2012_05_12 Вопросы и ответы. Вадим Запорожцев

Название лекции :

Вопросы и ответы. Вадим Запорожцев

photo vadimАвтор: Вадим Запорожцев
Дата:
2012.05.12.

Где:
Международный Открытый  Йога Университет

Краткое описание :
Каковы тонкости выполнения пранаяма йоги? Самые распространенные ошибки при постижении Пранаямы. Почему так важно вести йога дневник. Есть ли польза от чтения древних текстов? Методы Бхакти и Джнана йоги. Что такое метод «То То» в Бхакти йоге и как его использовать? Какую руку нужно использовать в пранаяма йоге? Существуют ли уровни при занятии Пранаямой? Триколор в йоге. Каково значение цветов в тройном защитном поле? Тройная защита как в йоге, уместна ли она в повседневной жизни? Каковы самые необходимые условия выполнения пранаямы? Связка аскетизма и контроля сознания. Как применять аскетизм при работе с ассоциативными связями? Воля, как проявление изначальной свободы. Кто ей обладает? Что такое  Артха йога? Медитация.

Скачать Текст, Аудио, Видео Варианты здесь: www.openyoga.ru



Слушать Аудио:     
Смотреть Видео:  
Ссылка на видео

Читать Текст:

Итак, друзья, у нас сегодня 12 мая 2012 года. Меня зовут Вадим Запорожцев, я преподаю йогу. Это у нас лекции Международного Открытого Университета. Вся информация на сайтах www.openyoga.ru, www.happyoga.narod.ru, www.yogacenter.ru. Так же у нас есть курсы, самоучители йоги. Теории и практики йоги для самостоятельного дистанционного самообразования на сайте www.kurs.openyoga.ru.

Тонкости выполнения пранаямы.
Друзья, вот уже третья суббота у нас выпадает, по каким-то непонятным для меня причинам в рабочий день, в нашей стране, бывшей стране Советов, очень уж не уважают Богиню Кали. Так запросто могут с праздником, со временем обращаться. То у нас все не слава Богу. Поэтому опять продолжать тему, которую мы начали, касающуюся трактатов Шанкарачарьи мы не будем. Чтобы дать возможность как можно большему числу вживую поучаствовать на этих лекциях. Так как живое участие это фактически, как живая передача, поэтому мы будем с вами продолжать тему ответов на ваши многочисленные вопросы. И я призываю заочников, очников помнить все те аспекты по йоге, которые требовали бы достаточно серьезного осмысления и проработки. Чтобы мы уделили им внимание, так как напоминаю, в обычном нашем графике на это нет времени. Может быть, здесь что-нибудь новое мы с вами откроем. Итак, я прошу от вас многочисленные вопросы, так же от заочников, чтобы мы их осмыслили и обсудили. Итак, есть ли вопросы, или их нет, есть ли у заочников вопросы?
Вопрос по пранаяма йоге. В некоторых учебниках по йоге говорится, что пранаяма это очень сильная серьезная вещь. И вот так просто вмешиваться в процесс дыхания не желательно. У меня вопрос —  насколько это верно в частности?
Сразу же встречный вопрос —  это откуда, в каких учебниках по пранаяма-йоге? Гурджиев, насколько я помню, был великолепный знаток суфизма. Великолепно он знал все практики связанные с этими аспектами, связанными с дервишами, но я честно сказать, не помню, чтобы он был известным специалистом в области пранаяма йоги и йоги вообще. Хотя, безусловно, он знал эти направления, но он никогда себя не позиционировал в качестве преподавателя йоги. Мне нужно более четко знать в каком труде и в каком контексте, в связи с чем.
В книге «Жизнь замечательных людей», он попал в какой-то город, в котором жили старцы, им было там 300 – 400 лет. В общем, такие практики серьезные.
Хорошее начало.
И он сел и стал практиковать какой-то вид пранаямы и к нему подошел какой-то дедушка и говорит: «Парень, а ты что делаешь?» он отвечает: «Ну как, йогой занимаюсь», «А ты знаешь, вот либо ты должен знать каждый винтик в твоей системе, чтобы знать, что ты делаешь и зачем? Либо вообще ничего не делать потому что, не зная сути строения всех этих каналов, ты повредишь себе». И вот у меня возник вопрос –  нужно ли знать досконально все это устройство свое, чтобы практиковать?
Давайте так, давайте мы поступим политкорректно, давайте мы вынесем за рамки Гурджиева с воспоминанием о его посещении города, где всем по 300 – 400 лет и по этим наставлениям. Почему? Потому что я должен как-то это комментировать, а у меня нет соответствующих знаний на этот счет. Я просто не знаю, что по этому поводу сказать. При всем моем уважении к Гурджиеву, вы помните, Гурджиев, Успенский и прочие, это были такие великие люди, которые оставили замечательный след в духовности цивилизации, но шли совершенно свои путем. Поэтому, давайте оставим за рамками эти высказывания и сведем вопрос о пранаяме следующим образом: насколько опасно, или безопасно заниматься пранаяма йогой, и что необходимо, для того, чтобы каждому человеку начать заниматься пранаяма йогой? Вот на такой вопрос я, пожалуй, готов ответить.
Ошибки при постижении Пранаямы.
Итак, давайте друзья, по-хорошему. Ваш покорный слуга Вадим Валерьевич Запорожцев, ведь он же сам когда-то изучал множество йог и сделал колоссальное количество ошибок, которые он надеется, не сделаете вы. И в частности, одна из самых сложных тем в его жизни при постижении йоги, была именно тема постижения пранаяма йоги. Колоссальное количество лет у меня ничего не получалось в принципе, но потом все же удалось приблизиться, во всяком случае к первым шагам этой йоги. И тогда, многое стало абсолютно понятным.
Итак, основное правило йоги вообще — это гармония. Это следование закону Рита —  это такой очень красивый образ жизни без насилия над окружающими, без насилия над собой. Или это можно свести к следующему такому высказыванию: «Йога это наука там, где нужно себя заставить и там, где можно себе позволить». Но в любом случае, заставляя себя, или позволяя себе, мы должны испытывать радость от выполнения чего бы то ни было, либо радость от преодоления себя. Если радости нет —  нет и йоги. И делаете ли вы то, или иное физическое упражнение в хатха йоге, или крия йоге, если нет внутренней радости, а есть насилие над собой, то по сути дела, это не йога. Что же касается пранаяма йоги, то там это гармония в квадрате, или гармония помноженная на гармонию. Уж слишком сильно связано наше дыхание с нашими мыслями, с нашим настроением, с нашими какими-то реакциями мышечными понятными, или не понятными. Вплоть до того, что если в вашей голове промелькнет какая-то дисгармоничная мысль, то это моментально собьет ритм вашего дыхания. Или, допустим какой-то посторонний запах неприятный, или допустим, кто-то рядом с вами начинает ругаться, ссориться. То есть на первый взгляд мелочи, а какое они имеют отношение? Йога сама по себе, дыхание само по себе, окружающие факторы сами по себе? А вот в том то и дело, что они очень тесно друг с другом связаны, и одно самым непосредственным образом влияют на другое. Так вот, очень долго у меня не получалась пранаяма йога. Буквально годами я пытался, не получалось, пытался не получалось, пытался – не получалось. Но затем, слава Богу, мудрые учителя надоумили, а частично конечно же, пришлось кое-что переоткрывать, точнее какая ситуация получилась, что сперва пришлось переоткрывать, а потом, после того как я хотя бы мелочь переоткрыл, я стал более уважительно относиться к рекомендациям учителей.
Мы все самонадеянны и в этом есть хорошая сторона. Знаете, молодость – она должна быть немножко самонадеянной, иначе жизнь так и остановится. Если бы обезьяна в древности не решила бы поэкспериментировать с собой и с миром, то она никогда бы не превратилась в человека, хотя она, может быть, делала много глупостей. Поэтому, вот такое категоричное заявление, что мы должны либо полностью разбираться в чем-то и только после этого вовлекаться во что-то, оно, безусловно, абсолютно справедливо. Но, как и все в этом мире, оно и абсолютно справедливо, но оно и не абсолютно справедливо. То есть в том плане что, чем бы вы ни занимались, вы все равно до конца всей системы не знаете. Вы садитесь управлять автомобилем, но вы все равно не знаете до конца всех возможностей вашей машины, или всех тех вещей, с которыми вы встретитесь на дорогах. Вы можете быть блестящим специалистом и идти работать по своей специальности, но вы все равно не знаете всего объема производства, или того, с чем вы будете сталкиваться.
Важность ведения личного йога дневника.
Поэтому требовать досконального всего знания от вас в любой деятельности, в том числе и йоги это неразумно. Такого не бывает в природе. Если бы вы уже все досконально знали, вам бы и пранаяма бы не понадобилась. Понимаете, все-таки пранаяма, как элемент йоги — это упражнение по устранению неведения. Поэтому, вы, безусловно, должны знать основные моменты, которые представляют опасность. Опасность какого плана? В первую очередь, опасность такого плана, что у вас просто не пойдет пранаяма, как не шла она у меня. Но все равно, какая-то часть пути должна быть пройдена вами самими. Поэтому, если вы помните о принципе гармонии, если вы помните те рекомендации, которые у нас есть по овладению пранаямой. Я напоминаю, у нас есть сайте openyoga.ru. много информации на интернет йога курсах по адресу kurs.openyoga.ru. Есть информация основная, такой ликбез, и для ваших первых шагов в пранаяме этой информации будет вполне достаточно, чтобы в безопасности начинать это делать. Призывать вас ничего не делать, в плане самопознания я не могу. Это приведет к катастрофе цивилизации. Поэтому, иногда так хорошо, ради красного словца сказать, что типа либо ты знай что-то в совершенстве, либо ни делай, то это не жизнь. Поэтому предельная осторожность, предельное уважение к тем рекомендациям, которые были высказаны в древности, но никто за вас этого пути не пройдет. Только лишь сами и вступая в новый вид йоги у вас обязательно должен быть личный дневник, и вы должны как ученый в лаборатории фиксировать все результаты: столько пранаям сделал, ага, такое-то последствие, то-то, то-то, пятое-десятое. И если вы потом прочитаете свой дневник, вы сразу поймете, где у вас что-то не так прошло, то есть подход исключительно, как у ученого. Вот так бы я посоветовал.  Или прийти на занятие к нам, если есть возможность. Друзья, мне было бы очень хорошо, если бы вы приходили ко мне на занятия. Но у некоторых людей нет денег, чтобы приходить на занятия. У некоторых нет времени. Некоторые живут удаленно. И я себя вспоминаю, когда ты живешь вдалеке от основной цивилизации, а тебя призывают прийти туда-то туда-то, получи посвящение, а ты знаешь прекрасно, что в этой жизни ты туда не придешь. Поэтому на свой страх и риск постепенно, очень плавно нужно переоткрывать любую систему, абсолютно любую. В конце концов, когда то же пранаяму йоги и йогини открыли, но опять таки, без наглой самонадеянности, как это было у меня в свое время у меня, а плавненько, постепенно, красиво. Еще вопросы, друзья. Может быть, у заочников есть вопросы? Да, прошу вас.
Обязательно ли практиковать пранаяму сидя, или можно стоя?
Пранаяму можно практиковать сидя, стоя, или лежа. Пранаяму можно практиковать, будучи неподвижным, или находясь в движении. То есть достаточно широкий круг разных упражнений. Некоторые пранаямы легче делать, когда вы идете пешком вы отчитываете такт на количество шагов. Количество вдохов, задержек и выдохов, иногда очень помогает. Соответственно, если вы неважно себя чувствуете, то можно позаниматься пранаяма йогой лежа, что тоже допускается то есть все виды пранаямы по-разному допускаются.
Польза от чтения древних текстов.
Антон Порхун, Самара, группа Чатур. Каковы причины пользы от чтения древних текстов по йоге?
Давайте попроще сформулируем: есть ли польза от чтения древних текстов по йоге и если есть, то в чем она заключается? Друзья, безусловно, есть колоссальная польза от чтения древних текстов по йоге. Хотя бы по той простой причине, что все тексты по йоге древние попадают под раздел мантра йоги, под раздел мантр сознания. То есть, читая то, или иное повествование по йоге и понимая смысл того, что написано вы волей неволей начинаете делать следующую вещь — вы начинаете заставлять свое сознание точно так же функционировать, как сознание тех йогов и йогинь написавших текст. И возникает очень интересный эффект, вы начинаете, как бы ментально конструировать состояние йога, или йогини древности, которые, скажем, переживали самадхи, или какие-то другие сверхсознательные состояния. Что очень быстро вас приближает к тому, чтобы вы сами быстро приблизились и осуществили то же самое.
Подобно тому, как кто-то побывал в какой-то стране и написал книжку об этой стране и вам, чтобы попасть в эту страну, как минимум нужно знать, что она есть. И вы начинаете читать, и вам интересно становится, и рано, или поздно, вы окажитесь в этой стране. Поэтому в качестве действия, как чтение древних текстов, можно высказать такую вещь, что это как мантра сознания, то есть такая мантра, где самое главное – осмысление, что значит мантра и совершенно не важно знать, на каком языке она произнесена. Напоминаю, бывает три вида мантр: мантры сознания, мантры энергии и мантры имени. Если объяснять в двух словах объяснять, как действует древние тексты. Помимо всего прочего, всегда очень приятно, найти какое-то подтверждение своим каким-то догадкам, или, во всяком случае, создать такое ощущение, что кто-то этим занимался. Вот обратите внимание, современная наука возникла лишь тогда, когда она стала открытая, а до этого все исследования многочисленных алхимиков были очень закрыты, кулуарны и написаны непонятным языком. Таким, что человек со стороны не мог прочесть и понять о чем пишется. И только лишь, когда начался процесс, когда делились своим опытом, родилась наука. В йоге та же самая ситуация.
Как только вы будете открыты, как только вы будете искать единомышленников и делиться своим состоянием, своим опытом с другими, то процессы йоговские намного быстрее пройдут, как у вас самих, так и у тех, с кем вы общаетесь. Таков закон природы. Поэтому, пожалуйста, читайте про себя, или вслух древние йоговские тексты. Шива Самхиту, Гхеранда Самхиту, Хатха-йога Прадипика, читайте многочисленные жизнеописания йогов и йогинь, прочитайте книжку Ромена Ролана «Жизнь Вивекананды», «Жизнь Рамакришны». Если хотите превратить это в серьезную работу над своим разумом, читайте вслух. Чтение вслух чрезвычайно оттачивает разум.
Анна Хосоя, Япония. Где взять переходные дыхательные крии?
Друзья, я достаточно давно активно преподаю йогу. Вы знаете, я не помню, чтобы за эти годы у меня было два одинаковых семинара, или занятия. Не потому, что я не люблю повторяться, я мечтаю, что когда-нибудь я буду повторять одно и то же, скажем 108 раз каждую тему, но по другой причине. К сожалению, огромное количество новых видов йоги нуждается в таком провозглашении, в теоретическом обосновании и в такой красивой связке с другими положениями йоги. Так, чтобы у практикующего создавалось единое ментальное представление о йоге. Не так, как сейчас на Западе, где воспринимают йогу фрагментарно. Знаете, такие куски вырванные из контекста, а чтобы в голове у каждого человека, в первую очередь, у студента Открытого Йога Университета, была внутренняя полная картина этого грандиозного полного здания. И потом, чтобы уже можно было выводить какие-то ответвления. Честно сказать, до многих йог просто времени не хватает, руки не доходят. Это же касается и переходных крий. С переходными дыхательными криями.
Я надеюсь, что по мере того, как мы сформируем, наберется некое критическое количество людей выпускников ОЙУ, кто прекрасно будет понимать эту систему в целом, тогда многие из них будут брать себе специализации, чтобы тот, или иной более узкий вид йоги уже самостоятельно развивать и продвигать. Я так же надеюсь, что когда-нибудь, так и будет с этим замечательным разделом йоги, как переходные дыхательные крии. Но вот когда это будет, я не знаю. График просто предельно загружен. Вот у нас ближайший выездной семинар, по так называемой Натья йоге, или тому виду йоги, из которого потом произошли все, что связано с театром. Все, что связано с ритуалами и так далее и так далее. Так вот, чтобы найти место в графике, потребовалось ждать два года, прежде чем Натья-йогу можем внедрить. То есть, к сожалению, вот это ограничивает. Еще вопросы, друзья.
Методы Бхакти и Джнана йоги.
Алексей, группа Три. У меня вопрос такой: есть положение, что высшая Бхакти, а есть высшая Джнана, и мне интересно с позиции методов, если в Джнана йоге мы отбрасываем все то, что не является высшим Я, то есть метод «Не То Не То», то в Бхакти йоге, мы стараемся увидеть за всем проявление высшего и метод есть «То То». И я начал думать, и мне показалось, что все-таки высшее Бхакти, оно почему-то выше, чем высшее Джнана, в том смысле, что все равно, как бы мы все приходим к тому, что все есть высшее, и нет ничего, что мы могли бы отбросить как не То. Потому, что все есть То.
Да, в чем заключается вопрос?
Как бы логически обрисовать эту философию?
Итак, друзья, давайте я поясню вопрос. Потому, что может быть, многие не совсем поняли, о чем идет речь. Есть такое положение о том, что всю Вселенную, нашу окружающую, мы можем понять и соответственно достигнуть высшего состояния, только лишь жестким интеллектуальным осмыслением. Когда пользуясь методами логики, мы рано, или поздно не подойдем к, так называемой сверхлогике, или сверхинтуиции. И только лишь в этом состоянии мы достигаем высшего познания мира, или высшего состояния самадхи. Когда мы достигаем самадхи без объекта, а по сути дела, напрямую постигаем, что такое есть Абсолют, что такое есть наше Высшее Я.  Для этого метода характерны те же примерно подходы, что и в современной науке. Вот ученый ничего на веру не принимает, ты должен ему обосновать, доказать, да еще и сделать миллион опытов. Чтобы подтвердить правильность той, или иной теории. И даже в этом случае, ученый заявит: ну да, эта теория хороша в первом приближении, на сегодняшний момент она описывает то, или иное явление, но вот что будет завтра, мы не знаем. То есть вы никогда не встретите ученого, который скажет: вот она теория, только такая и никакая другая. Наоборот, ученый скажет, что вы приблизились к пониманию, но впереди много, чего еще нужно исследовать.
И ученый, как правило, старается устранить из своей жизни все факторы эмоциональные. То есть все факторы привязанности, все факторы пристрастности. То есть вот он читает статью какого-нибудь Эйнштейна и он, с одной стороны, прекрасно знает, что Эйнштейн – это уважаемый человек, доказавший, что он очень много сделал в области науки. Но если он видит, что в тех, или иных выводах Эйнштейна ошибку, он должен не смотря на звания, регалии, уважение, на эту ошибку указать, как бы это было неприятно, или приятно.
В частности, если говорить про Эйнштейна, Эйнштейн к концу своей жизни очень скептически относился к квантовой механике, к квантовой физике. Это парадоксально —  один из столпов современной науки сильно развил теорию относительности, и в то же самое время, на дух не переносил квантовую механику, которую разработали, соответственно, Гейзенберг и другие. И дело доходило буквально до таких эмоциональных стычек, где иногда Эйнштейн в качестве контраргумента, высказывал идею: мне не нравится ваша квантовая механика Или вот такое его известное выражение, что Господь Бог не играет в кости. Имелось в виду, что ставилось под сомнение вот этот вероятностный подход, описание явлений в квантовой механике. И что? При всем уважении к Эйнштейну, квантовая механика до сих пор развивается и на основе ее построены электронные микроскопы. И еще много чего сделано. Точно так же и в Джнана йоге, у вас не должно быть авторитетов, какую бы теорию вы не услышали, насколько бы не был уважаемый гуру, вы, в первую очередь, должны сосредоточить свой разум и подтвердить правильность через осмысление. И это тяжелый труд. Знаете, как в высшей математике, ты должен грызть, на первый взгляд, какие-то сухие положения, отбрасывая все то, что не является истиной. Что не является искомой величиной и отсюда рождается метод «Не То Не То». В частности, что есть Брахман, или что есть Абсолют — спрашивает Джнана йога, и говорит — ну, наверное, Абсолют, это камень, –  а поразмышляв, говорит — нет, не камень — и отбрасывает. И вот таким образом, камень, планета, космос, воздух, прана, разум, все что угодно, анализируя, понимая, что это не Абсолют, отбрасывает это все. И возникает метод «Не То Не То». И так может продолжаться несколько жизней, до тех пор, пока он не нащупает через свое высочайшее, интеллектуальное осмысление, граничащее с высшей интуицией Абсолюта. Таким образом, через Джнана йогу, мы подходим к Абсолюту, который за пределами всех вещей. Что нельзя сказать на ту, или иную вещь, что это Абсолют, по-другому, что это Высшее Я человека.
Есть же, прямо противоположный метод в йоге, называемый Бхакти йога, чувственный метод. Согласно концепции Бхакти йоги считается, что мы с вами живые существа пристрастные. У нас есть органы чувств, у нас есть симпатии и антипатии. Мы что-то воспринимаем. И по сути дела все, что мы воспринимаем — это проявление того запредельного Высшего, которое все произвело. И вместо того, чтобы отрицать и говорить, как Джнана йог «Не То Не То», мы наоборот, принимаем и говорим «То То».
Допустим, к нам пришло какое-то наслаждение, а мы говорим — да, это наслаждение от Абсолюта, это напоминание нам о сверхнаслаждении, источником которого является Абсолют, когда мы его познаем. Или мы увидели красивую девушку и можно сказать, объект из плоти крови, костей и кожи, а можно сказать — нет, это напоминание нам о Высшей красоте запредельного Абсолюта, и образ девушки нам напоминает о ней. Таким образом, в отличие от ученого, который, как можно больше пытается абстрагироваться от окружающего мира, подход Бхакти — это прямо противоположный подход. Бхакти  – это когда вы пытаетесь видеть, что через все, что к вам приходит: чувства, события в жизни, людей, к вам в жизнь приходит Абсолют, в такой понятной и доходчивой для вас форме. Пока вы еще не отточили свой разум. Так вот, если двигаться таким методом, то в результате, вы перестаете цепляться за объекты, и вы перестаете цепляться за самих себя, преодолеваете эгоизм. И так же приходите к осознанию первопричины, или грандиозности Абсолюта, или грандиозности своего Высшего Я. И при этом, вы пользуетесь методом «То То». То есть — и это проявление Абсолюта, и это, и это, но Абсолют то ведь один у нас, нет двух Абсолютов. Для Джнана йоги один, для Бхакти йоги другой, для какой-нибудь другой йоги третий. Абсолют у нас один, и по сути дела, это два разных метода, которые приводят к единой цели.
Я сейчас несколько образных примеров дам. Представьте, есть высочайшая гора и вершина горы, на которой сидит Абсолют. Одна сторона горы, это отвесная скала и только альпинист может карабкаться по ней, а другая часть горы пологая. Медленно-медленно ты поднимаешься по ней, проходишь мимо, а там водопадик, там речушка, там лесок, тут полянка отдохнуть, там лужок с цветами. И ты так плавненько поднимаешься. Но как альпинист, который карабкается, карабкается на свой этот Эверест, раз, забрался, а там Абсолют. «О, привет!», так же и путешественник, который медленно наслаждается красотами. Поднимается по той же горе: «О, Абсолют, привет! Вот я до тебя и дошел!». То есть, это приводит к одной и той же цели, а вот пути, как вы видите, они диаметрально противоположные.
Почему они такие противоположные? Потому, что есть разные люди, и разные методы. Кому-то нужно преодолевать себя, как альпинисты. Спросите альпиниста, зачем он лезет в гору, сидел бы дома в креслице у камина, да почитывал бы книжки. А он нет, потому что лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал. Человека, который хотя бы раз подсел на вот эти виды спорта, он никогда от них не отказывается. Это, как болезнь. И скажи ему –  ты можешь на вертолете долететь – он скажет –  нет, я не хочу этого, мне вот так приятно. Так же и люди, кому-то ближе подход Джнаны, жесткий подход такой, аналитический подход. Кому-то ближе чувственный подход. Более того, в течение разных периодов жизни вы можете менять один подход на другой.
Метод «То То» в Бхакти йоге.
Или еще такое сравнение, метод «То То» в Бхакти йоге, это как любящая мама, а метод «Не То Не То», это серьезный папа. Пока ребенок маленький, он, конечно же, в первую очередь нуждается в маме, но потом он подрастает и ему больше становится интересно с папой. Потом он еще чуть-чуть подрастает, и снова уходит из области жесткой философии к чувственному. Вот у него появляется девушка, или юноша, в виде жены, или мужа и так далее. Поэтому один метод может сменяться другим методом. Приводят они к одному и тому же результату. Какой вы выберете лично для себя — это вопрос вашего вкуса, но при этом при всем, подобно тому, поднимаетесь ли вы с одной стороны, или с другой стороны, вы духовно растете. Иногда, какой-то участок пути лучше, как вам кажется, пройти относительно по пологому склону. Иногда, забираться по вертикали, как кому приятно. Но оба, они приводят к единой цели. Кому-то легче начать с жесткого аналитического осмысления, что такое мир, через изучение высшей математики. Помните высказывание, что математика это язык, на котором Господь Бог разговаривает с человеком. Кому-то наоборот, очень тяжела высшая математика, абстракция, а легче открывается через красивый пейзаж. Но за этим всем, мы все равно приближаемся к единому Абсолюту, к единому Высшему Я.             
Или еще позволю себе один такой пример из йоги Триады:  представьте, вы юноша и вы влюбились в девушку, и вот если вы идете, а девушки рядом нет, она, допустим, уехала в командировку, а вы ходите и спрашиваете –  где же моя девушка любимая? И начинаете отсекать все то, что не является этой девушкой. Вы смотрите, вот там камень — нет, это не моя девушка любимая, вот оно дерево — нет, это не она. Вот футбольный матч по телевизору, все болельщики собрались, а вам он не интересен. Почему? Потому что нет там вашей девушки. Вот вы идете, и видите других девиц завлекательных. Вы на них смотрите и они у вас не вызывают никакого чувства. Почему? Потому, что это не ваша девушка, это какие-то другие девушки, а не ваша. Или, иногда идешь мимо магазина и видишь красивый манекен, ну понятно, что манекены делают образ красивых девушек. А иногда, это кажется что живой человек. Подходишь ближе — нет, манекен. И вот представьте, кто-то сделал манекен похожий на вашу любимую девушку. Вы издалека: «Ой, это она раньше времени из командировки вернулась!» Подходишь и видишь, нет, не то, это манекен. И вот таким вот образом «Не То Не То», вы всю Вселенную уничтожать, до тех пор, пока не останется только лишь она одна.
Представьте себе другой подход. Девушка, ваша любимая, уехала в командировку, вы наоборот, метод Бхакти йоги «То То» используете, и вы идете, смотрите камушек. Этот же камушек, когда мы гуляли с моей любимой девушкой, она именно на него забралась, это же священный камушек! Лотосоподобные ноги моей любимой девушки его касались! Все. Для вас это уже обожествленный камушек и вы счастливы. Или дерево увидели — о, моя девушка прекрасная под сенью этого дерева отдыхала, это для меня дерево, как бодхи просветленное, священное дерево. Листик себе нужно сорвать и положить как талисман. Или вы идете и видите других подружек, девушек, и вы наоборот, какие милые девчушки, какие сексуальные, и вы все так похожи на мою единственную, на мою любимую. И они дорогие не потому, что вот они такие, а потому что они вам напоминают источник. Или опять же, вы идете и смотрите —  кто-то манекен сделал похожий на вашу любимую девушку. Вы подходите, и глаз не можете оторвать, вот что называется во плоти. И подход прямо другой, от обратного. И так вы начинаете ко всему миру относиться, не как к самому по себе, а только лишь в той связи, насколько он связан с вашей любимой девушкой. Вот этот город, в котором она была. Вот это институт, в котором она училась. Вот что-то связанное с ней, вот это небо, на которое она смотрела. Вот эта Земля, на которой она родилась. Для вас все становится священным и это тоже метод, который приведет вас к единственной возлюбленной. Понимаете? Метод прямо противоположный всему отрицанию. Долго я отвечал.
Использование правой и левой руки в пранаяме.
Вопросы у заочников по пранаяме йоге. Эдуард, Сыктывкар. Важно ли использовать именно правую руку для работы в практике пранаяма йоги.
Моя любимая тема – использования правой, или левой руки, правой, или левой ноги или половинки. Моя самая любимая тема, потому что я уже столько хлебнул с этим. Началось с того, что я родился левшой. И меня отдали в школу и учителя меня заставляли, чтобы я писал не левой рукой, а правой. Как они меня об коленку ломали ой-ой-ой, вот на самом деле натерпелся я, натерпелся. В результате, я рассказывал эту страшную историю, я отстал и меня чуть во вспомогательную школу не отдали. Уже бы и отдали, но благо моя мама тоже учительница была, там учительская мафия работает, то есть своих не трогают. А так бы ваш покорный слуга оказался во вспомогательной школе, а может там ему и место.
И потом, я очень много времени потерял на пранаяму, куда как более грубые ошибки подробности не были осознаны. И вот я себя спрашиваю, когда писали рекомендацию для дыхательных практик, писали для правшей, которых большинство? Универсально для правшей и для левшей, а может быть, для левшей есть еще небольшая часть трактата специально для левшей. Знаете, прямо такая же ситуация, как с правилами дорожного движения. Вы помните да, у нас правостороннее движение, но попробуйте с этими правилами поехать куда-нибудь в Великобританию и ехать по центру Лондона на машине, по нашим правосторонним правилам. Будет, как в том анекдоте. Помните, жена звонит мужу: дорогой будь осторожен какой-то один маньяк едет не по той стороне дороге, а муж ей отвечает: не один маньяк, их тут миллионы. Возникает вопрос – для кого это было для правшей, а для левшей может быть совсем по-другому? То есть, друзья, что я хочу сказать, даже если вам попадается трактат по йоге, никогда не будьте категоричны. Да, нужно уважать трактаты. Да, нужно понимать трактаты, но в любом случае переоткрывать. Что из этого следует? В этом ключе могу сказать только про себя – уж я не знаю, в каких-то может быть, особых практиках есть привязка, что если делаете в одних практиках, то это делаете одной рукой в других другой рукой. Я больше чем уверен, что есть дифференциация и для левшей и для правшей, но что я могу от себя сказать? На вашем уровне занятия пранаямой делайте той рукой, которой гармоничнее и приятнее. А если одна рука устала, то смените ее на другую руку и это показало, во всяком случае, за мой период изучения йоги, очень хороший результат. Уж извините, по воздуху летать не стал, но уж каких-то ошибок, которые в самом начале делал, удалось их преодолеть.
Поэтому, друзья — гармония, гармония и еще раз гармония превыше всего. Если от вас требуют какую-то одну руку, как меня заставляли писать правой рукой, а это было абсолютно не гармонично для человека, который родился левшой, то вы помните правило – йога это гармония, где насилие не эффективно. Поэтому, если что в трактате идет с нарушением первого, второго, третьего принципов йоги, с нарушением принципов гармонии, то, пожалуйста – остановитесь и подумайте, может быть, кто-то что-то не правильно перевел, или важное замечание не досказал, или может быть еще что-то. Но никогда с насилием над собой, не ломайте об колено свою природу! В особенности, если вы от природы, как я левша. Дальше идем, еще вопросы.
Уровни занятия Пранаямой.
А что значит уровень занятия пранаямы, что есть какие-то уровни освоения пранаямы?
Ну конечно, у всего есть свой уровень освоения. В пранаяме высший пилотаж есть такое состояние, так называемое состояние «кевалья». Это когда вдох поглощается выдохом, а выдох поглощается вдохом, а внешне выглядит, что человек совсем не дышит. То есть пранаяма, где собственно и дыхания нет. Понятно, что это уже высший уровень, высший пилотаж, к которому, безусловно, нужно приближаться аккуратно и медленно. Если вы сейчас попробуете сделать эту кевалью, кумбхаку, попробуете не дышать, то вас хватит минут на 5, потом, либо вы потеряете сознание, скорее всего и потом уже начнете дышать как обычно. Поэтому, уровни, безусловно, разные. Они детально и хорошо описаны в той же Гхеранда Самхите, Хатха – йоге Прадипика, в Шива Самхите. Поэтому, друзья, если вы интересуетесь йогой, при всем моем уважении к Гурджиеву, читать нужно первоисточники. Может быть Гурджиев их тоже читал, но для своих практик он, может быть, как-то по- другому их использовал. Я не могу комментировать. Я просто не знаю. Я просто не знаю, что там, как и зачем. Вот поэтому читаем первоисточники.
Сегодня вот, кстати, был вопрос по первоисточнику. Читаем, проникаемся, если тяжело читать первоисточники, скачайте, у нас есть Шива Самхита с комментариями Вадима Валерьевича Запорожцева, вашего покорного слуги. Где там есть афоризм, потом мои пространные размышления на этот счет. Кому-то, может быть, так будет проще. Старайтесь сперва ухватить систему в йоге, в чем-то одном, а потом уже исследовать параллельные системы, которые, безусловно, нужно исследовать. И я надеюсь, у нас тоже будет рано, или поздно ресурс, чтобы и какие-то исследования в области суфийской йоги делать.
Тем более, я родился в городе Маджап. В средние века, друзья, в этом городе было три медрессе. Это тогда, когда еще, я не знаю, в Европе, в эти времена были ли университеты. Город Марджа – это город Буденновск, Ставропольского края. Чтобы вы не пугались, что я где-то в Индии родился. Еще вопросы?
Триколор в йоге.
Светлана, группа Астра. На одном занятии практическом по Триаде, когда мы создавали тройное защитное поле, вы говорили, что можно представлять как вложенные  друг в друга сферы, либо зеркальные, либо всеми цветами радуги переливающиеся, а потом на следующем занятии вы говорили, что надо представлять как белое, синие, красное. Как символ Праны, сознания и энергии. Почему такая разница?
Давайте, пока не будем обсуждать Триаду. Я напоминаю, тема Триады это взаимодействие мужчины и женщины с позиции йоги. Как использовать сексуальность, как использовать влечение совместное. Здесь я бы хотел услышать более общие вопросы. Ну ладно. В частности в проведении Триадных практик высшим пилотажем является создание тройного защитного поля. Есть нюансы по созданию этого защитного поля.
Для разных практик есть немного отличающиеся друг от друга визуализации. И одна из них, очень легко запоминается. Дело в том, что там последовательность цветов идет как в Российском флаге. Вот сейчас праздники, обратите внимание, триколор. Кстати, очень было бы интересно узнать историю возникновения триколора. По-моему – это был еще коммерческий флаг в царской России. Я не знаю, откуда он нам достался, но прям в точку достался. Потому что, как правило, порядок визуализации во многих высших практиках, в частности Триады, именно такой – красный, синий, белый. Допустим, в основании нашего тела считается, что центр энергии Кундалини следует визуализировать в красных оттенках. Область макушки головы, третьего глаза, в верхней части головы следует визуализировать белого цвета. Белый цвет он как никакой, все спектры имеет, даже сказано, область залитая светом без источника света. А сердечный центр следует визуализировать небесно-голубого цвета. Если посмотреть на человека, вот вам Российский флаг ходячий получился.   
Причем это общая практика, не только для Индийских йог, но в частности, вы можете столкнуться с такой же визуализацией и в Тибетских йогах, очень часто встречается именно это расположение. Когда вы встретитесь с такой последовательностью в описании тех, или иных устройствах центрального канала и левого и правого канала. Вы помните, что наш центральный канал, как правило, мы должны визуализировать, в виде небесно-голубой трубки прямой, пустой внутри. А слева и справа соответственно, два вспомогательных канала, Ида и Пингала, которые так же предстают в виде белого и красного. Если так посмотреть, то тоже получиться Российский флаг, только уже вертикально подвешенный. Аналогичная же ситуация с созданием защитного поля тройного. Иногда, вообще не дифференцируется, говориться спонтанно какой образ пришел. В некоторых практиках очень четко прописывается. Предупреждение, сопротивление, уничтожение.
Тройная защита в йоге и в жизни.
Вот представьте, допустим, у вас есть какой-то секретный объект, на который не должны злоумышленники, террористы попасть. Как он охраняется? Сперва, по периметру выставляется предупреждение: закрытая зона, ходить не надо, опасно. Но если кто-то пробрался дальше, идет сопротивление, колючая проволока, ров с водой, стена высокая и пока через нее перелезешь. Но если уже перелез, там последняя линия обороны, там стреляют без предупреждения. Есть такие объекты, допустим, охрана ядерных бомб, то там уже все. Если ты туда пробрался, все, ты враг и стреляют без предупреждения.
Точно так же и в жизни, очень, кстати, хорошая для вас методика, как в жизни надо общаться. Вокруг вас тоже должно быть тройное защитное поле. Когда сталкиваетесь с негативом, первая попытка это предупредить, как-то по-хорошему, объяснить свою позицию, как вы видите, как они должны себя вести. Если вы видите, что кто-то или что-то, несмотря на предупреждения все равно продолжает идти дальше, вы начинаете ему оказывать сперва пассивное сопротивление, уходите от столкновения. Но если вас уже совсем со всех сторон в угол загнали, вы уже начинаете по мере того, как на вас наседают все активнее, активнее сопротивляться. И наконец, если вы уже поняли, что вопрос стоит не о жизни, а о смерти, и вы уже поняли, что ваше сопротивление уже сломлено и уже вас сейчас будут убивать, последняя черта. Вы выхватываете автомат Калашникова и в капусту всех рубите, потому что у вас больше выхода нет. Допустим если у вас ваша Дхарма охранять этот объект. Бывают такие случаи, если ваш долг так поступать. Вы как бы даете врагу сперва совсем по-хорошему, потом относительно по-хорошему, потом по-хорошему с сопротивлением, потом с сильным сопротивлением. А потом, если уже совсем никак, то вы должны выполнять свой долг. Это, на самом деле, очень хорошая методика, потому что некоторые по-другому разбираются, они сперва стреляют, а потом выясняют, кто вообще куда зашел. Это не правильно, это нарушение первого, второго и третьего принципа йоги.
Иногда, для некоторых практик имеет смысл создавать такие защитные поля. Хотя у вас нет врагов во вселенной, кроме тех, которых вы сделали сами. Вот вы когда то сделали себе врагов, или считайте, что это вы сами в прошлой жизни. Посмотрите на своих врагов, и знаете как машина времени, вот таким же был в прошлой жизни. Это так же как ваша дурная карма, к вам же эхом возвращается. И она может свести на нет, все ваши духовные какие-то моменты. Со своей дурной кармой приходиться воевать, со своим неведением. Не с людьми, не с обстоятельствами, потому что та вселенная, в которой вы живете, вы сами себе построили. Вот иногда нужна такая крайняя степень защиты, и она должна грамотным образом выстроена. И вот система тройных защитных полей, как раз это обеспечивает.
Необходимые условия выполнения пранаямы.
Алина, группа Астра. У меня вопрос по пранаяма йоге. Есть ли в пранаяма йоги вхождение в практику, собственно практика и завершение. Для чего и зачем, и что происходит в те моменты, когда мы делаем задержку после пранаямы.
Вы меня сейчас просите, друзья, рассказать весь цикл пранаяма йоги. У нас есть соответствующие семинары и лекции, у нас есть соответствующий курс, где каждый студент, а вы помните, что у нас в этом отношении принцип меритократии, каждый студент может продвигаться в своем обучении с той скоростью, с которой ему позволяет время, силы и возможности, поэтому если есть возможность параллельно с учебой проходить те виды йоги, которые вам интересны, в частности пранаяма йога.
Теперь, что касается пранаяма йоги, а именно, что в каждой практике должно быть начало, собственно практика и завершение, это достаточно универсальное правило. Оно касается не только пранаяма йоги, но и всех других йог. Но оно не столько жизненно необходимо, как в быстрых методах. Поэтому иногда забывают его, не делаю. Как правило, на фоновом уровне, и ничего страшного из этого не происходит. Но если вы только начинаете осваивать Пранаяму йогу, то конечно лучше придерживаться, чтобы у вас было выделенное время, что в такое-то время вы начинаете практику, в такое-то практикуете, в такое-то завершаете. И так каждый день. Крайне желательно начинать Пранаяму ранней весной, или осенью. Крайне желательно начинать выполнять пранаяму, если вам позволяет широта, в моменты восхода и захода. Почему я сказал про широту? Опять же в древних трактатах Индийских сказано, что есть понятие сандхи – соединений, в частности между ночью и днем, это когда солнце встает и солнце заходит, вот тогда наиболее гармоничней заниматься пранаямой. Но если вы живёте в Норильске, за полярным кругом, для вас эта рекомендация не имеет смысла, потому что у вас полгода день, а другая полгода ночь. А заниматься надо каждый день.
МОЙУ, Басим. На семинаре Вадим говорил, что вхождение в практику Пранаям лучше делать с мантрами, звуковыми вибрациями, можно делать и выход обязательно завершать шавасаной.
Да, обязательный отдых в конце Пранаяма йоги. Отсылаю всех интересующихся, студентов в первую очередь. Вы помните, какова структура нашего обучения здесь, есть абсолютный необходимый минимум курсов, которые вы должны пройти под нашим руководством. Такие как аксиоматика йоги, йога обучения, йога преподавания, это скелет, костяк. Но есть масса других видов йоги, которые предполагается, что вы параллельно изучаете сами. Потому что нет никаких не организационных, не финансовых, ни каких других условий все это проходить. Потому что если бы это надо было проходить все, то это было бы обучение по восемь часов минимум в день, семь дней в неделю и так несколько лет. Поэтому изучайте самостоятельно, в своем темпе, друзья. Еще вопросы?
Никита Федорищев, студент вольный слушатель. В Куларнава Тантре есть такой момент, это вопрос к тому, что есть пять проявлений энергии, и четыре проявления сознания, так вот там есть 52 шлока, 11 глава: «Утха замужняя, Тхрита не замужняя, Крита купленая, Самхита связанная любовными узами и Камарада связанная сексуальными желаниями. Это пять учительниц, женщин Гуру, их всех можно почитать как Гуру». У меня вопрос – есть ли здесь какая-нибудь параллель, или это вообще из другой темы?
Это был зачитан момент из Куларнава Тантры. Куларнава Тантра написана с одной стороны, на достаточно понятном санскрите, с другой стороны, достаточно иносказательно. И вот так в лоб взять и привязать что-то одно к чему-то другому, не представляется возможность, хотя можно было бы поразмыслить. Поэтому давайте я оставлю за скобками этот вопрос. Куларнава Тантра своеобразная такая тантра. Но, безусловно, она не противоречит аксиоматике йоги, она в полном соответствии. Еще вопросы, друзья?
Связка аскетизма и контроля сознания.
Сайора, группа Чатур, МОЙУ. Есть ли связь между аскетизмом и между контролем сознания?
Есть ли связь между аскетизмом и контролем сознания? Кто готов поразмышлять?
Куликов Андрей, группа Чатур, МОЙУ. Связь прямая, аскетизм это преодоление себя. К примеру, когда нам что-то нравится, и мы в это вовлекаемся, нам нравится. То мы сознанием улавливаем, вот игрушка, эмоциями, мы себя поймали сознанием. И сознание перекрывает эту часть, эту реку, которая в нас течет, перекрыли, и эта плотина стала наполняться. То есть мы сознанием контролируем свои ощущения и эмоции, не важно, куда нас влечет, где угодно мы ставим плотину, где угодно мы ее убираем. Например, ты кушаешь шоколадку, тебе очень хочется продолжить, ты кушаешь её, кушаешь, ты полностью в ощущениях, ты в энергии, тебе этот процесс очень нравится. И тут, ты решила извлечь из этого еще большую пользу, и ты берешь шоколадку, заворачиваешь и откладываешь. Ты осознал, что тебе это нравится, и ты можешь прекратить это и получить еще большую выгоду.
Еще у кого мнения, как связано сознание с аскетизмом и контролем? Кто готов поразмышлять на эту тему?
МОЙУ Никита Федорищев, студент вольный слушатель. Я согласен с Андреем, в том, что связь прямая. Я как понимаю, аскетизм это, у нас есть методы сознания и методы энергии и допустим мы в методе энергии себе очень много позволяем, мы можем привнести метод сознания, чтобы не уйти сильно в одну крайность, чтобы выправить себя в другую сторону. И в том смысле мы применяем аскетизм, свое сознание, чтобы уравновесить себя в такой тенденции.
Басим. Методы энергии это методы доверия, когда мы доверяем ситуации самой развиваться. Метод сознания это, когда мы берем ситуацию в свои руки, мы контролируем ситуацию и направляем ее туда, куда хотим. И аскетизм это, собственно говоря, и есть, когда мы берем ситуацию в свои руки и выполняем, так как мы хотим, а не так как нас несет.
Анастасия Девеева, группа Чатур. Есть такое положение, что куда направляется сознание, то туда и направляется энергия и получается, что когда ты контролируешь сознание, ты контролируешь поток энергии, своих действий. И получается, наша жизнь становится более осознанной.
Ирина Эрнст, группа Чатур. Меня несколько смущает определение контроль сознания. Сознание контролирует все наши проявления.
Может быть, имеется в виду фактор направления сознания? Контроль направления сознания. Сознание как прожектор может сюда, а может туда, в этом ключе.
В этом ключе согласна. А то, как это контролировать свое сознание? Это сознание контролирует наши проявления.
Куликов Андрей, группа Чатур. Можно пример? Я не уверен, что полностью раскрою ситуацию, но тем не менее. У нас есть машина. Потенциал этой машины, к примеру, она может создавать сколько-то оборотов. Только зажигание зажег, и она может выдавать максимум своих оборотов. И есть педаль газа и педаль тормоза, еще есть руль. Энергия ее – это ее мощность, то, что ты ее зажег, она может уже ехать с определенной скоростью. Но ты сознанием можешь контролировать, педалью тормоза и педалью газа. И только с этим условием, ты можешь куда-то доехать. Потому что можешь куда-то повернуть, включаешь сознание, где-то убрать газ, чтобы не въехать куда-то, где-то его прибавить, когда это необходимо.
Басим. Это три разных слова. Аскетизм это подмена ассоциативных связей, то есть мы обрубаем ассоциативную связь и это и есть практика аскетизма. А что течет по ассоциативной связи? Течет прана, это энергия и сознание. Чтобы оборвать ассоциативную связь, нужно контролировать себя, и контролировать эту ассоциативную связь. И может быть можно сделать методами энергии, какой-нибудь ритуал и задеть ассоциативные связи, которые мы, может быть, не осознаем. Это уже аксиоматические тонкости.
Сапрыкин Павел, МОЙУ группа Три. Сознание нам высвечивает то, что происходит. Отсюда появляется возможность контролировать. Каким-то тенденциям давать проявиться, каким-то тенденциям не давать проявиться. Это, собственно, и дорога аскетизма, когда мы что-то усиливаем, что-то прекращаем, я так понимаю это и есть аскетизм.
Басим. Я хотел бы задать вопрос. Исходя из теории, что аскетизм это разрыв ассоциативных связей. А одна из ассоциативных связей у нас идет от праны, там нет понятия сознания или энергии. Ассоциативная связь – желание жить. И никакого там сознания нет.
Я только не понимаю, причем тут желание жить. И зачем мне рвать эту ассоциативную связь? Давайте, более жизнеутверждающе. Этот яд – жажда жизни, у вас исчезнет эта ассоциативная связь, когда вы станете бессмертным.
Появится контроль.
Работа с ассоциативными связями.
Не важно, что у вас появится. А то у вас получается так, что надо заставить себя умирать. Итак, есть у нас аскетизм, есть контроль, есть сознание. Для чего, нам действительно надо применять аскетизм? Для того, что если мы вдруг осознаем, что нас влечет по той или иной ассоциативной связи, и по той ассоциативной связи уходит наше сознании и энергия, или прана. А мы считаем, что на какой-то период этого быть не должно. То, безусловно, если уже весь поток пошел и за этим потоком праны безусловно следует наше сознание. То есть сознание следует, за чем-то чувственным и все куда-то нас направляет. И вопрос в том, чтобы применить аскетизм следующий – сознанию хочется продолжать смотреть в какую-то определенную сторону, куда идет поток праны, а мы берем его и выдергиваем и перенаправляем на что-то другое. Как только мы это делаем, прана под это подстраивается и мы, таким образом, можем управлять ассоциативными связями. И вы должны помнить, что прежде чем применять аскетизм к чему бы то ни было, мы должны чего бы ни было сами создать.
Например, вы купили себе пять килограмм конфет шоколадных, и едите одну за другой. Сперва вы сознанием должны высветить какую-нибудь ситуацию, вовлечься в нее, а только потом из нее выходить. Это называется аскетизм. Если вы никуда не вошли, то и выходить не откуда и аскетизма в этом смысле не бывает. С другой же стороны, если вы никуда не уходите, то вы в общем-то не живете, то вам и не умирать. Вы еще находитесь в изначальном факторе неведения, когда вы еще не волеизъявили ту вселенную, в которой вы будете жить и вопрос только в том, что бывает наши волеизъявления, заняли сознание, энергии, прана и мы что-то творим. И иногда все нормально, а потом в какой-то момент мы понимаем, что надо остановиться. И мы должны научиться контролировать направление своего сознания, переключать его на что-то другое. И в этом секрет аскетизма.
То есть у нас получилось так, что аскетизм это разрыв ассоциативной связи.
Басим, не обязательно разрыв. Это может быть преуменьшение ассоциативной связи.
Или создание ассоциативной связи там, где ее не было. Допустим, вы заядлый курильщик и вам надо эту ассоциативную связь ослаблять, но вы никогда не занимались йогой. И вам надо выстроить эту ассоциативную связь – занятие йогой, здоровый образ жизни. Сперва это маленькая, хрупкая ассоциативная связь к Йоге и большая и мощная к пачке сигарет. Но потом, по мере того, как вы вытаскиваете из одного и направляете на другое, у вас, грубо говоря, уже не остается лишнего сознания.
Сознание, друзья, это тоже фактор лимитированный. Вы не можете сразу быть во всех пороках. Знаете, если вы будете кого-нибудь убивать, вы не можете при этом кого-то грабить или же в этот же момент какие-то другие махинации делать. На все есть такой некий лимит, предел ваших возможностей. И поэтому, в этом отношении это хороший фактор, если часть вашего сознания в какую-то вещь вовлеклось, то придумайте нужную вещь и потихонечку вытаскивайте из одного в другое. Если вы будете поглощены во что-то другое, новое, вы забудете про предыдущее.
Басим. Еще раз. Аскетизм это работа с ассоциативными связями. Сознание это то, что течет по ассоциативным связям.
Так же, как и энергия и прана.
Контроль это то, что опирается на волю и на степень самоосознанности, то есть на свободу.
Воля, как проявление изначальной свободы.
Да, все правильно. Основа корнями уходит в волю, в вашу изначальную свободу все переиграть. Переделать свою вселенную, как вам заблагорассудиться. Если у вас будет мощнейший фактор воли, то вы достаточно быстро будете перестраивать свою вселенную. Для этого вы должны быть волевым, мощным человеком. Тогда в какой ситуации вы бы не были, вы всегда можете все изменить к лучшему. Если вы слабо умеете со своей волей общаться, вам конечно, больше времени потребуется. Вот почему, от студентов МОЙУ требуется всячески осознавать свою волю. Волю, друзья! Вот ко мне приходят и начинают ныть, вот то плохо, это плохо, пятое плохо, десятой плохо. Не хочу этого слышать, сам построил такую вселенную, никто за тебя ее не строил. Перестраивай. Будешь сильно перестраивать, быстрее получишь новую свою хорошую вселенную. Будешь ныть, потеряешь время, а потом все равно придется перестраивать, так мало того, что время потерял, так еще и ныл. Воля – Ичха. Еще вопросы?
Юля, группа Астра. По этой теме вопрос. То есть получается, что особенность быстрых методов – вовлекаясь, выходи. Это и есть тот самый аскетизм. Например, мы испытываем какое-то наслаждение, от наслаждения идет ассоциативная связь, и мы частично эту связь обрубаем и направляем на другое.
Что у вас всех это обрубаем. Правильно, Андрей сказал – на тормоз. Знаете, тормоз это не самоликвидатор машины, нажал и все взорвалось, обрубил ассоциативную связь с машиной. Нет, Притормозил.
То есть мы забираем частично оттуда прану, и направляем куда захотим.
Абсолютно верно! Мы начинаем играть с праной. Мы начинаем прану перекидывать из одного в другое. Как финансист, вложили деньги в акции газпрома, они в цене растут, растут, а тут в Америке сланцевый газ обнаружили, надо быстрее продавать и вложить в компанию, которая занимается сланцевым газом. Хитрый финансист, который перекидывает деньги.
Артха йога – умение управлять деньгами.
Вообще, друзья, я надеюсь, мы когда-нибудь выпилим курс Артха йоги, йоги преуспевания. Управлять большими потоками денег – это одна из самых тяжелейших задач. Всем почему то кажется, что легко быть миллиардером. Легко быть «тупым миллиардером», когда ты живешь и в день теряешь по миллиарду, потому что инфляция съедает, там твои акции просели. Таких миллиардеров надолго не хватает. А вот умным миллиардером быть, чтобы твое состояние хотя бы не обесценилось. Не забывайте, друзья, что если даже вы держите деньги в наших любимых долларах, то они тоже обесцениваются. И вот мудрый финансист, он постоянно, можно сравнить, что река течет с льдинами и вот он с одной на другую льдину, прыг-прыг, это льдина тает, он прыг на другую, которая побольше. Ничего не вечно под луной.
Сейчас допустим, бабах цена на золото начала расти, расти, расти. Умный финансист часть своих сбережений вложил в золотишко, оно не куда не денется, не дай бог экономический кризис. Но, а случится, не будет экономического кризиса, а золото это всего лишь металл. Да оно нужно в космической промышленности, в оборонной, но его очень мало на это идет. И цена на золото может упасть, как на другие металлы. И вот, люди, которые управляют большими портфелями инвестиций, насколько у них нервная работа, вы не представляете. Быстрые методы в финансах.   
То же самое и в вашей жизни, вы вкладываетесь во что-то одно, и оно начинает расти и ваша прана увеличивается. Но вы должны понять тот момент, когда надо резко переключиться. К примеру, из вашей обычной жизни, вы купили интересную книжку, пошли в магазин купили книжку. Начинаете читать. Полчаса читаете, час читаете, а вас она захватывает, самый интересный сюжет. Но вы должны вовремя остановиться, сказать стоп, мне на работу надо идти. Вы должны закрыть ее, хотя так интересно продолжать читать и идти на работу. Пришли на работу, начали работать и так вас, я надеюсь, работа поглощает, что домой не хочется идти, хочется все красиво сделать. Но вы опять же, раз на тормоз аскетизма, нет стоп, меня ждет интересная книжка дома, или подружка, с которой я буду практиковать методы, самые расчудесненькие. Вот вы возвращаетесь и начинаете со своей подружкой общаться, самым наиприятнейшим методом. Опять же вы доходите до какой-то степени и вы понимаете, что надо остановиться. И вот постоянно перекидывание этих методов наслаждения и аскетизма, там разогнался, тут притормозил, отсюда вытащил сюда, потом опять вернул. Это жизнь, друзья. И вот надо научиться так, чтобы пользуясь аскетизмом и наслаждением ваша прана увеличивалась. Будете пользоваться только наслаждением, можете все подрастерять. Будете пользоваться только аскетизмом, так же крайне не эффективно бывает, вы можете превратиться, помните, у Пушкина был такой образ «скупой рыцарь», или «плюшкин» у Гоголя, зарыть свой талант в землю. Годы идут, молодость проходит, а мы чего-то ждем, принца на белом коне, или принцессу. А жизнь то проходит. Или мы ждем какую-то супер работу, на эту не буду устраиваться, эта не достойная, а жизнь то идет, друзья. И вот, где себя заставить, где себе позволить.
Анекдот кто нам расскажет? Кто не знает про анекдот «приобретений йоговских знаний»? Безжалостно буду отчислять всех из Открытого Йога Университета буду. Басим напомни нам.
Басим. В начале нужно волеизъявить получить знания, обрести знания, если точнее. Потом услышать его. Потом вызубрить. Потом практиковать. Размышлять о нем. Обсуждать с единомышленниками. Преподавать его. И тогда, может быть, оно дойдет до тебя.
Тогда, может быть потом, оно до вас дойдет. Вот это хороший анекдот. Чудесно. Друзья, все мои слова имеют смысл только лишь в одном случае, если вы хотя бы знаете, что такое первый, второй и третий принцип йоги. Кто-нибудь нам напомнит, что же это за принципы. Кто проведет нам медитацию?
Медитация.
Андрей Куликов, группа Чатур. Выпрямляем спину, шею, голову. Закрываем глаза. Просматриваем все свое тело. И вспоминаем первый принцип йоги. Это принцип доброты. Принцип сверхлогики в личной жизни. Про себя проговариваем. Я добрый. Я хочу быть добрым. И я буду им. Этот принцип говорит нам о том, что мы должны не причинять вред не одному живому существу без крайней на то необходимости, если же такая необходимость существует, то мы должны поступать так, как велит наш долг. Не больше, ни меньше. Запоминаем этот принцип, медитируем на него.
Теперь вспоминаем второй принцип йоги, который называется Брахмачарья. Этот принцип призывает нас быть логичными, последовательными и призывает нас не растрачивать себя по пустякам. Мы выполнять все задачи и все цели, которые мы ставим перед собой. Про себя произносим фразу – я логичен, последователен и успешен в каждом своем начинании. Запоминаем этот принцип и медитируем на него.
Если же мы идем быстрыми методами йоги. То мы так же должны принять и третий принцип йоги. Который звучит так – я отказываюсь от страдания. Никто и ни что не имеет право причинить мне его. Я обязуюсь помогать всем живым существам не страдать, если они это волеизъявляют, то я в силах им помочь. Запоминаем его. Медитируем на него.
Йога нам говорит о том, что самым лучшим сценарием для нашей практики и просто для жизни является тот сценарий, при котором все живые существа в нашей вселенной счастливы. Для этого мы переносим наше внимание в цент нашей груди, видим, или представляем красивый цветок, этот цветок соткан из света, прозрачен, чист, прекрасен. Видим его, медитируем на него. И произносим фразу про себя «Да будут все живые существа счастливы!», при этом медитируем, как от этого цветка лотоса во всех направлениях распространяется волна света и дарит счастье всем тем, кого мы любим и всем тем, кто любит нас. Второй раз мы повторяем про себя: «Да будут все живые существа счастливы!» И видим, как эта волна света расходиться и дарим счастье всем тем, кого мы не знаем и всем тем, кто не знает нас. И, наконец, мы третий раз повторяем про себя: «Да будут все живые существа счастливы!» И медитируем, как эта волна света распространяется из нашего сердечного центра и желаем счастья всем своим врагам, скрытым и явным.


Друзья здесь вы можете скачать Текстовый, Аудио и Видео варианты
,форматы doc, fb2, mp3, flv:

Скачать Аудио Вариант1 MP3 Web 32кб/с, 24.1 мб

Скачать Аудио Вариант2 MP3 Full 128кб/с, 96.0 мб

Скачать Видео Вариант FLV, 247.6 мб

Адрес где нас найти,контакты: Международный Открытый  Йога Университет, “Культурный центр «Просветление», Школа Анандасвами. Россия, г. Москва, метро Новослободская, ул. Долгоруковская, д.29, телефоны в Москве:8(499)251-21-08,8(499)251-33-67, e-mail: HappYoga@mail.ru, www.openyoga.ru, www.yogacenter.ru, www.happyoga.narod.ru.
Можно ли копировать.Права:
Лицензия Creative Commons. Вы можете копировать, тиражировать и распространять эту лекцию, желательно делайте ссылку на наш сайт www.openyoga.ru
Благодарность всем тем,кто работал над материалом:

Шаблон
опубликовал-Егоров Евгений
Текст напечатали-
(а)-Евгения Стороженко, Мария Денисова.
Текст отредактировал-
(а)-Наталья Сим
Текст опубликовал-(а)-Алексей Тарасов
Краткое описание составил-(а)-Наталья Сим
Рисунки и фото создал(а)-временно отсутствуют 
Английский перевод выполнил(а)-
временно отсутствуют 
    
Контрольные вопросы: временно отсутствуют
Ответы на контрольные вопросы:
временно отсутствуют

Глоссарий-Словарь-Энциклопедия непонятных терминов йоги здесь: www.wikiyoga.openyoga.ru  

alt

 

Друзья, если что то не работает на сайте или вы нашли ошибки, неточности и не соответствия, то пожалуйста зайдите сюда www.openyoga.ru  и сообщите ответственному об этом.

Поделиться Открытой Йогой:

Оставьте комментарий