала: «Кама сутра высших гунн.»

 

Вадим Запорожцев: «Я такого не слышал.»

 

Голос из зала: «Это пока не широко известно.»

 

Вадим Запорожцев: «Вам надо лекции читать, а не меня слушать.»

 

Вадим Запорожцев: «Так вот, дело в том, что я, еще раз, за все школы, и за кама сутру высших гунн, я ничего сказать не могу, хотя это может быть величайшее учение. Но я, во-первых, о нем ничего не слышал, вот только сейчас от вас услышал впервые. А, во-вторых, я не знаю что там. Может быть что-то стоящее, может быть, как всегда что-то в очередной раз придумали жареное, потому что тема секса, она всегда интересная.»

 

Вопрос: «Как раз там жареного близко нет, там даже можно не прикасаться друг к другу.»

 

Вадим Запорожцев: «Ну, все, давайте тогда забудем эту тему, не будем к этой теме прикасаться. Я просто к чему хочу сказать. Я могу только говорить вам за нашу школу, за нашу традицию. Шаг влево, шаг вправо, я не знаю что  у других и у меня нет времени это узнавать и проверять и слава Богу. Есть прекрасные другие люди, пускай они этим и занимаются. У нас здесь следующая ситуация, что есть так называемая триада йоги. Так называемая Йога Союза, так называемая Тантра йога, она хоть и называется Тантра йогой, но несколько другой аспект широко известный Тантра йоги, есть, наконец, Йога Влюбленности. Это такое троичное учение, в общем-то, об одном и том же. Но, которое задействует разные методы, разные уровни человека. Т.е. если вы занимаетесь Йогой Союза, а по сути дела это Йога Секса. Это, я прошу прощения, может вульгарно это прозвучит, но это спортзал в постели. Т.е. там, где вы со своей девушкой выжимаете из своих тел по полной программе все то, что в вас заложено Господом Богом, если угодно. Т.е. задача Йоги Союза выжить на физическом уровне максимальное наслаждение через секс. Почему? Считается, что как только вы достигнете высочайшей ступеньки, там внутри будет такой щелчок, бух, и вы перейдете на следующий уровень. Пока не выжмите, не перейдете.

 

В этом смысле вы можете, опять же, это утрированно, относиться к своей подружке как к партнерше. Т.е. вовсе не быть в нее абсолютно, как, знаете, говорят: «Вот я должен быть в нее влюблен». Это не предполагается в Йоге Союза. Это предполагает только одну очень серьезную вещь, что у вас и у вашей подружки одинаковый сексуальный темперамент. Т.е. то, чего хочется вам, хочется и ей. То, сколько хочется вам, хочется и ей. Потому что мы все, в общем-то, в разных… ну, кто-то может сексом 24 часа в сутки заниматься, а кому-то это много, а кому-то этого мало. Ну, в общем, разные люди. Но в случае Йоги Союза, главное это совместимость взглядов на уровне физического тела.

 

Теперь если мы рассматриваем Тантра Йогу. С точки зрения Тантра Йоги, вы как раз и должны… ну, там тоже свой такой подход. Вот там-то вы как раз и должны потихонечку раскрывать в своей подружке видение высшего и запредельного. Т.е. все аспекты, допустим, привлекающие мужчину или женщину. Но это отдельная очень сложная тема.

 

В Йоге же Влюбленности если вы находитесь в первой стадии Йоги Влюбленности, вы влюблены, то вообще речь ни о чем не идет, потому что вы ни о чем больше думать не будете в состоянии. И более того, в этой стадии и говорят: «Оставьте людей в покое». Если же вы будете находиться во второй стадии Йоги Влюбленности, тут вы можете первые предыдущие ступени: Йогу Союза и Тантра Йогу. Третья стадия Йоги Влюбленности, это как раз та стадия, которая нам сохранила йогу, в том числе и Хатха Йогу. Поэтому о ней мы очень мало, что знаем. Знаем, что есть учителя и учительницы, которые донесли до нас это знание, они его передали нам. Вот все, что мы имеем, в общем-то, от людей, которые достигли вот этой третьей стадии. Все, больше мы ничего сказать про них не можем. Потому что их жизнь уже вне нашего понимания.

 

Поэтому в зависимости от того, какие вы преследуете цели, точнее как у вас там это все получается. Одно дело у вас романтическое знакомство с девушкой, а другое дело, что девушка, с которой вы общаетесь, это не просто ваша подруга, жена, я не знаю любовница, но это еще ваша партнерша по этой йоге. Совсем другое отношение. Т.е. в этом отношении, еще раз, йога она относится ко всему с позиции познания. И она призывает проявить свой потенциал во всем, в том числе и в сексе. Хотя, еще раз, говорю, это такая тема, как только начинается слово секс, обязательно какие-то маргиналы, придурки какие-то всплывают, отморозки, вот их как действительно тянет на это все. Сразу же для господ маргиналов предупреждение: это одна из самых целомудренных, одна из самых чистых систем. Боле того, йог более склонен не вступать в сексуальный союз, чем вступать в не подходящий. Ну, это отдельная тема.

 

Поэтому здесь сложно сказать в каких вы взаимоотношениях, в какой стадии, но бывает, что бывает. Бывает, что мужчина и женщина начинают с первой стадии Йоги Союза и действительно относятся друг к другу как, я прошу прощения, к гимнастическому снаряду. А занятее сексом для них, это как спортзал. Но потом самым невероятным неведомым образом в Йоге Союза стираются очень многие кармические отпечатки. Собственно она для этого была и сделана, задумана. Там очень серьезная кстати философия с точки зрения даже вот кармической. И вы вдруг на свою партнершу, которая до этого для вас была просто партнерша, начинаете смотреть, как на воплощение Богини Шри. Это приходит спонтанно, естественно и само собой. Поэтому в зависимости от кармы, от ситуации, от многих-многих моментов, каждый выбирает по-своему свой путь.

 

Ну, а кто-то выбирает путь аскетизма, который говорит: «Нет, я пока еще ни уха, ни рыло не понимаю в сексуальных практиках, я туда не полезу». Очень разумный подход. Такой подход разумного воздержания от секса до тех пор, пока не наберусь достаточно понимания, знания, что с этим делать. Но у всего есть отрицательные и положительные стороны, так можно и всю жизнь прождать, пока все силы уйдут из организма, а на старости лет, в общем-то, попытаться наверстать, а уже организм не тот, тяжелее уже сделать. Почему? Ну, не секрет, мы с вами стареем. Поэтому здесь должен быть разумный компромисс, хотя для Йоги Союза нет ограничения по возрасту. Хоть в 80 лет начинай. Ну, лишь бы кое-какие моменты надо соблюдать. Т.е. поэтому так вообще ответить тяжело.»

 

Вопрос: «А идея брахмачарьи этому не противоречит?»

 

Вадим Запорожцев: «Нет, что вы. Это как раз и есть воплощение практической идеи брахмачарьи. Но, к сожалению, в рамках нашей лекции у меня нет возможности достаточно подробно это осветить. Ну, в двух словах могу сказать. Что все практики, все принципы, которые в Тантра Йоге задействуют секс, они построены исключительно на принципе целомудрия, исключительно, больше ни на чем они не построены. Но это практическое целомудрие. Это не так, что человек воздерживается от секса, а по ночам ему сняться оргии. Или он думает, что он накапливает энергию, а он просто не контролирует этих мышц, он не контролирует эти процессы и просто ее теряет, не замечая даже для себя. Ему кажется, что он вот такой значит, столько лет накопил этой энергии, а он знаете, как дырявое ведро. Из него постоянно течет, течет, течет. Это очень такая тема, очень сложная. Поэтому настоящая брахмачарья, она та, где реально что-то делается, а не декларируется.

 

Еще раз, есть разные подходы. Не нравится вам заниматься сексом… Некоторые говорят: «А чего это я должен сексом заниматься? Не хочу». Не нравится, есть миллион других подходов. Это один из подходов. Вообще сколько темпераментов, сколько людей, столько и подходов. А кто-то говорит: «Господи, я себе там и дня без секса представить не могу. Куда ты меня в йогу со своей брахмачарьей тащишь?». И понимаете учение йоги, оно настолько универсальное. Но в то же самое время настолько плохо понимаемое. И настолько плохо до нас дошло, что каждый может найти для себя, по своему образу жизни, по своему методу, по своим целям и т.д. и т.п. Т.е. еще раз,  ну, у меня, к сожалению, нет времени достаточно подробно вам на эту тему отвечать. Серьезную вы тему затронули. Потому что очень часто спрашивают.»

 

Вопрос: «А расскажите о таком понятии ключей в различных школах передачи знания, т.е. трактовки древних тестов, письменности. Именно понятие ключей знания. Если я, конечно же, не затрагиваю область, которая не поддается всеобщей огласке.»

 

Вадим Запорожцев: «Да,  нет, что вы. Моя задача распространять йогу. Если бы моя задача была скрывать что-то, я бы перед вами и не показывался. Вы бы даже не знали о моем существовании. У меня работа другая. Мне деньги, грубо говоря, за другое платят. Ну, действительно, есть закрытые школы йоги,  где там очень рьяно блюдут традицию   и, слава Богу, пускай, это Н.З.. Это неприкосновенный запас, там, на случай ядерной войны. Т.е. иначе, может быть и те же ошметке знаний до нас не дошли. Ну, наша школа йоги, открытая школа йоги. Все, что мы даем, мы даем открыто, более того, моя цель распространить йогу и не утаивать ничего от вас и донести до вас все.

 

Другой момент, он знаете чисто такой технологический. Вот некоторые люди, они как дети малые. Арсенал в йоге самый разнообразный, в том числе, так образно говоря и автомат Калашникова и граната. Ну, не будешь же ты ребенку гранату давать. Вот вдумайтесь. Ну, не будешь же ты давать практику… да, я знаю практику, эта практика открыта, я могу её дать. Но приходит ко мне человек, а я вижу, что ему еще работать и работать, чтобы стать добрее, чтобы чувствовать боль всей вселенной что ли, чтобы правильно воспользоваться этой практикой. Не будешь же ему давать. Зачем? В этом смысле есть достаточное ограничение. Это так называемое ограничение под определенную группу людей. Вот приходят ко мне преподаватели. Готовлю я преподавателей. Конечно, я их готовлю совсем по-другому, конечно там все совсем по-другому. Мы все записываем, архивы все есть, но мы их не публикуем. Почему? Не потому что там какая-то ужасная тайна, которую никто не должен знать, и все там расписались кровью. Ничего подобного. Но просто, это сильное знание и попадет оно в руки какого-нибудь придурковатого маргинала. Оно его подвигнет на подвиги, а отвечать-то мне. Знаете, вот как в лабиринте. В лабиринте нет дверей, все открыто, но не так чтобы на виду. Вот точно также и в йоге. Все открыто, но не так чтобы на виду. И вот чтобы найти, надо по этим уголкам не запутаться. А для этого нужны некие ключи, понятийные ключи. Вот это и есть то, о чем вы спрашиваете. Некие такие понятийные ключи, которые позволяют искать там, где надо искать.»

 

Вопрос: «Скажите, пожалуйста, вот вы сравнили человека какого-то некого с дырявым ведром. Вот к вам приходит человек, вы его видите впервые, вы можете определить дырявое ведро перед вами или нет?»

 

Вадим Запорожцев: «Боже упаси, что вы? Это сврехспособность великая, если б я это умел, разве б я здесь сидел сейчас? Я бы где-нибудь сейчас открыл диагностическую клинику и такие бы денежки за это бы греб, о-о-о, я бы так развернулся, я передать не могу. Нет, нет, конечно, я так не могу сказать.»

 

Вопрос: «Можно ли считать, что ключи, это разные люди в разных состояниях?»

 

Вадим Запорожцев: «Можно, да можно. Вот вопрос ключей это не обязательно связки ключей или каких-то слов или каких-то образов. Это многоплановая.»

 

Вопрос: «Какова необходимость учителя в йоге?»

 

Вадим Запорожцев: «Очень хороший вы вопрос задаете. Необходимость учителя колоссально большая, но почему-то об этом у нас говорят меньше всего. Еще более важно, как ни странно, это то, чтобы каждый из нас принял решение над собой работать и начал над собой работать. Учитель обратит на вас внимание и заинтересуется вами только лишь в одном случае, если вы уже над собой работаете. Если вы над собой не работаете, никто на вас внимания обращать не будет. Поэтому я бы даже с учетом современной тенденции, которую я, к сожалению, практически чуть ли не каждый день наблюдаю. Некое такое дополнение – учитель, конечно же, нужен, но еще больше нужно, чтобы каждый из нас начинал самостоятельно. Принял решение: все я проснулся, я начинаю заниматься йогой. И начинал долбить в этом направлении, не ожидая учителя, а вперед, проявляя свое намерение, свою волю, свое желание изменить свою жизнь к лучшему и жизнь всех остальных людей вокруг. И вот если такой человек начнет сам меняться к лучшему, начнет помогать всем живым существам вокруг, начнет сеять вокруг себя ауру положительную, учитель обратит на него внимание и проявит себя. Если нет, он пройдет мимо, не потому что он такой злой, а просто он в первую очередь работает с теми, кто уже работает, а потом уже со всеми остальными.»

 

Вопрос: «А насколько самостоятельно можно продвинуться?»

 

Вадим Запорожцев: «Весь спектр того, что вы сейчас… вот сейчас поднимитесь на верх, будет миллиард книжек по йоге. Большая часть из них, конечно же, ну мягко говоря…»

 

Голос из зала: «В голову не влезет…»

 

Вадим Запорожцев: «Да, нет, влезть-то может все, но это книжки седьмая вода на киселе. Но если вы пройдете по этой цепочке, вы дойдете до основополагающих текстов. Эти основополагающие тексты, кстати говоря, многие из них еще 150 лет назад были под строжайшей тайной, и получить их было практически невозможно. Но вот что-то произошло где-то 150-200 лет назад, когда учителя дали благословение на то, чтобы эти тексты были напечатаны. Эти тексты напечатались, их понятно рано или поздно перевели, потом начали люди читать, начали практиковать. Кто-то начал эти тексты читать – свои книги писать. Кто-то начал читать эти тексты и эти книги – свои книги писать. Кто-то вообще начал просто писать. Т.е. вот этот изначальный толчок, он был как раз и сделан для того, чтобы хоть ошметки этого знания до нас дошли и мы успели сделать предварительную работу, чтобы мы не заставляли Гуру учить нас сложению и вычитанию. Еще раз, что дважды два четыре, а пятью пять двадцать пять. Это мы можем сделать вполне самостоятельно. Поэтому акцент здесь должен быть в первую очередь на самостоятельную работу. Еще раз, вспомните этот старый анекдот: «Готов ученик, готов и учитель. Ученик не готов и учителя нет».»

 

 

23 февраля и йога.

Сегодня у нас вроде как 23 февраля. Итак, поздравляю всех тех, кто имеет отношение к вооруженным силам. Я надеюсь, что наша армия достаточно быстро станет профессиональной и уйдет из того, конечно же, убожеского состояния которое оно сейчас из себя представляет. Это что-то среднее между тюрьмой и такими каторжными работами. Но в то же самое время я хочу сказать, что путь военного, это один из самых таких красивых путей в йоге. Настоящие профессиональные военные, это как раз те люди, которые, в общем-то, во многом для нас и, ну, что там греха таить и приоткрыли завесу тайны йоги. Если вы почитаете многочисленные свидетельства… Ну, вы помните, что Индия была колонией Великобритании, а там значительный контингент составлял военных: офицеры и т.д. Именно они были первые люди, которые чисто соприкоснулись, заинтересовали антропологов, а те уже стали интересоваться, в том числе и йогой и т.д. и т.п. Кроме того иногда спрашивают: «Противоречит ли служение в вооруженных силах йоге?». Если вы идете туда как контрактник или как профессиональный военный, то нет. А если вас туда загребли из-за вашей плохой кармы, то я не знаю, это сомнительное удовольствие. Вот я еще раз и еще раз, армия должна быть профессиональная, а люди офицеры, которые внутри профессиональной армии, сама их работа, как никакая наиболее близка к йоге. Чем он занимается? Он должен не причинять вреда ни одному живому существу без крайней на то необходимости. И настоящий профессиональный военный, это тот, кто понимает цену боли и страдания чужой жизни. У меня много знакомых, много друзей среди военных, это очень хорошие, порядочные, очень уважаемые люди, многие из них занимаются йогой. Многие из них, я надеюсь, все-таки переломят ситуацию в нашей стране, потому что то, что мы имеем, это просто ужас. Ну, сейчас, слава Богу, хоть стало что-то меняться. И поздравляю всех, кто, так или иначе, имеет к этому какое-то отношение.

17. Ключевые слова: лекции по йоге, аудио лекции, видео лекции, бесплатно скачать, Культурный Центр «Просветление», Открытый Йога Университет в Москве, www.happyoga.narod.ru, www.openyoga.ru, www.yogacenter.ru, Вадим Запорожцев, Школа йоги традиции Анандасвами, 23 февраля, вопросы, память, отпечаток, современная наука, опечаток предыдущих событий, карма, сознание, Самадхи, механизм памяти, Йога исчезает, устройство нашего разума, манас, буддхи, читта, свойство, заложенное в наше сознание, всезнание, самскары, сжечь карму, выйти вне поля действия кармы, Кундалини, чакры, каналы, Тантра, энергия, боги, Кришна, мир богов, мир ада, Зевс, религия, Господи, за что ты меня наказал, высокие духовные амбиции, Кали юга, Марксизм-ленинизм, эволюция, мудрецы, йога – это вектор, это не сидение на месте, Шакти, еда, питаться йоговской пищей, плохая пища, человек по определению всеяден, вегетарианцы, мясо, есть живых существ варварство, Визуализация, ментальное конструирование, триада йоги, Йога Союза, Тантра йога, Йога Влюбленности, Йога Секса, воплощение Богини Шри, путь аскетизма, практическое целомудрие, понятие ключей знания, открытая школа йоги, Учитель, основополагающие тексты, Гуру, армия, путь военного.

18. Контрольные вопросы.

Составитель:

19. Ответы на контрольные вопросы.

Составитель:


20. Ссылки на тексты с похожими тематиками:


21. Глоссарий.



Поделиться Открытой Йогой:

Добавить комментарий