Положение Свободы Совести. Учителя, Посвящение, Парампара, Прямая передача, Первоисточники знания и Свобода Совести.
Друзья, в школе Открытой Йоги изучаются и преподаются только те практики йоги, которые были переданы Учителями Йоги на Запад без каких-либо предварительных обязательств со стороны учеников или которые известны из открытых источников. В школе Открытой Йоги вы найдете только те практики, которые не требуют от людей принятия каких-либо религиозных взглядов, личной безоговорочной преданности какому-либо конкретному Учителю или Ашраму, следования какому-либо определенному образу жизни или мысли. Открытую йогу могут изучать как люди придерживающиеся каких-либо религиозных взглядов, так и атеисты, и люди, не определившиеся со своими взглядами на этот вопрос. Школа Открытой Йоги стремится максимально сохранять свободу людей, изучающих йогу.
Школа Открытой Йоги строит свою работу на принципе Свободы Совести.
Всеобщая декларация прав человека, которая была принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) 10 декабря 1948 года определила базовые права человека. В частности, в статье 18 Декларации указано: «Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов».
В школе Открытой Йоги есть единственное требование при изучении Высших разделов йоги – это принятие Трех Принципов Йоги и вытекающего из них принципа тайны (для некоторых практик). Это делается только для того, чтобы изучающий не причинял вреда другим людям неуместным использованием этих практик и не запутывал начинающих людей вырванными из контекста знаниями. Но даже добровольное принятие Трех Принципов Йоги может требоваться от человека не ранее, чем человек познакомился с той теорией, в которой объясняются и обосновываются эти принципы, чтобы человек принимал на себя их полностью осознанно. Как правило, принятие Трех Принципов Йоги не происходит ранее 108 недель изучения йоги, без каких-либо требований, чтобы человек максимально осознал суть того, что он собирается принимать.
Безусловно, если человек начинает учиться на будущего преподавателя йоги, то есть изучать йогу не для себя лично, а чтобы в дальнейшем нести ее людям, то, чтобы быть принятым на соответствующие курсы, человеку придется принять дополнительные требования, связанные с учебным процессом. Но все эти требования также строго вытекают из трех принципов йоги.
Таким образом, если вы учитесь в школе Открытой Йоги, то все формальности по получению передачи знания происходят в два этапа: до принятия трех принципов и после принятия, и могут осуществляться в естественном, автоматическом режиме.
Если же человек желает обрести Посвящение, личного Учителя – Гуру, быть включенным в цепь Парампары или прямой передачи посвящения, получить доступ к закрытым первоисточникам, вовлечься в какую-либо религию или желает еще чего-либо, что может накладывать серьезные ограничения в жизни и требует многочисленных обязательств, то школа Открытой йоги рекомендует искать все это в других местах.
Безусловно, в школе Открытой Йоги могут быть люди, которые параллельно со знанием Открытой Йоги обладают практиками и посвящениями в йоге, требующими каких-либо дополнительных ограничений с вашей стороны при их получении. И вы можете получать такие практики у них. Но все это должно проходить вне школы Открытой Йоги, в частном порядке или в других школах йоги.
Теперь то же самое более подробно.
Иногда от студентов Открытой йоги поступают следующие вопросы:
« А вы дадите нам Посвящение в йогу?»
« А где мне найти личного Учителя-Гуру Открытой йоги? А вы дадите мне его?»
« А есть ли Парампара, прямая передача знаний в Открытой йоги, и могу ли я ее получить?»
« А откуда знания в Открытой йоге, где первоисточник?»
И многие другие.
Многие студенты, прежде чем прийти в школу Открытой йоги, уже прочитали много книг, посвященных йоге, где эти вопросы обсуждаются, поэтому они ждут ответа в том же ключе, что и в этих книгах.
Как правило, там даются простые и понятные ответы. Но, к сожалению, иногда эти ответы только прибавляют путаницы и непонимания сути вопроса. Особенно печально, когда такие книги порождают множество мифов у западных последователей йоги.
При серьезном рассмотрении этого вопроса всплывают очень важные нюансы, которые показывают всю сложность и неоднозначность этих вопросов и ответов на них. Давайте попробуем разобраться с ними.
Когда встала задача распространения йоги на Западе, то возник вопрос: “А как это сделать с одной стороны максимально доступно для большинства людей, без каких-либо существенных ограничений, но с другой стороны максимально близко к древней, изначальной традиции йоги?”
Вопрос этот не такой простой, как может показаться. Попытаемся очень упрощенно, очень коротко и своими словами объяснить это.
Как представляется в настоящее время, йога изначально является предельно свободолюбивой системой самопознания и познания вселенной, где требуется только определенная степень самоосознанности человека и его заинтересованность йогой.
Любой, кто достиг этой стадии, мог пользоваться этим учением без каких-либо существенных ограничений.
Но затем возникла определенная трудность, так как при занятии йогой, как побочный эффект, возникают разного рода способности и, возможно, сверхспособности. Поэтому некоторыми практиками йоги заинтересовались люди, которые находятся на низкой стадии развития и ответственности за свои поступки, чтобы заниматься йогой как системой самопознания. Но которые захотели использовать грандиозное могущество йоги для вреда другим, для получения примитивной власти и порабощения других. Поэтому стали возникать ограничения на обучение йоге. Опыт показывал, что те люди, кто исполняют свой долг, заботятся о предках и потомках, не склонны злоупотреблять йогой. В это же время люди дикие, не заботящиеся о воспитании детей и уходе за стариками, слишком часто пытаются злоупотреблять йогой. Таким образом, возникло, а затем закрепилось правило: учить йоге только людей из благородных каст. То есть, тех, кто из поколения в поколение заботился о детях, о передаче знаний от старших к младшим. Такие школы продолжают существовать до наших дней. Поэтому самое первое препятствие, с которым сталкивается западный человек, пытаясь начать учиться – это то, что он не принадлежит высшим кастам и ему нельзя давать знание по формальным основаниям. Конечно, есть система обхода этих ограничений, но это крайне осложняет весь процесс.
Затем, с течением времени, из-за смешанных браков людей разных каст, это правило начало давать сбой. В высших кастах рождались люди с низким самосознанием и ответственностью, а в низких – наоборот. Тогда на первый план стали выходить правила отбора по преданности тому или иному религиозному культу с четкими морально-этическими принципами. Такой подход снимал ограничения по признакам происхождения, но накладывал ограничения религиозного характера, преданности религии.
Со временем такая система тоже начала давать сбои, так как увеличилось количество людей с слабо отточенным разумом для правильного использования йоги, но которые подходили для обучения, с формальной стороны этого вопроса. В результате пришлось усложнять процесс посвящением. Такие школы в большом числе сохранились до наших дней. Чтобы учиться в них, надо строго придерживаться той или иной религии и, помимо этого, пройти систему посвящений.
Для западных людей это зачастую неприемлемо в принципе. Западные люди боятся религий.
Чтобы устранить перекосы, связанные с религиозным подходом, и возник подход, связанный с интеллектом. То есть, требовался определенного уровня развитый интеллект, чтобы получить методы и практики йоги. Здесь игнорировалась принадлежность к какой-либо касте или религии. Буддизм и Джайнизм – яркие представители интеллектуальной системы передачи. Такие школы существуют до сих пор, но для западного человека бывает просто очень трудно адаптироваться к этим философским школам. Иногда, ошибочно, системы, построенные на разуме, на западе считали атеистическими, но западный человек боится атеизма иной раз не менее, чем религий.
Безусловно, с течением времени и эти подходы начали давать сбой. Разум – хороший слуга, но плохой господин. В йогу стали приходить люди с отточенным разумом, но злые, бессердечные, такие, которые прикрывают свой звериный эгоизм изящными философскими категориями. Также стала теряться высшая невыразимая, сверхлогичная составляющая йоги, к которой разум может подвести человека, но которую разум не способен понять.
Чтобы исправить этот перекос, был введен фактор Гуру – непререкаемого Учителя Жизни. Собственно роль гуру была очень важна и на всех предыдущих этапах. Но теперь он стал определяющим. То есть, не важно какого вы происхождения, каких религиозных или философских взглядов, насколько вы готовы интеллектуально. Главное – иметь Гуру, который за вас поручится и возьмет на себя ответственность за вас. Обязанности друг перед другом Учителя и ученика очень велики, и это совершенно не знакомо для западной цивилизации. Вспомним хотя бы легенду, когда Сократа приговорили к смерти только потому, что его ученики не явились на суд и не проголосовали за Сократа, хотя могли это сделать. Такое отношение просто немыслимо для ментальности Востока.
Школы, построенные на авторитете Учителя, чрезвычайно могущественные и безусловно существуют сейчас.
Трудность для западного человека заключается и в разном понимании роли Учителя и Ученика в йоге, а также тот факт, что западному человеку очень трудно найти и распознать своего Учителя. Как говорит восточная поговорка: “Учитель – это не тот кто учит, а тот у кого учатся” или ” Учитель – это зеркало твоего высшего Я”, или ” Учитель – это вся Вселенная-Абсолют, которая из милости пришла к тебе в форме человека” и многие другие.
Чтобы исправить и эту трудность, было решено передавать знания на западе анонимно, через публикацию трактатов и описание упражнения, причем на понятных для большинства интересующихся людей языках, в том числе западных. То есть на Востоке вдруг мог быть опубликован текст без привязки к какой-либо традиции или гуру, который давал такие глубокие знания по йоге, которые с трудом можно было найти где-либо еще. Более того, само чтение такого текста приравнивалось к практике йоги, а в некоторых случаях к получению посвящения в ту или иную традицию. Иногда давались такие пояснения, что некогда были учителя, но у них не было подходящих учеников, и тогда, предвидя их появление через столетия, учителя писали и прятали такой текст. Через определенное время рождался подходящий ученик, который получал текст и незримое посвящение от Учителя. Считалось, что для Учителя пространство и время не преграда, если есть преданный ученик. Так иногда сами собой возникают школы и направления.
Отрицательная сторона этого подхода также хорошо известна. Это нежелание переоткрывать и перепроверять на своем личном опыте все то, что человек прочитал в трактатах. Нежелание работать со своим физическим телом и регулярно практиковать. Поэтому возникает путаница в головах людей, которые, читая все подряд, но не практикуя и не проверяя на опыте, получают мешанину из религий, философий, практик, суеверий и т.д. Также трудность – это ментальная псевдореализация знаний, когда человек бывает очарован текстом, и ему кажется, что он все понимает, и что он чувствует, что уже достиг высших стадий в йоги. Такой человек “витает в облаках”, и его представления о жизни очень часто рассыпаются при столкновении с грубой бытовой реальностью. Также такой подход становится пристанищем для самодовольных эгоистов, не способных на контакт с другими людьми. Они так говорят: “Зачем все делать, если все сказано в трактате?”
Вероятно существуют еще другие подходы или комбинации их, которые призваны защитить йогу и сохранить ее.
Все школы йоги, которые пользуются перечисленными выше подходами, являются очень уважаемыми и сильными. Они прекрасно справляются со своей работой по передаче и распространению йоги, и нет никаких оснований что-то в них менять. Эти школы очень хорошо справляются со своими целевыми группами людей, которым такие подходы близки.
Однако, к сожалению, западному человеку бывает очень тяжело получить йогу в рамках этих систем. Учителя и представители этих школ прекрасно понимали и понимают эти трудности. Следует помнить, что все эти школы – это не разные виды йоги, а единая йога в разных упаковках. А упаковка не имеет отношение к содержанию. То есть, если условия поменялись, то надо, не отменяя старое, искать новые формы для распространения йоги.
Поэтому, когда встал вопрос, как распространять йогу на Западе, был предложен новый параллельный подход. Минимальное количество требований. Прозрачность и понятность этих требований разумом обычного человека. Невмешательство в свободу совести. Не-апеллирование к чему-то непознаваемому. Неподкрепление знаний йоги какими-либо сверхспособностями.
Суть его в том, чтобы Учителя, которые находятся в разных школах, дали те практики йоги, которые самые древние и которые минимально что-либо требуют от западного человека, так, как это было возможно во времена зарождения йоги. Более того, в некоторых случаях дать эти практики анонимно, чтобы не было ассоциативной связи с тем местом, где практика сохранилась до наших дней. Как мы видели, часто школы йоги являются всего лишь хранителями, а не владельцами практик. Какая разница, во что был одет сторож, который сохранил ваши ценности. У него никаких обязательств в этом плане.
При этом настаивать на следующих вещах, которые выводятся из трех принципов йоги:
1. Уважительное отношение к жизни, к предкам, потомкам. Не бывает йоги без живых людей.
2. Религиозные, атеистические или какие-либо другие взгляды на жизнь должны быть сугубо личным, частным делом человека.
3. Постоянное оттачивание своего разума. Сверхлогичное знание не противоречит логичному знанию. Логика – это частный случай сверхлогики.
4. Уважительное отношение к Учителям. Есть много вещей, которые нам еще не доступны и которые мы еще не понимаем. Лучше сто раз проявить уважение “псевдоучителям”, чем один раз не проявить Истинному Учителю.
5. Постоянная практика и работа по Переоткрытию и подтверждению всех знаний йоги, вне зависимости от того, каким путем вы их получили. Ни один Учитель, ни одна школа йоги не пройдет за вас путь познания.
Справедливости ради, надо отметить, что в некоторых националистически настроенных кругах стран Востока такой подход не приветствуется, и там по-прежнему требуют жестких регламентов, хотя зачастую, совсем не разбираясь в йоге.
Но вот уже более 200 лет открытый подход в распространении йоги на западе получает отличные результаты. Более того, основная часть людей на западе вообще знает слово “йога” благодаря такому подходу.
Величайшие Учителя Йоги, такие как Свами Вивекананда, Шива Чандра Видьярнава и многие другие придерживались такого подхода.
Самое удивительное, что значительное число людей с Востока сами познакомились с йогой только после того, как она попала на Запад. И этот факт во многом спас йогу на Востоке после того, как она стала популярна на Западе. Как говорится, давая другому, ты даешь себе.
Еще один интересный, малоизвестный аспект, который следует обязательно отметить. Суть его в том, что процесс передачи в открытое пользование знаний йоги продолжается и поныне. Действительно, чтобы не навредить традиционным школам йоги Востока и уместно давать практики западным людям, необходимо время и известная осмотрительность. Действительно, некоторые тексты и практики, которые сегодня общеизвестны, возможно еще 100 лет назад вызвали бы путаницу.
Другой важный момент в распространении йоги на Западе – это упор на то, что все практики не следует принимать на веру только потому, что они пришли с Востока. Следует же, заручившись известным доверием в то, что это – не чушь, переоткрывать эти практики самостоятельно.
Школа Открытой Йоги как раз и возникла как школа, в которой все вышеперечисленные аспекты были осуществлены. Школа Открытой Йоги была создана не для того, чтобы подменять или конкурировать с другими школами йоги на Востоке или Западе, а для того, чтобы дать возможность приобщить к йоге как можно большее число людей, без каких-то непреодолимых требований. Все те Учителя, Преподаватели, практики йоги, которые передавали и сохраняли для нас знание йоги – это очень скромные и не публичные люди. Многих из них уже нет среди нас. Они были не склонны выпячивать себя и брать личных учеников, так как они сделали гораздо больше. Если бы в этом был смысл, то они поступали бы по-другому. Главное, что они сохранили и дали йогу миру. И хотя мы должны постоянно искать встречи с Учителями (в какой бы традиции они не были, так как йога – едина), но при этом надо помнить, что нам в этом никто не сможет помочь. Распознать своего Учителя мы можем только самостоятельно.
Учителя в конце концов не обязаны брать вас в ученики, если они видят, что доступной информации больше, чем достаточно, для вас сейчас. Не следует приставать с расспросами, где найти себе Учителя, вы можете поставить в неловкое положение тех, у кого спрашиваете. Тем более, что они могут просто и не знать этого.
В любом случае Школа Открытой Йоги – это место, где вы можете, не теряя время, получить много практик и возможность подготовить себя к встрече со своими Учителями. Но никто не даст вам гарантии, что вы встретите здесь своего Учителя и (или) этот учитель согласится с вами работать, так как здесь возможны серьезные ограничения с вашей стороны. Так что это вы должны делать сами.
В школе Открытой йоги вы предельно свободны. Вы не отвечаете за Школу, за многочисленные другие школы, в которых хранились и передавались эти знания. Так же, как и Школа не отвечает за вас, подобно тому, как если бы вы как турист приехали в другую страну, то вы не будете отвечать за внешнюю политику этой страны. Так же и страна не будет отвечать за ваши политические взгляды.
Принцип школы Открытой йоги: “Долг вместе меньше, чем долг по отдельности. Свобода вместе больше, чем свобода по отдельности”.
Все остальные формы взаимоотношений должны быть в другом формате и в других местах, так как они зачастую накладывают другую ответственность и другие как права, так и обязанности, к которым большая часть западных людей не готова.