Название лекции :
Практика Медитации-цикл занятий.Виктория Бегунова.
Автор: Виктория Бегунова,
Дата: 2011.03.01.
Где: Международный Открытый Йога Университет
Скачать Текст, Аудио, Видео Варианты здесь: www.openyoga.ru
Слушать Аудио:
Смотреть Видео: Ссылка на видео
Читать Текст:
Сегодня 01 марта 2011 года. Мы находимся в культурном центре «Просветление» около метро Новослободская в г. Москве. Меня зовут Виктория. Это тематическое занятие для всех желающих.
Продолжаем тему: «Концентрация внимания».
Виктория: Есть ли у вас какие-нибудь вопросы по этой теме? Галина, что ты практиковала?
Галина, группа 4: Я концентрировала свое внимание на горящей свече, правда это тяжеловато.
Виктория: Я бы наоборот сказала, что концентрация на пламене свечи гораздо проще, чем, например, концентрация на позвоночнике. Потому что на огонь, на воду и на работающего человека можно смотреть бесконечно. Стихии – природа, огонь, вода – привлекают наше внимание естественным образом. И первый импульс – нам интересно, нам хочется смотреть на огонь. Может быть, конечно, долгое время нам тяжело сидеть и смотреть, потому что начинают болеть глаза, течь слезы. Первоначально это достаточно интересно и не должно быть сложно.
Галина: Я поэкспериментировала – я концентрировала свое внимание на свече и при этом читала мантру. Может быть за счет этого было сложно.
Виктория: Кто еще что практиковал? Может быть из тех упражнений, которые мы делали с вами на занятиях?
Анна, группа 4: Я пробовала читать две мантры одновременно и при этом контролировала, чтобы позвоночник был прямой. И, наверное, первый раз в жизни у меня это получилось.
Виктория: Очень хорошо. Кто еще что пробовал?
Наталья, группа 3: Я концентрировалась на идеях.
Виктория: На каких идеях? На Абсолюте?
Наталья: Я пробовала на Абсолюте, но не получалось.
Виктория: Удавалось держать концентрацию?
Наталья: Да, но если состояние не очень хорошее, то не очень хорошо получается.
Виктория: Это понятно. Если у нас мало праны, то у нас никакой концентрации не будет. А наша задача – даже в такие моменты, не очень радостные для нас, все-таки взять себя в руки и с помощью инструмента Воли удержать свое внимание на чем надо. Даже если нам это не так легко и дается. Т.е. наша задача – как бы плохо нам не было, сколько бы праны у нас не было, мы должны быть все-таки с этим источником внутренней силы – с нашей волей. Можете себе представить космонавта, или водителя поезда, или врача, которые отвечают за жизни других людей. У них бывают разные жизненные ситуации. Думаю, бывает у них и так, что они не высыпаются, они больны, у них нет сил и нет праны. Можете представить себе доктора. У него сложнейшая операция. Он не выспался, ему плохо, у него проблемы в семье или еще где-то. И такой человек должен взять себя в руки, собрать волю в кулак и направить свое внимание на задачу, которая перед ним стоит и справиться с этой задачей. Ведь от этого зависят жизни других людей.
Люди, как раз и отличаются тем, что кто-то может это сделать, а кто-то не может. Когда всем хорошо, когда мы на подъеме, когда у нас все замечательно и великолепно – мы и хорошие, и добрые, и всех любим, и все у нас так хорошо и замечательно получается, и мы такие эффективные. И как плохо оставаться такими же при нулевом уровне праны. И все-таки есть люди, которые, несмотря на это, удерживают ситуацию, удерживают под контролем свои проявления, свои сознание и энергию, не поддаются на то, что им плохо, они слабые и все разваливается.
Есть люди, которые идут все-таки на поводу того, что у них нет сил. И они начинают себя оправдывать. Например: «Не пойду на занятия, мне плохо. У меня нет праны. Не буду что-то там делать – у меня нет сил». И действительно – это хорошее оправдание – у меня нет сил. Но представьте себе доктора, который бы сказал: «Я не буду сегодня оперировать, у меня нет сил». Привезли больного, у которого жизнь зависит от 2-3 минут, а доктор бы сказал: «Нет, у меня плохое настроение и вообще все плохо». Или преподаватель йоги: «У меня плохое настроение – не буду вести занятия» или что-то в таком же роде. Ведь преподавание йоги требует очень много ресурсов. И все преподаватели не являются небожителями, просветленными, которые постоянно находятся в просветленном состоянии и обладают всемогуществом. Но все равно нужно черпать, нужно иметь связь с этим источником, не смотря ни на что. И чем больше таких ситуаций, тем лучше он знает, как прийти к этому источнику, тем больше он контролирует свое внимание, свою энергию. Если мы поддаемся на свою негативную карму, на игру майи (когда нам кажется, что все плохо), то это закрывает нас от источника силы. И если мы научимся пробиваться через этот слой, то у нас все будет великолепно вообще по жизни. Т.е. как бы нам не было плохо, мы все равно будем добиваться своих целей, мы не будем киснуть, мы не будем ныть. Мы будем выполнять свои задачи.
А если перед нами слой майи, мы в тамасе, нам плохо, и мы скажем: «нам плохо, зачем преодолевать», каждый раз мы поддаемся своей негативной карме, то мы к этому привыкаем и нам очень сложно в какой-то экстренной ситуации подобраться к источнику силы. Поэтому, Наталья, как бы ни было плохо, если ты поставила задачу концентрироваться на идее (сон разума застилает, плохо, хочется вообще ни о чем не думать, чтобы внимание было рассеянное, потому что нет сил его собрать), в такие моменты нужно вспомнить, что сейчас это один раз, потом второй, потом третий, четвертый, пятый, потом это войдет в привычку и так оно будет по жизни.
Когда действительно есть волна, подъем – мы все можем. Когда нет этого подъема – мы вообще ничего не можем делать. Но мы от этого не должны зависеть. Мы должны научиться в любой ситуации брать под контроль свои проявления, с помощью волшебного инструмента – Воли. Чем чаще мы им пользуемся, тем больше в нас могущества, тем ближе мы к источнику силы. А этот источник называется наше высшее Я.
Галина: Все-таки с человеком, который идет к целям, все время что-то преодолевает, преодолевает, преодолевает, не может ли в итоге с ним случиться истерика, какой-то срыв?
Виктория: Я сейчас не говорю про насилие. Я сейчас говорю про методы сознания, когда нужно преодолеть тамас и проявить волю. В Хатха Йоге, или в Крия Йоге или в других йогах мы применяем этот метод. Мы делаем усилия над собой, но не переходим грань, мы не насилуем себя. Если же мы перейдем грань и будем постоянно себя насиловать – в первом случае, во втором и т.д. – то, конечно же, возникнет очень сильно напряжение. И потом уже как ты говоришь – истерики, депрессии и заболевания тому подобные, на физическом уровне и на психическом. Т.е. я сейчас говорю про методы сознания, когда нужно проявить свою волю, проявить свой характер, не переходя грань в насилие. Ну а так как мы все люди живые и разные бывают ситуации, мы очень часто сталкиваемся с такими ситуациями. Метод энергии – когда мы позволяем себе – нам как-то понятен, с методами сознания – у нас потяжелее, труднее у нас эти методы идут. Но никакого перекоса у нас, конечно же, не должно быть. Йога против перекосов. Это аксиома.
Практика.
Упражнение 1.
Мы говорим про то, куда уходит наше внимание, и насколько мы можем отследить этот поток нашего внимания.
Насколько вы можете отследить все, что происходит внутри вас? Насколько вам удается отследить мысли, эмоции? Насколько удается отследить мотивацию поступков? Вот вы в какой-то ситуации. Вы что-то говорите. Что стоит за вашими словами? Можете ли вы ухватить то, что происходит внутри вас в вашем внутреннем мире? Т.е. когда вы что-то делаете, вы делаете это бессознательно или осознаете: «Ага, вот пробежала мысль. Вот появилась такая-то эмоция. Здесь задели, здесь зацепили, а здесь я сказала, не то, что я хотела. А здесь я соврала себе. А здесь я обманула себя. А здесь…» – ну и т.д. и т.п. Т.е. насколько удается отследить эти моменты.
После того, как мы отслеживаем все, что происходит внутри нас, начинается воплощение принципа честности с самим собой. Т.е. до тех пор, пока мы куда идем, туда и идем, мысли появляются в голове, мы даже не отслеживаем что это за мысли. Как листочек на ветру. Ветер в одну сторону – и листочек в ту сторону, ветер в другую сторону – и листочек в другую сторону полетел. И он не задумывается о траектории своего полета. Здесь, конечно же, тоже требуется концентрация, концентрация на своем внутреннем мире. Какие-то мелочи, нюансы, но какой процент все-таки ускользает от вашего внимания. Вы пошли в комнату и забыли, зачем вы туда шли. Ну ладно, вы забыли. Но проанализировали ли, вспомнили ли ход своих мыслей? Т.е. насколько хватает ясности сознания, чтобы видеть всю картину вашего внутреннего мира в целом?
Вы делаете Хатха Йогу – мысли пошли. Улавливаете ли вы все мысли, которые проходят? Или проходит тысяча мыслей, а вы можете уловить только 1-2? Это касается и эмоций. Очень часто нас что-то цепляет, какие-то эмоции находят, например, ревность, жадность, а мы даже и не хотим их замечать. Например, вы делитесь чем-то, и наверняка у вас возникает чувство жадности, но вы не хотите признать, что у вас есть это чувство и вы его просто отвергаете. А может быть стоит увидеть эту эмоцию и сказать: да, это у меня сейчас оказывается жадность пробежала или раздражение, ревность – различные эмоции. Внутри нас, конечно, происходит огромная работа, огромное количество волн возникает каждое мгновение, но часть мы не осознаем, потому что не хватает праны, не хватает ясности, чтобы это увидеть. А в другом случае мы не хотим это видеть, мы игнорируем, мы прячемся от этого. Очень важно – это называется в йоге процесс осознавания – осознавать что с тобой происходит. И как только у нас это получается, мы переходим к принципу честности с самим собой. Мы говорим себе: «Да, у меня то-то, то-то и то-то. Да, у меня такие вот мысли». И оказывается не очень-то и йогические мысли, да? Или мысли какого-то другого характера.
Сделаем упражнение. Конечно, здесь его делать сложно, потому что это упражнение более жизненное. И этим нужно владеть 24 час в сутки. Например, вы едете домой – что пробегает у вас? Какие мысли пробегают у вас когда вы едете в метро, когда вы общаетесь с людьми, когда вы слушаете лекцию? У вас часть внимания направлена, конечно же, на лектора, на информацию, которую вы получаете извне, но часть – это какие-то посторонние мысли. И вот отслеживаете ли вы этот поток или нет?
Поэтому сейчас сядем прямо и будем просто наблюдать: «Такие-то ощущения появились, вот такие-то эмоции появились, появились такие-то мысли. А вот я побежала за этой мыслью. Да, так вот получилось, что я отвлеклась. Отвлеклась на звук какой-то, отвлеклась на мысль, на какое-то воспоминание». Т.е. все равно эти все внутренние процессы мы должны отслеживать, должны осознавать. Мы просто сидим и наблюдаем за тем, что происходит в нашем внутреннем мире и стараемся отследить все-все нюансы.
Практика упражнения № 1 – 10 минут.
Сейчас, конечно, все гораздо проще, чем в жизненных ситуациях. А смысл, повторю еще раз, в том, что поток сознания у нас рассеивается на какие-то мысли, на какие-то эмоции. И сейчас мы должны были отследить, куда уходит этот поток, куда он рассеивается. И сейчас, в данной обстановке, я думаю, что было не много отвлекающих моментов и даже наоборот, хотелось на чем-то сосредоточиться – на дыхании или просто на безвоздушном пространстве внутри себя. Какие у вас впечатления, вопросы?
Анна, группа 4: Когда я концентрируюсь на чем-то специально, то приходят какие-то мысли, отвлекают. А сейчас, когда я начала думать что же мне сейчас полезет в голову, у меня ничего интересного не было. Вспоминаешь о работе – не интересно т.д. И все время шла концентрация на дыхании.
Виктория: А не надо было вспоминать, надо было просто наблюдать. Таким образом ты сама притягивала мысли. Хорошо. Еще кто хочет поделиться впечатлениями или задать вопрос?
Елена, группа 4: А у меня было такое, что я ни о чем не думала, но кто-то как будто давал мне задание: «Ты давай, отслеживай!». А не зачем было следить.
Виктория: Но может быть были какие-то ощущения, за которыми можно было следить. Опять же, может быть, мы сконцентрировались больше на ментальном уровне. А может быть у нас сейчас проходили какие-то ощущения и мы их тогда бы отслеживали.
Светлана: А я заметила, что когда реагируешь на внешние факторы, на звуки, на какие-то действия, и на внутреннее – то, что происходит в моем организме. Мой мозг отслеживает дыхание, какие-то внутренние процессы, например, тепло – на все реагирует.
Виктория: Вот смотрите, даже сейчас, когда Света говорила, кто отметил, что вы слушали Свету, но часть сознания была в каких-то других мыслях, или вы отвлеклись на ощущения? Было такое? Значит вы отследили. Хорошо.
Мы сейчас с вами играем здесь в игрушки. А по-настоящему все эти практики вы будете отрабатывать в своей жизни. Когда, например, вы что-то говорите – раз, на заднем плане: «да это я хвастаюсь!» или «я хочу себя возвысить перед другими!» или это проявление гордыни, но в плохом смысле, что я сейчас утру нос – какая я умная. Когда вы что-то делаете, все равно, на заднем плане что-то творится. Это такова человеческая природа. Все равно есть мотивы поведения. Вы делаете что-то одно, а мотивы совершенно другие. Чтобы работать над собой, избавлять от ненужных клише, мыслей, мы должны понимать, что они есть. Мы должны увидеть их сначала, мы должны признаться, что они есть в вас. И все, все, все моменты отслеживать. Вы читаете книгу – сколько внимания уходит у вас на совершенно посторонние мысли! И надо честно это отследить. «Да, это происходит». Вы читаете, пробегаете глазами, а на самом деле 90% вашего внимания думает о молодом человеке, например, или о каких-то проблемах.
Так что это упражнения больше для домашней практики. Чтобы у вас всегда присутствовала ясность. Чтобы вы осознавали, что там внутри происходит, что за чем стоит. А потом мы автоматически переходим к принципу честности с самим собой. Если у нас есть принцип честности с самим собой, у нас есть первый принцип и мы уже тогда не ошибемся где доброта а где не доброта, где долг, а где не долг. И тогда мы разберемся со вторым принципом йоги – принципом эффективности – в том, что нам надо по-настоящему, а что не надо. Т.е. оно понемногу вытягивает более фундаментальные принципы. Внимание на том, что внутри нас происходит и отслеживание всех этих моментов приводит к тому, что мы лучше начинаем понимать 1-ый и 2-ой принципы йоги, и как следствие – йогу в целом, и следующее следствие – мы идем путем Дхармы к Просветлению. А все начинается с такой мелочи, что мы действительно увидели, что там внутри нас происходит, отследили все это. Т.е. сконцентрировались – и свое внимание, лучи сознания высветили, что происходит в нашем внутреннем мире. Это касается вообще любых практик йоги. Вы практикуете хатха йогу и отслеживайте, что происходит в эти моменты – ага, вот такие-то мысли, вот такие-то ощущения.
Кто еще хочет поделиться или задать вопрос?
Галина: Я хочу сказать, что возникла такая мысль при выполнении практики о том, что это какая-то внутренняя анрита. Я расслабилась и дала волю всем мыслям в голове, может быть даже не подобающих для данного места. И меня это даже напугало. Ведь действительно мы здесь концентрируем внимание, а тут все как-то необычно.
Виктория: Необычно. Ну это может быть даже более сложно.
Михаил, группа 3: А я как-то экспериментировал во время домашней практики и заметил такую штуку, что когда ты говоришь и несешь с собой мысленный образ, то до человека очень легко доходит. Я с этим поэкспериментировал. Я шел и разговаривал с человеком и в это время держал определенную мысль в голове. И я понял, что до человека дошла эта мысль, хотя я ему ее не говорил. И тогда я понял, что мысль передается как бы из головы в голову.
Виктория: Да, я с этим согласна. Действительно, когда мы общаемся с другим человеком и при этом мы в голове представляем образ, то наш собеседник воспримет этот образ. Но если мы сами не понимаем то, о чем говорим, то люди могут ухватиться за слова и придумать свой образ. И тогда уже не будет совпадений. А человек может говорить одно и держать в голове образ, который ему нужен и тогда его собеседник будет воспринимать этот образ. Но так работают многие манипуляторы и это очень опасно. Это нарушение 1-го принципа йоги. Некоторые пользуются этими методами сознания. Это внушения различные, гипноз. Можно болтать ни о чем и иметь при этом свои образы и собеседник будет воспринимать в первую очередь эти образы.
Юлия, группа 4: А вот как быть если у тебя с одной стороны получается отслеживать когда никого нет или когда практикуешь на занятии, а вот когда ты выходишь в социум, то тебя вырывает из этого состояния. Нужно постоянно помнить об этом?
Виктория: Да, это должно стать нашей привычкой. И, конечно же, практика йоги не заканчивается залом и комнатой, в которой вы занимаетесь йогой. Йога – это жизнь. Здесь вы получаете какие-то навыки в какой-то простейшей, игровой форме, и потом, конечно же, вы должны переносить их на жизнь. Жизнь – это реальная практика, это реальная йога. Т.е. если вы такой весь из себя йог во время занятий или дома у себя – 6 часов в медитации, 6 часов всех люблю и я такой эффективный все 6 часов, но выйдя из дома или из Центра, где вы занимаетесь йогой, вы спотыкаетесь о какие-то совершенно несложные ситуации, то никакой вы ни йог такой расчудесный. Да, жизнь захватывает – и ты пойман, и ты даже не понял, что тебя поймали. Здесь вопрос привычки, в том числе и вопрос нашей воли. Насколько мы волеизъявляем жить так, как мы хотим, или жить так, как нам скажут? Являемся ли мы ведомыми или ведущими внутри своей вселенной?
Анна, группа 4: У меня такой вопрос практический, для жизни. Например, я иду в метро, тороплюсь, опаздываю. Я бегу, кого-то обгоняю, стараюсь, конечно, никого не толкать, но все равно явно мешаю другим. Я понимаю: «Я в анрите, простите меня. Я больше так не буду, но я очень тороплюсь!» Я понимаю, что я сейчас совсем не в гармонии со всеми, но я опаздываю. И что мне лучше делать – идти в ритме, стараться?»
Виктория: Это немножко из другой серии. Это ты нарушила Риту где-то до этого. Может быть, ты вечером нарушила Риту, гармонию, упустила этот поток вселенной. Может быть, надо было пораньше лечь спать, чтобы вовремя проснуться. И тогда бы ты вышла буквально на 5 минут раньше, вместе с этим потоком вселенной и все было бы гармонично. И ты бы не опоздала, и ты бы не спешила, и все люди расходились бы, и все было бы замечательно. А может быть, эта анрита началась два дня назад, потому что ты не сделала то-то и то-то, отложила на следующий день, и так далее и комом это все. И это привело к тому, что анрита у тебя явно проявляется в твоей жизни. Есть такая практика, которую мы даем в нашей школе и когда-то Вадим говорил про нее и неоднократно. Это практика хождения по тропам. Как раз таки, эта практика и позволяет нащупать этот ритм вселенной и впасть в резонанс с вселенной, в которой мы живем. И если мы уловим этот поток и будем следовать ему, то мы будем жить в Рите, в гармонии. И в хождении по тропам нужно как раз почувствовать этот поток и идти согласно этому потоку. Постоял в одном месте, буквально один день, чувствуешь, что все, поток идет дальше, собрался и идешь туда, куда ведет тебя поток. Т.е. ты должен отключить разум. Не так, чтобы пункт такой-то, деревня такая-то, гора Кайлас. Нет, ты должна почувствовать ритм и идти с этой волной. Это очень сложно. Это уже высочайший уровень чувствительности, интуиции, понимания твое это или не твое, твой это ритм, когда уходить. Нужно почувствовать сейчас это или через 5 минут. Но, в принципе, у нас эта практика каждый день. И мы можем отследить поймали ли мы этот поток, когда живешь согласно гармонии вселенной и раз и нашли этот поток. У нас все гармонично в жизни. Я думаю, что все из вас проживали эти периоды в жизни, когда ничего даже не надо делать и все хорошо. Вы и вовремя встали, вы вовремя встретились с друзьями. И там у вас и деньги, и там у вас успех, и там у вас любовь и все такое. Все настолько гармонично. И потом бабах и что-то нарушили. Нарушили в мелочи, а потом это как снежный ком – сильнее и сильнее. И потом это очень неприятно, как в мясорубке какой-то. Что ни шаг – и все вот неудача. И в одном, и в другом, и в третьем, и в четвертом – вообще во всем. А все из-за одной мелочи. Упустили поток, и это привело к анрите. Т.е. вы потеряли связь со вселенной.
Анна: А что с этим делать?
Виктория: Надо догонять. Ну, во-первых, нужно отслеживать все эти моменты. Если вы не будете отслеживать свои мысли, свои состояния, свои ощущения – то, что мы сейчас делали – то вы не почувствуете этот поток, где он, когда он уходит, когда выходить из дома, когда что делать. Поэтому это как в крия-йоге. Вы делали, сбились с ритма – сядьте отдохните, придите в себя, и почувствуйте когда пойдет следующий поток, чтобы его поймать.
Павел, группа 3: Это как на семинаре, когда мы ходили паровозиком. Мы сбиваемся, а потом подстраиваемся.
Виктория: Да, сбиваемся, потом нужно какое-то время, чтобы опять настроиться на гармоничный лад.
Андрей, группа 4: Паровозик гораздо проще.
Виктория: Ну, жизнь она всегда гораздо сложнее, чем какие-то игры в паровозики.
Анна: А хождение по тропам это одиночная практика?
Виктория: Да, одиночная. Иначе вы собьетесь. Когда с вами кто-то находится рядом, вы отвлекаетесь.
Елена, группа 4: У меня была такая ситуация, что я общалась с человеком в течение дня, и я поняла, что я начинаю в него влюбляться и что мне не надо в него влюбляться. И я стала отслеживать свои мысли, эмоции, свои проявления. И было ощущение раздвоенности, как будто часть меня вовлекается, а другая часть контролирует и предпринимает какие-то действия для того, чтобы не влюбляться.
Виктория: Нет, если вы влюбляетесь, то не останавливайте это чувство, это состояние. Но опять же, что мы подразумеваем под влюбленностью. Либо ты привязываешься к этому человеку и хочешь быть только с ним или чтобы он был только с тобой. Либо это настоящая влюбленность и тогда ни в коем случае нельзя останавливать это чувство, это состояние. Мы, наоборот, к этому и стремимся в йоге. Единственное, мы не должны привязываться к объекту влюбленности. Т.е. наше состояние не должно зависеть от того, рядом с нами этот объект или не рядом. Т.е. объект – это ключик. Вскрыл – ну и все, теперь – общение с высшим. Рядом с вами этот объект – замечательно, нет его – ну и ладно. В таком смысле, чтобы вы не привязаны были к форме. Т.е. открылось вам высшее – спасибо этому объекту. И все, настраиваетесь на этот канал с высшим и просветляетесь. Сколько-то минут пробудете в этом состоянии – и все. Но, к сожалению, у нас слишком много негативного опыта и нам кажется, что влюбленность – это привязанность, это боль, это разочарование. Этот человек не будет с нами, потому что у него жена, дети и т.д. и вообще, зачем в него влюбляться. Хотя это не ограничение. Можно влюбиться, вскрыть это состояние, и все, и забыть этого человека. Можно сказать спасибо.
Галина: А как быть, если ты все контролируешь?
Виктория: Это не контроль. Вы созерцаете мысли, что происходит внутри вас. Это созерцание.
Галина: Мне совсем не понятно, когда мы в обычной жизни общаемся – работа, учеба, но когда мы лично общаемся, то достаточно сложно бывает отследить свое состояние.
Виктория: Конечно, сложно, потому что мы не привыкли это делать. Мы привыкли или находиться в тамасе и не понимать, что вообще происходит. Вот идем на работу, потому что принято идти, делаем что-то, потому что привыкли это делать. Но нет ясности происходящего, мы не отслеживаем. Либо опять же мы прячемся от каких-то моментов. И мы не привыкли заглядывать во все уголки нашей души или нашего разума, что там происходит. Конечно, бывает страшно, когда человек начинает смотреть вглубь себя все глубже, глубже, словно в колодец, где вся вселенная. И такое там порой находится, что человеку страшно, что у него такие мысли эгоистичные. Он-то думал, что он практически просветленный, а него мыслишки такие, что боже мой! И человеку действительно становится реально страшно, что у него такие мотивации, такие желания, такие мысли возникают. Поэтому это вопрос опять же нашей смелости. Насколько мы готовы идти по духовному пути развития. Нужно ли нам это? Т.е. мы должны волеизъявить и как бы страшно нам не было мы должны погружаться и все это отслеживать.
Наталья: Если мы отследили у себя какие-то негативные мысли, что с этим дальше делать?
Виктория: Работать с ними. Мы должны знать. Мы делаем что-то и ага – жадность. Значит надо отработать и понять, что в тебе есть какие-то вещи, с которыми нужно работать.
Анна: А когда поняли, то что?
Виктория: нужно понять насколько это уместно. Нужно ли тебе это? Почему это возникло? Опять же если вы обычный человек: «Да, я жадный». Есть люди, которые говорят: «Да, я ревнивый». Они даже не прячутся. Здесь все зависит от вашей жизни, от того, чего вы хотите от жизни. И если вы хотите избавиться от этой эмоции, она мешает вам, она съедает вашу прану и совершенно неуместна. Когда-то жадность была уместна, а вот сейчас в данной ситуации, в данном периоде вашей жизни жадность уже неуместна, потому что это мешает вам. И вы начинаете, это уже курс 112 «Наше Я». И там как раз таки все эмоции – жадность, ревность, страх и так далее. Природа этих явлений и как можно с ними бороться. Но сам этот первый шаг он уже дает очень много. Первый шаг – то, что вы осознаете, понимаете что происходит. Это уже 50% успеха, может быть даже 80% или 90% успеха. Вы знаете, что это есть и есть желание исправить эту ситуацию, то есть куча методов, которые позволяют это сделать. Дело в том, что живут люди и могут йогой заниматься 30 лет, а просто себе не признаваться. И можно сказать, что 30 лет занятий йогой прошли впустую. В этом и есть духовный путь, путь йоги, когда вы понимаете, что там в ваших «шкафах», что заложено на протяжении стольких жизней – копилось, копилось и вылезло. Вы видите этот хлам и начинаете его убирать. В квартире можно спрятать в шкаф весь мусор. Представьте, 10 лет все фантики, весь мусор прятать в шкаф – и вроде чисто. А потом вы все-таки открыли шкаф, и вывалился весь мусор, который вы копили 10 лет. И задача заключается в том, чтобы взять, подмести и выкинуть, чтобы было чисто. Но если будете прятать в шкафах этот мусор 10 лет, 20 лет, 100 лет, 500 лет, миллион лет, то он так и будет там лежать. Но раз время пришло, значит нужно его вскрыть – сундук с негативной кармой.
Упражнение 2.
Будем концентрироваться на янтре.
Кому-то попадется Ганеша, кому-то попадется Гаятри Янтра.
Задача следующая:
Мы поток своего внимания направляем только лишь на этот рисунок. Если он нам неинтересен – какие-то кружочки, треугольнички, мы все равно направляем свое внимание на этот рисунок. Задача концентрироваться на каком-то объекте. Но после визуальной концентрации – вы смотрите-смотрите, смотрите-смотрите, а потом закрываете глаза и во внутреннем пространстве представляете этот объект со всеми подробностями. Т.е. сейчас мы подходим к тому, чтобы визуализировать уже более серьезные вещи. И подойти к йоге визуализации.
Вопрос: в какую сторону смотреть на янтру?
Виктория: Гаятри – треугольник вниз, у Ганеши как ни посмотри – все Ганеша.
То есть смотрим, смотрим, смотрим. Минут пять посмотрели, может быть побольше – кому сколько надо, чтобы запомнить рисунок, закрываете глаза и представляете себе этот образ уже с закрытыми глазами. Если образ уплывает – вы опять открываете глаза и смотрите. И если у вас во время того, как будете смотреть на янтру, будут возникать посторонние мысли, то вам и полчаса не хватит, чтобы запомнить и потом представить себе образ этой янтры. Т.е. чем сильнее концентрация, тем сильнее потом внутри вы представите себе эту янтру. 100% погружения – буквально несколько секунд достаточно и вы видите потом эту янтру отчетливо, ясно, со всеми нюансами.
Вопрос: А поза какая у нас должна быть?
Виктория: Поза – все равно какая, только часто не меняйте положение и отслеживайте какой процент – внимания погружается, а какой процент – внимание отвлекается.
Практика Упражнения № 2 – 10 минут.
Виктория: Кто отследил, что смотрел. Т.е. как всегда, смотрю в книгу – вижу фигу. Можно рассматривать листок бумаги, а в мыслях быть совсем в других местах. И тогда, уверяю вас, вы не запомните эту фигуру и очень сложно будет ее потом представить. Кто смотрел в книгу и видел фигу?
(В зале поднимают руки.)
Виктория: Почему? Сложно было сконцентрироваться?
Анна, группа 4: У меня периодически возникали всякие мысли.
Виктория: Вы должны были себя заставить. Это метод сознания. Это не метод энергии – куда хотела, туда и уходила.
Анна: Я так сразу не уходила куда хотела, но мысли периодически появлялись, потом исчезали.
Виктория: Т.е. какой-то маленький процент удавалось сконцентрироваться?
Анна: Скорее наоборот, больший процент мне удавалось сконцентрироваться на янтре, единственное, что трудно удержать все элементы сразу.
Виктория: Это потому, что у нас пока еще слабая концентрация внимания. Когда готовят разведчиков, им один раз показывают шифр с огромным количеством цифр, букв и т.д. Они один раз посмотрели – и все запомнили. Нам, конечно, пока далеко до разведчиков спецслужб. У нас слабая концентрация внимания. Или есть люди, у которых очень хорошая память. Они прочитали книгу и запомнили все наизусть и на всю жизнь. У них очень сильная концентрация внимания. Они могут луч своего внимания направить, сконцентрировать, запомнить текст и все это отложилось, отпечаталось в голове. А у нас в большей степени рассеянное сознание, внимание. И поэтому мы начинаем лепить по частям. Но хотя бы даже так. Кто еще хочет поделиться?
Анна: Мне показалось, что достаточно легко было запомнить, потому что на семинаре по янтра йоге мы именно Гаятри янтру практиковали. Самое сложное, пожалуй, было собрать воедино всю картинку и визуализировать образ. И в какой-то момент даже мысль проскочила: «Ой, столько времени, даже иероглифы хватит запомнить».
Виктория: Очень хорошо. На прошедшем семинаре предлагалось визуализировать идеальный объект. И если концентрация внимания плохая, то представляете, что можно себе визуализировать? Можно такого себе партнера вылепить, что не дай бог потом встретить. В йоге визуализации нужно уметь владеть этим инструментом – очень сильной концентрацией. Поэтому нужно начинать пробовать на более простых вещах. Для этого очень хорошо подойдут янтры. Польза двойная – и концентрация внимания и для мантра йоги потом пригодится.
Галина: Я просто хотела сказать, что возникла в голове мантра, соответствующая янтре, и как-то было поприятнее.
Виктория: А удалось потом образ создать? Если кому-то не удалось, значит у вас очень плохая концентрация была. Вы плохо сконцентрировались на листке бумаги и не смогли перенести этот образ вовнутрь.
Анастасия: А считается ли, что я закрыла глаза и нарисовала по частям этот образ, а не увидела сразу готовый образ.
Виктория: Вот, например, художники. Они посмотрели на природу или на какого-нибудь человека и раз – у них сразу запечатлелся образ. Они в этот смысле уже наработали этот опыт и потом они могут по памяти воспроизвести, и причем во всех деталях – и природу и портрет человека
Анастасия: А считается здесь фотографическая память, или нужно было проникнуться этой янтрой настолько, чтобы перед глазами появился сразу готовый образ?
Виктория: Готовый образ появился бы, если бы мы подольше концентрировались. Такой единый образ со всеми мелочами. Т.е. ты не рисуешь – сейчас квадратик, сейчас кружочек. Ой, квадратик уже куда-то исчез, остались одни треугольники. Куда делся круг? Теперь заново буду его рисовать. Это, опять же, мы не можем сконцентрироваться, чтобы увидеть всю картину в целом. Опять же слабая концентрация внимания.
Антон, группа 4 (заочный студент): Есть ли практическая разница между воспроизведением в памяти образа янтры и ее мысленным созданием?
Виктория: Мы как раз из памяти и извлекаем этот образ.
Вопрос: Т.е. это тоже самое?
Виктория: Да, конечно. У кого получилось очень четко увидеть образ?
Ирина: У меня получилось.
Виктория: Замечательно. А все остальные слабовато, да?
Галина: У меня по частям. Вообще-то эта янтра сложная.
Виктория: Какая у тебя была янтра – Гаятри?
Галина: Да
Виктория: Ну это, опять же, вопрос времени и концентрации внимания.
Светлана: Я раньше всегда о чем-нибудь думала, потом у меня стали появляться моменты, когда я вообще ни о чем не думаю. А сейчас, во время первой и второй медитации, я заметила, что мысли у меня есть, но они стали какие-то сами по себе и я их даже перестаю отслеживать и запоминать. Вот это что такое? Надо их отслеживать.
Виктория: Да, отслеживать надо. Мы отслеживаем все, чтобы с нами не происходило. Вот я с вами сейчас разговариваю, но я отслеживаю, какие мысли появляются, какие ощущения возникают в это время. Даже если вы отслеживаете, что у вас рассеянное внимание – это уже хорошо – вы это отследили, вы это осознали. Т.е. вы осознали куда уходит поток вашего сознания, куда уходит поток вашей энергии. И если вы отслеживаете – это уже часть работы. Хуже когда все как в тумане происходит. И куда оно утекает, куда оно направляется ваше внимание?
Светлана, группа 3: Я одну деталь увидела в янтре – один треугольник вложенный в другой. Это называется невозможный треугольник.
Виктория: Ты начала проникать уже в саму структуру, в геометрию янтры. Такие-то лепестки, такие-то треугольники. Т.е. тем самым ты сильнее сконцентрировалась, и потом этот образ легче было перенести вовнутрь. Вот они лепесточки – такие-то и такие-то, вот они треугольники, вот они квадратики. Вы думаете, размышляете, вы сильнее концентрируетесь. В итоге у вас меньше посторонних мыслей и вам легче потом создать внутренний образ.
Друзья здесь вы можете скачать Текстовый, Аудио и Видео варианты,форматы doc, fb2, mp3, flv:
Скачать Текстовый Вариант1 doc (97-2003) адрес:
Скачать Текстовый Вариант2 fb2 адрес:
Скачать Аудио Вариант1 MP3 Web 32кб/с, 19мб адрес: https://old.openyogaclass.com/av_yoga/tz/2011_03_01_kcp_tz_meditation/2011_03_01_kcp_tz_meditation_web.mp3
Скачать Аудио Вариант2 MP3 Full 128кб/с, 75мб адрес: http://www.openyoga.ru/
av_yoga/tz/2011_03_01_kcp_tz_meditation/2011_03_01_kcp_tz_meditation.mp3
Скачать Видео Вариант FLV, 193мб адрес: https://old.openyogaclass.com/av_yoga/tz/2011_03_01_kcp_tz_meditation/2011_03_01_kcp_tz_meditation.flv
Адрес где нас найти,контакты: Международный Открытый Йога Университет, “Культурный центр «Просветление», Школа Анандасвами. Россия, г. Москва, метро Новослободская, ул. Долгоруковская, д.29, телефоны в Москве:8(499)251-21-08,8(499)251-33-67, e-mail: HappYoga@mail.ru, www.openyoga.ru, www.yogacenter.ru, www.happyoga.narod.ru.
Можно ли копировать.Права: Лицензия Creative Commons. Вы можете копировать, тиражировать и распространять эту лекцию, желательно делайте ссылку на наш сайт www.openyoga.ru
Благодарность всем тем,кто работал над материалом:
Шаблон опубликовал(а)-Вячеслав Карандасов
Текст напечатал(а)-Баязитова Ирина
Текст отредактировал(а)-Семенова Татьяна
Текст опубликовал(а)-Белов Сергей
Краткое описание составил(а)-временно отсутствуют
Рисунки и фото создал(а)-временно отсутствуют
Английский перевод выполнил(а)-временно отсутствуют
Контрольные вопросы: временно отсутствуют
Ответы на контрольные вопросы: временно отсутствуют
Глоссарий-Словарь-Энциклопедия непонятных терминов йоги здесь: www.wikiyoga.openyoga.ru
Друзья, если что то не работает на сайте или вы нашли ошибки, неточности и не соответствия, то пожалуйста зайдите сюда www.openyoga.ru и сообщите ответственному об этом.