Чакры: путь к себе!

Открытый Йога Журнал

































































































































В статье
«С чего начинаются чакры» мы рассмотрели, что такое чакры, как они творились и какие моменты необходимо осознать перед более глубоким их изучением. В этой статье мы подробно поговорим о каждой чакре, узнаем, что они из себя представляют, за какие наши проявления отвечают и как это связано с процессом самопознания.

Подобное в подобном

Сотворение нашей Вселенной и каждого отдельно взятого живого существа стало возможным благодаря действию майи — особой силы, которая заставляет одно казаться другим, порождая иллюзию двойственности. Она возникла как результат изначальной вибрации Абсолюта (первопричины бытия), который волеизъявил проявиться. Действие майи заключается в том, что, с одной стороны, она скрывает истинную природу Абсолюта, но с другой, — позволяет ему проявляться в мире во всём многообразии форм жизни и явлений природы.

Когда мы входим в этот мир, наши тела формируются из тех же самых принципов, из которых была создана вся Вселенная и благодаря которым мы
«подключаемся» к ней. Выйдя из единого источника нашего высшего «Я», прана (жизненная сила) под действием майи разделилась на Сознание (аспект вечной неизменности) и Энергию (аспект вечного видоизменения). Далее, взаимодействуя между собой, они начали творить один принцип за другим. В процессе этого творения действие майи усиливалось, а Энергия и Сознание удалялись друг от друга. При этом движение Энергии в майе становилось всё более ограниченным, а свет Сознания просвечивал её всё меньше. Путь расхождения Сознания и Энергии называется Сушумна, или Центральный канал, первая ассоциативная связь нашего высшего «Я» со своими проявлениями. Этот канал на физическом плане проецируется на область вдоль позвоночника, проходя от макушки головы места сосредоточения Сознания, до основания тела обители Энергии. Соединяя их таким образом, Сушумна «нанизывает» на себя все чакры, которые и являются теми же принципами построения Вселенной, но на уровне каждого индивидуального «Я».

Таким образом каждое живое существо получает тело, состоящее из трёх групп: грубое — физическое тело; тонкое — эмоции, мысли, представления о себе; и тончайшее, или причинное, — самый глубинный, сложно понимаемый уровень, с которым связаны состояния беспричинной радости или, наоборот, тоски, депрессии. Чакры охватывают все эти структуры от тончайших до самых грубых и проецируются на те или иные области нашего физического тела.

Исходя из вышесказанного, каждую чакру можно описать по ряду характеристик:

  • соотношение плотности вибраций Энергии и света Сознания;

  • цвет — разные школы дают разную характеристику цвета одной и той же чакры, поэтому мы не будем его касаться;

  • звуковая вибрация, или биджа-мантра, семенная односложная мантра (биджа в переводе с санскрита — «семя»), каждая чакра имеет свою вибрацию;

  • количество лепестков: чакры часто описывают как лотосы с разным количеством лепестков, каждый из которых отвечает за свои проявления и соответствует определённой букве алфавита. Лепестки первых шести чакр составляют санскритский алфавит — 50 букв, седьмая чакра, тысячелепестковый лотос, содержит 20 раз по 50 букв;

  • базовая эмоция или чувство;

  • соответствующий орган восприятия и орган действия. Органы чувств отвечают за получение информации извне, а функция органов действия* заключается в совершении действий, направленных вовне.

Принципы творения и соответствующие им чакры

1. Принцип Разума

Самый первый принцип, который был сотворён при нашем вхождении в этот мир это принцип Разума. В нашей жизни он проявляется через Аджна чакру. Эта чакра имеет два лепестка, её биджа-мантра — ОМ. Проецируется в теле на область межбровья, также её называют «третьим глазом». На принцип Разума майя оказывает минимальное воздействие, поэтому взаимодействие Сознания и Энергии здесь максимально интенсивное. Соответственно, эта чакра состоит из тончайших вибраций Энергии, сквозь которые Сознание светит в наибольшей степени.

Принцип Разума — это сама возможность существования разумной жизни во Вселенной. В отличие от научной точки зрения, которая возникновение разума считает результатом биохимических процессов, происходящих в мозге, йога утверждает, что мозг и вся нервная система являются лишь грубыми инструментами, подчинёнными разуму, но никак не причиной его возникновения. Разум не генерируется нервными импульсами. Напротив, развитая нервная система — это результат раскрытия принципа Разума в процессе эволюции любого живого существа от самых простейших форм жизни до высокоразвитых. Поэтому будет некорректным заявлять, что менее развитые существа лишены принципа Разума. Они не лишены, но возможность проявлять и использовать свой разум у них ограничена строением их тел и уровнем развития нервной системы. Тело же человека с его сложным устройством и тонкой нервной системой, подобной высокочастотному ретранслятору, позволяет реализовать принцип Разума в несоизмеримо большей степени. Таким образом на основе данного принципа функционирует и раскрывается наш собственный разум и подчинённый ему ум, и отвечает за этот процесс Аджна чакра.

Разум — это уровень логики, аналитического мышления, воображения, интеллекта, памяти. С помощью разума мы приобретаем новые знания, структурируем их, делимся ими с другими. Развитый разум помогает нам познавать мир, развиваться, накапливать жизненный опыт и мудрость. Ум — это структура более низкого порядка, которой в том числе активно пользуются животные. Иногда его называют чувственным или инстинктивным мышлением, так как он всегда направлен на объекты чувств посредством органов восприятия и органов действия и тесно связан с эмоциями, возникающими из-за контакта с этими объектами. Поэтому йога называет ум шестым органом чувств, стоящим над остальными пятью — слухом, осязанием, зрением, вкусом и обонянием. И как любой другой орган чувств, ум у одних людей может быть более восприимчив к поступающей информации, у других — менее восприимчив, что напрямую влияет на формирование индивидуальной картины мира у каждого отдельного человека.

С уровня принципа Разума контролируются все последующие принципы и связанные с ними органы чувств и эмоции, так как он первичен по отношению к ним. Этот принцип можно сравнить с чистым холстом, на который в процессе творения, подобно слоям краски, один на другой наносятся все последующие принципы, создавая целостную картину. И воздействуя на сам этот холст, мы автоматически воздействуем на всю картину в целом и на каждый её слой по отдельности.

При гармоничной работе Аджна чакры у человека повышается концентрация внимания и, как следствие, улучшается память; мышление становится более выверенным и логичным. Проявляются способности к постижению духовных знаний. Это уровень раскрытия заложенного в нас могущества и обретения сверхспособностей. Однако наличие недисциплинированного ума может быть серьёзной помехой на пути самопознания. Поэтому йога рекомендует усмирять беспокойный ум и оттачивать его. Это позволяет максимально раскрывать способности разума и направлять его в сторону духовного развития.

2. Принцип Пространства (Эфира)

Он же Вишудха чакра, которая имеет шестнадцать лепестков, биджа-мантра — ХАМ. На физическом уровне проецируется на основание горла. В этой чакре действие майи усиливается по сравнению с Аджной, вибрации Энергии становятся немного плотнее, а Сознание светит в меньшей степени. Вишудха отвечает за нашу способность издавать и воспринимать звуки, что соотносится с органами речи — языком, голосовыми связками и органом слуха — ушами.

Принцип Пространства также неразрывно связан со временем: не может быть одного без другого. Потому как распространение и восприятие нами любых звуковых вибраций может осуществляться только при наличии пространства. Время же распространения звука от его источника до получателя зависит от расстояния между ними, которое звуковой волне нужно преодолеть. В связи с этим важно отметить, что именно слух помогает нам ориентироваться в пространстве и определять своё положение и расстояние относительно других объектов. Кроме того, у нас есть такой орган, как вестибулярный аппарат, который расположен в среднем ухе и отвечает за положение и перемещение нашего тела в пространстве.

Вишудха чакра также отвечает за самовыражение через голос и речь. С помощью этого центра мы проявляем свой внутренний мир и ярче воспринимаем мир окружающий. Когда Вишудха работает гармонично, человек красноречив, умеет чётко выражать свои мысли, подбирать правильные слова, речь становится приятной для восприятия, вдохновляет других и побуждает их к действию. Правдивость слов и быстрое их воплощение в жизнь — это качества человека с развитой Вишудха чакрой. Такой человек ведёт за собой окружающих, одним только словом воздействуя на них. За ним идут и ему верят!

3. Принцип Воздуха

Далее следует принцип Воздуха, или Анахата чакра, которая имеет двенадцать лепестков, биджа-мантра — ЯМ. Анахата проецируется приблизительно на центр грудной клетки.

Эта чакра также называется сердечным центром, но не потому, что связана с нашим сердцем, а потому, что находится на середине пути между полюсами Энергии и Сознания. Чем в большей степени задействованы нижние чакры, тем сильнее в нас проявляется фактор Энергии, и мы уходим в ощущения. И наоборот, чем больше задействуются верхние чакры, тем сильнее фактор Сознания проявляет себя, и мы от ощущений переходим к размышлениям и логическому анализу. А вот Анахата чакра — это как раз то место, где Энергия и Сознание пребывают в балансе и уравновешивают друг друга. Именно поэтому в йоге считается, что медитируя на этот центр, мы способны быстро принимать взвешенные решения. Так как чувства здесь уравновешиваются разумом, а разум чувствами.

Сердечная чакра отвечает за осязание — восприятие мира через тактильные ощущения. Наша кожа — это самый большой по площади орган чувств, а руки выполняют роль органа действия. Посредством прикосновений мы выражаем свою любовь и получаем её от других. А именно за проявление любви ответственна Анахата. Она наполняет наше сердце милосердием и состраданием ко всему миру. Так мы приобретаем способность чувствовать мир и всех живых существ.

Когда мы недополучаем в необходимом нам объёме тактильных ощущений, это становится препятствием для нашего гармоничного развития и духовного роста. В этом случае могут возникать негативные эмоции, связанные с этой чакрой, такие как ревность или обида. Здесь нам может помочь один из самых загадочных разделов йоги — Ньяса йога, йога прикосновений. За счёт восполнения нехватки тактильных ощущений она способна в десятки раз ускорить любую йогическую практику и привести к балансу Энергию и Сознание в нашем теле.

4. Принцип Огня

Огненный принцип — это Манипура чакра, которая имеет десять лепестков, её биджа-мантра — РАМ. По разным версиям Манипура проецируется на область пупка или чуть выше него — на область солнечного сплетения. В этой чакре действием майи чаша весов начинает склоняться в пользу Энергии, вибрации которой становятся ещё грубее, а свет Сознания, соответственно, тускнеет. Канал восприятия, за который отвечает Манипура, — зрение. А самой характерной чертой данной чакры является проявление активности и движения, поэтому орган действия, связанный с ней, — это ноги, так как они ответственны за функцию передвижения.

Огонь — самый яростный принцип. Он обеспечивает нашу жизненность, физическую мощь и иммунитет, который напрямую связан с пищеварением. В йоге есть практики, направленные на работу с Манипура чакрой, которые так и называются: практики «по разжиганию жизненного огня». Этими же практиками мы работаем и со своим гневом — обратной стороной ярости, за которую ответственна Манипура. Всем известно выражение «быть ослеплённым гневом». И правда, тот, кто находится во власти этой эмоции, будто теряет способность ясно видеть, перестаёт различать, что правильно, а что нет, и может, как говорится, «наломать дров».

Однако гнев не обязательно должен рассматриваться с негативной точки зрения. Энергия гнева из разрушающего фактора может быть трансформирована в созидательный и направлена на достижение поставленных целей. Человек, подчинивший себе свои яростные проявления — это предельно сконцентрированная, целеустремлённая личность. Такой человек ясно смотрит вперёд, эмоции не затмевают ему взор. Он, напротив, черпает силу из своего гнева и уверенно шагает к достижению своих целей. В древних источниках утверждается, что йогин, поставивший под контроль Манипура чакру, не имеет преград на своём пути, чем бы он ни занимался. Таким образом, Манипура наделяет нас решимостью, харизмой, уверенностью в себе и властью. Она помогает нам преуспеть в социальной жизни.

5. Принцип Воды

Следующая чакра — это Свадхистхана, соответствует принципу Воды. Имеет шесть лепестков, и её биджа мантра — ВАМ. Свадхистхана проецируется на область ниже пупка, в район органов малого таза, и напрямую сопряжена с функцией половых органов. Отвечает за стремление ко всем видам чувственных наслаждений, в том числе и сексуальное влечение. Канал восприятия, которым управляет эта чакра, — вкус, самый выразительный источник получения удовольствия через органы чувств.

Основная особенность Свадхистана чакры в том, что она ответственна за творчество. А самым главным выражением творческого потенциала является проявление сексуальности, так как она приводит к рождению новой жизни. И нет ничего выше этого, потому что это то же самое, что творение новой Вселенной. Вода питает жизнь, и она же утоляет жажду, наполняя удовольствием от вкушения этой жизни. Поэтому все чувства, связанные со Свадхистханой, такие как вожделение, страстное желание обладать, стремление к наслаждению — являются порывом этого изначального творческого потенциала. Его очень тяжело удерживать, он, как вода, которая, если не находит прямого выхода, ищет обходные пути и всегда их находит, вопрос лишь в том когда и как.

Поэтому, кроме своего прямого назначения, этот потенциал может реализовываться в любом другом виде творчества: в искусстве, в науке и т.д., что, по сути, является той же самой сексуальностью, но направленной в другое созидательное русло. Таким образом, наша энергия сексуальности реализуется через любую сферу деятельности, в которую мы вовлекаемся с целью получить удовольствие.

6. Принцип Земли

Принципом Земли завершается процесс творения. Земля — самый плотный и инертный принцип Вселенной, потому что майя воздействует на него сильнее всего. Здесь, в Муладхара чакре, Энергия «засыпает» и замыкается сама на себе, производя и поглощая свою же вибрацию, а лучи Сознания светят в минимальной степени. Муладхара имеет четыре лепестка, и её биджа-мантра — ЛАМ. Она проецируется на основание нашего тела — на область промежности и ануса, и связана с функцией выделения.

Эту чакру часто называют «корневой», так как принцип Земли — базовый элемент нашего физического существования, это наш фундамент. Поэтому Муладхара связана с самыми грубыми и плотными проявлениями нашего тела, такими как костная система — наш каркас и опора! Также эта чакра связана с инстинктом самосохранения и отвечает за эмоцию страха. А любой страх, так или иначе, можно свести к страху лишиться жизни. Это неотъемлемая эмоция в вопросах безопасности и выживания. Она заставляет любое живое существо быть осторожным, чем и увеличивает его шансы уцелеть в опасной ситуации.

Муладхара также отвечает за обоняние. Нос — это тот орган чувств, который первым «унюхивает» опасность и через запах сообщает о наличии угрозы для жизни, когда ещё ни глаза, ни уши её не обнаружили. Обоняние также помогает найти себе наиболее подходящую пару для произведения на свет здорового и жизнеспособного потомства. Поэтому оно, как и страх, так важны для животных в дикой природе, где каждый шаг связан с опасностью. Благодаря этим факторам и человек выжил как вид. Но сейчас наша жизнь уже в меньшей степени сопряжена с ежедневной борьбой за выживание. Тем не менее, обоняние остаётся для нас очень важным каналом восприятия. Правда теперь оно задействуется нами чаще в связке с наслаждениями, чем с опасностями.

Мы также не лишены и страхов, но эти страхи в большинстве случаев лишены оснований. Возникновение страха без объективных на то причин очень часто является лишь отголосками инстинкта самосохранения. Трансформируясь в фобии, чувство страха в буквальном смысле высасывает из нас жизненную силу и тормозит даже наше материальное развитие, не говоря уже о духовном. Поэтому работая с Муладхарой, мы можем научиться избавляться от неуместных страхов.

Когда Муладхара работает гармонично, мы чувствуем связь с землёй, природой. Мы полны жизненных сил, которые даёт нам принцип Земли. Это выражается в чувстве стабильности и безопасности. Мы уверенно стоим на ногах и легко реализуем свои базовые потребности!

Мы рассмотрели шесть чакр в порядке творения фундаментальных принципов Вселенной — от тонких к грубым, сверху вниз. Однако процесс постижения своей изначальной сути — это движение в обратном порядке — снизу вверх, когда каждый нижестоящий принцип растворяется в вышестоящем. Это соответствует пути духовной реализации личности, который завершается слиянием Сознания и Энергии в седьмой чакре.

Сахасрара — венец духовного преображения!

Над шестью чакрами возвышается Сахасрара — тысячелепестковый лотос, седьмая чакра и обитель чистого Сознания! Её биджа мантра — ХРИМ. Она проецируется на область макушки головы или, по некоторым версиям, даже над макушкой. Когда из основания тела пробуждённая ото сна Энергия поднимается по Центральному каналу, в обратном порядке проходя одну чакру за другой и растворяя их, именно здесь, в центре Сознания, завершается её путь. Когда в этом месте Энергия и Сознание сливаются воедино, человек возвращается к источнику творения жизни и постигает своё высшее «Я». Это область полной духовной реализации — сверхсознательное состояние высочайшего блаженства. Это конечная цель Йоги — единение с Высшим!


Сахасрара хоть и называется седьмой чакрой, но, по сути, это больше, чем чакра. Все чакры созданы принципами творения Вселенной, но Сахасрара находится выше всех принципов — за пределами любых материальных ограничений, вне времени и пространства, соединяя проявленное с непроявленным. Она не поддаётся никакому логическому описанию, потому что это центр сверхлогики. Это проводник духовных откровений от нашего высшего «Я», которые проявляются как Высшая интуиция. Сахасрара стоит над Аджна чакрой, центром Разума, поэтому интуиция всегда выше разума. Если логика разума основана на размышлении, анализе, опыте и памяти, то интуиция — это способность прямого постижения любого знания, включая и Высшее знание, минуя процесс мышления.

Интуиция проявляется в нашей жизни спонтанно и непредсказуемо. Иной раз она приходит к нам в виде молниеносных ответов, на которые разум даже ещё не успел сформулировать вопросы. Также она проявляется как предупреждение о неявных опасностях, которым разум не находит обоснований, или, наоборот, приходит как небывалая уверенность в правильности своего выбора.

Интуиция — это когда не думая знаешь!

Однако не всё так просто. Очень часто мы не распознаём посланий от нашего высшего «Я». Они игнорируются нами и теряются, а вместо первого правильного решения, пришедшего к нам интуитивно, мы выбираем второе — обдуманное, но не всегда верное. Или же наоборот мы принимаем свои собственные заблуждения за проблески высших откровений, путая «грешное с праведным». Поэтому очень важно развивать разум, который с помощью логики будет искусно отсекать всю нелогичность и заблуждения. С другой стороны, необходимо научиться ставить его под контроль, не позволяя ему своим анализом блокировать сверхлогичные проблески интуиции.

Логика — это лишь частное проявление сверхлогики. И этот фактор делает разум ограниченным, не позволяя ему с помощью логики увидеть полной картины бытия. Он видит мир фрагментарно, поэтому может ошибаться. Чистый, как кристалл, разум может принять и отразить свет Высшего, придав ему ограниченную форму, но он не способен, как бы ни пытался, логически обосновать сверхлогичное. Потому что сверхлогика — невыразима, она объединяет в себе понятия доброты и сострадания, которые являются основой основ всего мироздания, и без которых не может быть успешной ни одна духовная практика.

Следует помнить, что разум — это наш инструмент, а не хозяин. Настоящий хозяин — это наше Высшее «Я», которое с уровня сверхлогики даёт нам внекармичные толчки к духовному развитию. Таким образом, раз за разом получая опыт интуитивных постижений, разум, испытав вкус Высшего, со временем выработает чутьё к интуиции и впредь более не будет чинить ей препятствий. Когда разум чист и спокоен, он способен беспрепятственно принимать послания свыше; когда Аджна находится в гармоничном подчинении у Сахасрары, тогда интуиция проявляет себя в полной мере. И она никогда не врёт!

«Интуиция — это наш первый учитель. Интуиция приносит человеку прекрасные послания от Непознанного, которое является началом его высшего познания». Шри Ауробиндо Гхош, индийский философ, поэт

Если принцип Разума мы сравнивали с холстом, на котором написана картина жизни, и, контролируя который, мы способны контролировать все «краски» жизни на нём, то Сахасрара — это уровень того, кто смотрит на эту картину. Став наблюдателем за холстом, мы выходим за его рамки и более не ограничены ни его размерами, ни формой. Теперь, разотождествившись с картиной, мы познаём её всецело и обретаем над ней абсолютную власть. Таким образом, достигнув Сахасрары, мы раскрываем все знания в самих себе и обретаем свободу!

Система чакр — это фундаментальные знания об устройстве всех структур нашего тела, о том, как оно творилось и за счёт чего функционирует. Мы имеем возможность прикоснуться к этим знаниям благодаря йогам и йогиням древности, которые оставили после себя трактаты с различными описаниями чакр и конкретных практик, а также благодаря Учителям и школам йоги, которые сохранили и передали их нам. Этот ценный ориентир помогает нам сформировать представление о том, в каком направлении двигаться.

Наши чакры — это кладезь неисчерпаемого могущества внутри нас и источник запредельной истины, который нам ещё предстоит переоткрыть. Ни одна из чакр не является более важной или менее важной, главной или второстепенной. Все чакры одинаково важны, и ни одной из них нельзя пренебрегать в практике йоги. Так как слаженная работа всех чакр — это залог успеха на пути самопознания и достижения свободы!

Постигайте свою истинную суть,

сквозь чакры проложив духовный путь!

____________________________


*Следует отметить, что в отличие от органов чувств, которые всегда неизменно «закреплены» за своими принципами и их чакрами, с органами действия дела обстоят немного сложнее — существуют некоторые различия в последовательности их перечисления от грубых к тонким в зависимости от учения, которое их описывает. Так, используемая нами в данной статье привязка органов действия к чакрам хоть и является наиболее распространённой, но не единственно возможным вариантом. Какие ещё существуют варианты соотношений органов действия с чакрами и почему возникло такое расхождение в разных учениях — объясняет Джон Джордж Вудрофф, более известный как Артур Авалон, в своей книге «Змеиная сила», опираясь на Тантра-Шастру, Санкхью и Веданту. (Глава 5, стр. 108, Изд.: Центрполиграф, Москва, 2012).


Автор статьи: Натали Наг, Ольга Белоус, Евгения Агни

Автор рисунка статьи: Светлана Мауна

Рисунки чакр: из книги Артура Авалона «Змеиная сила»

Редакция: Анна Вита, Алла Рави, Мария Гаятри, Евгения Агни

Главный редактор: Мирра

Куратор проекта: Керигона



<>
Вернуться в журнал…

OpenYogaJournal@gmail.com

Поделиться Открытой Йогой:

Оставьте комментарий