Вопросы и ответы. Вадим Запорожцев
Вы помните, что йога – это система самопознания. Это система, как гармонично применить какое-то высшее духовное знание в своей жизни. И самый древний авторитетный источник по йоге, по всем таким философским знаниям, которые сохранились в Индии, так вот, этот источник называется древние Веды, как Ригведа и так далее. Точнее даже, вся эта идеология Вед. И, знаете, вот давно я йогу преподаю, много разных разделов, многие виды йоги известны, в более поздние времена некоторые, в более ранние некоторые, в средневековье практиковались, конечно же. Мы пытаемся их адаптировать для современных людей, дать их в наглядной форме, но всегда, знаете, хочется опереться на что-то глубинное, на какую-то основу всего, не в плане идеологии, не в плане учения, а в плане, как вам сказать, жизни.
И вот, чтобы я ни делал, получается философия идеология Вед, то есть, как ты не пытайся переоткрывать, какие-то свои конструкции делать, все равно упираешься на то, что до тебя уже было сделано, очень-очень хорошо апробировано тысячелетиями и, по сути дела, все новое – это хорошо забытое старое и, в первую очередь, в идеологии Вед. Эта идеология Вед по-новому раскрывается в связи с полной перспективой жизни человека, ставшего на духовный путь.
Название лекции :
Вопросы и ответы. Вадим Запорожцев
Автор: Вадим Запорожцев
Дата: 2012.09.15.
Где: Международный Открытый Йога Университет
Краткое описание : Какое отношения к детям и к родителям должно быть в йоге согласно ведическим знаниям? Современное отношение к йоге на Западе. Жизнь во Вселенной. Почему так важнен вопрос преемственности жизни? Каковы ведические стандарты семьи? Рождение потомства и наш эгоизм. Разделение людей на касты, к чему это привело и почему система развалилась? Что говорят Веды о супружестве, что можно называть таковым? Йога и религия. Преподавание йоги детям. В каком виде находятся Веды сегодня? Откуда В.В.Запорожцев берет информацию?
Скачать Текст, Аудио, Видео Варианты здесь: www.openyoga.ru
Слушать Аудио:
Смотреть Видео: Ссылка на видео
Читать Текст:
Итак, друзья у нас сегодня 15 сентября 2012 года, меня зовут Вадим Запорожцев, я преподаю йогу. Это у нас лекции Международного Открытого Йога Университета. Вся архивная информация у нас на сайтах: www.openyoga.ru, www.happyoga.narod.ru, www.yogacenter.ru. Так же у нас есть интернет курсы дистанционные, бесплатные, по адресу: www.kurs.openyoga.ru , тоже для самостоятельного изучения йоги.
Давайте, мы подумаем, чемупосвятить нашу сегодняшнюю лекцию, так как после долгого перерыва не могу начинать совершенно новую тему. Поэтому я предлагаю обсудить какие-то, может быть, очень серьезные, жизненно важные вопросы, может быть, какие-то мысли, замечания и выслушать вопросы от вас по тем или иным разделам йоги.
С самого начала я хочу сделать акцент на том, что нашу деятельность Международного Открытого Йога Университета мы постоянно, так сказать шлифуем, и вы знаете, чем дольше я этим занимаюсь, чем дольше я это шлифую, тем в большем объеме получается идеология древних Вед.
Вопрос отношения к детям и к родителям в йоге.
Вы помните, что йога – это система самопознания. Это система, как гармонично применить какое-то высшее духовное знание в своей жизни. И самый древний авторитетный источник по йоге, по всем таким философским знаниям, которые сохранились в Индии, так вот, этот источник называется древние Веды, как Ригведа и так далее. Точнее даже, вся эта идеология Вед. И, знаете, вот давно я йогу преподаю, много разных разделов, многие виды йоги известны, в более поздние времена некоторые, в более ранние некоторые, в средневековье практиковались, конечно же. Мы пытаемся их адаптировать для современных людей, дать их в наглядной форме, но всегда, знаете, хочется опереться на что-то глубинное, на какую-то основу всего, не в плане идеологии, не в плане учения, а в плане, как вам сказать, жизни.
И вот, чтобы я ни делал, получается философия идеология Вед, то есть, как ты не пытайся переоткрывать, какие-то свои конструкции делать, все равно упираешься на то, что до тебя уже было сделано, очень-очень хорошо апробировано тысячелетиями и, по сути дела, все новое – это хорошо забытое старое и, в первую очередь, в идеологии Вед. Эта идеология Вед по-новому раскрывается в связи с полной перспективой жизни человека, ставшего на духовный путь.
Вот смотрите, согласно идеологии йоги, нас всех призывают достичь огромных высот могущества самопознания, уже именно в этой жизни. То есть нечего растягивать достижения высшей цели на какие-то многие-многие жизни, а лучше всего достичь всего, именно в этой жизни. Но, как говорит поговорка, надейся на лучшее, готовься к худшему. И, так или иначе, может случится, что в этой жизни мы с вами не достигнем высшей цели в йоге – высшей свободы в йоге, каких-то высших сверхсостояния и что же с нами тогда произойдет? Безусловно, поднявшись на какую-то ступень, уже на ней и останемся, но мы будем вынуждены умереть с вами. После того, как мы с вами умрем, мы с вами должны будем обязательно родиться.
То есть, подобно тому, как солнце на западе заходит, а потом на восходе встает. И конечно, можно думать, что на восходе встают разные солнца, а на западе заходят так же разные солнца, но все гораздо проще – это одно и тоже солнце движется по кругу. Вот точно так же и мы с вами: рождаемся и умираем. И после того, как вы умрете, вы не можете провести в каких-то других состояниях больше определенного количества времени, рано или поздно вы снова здесь родитесь. Родитесь в тех условиях, которые вы породили своей предыдущей жизнью, своей предыдущей кармой и вот в этой, уже новой жизни, вы начнете свой путь именно с того момента, где закончили в старости, в предыдущей жизни. Таким образом получается, что весь духовный путь йоги растягивается на многие-многие жизни, то есть с каждой жизнью мы поднимаемся но новую ступеньку и так продолжается достаточно долго.
Итак, еще раз вам напомню, что идеал йоги, чтобы вы уже в этой жизни прыгнули, что называется, уже прошли по всем ступенькам и достигли самого большого состояния, которое формально называется, вообще-то, состоянием бессмертия. Почему? Потому что вы выходите из необходимости умирать и, соответственно, рождаться вновь. Кто из вас может похвастаться, что он такой уникальный? Мы не знаем своей кармы. Может быть, это нам кажется, что это мы такие умные дядечки и тетечки, а при более глубоком рассмотрении в нашей жизни могут быть большие пробелы, мы их просто сейчас не видим.
Так вот, как следствие этого механизма рождения и смертей из поколения в поколение в теорию и практику йоги вторгается очень серьезный фактор, а именно фактор отношения к детям и родителям. То есть, на первый взгляд: вот мы уже родились, у нас своя собственная жизнь, какое нам дело до наших предков? С другой стороны, если мы хотим достичь в этой жизни бессмертия и больше здесь не рождаться, то есть, что называется, уйти из этого мира, на первый взгляд, какое нам дело до потомков? Да никакого! Ну вот, как раз этот взгляд на жизнь показывает, что он очень ущербный и не дальновидный. По сути дела, это завуалированная форма глупости и эгоизма. Собственно говоря, считается, что во многом древнейшее знание йоги именно по этой причине и перестало сохраняться, где вот эту преемственность поколений от предков к потомкам стали подменять на такие хитрые философские интерпретации и попытки, в общем-то, знаете, обмануть природу. А вот в древних Ведах этого нет! В древних Ведах все начинается, как мы бы сказали, с родовой йоги, то есть отношение к предкам и отношение к потомкам.
Я помню себя, когда я был молодой еще совсем, я, собственно, и сейчас не старый, как мне кажется. Да. Вот. Я помню, когда стал изучать йогу, меня, конечно же, в первую очередь интересовали все способности или сверхспособности, которые может демонстрировать человек. Закопали того или иного живого йогина под землю, а он там сорок лет, т.е. дней пролежал, прошу прощения. А, может, кто-то сорок лет, мы об этом не знаем, да? А потом откопали, а он живехонький. Потом, значит, другие способности, сверхспособности, о которых у нас упоминание в книгах, с которыми вы можете и по сей день столкнуться. Меня все интересовал этот вопрос: а как же получить эти способности? То есть сама вот эта идея – идея расширения личной свободы. Все люди ограничены, а ты начинаешь заниматься йогой и твоя свобода расширяется, ты перестаешь зависеть от пищи, от воздуха, от чего угодно. И это, конечно, меня безумно захватывало: сама перспектива обретения вот такой свободы, свободы от своего тела, от своего разума, эмоций. И, конечно же, я начинал изучать эти все древние повествования по йоге, древние тексты, и, безусловно, все они, рано или поздно, восходят к Ведам.
А в Ведах как раз про все сверхспособности упоминается так, между прочим, между делом. Примерно в таком же ключе, как к чему-то такому, второстепенному, известному. Ну, что просто есть. Так себе, знаете, подобно тому, как: нам нужно позвонить, мы берем мобильный телефон, позвонили человеку, узнали, как у него дела. И все точно так же, согласно повествованию в древних текстах. Ну, нужно было там тому-то, тому-то йогину что-то достичь, вот он, методами йоги, вышел из своего тела, зашел в чужое тело, сделал, потом обратно вернулся. Знаете, как будто так и надо, что все этим владеют. Вот об этом упоминается, об этом много, что говорится, но это было как-то вскользь, второстепенно, третьестепенно, а основная идея была – идея родовой йоги, идея рождения идея детей, потомства, причем не просто потомства абы какого, а именно нужного потомства, не просто наплодить огромное количество биомассы, нет! А чтобы в род приходили учителя или, как в Ведах сказано — Риши. Это, собственно, те, кто написал Веды.
Так вот, я начинал читать про это: про потомство, про потомков, про предков и меня, честно сказать, это немножко раздражало – я тут сверхспособности собираюсь открывать, а мне здесь про предков или про потомков, или еще какие-нибудь, знаете, моменты, связанные с отношением мужчины и женщины, там, мужа и жены, и так далее. А там, я должен сказать, огромный-огромный процент посвященный этим вопросам.
Отношение к йоге на Западе.
Вот, и я сейчас вижу, когда на запад, более-менее серьезное знание йоги проникает, я вижу ту же самую тенденцию. То есть всех интересует, скажем, кундалини йога. Всех интересует, как бы чего-то подышать, потрястись, помедитировать, чтобы торкнуло, чтобы третий глаз открылся, чтобы тебя, что называется, вставило и так далее, и тому подобное. И это интересует всех, это реальный такой интерес. Почему? Потому что привлекательно это все. А чуть начинаешь объяснять, как это все работает, более-менее серьезно, так этот интерес моментально куда-то улетучивается. Потому что за всеми этими проявлениями, которые действительно есть, действительно, можно делать практики, что все у вас будет замечательно: и торкнет вас, и третий глаз откроется, и кундалини проснется, только все это мелочь, шелуха, понимаете? По сравнению с этой высочайшей великой целью освобождения.
И поэтому, рано или поздно, все равно человек начинает задумываться не над сверхспособностями, а над тем, что будет после его смерти, где он был до своего рождения и это более интересные вопросы. Ну что толку прожить жизнь со сверхспособностями, а потом точно так же умереть, как и все остальные? Мало интереса, да? Так вот, я больше чем уверен, что сейчас на западе, в большей степени интерес вот к таким экстремальным проявлениям возможностей среди йогов и йогинь, но, со временем, по мере того, как мы начнем понимать всю эту кухню, мы опять же, придем к идеологии и философии Вед, где в первую очередь, идеалы семьи, идеалы детей. Или по другому это можно сказать: идеалы продолжения жизни.
Жизнь во Вселенной.
Самое интересное, что есть в этой Вселенной, это жизнь! Жизнь! Это очень сложное понятие. Вы же не объясните, что это такое. Мы имеем некий импульс жизни, который как-то движется, меняются формы, меняются люди, одни порождают других. И, вроде, схватишься за отдельного человека, вот он живой, а вот умер. А посмотришь на всех вместе и видишь, как все вместе, на самом деле живут. И те, кто остались живы, рождают тех, кто уже умер и, соответственно, те, кто умер, рано или поздно, рождаются опять в новых жизнях. Вот таким образом, как бы идем вперед, вытаскивая тех, кто умер и они, соответственно, будут вытаскивать нас.
И когда вот эта приходит мысль, что, во-первых, самое главное – это преемственность жизни, а, во–вторых, самое главное – то общество, которое будет тебя рожать и воспитывать, после того, как ты родился, на самом деле, хватка эгоизма начинает немного ослабевать. И уже, допустим, становится не так интересно, добьешься ли ты лично сам в этой жизни каких-то сверхспособностей, а больше становится интересно, на каком уровне вообще духовного развития все то сообщество людей вокруг тебя. И знаете, внутри исчезает страх не достичь в этой жизни высших состояний йоги. Потому что если, допустим, исходить из другого такого положения, что все надо именно в этой жизни достичь. То есть, все положить на карту, а если, не дай Бог, ты не достиг, то не понятно, чем все это закончится, то, конечно же, есть страх, есть цепляние, есть какой-то эгоизм. Эгоизм – хорошая вещь, пока мы еще в телах животных, а вот когда мы начинаем интересоваться такими тонкими практиками, где нужно разотождествляться со своим телом, мыслями, эмоциями, эгоизм другую службу с нами играет.
Так вот, к чему я все это говорю? Вот сколько уже лет Открытый Йога Университет функционирует? Еще раз говорю, мы его выпиливаем, подстраиваем, подстраиваем.
Слушайте, что там шелестит? Не могу, кто-то ест вкуснейшую конфету втихаря и не делится, под подушкой, можно сказать. Либо всем, либо никому. Вот он, эгоизм, понимаете. Получила практику пробуждения кундалини и под подушкой ее, втихаря шелестит.
Я, знаете, по этому поводу такой анекдот, помню, еще с советских времен он был популярен. Вы помните, что в советские годы все промышленные предприятия были двойного назначения. То есть, если вдруг враг напал, то можно очень быстро перестроить все оборудование, чтобы выпускать ту или иную военную продукцию. И по этому поводу был такой анекдот, что один мужик встречает другого. Ну, и тот его спрашивает: «Ты где работаешь»? А первый ему говорит: «Я работаю на заводе по производству швейных машинок». А, так как в советские годы все что-нибудь с заводов тянули втихаря, то первый его спрашивает: «О, как здорово! Ты можешь по деталям носить с завода, дома собирать и у тебя дома будет много швейных машинок»! На что вот этот друг отвечает: «Ты знаешь, не получается! Сколько раз пытался. Выношу детали, собираю, получается автомат Калашникова»!
Вот, примерно та же ситуация у нас с Открытым Йога Университетом. Ну, вот так пытаемся, эдак перестроить его работу, знаете, не быть зависимым от каких-то сиюминутных проблем. И, знаете, есть такая поговорка: если хочешь решить завтрашние проблемы, реши послезавтрашние, тогда завтрашние решатся сами. И я постоянно думаю, как бы нас сбалансировать, как бы нам более эффективные предметы внедрить в обучение. Ну, что греха таить, ведь огромное количество направлений йоги, необъятное, но вот нужно по-минимуму дать именно то, что жизненно необходимо, а все остальное приложится.
Так вот, самое удивительное, что чтобы я не пытался придумать, у меня получаются Веды! Точка! То есть, у меня получается основная идея, что для будущего, скажем, преподавателя йоги, так же, как и для практика йоги, вопрос семьи, детей, вопрос взаимоотношений с родителями, с окружающими становится ключевым и самым главным. Если этот вопрос решен, все другие вопросы по сверхспособностям, открытием третьих глаз, каким-то там медитациям, практикам, ну, в общем, как обычным йогам, так и не обычным, решается в автоматическом режиме. Знаете, как бесплатное приложение.
И, конечно же, совершенно так, внезапно для себя, я, конечно, стал эту тему анализировать. И вдруг понял, что, допустим, вот такой раздел в Открытом Йога Университете, как йога для детей, причем для детей, начиная от 0 лет и старше, вот, как ни странно, это, наверное, одна из самых главных здесь йог! Почему? Потому что, рано или поздно, девушки рожают, у юношей так же семьи, тех, кто учатся в Открытом Йога Университете. И становится такой вопрос: как сделать наиболее благоприятные условия для девушек, которые только родили? Чтобы они могли, во–первых, продолжать заниматься йогой сами, могли посещать занятия, лекции, семинары? Чтобы они смело могли приходить на какие-то мероприятия по йоге и знали, что, обязательно, есть группа людей, которые профессионально побудут с детишками. Причем, не просто побудут, а будут заботиться о них, будут учить их йоге на уровне, который воспринимается разным возрастом. То есть, чтобы у мам и пап голова не болела: а как там их ребенок? Чтобы любое йоговское мероприятие, буквально кишило детишками, вот.
Ведические стандарты семьи.
То есть, еще раз – это ведические стандарты, друзья, это Веды! Кто мне не верит, проверяйте сами. И, допустим, необходимость в Открытом Йога Университете его скорректировать в сторону того, чтобы готовить беби ситтеров, то есть тех, кто будет сидеть с детишками. Она, на самом деле, как оказывается, является ключевой. Хотя, казалось бы, какое она имеет отношение к высшим пилотажам йоги? Но это, друзья, жизнь! Это продолжение жизни! Даже если вы в этой жизни чего-то не достигнете, но после себя оставите такое сообщество, где любят детей, где заботятся о них, где родители проводят с детьми много времени, где дети – это не помеха досадная, как это сейчас в современно мире, а необходимая часть жизни, то тогда, если вы родитесь в этих условиях, вы гораздо быстрее и проще продолжите свою йоговскую практику, уже в следующей жизни. И, даже если вам придется рождаться многие-многие жизни, то каждая жизнь будет, как что-то новое, интересное, где не нужно долгие годы делать ошибки, преодолевать глупые препятствия, бороться с окружающим непониманием. А эти жизни будут, когда вы, с самого детства будете попадать в любящие руки родителей, в окружение очень доброе, заботливое, с пониманием. Где, фактически, вы не будете сталкиваться со звериными проявлениями этого мира в том объеме, в котором, в противном случае, можете столкнуться. И это гарантия того, что уже в следующей жизни вы будете приближаться к тому идеалу, чтобы уже за одну жизнь достигнуть высшего состояния.
Поэтому все, что касается студентов Открытого Йога Университета, как очники, так и заочники, если нас слышат, я бы хотел, чтобы весь ваш коллективный разум подключился к тому, чтобы нам сбалансировать нашу деятельность. Потому что, конечно же, когда была изначально идея создания этого Университета, она шла, немножко, по Западным лекалам. То есть, была идея взять самые лучшие наработки нашей науки, в частности, физики. Была идея скрестить, что называется, все самые достижения. Друзья, вот в этом звуке (лепета ребенка) больше истины, чем во всех моих лекциях, которые я за всю свою жизнь прочитал! Если вы хотите услышать йогу из первых уст, то повернитесь туда и услышите.
С какими-то, такими успешными схемами управленческими, которые достались с Запада, плюс, безусловно, все то наследие йоги, которое до нас дошло, до настоящих дней. Сделать такой синтез. И нужно сказать, синтез получился очень такой изящный, очень жизнеспособный. Во всяком случае, критерий – выпускники, что называется и те, кто здесь, и те, кто сейчас за границей работают, собственно, по каким-то параметрам, они вне конкуренции по уровню знания теории, по владению теми или иными практиками. И, вроде, успокоится мне и не переживать, что называется, продолжать в этом же дух. Штамповать, что называется, успешную схему воспроизводить. Ну, вот знаете, этот успех все равно относительный. Абсолютный успех, это успех, который передается из жизни в жизнь. Абсолютный успех, это успех, ну, как бы который не зависит от меня, как от человека. Умер я, растворился в радуге, не знаю, что со мной произошло, а дело идет, понимаете? Вот этот момент, к сожалению, я, как мы все, западные в этом отношении люди, да что там греха таить, те же самые индусы, они так далеко отошли от идеалов Вед, что там седьмая вода на киселе уже. И вот, есть такая интересная поговорка у американцев, мой бывший начальник её любил повторять. Звучит она так, что: если ты выиграл в крысиных гонках, то это вовсе не значит, что ты перестал быть крысой. Вот примерно и здесь. Да, Открытый Йога Университет по многим параметрам вне конкуренции, но все равно, я вижу, что с позиции Вед – это крысиные гонки, а нужна жизнь! Вот поэтому, давайте, подключаем коллективный разум. Идеал йоги – это успешные семьи, любимые, любящие. Это дети, это хорошие отношения с родителями, это идеал Вед.
Еще, знаете, такой момент: я почему-то в Ведах не находил в таком большом объеме йогу умирания. Вот в йоге умирания, когда человек пользуется моментом смерти в значительной степени сделать духовный рывок и доделать все то, что он ни сделал при жизни, например, чрезвычайно сильно распространены в Тибете в тантрическом буддизме, относительно распространены в Индии в той же, но в очень малом, не совсем очевидном виде, присутствуют в Ведах. Вообще, если начинаешь изучать Веды, то там больше ощущение жизнерадостности. Где жизнь бьет ключом. Где живешь, и жить хочется. И наоборот, чем более поздний текст философский, на основании Вед, тем в меньшей степени ощущается эта жизнерадостность и больший упор на смерть, на какие-то практики умирания. Это совершенно очевидно. Потому что если в ведические времена ты знал, что если даже ты умрешь, тебя обязательно родят тут же, что бояться смерти? Зачем эти йоги умирания, сложные уж совсем? Их тяжело практиковать. Какие-то вещи легче делать при жизни, чем во время смерти. Поэтому я бы хотел, чтобы этот упор на жизнь у нас стал расширяться, как можно сильнее и больше.
Кто-нибудь есть, кто за детские йоги отвечает? Кураторы руки поднимите. Раз, два, три. Давайте, это скоро станет генеральной линией. Будете на острие главного удара борьбы с неведением. Меня интересует конкретика, чтобы это не была философия: «Ой, как хорошо, что были дети! Ой, как хорошо, что были родители любящие! Ой, как это хорошо! Ой, как то хорошо!» Нет, друзья, йога — это не декларативная наука. Йога — это, в первую очередь, практическая наука. И мне нужны совершенно практические от вас мысли, рекомендации, пожелания. Басим, а для аспирантов — это пересмотр все сетки предметов, которые мы преподаем с увязкой на то, что родовая йога станет основной. Работа с детьми станет основной. Будет это, приложится все! Гарантирую вам! Этого не будет, опять же, будем крысами. Будем выигрывать в гонках, только смысл в чем?
Может, вопросы у заочников? Они слушают нас? Сколько их?
Ответ: тридцать.
Вадим Запорожцев: из каких стран? Давайте, такую PR акцию сделаем.
Ответ: Салоники (Греция), Япония, Россия.
Рождение потомства и эгоизм.
Вадим Запорожцев: если у них есть вопросы, пускай задают. Если по этой теме нет вопросов, то тогда вообще вопросы по йоге. Какие есть? Давайте их обсуждать.
Елена Грачева, группа Астра: мы уже обсуждали немного эту тему и все таки есть какой-то страх, что дети будут и не справишься, что не готов. Наверное, это просто эгоизм и лень, да?
Вадим Запорожцев: вопрос замечательный. Мне моя бабушка рассказывала, что их родители родили, чуть ли не в землянке. Мои мама и папа рождались в совершенно ужасных условиях, да и как у вас у всех еще 30-40-50 лет назад жизнь была в нашей стране, в той же Европе, в Америке, не то, чтобы сахар. Конечно, где-то похуже, скажем, в нашей стране. Где-то несоизмеримо получше, в той же Америке. Но, в любом случае, наш сейчас современный уровень комфорта, уровень потребления, уровень достатка несоизмеримо лучше. Вы сейчас живете лучше, чем, скажем, некоторое время назад самые богатые люди жили. И вот обратите внимание, еще какое-то количество десятилетий назад была реальная угроза голода, людям по карточкам хлеб давали. Все ютились, не то, чтобы коммуналки, до коммуналки еще дорасти надо. По углам ютились. Знаете, что такое? Угол снимали! И, тем не менее, рожали! Воспитывали. Род людской не остановился. Почему? Потому что было ощущение оптимизма, того, что жизнь, что завтра будет лучше, чем сегодня. Сегодня же, наоборот, продуктов питания более, чем достаточно. Никто в нашей стране, во всяком случае, от года не страдает. Даже самый последний БОМЖ, поверьте, не страдает. Загляните в любой контейнер мусорный по городу в Москве, там вам будет и первое, и второе, и третье, и компот!
Ну, это образно. А страх есть! О чем это говорит? Всего лишь о том, что мы с вами, к сожалению, вступили в очень страшную полосу эволюции, когда на смену угроз чисто физических, стали в нашу жизнь вторгаться угрозы чисто психические. Страх потерять статус, страх зарабатывать меньше, чем кто-либо еще, страх не соответствовать тем стандартам, которые с утра до ночи пропагандируют телевидение, радио, газеты. Фактически, предрекание у Оруэлла, по-моему было в «1984», в антиутопии, что в каждом доме был такой экран, откуда вещалась зомбирующая программа. Сейчас это все сбылось. Вы с утра до ночи подвергаетесь психологической, психической обработке. Вам навязываются какие-то новые стандарты поведения жизни, то, что называется, обществом потребления. Вас заставляют тратить ресурсы на те же мобильные телефоны, никому не нужные, средняя жизнь которого 2 года, а потом он окажется на помойке, а стоит он достаточно больших денег. Вы на это находите деньги, а на то, чтобы прокормить малыша, вы денег не находите. Друзья, он ест меньше, чем стоят ваши мобильные телефоны! Не разоритесь, не умрете с голоду. Здесь нас всех поймали в сетку, тупо загипнотизировали, зазомбировали!
Это, на самом деле, одна из чудовищных ловушек! Мы не готовы с этим бороться! Мы просто вымираем! Мы тупо вымираем. Обратите внимание, страны третьего мира, пока у них нет телевизоров, компьютеров, у них взрыв рождаемости. По мере того, как они обзаводятся этим, рождаемость начинает падать. Почему? Потому что так же попадают под эту зомбипрограмму. Вот это очень интересное исследование. Если кто-то заинтересуется, у нас в интернете есть достаточно интересные сайты, занимающиеся демографией, там чрезвычайно интересные цифры. Получается, что сейчас люди, которые живут на более примитивном уровне, которые не отошли от природы, физически стали практически доминировать над людьми, которые всю эту цивилизацию создали. Мы создали цивилизацию, эта цивилизация, нас, в первую очередь, начала убивать. А для людей стран третьего мира, наоборот, они ширятся и множатся.
Разделение людей на касты.
Мы с вами изучаем йогу. Обычно считается, что йога, это Индия. На самом деле, ареал распространения йоги был много шире, чем Индия, ну, пускай эта же Индия. Многие ли знают, что сейчас Индия станет самой большой по численности страной в мире? Там уже за миллиард. А еще лет через 20 будет 1млрд 300млн. Обычно всех пугают Китаем, что в Китае огромное количество людей. Нет, друзья, если в Китае, это устаревшие данные. Самую большую угрозу в распространении биомассы, это наша любимая Индия. Причем, опять же, население растет среди тех слоев, которые не дают, ни образования, ни воспитания, а, фактически, животное отношение к жизни, к рождению детей.
Что с этим делать? Не понятно. На самом деле, эта тема была отыграна в Ведах, была введена достаточно жесткая система противодействия этому. Но построена она была, конечно, на тех принципах, которые в современной жизни не реализованы. Там все люди делились на, так называемые, четыре касты. Касты Брахманов, Кшатриев (управленцы, военные начальники) и Вайшьев (торговцев и земледельцев). И, наконец, была самая низшая каста Шудр. Но самое смешное, что были еще люди вне касты. Тоже очень интересная статистика. Говорят, что в Индии больше 80% населения, как раз, люди вне касты. Брахманов там жалкие проценты.
Так вот, если проанализировать с позиции Вед, а чем они отличаются, эти касты? Почему произошло такое расслоение людей? Почему, например, каста Брахманов, была столь могущественна и столь уважаемая. Ну и, соответственно, все остальные касты в меньшей степени. Самые разные на этот счет слышал, иногда просто бредовые теории на этот счет. А ответ очень простой – в той группе населения, где было больше всего внимания к рождению потомства и уважение к предкам, линия сохранения знания была наиболее мощная. Т.е., если ты умирал среди Брахманов, то ты и рождался среди них и ты с самого раннего детства попадал в любящие, заботливые, духовные условия. Вот таким образом возникает то, что называется «аристократия». Аристократия — это та группа людей, которая очень сильно заботится о своем потомстве, всячески его оберегая, всячески создавая условия для его дальнейшего духовного развития. А вот те группы людей, которым «до фонаря», если сленгово говорить, до потомства, они, как ни странно, со временем превращаются в простонародье. А еще хуже в то, что называется «чернь». Это те прослойки людей, которые вообще не заботятся о своем потомстве. Наплодил, они там бегают голодные, попрошайничают, а никого это не волнует. Соответственно, если ты так поступил, то ты у них и рождаешься. И ты как бы сам получаешь свою касту. Наоборот, если ты заботился о своем потомстве, то ты среди своих потомков и рождался и возникали эти вот, как называется в Европе, аристократия, а в Индии — Брахманы.
Следующее такое положение, очень не очевидное, на самом деле. Ведическое знание, оно, чрезвычайно гуманистическое, основная идея Вед звучит так: «Живи сам и давай жить другим». Джавахарлал Неру это писал в своей книжке, по-моему, «Открытие Индии». Очень хорошее высказывание. Да, ты Брахман, да, ты аристократ, да, ты очень заботишься о своих детях. Ты их рожаешь. Ты на них тратишь силы, время. Ты их воспитываешь. Ты очень уважаешь своих предков и ты живешь так, как ты хочешь. Но в то же самое время, рядом с тобой люди, которые без такого отношения к потомству относятся. Ну что, пускай живут. Имеют право. Ты их не убиваешь. Ты не говоришь, что они люди второго или третьего сорта. Но, обратите внимание, какую ты умную вещь делаешь! Ты не даешь знание технологии. Вот, к сожалению, то, что произошло в современном мире, когда, фактически все те знания, технологии, которые возникли в Европе, где все-таки, культ к образованию детей не соизмерим, к примеру, чем в голодной черной Африке. Одна группа людей сделала технологии, прорывные знания, те же антибиотики, а потом отдала эти знания совсем другим людям, которые в принципе не готовы были их воспринять. Почему? Потому что у них было плохое отношение к детям. Не было культа образования и заботы. Что мы видим? Мы видим перекос, когда в этих странах третьего мира взрывообразно рост численности, преступность. Все экстремисты там. Они поднялись на технологиях, которые они в принципе не могли придумать.
Это очень хорошо понимали в Индии. Почему и было такое разделение. Если ты Брахман, да, у тебя был доступ к знанием тех же Вед. А вот если ты был Шудра — никогда! Точнее, на самом деле вариант был. Ты должен был перейти из касты Шудр в касту Брахманов, но для этого ты должен был такой экзамен сдать, на то, что ты, действительно, по духовному уровню к этому приближаешься. Только лишь в этом случае тебя принимали. На самом деле, переход из касты в касту был возможен, но мало желающих было и так все поделились. Подумайте. Мир весь сбалансирован. Но потом, к сожалению.
Это очень хорошо описано в Бхагават Гите, это часть Махабхараты. В Индии случилось то, что называется гражданская война. Произошел совершенно непонятный раскол в верхах и высшая элита в Индии начала воевать друг с другом. Отчасти это отражено в эпосе Махабхараты. Когда там Пандавы с Кауравами долго сражались за власть. И, фактически, это была очень кровавая долгая история, которая, фактически привела к деградации. И в части Махабхараты, которая называется Бхагават Гита есть даже объяснения, почему это произошло. Звучит оно примерно следующим образом. Из-за того, что во время войны поубивало большое количество мужчин, а, надо сказать, в те времена женщины не воевали. То осталось большое количество незамужних женщин из родовитых семейств Брахманов. Они стали вступать в браки с представителями более низших каст. В результате это приводило к тому, что уже в касте Брахманов, по сути дела, стали рождаться души из других каст, не дотягивающие еще до уровня этой касты. В результате произошло страшное смешение, которое привело в дальнейшем, к тому, что все перемешалось, когда в касте Брахманов могла родиться душа, которая еще недавно была Шудрой с соответствующим отношением к детям и предкам. Или наоборот, Брахман мог родиться в касте Шудр и был лишен знания.
Чтобы не получить ту же ситуацию, которую мы сейчас с вами получили, в Европе, в Америке с их хваленой политкорректность. Друзья, в этом ничего нового нет! Есть хорошо забытое старое. Так вот, они ввели ограничение знаний. Это бы как сейчас взяла Европа и сказала — ограничение всех технологий для стран третьего мира, ничего вам не продадим! Ни оружия, ни компьютера! Вот живешь в своем лесу и живи там. Ни медикаментов, ничего. Почему? Потому что начнешь пользоваться, взрывообразный рост населения, куда ты прыгнешь? Ты прыгнешь в какие-то другие места, начнешь вот это все…раздрай. Так вот, из-за гражданской войны этот механизм в Индии сломался и, фактически, все перемешалось. После этого упадок пошел в Индии со страшной силой. Тогда надо было резко менять концепцию распространения знаний. И, надо отдать должное, те Брахманы, знатоки Вед, которые, все-таки, несли традицию, они поняли, что, если раньше надо было жестко разделять людей по кастам. Что не следует аристократу заниматься любовными утехами с какой-нибудь простолюдинкой или наоборот, достойной леди, не понятно с кем. Почему? А потому что не понятно, чья душа войдет в тело рожденного потомства.
Так вот, все перемешалось. И тогда было решено обнародовать знания для всех. И то, что раньше было доступно лишь узкому кругу, стало распространяться, буквально, среди всех слоев населения. Это была революция. Надо сказать, что не все ортодоксальные круги Брахманов восприняли это на ура. До сих пор есть такие ветки знания, куда принимают только Брахманов. Допустим, в Индии есть места, куда, вы придете и вас, первым делом, спросят: «А какая у вас Готра? Какой ваш род»? И если, не дай Бог, вы скажете, что вы вне касты, с вами просто разговаривать не будут.
Вопрос: а что говорить?
Вадим Запорожцев: есть одна находка. У нас один товарищ. Он возит группы в Индию. Поэтому всем им определенное имя надо сказать, чтобы «Готра такая-то такая-то». Один персонаж, ответственный за все северные страны. Все кивнут: «Да, нормально». Пройдете. Есть пароль. Узнаете, если будут проблемы.
Так вот, ситуация такая, что стало распространяться знание. Доступность знания стала чрезвычайно сильное, но, опять же, не особо видно, чтобы люди из других каст им пользовались. Сперва думали, что это наследие проклятое историческое. Что если сделать хорошие условия для людей низших каст, то они ничем не будут уступать Брахманам.
Но жизнь показала, что это не так. Идеи политкорректности очень сильно продвигаются и продвигались в Индии, но, наверное, это оправдано. Но природу не обманешь, процент добившихся успеха, все равно, маленький. Но, с другой стороны, если хоть один человек воспользовался, вероятно имеет смысл продолжать. Но, можно переписать законы, можно проклинать эту кастовую систему, но образ жизни ты не переделаешь за одно поколение. Если есть группа людей, которые чрезвычайно сильно блюдет идеалы семьи, детей, они, рано или поздно, превращаются в аристократов. И наоборот, те, кто ведет такой ветреный образ жизни, ни о чем не думают, они, рано или поздно, превращаются в чернь. Здесь, правда есть еще один момент. Дело в том, что иногда очень плохое отношение к предкам, к детям со стороны достойных Брахманов возникло под влиянием тех или иных религиозных течений или учений. В частности, одно время, ну, Индия вообще такой духовный супермаркет, там каждой твари по паре. Любая философская идея, говорят, там существует. Начиная от атеизма и заканчивая, я не знаю чем.
Так вот, в тех или иных религиозных культах призывалось отказаться от всего, раздать свое имущество, жены, детей, мужа не иметь, а вот заниматься личным просветлением. Надо сказать, что на момент провозглашения это были достаточно разумные рекомендации. Представьте вы и у вас еще 10 братьев и у них еще по 10 детей. 100 человек. А есть нечего. Такого изобилия пищи, которое мы сейчас имеем, было ли оно вообще? Зачем плодить биомассу. У тебя есть братья, у них по 10 детей, ты будешь заниматься духовной практикой и умрешь, уж тебя родят как-нибудь, их много. Зачем же тебе иметь столько много детей? Коррекция пошла не в сторону количества, а качества. Пусть их будет достаточно, но пусть они будут Брахманы высокообразованные. Но потом ситуация изменилась, а религиозные то доктрины никто не переписал. И вот уже настали времена, когда Брахманам подумать о выживании надо было, а они все так же уходили для личного освобождения. Бросали жен, детей, причем это считалось особой доблестью — бросить жену с многочисленным потомством и уйти в пещеру медитировать по достижению высочайших сверхспособностей в йоге. У нас как эти товарищи называются? Алиментщики. А у них наоборот, почет и уважение. В общем бред пошел. И пошел перекос.
Жизнь постоянно корректирует свое развитие. Поэтому, если вы встретите где-то в поучениях древних, что надо все бросить и уйти медитировать одному, это не значит, что кто-то врал. Это не значит, что какие-то враги человечества, нет. Просто надо понимать, что эти рекомендации были для вполне конкретных людей во вполне конкретных обстоятельствах в те века. А за прошедшие столетия все менялось, как в одну, так и в другую сторону.
Например, если вы будете анализировать древние Веды, то там, наоборот, был упор на то, чтобы, как можно больше потомства. Слишком много было неурядиц, слишком много гибло людей. Мало кто доживал до большого возраста. А потом уже, когда они вторглись в долину Инда. Я напоминаю вам предысторию возникновения древних знаний йоги. Некие мифические племена, так называемых Ариев, сперва раскололись на две большие группы. Часть из них пошла на территорию современного Ирана, другая часть пошла на территорию современного Таджикистана, Афганистана, Пакистана. А потом проникла уже, собственно в Индию. Поэтому, когда мне начинают говорить, что знание Вед исконно индийское, это, мягко говоря, не соответствует действительности.
Веды и супружество.
Ирина, вольный слушатель: Россия и Швейцария: я специально приехала Вам сказать спасибо.
Вадим Запорожцев: бальзам на раны! Потому что тяжело мне, на самом деле, друзья.
Продолжение: итак, вопрос. Что Веды говорят о гражданском браке и официальном браке? Вообще, признается ли гражданский брак между мужчиной и женщиной?
Вадим Запорожцев: давайте вообще определимся, вот какие отношения можно назвать браком или супружеством, а какие нет? С точки зрения общеведической, если от вашего совместного проживания рождаются дети, то это у вас супружество и брак, как бы оно не называлось. Гражданский ли, церковный ли и какой там еще, не важно. Официальный, не официальный, никого не волнует. Ребенок родился, значит в браке. Если детей нет, то мало ли. Хотя, мы сейчас так усреднено говорим «в ведические времена», если анализировать сами Веды, были разные периоды. Допустим, чем более древний рассматриваем период, тем больший был демократизм. Отношения на равных. Очень уважительное отношение к женщинам. Женщина могла быть Риши, т.е., мудрецом, который, в том числе, пишет Веды. В более поздний период, это все размывается. И, наконец, современное отношение в Индии, нет никакого отношения к ведическому. Точнее там исторически, может быть, сохранились какие-то основные моменты, они там мантры могут какие-то петь, но по сути дела, это совсем другой образ жизни. Имеется в виду, что либо вы рожаете детей, либо вы усыновляете, удочеряете кого-то, либо заботитесь о ком-то. Вот в этом ключе, там очень много сюжетов, нельзя вот на двух пальцах сказать. Почему? Потому что Веды такая система: живи сам и давай жить другим. Как и йога, это не система жестких предписаний, наказаний. А это, скорее, когда вам просто объясняют законы природы, чтобы вы на одни и те же грабли не наступали.
Настя Кырмызы, группа Астра: у человека есть Дхарма. Возможно, дхарма — рожать детей, а, возможно, она несколько другая. Мне пришел в голову пример с Ксенией Петербуржской.
Вадим Запорожцев: стоп, давайте друзья, по-существу. Конкретно. А то мы сейчас в такие дебри уйдем.
Продолжение: вопрос в том, как это понять? Возможно, не всем и не всегда эти дети даются. А имею в виду именно брак, т.е., если брак без детей по каким-то причинам, почему он не может являться браком? Если люди любят друг друга? На мой взгляд, все-таки не все отношения сводятся к детям и их обзаведением. И это личное дело каждого, каждому выбирать свой путь предназначения. Также мы должны понимать и выбирать количество детей. Это мое мнение.
Вадим Запорожцев: нет, замечательно. Это, действительно, озвучили мнение Вед. Если ваша Дхарма, идти одним путем, вы должны им идти. Если ваша Дхарма или карма идти другим путем, вы должны идти другим путем. Никто вам руки не выкручивает и не говорит: вы должны только так, а никак иначе! Всегда есть основной поток людей — 80% всех живущих. Есть 20% оставшихся. Вот у этих 20% оставшихся, что угодно может быть, главное, чтобы у оставшихся 80% было все ОК. Почему? А потому что, если эти оставшиеся 20% скажут: «Не нужно нам детей, вообще нам ничего не надо», ну где мы будем рождаться? В Африке! Повеселимся в этой жизни, оторвемся по полной. Когда мы умрем, выяснится, что таких, как мы, веселящихся, было 100% и останется, либо рождаться в теле животного, либо в любом попавшемся теле человека. А где сейчас тел достаточно много раздают? А там, соответственно, и условия жизни будут, как вы понимаете. Поэтому здесь противоречий нет. Вопрос был в том, что называть супружеством с точки зрения Вед в плане основы жизни.
Вы помните, что у каждого из вас есть ваша часть свободы, а есть часть долга. Вы должны своим предкам за тот факт, что получили тело человека. Вы его не сами сделали. Если вам отрубить руку или ногу, вы его не сможете отрастить. У вашего высшего Я нет способности создавать такие высшие тела, как человеческое. Вот в древние времена, тех, кто достиг высоты, их в принципе нельзя было убить — они тут же регенерировались. Это наши предки. Они создали эти тела и в долг их нам дали.
И вот сейчас мы, в Европе, бьемся за права человека, что мы не такие, мы другие, мы хотим так или иначе. Все это очень хорошо, но только вы должны помнить, что бьемся то мы за права, а на самом деле мы должники. И вот у нас есть долг. Другая часть свобода. Никто не покушается на вашу свободу. Идете ли вы этим путем, пятым, десятым. Рожаете ли вы детей или считаете, что дети — это помеха, проклятье женщины. Это ваше право. Вы можете прожить так, как вам заблагорассудится. Но только вы должны всегда помнить, что у вас всегда есть чаши весов. С одной стороны предки, которые дали вам тело в долг, с другой стороны, ваша свобода. Конечно же, если вы живете, у вас есть братья и сестры, у которых по 10 детей, у вашего мужа также братья и сестры, у которых также по 20 детей. Конечно, вы можете жить вместе и вопрос долга так остро не стоит, потому что, с генетической точки зрения, предкам все равно, родится у вас, у ваших сестер или братьев, на всех хватит. Вы ничем не отличаетесь. Это один расклад. Но если вы и так были в семье один и ваш муж один и вы не хотите продолжать род людской. Почему? Потому что это мешает вашему духовному развитию! А предки сидят и смотрят на вас и думают: Вот же, тело дал в долг, а еще и выпендривается.
Не пытайтесь найти здесь подвох. Здесь нет подвоха. Свобода. Идеал йоги — свобода! Никто вам ничего навязывать никогда не будет. Только, пожалуйста, грамотно пользуйтесь свободой.
Другой вариант. По каким-то причинам нет детей. Самые разные причины, кармические какие-то, бывает и такое. В то же самое время, такое количество детей беспризорных, которы можно усыновлять или удочерять. Но это очень сложный вариант! Не все так просто, вы можете не потянуть эту ситуацию. Включаешь телевизор, там все: усыновили-избили-убили. Почему? А тяжелые могут быть взаимоотношения, понимаете? Это надо обладать двойной силой, чтобы. Но никто не мешает вам, если вы муж и жена, нет у вас детей, никого вы не усыновили, то никто не мешает вам поддерживать эту тему. Просто поддерживать детей. Не обязательно своих, а детей своего рода. А там, глядишь, у кого-то по 10 детей. Вот родят они вас. Как знаете, идет на войну солдат, у него еще нет никого, он погибнет там, но его тот род, за который он там гибнет, рожает всегда!
То есть это не вопрос такой, чтобы всем с завтрашнего дня иметь детей, как можно больше. Просто проанализируйте соотношение этого всего.
Йога и религия.
Ирина Донецких: я последние несколько лет занимаюсь йогой, но, буквально несколько дней назад я узнала, что йога — это совсем не то, что я думала. Все мои наработки личные, жизненные. И по трансфомации сексуальной энергии, и по мироустройству. Оказывается, есть все это в йоге, я была очень удивлена. Тем более, что стиль изложения мне очень близок, я сама химик. И вот вдруг поняла, как дома оказаться.
У меня вопросы касаются ответственности за детей. Первый вопрос немного проще и он прямо касается ответственности. Говорилось что он не лезет в дела церкви, религии вообще никак. А церковь непосредственно входит в нашу жизнь. В школе ребенка обязательно, не смотря на то, что говорят, что это по желанию, но это неправда, обязательно есть основы православной культуры. Ну, это, правда по другому как-то называется. т.е., ему говорят на уроках, что нужно молиться и т.д. Вот как с этим быть? Это промывка мозгов ребенка.
Вадим Запорожцев: да нет, друзья. Давайте начнем. Вот у меня выясняется, что какие-то православные иерархии. Я к чему хочу сказать. Это серьезный вопрос, друзья, вы помните, что йога не подменяет, ни религию, ни науку, ни медицину. Что касается религии, я сейчас говорю про Россию, потому что в других странах мало такое наблюдается. Разве что, в странах третьего мира. Это прессинг. Что там греха таить — навязывается. Как к этому относиться? С юмором и по-философски. Почему? Это волна! Надолго не хватит их, она захлебнется просто. Это немного на эмоциональном таком, что вот 70 лет запрещали, а вот сейчас реванш!
Посмотрите в странах Европы. Религия — это абсолютно замечательная вещь! Но это личное дело каждого. Все равно, рано или поздно, кто-то по одному понимает, кто-то по-другому. Те же самые каноны. Кто-то старообрядец, кто-то никонианец. Там внутренний раздрай. Вы просто не представляете, сколько там внутренних конфликтов, совершенно неочевидных!
С другой же стороны, надо сказать, то же самое православие, они, друзья, делают черновую работу! Те же церкви строят в деревнях, типа Гадюкино, где все уже спились, понимаете! Спились! Я, буквально, перед тем, как сюда приехать, по стране проехался. Друзья! Россия умирает! Тупо умирает. И, да есть элемент навязывания. Особенно меня умиляет элемент нетерпимости. Но они делают черновую работу. Хоть какие-то принципы в головы опьяненные доносят. Действительно, надо как-то так разграничивать полномочия. Я больше, чем уверен, что пройдет совсем немного времени и все устаканится.
Теперь по поводу навязывания. Вы знаете, на самом деле, навязать ничего нельзя. Я вспоминаю свои школьные годы. Я же комсомольцем был, пионером и октябренком был. Вся это идеология, прессинг и идеология. Ничего не помню! Вроде как и не было ничего. Более того, я помню, мы издевались, вот мы постарше стали, в школе эти уже политические анекдоты стали распространяться. Я просто боюсь, как бы религиозные анекдоты среди школьников не стало распространяться. Насильно ничего не сделаешь. Я думаю, что это временное явление, все устаканится в этих организациях религиозных, не обязательно православных, какая угодно, этих религий же. Рано или поздно здоровые силы победят там. Если уж аналитически, там есть всего лишь один сценарий выживания для таких организаций: терпимость, всепрощение, помощь. Это ни в коем случае, не воинственность! На воинственность тратятся силы и там все разваливается. Там это все осознают и все вернется на свой круг.
Чем это вызвано? Я могу объяснить, почему такой ренессанс религий. Это, на самом деле, очень просто просчитывается. Мы с вами, помните, строили коммунизм, ну, социализм. Потом вдруг выяснилось, что все развалилось. И все надеялись, что после развала социализма мы откатимся на капитализм. Подобно тому, как ребенок, родившись, проходит все стадии эволюции постадийно. Это обычная ситуация. Если какая-то угроза жизни, мы скатываемся на предыдущую ступень эволюции. Если война, мы все так — раз! Стадный инстинкт.
Вот точно также и здесь, наша страна. Мы думали, что будем жить в капитализме, а оказалось, что мы откатились к феодализму. У нас царь-батюшка в виде главного начальника, у нас феодалы — это крупные люди, которые держат какие-то куски власти, собственности. Раньше это были олигархи, сейчас, похоже, кто-то другой, я даже не знаю, кто этим всем заправляет. И остался огромный невостребованный репрессивный аппарат из бывшего КГБ. Это же люди реальные. Я просто со многими из них знаком и по своей работе, у нас их «чекисты» называли. Огромный аппарат и этот аппарат был заточен под идеологию коммунизма. Теперь идеология исчезла и этот аппарат остался невостребованным. И любой ценой нужно, хоть какую-то идеологию привнести, потому что иначе они никому не нужны. Придумать новую идеологию мозгов не хватает и начинают лихорадочно цепляться за религиозные идеи, т.е., подменить коммунистическую идею религиозной. В России это, безусловно, христианство. В странах бывшего СССР это мусульманство. Оставить это репрессивный аппарат, чтобы различать свой-чужой, квалифицировать всех. И вот, пытаться заменить идеологию коммунизма на религиозную, друзья, это, конечно же, не жизнеспособно. Сколько лет натаскивали собаку, чтобы она определяла своего и ему служила, а чужого кусала. А вдруг выяснилось, что критерий, по которому различать свой-чужой, вдруг исчез. И у этой собаки крыша поехала. И она начинает искать первую попавшуюся идеологию.
Вот сейчас это все вылилось. Большая предыстория. Я еще в 90-х годах выходил на этих друзей. Уже тогда я никак не мог понять, почему они все стали такими религиозными. Причем, за религиозностью ничего не было, никаких выгод! Ни материальных, ни духовных. У них просто мозгов не хватало для этого. Я не мог понять, почему, а потом понял, что они за это схватились, как за объединяющую идею. И вот все перегибы, которые мы сейчас имеем, это не перегибы самой церкви, это перегибы тех людей, которые сейчас пытаются использовать её идеологию. Используют топорно, плохо, глупо, подставляя тех же церковников. Церковники, они, как дети малые, мне их жалко. Там эти скандалы, а я вижу — вот, еще раз подставили! Это очень грамотные шаги, многоходовые. Они к этому не способны.
Мне нашу власть жалко по-настоящему. Мне религию нашу жалко. Хотя, религия сама по себе, я сам по себе. Но я вижу, что их, как детей, подставляют. Потому что мир вперед ушел. А феодализм, рано или поздно, заканчивается. За феодализмом идет буржуазная революция. Вот мы сейчас что видим? По сути дела, назревающую буржуазную революцию.
Имеет ли смысл особо возмущаться? Не знаю. Вероятно, законы природы и в Дании, и в Норвегии, во всех других странах одни и те же.
Друзья, я вас умоляю. Я сам раньше сталкивался: а вот они там против религии, они там гады, коррупционеры. Держитесь подальше. Они там сами по себе хорошие люди, не дай Бог, их обидим! Не надо ругать, не надо хвалить. Они сами по себе, мы сами по себе, лишь бы на кострах не жгли!
Продолжение вопроса: а что с ребенком то делать? Как ребенку отвечать?
Из зала: можно порассуждать по этой теме?
Вадим Запорожцев: давайте, только без экстремизма.
Екатерина, группа Астра: по поводу промывки мозгов детям в школе, в частности, религией и еще чем-то таким. С точки зрения йоги, каждый ребенок — уже сформировавшаяся когда-то личность. Может, он и был собакой в прошлой жизни, но, тем не менее, какой-то опыт у него уже есть. Я думаю, что если не было кармической с этим, то он в это не вовлечется, даже если будут промывать 50 человек. Они же не будут опрыскивать его каким-то спреем или внедрять ему в мозг. Здесь почему распространилась вот эта вот чернуха, как вы её называли, почему они зомбируют? Потому что они играют на человеческих чувствах. Они играют на сильных чувствах и они внедряют.
Вадим Запорожцев: друзья, давайте оставим их в покое! До этого тысячелетия у религии был карт бланш. Власть, которой Папа Римский обладал, не обладал ни один политик. И чем это все закончилось? Есть такая зона — ниша выживания. Не дай Бог, ты вылез за свой предел обитания, тебя съедят, вопрос, когда. Папы Римские в древности не понимали. Потом они очень грамотно, сбалансированная политика. Вот то же самое ждет представителей любых религий, абсолютно любых. Если ты начинаешь залезать не на свою территорию, это просто закон природы — тебя оттуда выдавливают. Это вот сейчас нашим политикам, репрессивному аппарату выгодно, что есть идеология. А завтра, когда они столкнутся лбами, вспомните, как у нас Иван Грозный убивал или Петр 1, как он с церковниками расправлялся. Историю почитайте. Я не знаю, вы в курсе или нет, сам патриархат был возвращен после революции.
Вообще, это скользкие темы, мой вам совет — держитесь от них подальше. Обязательно, что бы вы не сказали, будут недовольные. Хоть в одну сторону скажете, будут недовольны, хоть в другую. Причем, иногда можно обидеть, действительно, людей достойных. Вот ползет ядовитая змея, ну не надо выяснять, сколько у неё ядовитых зубов! Ну, ползет, отойдите, вы своей дорогой дальше пошли.
Другой момент. Внедрение этой пропаганды, промывка мозгов. Вот мне иногда пишут, как распространять йогу в государстве: заставить всех в школе изучать! Знаете, когда государство заставит в школе изучать йогу, это будет конец йоги. Тогда я скажу — все, я больше йогой не занимаюсь, потому что это — тупик! Вы просто не подготовите такое большое количество квалифицированных людей, которые будут преподавать этот предмет. Будут преподавать кто? По совместительству учителя, которые до этого преподавали на курсах кройки и шитья. У меня мать учительница, я знаю эту кухню изнутри. Там лишь бы были часы, за которые платят. Это будут люди делать, заранее некомпетентные и они все сделают еще хуже. Давайте их оставим в покое, пускай живут сами.
Еще раз! Если кто-то из вас является искренне верующим, помните! Вера и йога не конфликтуют! Йога — это жизнь! Чтобы быть религиозным, надо быть, как минимум, живым. Не бывает религии без живых людей! Йога работает с самим понятием жизни. Вот живой, тогда выбирай себе религиозный ты, атеист или что.
Если вам открылось, и вас прет. Вот я встречал таких людей, сточки зрения теории йоги это можно квалифицировать, как очень большую удачу в жизни. Почему? Потому что это подпадает под так называемый раздел быстрых методов в йоге, тот раздел, который позволяет за одну жизнь достичь высшей цели. Поэтому и получается здесь двойственность. Тех, у кого по-настоящему религиозность открылась, у них есть шанс не перерождаться много жизней, а сразу, что называется, прыг, и в дамки! Но, как вы понимаете, таких очень-очень мало. Поэтому, если вам открылось, хватайтесь зубами за этот шанс. Йога, что называется, только лишь усилит. Если же вы просто хотите карьеру сделать на религиозности или, знаете, многие — из-за страха. Страшно жить! Завтра стукнут тебя по голове и все! А тут, вроде, тебе обещают, какие-то гарантии дают. Многие из-за этого. Но это плохой, на самом деле, вход в религию! Когда плохо – все религиозные. Когда станет хорошо, он же сам станет первым пинать их, эту религию. Это столько раз уже было в истории.
Вопрос: Я не против демографии. У меня у самой 4 детей…
Вадим Запорожцев: о! Браво! Наши люди! Вот порадовали, на самом деле.
Продолжение: как связаны такие вещи. Вот у меня последний ребенок, как выяснилось, должен был родиться с несовместимой с жизнью патологией. Я его сама лечила. Он родился здоровым совершенно. И как это связано с его кармой, с моей кармой? И вообще, не по отношению даже к своему ребенку, а к другим людям, как влияет целительство на карму? Можно ли делать, если у него по карме одно, а я вот делаю…
Вадим Запорожцев: я вам квалифицированно дам ответ. Во-первых, мы не знаем, кто и какие диагнозы ставит. Это отдельный разговор, потому что иногда бывают ошибки. Теперь, что касается кармы. Карма идет своим путем. Я даже сейчас не буду заострять на этом внимание. У нас есть прекрасный курс. Есть такой сайт www.kurs.openyoga.ru Там есть курс. Называется “Карма йога”. Там последователно приближается к этим всем моментам. Я вас туда отсылаю, потому что иначе долго получится. Там более или менее. Если возникнут после этого какие-то вопросы, мы их с удовольствием озвучим, запишем и включим в курс. Постоянно мы курсы дорабатываем.
Уточнение: просто, может тут личная ответственность? Может быть, он не хотел рождаться?
Вадим Запорожцев: нет, он хотел рождаться. Если бы он не хотел рождаться, он бы не родился. Прежде чем родится, ваш ребенок с высших сфер духовных подобрал себе маму и папу и делегировал полномочия себя родить, лечить, защищать до достижения совершеннолетия. Поэтому все у вас хорошо, замечательно, памятник вам при жизни поставить в этом же ключе продолжайте. Вы улучшили свою карму, а также карму тех медиков, которые поставили неправильный диагноз. К счастью, у них слишком хорошая карма, что их неправильный диагноз не привел к фатальным в кармическом плане для них последствиям.
Преподавание йоги детям.
Вопросы заочников. Андрей и Елена Подрядовы: будем ли мы изучать преподавание конкретно детям.
Вадим Запорожцев: я повторю вопрос. К сожалению, не записывает эта записывалка. Друзья, честное слово, если в следующий раз я приду и не будет диктофона, я приду и уйду! Не буду я вам читать ничего! Я столько лекций потерял, которые никто не записывал. Все такие ответственные люди, все в просветление стремятся, а элементарную дисциплину, что надо диктофоны готовить, что-то ни до кого не доходит. Ну, скиньтесь, накупите диктофонов, чтобы на каждого был. Придется отделять видео. Видео то хоть записывается? Вы должны запомнить, друзья, я работаю на камеру, я не на вас работаю!
Итак, еще раз. Вопрос прозвучал: будет ли изучаться преподавание конкретно йоги детям? Небольшую вам тайну приоткрою. Басим не даст мне соврать. Когда первые выпуски были преподавателей, они были заточены на то, чтобы сделать преподавателей. Но потом выяснилось, что постоянно надо разные другие разделы добавлять. Так как получаются отличные преподаватели йоги, которые блестяще ведут занятие, читают лекции, но в каких-то других областях, ни уха, не рыла не понимают и не могут проявиться. Самое первое, с чем мы столкнулись, это, так называемая Артха йога или йога процветания. Если своими словами называть, это йога зарабатывания денег. К сожалению, у многих студентов в голове совершеннейшие джунгли в области того, что такое деньги, как они зарабатываются, какие основные критерии, как себя вести надо, как не надо, как устраиваться на работу, когда увольняться и прочее. Полнейшие джунгли с бродячими тиграми! Выяснилось это уже под конец их обучения, когда уже на работу надо было устраиваться и я за голову схватился и решил ввести этот курс. И сейчас уже, начиная с Готры, это будет обязательный курс, т.н. Артха йога — йога процветания.
Опять же сейчас на подходе то, о чем мы сейчас говорим — йога с детьми. До этого её не было. Мы не давали её в качестве обязательного, я подчеркиваю, обязательного предмета! Это было, как сказать, дополнительная специализация. Но я теперь хочу ввести это, с позиции знания Вед, как одну из основных дисциплин. Другой разговор, как бы изящно это впихнуть в наш график? Потому что, хоть обучение длится 4 года, но на самом деле, времени катастрофически мало. По-хорошему, надо и аксиоматику дать, и пятое, и десятое, ой, как проблематично! Но я постараюсь, чтобы мы вышли из этой ситуации, по минимуму выпилили этот курс. Потому что знаний много, надо сократить до абсолютно необходимого, привязать до удобно читаемой формы, подготовить тесты, это же не так, что взял и дал.
Вопрос от заочников: будут ли преподаваться Веды углублено?
Вадим Запорожцев: будут, но сейчас, в самое ближайшее время в планах нет. Это очень тяжелая тема и на очень узкий круг людей. Веды — тяжелая тема, ой,ой, ой. У нас было 2 семинара по Ведам, но там каждый шаг, как продираться, не знаю. Грызть гранит науки, это очень тяжелая тема.
Вопрос: а на каком языке вы читаете лекции, переведенные на русский?
Вадим Запорожцев: за основу, вот я сейчас семинары читаю, даю ссылки всем на переводы Татьяны Яковлевны Елизаренковой, которая с 1986г по 2005г перевела и умерла в 2005 году.
Там есть русский вариант, но лучше всего еще сравнивать какие-то моменты, во-первых, транслитерации. Почему? Потому что Веды написаны не на санскрите, а на ведийском языке. Друзья, вы должны понимать, что санскрит возник много-много позже и, допустим, у Авестийской традиции, зороастризм из которого потом вышел, больше схожести языка с ведическим, чем у санскрита. Поэтому крайне желательно анализировать транслитерацию или звучание. Собственно говоря, Веды передавались изустно, их даже не записывали. Многие, как ни странно слова, они, безусловно, близки группе индоевропейских языков и вы можете, даже со знанием русского языка их переводить. И иногда это, как палочка-выручалочка бывает. Вот многим из вас известна Махамритьюджая Мантра: ОМ ТРОЯМ БАКАМ…
Вот ТРОЯМ БОКАМ на что похоже? Три ока. И вот точно также можно почерпнуть массу очень полезных моментов, анализируя не только тот перевод. Потому что тот перевод, надо памятник ставить Елизаренковой был очень изящный, в рамках культуры. Но все равно, при переводе очень много иногда теряется. Полезно иметь разные переводы и их соотносить. В том числе, напрягать свою интуицию, знание языков. Кто у нас лингвист, это, конечно, безбрежное поле для деятельности. Из таких кусочков приходится продираться через это. Если не находится добрый учитель, который до тебя это уже все сделал и все рассказал, а ты можешь это все повторять.
Еще раз скажу. Ведический язык тяжелый. Я вот все Басима подбивал.
В каком виде находятся Веды.
Вопрос: а в каком виде сейчас Веды? Есть какой-то…
Вадим Запорожцев: …носитель? Да. Веды долгое время, всю историю, передавались устно. От учителя к ученику. Их заучивали наизусть. Причем, формы заучивания были чрезвычайно изощренные и сложные. Вот Басим может рассказать, как заучивались Веды. Затем, вероятно, под угрозой потери знания, они были записаны на …пальмовых листах? Басим, не помнишь, какие там первые артефакты? В интернете даже есть фотографии. Сохранились, насколько я помню 2 независимые линии, расхождение между ними, по-моему, 1-2 слова, я не помню всю сейчас эту кухню.
Друзья, не попадитесь. Сейчас распространено, так называемое, ведическое знание. Только немой идиот про ведическое знание не говорит. Вы должны понимать, что, к сожалению, под термином «ведическое знание» сейчас понимают гораздо несоизмеримо более поздние философские, иногда религиозные концепции, которые имеют к начальным Ведам очень относительное родство. Когда я говорю про Веды и ведическое знание я, впервую очередь, подразумеваю такие Веды, как Ригведа, Яджурведа, Самаведа. Аюрведа, это, как вам сказать, упаведа, причем, своими корнями она, вероятно, восходит из четвертой Веды — Адхарваведы. Но Адхарваведу до сих пор в некоторых кругах ортодоксальных брахманических не признают за Веду. Считается, что только три Веды. Это отдельный разговор. Долгий. Исторически почему-то возникла четвертая Адхарваведа. Такая точка зрения, что потом на Адхарваведе возникли, т.н. упаведы. Упаведы, это вспомогательные Веды. Это не Веды в смысле, как основа, а Веды в термине знания. Вспомогательные знания.
Поэтому, когда вы слышите термин Аюрведа, как бы мягче сказать, она очень относительное родство имеет к изначальным ведам. Знания средневековья. Помните, как была средневековая алхимия в Европе? Примерно та же самая ситуация. За эти тысячелетия Индия же как то развивалась. Вот Аюрведа является той самой Ведой, которая проясняет, более поздняя наработка. С этим связано, к сожалению, такое количество шарлатанства, злоупотреблений, мягко говоря, невменяемости. Слово, вроде, одно и то же – «веды», «ведическое», но суть. Что с этим делать, я не знаю. Потом, еще разные представители таких религиозных объединений начинают упирать, что вот у нас ведическое знание. Начинаешь интересоваться этим ведическим знанием, выясняешь, что со средневекового трактата той или иной школы йоги. Почему ведический? Ну, вот, веды, как знание. Много путаницы.
Басим: я мог бы немного добавить по поводу перевода Вед. Есть три варианта, где можно было бы хоть как то перевести. Один вариант Т.Я.Елизаренковой – это самый полный перевод, дальше можно говорить об Упанишадах. Упанишады, это не Веды, многие Упаднишады состоят из кусков Вед. Какой-то части Яджурведы, какой-то части Ригведы и они просто в больших кусках их копируют. Есть переводы А.Я.Сыркина. Есть переводы Самаведы, она в себя включает часть Ригведы и Яджурведы, и некоторые стихи, это перевод Матвеева. Это все Российская академия наук, это не просто, я поразмышляю об этом.
Есть объяснения Вед с позиций разных школ йоги. В школах йоги учителя, как правило, подходят к тому, что им реально не нужно изучать. Когда конкретный вопрос, к примеру, задает ученик учителю, учитель не пытается ответить конкретно на этот вопрос от ученика. Он пытается через этот вопрос ученику донести йогу, донести учение его школы и поэтому очень часто есть переводы тех же Упанишад многих учителей, самых разных и там вы можете увидеть самые разные, противоречивые, порой интерпретаций и много кажется воды, но это просто попытка передать все учение йоги. Как мы все курсы через комментарии к тем или иным стихам, мантрам Вед.
Вопрос: не слышен.
Вадим Запорожцев: друзья, честно сказать, ни уха, ни рыла. Я никого не знаю. Ничего сказать не могу, ни хорошего, ни плохого.
Вопрос: а вот Саи Баба «Веды, как послание любви, как учение»? Это беседы с Саи Бабой. Записанные. Я еще не читала.
Откуда В.В.Запорожцев берет информацию?
Вадим Запорожцев: я тоже не читал. Я не учитель жизни, я не гуру. Я не ученый в области санскрита, Вед. Ни с академической, ни с религиозной, ни с какой другой точки зрения не понимаю. Я знаю очень, очень мало. К сожалению, у меня работы столько, что у меня нет возможности отслеживать, что вообще творится. Может быть вполне что-то есть заслуживающее интереса и внимания, но как в том анекдоте. Вы прочитали ту книжку? Я писать не успеваю эти книжки, а читать тем более.
Вопрос: а откуда же вы всю информацию тогда берете?
Вадим Запорожцев: так я же с 14 лет, мне сейчас 42. Я учился, также, как и вы. Где я только не учился. Самая первая книжка, еще в советские годы мне достался напечатанный на машинке. А тогда же статья была за распространение антисоветчины и кто-то напечатал под копирку упражнения йоги. Как манускрипт я переписал все это от руки. Как сейчас я понимаю, что там было.
На самом деле, я сейчас анализирую, как хорошо, что я родился в Советском Союзе! Потому что в этом полнейшем вакууме знаний, в любую строчку, которая до тебя доходит, ты вгрызаешься. Я помню, когда первые книжки по йоге позже стали появляться, ты её от корки до корки штудируешь. Сейчас же тысячи их издают, их никто не читает так. Когда отсутствие информации и тебе попадает маленькая крупица ценной информации, то ты получаешь большую пользу, чем свобода, как в Америке была. Но только не особо видно, чтобы их читали, практиковали. Я помню, когда мне первый раз попала Маханирвана Тантра. Мне попал текст еще в советские годы. Написал Д.Д.Вудроф, или Артур Авалон он больше известен. Я до текста даже не дошел. Я в предисловие вчитывался в каждое слово. Читал на английском языке. Я в день читал 3 предложения. Я читал книжку со скоростью 3 предложения в день. У Вудрофа очень тяжелый язык, махровый такой. Это не американцы: а, у меня вчера кундалини проснулась, все очень просто, ребята! В ладоши похлопаем. У того очень академический язык: ну, вообще-то, в этом случае, но так-то не согласен и т.д. Думаешь: «Да, Господи ты, Боже мой»! На сегодня все.
Друзья здесь вы можете скачать Текстовый, Аудио и Видео варианты,форматы doc, fb2, mp3, flv:
Скачать Аудио Вариант1 MP3 Web 32кб/с, 25.4 мб
Скачать Аудио Вариант2 MP3 Full 128кб/с, 101.0 мб
Скачать Видео Вариант FLV, 444 мб
Адрес где нас найти,контакты: Международный Открытый Йога Университет, “Культурный центр «Просветление», Школа Анандасвами. Россия, г. Москва, метро Новослободская, ул. Долгоруковская, д.29, телефоны в Москве:8(499)251-21-08,8(499)251-33-67, e-mail: HappYoga@mail.ru, www.openyoga.ru, www.yogacenter.ru, www.happyoga.narod.ru.
Можно ли копировать.Права: Лицензия Creative Commons. Вы можете копировать, тиражировать и распространять эту лекцию, желательно делайте ссылку на наш сайт www.openyoga.ru
Благодарность всем тем,кто работал над материалом:
Шаблон опубликовал–Карина Халтурина
Текст напечатали-(а)-Елена Подрядова
Текст отредактировал-(а)-Елена Подрядова
Текст опубликовал-(а)-Алексей Тарасов
Краткое описание составил-(а)-Наталья Сим
Рисунки и фото создал(а)-временно отсутствуют
Английский перевод выполнил(а)-временно отсутствуют
Контрольные вопросы: временно отсутствуют
Ответы на контрольные вопросы: временно отсутствуют
Глоссарий-Словарь-Энциклопедия непонятных терминов йоги здесь: www.wikiyoga.openyoga.ru