2013.03.24 Семинар Пранаяма Йога. Часть2 . Вадим Опенйога.

 

2013.03.24 Семинар Пранаяма Йога. Часть2 . Вадим Опенйога.

 

Итак друзья, это у нас вторая часть семинара по Пранаяма йоге. Сегодня 24 марта 2013 года, меня зовут Вадим Запорожцев. Мы с вами приступили к изучению раскачки в предыдущей части и поэтому я хотел бы выслушать вопросы. Есть ли вопросы по этому упражнению? Все ли понятно или надо дополнительные пояснения дать?

 

Вопрос:  Мы должны в раскачке уловить такой момент, когда мы не контролируем дыхание и между тем, как мы контролируем дыхание? То есть вот на этой связке, на этом срезе  мы нащупываем этот момент, где нам нужно просто наблюдать за дыханием, просто делать движения и там, где нужно добавить контроль? Как раз этим и регулируем, там где мы добавляем контроль, где убираем?

 

Вадим Запорожцев: Да, здесь, смотрите, вещь такая:  дополнительный инструмент возникает. Именно принудительное действие вашего тела. Вы за счет движения тела можете влиять на дыхательные процессы, тем самым у вас расширяется простор для фактического улавливания гармонии. То есть там, где просто обычный вдох-выдох перестает работать, допустим, вы не нащупали свой ритм, вы берете, отключаете активные вдохи-выдохи и остаются пассивные вдохи-выдохи за счет того, что вы делаете движения своим телом, подобное движениям крии.

Еще раз, раскачка пришла к нам, как некоторые утверждают, из переходных пранических крий, это очень мощное упражнение. От таких подходов, там достаточно много, это считается закрытым разделом в йоге, во всяком случае, считался очень долго. И он чрезвычайно эйфорический, друзья! То есть, если правильно научиться делать раскачку, вы будете достигать колоссальных эйфорических состояний.

 

Еще раз напомню вам, вы сперва начинаете медленно делать что-либо обозначая, затем быстрее, быстрее со вдохами, выдохами, затем если чувствуете, что вдохи-выдохи надо отключить, отключаете и делаете движения без вдохов-выдохов по нарастающей, потом в конце задержка, на этой задержке можно так же делать движения, но уже с закрытыми ноздрями.

Я здесь хочу подчеркнуть разницу: в тот момент, когда вы не дышите!

Вот если вы дышите, вы просто делаете движения, как в крия йоге в раскачке, то волей-не волей часть воздуха из легких выходит, потому что вы, как бы его выдавливаете и затем обратно устремляется, когда вы выпрямляетесь. И вы, в принципе, не делая дыхательных движений вентилируете свои легкие. Фактически, получается пассивная Пранаяма. Затем вы добавляете активную составляющую, то есть вы начинаете сгибаться-разгибаться, но уже с активным вдохом-выдохом. И вот вы начинаете на этом играть, и начинаете нащупывать гармонию. Как только вы поймали гармонию, у вас ощущения, как в крия йоге, когда делаешь и хочется продолжать делать, по нарастающей. И вы начинаете усиливать эти действия, в конце вы делаете полный вдох, и закрываете ноздри, и вот после того, как вы закрыли ноздри, вы можете делать опять же крии, но только уже  в этом случае нет пассивной пранаямы, то есть пассивной вентиляции легких.

А так как вы закрыли ноздри, там идут несколько другие процессы. И так вы делаете достаточно долго, затем вы наклоняетесь вперед, и если вы перераспределяете свое внимание в точку межбровья в центр разума, у вас могут наблюдаться срывы паразитического мышления разума и, как правило, волна эйфории, плюс еще гипервентиляция легких. Волна эйфории совершенно начинает вас подхватывать на физическом уровне, а потом начинают открываться совершенно тонкие каналы внутри. Это еще сильнее эйфория, вы просто выпадаете из этого мира. Вы можете просто вывалиться и просто через какое-то время очнуться, и долгое время не понимать вообще, где вы, кто вы.

 

Там есть очень много хитрых таких переходов от понятного к непонятному, но этим занимается отдельный раздел йоги. Я даю эти элементы только лишь для того, чтобы вы быстрее овладели Пранаяма йогой. К сожалению, в полном объеме некоторые разделы я не могу еще давать. Это обычная тенденция такая пошла, что все уже начинают себя считать великими гуру, великими учителями человечества, в том числе и те, кто у меня учился. Мне иногда это смешно наблюдать, они думают, что они все знают, а это всего лишь первые шаги, а там такая страна неизведанная и втихаря уже начинают кое-кто сами  начинают учить,  чему не надо.

Я боюсь испорченного телефона, потому что зазнавшиеся некоторые ученики, они не понимают, что они сами еще ничего не понимают. Они могут передавать те практики, которыми сами еще не владеют. Поэтому я себя притормаживаю, не потому, что я что-то скрываю, потому что мне надо набрать достаточно большое количество людей, кто овладел той или иной йогой, прежде чем давать многочисленные подробности, иначе пойдет испорченный телефон. Хотим мы того или не хотим, вот такая вот реальность в нашем мире.

В городе Москве нет занимающихся йогой, у нас сейчас здесь все учителя йоги, кое-кто гуру и небольшой процент просветленных мастеров, тоже ходят и просветляют. Я, конечно, всегда с юмором к этому относился и отношусь, но к этому сейчас начинает добавляться фактор денег, они же все пытаются на этом деньжат подзаработать. А когда начинается желание заработать много денег на йоге, то иногда это идет в ущерб самому процессу йоги. Я не против зарабатывания денег, в конце концов там и за аренду надо, и к тому же преподавателю йоги надо что-то есть. Но вы помните идеологию йоги, в первую очередь учение, а потом уже все остальное.

   Итак, когда вы делаете эти переходные, пранические крии, то на задержке там есть целая гамма движений, которые с одной стороны выводят вас на некие высоты, с другой стороны очень активно начинают очищать ваши каналы и центры, после чего наблюдается ваш быстрый эволюционный рост.

Но меня интересуют  вопросы по тому, что мы делали.

 

Вопрос: А обязательно закрывать нос?

 

Вадим Запорожцев: Да, обязательно закрывать и обязательно наклоняться вперед. Некоторые говорят, что после раскачки хотят оставаться в прямом состоянии, на самом деле это негативная тенденция, какая-то их часть не расслабляется и они потом по жизни иногда демонстрируют  невменяемость известную, в том плане, что какие-то части напрягаются в нас и не успевают расслабиться и вот вы с этим стержнем напряженным  начинаете потом по жизни жить, а вам бы расслабиться и начинаются срывы у людей. В йоге это называется причинная шизофрения. Это типичное заболевание среди йогов и йогинь на определенной стадии практики йоги и  Пранаяма йога чрезвычайно усиливает.

Еще раз, почему я не люблю давать пранаяму йогу в открытую многим? Потому что точно сегодня он накачал себя праной, ему кажется эйфория, у него эйфория всемогущества, у него эйфория, что он уже сам учитель, у него эйфория, что он чуть ли не по воздуху может летать, а это всего лишь иллюзия! А потом эта эйфория резко сменяется на другую, человек становится раздражительный, резкий, очень не терпимый, не адекватный по мелочам. А все только лишь потому, что в Пранаяма йоге нарушен подход в овладении, переваривании праны. Это сплошь и рядом случается, поэтому собственно говоря, все, что связано с дыхательными упражнениями, очень ревностно всегда охранялось. Люди становятся не управляемые, очень нервные, очень не сдержанные, то, что называется причинная шизофрения, в особенности если нету отдыха, или если не следовать жестко тем указаниям, которые даются однозначно.

Еще раз, у нас в городе Москве уже все гуру, учеников йоги не осталось, остались только учителя, мастера и просветленные гуру, просто ученика йоги здесь не найти.

 

Вопрос: Есть ли какая-нибудь техника безопасности для начинающих? Мы поняли, что начинаем от простого к сложному, но может еще есть какие-то моменты важные?

 

Вадим Запорожцев: Да, есть еще очень много всего. Есть факторы, которые полностью нейтрализуют отрицательное действие пранаямы, но это идет совсем из других йог, в частности  из йог триады, там есть определенные упражнения, которые полностью компенсируют этот перегрев, но это, видите, немножко с другой стороны подход.

В частности, если уж речь зашла, есть такие компенсационные упражнения, так называемые крии союза или  когда мужчина и женщина делают упражнения, типа как парную йогу, только не статические упражнения, а динамические упражнения. Вот это, до известной степени, снимает опасность  от Пранаяма йоги. Вообще, взаимодействие мужского и женского, как не странно  фактор, который наиболее красиво, мягко и гладко убирает причинную шизофрению, нервозность, неуравновешенность в жизни, вызванное тем, что человек начал заниматься  Пранаямой и немножко не рассчитал свои силы.

Из обычной же жизни, это, безусловно, отдых. Это Шавасана. Причем в Шавасане надо отдыхать, вне зависимости, хочется или не хочется, расслабляешься или не расслабляешься. Просто усилием воли сказал себе: «Ложусь и двадцать минут не встаю, без движений». И первое время лежишь напряженный, и думаешь: «Господи, как дурак лежу, лучше бы сбегал, что-то полезное сделал, потому что все равно внутри напряжен». И понимаешь, что расслабиться не можешь. Даже даешь себе мысленный приказ расслабиться, а не получается, не на физическом, не на эмоциональном уровне, а в голове еще какие-нибудь идиотские мысли, навязчиво-маниакальные.

Я почему говорю, что это закрытые темы, потому что управление мыслями, чтение мыслей вы начнете понимать. Любая мысль идиотская, паразитическая, попав к вам в голову, если она захватит вашу эмоцию, она тут же высосет прану, которую вы набрали Пранаяма йогой. А набрали вы ведь очень много праны! И эта мысль раздуется до вселенских размеров. Вот если была у вас злоба, она может вырасти. Или подозрительность, вы все в полном подозрении: кругом враги, козни вокруг меня плетут. На работе начальники, подчиненные меня не любят, причинная шизофрения в чистом виде, когда попадает мысль на большое количество праны и когда эта мысль  соединяется с эмоциями, то есть находят в нас слабинку. Вот жадность, например. И обычный нормальный человек становится до неприличия жадный, гнилых листьев у него не выпросишь. Ревнивый, так ревность будет безумная. Гнев, так значит гнев через край.

 

Вопрос: Получается, Пранаяма йога усиливает все наши не отработанные негативные особенности? То есть исходя из этого, нам стоит уделять внимание обычной практике йоги?

 

Вадим Запорожцев: Безусловно. Триада, она отдельно идет. Триадой очень сложно заниматься, потому что нужно достаточное количество партнеров или партнерш, а все-таки знаете, иногда  просто нет такой возможности, ни физической, ни какой. И безусловно, здесь вопрос стоит, чтобы упирать на медитацию “Да будут все живые существа счастливы”. Потому что когда тебя реально несет, несет в гневе, таких выверенных йогов, двадцать лет которые были невозмутимы, но вот им,  наконец-то, в руки попало тайное знание, и они там два месяца по практиковали, и вот видишь, как человека реально несет, и сделать ничего не можешь с этим. И спасает только то, что он перед этим, эти двадцать лет практиковал медитацию “Да, будут все живые существа счастливы», потому что она блокирует его безумные поступки.

Или хатха йога стабилизирует, мантра йога стабилизирует. Я просто почему сейчас сконцентрировал ваше внимание? Я должен, по идее, давать вам дальше упражнения, сейчас я буду это делать, но я сам немножко начинаю побаиваться йоги, начинаю некоторые разделы сам сознательно тормозить, не знаю, почему. Это может быть не правильно даже. Я вот смотрю на некоторых учеников своих, слишком уж быстро они и ретиво побежали. Я опасаюсь, это же реальные знания. Мы привыкли, что это древние знания, могущественные. Но мы не воспринимаем  это всерьез. Мы как воспринимаем могущество? Как кино: включил, посмотрел и выключил. А это же повседневная вещь, которая может повлиять на все стороны нашей жизни.

 

Студент: Я хотел добавить, что если у вас есть пара, даже если не касаясь триады, то можно просто отдыхать вместе в паре, просто лежать в обнимку после пранаямы, это очень сильно гармонизирует процесс.

 

Вадим Запорожцев: Друзья, заводите себе мужей и жен, стройте крепкие семьи, нет лучшего лекарства  по безопасности в йоге для мужчины, нет, кроме его жены. И для жены нет лучшего лекарства по безопасности в йоге, чем ее муж. Сама вселенная придумала такой момент. Какая бы причинная шизофрения не была бы у мужа или жены, но стоит мужу обнять жену, погладить, поцеловать и успокоить, и все, как попустило.

Единственное, что иногда бывает причинная шизофрения у жены против мужа, он ее хочет успокоить, да она не дается. Вот это уже беда.

Просто почему я говорю, друзья, я сам через это проходил. Я вообще только учу, что сам знаю. Стараюсь, во всяком случае, учить тому, что сам, хотя бы  отчасти проходил, и я помню, как меня  несло. И я вам должен сказать, сейчас я, задним числом, вспоминаю все свои  метания влево-вправо, ей Богу, страшно становится! Потому что ощущение ярости, ясности, ощущение, что ты абсолютно прав, причем еще такое чувство безжалостности. Это реальные вещи. Я помню, как это меня захватывало, носило. Слава Богу, милостью учителей, образумили меня, как говорится поставили на путь истинный, а то так бы и до сих пор бы несло.  Нетерпимость, взбалмошность, неуважение к старшим,  неуважение к учителям. Такое отношение, что я теперь источник силы, ума, могущества, я полный праны, меня прет, все должны мне подчиняться. Искус власти – это страшный искус в йоге! И если семена этой негативной кармы не отработаны, то несет капитально, конкретно.

 

Вопрос: Вот эти негативные семена кармы, даже если у нас наблюдается причинная шизофрения, нас несет, они все-таки отрабатываются или это может нас назад?

 

Вадим Запорожцев: Конечно же отрабатываются и они перегорают быстрее, чем мы успеваем совершить глупости. Обычно на совершение глупости нужно какое-то время. Если это времени нету.

Пример такой не йоговский, была у меня одна знакомая пара, уже люди в возрасте они были, муж и жена,  муж пил, откровенно пил. И жена выработала такое поведение для себя, всячески не пускала, но он все равно напивался, не понятно где, за какие деньги. Время от времени их приглашали на какие-то торжества, общее застолье, ну, как тут откажешь, все пьют и вроде как, и он должен. Так вот, она сперва ему наливала, как можно больше, как можно крепче, чтобы он, как можно быстрее нажрался и тут же упал. Если он будет по-тихоньку пить, у него будет долгое время на приключения, а так сразу же он отключался и падал. Но это тоже опасное явление, потому что у некоторых людей, наоборот, второе дыхание приходит после какого-то количества выпитого спиртного. Потому что та же самая ситуация у пьяного человека, малейшая кармическая недоработка, он же не ощущает неадекватность своего поведения и вот его на подвиги несет. Давайте мы все-таки вернемся к упражнениям.

 

Вопрос: Каким образом  в ежедневную практику ухватить второй цикл, который мы рассмотрели? Нужно ли начинать с попеременных дыханий, может делать что-то предварительно?

 

Вадим Запорожцев: То есть вопрос в последовательности изучения упражнений?

Если вы никогда не занимались дыхательными йогами, вы начинаете овладевать ими в той последовательности, которая была дана на нашем семинаре.  То есть сперва вы какое-то время практикуете первое дыхание, когда вы просто дышите и подсчитываете вдохи выдохи, затем  попеременное дыхание, затем  капалабхати.

Как только вы почувствовали первый привкус гармонии, вы почувствуете его. Как вы его почувствуете? Вы  будете заниматься и после занятий чувствовать себя лучше, чем до. У вас пойдет внутренняя гармония и так далее. Тогда может быть имеет смысл потихонечку добавлять уже упражнения с контролем вдоха, с бхастрикой. А лучше всего, в традиции нашей школы, я бы рекомендовал с раскачки, потому что проще с раскачки подойти к Пранаяме.

Раскачка не может пойти у вас с первого раза, друзья, потому что как и все оно требует  привыкания. Здесь  добавляются активные действия сокращения наших мышц, мы сутулимся, выпрямляемся. Затем, в дальнейшем, пойдет лучше и лучше. Это опытный факт, у меня просто есть статистика.

 

Вопрос: А если не по статистике, а первостепенно раскачка первая?

 

Вадим Запорожцев: Нет, вот в криях союза, в пранических криях, там идет все, сперва отрабатываются крии, движения. Вы, вероятно, все практиковали Крия йогу, там аналогичные упражнения, собственно, даже те же самые упражнения, но с очень интересным подходом к дыханию. Делается сперва много-много движений и за счет этих движений наблюдается пассивно-активный вдох-выдох. Это все можно назвать таким емким словом — динамическая медитация, есть динамика, но в то же время внутри вас остается  что-то неподвижное, что за всем наблюдает. И если делать соответствующий акцент на дыхательных процессах, на вдохе-выдохе, то можно  подойти с этой  стороны, через более примитивные упражнения, потом  дойти до раскачки, а потом идти дальше.

Давайте, если уж зашла речь, вот смотрите, я делаю раскачку, делаю-делаю, потом по нарастающей, потом делаю глубокий вдох, выпячиваю живот, закрываю ноздри, а дальше могу  переключиться на следующую крию, то есть на вдохе я делаю эту крию на задержке, а потом только опускаюсь.

И вот за счет этих хитрых очень переходов, грубо говоря теория следующая — праническая теория. Прана, она в каком-то смысле в первом приближении может рассматриваться, как  жидкость. Представьте, что  у вас внутри тела многочисленные каналы, трубопроводы, где-то трубки побольше, где-то трубки по-меньше, где-то они соединяются. Чакры – где много трубок соединяется. Какие-то две основные трубы, труба центрального канала и все руки и ноги пронизаны мелкими-мелкими каналами, как кровеносная сеть, очень,  кстати, похоже, или нервная.

Получается, у вас — раз, и набралось количество праны, и эта прана в свободном состоянии вещь чрезвычайно эйфорическая. Это эйфория в чистом виде. Если вы потом будете делать раскачку и впадать в эйфорические состояния, знайте, вы пробуете на вкус, отчасти, прану в чистом виде. Это очень сильное наслаждение, оно сильнее, чем все другие, в том числе, химические. Одно время даже поговаривали и до сих пор, что это один из способов лечить людей от зависимостей, наркотической, алкогольной от всего дерьма, которое наша современная цивилизация нам дала в виде допинга. Потому что здесь у вас в чистом виде прана, а в чистом виде прана всегда сильнее. Незаконное наслаждение можно заменить на законное наслаждение. И как мне видится, это единственный способ лечения. Вы никогда не заставите отказаться человека от наслаждения, не дав ему  еще большего наслаждения.

И в этом отношении переходные пранические крии, крии союза, они дают наслаждения в чистом виде. Но, что поступает с этой праной? Прана, это энергия и сознание, и каждая паразитическая мысль, вы это будете замечать, что у вас что-то идет и у вас какие-то каналы внутри заблокированы и наслаждения нет, а в каком-то другом моменте — раз, открылось, раз, поток и вы выпали в это эйфорическое состояние. И вы будете долго себя спрашивать, что же меняется? Меняется следующая вещь, что вот это вот система каналов или они над называются на санскрите, они, то пропускают, то не пропускают прану. Некоторые каналы загрязнены. И вот у вас выделяется большое количество праны и она устремляется в эти каналы. Если  каналы загрязнены, под большим давлением давят, а пройти не может, это дискомфорт.

Но если пробило, то у вас могут наблюдаться самые разные явления. На первых шагах испарина, потом  пот градом, потом  ясность, а потом, как утверждают тексты, хотите верьте хотите нет, способность к левитации. То есть наблюдаются такие явления, что сперва непроизвольное сокращение мышц, потому что прана ударяет в закрытый канал  и моментально начинается мышечная реакция, затем оно по-нарастающей, затем человек начинает подпрыгивать на месте, как лягушка. Потому что настолько сильные сокращения, что ноги сокращаются  и прямо подбрасывает в воздух. И в довершении всего говорят, что подбрасывает, а он зависает. Не видел, не знаю, врать не буду, но тексты многочисленные говорят вот о такой последовательности, потому что прана в чистом виде, это по сути дела, единственная первопричина всех энергий. В конце концов, гравитация это что? Это форма проявления той или иной силы, которая  может быть компенсирована другой силой. И вот если есть избыток праны, то, якобы, она  может что-то делать с гравитацией.

Друзья, я сам физик, я терпеть не могу сам всякую эзотерщину и невменяемость, всякие сказки я тоже терпеть не могу, но я должен честно и откровенно сказать: да, во всех древних трактатах по йоге, вменяемых, об этом однозначно говорится. Как оно на самом деле, это вероятно, те тайны, которые кто-то из вас переоткроет и когда-нибудь сюда прилетит в позе лотоса, я надеюсь, и расскажет нам.  А подход именно через Пранаяма йогу, это очень серьезные и могущественные знания, а я вижу немного не серьезное отношение у многих студентов  к  йоге.

Ладненько, по технике с раскачкой, потихоньку начинайте.

Сначала вяло делайте, от простого к сложному, потом, как только почувствуете , что вас начинает, в хорошем смысле, нести, потихонечку подбавляйте. Чувствуете, что что-то пошло не в ту сторону, делайте движения без дыхания и вот на этом начинаете играть. И таким образом очень быстро нащупываете нужный ритм, нужную последовательность  и так далее, иначе у вас долго с Пранаямой не пойдет.

Далее идем, следующее упражнение, которое мы должны рассмотреть, оно близко к раскачке  и собственно говоря, может, надо было его сперва изложить, а не раскачку, но немножко я сбился здесь в последовательности, не важно.

Это игра с праной, игра с воздухом.

Это когда вы начинаете дышать и при этом делать самые разные движения телом, пытаясь нащупать некую гармонию в себе. Или движения на вдохах и выдохах.  Допустим, делаете выдох, но не за один подход, а за три.

 Или вдох – выдох – вдох.  Шаг вперед и два назад. Вдох – немножко выдох – потом полный вдох  – и задержка.

 Начинаете играть с воздухом, начинаете играть с вдохами и выдохами. Не так, что полный вдох и полный выдох, а менять вектор  дыхания. Вдох – задержка – выдох…. И в самых разных вариантах, все, что в голову придет.  Любые окрасы вдоха и выдоха. И начинаете отрабатывать, отрабатывать, отрабатывать…

 Игра с праной получается.

 

 Следующее упражнение из серии контроля вдоха, известно оно, как  Ситкари

 

 Садимся прямо, выпрямляем спину, шею, голову…  Кончик языка прислоняем к небу вверх, делаем рот такой щелью. Всасываем воздух ртом, вдох. Воздух проходит слева и справа языка, охлаждая его.  Задержка.  Затем выдох через нос.  И опять такой же вдох – задержка – выдох…..

 Это одно из немногочисленных упражнений, которое делает акцент на вдохе через рот.  В Пранаяма йоге общее правило – это желательно дышать через нос, но есть некоторые упражнения, где позволяется использовать дыхание через рот.

 В частности такое упражнение, как дыхание «ХА». Когда вы на выдохе говорите «ХА». Не через нос выдыхаете, а через рот. А бывает дыхание, где вы на вдохе работаете, через рот. В частности, вот  это  упражнение – Ситкари.  То есть вы вдыхаете через рот, а выдыхаете через нос.

 

 Ситкари – очень хорошее упражнение, оно крайне помогает, когда хотите кушать или  когда хотите пить. Оно так воздействует на все ваши внутренние состояния, что снимает голод, жажду. Иногда при болезни полезно делать Ситкари.

В этом упражнении  язык поднимаем к небу и вдыхаем,  а выдох через нос.

 

Следующее упражнение, которое надо знать – это Ситали.

 

Здесь тоже используется вдох через рот.  Особенность заключается в том, что вы сворачиваете язык трубочкой. Рот в виде такой окружности, как будто вы говорите букву «О».  И высовываете трубочкой свернутый язык, и начинаете всасывать воздух, как бы концентрируясь на кончик языка.    Выдох опять через нос, обычный.

 

 Давайте несколько раз сделаем…… 

 

Чем хороши эти упражнения, здесь вы можете контролировать скорость вдоха, как в Ситали, так и в Ситкари.

 

Вопрос: А на выдохе язык убираем?

 

Вадим Запорожцев: Да.

Концентрируемся на самом кончике языка. Еще очень важная подробность в этом упражнении. Когда вы, таким образом, дышите и  у вас выделяется не большое количество слюны. Считается, что эта слюна напитывается праной и ее следует обязательно глотать, и ни  в коем  случае не выплевывать. Она может заменять вам, до определенной степени, пищу. Как если бы это была праной наполненная субстанция, и вы бы питались чистой праной. Так же считается, что это крайне помогает в  нейтрализации ядов. В не которых текстах есть такие сравнения, что змея высовывает свой язычок. В «Мире животных» показывают: ползет змея,  раз,  свой язычок высунула и поползла дальше. Подобно этому, человек становится не чувствительный к яду, как змея. Так же помогает бороться с голодом, жаждой.

Но есть еще одно очень важное приложение, касается оно мужчин, и связанно, как не странно, с  сексуальными йогами. Это упражнение помогает сохранять и приумножать сексуальную потенцию мужчин. Считается, что слюна и сперма у мужчин сильно связаны. И если, вдруг, вы  потратились на сексе, то это одно из упражнений, которое до известной степени, восстанавливает силы. Но это больше из  йог триады…

 

Вопрос: Сколько раз следует делать эти упражнения? 

 

Вадим Запорожцев: Ситкари и Ситали достаточно делать 10-20 раз, как одного, так и другого. Этого вполне достаточно.

Это упражнение, которое нет смысла каждый день, эти упражнения есть смысл делать только по необходимости с какой–то периодичностью. 

 

Вопрос: То есть делать при обстоятельствах?

 

Вадим Запорожцев: Да, при  обстоятельствах… 

 Стоит знаете, как поступить….  Стоит сначала изучить это упражнение, почувствовать на себе его действие, а потом, интуитивно вы будете ощущать потребность, когда надо.

 

Вопрос: То есть если какие-то упражнения мы можем в каждодневную практику вносить, то это не каждодневная практика?

 

Вадим Запорожцев: Да, это не совсем каждодневная практика. Это  разовые…

Есть еще продолжение этих упражнений, которое заключается в том, что, когда вы делаете Ситкари и Ситали, у вас во рту остается некоторое количество воздуха, и если вы  начнете его проглатывать вместе со слюной, то рано или поздно у вас желудок надуется, как барабан. Потому что этот воздух туда попадет.

 Это крайне важное и крайне полезное упражнение для всех. Называется оно – Плавини. Чтобы запомнить это  название, я вам дам такую мнемоническую  формулу: когда вы таким образом,   проглотите  достаточно много воздуха, то у вас будет заполнен как желудок, так и кишечник,  если вы будите делать достаточно долго. И если вы потом пойдете купаться, то вы будете плавать на поверхности.   Надули себя, как спасательный жилет и все: пузо большое и круглое, как барабан, пустое внутри. Захочешь – не утонешь, поэтому Плавини.

Это очень хорошее упражнение, когда делается вместе с  Ситали и Ситкари. Если вы съели что-то, от чего вам плохо, от чего вас  тошнит. Вот это сочетание, когда вы пропускаете воздух через слюну, и слюна как бы обогащается праной, как сказали бы в йоге. И потом глотаете ее с воздухом, то наблюдается очень хороший эффект по очищению организма.

И объяснений этому может быть много, даже вполне обычных, не с точки зрения могущества праны, а  вполне естественных. Представьте, вы что-то съели и стенки вашего желудка и кишечника напрямую контактируют с остатками пищи, в  которых содержится яд. А вы начинаете глотать воздух. И получается, что вы, как бы  прослойка воздуха, между плохой едой и теми  частями  нашей  системы пищеварения, которая как раз отвечает за всасывание и переваривание. Плюс избыток слюны, насыщенной кислородом. И все это позволяет обволакивать все эти яды, и выводить, как можно быстрее. Здесь, по всей видимости, объяснений можно много найти практических, физиологических, но это больше вопросов к медикам. Я  не медик, это просто мои догадки. Я могу ошибаться.

 Но по опыту применения создается такое впечатление, что если вы съели что-то  не то, делайте Ситали, Ситкари и слюну с небольшими  порциями воздуха проглатывайте, проглатывайте, проглатывайте…   Загоняете воздуха, как можно больше, потом совершенно естественным образом он проходит весь ваш пищеварительный тракт. Вы идете  в туалет, и он благополучно вас оставляет. 

 Вы как бы очищаете систему, прогоняете через себя  воздух. Это является одним  из очень важных очистительных упражнений. Есть упражнения, когда йоги или йогини промывают себя водой. Они пьют соленую  воду до тех пор, пока не промывают полностью, как кишечник, так и  весь пищеварительный тракт.  Но это крайне тяжелые, грубые и не всегда уместные процедуры, тем более для современных людей. А вот вариант с воздухом, куда как мягче, красивее, проще в применении…

Следует овладеть этим упражнением. И как только чувствуете голод, жажду, головокружение, тошнит вас, плохо или  вдруг чувствуете, что вот-вот заболеете,  начинаете практиковать  Ситали, Ситкари вместе с проглатыванием воздуха и слюны. Это, по крайней мере, даст вам время доползти до дома, вызвать врача и лечиться по-настоящему.

 Я напоминаю вам, что  йога не подменяет собой медицину, поэтому, если серьезные заболевания или отравления, то следует обращаться к врачу! К сожалению, сейчас пошли такие тенденции, что  зачем нам медики? Мы уже обладаем йоговскими сверхспособностями, можем кислоту пить, можем стекло есть, и медики нам не указ!

 Друзья, мало, кто из нас может похвастаться, что  уже может без медиков обойтись. Поэтому, медиков любим, уважаем и ценим! Они  нужны.

Но иногда бывает так, что первую помощь приходится оказывать себе самому.

 

Задержки дыхания – Кумбхаки.

 

Кумбхака – задержка дыхания. Облагородим наш семинар санскритом.

В йоге, во всяком  случае, в йога Сутра Патанджали, различается три вида пранаямы.  Вдох. Выдох. Задержка.  Пурака (вдох). Ричака (выдох). Кумбхака (задержка).

 Можно по-разному ставить ударение. Важно соотношение между вдохом и выдохом, и задержкой косвенно показывает, насколько в гармонии вы выполняете то или иное упражнение.

 В некоторых средневековых йоговских текстах, таких, как Шива Самхита, Гхеранда Самхита, Хатха Йога Прадипика, и других из этой же серии,  дается следующая рекомендация: если ваши каналы чисты (подчеркиваю), если ваши каналы чисты, если вы в хорошем состоянии, то рано или поздно, занимаясь продолжительно Пранаямой, вы можете  наблюдать, что соотношение между временем вдоха, временем  выдоха и временем задержки на вдохе. Соотношение следующее: одна мера для вдоха, четыре меры для задержки на вдохе, и две меры на выдохе.

Иными словами, вы садитесь и начинаете делать вдох, обычный вдох, задержку и выдох и начинаете про себя считать.  Считаете вдох, допустим, раз, два, три, четыре пять. Сделали вдох. Затем про себя считаете: раз, два, три, четыре………  двадцать, задержка. Делаете выдох и  про себя считаете раз, два, три…….  десять.

 Получается, что соотношение по времени, между вдохом и выдохом, как 1 к 2, а между вдохом и задержкой, как 1 к 4. Но  сразу вас предупреждаю, что это идеал, к которому вы можете очень долго приближаться.

 Из текстов известно следующее: когда вы наблюдаете за своим дыханием, подобно первому упражнению этого семинара, но теперь считаете не вдохи и выдохи. А считаете время вдоха, время задержки и время выдоха. То есть просто сидите, выпрямив спину, шею, голову и делаете вдох, про себя, считаете, за сколько вы делаете вдох. Затем задержали, просчитали. Затем выдох, просчитали.

 Начинаете следующим  образом: сначала стараетесь сделать соотношение  вдоха и выдоха 1 к 2, а задержка, как получается. После того, как вы приблизились к соотношению 1к 2 между вдохом и выдохом, вы можете постепенно подводить задержку к соотношению 1к 4. То есть задержка в 4 раза дольше, чем вдох.

И рано или поздно, вы приходите к гармоничному процессу дыхания, где каждая фаза достаточно однозначно соотносится с другой фазой. А вот чтобы получилась такая идиллия  между вдохом, выдохом и задержкой, вам надо приобрести правильный подход в процессе вдоха и выдоха. Он естественным, автоматическим образом наблюдается у каждого нормального здорового  человека. 

Заключается она в следующем, что делая вдох, вы обращаете внимание на то, что сначала у вас заполняется живот, затем расширяется в разные стороны грудная клетка, и третья фаза у вас приподнимается грудь вверх.

Затем выдох в той же самой последовательности с живота.

 

Чтобы лучше понять какие процессы у вас должны быть, давайте выполним вместе. 

 

Итак,  располагаем  напротив живота ладони рук. Вдыхаем, живот вперед.  Затем расширяем в разные стороны.  И, наконец, верхняя часть легких.

 У вас должно наблюдаться волновое, гармоничное движение: живот – ребра в стороны – верхняя часть груди вверх. Тремя порциями, плавно переходящими одна в другую, вы наполняетесь воздухом.

 

Когда вы долго читали, читали, читали и потом отвлеклись, и хотите полной грудью вздохнуть, понаблюдайте, как у вас идет процесс…  Как правило вот так и идет: живот,  ребра в разные стороны,  верхняя часть поднимается.

 Вот это так же известно, как полное дыхание йогов.

Был такой известный дядечка йог  – Рамачарака. Это псевдоним американца, которого звали Вильям Уокер Аткинсон. Когда-то он совершенно  революционную книжку издал, в конце позапрошлого века. Она называлась: «Дыхание индийских йогов». В России была переведена еще до революции. И многие, кто йогой занимался, еще при царе Николае многие начинали. И у русских устоялся такой термин, как «дыхание индийских йогов», что это за «дыхание индийских йогов»?

Имеется ввиду, полное дыхание, спокойное, гармоничное, где вы полностью наполняете каждый отдел легких.

На выдохе та же последовательность, что и на вдохе: живот, ребра и….

 

Вопрос:  Встречала такие указания, что  наполняется в такой последовательности, а выдох, якобы, в обратной последовательности. Как будто насыпаете рис в мешок, сначала наполняется дно, потом сверху… И высыпаем наоборот. Очень часто объясняют так. Это получается немного не естественно…

 

Вадим Запорожцев: Сложно мне что-то сказать.  Откуда у нас знание йоги? Вот кто-то написал книгу, кто-то перевел,  кто-то не правильно перевел и не правильно понял, написал свою книжку. И ее кто-то перевел, и  перечитал, и понял правильно, не правильно…..   И разбираться очень тяжело.

 

 Давайте так, сядьте сейчас и понаблюдайте за собой, насколько вам естественно вы выдыхать, в одном и другом порядке. Попробуйте сверху сдуть, если живот надут. 

 

Поэтому критерии, друзья, что бы, где не было написано, какие бы гуру, с какой парампарой к вам сюда с Индии не заносило, доверяем, в первую очередь, гармонии своих ощущений.   Гуру  этот, опять же, может быть, опять не правильно прочитал, этого Вильяма Уокера Аткинсона, наизнанку прочитал.

 Поэтому, ответ будет такой:  в первую очередь доверяем своему состоянию гармонии.

 

Слушатель: Но было указание, что некоторые практики сложно осваивать. Может, как раз это и есть какая-то  такая практика…

 

Вадим Запорожцев: Во-о-от, друзья…  Хорошее направление мысли. Я прямо даже благодарен…

Вопрос сложности. Вот мы говорим: «сложно», может быть это издержки русского языка? А может даже всех европейских языков. Вот у нас под словом «сложно» понимается, в  первую очередь, «тяжело физически». То есть надо себя об колено ломать, надо заставлять, надо себя насиловать. Вот это «сложно».

 А у слова «сложно», есть еще другой оттенок, что ты просто не понимаешь некоторых тонких моментов. Там не надо делать силой, не надо себя об колено ломать, ты должен уловить неуловимое, уловить гармонию, которую сложно уловить. Когда я говорю, что овладеть пранаямами сложно, то это значит, что  в первую очередь сложно уловить гармонию. И если гармонии нет, то бесполезно делать! Делать какие-то противоестественные  движения, в надежде, что сто-пятьдесят-тысячный раз вас вывернет наизнанку,  и вам понравится….  То это немножко не подход йоги, это из другой области. Поэтому, доверяем себе, доверяем своим ощущениям, в первую очередь.

 

Давайте еще раз.

Вдох – живот, ребра, верхняя часть легких.

Выдох – живот, ребра, верхняя часть легких.

В такой последовательности вдох – выдох, вдох – выдох….

Садимся сейчас и начинаем  внутренне считать, на какое количество мы делаем вдох. На какое количество счетов  нам приятно делать  задержку, и на какое количество внутренних счетов нам приятно делать выдох.  Не стараемся, а идем на поводу у своих ощущений. Идем за внутренней гармонией.

Задержку делаем на вдохе. На выдохе не делаем.

 

Замечатька! Потягиваемся, зеваем. В себя приходим. Хорошенькие, радостные. Ложимся на бочок. И затем садимся. Так ну что давайте опрос проведем. У какого какое соотношенька получилась?

 

Из зала:

2:1:3

5:10:10. Потом 5:20:10.

6:8:7

4:18:12

5:5:8, а потом 8:10:12

6:18:10

8:24:10

 

Вадим Запорожцев:Ага.

 

Из зала:

Сначала 10:15:2 а зетем 10:30:15

4:0:7

2:0:4

 

Вадим Запорожцев: Отлично!

 

Из зала:

7:4:5

10:9:4

4:16:8

 

Вадим Запорожцев: Так, друзья, ну вот смотрите. Никакой паранойи по поводу того, совпадает, не совпадает. Это такой, как бы косвенный показатель, который может меняться. Считается, что если на определенный ритм входит вдох, задержка, рита, то лучше идут какие-то медитативные практики. Соответственно, легче уже управлять и праной. Что касается задержки на выдохе, ее также можно делать. Но вот, знаете, каких-то явно выражающих, устоявшихся соотношений из йоги не известно. Во всяком случае, из таких, достаточно серьезных источников, до меня практически ничего не доходило.

И значит в чем смысл такого полного гармоничного дыхания размеренного? Он заключается в том, что потом, после достаточно продолжительных этих упражнений, вы будете наблюдать, что вы будете выпадать в состояние бездыхания. Когда нет не вдоха, не выдоха, ни задержки. Когда — раз, и дыхание остановилось. И это состояние считается очень ценным. Так называемая, кевала кумбхака. Считается, что именно в эти моменты как бы духовная трансформация, очищение каналов, центров, духовное постижение осуществляется совершенно, ну как бы в полном объеме.

Есть ли вопросы по этой части?

 

Вопрос: Вы сказали то, что вот состояние без дыхания, он в какой момент? В момент задержки?

 

Вадим Запорожцев: Вот в том то и дело, что она вдруг, внезапно — хоп, и все, и не дышишь.

 

Вопрос: Я не поняла. Совсем не дышишь?

 

Вадим Запорожцев: Совсем.

 

Вопрос: У меня были такое состояние, что вот подсчитываем вдохи и выдохи, вот делаешь вдох, он у тебя, как ровно. А потом не дышишь, но все равно как бы движение вверх продолжается. Потом задерживаешься и потом опять, вроде так делаешь задержку, но тем не менее вниз идет, и потом дыхание включается. В начале были такие моменты, что не дышишь, но внутреннее движение остается.

 

Вадим Запорожцев: Да, друзья на самом деле, я просто не хочу касаться сейчас этой темы Пранаяма йоги, чтобы вас не сбивать с толку окончательно. Понимаете, Пранаяма йога очень могущественный раздел йоги, она имеет дело с праной. Прана – это наше проявление, да? Прана может одновременно проявляться, как энергия, так и сознание. И поэтому есть следующий такой не понимаемый совершенно на Западе, для западного менталитета раздел, как то очищение каналов с помощью праны или управление праной внутри себя.

Действительно, если прана может проявиться, то как энергия, то как сознание, то она целиком и полностью зависит от вашего сознания. И направляя или управляя своим сознанием, вы направляете туда эту прану, а эта прана уже может превратиться в фактор энергии и уже как-то воздействовать. То есть оказывается, что у вас достаточно универсальный инструмент воли. И в дальнейшем, если вы будете делать правильный визуализации, то этот избыток праны начнет вас трансформировать так как вы пожелаете. То есть начнет перестраивать все ваши внутренние структуры, начнет очищать ваши каналы, центры, ну и, наконец, сделает вас чрезвычайно эффективным живым существом. Считается, что после этого, если вы овладели Пранаямой, то у вас сокращается потребность в пище, сне, воде и вы, грубо говоря, начинаете питаться праной.

Насколько для современного человека это будет актуально – полностью отказаться от еды, воды и питаться праной, я не знаю. Но факт в том, что йоги и йогини в этом смысле показывали чудеса. И самое интересное потом, что начинается такая вот игра, что стоит вам подумать, как волна ощущений как-то начинает играть внутри вашего тела. Вслед за вашим воображением. Причем в отличии от просто какой-то фантазии за этими играми идет реальная перестройка ваших тел. По сути дела, в вашем распоряжении оказывается прямой эволюционный механизм, по всей видимости, трансформации тел. Я уж не знаю, воздействует он как-то на структуру ДНК или еще как-то. Я не знаю – это тайны большие или только лишь на тонком уровне, но вы в результате достигаете состояния сиддхи или совершенства, то есть ваши тела становятся совершенны со всеми вытекающими последствиями.

Так, есть вопросы на связи или еще у кого-нибудь?

 

Вопрос: Можно ли в соотношении 1-4-2, можно только во время практики стремится или повседневной жизни чтоб дыхание такое стало?

 

Вадим Запорожцев: Друзья, давайте так. Вы вообще в Пранаяме ни к чему стремиться не будете. Ваше устремление в Пранаяме, к чему бы то ни было, может блокировать получение результата. Вот пусть оно случится. Пусть самадхи случится само, да. Пусть это соотношение само случится. Вы просто спокойненько делаете упражнение, постепенно будут очищаться ваши каналы и потом, вдруг, внезапно вы осознаете, что достигли этого состояния. Если же вы будете сознательно к этому приближаться, вы невольно будете где-то себя подавлять, пытаясь под общие рамки загнать. Это крайне деструктивно. В Пранаяме крайне деструктивная тема, это какие-то грубые вмешательства извне.

К сожалению, я должен констатировать тот факт, что огромное количество всяких школ, психологий или около психологий, около йоги, они используют активное вмешательство в процессы дыхания, в выполнение тех или иных упражнений. Чего греха таить, ко мне даже студенты, которые у нас учатся приходят и они где-то на других каких-то тренингах, в каких-то других школах йоги их, прошу прощения, кто-то изнасиловал таким способом дыхание и они пытаются здесь и сами дышать, и пытаются такой подход навязывать другим.

Друзья, очень аккуратно нужно быть с дыханием, очень аккуратно. В одном из трактатов сравнивалось общение с дыханием, как общение с тигром. Представьте себе джунгли в Индии в Бенгалии, там Бенгальский тигр совершенно свирепый, чуть, что не так, сразу съест. Но тем ни менее, время от времени удается его укротить. Знаете, одно неправильное движение, одно не правильное, резкое, не гармоничное действие и вот уже от укротителя полетели клочки по закоулочкам. Полностью такая же ситуация с Пранаяма йогой. Это та вещь, которую я знаю не по наслышке. Сам через это проходил. Разорвет вас не гармоничность в Пранаяме на кучу маленьких медвежат, понимаете, да.

И вот поэтому, когда я попадаю на какие-нибудь тренинги, и мне говорят, что вот сейчас мы будем продышивать чакры, и заставляют всех до по синения о чем–то думать, и давай, давай, давай, знаете, лекарство от жадности по больше, по больше, по больше. В результате, что возникает? Ну да, какое-то время можно себя по насиловать и, возможно даже из–за гипервентиляции воздуха в легких будет определенное состояние, но потом те или иные области у вас начинают просто болеть. Причем болеть тонкой такой, неуловимой причинной болью. Ощущение дискомфорта и поэтому все эти практики разовые. Один раз сделал и затем пол года приходишь в себя.

А Пранаяма, это практика каждодневная, непрерывная, гармоничная. Вот, поэтому сознательное вмешательство в процесс дыхания чревато очень большими последствиями, если вы что-то делаете не гармонично, но заставляете себя продолжать эти дыхания, то очень скоро вы за это поплатитесь. В этом одна из охранительных моментов в Пранаяме. Защита от дурака. Дураки в пранаяму не попадают. Поэтому иногда я уже встречаю таких вот адептов современных, они начинают экспериментировать. Говорят: «Вот сейчас сделай такое упражнение и дыши, дыши, дыши, медитируя на этот центр и будет тебе счастье» Так вот, не будет ничего! Ни счастья не будет, ни йоги не будет, будет перевоспаление внутренних нервных структур. Достаточно быстро наблюдается на второю, на третью неделю. Две, три недели таких тренировок и потом в одно прекрасное утро вы просыпаетесь и думаете, лучше бы вас пристрелили. Потому что идет мощнейший сбой всей системы. Вы спите, а утром просыпаетесь и думаете, как будто на вас всю ночь мешки возили. Вы весь какой-то не такой. И это очень-очень часто бывает, к сожалению.

Еще раз, огромное количество, даже не знаю, неудоучек рвануло в йогу. Еще раз говорю, учеников здесь нет, есть одни учителя. Друг у друга учатся. Один написал книжку, значит, тот у него прочитал, сам учитель стал, книжку написал и вот это вот, вот это, вот это. Живут они за счет того, что привлекают все новых и новых адептов, которые у них долго не задерживаются, неделька, два, раз, значит, следующая партия, следующая партия. В результате Пранаямы вменяемой вы здесь не найдете. Очень тяжело найти вменяемую пранаяму. Так, ладненько идем мы далее.

 

Вопрос: Какая связь Пранаяма йоги с пробуждением энергии Кундалини?

 

Вадим Запорожцев: Какая связь. В каком смысле? Какая связь между Пранаяма йогой и пробуждением энергии Кундалини? Пранаяма йога является одним из самых быстрых и самых таких доходчивых, прямых инструментов по самому быстрому пробуждению энергии Кундалини. Если вы будете делать известные пранаямы, у вас возникнет избыток праны и вы эту прану направите на соответственные центры, связанные с энергией Кундалини, то энергия Кундалини начинает сперва быть вами осознанной, а потом начинает быть пробуждена.

И собственно говоря, это основной метод Тантрических йог. Есть такой раздел йог, который в первую очередь, опирается не на йога сутры Патанджали, а на многочисленные Тантры. И вот там вы встретите следующее указание, что там учеников начинают непосредственно обучать сразу же с пранаям. В надежде на то, что под умелым и надежным руководством гуру они преуспеют, направят ее на энергию Кундалини, пробудят энергию Кундалини и достаточно быстро выйдут на качественно новый уровень своего духовного развития. Что действительно случалось и случается до сих пор. Только вы должны понимать, что для этого нужен квалифицированный гуру. Это тантрические йоги, где необходимость Учителя Абсолютна.

Потому что, не дай Бог, вы с Пранаямой что-нибудь напутаете, да еще что-нибудь напутаете с энергией Кундалини, вас просто, не знаю, в бараний рог согнет. А когда начнут просыпаться первые эманации энергии Кундалини и пойдет процесс разотождествления, вы будете ощущать совершенно жуткий панический страх, что вы умираете. Ни с чем не сравнимый. Совершенно жуткое состояние. Вот, поэтому это, действительно, очень сильный и быстрый метод по пробуждению энергии Кундалини, но требует известной осторожности. Еще вопросы там есть?

 

Вопрос: про мудры и бандхи в Пранаяме?

 

Вадим Запорожцев: Хороший вопрос. Чуть позже мы уделим этому время.

 

Вопрос: Если  шатхану пранаяму практикуешь, то  нужно  включать в переменном дыхании вот этот ритм?

 

Вадим Запорожцев: Безусловно, да. Здесь нужно по-русски сказать, что имеется ввиду потому что для многих санскрит не понятен. Есть способ очищения каналов посредством попеременного дыхания. Вот то упражнение попеременного дыхания, оно в то же самое время является способом очистки каналов и центров от грязи. И безусловно, это как бы два в одном. Это и способ набора праны, и способ очистки каналов. Поэтому, что касается упражнения вообще, применимо и в этих целях.

 

Вопрос: Года три назад на выездном семинаре нам Вика давала нам практику в момент практики подключить визуализацию. Тогда мы делали например вдох, а внимание направляли..( не слышно)

 

Вадим Запорожцев: Да, да, да. Значит, смотрите друзья, есть очень серьезная связка между Пранаяма йогой и йогой визуализации. Вот был вопрос про энергию Кундалини, про пробуждение энергии Кундалини при помощи Пранаяма йоги. Так вот, пробуждение происходит только лишь, если вы используете вместе с Пранаяма йогой, йогу визуализации. Грубо говоря, вы делаете визуализационный инструмент, набираете праны и ваш мысленный визуализационный инструмент превращается в реальный инструмент по работе с вашими внутренними структурами. Почему? Потому что у вас избыток праны.

Вот обычно вы себе что-то визуализируете – это так и может остаться грезами наяву. Но если вы под визуализацию подгоняете еще достаточно серьезный поток праны, то это из визуализации превращается в такой фактор силы. И направляя на ту или иную чакру, направляя на тот или иной центр, вы можете их заставить пробудиться и резонировать. И вы можете достаточно быстро почувствовать этот отклик той или иной чакры, того или иного центра. Гораздо быстрее, чем, скажем, через обычные классические йоги, скажем хатха – йога и так далее.

Вот, поэтому есть известное такое упражнение визуализационное, которое можно добавлять уже на самых ранних этапах занятия Пранаяма йогой. Упражнение это заключается в том, что вы делаете попеременное дыхание, но таким образом, что когда, но вы вдыхаете и выдыхаете через разные ноздри. То есть вдохнули через левую, выдохнули через правую, вдохнули через правую, выдохнули через левую и наоборот. И вот в момент, когда вы вдыхаете воздух, вы начинаете визуализировать, как поток праны устремляется вдоль позвоночника, скажем, с одной стороны от центрального канала, доходит до основания вашего тела, как бы такой по U-образной трубки, огибает основание вашего тела, и  на выдохе выходит с другой стороны.

Под это можно рисовать, какие угодно визуализационные картинки. Можете представлять, что свежий, чистый поток праны знаете, как чистая вода устремляется и омывает ваш организм, скажем, справа, затем ударяет в основание вашего тела и поднимается, и выходит через левый канал в виде такой грязной воды, которая выносит всю грязь из вас. Чем красивее и нагляднее придумаете образ, тем лучше он будет использовать ту прану, которая выделяется при дыхании, и тем в более реальный инструмент по перестройке себя это занятие превратится. Поэтому еще раз, связка Пранаяма йоги с йогой визуализации очень мощный такой инструмент.

 

Вопрос: Если после пранаямы потом весь день раздражение. Это значит, что начались чистки или просто не гармонично выполнили упражнение?

 

Вадим Запорожцев: В каждом отдельном случае нужно разбираться. Мы не знаем. Ну, то есть если идет раздражение после пранаямы, то скорее всего самое первое нарушение, которое 100 процентов бывает – это не было отдыха или отдых был не достаточен. Сделал человек много пранаямы и не отдохнул. Или делал, раскачку, раскачку, раскачку, а на задержке остался вот так вот с ровной спиной, когда сказано однозначно: нужно наклоняться вниз. Даже мои ближайшие ученики делают ошибку.

Я вообще не знаю. Знаете, вот что-то есть такое. Что-то есть такое в деспотизме индийских гуру. Я давно, что называется  в этой теме и я понимаю, что вот по хорошему не доходит. Надо где-то элемент вот такого вот жесткого послушания вводить. Потому что все же умные, все сами себе гуру. Да, но это я в сторону ушел. Да, так вот отдых.

Второе раздражение – это еда. Если еда не та, даже немножко, все, вы вылетаете.

Значит третье, но это бывает окружение. Не благоприятное окружение, дело в том, что вы очень обострены бываете после Пранаяма йоги и попадаете в этот не гармоничный мир, и вас все, буквально, раздражает. В обычной жизни человек такой толстокожий, а когда вы занимаетесь Пранаяма йогой, вы очень чувствительны становитесь. Любая несправедливость, любая глупость, любая чья-то заторможенность или неадекватность вас начинает выбивать из себя. Да, но опять же, это происходит потому что идет процесс перестройки и без того организму тяжело, а тут еще снаружи, кругом, непонятные, прошу прощения, персонажи.

Вот и если, ну, какая рекомендация? Чуть-чуть замедлить пранаяму, чуть-чуть замедлить, сократить количество подходов и времени выполнения, это бывает иногда очень тяжело делать, потому как начинаешь делать пранаяму, так все гармонично, так улетаешь, что хочется еще и еще, и еще. А потом вот идет волна. Так.

Давайте мы теперь коснемся пранаямы с другими упражнениями, такими как мудры и бандхи. Хотя этому должен быть посвящен отдельный семинар, но эта тема важная. Дело в том, что когда мы с вами делаем дыхательные упражнения и когда потом мы делаем задержку, то иногда мы автоматически, волей-не волей делаем те или иные упражнения в йоге.

Ну вот, в частности, мудры и бандхи. Допустим, вы сделали задержку, вы дышите, дышите, а затем дышите, а затем сделали задержку, закрыли нос и прижали подбородок к груди – так называемая джаланхара бандха и тем самим получается, что весь поток ощущения воздуха уходит в область живота. И вот эти внутренние ощущения, от таких действий они начинают быть немножко по другому восприниматься. И они по другому начинают чистить наш организм. Если же мы на задержке, помимо того, что делаем джаландхара бандху, еще сокращаем область промежности, то получается мало того, что сверху таким, как прессом заставили воздух, прану, ощущения сместиться вниз, так и снизу вверх другой поршень начинает давить эти ощущения вверх. И вот где-то в области пупка два этих импульса сходятся вместе.

В некоторых трактатах йоги считается, что джаландхара бандхой один из видов праны направляем вниз, а другой из видов праны направляем вверх. То есть считается, что прана тоже бывает разных, как бы угодно окрасов. Так вот когда два вот эти два вида соединяются в районе пупка, то с наибольшей силой это вызывает изменение в организме. И, как правило, как бы идет процесс  очищения каналов уже непосредственно с пупочного центра. А это, друзья, достаточно выгодная точка для того, чтобы себя очистить.

Вот для каждого вида деятельности, грубо говоря, своя, чакра. Скажем, для принятия решения, это сердечная чакра. А вот для первых, каких-то моментов по перестройке себя, это пупочная, чакра. И вот когда вы, скажем, представьте, начали делать раскачку, делали, делали, делали потом, на задержке сделали мулабандху, то есть сжали промежность и джаландхара бандха, прижали подбородок к груди, и если вы при этом скажем, надули или как-то по-другому, есть варианты, я сейчас не буду перебирать, очень много вариантов, что можно сделать. То иногда может вас бросить в пот моментально.

А затем те процессы, о которых я говорил, которые в некоторых йоговских трактатах описываются так, что вот эти два потока которые называются прана и апана соединяются в районе пупочного центра. А представьте, когда два встречных потока друг на друга движутся, они закручиваются в такую спираль. И вот это спираль, как это сверло, начинает просверливать всю грязь пупочного центра. У вас начинает как бы доминировать или просыпаться пупочная чакра. Еще она называется Манипура чакра, это принцип огня, принцип жизненного огня. И в результате чего по всему телу распространяется, такой вот как бы, импульс жизненности, ответственный за сопротивление организма всем негативным внешним факторам или внутренний иммунитет. От болезней, от грязной еды, от ненужного общения и т.д. и т.п.

Поэтому сочетание Пранаяма йоги вместе с мудрами и бандхами, вместе с йогой визуализации, действительно, достаточно легко представить себе сверло, которое тебя просверливает, грубо говоря, грязь пупка, когда ты делаешь эти манипуляции. Потому что, и так идут ощущения. Даже небольшое, немного воображения и  процесс идет гораздо быстрее. Как катализатор ускоряет. В результате каналы чистятся быстрее.

И еще, друзья, я вас об  одном прошу, если вы серьезно решили экспериментировать с Пранаяма йогой, то, во-первых, выберите время, достаточно продолжительное, выберите место, где у вас будет минимум общения с социумом. Где будет хорошее еда, хорошее жилье, общение с единомышленниками. Вот построим, когда нибудь, Ашрам под Москвой и будете там практиковать. Приедете на месяца на два, на три и будете там практиковать пранаяму. Потому что если вы начнете это делать дома, моментально перегреетесь, перегорите. И будет получаться так: только вы себя очистили, частично, но столкнулись с грязным миром, так невольно, понесло вас в ненужную сторону. Очень больно, друзья, поверьте, очень больно.

Но как мне видится, может быть, самый рациональной способ для современного человека в приближении к тайнам Пранаяма йоги, это все-таки, друзья, через йоги Триады. Собственно, это была одна из причин, почему в свое время двигал эту тему. Дело в том, что когда вы делаете парные крии, то волей-не волей, у вас начинает выполняться Пранаяма йога. Волей-не волей начинают чиститься каналы и центры, но тут же принцип, скажем, женского компенсирует перегретость принципа мужского. Поэтому, собственно говоря, вот такое упражнение, как раскачка, она перекочевала, еще раз, как утверждают, из крий союза. По сути дела, это раздел Тантра триады.

Мне кажется более гармонично, без побочных эффектов, подводить обычных людей, которые живут обычной жизнью, не рафинированной и в каком то Ашраме, а живут обычной жизнью, все-таки наиболее, мне кажется, лучше всего через практики крий союза, через практики Тантра триады. Это безопаснее, как это не странно, это безопаснее.

Потому что, я и себя вспоминаю, как я шел в этой  Пранаяме, наобум. Некоторые эпизоды своей биографии я умалчиваю. Если бы вы знали, вы очень бы удивились, что я там успел в свое время. Как я успел накуролесить. Хвала учителям, что значит остановили, уразумели. Чудесненько, есть ли еще вопросы по Пранаяма йоге?

 

Вопрос: Когда и сколько можно практиковать в Пранаяма йоге?

 

Вадим Запорожцев: Вот давайте, мы под занавес моментов. Когда, сколько, где и кому? Лучше всего начинать заниматься Пранаяма йогой, это ранней весной или осенью. Лучше всего надо заниматься Пранаяма йогой, это в момент сандхи, это когда рассвет или закат. Начинать надо заниматься Пранаяма йогой по времени, наверно с 10-15 минут. Крайне  желательно заниматься на улице в уединенном месте. И никто бы вокруг вас не прыгал, не отвлекал. И еще раз, идеальных мест нет, используйте то, что у вас есть. В обязательном порядке следует отдыхать.

Крайне желательно перед Пранаяма йогой принять водные процедуры. Но опять же, надо быть аккуратнее, потому что если вы примите душ и потом выйдите на улицу с мокрой головой, то собственно говоря, кончится не очень хорошо. Также имеет смысл принимать водные процедуры после занятия Пранаяма йогой. Вообще говоря, чем больше водных процедур при занятии Пранаяма йогой вы будете принимать, тем быстрее и проще пойдут ваши упражнения. В Индии священное омовение в Ганге, как минимум, два раза в день. Если вы начинаете заниматься Пранаяма йогой, старайтесь, как можно чаще принимать водные процедуры.

 

Следует начинать изучать практиковать Пранаяма йогу со следующих упражнений.

Первое, это спокойное наблюдение за дыханием, подсчет вдохов и выдохов.

Второе, это Капалабхати – достаточно резкие выдохи и свободные вдохи.

Третье, это попеременное дыхание. Сперва, когда мы вдыхаем через обе ноздри и выдыхаем по очереди то слева, то справа, а затем мы выходим на уровень, когда мы и вдыхаем через разные ноздри, выдыхаем через противоположный. После того, как мало-мальски утвердитесь в этой практике, еще раз практика 10 минут, не больше в день! Самое главное, выработайте привычку, и стараетесь достаточно регулярно заниматься. Заниматься в одно и тоже время, в одном и том же месте. Опять же, если есть такая возможность.

Не следует заниматься Пранаяма йогой чрезвычайно голодным или только что покушавшим.

Не следует заниматься Пранаяма йогой очень уставшим или в таком, знаете, страдающим от безделья состояния. Надо, либо отдохнуть, либо встряхнуть сперва себя физическими моментами. Значит, после Пранаяма йоги, желательно, перекусить. Вот позанимались, пришли, что-нибудь съели. Не обязательно много, но это как бы стимулирует процессы очищения, перестройки организма. Ну, про отдых мы сказали.

В дальнейшем, как только более или менее все у вас пойдет, вы начинаете добавлять своим упражнениям все те, которые мы сегодня с вами изучили. Можете сделать так, выбрать за основу, какие-то упражнения и делать каждый день, а другие раз в неделю. То есть, поделали там Ситали раз в неделю. Потом Ситкали. Потом, как только утвердитесь в этой Пранаяма йоге, потихонечку приступайте к раскачке. Потихонечку, потихонечку приступайте к раскачке, никуда не торопясь. Вот такой общий план для овладения пранаямой. Безусловно, для разных людей и для разных обстоятельств есть там разные нюансы, но сказать какие-то подробности для одного, так они могут не подходить другому. Это уже в личном порядке надо решать. Есть ли вопросы?

 

Вопрос: Скажите, пожалуйста, бандхи в наклоне или сидя делать?

 

Вадим Запорожцев: Ну, друзья, вообще я не хотел подробно касаться этой темы, но бандхи, как правило, выполняются сидя. Но на самом деле, там есть нюансы. Сейчас вот вскользь скажешь, а там есть нюансы. Давайте, мы это отнесем к семинару Мудры и Бандхи, которую, надеюсь, проведем. Еще вопросы?

 

Вопрос: Почему дома не рекомендуется, почему надо, чтобы не мешали?

 

Вадим Запорожцев: Нет, ну да не рекомендуется. Можно заниматься, но не рекомендуется. Такие незаметные подводные камни, которые мы не замечаем, но которые могут свести на нет весь процесс. Это подобно тому, как если вы собрались идти в путешествие, надели сапоги, а в одном из сапогов гвоздь торчит. Мелочь, а идти не можешь. Вот к сожалению, наше жилище полным-полно мелочей, которых мы не видим и которые в обычной жизни не особо нам мешают. Мы их просто не замечаем. Но как только начинается Пранаяма, они, как тот гвоздь  в сапоге. Вроде и не особо воздействует, но и дальше не пойдешь.

Что это могут быть за факторы? Во-первых, факторы чисто объективные. Наличие тех или иных запахов, которые мы, как правило, не ощущаем. Обратите внимание, вы приходите в гости к кому-нибудь из друзей, вы чувствуете, что запах в квартире какой-то другой и у каждого свой. А в свою заходите, да нет, нормально. Но та же ситуация и с вашей квартирой. Только вы уже к нему привыкли. И, ну откуда? Лаки, краски, мало ли из-за чего может быть этот запах. Полным-полно химии и т.д. Одно дело, вы просто живете, другое дело, когда вы начинаете усиленно форсировать пранаяму. Небольшое количество запаха может сбить.

Кстати в продолжение этой темы, вы потом будете, страшно, знаете, от чего страдать? От духов, особенно в метро. Вас будет просто тошнить. Какая-нибудь мадам зайдет, а вы будете, Боже, что она, пьет это? Или там купается, и вообще, как это можно? То есть вы будете просто ощущать, что вас наизнанку выворачивает. Что какие-то физиологические изменения внутри от этих запахов. Та же самая ситуация и с нашими квартирами.

Это первый момент. Второй момент, это психологический момент. Дело в том, что как правило, куда бы мы не взглянули, нас окружают вещи, с которыми те или иные ассоциации. Смотришь на стену и думаешь, что же блин, надо же обои переклеить, а я тут пранаямой занимаюсь. То есть, на что бы не упал ваш взгляд, идет ассоциативная связь. Она тоже очень деструктивна, мешает. Потому что вам надо расслабиться, и в абстракцию уйти. А тут все хватает.

Поэтому, кстати сказать, раз уж зашла речь, самое эффективное место по овладению пранаямой, это ничья территория. Вот у меня, действительно, товарищ, у него, там, чуть ли не замок. Все условия, все! А он все равно идет в близлежащий лесок, заниматься Пранаяма йогой. Почему? А говорит, что дома, на что не посмотрю, вроде, все хорошо, но отвлекаюсь. А тут ничье. Кому он принадлежит? Абсолюту. То есть легче настроиться на гармонию, на природу, на Вселенную. Поэтому, если есть возможность, заниматься на ничейной территории, лучше всего, даже так. Ну или уж на своем участке.

И еще есть много мелочей, которыми вот такими не видимыми, совершенно невидимыми засадами нарушают гармонию. А если гармонии нет, то если помните, и пранаямы нет. По той простой причине, еще раз, пранаяма и дыхание, это, как качели раскачивать. Если поймал гармонию, можно все сильнее и сильнее. А если в гармонию не попал, в противофазе начнешь рукой двигать, так тебе это качели по руке, как вмажет, больно. Вот такая же ситуация и здесь. Мы как бы если нет гармонии, а ее очень легко потерять, то все идет вот этот вот слом. Так, еще есть вопросы?

 

Вопрос: Мысли нам мешают, то начинаешь дышать, то уже начинает голова болеть, то лучше всего заново…

 

Вадим Запорожцев: Голова болит из-за чего, из-за мысли или из-за дыхания?

 

Из Зала: Все вместе. То есть, лучше всего с начала настроиться?

 

Вадим Запорожцев: Ну, знаете, это сложный такой момент. Мысль мысли рознь. Вы потом будете себя ловить, что наоборот, дышите, и так хорошо мыслится. Если до этого со скрипом, такие мысли колючие, наизнанку выворачивали. Начинаете пранаяму, каждая острая мысль, как такими, знаете, подушечками раз, раз, и потом становится такая мягонькая. В голове поболталось, поболталось и – раз, улетела. Гениальные решения, гениальные мысли приходят, хочется там…

Понимаете, пранаяма, она как бы обезболивает. То есть если правильно пользоваться, даже самые такие мысли, они уходят. Но с другой стороны, если опять же, мы говорили, мы занимаемся в неподходящем месте, в неподходящем окружении, нас наоборот, начинает цеплять. И общее правило следующее: гармония, гармония, гармония и еще раз гармония. Как только чувствуем, что гармония нарушена, насиловать себя нельзя ни при каких обстоятельствах. Пусть оно не пошло, ну ладно, Бог с ним, тогда не следует. Не следует продолжать. Так, ладно есть еще?

 

Вопрос: Можно ли сказать, что достигая гармонии в пранаяме, мы автоматически достигаем гармонию в работе с нашим физическим телом?

 

Вадим Запорожцев: Честно говоря, не совсем я ухватил смысл вопроса.

 

Уточнение: гармонии в Хатха йоге.

 

Вадим Запорожцев: Но это не факт, друзья, не факт. Тело наше физическое, оно нуждается все-таки, в физической тренировке. Это вещи, хотя и связаны, но они сами по себе немножко. Ну, представьте, если не будет мышечного тонуса, то во-первых, тяжело в пранаяме чего-то достичь.

 То есть наоборот, если с физическим телом гармония, то о пранаяме сложно будет говорить. То есть все свое сознание будет уходить в тонус.

Ну в общем, да. Ладно, есть еще вопросы?

 

Вопрос: Насколько вообще можно или вообще нельзя в выборе видов из того, что вы перечислили, ориентироваться на свое состояние, как бы результаты после Пранаяма йоги и их состояния?

 

Вадим Запорожцев: Да, вы должны, в первую очередь, исключительно на свое состояние и на те результаты, которые вы получаете. Собственно говоря, в свое время, когда я… очень долго у меня пранаяма не шла. Она очень долго не шла. Знаете, что меня спасло? Спасло то, что я понял: какая-то дисгармоничность, надо остановиться. Иногда вовремя остановиться, это самое, самое умное, что иногда можем сделать. И остановившись, как бы проанализировать результаты, проанализировать последствия. И обратите внимание, делал это, это, вроде, не так плохо было, а сделал это, стало хуже. Так может быть, что было хуже, лучше отбросить? Оставить, где хорошо? То есть внутренне нащупать. Еще раз гармония, гармония и еще раз гармония.

 

Вопрос: Даже если это против рекомендации?

 

Вадим Запорожцев:А какие там рекомендации? К примеру?

Уточнение: В качестве примера, когда мы заканчиваем дыхательную практику, нам нужно задержка и мне неудобно  нагибаться очень сильно. У меня как бы стискивают легкие и…на вдохе мне не гармонично задержку эту удержать…

 

Вадим Запорожцев: Ну, так не надо, наклонятся можно не на задержке. Если не удобно. Вот мы делали, делали и набрали воздух, потом с выдохом наклонились. То есть не обязательно на задержке. Мы можем, как задерживать, так и не задерживать. Это разные подходы.

Так, еще раз вам объясню, почему нам нужен наклон вперед. Здесь такое очень простое объяснение. Дело в том, что в некоторых эйфорических практиках просто потеряете ощущения. И у вас должно быть до автомата, как только эйфория, не назад опрокинулись затылком, а безопасно нагнулись в перед. А ноги ваши с амортизируют. Если уж совсем никак, то можете не наклонятся. Допустим, вы сделали одно упражнение, скажем, Капалабхати и без наклона можете переходить к попеременному дыханию, а потом только лечь отдыхать.

Но все таки, друзья, наклон вперед, это отдельная поза. И она называется, йога мудра. Крайне эффективна, она в этом отношении снимает некий стресс, некие напряжения с тех внутренних структур и мышц, которые обычно очень тяжело расслабить.

 

Вопрос: А потом можно сделать?

 

Вадим Запорожцев: Да, конечно. Все, что касается наклона вперед, это не жесткая рекомендация. Жесткая рекомендация, это, допустим, отсутствие отдыха. Вот отсутствие отдыха, это никак, а наклоны вперед, это знаете, такая рекомендация, то есть, как бы положительный опыт. Выработаете эту привычку. Во-первых, скажу какая будет польза от этой. Вы, со временем, даже если у вас не получается поза лотоса, со временем сядете. Один раз нагнулись, – раз, у вас подрастянулось. Второй раз, третий раз, а потом раз, раз и уже ноги сели как им надо. Но еще раз, если не идет, то не идет.

 

Вопрос: Мы когда рассматривали бхастрику, вы говорили, что бхастрика раскачка, говорили, что в какой-то момент, что-то не идет. Ты идешь и должно быть движение без дыхания. А если в другом виде пранаямы ( не слышно)

 

Вадим Запорожцев: Допускается, друзья. Вот вы будете делать попеременное дыхание, допустим. И вдруг чувствуете как-то, что-то не туда, можете подключать Крию. Вот почему я говорю, все, все облизываю, собираюсь, когда же я начну давать эти крии, пранические крии. Потому что они очень помогают. Вы чувствуете какие-то потоки внутренние, вот он шел, шел и – раз, где-то застрял. И такой дискомфорт. Вроде нормально дышали, но что-то там вас переклинило, застряло. Вы начинаете делать какие-то крии и поползло, поползло, проползло, очистило. И это еще раз, подход из пранических крий. Раздел серьезный и хороший.

 

Вопрос: А вот если не знаешь про крии?

 

Вадим Запорожцев: Интуитивно переоткрываем. Вот как был вопрос, если хочется покачиваться. Был один из вопросов. Дышишь и хочется покачиваться. Покачивайтесь.

 

Вопрос: Вот бывает иногда такой стопор, пытаешься продолжать дальше и ты понимаешь, у тебя меньше темп, и  продолжаешь. То ли тебе прекратить это, но ты нет, то каким образом здесь….

 

Вадим Запорожцев: Но это сложный вопрос. В любом случае, если что-то пошло не так, сокращать и выключать. А потом только разбираться. Ни в коем случае….

 

Вопрос: В процессе разбираться не имеет смысла, да?

 

Вадим Запорожцев: Мне сложно ответить на этот вопрос. Но как правило, все моменты наблюдаются, как утверждается, пока  каналы чистятся. Потом, когда уже каналы очистятся, вы уже достаточно однозначно ощущаете потоки внутри себя. И уже можете однозначно интерпретировать, куда они пошли. Так, ну что, друзья, я попрошу, напишите все, кто слушал в трансляции, в твиттере что-нибудь напишите, создайте информационный фон. В качестве платы, зайдите, пожалуйста, на сайт, найдите форум отзывов и напишите, что-нибудь. Похвалите, поругайте, но только не молчите! Друзья, я вас тоже прошу, в этом отношении, сделайте мне одолжение, напишите.

 

На сегодня все!

Благодарность всем тем,кто работал над материалом:
Шаблон опубликовал(а)-Аня Смирнова
Текст напечатали(а)-Ирина Витюгова, Любовь Божко, Максим Кухтей, Мария Денисова, Наталья Сергеева, Евгения Стороженко, Резеда Гумерова.
Текст отредактировал(а)-Елена Подрядова, Наталья Стахорская
Текст опубликовал(а)-Александр Шведченко
Краткое описание составил(а)-Аня Смирнова
Рисунки и фото создал(а)-временно отсутствуют
Английский перевод выполнил(а)-временно отсутствуют 

 

Можно ли копировать. Права: Лицензия Creative Commons. Вы можете копировать, тиражировать и распространять эту лекцию, желательно делайте ссылку на наш сайт www.openyoga.ru

 

https://173904.selcdn.ru/av_yoga/seminary/2013_02_24_Radga_yoga_avtoz_vadim/2013_02_24_Radga_yoga_avtoz_vadim_p1_web.MP3

 

Поделиться Открытой Йогой:

Добавить комментарий