Головной и спинной мозг

Расшифровка видео

0:01
продолжаем изучать нервной системы спинной и головной мозг
0:09
мы с вами уже говорили о том что нервная система делится на два больших отдела
0:15
это центральная нервная система и периферическая нервная система центральная нервная система это центр
0:22
головной мозг и спинной мозг периферическая нервная система
0:27
ну по большому счету можно сказать что это все что за пределами центральная нервная система в частности это у нас
0:34
будет нервные узлы то и скопления нервных клеток их
0:40
называют еще ганглия это нервы
0:46
чувствительные и двигательные и вегетативные но и
0:55
и также периферическая нервная система делят на
1:01
две части это
1:06
вегетативная нервная система и соматическая нервная система соматическая нервная система регулирует
1:12
работу скелетных мышц а вегетативная это работа внутренних органах
1:19
сегодня мы с вами говорим о центральной нервной системе
1:30
спинной мозг и спинной мозг располагается в позвоночном канале
1:35
позвонки накладываются один на другой образует мой канал в котором и
1:41
располагается спинной мозг и спинной мозг в виде такого тяжа
1:50
длиной он примерно 43 сантиметра то есть он не доходит до копчика
1:56
заканчивается на уровне поясничных позвонков а дальше уже спускаете такими
2:03
нервными волокнами которые называет конский хвост
2:09
длины так длину мы сказали 43 сантиметра в среднем масса его совершенно небольшая
2:15
3438 грамм это примерно 2 процента от массы
2:21
головного мозга
2:27
спинной мозг можно разделить условно на сегменты у
2:33
кого то кого то микрофон выключите пожалуйста чтобы не отвлекать
2:41
не отвлекалась тут не понил а и так спинной мозг можно условно разделить
2:48
на сегменты в сегментарное строение
2:56
но примерно соответствует количеству позвонков
3:02
но за небольшим там небольшими
3:07
небольшой разницей из каждого сегмента будут выходить
3:13
нервные корешки которые будут иннервировать внутренние органы мышцы и
3:22
таким образом спинной мозг делят на сегменты
3:28
8 пар шейных сегментов они будут иннервировать голову и верхние
3:34
конечности здесь мы можем посмотреть на рисунке так шейные сегменты они идут к мышцам
3:40
рук голове и
3:46
и диафрагме 12 пар грудных сегментов будут
3:52
иннервировать грудную клетку как сами мышцы так и все что находится внутри грудная
4:00
клетка живот и все что находится внутри то есть органы грудной клетки и органы брюшной полости
4:05
это сердце легкие кишечник желудок все все что находится здесь дальше
4:13
поясничные сегменты иннервируют нижние конечности а крестцово-копчиковой будут иннервировать
4:21
область таза и внутренние органы которые находятся здесь это репродуктивные
4:27
органы выделительная система и части пищеварительной системы ну и также
4:33
крестовые сегмента будет красиво копчиковый будет нервировать и
4:39
задняя поверхность ног таким образом мы видим что тело делится
4:44
на это же так называемые и тут очень интересная такая работа с
4:52
телом раз каждый сегмент иннервирует
4:57
определенную мышцу и иннервирует определенный внутренний орган мы
5:03
посредством работы с мышцами можем косвенно воздействовать на внутренние
5:09
органы мы можем воздействовать на определенный сегмент позвоночника
5:15
улучшать там питание кровообращения улучшать его подвижность и все это будет
5:22
запускать процессы хорошего обмена веществ регенерации
5:27
это одна сторона а вторая сторона если есть какие-то нарушения допустим в
5:33
шейном отделе позвоночника то это может нарушать работу рук мышц и влиять на работу головного
5:42
мозга ну и то же самое можно сказать про другие отделы очень важно по 20
5:49
позвоночник поддерживать в хорошем состоянии в рабочем чтобы было достаточно
5:55
таких оптимальных движений всем этим в принципе занимается
6:00
хатха-йогу очень хорошо если мы посмотрим на спинной мозг в
6:07
разрезе то мы увидим так называемую бабочку есть передние рога есть задние
6:14
рога есть боковые рога и вот эта бабочка она состоит из серого
6:21
вещества а все остальное из белого вещества по периферии и
6:26
серое вещество это скопление тел нервных клеток и дендритов серое вещество еще
6:33
называет думающим веществом а белое вещество называют еще проводящим веществом
6:39
белое вещество это скоплении аксонов и по белому веществу происходит
6:45
передача информации и здесь мы видим две дуги это слева это
6:52
соматическая dugan уже нам знакомо и допустим нас рецептор какой-то на коже
6:58
он нам раздашь его раздражение он получил определенным com с
7:05
раздражением и это раздражение пошло вот по дендриту дошло до
7:11
тела нервные клетки пошло по аксонам пришло в задний рог здесь мы видим
7:17
вставочный нейрон который передал информацию если это необходимо на
7:23
двигательный нейрон тела вот аксон и мышцы сократилась вот эта простая
7:30
рефлекторная дуга на уровне спинного мозга соматическая дать туда справа мы
7:35
видим вегетативную рефлекторную дугу ну допустим то же самое раздражение вот
7:41
чувствительные окончания там пальца кололись пошла информация в тот же
7:49
чувствительный нейрон тела по аксону но она переключилась
7:55
параллельно с единой дугой параллельно она пошла на
8:01
вегетативную дугу и допустим мы когда ударились или получили
8:06
какое-то раздражение помимо того что мы а дернули руку пошла еще вегетативная
8:12
реакция на внутренние органы то есть на
8:19
внутренняя система там нас повысилась
8:25
бород понизилась деятельности желудочно-кишечного тракта есть это грубо грубый пример приладить любое
8:32
изменение физическое она будет при определенных конечно же условиях
8:39
будет оказывать влияние и на внутреннем орган будет или не будет это уже решается вот
8:46
здесь на уровне спинного мозга это первое решение дальше уже решение
8:51
там допустим эти решения могут быть многоуровневыми
8:58
допустим если это информация какая-то незначительная тогда она может
9:03
остановиться здесь на уровне рефлекторные дуги если это какая-нибудь значимая информация то она пойдет другие
9:10
отделы спинного мозга может пойти в другие отделы головного мозга и это все
9:16
видим что много-много проводящих путей где-то они перекрещиваются где-то они
9:23
ходят здесь достаточно сложная система здесь на
9:29
слайде можете посмотреть пути которые соединяют
9:36
спинной мозг с головным мозгом есть восходящие пути есть нисходящие пути
9:41
если информация была какой-то такой приоритетный например
9:47
болевая информация или то что достойно внимание уже вышележащих отделов тогда она пойдёт выше если все тут решилась
9:55
тогда она как бы здесь и и замкнуться на этом уровне
10:02
и так здесь вот схема уже головного мозга
10:08
пошла здесь вот тоже посмотреть вот уже главный мозг
10:17
вот эти вот окончания уже знакомые помните мы смотрели с вами гомункулуса вот
10:24
чувствительные двигательный здесь вот решается какая-то команда если
10:30
это какое-то волевое решение мы можем допустим на нужно согнуть руку мы и вот
10:37
тут решили что нам это нужно сделать и вот пошла информация вниз
10:43
первом приближении ну и спинной мозг
10:48
вот он слева имеет несколько оболочек впрочем как и
10:54
головной мозг это три оболочки внутренние средняя и наружная
11:01
дальше спинной мозг у нас защищен позвоночником
11:07
находится под защитой ну про позвоночник у нас будет отдельная тема то мы будем
11:13
разбирать его строение будем разбирать как там что у нас чем соединяется
11:22
вот видим здесь корешки которые выходят и выходя вот обратите внимание что они
11:29
вот у нас чувствительный корешок вот двигательный корешок они здесь будут соединяться и они уже пойдут
11:35
видео такого общего нервного волокна там будете чувствительная и двигательная и
11:43
где-то может быть на каких-то уровнях и вегетативно и
11:48
всё это объединяется для того чтобы оно возможно сэкономить ресурс чтобы это не
11:54
было каждая отдельно волокно они объединяются такие группы ну и в спинной
12:01
мозг будет питаться при помощи спинномозговой жидкости об
12:09
этом чуть позже поговорим когда познакомимся с давние маслом и поговорим
12:15
что такое спинномозговая жидкость или литва и какова ее роль его роль
12:25
головной мозг головной мозг это тоже часть центральной
12:30
нервной системы располагается он в полости черепа его масса
12:37
примерно 1102 от 1000 грамм но среднем это 1300 будет большое значение иметь
12:46
масса самого человека его рост бы объемы но были исследования и не не
12:55
нашли прямой корреляции масса мозга и его функционал то есть у людей с
13:02
большим высокими умственными способностями может быть мозг небольшой
13:08
массе и наоборот может быть достаточно увесистым прямой такой взаимосвязи и
13:16
нашли но выяснилось об этом тоже чуть может поговорим что функционал мозга зависит
13:22
от мир синоптических взаимосвязей взаимосвязи между нейронами
13:31
отделы головного мозга здесь мы видим все их 6 отделов это продолговатый мозг
13:38
самом низу это спинной мозг переходит первый отдел главным продолговаты видим
13:45
что он по форме напоминает спинной мозг дальше идет мост
13:51
дальше средний мозг мозжечок
13:58
промежуточный мозг и конечный
14:03
его же называет большим не важно знать передним мозгом то вот вся наша коран
14:11
объединяют несколько отделов головного мозга в мозговой ствол
14:17
объединяет какие отделы у нас продолговатый мозг вам мост средний мозг и иногда к стволу относят и
14:26
промежуточный мозг
14:33
можно также головной мозг разделить на условно на три отдела которые эволюционно
14:40
формировались первое дело это рептильный мозг это вот как раз таки на ствол
14:47
отвечающие за выживание второй отдел это так называемый
14:52
эмоциональный мозг это мозг присущие млекопитающему здесь
14:58
уже появляется эмоции и самая верхняя часть это то что присуще
15:05
человеку большей степени это коран она также будет подразделять подразделяться
15:12
на древнюю в старую и новую и вот именно кора ответственна за рациональные
15:18
решения за то что уже называем вашем праве на
15:24
возможности анализировать думать планировать и
15:31
сейчас поговорим по каждому отделу сначала вкратце а
15:37
потом подробно продолговатый мозг первый раздел это
15:43
отдел который граничит со спинным мозгом отвечает он за
15:48
такие базовые потребности за базовые рефлексы эта работа пищеварение эта
15:56
работа сердечнососудистой и дыхательной системы мозжечок в основном отвечает за
16:03
координацию движения положения тела в пространстве нам выполнению сложных движений
16:10
мост здесь мы видим бирюзовым цветом выделены это такой отдел который особо
16:18
каких-то важных таких функционалов не выполняет но он также вместе с
16:24
промежуточным мозгом выполняет функции базовые
16:29
продолговатом прошу прощения с продолговатым мозгом базовые функции выполняет а также он соединяет выше и
16:37
нижележащие он соединяет мужичок продолговатый мозг кору как такой некий
16:44
мост может поэтому ему так и назвали средний мозг здесь сиреневым цветом
16:52
это такой какие подкорковые центры
16:58
зрения и слуха связаны с любопытством ну и далее промежуточный мозг х
17:07
можно охарактеризовать как фильтр информации которая приходит извне и
17:14
изнутри так называемый секретарь коры и
17:20
часть которая направлена вовнутрь то есть регуляция всех внутренних внутренней среды или по-другому
17:28
гомеостаза организма мы на большой мозг это
17:34
все процессы куда будут сходиться уже информация осознаваемое нами
17:41
обрабатываться формироваться принимает и жжением и именно здесь будет
17:47
формироваться интеллект теперь подробно
17:52
продолговатый мозг вот подобно тому как у спинного мозга
17:59
есть нервы иннервирующие или управляющие
18:05
внутренними органами управляющими определенными мышцами так и у головного
18:10
мозга есть нерву их 12 пар черепно-мозговых нервов какие-то будут
18:16
иннервировать глаза какие-то будут иннервировать
18:22
мышцы там лицевой нерв тройничный нерв мышцы лица
18:28
какие-то нервы будут такой как например блуждающий нерв здесь
18:34
мы увидим это 10 пара спину черепно-мозговых нервов блуждающий нерв
18:40
относится к парасимпатического отдела нервной системы они мы будем говорить позже он
18:47
потому и называется блуждающим что он был да это прям по всему телу начиная от головного мозга и подходят к каждому
18:54
внутреннему органу и оказывает такое а тормозящее действие успокаивающее
19:00
действие на эти органы но есть подъязычный языкоглоточный нерв
19:10
отводящие 12 пар черепно-мозговых нервов и
19:17
заметим что сколько тут получается четыре пары находится в продолговатом
19:24
мозге продолговатый мозг он такой как бы
19:30
через него идут пути который соединяет спинной мозг свыше
19:37
лежащими отделами виден тот перекрестке пирамид тракт и состоящее из белого
19:43
вещества они будут передавать информацию выше а
19:48
также в продолговатом мозге я находится центр которые ответственны за базовые
19:55
потребности базовые функции это во первых это дыхательный центр
20:00
здесь происходит запуск вдоха и выдоха когда мы спим мы и не думаем о том когда
20:08
нам вдохнуть когда нам выдохнуть вот этот данный центр
20:15
реагирует на на химический состав крови и
20:24
запускает процесс или вдоха или выдоха
20:30
где же рядышком находится сосудодвигательный центр это тонус сосудов расширения или сужения тонуса
20:38
сосудов а также работа сердца но сердце конечно имеет там свои механизмы
20:45
сокращения сердца генерации ритма но видим что сердце работа сердца
20:51
подчиняется еще и сосудодвигательный центр у третья функция а продолговатого мозга это
20:59
пищевое поведение это вкус сосание и глотание слюны отделение и рвота то есть
21:06
все что уже в совершенстве развито у новорожденного ребенка
21:14
все но немножко отойду от темы но когда мы говорим про
21:20
детей у них в основном при рождении развитые базовые потребности
21:25
продолговатый мозг потом по мере взросления будут
21:31
созревать и улучшаться функционал всех вышележащих структур как бы снизу вверх
21:38
вот как эволюции идет у нас развивается постепенно какие-то области
21:43
так и у ребенка будет развиваться постепенно и в последнюю очередь будет созревать уже определенные отделы коры
21:49
который ответственно там за волю за внимание за осознанность например на
21:56
korra созревает какие-то отделок 18 20 а какие то даже и позже поэтому когда мы
22:04
требуем а детей усидчивости и внимание порой они ищут просто к этому не готовы
22:10
потому что у них не созрели определенные структур мозга но это момент рождения
22:15
все структуры но особенно все что касается
22:21
пищевого поведения у ребенка уже полностью созрела и по
22:28
морфологическим то есть пол по анатомии и по морфологии по анатомии и по
22:34
функционалу по физиологии но и здесь продолговатом мозге мы видим находится центр знай центр бодрствования
22:43
они реагируют на на многие моменты в частности на
22:49
длинную дня и ночи вырабатывается тоже определенные гормоны
22:58
которые будут давать информацию центру этому центру когда-то не нужно
23:04
спать когда нам нужно бодрствовать и конечно же центр зная бодрствуя связан с
23:10
сезонностью сейчас осень почти зима и мы хотим спать это связано с уменьшением
23:16
светового дня с выработкой определенных должен химических веществ
23:26
ну и этот центр он мало того что реагирует на сезонность реагирует и на
23:35
дневные ритмы тоже и начали
23:41
вырабатывается тоже определенные вещества которое заставляет нас допустим проснуться не заставляет нас побуждает
23:47
нас заснуть ну и здесь же находятся видим голубое голубое пятно это реакция
23:57
на стресс которая побуждает нас действовать или
24:02
замирать или обороняться и
24:08
во время стресса будет тоже определенные процессы запускаться будут улучшаться
24:16
обучение скорость нервных реакций держаться болевая чувствительность вот это одна из и один из механизмов
24:23
регуляции находится здесь ну так двух словах жизненно важные
24:30
функции продолговатый мозг выполняет
24:36
мост но его часто рассматривают вместе с продолговатым мозгом и
24:46
воде и в этом отделе также располагается я дрочи рип на мозговых
24:53
нервов следующий отдел рассмотрим мужичок
24:59
находится он на затылке вот есть видим в профиль череп вот это представим что это
25:06
лицевая часть здесь лицо этого сдавая часть и располагается мозжечок прямо на затылке
25:16
прямо на затылке обеспечивает он координацию движений
25:25
вот когда мы что-то учимся делать мы учимся делать это король но какое-то
25:32
новое движение мы изучаем здесь включается кора на допустим нам надо физическое к это упражнение новый
25:39
освоить или нам нужно научиться ездить на машине или писать рукой здесь
25:47
у нас в момент обучения у нас еще включает скоро но когда это вышло на
25:52
уровень таких непроизвольных движений то в принципе почти все контролирует
25:59
мозжечок ну как бы освобождает что ли кору своему шефу
26:04
главного которого который принимает все решения освобождает от лишней работы и
26:11
мы можем проследить вот эту функцию у многих многих отделов головного мозга
26:16
они берут на себя некий функционал представьтесь от мы должны были думать о когда нам вдохнуть когда нам выдохнуть
26:23
или как нам поменять тонус сосудов все это происходит автоматически
26:29
но и также на уровне машечка у нас множество движения когда мы идем мы не
26:35
думаем как нам какую ногу нам согнуть куда и поставить все это происходит автоматически то есть функции мозжечка
26:42
это координация движения это тонус мышц какие можете держать в тонусе какие
26:47
нужно расслабить это скорость и быстро than непроизвольных движений
26:53
это равновесие и автоматизация произвольные движения
26:59
когда мы вводим машина уже на автоматизм автомате то это вот часть мозжечок
27:08
здесь вот видим до базальные ганглии и
27:13
так они базальные ганглии они располагаются выше вот примерно вот здесь
27:18
ты уже вышележащие отделы но для чего здесь вы не сильно вот это вот две
27:25
строчки для того чтобы мы поняли что в головном мозге очень много отделов
27:31
ответственность за движением когда мы двигаемся включается разные разные отделы
27:37
головного мозга начиная там от нижних но не только головной-спинной мозг тоже
27:43
начинаете нижележащих отделов и заканчивая король нас есть мужички а
27:51
дело ответственное за движения в принципе почти весь дома жучок это тонус
27:57
это движение есть вот базальные ганглии это скопление нервных клеток которые
28:04
тоже ответственны за движения располагается они уже в центре головного
28:09
мозга но и мы с вами встретимся еще в последующих отделах также с участками
28:15
ответственными за движением но перейдем на к следующему делаю это средний мозг
28:22
располагается вам по серединке вот его
28:32
если во фронтальной плоскости мы смотрим вот у имеет такой вид имеет
28:38
холмики называются четверохолмия потому что четыре холмика есть верхние есть те
28:45
которые обращены к сзади и этих холмики связаны с под q или их
28:52
называет скорее под корковыми центрами зрения и слуха вот допустим это очень
28:58
какую-то информацию от наших органов зрения и слуха в первую очередь она
29:04
пойдет вот сюда на средний мозг а дальше если эта информация актуальна она пойдет
29:10
уже в определенные зоны коры где мы уже осознали поняли обработали эту
29:17
информацию то есть несколько уровней нас тут есть
29:25
уровни что ли получение информации эти
29:32
этот отдел будет запускать так называемой ориентировочную реакцию вот
29:38
мы сели в медитацию теле прикрыли глаза и тут но слышали что
29:44
хлопнула дверь вот эта первая реакция повернуть голову и посмотреть что там
29:49
произошло это вот как раз средний мозг почему мы реагируем на зрителя первую
29:56
очередь на зрительные и слуховые стимулу потому что это может быть связано с опасностью с выживанием вдруг
30:02
там что-то случилось там да такое важное и мы должны какую-то реакцию
30:08
какая-то реакция должна последовать то есть мы должны спастись убежать вот
30:14
с этим центром связаны данные данный такой ориентировочный рефлекс
30:20
конечно по мере взросления практики йоги мы уже можем при помощи
30:27
коры останавливать вот эта реакция но это уже
30:32
называется медитацией и так средний мозг четверохолмия
30:39
реакциям любопытство дальше здесь мы видим что располагается центр сна
30:46
главный центр сна также центр сна помним был в продолговатом мозге
30:57
здесь есть центры двигательные центры
31:03
которые работают вместе с мужичком
31:08
это красное ядро и черная субстанция черная субстанция
31:14
это какая-то определенная до часть среднего мозга которая будет
31:19
ответственна за движение за положительные эмоции связанные с движением
31:26
побегали занимались хорошо и после этого мы чувствуем
31:34
удовлетворение да есть еще мнение что
31:40
вот здесь уже есть разница между людьми у одних людей черная субстанция будет
31:47
активно они будут такими активными они им предложишь куда-то пойти и там
31:52
побегать по заниматься сходить куда-то они пойдут а есть люди у которых черную субстанция мне очень активно они такие
31:59
домоседы и на предложение куда-то пойти они скажут что не ты лучше полежу там
32:05
отдохну здесь уже есть различия
32:13
пойдем с вами к следующему отделу это промежуточный мозг
32:21
здесь мы видим 4 части это таламус это
32:29
гипоталамус и 2 эндокринные железы гипофиз и эпифиз
32:36
до lanos это часть промежуточного мозга которая
32:44
которые еще называют таким фильтром информации
32:51
направлен он в основном на во внешнюю среду мы постоянно получаем от формат
32:58
получили информацию от здесь до на уровне среднего мозга вот пришли
33:03
зрительные стимулы и пришли слуховые стимулы и таламус будет решать пропустить их
33:10
дальше в кору или притормозить если это символы незначительные
33:17
или они привычны и то есть повторяющиеся вот допустим все ли в медитацию один раз
33:25
дверь открыли мы вздрогнули посмотрели а если будут каждые три секунды дверь
33:30
открывать мы же не будем реагировать следовательно уде сюжета lanos какие то незначительно или повторяющиеся
33:37
информацию будет отсекать но как но такой хороший секретарь перегружать шефа
33:43
ближним лишней информации не будет понял что не надо тут символ незначительность
33:49
значит в чём или какие-то там
33:55
сюда допустим стекается информация от положения тела от кожных рецепторов
34:01
болевых рецепторов и вот часть информации таламус будет отсекать но
34:06
часть информация приоритетную он будет все-таки пропускать в к-ром и вот одной
34:12
из одним из видов приоритетной информации будет являться боль вот она
34:17
тормозить и не будет вы постоянно постоянно попадать в
34:23
раздражать кору нервные центры мы будем постоянно эту боль чувствовать то есть
34:28
это связано с выживанием и тут уже тормозится она как бы самопроизвольно вряд ли будет
34:37
так и так таламусе то такую секретарь фильтр информация гипоталамус это
34:46
отдел который направлен больше вовнутрь то есть во внутреннюю среду
34:52
что происходит в организме какой сейчас уровень температуры
34:59
какой состав крови достаточно ли глюкозы питательных веществ недостаточно
35:05
достаточно ли каких-то гормонов или нет вот этим всем
35:13
занимается гипоталамус
35:20
регуляция так скажем гомеостаза вот это
35:27
гипоталамус а
35:32
здесь же находится центр и биологических потребностей и эмоций
35:39
центре биологических потребностей такие как голод жажда страх агрессия половое
35:45
поведение родительское поведение и связанные с ними эмоции
35:57
[музыка]
36:05
ну и что касается гипофиза и эпифиза это
36:13
эндокринные железы которые будут работать конечно же в связке с
36:20
гипоталамусом это тоже отдельная тема
36:26
регулирует внутреннюю среду
36:34
вот что касается еще эмоции
36:39
гипоталамус эмоций вот здесь
36:46
если так можно сказать хранятся до наши эмоции наши какие-то программы мы их
36:52
можно поделить как на положительной программы которые нам нравятся и
36:58
отрицательной программу и вот когда что-то нам нравится коран в первую
37:05
очередь вот этот отдел до промежуточный мозг он связан с корой и карат первую
37:11
очередь бессознательно будет выбирать положительные программы отрицательные
37:16
будет отметать
37:22
ну и следующий отдел это большой мозг это самый крупный отдел
37:29
головного мозга от если расправить все извилины примерно
37:38
он получится не ошибаюсь около двух метров
37:43
представили что разгладили расправили потому чашкам примерно 2 метра будет
37:48
площадь большого мозга но он собран в и звериным
37:55
различные борозды для того чтобы как такие складочки сэкономить пространство
38:00
и вместить как можно больше череп делится главный мозг большой мозг
38:08
на правое или левое полушарие они соединяются между собой
38:13
так называемым мозолистым телом
38:20
черенка состоят полушария из серого и белого
38:27
вещества серое вещество это в кавычках думающие
38:33
вещество или тела нейронов с дендритами белое вещество
38:42
это проводящие вещество
38:52
в кору больших полушарий деле на три таких структуры эволюционно
39:00
развивающихся это древняя кора это старая кора и новый экран
39:06
древняя коран это связано с обонятельными структурами
39:14
старая коран
39:22
развивающиеся уже более позже здесь находится центра кратковременной
39:28
памяти и новая кора это все что же появилась после старой коры это то что у нас в принципе
39:35
делает людьми ты долговременная память и различные зоны которых немножко поговорим
39:46
также классификация делит большой мозг
39:51
на области лобной а область лобная доля
39:58
теменная доля затылочная
40:04
не сочная затылочная доля связано со зрением
40:10
височная связано со слухом равновесием и
40:16
вкуса и также
40:21
некоторыми стороны зрительного восприятия то есть та информация которая получает
40:27
вот органов чувств поступает в кору она будут будет здесь как бы собираться в
40:35
дальнейшем обрабатываться тимина им доля это
40:44
информация о осязание а также напомним здесь у нас находится и двигательная
40:52
часть кора ну а лобная доля это всё что
40:58
связано пожалуй с человеком это планирование это логика
41:08
но и вот здесь тоже схематично давайте посмотрим как происходит обработка
41:13
информации но допустим вы что-то увидели оно пришло в зрительную долю на затылок
41:20
услышали или съели через вкусовые рецепторы эта информация поступила височные доли
41:29
возьмем давайте его ты мой да мы лимон увидели мы или лимон попробовали на вкус
41:35
и мы лимон взяли чувствительность тело взяли в руки или
41:43
при помощи пальцев мы его как бы так на ощупь про пробовал прочувствовали что это
41:50
такое какая там температура у него какая поверхность и вот эти все сигналы будут
41:55
в дальнейшем собираться в четвертую эту область это ассоциативная теменная кора
42:01
она будет сюда собирать потоки все сие сенсорной информации дальше из ассоциативной теменной коры
42:11
поток информации пошел в лобную карл ассоциативную лобную король здесь уже
42:17
будут подключаться какие-то потребности текущие память мы уже знаем что такое
42:25
лимона допустим он на мне нравится невкусное значит что программа поведения
42:30
будет какая не хочу лимон а если нам лимон нравится у нас какие-то положительные эмоции связаны с лимоном
42:38
мы его съедим мы примерно вот так и происходит у нас программа ассоциативные
42:45
какие-то в ассоциативной области первую теменную затем же принимаем решения
42:51
центр воли и пошло уже там допустим двигательную кору мы что-то сделали
43:00
поясная извилина это часть такой структуры связанная с
43:06
эмоциями и
43:12
вот как мы обычно принимаем решение если это
43:19
можете потом посмотреть более подробно если это какая-то программа уже
43:25
привычное там и как правило склонны эту привычную программу и выбирать идет
43:31
поток информации вы уже так неосознанно можно так сказать на
43:36
уровне каких-то рефлексов будет принимать решения и если мы поступаем
43:42
одинаково какие-то выбираем стереотипные программы то
43:47
наша нейросеть начинают упрощаться какие то мы видели да что одна нервная клетка
43:56
имеет множество окончаний она соединяется другими нервными клетками но если вы этими окончаниями не пользуемся
44:02
у нас идет там грубо говоря поток только по одной какой-то ассоциативные связи то
44:09
значит другие будут подсыхать мы ими не пользуемся таким образом нейрон будет терять синапсы зачем их обслуживать и
44:16
схеме не пользуется и нейросеть начинает упрощаться поэтому очень важно
44:25
развивать рекомендуется выполнять какие-то выходить из зоны комфорта
44:31
выполнять те действия которые мы не выполняли связано как с каким-то
44:37
потребностями так и в плане физическом дайте мы занимаемся хатха
44:44
йогой и у нас есть какой-то определенный набор чем мы занимаемся то в принципе
44:49
это привычно это комфортно и москва он он очень затратен для нашего организма
44:57
какие-то новые программы они очень затратно поэтому мозг всеми силами будет пытаться сократить ресурс и пойти по уже
45:05
знакомой программе там нас ага получили от этого положительные эмоции значит у хорошо значит пойдем сюда вот и важно
45:12
все-таки раз мы и люди осознанные людям развивать нашу нейросеть чтобы
45:18
функционал расширять и терять адаптивность организма что мы поступали
45:23
не по одной какой-то программе запрограммированным да как роб и до пуля могли выбрать
45:31
ну это все тема очень связано с 5 см вам все-таки можно я тоже связать
45:42
так мы пойдем дальше
45:48
головной мозг как и спинной мозг имеет оболочки 3 оболочки
45:55
оболочка которая ближе к мозгу и называется внутренней или мягкой между 2 оболочка
46:05
это средняя или паутины она виде такой паутинки и 3 оболочка это
46:11
твердая оболочка она уже ближе к костной структуры если это головной мозг то ближе к черепу если
46:19
это спиной у нас кто ближе к позвонкам между двумя оболочками
46:26
между внутренней и средней есть пространство она называется от путина и пространство
46:33
и в этом пространстве циркулирует
46:38
жидкость спинномозговая жидкость ее еще называют liquor и еще называется ребра
46:47
цереброспинальная церебральная жидкость серебре то мозг
46:52
то есть жидкость которая будет омывать мозг головной и спинной
46:58
почему мы это тут разбираем потому что это важно для улучшения обменных процессов в мозге
47:07
эта жидкость имеет движется по определенному направлению
47:12
видим девочки нас то есть она постоянно выделяется есть клетки которые будут
47:19
выделять эту жидкость вырабатывать и она должна циркулировать то есть с ней
47:26
должен она содержит множество гормонов веществ питательные глюкозы и кислорода
47:31
то есть тут у нас как бы такой питательный резерв плюс она конечно же
47:39
будет создавать такую некую подушку амортизационную и оберегать самые
47:45
главные пути центра нашей от сотрясений от механических воздействий
47:52
главное маска очень затратная штука она покоя порядка 25 процентов кислорода
47:59
потребляет то есть четверть кислорода если мы даже не думаем потребляет головной мозг если мы начали думать то
48:06
процессы головной мозг употреблять кислорода еще больше почему и он
48:13
старается всеми силами сократить путь и расходования выбирать программы уже привычнее
48:19
на чем требует дополнительных ресурсов а также головной мозг очень чувствителен
48:25
глюкозе и он питается исключительно глюкозамин такое вообще называет
48:30
аристократам если другие структуры нашего тела там сердце например да тоже
48:35
жизненно важный орган о сердце может питаться как глюкозой так и жирными кислотами так еще там что-то
48:41
перерабатывать получать энергию из разных веществ головной мозг вот такой
48:47
аристократ и все это дело вернемся к спинномозговой
48:54
жидкости она будет содержать много питательных веществ важных для мозга и очень важно
49:02
чтобы она циркулировала циркулировала хорошо
49:08
что же улучшает циркуляцию спинномозговой жидкости но во первых она
49:16
будет как бы создаваться разница давления и
49:22
она будет нагнетаться при каждом дыхательном цикле то есть вдох это
49:27
увеличение давление а выдох это уменьшения давления и каждый раз у нас
49:34
за счет этой разнице будет создаваться такое как бы
49:42
давление или стимуляция движение жидкости также liquor нагнетаете за счет
49:51
и движений крестца когда мы выполняем упражнение в крия йоги
49:57
приподнимаем таз и опускаем таким образом мы стимулируем
50:04
приток летом циркуляцию а скорее спинномозговой жидкости
50:14
об этом мы сказали
50:23
1 дыхание является таким механизмом улучшения циркуляции
50:30
спинномозговой жидкости значит можем предположить что наши активные практике
50:36
капалабхати бхастрика будут стимулировать этот процесс
50:43
к плакать еще называют непрямом массаже мозгом за счет активных дыхательных
50:50
движений мы все это делать стимулируем также еще есть взаимосвязь между носовым
50:58
дыханием и циркуляцией
51:05
но как средство циркуляции ликвора а как промежуточный момент это внутричерепное
51:13
давление дети у которых есть заболевания аденоиды может видели таких детей
51:21
что происходит здесь разрастается аденоиды ткань в области носовой полости и таким
51:29
образом затрудняется носовое дыхание и доказано что затруднение носового
51:35
дыхания но будет снижать работу головного мозга но
51:41
первый момент это недостаток кислорода человеку нужно дышать
51:48
чаще больше кислорода не хватает головного мозга а также в области
51:53
носовой полости располагается рецепторы которые связаны с мозговыми структурами
52:01
дети у которых уже там третья степень аденоидов им конечно же их удаляйте тому
52:07
чтобы не было отставание умственного развития как один из таких негативных из
52:13
негативных последствий вот поэтому применительно к практикам мы
52:19
понимаем что улучшение носового дыхания это стимуляция головного мозга сюда же
52:27
относится найти промывание до
52:34
соленой водой и при помощи жгут on массаж
52:40
слизистой улучшение кровообращения в ней
52:50
также для состояния головного мозга очень важно
52:55
в каком состоянии у нас находится сосуды кровоснабжение головного мозга будет
53:01
осуществляться за счет сонных артерий и
53:08
позвоночных артерий сонной артерии мы можем прощупать если мы повернем голову в сторону нащупаем
53:15
мышцу большую который соединяет грудную клетку с черепом вот примерно здесь она
53:22
находится называется она грудино-ключично-сосцевидной мышцы вот она крепится одним своим концом к грудине а вторым
53:31
концом к ключице и дальше сосцевидного отростка куда девать грудинка учит нас
53:37
видная и под ней с передней стороны проходят сонные артерии антона сначала в виде общей сонной а затем она
53:44
раздваивается на наружную сонные которая пошла питать внешней ткани головы и
53:50
внутреннюю сонную которая пойдет питать как раз таки головной мозг и
53:59
позвоночной артерии она проходит в боковых отростках позвонков вот видим если есть какие-то
54:08
смещения в шейном отделе то это может нарушать кровообращение головного мозга
54:21
допустим у человека есть дегенеративно-дистрофические заболевания шейного отдела позвоночника такие как
54:28
остеохондроз или грыжа или смещение шейных позвонков или разрастания
54:33
хрящевой ткани что может сдавливать сосуды и кровоток будет ухудшаться
54:41
следовательно отсюда делаем вывод что практике упражнения которые направлены на работу
54:49
с шейным отделом различные суставные гимнастики мало амплитудные движения
54:54
которые улучшают кровообращение здесь которые увеличивает подвижность между позвонками
55:01
неподвижности расстояние до расстояние между позвонками расправляет
55:10
зажатые мышцы все это будет благотворно влиять на эту
55:17
область из наоборот у человека зажаты тут можете
55:24
находятся в гипертонусе а они зажали кровеносные сосуды
55:31
конечно же будет замедляться кровообращение артериях и как следствие головной мозг
55:37
может страдать головные боли повышение давления могут быть связана как раз вот освещением отделом позвоночника
55:45
еще тут какой интересный момент вот мы видим артерию сонную артерию которая
55:52
раздваивается мы говорили одна часть пошла на внешнюю сторону 2 на внутреннюю
55:58
здесь находится такая вилочка которая располагается рецепторы
56:04
эти рецепторы они располагаются также на аорте вот она немножко ниже идет такой
56:10
большой сосуд от сердца этот сердце пошел большой сосуд и
56:15
там располагается рецепторы они называется барорецепторы
56:22
реагирующие на давление в сосудах который ближе к голове
56:27
находятся такие рецепторы для чего они нужны допустим человека под не боится
56:33
артериальное давление и в первую очередь что организму нужно спасти нужно спасти
56:39
главные маской наче если давление поднимется сильно то может лопнуть сосуд и будет
56:46
инсульт по страдает головной мозг для того чтобы отрегулировать давление здесь
56:51
на входе располагается но данные рецепторы они улавливают что давление поднялось и
56:59
будут что делать снижать ближе к реальной дадут команду
57:05
там допустим вот сосудодвигательный центр который располагается долговато мозге на снижение артериального давления
57:12
здесь же находится кроме барорецепторов еще и химические рецепторы которые
57:17
реагируют на химический состав крови и тоже дает
57:23
информацию что нам здесь интересно мы можем воздействовать на эти рецепторы
57:31
практикой допустим jalan хара бандхи или перевернутые позы когда мы выполняем подбородок прижимается к шее и
57:39
механически мы воздействуем на эти рецепторы руки частности на
57:45
барорецепторы вот эта область называется карательный синус может быть кто то слышал и
57:53
механическое воздействие на нем будет снижать артериальное давление
57:58
еще вот эти рецепторы отключается когда ну допустим человек лежал человек лежит
58:05
у него одно давление сердцу в данном случае работать
58:11
но работает он допустим сердце на одном уровне поддерживает определенное артериальное давление если человек сел
58:18
то шея голова у нас где оказываются выше
58:24
сердце значит давление здесь будет ниже
58:29
если человек резко встал то у него давление еще может понизиться вот в этой
58:34
области почему допустим люди которых есть перепады давления нет не рекомендуется
58:42
из положения лежа переходить быстро в положении стоя может там павле нить в
58:50
мушкета появится перед глазами может упасть артериальное давление настолько что он потеряет сознание поэтому вот эти
58:58
вот штуки барорецепторы они реагируют на смену давлению то не допустим мы сели
59:05
пролиться вторых среагировали давление нужно а она понизилась до когда вы сели
59:11
на что нужно поднять или наоборот мы из положения стоя
59:17
перешли в собаку мордой вниз голова оказалась у нас ниже сердца давление
59:23
поднялось это как в океане воде наверху давление блоки же а внизу под толщей
59:29
воды давления будет выше так и примерно здесь у нас давление там вверху будет
59:35
ниже внизу будет выше на голову опустили значит принялась давление срабатывать
59:41
бары рецепторы и давление понижается но тут следует быть
59:47
очень аккуратными с теми людьми которыми есть артериальная гипертензия то есть повышение артериального давления у
59:53
которого есть артериальная гипотензия то есть пониженное артериальное давление а
59:59
также о тех которых есть так называемая videx сосудистой дистонии
1:00:05
когда организм не знает что там делать повышать унижать их болтаем туда-сюда погода не сильно зависит тоже отдельная
1:00:13
тема это у нас будет кровеносная система мы поподробнее поговорим здесь что нам нужно понимать что можем
1:00:22
воздействовать на эту область механически джон харман хай
1:00:28
и включать тот отдел нервной системы которая ответственна за расслабление
1:00:34
называется парасимпатическая нервная система будет снижать частоту сердечных
1:00:39
сокращений будет способствовать расслаблению и успокоению восстановлению
1:00:47
так еще немножко нас осталось но кроме артериальных сосудов которые
1:00:54
несут кровь к органам и системам клеткам конечно же должны быть сосуды которые
1:01:01
будут обеспечивать отток от органов клеток тканей и
1:01:07
отток крови у нас происходит по венам здесь нам интересно и яремные вены они
1:01:14
идут примерно рядышком с сонными артериями крупнее яремная вена и
1:01:21
должен быть как хороший приток так и хороший отток венозный отток
1:01:32
но и здесь немного у нас с вами еще поговорим о практиках которые будут влиять в общем на
1:01:39
центральную нервную систему и так как практики йоги влияют на головной
1:01:46
и спинной мозг вегетативное управление тонуса ездовых
1:01:52
сосудов вот о чем вы говорили тонус сосудов как артерии так и первую
1:02:01
очередь артерии нам интересно да по которым кровь идет к
1:02:07
клеткам тонус сосудов будет регулироваться автономно автономно он
1:02:13
будет регулироваться как когда нужно сосуда будет сужаться когда
1:02:19
нужно их растянуть расслабить а не будет расслабляться и
1:02:25
в зависимости от того какой мы цель поставили мы можем использовать те или
1:02:31
иные практике допустим нам нужно у человека постоянно снижена артериальное давление он сонный вялый значит мы можем
1:02:38
включать практики которые будут активировать организм такие как
1:02:44
динамические практике силовые фиксации там стоя продолжительные
1:02:51
активные дыхания все это будет запускать активацию и
1:02:56
наоборот есть практики которые будут запускать в расслаблении
1:03:03
способствовать восстановлению это
1:03:09
необходимо до подключает находится в стрессе него и так активность
1:03:15
симпатической нервной системы зашкаливает он постоянно возбужден не розен его нужно успокоиться или у
1:03:22
человека повышенное артериальное давление тоже нужно снизить уровень симпатического отдела нервной системы и
1:03:29
успокоиться тогда мы преимуществом будем включать практике на расслабление
1:03:34
дыхание такие медленные мягкие варианты шавасана йога-нидра
1:03:41
все это будет способствовать снижению активности организма
1:03:47
здесь вот кому нужно посмотрите что такое вегетативная нервная система эта тема нашей нашего следующего занятия это
1:03:54
та часть система который будет управлять внутренними органами и вообще гомеостаза
1:04:00
организма когда нужно включать активность когда нужно расслабиться будет способствовать расслаблению и
1:04:08
восстановления и принципе каждый орган он
1:04:16
иннервируется как одной частью нервной системы же к другим
1:04:22
второй момент как влияет практики йоги активация мышечного насоса
1:04:27
мы немного об этом говорили на мышечной системе а вот когда у нас есть помощники так называемые сердца
1:04:38
нам нужно увеличить венозный отток мы допустим от нижних конечностей
1:04:43
но есть ряд упражнений которому которые этому способствует но если мы говорим
1:04:49
про головной мозг спинной мозг головной в
1:04:55
первую очередь то это различные мягкие динамические упражнения в области шеи и
1:05:01
поясом верхних конечностей руками
1:05:07
третий момент это активация дыхательного насоса каждый вздох это активность
1:05:13
каждый выдох это расслабление и в зависимости от того что на будем делать какие практики мы будем
1:05:22
запускать тот или иной процесс ну и для улучшения венозного тока тока
1:05:30
поверенным венам будет способствовать
1:05:36
практике такие замедленные например у джая
1:05:46
четвертый момент влияние практик это тренировка
1:05:54
для сосудов тренировка для сосудов может быть как в плане там какой-нибудь циклической
1:06:00
нагрузки это там ходьба активное плавание бег вы же велосипед что
1:06:07
очень-очень хорошо тренирует сердце и сосуды это так называемая аэробная нагрузка но в практике йоги мы тоже тренируем
1:06:14
сосуда когда мы обеспечиваем то одно положение то другое но
1:06:20
допустим собака мордой вверх бака мордой вниз дальше мы в каких-то позах
1:06:26
пережимаем сосуд механически согнули ногу пережали на какое-то время сосуд это вот как платина мы и построили кровь
1:06:34
создается что ишемия кровь не поступает в том количестве которые она должна
1:06:39
поступать к этой части нога допустим да или рука а потом когда мы разогнали ногу
1:06:46
а еще растянули мышцы после этого что мы делаем мы обеспечиваем приток свежей
1:06:53
артериальной крови к этой области раз есть приток свежей артериальной крови
1:06:58
значит там будет обновляться все процессы ну и сосуда таким образом тоже у нас
1:07:06
поезд тренировка следующий момент уже говорили о дыхания
1:07:14
капалабхати бхастрика повышение или понижение
1:07:20
давлением внутрибрюшного или внутригрудного как следствие это изменения также
1:07:27
давление внутри черепа их конечно это не для новичков а для
1:07:35
людей которые же практикует можно выполнять различные движения на задержки движения головой
1:07:43
плечевым поясом чтобы способствовать также активации
1:07:48
венозного оттока ну здесь конечно должны понимать что это практике не для всех
1:07:54
если есть какие-то нарушения то лучше не рисковать более мягкий вариант выполнять без
1:08:02
задержек ну и знакомой всем уделено бандхи на
1:08:08
улицу же за счет изменения внутрибрюшного давления будет меняться или
1:08:14
давление внутри грудной а и внутричерепное лет я об этом тоже говорили взаимосвязь
1:08:22
и носом носовой полости с головным мозгом и
1:08:27
заключительный момент это звуковые вибрации не говоря уже про эффект до звуковых
1:08:35
вибраций или мантра йоги тонком уровне если мы говорим про физиология то это
1:08:41
передача такой механической вибрации от области горла к головному мозгу а тут
1:08:49
находится все рядышком или должна механическом уровне уже будет происходить такой массаж вибрация
1:08:57
улучшении всех процессов кровообращения и обмена веществ
1:09:09
так что давайте еще
1:09:15
несколько моментов ничего нас осталось
1:09:25
состоянии головного мозга из мы говорим про медитацию это
1:09:30
очень важно для достаточной концентрации внимания если будет плохое
1:09:36
кровообращение если будет плохим
1:09:44
до плохое кровообращение в головном мозге будет снижаться способность концентрации внимания и
1:09:52
различными практиками начиная с физических практик которые сейчас вот мы с вами обсудили они будут способствовать
1:10:00
улучшению циркуляции ликвора межклеточных этих областей нейролог
1:10:08
нейроглии улучшения кровообращения
1:10:14
формирования новых нейронных связей между синапсами
1:10:19
ну и конечно не только физические практики но и видят медитативные практики
1:10:25
они будут и способствовать развитию и зависеть
1:10:33
конечно же от состояния цветы все эти области
1:10:41
вы даете несколько советов для того чтобы нам поддерживать мозг в нормальном
1:10:47
функциональным состоянием это качественный сон он необходим для восстановительных
1:10:54
процессов это качественное питание адекватные кровообращение уже об этом
1:11:00
говорили и говорили о том что очень много нейронов
1:11:06
или нервных клеток в головном мозге ну и в спинном тоже отвечает за движения и
1:11:13
если у нас мы включаем в работу мышцы то мы будем воздействовать
1:11:21
на посредстве на эти области это две трети дмитрий нейронов центральной
1:11:27
нервной системы ответственность за движение вырабатывает сила время движения вырабатывается различные
1:11:33
химические вещества которые будут оказывать анти депрессивные эффекты которые будут
1:11:40
оказывать повышать настроение выработки будут способствовать
1:11:47
гормонов таких внутренних морфином
1:11:53
удовольствия эндорфины эндорфина внутренние морфин и
1:11:58
которые будут обеспечивать хорошее настроение после
1:12:05
качественной физической нагрузки
1:12:10
новая двигательная активность способствует также выработки дофамина это тоже один из
1:12:18
факторов внутреннего подкрепления удовольствия улучшает мотивация
1:12:26
необходимо давать своему мозгу новую информацию
1:12:33
для того чтобы нейросети становились более качественными новые
1:12:41
синапсы появлялись и конечно же мы говорили о том что он стереотипность
1:12:47
поведения она будет не нужные соединения убирать гости не используется зачем
1:12:54
тратить на этой энергии практике медитации сосредоточения и
1:13:03
необходимо избегать многозадачности на имеется ввиду
1:13:08
сложные новые задачи это все будут способствовать перегрузки головного
1:13:14
мозга и способствовать образованию такого стрессового состояния хронического стресса
1:13:22
и еще момент тоже важны мы говорили о том
1:13:27
что есть нейромедиаторы есть нейромедиаторы химические вещества которые
1:13:33
ответственны за передачу импульса а есть нейромедиаторы которые ответственны за
1:13:40
торможение импульса и вот во время практики йоги вырабатываются
1:13:45
нейромедиаторы гамма-аминомасляная кислота в значительном количестве
1:13:51
которая будет способствовать расслаблению
1:13:56
снижения уровня тревожности это все практики на расслабление вытяжения
1:14:02
различные но же их перечисляли шавасана не драм
1:14:07
дыханием удлиненная кстати многие люди после йоги там
1:14:13
чего-нибудь забывает там коврики зонтики я это расцениваю как очень хороший
1:14:18
эффект значит человек расслабиться отпустил что-то и
1:14:27
еще такой момент тоже мы будем говорить об этом на дыхательной системе
1:14:33
[аплодисменты] дыхательные техники которые
1:14:39
связаны с удлиненным дыханием с задержкой дыхания они способствуют расслаблению таким
1:14:45
образом расширяются сосуды снижается артериальное давление и
1:14:55
это приводит к улучшению циркуляции крови и как следствие улучшение обмена веществ
1:15:05
кислород поступает в нужном количестве питательные вещества
1:15:13
но и тоже на следующем задать занятие немножко мы поговорим о том что через
1:15:20
периферические нервные узлы это вот как раз такие сегменты которых мы говорили
1:15:25
сегментарное строение тела взаимосвязь каждого этажа со
1:15:33
с мышцами с органами и системами и с
1:15:39
спинным мозгом это все через мышцы через тело мы можем воздействовать и на
1:15:45
внутренние органы эдна спиной головной мозг

Поделиться Открытой Йогой: