2009.01.17. Введение в аксиоматику йоги. “Воля”. Часть 1-я. (Вадим Запорожцев)

Воля. Часть 1-я.

Что такое «Воля»? Редко мы задумываемся над этим вопросом, а если зададим его себе, то возникнет представление какого-то усилия над собой или вспоминаются какие-то мистические действия, производимые человеком с помощью так называемой «силы воли». Но   оказывается, что проявление воли не требует усилий. Хотя, пользуясь волей, действительно можно выполнить любые наши земные желания. А если попытаться глубже проникнуть в смысл этого понятия, или определить источник нашей воли… Есть над чем подумать! Что же такое воля и как ей пользоваться? Об этом данная лекция.

 

1. Название лекции:

Воля. Часть 1-я.

2. Автор: Вадим Запорожцев

 

3. Фото автора:

4. Краткое описание: Что такое «Воля»? Редко мы задумываемся над этим вопросом, а если зададим его себе, то возникнет представление какого-то усилия над собой или вспоминаются какие-то мистические действия, производимые человеком с помощью так называемой «силы воли». Но   оказывается, что проявление воли не требует усилий. Хотя, пользуясь волей, действительно можно выполнить любые наши земные желания. А если попытаться глубже проникнуть в смысл этого понятия, или определить источник нашей воли… Есть над чем подумать! Что же такое воля и как ей пользоваться? Об этом данная лекция.

5. Дата и место чтения лекции:

2008.01.17 Культурный центр «Просветление».

 6. Аудио, видео и текст лекции принадлежат: Открытому Йога Университету в городе Москве (Школа йоги традиции Анандасвами). Вы имеете полное право копировать, тиражировать и распространять материалы этого сайта, желательно делайте ссылку на наш сайт www.openyoga.ru.

7. Текст напечатан: Константином Липиным

8. Текст отредактирован: Константином  Липиным, Владимиром Севастьяновым.

9. Рисунки:

10. Фото:

11. Сайты: www.openyoga.ru, www.openyogaclass.com/kurs

12. Где бесплатно скачать текстовый файл:

Скачать текст

13. Где бесплатно скачать аудио файл лекции:

Cкачать аудио размер 20мб

Cкачать аудио размер 60мб

14. Где бесплатно скачать видео файлы лекции:

Скачать видео

15. Нажмите кнопку play (►), чтобы слушать или смотреть лекцию на этой странице, (׀׀) – пауза.

 Аудио:

1 часть

16. Основной текст лекции.

Сегодня 17 января 2009 года, меня зовут Вадим Запорожцев, мы находимся в Культурном Центре Просветление, м. Новослабодская, в г. Москва. Это у нас лекции для Открытого Йога Университета, вся архивная информация находится на наших сайтах www.openyoga.ru www.happyoga.narod.ru www.yogacentr.ru

Воля.

Сегодняшняя тема называется «воля». Мы с вами рассмотрим, что в йоге подразумевается под этим термином, какое место занимает воля в стройном учении системы йоги и как использовать то, что называется воля. Напоминаю, тема эта очень близко пересекается с таким разделом йоги, как «Раджа йога». У каждого из нас, как учит йога, есть воля. Каждый из нас примерно представляет, может интуитивно, что это такое. Обычно, когда мы говорим слово «воля», ассоциации возникают неких усилий, некого преодоления наиболее близко к тому, что у нас ассоциируется со словом «воля». На самом деле в йоге акцент этот несколько другой. Как частный случай может возникнуть представление о воле, как о проявлении некого такого усилия. Что же такое воля? Согласно учению йоги воля одно из самых фантастических свойств или способностей, которые каждый из нас унаследовал от Абсолюта или от той первопричины, которая создала весь мир. Мы помним, что согласно учению йоги, наше «Я» это частичка Абсолюта. Много каких вещей мы пока ещё не открыли в себе, не осознали в себе и с трудом умеем пользоваться ими. Помним, что Абсолют обладает всезнанием, мы с вами пока ещё не подошли к тому, чтобы получать информацию о любом предмете или явлении. Мы помним, что естественное состояние проявленного Абсолюта ощущение радости, счастья – «Ананда». Оно также является естественным состоянием нашего «Я», но в дальнейшем прячется при помощи майи.

Эти чудесные качества, которые мы унаследовали от Абсолюта, проявляются постепенно от жизни в жизнь. Хотя они заложены в каждом из нас, но проявляются не в такой очевидной мере. Абсолют обладает ощущением или сутью основы бытия. Абсолют является основой для всего, а всё остальное опирается на Абсолют, как любое здание опирается на фундамент. Такое же свойство есть и у нашего «Я». Все события и явления, все обстоятельства нашей жизни опираются на наше «Я», а наше «Я», в свою очередь, не опирается на них. Мы не помним это, мы не в полной мере осуществили все возможности. Нам кажется, что мы зависим от внешних факторов, покушал я – мне хорошо, я долго не кушал – мне кажется, что мне плохо. Словно, суть моего «Я» может прибавиться или убавиться в зависимости от той еды, которую я ем. Всегда есть факторы, приходящие к нам из вне и мы, иногда бессознательно, считаем, что от них зависим. Если завтра мне подарят «Мерседес» новый, я думаю, что буду счастлив, а если не подарят, то буду несчастлив. Мы акцент само сущностного бытия по ошибке переносим на что-то другое, в чём нет этой основы. Проявленный Абсолют всё время находится в понимании того, что от него зависит всё, а он не зависит ни от чего, а мы с вами, пока ещё не в полной мере обладаем таким состоянием. Всё это вместе называется на санскрите «сат», «чит», «ананда» – абсолютное существование, знание, иногда переводят как «блаженство». Другой разговор, что не все переводы с санскрита не совсем корректны, и мы не раз этого касались с вами. Любой перевод с санскрита до известной степени натянут и не передаёт всех аспектов значения. Тем не менее, и «сат», и «чит», и «ананда» где-то там прячется и в полном объёме, мы учимся использовать их только после прошествии долгих жизней тренировки йоги, мы раскрываем тот потенциал, который в нас заложен. В этом смысле прямо противоположная вещь, в том, что мы пользовались ей всегда, пользуемся сейчас, и будем пользоваться, этой вещью является воля. Та способность, которая есть у Абсолюта, она присутствует и у нас. Эта способность проявляется всегда и везде, в прошлом, настоящем и в будущем. Это «воля». В английском языке есть такое слово, которое обозначает будущее время – «will», одно из значений этого слова «волить». Эта способность волить или ещё говорят – волю изъявлять. Она самая загадочная и самая неуловимая вещь, потому, что она ни на что не опирается.

Учение йоги учит нас, что Абсолют, создавал нашу Вселенную, через некие стадии творения, когда Абсолют из закона ноль, т.е. не проявленный Абсолют, вдруг проявился. С момента проявления мы можем говорить о проявленном Абсолюте или о едином источнике всех сил законов, всего на свете. До того состояния как он проявился, он был в так называемом состоянии ноль или согласно закону ноль это очень странное состояние, о нём нельзя ничего сказать. Когда мы говорим «единый», это уже прилагательное, это уже подразумевает какое-то описание. Когда мы говорим «не проявленный Абсолют», сказать по сути дела вообще нечего, даже помыслить не о чем. Это действительно что-то настолько запредельное, неуловимое, не ухватываемое, как если бы этого не было вообще.

Всё творение началось с того, что Абсолют волеизъявил проявиться. Это самый первый инструмент или самая первая способность или качество, которое мы наблюдаем согласно учению йоги, в творении всей Вселенной. Самое основополагающее качество это волеизъявление или качество – волить. Это толчок, который порождает. Даже если с формальной точки зрения подойти к этому вопросу, то получается, что Абсолют находился в состоянии ноль – вообще ничего не было и в привычном и в непривычном для нас понимании. Не было самого понятия, что «ни чего не было». Само понятие, что «ничего не было», оно само существует, а тут не было даже понятия, что что-то может быть, а чего-то может не быть. Очень странная, крайняя степень абстракции. Обычным разумом это не ухватить. Начиная даже с этого уровня, мы наблюдаем действие воли, когда вообще ничего не было, даже понятия того, что что-то может быть и чего-то может не быть. Но воля проявилась. Сама суть воли настолько запредельная, настолько логичная, настолько неуловимая, настолько не поддающаяся никакой формализации, никаким определениям, описаниям. Сама возможность что-то определять и описывать возникла позднее, после того как само это качество воли проявилось и волеизъявило чтобы была возможность что-либо описывать или о чём-либо говорить или давать какие-либо понятия. В этом заключается одна из самых суровых трудностей в йоге, это попытаться объяснить человеку, который начал изучать йогу, чем же является воля.

Разум человека сразу начинает сравнивать это с чем-то для него знакомым и делать какие-то параллели. В частности, для нас воля ассоциируется с каким-то усилием, хотя само понятие воли возникло задолго до того как возникло понятие усилие. Способность волить или волеизъявлять не прерывной нитью прошла через все стадии творения и идёт через все стадии творения: когда Абсолют создал мир, когда Абсолют предстал в виде нас с вами или в виде множества отдельно взятых «Я». На протяжении всего творения или всей этой картины космической, мы сохраняли и пользовались этой запредельной способностью – волей. Мы продолжаем пользоваться ей всегда, и будем пользоваться ей всегда. Обращаю ваше внимание на то, что нельзя поставить знак равенства между наличием воли и наличием знания. На прошлом занятии мы рассматривали такую интересную тему, как знания, майя, преодоление майи. Человек может обладать какими-то знаниями, а может не обладать знаниями, но, тем не менее, в нём есть уже эта способность – волить.

Более грубое проявление развёртывания законов мироздания приводит нас к закону кармы или к закону причины и следствия или к закону логики или к закону времени, когда сначала идёт причина и только затем следствие. Мы с вами можем быть обусловлены кармой, всеми теми результатами поступков, которые мы сделали в прошлом, хороших, плохих, нейтральных, но не наличие плохой кармы, не наличие положительной кармы не отменяет того, что называется воля. Воля есть всегда, даже если человек подвержен действию кармы, даже если он полностью обусловлен, в каждом своём шаге кармой, всё равно эта способность волить у него остаётся. Это говорит о том, что даже у человека, который никогда не слышал слово «йога», есть эта способность волить. У животного есть способность волить, у насекомых есть способность волить, у всего есть способность волить. Карма, может быть какая угодно. Положительная, очень серьёзная, хорошая карма, что вы живёте в телах людей. Можете вы жить ещё в телах животных, т.е. ваша карма ещё не дотягивает до того чтобы жить в теле человека, в любом случае у вас есть воля. Красной ниткой через всё проходит воля.

Теперь с другой стороны я попытаюсь обрисовать понятие воли. Как бы делаю наброски, с разных сторон подвожу вас к одному и тому же. Мы с вами занимаемся йогой, как я надеюсь очень серьёзно, каждый день хатха йога, другие виды йоги, мы держим себя в хорошей форме, в тонусе мы постигаем мир, мы счастливы, радостны и все вокруг нас радостны и счастливы. Мы постепенно приближаемся к этой степени не обусловленности, мы устраняем свою негативную карму, замещаем её позитивной кармой и приближаемся к каким-то духовным высотам. Мы делаем какие-то упражнения, кто-то на голове стоит, кто-то крия йогу, огромное количество самых разных упражнений мы с вами делаем, то, что должно помочь нам выйти в самые высочайшие духовные сферы. Если взять и проанализировать, что является движущей силой любого йоговского упражнения, сухим остатком остаётся воля. Вспомним из предыдущей лекции, что все наши проблемы коренятся в неведении. Все виды йоги, так или иначе, устраняют неведение. Разные виды йоги устраняют разные проявления неведения. Что является движущей силой, которая заставляет нас выполнять йогу, и рано или поздно, избавляясь от неведения, выходить на самые высокие духовные уровни. Ответ один – воля.

Именно воля позволяет человеку сперва изменить негативную карму на позитивную. Именно воля затем, позволяет человеку отбросить также и позитивную карму, и именно воля позволяет человеку подняться над плоскостью кармы, над плоскостью причины и следствия. Мы живём в чрезвычайно логичном мире. Так устроена Вселенная, что человек должен сначала пройти стадию логики, прежде чем выйти в состояние сверхлогики. Состояние сверхлогики иногда кажется, совершено не логичным, как если бы отсутствовала логика. В плоскости логики всё понятно. Есть причина, есть следствие. Вот у тебя была негативная карма – в прошлой жизни только и делал, что всех убивал и воровал или приватизировал. В этой жизни спохватился, понял закон кармы, что расплата не минуема и начал нейтрализовать негативную карму позитивной кармой. В прошлой жизни убивал, в этой жизни людей спасаешь. В прошлой жизни воровал, в этой проявляешь щедрость и помощь человечеству. В прошлой жизни был эгоистом, жил ради себя, теперь начинаешь жить ради других. Рано или поздно приобретаешь положительную карму. Логика, сделал что-то плохое – получил плохое, сделал что-то хорошее – получил хорошее. Безусловно, мы волеизъявляем это всё сделать. Но здесь всё в пределах приличия, есть причина, есть следствие, есть плохая карма – причина, мы понимаем, что будет следствие – плохие условия жизни и компенсируем это. Мы делаем хорошие дела, чтобы были хорошие последствия и чтобы эти две тенденции, негативная и позитивная, боролись друг с другом, и победила позитивная. Всё логично, всё понятно.

А как сделать скачок в сверхлогику? Обычная логика там пробуксовывает. Обычная логика в области сверхлогики как в поговорке – бабушка надвое сказала. Может так, а может не так. Может будет, а может и не будет. С равной степенью вероятности можно отвечать на эти вопросы. Примеры вопросов жизни и смерти уходят в область сверхлогики. Самый тривиальный вопрос, есть Бог на небе? Можно написать огромный труд и доказать, что он там есть с помощью логики. Можно тут же сесть и написать такой же труд и доказать, что его там нет. Разум не может окончательно сказать ни «да» ни «нет» потому, что плоскость логики не описывает сверхлогичное. Под Богом можете понимать Абсолют, буддисты говорят о «Великой пустоте», даосисты о «Законе Дао», в общем, некая первопричина запредельная. В плоскости логики всё понятно, а как же вырваться из плоскости логики, как уйти туда вверх. Только воля, волеизъявление. С помощью воли можно выйти из плоскости кармы.

Все по-настоящему йоговские методы, которые поднимают нас куда-то вверх, в сторону сверхлогики и каких-то духовных законов, открытий, упираются исключительно на волю. Можно делать сколько угодно, каких угодно упражнений: Хатха йоги, Крия йоги, на голове стоять, что-нибудь ещё делать со своим телом, сознанием, разумом сколько угодно. Можно обезьяну научить делать Хатха йогу и заставить каждый день заниматься по сорок минут или попугая научить, мантры произносить, т.е. свести практику йоги к чему-то механическому, такому, что можно запрограммировать и хоть робота научить, кого угодно. Если за этими действиями не будет волеизъявления подняться на духовные высоты, йога превращается в зарядку, гимнастику. Повторение мантр превращается просто в то, чем занимается попугай. Любая практика йоги, если нет волеизъявления того индивида, который делает эту практику, выйти с помощью её за пределы обусловленности, за пределы причины и следствия, иногда говорят, за пределы круговорота рождения и смертей, превращается в обезьянничество, а йога превращается в вид акробатики, аэробики, танца живота. Именно воля является движущей силой, которая выводит человека в запредельное – в сверхлогику.

Сверхлогика никогда не противоречит логике. Логика выступает как частный случай сверхлогики, поэтому все положения в йоге должны быть логичны, хотя иногда они описывают вещи сверхлогичные. В частности, в отношении воли логика, обычная логика, строго соблюдается. Да, действительно воля породила этот мир, да действительно с помощью воли мы и выходим из этого мира. Логично? Вполне. Хотя воля сама по себе сверхлогична, но когда она действует в плоскости логики, она логична. Итак, у нас такая чудесная вещь, которая называется воля. Волю мы унаследовали от Абсолюта, и она у нас под руками всегда. Знает человек слово йога или не знает, умеет он делать упражнения или не умеет, в любом случае у него уже есть то, что называется «воля».

Воля это некая сила, это движущий фактор, некая способность, которая что-то делает. Что же делает воля? Воля творит. Что творит воля? Воля творит всё! Из предыдущих лекций вы помните, что каждый живёт в отдельно взятой Вселенной, в коконе. У каждого из нас отдельно взятая Вселенная именно со своими личными законами. Откуда взялись эти законы, у нашей, у каждой отдельно взятой, личной Вселенной? Мы волеизъявили чтобы они были, волеизъявили мы чтобы было так. Это как в священном писании: «Да будет свет!», раз и загорелся. Очень странная вещь. Она даже где-то немного кажется нам не логичной и какой-то магически – мистичной. Достаточно волеизъявить, так сразу то, что мы волеизъявляем возникает.

Обычно всегда контраргументы у студентов начинающих изучать йогу: «Волеизъявляю чтобы завтра стоял «Мерседес» у моего подъезда, волеизъявляю быть богатым и счастливым». Наутро просыпается и не понятно «Мерседеса» нет, богатства и счастья тоже нет. Я же волеизъявил и согласно учению йоги всё должно приходить в движение и в моей личной Вселенной должно всё стать так, как волеизъявляю. Но вы только долю секунды волеизъявили, что-то одно, а до этого миллион жизней волеизъявляли прямо противоположное. То, что вы волеизъявляли ранее оно имеет тенденцию инерции. Наш собственный кокон, тот кокон майи, который творит нашу личную Вселенную, если проводить некую аналогию с физикой, инерционен. Если вы тяжёлую тележку катите, еле, еле столкнули с места и покатили, катим, радуемся, прибегает кто-то и говорит, что не туда катим в другую сторону надо. Прежде, чем в другую сторону катить, надо сначала остановить и потом только перенаправить и в другую сторону катить. Тележка обладает свойством инерции. Точно также все те законы, которые мы волеизъявляли раньше в своей личной Вселенной, обладают инерцией. Недостаточно всего пять минут волеизъявлять, чтобы всё было по-другому, если до этого мы на протяжении долгих лет жизни волеизъявляли что-то. Это входит в конфликт, в противоречие.

Мы что, теперь заложники наших предыдущих волеизъявлений? Йога говорит, что нет. Если ты долго волеизъявлял, чтобы твой личный мир катился в одну сторону, но делал это слабенько, то развернуть в другую сторону легко. Как у нас обычно люди живут?  За компанию, все куда-то побежали, и я побежал, все что-то купили, и я купил, все смотрят этот сериал, и я смотрю, все что-то хвалят, и я хвалю. Не так чтобы каждый активно жил, а так за компанию. Так мы делали долго, но слабо, не особо уделяли этому внимания. Мы поняли, что катимся в пропасть, что построили личную Вселенную, которая скорее напоминает личный ад, строили сами, ругать не кого, что волеизъявляли, то и получили. Теперь начинаем двигать эту систему в прямо противоположную сторону. Уже со знанием дела и с полным применением воли. Таким образом, можно достаточно быстро изменить тенденцию.

Йога учит нас волеизъявлять в правильную сторону, корректировать свою Вселенную. Учит этим заниматься, в частности, раздел Раджа йога, он подходит практически к этому вопросу, учит, как пользоваться волей. У нашей воли есть очень интересная способность, чтобы мы не волеизъявляли, наша личная Вселенная под это подстраивается, и мы получаем продукт волеизъявления, но не сразу. Это происходит по мере того как с предыдущим волеизъявлением перестаёт вступать в противоречие наше нынешнее. В этом заключается великий шанс, а как обратная сторона великое проклятие для человека, что все его желания сбываются. Если у него есть желание и он волеизъявил чтобы оно сбылось, то оно сбудется. Другой разговор, когда. Как правило, когда оно сбывается, вдруг человек понимает, что хотел он совершенно другого, а вот это сбывающееся желание превращается скорее в наказание.

Воля – это, то качество, которое мы унаследовали от Абсолюта, которое заставляет быть так, как мы волеизъявим. Возникает следующий вопрос, сопряжение, а как же знания? Мало ли, что я могу волеизъявить. Допустим, я большая муха. Я прилетел и хочу кусок сахара побольше. Понятно, что, будучи в теле мухи я волеизъявляю, чтобы было много сахара. Конечно, у меня ещё понимать не чем, что я хочу, у мухи нет такого глубинного принципа, как разум. Принцип разума есть, а реализации его нет. Рад бы подумать, да нечем. Тем не менее, я всю свою личную Вселенную начинаю скатывать к тому, чтобы было именно так, а не иначе. Так из жизни в жизнь, даже не обладая разумом, мы всё равно проявляем некую волю. Простейшее одноклеточное плавает в аквариуме, у него не то, что разума, у него нет нервных окончаний, никаких сигналов до него по-хорошему не доходит в том объёме, в котором они доходят до нас. Ни зрения, ни слуха, ничего, но что-то оно уже может ощущать. Если какая-то агрессивная среда, то оно пытается избежать смерти, срабатывает закон самосохранения и как-то реагирует. Это уже заложенный алгоритм в устройстве тела, подобно тому, как если мы дотрагиваемся до чего-нибудь горячего, рука одёргивается. Когда же возник этот алгоритм, сама программа, чтобы рука одёргивалась?

Когда-то вследствие негативного опыта, мы начали волеизъявлять, и всё перестраивается согласно этому волеизъявлению, и так фактически формируется всё. Учение йоги несколько дополняет взгляд современных учёных на то, как идёт эволюция. Учёные считают, что есть слепой случай и что прежде чем тот или иной фактор, позволяющий живому существу выжить, приспособиться, это перебор каких-то всевозможных комбинаций, а выживают лишь только те животное или те живые существа, у которых, эта комбинация случайно вдруг позволяет выжить. В этом смысле йога не совсем согласна со слепым отбором. Йога говорит, что да действительно эти механизмы проб и ошибок присутствуют в природе, но по ту сторону этих многочисленных попыток стоит то, что называется «воля». Воля живого существа, у которого не то, что разума нет ещё, вообще ничего нет, никаких органов чувств и т.д. Наличие воли резко сужает количество случайных переборов до какого-то разумного количества, которое позволяет за разумное время живому существу адаптироваться, отрастить клыки, окраску поменять, слиться с природой и выжить. Движущей силой эволюции живых существ, согласно учению йоги, является не естественный слепой отбор перебора всех возможных вариантов, а некий вектор волеизъявления каждого живого существа, который, с помощью очень тонких механизмов, превращается из тонкого состояния в состояние нашей грубой материи, нашего грубого тела, которое в свою очередь уже приспосабливается. Йога никогда не подменяет науку, наука сама по себе, йога сама по себе, но в то же самое время йога никогда не противоречит науке, а даёт некое объяснение, куда входят все объяснения, в том числе и объяснения учёных.

Вернёмся к воле. Именно воля заставляет нас получать различные тела, именно воля заставляет нас рано или поздно творить такое тело, которое мы здесь, на Земле называем телом человека. Как учит нас йога, с обретением тела человека возникает быстрый и прямой способ использовать, то, что называется воля. В этом смысле тело человека – универсальный инструмент.

Постараюсь ещё с другой стороны обрисовать понятие воли. В математике есть понятие, которое сейчас достаточно серьёзно практически используется в науках связанных с вычислительной техникой, компьютерами, программированием, это, так называемый, генератор случайных чисел. Что это такое? Пример. У каждого из вас есть почтовый ящик в электронной почте, вы придумывали для него пароль. Если раньше, несколько лет назад, вы могли хоть какой угодно пароль ввести, то в современных почтовых ящиках, прежде чем этот пароль придумаешь, сам сайт, где вы получаете пароль, пять раз выругается на вас и скажет этот пароль не подходит, этот слишком простой и т.д. Почему они ругаются? Ответ очень простой – вы придумали не совсем стойкий пароль и злоумышленник может воспользоваться вашим почтовым ящиком, его открыть, прочитать, что вы там написали. Мало кого будет интересовать ваша личность, это нам только кажется, что нами кто-то интересуются, на самом деле в большей степени эго. Ящики вскрывают для другой цели, чтобы через них рекламу распространять, которая называется «спам», это коммерция. Вы вряд ли кого интересуете, если вы не президент США, или наши интимные секреты. Дабы никто не вскрыл ваш ящик, от вас требуют придумать пароль. Пароль этот должен быть случайным потому, что если он не случайный, можно всегда догадаться что это за пароль. Иногда некоторые вбивают дату своего рождения, что может быть проще, зная человека и дату его рождения набить этот пароль. Кто-то номера своих телефонов использует. Это достаточно серьёзный раздел современной науки, которая занимается криптобезопасностью,  серьёзным математическим аппаратом они пользуются. Некоторые вещи, которые они умеют делать, на уровне того, что мог делать Шерлок Холмс. Они берут среднестатистического человека и говорят ему, чтобы он придумал пароль. Человек думает, что он случайный пароль придумал, а они своими методами за три дня его раскрыли. Как? Во-первых, перебором всех слов, которые, так или иначе, могли быть у человека на уме. Нам кажется, что мы что-то уникальное придумали на самом деле у нас в голове фразы из рекламы и т.д. В этом смысле мы с вами как роботы. Есть даже список наиболее популярных паролей по всему миру. Получается так, что мы с вами при первом приближении, если взглянуть на нас, мало чем отличаемся от роботов. Мы даже пароль не можем придумать. В этом смысле мы, как роботы – запрограммированы. Для того, чтобы придумать хороший пароль, который действительно никто за нас не откроет перебором всех наших номеров телефонов, квартир и т.д. или имя любимой собаки, был придуман такой механизм, который называется генератор случайных чисел. Точнее это не генератор случайных чисел, а генератор псевдослучайных чисел. Оговорка «псевдо» играет ключевую роль в связке с йогой. Дело в том, что не существует возможности сделать генератор случайных чисел. Любой генератор случайных чисел, то есть тот, который даёт действительно случайные числа тоже пользуется алгоритмом. Правда этот алгоритм очень сложный и витиеватый, неоднозначный, но он генератор псевдослучайных чисел. Нельзя заставить машину, которую мы запрограммировали по-настоящему выдавать что-то случайное. Это очень серьёзная проблема. Более того, если кому-то из вас удастся сделать настоящий генератор случайных чисел, вы получите Нобелевскую премию. Гарантирую вам. Йога говорит нам, что в принципе не возможно его сделать. Тем не менее, генератор случайных чисел, если пользоваться этим термином, существует. Как ни странно, механизм проявления нашей воли целиком и полностью подходит под формальное определение генератора случайных чисел.

Наша воля не опирается ни на что. Наша воля творит в не зависимости от того, какие были предварительные условия. Она является тем фактором, который нельзя запрограммировать и она является тем механизмом, который поистине может дать случайный результат. Как проверить, что результат случайный? Заставьте генератор случайных чисел выдавать вам эти случайные числа, он будет выдавать один день, другой, третий год, пятый год, а потом на каком-то этапе он станет повторяться. Или вы сможете вывести сложную закономерность, как он их придумывает. Конечно, я это говорю всё так на пальцах, всё значительно сложнее, но по большому счёту всё зациклится. Вы определите, что это не случайные числа, а запрограммированные. Наша воля действительно может выдавать такие поступки или такие движения, что если присваивать каждому нашему движению или каждому направлению какое-то число, то наша воля целиком и полностью попадёт как если бы это был истинно генератор случайных чисел. Вероятно, этим и пользуется эволюция в своём естественном отборе, здесь по-настоящему случайные числа.

Ещё один более понятный пример. Может он вам знаком по жизни. Сейчас у многих мобильных операторов, которые выпускают мобильные телефоны, есть платная услуга – разговор с собеседником. Вы думаете, что разговариваете с человеком, а на самом деле не с человеком разговариваете, а с программой, которая так запрограммирована, как если бы вам отвечал человек. Понятно, что если программа слишком глупая, то вы быстро распознаете, что на другом конце робот бездушный, железка. Обычно думают, что прекрасная блондинка с тобой общается по телефону, ещё присутствует акцент лёгкого флирта, а потом выясняется, что это машина, и не бритый компьютерщик бегает и что-то там чинит. Точно также в этих программах, которые дают ощущение, что с тобой общается живой человек. На самом деле, это программа, а чтобы она была более интересная, там также используется фактор генератора случайных чисел, чтобы беседа не сводилась к какой-то схеме, а была очень интересная влево вправо, как если бы ты разговаривал с настоящим человеком. Если очень долго разговаривать с этой программой, то рано или поздно человек начинает интуитивно, смутно ощущать, что там с другой стороны не живой человек, а просто бездушная машина. Нельзя придумать случайные числа в абсолютном плане. Только общаясь с живым человеком, на протяжении долгого времени он нас не перестаёт удивлять. Если это запрограммированная машина, то мы разочаровываемся. Здесь надо подбавить ложку дёгтя в эту бочку мёда. К сожалению, мы с вами мало чем отличаемся от запрограммированных роботов. Действительно, у нас есть свобода воли, у каждого из нас есть способность волеизъявлять и творить какую угодно вселенную, но мы с вами общаемся друг с другом, используя шаблонные фразы, которые мы прочитали в книжках, увидели в фильмах. Излагаем мы не свои идеи, а те которые прочитали, хорошо ещё без рекламы скрытой, а если с рекламой, то вообще становится печально. Все-таки, несмотря на всё это в нас есть что-то случайное или свободное. «По-настоящему случайный», с позиции формальной логики, можно свести к положению «по-настоящему свободный». По мере того, как человек становится всё более свободным, если описывать его поведение, его образ жизни из вне, как если бы мы анализировали не человека, а компьютерную программу, похожую на человека, мы начинаем понимать, что его шаги, его направление то влево, то вправо становятся всё более непредсказуемыми, непопадающие ни под какие алгоритмы псевдослучайных направлений. Рано или поздно всё это приводит к тому, что мы перестаём понимать и это единственный критерий определить, перед вами находится человек или робот. Уверяю вас, завтра сделают роботов похожих на людей один в один, но определить является этот человек человеком или роботом можем лишь по одному критерию – является ли он свободным или является ли он в этом смысле истинно случайным.

Воля, как воплощение свободы.

То, что я сейчас говорю, это попытка с точки зрения формальной логики обрисовать сверхлогику, которой является наше «Я». У каждого из нас есть наше «Я». Это «Я» – частичка Абсолюта. Оно унаследовало, то, что называется «воля» и воля ни от чего не зависит и может волеизъявить что угодно, и это «что угодно» начнёт воплощаться. Воплощаться не сразу, постепенно. Оно ни от чего не зависит. Оно истинно случайно, в том плане, что мотивацией нашего волеизъявления была истинная свобода, заключённая внутри нашего «Я». Во внешних проявлениях это выглядит как случайность. Будда был единственным наследником своего отца, должен был унаследовать трон, и, вроде, можно было всё запрограммировать. Вот он станет царём, правителем, монархом, почёт, уважение, слава. А Будда всё бросил и ушёл. Потому, что он понял, что всё это обусловлено. Что есть какие-то законы и тебе только кажется, что ты такой важный состоятельный «крот», а это всего лишь иллюзия, которая ворует у тебя личную свободу. Это очень часто бывает в йоге, человек делает успехи в тех или иных направлениях, вдруг всё бросает и уходит в пещеру медитировать. Потом также внезапно бросает медитацию, после достижения внутренних результатов, возвращается в мир и продолжает жить как если бы всю жизнь жил в обычном мире. Мы никак не можем понять, как это так? Понятно, разочаровался в мире, ушёл. А что же вернулся? Потому, что мы пытаемся понять с позиции шаблонов, не с позиции внутренней свободы. Воля своими корнями уходит в истинную свободу, которая заключена внутри каждого из вас. В этом и есть смысл, почему воля является таким фактором силы, фактором творения. Потому, что воля опирается на мощный фундамент в виде внутренней свободы, что ничего не может этому противостоять. Так возникает интересный парадокс, возьмём человека, как систему. Сам человек ни уха не рыла, не понимает, что он внутри свободный. Возьмём среднестатистического жителя города Москвы. Он не понимает, что его Атма или его Высшее «Я» абсолютно свободно, оно ни чем не обусловлено, что по истине грандиозно. У этого индивида есть карма положительная или отрицательная, скажем серая. Редко встречаются индивиды с совсем отрицательной кармой, ещё реже с совсем положительной. Все мы серые, среднестатистические. Собрались здесь примерно с одинаковой предысторией, имею ввиду нашу планету Земля. Эта карма его гонит, как если бы он был не свободный, но внутри он свободный. Из-за майи и неведения он не понимает, что он свободный от этого непонимания он оживляет майю и майя действует на него так, как если бы она была реальной силой. Круг замкнулся. Казалось бы, всё, пропал человек. Он будет вечно в неведении относительно своей природы и как же ему, бедолаге, догадаться о том величайшем потенциале или тех силах заключённых в его «Я». Никак. Карма. Сегодня сделал что-то хорошее, получил хороший результат, потом сделал что-то плохое, получил плохой результат, и так по кругу. Но у этого индивида есть одно качество, догадывается о нём или нет. Оно называется «воля». Если этот субъект волеизъявит познать своё Высшее «Я», он познает своё «Я» и преодолеет майю. Потому, что воля упирается в то, что уже и так есть, во внутреннюю свободу «Я» этого индивида. Воля получается как внутренний инструмент. С помощью воли мы можем выйти из неведения, из обусловленности, из закона действия кармы, а можем наоборот ещё глубже влезть в неведение, в обусловленность, в глупость. Если человек волеизъявляет заниматься йогой и устранять своё неведение, он с каждым днём приближается к этому. Если же наоборот волеизъявляет ещё глубже погрязать в это неведение, начинает придумывать всякие философские системы течения, начиная от такого вульгарного атеизма заканчивая тем, чем сейчас все занимаются колдуны разные и прочее. Они придумывают мир, они волеизъявляют, чтобы в их мире была чёрная магия, и они сами же волеизъявляя её создают в своём мире и живут по тем законам, которые придумали. Ещё глубже себя заводят в неведение, из которого его потом не вытащить.

Воля опирается на нашу свободу, но волеизъявляя мы можем ещё глубже уйти в обусловленность и точно также волеизъявляя можем выйти из этой обусловленности. Свобода на то она и свобода, что она свобода во всём, даже свобода в неведении. Волеизъявляю быть в неведении – ничего не вижу, ничего не слышу, ни кому ничего не скажу. Хорошо. Так и жил, потом мне так надоело жить или ещё по каким-то причинам волеизъявляю в другую сторону, и другая сторона реализуется, но не раньше, чем тенденции предыдущей уравновешиваются. Очень интересная система получается.

Вы помните, что йога – наука практичная. А как этим пользоваться? Как пользоваться напоминаю, что есть более узко заточенный инструментарий в йоге, он называется «Раджа йога». Сейчас мы не сможем всё сразу охватить, но некоторые моменты надо запомнить. Первое. Воля не нуждается в тренировке. Следующий миф, который иногда приходит к человеку: воля у нас ассоциируется со стиснутыми зубами, с решимостью, что себя надо заставить, преодолеть, какой-то элемент борьбы, элемент преодоления. Это не совсем верно. Другой миф, что волю надо развивать. Мы говорим, что вот человек с развитой волей, а вот безвольный, совершенно ни на что не годный. Строго говоря, если рассматривать с позиции теории йоги, как человек с развитой волей, так и человек безвольный, обладают равновеликим потенциалом воли. Точно также как у всех у них равновеликий потенциал «Я», «Я» в этом смысле у всех одинаково. У каждого своё, сделано по образу и подобию. Так как этот импульс воли возник задолго до того, как было вообще придумано, что что-то может быть множественным или единичным, то мы, так и несём эту способность волить. Получается, что вопрос развития воли отпадает сам собой, нечего развивать. Развивать надо то, чего было мало, а потом стало много. С волей не та ситуация. Волю не надо развивать, волю надо раскрывать. Она и так уже развита выше некуда. От самого Абсолюта досталась в лучшем виде. Он с помощью воли создал всё, в том числе весь наш мир. Вы завтра с утра встанете и волеизъявите заняться йогой пятнадцать минут и позанимались йогой. Осуществили. Что-то при этом произошло вы волеизъявили, и вы это осуществили. То же самое произошло, когда Абсолют волеизъявил: «Да будет весь этот наш мир!» По сути дела ничего не произошло, природа проявлений одна и та же, масштабы другие. Когда он весь мир создавал масштабы гигантские, когда мы йогой заставили себя позаниматься масштабы скромнее. В остальном они равновелики – воли. Воля это не вещь, которая измеряется в литрах, кубометрах, килограммах или в каких-то других величинах. Понятие измерения величин к воле не имеет смысла. Либо есть, либо нет. Так вот воля есть. Если вы не робот, то у вас она тоже есть. Причём ни чем не отличается от воли Будды, от воли Великих йогинов, даже, замахнёмся, от воли Абсолюта, ничем. Вопрос только лишь в одном – Будда, Великие йогины, как и сам Абсолют пользовались этим, а вы не пользуетесь. В этом разница. Есть у всех, но только кто-то пользуется, а кто-то не пользуется. Таким образом, развитие воли, это не совсем корректное выражение, сводится к осознанию в нас этого потенциала. Как осознать волю? Надо пользоваться ей. Чем больше пользуемся, тем больше осознаём. Чем больше осознаём, тем в большем объёме можем пользоваться. Это уже серьёзная дискуссия, серьёзное повествование о том какие шаги в этом направлении делать. Они уже вполне практичны, волне поддаются каким-то упражнениям в формализации в виде тех или иных упражнений то, что и составляет науку «Раджа йоги». Чем в большей степени будут больше пользоваться, тем в большей степени она будет нам даваться, проявляться этим, более могущественным станет это проявление.

Что отличает людей, которые что-то достигли в своей жизни от тех, которые ничего не достигли? Есть люди, которые историю вспять повернули. Всё шло в одну сторону, рождается человек и говорит, а я считаю по-другому. Действительно, такую деятельность бурную развернул, что пошло в другую сторону. Великие политики, полководцы, учёные, художники, поэты. Все те, о ком мы хоть немножко помним, потому, что оставили след. Чем они отличаются от миллионов других, кто тоже подавали большие надежды и более того даже в чём-то опережали этих людей, может более талантливые или более подающие надежды. Отличие, как учит нас йога, всего лишь в одной вещи. Первые умели и проявляли волю, вторые не умели и не проявляли волю. Разница в воле. Первые пользовались, а вторые не пользовались. Первые однонаправлено применяли волю для достижения цели, а вторые так, шаг вперёд, два шага назад. Поэтому ничего и не сделали. Воля вещь такая – она делает всё, что хотите, но если вы делаете шаг вперёд, два шага назад, то скорее получается даже назад, чем вперёд. Вперёд так вперёд, назад так назад. Метания туда, сюда, ни к чему хорошему не приводят.

К сожалению, что мы видим с вами? Видим, что вокруг спящие Боги, каждый из которых обладает волей Абсолюта, способной сотворить Вселенную. Эти спящие Боги влачат жалкое ничтожное существование. Иной раз смотришь на него и, как говориться, ножом по сердцу – жалость захлёстывает. Так и продолжал слёзы лить, если бы не знал какой потенциал в каждом. Почему этот потенциал не используется? Потому, что в своих колебаниях, глупости и т.п. люди как раз и делают шаг вперёд, два шага назад. В результате ни чего не добиваются, ни в карьере, ни денег не зарабатывают, ни научных открытий не открывают, ни в политике, ничего не сделали. Потому, что шаг вперёд, два назад. Йога призывает нас проснуться, осознать тот инструмент, который есть и в полном объёме использовать его. Переделать мир, переделать мир к лучшему. В связи с этим есть серьёзное предостережение, что воля не предполагает наличие у человека знаний, интеллекта. Более того, воля даже не предполагает морально-этических качеств человека. Может родиться человек с очень ужасными наклонностями, но, обладая совершенно фантастической волей делать человечеству колоссальное количество вреда.

То, что, к сожалению, мы видим с вами: первая мировая война, вторая мировая война, сейчас сплошь и рядом кровь льётся рекой, в прошлом, сколько было этих личностей, которые обладали колоссальной волей и тысячи и миллионы людей заставляли гибнуть во имя их каких-то очень странных идей. Иногда это странные фобии, иногда это странные комплексы. В этом очень серьёзная опасность – пробуждение воли у такого существа. Вспомним того же Гитлера. Человек фантастической воли, но с морально-этическими отношениями к жизни скорее ближе к обезьяне. Недаром он говорил, что всё хорошее для обезьяны хорошо и для человека. Начал волеизъявлять. К чему это привело? К огромному количеству погибших. Это, к сожалению, обратная сторона этой медали. Понятно, что закон причины и следствия никто не отменял. Будь у тебя хоть трижды развитая воля, но если ты делаешь что-то негативное кому-то, оно зеркально придёт негативом к тебе. Сильно сделал негатив, сильно получишь его обратно. Прежде чем пользоваться своей волей, особенно если вы изучаете йогу, особенно если вы изучаете такой раздел как «Раджа йога», в первую очередь изучите основополагающие принципы йоги. Напомню, это то, с чего вы начинали сегодняшнюю лекцию: первый принцип о не причинении вреда ни одному живому существу без крайней на то необходимости, второй принцип не растрачивание сил и энергии сознания на дела не нужные, мелочные, пустяковые. Если вы волеизъявляете облагодетельствовать человечество и для этого сколотили себе шайку политиков – политическую партию, то вопросы морали и нравственности должны быть на первом плане. От вашей политической деятельности или программы должно страдать как можно меньше живых существ. Только после этого применяйте волю. Это гарантия того, что вы что-то не перепутаете у себя в голове и не начнёте с помощью воли оживлять вещи не жизнеспособные, которые принесут в результате для вас сильную отрицательную карму. Вокруг спящие Боги, но и будить их опасно. Разбудишь такого, а он возьмёт и войной пойдёт, причём всех вокруг себя закрутит, и попробуй его останови. Как это было с Гитлером. Если бы не Россия он и Англию бы завоевал, и Америку. Из чего можно сделать вывод, что у нашей страны очень хорошая карма и очень светлое, большое духовное будущее. Не бывает ничего просто так. Враг был, действительно, очень серьёзный. Иногда пытаются представить Гитлера как недоразумение. Нет, друзья. Как раз самый типичный представитель сверх воли, сверх способности, но у которого с морально-этическими принципами что-то не вязалось.

17. Ключевые слова:


18. Контрольные вопросы.

Составитель:

19. Ответы на контрольные вопросы.

Составитель:

20. Ссылки на тексты с похожими тематиками:

21. Глоссарий.

Поделиться Открытой Йогой:

Оставьте комментарий