“Принципы Тантры” Шриюкта Шива Чандры. Глава 7. Стр. 322-327.
(26.12.2021)
«Вибху (прим.1, Вездесущий Дэва), напрямую и косвенно мы всегда подвластны этой Ишвари всего. O, Благородный, послушай тому пример».
«Это Правда, что в Махапралайе (прим.2, Великое растворение вещей) я лежу на Ананте как на своем ложе, но и тогда я, фактически, зависим, ибо, подчиняясь этой Махашакти, я снова просыпаюсь в положенное время под влиянием Кала (прим.3, Время)».
«Под ее воздействием я всегда практикую аскетизм и временами свободно наслаждаюсь обществом Лакшми, а иногда участвую в ужасных войнах с Данавами – войнах, страшных для всех Лок и угнетающих их существ».
«Знаток Дхармы, в прошлом, в том единственном океане, я сражался врукопашную в течение пяти тысяч лет. Ты видел это Своими собственными глазами».
«Только благодаря милости Верховной Дэви я смог убить двух Данавов Мадху и Кайтабху, опьяненных тщеславием и рожденных из грязи моих ушей».
«Разве Ты не понял уже тогда, что только аспект Шакти, высший над высшим, является причиной всех действий? Великая Душа, кого же Ты тогда неоднократно вопрошаешь об этом?»
«Она – причина всех причин, созданный по ее воле я, как Пуруша, живу в едином океане, воплощаясь век за веком в виде черепахи, вепря, получеловека-полульва, карлика и тому подобного».
«Никто в трех мирах не желает родиться низшим животным. Я тоже не по своей воле принял рождение в облике вепря и других низших животных».
«Кто по доброй воле примет рождение в виде рыбы или чего-то подобного, оставив полное блаженства общество Лакшми в Вайкунтхе? Какой независимый Пуруша оставит мягкую постель на спине Гаруды (прим.4, Царь-птица, транспортное средство (вахана) Вишну) и отправится вести грозные войны с непобедимыми Дайтьями?»
«О нерожденный Дэва, в древние времена, когда в твоем присутствии соскользнула тетива лука, моя голова была отрублена и отброшена неизвестно куда. Тогда Ты отрубил голову лошади, и Вишвакарма, великий мастер, прикрепил ее к моему телу. (прим.1, Поэтому Вишну называют Хаягрива (лошадиноголовый). В “Деви Бхагавате” рассказывается о том случае. Вишну заснул, опираясь на свой лук. Брахма и другие, желая разбудить его, заставили белых муравьев, называемых вамри, прокусить тетиву лука. Могучий лук распрямился и отрубил голову Вишну, которую не нашли, и тогда к телу присоединили голову лошади)».
стр. 323
«С тех пор я известен под именем Хаягривы, Повелителя Лок (прим.2, Четырнадцать пространств, см Введение в Тантра Шастру). Этот случай Ты видел своими собственными глазами. Если бы я был независим, зачем бы мне было терпеть столько бед в Локах?(прим.2, Четырнадцать пространств, см Введение в Тантра Шастру)».
«Знай же, что я не независим, что я во всех отношениях подчинен Шакти и что я всегда созерцаю эту великую Шакти. Лотосорожденный Дэва, я не знаю ни одной истины, превосходящей эту».
Нарада сказал: «Это сказал Вишну рожденному из лотоса Дэву. О великий Муни, лотосорожденный Дэва впоследствии поведал эту истину мне».
«Поэтому делайте то же самое без опаски почитая лотосные стопы Деви в своем сердце ради достижения своей цели».
Садхака, может ли кто-то без предвзятости в отношении Шакти и злобы в отношении Вишну, если такого человека избрать арбитром, когда-либо сказать, видя все эти доказательства, взятые из Шастр, что тот, кто считает Шакти лишенной сознания (прим.4, Джада), является преданным Высшему? Во все эпохи, и особенно в эпоху Кали, неистовая гонка духовной революции неукротима. Когда Чайтанья-дэва (прим.5, Имя Вайшнавского святого) захлестнул всю Бенгалию огромными волнами имени Хари, он заметил, что семьи Брахманов, Кшатриев и Вайшьев находятся на грани упадка. Он считал, что в том состоянии общества, полного Навашаха Шудр (прим.6, Молочник, садовник, маслобойщик, ткач, кондитер, бетельщик, гончар, кузнец и цирюльник – касты среднего класса шудр, в отличие как от высшего класса кавастха и т.д., так и от низшего класса.), не способных (прим.7, Анадхикара) ни к Ведической, ни к Тантрической дхарме, Харинам Санкиртана (прим.8, Пение имени Хари (Вишну) с музыкой и танцами) была лучшей дхармой, и поэтому он ее проповедовал.
стр. 324
В те дни, в связи с вырождением Брахманов в обществе, полном Шудр и низших каст, такие Пураны, как Дэви-бхагавата, Махабхагавата и др., в которых утверждается и признается величие Шакти, перестали проповедоваться в Бенгалии. Более того, из-за постоянного роста низших каст под влиянием эпохи Кали, только те Пураны и Шастры, которые благоприятствуют исключительно популяризации имени Хари, и в основном и подробно описывают величие Вишну среди всех Дэвов и Дэви, стали читаться, объясняться, декламироваться и так далее. Хотя учителя (прим.1, Адхикара) и Брахманы страны, сведущие в Шастрах, во многих случаях использовали в практике Шакти Мантру, большинство из них все же зависели от Шудр, так что, несмотря на знание Шастр, в которых утверждается величие Шакти, они не осмеливались доносить их до сведения публики, боясь потерять средства к существованию.
Далее, те, кто стал Прабху (прим.2, Господа, или религиозные наставники вайшнавов), после распространения по стране ветвей и ответвлений общины Чайтаньи (прим.3, Имя Вайшнавского святого), из поколения в поколение проявляли крайнюю пристрастность к одной части Шастр, так что выводы, которые они делали из них, касались только этой части, и только она почиталась как сущностная истина в их собственной общине. Именно эти односторонние умозаключения Прабху привели Бенгалию к гибели. Обычным вайшнавам дали понять, что Абсолют является владельцем Шакти, а Шакти – Его служанкой, поэтому они поклоняются Радхике с предметами пищи, уже предложенными Шрикришне (прим.4, Буквально, остатками пищи, которую принимал Шрикришна). В настоящее время книга Чанди, содержащаяся в Маркандейя Пуране, где описывается величие Дэви, обычно принимается за Шастру, в которой Шакти занимает главенствующее положение. Прабху, цитируя ее как свой авторитет, говорят, что поскольку одно из имен Шакти – Вишнумайя, она должна быть великой Вайшнави (прим.5, Поклоняющаяся Вишну). Именно потому, что Шакти считается великой Вайшнави, современные Вайшнавы оказывают Шиве услугу, принимая его за «Духовного брата».
стр. 325
Пусть Бхагаван судит об их поведении. Здесь мы просто обсудим свидетельства Шастры, на которых основано представление о том, что Бхагавати – великая Вайшнави.
В Чанди сказано: «Под влиянием Махамайи Бхагавана, сохраняющего сансару, Дживы попадают в яму иллюзии (прим.1, Моха) с ее вихрями “сознания” (прим.2, Мамата (эгоизм)».
Поэтому не удивляйтесь этому. Махамайя – это Йоганидра (прим.3, Йогический Сон Ишвары) Хари, Владыки вселенной, и именно благодаря Ей этот мир очарован.
«Эта Дэви Бхагавати Махамайя вынуждает лишиться умственных способностей даже мудрых и вручает их в руки иллюзии (прим.4, Моха; и так же в Калика Пуране говорится, что Дэви приводит людей в замешательство, эгоизм, чувственные желания и т.д. Она – Обольстительница (сарвамохини) (Лалита Сахасранама, стих 137), сбивающая мир с толку Своей майей (Курма Пурана))».
Ею создан этот мир, состоящий из движущихся и неподвижных вещей, и только Она, когда Ей угодно, раздает благословения и дарует спасение Дживе.
«Эта вечная (Высшая) Видья (прим.5, Богиня (см Введение в Тантра Шастру) является как причиной спасения, так и причиной порабощения Дживы в Сансаре. Она – Ишвари всех Ишвар (прим.6, Повелительница повелителей».
Прабху Вайшнавов здесь говорят, что два выражения, «Йога Нидра Владыки Вселенной» и «Махамайя Хари», неопровержимо доказывают подчиненность Махамайи или Шакти относительно Хари, иначе, «Почему, – утверждают они, – тогда Шастра должна называть Ее Махамайей Хари или Йоганидрой Повелителя Вселенной?» То, что известно благодаря другому, несомненно, подчинено этому другому; например, такие выражения, как сон человека, интеллект человека и сила человека, указывают на то, что сон, интеллект и сила подчинены человеку.
В дальнейшем мы будем ссылаться на Шастрические толкования и умозаключения относительно спорных моментов. Здесь же просто необходимо понять, является ли Йоганидра Бхагавана вещью, подобной вашей или моей нидре (прим.7, Сон). Если предположить для аргументации, что Йоганидра есть не что иное, как нидрашакти (прим.1, Могущество сна), подчиненная Бхагавану, остается вопрос, почему в главе, относящейся к уничтожению Мадху и Кайтабхи, и в которой описывается сила Йоганидры, Брахма, сидящий на пупочном лотосе Бхагавана, как говорят, молил Нидру, а не Вишну о пробуждении Вишну?
стр.326
Кто на свете настолько глуп, чтобы молиться сну, бессознательной вещи, вместо спящего сознательного человека о его пробуждении?
Опять же, убийство Бхагаваном Мадху и Кайтабхи приносит славу только Бхагавану. Но почему, собираясь рассказать о величии Шакти в Чанди, Маркандейя, великий Риши, прежде всего говорит о величии Вишну, проиллюстрированном убиением Мадху и Кайтабхи?
Мы считаем недостойным даже верить в то, что что-либо из сказанного великим Риши Маркандеей может быть запятнано ошибочным излишеством. Каково же правильное решение этих вопросов? Некоторые толкователи Чанди, с целью прийти к такому решению, дали надуманные значения соответствующих шлок, и с их помощью пытались утвердить величие Шакти. Но мы говорим, что решение, достигнутое с помощью надуманных значений слов Шастры, никогда не может быть правильным решением. Опять же, какая настолько великая опасность возникла, что ничего не подозревающий мир должен быть обманут придуманными интерпретациями слов Шастры? Какое это значение имеет для вас или для меня, если, согласно Шастрам, Вишну становится главенствующим, а Шакти – его подчиненной? На самом деле то, что толкователи считают опасностью, ею не является, а является скорее благословением. Никто не может стать подчиненным или верховным. Кто кем является, тем он и остается. Только мы с вами, в силу извращенности нашего интеллекта, приписываем Дэватам те состояния превосходства и подчиненности, которым подвержены сами, и, будучи неспособными воспринять тонкую Шастрическую истину (прим.2, Таттва), мы идем к пропасти. Шакти-таттва сделанная из майи, с которой мы с вами знакомы, – это не то же самое, что Шакти-таттва, превосходящая майю, принадлежащая Бхагавану. Сон, состоящий из заблуждения (прим.3, Моха) и майи, и который известен нам, это не то же самое, что сон Бхагавана, состоящий из непрерывного сознания.
Когда мы с вами одурманены сном, и мой, и ваш сон может быть искажен несознательной грубой материей (1Джада). Но когда сон одолевает Бхагавана, Его Йоганидра – это великая Шакти, которая всегда пробуждена и наполнена светом (2 Джйоти). Когда Джива спит своим несовершенным сном, другой может разбудить ее самыми разными способами; или любой резкий звук, прикосновение и т.д. заставляют чувства Дживы взбудораживать несовершенную силу сна и пробуждать ее собственным сознанием; таким образом, мы с вами можем разбудить спящего, окликнув или толкнув его.
Стр 327
Иначе дело обстоит с Бхагаваном. Он обладает всеми шакти. Ни одна шакти в Нем не является несовершенной. По этой причине, пока сон Дживы – это просто сон, сон Ишвары – Йоганидра. Наша с вами майя называется просто майей. Но Его майя называется Йогамайей. Мы с вами можем, в лучшем случае быть йогами, но Бхагаван является Ишварой всех йогов и поэтому его Шакти есть Ишвари Ишвары всех йогов. В редких случаях Джива может обрести бесконечно малую часть той шакти посредством практики йоги, но эта шакти вечно сущестует в Бхагаване. Джива несовершенна; поэтому шакти Дживы также несовершенна. Бхагаван совершенен; поэтому Его Шакти также совершенна. Джива состоит, в основном, из инертных (2 Джада) принципов; и поэтому у шакти Дживы господствует тот же принцип. Бхагаван состоит из сознания; таким образом его Шакти также сделана из сознания. Ваша или моя шакти сна образована из инертного принципа, но Шакти сна Бхагавана образована из принципа сознания.
Даже когда Он спит, Он пребывает в пробужденном состоянии; и хотя наш с вами сон полностью состоит из гуны тамаса, Его сон превосходит гуну тамаса; хотя создан из нее. По этой причине в момент великого растворения (3 Махапралайя) Мать Вселенной принимает аспект сна; и, беря на колени всех своих сыновей и дочерей начиная с Брахмы, Вишну и Махешвары по нисходящей, населяющих бесчисленные кроры Брахманд Она погружает их всех в сон. Но Она, кто есть бытие, сознание, и блаженство поддерживающая вселенную, Сама остается пробужденной.