КЕМПИНГ ФЕСТИВАЛЬ на Черном море МОЙУ + iTempUniversity! http://openyoga.ru/more/3318-2019-02-08-13-53-00
30 августа – 19 сентября 2022г.
20 дней.
Ждём Вас!
Итак, с вами мы начнем рассматривать некоторый виды йоги, достаточно быстро в ознакомительном ключе. Чтобы вы представляли, что это такое.
Хатха йога самая известная на Западе – это та йога, которая имеет дело с нашим физическим телом. Дело в том, что когда мы принимаем те или иные позы, происходит очень интересный механизм – от грубого к тонкому, воздействую на позу в грубом, как ни странно мы получаем отклик на тонком уровне и, в первую очередь, это способствует тому, что наши интеллектуальные способности оттачиваются, и наконец, способствует тому, чтобы наше физическое тело было в достаточно хорошем состоянии, и ничего нас не отвлекало от занятий более тонкими видами, такими как дыхания, медитация, и другими разделами йоги. В некотором смысле Хатха йога рассматривается как некий фундамент.
Следующая Крия йога. У нас есть способность совершать какие-то движения, причем совершать их в каком-то периодическом действии: руками махать, ногами, головой, туловищем и устройство нашего тело таково, что мы должны в течении дня набрать какое-то количество движений. Если мы не набираем определенное количество движений, то нашему телу плохо потому, что оно универсальное, оно недополучает определенной нагрузки, которой должно получить. По этой причине, бывает так, что в древности понятно, что если вы сидели медитировали , вы же сидели неподвижно. Вам надо набрать какое-то количество движений, чтобы хватило на весь день. Есть Крия йога, которая как раз компенсирует этот вопрос связанный с движением, она также базовая фундаментальная йога, хорошая основа для более тонких видов и разделов йоги.
И наконец, следующая. Пранаяма йога. Дыхательная йога, это та йога, которая строго говоря работает с функцией по привлечению потока праны во все возрастающем масштабе. А основной механизм, который она использует – это наше дыхание. Разные ритмы дыхания, разные упражнения в этой йоги есть, дабы задействовать нашу способность. Безусловно наше дыхании связано с другими проявлениями нашей жизни, такими как мышление, поэтому там есть очень интересные связки, когда что-то одно переходит в другой, это с одной стороны, а с другой стороны вы понимаете, что дыхание так же как и Крия йога имеет дело с некими периодическими движениями наши легкие или наши мышцы работают, мы делаем вдох-выдох. Также Пранаяма йога хороший фундамент для более тонких йог, кроме того есть раздел высшей Пранаяма йоги, это достаточно сложный раздел, который уже рассматривается никак фундамент для тонких йог, а именно как способ усилить тонкие йоги. И там, безусловно, есть достаточно серьезное ограничение, если вы Высшей Пранаяма йогой начинаете занимается, там достаточно серьезные ограничения на образ жизни, на питание и на общение. Это отдельно , как правило, оговаривается.
И так следующее, Мантра йога. Способность членораздельно речи – это величайшее достижение, достояние человека. Считается, что вибрация слова, эквивалентна вибрации мысли. Дает могущественный инструмент по:
-во-первых, для того чтобы создать базу, для более Высших йог;
-во-вторых, также как и в Пранаяма йоге, для того чтобы делать Высшие более тонкие практики с использованием мантр.
Вообще надо сказать,что Мантра йога одна из любимейших йог индусов, найти человека, который Хатха йогу делал каждый день, это еще поискать. А Мантры бормочут все. Они очень верят, они очень пользуются популярностью. И Мантры в каждом углу, где надо, иной раз и где не надо.
Итак, это четверка основная: Хатха, Крия, Мантра, Пранаяма – если говорить для Западного человека, некий такой фундамент, которым надо овладеть, в первую очередь, чтобы говорить о более Высших и тонких разделах йоги. Иначе получится, как знаете в том примере, когда мы начинаем строить здание, не построив фундамент. Что бывает, когда мы не построим фундамент, строим дом? Сперва построили, все хорошо, стоит красивенький, потом “бац” мороз ударил. А знаете, есть такие определенные сорта почвы, которые при замерзании расширяются, клины, например. И вот, зимой раз взял дом поднялся, потом оттепель – опустился. Потом какая- нибудь сложная оттепель, у тебя один край поднялся, а другой опустился. Трещины. Здание рушится. Вот почему всегда фундамент закапывают ниже уровня промерзания. Это, если кто-то дом будет себе строить. Собственно фундамент нужен не для того, чтобы дом опирался на что-то – нет! И стены могут прекрасно опираться, для того, чтобы дом ходуном не ходил. А если, вы ниже уровня промерзания сделаете, у вас земля вверх-вниз, вверх-вниз, а дом как стоял, так и стоит. Подобно этому нужна четверка, четыре стены, вашего будущего здания йоги, но как вы понимаете, любое здание йоги хорошо. Но фундамент сам должен на что-то опираться, на почву.
И тут мы с вами подходим к таким видам или разделами йоги, которые так или иначе регламентирует или имеют дело, во-первых, с вашей философией, как относится к себе, и как относится к миру?
Но мы уже касались этого на нашем семинаре, если взять совершенно такую выжимку, то это можно все свести к так называемым трем принципами йоги. Это опять же, те три кита, на которых вся Земля держится. А если более подробно разбирать, и описывать. То ведь вы же йогой занимаетесь, скажем Хатхой, Крией, Мантрой, Пранаямой. Не говоря уже о Высших йогах, какое-то время, а оставшуюся часть, чем вы занимаетесь? Ну как, чем? Вы живете, у вас есть работа. У вас есть друзья знакомые, просто люди случайные. И вот надо как-то выстроить с ними отношения. Как-то надо выстроить философию: “Как жить, чтобы…Это не мешало йоге.” И здесь возникают вспомогательные, если угодно, философские воззрения на йогу, такие как относится к своей работе? Мы все работаем. Мы ходим на работу. Нам за это деньги платят. И как относится, к тому, что мы ходим на работу? Является это помощью нам или помехой?
Что греха таить, я вспоминаю Советские 90-е годы, когда Советский Союз рухнул. Как огромное количество людей ходили, и говорили, о мы сейчас йогой займемся, надо уволится с работы, надо уехать в Гималаи, надо тунеядствовать и все время проводить в йоге. Тем не менее опыт печальный, те, кто так поступил в свое время, особенно, это был бич для москвичей, у них оставалась квартира пустая, по наследству, они ее сдавали. Сами не работали, уезжали в Индию. Якобы для того, чтобы 24 часа в сутки посвящать йоге, медитации, но в подавляющем числе случаев, это заканчивалось всегда плохо. Ничем они там не занимались. Ленность их сковывала, и не дай бог, какие-то там наркотики, вообщем праздный образ жизни, деградировали и скатывались где-нибудь в Гоа. И до сих пор, некоторые так и живут, некоторые в очень плохом состоянии. То есть, иногда спрашиваешь, Господи, лучше бы у него не было этой квартиры, которую он сдавал. Лучше бы он в эту Индию вообще не ездил, лучше бы здесь ходил на работу, даже без йоги, было бы лучше.
На самом деле этот вопрос давным-давно решен. Йога считает, что любая работа, которой бы вы не занимались, это величайший шанс самым быстрым образом устранить или изжить негативную карму, и приобрести позитивную карму. Тот факт, что вы вынуждены ходить на эту работу он не случайный. Это целиком и полностью ваша Карма. И поэтому, пока вы ее не отработаете, колесо жизни кармическое не провернется, и лучших условий ни для занятий йогой, ни для жизни не представится. И есть, такой очень серьезный раздел, он называется Карма йога – как относится к своей работе, или с другой стороны, как нейтрализовать свою негативную Карму и приобретать позитивную Карму. Там даются достаточно интересные советы, некоторые из них я сейчас приведу. После будем другие виды йоги рассматривать. Как правило у нас, под каждый вид йоги, отдельный семинар. Такой долгий с погружением устраиваем.
И так, считается, что есть три отношения к работе:
1.Работа из-за страха. То есть, когда человек себя ловит на мысли, если бы не кнут, он бы на работу не пошел. Если бы не начальник, он вообще бы не работал, а сидел и изображал деятельность. Это такой стимул, это такой как бы уровень. Во-первых, работника, а во-вторых, уровень духовного развития человека. Считается самым низшим и самым примитивным, когда вы работаете из-за страха. Или по-другому, чем больше страха в вашей работе, знаете как, термометр-градусник, тем хуже ваша Карма.
2.Наконец, следующий тип работника, следующий уровень –
Это когда вы работаете из-за награждения, вознаграждения, собственно говоря, когда вы работаете вы думаете не столько о том, что вас накажут, вы больше предвкушаете какие прибыли и барыши вы будете получать. Это второй тип работника, или второй уровень. Второй уровень духовного состояния или развития, который, еще раз, много выше первого, и это уже кое что. С этим уже можно работать. Но здесь тоже есть обратная сторона, если не дай Бог исчезнет прибыль или барыши, то такой человек моментально теряет интерес к работе.
3.Наконец, есть третий уровень, тип работника , который самый высший, и который самый идеальный, для того чтобы как можно быстрее изжить негативную Карму, и как можно быстрее получить позитивной Кармы. Это когда вы работаете не из-за страха наказания, не из-за ожидания награждения. А работаете потому, что во-первых, вам просто нравится работать. И что вы получаете удовольствие от самого процесса. Вы видите какую-то работу, и вам хочется ее довершить до конца, и вы делаете и испытываете удовлетворение, и вы со стороны на себя посмотрели, и сказали, какой я молодец! Как классно! Не ожидая награды. Не боясь, так сказать наказания. Вот это самый высший уровень, и такая йога, как Карма йога. Призывает вас научиться работать именно так, где бы вы не работали. Это не так просто потому, что вы привыкли немного по другому себя вести.
Друзья, если после каждого вида йоги у вас возникнет вопрос, задавайте сразу его. Чтобы сразу его разобрать. Будем следующий перепрыгивать.
Обратная связь из зала: “Если, например, какой работой или видом деятельности не занимаешься, любая приносит счастье.”
Вадим Валерьевич: ”Любая приносит счастье!Чудесно! Значит вы – Карма йог!”
Ладненько, дальше идем.
Бхакти йога. Итак, друзья, йоги можно так же классифицировать. По следующему очень интересному принципу. Вы помните, что йога – это система самопознания и познания Вселенной. А каким образом мы приобретаем познания или самопознание? На самом деле, есть 3 способа получения знаний:
– знания через интеллект или путь Джнаны, и в будущем – это Джнана йога;
– знания через действия – это как раз Карма йога;
– знания через чувства – это Бхакти йога.
Мы с вами живем и на разных этапах жизни мы пользуемся разными способами постижения Вселенной. Когда мы маленькие дети, мы больше воспринимаем мир через чувства, к нам приходят чувства, и мы больше на них реагируем, постигая мир. Вы подросли, начали что-то интеллектуальное узнавать, и приходит такая составляющая как размышление, изучение анализ. Но кроме того, есть еще такой не очевидный для Западного человека способ познания мира через действие. То есть чувства могут обманывать и концепции могут обманывать, до тех пор пока ты не сделал эксперимент, пока ты чего-то не начал воплощать в жизнь. То есть что-то делать, шевелится пока не начал. И сейчас мы с вами рассматриваем Бхакти йогу – это для людей эмоциональных, то есть как воспринимать эмоциональный мир, в котором мы живем. И в Бхакти йоге дается такие указания: попытаться воспринимать мир через эмоции, и попытаться через эмоции общаться с первопричиной бытия.
То есть если наш мир когда-то был создан, то в концепции Бхакти йоги считается, что был творец, обычно его называют Абсолют. Очень интересная такая вещь, что Творец(Абсолют) создал весь наш мир, в том числе и нас с вами по своему образу и подобию. И этот Творец, совершенно, что-то запредельное. Мы не можем сказать Творец – это личность, сверхличность. Или это не личность в плане какого-то закона. На самом деле как говорит йога эти вопросы, они очень Высшие, и они очень теряют смысл потому, что Абсолют выше любых концепций. Но тут очень важный момент и поймете почему в Индии популярны религии, потому что по своей милости первопричина бытия или Абсолют может проявиться для вас в вашей личной Вселенной как личность. Иногда как сверхличность. И общение идет эмоциональное, на этом построены Бхакти йоги. На этом же построено гигантское количество религий в Индии. Но в отличии от йоги в религии вещи более тупые. Тебе говорят, что есть священные Вепель-прародитель всего. Давай ему поклоняйся, общайся, радуйся или еще что-то, и он тебе как-то ответит через исполнение своих желаний, через еще что-нибудь или через еще что-то. И эти бедные папуасы: ”Давай эти все культы исполнять. И безусловно, если они достаточно искренне обращаются со своими чувствами ко Вселенной, за Вселенной скрывается тот кто создал эту Вселенную, то он в своей милости может ответить. Вот почему у них возникает уверенность,что их религия работает. Эта не так плохо. Плохое в другом, они считают, что их религия единственно правильная. И хорошо, если это какой-нибудь дружелюбное племя папуасов, сидят себе и поклоняются Веплю. А не дай Бог они какие-нибудь агрессивные. Они начинают обращать в свою веру всех других. И надо сказать, когда-то в древности Индия этим переболела. Собственно говоря, в Индии нет насильственного навязывания религии, то которое мы скажем имели в средневековье, помните, Варфоломеевская ночь, когда за ночь перерезали огромное количество людей, которые чем-то отличались и поэтому этот вид йоги также есть.
И когда спрашивают является ли йога религией или не является?И как йога относится к религии? Ответ следующий друзья: йога- не является религией. Может быть это нескромно прозвучит, йога – это выше, чем любая религия. Да, она оперирует с тем, с чем любая религия также как и системы атеизма потом проистекают. То есть мир очень сложный, то есть, если ты обращаешься к Абсолюту, какой-то одной форме религии и он тебе отвечает. То это не значит, что это только так и для всех остальных. А представьте себе, атеист, который обращается к Абсолюту с просьбой его не беспокоить. Он и не беспокоит. И атеист живет в том мире, как если бы не было никаких религий. И в его Вселенной другие законы. Хотя атеист может жить рядом бок о бок с каким-нибудь представителем религии, той или иной секты или церкви. В этом как раз и заключается грандиозность создания Вселенной, которую создал Абсолют, что все находят свое место. Поэтому все споры какая религия истинная, какая не истинная, это вообще говоря споры не о чём. Все споры между атеистами и теистами как оно все сделано, опять же не о чём споры. Это давным давно поняли в Индии, вот почему Индия такая толерантная и терпимая к самым разным точкам зрения. От атеистических до маргинально-секстанстко религиозных. Всем есть место под солнцем. Поэтому в этом отношении Бхакти йога выступает для вас такой йогой, что если вы склонны или вам нравится, или вы живете в той или иной религии,то и продолжайте жить, йога вам поможет. Если же вы атеист, и не нравится вам концепция великого прародителя человечества, не нравится и все. Знаете многие люди приезжают из Запада и смотрят на изображение их Богов. Не нравятся они им. Все хорошо замечательно только чужая культура. Причем не имеющая никакого, впрочем, очень отдаленное отношение к древним ведическим знаниям. Не надо себя насиловать. Не надо, не нравится, ну и оставьте их в покое. Поэтому атеист вы или во что-то верите, или не определившийся, а таких большинство. Это не имеет значения. Йога в этом отношении чрезвычайный такой интеллектуальный прорыв, даже который сейчас, если человечество не усвоит, то сейчас опять начнутся новые религиозные войны или вернее они уже начались.
Дальше идём. Итак, это некие такие фундаменты, как относится к работе, как относится, к религии, мирозданию. Но есть другой огромнейший и важнейший раздел: виды йоги. Собственного говоря, в ведические времена, это были самые важные разделы.
В древней Индии все-таки был упор на интеллектуальность, на достижение Самадхи, на какие-то медитации, на высшие состояния, на высшие просветления. А если копнуть древнюю Индию, то упор делался на совсем другое,я имею ввиду копнуть на древнюю ведическую Индию. На Индию эпохи вед, основа там была прежде всего – Родовая йога.
И логика здесь следующая, любая йога, так как и любая философия, религия и так далее и тому подобное, имеет смысл и хороши только в одном случае, если есть живые люди. Если живых людей нет – друзья, не бывает никаких йог, никаких религий, так же как и атеизм. В мире важней всего живой человек. Есть жизнь – есть йога. Нет жизни – нет йоги. Понимаете? И поэтому сразу же возникает вопрос, мы практикуем йогу, мы живые? Да, пока еще живые! А откуда мы взялись? Родители родили. А родители откуда взялись? Их тоже кто-то родил. И так идёт, идёт, идёт… И я сейчас “кусок” перепрыгну, у нас мало времени. Этот вид йоги у нас прекрасно представлен на интернет йога курсах бесплатных, по адресу: openyogaclass.com. Домой приедете, сядете спокойненько, и будете последовательно изучать от простого к сложному по всем видам йоги. И так, дело в том, что мы живем в кредит, тела нам даны в кредит, тела – это не то, во что мы в состоянии генерировать или создавать. Тела нам даны милостью наших предков, поэтому у нас есть долг перед предками, который мы должны отдавать. В первую очередь, тем что рожаем или поддерживаем детей. А поддерживать надо по любому. Причем самый главный параметр здесь – это определенное количество детей в семье. Детей должно быть не слишком много, не слишком мало. А ровно столько, чтобы вы могли их вырастить, прокормить, дать хорошее образование. Поставить на ноги, как мы сказали. И в зависимости от того, как люди выполняли, Родовую йогу, люди делились на касты. И в древности изначально было деление по кастам по отношению к предкам, и к детям, а в дальнейшем стало, когда началось некое такое разделение труда, добавилось ещё каким видом деятельности ты занимаешься. Хотя оно возникло достаточно поздно, и что знаете, достаточно удивительно, Брахману – высшей касте не зазорно быть земледельцем. Он аристократ, а может пахать, огород свой сажать. А вот в Европе аристократа заставь пахать и сеять.
Так вот изначально было по отношению к детям. И чем больше родители заботились о детях, чем больше они продлевали срок обучения, и больше знаний давали, тем выше каста человека. Самая высшая каста – это Брахманы, затем были Кшатри. Им некогда было вообщем-то. Кшатри занимались, в том числе и управлением или войной. Им воевать приходилось также, как вы понимаете тяжело совмещать. И наконец, Вайши – это торговцы, земледельцы, такого широкого круга, но разница между кастами изначальная, не та, которая сейчас в Индии, сейчас там все перемешалось, была изначально именно по отношению к Родовой йоге. Скажи как ты относишься к Родовой йоге, и я скажу какой ты касты.
И так, для того чтобы йога у вас шла, вы должны начать отдавать долг, либо своих рожать детей, либо по тем или иным причинам нет смысла рожать, ну допустим, у вас 12 братьев и сестер, и у них – по 12 детей, ну куда вам еще рожать? Знаете в Индии, например, или в Африке. Смысла нет рожать. Лучше поддерживай тех потому, что с генетической точки зрения, кармической, и прочих, и прочих мы все клоны. И по это й причине, почему в Средневековой Индии было принято уходить в монастыри и заводить семьи, именно по этой причине.
Так вот, ты должен начать отдавать долг, либо сам рожать детей, либо поддерживать жизнь, то есть детей вообще, иначе, там очень хорошая формулировка, иначе предки тебя проклянут, и не ведать тебе успехов, ни в какой йоге. Очень жестко, лаконично, по существу, быстро, без иллюзий. Хорошо друзья, продолжим после перерыва.