2010.09.21.Йога, астрология, наука, дети. Вадим Запорожцев.

Название лекции :

Йога, астрология, наука, дети.Вадим Запорожцев.

photo vadimАвтор: Вадим Запорожцев,
Дата:
2010.09.21.

Где:
Международный Открытый  Йога Университет

Краткое описание :
 
временно отсутствует.
Скачать
Текст, Аудио, Видео Варианты здесь: www.openyoga.ru
Слушать Аудио:
   
Смотреть Видео:    Ссылка на видео

Читать Текст:

Сегодня 21 сентября 2010 года. Меня зовут Вадим Запорожцев, я преподаю йогу. Находимся мы в Москве возле метро Новослободская в Культурном Центре «Просветление». И это у нас лекции Международного Открытого Йога Университета. Вся информация на наших сайтах www.openyoga.ru, www.happyoga.narod.ru, www.yogacenter.ru.

Сегодня наша лекция будет посвящена в первую очередь ответам на ваши вопросы. Итак, есть ли у кого вопросы? Давайте мы их обсудим?

– У меня вопрос.

Пожалуйста, представьтесь.

– (Борис, вольный слушатель) У меня опять не сходится, я задавал вопрос по поводу высшего Я и души. Т.е., с одной стороны, это синонимы получаются, правильно?

Высшее Я и душа синонимы могут быть в разных философских системах.

– А в системе йоги?

В системе йоги, опять же, такого понятия, как душа в нашем понятии нет.

– А когда вы говорите «неразвитые души».

Да, но иногда для того, чтобы в первом приближении дать некий эмоциональный толчок и объяснить состояние, приходится пользоваться теми устоявшимися терминами, которые, скажем, присущи нашему менталитету и нашей культуре. Точно также, как я иногда употребляю слово «разум». Но это вовсе не значит, что я имею ввиду, как единую структуру. Если мы помним, в йоге под словом «разум» понимается достаточно такая сложная схема, состоящая из разных частей.

Точно также и здесь. Но я еще раз отвечу, что в йоге считается, что у каждого из нас есть наше высшее Я, оно запредельно, но это наше высшее Я имеет некие проявления, которые проявляются в виде Сознания и Энергии, или по-другому, в виде потока праны. Этот поток праны пронизывает какие-то наши тонкие структуры, структуры ощущений, мыслей, воспоминаний, предпочтений. В результате чего возникает конгломерат внутренних ощущений, очень, может быть, тонких, очень, может быть, глубинный. Но все-таки это не Я.

И вот этот конгломерат ощущений наиболее близкий к нашему Я, как правило, называется «душой», вернее, в просторечье. Но вы понимаете, как проанализировать. Вот мы говорим: «Душа болит».

– Это же причинное тело получается?

Абсолютно верно. Это ближе к тонкому и причинному телу. Напомню, что в йоге считается, что у нас есть три группы тел: грубое физическое, тонкое и причинное. Ну, грубое физическое, с ним все понятно, его медики исследуют, ученые исследуют. Что касается тонкого и причинного тела, с этим пока не все ясно. Это какая-то другая форма материи или энергии, которую, вероятно, мы еще не открыли.

И как раз то, что касается момента души как раз и связанно, вероятно, с этими структурами. Еще вопросы, друзья? Да, пожалуйста.

– (Вячеслав, группа Tri) Вопрос по разделу Медитации. Можем ли мы с помощью медитации работать с уровнем подсознания, т.е. нашими комплексами, фобиями, страхами, как-то их отрабатывать? И, собственно, как?

Да, действительно, медитация является одним из самых мощнейших способов по отработке всякого рода фобий, страхов, всякого рода каких-то психологических особенностей нашего характера, нашего мышления, нашей жизни, которые нам могут не нравится.

И вот медитация помогает иной раз достичь совершенно великолепных результатов там, где, собственно говоря, ничего другое не помогает. Более того, под словом «медитация», как правило, мы понимаем то, что, скажем, в йоге характеризуется другими словами. В йоге имеется такая последовательность, как самадхи, дхьяна-дхарана, такая последовательность, как пратьяхара. Т.е. то, что мы в западных культурах называем единым словом «медитация», там разбивается на стадии.

И вот по мере продвижения этих стадий, открываются  некие способности себя корректировать, которые в обычной жизни нам не доступны. Или опять же, пользуясь лексикой, скажем, современных психологов, открывается доступ в подсознание. Как раз там, откуда фактически и начинаются эти все проблемы, связанные с теми или иными, как нам кажется, необоснованными или немотивированными страхами или какой-то немотивированной агрессией, или чем-то еще.

Т.е. появляется возможность понимать, как этим можно управлять. Обычно подсознание нас в себя не впускает, дабы мы там не наломали дров. Поэтому, впрямую мы не можем так войти в себя и, скажем, ту или иную фобию выключить, или наоборот, то или иное предпочтение выключить. Мы не можем это сделать в лоб.

Природа, как бы, сохраняет этот уровень. Но, если же все-таки случаются те или иные поломки, и мы от них начинаем страдать, то как раз йога и дает те методы, которые такими очень интересными воздействиями, знаете, как по лабиринту проводит нас в ту зону, где имеется возможность, скажем, скорректировать ваше восприятие.

И медитация как раз и является таким красивым, быстрым, как бы вам сказать, изящным путем. Чтобы вы поняли эту аналогию, вероятно, многие из вас сейчас работают за компьютерами, иногда случается та или иная поломка в компьютерах, какое-нибудь окошко не открывается или не закрывается, или что-то там зависает, или что-то работает не так, как нам бы хотелось.

И мы так бьемся, и эдак бьемся, мучаемся. Но, опять же, в любой программе есть какие-то внутренние настройки. Иногда они совершенно неочевидны. Иногда чтобы знать, как какой-то параметр изменить, нужно прочитать очень много руководств по эксплуатации. Но если мы знаем, как зайти в эти внутренние настройки, то мы можем буквально одним щелчком устранить проблему, которую в противном случае мы, знаете, были вынуждены какими-то обходными, сложными путями решать.

Но впрямую не подготовленного пользователя компьютера к этим глубинным устройством компьютера, как правило, система не пускает. Почему? Потому что мы не опытные люди, мы галочку не в том месте поставим и у нас в следующий раз компьютер вообще не запустится.

Точно также и наш организм. Он впрямую нас не пустит. Но с помощью медитации мы знаем, где и как обойти. Медитации бывают разные или упражнения в йоге, использующие, соответственно, работу с нашим сознанием, работу с нашим восприятием. И под каждый вид, что называется, той или иной проблемы существует свой вид решения. Иногда очень даже интересный, но это уже другая тема. Я ответил?

– У меня вопрос про астрологию?

Да, пожалуйста. Представьтесь, пожалуйста.

– Меня зовут Мария, я вольный слушатель.

Значит, отношение йоги к астрологии. Понимаете, здесь какая очень маленькая проблема. Дело в том, что астрология, вероятно, как и йога, не сохранилась до нас в своем исходном виде. Т.е. мы, на сколько я могу судить по открытым публикациям, мы западные современные люди не знаем природу воздействия астрологических явлений, если они вообще есть. Некоторые даже в этом сомневаются.

Древняя традиция до нас донесла это знание. Корни традиции астрологии западной восходят к таким странам, к таким народам, как шумеры и вавилоняне. Действительно, у нас 7 дней в неделю, и никто из нас иногда не задается вопросом, собственно, почему не 5 или не 8. Более того, у нас есть название дней недели, которые в разных языках звучат по-разному. Но, фактически, во всех языках присутствуют названия тех или иных светил.

Т.е. в разных языках можно определить, какой день какому светилу принадлежал.

В древней астрологии, на которую ссылаются современные астрологи, достаточно малое количество было объектов для определения воздействия на человека. Действительно, использовались только лишь видимые светила. Ни о каком влиянии Урана, Нептуна, Плутона у древних шумеров и вавилонян вы никакого упоминания не встретите просто потому, что они не видели этих светил.

Когда я открываю современный гороскоп, где сказано, что действие Урана такое-то, Нептуна такое-то, Плутона другое-то, знаете, меня начинают терзать смутные сомнения. Эти планеты недавно были открыты. И если люди, которые предписывают им то или иное свойство, существуют в наше время, то, вероятно, они должны знать более глубинные предпосылки, как те или иные светила оказывают воздействие, скажем, на человека или явление. Т.е. это такой первый вопрос, вызывающий сомнения в плане того, что некоторые современные астрологи понимают, что такое астрология.

Что же касается даже древних светил, тоже мы видим разночтения. Систем астрологии, напомню, также существует несколько. Есть европейская система, есть индийская система, какие-то отголоски есть, дошедшие из других культур.

Действительно, воздействие некоторых светил (под словом «светило» я подразумеваю то, что видел древний человек, когда он смотрел на небо). Сейчас у нас, конечно же, эпоха повальной безграмотности и люди, действительно, путают планету Марс с батончиком «Марс». Но, тем ни менее, если вы взглянете ночью на звездное небо, вы увидите, безусловно, млечный путь, вы увидите звезды в тех или иных созвездиях. Но, кроме того, существует то, что называется «планеты». Это название пошло от описания их траектории. У них петлеобразная траектория, если наблюдать в течение года, в отличие от звезд.

Более того, есть так называемая полярная звезда, вокруг которой вращается весь видимый наш небосвод. Это эффект того, что вращается Земля. Но также вы должны помнить тот факт, что Земля, вращаясь по своей оси, совершает так называемую прецессию. Т.е. ось, вокруг которой вращается Земля, также совершает круговые движения.

Вероятно, многие из вас в детстве видели юлу. Вот юла, когда она крутится, ее ось, вокруг которой она крутится, тоже иногда совершает круговые движения. Так вот, место полярной звезды могут занимать разные звезды. Существует там даже некий цикл, измеряемый тысячами лет и что, скажем, 10-12 тысяч лет то, что у нас полярная звезда, было совсем другой звездой, если вообще было.

Т.е. это, опять же, некоторый фактор, который должен учитываться в астрологических вычислениях. Т.е. если как-то древние считали, что планеты воздействуют так-то и так-то, а положение и полярной звезды, и других созвездий относительно, может быть, наблюдения с Земли как-то менялись, то возникает вопрос: за эти тысячелетия, которые насчитывает астрология, может быть, Земля сместилась и, может быть, воздействие уже другое.

К сожалению, эти все вопросы упираются в природу воздействия астрологических явлений. Этой природы никто не знает, на сколько я могу судить, или держат в строжайшей тайне и не публикуют в открытых источниках. И вызывает серьезный вопрос, а не ошибаются ли наши современные астрологи? Особенно, когда они так легко манипулируют с Ураном, Нептуном и Плутоном, это просто высший пилотаж. Они либо очень хорошо понимают, о чем говорят, либо как?

Но, как вы помните, астрология сыграла очень хорошую вещь в истории развития цивилизации. Фактически, она породила астрономию, как вы помните, и она значительно способствовала развитию математики. Даже один из ученых недавно пошутил, что в обязанность математика еще несколько столетий назад входило составление астрологических прогнозов. И такие, допустим, уважаемые ученые, как Кардано, чтобы вы поняли о ком это, тот самый, который придумал Карданный вал. Он занимался составлением астрологических прогнозов для, что называется, властеимущих того времени, а также многих других исторических фигур.

Более того, злые языки утверждают, что он два раза составлял себе астрологический прогноз своей кончины и один раз ошибся в 40 лет, а второй раз, якобы, покончил жизнь самоубийством потому, что назначил себе в 75 или в 76 лет второй срок. Но это, опять же, злые языки утверждают, что он таким образом подтвердил свой же астрологический прогноз.

Но, с другой стороны, Кардано был одним из первых людей, зародивших современную науку, предвестник Галилео Галилея, который также занимался в том числе и астрологией. И это был очень существенный источник дохода. Так вот, этот современный ученый утверждает, что как жалко, что не сохранилось до наших дней, когда наши современные математики голодают. Уж они бы себе точно на кусок хлеба заработали составлением астрологических прогнозов. Но как-то так это разделилось.

Так вот, я к чему хочу сказать. Безусловно, мы видим в разных древних традициях такой фактор влияния звезд, светил. Безусловно, этим древние и пользовались, безусловно, они какую-то пользу, вероятно, из этого извлекали. Понимаем ли мы сейчас, как это делали древние – можно поставить большой знак вопроса.

Современная астрология – это тоже очень большой вопрос. Особенно, когда астрологический прогноз – компьютерная программа составляла.

Теперь другая сторона медали – йога. Йога – это система самопознания, которая ведет нас к свободе с применением первого и второго принципов йоги (доброты и здравого смысла). Кроме того, йога считает, что часть нашей жизни жестко определена нашей кармой, т.е. нашими предыдущими поступками, а часть нашей жизни ничем не обусловлена, она находится в состоянии свободы.

Т.е. и в каждом человеке борется две тенденции: его предыдущие дела, согласно которым он получает сегодняшнее состояние. И та часть свободы для маневра, которую он может применить в своей жизни так, как он пожелает.

Т.е. йога исключает такой момент, что человек на 100% определяем чем бы то ни было. Поэтому, вот такой тоже очень интересный акцент нужно распараллелить. Многие астрологи кричат, что как показывают звезды, так и будет. Т.е. они призывают к некому детерминизму и обусловленности, к такому року. Йога не согласна с этим. Почему? Потому что если бы было так, что человек был запрограммирован какой-то машиной, о каком бы самопознании могла бы идти речь или о каком бы самадхи, или достижении высшего состояния свободы можно было бы вести речь, если вы определяетесь, скажем, звездами.

Поэтому, йога очень жестко не согласна с тем, что влияние звезд 100% определяет вашу жизнь. С другой стороны, не учитывать влияние светил на нашу жизнь мы не можем. Когда встает Солнце – одна из ключевых фигур в астрологии, мы обычно бодрствуем. Когда, как правило, восходит Луна, мы обычно спим. Т.е. даже на таких грубых примерах мы видим, что есть некая корреляция жизненного цикла или поведения человека от внешних светил.

Вероятно, может быть, есть какая-то более тонкая корреляция между Ураном, Нептуном, Плутоном, которые недавно открыты и о которых древние ничего не знали. Но древние нам говорят о некотором более определенном влиянии. Скажем, Юпитера, Сатурна, Марса, Венеры, Меркурия, опять же, Луны и Солнца.

Поэтому, здесь я бы ответил на этот вопрос больше не с теоретической точки зрения, т.к. недостаточно информации для сопоставления, а с вашей каждодневной точки зрения. Йога говорит, что не имеет смысла использовать какие-то вещи, которые вас порабощают. Будь это хоть астрологический прогноз, будь это какое-то предсказание, будь это какое-то очертание на вашей руке или прогнозы ученых о грядущем конце света. Все это из области, как вам сказать, вещей жестко детерминирующих вашу дальнейшую жизнь.

А вы (ваше высшее Я) – существо внекармичное. Т.е. небольшая ваша часть абсолютно свободна. И вот лучше эту вашу небольшую часть использовать для того, чтобы полностью избавиться от другой своей части, которая полностью обусловлена. Обусловлена вашей дурной кармой, обусловлена вашей предысторией, обусловлена вашей глупостью или, в конце концов, обусловлена вашим астрологическим прогнозом.

Зачем вам себя обуславливать? Зачем вам сокращать свободу? Смысла нет. А если еще вспомнить такой фактор, как самогипноза или самоустановки, то дело вообще дрянь становится. Вы начинаете силой своего высшего Я, которое свободно, оживлять все то, во что вы верите. И даже, если вам попался компьютерный астрологический прогноз с Ураном, Нептуном и Плутоном, который не сулит вам ничего хорошего, но который не имеет никакого отношения ни к астрологии той самой древней, да вообще иной раз к здравому смыслу, это компьютерный прогноз. Поверили в него и силой всемогущества вашего высшего Я, которое обладает свободой, начинаете оживлять все то, во что вы таким образом поверили.

А сила вашего Я колоссальная вещь, она более глупые вещи может оживить, чем какой-нибудь астрологический прогноз. Человек, как бы, сам начинает притягивать события своей жизни, в которые он сознательно или бессознательно поверил. Вам это надо? Я думаю, что нет. Зачем ограничивать свободу своего действия?

Во время войны вражеские армии пользовались этим инструментом, это называется «деморализация войск». Это когда на линии фронта разбрасываются листовки, в которых объясняется якобы текущее положение дел и якобы к чему приведет исход сражения.

И солдатик такой возьмет, и ему скажут, что все, Гитлер под Москвой, сегодня-завтра Москва падет, сдавайся в плен. И вот представьте, что если бы все в 1945 году поддавались этой пропаганде, мы бы с вами здесь не сидели. А люди не верили, люди дрались до конца, люди отстояли, люди все равно переломили ситуацию, хотя, с объективной точки зрения, ну все были шансы у Гитлера взять Москву, помимо астрологических прогнозов еще перевес в силе.

Поэтому, друзья, спросите себя: вам надо заигрывать с этой всей потусторонщиной, которая делает вас слабее, в которой вы ни уха, ни рыла не понимаете, в которой ваши наставники также зачастую ни уха, ни рыла не понимают.

Я не исключаю, что есть, действительно, люди от Бога, которым действительно, открылось это древнее знание. Но как любое древнее знание, оно должно, во-первых, применяться во благо, а не в зомбирование, во-вторых, закон кармы никто не отменял. Если ты своим астрологическим прогнозом кому-то принес зло, так или иначе лишив его воли, сопротивление к победе или нарушив его планы гармоничные, то в следующей или же и в этой жизни против самого астролога попрет эта темная волна. Это предупреждение начинающим астрологам.

Т.е., друзья, очень скользкая тема. Но йога, касается ли это астрологии, или касается ли это какой-то другой науки, даже если это касается самой йоги, заявляет: «Вы должны биться за свою свободу, вы не должны позволять порабощать себя ничем. Если йога начнет вас порабощать, выкиньте йогу», – говорит йога.

Почему? Потому что каждый из вас сделан по образу и подобию первопричины этой Вселенной – Абсолюта. Абсолют свободен. Он даровал и вам это состояние. Вы по своей глупости не правильно воспользовались свободой и сотворили карму. Но это говорит только лишь о том, что теперь нужно опомнится, одуматься, осознать, и работать, чтобы устранить негативную карму, а вообще, чтобы выйти из плоскости причины и следствия.

Поэтому, нужно всячески отстаивать свободу своего высшего Я. И все, что только покушается на это, должно вами рассматриваться, как мракобесие. Никто и ничто не будет порабощать ваше высшее Я. Если даже сам Абсолют сделал вас свободными, кто и что еще имеет право на то, чтобы вас поработить? Политический деятель какой-то, или какая-нибудь философская или сектантская система, или еще кто-нибудь? Нет, это невозможно.

Все, кто пытается порабощать других, сами в результате порабощаются. Поэтому, вот такой длинный ответ получился. Еще вопросы? Да, пожалуйста, представьтесь.

– (Григорий, вольный слушатель) Вопрос, как к физику. Вот недавно я прочитал статью, в которой интересно представлена модель мира, как голограмма. Т.е. в каждой точке пространства содержится фактически информация о всей Вселенной. Фактически, в этой статье говорится, что в принципе, из любой точки можно влиять на всю Вселенную исходя из этой модели.

С точки зрения йоги можно как-то прокомментировать эту модель? Ее, кстати, поддерживает физик Боб, у него эта модель называется «Голографическая модель мира». И еще раз, суть ее в том, что в каждой точке содержится информация вообще о всей Вселенной. Как с точки зрения йоги Вы можете прокомментировать?

Григорий, да, действительно, в своей прошлой жизни я был физиком. Да, действительно, с достаточно серьезными людьми мне пришлось общаться. Но профессионально этим я уже ой как давно не занимаюсь. А за это время физика, как и вся наука, сделала такой рывок, что я едва успеваю по ее следам чтением журналов «Scientific America» и прочим, и прочим. Я с трудом узнаю, какие там последние новости Адроннового коллайдера или новой теории того, сего, пятого, десятого потому, что это совершенно такой мир.

Меня совершенно удручает, что современные средства массовой информации показывают нам с утра до ночи (прошу прощение за сленг) лабуду. А на долю передовых достижений науки отводится доля ничтожная процента. Такое ощущение, что здесь из всех пытаются воспитывать обезьян послушных. Понимаете, да?

Я не понимаю из каких соображений это все происходит. Я смотрю на людей, которые в общем-то должны за это отвечать, но я не понимаю внятной концепции не только в нашей стране, но я не понимаю этой внятной концепции по всему миру. Потому, что наша страна, все равно, сейчас в хвосте плетется. Это стыдно об этом говорить, но из песни слов не выкинешь.

Теперь, непосредственно, ответ на ваш вопрос. С другой стороны, вы помните, что йога не подменяет науку. И если я полезу, что называется, со своим уставом в чужой монастырь или в свой монастырь, то это крайне негативно воспринимается в среде ученых.

Я вам объясню по какой причине. Во-первых, современные концепции рождаются в таких муках, на острие математической формулы, что всякая такая (как бы) дилетантизм бывших представителей, воспринимается крайне негативно.

Кроме того, огромный процент (я не постесняюсь) такой маргинальщины около научной. Я с удивлением узнал, что опять же, у нас в стране огромное, оказывается, количество Академий Наук. Вот я помню, была Академия Наук еще одна при той власти, называлась Академией Наук СССР. Потом она, якобы, переросла в РАН, ну, там еще какие-то.

Сейчас совершенно фантастическое количество академий с совершенно разными фантастическими теориями, но которые на дух не переносятся той старой гвардией. Они за голову хватаются. Потому, что очень много многообразия, но нет некой преемственности мысли.

По этой причине я также боюсь комментировать те или иные моменты, опять же, с позиции йоги. С третьей стороны, я не знаю йогу еще настолько хорошо, чтобы брать на себя такую смелость. Т.е. если так резюмировать все: без комментариев.

Еще вопросы? Да, пожалуйста.

– (Олеся, группа Dva) Йога говорит о том, что страданий не существует. В то же время есть принципы, где говорится, что нельзя никому причинять вред, т.е. страдание. Получается двойственная сторона. Как же все-таки понимать, есть ли страдание или нет, и как к этому относится?

Так, так, давайте еще раз вопрос сформулируем получше. Йога не утверждает, что страданий не существует, друзья. Кто из вас не ходил к зубному врачу, поднимите руку? Т.е. все из вас знают, что страдания есть, это ваш личный опыт. Со страданиями мы сталкиваемся в нашей жизни, может быть, гораздо чаще, чем с моментами радости и счастья. Поэтому, здесь изначально неправильно поставлен акцент.

Имеется ввиду, что нет самосущей природы страдания, и это меняет все. Т.е. если, образно говоря, можно сказать, что есть энергия наслаждения в чистом виде, а она, по сути дела, любая энергия есть энергия наслаждения, то энергии страдания в чистом виде не может быть в принципе. Почему? Потому что этого нет. Подобно тому, как тьма – это не самосущая вещь, а всего лишь отсутствие света.

Вот точно также в отношении страданий. Что такое страдания? Страдания – это когда мы используя всемогущество нашего высшего Я неправильно распоряжаемся своим наслаждением или, образно говоря, как сказано в йоге, мы делим наше наслаждение на 3 половинки и сталкиваем лбами.

И вот этот эффект самоудушения, образно говоря, мы и воспринимаем, как страдание. Т.е. таким образом, вопрос немножко меняет акцент, и он смещается не к тому, что страданий не существует. Страданий полным полно. Но нет, знаете, такой… Знаете, если страдания есть, то все, что вы с ними можете сделать. Они будут оставаться вне зависимости от того, живете ли вы в теле человека, в теле животного или вы достигаете состояния высочайшего самадхи, высшего состояния своего Я. Вот вы достигли состояния своего высшего Я, а у вас все равно осталась никуда не деваемая сущность страдания, если она вещь самосущая.

И даже на этом уровне здесь можно поиграть, поразмышлять. Так вот, акцент в йоге смещается в другую сторону. Как бы нам понять природу страдания, понять где и на каком моменте своей жизни, своего восприятия, своих принятий решений мы делаем эту ошибку, в результате которой и происходит эффект, называемый страданиями.

И акцент смещается в сторону устранения неведения из-за которого мы делаем ошибку. Еще раз вопрос напомните.

– Ну, в общем-то Вы на него ответили.

Еще вопросы, друзья? Представляйтесь, пожалуйста.

– (Андрей, вольный слушатель) Если есть зубная боль, какое может быть разделение наслаждения, если это просто тупая физическая боль?

Опять же, чтобы ответить на этот вопрос более глубоко, мне придется ссылаться на аксиоматику йоги и вообще говоря, рассматривать всю предысторию. Т.е. если есть зубная боль, то как минимум, должны быть зубы. И эти зубы, как минимум, должны были когда-то появиться. Понятно, что в этой жизни они нам достались по наследству. Но если вы отследите эволюционную цепочку в предыдущие формы существования, вы дойдете до формы, когда еще зубов не было. Во всяком случае, от зубов не было боли. Может, от чего-то другого была боль.

Значит, на каком-то этапе эволюции вы приняли для себя какое-то сомнительное для себя решение придумать зубы, которые в результате через несколько воплощений начали болеть, понимаете, да. Но тут еще другой фактор. Может быть, они и не болели, если бы вы вели здоровый образ жизни, скажем, как в тот момент, когда вы придумывали зубы.

Но т.к. за это время и экологическая обстановка изменилась, и еда, и образ жизни изменился, т.е. придумывали для одного, а используете для другого, т.е. сами себе начинаете противоречить. Отсюда, образно, родилась боль. Это все, друзья, конечно, шутка, но если проанализировать сам феномен наших реакций, наших нервных реакций, то в результате получается, что мы уходим на все ранние и ранние этапы создания своих структур, своего тела. И мы сделали те структуры, которые есть.

Надо сказать, что тело человека считается в йоге совершенным телом. И утверждается, что если правильным образом с ним обращаться, то можно избежать любой боли (ну, такой, знаете, обусловленной). Обусловленной какими-то факторами уж совсем неразрешимыми, тем более, с развитием разума.

Еще вопросы, друзья? Да, пожалуйста.

– (Вика, вольный слушатель) Дон Хуан говорил, что перерождение…

Знаете, тут я должен спросить, а это кто? Нет, я понимаю, вы можете ответить: «Да, мало ли в Бразилии Педро каких хотелось бы…».

– Я изучала энергию человека, точнее, дал такое учение людям об энергии, которое…

А учение как называется?

– Кастанеда. Кастанеда написал о нем книгу как раз. Суть в том, что при рождении ребенка он представлял рождение человека, как энергетическое яйцо. И при рождении ребенка мы теряем энергию, и не сможем достичь просветления. Мы заново перерождаемся в человека. Как относится йога к этому и какую роль играют дети на пути просветления? Если рождается ребенок, можешь ли ты достичь конечной цели просветления или ты переродишься обратно в человека?

Друзья, к своему стыду я должен признаться, что я ни уха, ни рыла не понимаю в этом учении. Я просто йогу-то не всю знаю в том объеме, в котором должен знать. Поэтому, здесь, конечно же, без комментариев. Я ничего не знаю про это учение.

Поэтому, если я сейчас на лету начну что-то выдумывать, придумывать, поддерживать или наоборот, ниспровергать, это будет не честно по отношению к слушателям.

Но на вторую часть вопроса вне отношения к первой части вопроса, я могу ответить. Поэтому, я постараюсь перефразировать Ваш вопрос и уже ответить на свой собственный вопрос.

Итак, мешают ли дети йоге или являются ли дети препятствием на пути нашего духовного развития?

Друзья, в нашей школе йоги – это, в общем-то классический подход в йоге, уходящий своими корнями Бог знает куда, считается, что дети принципиально не могут быть препятствием для достижения вашего духовного развития, для достижения вами самадхи или продвижения по пути йоги ни в каких проявлениях. Ни в каких-то для меня очень странных каких-то, как вы сказали, связанных с энергией. Честно говоря, у меня это как-то не укладывается в голове. Но, еще раз, я ничего не знаю ни о каких других учениях кроме йоги.

Поэтому, чтобы дети, как вампиры, у нас что-то воровали и мы после этого не могли достичь каких-то высших состояний – это не приснится даже в страшном сне ни одному йогу или йогине. Т.е. это невозможно в принципе. Есть соответствующие разделы йоги, которые, знаете, не с позиции эмоциональной об этом говорят, а с позиции изложения того, как оно в общем-то происходит при рождении, при смерти, при дальнейшем рождении и т.д. Где, знаете, как у бухгалтеров, все сходится, дебет с кредитом. Т.е. никто ничего не ворует, баланс.

Так что с позиции потусторонщины, что якобы дети на вас влияют, то, честно сказать, йога категорически заявляет, что это не имеет смысла.

Но, правда, другой вопрос, часто встречается. А не мешает ли наличие потомства для самого йога или йогини достичь каких-то высот самопознания? Действительно, если у вас есть семья, дети, то, вроде бы как, вы меньше начинаете медитировать, вроде бы как, вы не можете себе позволить какие-то практики, которые могли бы себе позволить, если бы вы были странствующий монах, и прочее, прочее.

Так вот, и в этом вопросе, во всяком случае, наша школа йоги, категорически заявляет, что вы не являетесь вещью, вырванной из мироздания. И приход детей не только не отягощает ваш путь, но и помогает вам. Это вам только кажется, что у вас теперь новые проблемы, вы теперь меньше себе можете помочь. Ситуация-то как раз прямо противоположная, к вам приходят помощники, которые иной раз быстрее доносят до вас глубинные принципы устройства Вселенной.

Т.е. вот такая концепция, что в некотором смысле наши дети самые лучшие наши учителя. Но, в любом случае, приходит и очень мощная поддержка, которая ускоряет вашу йогу. Если же вы все-таки решили некие жесткие практики провести, которые, действительно, предполагают уединенный образ жизни или какой-то другой образ жизни, то вы это всегда прекрасно сделаете, когда ваши детишки подрастут и перестанут в вас нуждаться.

Собственно говоря, это был идеал для древних йогов и йогинь. Вот так бы я ответил. Но я еще раз, боюсь обидеть.

Действительно, я слышал об этом учении, я встречал очень много очень вменяемых последователей. Я совершенно не знаю, что там чего, так или эдак. Я не знаю, правильно кто-то что-то интерпретирует или нет. Поэтому, опять же, в той части первого вопроса без комментариев.

Еще, друзья, вопросы? Пожалуйста, представьтесь пожалуйста.

– (Лариса, вольный слушатель) Если женщина беременная и занимается йогой (практикует йогу), можно ли считать, что ребенок тоже в это же время занимается йогой? Или он только когда подрастет, волеизъявит, только тогда будет считаться, что он занимается йогой?

А какая разница, я чего-то не могу понять, в чем проблема?

– Ну, пока он находится в утробе матери, он ведь зависим от нее. Ну, мама занимается, и можно сказать, что ребенок тоже практикует?

А кто ребенка спрашивать будет: «Ты в утробе занимался йогой или нет, признавайся?». Вопрос в чем, в чем проблема? Ну, какая разница? Понимаете, ребенок ваш ребенок, вам кажется, что он ваш, а он на самом деле свободная душа. Понимаете, он принимает вашу власть над собой в том объеме, в котором… фактически вы можете проявить к нему ту доброту, чтобы помочь ему в новой жизни. Но это вовсе не значит, что ваши дети – это ваши рабы или те, кто от вас жестко зависит, или кто должны обязательно должны исповедовать вашу любовь или нелюбовь к йоге.

Да ребенок в дальнейшем может прожить свою жизнь не зная слово «йога», имеет право, занималась ли мама при этом йогой или нет. Почему? Потому что когда мать дарит жизнь, в первую очередь, она дарит свободу проявиться новой жизни. И что связывает родителя с детьми – это любовь, это родство, а вовсе не жесткие установки, что если я так думаю, то и ребенок должен так думать.

Поэтому, это всегда проблема, когда родители навязывают йогу или вообще что бы то ни было. Но, с другой стороны, тем фактом, что этот ребенок родился именно у вас, а не у соседа (что называется) в соседнем доме. То говорит о том, что у вас есть некая связь, кармическая связь, безусловно, что он выбрал приемлемые для себя условия, он (как бы) делегировал полномочия заботится о нем, и в том числе обучать его йоге.

Поэтому, отношение родителей в отношении детей должно быть следующим, если мы рассматриваем йогу (а на самом деле это можно распространить на все другие виды деятельности), вы должны максимально ненавязчиво помочь обогатить арсенал жизни йогой ребенка и смотреть, как это его не его, нравится, не нравится, идет, не идет.

Если вы почувствуете, что есть некое насилие, которое ненужное насилие, то нужно оставить. Тогда ребенок подрастет и сам, может быть, переоткроет интерес к йоге. А если вы будете насиловать, то вполне возможно, что естественный дух свободы, заложенный в каждом из нас (друзья, мы сегодня уже об этом говорили), он начнет бороться против этой несвободы, даже если это его собственные родители. И вы получите прямо противоположный результат.

Поэтому, здесь вещь такая, что вы, как родитель, должны сделать максимум от себя зависящее, но ни в коем случае не насиловать, не отбирать свободу даже в йоге.

Поэтому, что здесь можно сказать? Ну, как получится. Еще вопросы, друзья? Кто еще не задавал, давайте, если есть вопросы. Да, пожалуйста.

– (…, вольный слушатель) Вадим, скажите, пожалуйста, как связанна йога и сновидения? Спасибо!

Сновидения – это одно из очень важных состояний нашего бытия, которые йога использует, если так можно выразиться, по полной программе. Т.е. существуют определенные разделы йоги, так называемые йоги Сновидения, которые используют наше состояние сна, дабы мы занимались самопознанием, дабы мы открывали грандиозность своего собственного Я и Вселенной через это состояние. Это состояние очень интересное и какие-то вещи гораздо проще сделать, находясь в состоянии сна, нежели в состоянии бодрствования. Какие-то вещи легче отработать в состоянии сна, чем в состоянии бодрствования.

Поэтому, не воспользоваться этим йога не могла, и она по полной программе этим воспользовалась. И тут же такое маленькое дополнение, что иногда встречается такое утверждение, что йог – это человек, который не спит, или всячески себя изнуряет отсутствием сна.

Опять же, такая точка зрения, что якобы кто-то считает, что сон – это потерянное время жизни. Такая расхожая точка зрения встречается часто. Йога с этим категорически не согласна. Сон – это такая же неотъемлемая часть бытия, как и бодрствование. И полноценное бодрствование невозможно без наличия сна.

Поэтому, изнурять себя отсутствием сна или всячески себя ругать за желание поспать – это неразумно. Ну, конечно же, неразумна и обратная ситуация, когда вы только и делаете, что спите.

Т.е. должен быть какой-то разумный баланс, который может меняться в течение времени жизни, в течение разных периодов жизни. И йога, опять же, призывает нас нащупать свой собственный баланс для этого.

И, конечно, очень плохое лично на меня производят впечатление некоторые адепты философских систем, которые заявляют, что сон – это иллюзия, что сон – это вещь плохая, и начинают всячески бороться со сном, сокращают количество сна буквально до нескольких 2-3 часов в день. А потом такой человек, знаете, ходит-бродит и непонятно, то ли он бодрствует, то ли спит. Встречал таких последователей разных философских систем. Ему там на конференции отвечать, а он носом клюет перед публикой потому, что не добрал сна.

Или наоборот эффект, раньше злые языки утверждали, что в советской армии на ночное дежурство заступал солдат, и у него приобреталась способность спать с открытыми глазами. Он стоит, какое-нибудь знамя охраняет с автоматом, глаза открыты, мимо него человек проходит, рукой машет, он никак не реагирует. Почему? Спит, понимаете, да? Ну и кому нужно такое бодрствование?

Т.е. вы должны понимать, что мир гармоничный. Еще вопросы? Да, пожалуйста.

– (Мила, группа Tri) Вопрос про Центральный канал. Изначальная прана поделилась на Сознание и Энергию, затем соединялась и творила принципы. Другая часть проходила через этот принцип, затем, менялась и т.д., и т.п. Вопрос состоит в том, что если та часть, которая проходила через принцип, проходила через Центральный канал, как согласуется с тем, что Центральный канал пустой? И что из себя представляет та палочка?

Да, хороший вопрос. Вы озвучили одну из возможных интерпретаций в аксиоматике йоги – устройство возникновения нашего тела. Оно очень хорошо применяется в такой йоге, как Кундалини йога, в других йогах.

Но вы должны понимать, что эти процессы сверхлогичные. Мы имеем только такие грани описательные, которые удобны в рамках той или иной системы. Подобно тому, знаете, как в науке, прежде, чем решить ту или иную механическую задачу, нужно грамотно выбрать ту или иную систему координат. Скажем, если вы на земле, удобна декартова система координат (высота, длинна, ширина). А если вы космическую станцию запускаете, ракеты с Юрием Алексеевичем Гагариным, то гораздо удобнее пользоваться уже другой сферической системой координат.

Точно также и в йоге, одни и те же процессы, в том числе и разъединение Сознания и Энергии, возникновение принципов и Центрального канала, они могут объясняться с разными словами, с разной последовательностью. Чтобы у вас не было такого впечатления, что только так и никак иначе. Это первый момент.

Второе, что вы должны понять, что это некий толчок разума для размышления, дабы переоткрыть то невербальное знание, собственно, которое и объясняет устройство нашего тела.

Теперь третий момент. Да, действительно, это одна из возможных интерпретаций создания принципов – построение Вселенной, которые так более красноречиво называются (принципом Огня, Воды, Земли и т.д.), иногда интерпретируются, как разделение изначального проявления, как бы, на половинки, а затем их соединение, но уже другими частями. Т.е. некое единое целое разъединилось на половинки и переплелось уже в других комбинациях. И таким образом создавался принцип за принципом.

Но с точки зрения, опять же, этой геометрической интерпретации о том, а как же, если принцип возник, а Центральный канал пустой? В том-то и дело, что получается, что (как бы) Центральный канал пронизывает этот принцип. Принцип, как бублик, нанизан на Центральный канал. Т.е. какая-то часть разъединилась, переплелась, но переплелась вокруг единого потока, который продолжал творить следующий принцип, затем следующий, следующий устройства нашего тела.

И, вообще говоря, слово «чакра» означает колесо. Ну, колесо и колесо, тот же бублик, вы помните. Что такое «колесо»? Допустим, в бытовой жизни древнего индийца, где он мог встретится с колесом? Ну, вот едет повозка, скажем, запряженная буйволами какими-то, или какая-нибудь боевая повозка. Эта некая ступица, вращающаяся вокруг своей оси.

Т.е., собственно говоря, слово «чакра», одно из его более употребимых бытовых значений этого слова, это слово «колесо», вполне обычное колесо, как показывают в древних фильмах, когда повозки ездили. И, действительно, общая ось, на которой крепится эта повозка и вращающееся нечто. Точно также и принцип – это вращающееся нечто вокруг Центрального канала, который неподвижен и не затронут. Это колесо не является препятствием.

Другой разговор о природе Центрального канала и природе границ Центрального канала. Это, действительно, очень сложная тема, и в разных йоговских трактатам мы читаем разные, как бы, объяснения. Иногда встречается объяснение простое. Вот тибетские йоги особенно любят такие варианты, что «а, ничего нет, пустая трубка». «Представь себе», – как они любят сравнивать, с толщиной со стрелу или палец какой-то руки трубку. Трубку представил?», – «Представил». Все внутри пустая, снаружи синяя. Все, т.е. да, на этом… А, для практики медитации, для практики какой-нибудь йоги тумо, для практики йоги Визуализации (я ссылаюсь на 6 йог Наропы) вполне достаточно. Зачем вам эти подробности? Работает? Работает, и слава Богу.

А в других трактатах, претендующих на более глубинное объяснение, мы иногда встречаем, что Центральный канал, как если бы состоял из нескольких вложенных друг в друга, но при этом нет четкой границы между ними. Т.е. мы имеем (как бы) градиент свойств. Т.е. поверхность с одними свойствами, уходя вглубь, эти свойства как-то меняются, меняются, меняются. Но все равно, доходят до того, что мы называем «светящаяся пустота».

Т.е. пустота не в том плане, что там вакуум или пространство какое-то, нет, там нет ни пространства, ни времени. Вот что это может быть, светящееся отсутствие пространства и времени. И даже, вообще говоря, слово «светящееся» добавляется, как мне кажется, только лишь потому, что когда мы говорим «пустота», иногда возникает такой ассоциативный ряд чего-то черного и пустого, как черное небо.

А акцент должен быть другой, как это что-то проливающее свет и дающее ясность. Но, по сути дела, это все прилагательные. Прилагательные, которые толкают наш разум в направлении познания внутренних структур, но не объясняют природу этих структур. Это, знаете, пользуясь классическим примером, это тот палец, который показывает на Луну, но не является Луной. Вот таким образом.

Еще вопросы, друзья? Пожалуйста.

– (Марианна, группа Eka) Вадим, я хотела спросить по поводу Учителей йоги. Согласно йоге, предполагается, что даже человек, достигший самадхи, он может волеизъявить родится в теле человека, в ребенке (как бы, еще раз вернуться в мир). В этом случае, попадет ли он под закон кармы, если он уже однажды вышел из-под него, именно родившись как ребенок?

Сложный, хороший вопрос. Да, действительно, с древних трактатов мы узнаем, что древние йоги и йогини, прошедшие весь путь йоги и достигшие высшего состояния самадхи (оно же состояние высшей свободы), свободны делать все, что им заблагорассудится, в том числе и рождаться в нашем мире, в каком угодно месте, в каких угодно, что называется, условиях, с какими угодно предустановленными событиями жизни.

Т.е. свобода, друзья, она на то и есть свобода, что ты свободен делать все, что тебе заблагорассудится. Дальше же в этих древних трактатах дается следующий толчок для размышления. Эти йоги и йогини, достигшие высшего состояния свободы и рождающиеся здесь, безусловно, помимо того, что они свободны, делают это из-за некармической любви ко всему живому. И они рождаются здесь, как Учителя, дабы помочь другим живым существам быстрее осознать свой внутренний высочайший потенциал свободы и быстрее достичь того же состояния, которое более рано достигли эти же самые Учителя и Учительницы йоги.

Наконец, дальше. поэтому, как правило, такие свободные Учителя рождаются здесь для помощи другим. А помогать другим вполне естественно вы можете в одном случае более эффективно, если вы понимаете этих других, если вы понимаете их страхи, опасения, условия жизни, степень знания или незнания.

И вот третья часть такого Марлезонского балета, это когда Учителя сознательно, пользуясь своей свободой, делают себе такое воплощение, чтобы до определенной степени ограничить свое всемогущество, свое всезнание, свои совершенные качества, которыми они уже обладают. Т.е. сами себе сделали, как бы, небольшой откат. Но не по-настоящему, а такой хитрый ход только лишь потому, чтобы понимать других. Т.е. с помощью своей свободы осознанно временно на себя (что называется) напустили небольшую часть несвободы. Только лишь для того, чтобы лучше понимать других несвободных, чтобы находить общий язык, чтобы находить общие примеры для понимания, чтобы находить общие примеры речи, мысли или методики.

И вот такое живое существо приходит в этот мир. Как привило, рождается, как обычный ребенок. Правда, бывают еще другие варианты, как гуру Падмасабхава. Такой йогин, который в Тибете очень мощный толчок дал. Он, якобы, родился из лотоса. Поэтому, он и называется Падмасабхава – лотосорожденный.

Но, на самом деле, все равно, каким образом такой Учитель приходит или рождается. Но более понятно обычным людям, когда такой Учитель рождается, как самый обычный ребенок.

Кстати говоря, из этого такое отношение в йоге к детям. Мы сегодня уже обсуждали этот вопрос. Что отноститесь к вашим детям всегда, как если бы это был именно такой случай. Т.е. это очень жесткая установка, все это попадает под раздел йоги, он называется «Родовая йога». Это правильное отношение к детям, вообще правильное отношение к таким моментам.

Так вот, такой Учитель или Учительница рождается, как вполне конкретный ребенок со вполне обычными интересами. И также он играется в песочнице со своими сверстниками, и также он шалит, вздорит, не послушается, также его по попке шлепают, наказывают, также его… ну, в общем, он растет также, как и обычные дети.

Но он в течение одной жизни, поставив себя в то же положение, как и все дети, все взрослые, вообще, все люди его окружающие. По новой переотркывает йогу, понимаете. Т.е. он, проживая эту жизнь, понимает, как устроена жизнь в эту эпоху, какие страхи, сомнения, симпатии, антипатии, что нужно делать, чего не нужно делать, какие акценты сделать в тех или иных йоговских практиках.

И он, как бы, переоткрывает йогу, которую и так давно знал. Собственно говоря, переоткрывает не для себя потому, что он и так свободен, а родился с обусловленностью только лишь для других людей. Но он вырабатывает метод для тех людей, среди которых он родился, очень понятный метод, что нужно делать (те или иные практики йоги, те или иные медитации, и т.д., и т.п.).

И вот таким образом проживая жизнь, затем достигая вторично (если так можно выразиться) состояние самадхи, он, как если бы, претворялся, показывал. Знаете, когда люди начинают говорить: «Ой, моя судьба самая тяжелая. У меня самое тяжелое кармическое положение, я никогда не выползу, т.е. это невозможно в принципе». Такой Учитель или Учительница говорит: «О, я сейчас залезу в твою шкуру, Ну, в том же месте, в то же время, и проживу этот путь». Вот таким образом рождались множество йогов и йогинь.

В нашей школе йоги утверждается, что как только наша цивилизация более или менее начнет смотреть в область духовности и этим Учителям и Учительницам будет кого здесь учить, то вот такой поток Учителей и Учительниц начнет рождаться у нас с вами.

Но для этого мама и папа должны проявлять интерес к йоге, чтобы у них родлся, соответсвенно, Учитель йоги. Потому что в противном случае ни один Учитель не будет навязывать никакое йоговское знание тем людям, которые не хотят его. Принцип свободы священен. Хочешь быть в неведении – будь им. Пока не посмотришь вверх, ну кто тебе поможет, кто будет навязывать тебе?

Поэтому, Родовая йога на этом и построена. Мы по своей глупости много чего не понимаем. И вот такое вот отношение к детям, оно как раз и обеспечивает выигрышное положение с высших духовных сфер того места, где живут йоги и йогини. Как только в одном месте собирается достаточно йогов и йогинь, дабы это общее светлое пространство возникало, где были бы востребованы Учителя, Учителя с радостью начнут там рождаться. А если у нас темнота, если каждый непонятно чем занимается, непонятно о чем думает, живет, знаете, темной жизнью, то с высших духовных сфер темнота.

Как на самолете я всегда сравниваю, на самолете летишь над Сибирью, там же большие пространства, над Европой не так. Летишь, темно внизу. Потом раз – город светится. Понятно, его сразу же видно, сразу можно приземлиться. А в темноту куда ты будешь…? Там чудовища зубастые, которым эта йога нужна. Точнее, они волеизъявляют не знать никакую йогу. Что ж ты будешь навязывать йогу? Не будешь.

Еще вопросы, друзья? Представиться только.

– (Алексей, группа Tri) Существует положение, что йога внекармична. Поподробнее? Правильно ли считать, что если человек в течение жизни занимается йогой, то это кармически предрасположен?

Да, здесь два вопроса. Первый – не кармична ли йога? Второй – если человек все-таки занимается йогой, это карма?

Этот вопрос продолжение предыдущего вопроса. Действительно, Учителя и Учительницы, которые приходят и дают нам это знание, они приходят и дают его нам не потому, что у них есть по отношению к нам карма или не потому, что они нам что-то должны, или мы им что-то должны. Мы им ничего не должны и они нам ничего не должны, они свободны, понимаете да? Но они все равно приходят и дают это знание. Соответственно, источник этого знания какой? Внекармичный.

Другая ситуация, обратная ситуация. Ну вот мы с вами сидим здесь и смотрим наверх, придут же к нам эти Учителя или не придут. И здесь уже другая ситуация. Если мы в прошлой жизни волейизъявляли интересоваться йогой, т.е. нам была эта тема интересна, мы породили некую цепочку ассоциативных связей, предпочтений, то в следующей жизни, безусловно, мы тянемся к тому, что мы породили, нам это интересно. И если мы слышим: «Семинар по йоге идет». Мы: «Ага, где? Сейчас пойду, схожу», или еще что-то.

Если же мы в прошлой жизни совершенно не интересовались этой темой, то, как правило, и в этой жизни она слабый отклик вызывает. А если и вызывает, то только лишь, когда человек так или иначе просто волеизъявил что-то такое найти и делает первые шаги.

Т.е. в любом случае получается, что для нас с вами как раз интерес к йоге и занятия йогой и являются до определенной степени подтверждением того, что в своих предыдущих жизнях мы как-то, с какого-то бока все-таки интересовались йогой. И это служит нашему дальнейшему интересу и в последующих жизнях.

Еще вопросы, друзья? Да, пожалуйста.

– (Григорий, вольный слушатель) Когда ребенок рождается, он обладает свободой, т.е. у него нет в мозгах никаких рамок, ограничений. Когда подрастает, его родители постепенно ставят некие рамки, запреты. И, по сути дела, травмируют его степень свободы, нарушают.

И когда он уже пройдет школу, детский сад, т.е. он уже к 20 годам у него масса ограничителей свободы. Он, вообще говоря, превращается в раба (с чего мы начали эту лекцию), рабская психология.

Но, с другой стороны, если ребенка вообще не ограничивать ни в чем, то он вырастет похожим на какое-то существо, которое будет эгоистично и наплюет на всех окружающих, но зато у него будет максимальная свобода.

Вот как между этими двумя крайностями выработать воспитание ребенка?

Вы абсолютно хорошо и четко обрисовали, действительно, те две крайности, которые имеют место быть, и которые одинаково деструктивны. Как порабощение и подавление ребенка ни к чему хорошему не приводит, также и наплевательское отношение к ребенку, типа: «Ты давай, расти как сорная трава, хочешь делай, не хочешь – не делай». Это мы очень часто видим в таких социально не благополучных семьях. Родители пьют или еще что-то. Это две тупиковые или не йоговские стратегии поведения.

Как вы понимаете, то оптимальное поведение, которое должны демонстрировать родители, оно где-то по середине. С одной стороны, те условия такие, какие у вас есть. Да, ну вы там не Рокфеллер, не можете вы своего отпрыска в Гарвард отдать в лучшие руки лучших светил, нет у вас денег. Почему у вас нет денег? Карма у вас такая, не зарабатывали вы их.

Ну и слава Богу, есть то, что есть. Сделайте то, что вам по силам. Т.е. дайте то, что вы можете дать. Т.е. в этом смысле применяйте какую-то воспитательную работу, согласно своим представлениям, согласно себя, своей семьи. Где-то ребенка и шлепнуть надо, где-то и подзатыльник дать. Где-то и похвалить, где-то и побаловать.

Нет универсального правила, вы должны почувствовать ситуацию. И вы должны дать ему максимум возможности, исходя из этой предустановки, что если этот ребенок родился именно у вас, то самим фактом рождения он делегировал вам полномочия по своему воспитанию.

Т.е. он сразу сказал: «Да, я у тебя буду рождаться, буду шалить, не послушаться, а ты меня время от времени пальчиком погрозить и подзатыльник иной раз не мешает». А иной раз и не надо трогать. Иногда родитель, у которого хорошее отношение с детьми, сам факт того, что родители как-то проявляют печаль, действуют на ребенка самым устрашающим образом, и он быстрее понимает.

Это в каждом конкретном случае, в каждой конкретной ситуации. Поэтому, универсальное правило здесь нельзя дать. Это искусство. Если вы поймете, как относиться к своим детям, вы поймете, как относиться к этой Вселенной. Потому, что ваш ребенок, в общем-то, не зависимая от нас Вселенная, но которая вас любит. Понимаете, да? И вы будете делать ошибки, вы будете тут же получать ошибки.

С другой же стороны, ну, т.е. на самотек нельзя бросать.

– Все-таки больше опасность раба. Все-таки нужно больше свободы, меньше ограниченности?

А вот Бог его знает на самом деле. Это тоже вопрос спорный, это спорный вопрос в каждом конкретном случае. Я знаю случаи, когда ребенок был предоставлен сам себе потому, что родители считали, что раз это наш отпрыск, то степень его сознательности достаточная, чтобы одуматься и с кем надо дружить, с кем надо не дружить, где надо себя заставлять, где надо себе позволять. И вот этот отпрыск пользовался свободой, не учился, с кем не надо общался. Но потом, действительно, на определенном этапе жизни все осознал, взял себя в руки, и оправдал надежды родителей, понимаете, да?

Бывает наоборот, что родители с самого раннего детства обеспечивали все условия и где-то заставляли что-то изучать. А потом ребенок вырастал и был очень благодарен родителям, что заставляли потому, что сам бы он себя точно не заставил. Т.е. это сложно сказать, это невозможно сказать. Сказать – это дать программу для действия, а мы, друзья, свободные, какая тут программа?

Еще вопросы есть?

Посильная помощь йоге

Друзья, если вопросов нет, постоянно я теперь буду делать такие объявления, как вы можете помочь йоге? Помочь йоге вы можете следующим образом – это заниматься йогой, это ходить на занятия, лекции, семинары. Если вы будете заниматься йогой, будет интерес, будет легче сделать и с организационной, и с финансовой, и с другой стороны.

Если вы хотите более реально чем-то помочь, то, конечно же, есть более реальные разные способы, что называется – прямой материальной помощи. Но мы больше предпочитаем косвенные. Почему? Потому что это косвенно развивает всю структуру.

Поэтому, сейчас мы откроем сайт, называться он будет www.shop.openyoga.ru , там будет йога магазин. Там будут аудио-, видеолекции продаваться и т.д., и т.п. Поэтому, если хотите помочь йоге, что-нибудь там купите, если, конечно, у вас есть желание и возможности.

Почему? Потому что часть денег, конечно же, пойдет на развитие йоги. Кроме того, это создаст целые цепочки шестеренок, вокруг которых начнут как-то группироваться люди, как-то это пойдет, поедет.

Еще, я призываю вас не терять время жизни зря, стремиться к свободе с использованием первого, второго принципов йоги, и не тратить время понапрасну. Друзья, фактор времени невосполнимый.

На сегодня все.

Друзья здесь вы можете скачать Текстовый, Аудио и Видео варианты,форматы doc(97-2003), fb2, txt, mp3, flv:

Скачать Текстовый Вариант1 doc (97-2003) адрес: 

Скачать Текстовый Вариант2 fb2 адрес: 

Скачать Аудио Вариант1 MP3 Web 32кб/с, 20мб адрес:   http://www.openyoga.ru/
av_yoga/lek/2010_09_21_kpc_lek_voprosi_otveti/
2010_09_21_kpc_lek_voprosi_otveti_web.MP3

Скачать Аудио Вариант2 MP3 Full 128кб/с, 80мб адрес:   http://www.openyoga.ru/
av_yoga/lek/2010_09_21_kpc_lek_voprosi_otveti/
2010_09_21_kpc_lek_voprosi_otveti.MP3

Скачать Видео Вариант FLV, 205мб адрес:   http://www.openyoga.ru/
av_yoga/lek/2010_09_21_kpc_lek_voprosi_otveti/
2010_09_21_kpc_lek_voprosi_otveti.flv

Адрес где нас найти,контакты: Международный Открытый  Йога Университет, “Культурный центр «Просветление», Школа Анандасвами. Россия, г. Москва, метро Новослободская, ул. Долгоруковская, д.29, т.(495)251-21-08,(495)251-33-67, e-mail: HappYoga@mail.ru, www.openyoga.ru, www.yogacenter.ru, www.happyoga.narod.ru.
Можно ли копировать.Права:
Лицензия Creative Commons. Вы можете копировать, тиражировать и распространять эту лекцию, желательно делайте ссылку на наш сайт www.openyoga.ru
Благодарность всем тем,кто работал над материалом:

Шаблон
опубликовал(а)-Вячеслав Карандасов
Текст напечатал(а)-
Вита Яроцкая
Текст отредактировал(а)-
Вита Яроцкая
Текст опубликовал(а)-Константин Липин
Краткое описание составил(а)-
временно отсутствуют
Рисунки и фото создал(а)-
временно отсутствуют
Английский перевод выполнил(а)-
временно отсутствуют

Контрольные вопросы: временно отсутствуют
Ответы на контрольные вопросы:
временно отсутствуют

Глоссарий-Словарь-Энциклопедия непонятных терминов йоги здесь: www.wikiyoga.openyoga.ru

alt


Друзья,
если что то не работает на сайте или вы нашли ошибки, неточности и не
соответствия, то пожалуйста зайдите сюда www.openyoga.ru  и сообщите
ответственному об этом.


Поделиться Открытой Йогой:

Оставьте комментарий