2009.02.14. Требования к будущим студентам. Часть 2-я.(Вадим Запорожцев)

1. Название лекции: 

Требования к будущим студентам. Часть 2-я.

2. Автор: Вадим Запорожцев

 

3. Фото автора:

4. Краткое описание:

5. Дата и место чтения лекции:

2009.02.14 Культурный центр «Просветление».

 

6. Аудио, видео и текст лекции принадлежат: Открытому Йога Университету в городе Москве (Школа йоги традиции Анандасвами). Вы имеете полное право копировать, тиражировать и распространять материалы этого сайта, желательно делайте ссылку на наш сайт www.openyoga.ru.

7. Текст напечатан: Натальей Тимониной

8. Текст отредактирован: Натальей Тимониной

9. Рисунки:

10. Фото:

11. Адрес Школы Йоги: г. Москва, Россия, метро Новослободская, ул. Долгоруковская, дом 29, тел. 251-21-08, 251-33-67, Культурный Центр «Просветление». Сайты: www.openyoga.ru, www.yogacenter.ru, www.happyoga.narod.ru.

 

12. Где бесплатно скачать текстовый файл:

13. Где бесплатно скачать аудио файл лекции:

Нажмите здесь чтобы скачать аудио:

Теория

32кб/c,2009_02_14_kpc_lec_trebovaniya_k_bud_studentam2_theory_web,размер 20мб

128кб/c,2009_02_14_kpc_lec_trebovaniya_k_bud_studentam2_theory,размер 80,4мб

14. Где бесплатно скачать видео файлы лекции:

Нажмите здесь чтобы скачать видео:

Теория

2009_02_14_kpc_lec_trebovaniya_k_bud_studentam2_theory,размер 228мб

15. Нажмите кнопку play (►), чтобы слушать или смотреть лекцию на этой странице, (׀׀) – пауза.

 Аудио:

Теория

   Видео:

Теория

 

16. Основной текст лекции.

Требования к
будущим преподавателям
.

 

Итак, сегодня 14
февраля 2009 года. Меня зовут Вадим Запорожцев. Находимся мы в культурном
центре “Просветление” в городе Москве, возле метро
“Новослободская”. И это у нас лекции для Открытого Йога Университета.
Для архива вся информация на наших сайтах: www.openyoga.ru,
www.happyoga.narod.ru, www.yogacenter.ru

 

Сегодня мы продолжим
рассматривать ту тему, на которой остановились в предыдущую субботу, это
Требования к студентам Открытого Йога Университета. И начнем мы как раз со
следующего требования, которое мы предъявляем всем тем, кто претендует на то,
чтобы учиться у нас в ОЙУ на курсах по подготовке преподавателей йоги.

 

Следующее
требование
.

 

Вы должны знать, куда вы идете учиться, вам должен быть
близок именно наш подход в йоге

 

. Учение йоги – оно
едино. Оно очень древнее учение, никто толком и не знает сколько ему лет. Долго
оно передавалось устно от учителя ученику, затем были такие вольности уже
внедрены в учение йоги, когда было разрешено записывать практики. Это случилось
очень давно. С течением времени единое учение йоги передавалось по разным
линиям преемственности, от разных учителей ученикам. Иногда некоторые линии
преемственности обрывались, знание терялось, могло пройти двести лет, и
какой-то следующий представитель йоги как бы реанимировал или переоткрывал то
знание, которое было потеряно. Некоторые знания, так и навсегда ушли со сцены,
во всяком случае никто не знает сохранились ли они до нашего времени или нет.
Все это привело к тому, что на настоящий момент существует огромное количество
разных школ йоги. Причем, самое интересное, что каждая школа йоги взяла на
вооружение разный набор методов самопознания. Иногда эти методы кажутся прямо
противоположными друг другу. У людей неискушенных иногда возникает полнейшая
путаница в голове, что является йогой, что не является. Или наоборот, обратная
сторона,  большое количество
представителей от йоги считают, что только лишь их точка зрения истинная,
верная, а все остальные точки зрения ошибочные и не имеют отношения к йоге.
Хорошо, когда еще все это проходит с соблюдением первого, второго принципов
йоги, то есть без причинения вреда и не растрачивания сил по мелочам. К
сожалению, такого не наблюдается в реальной жизни. Ничего не чуждо
представителям школам йоги. Во всяком случае я постоянно наблюдаю скрытую
иногда вражду между разными школами йоги, что, в общем-то, печально и, что
вызывает только лишь сожаление. Но факт остается фактом: огромное количество
самых разных подходов. У нас в ОЙУ , мы придерживаемся своего подхода, мы
считаем он наиболее близок к той изначальной традиции, откуда вышли все разные
преемственности йоги. Но это вовсе не значит, что мы считаем чужие школы йоги
какими-то лживыми и лицемерными или обманывающими, или неправильными. Мы их не
считаем не ниже, ни выше. Это просто другие ветви, другие, так сказать,
дорожки, которые ведут к одной и той же цели. Но, конечно, очень тяжело бывает
человека чему-то научить, если он начинает метаться. Скажем, одни какие-то
поучения в йоге он берет в одной школе, практики в другой школе, советы или
какие-то рекомендации в третьей школе. В результате возникает полнейшая каша в
голове и в худшем случае у человека создается впечатление, что он понимает
йогу, еще в более худшем случае  он эту
кашу начинает передавать дальше по цепочке. Это очень печально. Поэтому это
требование к нашим студентам, что, если человек приходит к нам учиться, то он
должен в первую очередь освоить наш подход йоги, а только лишь потом по
завершению обучения может учиться где либо еще, вызван не какой-то там
конкуренцией или какой-то там ревностным охранением учеников от других школ
йоги. Ничего подобного. Это вызвано исключительно одним фактором, чтобы не было
каши в голове. Еще раз, на прошлом занятии, да и часто мы вообще эту тему поднимаем,
у нас такое есть правило негласное, добрая традиция, что по завершению
обучения, когда мы передали все, что могли передать, мы дистанцируемся от  студента, он на какое-то время нас покидает
для того, чтобы осознано сделать свой следующий шаг – остаться ли с нами или
действительно пойти учиться в другую школу йоги, в какое-то другое учебное
заведение. Никто и ничто не может претендовать на свободу человека. Никакая
традиция не имеет права закабалять человека или накладывать на него какие-то
ограничения. Это глупо и смешно. И самое главное, что это идет вопреки самому
учению йоги, потому что цель йоги: рано или поздно сделать человека от всего
свободным. В нашей школе йоге даже сказано, да и не только в нашей, вообще во
всех вменяемых школах йоги сказано, что все что делает человека не свободным,
все, что порабощает его, все, что лишает его инициативы, разума, принятия
решения, все, что его пугает, должно быть отброшено, это не йога. И добавляется
при этом: отбрось даже йогу, если  ты
чувствуешь, что она делает тебя несвободным.

К сожалению, очень
тяжело бывает сразу разобраться – понимает ли человек, куда он идет учиться или
нет. Почему? Здесь как бы две стороны одной и той же медали. Иногда чисто
кармически или так судьба складывается у человека, что не было возможности нас
посещать, ходить на наши занятия, семинары, ретриты, лекции. Но вот буквально с
первых же дней человек понимает, что этот подход, который мы даем его, и он
просит, чтобы мы его, как можно быстрее взяли в этот процесс  обучения. Вообще, конечно, с одной стороны мы
должны были бы выжидать паузу, прежде человек разберется: а действительно ли он
уверен, что именно наш подход йоги близок ему, но с другой стороны, в нашу
современную эпоху, когда все настолько быстро и просто нет иногда просто
физически времени у людей ждать, они итак с трудом находят знания йоги, если мы
еще начнем препятствия на этом пути ставить, то мало, что можно будет сделать.
Поэтому, мы сразу же всех просим очень внимательно отнестись к этому вопросу,
чтобы не было так, как к сожалению бывает, когда человек у нас учится, а потом
говорит: “нет, знаете наш подход йоги мне не интересен, у вас нет того,
сего, пятого, десятого”. Но, как правило, если у нас чего-то нет, это еще
не значит, что у нас этого нет. Дело в том, что есть такие вещи, которые мы
начинаем изучать ни раньше, чем освоены базовые моменты, но с другой
стороны,  каждый человек свободен в
выборе. И конечно, он уходит. Здесь для нас щекотливая ситуация. Ведь этот
человек учился вместо кого-то другого, у нас мест ни бесконечное количество,
если мы кого-то берем, значит кому-то нам приходится отказывать, ресурс
ограниченный. И очень плохо, когда человек учится какое-то время, потом
говорит: “я у вас поучился, я понял ваш подход – не мой подход, до
свидания”. Еще раз, с одной стороны, предельная свобода, но с другой
стороны, вот он все это время фактически занимал чье-то место, тот кто не
прошел по конкурсу. Поэтому лучше с самого начала отдавать себе отчет о том,
куда студент идет учиться.

 

Следующее
требование
, которое также должно хорошо
осознаваться.

 

Вы должны быть готовы начать изучение йоги с самого начала,
даже, если до этого вы несколько лет изучали и практиковали йогу в других
школах или самостоятельно
.

 

Очень болезненный
иногда бывает пункт для большого количества претендентов, причем вменяемых
претендентов для того, чтобы быть зачисленными в наши студенты. Да,
действительно, многие люди сами практиковали по книгам, по всякого рода
самоучителям. Иногда они достигли в этом достаточно серьезных результатов. Некоторые
практиковали так, как было сказано в этих самоучителях по йоге, некоторые
пытались переоткрыть йогу, что с нашей точки зрения достойно самых высших
похвал, то есть такое не бездумное отношение. Но в любом случае, был ли у
человека опыт или не было по изучению йоги, все равно обучение у нас начинается
с нуля. Это очень жесткое, не имеющее исключений правило. Конечно, если человек
до этого где-то долго над собой работал, учился, он достаточно быстро
схватывает вот те базовые моменты и успевает еще параллельно много чего изучить
вместе с основным курсом. Но это абсолютно жесткое правило. К сожалению, еще
раз хочу подчеркнуть, многие люди приходят и говорят: “вы знаете, мы
учились в Индии в этом ашраме у такого знаменитого мастера, у такого гуру и.т.д
и ожидают, что мы как-то зачтем им это обучение и сразу перейдем на более
высокие уровни по изучению йоги, мы никогда так не поступаем, это для нас
принцип. С нуля, для всех с нуля. Если человек чувствует, что не готов еще раз
с нуля проходить, как ему кажется, то, что он знает, на самом деле это очень
дурной знак. Почему? Потому что многие из 
наших студентов, которые уже давным давно закончили обучение время от
времени, иногда по прошествию лет приходят и говорят: “Вы знаете, мне
только казалось, что я понимал основополагающие какие-то моменты в йоге”,
вот сейчас они говорят нам по прошествию времени настолько йога с другой
стороны открывается, что они выражают желание еще раз пройти те же самые
предметы в йоге. В частности аксиоматику йоги, в частности все, что касается
первого, второго принципа в йоге. Почему? Потому что это по настоящему очень
серьезные вещи, хотя иногда, еще раз говорю, внешне это кажется скучным. Так
вот, если с самого начала студент считает, что он уже все знает и у него нет
необходимости, то это вызывает очень серьезные подозрения. Опять же подозрения
ни какие-то принципиальные, это скорее опыт, долгий, долгий опыт работы в йоге,
что, как правило, за этим кроется не достаточно адекватное отношение к тем
знаниям йоги, которые человек хочет получить. Кроме того, существует даже
несколько такой чисто технический момент, который жестко ограничивает. Даже при
всем нашем желании мы бы не могли все это перенести на более высокий курс.
Во-первых, никто не знает до какой степени он знает тот или иной предмет. Чтобы
это выяснить, надо делать тестирование, а оно очень долгое, очень скрупулезное,
чтобы ни одна мелочь не ускользнула. У нас просто нет людей, которые бы этим
занимались, это не возможно технически, чтобы действительно выяснить на сколько
человек разбирается или не разбирается в каких-то аспектах йоги, которые он
считает нулевым каким-то уровнем, первой ступенью. Ну и наконец еще одна такая,
может быть самая важная такая составляющая, почему все у нас йогу изучают с
нуля. Заключается в том, что любая группа, которая изучает йогу рано или поздно
перестает быть случайными людьми, которые собрались в одном месте, в одно
время, дабы изучать ту или иную теорию. Люди очень дружат друг с другом.
Какая-то такая общность возникает, как-то друг к другу все притираются и
достаточно дискомфортно начинает себя группа чувствовать, если вдруг ни откуда
в их среду внедряется человек, да еще и умный, который заявляет, что он итак
давно все знает и все ему понятно и.т.д. и.т.п. Дело в том, что изучать йогу – это
не то же самое, что изучать физику, математику или какие-то другие науки, где
все равно кто с тобой изучает. По большому счету должно быть все равно кто тебе
преподает. В йоге личностный фактор чрезвычайно важен. В йоге во многом успех в
обучении зависит не только от того что изучается, но еще и от того кто
преподает и самое главное с кем вы это изучаете. Вот с кем вы это изучаете
выходит на первый план. То есть, практически нет, даже при всем нашем желании,
если бы была возможность засчитывать предыдущий опыт, мы бы не смогли человека
ни куда внедрить и пришлось бы для него одного делать отдельную группу, в
которой бы он один учился. Но вы понимаете, это просто не реально и прямое
нарушение первого и второго принципа йоги – не тратить силы понапрасну.

 

Следующее
требование
.

 

Вы должны строго соблюдать дисциплину и посещать все наши
занятия, лекции, семинары
.

 

Еще раз вам напомню,
что подготовить хорошего преподавателя йоги, то есть человека, который может
нести  йогу дальше, чрезвычайно тяжело.
На это по идее уходят десятилетия, мы итак сжали процесс обучения до четырех
лет, что с моей точки зрения в общем-то достаточно, но все равно маловато, если
человек не посещает все занятия, которые мы проводим. К сожалению, такая
тенденция наблюдается, когда студенты заявляют: “А зачем нам лично
посещать лекции, семинары, занятия, мы можем все это изучить по
видеоматериалам. Как правило, мы все записываем, выкладываем в интернет, ну, за
редким исключением некоторых очень узких разделов йоги и надо быть уверенным, что
люди, которые будут проходить в состоянии вменяемость. Так вот всегда есть
возможность изучать дистанционно или изучать заочно. Да, действительно огромная
часть работы у нас идет заочно, дистанционно, мы просто не можем себе позволить
другие формы работы, но никогда не стать таким квалифицированным преподавателем
йоги, если вы в живую не пообщались с теми, кто донес до вас эту традицию.
Точнее сделать чрезвычайно трудно, поэтому вот такой момент, еще раз, не
проходит. Ведь йога – это не только набор каких-то формальных знаний, хотя они
в крайней степени не обходимы. Йога – это еще что-то неуловимое, что передается
и не только от преподавателя студентам, но даже через общение с другими
студентами. Это такое выражение: “Рука руку моет”. Точно также и
студенты, даже общаясь друг с другом, как ни странно на каком-то невербальном
уровне они получает вот это вот что-то неуловимое, что в дальнейшем сможет
сделать из них преподавателей йоги. И конечно, если до этого, скажем, человек
учился в каком-то другом учебном заведении, что сплошь и рядом бывает, когда ни
разу появлялся человек ни на лекциях, ни на занятиях, как-то подготовился к
экзаменам, пришел – сдал экзамен, получил свою корочку и ушел. В данном случае
не срабатывает. Еще раз йога – это не просто формальные знание, это еще что-то
неуловимое. Поэтому, с самого начала мы призываем людей отдавать себе отчет,
что если уж они идут на курсы по подготовке преподавателей, то они должны
демонстрировать и свою способность соблюдать дисциплину, держать себя в руках,
иначе как в дальнейшем можно будет доверить людей, если эти люди сами за себя
не отвечают, как им можно будет доверить кого бы то ни было.

 

Следующее
требование
.

 

Вы должны вовлечься в работу, связанную с продвижением йоги.

 

Йога стремительно
исчезает, я не устаю об этом говорить. Исчезает быстрее, чем кажется. Есть у
нас какой-то промежуток времени, когда мы можем взять старое, еще какие-то
тексты, или получить какие-то поучения от предыдущих поколений йогов,
адаптировать их для современного общества и тем самым, не дать потерять этой
традиции. Йога, на самом деле, прекрасно себя чувствует в любых условиях: и в
современной цивилизации, и в древности. Тот факт, что образ жизни постоянно
менялся, он очевиден, образ жизни, скажем, времен бронзового века чрезвычайно
отличается от образа жизни времен Будды. Образ жизни времен Будды отличается от
образа жизни средневековья или образ жизни от наших дней. То есть йога, она на
самом деле очень устойчивая система, очень жизнеспособная, йога не нуждается в
опорах, она сама может стать опорой. Но, к сожалению, когда образ жизни
меняется слишком быстро, возникает такой эффект, что учитель не может найти
ученика, или, допустим, остался древний текст, а никто не знает, что в нем
сказано или не в состоянии дать комментариев или перевести. В результате этого
всего сейчас наблюдается полнейший упадок йоги. Образ жизни в странах третьего
мира, где была распространена йога, это не только Индия, множество других
стран. Так образ жизни сейчас очень быстро меняется, никого уже не заставить
долгие часы пребывать в медитации. А все по образцу западной цивилизации
ринулись за длинным долларом. И их мало привлекает эта перспектива –
разбираться в этих философских учениях, лучше они приобретут какую-то
материально-осязаему профессию. То есть приоритеты резко меняются. Конечно же,
это тут же сказывается в том числе и на традиции передачи йоги. То есть йога
исчезает и сейчас надо делать по истине титанические усилия, чтобы, во-первых,
перевести все тексты, желательно непосредственно с санскрита на русский, а не
минуя тот или иной европейский язык, скажем – английский, французский или еще
какой-то. Почему? Потому что при двойных переводов, там вообще получается такая
каша. Во-вторых, мало перевести тексты, надо их адаптировать, надо примерно
представлять, потому что каждый текст писался для той или иной эпохи с тем или
иным словарным запасом. То есть, надо потом этот перевод или эту адаптацию
прокомментировать для современного человека, ну и самое главное донести до
живых людей. В этом смысле у нас очень жесткое правило, у нас, если какое-то
знание излагается группе людей, ровно год на личное пользование этим знанием,
потом оно должно быть обнародовано. Очень жесткие на самом деле рамки. Так как
количество вот этих поучений, часть из них дошла, ну, в разной форме, работы
очень много, поэтому приходится и редактировать и печатать, и самое главное,
это потом обнародовать. Слава богу, появился интернет, куда мы можем целиком и
полностью все сливать. Раньше такой возможности не было, раньше приходилось
издавать книги, это связано с большими материальным трудностями. Так вот
сейчас, с одной стороны, чуть полегче стало, но ведь в конце концов кто-то
должен этим заниматься, поэтому все студенты, которые к нам пришли, должны
очень четко понимать, что, если они не возьмут в свои руки уже на самых ранних
стадиях своего обучения судьбу за йогу, то по большому счету они не
представляют в каком положение находится учение йоги, а во-вторых, ну даже
своего места, если угодно, в истории. Это очень печально, поэтому это одно из
самых важных требований, жестких требований.

Я не скрою, что
достаточно приличный процент людей, которые претендуют у нас учиться заявляют
следующие такие вот положения, что это всего лишь иллюзия, что йога исчезает,
да образ жизни меняется, да, старое поколение уходит, но, при этом они заявляют
на все есть высшая воля, они всегда апеллируют к каким-то высшим силам, не
знаю, что они под этим подразумевают, что, если там наверху будет угодно, то
все итак само сделается, что ничего делать не надо, надо быть таким
потребителем от йоги, надо сидеть и ждать, пока кто-то разжует, что называется,
и в рот положит. Крайняя степень эгоизма, крайняя степень глупости, как мы
считаем, но есть такая русская народная поговорка, что на бога надейся, а сам не
плошай. Они, к сожалению, никак не могут усвоить, что до тех пор, пока они не
сделают шаг на встречу вселенной, вселенная никогда не сделает свои миллионы
шагов помощи. Поэтому еще раз, такое немного в плохом смысле слова, благостное
отношение к йоге мы не приемлем. Еще раз, очень часто приходят люди, начинают
нас, прошу прощения, учить жить: “а что это вы суетитесь, а что это вы
такую деятельность активную развили, ой, да у вас здесь медитации  нет, у вас нет такого спокойного
отношения”, знаете, как в сказке было: “спите, спите, спите”,
они сами спят и пытаются нас еще усыпить. В нашей школе йоги есть такой
афоризм: за тамасом приходит боль. То есть, за такой благостностью показной,
когда человек действительно не достиг еще высших уровней в йоге, когда действительно
он видит, что, как говорится, все итак работает, но надо сперва дорасти до
этого уровня. Если человек не дорос до этого уровня и начинает всех, прошу
прощения, лечить, что надо быть спокойным, ну, в плохом смысле слова, ничего не
делать, что все само сложится, то это явный тамас. И всего лишь пройдет
какое-то очень короткое время, когда такой человек столкнется с проблемами. К
сожалению, очень не приятно наблюдать вот эти мизансцены, когда вчерашний такой
благостный адепт тайных наук от йоги вдруг под ударами судьбы маска
благостности слетает. Если он, скажем, жил на деньги, что он там квартиру
сдавал и не хотел устраиваться на работу, а потом вдруг он потерял квартиру и
вдруг оказался на улице, знаете, сейчас такая модное стало течение: сдавать
квартиру в Москве и в Индии жить, там все дешевле, здесь денежка капает. Так
вот в кармическом плане все может очень быстро измениться, быстрее, чем кажется
и когда все это изменяется, и человек сталкивается с жесткой необходимостью и
видит, что надо себе на жизнь зарабатывать, а времени нет и сил нет, а плюс еще
надо еще и йогу двигать, то эта маска благости быстро слетает. К сожалению, еще
раз, столько часто мы видели эти картины, что просто не хочется их больше
наблюдать. Поэтому нам нужны люди очень активные, очень состоявшиеся,
самодостаточные, те, которые могут, что называется, себя прокормить, потому что
йога в этом отношении, как маленький ребенок, его надо кормить. А если вы себя
не можете прокормить, если вы о себе не можете позаботиться, то возникают
проблемы.

 

Следующее
требование
, которое мы также предъявляем.

 

Вы должны закончить свое обучение у нас, а только потом
продолжать свое обучение в какой-либо другой школе, если пожелаете это сделать
.

 

Вы не должны
одновременно учиться в двух школах йоги. Ну, это несколько продолжение того
требования, которое мы уже рассматривали, но оно несколько идет с другой
стороны. Да человек у нас хорошо учится, да, всем критериям он отвечает, ну,
вот ему кажется, что какие-то тайны в йоге ускользают от него. Знаете, это
всегда есть такая иллюзия, что настоящая жизнь где-то там, высоко в горах, в
Гималаях, в пещере, возле горы Кайласа, только там по настоящему йога. И
возникает естественное желание сидеть на двух стульях: учиться  здесь и там. Ни то, чтобы бросить нас и уйти
туда. Ни то, что человек ощущает, что наш подход в йоге – это ни его подход,
нет, человек ощущает, что наш подход в йоге – это его подход, но он пытается
обогатить свой опыт знаниями. К сожалению, мы не можем на это пойти, у нас нет
на это ресурсов. Поэтому требование в этом отношении очень жесткое, что-либо до
того надо где-то отучиться, либо после того, но никак не во время. Почему?
Потому что обучение занимает 4 года. И иногда я слышу, да я через пару лет
поеду в Индию, я услышал, что там есть такой замечательный ашрам, замечательный
мастер и буду там учиться. Так вот мы настоятельно требуем, что либо вы туда
сперва съездите и там отучитесь и потом приедете к нам, либо у нас сперва
отучитесь, а потом на все четыре стороны в какой угодно ашрам. Сидеть на двух
стульях – это очень плохая привычка. С точки зрения подготовки преподавателя,
опять же начинается в голове путаница, каша. Еще раз, я подчеркиваю, никто
никого не имеет права порабощать, но надо соблюдать второй принцип йоги: не
возможно одновременно сидеть на двух стульях.

 

Следующее
требование
.

 

Вы должны быть волевым человеком, умеющим держать себя в
руках преодолевать все трудности, вы должны быть готовы к рутинным будням в
обучении.

 

В Москве существует
такая прослойка людей, так называемые тусовщики, их по разному называют, это
люди, которые ищат места, где что-то возникло новенькое, интересненькое, они
пойдут учиться то в одну школу йоги, то в другую. То потом запишутся потом на
какую-то борьбу нанайских мальчиков, то еще в какой-нибудь раздел
эзотерический, которых сейчас расплодилось огромное количество. Знаете это
такая попытка устроить себе праздник. В одном месте сливки снимаются, в другом
месте сливки снимаются, в третьем. Ну, в каком смысле? Приходит человек, все
новое, интересное, он в таком приподнятом, восторженном настроении, но это
состояние такое чисто психического возбуждения от новизны длится примерно два,
три месяца, затем человеку надоедает, и он перепрыгивает в другую школу или в
какой-то другой вид деятельность. Причем есть такие уникумы, которые умудряются
так и жить на протяжении, ну есть товарищи, есть возможность их отслеживать,
фактически уже второй десяток пошел, как они живут такой жизнью от самого того
момента, как стали проникать в большом количестве все эзотерические,
экзотические учения к нам в страну. И вот его носит по кругу, он там побыл, тут
побыл. Только дело до рутины, только дело до истинной работы  над собой, а истинная работа над собой, она
очень рутинная, очень скучная, очень не интересная, долгая, все, такой человек
как-то быстро теряет интерес и уходит. Ну, во-первых, со стороны самого
человека – это прямое нарушение второго принципа йоги, потому что он как бы
растрачивается, растрачивается, растрачивается, а потом у него не хватает сил  на главное дело жизни. Мне один автомобилист
говорил, что люди ездят на стартере, то есть, знаете, стартер – это такая
маленькая штучка, она заводит большой двигатель, она обязательно должна быть,
чтобы двигатель завелся, если ты слишком долго ездишь на этом стартере, у тебя
аккумулятор разряжается. Вот точно также и эти люди, вот этот первый импульс,
всегда, когда вы попадаете в какое-то новое, вас как бы такие силы
подхватывают, силы школы, вам интересно, у вас жизнь к лучшему меняется, вы
какие-то свои проблемы, может быть решаете, которые не могли до этого решить,
раз, вас так накачало энергией, ну, так образно говоря, никто не знает, какой
процесс при этом происходит, там дело вероятно не в энергии, а в чем-то другом.
И вот человек, как надутый шарик, какое-то время держится на этом, но над собой
не работает. И рано или поздно сдувается, ищет другое место, чтобы там его
подкачали, так вот некоторые уникумы умудряются так всю свою жизнь проводить, а
потом они теряют духовное чутье. Им потом уже все равно становится, и в
результате они делают очередной выбор неправильным выбором, то есть сами плодят
свою судьбу, поэтому мы всегда всех студентов предупреждаем, что, друзья,
праздника не будет, будет рутина, долгая, упорная, очень требующая сил,
требующая умения держать в руках. Почему? Потому что параллельно студенты еще
где-то работают, а тут мало того, что жизнь нам иногда еще приносит сюрпризы,
так надо еще учиться, надо еще и йогу продвигать и обучаться, а обучение йоги
связано с такой коренной перестройкой всех структур человек, начиная от
физического тела, кончая тонкими структурами, о которых вероятно еще
современная наука мало чего знает. А это тоже накладывает известное ограничение
в виде усталости и так далее. Не возможно вычистить из себя грязь, при этом не поднимая
пыли. Даже когда дома убираем, пыль поднимается. Поэтому человек, который к нам
идет, должен быть терпеливый, готовый к рутине и к долгой работе над собой. Да,
действительно обучение йоги – это сама йога. Даже обучаясь йоге – вы
практикуете йогу, это очень странное такое положение, что есть собственно
практика йоги, но даже обучение йоги – есть йога. Точно так же, как и
считается, что само преподавание йоги – это тоже йога. Это говорит о том, что
студент, обучаясь йоге, получает решение неких своих трудностей, может быть по
жизни, совершенно с какой-то необычной стороны, с которой он даже и не ждал,
что решение придет, но это как бы пряник. А отрицательная сторона это пряника –
это рутина, долгая рутина. И мы наблюдаем: проходит месяц, один, другой, третий.
Сперва все на подъеме, но цыплят по осени считают, точно также и здесь.
Проходит какое-то количество времени, становится скучным, и человек машет нам
ручкой и уходит. Лучше бы он это делал раньше, а еще лучше – вообще бы к нам не
приходил. Почему? Еще раз, не потому, что мы злые, не потому, что нам как-то
жалко усилий. Нет, проблема в другом. Он занимает чье-то чужое место. Знаете,
иногда мы спрашиваем жизнь: “Господи, почему ты не даешь то, что я тебя
прошу?”, а иногда случается так, что-то место, которое вы должны занимать,
занимает кто-то другой, недостойный. А случатся это может потому, что вы сами
иногда занимаете не свое место. Это очень такой закон причины и следствия.
Поэтому надо себе отдавать  отчет. Стать
преподавателем йоги – это очень достаточно серьезный шаг.

 

Следующее
требование
.

 

Вы должны будете соблюдать все требования по учебному
процессу и правила поведения в ОЙУ
.

 

Конечно же подготовка
преподавателей йоги во многом вещь абсолютно не формальная и очень субъективная
в оценке того, кто может в дальнейшем преподавать йогу, а кто нет, кто готов, а
кто не готов. В отличии от обычной науки или специальности, где есть какие-то
вполне четкие и жесткие критерии, которые бы сказали, что вот, если человек
знает вот это, это, это, умеет это, это и это, то он специалист в этой области.
К счастью или к несчастью в йоге не существует в принципе, друзья, критериев
объективных, которые бы сказали: “вот этот человек может преподавать йогу,
а этот человек преподавать йогу не может”. Всякая попытка сертификации –
это не больше чем поклон западному менталитету. Если в самой йоге никогда не
было, нет и не предвидится никакой сертификации преподавателей йоги. Почему?
Потому что это противоречит самой сути йоги, там просто нельзя придумать
критерии объективные, то меня очень, например, удивляет, когда в той или иной
стране Запада появляются какие-то единые центры сертификации. Я очень, очень в
восхищении и всегда хочу спросить: “а что они берут за основу?” Как
человек гнется? Но ведь йога – это же не акробатика. Или как он умеет мантры
красиво читать вслух? Но здесь не курсы по декларированию. Мы же здесь ни
актеров готовим. Так вот на поверку оказывается, что остается что-то совершенно
неуловимое, что нельзя схватить. И пока это не приобретается человеком, собственно
говоря, он не может стать преподавателем йоги. Но для того, чтобы это
приобрести – надо очень много работать в первую очередь над собой и, конечно же
надо изучать какие-то и формальные моменты в плане теории йоги, то
действительно уже можно как-то оценить и как-то протестировать. Знаете,
критерии того, что человек обладает знаниями или не обладает, ну, какие-то
формальные, еще раз, подходы. Так вот, весь учебный процесс и построен на том
факте, чтобы сделать некий скелет, некий формальный скелет, где есть какие-то
дисциплины, которые не обходимо пройти и какими-то знаниями обладать. Но это
всего лишь “тело”, но оно не обходимо и, если человек не будет
соблюдать вот эти требования по учебному процессу, во время сдавать все
домашние задания, целый большой спектр, то он не создаст этого тела, а если не
будет этого тело, то, грубо говоря, и душу не во что будет помещать, аналогия
как с живым человеком.

 

Кроме того, для
будущих преподавателей йоги не обходимы такие качества, как коммуникабельность,
дружелюбие, какой-то такой оптимизм. Почему? Потому что в дальнейшем этому
человеку придется работать с людьми. Если же он демонстрирует какие-то
негативные черты своего характера или как-то нарушает вот эти общие правила
игры, то ничего хорошего из этого не получается. То же самое в отношениях: в
отношениях к старшим, к преподавателям или к отношениям внутри студенческой
группы. Конечно же, есть жесткая субординация, что преподаватель или куратор
студента, он как бы отвечает за студента и никакого панибратства быть не
должно. Есть какие-то такие хорошие отношения, вменяемые, дружеские, еще раз я
подчеркиваю, ни такие как в Индии, где считается хорошим таким тоном при
появлении мало мальски какого-то учителя йоги надо в ноги падать. То есть это
чисто такой восточный менталитет. Мы все с вами западные люди, вы скорее
смутите кого-нибудь такой излишней восточностью на Западе, нежели покажите, что
вы в курсе дела йоги. Но и обратная сторона, где-то эту грань между
преподавателем и студентом проходить раньше времени нельзя. Эта грань сама
собой сотрется по завершению вашего образования. Еще раз, я об этом говорил
сегодня: каждый человек должен нас покинуть, а потом он возвращается как
равный. То же самое и в каких-то отношениях между другими студентами,
коммуникабельность же надо как-то проявлять. Ну, и конечно же, я здесь не
рассматриваю, если человек начинает совершать какие-то противоправные поступки
и потом приходится расхлебываться. К сожалению, и такая статистика есть, очень
не приятная для нас, что вроде йог, йог, вроде со всех сторон такой белый и
пушистый, а потом доходят совершенно ужасающие подробности о каких-то делах.
Чтобы не приходилось краснеть.

 

 

Следующее
требование
.

 

Вы не должны к нам приходить учиться только для того, чтобы
изнутри посмотреть, как устроен у нас учебный процесс, ради любопытства и чтобы
сделать свой собственный центр по обучению йоги
.

 

Это не эффективно. Мы
ничего не скрываем. Все можно итак узнать, не становясь студентом. Вот еще одна
такая в кавычках интересная черта сейчас стала наблюдаться. Такой, своего рода
промышленный шпионаж. То есть, когда люди приходят ни для того, чтобы учиться,
а для того, чтобы создать нечто подобное, но они не знают с какой стороны
подойти к этому процессу, и они решают внедриться изнутри, это все отыграть,
чтобы затем воспроизвести. Многие приходят не для того, чтобы учиться у нас, а
для того, чтобы потом в дальнейшем самим сделать свою собственную школу йоги.
Скажу сразу, мы очень уважаем таких людей, которые имеют силу и мужество на
свой страх и риск делать что-то сами. Но, во-первых, нет никакой необходимости
приходить заведомо, как студент, если заведомо человек знает, что он у нас не
останется и не будет преподавать нашу традицию школы, а будет преподавать
что-то свое. Опять же, мы не анализируем: хорошее, плохое? Но что-то свое. У
нас нет на это возможности. И самое главное, да можно просто так прийти и
спросить: “ребят, а как это вообще все сделано”. Это не составляет
особого секрета. Причем, конечно же, все, что связано с организацией, это
чрезвычайно большая головная боль. У нас подход такой, что всем людям, кто
несет знания йоги, памятник при жизни и помощь в любом объеме, если мы можем
хоть чем-то помочь не в ущерб своему, безусловно, делу. Поэтому приходить к
нам, чтобы посмотреть как у нас, что и зачем – нет смысла. Можно просто
подойти, наладить дружеские отношения – мы итак все скажем. На самом деле здесь
все итак предельно прозрачно и понятно.

 

Некоторые из
любопытства приходят, делать им нечего, вот думают, что на обычных занятиях
йоги – это обычная йога, а преподавателей мы готовим таким образом: какие-то им
тайны, секреты рассказываем – как по воздуху летать, сквозь стены проходить и
прочее, прочее – утаиваем от них. И они думают, что когда они будут учиться на
преподавателей, это будет что-то такое фантастическое. Нет, друзья, хочу сразу
же всех разубедить в этом смысле. Никаких особых тайн, которые вы бы не могли
получить через открытые источники, мы стараемся не преподавать, во всяком
случае, это касается подготовки преподавателей, тех, кто понесет йогу дальше на
начальном уровне. Почему? Ну, все разумно. Во-первых, мы не имеем права
удерживать никакие знания йоги, мы являемся открытой школой йоги, в отличии от
других школ йоги, которые являются закрытыми, но у них их политика. Мы открыты,
открыты во всем. Поэтому рассчитывать удовлетворить свое любопытство таким
образом? Зачем? Не будет ничего интересного. Будет работа, много работы. Да,
эта работа много чего даст человеку. Не было еще ни одного случая, чтобы
человек, который у нас учился и прошел хотя бы какие-то стадии обучения, уже не
почувствовал, что его жизнь как-то преображается. Почему? По очень простой
причине. Есть такой закон во вселенной: тот, кто помогает другим, тому помогает
Абсолют. Вот, пожалуй, и весь секрет. А какого-то такого особого секрета, что
здесь какие-то тайные мантры раздаются посвященным и прочее, прочее. Это
немного находится в мире фантазии. Я не говорю, что нет каких-то мантр очень
сильных и практик, но в первую очередь мы готовим преподавателей йоги, которые
будут практически преподавать йоги. В первую очередь йоги, которые простые и
понятные, в которых нуждается все человечество. Люди нуждаются в хлебе, а не в
черной икре. Люди голодают, ну, если говорить аналогию или образ, что есть им
нечего в духовном плане, им бы хлебушка покушать, а никак ни тонны каких-то
деликатесов. Это же относится и к будущим преподавателям йоги. В первую очередь
преподаватель должен уметь преподавать четыре вида йоги плюс еще, конечно,
экзотические йоги. Но экзотические йоги на фоне основных этих йог. Так что
особо ничего у нас интересного здесь нет, только работа.

 

Следующее.

 

Вы не должны приходить к нам только для того, чтобы получить
сертификат на право преподавания йоги от нашей школы
.

 

Это тоже стало,
своего рода, таким бичем. Но я понимаю, скажем, нашу страну, где в советские
годы “без бумажки ты букашка, а с бумажкой человек”. И многие люди,
которые чувствуют, что преподавание их призвание, но как-то себя не уютно
чувствуют под таким пристальным взглядом какого-нибудь бюрократа, который
требует доказать, что претендент не верблюд. Это скорее наследие нашего этого
прошлого. Другое дело, я вот например совершенно не могу понять, почему эта
система такой жесткой сертификации возникает в каких-то европейских странах,
где всегда было посвободнее. Вы понимать должны, что любой сертификат – это
всего лишь бумажка. Если вы не обладает вот этим внутреннем потенциалом
преподавателя йоги – это фальшь мгновенно будет раскрыта, я не говорю даже, что
всеми людьми, которые мало-мальски хоть что-то понимает в йоге, но даже людьми,
которые просто придут заниматься на занятие, они просто “шкурой”
почувствуют. Поэтому так уж лихорадочно гоняться за бумажкой не разумно. Если,
конечно, нужна бумажка для того, чтобы биться с бюрократами, а бюрократ всегда
живуч, он при любой власти будет. Почему? Потому что, если есть возможность за
что-то зацепиться – это потенциальная кормушка. И иногда люди приходят и
говорят: “Вы знаете нам, да, нужна какая-то официальная бумага, что мы не
верблюды, а мы преподаватели йоги, помогите нам”. Да ради бога! Это все
делается просто на ура, на раз. Этих центров, даже можете и не у нас получать.
Съездите в Индию, там по самой сходной цене в первой попавшейся деревне вам
нарисуют. Но вы должны понимать, что цена этому листку бумаги будет только
надувание щек – какой вы важный. Если за этой бумажкой ничего не стоит  – это просто бессмысленно.

Теперь самое главное.
Конечно, если вопрос с бюрократией стоит, чтобы с ней бороться – это один
разговор. Если же по существу – вы должны очень четко себе понимать: не
существует единого центра сертификации йоги в мире. Не существует не потому,
что не успели сделать или там не смогли, а потому что его нельзя сделать в
принципе. Почему? По очень простой причине: йога – это система самопознания,
где в первую очередь важно даже не что вы делаете, а как вы делаете, то есть
субъективный фактор. Скажем, вот вы просто руки подняли и опустили – это может
быть зарядка. А если вы немножко на индийский манер подняли и опустили руки, то
это может быть йогой только при одном условии, что вы это выполняете в так
называемом состоянии гармонии, ну, там много определений, в разных школах йоги
есть свои определения. Что, если этого внутреннего состояния гармонии нет, то
сложные упражнения в йоге превращаются в акробатику, то есть тогда надо было в
цирковое училище учиться. Какие-то заумности произносить на санскрите, ну,
тогда надо было пойти по какой-нибудь академической линии, учиться, получать
докторскую степень. То есть йога в своей основе имеет очень много моментов,
которые в принципе не возможно формализовать, они все субъективны. Поэтому вы
даже, если очень захотите, вы не сможете придумать по какому критерию выдавать
сертификат, а по какому нет. Потому что все критерии внешние, а кто к вам в
душу то залезет, посмотрит, что там у вас – есть гармония или нет гармонии.
Опять же йога – это система самопознания, которая придерживается очень строго
первых двух принципов: не причинение вреда ни одному живому существу без
крайней на то необходимости, ну и второй: это не растрачивание сил по мелочам.
Кто возьмется утверждать, что вы соблюдаете эти два принципа или не соблюдаете?
Никто. Почему? А это не возможно в принципе. Надо изнутри с позиции вашего Я
посмотреть, чтобы определить соблюдаете вы или нет. Снаружи никто не определит.
Поэтому система сертификации не возможна в принципе ни в Индии, ни в Америке,
ни у нас в стране. То есть знаете, чтобы всех организовать и возглавить. Еще
раз, по той простой причине, что нет предмета для разговора. В этом очень слабая
сторона йоги, но в этом же и очень сильная сторона. Слабая сторона, что,
конечно же,  миллионы проходимцев могут
называть себя гуру с Гималаев и попробуй опровергни. А сильная сторона, что
опять же никто эту систему самопознания не сможет задавить, потому что обычно,
когда нельзя с чем-то нельзя справиться, надо это организовать и возглавить.
Ну, в йоге принцип свободы, он настолько священен, даже наверно декларация прав
человека для западного человека менее священна, чем этот внутренний принцип
духовной свободы. Что, как это так: мне будут говорить, что я должен заниматься
самопознанием? Кто это меня будет учить? То есть я сам должен выбрать себе
учителя, которому я доверяю, но это вовсе не значит, что, если у кого-то есть
кусочек бумажки, он уже является гуру. Поэтому все те центры сертификации,
которые есть у нас здесь или на западе, они в первую очередь для:

А) для борьбы с
бюрократией

Б) именно для
идентификации принадлежит ли человек к той или иной традиции йоги или нет.

Если человек долго
занимался в той или иной традиции, и потом начинает преподавать от этой
традиции, то все остальные должны представлять – а он действительно прошел это
обучение или это ему только кажется. К сожалению, тоже такие моменты бывают. Я
заочно стал прародителем огромного количества учителей по миру. Когда-то мы
издали наши самоучители, в первую очередь по Крия йоге, и вот смотрю уже там, в
Лосанжилисе, в Японии где-то, просто у меня есть возможность отследить. Я
больше, чем уверен, что многие из них могут делать ошибки. Дело в том, что
заниматься йогой для себя даже по самоучителю и преподавать ее для людей – две
абсолютно разные разницы. Так вот, чтобы как-то удостовериться, что
действительно понимают они или не понимают, приходится вводить какие-то
формальные тесты, какие-то формальные вопросы-ответы. Скажем, типичный пример,
у нас в школе, если преподаватель на занятиях в зале сказал слово: “не
правильно”, человек, допустим, что-то делает, а он подходит и говорит:
“вы делаете не правильно”, у нас дисквалификация, сразу без
разговоров, мы считаем что это либо помрачение разума у человека, либо такая
сознательная провокация. Почему? Потому что у нас в школе йоги считается, что
йога – очень мягкая система, если ты не делаешь одно упражнение, ты
автоматически делаешь другое. И конечно, это надо как-то тестировать, за это
можно ухватиться, но опять же, это только в рамках нашей школы. Я полным полно
и знаю, и вижу, слышу вещи, от которых у меня, скажем, волосы дыбом стоят
где-то в других течениях йоги, но я их не оцениваю, у них свой путь для своих
людей, у нас свой путь для наших людей. Кто я такой, чтобы говорить, что у
кого-то хуже, а у нас лучше. Но еще раз, вот эта сертификация и этот
сертификат, он только лишь для того, чтобы, ну действительно, что человек
принадлежит этой школе йоги или не принадлежит. А в другой школе йоги этот
сертификат могут и не признать, сказать: “это бумажка”. Поэтому вот
такая лихорадочное желание во что бы то ни стало получить этот клочок бумажки,
если он не связан с действительно реальными проблемами. А проблемы реальны,
скажем, по стране поездите, там слова йога нет, а если, не дай бог, там
какие-то курсы йоги организовываются, такое количество кормящихся прибегает
выяснить что это тут такое, что, безусловно, людям нужна какая-то бумажка хоть
как-то оправдаться. Это один разговор. Но если не для этого, то для чего тогда.
Тогда только лишь для своей идентификации к той или иной школе йоги. Да, ты там
закончил школу АБВГД-Ананды, ну и как-то надо показать, что ты принадлежишь
именно к этой школе, а не так, что ты походил, походил, вершков нахватался и
потом якобы сам уже учитель. У нас же огромное сейчас количество преподавателей
йоги: там чуть побыл, тут побыл, тут побыл и вроде что-то преподает.
Спрашиваешь: “что преподаешь?” И нет, чтобы набраться смелости и
сказать: “это моя личная школа, скажем, Василия Пупкина”. Это
смелость и решительность. Да я, да я несу йогу, да, это все. А он начинает в
сторону уходить и какие-то сертификаты показывать. Ну, конечно же, совсем
неприемлемая ситуация, когда это стало способом зарабатывания денег. То есть,
платите 1500 долларов – за две недели станете инструкторами йоги. Я просто
счастлив, что вот такое происходит! Еще раз, если это борьба с бюрократией, да,
это может быть и оправдано, но если это просто зарабатывание денег, что
называется на чужом горе, ну это как-то с первым и вторым принципом йоги не
вяжется.

 

Ну и, наконец,
последнее требование из тех, которые мы в настоящий момент предъявляем. Еще
раз, я хочу напомнить, эти все требования, они прецедентные. Был прецедент –
думаем случайно. Второй, третий раз – понимаем, что это некая кармическая
закономерность. Все мы, друзья, как бы имеем в чем-то общую карму, какие-то все
недоделки, недостатки – они общие для нас для всех, так как мы живем примерно в
одно и то же время, примерно в одной и той же части вселенной, поэтому, еще
раз, все эти требования – они прецедентные. Как только случается прецедент,
когда мы видим, что нет пользы или нарушается второй принцип йоги, так сразу же
возникает требование. Почему? Чтобы человеку, который может к нам прийти и у
нас учится, чтобы он не потратил свои годы жизни зря, а может мы не его школа
йоги, может быть, действительно там высоко в Гималаях его учитель ждет, а он у
нас время потеряет. Нам это не надо, ему это не надо, никому это не надо.

 

Так вот последнее
такое требование
:

 

Вы должны обязательно официально предупредить нас, если вы
решили прервать свое обучение
.

 

Вы можете взять
академический отпуск или в любой момент приостановить свое обучение у нас без
объяснения причин. Но вы должны предупредить нас об этом. Еще раз, все наши
студенты, которые у нас учатся – они свободные люди. Конечно, ОЙУМ не тюрьма,
никто здесь никого за руку не держит. И если человек рано или поздно понимает,
что по тем или иным причинам и обстоятельствам он не может учиться, ну, это
объективные какие-то факторы, субъективные, уважительные, неуважительные, нас
не интересует. Если человек уходит, мы от него не требуем объяснений: почему.
Уходит, значит, считает нужным уйти. То есть даже в этом мы не претендуем на
то, чтобы как-то там человек оправдывался или какие-то объяснения, нам они не
нужны абсолютно. Единственное, что нам не обходимо и что мы считаем таким неким
джентльменским условием – это то, чтобы человек, который от нас уходит предупреждал
нас об этом. Чтобы не получалось: исчез студент – то ли просветлился, то ли ему
надоело учиться, то ли, действительно, в другую школу йоги ушел, то ли заболел,
то ли лежит и нуждается в нашей помощи, а мы об этом не знаем. То есть, мы
всегда просим, чтобы без объяснения причин нас официально уведомили. И
вопросов: “а почему?” не последует. Честно сказать: нам не интересно.
Потому что иногда человек стесняется сказать почему. Это такой самый крайний
случай. Более, допустим, такие мягкие варианты: если девушка забеременела –
понятно, что следующая жизнь превыше всего. Какая йога? Само понятие йоги
возможно только, если жизнь есть, поэтому это для нас священная тема. Пускай
успешно решает все свои задачи и потом возвращается, но в любом случае надо
предупредить. Почему это не обходимо? Потому что фактически под каждого
человека резервируется какое-то количество ресурсов. Это не обязательно даже
какие-то материальные, денежные ресурсы и прочее. Но даже в том плане, чтобы
этот высвободившийся ресурс времени, внимания потратить на кого-то другого. А
если человек ушел и то ли он с нами, то ли не с нами, мы по умолчанию, конечно
же, думаем, что он с нами, ну, что-то случилось с ним, но другой недополучает,
это не хорошо. Поэтому уходить надо красиво. Цель йоги – это свобода от чего бы
то ни было. Но обратная сторона свободы – это ответственность. Не возможно
достичь свободы, игнорируя ответственность, это не возможно сделать в принципе.
Поэтому это джентльменское требование надо соблюдать.

 

Вот такие требования
мы предъявляем к нашим будущим студентам. Еще раз я повторю: если же по тем или
иным причинам какие-то требования вы находите излишне строгими или не
приемлемыми для себя, то тогда вы можете просто учиться у нас в качестве
вольного слушателя без посещения каких-то специальных занятий, а пользоваться
всеми теми материалами, которые, еще раз говорю, мы стараемся в максимальном
количестве выкладывать в интернет, через проведение тех или иных семинаров. То
есть, требования – это только лишь для тех, кто понесет йогу. Если же вы йогой
занимаетесь для себя, никто не имеет права никаких требований к вам
предъявлять. Поэтому, чтобы не было недопонимания, никакой речи для обычных
людей, которые просто пришли изучать йогу у нас, ни о каких требованиях и речи
быть не может. Требования только лишь для тех, кто понесет йогу дальше. Я еще
раз хочу подчеркнуть или сделать акцент на таком моменте: заниматься и
практиковать йогу для себя и учиться на преподавателя, чтобы потом нести это
знание дальше – это две очень большие разницы. То есть для себя можно брать то,
что вы считаете нужным в том объеме, в той последовательности, в такой, которая
для вас приемлема. Почему? Потому что йога никому не принадлежит, йога
принадлежит всему человечеству, в том числе и все те знания, которые у нас в
ОЙУ, они нам не принадлежат, они принадлежат всему человечеству, поэтому
никаких коперайтов в принципе не может быть, ни на чем. Но с другой стороны,
получается у нас таким образом вовсе не предполагает, что вы имеете право
преподавать наш подход йоги. Точнее, если вы будете это делать, это будет
исключительно на ваш страх и риск и вся карма, как положительная, так и
отрицательная исключительно будет на вас. Совсем другое дело, когда вы учитесь
в университете, здесь акценты другие и соответственно часть головной боли
студента перестает быть его головной болью, а начинает быть нашей головной
болью.

 

 

17. Ключевые слова:

18. Контрольные вопросы.

Составитель:

19. Ответы на контрольные вопросы.

Составитель:

20. Ссылки на тексты с похожими тематиками:

21. Глоссарий.

Добавить комментарий