Серия лекций по Шива Самхита с комментариями Вадима Запорожцева (аф. 3.22-3.41), лекция №2

1. Название лекции:

Серия лекций по Шива Самхита с

комментариями Вадима Запорожцева (аф.

3.22-3.41), лекция №2

2. Автор: Вадим Запорожцев

3. Фото автора:

4. Краткое описание: Данная лекция по Шива Самхите посвящена Пранаяме. Цель пранаямы – состояние, когда нет дыхания. Колоссальное количество праны приходит как раз, когда нет дыхания. Чтобы приступить к пранаяме надо очистить каналы Нади. Если они не очищены, занятия сопряжены с огромного рода весьма негативных ощущений. По этой причине пранаяма считается серьезной наукой, в известном смысле опасной. Указывается сколько и когда нужно практиковать пранаяму и почему в определенное время. Перечислен список того, от чего нужно отказаться, а так же даны средства, с помощью которых можно быстро достигнуть успеха в йоге. Так одно из предписаний: иметь уединенную комнату, и здесь мы встречаемся с одной из самых страшных карм нашей страны. Особенно важно, что в лекции дается инструмент работы с причинным телом, или как бы сказали психологи, с подсознанием. Отмечается: что отличает успешного ученика от не успешного. Затрагивается так же, особенно актуальная в нашей стране, проблема курения, ее связь с пранаямой и объясняется, почему люди курят. Заканчивается лекция темой проявления сверхспособностей при занятиях пранаямой, где объясняется, что левитация никакое это не чудо.

5. Дата и место чтения лекции:

январь 2007 года Культурный центр «Просветление»

 

6. Аудио, видео и текст лекции принадлежат: Открытому Йога Университету в городе Москве (Школа йоги традиции Анандасвами). Вы имеете полное право копировать, тиражировать и распространять материалы этого сайта, желательно делайте ссылку на наш сайт www.openyoga.ru.

7. Текст напечатан: Тимониной Натальей

8. Текст отредактирован: Тимониной Натальей

9. Рисунки:

10. Фото:

11. Адрес Школы Йоги: г. Москва, Россия, метро Новослободская, ул. Долгоруковская, дом 29, тел. 251-21-08, 251-33-67, Культурный Центр «Просветление». Сайты: www.openyoga.ru, www.yogacenter.ru, www.happyoga.narod.ru.

 

12. Где бесплатно скачать текстовый файл:

Скачать Текстовый Вариант1 doc (97-2003) адрес:

2007_01_kcp_lek_Shivasamhita.doc

Скачать Текстовый Вариант2 fb2 адрес:

2007_01_kcp_lek_Shivasamhita.fb2

13. Где бесплатно скачать аудио файл лекции:

Нажмите здесь, чтобы скачать аудио:

аф. с 22 по 26 часть 1.

128кб/с,216_Shivasamhita_af_3_22to3_26_part1.mp3 размер 6 МБ

аф. с 22 по 26 часть 2.

128кб/с,217_Shivasamhita_af_3_22to3_26_part2.mp3 размер 5 МБ

аф. с 27 по 29.

128кб/с,218_Shivasamhita_af_3_27to3_29.mp3 размер 22 МБ

аф. с 30 по 33 часть 1.

219_Shivasamhita_af_3_30to3_33_part1.mp3 размер 48 МБ

аф. с 30 по 33 часть 2.

128кб/с,220_Shivasamhita_af_3_30to3_33_part2.mp3 размер 10 МБ

аф. 34.

128кб/с,221_Shivasamhita_af_3_34.mp3 размер 15 МБ

аф. 35.

128кб/с,222_Shivasamhita_af_3_35.mp3 размер 58 МБ

Ответы на вопросы: пупочный центр, причинное тело.

128кб/с,223_Shivasamhita_otv_na_vopr_pupochnyi_centr_prichinnoe_telo.mp3 размер 30 МБ

аф. 36.

128кб/с,224_Shivasamhita_af_3_36.mp3 размер 10 МБ

аф. 37.

128кб/с,225_Shivasamhita_af_3_37.mp3 размер 3 МБ

аф. 38

128кб/с,226_Shivasamhita_af_3_38.mp3 размер 3 МБ

аф. 39.

128кб/с,227_Shivasamhita_af_3_39.mp3 размер 10 МБ

аф. 40.

128кб/с,228_Shivasamhita_af_3_40.mp3 размер 1 МБ

аф. 41.

128кб/с,229_Shivasamhita_af_3_41.mp3 размер 14 МБ

14. Где бесплатно скачать видео файлы лекции:

Нажмите здесь, чтобы скачать видео:

Всё наше видео (за редким исключение) храниться в формате «flash video» для того что бы у вас не возникло проблем с просмотром если вы скачали файл на свой компьютер, вы можете бесплатно скачать специальную программу для просмотра подобных файлов

Нажмите здесь чтобы скачать программу для просмотра flash video

15. Нажмите кнопку play (►), чтобы слушать или смотреть лекцию на этой странице, (׀׀) – пауза.

Аудио:

аф. с 22 по 26 часть 1.

аф. с 22 по 26 часть 2.

аф. с 27 по 29.

аф. с 30 по 33 часть 1.

аф. с 30 по 33 часть 2.

аф. 34.

 

аф. 35.

Ответы на вопросы: пупочный центр, причинное тело.

аф. 36.

аф. 37.

аф. 38

аф. 39.

аф. 40.

аф. 41.

16. Основной текст лекции.

Текст: Пранаяма 
3.22. Дыши попеременно правой и левой ноздрей, задерживая воздух на вдохе как можно дольше. 
3.23. Вдыхай медленно и спокойно. 
3.24. Делай Кумбхаки (задержки) по 20 раз подряд. 
3.25. Упражняться в этом нужно четыре раза в сутки: на восходе, в полдень, на закате и в полночь. 
3.26. Через три месяца ежедневных занятий Нади будут полностью очищены. 

Комментарий Вадима Запорожцева: Здесь мы видим описание первых упражнений, ключевое слово – это задержки – «кумбхаки». Дается достаточно жесткий распорядок.
Пранаяма в современных условиях
Когда ты живешь на природе, под открытым небом – это достаточно естественный образ жизни и можно выполнять четыре раза без особых нагрузок на организм. Если же ты живешь в городе, то все негативные факторы, соединившись вместе, не дают полноценно заниматься в таком темпе. Грязный воздух, неподходящая еда, огромное количество стрессов, неприспособленность наших жилищ. В Индии в этом отношении лучше, там под каждым кустом есть тебе и стол и дом, ты там из бамбука построил лачугу и живешь на лоне природы. У нас, к сожалению, условия более суровые, холодно, помещения дорого строить, соответственно, огромная скученность людей, недостаточная продуманность вентиляции. У нас сейчас все условия в квартирах, еще какое-то время назад – это было редкость, то есть здесь следует очень четко понимать, что все те предписания, которые даны в шивасамхите, они предполагают, что ты ведешь соответствующий образ жизни. Я встречаю достаточно много людей, которые пытаются воспроизвести шивасамхиту на свой страх и риск в городских условиях, в условиях современной цивилизации, как правило, они тут же сталкиваются с негативными последствиями, я уже об это неоднократно говорил, о том, что процессы при пранаяме достаточно сильны и достаточно не приятны. Так вот, люди начинаю заниматься, как сказано в текстах и хватает их не надолго, месяца 2-3. Потом начинаются проблемы эмоционального характера, не говоря про кармические проблемы, потому что как только ты начинаешь привлекать больше количество праны – кармические процессы идут быстрее, соответственно приходит та карма, которая должна прийти, но если раньше она приходила медленно, то теперь это все спрессовывается, и она прет сплошной чередой. Это огромное количество негативных факторов сводит на нет, иной раз, попытки заниматься, как сказано в этих текстах, но в них даны выверенные рекомендации. Действительно, человек, который посвятил себя йоге, перестроил организм, рано или поздно приходит к тем раскладам, которые здесь сказаны, но приходить надо с учетом своих личных возможностей. Если сразу попытаться вогнать себя в этот ритм, то как правило ты не получишь результата.

Перечитаем еще раз упражнения.

Текст: 3.22. Дыши попеременно правой и левой ноздрей, задерживая воздух на вдохе как можно дольше.
Понятие праны

Комментарий Вадима Запорожцева: « Имеется в виду, что задержки – это и есть кумбхаки. Что происходит при этом. При этом мы как-то сделаны, у нас три тела: грубое (физическое), тонкое и тончайшее (причинное), все они связаны клеем праны. И этот клей праны дает мостик между, допустим, эмоциональным состоянием и физиологическими процессами. Не секрет, у человека, у которого хорошее, бодрое расположение духа – иммунитет выше. Так вот связка- это прана. Прана в наиболее сильном своем проявлении в человеческом теле присутствует, как дыхание. Какое отношение имеет прана к кислороду, строго говоря, процесс дыхания настраивается на вибрацию праны и вовсе не кислород заставляет делать дыхательные движения, энергия приходит из этого источника праны. Я имею в виду энергию тонкую, кислород действительно не обходим для жизнедеятельности организма, на прана выполняет множество функций по настройке организма соответственно, если мы начинаем эти процессы подстегивать ритмическим дыханием, попеременным, то мы как бы заставляем эту машину проворачиваться с нужной нам скоростью. Здесь философский принцип двойственности, здесь левая, правая ноздря, ты попеременно дышишь, у тебя начинают активироваться то какие-то одни процессы, то другие процессы, попеременно. То есть здесь мы встречаемся с таким понятием, как цикл, как некое такое гармоническое действо, в данном случае это воздух, мы вдыхаем и выдыхаем. Так вот если мы научим себя вдыхать и выдыхать воздух с известной периодичностью, то все шестеренки нашего тела, которые некоторые годами не проворачиваются и обросли грязью и пылью, они потихоньку начинают проворачиваться. То есть наш организм, некие каналы его, некие функции, из-за того, что мы ими не пользовались, занесены толстым слоем грязи, и эти ритмичные действия позволяют эту грязь удалить, только лишь за счет того, что мы стараемся все приводить в движение. Это так же, как ржавую деталь один раз с трудом провернул, потом все легче легче. И здесь дело не столько в самом вдыхаемом и выдыхаемом воздухе, сколько в понятии притока праны. А приток праны – это вещь ассоциативная. Мы по большому счету связаны с законом ассоциации, поэтому все те процессы, которые происходят внутри тебя при занятии таким попеременным дыханием, какие-то образы, ощущения – они играют первостепенную роль, потому что ассоциативно они связаны с теми токами энергиями и с теми шестеренками, которые поддерживают все наши тела вместе. Поэтому образы в голове, которые возникают при занятиях праноямой, очень важны, так же как и важно гармоничное приятное ощущение внутри себя. Здесь в данном случае дается упражнение попеременного дыхания, и, обратите внимание, никаких жестких установок пока еще здесь нет, просто дыши и задерживай. Почему, потому что их не возможно дать, то же самое, что не возможно сказать, как ты будешь чистить грязный механизм, который ты в глаза не видел. Ты знаешь, что там грязь, но где? Там где-то щелочка, тут где-то щелочка.

Сколько и когда нужно практиковать пранаяму

Текст: 3.23. Вдыхай медленно и спокойно. 
3.24. Делай Кумбхаки (задержки) по 20 раз подряд. 
3.25. Упражняться в этом нужно четыре раза в сутки: на восходе, в полдень, на закате и в полночь. 
3.26. Через три месяца ежедневных занятий Нади будут полностью очищены.

Комментарий Вадима Запорожцева: И дается такая цифра, во-первых цифра – сколько раз надо делать: 20 раз за подход и 4 подхода а в день, утром, вечером – смена дня и ночи, в полночь- когда все замирает и в полдень – когда наоборот все активно. То есть это четыре ключевые точки, когда наш организм претерпевает, ведь наш организм тоже работает циклично: ночь спит, днем бодрствует. Активность организма падаем по мере того, как мы засыпаем, все глубже и глубже и наоборот, возрастает по мере того, как мы более и более пробуждаемся. Вот в этих основных точках критических как раз дается пранаяма, чтобы на повороте скорректировать, как работать организму. То есть это наиболее благоприятные времена, внутри нашего организма есть цикл, и есть наиболее благоприятные точки воздействия на него по времени. Именно в это время и надо практиковать пранояму, потому что меньшими усилиями достигается больший результат. 
Теперь дальше:

Текст: За три месяца Нади будут очищены.

Комментарий Вадима Запорожцева: Три месяца достаточно большой срок и достаточно маленький срок. Не секрет, что огромное количество заболеваний внутри проистекает из-за загрязненности внутренних каналов, нади, от которых человек за всю жизнь не может избавиться, а тут всего за три месяца вот такой прекрасный результат. Откуда эта цифра? Цифра прецедент, то есть в истории были случаи. Это, конечно, не значит, что каждый йогин, который начнет заниматься, он тоже очистит нади. Почему? Потому что в зависимости от того насколько он будет регулярно и честно выполнять упражнения, на сколько какие будут условия для выполнения, ну согласитесь, это не слишком мало, это заманчиво мало и эта вещь говорит нам, что у йоги нет ограничений. Будешь серьезно заниматься – быстро достигнешь результата. Будешь медленно заниматься, соответственно результат может прийти не так быстро.

Ученик: Ну, где-то около двух месяцев, может чуть больше, может чуть меньше?

Вадим Запорожцев: Чуть меньше, вряд ли, наверно назвали самый маленький срок, все-таки ты помнишь, отношение к текстам следующее: все, что сказано, если это не ошибка переводчика и если это неправильная интерпретация, потому что по-разному интерпретируют некоторые моменты, то надо понимать адекватно. Если бы сказали, что два месяца, то два месяца, но три, значит три. Значит, был прецедент, когда за три месяца человек, честно выполняя, подготовив свои нади, каналы.

Текст:3.27. Тогда йогин освободится от своих недостатков и сможет приступить к первой стадии практики Йоги, называемой Арамбха. 
3.28. Следующие признаки характеризуют тех, у кого Нади очищены. 
3.29. Тело их становится гармонично развитым, приятно пахнет, и прекрасно выглядит и вызывает к себе любовь. Есть четыре стадии Пранаямы: Начальная стадия: Арамбха авастха. Стадия соединения с высшим Я: Гхата авастха. Стадия знания: Паричая авастха. Стадия окончательного совершенства: Нишпати авастха.- нишпатья авастха.

Важность очистки каналов

Комментарий Вадима Запорожцева: Итак, для того чтобы приступить к пранаяме, надо очистить каналы Нади, иначе процесс не пойдет. Это примерно то же самое, что прежде чем запускать в трубу воду, надо быть уверенным, что труба чистая, если труба чем-то забилась, а ты продолжаешь нагнетать в нее воду, понятно, что там возникает давление. Аналогичным же образом и у человека, если каналы Нади не очищены, а он приступает к пранаяме, то занятия праноямой сопряжено с огромного рода весьма негативных ощущений. По этой причине пранаяма считается серьезной наукой, в известном смысле, опасной.

Ученик: Попеременное дыхание с задержкой – это еще не сама пранаяма.

Вадим Запорожцев: Это часть праноямы, которая притворяет всю пранаяму. Можно сравнить с тем, что прежде, чем археолог, начиная глиняные черепки кисточкой чистить, он снимает верхний слой земли обычной лопатой. Вот такая же аналогия, что сначала надо грубую грязь очистить, очистить каналы, а потом более тонкую грязь – ассоциативную грязь. В чем опасность, в том, что при занятиях праноямой у тебя возникает целый ряд ассоциативных каких-то образов. Тебя, то в жар, то в холод может кидать от одной мыслей: «А Ляпкин-Тяпкин негодяй! Он мне заплатит за все!» Эта мысль имела характер маниакальности, но энергии не было, а вот энергии много появилось, то есть ты начинаешь заниматься праноямой, и эта мысль начинает приобретать космические размеры.

Ученик: Это во время самого занятия получается, да?

Вадим Запорожцев: Во время самого занятия как правило редко, ты больше поглощен занятием, но потом, когда ты набрал энергии за счет праноямы, любая жизненная ситуация может тебя выбить из колеи просто в нуль. Это случается, это тонкая грязь, более опасная грязь, ассоциативная, она на уровне какого-то пережитого негатива или позитива, и угроза, того, что этот позитив будет задавлен. То есть не обязательно негатив, но угроза того, что ты потеряешь позитив. Много вот таких тонких тонких ниточек, то, что и составляет человеческую натуру. Много много привычек. Так вот прежде, чем их чистить, надо грубую грязь прочистить. Ты грубую часть прочистил, а потом долгой праноямой ты начинаешь чистить все тоньше и тоньше. В этом смысле, наше неведение – оно в отношении самого себя или в отношении к вселенной, тут понятие неведения есть. Оно в этом смысле – такая же грязь, разницы нет, это нечто не уместное. Что такое грязь, грязи нет, есть не уместное, это, когда ты одно считаешь другим или, когда у тебя в тарелке с супом ты находишь гаечный ключ, но он не уместен здесь, хотя он сам по себе очень хорошая вещь. Но мы воспринимаем гаечный ключ в тарелке с супом как грязь, а гаечный ключ среди инструментов как нужную вещь. Аналогичным же образом потом идет процесс дальше в отношении своего места под солнцем. Кем я себя считаю, я себя считаю человеком, это ошибка, я не являюсь человеком, это моя душа использует это тело, тело человека. В прошлых жизнях моя душа использовала тело животного, в следующей жизни может какого-нибудь более высокоразвитого существа. И когда мы начинаем заниматься праноямой – начинаются эти все несостыковки, майя, они не выдерживают напора энергии, они начинаю рушиться. А как любая ассоциативная связь, прежде чем порушиться, она доставляет массу неприятных эмоций. По-этому, сперва человек занимается подготовительной практикой, а потом уже плотно начинает приступать непосредственно к более усиленной пранаяме. 
Гармония в пранаяме

Ты должен помнить, что пранаяма – это в первую очередь гармония всех процессов: дыхания, внутренних ощущений, внутренних переживаний, притока энергии. Для того, чтобы их всех собрать воедино, их надо поймать. Для примера это как качели раскачивать. Поймал ритм, только после этого усилие, если не поймал, ну я знаю людей, которые говорят, что мы по сто пранаям за каждый подход, 4 раза в день делаем, глаза красные, потому что не возможно, проблемы с легкими, так как огромное раздражение. Это как пловцы-подводники, как спортсмены. Когда ты переходишь какую-то нагрузку, которую организм может «переварить», он начинает изнашиваться. Так вот, самый главный секрет пранаямы: если физическое не соединено с тонким, и если они работают не в гармонии одно за другим, то бессмысленно усиливать пранаяму. Так же как, если ты не попал в такт качели, бессмысленно пытаться абы как махать руками, чтобы она сильнее закачалась. Если у тебя нет сцепления с внешними приводами, бессмысленно то, что у тебя быстро быстро работает мотор, это ни к чему не приводит, более того ты перегреваешься. Поэтому, чтобы этой бессмыслицы не было, сначала дают грубое очищение, чтобы ты прислушался к себе, понял, какие там процессы идут, интуитивно их осознал, а после того как ты их интуитивно осознал, только после этого начинай их «раскачивать». У нас даже в школе есть одно упражнение, оно называется раскачка. То есть сначала нужно поймать ритм. Еще раз, а каком ритме я говорю, и физическом тоже, но плюс ритм эмоциональные, плюс ритм каких – то процессов внутренних, гармоничных. Вот их просто ощущаешь, как эти приятные потоки начинают в тебе переливаться по каким-то законам. Потом ты видишь, что они как-то сопряжены с физическими возобновляющимися движениями в легких, потом ты где-то начинаешь понимать, как они связаны между собой, и только после этого ты начинаешь по полной программе их эксплуатировать в хорошем смысле слова.
Теперь, как здесь перечислено, есть несколько стадий занятия праноямой, одна из первых, это когда, что называется, ученик готов к занятию, когда он жизнерадостен, бодр, весел, оптимистичен. Это показатель того, что человек находится в хорошем жизненном тонусе, что все системы работают нормально. Есть такая поговорка среди йогов, что если вы видите совсем печального и слишком долго удрученного йога, то значит, видно, у него процессы пошли из другой области, потому что занятие йогой предполагает оптимизм, но не оптимизм неведения, а оптимизм знаний. И, как правило, человек сразу же выделяется. Полон сил, полон энергии, он предприимчив, решителен, он, как бы, давит энергией. Другие все смурые ходят: зарплату не платят, на работе все плохо, «крокодил не ловится, не растет кокос», какой-то негатив, они ни кому не верят: «все вокруг дурят, и йога дурит!» То есть какая-то карма предыдущая, она негативная и проявляется в том, что в этой жизни человек уже в такой «оболочке неведения». Прямая противоположность, человек, который занимается йогой, в первую очередь, праноямой: очень предприимчивый, жизнерадостный. Это очень честные, по-хорошему, открытые люди, которые, как ребенок идет на встречу вселенной без задней мысли. Именно такие достигают успеха, более того, обратная сторона – это дурная карма, если таких качеств нет, значит где-то что-то не очищено.

Ученик: Вы упомянули раскачку, вот основной ритм улавливается во время сокращения диафрагмы в вертикальном состоянии, а потом ты стараешься его уловить, а потом стараешься усиливать?

Вадим Запорожцев: Да основной ритм – пупочный ритм.

Ученик: А насколько долго надо делать?

Вадим Запорожцев: Да, хоть пол дня делай, никаких жестких ограничений, потому что все разной физической формы. Кто-то и три движения сделает и устанет, а кто-то пол дня может так дышать, и хоть бы что. 

Ученик: Потом уже усиление идет, когда ты более ли менее почувствовал?

Вадим Запорожцев: Как только гармония внутри потекла.

Понятие праны

Есть такой философски вопрос, на который отвечать, если не философски, то очень трудно, обычно говорят: «Уважаемые гуру, вы говорите про энергии, а что вы под ними подразумеваете?» Это хороший вопрос, потому что с точки зрения, физической, есть какие-то определенные энергии, есть какое-то эмоциональное состояние. Вопрос возникает: « А на сколько энергии связаны с эмоциональным состоянием?» Так вот, самое смешное, что прана, сама суть праны – это связующее. Это то, что связывает воедино, как энергии – процессы внутренние, при чем как процессы внутренние обычной энергии: пищеварения, метаболизма, так и более тонкие составляющие энергии, те энергии, которые пока еще современным ученым не известны, так называемые тонкие праны. Это такие же энергии, это такая же материя, но только на порядок более тоньше, поэтому мы еще не научились ни регистрировать, ни фиксировать, но это такая же материя. И самое интересное, что прана соединяет и эти потоки энергии, и, более того, она соединяет эмоциональные потоки. «Вот приятно!», говорит человек, «вот мне приятно так делать». Понятно, что это целый комплекс каких-то процессов, который действительно вызывает ощущение «приятности», и прана это, как раз, все вместе соединяет. То есть все, что развивает нас, делает нас сильнее, все, что делает нас более жизнерадостными, здоровыми и могучими, все это приятно, это свойство праны. И ее надо уловить за миллионом разнородных факторов. Прана она не уловима, она слишком тонкая, прана моментально превращается в тот или иной вид энергии, в тот или иной субъективный вид ощущений, она может усилить мысль, она может усилить ощущение тепла, она может полностью восстановить метаболизм, а может участвовать в каких-то «эмоциональных бурях» внутри нас. Вот мы о чем-то думаем: «О, дело моей жизни сейчас пойдет вверх!», и мы эмоционально приподнимаемся, это прана, хотя составляющие части – какие то другие энергии, прана, как бы, подхватывает другие энергии: «А ну-ка давайте гормоны выделитесь положительные! А ну-ка тонус!» За этим всем есть «серый кардинал», который всеми управляет, вот он дергает ниточки, там дернул, там. Вместе это хорошее самочувствие, хорошее настроение, светлые мысли, полный оптимизм. А за этим за всем скрывается поток праны. Если он есть, есть оптимизм. И поэтому йогин сперва пытается нащупать, где скрывается источник оптимизма. А как только его нащупает, начинает его усиливать. Поэтому ключевое слово для занятия пранаяма йогой – это гармоничность, приятность, это оптимизм, это радость жизни. Вот такие, на первый взгляд, непонятные прилагательные наиболее хорошо характеризуют прану. Больше сказать нечего, слишком уж тонкая субстанция и превратилась в тот или иной вид энергии, чтобы «заткнуть» очередную брешь в организме. Такая палочка-выручалочка. Поэтому когда мы начинаем делать какие-то такие упражнения, мы делаем столько долго, сколько необходимо, чтобы «нащупать» источник праны. Быстро, так быстро, медленно, так медленно. Но еще раз, ключевое слово гармония. 

Ученик: А задержка в конце какую функцию выполняет? Усиление всего процесса получается?

Вадим Запорожцев: Можно провести такую аналогию. Один знаменитый художник нарисовал портрет прекрасной обнаженной богини. Все нарисовал, а потом его отвлекли, и он последний мазок не сделал. Все совершенно, но последнего мазка нет. Пришел другой художник или тот же самый, увидел, что все совершенно и последний мазок раз и полное совершенство. То есть понятие гармония и предполагает, что у тебя один процесс может переходить в другой. Вот они были небольшие вдохи-выдохи, раз, они переключились – гармонично. Как росток, сначала был маленький зеленый беззащитный, а потом он вырос, превратился в огромный могучий дуб. То есть, от первого прорастания до дуба идет какая-то гармоничная функция. Прана заставляет его расти гармочно. Сначала это тоненький побег, а потом уже гигантский. Поэтому переход одного вида дыхания в другой и кульминация, высшая точка, это кумбхака, задержка. То есть это гармоничное продолжение работы праны. Это как одно вытекает из другого. В этом секрет заключается, что эти все упражнения они не синтетические. Иногда говорят: «О, какое классное упражнение, часть от одного упражнения, часть от другого, часть от третьего, часть от четвертого, и все вместе, «в одном флаконе». Ничего подобного, это единое упражнение с разными составляющими. Так борщ – это не по отдельности морковка, капуста, а все вместе. И что же их связывает, их связывает гармония. Вот хочется, вот хочется внутри сделать задержку, поэтому и делается. Это ключевой момент. В пранаяме многие здесь пытаются учить, но что-то мало у кого что получается по моим данным. Более того, мало кто даже приближается к пранаяме, пытается заменить внешнее внутренним. Внутренне никто не чувствует, пытаются тупо делать внешние подходы. Опять же внешние подходы – иногда безумие делать. Мы с тобой говорили, что шивасамхита рассчитана на образ жизни совсем другой. Когда у тебя вдоволь пищи, света, жизненного пространства, когда у тебя нет стресса, когда у тебя масса положительных эмоций
И еще маленькая связка. В йогах, таких как Йога Сутра Патанджали делается упор на медитацию и к пранаяме приступают не раньше, чем освоены асаны. Подразумевается, что если человек освоил асаны, то он тем самым уже очистил нади-каналы. Но так как каналы нади можно очищать по-разному, и иногда небольшое количество пранаямы – это лучшая очистка. Поэтому здесь сразу же делается акцент на дыхательные упражнения. Потому что иногда все спрашивают: «Почему в Патанджали так мало сказано о пранаяме?» В ней вообще пракически ничего о ней несказанно, буквально несколько афоризмов, и то такие, что вдох это одно, выдох другое, задержка третье. То есть несколько разные подходы.

Текст: Есть четыре стадии Пранаямы: Начальная стадия: Арамбха авастха. Стадия соединения с высшим Я: Гхата авастха. Стадия знания: Паричая авастха. Стадия окончательного совершенства: Нишпати авастха.

Комментарий Вадима Запорожцева: Остановимся на этой классификации. Допустим, в Йога Сутра Патанджали классификация в каких-то духовных достижениях несколько другая, с точки зрения насколько ты можешь сосредоточить свое внимание на одной мысли. Здесь же описывается процесс тот же самый, как в Йогах Сутрах Патанджали, как и в других йогах, но за показатель успеха принимаются несколько другие психофизические процессы внутри человека. Когда человек начинает разбираться, а что же собственно происходит с ним самим и со всей вселенной, как это все взаимодействует и по мере поднятия на очередную ступеньку, этим характеризуется успех в том числе и в пранаяме. То есть это как бы градация достижений.

Текст: Вот первая стадия Пранаямы, Арамбха авастха.

3.30. Она разрушает все грехи и скорби.

3.31. Йогин приобретает следующие качества: аппетит, благожелательность ко
всему, красоту, смелость, энтузиазм и силу.

3.32. Теперь я расскажу тебе о великих препятствиях в Йоге. Избавившись от
них, йогин легко пересечет океан мировой скорби.

Вещи, от которых нужно отречься

3.33. Йогин должен оставить следующее: пищу кислую, вяжущую, острую,
горькую, соль, горчицу, пищу жареную на масле, чревоугодие, праздное
хождение, купание до восхода солнца, смотрение на огонь, посты, пустые
разговоры, общение с женщинами, мысли иные кроме Мокши (освобождения),
ложь, двойственность, гордыню, жестокое обращение с животными и их
убийство, враждебное отношение к кому бы то ни было и присвоение чужого
.
Комментарий Вадима Запорожцева: Ну, целый список того, чего нужно избегать. Потому что все это отвлекает, разворачивает человека с пути йоги. Опять же прецеденты говорили о том, что слишком часто хорошо начинающие йогины, которые начинают заниматься той или иной практикой, в частности пранаямой набирают очень много энергии и вдруг у них просыпаются семена негативной кармы. Иногда это доходит просто до смешного, что какие-то свои пунктики, какие-то свои комплексы, какие-то свои любимые темы они начинают «раздувать». Потому что пранаяма усиливает все процессы, в том числе, и кармические процессы. И здесь как раз перечислен список того, чего нужно избегать. Единственное, всегда вызывает спорный вопрос: «А почему запрещается купание до восхода солнца?». То есть в других текстах, родственных шивасамхите, несколько в другом плане это сказано, о том, что йогину нельзя принимать холодный ванн. И никто не могу понять почему, откуда такое наставление. Здесь следует очень четко понимать, во-первых, что понималось под холодными ваннами. Вода имеет сильно усиливающее действие на пранаяму. Поэтому сочетание таких водных процедур с занятием пранаямой крайне усиливает течение праны. Это отдельная песня, об этом мы отдельно поговорим, как пользоваться водой, чтобы добиться быстрее успеха в пранаяме. Но если ты находишься на определенной стадии занятия пранаямой, когда состояние приятности, гармонии уже достигнуто, то иногда, когда ты резко погружаешься в холодную воду, понятно, что это стресс, который несколько сбивает, нарушает это плавное течение праны. И это в этом смысле тормозит продвижение в пранаяме. Иногда пытаются представить какой-то мистический смысл о том, что до света нельзя купаться. На самом деле ты не должен мерзнуть, ты не должен свое тело угнетать, ты не должен нарушать внутреннюю гармонию, что случается сплошь и рядом. Вот почему очень серьезное препятствие на пути йоги в пранаяме. Обычно в хатха йоге известная доля аскетизма только лишь ускоряет процесс. Ну, не гнется что-то у тебя, ты с усилием воли начинаешь некое такое причинение дискомфорта себе. Но в пранаяме такое не работает, пранаяма по своему принципу – это нечто приятное. И все те факторы, продукты питания, все те действия, которые разрушают внутреннюю гармонию, должны люди избегать.

Остановимся на каждом из пунктов:

Ограничения в еде

Текст: Йогин должен оставить следующее: пищу кислую, вяжущую, острую,
горькую, соль, горчицу, пищу жареную на масле

Комментарий Вадима Запорожцева: То есть сильные ощущения, вкусовые в том числе, они перебивают ощущение внутренней гармонии. Подобно тому, как ветер задувает пламя, подобно тому, как радиопомехи на одной волне иногда забивают трансляцию передачи на другой. Почему люди употребляют горчицу и прочие пряности, потому что, до известной степени, их это тонизирует, дает органам чувств дополнительные импульсы, и эти импульсы держат в тонусе весь организм. Но когда ты занимаешься пранаямой, тебе этот тонус не нужен. И наоборот, всякое подстегивание, оно только сбивает ощущение внутренней гармонии. Здесь не указано, но как ни странно, лук и чеснок наиболее разрушают это внутренне ощущение гармонии. Здесь перечислены все идигриенты вкусовые, которые могут своим присутствием выбить ощущение гармонии. Понятно, нужно отдавать себе отчет, если ты форсируешь пранаяму, если ты ей занимаешься ей «сурово», то может и имеет смысл очень жестко придерживаться эти правил. Но если ты лишь только приближаешься, чтобы практиковать пранаяму, то, на самом деле, ограничения в еде не столь жесткие.

Ученик: То есть понятие «сурово» – это значит, по максимуму погрузиться в эту гармоничность?

Вадим Запорожцев: Нет, понятие «сурово» означает, что со временем занятий естественным образом придешь к такому образу жизни, что тебе просто станет все остальное не интересно, и ты сам собой начнешь вести этот образ жизни. Без принуждения, тебе просто не захочется вести какой-то другой образ жизни. Ты будешь заниматься, тебе будут открываться невероятные горизонты внутренних тайн вселенной. Ты будешь ощущать совершеннейшие процессы внутри себя. И все снаружи тебя перестанет интересовать, потому что это будет скучным, не потому что ты себя заставил отказаться. И когда это наступает, то вдруг начинаешь понимать, что ты употребил ту или иную еду, и ты эту внутреннюю гармонию «хоп» потерял, «задуло ветром», какое-то другое ощущение, которое мешает. Внутренняя чистота, такая «незатронутость», а тут раз какая-то еда ее начала «убивать», и понятно, ты начинаешь отказываться.

Еще раз о понятии гармонии в пранаяме

Ученик: А еще такой момент, эта внутренняя гармония, она только в момент занятий, или вообще, когда ты занимаешься постоянно – в тебе присутствует?

Вадим Запорожцев: Когда человек начинает заниматься – это только лишь во время занятий, может быть какое-то время после, эпизодически, но потом, когда он уже утвердился в пранаяме и занимается достаточно долго, то это процесс такой тотальный, всеобщий.
Ученик: А визуализация, янтры или какие-то еще подобного рода вещи, это не разрушает, способствует процессам пранаямы или может нарушить?

Вадим Запорожцев: Ты знаешь, там будет еще перечень, а том, что излишнее напряжение каких-то умственных сил, излишнее, я подчеркиваю, оно негативно сказывается на выполнении пранаямы. Человек – теоретик, физик, который ни спит, ни ест, а обдумает какую-то свою задачу, понятно, он начинает отбирать энергию у других частей тела, чтобы работал разум, он перекачивает эту энергию, и иногда этот перекос не гармоничный. А ты помнишь, что ключевое слово для пранаямы гармония. Любой перекос, даже в сторону сверх умственных усилий, если это дает ущерб физическому, то это нарушает гармонию. Мы начинаем терять внутреннюю связку: ощущение физических процессов, интуитивную связку, вот она была – мы как бы знали как себя вести. Ну, ты знаешь, многочисленные истории про йогов, которые могут со своим телом творить, бог знаешь что, кислоту пьют стаканами, гвоздями себя протыкают, на углях ходят, издеваются над собой, как только могут, и на вопрос, как они этого достигают – они просто умеют это делать. Это мы думаем, что он отдает умственный приказ, что организм переваривал яд и сопротивлялся этим факторам. А как это у йогов происходит: он об этом не думает, он интуитивно себя, не то, чтобы настраивает, он в этом как бы живет, и организм на это моментально сам откликается из-за этого ощущения гармонии.

Ученик: То есть он поймал это ощущение?

Комментарий Вадима Запорожцева: Да, он поймал и держит. И это ощущение творит чудеса.

Следующие факторы:

Чревоугодие

Это обжорство. Когда человек, а покушал, а потом говорит: «Плохо мне!». С течением занятий йогой это естественным образом проходит. Это привычка – переедать. Со временем вырабатывается внутренне ощущение, опять же ключевое слово гармония – сколько надо съесть.

Праздное хождение

Есть люди, которые транжирят свою энергию, свои силы, они бездельничают, что тоже разрушает. Когда, человек собранный – это одно, а когда человек расхлябанный. А это время, значит, где-то чего-то он недоделал. Значит, где-то гармония нарушится.

Смотрение на огонь

Есть очень серьезный параметр. Дело в том, когда занимаешься пранаямой, и нади только чистятся, у тебя возникает способность быть менее чувствительным к холоду. Состояние внутренней гармонии должно присутствовать, чтобы человек при любой температуре не ощущал себя дискомфортно, чтобы сопротивлялся. А когда ты принудительно создаешь себе комфортные условия, тем, что греешься от открытого источника огня, твоя внутренняя гармония отключается, потому что есть замена – внешний источник тепла. А тепло у нас ассоциируется с чем-то приятным, и тем самым у нас подменяется это состояние внутренней гармонии, которое потом тяжело восстановить. Потом отошел от этого источника тепла и тебе уже холодно, не уютно. А если ты йогин, занимающийся пранаямой, у тебя это ощущение гармонии должно быть 24 часа в сутки. Поэтому, чтобы не сбивать, следует избегать. Но опять же все эти ограничения только лишь на ранних стадиях занятия пранаямой. Когда человек достигает совершенства, он может делать все, что хочет, потому что укоренилась уже сила. Но, тем не менее, такой фактор присутствует, что если ты хочешь усилить очищение каналов, если хочешь быть менее чувствительным к холоду, то следует избегать открытого обогревания огнем, а работать за счет внутренней энергии. Потому что при пранаяме открываются значительные, в этом смысле, потенциалы, скрытые тайны организма, которые сами по себе будут тебе давать тепла столько, сколько надо.

Посты

Что такое пост. Понятно, что для обычного человека эта вещь может быть очень полезная, потому что он в себе ни в чем не отказывает, и время от времени организм нужно привести в порядок. Для большой массы населения посты очень полезны. Но посты ни для того, кто занимается пранаямой, у него итак все расписано. Поэтому этом пост принесет негатив. Человек привык кушать в одно и то же время с известной периодичностью и у него все работает как часы. Если он сбивается с этого ритма, это ему мешает улавливать внутреннюю гармонию. Поэтому посты полностью исключаются при занятиях йогой.

Ученик: Именно в пранаяма йоге?

Вадим Запорожцев: В пранаяма йоге, как нигде. Есть йоговский метод, как голодание, чудеснейший метод. Но при занятиях пранаямой он не допустим. Во время голодания можно позаниматься пранаямой. Но если ты много занимаешься пранаямой, голодать ты не можешь, ты не достигнешь успеха в пранаяме. В то же время голодание прекрасно сочетается с хатха йогой, занимаешься йогой, чистишь организм. У каждого метода есть свои нюансы, особенности. Опять же, если ты голодаешь, небольшое количество дыхательных упражнений наоборот лучше выводит все шлаки. Но в то же время, если ты усиленно погружен в жизнь пранаямы, то голод крайне негативно будет сказываться. Но в дальнейшем будет сказано, что человек, который достиг определенной стадии, это ограничение тоже снимается. То есть он может кушать, может не кушать, как ему заблагорассудится, но на ранних стадиях обязательно.

Ученик: Но там не будет постепенной замены питания от пищи, которую ешь на пищу более тонкую?

Вадим Запорожцев: Да, именно, поэтому питание и столь необходимо при занятиях пранаямой. Ты заменяешь грязные элементы чистыми внутри организма. А если голодаешь, то грязный элемент ушел, а чистый не пришел. Понятие элемент, это не всегда понятие на тонком плане, это еще и понятие на материальном, физическом. Например, ты покушал несвежий продукт или какой-нибудь продукт с консервантами, и консерванты отложились в организме. И понятно, они там как-то строились, худо-бедно как-то работали. А потом ты решил от них избавиться, вытащил, но на их место надо вставить что-то чистое. Чистого нет.

Ученик: А прана не дает что-то чистое? Предположим, голодаешь и делаешь пранаяму, прана не восполняет этот пробел?

Вадим Запорожцев: Если у нас много праны, конечно. Ходят многочисленные байки, что есть люди, которые питаются исключительно праной. Звучит как фантастика, хотя я охотно в это верю. Если поток праны достаточно большой, то прана действительно сама становится всем тем, что надо заменить. Но мы и занимаемся пранаямой по этой причине, у нас пока еще очень маленький поток, его итак едва хватает.
Прана как деньги. 

Пример: У тебя работает предприятие – старый завод. Денег едва хватает на то, чтобы он работал, на зарплату рабочим и служащим, но ты решил перестроиться, и ты начинаешь это плавно делать. То есть сначала один станок заменил современным, потом другой. Почему, потому что денег у тебя не так много, но каждый новый станок приносит больше денег, более эффективно работает. Теперь другая ситуация: у тебя очень много денег, да ты можешь придти, этот завод с лица земли снести и построить совершенно новый завод. Но это достаточно не рациональное использование денег, потому что этих денег постепенно хватило бы реконструировать два десятка заводов, чем один сносить. 
Вот, точно также и наш организм, наши функции, у нас есть прана, безусловно, но не целесообразно ее тратить, если можно использовать пищу. Праны всегда мало, праны как денег мало. Легче иной раз построить завод с нуля, нежели старый перестраивать. Но йога, она на то и йога, она говорит, что в каком бы состоянии человек не был, запущенном, но опять же при условии, что у него хоть относительно хорошее карма, что он еще протянет какое-то количество времени на этом свете, есть методы, которые позволят плавно его вывести на новый уровень. Да, это затратно. Надо соблюдать очень четкое расписание, никакого голода, «никаких забастовок на фабрике, она итак наладом дышит», никаких экспериментов. Для примера, иногда приходят, веками наложено производство: «А давайте, заменим это винтик на этот»
. Не трогай, вот он работает и работает, заменишь один винтик, вообще все развалится, не трогай, но рядом ставь новый станок. Это целая такая политика перестройки своего организма, поэтому пранаяма действительно, почему она эквивалентна Йога Сутрам Патанжали, что она приводит к тому же самому результату, что и йога сутры, но она оперирует внутренними процессами, энергиями.

Пустые разговоры

. Приятное время препровождение. Посплетничать. То есть человек приходит в такое эмоциональное возбуждение это ему приятно. Но тем самым, к сожалению, за счет этой приятности он отсекает приятность внутреннюю. Поэтому, как привило, йоги, которые занимаются собой серьезно, они помалкивают. В отличие от Вашего покорного слуги, который пытается сейчас здесь что-то про йогу что-то говорить. Понятно, что этим некий баланс смещен. Но, если начал заниматься пранаямой, сократи праздную болтовню, которая высасывает силы, замени их мантрами. После таких разговоров ты чувствуешь некую опустошенность. Пример: Приехал кто-нибудь из знакомых, ну, надо с ним о чем-то поговорить из-за приличия, ну тоска собачея, хоть вой. Говорить вроде не о чем и начинается, про погоду и.т.д. И все уже смотрят на часы, когда эта вечеринка закончится, и потом эти гости незваные ушли, и ты опустошенный, вроде из-за приличия надо было разговаривать. Внутренняя энергия вышла из гармонии, баланс нарушился, ощущение приятности ушло. А в пранаяме самое главное: ощущение приятности.

Ученик: А если в такой момент читать мантры?

Вадим Запорожцев: Методы есть, но дело в том, что здесь имеется в виду, что ты пранаямой занялся по полной программе. Опять же перестраивать любое предприятие можно не так, что все напрячь под это дело, а можно плавно, постепенно. То есть существуют методы, которые компенсируют негатив, в том числе, как ты сказал, Мантра йога. Есть большое количество других вещей, других упражнений, например, научиться слушать. Может это наиболее сильная практика: научиться слушать неинтересное и пытаться себя взять под контроль. Но с точки зрения пранаямы это ослабляет. Любое нарушение гармонии ослабляет пранаяму. Поэтому пустых разговоров следует избегать.

Общение с женщинами

Этот пункт, пожалуй, один из самых непонятных и самых неясных. Что имелось в виду: сексуальное общение или общение вообще? Почему, потому что, как ни странно, есть методы, допустим, в той же Тантра йоге, которые усиливают пранаяму, но, вообще говоря, если человек занимается неконтролируемым сексом и теряет при этом энергию, то, конечно, он в значительной мере затормаживает пранаяму. Здесь имелось в виду вероятно это. Ты помнишь, что если не заниматься сексом, как этому учат соответствующие разделы йоги, то происходит потеря энергии. До тех пор, пока она восполнится, понятно, ни о каком чувстве гармонии речи быть не может. Поэтому излишнее занятие сексом с потерей значительно тормозит пранаяму. Ну, это отдельная тема. Поэтому, если ты сильно начинаешь заниматься пранаямой, следует ограничить такого рода контакты. Хотя еще раз напомню, есть вспомогательные методы, Тантра йога на этом построена, в которых, наоборот, взаимодействие с женским началом, без потерь, усиливают пранаяму. Но там есть другие аспекты, эмоциональный, они должны приниматься во внимание. Так, если ты потом со своей подружкой поскандалил, то ты начитаешь терять энергию. Понятие энергии, праны плавно, как многоярусный водопад, есть разные уровни, они связаны друг с другом, это единый поток, но некоторые очевидны, а некоторые неочевидны. Поэтому, секс требует очень внимательного к себе отношения. Секс, как и смерть, вещи, где-то близкие, в том плане, что они открывают совершенно новые горизонты, и как любое сильное средство требует готовности. Поэтому иногда теряется это ощущение гармоничности, даже на уровне каких-то эмоциональных недопониманий. Поэтом некоторые ведут достаточно уединенный образ жизни, хотя бы на время овладения этой практикой. Если же такой возможности нет, то надо все «камни» заранее обходить. Если ты предполагаешь, что будет какая-то эмоциональная несостыковка, лучше сделать так, чтобы ее избежать, чтобы внутренней гармонии не потерялся ритм. Мне про пранаяму тяжело говорить, тема очень тонкая, еще тяжелее учить. Раньше вообще никто не знал, сейчас все книжки научились читать, говорят: «О, я делаю каждый день такое-то количество кумбхак, пурум-пурум, тра-ля-ля-ля». По всем канонам йоги такой адепт по воздуху должен летать. Значит, делает что-то не то, раз не летает. Тема очень трудная. Она трудная в первую очередь, как ни странно, в теории. 
Почему пранаяма работает. И лишь знание теории позволяет компенсировать недостаток древних знаний, недостаток опыта. В Индии ведь тоже не так уж очень весело с йогой. Там тоже формально вроде что-то есть, а копнешь, маловато для такой державы, маловато. Причем зачастую это, как матрешки, балалайка. Кто у нас сейчас в матрешки играет, на балалайке, да ты в деревне ее не встретишь. Но зато сувениры продаются: балалайки, матрешки. Вот точно так же и йога, некие такие образования, которые на экспорт.

Мысли иные кроме мокши

Это очень четко, потому что все другие мысли приводят к каким-то ассоциативным энергетическим потерям. Например, если ты будешь беспокоиться на счет своей работы или еще чего-нибудь, то часть энергии уйдет в эти контуры. Что опять же начнет сбивать тебя с ритма, с гармонии. Но когда ты понимаешь, что, родившись на этой земле, и основная твоя цель – мокша, огромное количество проблем исчезает, они не сопоставимы. Поэтому, как ни странно, думать о высшем полезно в самом, что не наесть психотерапевтическом смысле. Это умиротворяет и не нарушает внутреннюю гармонию. Так монахи в любом монастыре, которые нашли себя. В монастырь, что греха таить, попадают случайные. Им не понравилось что-то в жизни и они: «О, все, ухожу в монастырь!» и уходят в монастырь. И начинают искать всякие удовольствия, чтобы компенсировать предыдущих удовольствий. Есть люди, которые попали туда, куда надо. И у них в душе, как говорится: тишь да гладь, да божья благодать! Гармония! Потому что у них мысли о высшем, у них образ жизни тот, который не нарушает эту гармонию. Дыхание их становится, у хороших монахов, более равномерным, мысли более спокойные, и духовные процессы начинают идти гораздо быстрее.

Ложь

Как говорится, я себе взял за правило: не врать больше 60 раз в день. Надо сокращать это количество, я даже решил до 59. Понятно здесь мы имеем дело с ассоциативными, очень жесткими причинно следственными связями. Ложь, одно называется другим, несоответствие, не гармоничность, нарушение гармонии, это провал. Он остается, как мы уже разбирали в Карма йоге, он остается правилами игры. Ложь, сама по себе, один из возможный образов поведения человека, запутавшегося в Майе. Вокруг иллюзия, он дополнительную иллюзию плодит, называя одно другим. Но этим же самым он поддерживает правила игры Майи. Человек, который говорит правду, точнее стремится избегать лжи, это две большие разницы: говорить правду и стремиться избегать лжи. Так вот человек, который стремится избегать лжи рано или поздно начинает жить….., который также стремиться избегать лжи, который открывает тебе все секреты, в том числе секреты йоги. Опять же, чтобы делать пранаяму надо как минимум знать, что такая наука есть, тебе эту тайну должны открыть, если ты честный, то и с тобой честны. Но опять же, здесь надо придерживаться разумных норм, правил, потому что, как в том анекдоте: «Заставь дурака богу молиться, он себе шею свернет». Не дай бог, мы начнем говорить с завтрашнего дня правду. На вопрос: «как у тебя дела?» иной раз соврать лучше. Ну, зачем шокировать публику. Внутри при пранаяме вырабатывается чистое, кристальное, такое прозрачное состояние, и когда ты начинаешь врать, ты это состояние тем самым портишь. Состояние отсутствия лжи не то, что кто-то там с плеткой стоит и начинает за ложь хлестать, а когда ты приходишь к этому плавно, постепенно, ты понимаешь, что тебе дороже врать. Вот это ощущение наслаждения, гармонии внутри, снаружи, оно куда как превосходит по ценности какие-то сиюминутные моменты, когда ты вынужден врать. Поэтому йогины стараются избегать лжи.

Двойственность

Здесь опять же момент перевода, что имелось в виду. Кто-то считает двойные стандарты – продолжение той же лжи.

Гордыня

Гордыня серьезный такой момент, которая путает карты, особенно, когда первые результаты на лицо. Когда вы чего-то достигли в плане йоги, мы начинаем на себя натаскивать некий такой образ. Гордыня страшно мешает. Гордость и гордыня это разные понятия. Гордыня здесь понимается как чванство: «Вот, я такой крутой». То есть это такая скрытая лень, некий такой застой. «Что это я буду здесь прогибать, да я уже такой крутой». Я иногда бываю свидетелем достаточно поразительных вещей, когда богатеют резко вчерашние бедные люди. Когда ты несколько раз видишь этот сценарий развития событий, это тебя удивляет, а потом просто начинает смешить. Вчера был нормальный парень Вася Пупкин, ты к нему обратишься, он тебе что-то сделает, ну, свой рубаха-парень. И вот Вася Пупкин устроился на большую работу и разбогател сказочно. И что-то в Васе Пупкине поменялось. Ты говоришь: «Давай Вася что-то сделаем, мешок поднимим». И Васи Пупкина есть представление о самом себе: «Что это я буду таскать!» Это состояние некой такой гордыни, оно крайне смешное, потому что Вася Пупкин придумал себе некий образ, застывший и пытается его удержать. Понятно, что на это надо тратить энергию. А энергия, откуда будет идти? Из праны.

Пример из йоги:

Действительно человек, который достиг хоть чего-то в пранаяме, и когда он начинает с гордостью смотреть на всех остальных, вот вы там черви копошитесь, ни черта не знаете, как кумбхаки выполнять, а я такой, я уже папа от йоги. То этим самым такой человек сам себя обрекает на застывшее состояние, а если он сам еще не очень многого добился, это приговор. Знаешь, гордость, как такая маска, большая большая, на себя ее одел, как деды Морозы, зайцы ходят по Москве, такая голова зайца. Гордость, это, когда ты берешь чужую личину, надеваешь и ходишь. Но потом, если у тебя много энергии, ты начинаешь этой головой биться об всякие преграды и рано или поздно она раскалывается и с тебя сваливается. Человек отказывается от гордыни. Все учителя йоги крайне доступны в этом плане, он может тебе канализацию починить, он может тебе тут же еще что-то сделать, а может, что называется, по воздуху пролететь или очень терпеливо отвечать на какие-то глупые вопросы.

Жестокое обращение с животными, их убийство

Это принцип Ахимсы – не причинять вреда ни одному живому существу. Обращаться надо так, как велит твой долг. То есть это сама по себе негативная карма. Я даже рассматривать не буду, это очевидно, что какая может быть гармония, когда вокруг тебя реки крови. Есть еще один немаловажный фактор, дело в том, что по мере занятия пранаямой открываются сверхспособности. И сверхспособности самые разные, вплоть до чтения мыслей, чтения состояний. Ты начинаешь на себе, на своей «шкуре» ощущать, поэтому, когда пнул собаку, а сам на себе почувствовал отпечаток своего же собственного ботинка. Вселенная в философском плане йоги замкнутая. Поэтому это та вещь, которая разрушит гармонию в пранаяме. Ты кого-то убил, а на самом деле ты самого себя убил, часть себя. Ты настраиваешь на волну этого бедного, несчастного животного. На ранних стадиях иногда эти состояния приходят бесконтрольно, это вызывает жуткие депрессии. Человек просто настраивается на волну, одну, другую, третью, а, что греха таить, вокруг бесчувствие, и все друг другу причиняют боль по причине бесчувствия. А такой человек вдруг внезапно почувствовал, ты просто не представляешь, какие обрушиваются на него эмоциональные перегрузки. А если, не дай бог, он сам не справедливо с кем-то поступил. То есть здесь, безусловно, гармония разрушается, ни о какой пранаяме речи быть не может.

Враждебное отношение к кому бы то ни было

Иногда эти мысли становятся маниакальные, всегда находится враг, который во всем виноват. Эта такая черта людей: всегда найти виновных. То есть виновен начальник, виновны инородцы – понаприехали, виновен папа римский – лезет не в свои дела, виновен Усам Бенладен, все кругом виновны. Понятно, что здесь ни о каком понимании закона кармы здесь и речи быть не может. Но этот негатив превращается, рано или поздно, в маниакальный негатив. А полным полно праны от пранаямы, даже если только начал заниматься. И эти состояния начинают вырастать до космических размеров: уж если еврей, то еврейский заговор, уж если фашисты, так поработили весь мир, уж если американцы, то пытаются превратить нас в страну третьего мира и выкачать все ресурсы.

Присвоение чужого

Понятно, что воровать и присваивать себе чужое плохо. Хотя ты понимаешь, что, рассматривая нашу страну, я вспоминаю советские времена, когда рабочим платили заведомо заниженную зарплату, сельский житель получали копейки, понятно, что он добирали. Каким образом, там то утянет, здесь утянет. Или кто работал на заводе: работал на трубном заводе – у человека полно труб, на стекольном заводе – стекла, хочешь дом построить: то на кирпичном поработай, то на другом. То есть у нашей страны достаточно интересная карма, что заведомо были поставлены такие условия, вынуждающие воровать, человеку некуда было деваться. Когда-то, говорят, Петру Первому предложили поднять надзирательным органам жалование, и он сказал: «Этим ни копейки, они своего итак доберут!». Понятно, если это предполагается, что будут воровать, то деваться некуда. Поэтому, рассматривать нашу страну в этом принципе не совсем корректно, потому что деваться некуда, ты попадаешь в более жесткие условия, тебя заставляют воровать. Кто только чего не воровал: и яблоки с колхозных садов, и прочее. Хотя само по себе это вносит путаницу в карму. Ты перестаешь отслеживать обратную связь. Ты пошел работать, заработал – получил, распорядился. И у тебя в голове, на личном примере своей работой ты уясняешь закон вселенной, закон кармы – «Что посеешь, то и пожнешь», а если ты, говоря народным языком, что-то где-то «свистнул», то у тебя притупляется внутреннее осознание этого закона. Опять же еще раз подчеркну, что здесь тоже не должно быть паранойи. То есть такие моменты, когда валяется что-то и это ни чье, а человек остро испытывает необходимость в чем-то: «Нет, нет это чье-то!», хотя это уже ничье. Такая параноидальная какая-то вещь тоже присутствует. Боже упаси, везде должен быть здравый смысл.

Ученик: Ну, может, если есть сомнение, то лучше не трогать?

Вадим Запорожцев: Да, очень хорошее замечание. Если есть, что это чье-то, и это кому-то надо, то есть здесь принцип Ахимсы: не причинение вреда ни одному живому существу. Понятно, если ты это свистнешь, то кто-то будет расстроен. Но если это никому не надо, то никто и не будет расстроен. В этом заключается тонкость, то есть не причинение вреда.
Конечно, воровать плохо. Но, обрати внимание, у нас все воруют. В нашей стране все воровали, сейчас не знаю, как, не берусь судить. Наши олигархи, они, что сами заводы построили, они сами кровью. И потом, я согласен, может быть они великие финансисты, может они открыли какой-то новый закон финансового мироустройства и на этом заработали. Ну, то есть понятно, если ты великий гений, и ты оптимизировал систему, и ты стал экономить миллиарды, то на миллионы ты имеешь право, если ты хороший управленец, если ты хороший менеджер, если ты хороший владелец. Ну, если, знаешь, взял в аренду, попользовался, получил прибыль, на часть прибыли ты имеешь право. Но, когда, извините, претендую на все, что построено еще заключенными при Советском Союзе, ведь это все было построено рабским трудом. Понятно, что это уже попадает под раздел воровства. Ну, какая отсюда карма.

Ученик: А если человек при этом не считает, что он ворует, а считает, что он берет свое?

Вадим Запорожцев: Видишь, это опять очень тонкие моменты. Если, мы живем в нашей стране, я еще раз вспоминаю советские годы, когда по умолчанию закладывалось, то это один разворот.

Ученик: Это наверно тоже негативно?
Вадим Запорожцев: Конечно, ну, во-первых, сама карма негативная, обрати внимание, сама негативная карма, что ты живешь в стране, где законы заставляют тебя ухудшать свою карму. То есть это уже сама по себе твоя карма негативная, и тем фактом, что ты вертишься, ты имеешь шанс ее ухудшить. С другой стороны надо еще и как-нибудь жить, ты же уже попал в эту страну.

Ученик: Это вопрос дхармы уже получается, да?

Вадим Запорожцев: Абсолютно ты правильно заметил. Это путь. Ну, сейчас везде, сплошь и рядом идут правила игры такие, какие идут, ну не куда не деться от этого. Это не мы придумали правила игры, у нас слишком плохая карма, что мы попали в эту страну с этими правилами игры. Но у нас есть мотивация. Наша мотивация бескорыстна, наша мотивация – развитие всего. Или просто наша мотивация – самим честно заниматься йогой. Каждый человек уже попал в эти условия, поэтому он должен выходить из них так, чтобы был минимум негатива. Если есть возможность не воровать, а купить, то надо покупать. Но я зачастую могу привести столько примеров: я обычно, когда лекции читаю по этому вопросу, сколько душещипательных примеров об том, что никак не получается не своровать. На что я отвечаю, что ребята поступайте, как велит вам совесть, поступайте, что причинять минимум вреда, минимум ущерба. Конечно, если бы мы жили в условиях, где все так замечательно и хорошо, то такого вопроса и не стояло. Но мы живем в том мире, который есть, поэтому его надо переделывать в лучшую сторону и быть реалистом, вот это самое главное – быть реалистом. Потому что, еще раз, я встречаю огромное количество людей, которые говорят: «С завтрашнего дня я веду святой образ жизни!». Но их хватает на неделю, а если даже и не на неделю, то этот человек ничего не делает ни для кого, он все выполняет эти нормы, инструкции, предписания, как бы, не дай бог, свою карму не утяжелить. Да, бог с ней с кармой! Если ты помогаешь людям, если твоя мотивация чиста, то там наверху, конечно же, видят. Там все понимают, там все вменяемые, ну, я имею в виду высшие духовные силы, это простится тебе, если твоя мотивация чиста. Но если смысл твоего существования – это украсть, вести такое «полускотское» существование, конечно же, это негативная карма. Поэтому это нужно всеми силами избегать этого настолько, насколько возможно. Но не впадать в паранойю. Это, кстати, касаемо всех ограничений, которые здесь перечислены.

Текст: Средства

3.34. Сейчас я расскажу тебе о средствах, с помощью которых ты быстро
достигнешь успеха в Йоге. Если держать их в тайне, успех придет несомненно.

Комментарий Вадима Запорожцева: Самый первый принцип тайны. Что отличает успешного ученика от не успешного? Успешный ученик «помалкивает». Не успешный рассказывает о своих достижениях, причем, слова его, как правило, пустовесы: «Ой, я вчера был на такой медитации, у меня кундалини поднялась, у меня то се, пятое десятое!». Ну, во-первых, сам факт этого, это не самый разумный способ делиться такими вещами. Поэтому у нас, допустим, в школе принято не делиться личным опытом, если он не уместен. Делиться опытом можно только лишь, если ты хочешь, чтобы этот опыт кому-то помог, то есть, когда ты уже выступаешь где-то в статусе учителя или в статусе, когда ты общаешься с единомышленниками и хочешь выяснить – а как у других, обмен мнениями. И то он в достаточно закрытой группе людей, только те, кто посвящен. Нарушение принципа тайны – это навязывание миру своих правил игры. Ты помнишь, что каждый человек – спящий бог, каждый человек живет в том мире, в котором хочет жить и видеть вокруг себя все то, что он породил сам. В предыдущих жизнях он устанавливал правила игры, по которым живет в этой жизни. И так из жизни в жизнь. И, когда ты начинаешь навязывать свои правила игры, ты говоришь, допустим: «Надо заниматься йогой, надо быть здоровым богатым и счастливым», и ты сталкиваешься со Вселенной, где другая душа играет в другую игру, которая звучит примерно так: «Надо быть бедным, больным, несчастным, йогой заниматься не надо, надо воровать, убивать», то есть душа хочет этого, поэтому вокруг нее выстраивается именно та среда и ситуация, в которой она хочет жить, а в следующей жизни это дается как данность. То есть в этой жизни выстраиваются правила игры, а в следующей даются, как данность. И представь себе, если ты начинаешь слишком сильно навязывать, то ты начинаешь задавливать людей. Пусть это их ошибочные взгляды, но это свобода воли. В этом смысле мы не имеем право подавлять ни в каком проявлении свободу воли. Другое дело, если чужая воля уже нам житья не дает. Здесь уже вопрос силы, кто кого выдавит, ну, в хорошем смысле слова, чья точка зрения будет доминировать. Пример: в африканском племени Юмба-мумба живут людоеды и у них принято есть соплеменников, а ты, белый человек, считаешь это возмутительно и ни куда не годиться. Ты живешь, допустим, где-то рядом, ты какой-нибудь профессор, букашек, таракашек рассматриваешь. И вот два мировоззрения сталкиваются. С одной стороны, они не имеют право тебе навязывать свое, с другой стороны, ты не имеешь право навязывать им. И именно по этой причине возникает принцип тайны. Это ты должен запомнить. Опять же, я предостерегаю от паранойи, которая в йоге есть, особенно связана с такими достаточно интересными йогами, такими, как тантрические йоги, там тайна на каждом шагу, это правильно, чтобы чужое сознание, чужая энергия не проникали и не влияли. А для того, чтобы они не проникали и не влияли, о них просто не должны знать. А как они узнают, ну, разве только случайно, но если в этом нет кармы, то этого не произойдет. Узнать могут, если ты сам начнешь «трепаться» на каждом шагу. То есть даже, если с тобой были какие-то реальные моменты, то этим самым ты навязываешь правила игры, в той же компании окажется какой-нибудь представитель ортодоксальной религии, который скажет, что все это мракобесие, все это плохо, все это негатив. Почему? Потому что ты начинаешь навязывать, что с тобой такое было, а он это не воспринимает. Поэтому нужно быть крайне аккуратным в этом смысле, но с другой стороны, не идти на поводу и этих представителей ортодоксальных сект, которые свою начинают линию гнуть. Так, если хочешь конкретных результатов, подумай, есть ли у тебя вдвойне энергии, чтобы а. Сделать что-то для себя, б. Чтобы еще начинать во всем мире отстаивать свою эту вещь. Такое с тобой случится, когда ты начнешь преподавать йогу. Вот, когда ты начнешь преподавать йогу, да, действительно, здесь деваться некуда, здесь ты преподаешь, громогласно, открыто и раскрываешь самые сокровенные тайны, у тебя работа такая. Но ты в этот момент не персонифицируешься, это не ты лично, это ты представитель традиции, это ты представитель облака школы, это ты представитель, в конце концов, абсолюта. Ни больше, ни меньше. В этом смысле ты открываешь все тайны, но в другом смысле ты очень «помалкиваешь». И если ты помалкиваешь, то успеха ты достигаешь значительно быстрее. Даже в кругу единомышленников не всегда следует все свои духовные переживания озвучивать. Потому что, во-первых, у каждого – по-своему, во-вторых, у нас не особо это принято. Нет, это не значит, что мы не делимся какими-то впечатлениями, но конкретики никакой, так как это не скромно. Если же ты начинаешь что-то рассказывать из своего ли опыта, из опыта людей, которые вместе с тобой практиковали, из опыта своих учителей и так далее, то никакой конкретики, никаких имен, адресов, явок, паролей, никогда. Более того, заранее предупреждаю, что даже, если это с тобой случилось, рассказываешь от чужого лица, как у классика: «Один мой хороший знакомый, покойный ныне…». Это вопрос не навязывания и не растрачивания. Господ Бог придумал этот большой «курятник» со своей температурой, и Господ Бог прекрасно делает свою задачу, он духовно воспитывает, у него миллиард времени, у него времени хватит, мы в этом смысле всего лишь какие-то жалкие помощники, это я образно говорю. Поэтому надо всегда интуитивно внутренне соотносить. Но, опять же, никакой паранойи. Потому что я часто встречаю людей, у которых секретность превращается в манию. И обратная сторона так же смешная, когда на каждом углу начинают кричать.

Ученик: Ну, это тщеславие наверно?

Вадим Запорожцев: Ты знаешь иногда даже не тщеславие. Иногда есть люди болтливые. Они без задней мысли даже. Ну, по разным причинам. Поэтому все, что касается твоего личного духовного пути, пусть это будет твоя личная духовная тайна. И другим об этом можно говорить, но, в первую очередь, людям близким по духу, иногда можно и посторонним, но, опять же, если это им поможет и по возможности никакой конкретики.

Ученик: Допустим, я сталкиваюсь с какими-то переживаниями или еще с чем-то, которые я не могу идентифицировать, понять, я могу спросить у тебя?

Вадим Запорожцев: Конечно, я говорю, без нарушения принципа тайны. Иначе смысл обучения? Как ты будешь учить без обратной связи? Тебе же надо знать, что с человеком происходит. А может, ты ему высшую математику даешь, а он не знает дважды два. И такое случается. У меня был такой случай, когда у меня собралась аудитория йоги. Мне сказали, что будут достаточно продвинутые йоги, расскажи эту йогу, эту, эту, высокий уровень. Я добрых два часа соловьем изливался, потом в конце начали задавать вопросы, слава богу, начали задавать вопросы. Я понял, что люди вообще не знали: что такое йога. То есть надо было начинать с самых азов. Поэтому я всегда требую вопросов, чтобы быстро привязаться к внутренним переживаниям человека. Я не спрашиваю в прямую, это не в моей привычки спрашивать: кто ты такой, где ты работаешь, номер, серия паспорта – во-первых, мне это не интересно, во-вторых, это не мой стиль. Если человек хочет мне что-то сказать, он сам скажет. Если я сам почувствую что-то, я, конечно, сам задам наводящие вопросы, но, как правило, я вопросов не задаю. Потому что человек должен сам созреть для того, чтобы самому задать вопрос, а это уже дает мне возможность определить, как идут процессы. Поэтому есть такое очень некрасивое сравнение, но я его приведу: что такое тайна? Это как еда: ты съел еду, и она должна перевариться, только после этого из тебя выйдет. Некрасивый пример, но примерно то же самое и с духовными практиками. Ты сначала должен получить поучение, то есть узнать какие-то методы, какие-то йоги, ты должен их переварить в тайне, ну , никто же не видит, что у тебя в животе творится, как ты там перевариваешь, значит это будет уже не переваривание, а уже можешь делиться со всем прогрессивным человечеством. Хотя, конечно, в биографии преподавания йоги бывают самые разные моменты. Если твоя мотивация – помочь людям, то иногда бывают такие моменты: например, меня спрашивает ученик про очень экзотическую йогу, я о ней знаю сам очень мало, сам ее не практиковал, более того через седьмое знакомство на шапочном уровне знаю, как практикуется эта йога, но человек приходит ко мне и спрашивает, я понимаю, что он нигде больше информации не найдет. Поэтому я честно говорю: «Мне известно это, это, это..». Даже какие-то йоги приходится иногда передавать, чтобы они не исчезли. Отсюда, кстати, возникает испорченный телефон, потому, что ты недопонял, передал. Поэтому, конечно, я не люблю такого делать никогда, но иногда деваться некуда. Человек из Урюпинска приехал, из Нижнего, где не то что про какие-то экзотические йоги, там про хатху-йогу не особо знают. Ну, я, к примеру, я не хочу обижать Нижний Урюпинск. А куда деваться, надо нести дальше, поэтому иногда такой момент возникает, очень суровый, существенный, когда ты ведешь занятия – до какой грани ты можешь давать техники, но в первую очередь это должно быть бескорыстная мотивация помощи людям, если она есть, все остальное приложится. А если какая-то другая мотивация, опять же гордость, зазнайство, попытка надуть щеки, то это может не сработать, а может, сработает.
Значит, принцип тайны: любим и уважаем, не впадаем в паранойю, в то же время особо не треплемся.

Текст: 
3.35. Великий йогин должен соблюдать следующие предписания: употреблятьочищенное масло, молоко, сладости, камфору, говорить добрые слова, иметь уединенную комнату, слушать речи об истине, исполнять свои домашниеобязанности без привязанности к ним, воспевать имя Вишну, слушать музыку,возвышающую душу, быть терпеливым, постоянным, всепрощающим, строгим ксебе, выполнять очистительные процедуры, быть умеренным и служить Гуру.
Итак, первое, употреблять очищенное масло.

Комментарий Вадима Запорожцева: Мы об этом с тобой уже говорили, что во время практикой занятия йогой грязные элементы выходят, их надо заменить на чистые, поэтому чистая пища должна присутствовать, иначе не на что менять. Очищенное масло как раз в этом смысле кладезь этих чистых элементов.

Ученик: А если очищенное масло физически не очень на вкус приятно?

Вадим Запорожцев: Конечно же, на вкус и цвет товарищей нет. Во-первых, надо выяснить действительно ли оно нормальное, не маргарин ли там подмешан. Если на вкус не совсем приятно, значит, его надо употреблять вместе с какими-то другими продуктами.

Ученик: С хлебом?

Вадим Запорожце

17. Ключевые слова:

 

18. Контрольные вопросы.

Составитель:

19. Ответы на контрольные вопросы.

Составитель:

20. Ссылки на тексты с похожими тематиками:

21. Глоссарий.

Поделиться Открытой Йогой:

Оставьте комментарий