1. Название лекции :
7. Текст опубликовал(а) на сайте : Константин Липин;
8. Текст переведен на:Англ. временно не переведен
9. Рисунки,Фото: временно отсутствуют
Теория.
32кб/с,2009_02_28_kpc_lec_chto_takoe_yoga_theory_web.MP3,размер 23,5 Мб
128кб/с,2009_02_28_kpc_lec_chto_takoe_yoga_theory.MP3,размер 93,8 Мб
Видео здесь: 2009_02_28_kpc_lec_chto_takoe_yogal.mp4,размер 264Мб
11. Смотреть или Слушать лекцию здесь на этой странице.Нажмите кнопку play (►).
Аудио:
Видео:
12. Основной текст, название, автор лекции.
Основной текст, лекции.
Что такое Йога?
ВВЕДЕНИЕ.
Итак, друзья, у нас сегодня 28 февраля 2009 года. Меня зовут Вадим Запорожцев. Мы с вами находимся в культурном центре “Просветление” в городе Москве, возле метро “Новослободская”. И это у нас лекции для Открытого Йога Университета. Для архива, вся информация на наших сайтах: www.openyoga.ru, www.yogacenter.ru, www.happyoga.narod.ru.
Сегодняшняя тема нашей лекции звучит так – «Что такое йога?»
Постараемся мы с вами разобраться в этих хитросплетениях понятий, которые дошли до нас исторически или сейчас складываются на наших глазах. Почему необходимо четко понимать, что такое йога? В первую очередь для того, чтобы отличать другие учения, которые йогой не называются. Но по ряду разных причин, либо принимаются нами за йогу, либо кто-то пытается выставить эти учения за йогу.
Так вот, начнем мы с вами именно с рассмотрения, а собственно говоря, что такое йога? На самом деле это вопрос совершенно не тривиальный, и ответ на него не такой простой, как может показаться. Ну, начнем с самых широко распространенных мифов в отношении йоги. Т.е. в сознании современного человека, как правило, йога – это когда занимающийся человек йогой стоит на голове или в какой-либо причудливой позе, причем иногда совершенно внешне в неудобном виде. Т.е. как правило, человек, который занимается йогой, это какой-то, в сознании обычных людей, эксцентричный несколько человек, вроде, как и не отличающийся от остальных людей, но в то же самое время, как если бы он принадлежал какой-то отдельной части человечества.
Так вот, многочисленные, самые разные мифы вокруг понятия йога ходят. Во многом эти мифы были усилены или создавались непосредственно на западе. На самом деле есть так же мифология в отношении йоги и в самой Индии, внутри Индии. Т.е. здесь как бы игра этих мифологий, когда одни мифы накладываются на другие мифы, порождая третьи мифы. В результате всего этого такая путаница возникает, такой клубок понятий, настолько не разрешимый иной раз, что человек, чем больше начинает интересоваться йогой, тем больше он начинает понимать, что он ничего не понимает. Он не понимает, еще раз, даже самые основополагающие такие моменты, а собственно говоря, чем он занимается?
Большое количество мифов вокруг йоги возникло в Индии.
Ну, начнем, еще раз, по порядку. Итак, большое количество мифов вокруг йоги, как ни странно возникло в самой Индии. В самой Индии как возникли, так и продолжают существовать. Почему такое имеет место? Во-первых, потому что, в общем-то, йога – это достаточно учение такое элитарное, если так можно сказать. Т.е. хоть с одной стороны каждый человек может им заниматься, но с другой стороны не у всех хватало и сил и желания и намерений заниматься, в том числе и в самой Индии. Поэтому наше такое европейское представление, что каждый индус уже по умолчанию знаток йоги, очень-очень далеки от действительности. Несколько причин с этим было связано. Во-первых, одна из таких причин, что очень долго многие разделы йоги в самой Индии, а более точно надо говорить – в странах востока. Потому что йога возникла в месте, которое несколько больше, чем понятие, скажем, современная страна Индия.
Так вот, очень долго учение распространялось там достаточно тайно. Т.е. нельзя было просто так взять и получить все откровения йоги. Существовали в разных школах йоги в Индии, разные такие ступени, которые должен был человек пройти, прежде чем его посвящали в те или иные упражнения или в те или иные аспекты философии. Затем, в общем-то, ситуация на востоке радикально резко изменилась. Йога там стала распространяться очень широким фронтом, буквально для всех желающих. Случилось это не так давно. Случилось это по разным оценкам от 150 до 200 лет тому назад. Т.е. огромное количество мифов связано было с тем, что, в общем-то, в самих странах востока эти мифы рождались.
Затем, когда йога стала проникать на запад, добавились еще мифы западные.
Они во многом где-то повторяли мифы восточные, но что-то появилось и свое. С приходом на запад, йога еще в большей степени подверглась такому искажению. В первую очередь, потому что запад взял из йоги чисто физическую составляющую. А точнее в первую очередь стал распространяться тот раздел йоги, который называется хатха йога. Т.е. те упражнения или тот подход, который в первую очередь занимается физическим телом. В лучшем случае физическим телом и дыханием. Все остальные разделы либо не дошли, либо дошли, но, опять же, были поняты очень-очень, так сказать, под свои углом зрения.
Ну, и наконец, еще одна такая из серьезнейших причин, почему такое количество мифов вокруг йоги накопилось – это такая черта восточных людей – они очень любят религию, очень любят. Т.е. для них буквально попытка привнести религию во все, что только можно, ну, если угодно своего рода такая навязчивая идея. Так вот, иногда, когда йога проникала на запад, было очень тяжело отличить, то ли это на запад проникает новый какой-то религиозный культ, то ли это действительно какое-то философское учение, что все там перепуталось, совершенно перепуталось. Надо сказать, что это вообще такая отличительная черта востока – крайняя религиозность. По количеству разного рода религий, культов, всяких сект, всяких групп, исповедующих те или иные взгляды, наверное, страны востока бьют рекорд. Фактически, наверное, все религии, которые когда-либо были и есть и будут, в той или иной форме присутствуют в странах востока.
Еще раз, я подчеркиваю, в странах востока. Потому что иногда ошибочно под родиной йоги понимают только лишь Индию. Но друзья, понятие Индии, скажем, в средние века и понятие Индии территориальное, которые мы сейчас наблюдаем, очень-очень разняться. Начиная с того, что славная страна Пакистан когда-то была составной частью Индии, и на ее территории проживало огромное количество людей, исповедующие те или иные философские системы, характерные только лишь для Индии. И только лишь после обретения независимости и раздела на две страны, после вот этих многочисленных кровавых переделов, как то так получилось, что большая часть индусов ушла в сторону Индии, а большая часть людей, исповедующих Ислам, наоборот ушла в Пакистан.
Опять же, если еще в более древние времена мы с вами взглянем, та территория, которая сейчас называется Афганистан, также была территорией Индии. Т.е. вот карта, она кроилась огромное количество раз на протяжении исторических вот этих всех передряг. Поэтому мы можем говорить только лишь о неком центре, где сохранилось знание йоги. Я еще раз говорю, что иной раз некоторые акценты в учении йоги вы можете найти в странах, которые совершенно не являются Индией. Не говоря уже о таких странах, как Тибет, ну, или сейчас это часть Китая. А когда-то это было самостоятельное более или менее государство, хотя тоже границы постоянно менялись.
Так вот, всему этому ареалу крайне свойственна религиозность. Поэтому любые философские системы, так или иначе, в них фигурировали какие-либо религиозные понятия. Ну, даже вот в условиях современного мира, когда в том числе в эти страны проникает наука, наша современная западная, в общем-то, наука, она иногда там приобретает совершенно интересные такие, как бы, грани религиозности. Когда вдруг в тот или иной раздел, скажем, точных наук: физики, математики и т.д. – делается попытка привнести какие-то либо персонажи из, скажем, религиозной мифологии, более того наделить их, эти персонажи, какими-то свойствами чисто физическими и пытаться объяснить чисто физические явления уже с привлечением тех или иных аспектов этих божеств. Еще раз, это такая отличительная черта восточного менталитета. Но, к сожалению, проникая на запад, она сыграла дурную службу, в первую очередь, когда йога стала проникать. Почему? Потому что очень тяжело иной раз отличить, где заканчивается йога, а начинаются религиозные какие-то, в общем-то, моменты.
Понятно, запад сразу же начал отбрасывать все религиозные моменты. Запад не очень на самом деле склонен к излишней религиозности. Скорее, больше отличительная черта запада – это некий упор на какую-то политику, на какие-то такие вот моменты, связанные с правами и свободами, но такими внешними. Запад не особо прислушивается, вернее, наоборот, его даже в большей степени раздражают вот эти проявления религиозности. По этой причине из йоги было выброшено очень многое, а то, что осталось, стало пониматься через призму западного менталитета, что породило еще большее количество мифов. Поэтому сейчас, в настоящий момент под йогой в разных частях света чего только не понимают. И вот наша задача сегодня расставить хотя бы такие основные моменты. Чтобы хоть небольшую ясность привнести, хотя бы для себя лично.
Йога – это система самопознания.
Поэтому начнем мы с самого первого такого положения. Что же такое йога? И ответить на этот вопрос можно так – это система самопознания. Т.е. та система, которая позволяет человеку познать, чем он является. Ну, тут возникает сразу же такой встречный контраргумент в плане того, а что йога тогда не занимается познанием окружающей вселенной? Раз это система самопознания, заточенная исключительно на взгляд во внутрь? Нет, это не так. Йога одновременно занимается как познанием внутреннего мира, так и окружающей вселенной. Но в йоге есть такое, если угодно, основополагающее правило или такой момент подхода, о тождественности макрокосмоса и микрокосмоса. Поэтому считается, что познавая себя, мы, в общем-то, познаем окружающую нас вселенную. Или, наоборот, познавая устройство вселенной, мы, так или иначе, приходим к познанию себя. Поэтому противоречия нет. Но так как, в общем-то, для того чтобы лучше познать иногда окружающий нас мир, очень бы неплохо отточить наши органы восприятия: наше зрение, слух, обоняние, осязание и самое главное наш разум. А забегая много-много глубже в философию йоги, мы находим очень интересное положение, на самом деле в йоге разум играет примерно такую же роль, как и органы чувств, т.е. он иногда низводится до органа чувств. Совершенно странное и необычное для западного менталитета положение. Но совершенно логичное и обоснованное, когда вы начинаете заниматься философией йоги более углубленно, изучать, почему же так считается.
Еще раз, йога – это система самопознания. И неплохо сперва отточить свои органы чувств, отточить свой разум, чтобы затем направить его на познание сути того, чем является человек. Ну, и автоматически и познание окружающей вселенной или окружающего мира. Вот собственно такой краеугольный камень в определении йоги. Если философская система занимается чем-то другим, то, в общем-то, строго говоря, она не может быть названа йогой. А мы встречаем огромное количество философских или тех же религиозных каких-то учений, течений, философий, где в качестве цели иногда ставятся совершенно другие абстрактные, иногда конкретные моменты. Т.е. поэтому в следующий раз, если вы сталкиваетесь с каким-либо учением, которое претендует называться словом йога, ну, вот не плохо бы проверить, а является ли это учение системой самопознания или нет. Т.е. таким образом, огромное количество всякого рода других систем, может быть не менее грандиозных и уважаемых, чем йога, но других систем, сразу же будет срезано. И не будет вам необходимости мучить себя, почему это называется йогой, это называется йогой, а вот здесь что-то одно, а вот здесь что-то другое.
Йогой может называться система самопознания, придерживающаяся 1-ого и 2-ого принципов йоги.
Ну, идем дальше. Само понятие самопознание, ну, или как следствие познание вселенной – вещь очень не очевидная. Ведь познавать вселенную или познавать себя можно самыми разными способами. Например, скажем, ученый, для того чтобы познать как устроено человеческое тело или живой организм, может ставить разные эксперименты, иногда совершенно бесчеловечные. Ну, или относительно такие жестокие, когда огромное количество подопытных лягушек, мышей, собак, кошек, обезьян вроде бы даже во имя великого прогресса, но умирают мучительной смертью в лабораториях, дабы ученый сделал свой следующий шаг в исследовании, продвижения того, как сделано все, ну, и как следствие и он сам. Опять же, это огромное количество опытов, которые проводят на бедных животных, дабы понять, как это будет действовать в дальнейшем, ну, допустим, то или иное химическое вещество или лекарство на человеке. Другое дело, что иногда в этом есть очень жесткая необходимость, так как гибнут люди и надо дать лекарство, а лекарство не проверенное давать нельзя, но в любом случае, это самопознание не ставит, я имею в виду самопознание ученых, не ставит такого ограничительного барьера в виде некой морали и нравственности.
Ну, или совершенно чудовищное, так сказать, продолжение этой же самой идеологии, это эти знаменитые врачи в концлагерях, которые ставили чудовищные совершенно опыты на людях, на детях, на больных, на женщинах. Совершенно это, наверное, одна из самых печальных и позорных страниц в истории человечества. Так вот, на самом деле с точки зрения может быть науки, очень такая зыбкая грань между дозволенным или недозволенным. Ну, действительно, дозволено ли ставить эксперимент на человеке, приговоренному к смертной казни? Это в дальнейшем, когда уже начался Нюрнбергский процесс по делу этих врачей, многие из них были действительно удивлены, за что их судят? За что? Ведь они строго придерживались каких-то научных взглядов в познании. Ну, вот так им не повезло или наоборот повезло, что у них была возможность ставить эксперименты на людях. Опять же, они в свое оправдание могли приводить аргумент, что те, над кем они ставили опыты, были приговорены некоторые к смертной казни. И очень трудно на самом деле с позиции науки что-либо им возразить. На самом деле, если вас интересует эта тема, не так там все было просто на Нюрнбергском процессе по доказательству вины врачей этих убийц. Еще раз напомню, а опыты они ставили совершенно чудовищные.
Так вот, в чем же отличие самопознания йоги и, скажем, может быть, самопознание другой философской системы или самопознание, которое демонстрирует нам современная наука? Разница в том, что в йоге существуют два основополагающих принципа – это так называемые первый и второй принципы йоги. И если они нарушены, то любая система самопознания не может называться йогой. И так еще из общего большого количества разного рода всяких течений философских и т.д. срезается значительная часть тех систем самопознания, которые не прошли этот тест на соблюдение первого и второго принципа йоги.
Первый принцип йоги.
Тут же возникает вопрос, а что это за принципы йоги? Первый принцип йоги иногда называется принцип доброты или по-другому можно было бы его интерпретировать, как принцип гуманности. Но на самом деле он имеет более глубокие корни, которые, как правило, не понятны человеку, только ставшему на путь йоги, это принципы сверхлогики в обычной жизни. Дело в том, что доброта, как это показывается в йоге в дальнейшем – сврехлогична. Так вот, этот первый принцип звучит следующим образом, что людей призывают не причинять вреда ни одному живому существу без крайней на то необходимости, а если такой возможности нет, то призывают поступать так, как велит долг. Т.е. по сути дела, первый принцип призывает нас максимально сократить количество страданий в тех случаях, когда это мы можем сделать. Йога – совершенно вменяемое учение, оно понимает, что иногда у вас нет выбора, причинять вред или не причинять вред. Ваша карма такова, что вы поставлены в такие условия, что вы не можете в принципе не причинять вред. Но в ваших силах сокращать причинения вреда там, где это возможно. И вот именно к этому и призывает йога. Не полностью отказаться от причинения вреда, вы этого не сможете сделать, даже если очень захотите. Это не возможно до тех пор, пока у вас, скажем, есть карма. Но в ваших руках сократить это количество вреда.
И это так называемый первый принцип или вот этот принцип морали в самопознании, который огромное количество методов в самопознании для йога делает неприемлемым. В частности вот эти чудовищные опыты в концлагерях над людьми и т.д. Не было необходимости такой, знаете, жесткой необходимости убивать такое количество людей. Т.е. самопознание с позиции нравственности. И это может быть вот этот первый принцип йоги, он проводит очень серьезную грань между подходом современного ученого и подходом йога. И тот занимается самопознанием, я имею в виду ученый, и йог занимается самопознанием. Но у ученого совершенно нет никакого кодекса поведения. Нет дозволенного или недозволенного. В науке самое главное результат. В науке самое главное, если ученый открыл действительно какой-то закон или получил какой-то результат. Его никто не будет спрашивать, какой ценой. Так вот, йога склонна вообще не получать результат, чем получать результат ценой неимоверных страданий ни в чем не повинных живых существ.
И еще раз, я хочу подчеркнуть, что вот это первый принцип, как лезвие срезает огромное количество методов и как следствие огромное количество философских систем, которые могли бы претендовать на то, чтобы называться йогой, а самое смешное некоторые из них так и называются. Но не соблюдают этот первый принцип йоги. Поэтому когда до меня доходят какие-то туманные слухи о том, что вот появилась какая-то школа йоги, в результате деятельности которой совершенно очевидно, даже не прикрыто возникает огромное количество страдающих людей, причем в тех случаях, когда эти страдания могли бы быть полностью исключены. Я, например, для себя лично очень четко понимаю, что это по ошибке называется эта система йогой, а йогой она не является.
Ну, или вот как наиболее, может быть, характерный пример. Есть такой вид йоги или раздел йоги называется Тантра йога. Один из самых возвышенных разделов йоги, один из самых мощных, чистых, но в то же самое время слишком большое количество нечистоплотных людей начали заниматься, как они говорят, этим разделом йоги и в результате, ну, иногда полностью опорочили само понятие Тантра йоги. Причем самое что обидное и смешное, что вообще раздел Тантра йоги очень своеобразный, там все написано аллегорическим языком. И когда начинаешь читать Тантры, они очень резки в выражениях и иногда совершенно неоднозначны. Ну, допустим, может быть так, грубо говоря, в том или ином тексте быть такая, скажем, фраза: «Убей на алтаре то или иное животное и окропи алтарь кровью». Господи, читаешь и думаешь, что же это за сектантство за такое ужасное, мракобесие за такое? А это всего лишь аллегорический язык, который долго был призван скрывать истинное знание, вот путем вот таких вот, как бы, сравнений. Причем сравнения, они имели вполне конкретные ключи. В частности под животным подразумевалось эго самого человека. Т.е. до тех пор, пока человек сам в себе не победит животное и не окропит внутренний алтарь, никогда ему не видеть никаких духовных высот. Это было сделано для того, чтобы максимально завуалировать, скрыть некие, там, допустим, тайные разделы в йоге. Мы уже сегодня говорили о том, что йога очень долго не была так широко распространена. Это вот наблюдается последние 200 лет.
Ну, и как вы думаете? Тут же нашлось огромное количество последователей, которые стали понимать это буквально. И они действительно там чуть ли не до жертвоприношений с животными доходило. Что, как вы понимаете, моментально показывает о том, что данное учение не является йогой. Зачем кого-то убивать? Это нарушается первый принцип йоги. Поэтому можно дальше вглубь даже не смотреть что там. Если кто-то что-то делает какие-то действия с причинением вреда живым существам в тот момент, когда бы он их мог не делать, то явно это намек на то, что данное учение не является йогой.
Поэтому вот следующий шаг, после того как вы определили является ли система системой самопознания или не является, это сделать первый тест. Тест на первый принцип йоги: причиняется ли вред живым существам или не причиняется? Или по-другому: есть ли попытка минимизировать причинение вреда или нет? Еще раз, я хочу напомнить вам, что мы не можем в принципе не причинять вреда. Каждый день, когда мы живем, мы волей или неволей убиваем тысячи микроорганизмов, тысячи растений гибнут, чтобы попасть нам в еду и т.д. и т.п. Т.е. если рассматривать эту цепочку, не одного шага мы не можем сделать, чтобы за это кто-то да не пострадал. Наша задача только лишь в том, чтобы пострадало как можно меньше. Если же мы встречаемся с системой, где, наоборот, призывают, чтобы кто-то страдал как можно больше, то эта система по умолчанию не является йогой, просто не является. Является, может быть, какой-то сектой маргинальной, религиозной или нерелигиозной или еще какой, сейчас их расплодилось просто куда не плюнь, везде там. Но это не йога, друзья. Поэтому и нечего отдуваться бедным йогам, оправдываться, что там в том или ином ашраме у нас на западе или в Индии какой-либо человек называет себя йогом, но творит непотребства, он просто себя так называет. Он просто называет свое учение словом йога, а сам им просто не является.
Второй принцип йоги.
Наконец второй принцип йоги. Итак, йога – это система самопознания, которая соблюдает первый принцип и соблюдает второй принцип. А что же это за второй за такой принцип йоги? Это принцип еще иногда называется принципом здравого смысла или принцип логики в нашей жизни. Звучит он примерно так, что мы не должны растрачивать свою энергию и направлять свое сознание на дела не достойные, а должны тратить свои силы, свою энергию и свое сознание только лишь на достижение поставленных целей. Причем не говорится что это за цели. Это могут быть цели в работе, в учебе, в той же самой йоге, в общем, цели в жизни. Ну, или по другому: второй принцип йоги призывает, что сперва определись чего ты хочешь, поставь цель и потом иди к достижению этой цели последовательно, не отвлекаясь ни на что другое.
На первый взгляд совершенно тривиальное такое утверждение, что может быть очевиднее. Действительно, поставил цель и следуй, иди к ней. Ну, реальность много сложнее. Дело в том, что мы с вами, как учит йога, в подавляющем большинстве своих поступков совершенно нелогичные живые существа. Т.е. вселенная дала нам разум, и, казалось бы, мы должны были его применять и поступать логично, согласно здравому смыслу, согласно некой логике. А мы какой-то этап жизни идем с помощью логики, а потом раз, остановились и начинаем делать какие-то совершенно нелогичные движения, причем иногда сами себе не отдаем в этом отчет. Йога учит, что это наследие со времен жизни в телах животных, когда разум только-только зарождался или только-только проявлялся в нас. Остальную часть жизни, когда мы не пользовались разумом, мы проводили под влиянием органов чувств, инстинктов. В общем, куда ветер подует, туда нас и несло. И вот, к сожалению, мы переносим такое же отношение уже в жизнь, когда мы с вами являемся людьми с более или менее проявленным разумом.
Так вот, йога призывает в нашем самопознании идти следующим образом: назначил цель – выполни ее. И не отвлекайся на какие-то посторонние отвлекающие факторы. Еще раз, это цель может быть не обязательно в йоге. Иногда ошибочно полагают, что второй принцип йоги, это только лишь назначить себе высшую цель в йоге, скажем, обретение состояния высшего самопознания или состояние самадхи или еще какое-нибудь. Нет, йога не замахивается на такое. Дело в том, что йога говорит, вы все равно не сможете поставить себе эту цель, вы ее не сможете просто сформулировать, слишком большая цель. Поэтому что толку формулировать цели не доделанные? Гораздо лучше постоянно формулировать цели, которые вы более или менее можете осознать и с каждым разом приближаться к ней. Т.е. йога нас учит, что вот такая политика: наметил – сделал. Даже если мы поставили ошибочную цель и потом ее достигли. Мы осознаем, что да, это была ошибочная цель. И в следующий раз мы уже выбираем правильные цели и их достигаем.
А вот политика, когда мы ставим цель, а потом наобум нас несет, то туда, то сюда. Как выигрыш в лотерею, то, конечно же, есть шанс выиграть приз, но гораздо больший шанс вот так просто по жизни по кругу ходить. То одна цель, мы ее вроде поставили, но не достигли, на что-то другое переключились, на третье, четвертое, пятое – в результате по кругу ходим.
Т.е. с одной стороны это метод в йоге и первый, и второй принцип йоги – это с одной стороны до известной степени это принцип в йоге, т.е. как заниматься самопознанием. А с другой стороны это некий такой, ну, действительно, и пробный камень и какие-то такие обязательства, которые берет на себя человек, если он называется йогом или йогиней. На бытовом уровне или в повседневном уровне, это тоже очень хороший тест, если вы сталкиваетесь с той или иной системой, которая заявляет, что это система йоги и вроде бы даже занимается самопознанием и вроде бы даже соблюдает первый принцип йоги, т.е. такие белые и пушистые последователи. Но с другой стороны, как только начинаешь выяснять, а, собственно говоря, чем они там занимаются? Вдруг как из рога изобилия вам на голову начинают выливать, прям целые ведра всякого рода нелогичностей, всякого рода каких-то мифов, баек, какой-то таинственности, какой-то мистики такой, знаете, неуловимой, чего-то такого, что как-то в голове не укладывается. А вы пытаетесь разобраться, вы пытаетесь спросить: «Друзья, а как это может быть?» А вам в ответ: «А это непостижимо в принципе». Т.е. всяческая такая попытка тень на плетень наводить. В совершенно разных это все бывает исполнениях, но везде есть такая нелогичность.
Иногда эта нелогичность в пределах приличия, в виде некой мистики такой, таинственного тумана. Ну, иногда эта грань переходит вплоть до какой-то паранойи и апелляции каким-то таким, знаете, вещам совсем фантастическим. И самое обидное, что иногда люди, которые вот такие вещи фантастические вам будут говорить, сами будут производить впечатление несколько неуравновешенных, если не сказать невменяемых людей. Ты слушаешь его и не понимаешь, то ли он психически не здоровый человек. Ну, в общем, добрый даже. Даже где-то вроде пытается в чем-то разобраться. То ли действительно это какое-то высшее учение, может быть, обычным смертным не доступно. Разобраться крайне тяжело. Почему? Да, действительно, такой человек может находиться либо на уровне сверхлогики, и, может быть, действительно говорит вам откровения, которые вы просто не в состоянии понять, так как пытаетесь анализировать их с позиции логики. А может быть это действительно сумасшедший убежал там из Кащенко или откуда он там. Сейчас много, их даже не берут. В принципе если человек психически ни на кого не кидается, то чего его держать в больнице, пусть себе живет, если он безвредный. И вот он начинает ходить, бродить везде, свои откровения всем высказывать. Находится много слушающих, даже последователи находятся. А это просто у человека обострение какое-то его болезни.
Так вот, очень тяжело определить, когда вы сталкиваетесь с такой ситуацией, то ли это действительно откровения с небес, которые вы еще пока не понимаете, скажем, в йоге, то ли это бред сумасшедшего. Вот как раз второй принцип йоги очень хорошо вам поможет разобраться в этом. Точнее он не ответит однозначно на вопрос, является ли человек или это учение тем или другим, но вы очень быстро поймете, является ли это учение йогой или нет. В йоге принцип логики или вот этот второй принцип йоги, как мы сказали, основополагающий. В йоге считается, что высшее никогда не противоречит здравому смыслу. Да, действительно, высшее не может быть познано здравым смыслом, вот обычным, в плоскости нашей логики. Вот что такое здравый смысл? Здравый смысл – это наша плоскость логики. Но в то же самое время, логика или здравый смысл является частным случаем сверхлогики и одно другому не противоречит.
Если же вы явно видите в системе совершенно явные не состыковки. Еще раз, они могут проявляться по-разному. Но если вы где-то поймали, что называется за руку на логичной не состыковке в том или ином учении, то это первый признак того, что система не является йогой. В йоге все очень логично. Любое положение на самом деле выводится из другого положения. И так, в этом ступенька за ступенькой каждый йог должен сперва пройти логику, т.е. ступенька за ступенькой оттачивать свой разум до тех пор, пока он не дойдет до таких вопросов, где логика уже, в общем-то, перестает работать и плавно его переводит в сверхлогику. Или действительно вот в эту область откровений, на которые нельзя ответить в обычной жизни. Которые действительно очень странно иногда звучат. Но в йоге присутствует логика. Если вы встречаете учение, в котором не присутствует логика. Или в котором, скажем, будет такое заявление. Что это мистические тайны, которые вы никогда не поймете и к которым никогда не приблизитесь. В плане того, что это когда-то в древности кто-то, эти величайшие йоги, пророки или я уж не знаю кто там, они пережили это, а мы этого никогда с вами не поймем, не переживем, не воспроизведем. И нам остается только лишь с умилением смотреть на каких-нибудь там йогов с Гималаев, каких-нибудь мистическо-космических махатм, которые недоступны нашему разуму. Ну, в общем, немножко все то, что начинает принижать наш разум, все то, что начинает задвигать разум на второй план, якобы, так как он не в состоянии справиться с этими вопросами. Вот если вы сталкиваетесь с такими учениями, которые ослабляют ваш разум – знайте, ЭТО УЧЕНИЕ НЕ ЙОГА. Это может быть другое, еще раз, уважаемое, неуважаемое, но другое учение, йогой не являющееся. Если же, наоборот, хоть там пятьдесят тысяч будет махатм, но система построена без издевательства и насилия над нашей логикой и здравым смыслом, где от логики вас будут переводить к сверхлогике – да, тогда такое учение будет йогой. Ну, опять же, при соблюдении предыдущих вот этих шагов.
Т.е. не спешите хвататься за первого встречного, я прошу прощения, сумасшедшего, который будет направо и налево кричать, что он адепт тайных наук от йоги, что ему открылось видение, что все человечество увидит это все только лишь через двести лет. Не спешите ему верить на слово. Это действительно может оказаться величайший йог. А может оказаться и величайший пройдоха. А может оказаться и просто сумасшедший.
Это же относится, вот друзья, если вы соберетесь когда-нибудь поехать в страны востока. Опять же, не только Индия, но и многие другие страны, где вам будут то того, то другого уважаемого односельчанина в той или иной деревне выдавать как такого уже садху, постоянно находящегося в самадхи, что каждое его слово откровение, каждое его предсказание сбывается и прочее, прочее, прочее. Так вот, точно также не спешите верить на слово. Йога не призывает вас верить на слово, йога призывает вас проверить или соблюсти вот этот второй принцип.
Йога очень здорово исчезла за последнее время.
Конечно же, здесь есть другая правда сложность, трудность. Йога очень исчезла здорово за последнее время, поэтому иногда знание к нам приходит фрагментарно. И очень тяжело найти логическую связку между одним положением в йоге с другим. Как если бы взяли из учебника математики и вырвали, скажем, две главы, а все остальное потерялось. Т.е. когда-то это были две очень логичные главы в одной книге, где все было последовательно расписано, но время взяло свое. Вот точно также и в йоге, к сожалению, некоторых выводов из одного положения в йоге до другого – не сохранилось. Но это, друзья, не значит, что его там не было. Поэтому прежде чем заставлять себя верить на слово, в том числе в йоге чему-либо, постарайтесь разобраться сами, напрягите свой разум. Раз вселенная вам подарила разум, а йога призывает нас оттачивать его, то он вам будет крайне необходим в йоге, в том числе для того, чтобы подняться на уровень, где действительно разум уже перестает работать. Есть такие уровни в йоге, это уровни высшей интуиции и разум там уже не работает, там, если угодно, работает сверхразум или высшая интуиция, как угодно можно называть, но прежде чем этого уровня достичь, надо пройти уровень разума.
Таким образом, если вы проведете вот этот вот второй тест, еще большое количество разного рода философских течений будет срезано и останется совсем мало учений, которые имеют право называться йогой.
Ну, в общем-то, с формальной точки зрения вроде как бы и все. Но есть еще такой, как бы, высший пробный камень, который, опять же, вот идет следующим.
Йога – это то, что должно открыть вашу истинную природу.
Йога должна дать вам свободу.
Действительно, вы можете найти людей, которые занимаются самопознанием, не причиняют никому вреда, полностью напрягают свой здравый смысл и вроде бы даже чем-то занимаются, выполняют какие-то упражнения. Но если так проследить их жизнь, с каждым годом, а то и десятилетием, жизнь их становится все хуже и хуже, выглядят они все мрачнее и мрачнее. Если до этого он жил ни о чем не думал, то с течением времени полностью закабалил себя всякого рода обязательствами, обязанностями, занятиями, вот он там каждый день по пять часов йогой занимается, там мантры произносит, ходит по дорожке так, чтобы не дай Бог червячка не раздавить. Ответа от него не дождешься, он должен все осмыслить, дабы все соблюсти согласно второму принципу йоги, но явно, абсолютно явно, что человек становится больше похожим на тень и вызывает при взгляде со стороны скорее уныние. Вот это тоже очень не очень хороший признак.
Дело в том, что если вы занимаетесь йогой, и с каждым днем все хуже и хуже становится, то, по всей видимости, вы занимаетесь чем-то другим, а не йогой. Правда здесь есть одна оговорка, это оговорка называется карма. Иногда человек действительно занимается истиной йогой, но, скажем, в прошлой жизни только и делал, что убивал всех на свете, а так как занимается йогой в этой жизни, то до известной степени искупает свою карму, но не так чтобы полностью. И понятно, что так бы должен был умереть, а так всего лишь плохое настроение, так бы должен был болеть, а так всего лишь чихнул. Ну, опять же, это тоже надо очень аккуратно подходить к такому самомнению, что мы, там, в прошлой жизни были действительно великие грешники, что именно мы тиранили все человечество в оболочках Гитлеров всяких и прочих. Это несколько самонадеянно иногда тоже бывает.
Так вот, по большому счету йога – это то, что должно открыть вашу истинную природу. Опять же, как утверждается в самом учении йоги. А какова же истинная наша природа, природа нашего высшего «Я»? Ведь мы же занимаемся самопознанием, мы же занимаемся познанием своего «Я». И, опять же, через вот этот принцип подобного в подобном нам открывается и окружающая вселенная. Так вот, йога утверждает, что целю этого самопознания – должна быть свобода. И если вы занимаетесь системой самопознания, соблюдаете первый и второй принцип йоги, но, знаете, вас как в тисках все больше и больше сдавливает, сдавливает. Т.е. все больше на вас каких-то обязательств, морально-нравственных. Все больше на вас каких-то таких, всякого рода обетов, всякого рода там практик и т.д. что вздохнуть невозможно. Т.е. как следствие, вот это даже ощущение вашей свободы, оно сжимается, сжимается, сжимается. То это, скорее всего, говорит о том, что что-то вы там не правильно делаете уже в самой методологии йоги. То ли не те упражнения выбрали, то ли выбрали их слишком много для себя, то ли выбрали их слишком мало для себя, то ли не в той последовательности, то ли еще как-нибудь.
Как правило, это достаточно часто встречающееся явление, если человек начал заниматься йогой самостоятельно по книжкам, по фильмам. Ну, открыл, прочитал книгу, понравилось, решил на себя взять два часа хатха йоги. Потом прочитал вторую книгу, там про пранаяму сказано, решил к этим двум часам добавить еще 40 минут пранаямы. Ну, и вот так вот рано или поздно он бедолага, знаете, как такой навьюченный ишак. Уже и шагу не может ступить, там ему надо мантру прочитать, там надо в позе йоги побыть, там еще чем-нибудь заняться. А, как правило, люди волевые, они зубы сожмут и идут. И вот они идут, идут, идут, а не видно, что он вокруг себя сеет радость и счастье, скорее, еще раз, наоборот, уныние и печаль вокруг себя.
Так вот, эта вот серьезная ошибка вероятно где-то в методологии. В этом конечно нет ничего страшного. Если человек искренен, если человек честный сам с собой, то рано или поздно он понимает, где надо найти ту золотую середину, чем заниматься, сколько заниматься, кода заниматься. Чтобы знаете, там, в паранойю не впадать от каждого укуса комара. Человека комар кусает, а он его боится прихлопнуть, чтобы первый принцип не нарушить ахимсы. Ну, в общем, бывает и такое.
Так вот, йога должна дать вам свободу. Она должна давать вам свободу, а не порабощать. И если система, которой вы занимаетесь, не дает вам свободу, а порабощает, то видать чего-то там они намудрили с техниками и с практиками. Т.е. да, может быть, и принципы соблюдают, да, вроде как, и самопознанием занимаются. Но вот непосредственно эту методику, что и когда делать, чего-то там напутано.
Это не удивительно, еще раз, потому что большая часть знания йоги потеряна и какая-то неправильно понята, в общем, такие не состыковки всплывают. Многие авторы пишут книги. Как у нас книжки по йоге пишутся? Сам прочитал книгу какую-нибудь, написал чего-то свое, даже не занимаясь. А зачем? Лишь бы продать книгу. Ну, или там несколько авторов перечитал, свою книгу написал. В общем, испорченный телефон. Так вот, это же касается и такого момента в качестве пробного камня для йоги.
Подсесть на йогу вы не сможете, хотя бы по той причине, что источник вашего счастья внутри вас.
Вот я не устаю повторять, иногда я слышу такой очень здравый аргумент. Ну, да хорошо, йога хорошая система, я начал заниматься йогой – я стал себя хорошо чувствовать. Но вот вдруг я не позанимался – я стал себя плохо чувствовать. Это что ж я на йогу, как на наркотик подсел? Что ж теперь я просто обязан заниматься, чтобы чувствовать себя хорошо? Достаточно серьезный аргумент. Т.е. такая система, подсадили человека, но подсадили на йогу. Йога говорит: «Не, не, это несостоятельные обвинения, хотя бы по той простой причине, что, опять же, как учит нас йога, наше хорошее самочувствие, оно не вызвано ничем из вне, оно не вызвано, в том числе, даже йогой». Вот если вы позанимались йогой, и вам стало после этого хорошо, то, строго говоря, йога не привнесла вам это состояние, а открыла то, которое и так в вас заложено. Йога учит, что наше внутреннее состояние, состояние нашего «Я» – это состояние свободы и естественное состояние ощущения нашего бытия, если угодно. Это состояние высшего счастья. Но так как мы, грубо говоря, в этом мире оперируем через наши тела и считаем себя своими телами, а наши тела болеют, наши тела загрязнены т.д. и т.п. вот и возникает как бы защемление нашего счастья. Т.е. из нас должно было бы струиться счастье и свобода, а вот тело больное его придавило и вместо этого, наоборот, мы испытываем какие-то боли и какой-то серый ментальный уровень или серый эмоциональный уровень. И так может продолжаться из жизни в жизнь, изо дня в день у человека. Но вот он пришел на йогу и теми или иными методами устранил какие-то неполадки и почувствовал себя хорошо. Еще раз, почувствовал себя хорошо, не потому что это йога дала, йога ничего не дала ему в этом смысле, йога открыла то, что уже было заложено.
Так вот, отсюда следует такой естественный вывод, что если вы долго занимаетесь йогой, подсесть на йогу вы не сможете, хотя бы по этой причине, что источник вашего счастья, он внутри вас. Ну и, опять же, йога заявляет, что после какого-то критического количества занятий йогой, оно, безусловно, разное у всех, наступает так называемое совершенство в йоге или сиддхи они называются, когда вам больше не требуется йога. Т.е. каждый раздел йоги как инструмент. Отработал и отвалился. Поэтому ни о какой подсадке и речи быть не может.
Действительно, вы сперва с помощью йоги возвращаете себе естественное ваше состояние радости и счастья. А потом, когда вы полностью перестраиваете все свои структуры, отваливается даже сама необходимость, скажем, заниматься хатха йогой, физической или заниматься пранаяма йогой или какими-то другими разделами йоги. В этом просто нет необходимости. Т.е. вы уже как бы поднимаетесь на новую ступень и больше никогда не возвращаетесь обратно, вниз не скатываетесь. Поэтому никакой подсадки нет, поэтому йога ведет нас к свободе, йога призывает нас к свободе. Более того, йога говорит нам, что если вас делает даже сама йога не свободными – отбросьте йогу. Свобода – ваше естественное состояние. Это то, на что не имеет право покушаться никто. Ну, конечно обратная сторона свободы вы помните – это ответственность. Не возможно вам достичь полной свободы при этом игнорируя ответственность. Первый и второй принцип как раз и позволят вам подняться к этим идеалам свободы, не игнорируя принцип ответственности. Иначе любое ваше проявление свободы с пренебрежением к принципу ответственности породит дурную карму, которая на следующем шаге задушит вашу свободу. Так устроен мир, так устроена плоскость логики, так устроена плоскость кармы, в которой мы с вами вот сейчас прибываем и живем.
Таким образом, возникают еще такие дополнительные тесты для определения, является ли та или иная система йогой или не является. Опять же, я слышу сплошь и рядом: «Вот, мой сын или мой муж, моя жена или еще кто-нибудь занялись йогой. Они в какую-то секту попали, они ничего видеть не хотят, слышать не хотят, только лишь занимаются йогой и т.д. и т.п.». Ну, действительно, со стороны родных и близких, если человек резко меняет образ жизни, это естественно вызывает беспокойство. Совершенно естественно, потому что, ну, родные и близкие на то они родные и близкие, чтобы о нас заботиться. Кто же еще о нас будет заботиться, и кто будет определять? Поэтому понятно, что когда человек только сперва начинает заниматься йогой, его через край несет и вот он да, действительно, пытается там с понедельника новую жизнь начать, все перестроить, все переделать. Это оправдано, но, опять же, только лишь с соблюдением первого, второго принципов йоги.
Ну, и, конечно же, если ваши родные и близкие наблюдают, что с каждым днем вы становитесь все более несвободными и все более зомбированными. Если вы там на какие-то вопросы, знаете, как зомби отвечаете какие-то такие фразы, ну, обычно в этих всех организациях, которые иногда называют себя йогой, а по сути дела являются просто формами сектантского какого-то движения. У них есть такая фраза, его чего не спроси, как на кнопочку нажал, он тебе трыть, и такой скороговоркой ответил, даже не задумываясь, что он сказал, потому что это было написано там-то, там-то, он это воспринял не задумываясь. Но, еще раз, ты смотришь на такого человека, и иногда страшно становится, он не свободный, он весь какой-то зажатый, он не радостный, он весь вот такой сжатый какой-то.
Так это вот дурной знак. Но еще раз друзья, не все здесь честно сказать просто, есть еще и момент кармы, иногда одно на другое накладывается и поэтому трудно определить. Иногда человек действительно хорошей йогой настоящей занимается и более того, его призывают быть вменяемым, открытым, радостным, веселым, а он все равно приходит домой хмурый, печальный. Несколько раз у меня такое было. У меня была пара, тройка учеников, потом их родители прибегали, на меня смотрят, видят, что я вменяемый нормальный, они уж думали, что здесь секта такая. Я говорю: «Да нет, мы прозрачны, открыты, я наоборот всех призываю». К сожалению это очень-очень опасная тенденция, потому что, еще раз, йогу уже итак, так измазали, что люди, они просто боятся. Они боятся этих сектантов, они боятся этих сект. Правильно боятся. Слишком ретивые последователи йоги, в том числе, которые в частности у меня учились, ну, вот иногда так у них какие-то свои там переживания открылись, и они их как-то от родных и близких… ну, в общем, произвели плохое впечатление. Поэтому я стараюсь всегда с родными и близкими людей, которые у нас учатся, всегда поддерживать контакт, всегда объяснять, что если кто-то повел себя неадекватно, то я самый первый буду, кто заинтересован эту неадекватность убрать. Мне меньше всего надо, чтобы такое амплуа чего-то темного, это и так говорю, йогу чуть не убило.
Йога ничего не дает, йога лишь открывает то, что и так заложено.
Ну, и наконец, следующий момент, который также логично вытекает вот из этих положений в йоге о том, что йога ничего не дает, йога лишь открывает то, что и так заложено.
Тоже иногда приходят люди, западные люди с западным менталитетом, хорошо понимающие второй принцип йоги, такие решительные, вменяемые. «Так, здрасте, я пришел заниматься йогой. Так, я хочу состояния самадхи, хочу по воздуху летать, ну, на худой конец третьим глазом смотреть или кундалини поднять. Так, быстренько, за сколько дней? Давайте быстренько программку здесь напишем, что за чем. Сперва третий глаз формируем, а потом его открываем или кундалини или как? Да, и где гарантии, гарантии где, что я на вас время напрасно не потрачу? Может быть, в соседней школе йоги, может быть, это сделают эффективнее, быстрее и за меньшее время?» Ну, тут, конечно же, сразу же приходится человека разочаровывать, что никто, никогда, никаких гарантий в йоге вам не даст. По совершенно очевидной причине. Все, к чему вы стремитесь, должно быть и так в вас заложено. Но это, так образно говоря, спрятано большим слоем всякого рода наслоений. И у одного большое количество наслоений, если угодно дурной кармы, у другого небольшое. Кто может гарантировать, с какой скоростью человек от них избавится? И избавится ли вообще? Потому что мы иногда на словах хотим чего-то одного, а подсознательно хотим чего-то совершенно другого.
Приходит человек, говорит: «Хочу самадхи в йоге». А на поверку оказывается, что он хотел повышения по работе, а повышения ему не дали, он плюнул, решил так: «Ну, если не оценили мои заслуги на работе, возьму, что называется с черного входа. Сейчас пойду в йогу, сейчас сверхспособностей как обрету, сейчас ментально им всем как начну внушать, я самый большой начальник, чтобы меня повысили». Т.е. иногда человек с черного хода пытается решить свои жизненные трудности, проблемы. Ну, тут уж вообще не о чем говорить. Т.е. он совсем другого хочет. Но даже если он хочет именно тех вещей, которые присутствуют, так или иначе, в йоге. Опять же, никто и никогда вам не даст гарантию. Где гарантия что тот-то, тот-то достигнет просветления? Нет гарантий. И быть не может.
Следующий момент заключается в том, что существуют якобы какие-то там последовательности упражнений, которые развивают разум, развивают чувства, сверхспособности. Еще раз, йога ничего не развивает, только лишь открывает, что и так в вас заложено, но спит. Другое дело насколько так сказать успешно, не успешно это другой разговор.
А какие болезни йога лечит?
Наконец следующий такой момент. Тоже очень часто такое заблуждение широко распространенное. А какие болезни йога лечит, а какие болезни йога не лечит? Существует такой миф, что йога вообще все болезни лечит, все, которые были, есть и будут. Вот на самом деле это очень некорректно поставленный вопрос. Йога вообще не лечит болезни. Йога занимается самопознанием. А как следствие этого самопознания, как следствие внутреннего знания устройства, скажем, организма или реакции нашего организма на те, или иные вещи или, ну, может быть, действительно открытие тех грандиозных способностей или потенциалов, которые в нас заложены. Человек, как бы, в том числе и направляет их на устранение тех или иных заболеваний. Потому что с точки зрения йоги, любое заболевание имеет целиком и полностью кармический характер, ну, грубо говоря, негативная карма. Т.е. когда-то мы чего-то неправильно сделали. Ну, какой пример. Вот у вас автомобиль. Вам говорят: «Ты ж смотри его там протирай от пыли, ты ж смотри, там, в масло песок не сыпь, ты ж смотри, там, в бензобак тоже хороший бензин заливай». А мы так, знаете, а давайте поэкспериментируем, сейчас вместо бензина солярки зальем – раз, не завелся. Ну, сливай, бензина зальем. Ну, в общем, мы как-то начинаем использовать не по назначению. В результате рано или поздно наш механизм начинает как-то не так работать, как нам нравится. Что на языке человеческом называется болезнями.
Так вот, йога не лечит болезни, друзья. Болезни лечит медицина. Ну, многие люди приходят в йогу в надежде вылечить какие-то свои болезни. Во-первых, йога говорит, что любая мотивация, которая приводит человека в йогу, уже похвальна и заслуживает уважения, но, опять же, никаких гарантий. И более того, йога в первую очередь призывает – если есть болезнь, в первую очередь к врачу. Вот это такой миф, очень распространенный. На западе меньше распространенный, там все-таки больше упор, йога – это, знаете, как физкультура, гимнастика, здоровый образ жизни. У нас нет, у нас это как такая панацея, знаете, как последняя соломинка для утопающих. Действительно, йога иногда творит чудеса там, где медицина не может ничего сделать. Из песни слов не выкинешь. Но друзья, никаких гарантий, что будет именно ваш случай, и что вы получите пользу. Почему? Ну, вы, грубо говоря, должны досконально разбираться, вы должны пройти этот путь самопознания. Но, опять же, другая сторона любых болезней это извините карма. С которой, если вы когда-то кому-то делали что-то плохое в той или иной форме, и вам сейчас пришло, вернулось это, то иногда внешние болезни – отражение чего-то более глубинного внутреннего. Но, еще раз, йога – это система самопознания, а не медицина.
Йога – это не религия.
Наконец, мы уже касались этого вопроса, но я еще раз повторю. Наши друзья индусы, в основном индусы, хотя не только индусы. Тибетские варианты йоги, там та же самая, правда, в меньшей степени ситуация. Начинают ставить знак равенства между йогой и религией. Они говорят, что, ну, как бы, йога – это одна из религиозных систем. Почему? Да вот, потому что у меня в деревне мой гуру поклонялся Шиве, поклонялся Вишну, считал, что Шива покровитель йоги, а так как это одно из божеств мифологии, индуизма и т.д. и т.п. И пытается сейчас это все под видом йоги, вот эти религиозные все воззрения на запад принести. Друзья, йога – это не религия. Йогой может заниматься как человек религиозный, так и полностью атеист или человек сомневающийся, или человек не определившийся, или, наоборот, человек, свято уверовавший в свою какую-либо ветвь религии. Т.е. йога дистанцируется от религий. Почему? Потому что йога – это система самопознания. И она может быть одинакова полезна как для человека внутри какого-то религиозного течения, так и вне его.
Скажем, в нашей стране в 60-х годах, когда йога, ну, собственно говоря, сейчас хорошая йога в нашей стране – это целиком и полностью заслуга тех людей, которые в 60-х годах занимались йогой. Так вот, тогда во времена нашего коммунизма, социализма большое количество этих людей были атеистами. Ну, в той или иной степени кто-то из них там признавал наличие, скажем, космического разума, кто-то из них признавал Вселенское «Я» и т.д. и т.п. Кто-то вообще ничего не признавал, считал себя атеистом. И все они прекрасно занимались йогой, более того все друг с другом прекрасно уживались. Т.е. и, собственно говоря, вот этот толчок йоги, который мы сейчас имеем, ну, я имею в виду в нашей стране, он именно такой. Если взять, допустим, ситуацию на западе, там еще большая свистопляска, но надо сказать на западе, я имею в виду Соединенные Штаты, у них попроще отношение к религиям. Точнее внешне они вроде как более религиозные, но внутри это скорее какая-то дань традиции. Там у них все эти президенты на библии клянутся и т.д.
Так вот, йога не является религией. Тот факт, что там полным-полно всякого рода сказаний, которые можно интерпретировать как религиозные. Там название тех или иных поз, там звучат те или иные имена тех или иных божеств. Более того, даже в философиях, мифологиях какие-то тоже там те или иные байки. Но, друзья, относиться к этому надо примерно так же, как мы относимся к мифам Древней Греции. Вот у нас есть пантеон: Зевс, Венера и т.д. и т.п. – они также иногда, опять же, в средневековой какой-то там философии, так или иначе, применялись. Мы знаем эти все мифы про Купидона, который стрелами цветочными стреляет и т.д. и т.п. Но ведь никому не приходит в голову относиться к этому серьезно, как к религиозным учениям. Вот примерно та же ситуация и с йогой. Она насквозь пропитана вот этими всякого рода индуистскими представлениями, скажем, Тибетские варианты, наоборот, все больше Будды, там все больше другая религиозная концепция больше Буддизма. Но, по сути дела, это всего лишь слова, которые объясняют систему.
Я вот постоянно об этом говорю, что друзья, если б у нас сохранилась йога, у нас бы были, там, Кощеи Бессмертные, Василисы Прекрасные, Змеи Горынычи и т.д. и т.п. Вот и относиться надо примерно также, когда вы читаете древний текст и там встречаете. Почему? Потому что там аллегорическое упоминание, чтобы дать толчок разуму, чтобы вы как бы ухватили суть иногда совершенно трудно выразимую суть йоги.
Образ жизни индусов не имеет отношения к йоге.
Поэтому Боже упаси делать здесь маленькую Индию, как это иногда я, вот, еще раз, вижу. Съездил человек в Индию, позанимался там в какой-нибудь деревне у кого-нибудь местного учителя. Всё, сюда приехал, вырядился в индийские одежды и давай, прошу прощения, всех лечить. Что вот, мол де, вы должны кушать только индийскую еду, вы должны есть ее руками, как это принято в Индии, а не вилками и ложками, желательно не с тарелок, а с каких-нибудь… ну, пальмовых листов у нас нет, скажем, с каких-нибудь листов лопуха. Дальше совершенно смешные ситуации начинаются. Так, женщины по одну сторону садятся, мужчины по другую. Я прошу прощения, может быть, за вульгарность. С какого бодуна? А якобы в этой деревне в Индии у них там все сидели.
Понимаете, вот это менталитет, Индия и все страны востока действительно пропитаны менталитетом йоги. Там действительно это как бы уже проходит сквозь даже повседневную жизнь. Но скорее это как ситуация такая, как вода, которая пропитала губку. Йога сама по себе, а вот этот образ жизни, где мужчины слева, а женщина справа, где там едят руками, это по большому счету не имеет отношения к йоге. Самое смешное и самое обидное, что вот этот вот образ жизни, который мы сейчас, скажем, видим в Индии, он сложился достаточно недавно. Какие-то всего 500 – 1000 лет, а йога – наука с многотысячной историей. И я вас уверяю, скажем, во времена Будды, образ жизни в тех же странах востока радикально отличался от, скажем, современного индуистского. А йога и тогда уже была йога. Скажем, во времена бронзового века, во времена древних вед, ведического учения на востоке, образ жизни вообще отличался. Если вы будете читать эти все сказания, ни о какой там сегрегации, ни о каком разделении на мужчин и женщин вообще в ведические времена не было и речи. Это уже более поздние наслоения, не имеющие отношения к йоге вообще. Просто индусы так живут. Бедная страна, несчастная страна, вечные войны, голод, нищета, отсутствие образования. Там у них полмиллиарда людей чуть ли писать и читать не умеют, что вы от них ждете? И вот сейчас вижу, пытаются взять там какой-нибудь образ жизни действительно из какой-нибудь деревни или из каких-нибудь лачуг. И вот у нас здесь его привнести. Это безумие, просто безумие. Я не понимаю, ну, неужели это неочевидная вещь? Хотя бы историю надо почитать.
Таким образом, не существует какого-то ни было, знаете, отдельно выраженного образа жизни для йогов. Не существует. Т.е. попытка сказать, что друзья, всё, на западе начинаем жить как индусы, чтобы быть похожими на йогов и заниматься йогой. Просто этот образ жизни не имеет отношения к йоге. Вы начинаете просто копировать, ну, с таким же успехом могли бы копировать образ жизни какого-нибудь африканского племени, каких-нибудь Зулусов или я не знаю, охотников за черепами.
Т.е. вот здесь надо быть очень аккуратным, очень аккуратным. Потому что еще одна есть такая не приятная конечно вещь. К сожалению, страны востока очень бедные, а люди которые, скажем, интересуются йогой, приезжают изучать, на их фоне чрезвычайно богатые. Даже вот эти наши Хиппи, которые здесь квартиры сдают, а сами в Индию едут и там живут на эти деньги сдаваемой квартиры. По местным индийским меркам восточным, они там цари, они миллионеры, понимаете? Они в день тратят больше, чем там иной человек в месяц зарабатывает, даже в год иной раз. Понятно, что если есть спрос – есть предложение. И вот эти наши бедные индусы видят, что есть спрос на экзотику: на йогу, на Индию. Они начинают ее выдавать на-гора. Есть спрос – есть предложение. Вот он прочитал пару книг, а вспомнил, как там этот странствующий местный абориген ходил, странствующий садху. Одна часть из которых действительно высочайшие йоги, а другая часть не чем не лучше наших бомжей, а во много еще хуже. Вечно курят травку, потому что денег у них на спиртное нет. Почему там в Индии эти странствующие садху не пьют водку, вино, пиво и т.д., чем наши бомжи промышляют? Потому что это стоит денег. А вот эта вот дурь растет на каждом углу. И вот понимаете, они начинают с одной стороны копировать этот образ поведения вот этих, то ли бомжей, то ли святых. Опять же, свой менталитет привносят, но это все называют йогой. Приезжает человек западный, расплачивается баснословными деньгами, якобы приобретает это знание йоги, уезжает сюда. На самом деле он просто мусор оттуда набрал экзотический, сюда привез и пытается его здесь воспроизвести. Т.е. друзья, не следует на это попадаться. Следует очень четко фильтровать и срезать.
Почему важно разделить йогу и науку?
Наконец, другая такая крайность. Мы тоже о ней говорили. Но еще несколько слов скажу. Иногда пытаются представить, что йога – это наука. Вот у нас есть наука: физика, химия, математика и т.д. и т.п. Что якобы йога – это наука. Что вот, мол де, ну, современная наука сколько существует, вот в нашем исполнении? Ну, лет 300-400. До этого, как вы помните, на кострах сжигали всех, инквизиция святая была и прочее, прочее. Для того чтобы доказать, что земной шар не плоскость сколько народу поплатилось. Т.е. до этого наукой и не пахло у нас. До этого было мрачное средневековье. До средневековья действительно был всплеск – это Римская Империя, Древние Греки. Они могли бы создать науку, но почему-то ее не создали. Там только лишь зачатки науки, собственно, ни промышленного производства, ничего они почему-то не достигли. Одна, кстати, из больших загадок истории – Почему? Все были предпосылки.
Так вот, Современной науке очень мало лет. Тот факт, что мы сейчас гордимся нашей наукой. Она очень молодая. Йога же существует несколько тысячелетий. И иногда попытка сказать, что вот, мол де, йога – это наука, но только наука как была раньше. Это с одной стороны так, но, строго говоря, не так. Почему? Во-первых, первый и второй принцип йоги. Не все методы познания приемлемы в йоге. В науке, строго говоря, нет таких критериев. Почему это важно разделить йогу и науку? Потому что многие отправные точки в йоге начинаются с позиций прямо, если угодно, противоположных с позициями современно науки. Современная наука выбирает объективную реальность, что-то внешнее за систему отсчета и познания мира. В йоге считается, что такой системой отчета должно быть внутреннее «Я» каждого человека и соответственно со всеми вытекающими субъективными переживаниями. Всё, на каком-то этапе ученый перестает понимать йога, но правда надо сказать, если это вменяемый йог он продолжает понимать ученого. Т.е. это как бы в обратную сторону сопряжение.
Но совершенно чудовищно, когда я слышу, люди поднахватались: там прочитали одни трактат по йоге, там прочитали другой трактат по йоге – начинают современным ученым рот затыкать. Что вы, мол де, ничего не понимаете, только мы йоги все понимаем. Что, да, у вас там система творения мира, а мы об этом знали давным-давно. Ну, да, действительно, там есть некие параллели, которые можно сопоставить, скажем, современное открытие большого взрыва, творения вселенной, с той же концепцией джнана йоги о творении, о проявлении Абсолюта так называемые концепции. Они действительно похожи, и параллели можно проводить, но это очень-очень за уши притянутые параллели. Понятно, что ученые обижаются. Они не то, что обижаются, они на дух не переносят вот этих всех эзотериков. Они только не шипят при упоминании каких-то этих откровений из этой области, которая пытается подменить современную науку.
Надо сказать, что вот в нашей стране последние годы развелось огромное количество этих так называемых альтернативных подходов в науке. Они все не выдерживают критики разума. Ученые устали их уже опровергать. А так как иногда под вот эти альтернативные взгляды пытаются выбить финансирование, то это вообще уже становится не красиво. Когда ученым недоплачивают. Наши ученые уезжают на запад работать, а здесь, иной раз, совершенно люди, ну, мягко говоря, неадекватные начинают пользоваться поддержкой финансовой от государственных, в том числе, структур.
Поэтому отношение науки к йоге сложилось в последнее время крайне не здоровое. Т.е. ученые считают: «А, да какая между вами разница, что йога, что ваши экстрасенсы, что ваши колдуны, все вы одним миром мазаны». Это очень печальное недоразумение, к сожалению, это сложилось в первую очередь потому, что очень долго йогой называли те учения, которые йогой не называются. Если бы ученые, действительно, познакомились с системой йоги, они бы не нашли противоречий. Более того, они не нашли бы ни одной попытки со стороны йоги подменить науку. Наука – это наука. У нее свои задачи, свои цели, свои методы. Йога – это йога. Где-то они пересекаются, а где-то нет. Это тоже такой вот миф, который не следует поддерживать.
Вопросы.
Вопрос: «Как вы относитесь к Андрею Сидерскому, системе Йога 23?»
Вадим Запорожцев: «Я слышал про эту систему, но видите в чем дело, у нас в йоге такое положение, что всем тем, кто продвигает йогу, кто не дает этому учению загнуться, а так как это учение действительно исчезает – памятник при жизни всем. Но что касается непосредственно тех техник, практик, я, к своему стыду, должен сказать, что у меня не было возможности так досконально изучить, пройти. Поэтому комментировать я здесь вряд ли что-то смогу.»
Вопрос: «Еще вопрос, который вытекает из первого. А эта школа совместима с вашей?»
Вадим Запорожцев: «В каком смысле совместима?»
Вопрос: «Просто вы пишите на сайте, что для того чтобы у вас заниматься желательно, чтобы человек ничем не занимался другим.»
Вадим Запорожцев: «Нет, нет, это вы неправильно говорите. Это для того чтобы учиться у нас на преподавателя йоги и в дальнейшем нести традицию именно нашей школы, конечно, вы должны будете преподавать именно нашей школы традицию, а ни какой-либо другой. Если же вы просто хотите заниматься для себя лично или изучать йогу для себя лично, мы даже не интересуемся где вы, чем вы еще параллельно занимаетесь, последовательно – это нас абсолютно не интересует. Т.е. еще раз, вы помните, что принцип свободы в йоге – абсолютен. Как мы можем сказать, что, скажем, если эта школа йоги, то не эта школа йоги? Но здесь речь идет, вы упомянули о другом, это те требования, которые мы предъявляем к студентам в нашем Открытом Йога Университете, которые проходят курсы по подготовке преподавателей йоги. И там примерно требование такое, что сперва полностью завершите курсы обучения у нас, а потом идите куда угодно и к какой угодно другой. Чтобы не было путаницы, мешанины. Вот что имелось в виду.»
Вопрос: «В рамках школы существует ли какая-то обратная связь с преподавателем? Т.е. если я, допустим, хочу присутствовать в школе как не абитуриент, а получающий знания параллельно со своей жизнью, не ставящий целью стать преподавателем йоги. Но, тем не менее, у меня есть какой-то процесс практики, и я получаю какой-то опыт, и мне интересно задать какой-то личный вопрос квалифицированному инструктору.»
Вадим Запорожцев: «Ну, видите, здесь вот, к сожалению, вы должны понять, что наши возможности очень жестко ограничены. Во-первых, йога действительно исчезает, друзья. Это не сказки, не мифы, это печальная реальность. Мы сейчас как пожарная команда изо всех сил пытаемся направить все свои силы, время и т.д. на то, чтобы сохранить это знание. Т.е. в первую очередь мы тратим все свои сила на тех, кто понесет йогу дальше. В этом смысле мы, конечно же, различаем людей, которые занимаются для себя лично и для тех, кто изучает йогу не из эгоистичных таких, может быть, очень хороших соображений для себя лично, а для того чтобы понести йогу дальше. Поэтому мы в первую очередь, конечно же, мы уделяем время, внимание именно тем, кто понесет дальше. Это не потому, что мы такие злые, у нас просто нет ресурса, очень ограничен. Но бывают моменты, когда можем одно с другим совместить, ну, вот как получится. Бывают лекции, бывают семинары у нас по йоге, которые мы, в том числе, делаем для всех желающих. Вот у нас был, скажем, семинар, еще будут в дальнейшем семинары. Туда могут приходить не обязательно наши студенты. Могут приходить кто угодно. И в рамках семинара или лекции вы можете задавать какие угодно вопросы и получать на них ответы.»
Вопрос: «Ну, просто в процесс лекции не всегда это бывает уместным. Потому что есть определенная тема лекции. Если я совсем от балды начну какие-то вопросы задавать свои, которые тем более касаются моей интимной практики, это совсем будет не в кассу.»
Вадим Запорожцев: «Нет, понимаете, в чем дело. Лучше всего в этом случае вам найти учителя себя йоги, вот учителя найти и уже непосредственно, чтобы он вас, грубо говоря…»
Вопрос: «Т.е. здесь я его не найду?»
Вадим Запорожцев: «Я не знаю. Может быть, и найдете, может быть, нет. Но понимаете, цель Открытого Йога Университета не ставит себе это в задачу.»
Вопрос: «Это школа в рамках Открытого Йога Университета? Это не как школа для всех желающих?»
Вадим Запорожцев: «Нет, это именно школа для всех желающих, но только лишь вы должны понимать, что одно дело пришли 20 человек и отзанимались. А другое дело я беру одного человека и провожу занятия для него одного лично. Это же есть разница. Это разница организационная, времени. Времени нет, ну много всяких…»
Вопрос: «Ну, есть, допустим, в рамках переписке по электронной почте?»
Вадим Запорожцев: «Да, мы как-то начали вот эту идею с форумом, но, к сожалению, она чего-то подвисла по причине, что огромное количество каких-то маргиналов стало заходить, всякую порнуху нам, прошу прощения, размещают непотребную. А это надо модерировать, на вопросы надо отвечать.
Ну, вот смотрите, структура Открытого Йога Университета: это преподаватели и студенты. Все заняты на, я не побоюсь сказать, на 205%, не на 100%, а на 205%. У студентов домашнее задание жесткое. У студентов жесткая работа, которую они делают. У преподавателей та же самая – проверять их и т.д. Времени свободного очень редко когда бывает, хотя бывает. Ну, уличить момент, допустим, чтобы отвечать на вопросы всем желающим. И, опять же, это для нас, к сожалению, второй принцип йоги. Если мы готовим одного преподавателя, который в дальнейшем понесет знания тысячам – мы будем тратить в первую очередь на него. А каждому человеку, желающему уделять внимания, мы можем только лишь, если у нас есть на это время. Поэтому вот эта идея форума. Она как? Ну, человек, допустим, написал вопрос, а ответ может через месяц быть, пока у нас руки дошли. Т.е. нельзя сказать, что обратной связи нет, она есть, но известные неудобства в этом присутствуют. Друзья, я надеюсь, что в будущем все поменяется, как только более или менее ситуация наладится.
Понимаете сейчас вот действительно ситуация критическая. Старые учителя умирают, новые люди ни уха, ни рыло не понимают в йоге. Начинают всякую, прошу прощения, фигню изучать, а потом ее начинают тиражировать. Вот этот вакуум мгновенно сейчас заполняется. Вот в йоге вакуум, он заполняется колдунами, экстрасенсами, кем он только не заполняется. В лучшем случае – это переквалифицировавшиеся какие-нибудь психологи. Ну, хотя бы вменяемые люди, понимаете? Но тоже они йогу видят со своих позиций. Не говоря о том, что вот он раньше был тренер какой-нибудь аэробики, а сейчас йогу начинает преподавать. Ни уха, ни рыла не понимает самого главного, что это система самопознания, а не накачивания мышц. Или пытаются йогу представить как система растяжек, что якобы это акробатика, что будете йогой заниматься, будете гибкими. Да будете вы гибкими, но вопрос в том, что не в этом смысл йоги. Поэтому у нас это все идет по остаточному принципу. Если есть ресурс, то, конечно же, мы отвечаем всем желающим.»
Вопрос: «Расскажите про роль учителя в йоге?»
Вадим Запорожцев: «Ой, друзья, я боюсь, что сейчас вот уже у нас 10 минут осталось. Ну, скажу сразу – роль учителя в йоге священна. Даже если Боги, как сказано в одном из афоризмов, даже если вас Боги прокляли, и у вас карма самая чудовищная, но если ваш учитель сказал, что все в порядке – можешь радоваться. Или, наоборот, даже если все Боги вам благоволят, а ваш учитель вами недоволен, то даже Боги вас не спасут. Это такое аллегорическое из Тантра йоги такое очень хлесткое выражение. А, по сути дела, что такое учитель? Учитель это зеркало вашего «Я». Это зеркало вашей интуиции. Ваша интуиция, ваше высшее «Я» пытается до вас докричаться. Вы не склонны на него смотреть. Появляется кусок зеркала. Т.е. если напрямую не доходит, то через отражение пусть дойдет. Вот это вот роль учителя. Это серьезная тема, мы еще коснемся ее.»
14. Контрольные вопросы.Составитель: временно отсутствуют
15. Ответы на контрольные вопросы.Составитель: временно отсутствуют
16. Ссылки на тексты с похожими тематиками.Составитель: временно отсутствуют
17. Глоссарий-Словарь-Энциклопедия Йоги: www.wikiyoga.openyoga.ru
Друзья!
Если вы нашли здесь ошибки неточности, логические не состыковки, пожалуйста, напишите нам по адресу Happyoga@mail.ru по другому адресу школы.