Виды йоги. Часть 1. Вадим Опенйога. Черноморский кемпинг йога семинар
Итак, друзья тема нашего сегодняшнего семинара – это “Виды йоги”, поэтому мы с вами должны определиться с тем,во-первых,что такое йога? Во-вторых, какие виды йоги бывают? И рассмотреть по отдельности, хотя бы основные из них.
Давайте начнем с самого начала. Вспомним, что по сути дела, когда-то давным-давно в Индию было привнесено знание Вед, привнесено откуда-то с Севера, привнесено на ведическом языке. Знание Вед передавалось из уст от учителя к ученику.
Знание Вед чрезвычайно сложно для восприятия современного человека, попробуйте почитайте Веды, и вы сразу же поймете,что вы в них ничего не понимаете,если еще помножить на то или учесть, что они были на ведийском/ведическом языке,из которого в дальнейшем возник санскрит. И что, многие акценты, смысловые оттенки слов радикально изменились даже при переходе от ведийского к санскриту, не говоря уже некоторые слова, которые примерно также произносятся,
но уже используются в таком обычном языке. Вы помните,да? Что Индия состоит из огромного количества диалектов языка, которая называется хинди. Вообще, на самом деле, строго говоря, хинди – это, только скорее условное название языка. По сути дела – это огромное количество, настолько сильных отличающихся, друг от друга диалектов, что иной раз индусы сами друг друга не понимают, скажем, индус из одного штата – в другой штат.
И эта проблема применения в йоге знания Вед в повседневной жизни, она стояла всегда, и фактически, йога претендует на то, что она объясняет как применять в повседневной жизни знания Вед, то есть, это практическое применение знания Вед в своей жизни. Практическое применение законов, в первую очередь, применение законов Рита в повседневной жизни. Поэтому столько, сколько проявлений жизни человеческой, столько разных видов йоги. Кроме того, вы должны очень четко понимать, что помимо йоги, с формальной точки зрения, в Индии сохранилась еще несколько систем, точнее сказать шесть ортодоксальных систем, в Индии есть. Или шесть традиционных систем Индии, дошедших до наших дней, которые также претендуют на то, что она несут и раскрывают смысл Вед. То есть, с точки зрения формальной для ученых,философов, помимо йоги есть еще шесть ортодоксальных систем: таких как, санкхья, ньяя и так далее. Причем они достаточно имеют большую часть общую, но в некоторых смыслах достаточно различаются. В частности, такое очень хорошее, сильное различие йоги, допустим, санкхьи – одной из тоже шести ортодоксальных систем в Индии, является в том, что в йоге, как говориться, признается и используется очень сильно фактор Абсолюта. А вот в санкхьи – нет. Но, так или иначе, эти все 6 систем они очень сильно связаны, и собственно говоря, там есть тоже свои нюансы, особенности, получается так, что какие-то разделы до наших дней с древних времен сохранились лучше в той или иной другой системе,нежели в том или ином трактате по йоге в Индии. Кроме того, следует помнить,что это знание Вед, которое шло с древних времен, оно уже в те старые времена перестало пониматься, и поэтому и методика йоги, и методика других систем, и вообще общее направление индийской мысли, оно претерпело значительные изменения в зависимости от того, в какую сторону шел перекос в обществе.
Как только шел перекос в области артхи или камы, как видов и целей существования, так тут же возникала движения мысли как уравновешивающая.
Причем, возникла иногда в рамках ведической традиции, а иногда возникали вне рамок ведической традиции, и одной из таких характерных – это, когда стали возникать нетрадиционные системы философии, или как еще их называют – неортодоксальные: буддизм, джайнизм. В них вы вообще не встретите ничего про Веды. Но, тем не менее, это были тоже очень достойные популярные философские системы, некоторые из них, вообщем-то, сохранились очень хорошо в Индии до настоящего времени, некоторые не очень. В частности, буддизм, изначальный индийский буддизм в Индии практически не сохранился, он исчез. А вот джайнизм, он дожил до наших дней, более того, по могуществу и влиянию – одно из шести из самых крупных по направлению религиозно-философской мысли в Индии. И то же очень интересно проанализировать почему? Так вот, в рамках этих систем буддизма, так и джайнизма, хотя они не признавали Вед. Не признавали авторитета Вед, или точнее вообще ничего о них не говорили. Также было знание йоги, более того, это знание йоги даже потом нашло продолжение,как в то в тантрическом буддизме, то в буддизме, который распространился на Тибете. Но, по сути дела – это более поздний буддизм. И там тоже есть йога.Там тоже есть понятие йоги, виды йоги, но они целиком как бы сказать нетрадиционные. Но по сути, это одно и тоже. Почему это возникло? В ряду того,что во-первых, перекос был; во-вторых были вероятно злоупотребления со стороны жреческой прослойки Брахманов, когда знание стало недоступно, для основного населения. Но как-то надо было компенсировать этот перекос, но потом прошло какое-то время, и буддизм полностью исчез из Индии. Вот сейчас буддисты в Индии – это не местные буддисты – это буддисты, которые в основной своей массе убежали из Тибета, когда туда вторглись китайцы.
То есть, общее знание Вед, осталось непрерывно, но оно выражалось через разные философские системы,а если говорить про йоги,то возникали разные школы йоги, которые делали акцент на разных вещах. В частности, если в древней йоге, которая описана в Йога Сутра Патанджали, так называемая восьмеричная или Аштанга йога, там акцент делался на постепенном приближении управления разума и медитации. А в более поздних уже трактатах, делался упор в большей степени на некоторые дыхательные практики, о которых Патанджали всего несколько слов упоминает, то есть, мы должны понимать, что люди, которые несли традицию йоги, в каждом тысячелетии, в каждом столетии видели,что надо людям, потому что нужен живой человек. Знания йоги в этом смысле,оно хорошо, если есть живые люди,которые практикуют. На разных этапах люди нуждались в разных практиках ,в разных подходах, в разных акцентах. Почему стали возникать разные виды и разделы йоги? Еще раз хочу подчеркнуть, йога достаточно стройная система. Она выходит из единого источника, но по степени объяснения, по тем словам, примерам, практикам, упражнениям, достаточно большой спектр разных точек зрения. Поэтому очень часто – это сбивает с толку Западного человека, а если добавить еще, тот факт, что индийцы чрезвычайно любят религии. Чрезвычайно сильно любят религии, то поэтому совершенно бывает тяжело разобраться, где заканчивается йога и начинается религия, где заканчивается религия, начинается философия. Иногда – это самым причудливым образом смешивается в головах индусов. Самым причудливым образом. Потому что вы должны понять, что носители истинного ведического знания, их жалкие проценты от всего населения Индии. То есть, найти разбирающегося в Ведах Брахмана – это величайшее счастье. Найти человека, который еще и практикует йогу – величайшее счастье. Найти человека, которые практикует йогу и разбирается в ней – это вообще удачу всей жизни. Потому что, вы очень часто будете встречать школы йоги, где вам мало, что будут объяснять. Вам просто будут говорить: “Делай это, это, это!”.И с этим возникает очень большая сложность, кроме того вы должны помнить, что Индия совершено свободолюбивая страна в плане духовного пути для человека. Прямая противоположность Западу. Что получается на Западе? Скажем взять Англию , Америку, страны с развитой демократией, их “хлебом не корми” , дай организовать политическую партию или политическое течение, более того, если подавляются какие-то политические свободы – это считается вызовом всему человечеству. Вызовом демократии – это не приемлется обществом. А в Индии, друзья, другая ситуация. Но с другой стороны, на Западе, как правило, какая-нибудь одна, две, три господствующие религии или философские точки зрения. Как правило авраамические – это индуизм , ислам и, христианство. А они уже в свою очередь тоже, конечно, деляться. И их очень мало, и они, из одного источника. В Индии – это супермаркет, на все случаи жизни религия. Философия или система, более того, в рамках одной семьи мать может исповедовать какую-то одну религию, отец другую, а дети – третью. Разные разновидности. Это совершенно прекрасно у них уживается, то есть, эта полнейшая лояльность к точке зрения другого человека. Чего ,кстати, на Западе нет, и поэтому тоже самое со школами йоги, там этих школ йоги огромное количество. Причем ни кому в голову не придет их систематизировать, или выстроить в какую-то подчиненность, этим индусы никогда не занимались.Поэтому, когда мы приезжаем в Индию или на Восток, мы просим, чтобы нам показали главного йогу или какую-нибудь главную школу йоги, а знаете, какая реакция? Каждая школа говорит – мы главные! Мы самые-самые-самые важные, вот наш учитель самый-самый-самый большой гуру! А ты говоришь:
-”Как же? Там же в соседней деревне, там же – другой!”
-”А мы не знаем, что там у них, к нам не приставайте,мы не знаем!”
Совершенная свобода, поэтому квалифицировать все школы йоги направления или выстроить в какую-то более или менее в такую систему. Из какого вида йоги произошел другой, третий, четвертый – практически невозможно, индусы сами этим похоже не занимаются. Этим больше занимаются западные ученые, которые изучают традицию, культуру Индии. Поэтому с этим связаны несколько трудностей, которые я сейчас скажу. Дело в том, что вы можете встретить совершенно разные направления йоги, которые могут называться одним названием. И наоборот, вы можете встретить, разные названия, но под ними понимается одна и та же йога. И это там сплошь и рядом. Поэтому, с этой точки зрения, квалифицировать разные виды йоги, лучше по таким знаете, критериям: признают ли йоги авторитет Вед или нет? Тогда вы сразу же отделите Индийскую йогу от Тибетской, или скажем какие-нибудь варианты, которые очень сильно похоже на йогу, в рамках, скажем джайнизма.
Первое такое деление глобальное, признают ли они Веды или не признают? А затем лучше всего использовать деление названий видов йоги по тому какому проявлению человека, они больше всего соответствуют. То есть сколько существует разных проявлений человека, столько существует разных видов или направлений йоги. Другой разговор,что эти виды не могут совсем быть отделены, человек единое существо, и нельзя скажем процесс дыхания отделить от позы, в которой он делает это дыхание. Или скажем мышление, от чего-то другого, все взаимосвязано, поэтому получается так, что в каждом виде йоги или разделе йоги присутствуют какие-то кусочки из других разделов. Но это можно систематизировать, и получается этих видов йоги гигантское количество, но, допустим у нас в университете более 30 видов, а сколько их на самом деле сохранилось до наших дней. Вероятно, только одному Абсолюту известно. Потому как многие разделы йоги хранятся в тайне, некоторые еще не переведены, некоторые источники. Некоторые последователи не спешат делиться знанием йоги, не то что с европейцами, но и с друг другом, мы должны помнить, что момент тайны, он до сих пор присутствует. Поэтому сейчас мы с вами коснемся такой классификации, еще с третьей стороны по популярности, которую занимают у нас виды йоги на Западе. Еще раз ,то что делается в Индии, очень тяжело анализировать, тем более западному человеку, а вот что на Западе, достаточно легко, потому что мы видим фильмы, книжки каких-то представителей – и это все гораздо и гораздо проще сделать. Так вот, самое популярное на Западе направление йоги исторически сложилось, это была Хатха-йога. Иногда под Хатха-йогой понимают только позы, статические позы, которые вы выполняете. Иногда под Хатха-йогой понимают еще также позы, плюс дыхательные упражнения, плюс еще такие особые упражнения, которые называются мудры и бандхи. Но в то же самое время, вы можете встретить их и по отдельности, то есть дыхательная йога будет называться пранаяма йогой, а также есть направление, раздел йоги мудр и бандх. Почему так произошло? Произошло – это в первую очередь, по той простой причине, что на Западе люди в общем-то не очень любят философию, не очень любят религию, а все другие разделы, виды йоги, связанные с человеческим проявлением они в большей степени связаны с философией, мировоззрением. В том числе с религиозным мировоззрением, и когда йога стала проникать на Запад активно лет 100 назад, то как-то люди сторонились от всех мифов, богов, изображений, всех повествований, всех философий, но, с другой стороны, они на ура восприняли то, что можно практически применять. Что помогает человеческому организму обретать хорошее здоровье, состояние, самочувствие и так далее и тому подобное. И поэтому первые учителя йоги, которые приезжали сюда – один из величайших учителей, с него собственно, можно сказать, гигантским потоком пошла популярная йога, был Свами Вивекананда. Ученик величайшего Шри Рамакришны. Когда Свами Вивекананда приехал на Запад, и он давал много разделов йоги, но потом приехал еще один ученик Рамакришны, который стал в основном упор на преподавании Хатха Йоги, и это получило большее распространение и развитие. Парадокс! Потом еще стали учителя приезжать из Индии, и они тоже делали больше упор на каких-то практических, физических упражнениях дыхательных, и это стало набирать обороты популярности. Самая первая страна, где это было в массовом масштабе – это была Америка. Плюс еще, когда уже много позже стал процветать Голливуд, когда многие звезды Голливуда стали заниматься йогой. Тех еще 30-х годов. То тогда, с распространением этого веяния, йога стала по нарастающей приобретать обороты и все больше, и больше людей стало заниматься. И вообще перед Второй мировой войной она была достаточно популярна, если кто-то из вас помнит “17 мгновение весны”, Штирлица, помните как Штирлиц Мюллера учил йоги? Там есть небольшой эпизод в Гестапо. Гестаповец учил Мюллера йоге! Пранаяме! Да, пранаяме! Не только пранаяме, вероятно он хотел еще научить, но Мюллера было тогда в 45 году не до йоги явно, не знаю, чем эта учеба закончилась? И йога так более или менее среди интеллектуальных кругов была распространена, но пожалуй такой самый первый толчок, если говорить скажем про Россию, это был еще один такой очень достойный знаменитый йог – Йог Рамачарака – он американец. На самом деле его фамилия Аткинсон. И он писал книги по йоге, которые переводились, в том числе, и на русский язык, здесь в России, и йога интересовалась интеллигенцией еще до революции, более того, утверждается, что Станиславский, который сделал знаменитую систему обучения актеров, он также занимался йогой. Во всяком случае он читал и очень ценил Раджа йогу. То есть, в первую очередь на Западе шли физические йоги, а все йоги, связанные с чем-то более тонким, или с философией – они запаздывали, при чем, серьезно запаздывали. И поэтому такие виды йоги как, скажем, Карма йога, или по другому: ”Как работать со своей кармой?”Или более общим словом сказать: ”Как работать?” То, они не особо сильно распространялись, они стали в более поздние времена, получать популярность, и таким образом немного все с опозданием пошло. За тем следующий, такой очень важный рубеж был, чрезвычайно важный, дело в том что, когда началась Вторая мировая война, а нет, даже раньше – Первая мировая война. Это еще с Первой мировой войной началось, но не так явно выражено было. Явно выражено было начиная со Второй мировой войны. На Западе впервые домохозяйки пошли на работу в массовом порядке, то есть, это было что-то новое в образе жизни, если до этого, в основном, мужья работали, а жены сидели дома с детьми. И целиком и полностью зависели от мужей, то тут произошло сразу несколько факторов, которые изменили образ жизни женщины.
Первый фактор. Очень серьезный фактор – это контрацептивы! То есть, когда можно было заниматься сексом без опасения, что ты забеременеешь, и останешься одна с ребенком, а это очень сильно на нравы влияло! Второй фактор, когда началась война, и некому стало стоять у станков, то в массовом порядке женщины пошли на работу, и стали замещать мужчин, его рабочего место. И появился еще второй фактор, очень мощный – финансовая независимость. И вот эти 2 фактора контрацептивы и финансовая независимость – полностью раскрепостили женщин. Если еще столетие назад даже понятие развод было очень редким, и семья была очень прочная, но в большей степени еще,по причине того, что ты просто не выживешь поодиночке, во всяком случае, ты детей с очень большим трудом воспитаешь, на ноги поставишь. То тут появился такой фактор свободы, что привело к сексуальной революции к 60-м годам на Западе. Когда вдруг к сексу стали относится проще, если до этого секс был сакрален,табу, что-то внутри семьи, то тут немного пришла свобода, это знаменитые хиппи 60-х годов. И тут вдруг выяснилось, что в арсенале йоги, есть еще такие разделы йоги, которые занимается таким проявлением человека как сексуальность, эти разделы были известны до этого. И даже Аткинсон йог Рамачарака упоминал об этих йогах. Как вообще работать с сексом, но знаете это считалось как-то неприлично, табу, об этом не принято было говорить, обсуждать, а уж тем более,что-то изучать, и поэтому, вот такие скажем йоги, которые в большей степени касается проявлений человека в плане секса, семьи, в плане общения с противоположным полом, они оказались востребованы только в 60-х годах для массового круга.
В дальнейшем есть некая логика. Представьте, жизнь начинала быть все сложнее и сложнее, да, женщину раскрепостили, да, она сама себе хозяйка, она уже не зависит от мужа, может сама прожить, прокормить себя, прокормить детей. И казалось бы ей бы радоваться, но какой следующий фактор пришел в ее жизнь, в основном, для женщин, в первую очередь – стресс. Жутчайший стресс. Если до этого она была домохозяйка, зависела от мужа, она была более скована в своих правах и возможностях, то теперь вроде бы свободы больше, возможности больше, но за это пришлось платить тем, что надо было делать карьеру на работе, надо было зарабатывать, вообщем, больше на нее нервного напряжения прибавилось. И как только женщины поняли, что не могут расслабиться, что они все “на нервах”, что мир вообще он такой непонятный, то стали по нарастающей быть такие виды и разделы йоги, которые касались медитации, а составная часть любой медитации – это привести в спокойное умиротворенное состояние свой разум, безусловно медитация в той же йоге применяется для того, чтобы достичь неких высших состояний в самопознании, но как побочный эффект в медитации есть чувство спокойствия, чувство довольства, чувство размеренности. Причем, это чувство может быть восстановлено за короткий промежуток времени. Ты можешь на работе нервничать, кричать, шуметь. Но ты пришел домой, сел в свой угол, и буквально за несколько минут пришел в себя, восстановил свое душевное равновесие, состояние, и что очень ценилось. И поэтому, акцент начал смещаться на медитацию, все заинтересовались медитацией, стали приходить системы медитации как из обычной йоги Индийской, так и из Тибетских йоги так и из философских течений, которые около йоговские. То есть очень близкие, в частности, из буддизма, и стали популярны такие интеллектуальные йоги. Как вы видите западный человек, в отличие от восточного воспринимал йогу от грубого к тонкому в то время как в Индии – там изначально основа была тонкая, а грубое воспринималось только лишь для того, чтобы осуществить это тонкое.
То есть, цель йогов в древней Индии было вовсе не то, чтобы обрести красивую фигуру, или похудеть, или растяжку иметь, им это совершенно не нужно было. Их цель была достичь высшего состояния самопознания. Но для того, чтобы это достигнуть вам нужно хорошее физическое тело, чтобы оно не мешало, поэтому развивались эти направления как Хатха йога и так далее. Как бесплатное приложение. Но цель была высшая. А на Западе от обратного пошли. Про высшее они не знали, и знать не хотели. А вот обычная работе с телом очень хорошая, очень понятная. Поэтому здесь есть еще такой известный перекос. Ну и наконец, много-много позже, точнее скорее параллельно 60-ми годами, когда началась сексуальная революция, когда изменился образ жизни, он стал очень хаотичный. Когда политическая жизнь бурлила, в Америке вы помните, война во Вьетнаме. Очень серьезное было потрясение для общества. Очень серьезное! Англия, которая было владычицей морей, которая владела, в том числе и Индией как колонией, прекратила Империя свое существование после войны, тоже большая трагедия, понимаете, это на самом деле для Англичан событие сопоставимое с развалом СССР. Мы об этом просто не знаем. Они об этом знают, они на своей шкуре…
И вдруг простые люди стали задаваться вопросами, собственно, а почему войны, а почему колонии? А почему живем так? А почему должны верить этим политикам, а не верить другим политикам, они занялись философией. Если до этого в основном философия была интересна, знаете в плане политических партий, но вы помнит, да? Были социал-демократы, коммунисты, на Западе там были партии политические со своей идеологией, то вдруг люди поняли, что эта идеология их не особо удовлетворяет, но коммунистическую идеологию на Западе они не воспринимали, потому, что по ряду причин, хотя и уважали, так как первые человек в космосе… Мощь науки, делала свою идеологию. Какая идеалогия на Запада? Как основная мысль? Обогащайся, любой ценой обогащайся! То есть для чего ты живешь? Знаете такая типичная модель, Американская мечта. В чем она заключается? Сегодня ты живешь хорошо. Завтра будешь жить еще лучше. У тебя нет машины? Завтра будет машина, послезавтра – две машины. Сегодня ты живешь в многоэтажке какой-то. Как они реально жили в 50-х годах. Потом сказали, но это только негры, выходцы из третьих стран, живут в многоэтажках, ты должен жить в доме.В коттедже завтра ты получишь этот коттедж и получали, то есть постоянное увеличение материального благосостояния, а вся идеология давалась на откуп религии, но религия, там какая? На основе, как правило, христианства. Христианство, знаете как? Каждый за себя, Бог за всех. В двух словах. То есть, да все хорошо, но это не главное, а тут люди стали задумываться, а собственно почему мы богатеем? Американцы богатеют, американцы богатели, до сегодняшнего дня живут все лучше, и лучше, и лучше. В Америке есть несколько миллионов людей, которые уже в третьим поколении не работаюет, живут на пособие. Может себе представить, в третьем поколении! Вы думаете четвертое будет работать? Что им хватает? Они получают свои доллары. А если он пойдет на работу, он будет получать на четверть больше, чем сейчас имеет. Куда-то там идти…
Это кстати, серьезный бич для Америки, я просто тут недавно этим летом разговаривал с одним человеком, он выходец, кстати из Белоруссии, у него сестра, его дочь там живет, и соответственно, он туда переселился жить, он просто в шоке. Он не понимает как такое может быть. Да, так вот, люди стали задаваться вопросом. А для чего мы живем? А что после смерти? Ну ладно, ты получил машину, ты получил коттедж, все у тебя хорошо, но завтра ты умрешь. А в чем смысл существования? Для чего ты жил?И что будет потом. Религия перестала удовлетворять их, точнее нет, есть процент людей, которые она удовлетворяет, а вообще надо сказать, на Западе люди они внешне очень религиозные, но не внутри. Внутри, в первую очередь, интересы в долларах. Но понятно так не могло долго происходить, и поэтому стал возникать интерес к философии. И отчаянные попытки хоть что-то найти объясняющее, и тогда стали получать серьезную популярность, те же взгляды буддизма, эта философия реинкарнации, перерождения, что ты живешь не одну жизнь, а ты живешь череду жизней. И стали чрезвычайно востребованы философские взгляды Востока, причем не важно какие, йога – это Веды или религия. И понятно, если есть спрос возникает предложение и в Америку, в первую очередь, в Америку хлынул гигантский поток всякого рода религиозных, философских, йоговских гуру, которые начали, вообщем-то так или иначе передавать свои воззрения, надо сказать прямо некоторые воззрения действительно достойные, вызывают уважение и они обогащают менталитет. Некоторые воззрения чушь собачья откровенная. На уровне такой мелкой секты, будь-то в Индийской деревушке, где там никто никогда в школу не ходил, не учился. А это сплошное суеверие, недоразумение, вот такая мешанина. Но в этом отношении, кстати, сказать американцы в своей массе они такие наивные как дети. И это всегда так поражало. Причем даже крупные бизнесмены они так не критично съедают любую религию, любое течение, может быть потому, что они серьезно в него вовлекаются. Наш человек нет, наш человек другой, он долго присматривается, долго присматривается. Если он что-то изучает, то он изучает полностью и на всю глубину. А в Америке они очень быстро – быстро вовлекаются, очень поверхностно – поверхностно. А потом также быстро бросают. Но смотрите, здесь какая следующая логика, что как только стали интересоваться религией, сразу же всплыли и другие виды и разделы йоги, такие как бхакти йога. То есть йога, которая как раз и разбирается и имеет дело, с таким проявлением человека как-то познания мира человека с помощью чувств или использовать религиозное чувство, что когда человек чувствует, что за всем видимым миром есть некий творец или некая первопричина, которая все создала. И только тогда стали проникать такие философские более тонкие разделы йоги. Вместе с этим еще, такие разделы, которые теперь трудно отличить, то ли это йога ,то ли это религия, так все переплетено. Вот таким образом, проникали виды или разделы йоги на Запад. То есть сперва, грубые физические, потом все что связано с философией, медитацией, сексом, какими-то религиозными мировоззрениями. И понятно, что они может быть неравномерно на Западе представлены. А если рассматривать Индию, то там, другая ситуация, подавляющее большинство видов и разделов йоги оно как раз ближе к религиозным и философским взглядам. То есть любят индусы религию. Очень-очень любят.