2012_04_28 Вопросы и ответы. Вадим Запорожцев

Название лекции :

Вопросы и ответы. Вадим Запорожцев

photo vadimАвтор: Вадим Запорожцев
Дата:
2012.04.28.

Где:
Международный Открытый  Йога Университет

Краткое описание : Вводная часть. Классическая йога и классические методы в йоге. Опасности применения быстрых методов.«Йога Сутра Патанджали с позиции науки и практиков. Что есть упование на Ишвару? Соотношение 3-го принципа йоги и закона кармы. «Островок незатронутости». Медитация на центральный канал. Работа с семенами негативной кармы. Распространение йоги. Демонические сущности.Важность добрых отношений в семье.

Скачать Текст, Аудио, Видео Варианты здесь: www.openyoga.ru



Слушать Аудио:     
Смотреть Видео:  
Ссылка на видео

Читать Текст:

photo vadim

Вопросы и ответы. Вадим Запорожцев

 Итак, друзья, сегодня 28 апреля 2012 года. Меня зовут Вадим Запорожцев. Я преподаю йогу. Находимся мы в Культурном центре «Просветление» в городе Москве, возле метро Новослободская. И это у нас лекция Международного открытого йога университета. Вся архивная информация на сайтах http://openyoga.ru, http://yogacenter.ru/, http://happyoga.narod.ru/. Также есть у нас бесплатные интернет курсы для самостоятельного изучения йоги, курсы – самоучители, на сайте  http://www.openyogaclass.com/kurs/.

На предыдущей лекции мы с вами начали рассматривать трактат Шанкарачарьи «10 стихов об Атмане», успели рассмотреть всего лишь один стих, очевидно, что осталось еще 9. Но в связи с большим количеством выходных дней, людей мало, и давайте эту тему приостановим до того момента, пока праздники не пройдут, что бы те, кто потом придут, не чувствовали себя выпавшими. И поскольку у нас образовалось свободное окно, мы можем посвятить его вопросам по йоге, которые, скорее всего у вас накопились. Не стесняемся, задаем, не бывает глупых вопросов, бывают глупые ответы, вы ничем не рискуете, рискую я.

МОЙУ, Алексей Некрасов, группа Астра: В 11 курсе говорится, что если человек идет классическими методами, то ему трудно совместить свою повседневную жизнь с йогой, а если быстрыми, то только так и можно. Получается, что классическая йога это путь в монастырь.

ВВЗ: Собственно, друзья, как мы видим, элементы быстрых методов, как правило, костяк любой традиции, которая до нас дошла. Ядро любой вменяемой школы это элементы быстрых методов. Я напомню вам классификацию. Итак, существуют Веды, это самый древний дошедший до нас источник знания. Причем дошедший в живой традиции. Когда мы воплощаем в жизнь принципы гармонии, или, говоря языком Вед – закон Рита, то это называется йога. Йога – это воплощение идеала Вед в своей личной жизни. Соответственно много практик, много упражнений, много подходов, столько сколько проявлений человеческой жизни, столько и разных видов йоги, что бы в любом своем проявлении вы могли проявить закон Рита. Чем бы вы ни занимались, физическими упражнениями или ментальными, если вы их делаете согласно закону Рита, это называется йога.

Но, строго говоря, под классической йогой, следует понимать только лишь то учение, которое восходит к Ведам. Но, к сожалению, с течением времени Веды все хуже и хуже стали пониматься, во-первых, потому что они были написаны на ведическом языке, который с течением времени стал теряться, и в дальнейшем из него произошел санскрит, который является достаточно поздним образованием. Дабы более понятным языком объяснить принципы, заложенные в Ведах, возникали самые разные учения или ответвления мысли. Все это нашло свое отражение в шести ортодоксальных системах Индии, куда входит: собственно Йога, философия Санхьи, философия Ньяи, Башишка, Веданта, Неманса. Слово «ортодоксальные» означает, что эти учения признают авторитет Вед, и претендуют на то, что они лишь интерпретируют те знания, которые были заключены в Ведах.

А если вы будете интересоваться, что под классической йогой понимается в научных кругах западных ученых – востоковедов, которые изучают древние рукописи, тексты, то под классической йогой в первую очередь будет пониматься та система, которая опирается на трактат «Йога Сутра Патанджали». Был древний мудрец, никто не знает, кто, когда, зачем, о нем вообще мало что известно, но он оставил после себя «Йогу Сутра Патанджали». И под классической йогой понимается йога, опирающаяся на авторитет Вед и на трактат «Йога Сутра Патанджали».

Существуют и более поздние системы, которые тоже называются йогой, в частности, широко известные Тибетские йоги. В этих йогах вы ничего не прочитаете про Веды, а будет лишь указание, откуда они произошли – из кругов Брахманов, знающих Веды, в частности по линии Тилопы и Наропы. Наропа был Брахманом, прекрасно образованным и, безусловно, был в курсе ведической традиции. Но тибетские йоги в этом смысле не опираются, ни на «Йогу Сутру Патанджали», ни на Веды, поэтому их нельзя назвать классическими, хотя противоречий между ними и индийскими йогами нет. С формальной точки зрения тибетские йоги опираются на буддизм. Напоминаю вам, завтра у нас будет семинар «Йога преодоления смерти» – одна из шести йог Наропы, одна из тибетских йог, так называемая йога переноса сознания в момент смерти.

Итак, мы с вами разобрали понятия классических йог и не классических. Но внутри самой йоги есть методы, которые можно разделить на две большие группы – классические и быстрые. И вы не должны путать два этих слова «классические». Если мы называем «Йогу Сутра Патанджали» классической йогой, это не значит, что в «Йоге Сутрах Патанджали» исключительно классические методы, нет, там все переплетено, и классические, и быстрые. К сожалению, при переводе санскрита на европейские языки часто возникает путаница. Слово «классический», объясняющий «Йогу Сутру Патанджали» не эквивалентно слову «классический», относящемуся к методам йоги. Вероятно, в будущем придется внедрять какое-то другое слово, дабы подчеркнуть это. Сложный вопрос – образование языка описания Вед.

По-существу, что же такое классические методы в йоге? Это методы, где вы шаг за шагом, постепенно, начинаете работать со своим телом, дыханием. Конечной цели вы можете достичь в этой жизни, можете достичь в следующей, а можете 50 жизней прожить и двигаться. Неспешное, постепенное продвижение вперед шаг за шагом, планомерно, методично вы наступаете на неведенье. У меня по этому поводу как всегда в голове милитаристический пример. Представьте себе, что у вас позиционная война, вы в окопах сидите вооруженные, против вас противник сидит тоже в окопах. Кто такой противник? Это наша дурная карма, наше неведенье. И вот мы продвигаемся метр на метр, противника вглубь пытаясь отодвинуть. Но есть и так называемые быстрые методы, когда вы по возможности игнорируете фактор времени, очень сложная философия за этим. Аналогия такая – на узком участке фронта вы прорвали линию обороны противника, вторглись в его тылы и начали громить коммуникации и т.д. Вся вторая часть Второй мировой войны – был такой не прекращающейся блиц-крик со стороны Красной армии. Например, 22 июня 1944 года прорвали через белорусские болота линию фронта и настолько в глубину вторглись, что всех деморализовали. Аналогичная ситуация и в борьбе с вашим неведеньем. Если вы идете классическими методами, вы шаг за шагом, как говорил А.П. Чехов «Каплю за каплей из себя раба выжимаете…» А бывают мощные прорывы. К примеру, такая ситуация, человек всю жизнь делал всем зло, был очень плохой, но вдруг что-то случилось и он, осознав свое неведенье, резко начал себя менять. Это быстрые методы в йоге. И те, и другие очень хороши, по-настоящему разумно их сочетать. В каждодневной своей практике вы должны быть готовы, стиснуть зубы, аскетизм внутри, Бхава снаружи, идти в сторону самопознания, работать над собой. Но если вдруг, выдастся возможность сделать сверх супер практику, и прорваться в своем неведенье, сделать прорыв в осознании, конечно, им надо пользоваться. Поэтому в любой школе йоги – комбинация методов – классических и быстрых.

МОЙУ, Игорь Терновский, группа Астра: У меня вопрос в продолжение этой темы. Напомните, пожалуйста, почему мы не можем сразу быстрыми методами воспользоваться, если до этого мы вообще не занимались йогой, ну или только начали и рвемся в быстрые методы?

ВВЗ: Да, это хороший вопрос. Почему бы вас всех не взять, не применить на вас быстрый метод и что бы в три дня все просветились! Быстрые методы – это сильные энергии, сильные эмоции, сильные действа, к ним человек должен быть готов. Классические методы можно сравнить с неспешным путешествием, когда вы спокойненько идете, проходя километр за километром к своей назначенной цели. Если вы ошиблись и упали, встали, отряхнулись, пошли дальше. Скорость передвижения человека не особо опасная, даже если вы споткнулись. Совсем другой случай, если вы пытаетесь покрыть это же самое расстояние на реактивном самолете. Полет на реактивном самолете – аналогия с быстрыми методами. Вот вы сели в него и очень очень быстро оказываетесь у цели. 4 часа и вы в Индии, а Афанасий Никитин за три моря ходил сколько лет? Но, обратная сторона, скорость самолета очень большая, не дай бог какая-нибудь поломка, зацепите что-нибудь. И это уже не так – упал – отряхнулся и дальше полетел, нет, тут все гораздо более серьезно. Поэтому для осуществления быстрых методов нужны квалифицированные люди, или у самых обычных людей должна быть команда летчиков, капитан, бортинженер. Или должны быть Гуру, Учителя, которые берут даже не подготовленных людей и сажают в реактивный самолет. Представьте, в качестве пассажиров вы набрали спокойных вменяемых учеников, это одна ситуация. А если ваши ученики ведут себя не адекватно? Кому-нибудь надоест лететь, он начнет стекло в иллюминаторе выбивать, или из одного конца самолета в другой бегать-прыгать, в баскетбол играть? А такие ситуации могут бог знает к чему привести. Поэтому если и проводить людей по быстрым методам, то предварительный ликбез необходим. Как стюардесса перед полетом: «Ребята, пристегните ремни. Коленца не выкидывайте. Ведите себя скромно. Не курите, не пейте». Сложно поставить на поток, рискованно.

Вопрос от заочника: В Йога Сутрах нияма предписывает внедрение в свою жизнь Ишвара пранидхана, и это неотделимо от йоги. Как можно ответить атеисту, что может быть для него Ишварой: работа, семья, мать, природа? На что ему уповать?

ВВЗ: Друзья, на что мы уповаем в своей жизни? Каждый из вас каждый день на что уповает? Я поясню. Патанджали дал свою классификацию методов йоги. На самом деле текст «Йога Сутр Патанджали» чрезвычайно уважается в научных кругах, но в среде практиков он всего лишь один из многих. Потому что для практиков главное, что бы йога работала, а для ученых главное датировка, вот мы и наблюдаем разные точки зрения на интерпретацию тех или иных текстов. Для ученых трактат Патанджали – абсолютная точка для рассмотрения йоги, это 2 век до н.э. – 2 век н. э. – конечно широкий коридор, но для ученых главное, что он не новодел, придуманный вчера. А какие-нибудь трактаты, предаваемые по устной традиции, до сих пор, кстати, такая практика существует, от которых  не остается материальных носителей, и нельзя сказать, когда они возникли. Единственно, что можно, проанализировать на лингвистический предмет, – какие слова, конструкции языка употребляются. Я помню, например, «Саундарии Лахари» датировали по описанию украшений, которых не было в Индии до такого то года. Но здесь тоже трудность есть, потому что из поколения в поколение все равно что-нибудь свое добавляют. Могут какие-нибудь атрибуты добавить более поздние. Например, кто из вас знает, что такое «стрекало»? Кто-нибудь его видел когда-нибудь? От этого слова происходит «подстрекать». Что это значит?

Голос из зала: Это то же самое, что и стимул.

ВВЗ: Правильно. Стрекало – маленькая, короткая, острая палочка погонять скот. Итак, «Йога Сутры Патанджали» с позиции практиков это некий дайджест, сухой остаток от анализа многих йоговских практик, которые были известны Патанджали. Поэтому они иногда называются йога даршана – интерпретация  Патанджали всей йоги. Патанджали взял и выстроил йогу в ряд, состоящий из восьми ступеней, так называемая аштанга. И самые первые из этих ступеней это яма и нияма. В Нияме есть пункт Ишвара пранидхана – упование на Ишвару. Вопрос был задан следующий, если человек атеист, ни во что не верит, то как ему совместить со своими воззрениями йогу? На самом деле, как вы помните, Веды выше, чем религия, Веды – сама жизнь. Любая религия возникает, только если есть эта жизнь. Но есть и известная сложность в интерпретации Вед. Кто-то считает Веды религией, кто-то системой атеистических взглядов. И те и другие в одинаковой степени и правы и не правы. Потому что Веды – более широкое поле, на котором может вырасти любая религия и любое философское воззрение вплоть до атеизма. Итак, что делать, если вы атеист, и решили использовать в своей жизни «Йога Сутру Патанджали» и идти восьми ступенчатым аштанга путем, где одним из пунктов предписывается уповать на Ишвару. Очень просто – уповайте на природу, на защитные силы природы. Например, порезались вы, а организм сам собой восстанавливается. Есть какие-то силы, которые от нас не зависят, но которые нас поддерживают, оберегают, хрупкий баланс жизни продолжают нести, можете их назвать первопричиной бытия. Не нравится вам персонифицированный подход – Ишвара, где подразумевается личностный аспект, пускай это будет какой-нибудь космический закон по аналогии с Дао, или закон Рита. Обратите внимание, закон Рита – это не живое существо, это мировая гармония, мировая целесообразность бытия.

Вообще, будьте аккуратны с трактовкой Патанджали, там есть странные, курьезные пункты. В частности там есть пункт «неприятие даров». Сколько копий было сломано, какие только комичные ситуации я не наблюдал. Приходишь к человеку, даришь безделушку, а он говорит: «нет! Сказано не принимать дары!» Есть своя специфика, друзья! Трактат Патанджали писался в давние годы (2 в. до н.э – 2 в. н.э.), и под неприятием даров понималось все куда как более прозаичнее – не брать взятки. Вот когда вы понимаете суть, тогда все на свои места становится, важно что бы вас подарками не подкупали. Тогда не было понятия дать взятку, надо было умасливать дарами дорогими.

МОЙУ, Басим: Тибетские йоги опираются на индийские тантры, а я не видел в индийских тантрах опоры на Веды. Именно поэтому такое ощущение, что тибетские йоги не опираются на Веды.

ВВЗ: Абсолютно правильно. Когда я говорю, что тибетские йоги в этом смысле слова не являются классическими, это по формальному признаку, не по сути. По сути это такие же уважаемые йоги, как и индийские. Они стали распространяться в Тибете в то время, когда там господствовал буддизм. В Тибете не было ведического знания в нашем представлении, до буддизма там была религия Бонпо. Достаточно хорошая, милая религия, правда, современные последователи пытаются ее очернить. Гумилев, тот который 10 лет отсидел, а не тот которого расстреляли, написал замечательную книгу про Тибет и проанализировал ситуацию. Бонпо восходит к митраизму. Митра – иранское божество. Понятно, если была господствующая идеология – буддизм, то другие верования становились не уместными. Вспомните, в коммунистические годы при Советском союзе было неуместно петь гимн «Боже, царя храни», могли не правильно понять. Аналогично, сейчас время поменялось, и если вы начнете орать «Интернационал» идя по улице, то на вас начнут смотреть, как на позиционера. Всегда есть общекультурный фон, под который все подтаскивается.

МОЙУ, Вита, группа Два: Вы мне задали вопрос по поводу третьего принципа йоги, как он соотносится с кармой. И я в размышлениях пришла к тому, что если есть третий принцип, то нет кармы. Третий принцип – это быстрые методы. В быстрых методах, в отличие от классических, нет времени и пространства, следовательно, они выше кармы. Но вот такой пример, если кто-то 10 жизней убивал людей, и сейчас он воспользовался быстрым методом, и …

ВВЗ: вышел сухим из воды. Очень хороший вопрос, по существу. Напомните нам третий принцип йоги.

Голос из зала: Я отказываюсь от страданий, никто и ничто в этом мире не имеет права причинять мне страдания. Я обязуюсь помочь всем живым существам преодолеть страдания, если они это волеизъявят.

ВВЗ: Итак, как третий принцип йоги соотносится с законом кармы. Мы помним, что закон кармы – это закон причины и следствия. За причиной всегда наступает следствие. Это основная парадигма современной науки, мы живем в таком мире, где вначале бывает причина, а потом следствие. Если у нас негативная карма – мы страдаем, если позитивная – мы наслаждаемся. Если одно уравновешивает другое – мы в нейтральном состоянии, такие серые будни. Если мы отказываемся от страданий, мы фактически отказываемся от негативной кармы. Получается можно простым волеизъявлением вмешиваться в закон причины и следствия. Ответ очень не очевидный, друзья. Если такое вмешательство идет с позиции вашего Высшего Я, которое вне кармы, то действительно ваше Высшее Я выше понятия причины и следствия. Но вот беда, вы не осознаете себя Высшим Я, вы осознаете себя структурами, которые находятся в плоскости причины и следствия. И если та или иная карма должна вас настигнуть, она вас, безусловно, настигнет. Иначе мир развалится. Другой разговор, что можно, в хорошем смысле слова, откупиться. Если вы в прошлой жизни очень много кого убивали, а в этой стали врачом реаниматологом и очень много кого спасли, то ваши положительные деяния перекрывают отрицательные. Это один вариант, самый приемлемый – вы не ждете, пока вас будут убивать, а вы всеми силами пытаетесь делать добрые дела и ими скомпенсировать злые, которые вы успели сделать. Другой вариант – готовится к встрече со своей негативной кармой, мало ли как у вас жизнь может развернуться. Классические методы в йоге вас косвенно к этому и готовят. Какая бы внезапная война с неведеньем не началась, какой бы вероломный враг в виде вашей негативной кармы на вас не напал, вы будете во всеоружии и держите удар. Конечно, это не весело, но вы что называется, изживаете карму. Долгое наступление врага не может быть бесконечным. Гитлер очень рассчитывал на то, что он одним тараном Москву возьмет – не получилось. По дороге стерся он, одни уши доехали. Был момент, когда никто не знал, падет Москва или нет, и тогда Сталин сказал: «Я никуда не уезжаю, я остаюсь в Москве!» И сразу все взбодрились, вышли из деморализованного состояния и отстояли. А представьте, если бы у Гитлера были еще танки, еще и еще. Он бы их кидал вечно, но нет. Точно также и карма ваша, она не бесконечна. Любая череда ваших разочарований имеет начало, продолжительность и обязательно когда-нибудь закончится. Так устроен мир. Так как же интерпретировать третий принцип йоги в этой конструкции? Да очень просто, друзья! Есть очень странное положение из области кармы. Если вашим волосам суждено сгореть, они сгорят, но вовсе не обязательно, что бы это было на вашей голове. Вы можете их состричь и сжечь вдалеке. В тантрическом буддизме, ламаизмом он у нас назывался, есть такое положение, что страдания остались – страдающего нет. Структуры, которые должны получить что-то согласно карме свое получат. Но вы как бы поднимаетесь над ситуацией. Безусловно, это возможно только в одном случае, если по своим морально-этическим качествам вы уже поднялись над неведеньем, которое до этого вас заставляло делать зло. Вы осознали, или как бы сказали в религии, вы покаялись, и тем самым поднялись чуть выше над плоскостью кармы. Волны негатива потом придут, но вы их стоически переносите, вы не признаете наличие страданий, понимая, что это всего лишь закон кармы. Страдания – не закон природы, друзья! Для чего же нужен нам этот обет? У нас есть способность: все, что бы мы не волеизъявили, то сбывается. И если вы в своей Вселенной волеизъявляете наличие страданий у себя и у других, вы тем самым продолжаете строить такую Вселенную. А вот если вы волеизъявляете, что страдания это всего  лишь недоразумение от предыдущей глупости и надо как можно быстрее глупость убрать и как можно эффективнее страдания преодолеть. Кстати сказать, это хорошая мотивация для медиков – вы сталкиваетесь со страданиями в виде болезни и вы понимаете, что вы отрицаете их! Вы не будете говорить, что человек страдает, потому что у него карма плохая, или высшие силы его наказали. Нет! Вы будете пиницилин искать, новые микстуры разрабатывать. И это третий принцип, иначе, будучи медиком и сталкиваясь со страданиями, вы или с ума сойдете или станете циником, душа начнет черстветь, и вы перестанете быть отзывчивым к чужой боли, а это уже приговор.

Я хочу, что бы ребята, те, кто возьмет специализацию тибетские йоги, двинули еще одну параллельную тему. Кто у нас из студентов с медицинским образованием я предлагаю вам подумать над темой «Тибетская медицина». Трактат, на котором она основана, называется Джудши, и комментарии к нему Варьюдарьон. Обратите внимание, это серьезная тема. К сожалению, в индийской традиции медицина, то, что сейчас пытаются представить как аюрведу, сохранилась хуже. Это будет долгая, суровая, тяжелая работа по переоткрытию. Текст есть, давайте его выложим для ознакомления.

Голос из зала: К этому вопросу дополнение. Откупиться – это усиление своих ассоциативных связей и как с точки зрения аксиоматики эта компенсация происходит?

ВВЗ: Откупиться, друзья, по большому счету означает, что если в прошлой жизни кого-то убивал, то в этой или рожай или спасай – компенсируй! Или в прошлой жизни воровал, в этой раздавай! Масса примеров – делай шаги в противоположном направлении от тех недостатков, которые имел. Перебирать все возможные случаи очень долго, и есть более универсальная формулировка, оперирующая понятием «прана». У вас есть ваше жизненное проявление – прана, которая проявляется как сознание и как энергия. Сформулируем закон Рита – максимально расширяй и пользуйся своей свободой при минимальном ущемлении свободы других. Вы идете законом Рита, если научились по максимуму жить и проявлять свою прану, увеличивать его поток, при этом делаете это грамотно, не уменьшая свободы других живых существ, что бы их прана не была зажата, смята. Если вы сделали кому-то зло, фактически это означает, что вы своей праной задавили чью-то чужую прану. Своей энергией – чужую энергию, своим сознанием – чужое сознание. Живое существо волеизъявило что-то одно, а вы его подавили, и теперь надо направить свою прану на то, что бы компенсировать это предыдущее подавление. Помочь кому-то тем или иным способом, направить свою прану на то, что бы делать добрые дела. Вот такая логика. Напомню вам в продолжение этой темы, что то, что мы называем деньги это, по сути, суррогат – заменитель праны, который позволяет объединять в государства живые существа, стоящие на разных уровнях самосознания. Государство как единый организм функционирует, а деньги в нем, как общий поток праны, который склеивает в одно целое и величайшего академика, и бомжа, который все пропил и обычного человека. И если вы когда то делали зло в чем-то одном, то при помощи денег вы можете сделать добро в другую сторону. Но нельзя забывать, что есть вещи, которые нельзя купить за деньги.

МОЙУ, Александр Злобин, группа Астра: У нас есть понятие «островок незатронутости» и как соотнести его с принципом памятования из быстрых методов?

ВВЗ: Я бы хотел, что бы со временем весь МОЙУ стал островком незатронутости.

Голос из зала: Волеизъявляем!

ВВЗ: Молодец! Все в ваших руках! Судьба МОЙУ – шанс человечеству! Учебное заведение на качественно новых принципах, вот что мы с вами делаем! Напомню эти принципы: берем древнее знание из Индии, волю из России, а умение все сорганизовать из Америки. И тогда тройной силой все сделаем, а если нет, станем навозом для следующего поколения, пускай на нем прорастают цветы жизни. Особо зазнаваться нельзя.

Итак, вопрос. Островок незатронутости и памятование. Хорошо бы выработать внекармичное место, где бы все подчинялось не жесткому закону причины и следствия, а непосредственно вашей воле. Где взять такое место? Его можно придумать, друзья! Придумать – значит волеизъявить, что бы оно было. Сначала надо додуматься до понятия «свободы», а затем волеизъявить, что бы так было. Это совершенно не очевидное положение во всех йогах. Мы с вами находимся в изначальном неведенье, которое олицетворяет высшую свободу. У нас нет предустановленного знания ни об Ишваре, ни об Абсолюте, ни о нашем Высшем Я, ни о законе кармы. Потому что если бы они были, они бы нас тяготили. Как рекламу, которую один раз взглянул и волей – неволей рука к рекламируемому напитку тянется, потому что о нем хоть что-то известно, об остальных ничего не известно. Таким образом, находясь в изначальном неведенье, мы можем волеизъявлять пользоваться своей свободой как угодно. И получается, что мы сами придумываем законы жизни, по которым живем. Мы касались закона кармы, закон причины и следствия, но есть более глубинная и более понятная его интерпретация. Вы сначала придумываете законы, по которым будете жить и потом по ним живете. Карма с неотвратимостью настигает, вы не можете от нее удрать и спрятаться, или перекинуть на кого-нибудь, как пишут в желтой прессе. Идеология кармы – ваша изначальная свобода при вашем уровне неведенья. Например, вы волеизъявили закон – воровать, и вы воруете. Но этот закон начинает действовать и на вас, и у вас будут воровать. Или вы говорите – убивать, но автоматически в вашей микровселенной и вас будут убивать. Вот так мы и двигаемся: волеизъявляем глупые законы, страдаем от них, волеизъявляем законы чуть получше, и результат получше. Сначала вам надо придумать просветление, и только потом оно в вашей жизни случится. Не раньше! Не бывает так, что вы не придумали просветление, но просветились. Никто вам навязывать в этой вселенной ничего не будет, даже просветление. Это тема для очень серьезной медитации, и я предлагаю каждому из вас поразмышлять над этим. Аналогично, сначала мы должны придумать островок незатронутости, и этим фактом мы его как раз и создаем. И дальше, мало ли чего мы придумали, сегодня мы придумали островок незатронутости, завтра островок затронутости, послезавтра мы еще чего-нибудь придумали. Придумку, подобно семечке в земле надо взращивать – поливать, землю рыхлить, всячески ухаживать. И тогда из маленького желудя вырастет гигантский дуб. Метод взращивания – это метод памятования. Мы придумываем закон и начинаем о нем помнить. Для того что бы лучше памятовать даются самые разные способы, в частности одно из действия мантры имени, это памятование о том, что эта мантра означает. Со временем, памятованием, мы этот островок незатронутости увеличиваем, и он перестает подвергаться воздействию извне. А затем автоматически на вашу сторону начинают перебегать ваши органы чувств. Им плохо снаружи от островка незатронутости, тут шум, гам, грохот, что-то неприятное и вот они все постепенно внутрь шмыг, а потом и разум тоже внутрь шмыг – и это состояние называется Пратьяхара, в «Йоге Сутре Патанджали» соответствующая ступень – вытаскивание органов чувств тонких из грубых. А это значит, что ваши органы чувств перестают быть каналами для влияния извне, и вы становитесь более свободными. Чуть что ни по-вашему, вы в островок незатронутости спрятались и сидите непогоду пережидаете. И вот методами памятования, другими методами, методами физических йог это островок незатронутости начинает расти и расти, пока не превратится во всю Вселенную, и это состояние называется Просветление.

В добавление хочу затронуть тему центрального канала нашего тела. Есть такая медитация в йоге, следует визуализировать от основания нашего тела до макушки головы, на район позвоночника. Давайте сядем прямо, выпрямили спину, шею, голову, закроем глаза и внутренним взором просмотрели свой позвоночник, шею, голову. И вот теперь дается такая медитация по обнаружению центрального канала нашего тела, когда вы свое внимание направляете в область вашего позвоночника, шеи, головы и начинаете нащупывать так называемый центральный канал, считается, что он абсолютно прямой, несмотря на то, что наш позвоночник изогнут. Обычно его описывают как небесно голубую трубку от основания тела до макушки головы, светящуюся и пустую внутри. Вот это физиологически привязанный образ островка незатронутости в многочисленных йоговских практиках. В частности у нас завтра будет семинар по тибетским йогам, связанных с преодолением смерти, там это основная тема. В момент смерти как никогда нужен островок незатронутости. Дается следующее указание, как нащупать центральный канал – любая мысль, направленная на него, возвращается ощущением беспричинной радости, счастья, свободы. Все мысли, ощущения, эмоции, все вращается вокруг него. Вы как локатором посылаете сигнал, нащупывающий центральный канал, как только эхом вернулась радость, знайте – это он.

Голос из зала: Мы как локатором направляем в область позвоночника любые свои ощущения и ждем ответа – радости, счастья. Свободы. А можно ли делать наоборот, сначала вспомнить радость, счастье, свободу и попытаться понять, откуда она исходит.

ВВЗ: В принципе, да. Но это не от обратного, это просто метод. От обратного было бы, если бы вспоминали, как вам было плохо и не весело и пытались найти источник этого. И вряд ли бы вы чего нашли, потому что, согласно «Йога Сутрам Патанджали» саньяма, т.е. очень сильная медитация на положительных качествах будет вам давать положительные качества, а саньяма на отрицательных вещах не будет давать ничего. В тантрах есть чувственный пример: медитация на положительном подобно занятию сексом со своей женой, и наслаждение есть, и она еще тебе и ребенка рожает. А медитация на отрицательное как занятие сексом с проституткой – временное может быть удовольствие от самокопания, но никакого плода. А иногда в отношении интеллектуальных споров приводят такой пример, что можете до посинения, до хрипоты участвовать в диспутах, если вы говорите о чем-то Высшем, то это как занятие сексом с женой, и приятно поговорить с умными людьми и рождается ребенок познания. А говорить о сухой беспочвенной теории, как многочисленные умники, которые вечно спорят, им лишь бы высказать свое мнение, наслаждаясь этой говорильней, то это как занятие сексом с проституткой. Временное удовольствие есть от того, что слова произносишь, а знание не приходит.

МОЙУ, Басим, аспирантура: Вопрос по поводу островка незатронутости. Нужно вытягивать внимание из органов чувств и меня интересует момент ума, потому что когда мы захватываемся чем-то положительно позитивным и работаем с мыслями, мы все-таки пребываем еще в замутненном состоянии и еще затронуты на самом деле, еще не свободны.

ВВЗ: Практика островка незатронутости применяется для медитаций. И вместо того, что бы наши органы чувств нас отвлекали, они напротив, выходят из окружающего мира. У вас у всех есть опыт такой медитации. Скажем, читаете вы интересную книжку в поезде, в метро, в машине и настолько поглощаетесь в сюжет, что перестаете видеть, слышать окружающих. Таким же образом действует схема Пратьяхары. Вы не загоняете свои органы чувств в островок незатронутости, как говорится, железной рукой коммунизма загоним человечество в рай, а мы железной рукой йогина загоним органы чувств в островок незатронутости. Нет, так не сработает, надо наоборот, в островке незатронутости что-нибудь вкусненькое предложить органам чувств. В частности, когда вы читаете книжку, где описываются какие-нибудь события, они невольно встают у вас перед глазами, и ваше зрение смотрит уже не на окружающую пьяную компанию и т.д. и т.д. В этом хитрость управления собой. Если в какой-нибудь стране увеличивается количество свободы – люди начинают туда тянутся. Например, Америка, в ней не было науки, но там свободно, деньги на науку тратятся и все Эйнштейны там оказались. Сейчас из России самые талантливые туда уезжают, там оседают. Вот также и мы должны мудро, согласно закону Риты выстраивать внутренние красивые схемы мотиваций.

МОЙУ, Басим, аспирантура: Это же первые шаги Пратьяхары, а придется уходить и от ума, успокаивать и мысли.

ВВЗ: Да, конечно.

МОЙУ, Басим, аспирантура: Иначе мы можем пропустить свою станцию

ВВЗ: Про станцию не совсем удачный пример. В медитации вы работаете со своим разумом, но разум очень подвижен, его даже в средневековых трактатах сравнивали с ртутью. Раз, на улице кто-нибудь чихнул, и вашей медитации как не бывало. Именно поэтому лучше сначала вытаскивать органы чувств, что бы вы перестали видеть и слышать, тогда разум, безусловно, продолжает метаться, но, во всяком случае, не под действием органов чувств. Поэтому первый шаг – изолировать наш разум от влияния органов чувств. Органы чувств перестают давать разуму информацию, и он, предоставленный сам себе, начинает заниматься ментальным конструированием. Как Манилов у Н.В. Гоголя: «А хорошо бы, душенька, мост построить отсюда да до дворца, да Санкт-Петербурга…» Разум вещь достаточно интересная, его можно еще сравнить с неспокойной обезьяной, которая  непоседлива, бегает, прыгает. И мы его потихонечку начинаем приручать, упрощать, успокаивать, безусловно, процесс очень долгий, но начинать надо именно с Пратьяхары, с островка незатронутости.

МОЙУ, Басим, аспирантура: Тогда придет ясность?

ВВЗ: Безусловно. Когда человек голодает несколько дней, и на какой-то день сил разуму как обезьяне прыгать нет, и он начинает многие вещи с ясностью и спокойствием понимать. Просто нет сил на эмоции, на ментальное конструирование.

Голос из зала: С точки зрения аксиоматики, прана это наша первая ассоциативная связь, дальше законы, которые мы волеизъявляем, это тоже ассоциативные связи. Делая добрые дела, мы направляем прану на эту ассоциативную связь и усиливаем ее, при этом предыдущие ассоциативные связи со злыми поступками постепенно изживаются. В этой схеме ассоциативных связей, где откупится?

ВВЗ: Я люблю приводить такой пример, представьте, что у вас поле. Снег сошел, поле перепахали, но в нем заложены и семена сорняков, и семена пшеницы. А поле одно, воды и питательных веществ на все не хватит, и если вы будете поддерживать пшеницу, она начнет расти и волей неволей забивать сорняк. Наоборот, если вы начнете поддерживать сорняк, то он забьет пшеницу. Аналогично, если мы будем культивировать внутри себя правильные воззрения, то на неправильные не останется нашей праны. А ассоциативная связь как тропинка в заросшем поле. Один раз вы по ней прошли, слабовидимая тропинка, а если постоянно ходят, то это уже дорожка, а если только там и ходят – уже дорога. Мы точно также протаптываем нужные ассоциативные связи, и тогда не нужные зарастают.

Голос из зала: Если они заросли, значит ли это, что уже не проявятся, исчезнут полностью? Или с изменением ситуации они вновь прорастут?

ВВЗ: Да, есть такой ключевой момент в практике йоги, в комментариях к «Йоге Сутре Патанджали» он называется «прокаливание семян негативной кармы». Вы можете просто методично забивать сорняк, но семена остаются, и как только дождик пройдет, они будут выползать. Другое дело, если вы будете постоянно бороться с ними, то семян будет поменьше, но они все равно остаются. И в йоге, на более поздних ступенях призывают делать Саньяму – сверхмедитацию, и если вы достигаете определенной высоты, то вы как бы прокаливаете семена негативной кармы на огне. Считается, что на определенной ступени занятий йогой вы поднимаетесь до такой высоты, что огнем йоги прожариваете все негативные семена возможных тенденций.

Голос из зала: Островок незатронутости выше причинного уровня?

ВВЗ: Выше ли причинного уровня островок незатронутости сказать сложно, потому что разбивка на причинное, тонкое и грубое идет по другой статье. Островок незатронутости – это наши мысли, а мыслить мы можем, только лишь если в процесс вовлечены все три уровня.

Голос из зала: В продолжение первого вопроса про метод «вовлекаясь, выходи». Наверное, это скорее всего практика, а не распространение йоги, потому что серьезное распространение подразумевает преподавание. А преподавание можно совмещать с еще какой-нибудь деятельностью?

ВВЗ: Не только можно, а нужно совмещать, потому что на йоге вы особо много денег не заработаете. Это вопрос выживания. Если вы с опытом человек и в йоге давно, знаете тонкости и схемы как помочь наибольшему количеству людей, то люди, зная, что вы им помогаете, будут к вам приходить и платить за свои занятия, тогда в финансовом плане вы можете стать профессионалом и жить за счет этих денег. Если же вы не достигли такого уровня мастерства, требуется же время, что бы о вас узнали, и вы научились эффективно помогать другим людям, то, безусловно, вам этих денег может и не хватить. И если в этот период вы будете совмещать распространение йоги с другой работой, то будет великолепно и замечательно. В конце концов, люди же могут работать на двух или трех работах.

Голос из зала: Хотелось бы больше узнать, что подразумевается под понятием «преподаватель-популяризатор»?

ВВЗ: Хороший вопрос, а как вы можете распространять йогу? Те из вас, кто учится или учились на интернет йога курсах http://www.openyogaclass.com/kurs/, где с самого начала и по нарастающей мы излагаем теорию, есть пункт – ваши мысли по продвижению йоги. Совершенно не очевидный вопрос, и если вы хотите помогать людям, вы должны прямо сейчас думать, а как вы будете помогать. Помогать можно по-разному, можно проводить занятия в залах, можно популяризовать йогу, у меня были друзья, очень преуспевающие бизнесмены, абсолютно самодостаточные, и они, не стесняясь, говорят – мы занимаемся йогой. Получается хорошая пропаганда здорового образа жизни, она стоит дороже, чем любая реклама. Люди видят живой пример успешного человека, и йога ему в этом помогла, уже этим вы будете распространять йогу. Если пройдете обучение и будете пользоваться йогой для себя лично и получать результат, то чем бы вы не занимались вы будете как живая реклама. Можно так, или как я будете читать лекции, рано или поздно всем студентам это придется делать.

Голос из зала: В повествовании «Йога Васиштха» аллегорически ум представляется как министр, высшее Я описывается как король. Дается совет не сражаться с министром, потому что так ты никогда не достигнешь успеха, а подойти к нему как к ребенку, поиграть с ним, то он в какой-то момент просто оставит тебя, и ты встретишься с королем. Так прилагать или не прилагать усилия в укрощении разума?

ВВЗ: Друзья, в укрощении разума есть много разных, на первый взгляд противоречивых методов. Есть методы, где вы подавляете мыслеобразование усилием воли, есть, где вы по нарастающей занимаетесь какой-то деятельностью, вовлекая и заинтересовывая разум, что бы он полностью  поглотился и перестал прыгать как обезьяна. Есть метод, когда вы с позиции островка незатронутости говорите себе: «Я занимаюсь своим делом, мой разум занимается своим делом, и давайте друг другу не мешать». Разум при этом как обезьянка гримасничает, а вы на него внимания не обращаете. В дзен буддизме очень любят темы для медитации типа «Если хлопок – это удар двумя руками, то, что есть удар одной руки», разум цепляется за такую задачу, а потом начинает пробуксовывать.  Т.е. надо дать такую задачу разуму, которая либо не имеет решения, либо имеет сверхлогичное решение и разум переклинивается и оставляет нас в покое. Таком образом в разных школах йоги в этом смысле используются различные подходы, которых очень много.

МОЙУ, Сайера, Четвертая группа: Пришло домашнее задание от студента, где он задал вопрос, на который я не могу ответить. Что думает йога по вопросу перерождения не только в телах животных и человека, а во всевозможных асуров или богов.

ВВЗ: В демонических сущностях… Друзья, на земле полным полно людей, глядя на которых демонические сущности кажутся мелкими хулиганами. Что же касается иерархии устройства нашей Вселенной, то йога говорит, что она многообразна, и мы не знаем какие существа в каких телесных формах живут на Альфа Центавре на пятой сбоку планете. Вселенная безгранична и вполне вероятно, что есть разные планы существования, с соответствующими телами, образами мыслей. Или по-другому, если какие-то существа в своей предыдущей жизни волеизъявили создать какие-то очень негативные законы, и построить себе тела под эти законы, так они так и живут. Парадокс в том, что рай и ад это не географические понятия, это волеизъявления. Каждый из вас может сделать локальный, личный ад и мучатся в нем. А сосед по лестничной клетке, наоборот, волеизъявил создать локальный рай и радуется. Эта Вселенная – Вселенная свободы! И если мы волеизъявляем двигаться в ту или иную область, то мы рано или поздно туда и попадем. И если вы волеизъявили жить, что бы вокруг вас были всяческие твари, почему бы и не родиться среди них. Понятие свободы очень не очевидное понятие. К примеру, мы говорим: «человек попал в ад», а ведь по большому счету надо говорить более корректно: «человек волеизъявил попасть в ад», причем, сначала придумать ад, а потом в него попасть. У кого какое воображение, тот такой ад себе и придумывает. И если вы читаете в текстах, что есть такой ад, есть такое место, то почему же нет? Если есть живые существа, которые могут волеизъявлением создать какой угодно мир. Вероятно, нашлась группа не дальновидных живых существ, которые именно таким образом все сорганизовали. Все возможно в этой Вселенной, она место реализации нашей свободы.

Голос из зала: Вопрос по родовой йоге, про отдачу долга предкам. (…)

ВВЗ: Порядка 80% преуспевающих людей объединяет такая вещь – в семье у них были очень дружеские, заботливые отношения, важно, что бы ребенок чувствовал, что его любят, внимание уделяют. Вот у меня есть шанс стать великим, мои родители ко мне очень хорошо относились, папа со мной всегда на равных был, когда мне исполнилось 10 лет, он мне сказал: «Вадя, давай с тобой дружить!» прямо так и сказал. Не чувствовалась разница в возрасте, общались на равных, могли поспорить. Когда я поехал в Москву поступать в институт, мама не верила, что я поступлю, потому что из провинциального города, в столичный хороший ВУЗ. У меня было три экзамена, и перед каждым экзаменом мама шла на вокзал и покупала билет, что бы ни теряя время, я мог поехать в другой город, в другой ВУЗ. В московских ВУЗах экзамены были на месяц раньше. И вот я иду на экзамен, а мама на вокзал за билетами. А в советские годы попробуй, купи билет, и вот я на экзамене мучаюсь, а мама в очереди часами стоит. Купит билет, потом выясняется, что я сдал экзамен, мать идет сдавать билет, и так три раза. Она хоть и не верила, что я могу поступить в столичный ВУЗ, но давала возможность, делала все от себя зависящее. Когда я поступил, она была страшно удивлена, еще и ВУЗ я себе выбрал тяжелый.

Голос из зала: Я оказалась здесь не просто так, у меня здесь занимается дочь. И я хотела поблагодарить Вас, думала, буду рядом с Новослободской, зайду обязательно. И вот оказалась тут рядом, но забыла ваш адрес, пришла к знакомой, включили интернет, и нашла, смотрим, а это за углом. Так вот, я пришла поблагодарить Вас за хорошее воспитание моей дочери, и то, что она третий принцип поняла не от мамы, а от Вас. Когда я в более щадящих условиях предлагала ей его пройти она мне не верила, а в более жестких условиях в Москве она его осознала. Приехала домой, подарила мне подарок и сказала: «мама, как ты права».

ВВЗ: Бальзам на раны! Я полезен в этой Вселенной!

Голос из зала: Пока она училась в институте, слушала ваши лекции и прятала их от меня, а я краем уха подслушивала, за дверью стояла. Ни в какую ли она секту не вляпалась? Мне тогда Ваш голос понравился, а уж когда в этом году она мне сделала подарок, спасибо вам, друзья!

ВВЗ: Я хочу добавить, что все это было бы невозможно, если бы вы не записывали бы это все на камеры, не транслировали через интернет, не записывали на диктофоны и не печатали в интернете, поэтому эта благодарность не мне, эта благодарность вам всем! Именно вы, своей карма-йогой, бескорыстным трудом по распространению йоги, именно вы доносите! Я только говорю, друзья, а вы тиражируете и распространяете! Я ведь последнее десятилетие только про это и говорю, но слышно меня не было, пока вы не пришли. А когда вы стали это распространять, это стало доходить, как я надеюсь. На сегодня все! Всем спасибо!

Друзья здесь вы можете скачать Текстовый, Аудио и Видео варианты,форматы doc, fb2, mp3, flv:

Скачать Аудио Вариант1 MP3 Web 32кб/с, 22.9 мб

Скачать Аудио Вариант2 MP3 Full 128кб/с, 91.3 мб

Скачать Видео Вариант FLV, 235.7 мб

Адрес где нас найти,контакты: Международный Открытый  Йога Университет, “Культурный центр «Просветление», Школа Анандасвами. Россия, г. Москва, метро Новослободская, ул. Долгоруковская, д.29, телефоны в Москве:8(499)251-21-08,8(499)251-33-67, e-mail: HappYoga@mail.ru, www.openyoga.ru, www.yogacenter.ru, www.happyoga.narod.ru.
Можно ли копировать.Права:
Лицензия Creative Commons. Вы можете копировать, тиражировать и распространять эту лекцию, желательно делайте ссылку на наш сайт www.openyoga.ru
Благодарность всем тем,кто работал над материалом:

Шаблон
опубликовал-Егоров Евгений
Текст напечатали-
(а)-Наталья Тугаринова 
Текст отредактировал-
(а)-Наталья Тугаринова
Текст опубликовал-(а)-Шведченко Александр
Краткое описание составил-(а)-Наталья Тугаринова
Рисунки и фото создал(а)-временно отсутствуют 
Английский перевод выполнил(а)-
временно отсутствуют 
    
Контрольные вопросы: временно отсутствуют
Ответы на контрольные вопросы:
временно отсутствуют

Глоссарий-Словарь-Энциклопедия непонятных терминов йоги здесь: www.wikiyoga.openyoga.ru  

alt

 

Друзья, если что то не работает на сайте или вы нашли ошибки, неточности и не соответствия, то пожалуйста зайдите сюда www.openyoga.ru  и сообщите ответственному об этом.

/a


Поделиться Открытой Йогой:

Оставьте комментарий