2010.12.07.Вопросы – ответы по Йоге.Вадим Запорожцев.

Название лекции :

Вопросы – ответы по Йоге.Вадим Запорожцев.

photo vadimАвтор: Вадим Запорожцев,
Дата:
2010.12.07.

Где:
Международный Открытый  Йога Университет

Краткое описание :
В чем прелесть йоги? Заботясь о других, ты можешь не задумываться о себе. Какое знание приносит счастье? Как в плоскости логики анализировать сверхлогичные вещи? Как связана йога и математика? Раскрывается связь живой и неживой природы. Что определяет успех в йоге? Каков эффект от общения с единомышленниками? Как можно изменить уровень визуализации? Как работает закон кармы? В этой лекции вы найдете ответы на эти и многие другие вопросы.

Скачать Текст, Аудио, Видео Варианты здесь: www.openyoga.ru
Слушать Аудио:
   
Смотреть Видео:    Ссылка на видео

Читать Текст:

Сегодня 7 декабря 2010 года. Меня зовут Вадим Запорожцев. Я преподаю йогу. Находимся мы в культурном центре “Просветления” в городе Москве, возле метро Новослободская. Это у нас лекция Международного Открытого Йога Университета. Вся информация на наших на сайтах openyoga.ru, yogacenter.ru, happyyoga.narod.ru . Адрес нашего магазина shop.openyoga.ru , где архивы все наши можно преобрести.

Введение

Сегодняшняя наша лекция будут посвящена ответам на вопросы. Мы сделаем небольшую паузу в изложении  Родовой Йоги. Будем обсуждать самый разный спектр вопросов, как касающихся Родовой Йоги, так, может и каких-то других вопросов, касающихся йоги.
Поступим следующим образом. Сначала вопросы от кураторов курса, затем от заочных студентов, затем от очных студентов, затем от студентов вольных слушателей, затем от всех остальных.
Итак, студенты кураторы….Существует некая логика любого процесса и соответственно, некий такой статус. Мы неоднократно эту тему поднимали…что смысл Открытого Йога Университета – это донести как можно большему количеству людей исчезающие знания йоги. Поэтому тот кто в большей степени может это сделать и делает это реально для живых людей, тот соответственно имеет больший статус. Это принципы Меритократии. И конечно же кураторы курсов, те кто  уже реально через современные  средства коммуникации работает по продвижение йоги для людей, которые  может быть живут за 1000 км, оторванные от всего на свете. Те люди пользуются наибольшим почетом и уважением. Потому что фактически они представляют собой лицо йоги для многих, многих людей, которые может в первый раз через курсы, через может какие то другие наши моменты столкнулся с йогой. Получается у этих людей авансом очень такой большой уровень. Ну а затем идут все  остальные обычные студенты. Безусловно статус студента  гораздо выше, чем труднее у него жизнь. Так как у заочных студентов жизнь как правило тяжелее, в том плане что они оторваны и за чистую находятся в окружении не очень недружелюбном к йоге, то мы их также вместе с очными студентами ставим на второй план. Ну а затем все остальные. Еще также следует помнить что кураторы курсов имеют уникальную возможность общаться с реальными людьми, которые делают первые шаги. Все – знать их настроение, их надежды, страхи опасения или достижения. И безусловно они из первых рук имеют те вопросы, которые в большей степени интересуют людей. И я в первую очередь отвечаю на их вопросы. За чистую их вопросы озвученные вопросы людей которые у нас учатся. Вот сейчас по нашим данным было вовлечено порядка 700 человек в обучение по всему миру. Правда 500 или700 человек не вызывают у нас доверия, что это люди реально учатся. Знаете бывает…человек зашел вроде зарегистрировался вроде  даже что то сделал, а потом исчез на год или на проявляет никакой активности. И поэтому конечно же мы их безжалостно удаляем. Ну  даже и после того цифра остается весьма впечатлительной, где-то в районе 3050 человек. Они идут с разной скоростью в обучении безусловно. Просто система по некоторым пунктам не выдерживает. Нам приходится удалять , удалять все то что отягощает систему. То есть какое-то количество тестов, другие переливаем в архивы на тот случай, если человек будет продолжать работу. Но также следует помнить –  процентов 20 людей, которые 2-3 года назад начали интересовать обучением у нас, а потом по ряду причин, каких то может быть жизненных прервали обучение. И парадоксально – человек через 3 года к нам приходит. Когда то еще в те времена какие-то первые семена были посеяны знаний, затем жизнь унесла. Затем попадая в те или иные жизненные ситуации, человек начинает понимать ,что эти знания то рабочие. То есть это не абстрактная философия, оторванная от реальной жизни. А реальные какие-то инструкции или советы, которые ты можешь применять и достигать хорошего результата. И это заставляет по другому смотреть на йогу и они возвращаются на совершено новом уровне. Процесс этот чрезвычайно грандиозный, чрезвычайно неочевидный. Могу открыть вам секрет, что такая тема как Родовая Йога произвела взрыв какой-то. Честно говоря мы сами не ожидали. Собственно говоря, почему мы затягиваем с некоторыми моментами, потому что они должны дойти. Всегда кажется что какие-то там Кундалини йога или какие-нибудь экзотические йоги больше привлекают людей и как это влияет на их жизнь, но на сколько мы можем сейчас отслеживать, Родовая Йога произвела фактически эффект разорвавшейся бомбы. Хотя мне это странно. Это знание всегда было известно. Но  может быть в других словах. Из одной книжки йоги в другую книжку йоги перекочевывают слова. Но видимо это как то не доходило до людей. Странная вещь – психология восприятия. Поэтому сейчас мы будем значительно расширять работу через курсы. Будем изыскивать резерв для более плотного общения с людьми, которые учатся дистанционно. Ресурса нет безусловно, людей нет, денег нет, ни времени, ничего нет. Но есть очень сильная необходимость обратной связи. В связи с этим мы еще делаем одну попытку сделать форумы по каждому курсу йоги. Где пока будут одни отзывы. Никаких вопросов, дискуссий только отзывы.
Я например вижу, что со временем можно будет организовать в различных городах ,странах ядра
единомышленников, которые интересуются одним и тем же. Если нам сделать этого не удастся, то я не вижу смысла в нашей деятельности Открытого Йога Университета. Получается парадоксальная вещь – все знания, рабочие йоги, которые мы даем –  они замыкаются самими на себе. Небольшая группка людей узнала, стала в них вариться, а дальше знания не идут.

Роль студентов-кураторов

В связи с этим  и так высокий статус куратора поднимается до небес. Это более реальная работа, чем что бы то не было. Можно сколько угодно говорить, что ты занимаешься йогой, или какие-то новые горизонты  тебе там открываются. Но  вы понимаете, в чем прелесть йоги? Эта прелесть в ощущении защиты, что есть Учителя и учительницы. Если ты что то сейчас не знаешь, узнаешь через пару лет, через 10 лет, ну или в следующей жизни. Всегда есть защитная сила, которая тебя направит, поможет, подскажет и ты можешь не задумываться о себе. Но это  всегда возникает лишь в том случаи если человек сам заботится о другом. Это какой то парадокс вселенной.Чем больше  даешь каких то может быть элементарных знаний в области йоги для людей начинающих, может быть совершено очевидных и понятных, написанных в каждой книжке, к которым человек сам привык давным-давно, который преподает. Но для другого  человека  кому он преподает,  ему представляются чем-то новым, совершенно фантастическим. В тот самый момент приходит порция какого-то осмысления от более
высших сфер. Некая такая цепочка.
Со временем выстраиваются невидимые сетки коммуникации. Когда тебе достаточно просто подумать о том или другом  вопросе. Ты настраиваешься в резонанс на своих единомышленников, облако школы, на учителей и приходит ответ.
Концепция интернета, которая сейчас есть – это, по сути  дела ,суррогат, заменитель концепции более тонких связей, умение настраиваться на какие то потоки мыслеформ, которыми обладали древние йоги и йогини. Безусловно принципы по которым была коммуникация среди йогов и йогинь, она несколько другая,  нежели принцип на котором построен интернет, но смысл  в том же самом… ты предоставляешь свой ресурс, другие люди предоставляют свой ресурс. И вы можете совершено спокойно ими обмениваться. И тебе ничего не надо хранить, всегда есть ощущение надежной защиты и что всегда получишь все что тебе надо по первому требованию. Также как мы можем зайти на любой сайт и получить нужную информацию.

Вадим Запорожцев:  Итак слушаю вопросы от кураторов курсов…Заочники есть на связи? Пока заочники собираются с
мыслями…остальные студенты, вольные слушатели??

Вопрос. Екатерина, группа 4: Вы говорили, что знания оберегают от страдания. Что имеется в виду…глобальные знания или что то еще?

Вадим Запорожцев: Когда говорят такое слово ЗНАНИЯ, имеется в в виду следующая градация:  все знания человечества можно разделить на две группы согласно древним трактатам – профаническое знание и Высшие знания. Вы можете открыть сейчас математический справочник. Там будет огромный набор цифр…по сути дела -это ЗНАНИЯ. Вы можете его приобрести ,если зазубрите наизусть все эти таблицы математические. Оно может  где то пригодиться, но сделает оно вас счастливым? Решит ли оно ваши главные проблемы, достижение свободы, радости, реализации своего потенциала? На этот вопрос по разному можно ответить. Когда то- ДА, когда то- Нет. Если какая-то проблема  жизненно важная решается для всего человечества с помощью той или иной математической таблицы, то это “ДА”, а если нет, то “НЕТ”.Поэтому приобретая это знание вы будите счастливы? И фактически все
знание  такое обыденные, если за ним не чувствуется высшего, то оно в лучшем случаи для вас будет
нейтральным, а   случаи оно будет вызывать у вас отвращение. Если вы не будете чувствовать за этим чего то высшего, светлого запредельного за любым знанием оно вам надоест…будь то высшие знания математики или котировка каких то акций на бирже, позволяющее вам разбогатеть. И вот второй тип “знаний”  – это то ЗНАНИЕ, с приобретением чего приближаетесь к устранению всего своего неведения. А согласно теории йоги все, все,  все наши проблемы, какого бы плана они не были….все, все, все наши страдании, какая бы предыстория у них не была…. все, все, все наши неудовольствия – ВСЕ рано или поздно сведется к понятию  “НЕВЕДЕНИЕ”.Так вот существует второй тип знания с помощью которого вы устраняете это неведение. И чем больше вы приобретаете этого высшего знания, тем меньше неведения, тем в большей степени вы познаете как все оно сделано на самом деле. Тем большим могуществом вы начинаете обладать, тем быстрее вы решаете свои проблемы, тем быстрее
вы становитесь счастливыми. Такое абстрактное понятие ” Счастье”……и вот в этом плане “Да”, если мы приобретаем это знание, мы  становитесь счастливыми. Но вот беда-это знание из той области, которое в йоге  называется СВЕРХЛОГИЧНЫМ знанием…это мощнейший какой-то  интуитивный толчок чего то невыразимого, но подчиняющегося как осмысленности обычного знания, но только  лишь нет однозначных слов, мыслей чтобы передать это знание. Оно переживается  с помощью прямого постижения инструментом интуиции, заключенном в каждом из нас. И если мы постигаем это напрямую интуитивным способом это знанием, оно  к нам приходит. Но иногда это Высшее интуитивное знание Невыразимое, невербальное облекается в какое то знание которое уже можно сказать словами или о котором можно помыслить. Такой контейнер из обычного знания, содержащее дорогу или указание к этому сверхзнанию,  сверхлогичному  знанию .Если вы в определенном состоянии, в определенном настрое….если вы готовы, если к вам приходит порция обычного знания, которое на самом деле
необычное знание, а всего лишь контейнер для сверх логичного знания. То вы безусловно приобретаете обычное знание, а потом окунаетесь с головой в сверх логичное знание, которое решает все ваши проблемы. В частности знание йоги может быть таким контейнером.
Все слова, которые я вам сейчас говорю – это всего лишь слова может быть логичные , может быть понятные.Но это всего лишь слова, всего лишь оболочка для чего то сверх.Ваша задача, если вы постигаете йогу воспринимать не только лишь эту оболочку, но и все то что наполняет эту оболочку…И это называется “прямая передача знаний”.


Вот такая вот двойственность наблюдается. Она наблюдается в самых разных, иногда неожиданных вариантах. Вы можете открыть какой-нибудь древний трактат по йоге т читать слова. Но в определенный момент жизни –  это будут не просто слова, но и контейнер , который из глубины веков доносит до вас толчок, чтобы ваша интуиция проснулась и вы бы приобрели знания, избавляющие вас от всех страданий. Но другой же человек будет читать тот же самый трактат, и он никакого впечатления на него не произведет. И это на самом деле касается самых разных сторон деятельности, в вопросах культуры, искусства. Иногда возникает вопрос что называть произведением искусства, а что нет. Критерий очень неуловимый. Не выветренность форм не делает явление произведением искусства, не эпатаж, не вызов, не откровенная провокация. Оно не является  не фактором подтверждающим, что это произведение искусства, но и не опровергающим.Главное то воздействие, которое  произведение искусства производит на людей. Оно может быть как и носителем чего то сверх, так и нет. Если является носителем чего-то сверх, то – это произведение искусства. Если же это пустая оболочка, пусть даже
выверенная, новомодная, признанная, или наоборот непризнанная, то это все шелуха, от которой вам в жизни будет ни хорошо, ни плохо, никак. А если у вас такой духовный голод, то наоборот у вас будет вызывать отвращение. Как знаете как просто суета. Вот такая вот вещь получается со знанием.
Еще вопрос.

Вопрос :Владимир: Наше Я не отличается от Я Абсолюта по аксиоматике. АБСОЛЮТ  вне майи, а наше Я  неделимо. И Абсолют сделал все бесконечное наше Я в майи. Получается, что Я Абсолютно и может разделиться, оставшись в состоянии 1. А наше Я не может разделиться. Получается, что наше Я отличается от Я Абсолюта.

Вадим Запорожцев: В очередной раз, Владимир, я вам отвечаю. Вы пытаетесь в плоскости логики, анализировать сверхлогичные вещи. Из этого ничего хорошего не получается. С этой проблемой в свое время столкнулись математики. Но изящно нашли аппарат такого обхода этой проблемы.
Например: у вас есть бесконечное количество песчинок. Если вы добавите одну песчинку к бесконечному количеству песчинок, сколько их будет?
Аудитория: …бесконечное количество…

Вадим Запорожцев: …а если вы вычтите из этого бесконечного количества песчинок одну песчинку, сколько у вас их останется?

Аудитория: …тоже бесконечное количество…

Вадим Запорожцев: …выходит это число, или не число? Это не число, а обозначение  какой то сверхлогичной вещи, которую мы не понимаем, но  с которой научились как-то обращаться. Вот точно так же в вопросе Владимира. Когда мы говорим Абсолют, или наше Высшее Я. Мы апеллируем к вещам, которые не выразимы в словах. А само слово Абсолют, или наше высшее – это  всего лишь оболочка, которая как указательный палец указывает на суть, на объект, но не передает его смысл. Подобно тому, где наши обычные правила логики не срабатывают. Точнее они двояко дают одновременно два прямо противоположных ответа. Точно также как и в математике. Владимир я вам рекомендую купить хороший учебник математики по началу анализа, самый подробнейший, самый такой разжеванный. И начните постепенно изучать. И на самом деле вы столкнетесь с теми  же самыми  концепциями, которые наблюдаются в йоге. Там вы столкнетесь с понятиями бесконечно большого, бесконечно малого, с понятием нуля, с понятием каких то  более тонких вещей. И как только вы начнете изучать, мы с вами  поговорим.
А вообще в продолжении темы Владимира, темы математика, меня так и подмывает прочитать курс Йога и Математика. К сожалению я боюсь что подавляющей части людей изучающих йогу он будет не понятен, по одной простой причине, что  математика сама по себе сложная наука. Но опять же как говорили философы , начиная от Галилея и заканчивая  учеными наших дней, что математика это тот язык на котором сам Господь Бог, или Абсолют разговаривает с людьми в плоскости логики переходящей в сверх логичность.

Проблема современной математике заключается в том, что суть ее мало кто понимает. Понимают
единицы. Почему? Потому что нет аналогов из жизни. Обычному среднестатистическому человеку очень тяжело представить 20ти мерное пространство. Тут в трех измерениях не представишь какую-нибудь деталь сложную. А составить образ чего то многомерного человек не может, потому как с этим не сталкивался в жизни. Но с другой стороны там где начинает пробуксовывать современная математика, ей может очень здорово помочь древняя йога. Потому что занимаясь йогой вы со временем отчищаете каналы, оттачиваете свой разум, и начинаете приближаться к  этим экстатическим состояниям, которые переводят режим работы разума на качественно высокий уровень. Это то, что в йоге называется самадхи. И даже небольшой успех в этих медитациях дают вам внутренний опыт. И этот внутренний опыт будет позволять вам создавать внутренний ощутимый для вас образы, вещей которые в обычном смысле их нет, и у вас этих образов не могло возникнуть. А вот если у вас будут возникать эти сверхобразы после занятия йогой, до вас будут доходить  в образном свете сверхлогичные образы математики. И вы по настоящему зауважаете эту науку, вы по настоящему начнете понимать как она сделана и работает. И  что самое приятное будете применять это в решение задач, проблем и прочем. Собственно говоря, славна та наука, которая без математики слепа, как человек слепой без палочки. Наука без математики вообще слепа. С математикой- у человека есть палочка, чтобы нащупать чего то там. И, как утверждается , если вы получаете совсем большой опыт, то фактически вы можете , вы состоянии ухватывать эти сверхлогичные образы, которые будут для вас подтверждением математических абстракций. Математическая абстракция перестанет быть абстракцией, а будет некой моделью, позволяющей вам лучше понимать те разделы математики, и учиться их применять.
А вообще, Друзья, у меня мечта, чтобы люди параллельно с математикой изучали йогу, ноздря в  ноздрю. Так легче изучать йогу, пользуясь аналогией математики. Потому что обычно, в противном случаи приходится брать примеры из мифов, сказок, сказаний. А они не всегда лаконичные, навсегда однозначно принимаются в других культурах. То что для индуса наглядно, понятно и образно, то для западного человека вообще не понятно.

Я, надеюсь, я ответил на вопрос. Идем дальше.

Вопрос. Аня группа 4: Вы говорили о том что человек на высокой степени самоосознаности, может добиться чего угодно, лишь волеизъявив. То есть сильный человек создает вокруг себя ментальное пространство, и нейтрализует все негативные процессы. То есть можно сказать, что одно присутствие сильного человека запускает все  необходимые процессы, и он может не знать ,что именно происходит, объясняя языком логики. То есть наша задача как учащихся, практикующих йогу, изучающих йогу не стараться найти что то  изощренные, методы  и практики, а использовать то что есть? Набираться сил?

Вадим Запорожцев: Абсолютно правильно вы подметили. Если вы хотите…Давайте я вам такой пример тоже связанный с математикой приведу. Все таки идея о курсе Йоги и Математики вертится, но нет просто времени и ресурса на это…Вот представьте мы с вами  пришли обедать, накрыт стол, яблоко вкусное, еда какая-нибудь вкуснейшая, а мы голодные берем ее и едим. И мы сыты, довольны ,счастливы, можем позволить себе чем-то другим заниматься. Вопрос, а откуда все это взялось, те же яблоко, еда? Ну как откуда? Яблоко на дереве созрело, яблоня называется дерево. Фактически это произвело дерево яблони. Дальше интересуемся…а откуда дерево яблони взяло фактически эту еду…Ну какие то внутри дерева соки текут, ну там процесс фотосинтеза чего то идет…Из какой то простой материи формируется еще  более сложное. И фактически что такое яблоко? Это масса всяких процессов, которые опираются на более примитивные процессы. Скажем, ни одно дерево не может существовать, если нет массы микроорганизмов. Иногда совершено примитивных, которые в почве ее как то там перерабатывают, чтобы слой был плодородным, куда корнями уходит дерево яблоня. Получается что какую то функцию выполняют еще более примитивное. Они в свою очередь еще на что то более примитивное опираются. И рано или поздно так до самых примитивных  живых существ. Есть то что называется неживая материя, скажем булыжник, или множество камней, а на них  маленькие микроорганизмы, которые вгрызаются в эту неживую материю, как то ее перерабатывают, и со временем получается почва. А на этой почве растут деревья……эти деревья дают нам еду….эту еду мы едим. Вот такая вот цепочка от живого  в нашем представлении до живого. И на переднем крае этого выживание живого вне живом мельчайшие микроорганизмы, которые, грубо говоря, сидят и
грызут камни. Теперь аналогию приведу этим. Можно сколь угодно искать изощренные практики, красивые сложные в области йоги. Собирать мантры, янтры, посвящения, много книг читать. Но это по большому счету все второстепенно. Самое главное –  это ваша внутренняя способность , условно говоря грызть камни. Когда вы, опираясь сами на себя начинаете работать над собой, не ожидая наград, похвалы. Не рассчитывая что вы на 3й день по воздуху полетите, или у вас третий глаз откроется. Вы в таком рабочем режиме привыкли работать над собой в области самопознания, где то держа себя в узде, где то наоборот позволяя себе расслабиться. И вы как микроорганизм начинаете прогрызать камни своего неведения. Если это есть все остальное приложится. А если это нет, значит ваше время препровождения в йоге зависит от таких факторов как мода…сегодня это модно – вы этим
интересуетесь. Завтра станет не модно, вы про это забудете. Как фактор вашей кармы… сегодня ваша карма более ли менее позволяет вам умничать на какие то духовные темы, а завтра вы останетесь без работы без денег, у вас будут какие то угрозы потерять мужа, жену, ну в плане того, что он вас бросит, потерять статус, уважение вы мгновенно забудете про йогу. Вылетит все как сон. Поэтому самое главное умение прогрызать камни внутреннего неведения каждый день в этой садхане. Не для посторонних, не для показухи, а для себя самого. В этом смысле если есть рядом кто то другой, кто также грызет. Опять же не для того чтобы показать вам, на вас впечатление произвести, или как то распиарить свой образ. То даже если рядом находится такой человек, грызущий свое собственное неведение, то он вдохновляет вас. И вы с удесятеренной силой начинаете делать тоже самое, и постепенно  у вас это приходит в привычку. И только лишь  в этом смысл всяких там даршанов. То есть когда человек ,занимающийся йогой , посещает учителей, достигших больших высот. Только лишь в этом  заключается момент нахождение в поле более высоких учителей, которые передают нам йогу. В этом заключается общение единомышленников. Когда вы видите, что товарищ справа и слева работает над собой каждый день.
Мы упомянули сегодня математику. Математика крайне тяжелая наука, все зубы об нее можно обломать. И требуются иногда годы кропотливого, невидимого труда, чтобы продвигаться строчкой за строчкой, страничка за страничкой. В отличие от новомодных трактатов по йоге, которые можно прочитать. от наших лекций, которые на одном дыхании можно прослушать. Там все очень концентрировано, там ты прогрызаешься буквально на миллиметр идешь вперед. Если рядом есть люди , которые делают тоже самое, то  это уже само подспорье. Это общее волеизъявление двигаться в нужном направлении. Если рядом находится кто то кто грызет гораздо дольше эффект еще сильнее. Но если мы встречаем людей, которые в этом коконе неведения этом каменном, твердом, эгоистичной скорлупе прогрыз хотя бы маленькую дырочку до сути, сути своего Я, сути вселенной, то мы имеем дело с УЧИТЕЛЯМИ. И понятно, что само присутствие рядом нас вдохновляют. Свет, который через эту маленькую дырочку пробивает, он буквально ослепляет своим сиянием.

Логика – работа над собой, долгая, изнурительная, невидимая.

К сожалению, вот сейчас такая парадигма жизни современного человечества призывает нас к прямо противоположному  – работать над собой не надо, специалистом быть не надо, заниматься собой не надо, боже упаси математику изучать. Идеал современного мира – это в плохом смысле – человек “купи-продай” – там купи подешевле, здесь продай подороже. И рад, и на эти два процента и живи. И на самом деле это отголосок философии “жить в кредит”. Но вы должны понять, что долго, долгосрочно не сможете качественно улучшить свой уровень жизни, если вы не делаете реального вклада. Не дай Бог если вы просто паразитируете на теле общества – то это примерно судьба комара, который сосет кровь, пока владельцу не надоедает, и он его бац и прихлопнул. Вот вы сегодня нашли нишу ничегонеделания, вот вы ничего не делаете, а имеете хорошие условия жизни. Вы думаете, это будет продолжаться вечно? Нет. Во всяком случае, на качественно новый уровень бытия вы не выйдете. Для того, чтобы выйти на новый уровень, надо познать себя сильнее, а чтобы познать себя сильнее, надо грызть это неведение. И надо не покупаться на эти легкие методы, не бывает легких решений, все дается с работой над собой. И как объяснить молодому поколению – такие схемы просто не сработают, все же молодые, сильные и здоровые думают, что они исключительные, что в их жизни будет все по-особому. А потом это потрясение, кризис среднего возраста, когда ты понимаешь, что все твои надежды ничем не обоснованы, ты среднестатистичный. Как потопаешь, так и полопаешь. Насколько собой занимался, на то и можешь рассчитывать. Вот такая аналогия

Еще вопросы, друзья.

Ольга, группа 4. В таком случае, если человек живет в хороших условиях, это дает ему повод паразитировать и не развиваться, а когда человек попадает в сложные условия, наоборот, чтобы добиться хороших условий, развивается. Можно сказать, что плохие условия, в таком случае, это хорошая карма?

Нет, так сказать нельзя, абсолютно нельзя. Точно так же и хорошие условия – это не всегда хорошая карма. Все гораздо сложнее. Хотя иногда, действительно, плохие условия – это может быть проявление хорошей кармы. Я знаю огромное количество случаев, когда судьба берегла людей от денег. А вы зря смеетесь, потому что их сотоварищи, более пронырливые, более везучие в этом плане, после того, как они богатели, резко переходили на качественно худшее состояние своей жизни. Причем иногда в очевидной, а иногда в неочевидной форме. В очевидной форме – у человека много ресурса, денег, он перестает на работу ходить и начинает, например, пить, или, не дай бог, у него наркотики пошли. И он продолжает. Нет кнута, который бы его протрезвил. Смотришь – и умер, молодой, то ли от передозировки, то ли от чего-то еще. Или более завуалированное действие чего-то благого. Скажем, муж и жена – ну, это пример очень частый, я его часто озвучиваю – муж и жена, молодые и бедные, пока есть внешние проблемы, они с этими проблемами борются, а друг друга любят безумно. Но вот прошло какоето время и они разбогатели. Сжимающих тисков не осталось, и, если до этого они как-то держали себя в узде, подбирали, то тут они себе говорят: стоп! а я же теперь достоин лучшей жизни, я что-то терпел, а теперь терпеть не буду! Моя жена надоела мне!(или – мой муж надоел мне). Почему? потому что, если были факторы болевые, то какие-то второстепенные моменты нормально переносились, а теперь мелочь иногда начинает отравлять жизнь так неразрешимо… Поэтому наша жизнь, друзья, с ее негативом, иногда как китайская медицина. Знаете, у китайцев есть такой способ – иглоукалывание или прижигание. Очень хорошо действует иногда, никто не знает правда, как. Один из возможных вариантов, достаточно простой и на поверхности – каким-то отрицательным воздействием, оттягивающим на себя сознание, из-за возникновения боли в той или иной области тела, мы перестаем этим сознанием вмешиваться в деятельность и работу других наших органов и позволяем им самовылечиться. Это один из возможных вариантов, как действуют эти вещи. Так вот иногда наша благая карма – это то, что у нас хронически нет денег, что хронически что-то не так, как мы хотели. Почему? Потому что это, знаете, как такое иглоукалывание, которое не позволяет метаться вашему сознанию и оживлять какие-то негативные кармы, живущие ее, может быть, с прошлых жизней, когда вы начнете творить непотребства или перестанете терпеть ваших, скажем, родных, близких или друзей, знакомых, или пока вы, знаете, держите себя в каких-то рамках. То есть вы не позволяете себе вести себя развязно, нагло, не позволяете себе злоупотреблять чем-то негативным. То есть иногда это вас бережет. Вы помните поговорку – огонь, вода и медные трубы? Считается, что медные трубы – это самое страшное испытание. Ну то есть – огонь, вода – это когда человек трудности все преодолел, а медные трубы – это когда все начинают его хвалить, какой он хороший, крутой. И вот тут-то, в основном, все и ломаются. Казалось бы, вот она, хорошая жизнь. Или приведу реальный пример – я разговаривал, тетечка, учительница у меня была – до Берлина дошла, ну, молодая была тогда. Во время войны и в окопах они жили, ночевали, и ни один не чихнул, не заболел, ничего. Внешний прессинг – стресс. Но вот началась мирная жизнь. Казалось бы – все расслабились, условия стали лучше, мягкая перина, в тепле спишь, вроде бы и еда получше и все. И как повалили болячка за болячкой, проблема за проблемой. Очень неочевидная вещь – жизнь, друзья, очень неочевидная. Вот. Но с другой стороны, конечно же, негатив есть негатив. Ваша задача – его преодолевать. Почему? Потому что, если у вас есть цель заниматься вот этим, как в математике, прогрызать свое неведение, постигая законы Вселенной, то вам нужен ресурс, чтобы было время, место и так далее. И, конечно же, негативная карма – этто, если вам негде жить, нечего есть, или если у вас какие-нибудь разборки ужасные со своими родными и близкими, то это, безусловно, не позволяет вам идти по духовному пути. Поэтому в каждом конкретном случае надо анализировать отдельно ситуацию.

Еще вопросы, друзья.

– Елена, четвертая группа. Возможно, я еще не дошла до таких материалов, но вопрос относительно аспектов сознания и энергии, на которые майя делит сознание и энергию. У этих четырех и пяти аспектов есть какие-то определения?

Вадим Запорожцев: Да, действительно, Елена, вы еще пока не дошли до соответствуюего раздела, и я предлагаю ответить на этот вопрос кого-нибудь из присутствующих.

– Этим занимается соответствующий раздел йоги.

Вадим Запорожцев: Еще какие будут мнения? Кто может сказать по поводу разделения сознания и энергии, по поводу объяснения закона 4-х и 5-ти?

Студент: Начнем с того, что они не делятся.

.: Абсолютно правильно.

Студент: Это грани одного сознания и одной энергии.

Вадим Запорожцев: Еще кто может добавить? Друзья, придет время, и вы будете сидеть на этом месте, и вам придется отвечать, и чем быстрее вы сейчас начнете работать над собой – не бойтесь сказать глупость! Не бойтесь! Вы ничем не рискуете! Вот мне уже тяжеловато в этом смысле. Еще кто что может сказать про закон 4-х и 5-ти? Про аспекты сознания и энергии? Да?

Студентка: Взаимодействие мужчины и женщины, когда они влюблены друг в друга, они видят одновременно все аспекты целиком.

Вадим Запорожцев. Абсолютно правильно. Это о чем говорит?

Студентка: О законе 1-1

Вадим Запорожцев: Абсолютно правильно. Или, другими словами, о том, что все законы выполняются? Одновременно, друзья. Вот это положение из аксиоматики йоги, сверхлогичное положение, что одновременно эти законы 1, 2, 4-5, они, как бы,  в одно и то же время, могут предстать в каждой своей стадии, но, в то же самое время, выполняются одновременно. Понимаете, получается, бабушка надвое сказала. Вот почему эти сверхлогичные знания дают иногда два противоположных ответа. Мы можем только, как бы нащупывать их, приближаясь. Ответ получен?

Студент: А все-таки грани эти обозвать как-то можно?

Вадим Запорожцев:  Они никак не обзываются. Просто грани.

Студент: А они как-то разделяются, то есть можно отделить одну грань от другой? В смысле – вот это грань А, вот это грань Б и т.д. Чем они отличаются?

Вадим Запорожцев: Кто на этот вопрос в состоянии ответить?

Студентка: В обычной жизни мы видим в мужчине какой-нибудь один из аспектов, а недостаток какого-то другого аспекта приводит к тому, что другой человек, обладающий этим аспектом, начинает нас привлекать.

Вадим Запорожцев: Абсолютно правильно. То есть, кто является инструментом по обнаружению той или иной, скажем, грани сознания?

Студентка: Сам человек?

Вадим Запорожцев: Нет.

Студентка: Наблюдатель?

Вадим Запорожцев: Да, совершенно верно, наблюдатель. Для мужчины только женщина может сказать, какую их граней она в тот или иной момент может в нем наблюдать. Точно также и мужчина. Инструмент по определению граней сознания – это женщина, которая вовлечена во взаимодействие с этим мужчиной. Точно также инструмент по определению грани или фактора энергии – это мужчина, который с ней вовлечен во взаимодействие. Но, друзья, опять же, вспоминаем, что все законы работают одновременно и каждый мужчина и каждая женщина сколько имеют аспектов? Абсолютно правильно, все. Поэтому и получается такой скользкий момент, что мы можем говорить о гранях, мы можем говорить об изменении, но мы тут же должны добавлять, что фактор, определяющий эти грани – это только лишь другой человек. Что это не самосущая такая закономерность, это крайне абстрактный, тонкий момент в йоге. Потому что все обычно люди, бывает, примитивно мыслят… Я помню, товарищ один пришел, начитался камасутру, что ли, а там, значит – все женщины делятся на такой тип, такой и такой. мужчины – на такой, такой и такой. Кстати говоря, найдите, прочитайте камасутру. Камасутра – это не то пошлое чтиво, которое сейчас пытаются средства массовой информации выдать, это достаточно серьезный труд был в свое время, составная часть камашастры, или трактата по наслаждению. Другой разговор, в каком виде дошла до нас эта камасутра, иногда,действительно, не в совсем потребном, но изначально – это отголоски Триады, друзья. Такие, для глупых людей. Или для тех, кто не хочет ничего изучать, но хочет клубнички.

Студентка: Вопрос звучал от мужчины – просто может быть проще представить, что, когда мужчина влюблен в одну девушку, естественно, он думает только о ней и все, а когда его отпускает это состояние, и ему нравится и та девушка, и эта, и та ничего, это можно отнести к тем необъяснимым аспектам…

Вадим Запорожцев: Абсолютно правильно.

Студент: Так как определить мужчине, какой именно аспект в данный момент проявился, это грань А или грань Б?

Студентка: А зачем?

Студент: Ну, чтобы знать.

Вадим Запорожцев: Нет, знаете, это помните, из “Женитьбы”, по-моему, фраза, “Как бы нос Ивана Ильича, стать еще кого-то собрать вместе – вот, точно так же, – типичная ситуация: идет мужчина в метро под ручку со своей девушкой и пялится то налево, то направо на других девушек. Он понимает, что вот эта ему нравится, а вот эта тоже нравится, но по своему, а вот эта – она не такая, как те, тоже совершенно замечательная, но и к этой его тянет. Допустим, через этого мужчину прогнать огромное количество женщин, чтобы он их классифицировал. Так вот, рано или поздно, как утверждает эта теория, образуется примерно пять групп девушек, в которых примерно одна похожа на другую. Это единственный способ приблизиться в обычной жизни к осознанию этих граней. Но, как вы понимаете, такие эксперименты ваша жена или подружка может вам не позволить, потому что в ней может проснуться механизм защиты продолжения рода и она начнет вас, скажем, ревновать. А если подружка умная, она, наоборот, будет показывать вам это все, чтобы вы знали, что заложено и в ней самой, и чего вы в ней не видите, и что вы будете делать, скажем, при следующей визуализации вместе со своей подружкой при той или иной практики йоги Триады. Других критериев жестких сказать: вот это – такой аспект, это – другой, третий, четвертый – это ни о чем, это будет ускользать. Потому что факторы определения энергии может сделать только одна вещь – сознание. В данном случае – мужчина. А факторы сознания кто может распознать – энергия, соответственно, женщина. В этом сложность. А формального справочника по определению вне понятия человека, вне понятия женщины и вне понятия мужчины – нет. Вот почему эта теория очень тяжело осваивается. Потому что, скажем, физики думают – ага, пять аспектов энергии, и начинают умничать: ну хорошо, что известно? Сильное взаимодействие, слабое взаимодействие, электромагнитное, гравитационное, – это четыре получилось, а йоги говорят, пятое. Значит, надо искать пятую силу. Вот я читал иногда такие умничанья от йоги на почве науки. Почему все ученые очень плохо относятся к этой эзотерике, потому что там такая бредятина прет. И вот они начинают в этом отношении ковырять-копать.

С другой стороны, психолог – ага, четыре аспекта сознания. Так, это, наверное, расщепление личности при шизофрении? А вот пойду-ка я куда-нибудь в психиатрическую лечебницу и давай я буду изучать все клинические случаи, чтобы составить эту карту. Но это, опять же, ни о чем, это совсем из другой области. Аксиоматика более фундаментальная и неуловимая вещь, это, как бы, основа. Когда мы пытаемся ее приземлить, мы просто теряем смысл. Вот почему она изучается тяжело.

Еще вопросы.

Студент: А эти группы женщин или мужчин, они у каждого свои будут? Например, каждый мужчина или каждая женщина по-своему разобьет эти сто человек на группы?

Вадим Запорожцев: Конечно, по-своему. Не бывает, чтобы все одинакаво. Вот, допустим, есть у вас муж, и вы его с какой-то одной стороны цените, а других качеств в нем не видите. А для вашей подружки он может быть образцом мужчины, для нее только такой и должен быть мужчина. Почему? Потому что она увидела те аспекты, которые вы не видите. Очень часто бывает, что человек жил с кем-то, разошелся, стал жить еще с кем-то, и для внешнего наблюдателя это как бы два разных человека,  потому что разные люди вытаскивают разные аспекты. Кто-то не замечал в своей жене каких-то качеств, не видел и, соответственно, не раскрывал, и вот она сдругим молодым человеком, а тот, наоборот, увидел и вытащил. Друзья, йога – это очень добрая наука, она сразу говорит, что все вопросы, связанные с вашими взаимоотношениями, между мужчинами и женщинами, они крайне тяжелые. Не ждите простых решений. Но при этом йога добавляет: тяжелые, но выход есть. Тяжелый выход, легкого не бывает. И основан он на очень серьезной работе, поэтому и говорят: ищи себе в первую очередь человека по аскетизму.

Еще вопросы?

Равиль, вольный слушатель: Я так понял, что нужно со своей девушкой так общаться, идешь с ней и говоришь: мне нравится эта, и та, и другая…

(Смех в зале)

Вадим Запорожцев: Нет, друзья, если вы, действительно, пойдете со своей девушкой и начнете указывать: о, какая!.. – девушка может остановиться и сказать: раз она тебе так нравится, а что ты тогда со мной идешь? Давай за ней и с ней ходи.

Студент: А, может быть, она мудрая?

В.З.: Нет, если вы думаете, что вы вот так запросто скажете девушке, что вам нравится другая девушка и она будет в восторге от этого, хлопать в ладоши и говорить “как здорово!” – вы ошибаетесь. Девушка хочет, в первую очередь, чтобы в ней видели все аспекты всего. Так устроена девушка, справедливо устроена. Другой разговор, что, если в своей долгой жизни вы стали со своей девушкой больше, чем любовники, больше, чем муж и жена, вы стали – соратники по этому прогрызанию, неведения, то до определенной степени вы можете с ней поделиться, но только лишь если вы точно знаете, что она воспримет это как работу по преодолению неведения. То есть если это с позиции практики – да, надо делиться и говорить. Если же о практике нет никакой речи, не превращайте жизнь в кошмар. Это никому не нужно. Знаете, иногда, наоборот, человек замкнется…я вот сколько знаю таких случаев, в основном там больше мужики такие ретивые, они своих подружек пытаются в какие-то такие практики вовлечь, и иногда этой своей ретивостью вызывают обратную ситуацию, что женщина пугается и закрывается. И вообще даже слушать об этом не хочет. Знаете, это самая трудная задача, мужчине общаться с женщиной, а женщине общаться с мужчиной. Это симметрично, на самом деле.

Друзья, еще вопросы

Студентка: Значит ли все это, что это сама энергия разбивает сознание на все эти аспекты, или сознание воспринимает энергию в этих аспектах?

Вадим Запорожцев: Нет, друзья, у нас нет двух сознаний, у нас нет двух энергий. Это неведение или майя не позволяет нам увидеть все целиком, а дробит это все на кусочки. Друзья, может быть по Родовой йоге есть вопросы? У нас сейчас будет несколько лекций, посвященных ответам на вопросы. Это, с одной стороны, для вас шанс какие-то вещи прояснить, с другой стороны – себя показать. Так как большинство здесь присутствующих – будущие преподаватели йоги, делать это начинать надо уже сейчас. Преодолевать свою стеснительность, преодолевать свое нежелание раскрывать рот, а работать в этом направлении. Поэтому я прошу вас подойти к этому серьезно.

Вопрос есть?

Сергей, группа 4: Если тяжело вгрызаться в эти камни, не получается ли, что я создаю Вселенную, в которой тяжело? Получается такая визуализация.

Вадим Запорожцев: Нет, как раз наоборот. Давайте я такую аналогию приведу. Вот планета Земля. Вокруг нее вращается спутник, по круговой орбите. Например, станция Мир. И вот, есть такая вещь, чтобы перейти на более высокую орбиту с сохранением скорости, надо затратить дополнительное горючее. В плоскости этой сферы, по которой крутится эта станция, там не тратится никакого горючего, фактически. Точнее, тратится пренебрежительно мало. А вот если перейти на новую орбиту, это всегда требует затрат. И точно так же с визуализацией. Есть ваше внутреннее состояние степени неведения, и выше этой степени вы никогда никакую визуализацию не построите. Вы можете по-другому элементы этой визуализации, но в рамке этой орбиты. Если же вы хотите качественно изменить визуализацию, приблизившись к более могущественному уровню визуализации, то, по-любому придется преодолевать свое неведение. По-любому. А это, как вы понимаете, и есть цель любой системы самопознания и вещь чрезвычайно затратная. Чрезвычайно затратная! Друзья! Ничего в этом мире просто так не бывает. Это только в рекламных роликах. А на самом деле, любой ваш результат, достигнув который однажды, вы больше никогда, так сказать, не потеряете его, вещь, всегда требующая серьезной работы. И, поэтому, можно визуализировать в рамках чего-то одного, но где-то будет срабатывать, а где-то не будет срабатывать. Но вот находится человек, который так же пользуется йогой визуализации, а срабатывает у него на пять порядков больше, чем у вас. Чем вы отличаетесь? Напоминаю йогу визуализации – разной степенью преодоления вот этой скорлупы неведения. Разной предысторией. Поэтому, собственно говоря, здесь нет противоречий. Еще вопросы, друзья.

Студентка: Можно вопрос о детях из Родовой йоги? Как Родовая йога относится к вопросу усыновления детей, если из моральных принципов человек не с любовью их усыновляет, а из меркантильных интересов, например, чтобы получить квартиру. И обратная ситуация. У меня есть знакомая, у нее 17 усыновленных детей, 7 своих, ей дали четыре квартиры. Отбирают, говорят, что у нас в стране нельзя 17 детей усыновлять, это слишком много. Вот как моральный аспект, что говорит Родовая йога на это?

Вадим Запорожцев: Это даже вопрос не из родовой йоги, а из карма-йоги. Потому что есть какое-то действие и есть ожидание от этого действия. Аналогичная ситуация может быть не из области усыновления детей, а, скажем, из бизнеса, когда та или иная организация говорит: сейчас мы откроем сеть спортивных залов и у города берет под это дело помещение, а потом вместо сети спортивныз залов открывает сеть дорогущих ресторанов. Понимаете, да? И это вопрос, как говорится, не для родовой йоги. А ответ очень простой – что посеете, то и пожнете. То есть – если ты обманываешь, то ты тем самым волеизъявляешь, чтобы в твоей Вселенной были законы этого обмана. Значит, сам под эти законы попадать и будешь. Значит, они мгновенно начнут действовать и на тебя же самого, и в какой-то другой ситуации с тобой поступят по твоим же законам. Все это вместе, друзья, называется законом причины и следствия или законом кармы. Поэтому, если это было из меркантильных интересов в каком-то одном ключе, то знай, что кто-то воспользуется твоей какой-то слабостью в другом и точно так же что-то с тебя поимеет. Обратная ситуация. Если же из хороших побуждений ты что-то делаешь, а тебе ставят препоны, то, соответственно, Вселенная рано или поздно на это отреагирует и тому человеку аналогичная ситуация по сути, но по форме, может быть, совершенно другая, в скором времени предстанет для преодоления. Тем более в отношении, так сказать, таких вот моментов глупого чиновничества, оно слишком дорогой ценой обходится, как правило, и рано или поздно порядок наводят. Вспомните, как Петр Первый наводил. Иной раз очень просто: топор, плаха и нет коррупционера. Иногда и так даже, да.

Вопрос, пожалуйста.

Студентка: Вопрос по йоге сновидения. Вот, например, сон со сновидениями. Снится какой-нибудь хороший сон. Но ты вдруг осознаешь, что это сон, прекрасно это понимаешь и сразу возникает желание попрактиковать. Если ты отказываешься от того, что снится и во сне начинаешь практиковать какую-нибудь медитацию или мантру и отодвигаешься от того, что тебе снилось – значит ли это, что ты отказываешься от этого и в жизни, если во сне это сознательно убираешь?

Вадим Запорожцев: А причем здесь жизнь? Я не совсем ухватил вопрос, но, единственное, что могу сказать про любую йогу, практикуете ли вы ее в состоянии бодрствования или в состоянии сна, что разумно комбинировать самые разные свои проявления. То есть не все 24 часа себя, так сказать, заставлять что-либо делать, а умело чередовать там, где себя заставить и там, где себе позволить, это наиболее красивый вариант, испытывая на заднем плане радость. То есть, касается ли это йог сновидения или касается неких практик в состоянии бодрствования, здесь должен быть разумный подход. То есть, можно так, можно и по-другому. Насилия над собой не должно быть. Вот это важный факт. Но вы не должны переносить сон на бодрствование и бодрствование на сон. Это, собственно говоря, по большому счету, разные грани единой реальности. Иногда нечто, одно событие может переходить из сна в бодрствование, а может и не переходить. Это вопрос открытый. Если вы делаете что-то во сне, будет ли какая-то аналогичная реакция в состоянии бодрствования или нет.

Друзья, анализ тех отзывов о родовой йоге, которая произвела столь большой, неожиданный, честно скажу, для меня, эффект, показывает, что слишком быстро излагать некую информацию нельзя. Она не успевает перевариваться. Фактически, все лекции, которые были до этого, по родовой йоге, это были не лекции, это были разбитые на маленькие кусочки большие семинары. Но так как проводить семинар у нас нет ресурса, то приходится таким образом компенсировать. Но, к сожалению, наблюдается при этом следующий негативный перегиб. Вы помните, все в этом мире должно идти гармонично. Слишком много йоги, концентрированной, иногда так же нерационально, как ее полнейшее отсутствие. И этот перегиб заключается в том, что люди перестают думать. Поэтому, на следующую лекцию, (вообще, у нас будет серия вопросов и ответов), я призываю вас подготовиться. В особенности, если, скажем, была лекция с изложением материала, следующая лекция может быть целиком посвящена разбору того материала, который был изложен на предыдущей лекции. Иначе я ощущаю, что немножко, знаете, концентрация знаний слишком большая, а надо бы ее разбавить. А вы не успеваете все это разбавить и осмыслить. Еще такой момент. В особенности это касается студентов-кураторов, очных, заочных студентов. помните, что вы будете делать, когда закончите свое обучение. Вы будете нести йогу людям дальше. Вы должны уже сейчас, постепенно, нарабатывать навыки, в том числе, отвечать на вопросы, читать лекции. Вот будет у вас сейчас, я не знаю, у какой группы, у каждой по своему расписанию, моменты, связанные с фотосессией. каждого из вас будут фотографировать и вы должны уметь держаться на публике. Это не простая вещь, на самом деле. С одной стороны, естественно держаться, а с другой стороны, доходчиво держаться. Поэтому, я еще раз вам говорю, что это время обучения, это, может быть ценнейшие годы, не пропустите их.

Был вопрос, да?

Юля, групп TRI.Можно ли сказать, что мы будем обладать истинным волеизъявлением только тогда, когда выйдем из под действия трех гун? В Бхагават-Гите есть такое высказывание, что, пока человек думает, что сам что-то делает, то он взращивает свое эго, и нужно от этого как-то избавляться. Только тогда это будет истинное волеизъявление, а иначе мы будем предсказуемы и предопределены.

Вадим Запорожцев: Ну вот я бы быстренько ответил на вопрос, если бы не было упомянуто текста Бхагават-Гиты, поэтому давайте я отвечу на вопрос, как если бы я не слышал ничего про Бхагават-Гиту. Почему? Потому что мне тогда придется очень долгтй монолог вести, что же имелось ввиду, или, действительно, Бхагават-Гита, какая она есть. К сожалению, это совершенно нетривиальный текст, у многих создается впечатление, что на Бхагават-Гиту целиком и полностью имеют монополию те или иные индийские течения, не всегда адекватно воспринимаемые на Западе. Особенно, когда там начинается какое-то теоретизирование. Изначально все эти течения были как Бхакти, а потом почему-то начали заглядывать в сторону Джнаны, и получается не всегда очень хорошо. То же самое и в ротношении перевода и всего прочего. Но ответить на этот вопрос можно следующим образом: Бхагават-Гита – это, действительно, высший пилотаж. Там косвенно упоминается и аксиометика микрокосмоса, и аксиоматика макрокосмоса, то есть, с одной и той же стороны, Кришна просил Арджуну не воспринимать все действия, как если бы он делал их сам, то есть такой посыл со стороны аксиоматики макрокосмоса, и в то же самое время предлагал отбросить сомнения, отбросить смятения, или, в более резких выражениях, отбросить трусость и идти сражаться с обнаженным мечом, как призывала бы аксиоматика микрокосмоса. И, фактически, получается, если так, с логической точки зрения проанализировать текст , бабушка надвое сказала. Понимаете, да? Надвое сказала. Если я ничего не делаю, зачем же мне вообще хоть что-то делать? А по сути дела, это не бабушка надвое сказала, попытка выразить сверхлогичную систему аксиом микрокосиоса и макрокосмоса в простом, захватывающем повествовании, доступном для обычного человека. Теперь, что касается сути вопроса, чтобы его все вспомнили, только без Бхагават-Гиты.

Студентка: Можно ли назвать истинным волеизъявлением то волеизъявление, когда оно вне действия трех гун?

Вадим Запорожцев: Значит, три гуны и воля, как бы вам сказать, вещи неравноценные. Воля – это неотъемлемая часть вашего изначального всемогущества. И действию какой бы гуны не был подвержен ваш разум, воля от этого не становится ни на грамм слабее или сильнее. Это вещи в разных понятийных плоскостях. Воля не зависит от гун. Но человек, который по ошибка считает себя не тем, чем он является на самом деле из за неведения, не может осознать своей воли и начинает быть подвержен действию своего разума, а на разум оказвают влияния те мыслеформы, которые приходят в него и окрашивают его согласно той или иной гуне. Но с третьей стороны, друзья, в состоянии саттвы (это третья гуна, я напомню, есть гуна тамаса – инертности, пассивности, есть гуна раджаса – активности и гуна саттвы – ясности), так вот, в гуне саттвы самоочевидность всемогущества воли становится понятна человеку, и он, с помощью воли, вообще, в принципе, перестает пользоваться таким инструментом, как разум. И, соответственно, вообще вопрос о гунах не стоит. Друзья, воля – это очень странное понятие. К сожалению, иногда в тех или иных текстах мы неадекватно начинаем понимать значение того или иного перевода, той же Бхагават-Гиты известно на сегодняшний день, ну наверно, пять или шесть переводов. А уж про комментарии я и говорить не буду, наверное, только ленивый их не комментирует. Это привело к тому, что даже я собрался комментарии написать, потому что тяжело иной раз… этот текст распространился в первую очередь нашим друзьям кришнаитам, они в этом отношении много чего полезного сделали для Запада, но с другой стороны, они тоже его трактуют как-то совсем по своему. То есть, хотелось бы так же коснуться Бхагават-Гиты с позиции аксиоматики йоги. То есть не с позиции какого-то нагромождения слов, а с позиции более логичного изложения. Безусловно, опять же, вы должны помнить, логика не даст вам того сверхлогичного толчка, который есть в Бхагават-Гите. Бхагават-Гита вам либо откроется, либо не откроется – знаете, эффект Библии. Вы ее можете много раз читать, и она по-разному, одному и тому же человеку в течении жизни по-разному открывается, не говоря о том, что разным людям. Бхагават-Гита по своей глубине – это, действительно, текст номер один доступный был, на протяжении уже стольких столетий, в средневековой, да и современной Индии. Но, понимаете, когда есть сверхлогика, всегда есть опасность, что ее будут принижать до обычной логики, а на уровне обычной логики там могут быть несостыковки, это, кстати, беда.

Друзья, на сегодня мы завершаем нашу лекцию. Я призываю вас, если вы посещаете лекцию, старайтесь в течении времени осмыслять ее. Я понимаю, что это прессинг, прессинг на меня, соответственно, прессинг на вас. Это, что называется, подольские курсанты. Были бы более щадящие условия – этого прессинга не было бы. Но, с другой стороны, у этого прессинга есть и положительные моменты. Если вы, стиснув зубы, его выдержите, год у вас, в духовном плане, будет идти за десять. Обратная сторона, что, к сожалению, большое количество потерь. Ну не все выдерживают такого ритма. Я-то сделать ничего не могу, у меня просто выхода нет, я, может, и рад это все разбавлять и разбавлять. Но вот люди ждут. И, соответственно, то, что у нас две лекции подряд в течении недели – это не закладывалось, абсолютно не закладывалось. Лекция должна быть сильная раз в месяц. Три лекции –  по пройденному материалу. Остальная часть – это семинарское обсуждение, где каждый может сказать. Сейчас у нас небольшой промежуток времени образовался, я поэтому родовую йогу чуть приостановил. Чтобы мы чуть-чуть остыли. Потому что, знаете, когда в жару машина работает, у нее радиатор кипеть начинает. Чтобы этого не произошло. Ехать надо по-любому, кипит – не кипит, но если есть возможность, чтобы он чуть-чуть остыл – подождем. Но это для вас, опять же, как говорят наши друзья американцы – challenge, вызов – творчески подойти к нашим встречам. Творчески. В идеале – не я должен говорить, вы должны говорить. И, опять же, не тратим время зря, для тех кто нас слушает в записи, не являясь студентом, призываю изучать йогу систематически, записаться на kurs.openyoga.ru, проходить курс за курсом, не тратить время жизни зря и настраивать себя на этот лад – грызть, что называется, гранит науки, грызть гранит неведения. Это очень тяжело, но если вы почувствуете вкус к преодолению этого, если маленькую крупинку прогрызли – я вас уверяю, у вас наслаждения объективного и субъективного будет на три порядка больше, чем  вам может современная цивилизация предложить, со всеми ее прелестями.

 

Друзья здесь вы можете скачать Текстовый, Аудио и Видео варианты,форматы doc, fb2, mp3, flv:

  Скачать Текстовый Вариант1 doc (97-2003) адрес:

 
Скачать Текстовый
Вариант2 fb2 адрес: 

Скачать Аудио Вариант1 MP3 Web 32кб/с, 23мб адрес:   http://www.openyoga.ru/
av_yoga/lek/2010_12_07_kcp_lec_voprosi_otveti/
2010_12_07_kcp_lec_voprosi_otveti_web.MP3

Скачать Аудио Вариант2 MP3 Full 128кб/с, 92мб адрес:   http://www.openyoga.ru/
av_yoga/lek/2010_12_07_kcp_lec_voprosi_otveti/
2010_12_07_kcp_lec_voprosi_otveti.MP3

Скачать Видео Вариант FLV, 237мб адрес:   http://www.openyoga.ru/
av_yoga/lek/2010_12_07_kcp_lec_voprosi_otveti/
2010_12_07_kcp_lec_voprosi_otveti.flv

Адрес где нас найти,контакты: Международный Открытый  Йога Университет, “Культурный центр «Просветление», Школа Анандасвами. Россия, г. Москва, метро Новослободская, ул. Долгоруковская, д.29, телефоны в Москве:8(499)251-21-08,8(499)251-33-67, e-mail: HappYoga@mail.ru, www.openyoga.ru, www.yogacenter.ru, www.happyoga.narod.ru.
Можно ли копировать.Права:
Лицензия Creative Commons. Вы можете копировать, тиражировать и распространять эту лекцию, желательно делайте ссылку на наш сайт www.openyoga.ru
Благодарность всем тем,кто работал над материалом:

Шаблон
опубликовал(а)-Вячеслав Карандасов
Текст напечатал(а)-
Сайёра Басова и Елена Вербникова  
Текст отредактировал(а)-
Сайёра Басова и Елена Вербникова 
Текст опубликовал(а)-Алексей Тарасов
Краткое описание составил(а)-
Валерий Таранов
Рисунки и фото создал(а)-
временно отсутствуют 
Английский перевод выполнил(а)-
временно отсутствуют 
    
Контрольные вопросы: временно отсутствуют
Ответы на контрольные вопросы:
временно отсутствуют

Глоссарий-Словарь-Энциклопедия непонятных терминов йоги здесь: www.wikiyoga.openyoga.ru  

alt

 

Друзья, если что то не работает на сайте или вы нашли ошибки, неточности и не соответствия, то пожалуйста зайдите сюда www.openyoga.ru  и сообщите ответственному об этом.



 

Поделиться Открытой Йогой:

Оставьте комментарий