1. Название: Практика Медитации (тематическое занятие).
2. Автор: Виктория Бегунова.
3. Фото автора:
5. Дата и место чтения лекции:
2010.12.07 Культурный центр «Просветление».
6. Аудио, видео и текст лекции принадлежат: Открытому Йога Университету в городе Москве(Школа йоги традиции Анандасвами). Вы имеете полное право копировать, тиражировать и распространять материалы этого сайта, желательно делайте ссылку на наш сайт www.openyoga.ru.
7. Текст напечатан: Нефедов Андрей
8. Текст отредактирован: Нефедов Андрей, Семенова Татьяна
9. Рисунки:
10. Фото:
11. Адрес Школы Йоги: г. Москва, Россия, метро Новослободская, ул. Долгоруковская, дом 29, тел. 251-21-08, 251-33-67, Культурный Центр «Просветление». Сайты: www.openyoga.ru,www.yogacenter.ru, www.happyoga.narod.ru.
12. Где бесплатно скачать текстовый файл:
Скачать текст занятия в формате WORD
13. Где бесплатно скачать аудио файл лекции:
Нажмите здесь, чтобы скачать аудио:
https://old.openyogaclass.com/av_yoga/tz/2010_12_07_kcp_tz_meditation/2010_12_07_kcp_tz_meditation.mp3 Размер 83 МБ
https://old.openyogaclass.com/av_yoga/tz/2010_12_07_kcp_tz_meditation/2010_12_07_kcp_tz_meditation_web.mp3 Размер 21МБ
14. Где бесплатно скачать видео файлы лекции:
Скачать видео занятия(нажать здесь).
Всё наше видео (за редким исключением) хранится в формате «flash video» для того, чтобы у вас не возникло проблем с просмотром, если вы скачали файл на свой компьютер, вы можете бесплатно скачать специальную программу для просмотра подобных файлов
Нажмите здесь, чтобы скачать программу для просмотра flash video
15. Нажмите кнопку play (>), чтобы слушать или смотреть лекцию на этой странице, (??) – пауза.
Аудио:
Видео:
Смотреть видео на YouTube(нажать здесь)
16. Основной текст лекции.
Сегодня 7 декабря 2010 года. Мы находимся в Культурном центре «Просветление» около метро «Новослободская» в городе Москве. Меня зовут Виктория. Это тематическое занятие Международного Открытого Йога Университета. Тема нашего занятия «Практика медитации».
Сегодня мы больше остановимся на концентрации внимания и разберемся, что это за предмет, что это за явление, когда мы концентрируем свое внимание. Для начала надо разобрать по полочкам несколько этих слов: концетрация внимания. Что мы понимаем под вниманием? В йоге внимание и сознание, это где-то степени слова синонимы. Кто изучал Аксиоматику йоги, знает что, у нашего высшего «Я», есть две способности – способность сделать что-либо – это Энергия и способность воспринимать – Сознание. Когда мы направляем свое внимание на какой-то объект, можно сказать, что мы свое сознание направляем на этот объект. От нашего высшего «Я» идет способность сознания и с помощью инструмента сознания, высшее «Я» что-то воспринимает, что-то высвечивает. Это первое определение.
Концентрация – это когда мы свое внимание, свое сознание долгое время удерживаем на объекте. Удерживаем мы свое сознание в произвольной, либо непроизвольной форме. Пример – сейчас откроется дверь, заглянет человек и потом, закрывая дверь, очень громко хлопнет ей. Что произойдет с нашим вниманием, нашим сознанием? При этом, он еще что-нибудь громко крикнет. Наше внимание, наше сознание непроизвольно обратит внимание на эту дверь, на этот шум. Почему? Потому что – вдруг это опасность, интересно, это выходит за границы, за рамки спокойного восприятия, в котором мы сейчас находимся. Как долго мы будем смотреть на дверь – все зависит от того, насколько интересно нам это будет. Если человек останется у двери и будет дальше что-то делать интересное, громкое и шумное – мы будем концентрироваться. Это – непроизвольная концентрация внимания.
Произвольная форма концентрации – это когда мы свое сознание сами направляем на необходимый нам объект. Может быть, эта дверь и неинтересна нам сейчас, но мы себе приказываем, волеизъявляем – смотреть на эту дверь, и смотрим на нее. Как долго можно смотреть на дверь, как себя заставить? Если я буду волеизъявлять долго смотреть на эту дверь: то я и буду долго смотреть на нее, обращать внимание, концентрироваться на этой двери. Концентрация на произвольном или непроизвольном объекте будет зависеть от одного важного фактора – от воли.
В непроизвольном варианте я даже волю не применила, на самом деле, она идет естественно на уровне инстинктов. Моя воля проявилась на уровне инстинктов. Опасность, интересно – моя воля сказала моему сознанию: воспринимай, концентрируйся. Второй вариант: так же моя воля, но уже не на уровне инстинктов, а на уровне более высших структур приказывает моему вниманию, моему сознанию смотреть на дверь. Ключевую роль здесь играет наша воля. Наша воля от нашего высшего «Я» направляет эти две способности или способность энергии что-то делать, или способность воспринимать и управляет этой способностью.
Небольшое отступление: животный мир. Чем мы отличаемся от животных? Вот как раз таки этой способностью. Животные обладают вниманием, но вниманием непроизвольным на уровне рефлексов, инстинктов. Им показали косточку, и если она за стеклом, животные будут медитировать сколько угодно долго. Потому что косточка, это на уровне инстинктов это – еда, это выживание. И они будут смотреть на эту косточку такими глазами и так долго, что еще чуть-чуть и недалеко до Самадхи. Больше никакой мысли, кроме этой косточки. Но заставьте собаку смотреть на объект неинтересный для неё. Положите, например, перед ней книгу и, конечно, без рисунка с аппетитной косточкой, просто книгу – учебник по математике, например. И скажите своей собаке, своему коту: дорогой, давай смотри на книгу. Понятно, что собаке это будет крайне неинтересно. У животных нет такой способности, как сознательно пользоваться своей волей, т.е. произвольно направлять свое внимание. А вот у нас у людей, эта способность появляется. Даже у людей, которые только-только получили тело человека, у них уже есть эта способность, т.е. сознательно в произвольной форме пользоваться своей волей и с помощью своей воли направлять свое внимание на нужный объект.
Обладая этой способностью, мы можем в большей степени пользоваться инструментом, который называется воля, а чем мы больше пользуемся этим инструментом – волей, тем больше мы начинаем осознавать свое высшее «Я».
Поэтому считается, что если живое существо получило тело человека, а если есть тело человека, то есть все необходимые структуры разума. Шанс просветлиться в одной жизни, очень быстро начать развиваться интеллектуально, духовно, физически возрастает не то, что на порядок, на много-много-много порядков. Но, к сожалению, люди, которые только получили тело человека, еще в основном живут на уровне рефлексов, на уровне инстинктов, и чем-то похожи на своих братьев меньших – поесть, поспать, т.е. то, что интересно, что базируется на глубинном, на выживании – это для них интересно, на этом можно сконцентрировать свое внимание. А на том, что неинтересно, то зачем себя напрягать.
Йога говорит следующее – вы научитесь пользоваться своей волей и направлять свое внимание, свое сознание сколь угодно долго на какой-то объект, т.е. вы начинаете управлять своими проявлениями, а если вы начинаете управлять своими проявлениями т.е. сознанием, то начинаете не считать себя этим проявлением. Когда животное или человек еще не пользуются этим проявлением, не управляет своим вниманием как нужно, то он отождествляет себя с этим проявлением. А если мы чем-то управляем, то перестаем себя этим считать, разотождествляемся и если мы разотождествляемся с этим инструментом, мы не считаем себя этим, то мы можем в большей степени пользоваться волей и больше начинаем осознавать свое высшее «Я».
Считается, что человек, который пользуется волей, управляет своими проявлениями, как энергией, так и сознанием – стоит на более высокой эволюционной ступеньке. Чем сильнее человек может применять силу концентрации, т.е. с помощью воли управлять своими проявлениями, тем больше в нем могущества. Наверняка, в своей жизни вы замечали, что есть люди волевые, есть люди, у которых есть цель – они на ней концентрируются и достигают этой цели. А чтобы сконцентрироваться и достичь, нужно уделить внимание этой цели, т.е. постоянно держать ее у себя в голове, чтобы тут же не забыть о ней, и такие люди доминируют в обществе. Сначала они доминируют, как фактор силы, не как злой силы, а яростной силы. Может и не хватает чего-то доброго, духовного, но это ступенька, если человек научился пользоваться своей волей, то рано или поздно он перейдет на другую ступеньку, где уже будет всемогущество с первым принципом йоги.
Поэтому, если вы еще не научились пользоваться этим инструментом – концентрацией своего внимания, то обратите на это внимание. Думаю, у многих из вас бывало, что о чем-то подумал, тут же забыл или читаем неинтересную книгу, потому что мне задали какое-то задание, пока ее читаю, миллиард мыслей о чем-то другом, вся жизнь пронеслась, пока читал параграф. Или мы сегодня создаем защитное поле, я специально подольше стала его создавать, чтобы вы обратили внимание: ни одна мысль пронеслась в голове – о работе, о чем-то другом, и как я себя чувствую и о дыхании, что там за шум. Целая куча мыслей, вместо того, чтобы свое внимание сконцентрировать на заданную медитацию. У нас в это время промелькнули мысли. Вот так мы живем, т.е. наше внимание, как правило, рассеянное. Есть у нас луч, направляющий от нашего «Я» прожектор, который высвечивает и этот свет рассеянный и слабый. Если он рассеивается, он не сильный, а если мы этот прожектор как лазерный луч сконцентрируем и направим на объект, этот объект станет сильнее светить для нас, мы начнем его лучше понимать. Например, в «Йога сутрах Патанджали» сводится все к этому, когда мы свое сознание фокусируем. Было у нас миллион мыслей, мы их уменьшили до ста тысяч, потом до тысячи, потом до сотен, до десятков и осталась одна мысль. Из рассеянного сознания собралось что-то единое, очень мощное, очень сильное. Если вы этим страдаете – у вас рассеянное внимание, то я предлагаю в течение дня понаблюдать за собой. Насколько получается сконцентрироваться на работе, на разговоре, когда вы разговариваете – вы общаетесь, друг с другом, что-то говорите или вам что-то говорят, что-то интересное и нужное, но у вас тысячи мыслей в голове и вы не услышали человека и не поняли, что он хотел сказать. Или вы смотрите какую-то передачу, новости и вместо того, чтобы сконцентрироваться, вы о чем-то другом думаете. Это сказывается и на запоминании, в том числе, если мы не сконцентрировались на объекте должным образом, то мы не запомним этот объект как следует.
Легко работать с непроизвольным вниманием, интересная книжка и сконцентрировался, интересное кино и обо всем забыл, интересен человек – нам нравится он – мы слушаем каждое его слово. Еще что-то интересное – не составляет труда, на уровне инстинктов, рефлексов без проблем у нас это проходит. А вот что касается произвольного внимания, произвольной концентрации – здесь у нас беда.
Поэтому так необходимо хорошо учиться в школе, все 10 лет и потом 5 лет в институте, там чему в первую очередь учат, даже не тому, что вы какие-то знания получаете, а вы формируете свой характер. Вы учитесь вниманию, организации своего времени, учитесь навыку управлению своим вниманием, своей энергии с помощью своей воли. Тому, кто плохо учился и сейчас ему сложно, кто хорошо учился, набрался каких-то навыков – ему в жизни гораздо легче. Поэтому если у вас проблемы с произвольным вниманием, обращайте на это внимание, т.е. поработайте. В йоге есть ряд упражнений, даже не ряд, а их очень много, когда мы работаем с произвольной концентрацией своего внимания.
Вопрос: А может быть как в компьютере, мультипрограммирование. Например, ты читаешь домашнее задание, одновременно кто-то звонит по телефону и телевизор включен, где очень важное сообщение передают. Можно все это одновременно воспринимать?
Виктория: Дело в том, что сначала нам надо научиться концентрироваться на одном объекте, чтобы убрать рассеянность своего внимания, потом мы можем увеличить объем информации, объем объекта, на чем мы можем сконцентрироваться. Но, как правило, достигать этого могут только великие люди. Когда одновременно и писать и слушать и разговаривать могут единицы. Мы, конечно, станем такими единицами, и нас станет много, а не единицы, но чтобы не было путаницы и когда кажется, что я могу то и то, на самом деле это ни то, ни то и ни другое, ни третье, ни пятое, ни десятое. Потому что у нас не хватает сил на одном сконцентрироваться как следует, а потом, действительно, мы можем после этого переходить к другой работе.
Есть медитация энергии и есть медитация сознания. Медитация энергии – это когда вам изначально интересно, есть посыл – вы смотрите на природу или на звездное небо. Дух захватывает, очень интересно и 5, 10 минут ни о чем другом не думаете, кроме как о Вселенной, поражаясь глубине и размерам, даже здесь размеров нет, т.е. вы полностью сконцентрированы. Хватает, как правило, на 5-10 минут, после этого пошли все остальные мысли, о чем только мыслей нет. Медитация энергии, это когда нам первоначально интересен объект, мы выбираем интересный объект, мы слышим про медитацию на чакры, что если вы будете медитировать на этой чакре, то она у вас откроется и вы будете счастливым, богатым, здоровым. Ага, зацепило, интересно – мы с радостью концетрируемся на этой чакре, на этих лепестках, представляя каждый цветочек, но проходит 5-10 минут и нам не то что неинтересно, а нас не хватает 5-6 часов сидеть и смотреть на эти лепестки. Хотя, первоначально был посыл интереса. При медитации энергии – все равно необходима воля.
Медитация сознания – это когда вам неинтересен объект. Мы концентрируем свое внимание и сознание на этом объекте. Волеизъявляем себе долго-долго, как бы он нам был неинтересен, мы все равно на него медитируем, смотрим, концетрируемся, думаем о нем, просто смотрим только на этот объект и случается чудо – через какое-то время этот объект начинает быть нам интересен. Через какое-то время опять, наши мысли куда-то ушли, опять возвращаем свое внимание. Потом пойдет игра – то интересно, то устанем концентрироваться. Это касается и метода энергии: интересен объект, потом нас унесло, мы возвращаем внимание, начинаем возбуждать интерес к этому объекту – он начинает нам раскрываться, опять мы на нем концетрируемся, опять нас уносит. Но это если мы занимаемся медитацией долго, несколько часов, накатывают такие волны.
Практика.
На предыдущем занятии мы наблюдали за дыханием. Кому то, может быть интересно дыхание, и мы с интересом наблюдали за ним, потом появились мысли, наше внимание улетало куда-то, потом, потому что преподаватель сказал, что надо концентрироваться, мы опять возвращались к нему. Мысли то появлялись, то исчезали, то мы могли четко сконцентрироваться на объекте, то нет.
Сейчас мы больше поработаем с разумом, сядем в удобную позу и будем в мельчайших подробностях вспоминать сегодняшний день, с того момента, когда вы проснулись, открыли глаза и до этого момента, в мельчайших подробностях. Открыли глаза, и начался у вас день и в мельчайших подробностях вы концентрируетесь, вы вспоминаете, как бы вытягиваете из памяти сегодняшний день и обратите внимание, на сколько вас хватит. Не будете ли вы думать, раз и вы проснулись, и ассоциативная связь куда-то вас увела, вам кто-то позвонил, вы это вспомнили, а потом идут воспоминания об этом человеке и все, вы забыли о том, что надо вспоминать сегодняшний день. Очень полезно вечером вспомнить свой день и если это не на занятии, а в удобной кроватке или еще где-то в непринужденной атмосфере, то, как правило, человек начинает думать – на полдня его хватает, а потом он уже о чем-то другом думает и забывает, что он выполняет такое задание для себя. В зале вам будет легче, но если сейчас будет легко, то сделайте эту практику еще раз дома. Когда есть посторонний фактор, который может направить ваше сознание, все-таки группа – надо поджаться, надо собраться, чтобы двойку не получить. Все-таки сыграл большую роль в нашем образовании страх – не расслабишься, если преподаватель сказал, поэтому попробуйте дома это упражнение.
Сейчас мы концентрируемся на сегодняшнем дне, вспоминаем в подробностях, последовательно, концентрируя свое внимание на картинках, которые будут возникать. Задача такая, чтобы мы от этой волны воспоминаний не отвлекались ни на что другое, ни на открытую дверь, ни на кашель соседа, ни на чем не отвлекалось внимание, а было сконцентрировано только на этом потоке воспоминаний. Тут же анализируем, насколько удается сконцентрироваться и появляются ли посторонние мысли или вы думаете вообще о другом. Садимся в удобную позу.
Далее следует практика.
Виктория: Все успели вспомнить?
Практикующий: Я уже третий раз прокручиваю.
Виктория: Если в подробностях вспоминать, то время никак бы не хватило. Молодцы, кто начал вспоминать запахи, свои ощущения, свои состояния в эти моменты, очень хорошо. Хорошо, если вспоминали нюансы, а не так просто, встал, поехал на работу, приехал с работы сюда – всё. Что думать, что вспоминать, если каждый день такой, даже и вспоминать не надо и так 10 лет жил.
Очень полезное упражнение, если вы каждый день, не отвлекаясь, будите вспоминать свой день. Получилось полностью сконцентрироваться только лишь на воспоминаниях? Не совсем, но здесь гораздо проще, дома сложнее, потому что нет направляющего фактора. Попробуйте делать дома.
Вопрос: Чем полезна эта практика?
Виктория: Эта практика на внимание, насколько мы можем сосредоточиться на мыслях. Сам для себя, конечно, интересен, нам интересно вспомнить, как мы провели сегодняшний день. Вспоминать день другого человека менее интересно, сложнее сконцентрироваться. Насколько удается провести последовательность, т.е. сконцентрироваться на последовательности, сконцентрироваться на воспоминаниях, на состояниях, на ощущениях – на всем, что с вами происходило в этот момент. Вы можете вспомнить, то на чем было сконцентрировано ваше сознание. Если в этот момент вы были в полусознательном состоянии – вы это не вспомните, если в происходящий момент у вас была ясность в голове, вы ясно осознавали, что с вами происходит – вы сможете вспомнить эти моменты с максимальной точностью. Насколько мы сознательно живем или бессознательно, в таком тумане. Мы отслеживаем свою жизнь, как мы живем, как у нас присутствует элемент ясности нашего сознания и насколько, мы потом это можем вспомнить, насколько мы можем сконцентрироваться на последовательности этих событий, на состояниях и провести эту длинную цепочку. Кто хочет обладать феноменальной памятью, это упражнение, в т.ч. вырабатывает хорошую память. Память и концетрация внимания напрямую связаны, если у вас плохая концетрация внимания – вы не можете на одном объекте 6 часов сконцентрироваться, то память у вас плохая. Если вам хватает только несколько секунд, чтобы сконцентрироваться на чем-то и интересном, то с памятью у вас не все хорошо. Если вы обладаете произвольной концентрацией внимания, то у вас и память будет очень хорошей. Память развивается именно произвольной концентрацией внимания, когда мы волеизъявляем на чем-то долгое время концентрироваться, даже неинтересном для нас.
Ключевой момент: за нашим сознанием идет наша энергия, и если мы можем, сконцентрировать свое внимание на чем-то, туда же направляется наша энергия, а если сознание плюс энергия туда направлены, то образуется могущественная сила – Прана, которая творит чудеса. Если мы можем управлять своим вниманием, туда направляется энергия и происходят чудеса, происходят открытия. Все, что творится в этой вселенной, происходит благодаря тому, что в какой-то момент соединились энергия и сознание, и возник творческий процесс, что-то сотворилось. Все, что мы видим, было сотворено с помощью двух инструментов: энергии и сознания, никак не по отдельности. Если мы можем сконцентрировать свое сознание, за сознанием идет энергия, то происходит какой-то творческий процесс, какое-то могущество возникает в этой вселенной. Если вы обладаете силой концентрации, значит за вами идет мощная энергия, а если за вами мощная энергия, тут же и концетрация, то за вами прана, сила – которая является движущей силой в этом мире. Это тоже не стоит забывать, если вы хотите что-то сделать в этом мире и если у вас нет пока энергии, но есть мощное сознание – вы можете воспользоваться этим инструментом и управлять сознанием, за сознанием подтянется и энергия.
Если мы концетрируемся на каком-то объекте, он начинает нам проявлять себя. Если сейчас неинтересен какой-то объект, но мы произвольно концентрируем внимание на этом объекте и удерживаем долгое-долгое время, то этот объект начинает нам раскрывать себя, свое содержимое, свою суть. В жизни это встречается очень часто: нам задали какое-то задание в школе или институте, а нам неинтересен этот предмет, но мы концетрируемся на нем. Год концетрируемся на нем, изучаем, второй год концетрируемся и о, чудо, мы поняли, что это так интересно.
Смешной пример: не любила Аня мыть посуду – грязь и время на это тратить, да и зачем с чистой посуды кушать, все равно она потом будет грязной через какое-то время. Аня сконцентрировалась и несколько лет только и делала, что мыла посуду и поняла, а все-таки приятно есть из чистой посуды. Начала раскрываться божественная гармония, гармония в этом занятии. Аня вдруг почувствовала, что гармонию можно найти в любом занятии и это занятие стало приоткрывать свой ритм. Стоишь и моешь посуду, мыслей нет при этом, полнейшее состояние безмыслие, целая медитация и Ане раскрылся этот процесс, потому что она много-много лет мыла посуду, для этого устроилась мойщицей в ресторан, и, наконец-таки, полюбила эту профессию.
Я знаю людей, которые, почему-то, не любили классическую музыку, и я всегда удивлялась, как это можно не любить классическую музыку. Приходилось концентрировать им свое внимание на такой музыке, и вот они один раз прослушали, второй, третий, четвертый – сконцентрировались. Прошло несколько лет и произошло чудо, эта музыка начала им раскрываться. В одном произведении классической музыки, это не маленький участок жизни, не маленькое описание какой-то жизненной ситуации – это целая жизнь в каждом произведении. Настолько оно многогранно, объемно и захватывающее, столько ассоциативных связей приходит, столько картинок, столько эмоций, состояний разных и человеку начало это раскрываться и через какое-то время он полюбил, он стал знатоком классической музыки и во всех нюансах. Не только внешне: кто композитор, кто написал эту музыку, а именно эта музыка стала открываться для него. Он ее прочувствовал каждой клеточкой своего тела и полюбил, стал любителем классической музыки.
Ребенку или студенту неинтересен какой-то предмет в его учебном заведении, например – математика. Он концентрируется несколько лет и тут все эти формулы приобретают некий другой смысл, и во всех этих формулах и цифрах он видит зашифрованные законы Вселенной. Он начинает восхищаться красотой этих формул, чисел и начинает по-другому воспринимать смысл этого предмета, потому что он сконцентрировал свое сознание и этот предмет стал раскрываться для него. Если человек чего-то достигает в этом мире, то только благодаря тому, что он сконцентрировал свое внимание. Иногда кажется, что таблица Менделееву пришла во время сна, но ничего подобного. До этого он, сколько лет концентрировал свое внимание на законах химии, на всех этих элементах и потом произошло чудо, этот предмет ему раскрылся и как в мозаику все собралось. Но опять же, везде сила концентрации, везде сила сознания.
Практикующий: Ребенок не любит математику, не решает задачи, не слушает учительницу. Объявляется конкурс по математике «Кенгуренок», чтобы не ударить лицом в грязь, всем классом решают, и он понимает, что он тоже должен участвовать. Посыл должен быть и он все решает.
Виктория: В нас слишком много инстинктов: быть первым, доминировать, быть лучше и на этом можно играть. В нас очень много животного, тем более в детях, можно играть на этих инстинктах и достигать неплохого результата. Просто так ему сложно концентрироваться на математике, а тут ему дается стимул. Прививаешь интерес к этому и тогда внимание концентрируется, и человек достигает результата. Мы должны это использовать. Из тел животных нам достались особенности плохие или хорошие, мы должны с этим считаться, и, применяя какие-то механизмы и техники, добиваться того, чего мы хотим. Сказать человеку, который никогда не слышал про чакры, медитацию и т.п., например, что надо медитировать и представлять лотос. Для него это будет полнейшей абстракцией, и вряд ли, он будет концентрироваться на этом лотосе, потому что для него это ничто. Зачем какой-то лотос представлять? Но если вы скажете ему, что – представляем лотос и у тебя будет хорошее здоровье, наладятся отношения с близкими, у тебя будет богатство, счастье, слава. Это знакомое и понятное человеку, наши древние инстинкты и они сработают, и человек говорит, да, я буду медитировать на эту чакру со всеми нужными лепестками. Но в йоге говорится, что мы должны медитировать не только методом энергии, где нам интересно и придумать себе какие-то мотивационные подсказки и помощь для себя, но мы должны концентрироваться и на неинтересных вещах. Вот коробок спичек взять и концентрироваться на нем, взять точку. Чем она интересна? И на ней все равно концентрироваться. Йог должен обладать и произвольной концентрацией внимания и непроизвольной или делать из произвольной непроизвольную.
Вопрос: Часто, когда начинаешь концентрацию, говорят: выберите, что вам интересно. Кому интересно на дыхании – на дыхании, кому на звуках – на звуках, получается это метод энергии, т.е. идет перекос, да?
Виктория: Мы уже говорили, в начале дыхание нам интересно, но попробуйте 6 часов концентрироваться только на дыхании. Сразу концентрироваться на неинтересных объектах сложно. Можно пойти таким методом: на более-менее понятном концентрироваться, но долгое время и потом из метода энергии медитация превращается в метод сознания – попробуй 6 часов только на дыхании концентрироваться, только о дыхании думать и больше ни о чем другом – это сложно, это будет уже произвольная концетрация внимания. Или на голосе, нам легче сконцентрироваться на своем голосе, но все равно нам надоедает произносить мантру, например 24 часа в сутки.
Вопрос: Далеко не во всех школах знают о методах энергии и сознания и люди начинают практиковать одним методом. Как они достигают эффекта, через большее время или как?
Виктория: Есть разные подходы, если мы берем чистой волей, без интереса, это усиливает нашу способность управлять своим вниманием в более серьезной форме.
Вопрос: Но такие люди не умеют позволять себе, расслабляться.
Виктория: Поэтому в йоге и говориться, что есть два подхода: метод энергии и метод сознания и если мы будем пользоваться только одним из этих методов, то мы уйдем в никуда, это путь в не просветление. Мы гармонично пользуемся и тем и тем инструментом, чтобы прийти к точке йоги. В нашей школе йоги традиции Анандасвами, говорится, что одно без другого нельзя. В настоящую эпоху наблюдается перекос в сторону энергии. Мы часто говорим, что человек, который держит себя в узде и проявляет железную волю, на самом деле таких людей очень мало, это люди – Наполеоны, Александры Македонские – мы их знаем поименно. Все остальные – это кто позволяет себе. Вот такой перекос у нас пока, хотя, если люди уходят в другую крайность – метод сознания, это тоже не хорошо. Потому что у таких людей внутри возникает очень сильное перенапряжение. Здорово все в своих руках держать, это называется подходом микрокосмоса, когда мы надеемся только на себя. Как правило, такие люди перенапрягаются, через много-много лет. Много не живут, к примеру, или что-то с ними происходит, либо еще такой момент может случиться, когда система макрокосмоса дает им щелчок. Жил несколько лет и все у него было схвачено, проявлял железную волю и тут, Вселенная ему щелбанчик, и все разлетелось, развалилось и у человека страшная депрессия, что он всегда надеялся только на себя, а в какой-то момент надо было положиться на вселенную, т.е. человек уходит в крайность.
А бывает, что человек всю жизнь в одной крайности: только позволяет себе и вселенная тоже дает ему щелбанчик. В следующей жизни, может быть, он задумается, и по-другому будет жить. Это хорошо, когда в течение одной жизни мы можем осознать и пользоваться и одним и другим методом и прийти к тому, что все это надо уравновесить. Это говорит о том, что в прошлых жизнях мы много дел наделали, т.е. были людьми крайностей. Весь эволюционный процесс представляет собой метания из одной стороны в другую, чем больше амплитуда, тем на меньшей амплитуде эволюционного развития мы находимся. Чем меньше эта амплитуда бросания нас из стороны в сторону, тем ближе мы к точке йоги, мы уже, более духовно развитые существа.
Нам не хватает воли, дисциплины, не хватает концентрации внимания. Кто может похвастаться, что он хотя бы час ни о чем другом не думать, кроме как о своем дыхании или произносить мантру и кроме мантры ничего не слышать и не думать, это сложно. Поэтому на занятиях мы будем делать упражнения по произвольному концентрированию своего внимания.
Вопрос: Мантру можно практиковать в метро?
Виктория: У нас был целый курс тематический по мантра йоге и говорили, что можно везде и хорошо бы, чтобы и ночью не прекращалась в йоге сновидений, т.е. вы осознаете свой сон и продолжаете произносить мантру. Вы проживаете жизнь, а на заднем плане у вас песня мантры. Это не шутка, эта очень хорошо, если такое происходит. А так в любой момент пользуемся.
Вопрос: произношение мантры не рассеивает внимание? Мы направляем свое внимание на объект, а на заднем плане мантра. Не рассеивает ли это наше внимание?
Виктория: Если мы волеизъявили, то не рассеивает наше внимание. Мы же, волеизъявили: произносить мантру в течение всего дня и когда мантра уже читается на подсознательном уровне, это определенный вид Джапа мантры. Это очень хорошо, когда мантра произносится на подсознательном уровне.
Практика.
Садимся опять прямо и будем концентрироваться на частях своего тела.
Наша задача: перенести свое внимание на ту часть тела, на которой мы концентрируемся, но не напрягайте эту часть тела. Концентрируйтесь на ней и попытайтесь расслабить ее. Не отвлекайтесь, если сказали думать о правой руке, не думайте о левой, не перепутайте. Если мизинец правой руки, то надо думать именно о мизинце правой руки. Садимся прямо, закрываем глаза и концентрируем внимание на области лба. Только лоб, ни щеки, ни нос. Я специально это говорю, чтобы вы отвлекались, ни на губы, не думаем о руках, не думаем о спине. Ваша концетрация должна быть только на лбу, не думаем об ушах. Не думаем, как чешутся у нас пятки, не думаем о глазах и не вспоминаем про работу. Не вспоминаем про ужин сегодняшний, концетрируемся только на области лба.
Далее следует практика концентрации на области лба.
Виктория: Удалось сконцентрироваться на этой области или все равно были мысли? Никто не заметил, что сконцентрировав свое сознание, туда направилась энергия – тепло, покалывание. На этом, некоторые способы лечения основаны, т.е. мы сильно концетрируемся на чем-то и настолько сильно, что туда направляется энергия, тонкая энергия, а за ней грубая энергия в виде крови. И если улучшается кровообращение, все процессы ускоряются, обмен веществ и эта область начинает выздоравливать. Кто хочет поделиться? У кого третий глаз открывается?
Практикующий: Намного легче концентрироваться, когда ко лбу идешь изнутри.
Виктория: А в это время были мысли?
Практикующий: Я повторял, про себя слово лоб, так легче.
Виктория: Это хорошо 10 минут, а если 6 часов. Хотя некоторые, начинают как бы дышать этим местом, помогает концентрироваться.
Практикующий: Легче концентрироваться на межбровье, чем на всем лбу.
Виктория: Кто-то представляет лоб, как одну точку. Представляет лоб как единую точку или пространство, куда как бы ныряет, не ощущая тогда физического лба.
Вопрос: Зачем сконцентрироваться на лбу, ощутить его физически?
Виктория: Сначала мы физически его ощущаем, это хорошо. Уметь ощущать свое физическое тело, это многого стоит, потому что, мы столько не обращали внимание на свое физическое тело, что заставь нас концентрироваться на мизинчике левой ноги, нам это очень сложно – сознание туда проникало, но слабо. Мы его просто физически не чувствуем, как я на нем могу сконцентрироваться, если я его просто не чувствую. Или позвоночник. Просят на практике: рассматриваем внутренним взором позвоночник, а как, если человек его не ощущает, чисто физически не ощущает. А если чисто физически не ощущаешь, то, как ты можешь какие-то центральные каналы представлять, если физически не можешь сконцентрироваться на этой области. Поэтому мы вернемся к своему телу и к дыханию тоже.
Практикующий: У меня сразу же пошла концетрация, лоб это третий глаз. Моментально, и когда я отправляла свое сознание на лоб, то видела этот третий глаз. Я им моргала и не понимала, отправляю внимание то ли на лоб, то ли на глаз. Пытаюсь думать не о нем, а о лбе, а он все равно лезет.
Виктория: На самом деле, очень опасно: предустановленное знание. Все такие умники здесь собрались, начитались разных книг, знаете, что во лбу звезда горит. Начитались Александра Сергеевича Пушкина. Кто что читал. У нас есть предустановленное знание, что лоб это третий глаз и начинаем все представлять. Это сбивает с того, чтобы мы видели тот объект, который начинает естественным образом нам открываться, а у нас здесь уже шаблон – третий глаз. Он должен быть такого цвета, закрыт, с длинными ресницами и с бровью и какой вы себе рисуете.
Эти медитации – очень хорошие, если это первоисточники, если это знания стоящие, не придуманные современными йогами и йогинями. К примеру: медитация на центрах: сейчас в каждой книжке своя медитация, потому что у каждого свое представление и пишут, чтобы все только это представляли. На самом деле, лучшая медитация на чакры, это та, когда мы просто без предустановленного знания, без прочтения многочисленных книг, концетрируемся в какой-то области и ничего при этом не представляя, заведомо. Мы концетрируемся на сердечном центре – долго-долго-долго и тут он начинает раскрываться для нас, такой – какой он есть. У кого такой вихрь, у кого другой, у кого барашки, у кого лотосы, у кого треугольники, у кого янтры. Здорово, когда человек начинает с помощью своего сознания раскрывать, то, что естественно начинает раскрываться – это чудо, это здорово. А не так, начитались книг. Лоб – третий глаз, все янтры, мантры, образы пришли, которые мы когда-то видели. Иногда, вы должны уметь пользоваться и предустановленными знаниями. Есть уместные вещи, есть неуместные. Иногда все эти вещи неуместны.
Вопрос: Как избавляться от всех этих образов, ассоциативных связей.
Виктория: А может это и хорошо, что тебе естественно открывается.
Практикующий: При концентрации, первая мысль приходит – да, во лбу звезда горит, потому что это детские впечатления и у нас много таких впечатлений, особенно детских о чем то, что мы представляем.
Виктория: Мы все помним, как отличить галлюцинацию от не галлюцинации – по результату. Если действительно открылась звезда, все увидели бы и сказали, как светло стало – это шутка. Если у вас по-настоящему откроется третий глаз, у вас жизнь изменится – вы начнете работать много и жить по-другому. Восприятие мира поменяется. Если у вас открылась Анахата чакра, со всеми лепестками, вы увидели все цветопредставления, то опять же, по результату – вы что-то реально сделаете в этом мире. Если у вас целые кинофильмы, закроете глаза, а у вас чего там только нет: мультики и фильмы, но как жизнь была тусклой, мрачной и неинтересной, так и осталась. Вы ничего не делаете, вы лентяй и лодырь. Каким были, таким и остались – это галлюцинации.
Вопрос: А нужно усилием воли ничего не представлять, если образы приходят?
Виктория: Это отдельная тема, которую мы сегодня не будем рассматривать – что делать, если спонтанно приходят образы.
Домашнее задание: Вспоминаем прошедший день и отслеживаем, как мы пользуемся произвольной концентрацией внимания, насколько это у нас получается, насколько мы этим владеем. Провести анализ для себя: в каком состоянии мы находимся. Или мы живем на уровне животных: интересно и туда пошло сознание, страшно – тоже сознание отвлеклось.
Вопрос: А отслеживать каким образом, записывать?
Виктория: Это хорошая идея, вообще, все что не записано, забывается. Полезно анализировать каждый свой шаг, свое состояние. Проводить постоянный анализ, что с тобой происходит, очень полезно, еще и выводы какие-то делать.
Вопрос: Практика воспоминаний помогает развивать память, внимание?
Виктория: Чем больше нюансов, тем лучше, чем больше запахов, цветов, состояний. Когда вы смеялись, почему вы засмеялись, какие мысли при этом возникали. Чем больше мелочей, тем лучше. Если перед сном это у вас займет час, это очень хорошо.
Вопрос: Получается, что мы концентрируемся на прошлое. А оно должно влиять на будущее. Как это происходит?
Виктория: Это очень сильно развивает наше внимание и концентрацию. Все влияет, но не значит, что мы будем жить только бурным прошлым и жить днем, который прошел. Здесь речь не об этом. Это одна из практик. Мы развиваем ясность своего сознания и концентрацию, насколько мы можем сконцентрироваться на воспоминаниях. Давайте проведем другую, чтобы не было путаницы. Вспомните во всех подробностях фильм какой-нибудь или книгу, до всех мельчайших подробностей. Это тоже будет очень сильная практика по концентрации внимания. Читаете книгу, берете абзац и потом во всех подробностях вспоминаете.
17. Ключевые слова: медитация, концентрация внимания, дыхание, воля, практика, концентрация на частях тела, сосредоточение внимания, самадхи, лекции по йоге, тематические занятия, бесплатно скачать, аудио лекции, видео лекции, смотреть, слушать текст лекции, фото, рисунки, Культурный Центр «Просветление», Открытый Йога Университет в Москве, www.happyoga.narod.ru, www.openyoga.ru, www.yogacenter.ru, Мантра йога, гармония, звуки, голос, рядом с метро Новослободская, гармоничная практика, отдых после упражнений, школа йоги традиции Анандасвами, высшее Я, вспомнить свой день.