2008.04.26. №4. Дает ли йога свод правил того, какой образ жизни вести? Что главное в развитии любой цивилизации и при чем тут образ жизни? Цель жизни йогов и йогинь, донесших до нас высочайшее знание йоги (продолжение). 2008.04.26. №4 Образ жизни йогов и йогинь. (Вадим Запорожцев).

https://rutube.ru/video/6420445fe868d4d23c1ae2dd2e716942/

1. Название лекции:

Первая тема: Дает ли йога свод правил того, какой образ жизни вести?

 

Вторая тема: Что главное в развитии любой цивилизации и при чем тут образ жизни?

 

Третья тема: Цель жизни йогов и йогинь, донесших до нас высочайшее знание йоги (продолжение)

2. Автор: Вадим Запорожцев

 

3. Фото автора:

 

4. Краткое описание

В йоге нет свода правил как поступать правильно, а как не правильно. Но у каждого лично есть свой собственный свод правил, который называется «дхармой».

Йога нам говорит, что крах любой цивилизации приходит тогда, когда в обществе начинают рождаться ненужные души. С другой стороны, как только в обществе начинают рождаться нужные души, цивилизация вдруг из небытия возникает, достигает своего пика и процветания. Как утверждают Тантры, огромное количество душ высокопродвинутых йогов и йогинь хотят родиться здесь и ждут только лишь момента. Это наши с вами дети.

Все должно быть вовремя, в меру и суть всего – чтобы было как можно больше радости от исполнения желаний без последующих страданий. Такое возможно в одном случае –  если мы за преходящим, за иллюзорным видим Высшее. Интуитивное ощущение Высшего рождается для каждого человека через что-то свое. Чтобы установить связь с Высшим, чтобы научиться его слышать, необходимо время от времени находится в одиночестве, т.е. один на один с Высшим.

Ответы на вопросы. Наркотики: с помощью химии нельзя создать такую мыслеформу, которая исключает все последующие мыслеформы, а человеческим языком это называется «нельзя достичь самадхи».

5. Дата и место чтения лекции:

26 апреля 2008 года, Культурный Центр “Просветление”.

 

6. Аудио, видео и текст лекции принадлежат: Открытому Йога Университету в городе Москве (Школа йоги традиции Анандасвами).
Вы имеете полное право копировать, тиражировать и распространять
материалы этого сайта, желательно делайте ссылку на наш сайт www.openyoga.ru.

7. Текст напечатан: Еленой Зверевой.

8. Текст отредактирован: Еленой Зверевой, Анной Поляковой.

9. Рисунки: Елены Зверевой.

10. Фото: из архива Школы йоги.

11. Сайты: www.openyoga.ru, www.openyogaclass.com

 

12. Где бесплатно скачать текстовый файл:

13. Где бесплатно скачать аудио файл лекции:

Нажмите здесь чтобы скачать аудио:

64кб/с,2008_04_26_kcp_lek_book_4_tradition.MP3 размер 46,8 МБ

14. Где бесплатно скачать видео файлы лекции:

Нажмите здесь чтобы скачать видео:

 
 
 

15. Нажмите кнопку play (►), чтобы слушать или смотреть лекцию на этой странице, (׀׀) – пауза.

 Аудио:

   Видео:

 
 
 

16. Основной текст лекции.

1. Дает ли йога свод правил того, какой образ жизни вести?

Йога не предполагает всеобщих универсальных правил поведения.

 

Итак, на прошлом занятии мы рассматривали такую сложную вещь, которую представляет собой общество людей. То, что кажется на первый взгляд простым и прозрачным, на поверку оказывается крайне сложным, и даже, иной раз, создается ощущение неразрешимости некоторых вопросов, и даже руки иной раз опускаются в анализе того, что есть и как оно должно было бы быть. Но и не отвечать на эти вопросы мы не можем, потому что мы сами живем, у нас у каждого есть жизнь, и жизнь эта не длится бесконечно долго. И приходится отвечать на вопросы: как жить? чем заниматься? с кем общаться? с кем не общаться? Т.е. не отвечать на эти вопросы мы не можем, но и отвечать тяжело.

 

И в этом отношении, я еще раз напоминаю концепцию йоги – йога не учит нас жить. Йога не является таким назидательным мудрым гуру, который говорит: «Вот делай это и не делай это». Йога этим не занимается, потому что йога признает, что в каждом из нас есть наше Высшее Я и это Я, по определению, свободно. И как можно давать какие-то указания этому Я, которое, по определению, свободно? Но можно показать с разных сторон, как бывает, какие ошибки были допущены в предыдущие годы, какие сейчас допускаются. Чтобы каждый из нас, исходя из свободы своего Я, делал индивидуальные выводы и уже поступал согласно этим выводам.

 

И если вы ждете, что в йоге есть такой свод правил «Делай это и не делай другого», то такого свода нет. Есть только две вещи, к которым постоянно призывает йога. Это, во-первых, не причинять вреда другим живым существам (даже с логической точки зрения, если проанализировать это положение, о том, что мы все, в общем-то, непрерывны и, делая вред кому-либо снаружи от нас, как нам кажется, мы делаем отсроченный вред самим себе). И второе правило, это не растрачивать свою жизнь по мелочам. Т.е. это некая осмысленность, осознанность. Потому что если будет неосознанность и неосмысленность, т.е. если будет состояние Тамаса, если будет состояние тупости, инерции, то, как сказано в одном из афоризмов нашей Школы йоги традиции Анандасвами: «За Тамасом идет боль» – вот такое есть правило. Можно не отвечать ни на какие вопросы, можно не задаваться вопросами гамлетовского характера: «Быть или не быть», т.е. жить, как живется, и можно глазом не успеть моргнуть, как мы начнем тупеть, быть довольными всем, чем не надо быть довольными, т.е. проваливаться в состояние такой инертной глупости. А законы нашей Вселенной таковы, что за глупостью всегда идет боль, и эта боль заставляет нас шевелиться. Так вот, этот второй принцип – не тратить время понапрасну – это такой призыв: «Друзья, давайте не будем допускать, чтобы боль пришла и нам было нехорошо, и вот тогда мы уже начнем с большей силой ценить время, ценить возможность».

 

А во всем остальном тот образ жизни, который вели йоги и йогини в древности, отличался в разные эпохи, разные времена. Более того, он значительно отличался от образа жизни, который в это же самое время вели обычные люди. И вот такая фантасмагория иногда человека сбивает с толку: «Ну а как же мне тогда быть? Я еще сам не понимаю, чего надо делать, а вроде и говорят, что никакого правила нет». Есть другая сторона этого вопроса. Для всего человечества в целом жестких правил, как себя вести, нет. Просто нет, потому что все мы разные.

 

 

Дхарма – кодекс поведения для каждого человека.

 

Но вот если рассматривать каждого из нас в отдельности, согласно тому, в каких он сейчас условиях, какие у него проблемы, какие у него намерения, какие у него радости, какие тревоги, страхи или надежды, то для нас лично, в каждый момент времени, на самом деле, возникает свод правил, по которым очень хорошо жить, работать, учиться, веселиться, заниматься йогой. И этот свод правил для нас лично есть, но уже к нашему соседу он не применим. И этот свод правил отчасти мы должны вырабатывать сами, если мы чувствуем, что эти правила ведут нас к чему-то высшему, светлому и к свободе, с одной стороны, а, с другой стороны, если наш опыт подсказывает, что если мы ему следуем, то все у нас хорошо идет. И этот свод правил называется «Дхармой» или по-другому, путь в нашей жизни. У всех нас есть путь в жизни, и он называется дхармой. Так вот, в этом смысле дхарма у каждого своя, путь в жизни у каждого свой и, соответственно, свод правил.

Но вернемся к образу жизни. Что же нам еще передали йоги древности в отношении этого запутанного вопроса? Мы с вами уже касались той темы, что, несмотря на то, что все мы выглядим как люди, степень развитости Я каждого из нас абсолютно разная. У нас разная степень самоосознания, степень ответственности. Можно даже применить здесь такую категорию, как степень порядочности. Как правило, когда человек уже достаточно давно и устойчиво идет по пути духовного развития, он становится более ответственным за свои поступки, он не склонен делать какие-то нехорошие вещи. Он склонен, как самурай, блюсти свой кодекс чести, не на шаг от него не отступая. В то же время есть души, которые недавно в телах людей и которые уже стали достаточно умны, чтобы научиться обманывать, но еще достаточно глупы, чтобы понимать насколько эта вещь бесперспективная. Т.е. они уже умны, чтобы какие-то многоходовые комбинации строить, как бы обмануть ближнего своего, как бы достичь счастья себе лично, а до всех остальных дела нет. Но они еще достаточно глупы, чтобы понять тот факт, что в этой вселенной невозможно личное счастье одного человека, если он не стремится к этому счастью так, чтобы все пили из этого источника радости. Невозможно построить отдельно для себя счастья, если мы его строим на игнорировании или пренебрежении к другим живым существам. Только лишь с учетом потребности в счастье и в радости других, можно построить свое личное счастье, а языком йоги: достичь высшего состояния в йоге, которое называется «Самадхи» и затем совершенно выйти из этой вселенной, и уйти в более высокие дали, о которых мы даже сейчас и помыслить не можем.
 

 

Тема 2. Что главное в развитии любой цивилизации и причем тут образ жизни?

 

Анализ развития цивилизации. Ключевой момент – какие души рождаются в телах детей.

 

Так вот души бывают разные, и живут они по-разному, и свод правил для них разный. Рассмотрим самый классический пример того, как развивается любая цивилизация, в том числе и та, в которой сохранились знания йоги. Если вы проанализируете древнюю Индию, то там были «волны»: то один завоеватель, то другой завоеватель, то одна философская система доминирующая, то другая, иногда эти «волны» длились по нескольку столетий, иногда заканчивались очень быстро за несколько десятилетий или за какой-либо иной промежуток времени. И мы видим примерно одну и ту же ситуацию, что есть какой-то взлет мысли, потом он развивается до какого-то своего пика, а потом всегда идет деградация и упадок. И может показаться, что это какой-то такой закон.

 

Иногда я слышу такие точки зрения, что человечество всегда одинаково, что человечество не меняется, что человечество не в состоянии самотрансформироваться или подняться на более высокий уровень. Создается такое впечатление, но оно очень иллюзорно. Мы ведь рассматриваем, как цивилизация росла, достигала своего пика и потом падала, но мы ведь никогда не рассматриваем, какие души рождались в этой цивилизации на каждом этапе времени. Так вот, йога нам говорит следующее: крах любой цивилизации приходит тогда, когда в обществе начинают рождаться ненужные души. С другой же стороны, как только в обществе начинают рождаться нужные души, цивилизация вдруг как будто из небытия возникает, достигает своего пика и процветания.

 

Поэтому, в йоге ключевой вопрос не экономика, не политика, не какие-то религиозные, философские воззрения или их отсутствие, не какие-то достижения технологии и науки, все это вещи второстепенные. Первостепенная вещь – это какие души будут входить в тела будущих детей. Если это души достойные, души высокоразвитые, то на каком бы низком уровне развития ни была цивилизация, эти достойные души очень быстро превратят ее в могущественную империю, в могущественное место, где всем хорошо и есть все условия для занятия духовными практиками. Если же по какой-то причине начнут рождаться недоразвитые души, то на ключевые посты будут проникать люди неответственные, неразвитые и они уничтожат цивилизацию. И это характерно не только для стран Индии или Востока.

 

Если вы рассмотрите историю Древней Греции или Древнего Рима, то вы увидите следующую закономерность: сначала были люди, которые создавали сверхцивилизацию, и все становилось хорошо, потом эта цивилизация достигала пика, а вот потом всегда происходил какой-то непонятный, неочевидный момент и всё рушилось. Обычно говорят: «Погрязли в роскоши, перестали что-либо делать и варвары захватили». Но это только лишь на первый взгляд кажется, что достаток портит людей. Достаток не портит развитые души. Но достаток просто как гниль съедает что-то такое здоровое, точно так же как и избыток, богатство. Для неокрепших душ, для тех душ, которые еще не в достаточной степени осознают себя, для них искушение богатством – просто чудовищное. Хорошие условия жизни приводят их к деградации, а соответственно – и к деградации всего государства. Вот такая вот получается интересная закономерность, что сильные души, очень энергичные в состоянии Раджаса, в состоянии Саттвы, создают империи, создают цивилизации. Причем мы можем ругать древних римлян за то, что у них рабовладельческий строй был. Но если проанализировать все возможные варианты на тот момент, то можно удивиться, потому что они создали сверхсистему, где каждый показывал свои самые лучшие качества, а худшие были как-то сбалансированы. И потом, взлет искусства, науки – до сих пор ученые спорят, почему именно тогда не зародилась техническая цивилизация, т.к. были все предпосылки для этого. Т.е. нам кажется, что они там на своих повозках ездили, но современные археологические находки говорят, что: «Нет, они бы могли сделать этот шаг, но по какой-то причине не сделали». А в дальнейшем начинают рождаться души не с таким высоким духовным потенциалом и, попадая уже в готовые условия, скатываются вниз, деградируют.

 

Высокоразвитые души – основа цивилизации.

 

Поэтому йога говорит следующую вещь: «Если вы хотите построить цивилизацию, если хотите построить место, где бы вам жилось комфортно, если вы хотите то место, где бы вы могли спокойно осуществлять практики йоги и у вас не было бы какой-нибудь материальной зависимости, не было бы необходимости с утра до ночи работать, не было бы экологических проблем (ну попробуйте выйти на улицу, подышите выхлопными газами, занимаясь йогой), то всеми силами нужно стремиться к следующему моменту – надо сделать все условия для того, чтобы вот эти высшие, высокоразвитые души начали рождаться среди нас. И если они (учителя) начнут рождаться среди нас, то все будет хорошо».

 

Вы не смотрите, что, иной раз, это маленький ребенок. Маленький ребенок – это оболочка, из него потом вырастет великий человек, великий мудрец. Вот если он родится, то все будет хорошо. Если же родится душа немного недоразвитая в духовном плане, то это крах. Сейчас современные ученые бьются над тем, как сделать прогнозируемый пол ребенка – большей глупости, по-моему, свет еще не видывал. Это равносильно тому, как для будущей души, которая должна войти в тело, менять пол. Она хотела родиться девочкой, а родители подсуетились и получился мальчик. Вы представляете, к каким перекосам это может привести? Так вот нам еще хоть дано здесь что-то делать, но определить какая и чья душа войдет в тело, мы не можем, это не в нашей власти. Это великие тайны, в которых нам не дано вообще ничего сделать. Точнее, это один из самых закрытых таинственных разделов в Тантра Йоге, один из самых священно охраняемых. Это раздел о том, как сделать, чтобы нужные души учителей рождались в той или иной стране.

 

Весь Тибет существовал исключительно по этой причине. Ведь Тибет – это страна, которая до сих пор остается, в общем-то, феодальной, сейчас там китайцы, правда. Но, тем не менее, это была такая фабрика по просветлению, где все было настроено на то, чтобы рождались достойные души. Эти достойные души охватывали как можно больше других достойных душ, еще пока недостаточно развитых в своем самосознании. Более того, они помогали абсолютно всем душам, даже если это какой-то крестьянин, который в теле человека недолго. Они делали и для него все условия, чтобы он с наиболее максимальной пользой прожил свою жизнь и развился, сделал рывок от очень неразвитого состояния до высочайшего. И все определялось исключительно (в данном случае для Тибета) тем, будут ли рождать нужные ламы или не будут.

 

Возможность рождения развитых душ в России.

 

Проблема рождения развитых душ сейчас, как ни странно, остро стоит для нашей страны. В некотором смысле, мы сейчас представляем собой аналог Тибета до того, как туда проникли эти первые таинственные знания (времена Падмасамбхавы или более поздние времена). Т.е. Россия – это место, где после долгих совершенно чудовищных лет жизни (мы как-то очень быстро забыли все прелести жизни, которые были лет 20-30 назад) резко спали оковы, в первую очередь ментальные, и вдруг, в один прекрасный момент, наше место стало более привлекательным в духовном плане, чем вся остальная планета. Почему? Потому что, с одной стороны, все старое, лишнее, которое накапливалось, сметено, осталось чистое поле. И вот, если сейчас на этом чистом поле не взойдут нужные колоски, то оно зарастет сорной травой, потому что эта ситуация возможности долго не может продолжаться. Это очень короткий момент, и если за этот короткий момент страна не осознает свое предназначение и не сделает нужных условий жизни, то момент будет упущен, и здесь будут рождаться недоразвитые души.

 

Итак, самая серьезная задача заключается в том, чтобы здесь рождались нужные души, и, по возможности, не рождались души будущих уголовников, насильников, убийц и пр. Ведь вы понимаете, что все эти представители уголовного мира к нам не с Луны сваливаются, они рождаются как обычные люди, но только в них уже заложено, что они будут убивать, грабить, насиловать. Почему? Потому они все предыдущие жизни этим занимались. Эти души желают так жить, и мы ничего не можем сделать, это свобода воли. Если душа желает так жить, она имеет право так жить, другое дело, что мы тоже имеем право на то, чтобы таких индивидов было как можно меньше среди нас. Вот рождается уголовник, он накуролесит, наколобродит, перебьет миллион людей, сделает еще чего-нибудь плохое, потом его все равно, рано или поздно, раздавят. Но дело в том, что наше общество еще не совсем готово, чтобы их быстро отслеживать. Ведь еще в детстве, как только тенденция начинает наблюдаться, надо направлять таких людей в какие-то такие условия воспитания, чтобы эти негативные тенденции кармы не раскрывались. А у нас этого нет, у нас сейчас вообще детьми никто не занимается, переполнены детские дома, беспризорников уже армии ходят. Вы понимаете, это почва для того, чтобы рождались те, кому такая вольница по душе.

 

С другой стороны, если нет возможности для духовной самореализации, то продвинутые души здесь тоже не будут рождаться по очень простой причине – делать им здесь нечего, для них будет адом здесь родиться. Он родился, он высочайшая тончайшая душа, а вокруг непонятно что твориться, кругом какие-то гоблины, людоеды.

Так вот к чему этот долгий анализ падений и расцветов? Он к следующему: как утверждают Тантры, огромное количество душ высокопродвинутых йогов и йогинь хотят родиться здесь и ждут только лишь момента. Это наши с вами дети. Но они не могут здесь родиться, потому что мы с вами, родители, занимаемся не понятно чем, вместо того, чтобы подготовить для них условия. И до тех пор, пока мы не подготовим для них условия, им будет крайне тяжело здесь родиться, а, родившись, крайне тяжело здесь жить. Но ведь от нас зависит, подготовим мы эти условия или нет.
И тут выходит на первый план другое такое очень интересное заявление, которое дошло к нам из древности: «Нет большего счастья, чем родиться в семье йогина и йогини». Обратите внимание – родиться не в финансово благополучной стране, не единственным наследником престола, не родиться со сверхспособностями (видеть сквозь стены и т.д.), а также прочие прелести не считаются достойными для того, чтобы рождаться. Родиться в семье йогина и йогини считается самой большой удачей.
Поэтому, как ни странно, будут приходить сюда души высокоразвитые или не будут, во многом зависит от того, какой мы ведем образ жизни. Если мы начинаем вести подходящий образ жизни, направленный на Высшее, если мы общаемся с себе подобными, если мы ищем в первую очередь не мужа или жену себе (это, в общем-то, такое положение эгоизма), а мы ищем мать или отца своих детей среди людей, которые разделяют наши взгляды и которые идут таким же путем, то понятно, что это самые благоприятные моменты для рождения здесь будущих высших детей. А если они здесь начнут рождаться – всё, мы можем успокоиться.

РИС. 1. Наставления на путь истинный.

Мне всегда приходит на ум следующая аналогия. Во время войны партизанский отряд в лесах сидит, а враг со всех сторон его поджимает. У этого отряда уже и оружия нет, и есть нечего, и он бродит по этим лесам. Но что требуется от партизанского отряда? Взять вырубить просеку, сделать взлетно-посадочную полосу, чтобы самолет прилетел и привез провизию, оружие, и тогда можно воевать, более того, можно переломить ситуацию – можно превратить этот отряд из партизанского отряда в регулярную армию. Так вот, наша планета Земля, а тем более наша страна, сейчас находится примерно в этом же состоянии. Здесь ситуация непонятная, это как бы чаша весов, она может склониться в любую сторону. Это «привет» тем, кто думает, что всё уже свершилось – ничего не свершилось! Все зависит от нас, все в наших руках. Так вот, если мы построим эту взлетно-посадочную полосу, то к нам будут прибывать эти души, если не построим – извините.

РИС. 2. Партизанский отряд вырубил просеку для развитых душ.

3. Цель жизни йогов и йогинь, донесших до нас высочайшее знание йоги.

Схватился за иллюзорное – жди страданий.

 

Рассмотрим философскую подоплеку образа жизни йогов и йогинь. Йог или йогиня перестают цепляться за преходящее, потому что за преходящим, как только ты в него вцепился и не отпускаешь, когда надо опустить, приходит боль.
И эти йоги и йогини жили так: они постоянно стремились к Высшему, к запредельному, а все, что приходило и уходило, всем они этим пользовались, но как только сказал: «Я, мое», как только схватился мертвой хваткой, то жди, что вселенная начнет вырывать то, за что ты схватился вместе с твоей рукой, чего бы это не касалось. Т.е. с одной стороны получается, что прав был Будда Гаутама и правы были все эти философы, которые с крайне негативной стороны показали нам всю жизнь, которые говорили о том, что все преходяще, что все разрушается, что мир полон страданий – это абсолютнейшая правда. Но, с другой стороны, йога нам показывает, что если ты стремишься к Высшему, то ты можешь пользоваться чем угодно и жить как угодно и то, что приносило тебе страдания, начнет тебя двигать вверх.

И здесь еще одна такая аналогия, но уже современная. Представьте космический корабль, который летит далеко-далеко, куда-нибудь на край вселенной, пролетает мимо разных звезд. И когда он пролетает мимо какой-нибудь очень мощной звезды, сила тяготения ускоряет его полет, но как только он проходит эту звезду, эта звезда не дает ему лететь дальше, а тянет назад. Так и все наши желания, какие бы они ни были (это не обязательно занятия йогой, это может быть преуспевание в бизнесе, желание разбогатеть, достичь власти, достичь какого-нибудь положения в обществе, чего угодно). Когда мы попадаем в поле действия наших желаний, то оно значительно ускоряет нашу внутреннюю эволюцию, мы умнеем, мы делаем значительно больше телодвижений, мы, в некотором смысле, растем. Но когда мы достигли объекта своего желания, насладились им, и нам бы его отпустить и полететь до следующего объекта, до следующей звезды, а мы его не отпускаем, а вселенная говорит: «Не-не, иди вперед, вверх», а мы не отпускаем, и эта ситуация начинает нас раздирать. Именно про это и сказано во всех этих пессимистических учениях, во всех этих пессимистических философиях: «Как только схватился за иллюзорное, как они говорят, жди страдания». Но есть и обратная сторона, если у вас вообще нет желаний, то вы вообще не разовьетесь. Т.е. желание, с одной стороны, приводит нас к будущему страданию, а с другой стороны, если у нас вообще нет желаний, то мы так и находимся на скотском уровне животного. У коровы, например, нет желания стать миллиардером или нобелевским лауреатом, просто нет его.

Стремление к Высшему.

Поэтому, желание, с точки зрения образа жизни, с точки зрения йоги, оно нейтрально, оно никакое, оно ни хорошее, ни плохое, более того, оно либо сила, которая нас ускоренно понесет вверх, либо сила, которая наоборот бросит назад вниз. И все зависит от маленькой вещи – от того, к чему мы стремимся. Так вот, у йогов и йогинь в эти древние времена, это было самым первым таким моментом – стремиться к Высшему и не стремиться к иллюзорному. Еще раз напоминаю: стремиться не к мужу или детям, или жене, или родителям, или богатству – все это очень хорошо, благородно, иногда полезно, но опять же, как только вы ухватитесь за что-нибудь, то всё, потом придет страдание. Всё должно гармонично приходить и уходить: вот оно пришло, вы этим насладились, и пошло дальше. Опять же, вопрос детей: ребенок маленький, он нам доставляет радость, мы с ним играем, веселимся, но вот он вырастает, и ему уже с нами скучно, у него своя жизнь и мы его спокойненько отпускаем.
Все должно быть вовремя, в меру и суть всего – чтобы было как можно больше радости от исполнения желаний без последующих страданий, а такое возможно в одном случае, если мы за всем преходящим, за всем иллюзорным, видим Высшее.

И вот тут начинается самое любопытное, самое интересное, с точки зрения теории. Ну, хорошо, призывается стремиться к Высшему, а что это за цель то такая, как ее понять? Вот я живу, обычный человек. Да, мне понравилась эта концепция. Да, я понимаю, что, как только схвачусь за что-нибудь, будет плохо. Да, я согласен, я должен от этого как-то отказаться или взглянуть на это по-другому. Но возникает другой вопрос: «А к чему стремиться?»

Высшее – невыразимо. «Эффект религий».

И это очень тяжелый такой вопрос, потому что это Высшее не имеет выражения в языке. Высшее на то и Высшее, что оно выше, чем слова и мысли. И самое интересное, что, будь мы хоть даже пять раз профессоры санскрита и ученые йоги, мы все равно не понимаем Высшего. Высшее на то оно и Высшее, что оно сверх, за пределами. И вот тут возникает такой эффект, от которого йога очень сильно дистанцируется, но который она описывает достаточно хорошо и очень сильно уважает – это эффект религий. В разные времена для описания этого Высшего давались разные названия, разные образы, разные байки, шутки, прибаутки, разная мифология. Строго говоря, это только лишь попытка выразить Высшее. Но Высшее не может быть выражено в словах.

И вот таким образом возникали многочисленные религии. В этих религиях, опять же, всех призывают обратиться к Высшему. Под этим Высшим иногда понимается какая-то конкретика, какие-то, вполне, конкретные слова, догмы, установки и т.п. И получается так, что за не имением лучшего, если человек начинал следовать этому, то для него это было благо, а если не следовал, то плохо для него всё было. Во-первых, для разных людей степень абстракции этих религий была разная. Во-вторых, в разные времена по-разному всё было. А в-третьих, вы помните, что есть люди неискушенные в духовном плане, им надо говорить конкретно, четко и понятно, он просто не поймет абстракции. А вот уже более искушенный в духовном самокопании человек воспринимает, например, «Мифы Древней Греции» как аналогию чего-то более высокого. Он уже не понимает мифы буквально. Ну или по-другому говоря: «Если написано где-то, что Господь Бог создал Землю за семь дней, не ждите от меня, что я начну в это верить буквально. Вероятно это какая-то иносказательная аллегория, которая была дана для людей, у которых плохо еще было с абстрактным мышлением». Допустим, какой-нибудь профессор видит уже гораздо больше нюансов: «Какие семь дней, если и время было сотворено позднее, чем наш мир?»

Интуитивное ощущение Высшего.

Поэтому, с одной стороны, как бы все так просто – стремись к Высшему, а с другой стороны, как-то трудно описать, а что же это за Высшее? И что у нас остается? У нас остается только одно – Интуитивное ощущение Высшего. Безусловно, в разные времена были свои имена, свои названия, понятия, но яйца выеденного не стоили все эти понятия, если за ними интуитивно не чувствовалось Высшее. Поэтому, когда в тантрических трактатах сказано «Шива», то подразумевалось, что это Высшее проявляется в каком-то конкретном образе, потому что тяжело абстрактно думать. С другой же стороны, если вы найдете какое-то ортодоксальное течение индуизма, где там все с утра до ночи «ОМ НАМАХ ШИВАЯ» поют, то это уже похоже на какую-то секту, где есть какой-то очередной маленький божок, и вот они ему поклоны отбивают. Т.е. получается, что если за каким-то именем, за каким-то образом, за каким-то сводом этих легенд, у вас внутри рождается интуитивное чувство Высшего – для вас лично, не для соседа – то значит, там оно и есть, а вот если не рождается, значит, не рождается, значит, не установили вы канал с Высшим через эту конкретную форму. Таким образом, получается, что, с одной стороны, Высшее невыразимо, и мы не можем ничего сказать об этом, но мы можем интуитивно почувствовать Высшее, как собака чувствует след хозяина: и разумом, и чувствами, и всем на свете. Вот тянет нас куда-то и это, пожалуй, единственный критерий того, что мы напали на путь к Высшему – как собака учуяла след. А вот если этого нет, то пускай мне хоть пять раз все эти образы, мурти, янтры, мантры, Тантры и прочую шелуху дают, но если я не чувствую за этим Высшего, то это всего лишь оболочка, упаковка, пустышка.

Высшее может открыться через различные религии, философские системы, учения и т.д. Важно – интуитивно чувствовать его.

И, таким образом, получается, что йоги и йогини древности в меньшей степени заботились о том, чтобы дать какой-то свод правил: «Вот это Высшее, а вот это не Высшее. Если это, это и это присутствует, то это Высшее. А если нет, то это, вообще, не Высшее». Никто из них этим не занимался, более того, они принимали все. Они считали любое проявление Высшим, которое может у одного философа так, у одной религии так, у третьей так. И сами они как бы входили во все религии, они входили во все философии, но только лишь с одной оговоркой – если они чувствовали Высшее. Если они чувствовали Высшее в какой-нибудь разновидности индуизма, значит, там есть Высшее, буддизма, значит, в буддизме, а если этого нет, то нет.

Поэтому, иногда возникает такая путаница, что, с одной стороны, эти йоги и йогини особняком стояли от многочисленной массы религиозных деятелей, философских систем, каких-то там сект, каких-то там просто групп, изучающих чего-то, а, с другой стороны, каждый из них прекрасно себя чувствовал в любой религии, в любой философской системе, более того он чувствовал себя как рыба в воде, как если бы это была его собственная религия или философская система. Все это породило большой пласт или группу людей, в некоторых разновидностях Тантры это называется Каула-доктрина. Один из возможных переводов «Каула» – это семья. Высшее – это наши родители, все мы их дети, кому-то нравится так видеть, кому-то эдак. Но, грубо говоря, нет у нас двух мам и пап, точно так же нет двух или трех Высших.

Уважение чужой веры.

Высшее всего лишь одно, но проявляется оно по-разному. Поэтому, эти люди никогда не участвовали в религиозных спорах и диспутах: чья религия более справедлива или чья философия более закончена, им до этого дела не было, но в любой системе они чувствовали себя абсолютно прекрасно. И вот такая отличительная их особенность, что с любым представителем любой философской системы всегда находили общий язык. Буддист пришел – они с ним на языке буддизма говорят. Пришел последователь экстремистских тантрических практик – и с ним есть, о чем поговорить. Пришел правоверный брахман – милое дело обсудить с ним тонкости этой философии. Получается на первый взгляд лицемерие: такой человек везде вхож, он везде свой и, в то же самое время, он сам по себе. Потому что всегда требуют, что если ты принадлежишь нашей секте, то ты «ни-ни в другую секту, вообще с ними не разговаривай, не узнавай, что у них там, потому что там плохо, у них все неправильно, у нас правильно». Вы понимаете, что для йогов и йогинь это детский лепет.

Вот по этой причине есть такое правило в йоге – йога никогда не лезет в религии. Вот меня иногда спрашивают: «Йога – это религия?» Да боже вас упаси, йога не лезет в религии, йога дистанцируется от религий, не потому что йога против религии, не потому что йога за религии, йога сама по себе. Правда, точно так же йога дистанцируется от науки и медицины. Это три таких направления, куда йога абсолютно не лезет никогда. Когда меня в очередной раз спрашивают, как йога лечит ту или иную болезнь, я всегда отвечаю, что йога никого не лечит, лечат медики. В йоге есть, конечно, очень мощные средства, которые помогают избавиться от тех или иных недугов, болезней, но лечат медики. Религии учат священники. Науку делают ученые. Йога это система самопознания. Йоге одинаково хорошо, если вы живете в современную эпоху, когда наука развита, или бы вы жили 700 лет назад, когда науки и в помине не было. Все равно система самопознания как была, так и есть. Йоге все равно, живете вы сейчас, и плещетесь в этих религиях, или завтра появится новая супер-религия и скажет, что все предыдущие религии были неправильные, а теперь новая – правильная. Йоге до этого дела нет, потому что религия – это личное дело каждого. Знаете, кажется у нас в конституции написано, что религия – это частное дело каждого человека по простой причине, что Высшее, оно много выше всего. Поэтому оно может проявиться через любую религию и любая религия может быть справедлива, более того, одновременно могут быть все справедливы, но это вовсе не значит, что Высшее исчерпывается только одной религией. Высшее на то и Высшее.
Любая религия – это как сосуд, а Высшее – как бесконечный океан. Как вы можете бесконечное залить в конечное?

Поэтому такой вот интересный момент всегда наблюдается, что йогин очень уважительно относится к любой религии, более того умному йогину или йогине всегда есть, о чем поговорить с представителем любой религии, всегда они найдут точки соприкосновения и точки согласия. Умный йогин никогда не начинает говорить: «А вот в твоей религии это и это, а ну-ка мне расскажи, что это у вас за чушь?» Он никогда не начнет относиться пренебрежительно, с унижением, или как бы искушая. Вот иногда я, к сожалению, вижу такую ситуацию, что некоторые особые умники думают, что они уже знают Высшее, и вот они какого-нибудь бедолагу отловят, который искренне верит в свою религию, и начинают его умненько подковыривать: «А вот это как ты нам объяснишь, а это?» И если у человека душа еще не опытна, у него только первый, может быть, проблеск к чему-то Высшему открылся, то такой умник как змей-искуситель начинает сомнения рождать в его разуме. С точки зрения йоги таким образом, человек зарабатывает себе очень негативную карму, потому что, для того человека, даже если он еще не развит интеллектуально, открылось Высшее, а ты начинаешь с помощью умничанья ставить под сомнение это Высшее. Другой разговор, что религии могут быть самые разные, но если начинаешь заставлять человека сомневаться в этом Высшем, то вселенная против тебя точно так же пойдет, она начнет ставить под сомнения твои собственные взгляды. Поэтому в среде йогов и йогинь никогда не было таких умников-циников, которые на чистую воду какого-то выводили, даже если это какая-нибудь религия Папуа-Новая Гвинея, где все с копьями прыгают вокруг костра, где у всех великий дух через какого-нибудь барана проявляется, которого надо в полнолунье съесть и тогда все попадут в рай. Т.е. этот человек, может быть, установил для себя связь с Высшим через эти действия, а это лучше чем вообще ничего.

Поэтому в среде йогов и йогинь все всегда дистанцировались от любой религии (т.е., если вам какая-то религия близка, если вам чего-нибудь там открывается, то ради бога – вперед, но вы должны понимать, что точно так же может открываться и кому-то другому что-то другое). Говорят, что в старые времена из-за религиозных войн было пролито крови больше, чем из-за чего-либо еще (вполне может быть). В Индии в этом отношении выработался иммунитет (вот чему бы нам всем поучится). Иногда говорят: «Вот я поеду в Индию учиться образу жизни» – не надо образу жизни в Индии учиться. Под образом жизни они понимают кастовую систему, ранние браки (у них детям, когда они еще в школу не ходят, устраивают брачную церемонию – наши педофилы просто отдыхают). Боже упаси нас все это переносить сюда, но, с другой стороны, у них есть терпимость к взглядам другим людей, вероятно, тоже очень много крови пролили прежде, чем научились.

Так вот, Высшее может отрыться как угодно в рамках любой системы взглядов, течений, философий, но важна только одна вещь – это чтобы вы интуитивно чувствовали его. Таким образом, это будет в некотором смысле, нас оберегать от дальнейших разочарований.

Вопрос: Что в Тибете делали с ненужными душами, когда они рождались?

Вадим Запорожцев: Как вы понимаете, процесс рождения мы контролировать не можем. Я представляю, что бы началось, если бы мы умели и это контролировать. Представьте, что главарь банды родился бы на какой-нибудь Земле и давай собирать себе подобных в свою когорту… Хорошо, что у нас нет такой способности. Так вот время от времени случается так, что проникают эти не совсем нужные души точно так же, как и приходят очень нужные. Есть основная масса, средняя статистика, а есть как бы крайности: одни очень хорошие, другие очень плохие. Так вот и те, и другие крайности надо очень быстро отслеживать. В Тибете там целые экспедиции высылались, чтобы найти очередного рожденного ламу. Целые экспедиции рыскали, а территория Тибета огромная, не так чтобы просто найти было.

Точно таким же образом надо отслеживать и души негативные, но с этим гораздо тяжелее. Надо вырабатывать с помощью определенных мантр и определенных практик некие защитно-оберегающие структуры, которые эту злую ненужную душу окружат со всех сторон пеленой доброты и проведут ее по такой траектории в жизни, чтобы все самое лучшее в ней открылось, а самое худшее не раскрывалось. Еще раз говорю, мы не в состоянии переделывать людей, но можем сделать все условия, чтобы негативная карма не раскрывалась, а наоборот какие-то проблески позитивной раскрывались.

Какие это могут быть ситуации? Самые разные, допустим, из таких головорезов иногда получались совершенно замечательные герои в какой-нибудь войне. Т.е. вот эта тенденция может проявиться для защиты других живых существ. Но это вопрос, куда он попадет. Попадет он в какую-нибудь армию, которая ведет какие-то хорошие войны, т.е. защищает, это будет одно, попадет в банду головорезов – будет совершенно другое. По сути дела он получит то, что он получит, но куда это направится…

В общей массе это все формируется, если каждый человек, каждый член общества генерирует направление на позитив, направление на помощь другим, какие-то такие благородные моменты, мотивы. Например, мне один ветеран войны рассказывал: приморский какой-то городок, так получилось, что у них на корабле оказалась совершенно мрачная команда, но когда началась война они проявили свои лучшие качества, хотя окажись они в обычной жизни…. Кстати, потом многие плохо закончили. Прошла война они вернулись к мирной жизни и опять негативные тенденции всплыли, они опять стали ужасными головорезами, которых потом еле перебили, но во время войны были совершенно замечательные, отважные, храбрые люди, вот он мне все удивлялся, как такое может быть?

Знаете, одно время было модное выражение: «Жизнь по понятиям»? А ведь у нас какие были понятия? У нас государство и еще куча всяких мафий. В любой развитой стране мафия должна быть одна и эта мафия называется «государство». Эта единственная мафия уничтожает все оставшиеся мафии, потому что двум мафиям не развернуться, а у нас какая-то вольница. Так вот когда идет с экранов телевизоров, по радио, вот этот вот образ жизни, когда начинают в таком героическом виде всю эту уголовную жизнь показывать со всеми этими новыми Робин Гудами, которые не понятно, кто они вообще такие… Вот телевизор вы смотрите? Говорят, что это плохо. И это действительно плохо, потому что мы невольно начинаем в мыслях допускать, что это может быть. Мы где-то бессознательно допускаем, что они могут быть. Мы как большие радиоприемники генерируем это облако мыслей терпимости. И вот в этом облаке мыслей терпимости криминалу будет очень хорошо жить, они как рыба в воде. В другой стране, где генерируют мысли нетерпимости, они сами не рождаются, а если родились, то не проявляют себя, потому что они дискомфортно себя чувствуют. Вот на самом деле от нашей терпимости или нетерпимости, оттого подыгрываем мы или не подыгрываем, зависит, блокируем ли мы ненужным душам путь вверх либо открываем дорогу.

Вот в Тибете никогда это не допускалось, никогда не допускалось этой вольницы. Там наоборот постоянно с утра до ночи твердили, что есть закон кармы: сейчас что-то сделал, значит, получишь по полной программе и никто тебя не отмолит. На уровне даже мыслей создавалось нечто, от чего у негативных душ негативные качества сворачивались, а позитивные, если есть, разворачивались. И плюс известные мантры, ритуалы, обряды – это на самом деле вещь очень сильная, но разовая. Она уже как хирургическое вмешательство. И в том же Тибете просто не доводили до уровня хирургического вмешательства. Как иммунитет человека справляется со всеми болезнями и не надо дополнительного никакого вмешательства, точно так же и в здоровом обществе не нужны прайоги. Но, тем не менее, «бронепоезд» на запасном пути стоял. Там были огромные талмуды, описывающие на первый взгляд очень мрачные практики, которые иначе как черной магией и не назовешь. В тантрическом буддизме этого было более, чем достаточно. А куда деваться? Это автомат Калашникова, он висит там где-то спрятанный на всякий случай. Но еще раз, если вы уж взялись за автомат Калашникова, то это крайний случай. Обычно ни в одной цивилизованной стране до этого не доходит.

Здесь есть очень такая щекотливая сторона дела. Вот средства массовой информации кому-то подчиняются или нет? Вроде как никому не подчиняются, вроде как свобода. Но свободы тоже нет, потому что у нас сейчас с утра до ночи одна мрачная идеология прет. Я, конечно, на это смотрю проще, потому что примерно понимаю, как эта кухня вращается: там все достаточно цинично, там есть рейтинг, есть деньги, есть сериалы, есть внимание зрителей, есть востребованность этих сюжетов. И вот пока криминальные хроники будут востребованы, они и будут с утра до ночи идти. И, в общем-то, что тут можно сказать? Ничего тут сказать нельзя, пусть так будет. Но меня одно несколько тревожит: такая ситуация на коммерческих каналах, где каждый сам с усам, ладно, а государственные? Неужели наше государство, постоянно показывая всю эту серость и убогость, желает здесь сделать хорошие условия жизни? Не бывает абсолютной свободы в этом смысле, бывает свобода, помноженная на ответственность, а ответственности сейчас нет, значит, и ни о какой свободе тоже нет речи.

У нас надо бы эту вольницу немножко прикрыть. У нас обычно боятся, что всё, сейчас гайки начнут заворачивать. И их уже заворачивают, но только в другую сторону, в сторону криминала. Знаете, еще в советские времена мода была нюхать клей «Момент». И пара-тройка детей перенюхали и умерли, гневные статьи написали в газетах. И что вы думаете? После выхода этих газет умирать стали сотнями, все прочитали: «Ух, ты, какой-то «Момент», его оказывается еще и нюхать можно…». Понимаете, реклама. Вот чья карма? Кто сподвиг этих маленьких детей умереть? Выходит, что газетчики. «А не-не, я ни при чем, я всего лишь освещал события, я белый и пушистый». Нет, дорогой, не белый ты и не пушистый. Тогда это было по глупости, а сейчас это не по глупости, сейчас это начинает быть рекламой: хвалят тебя – хорошо, ругают – еще лучше. Если тебе просто говорят что-то в любом контексте, это уже потенциальная возможность заработать денег. Обратите внимание, каждый день: одна певица другую побила, один кино-герой напился и кого-то побил. В большинстве случаев это всё пиар, очень тонкий. Забывать стали про какого-нибудь деятеля, значит, рекламу нужно давать на телевидении, а реклама многим не по карману, и вот другой ход, маргинальный – набить кому-нибудь морду на Красной площади и это все выложить в какой-нибудь YouTube, чтобы все смотрели, скачивали, и вот твой рейтинг растет, т.е. живой еще.

В отношении образа жизни йогов и йогинь: вы помните, что мы не в состоянии с этим бороться, пускай президент или кто там еще борется. Но мы и не должны этому подыгрывать, потому что если мы начинаем подыгрывать, то мы становимся уже частью этой системы. Здесь мы приближаемся к идеалу Махатма Ганди «ненасильственного сопротивления» (вот когда-то был такой индусский святой), т.е. не отлавливать журналистов, которые эту чернуху снимают и морды им бить. Нет. Зачем? Это же плохо. Действительно: человек деньги зарабатывает, может, это единственный способ, может, он больше делать ничего не может. Как правило, так и бывает. У него свои проблемы, иногда очень трогательные. Но с другой стороны и подыгрывать этому не очень хорошо. Поэтому остается просто игнорировать. Опять же, если не ваш долг это всё к ногтю прижать, потому что если это ваш долг прямой, если вы за это деньги получаете, а вам откат за откатом, откат за откатом, и вы на это глаза закрываете, то это другая ситуация.

Продолжение лекции.

Высшее постоянно разговаривает с нами.

Получается так, что в среде йогов и йогинь это Высшее начинает быть доминирующим фактором. Если же этого Высшего нет, точнее мы не чувствуем его, то это только вопрос времени, когда нам станет плохо. И Высшее – это в высшей степени такое сенситивно-интуитивно-индивидуальное, с одной стороны, а с другой стороны, единое для всех. И здесь другое такое положение, которое входит в йогу или в образ жизни йогов и йогинь: Высшее с каждым отдельным человеком разговаривает на языке, понятным этому человеку.

Итак, Высшее с каждым из нас, как утверждают древние йоги, разговаривает каждую секунду. Но мы не настроены его слушать. Мы вообще не туда смотрим. Нам это кажется фоном. Вот сейчас машины на улице ездят. Кажется, что фон, а на самом деле даже физический анализатор по звуковой вибрации вам скажет, какой марки автомобиль проехал. Т.е. современная наука может распознать миллионы моментов из самых очевидных вещей.

И в этом смысле йогин или йогиня идут дальше:, они пытаются увидеть того, кто за пределами видимого. И тут же возникает другой вопрос: А может быть Высшее не хочет с нами общаться? Ну, живет себе само по себе и мы сами по себе, мы к нему стремимся, а оно так на нас холодно взирает: «Стремишься ко мне, да? Ну, ладно стремись, но мне до тебя дела нет, живи там себе, барахтайся». Здесь есть несколько объясняющих философий, подводящих к одному и тому же результату. А результатом является то, что Высшее общается с нами, оно разговаривает с нами каждую секунду, не бывает ни одной секунды времени, чтобы оно вам что-то не говорило. Оно говорит вам во сне, оно говорит вам наяву, оно говорит вам в момент смерти, в момент между смертью и рождением, в момент рождения. И так из жизни в жизнь, и так из состояния животного до состояния человека. И сейчас оно говорит с вами, оно говорит через шум этих колес, оно говорит через свет этого фонаря… Мы просто не можем его услышать. Точнее мы его не слышим, мы хватаемся за форму: машина проехала, шум от машины – всё, остановились. Но этот шум от машины дал какой-то толчок нашему восприятию. А может быть, этот толчок был дан нам для осмысления чего-то тем, кто стоит с другой стороны, выше?

Так вот, Высшее с нами общается. Но с другой стороны, Высшее крайне не навязчиво. Оно никогда не будет входить в вашу жизнь, если вы скажете: «Не знаю никакого Высшего и знать не хочу» (как в том мультике: нас и здесь не плохо кормят). Оно не нарушает вашей свободы. У вас есть свобода, свобода во всем, абсолютно во всем, в том числе признавать или не признавать Высшее. Если вы не признаете, Высшее говорит: «Ну, хорошо, не признаешь, имеешь право». Если признаете: «О, привет, наконец-то, увидел, как дела?»

Цель – нахождение своего собственного языка для общения с Высшим.

Возникает другой вопрос: а как оно с нами общается? Оно общается с нами на понятном каждому из нас личностом языке. При этом тот язык, на котором Высшее общается с самым вашим близким человеком, с единомышленником, с родственником, со случайным человеком, с кем угодно, может быть совершенно другой. Поэтому каждый йог или йогиня, которые донесли до нас эти знания, под целью понимали еще и нахождение языка с Высшим.

Иногда возникает вопрос: «А что Высшее может ответить?» На что йоги и йогини отвечают: «Еще как может». Причем более понятным и доступным образом, чем все ответы вместе взятые. Другое дело, что мы не понимаем их иногда. И в каком-то смысле цель и средство сливаются: наша цель – Высшее, а средство – это понять Высшее, это понять тот язык, с которым оно с нами говорит. Некоторые йоги и йогини владели этим языком с рождения. Некоторые приобретали его в детстве: они рождались в семьях йогов и йогинь, где эта атмосфера, аура уже была. Маленький ребенок всему учится, в том числе и этому. Научиться ощущению Высшего гораздо проще, если ты родился в семье, где уже дух этого Высшего летает. Но в то же самое время, обратите внимание, у каждого человека общение с Высшим происходит по-своему, личностно.

Необходимость общения с Высшим один на один.

Из этого следует другой момент, который будет в дальнейших лекциях более серьезно рассмотрен. Этот момент касается того, что каждый из нас время от времени должен устраниться от всех отвлекающих факторов и какое-то время побыть в одиночестве. Но не в прямом смысле слова «в одиночестве», а в том смысле, что мы с волны общения «человек – человек» переключаемся на волну общения «Я – Высшее». Люди могут как быть вокруг, так их может и не быть. Но на самом деле если возле нас люди, которых мы знаем, которых любим, с которыми живем, то очень тяжело остаться наедине с Высшим. Требуется очень большая степень йогического сосредоточения, чтобы уметь одновременно общаться с людьми, с которыми мы живем, и в то же самое время общаться с Высшим. Это уже для йогов высочайшего полета, нам до такого состояния еще далеко с вами. В среде йогов и йогинь это так же понимали. И поэтому предписывалось какое-то время обязательно проводить в одиночестве. Если вы не будете какое-то время проводить в одиночестве, вы не установите эту связь с Высшим, а если установили, то не сможете ее поддерживать. Вот отсюда и родились во многих традициях, течениях, религиях мнение, что человеку хорошо бы уйти в монастырь, в своей кельи закрыться или в своей пещере и попрактиковать там какое-то время. Но обратите внимание – какое-то время. Не всю жизнь там провести, а какое-то время для того, чтобы научиться распознавать голос Высшего.

Жизнь с родными и близкими – это постоянная притирка. Например, пообщались со своей девушкой любимой, позанимались Тантра Йогой в постели, уж я не знаю, чем вы там занимаетесь, и обязательно после этого какое-то время каждый должен быть один на один со вселенной. Иначе пойдет перегрев. Иначе вы через полчаса поругаетесь, подеретесь, посуду побьете, надуетесь друг на друга и три дня не будете разговаривать. Вот только что вы в совместном самадхи куда-то поднялись и тут же поругались – это обычная ситуация. Я постоянно хочу донести эту мысль: друзья мои, все наши проблемы не вчера родились, не позавчера и даже не пять тысяч лет назад. Все они обусловлены самой структурой вселенной. Они просто в разной форме, в разных моментах были всегда. И самое смешное, они уже решены давно, а мы просто не знаем, мы опять на одни и те же грабли наступаем.

Так вот время от времени мы должны оставаться в одиночестве, чтобы установить связь с Высшим. И если все пройдет удачно, как учат йоги или йогини, дальше начнется самое интересное. Это уже более практические знания, которые составляют основу Тантра Йоги: когда вы учитесь видеть Высшее в своем муже или жене, в родителях и детях, в ваших друзьях и знакомых, в незнакомых на улице, в предметах, явлениях, животных, в планетах, во вселенной, в чем угодно. И вот это уже то, что называется умным словом «Садхана», т.е. такая практика. Но опять же получается так, что для поддержки вы общаетесь с Высшим, что называется на прямую, а потом общаетесь с Высшим через людей, скажем, через свою подругу. Поэтому бессмысленно заниматься разделами Тантра Йоги, сексуальной йоги, если вы в своей подружке не увидите этот канал к Высшему. Это будет просто утонченный секс. В сексе ничего плохого нет. Наоборот, он обогатит, что называется, ваш внутренний мир, но для этого есть другой раздел йоги, он называется Йога Союза, он же Йога Секса. Там вы как партнер с партнершей на соревнованиях, на танцах, т.е. вы просто отрабатываете какие-то ощущения, энергии и т.д. Но если мы начинаем говорить про Тантра йогу, то канал к Высшему должен быть.

Вопрос: Вот есть дхарма, и если военный должен хорошо делать свое дело, даже жестокое, то вот этот журналист бедный, который пишет про клей «Момент», он же тоже должен свое дело делать в рамках редакции газеты?

Вадим Запорожцев: Вот представьте себе: я журналист, я написал эту статью, это повлекло то, что повлекло, но я же вменяемый человек, я просто это сделал по неведению. И в следующий раз, когда мне говорят: «Еще серию статей про клей «Момент» напиши», я говорю: «Не, ребята, извините, это не моя дхарма убивать детей». Можно сделать иной раз глупость по неведению, но если ты осознаешь, что людям от твоего какого-то поступка несладко становится, то надо для себя уже определить, является ли это твоей дхармой, т.е. твоим предназначением быть убийцей. Другой разговор, что может всегда найтись какой-нибудь урод, который будет кричать: «Да, моя дхарма перебить как можно больше людей», но это уже маргинальный такой случай и его нужно рассматривать отдельно. Но если ты понимаешь, ты можешь сделать раз по неведению, ты можешь сделать два по неведению, но рано или поздно до тебя то ведь дойдет, и если как только дошло ты продолжаешь делать, вот тут уже карма по полной программе. Чтобы случилась мрачная черная карма, нужен еще один очень важный фактор – мотивация, т.е. «Вот я делаю зло, потому что я его делаю». А другая сторона, мы же делаем миллион поступков, а потом хватаемся за голову «Как же нас угораздило?» и мы делаем выводы. Поэтому к вопросу дхармы здесь нельзя свести. Я не против журналистов, все они милые люди, правда, чрезвычайно циничны. У меня нет на них зла. Некоторые их ненавидят, говорят, что им в аду вариться. Я так не считаю, они делают свое дело. Единственное, к чему я вас призываю: «Друзья, если есть возможность по уму поступать, поступайте по уму». Журналисту же надо кого-то разговорить собеседника. Я помню, семинары разные были, приходят журналисты, какого-то гуру хватают и давай его раскручивать на материал. Они ведь сразу же начинают быть самыми лапоньками, самыми обаятельными, в душу, что называется, лезут, потом исчезают, и этот бедолага звонит: «Ну когда вы мне материал покажете?», а они: «Ты кто? Да пошел ты…» Т.е. вот такое циничное потребительское отношение у них – это часть профессии. Это группа риска, потому что, вот представьте, он кого-то раскрутил на информацию, тот открылся, а ответной реакции не пошло. Эта цепочка уже негативная будет, в следующей жизни он родиться хмурым, угрюмым, не разговорчивым, и будет рад с кем-нибудь пообщаться, но карма так закрутит, что языком не сможет повернуть.

В любой профессии есть рискованная составляющая, и в преподавании йоги она есть. Вот я стану вам сейчас говорить: «Друзья, у меня есть лекарство от всех болезней, скинулись по 100 долларов и будет вам счастье». А многие ведь так йогу и преподают. Вот сегодня он получил свои 100 долларов, а что будет в следующей жизни? Отдавать чем будет? Поэтому в любой профессии есть риск и наша задача его понять. Иногда мы можем долго что-то по глупости делать: «Все так и я так. Все туда побежали и я побежал». Но это только до того момента, пока не начинаешь осознавать – т.н. «счастливое неведение». Пока еще ты пребываешь в неведении, на тебя закрывает глаза высшая сила, а когда понимаешь чего делаешь – извини, т.е. это расплата за ступени духовной эволюции.

Вопрос: Как отразится на карме детей то, что они отравились клеем «Моментом»? Если логично думать.

Вадим Запорожцев: Я не знаю. Вселенная сверхлогична, логична только наша жизнь. А после смерти когда от нас отлетели все тела и все внезапно меняется и мы оказываемся в сверхлогике. Там мы ничего сказать не можем.

Вопрос: Быть наркоманом плохо или хорошо?

Вадим Запорожцев: Быть наркоманом чрезвычайно плохо, и если кто-то из вас жрет дурь в том или ином ее виде, я вам гарантирую, что не видать вам самадхи, как своих собственных ушей. И перерождение ваше будет соответствующее. Если вы думаете, что наркотики раскрывают ваши творческие способности или, как наша богема любит заявлять, что это какие-то психоделические вещи, это иллюзия полнейшая. И говорю я не от себя лично, а говорю я это согласно теории йоги. В йоге есть такое положение: с помощью химии нельзя создать мыслеформу, которая исключает все последующие мыслеформы. Говоря человеческим языком, это называется «Нельзя достичь самадхи», того самадхи, которое выводит нас за пределы причины и следствия, за пределы кармы. Поэтому, друзья, если жрете – завязывайте, если никогда не пробовали – не пробуйте, не покупайтесь на книжонки этих шестидесятников, ЛСДшников, наркоманов западных. Они сами все попередохли от цирроза печени, за собой утащили в могилу в нашей стране, уже не знаю, сколько людей, а на Западе со счету сбились, и тоже пропагандируют новый образ жизни, новое мышление. На химии вы ничего устойчивого построить не сможете в принципе, потому что все лимитируется вашим физическим телом. Грубо говоря, есть предел. Вот придумают самую изощренную дурь, она в вас закачает энергии столько, что вас действительно попрет не по-детски, но после определенного скачка энергии ваши связи внутри тела начнут разваливаться, вы химически в кисель превратитесь. И знаете, это будет примерно такая же ситуация: вот вы слушаете музыку приятную, слушаете, слушаете, она вас вдохновляет, вдохновляет, вы уже в полете летите, потом хлоп и батарейка села, и резкая тишина или скрежет. Вот жизнь людей, которые под этим коксом проводят огромное количество секунд блаженных и думают, что так они и умрут. А некоторые ведь полагают, что от передозняка у них будет совершенно райская смерть. Друзья, от передозняка райской смерти не бывает, а бывают самые чудовищные мучения в момент, когда тело отвалилось от тонкого тела, т.е. когда музыка бы играла, да батарейки кончились. Поэтому еще раз и еще раз, если у кого-то есть соблазн заигрывать с психоделиками в любой форме (этой дури просто не перечислить, иногда она безобидная, иногда более обидная), если не пробовали, то и не надо, не надо пробовать, глазом не успеете моргнуть, как подсядете.

Вопрос: Настоящие йоги получаются траву не курят? Я вот видела фотографии…

Вадим Запорожцев: Настоящие йоги траву не курят. Да, я тоже видел фотографии… Есть другой момент, иногда они ходят по Индии, демонстрируют свои сверхспособности, что на них ничего не действует, но это сомнительная реклама йоги. Еще раз: начинается все с травы, трава, в общем-то, не такая и страшная, но беда в другом, в том, что на траве никто никогда не останавливается. Почему? Потому что мало, дозы больше и ощущений больше хочется.  И люди переходят на более сильные наркотики. Т.е. травка уже не действуе, и они переходят на что-то посильнее, а это прямой путь в могилу. Друзья, во имя всех тех, кто сейчас лежит в земле и кого гложут черви, пожалуйста, не употребляйте. Вот особенно меня раздражает богема, ладно там отморозки, чего с них взять, а он же из богемы, накурился и у него произведение искусств родилось…

В йоге есть теоретическое положение, что согласно конструкции нашего тела (которое сделано из трех частей: грубое физическое, тонкое и причинное) то, что мы называем наслаждением, не содержится снаружи, а содержится внутри. Есть механизмы, которые высвобождают это наслаждение. Один из незаконных механизмов по высвобождению наслаждения есть наркотики. Но наркотики действуют исключительно, когда есть физическое тело, как только физическое тело отваливается от тонкого, действие наркотиков прекращается тут же. Более того, это как пружина, которая была сжата в одну сторону, она делает рывок в другую сторону, чтобы компенсировать. Кармически ты не заслужил этих наркотиков. Если наркоман остался в живых, то будет ломка, если умер, то ему будет там «ой, весело», просто умирать-то мало приятного.

Если вы стремитесь к наслаждению, если вы действительно хотите пережить этот опыт – милости прошу. Есть йоги, делая которые, вы заставите свой организм вырабатывать внутренние, даже на уровне химии, вещества-эндорфины, которые дадут вам по максимуму всего того, что дала бы самая изощренная дрянь. Но только вы потом не будете чувствовать отрицательного. А наоборот будете чувствовать положительное, потому что вы его заслужили. И если вы все сделаете именно так, то вы перейдете на следующий уровень наслаждения, наслаждения на уровне причинного тела. Это то, к чему стремятся наркоманы, но никогда его не получают, потому что в самый последний момент тело не выдерживает и отваливается от причинного тела и всё, музыка заканчивается. А йогин получает полностью наслаждение от своего физического тела. Но физическое тело тоже ограничено. Наслаждение через физическое тело ограничено, там присутствуют обратные ассоциативные связи на наш источник сознания, энергии, праны, он ограничен через грубое тело. Потом, как у ракеты вторая ступень, начинается наслаждение через тонкое тело, которое не снилось ни одному занюханному наркоману. Это то, к чему они вечно стремятся, то, что приводит их к передозняку и смерти, но они этого не достигают, не могут достичь. Так устроено тело. Поэтому не тратьте зря времени. Если кто-то другой тратит, то вы не можете его переделать, но и не подыгрывайте ему. Чисто теоретически это тупик. Это не пропаганда здорового образа жизни, мне не жалко тех, кто умер, сами дураками были, нечего было… Надо было соображать, что делали. Умер – умер, подсел – подсел и тоже умер, не жалко, туда ему и дорога, думать надо было, тело человека получил, а как с ним поступаешь? Но меня возмущает, когда: а) подсаживают других, б) подсаживают косвенно через всякие умные книжечки богемные, что якобы ему что-то открывается в этом экстазе, в ЛСД он что-то увидел или грибов объелся и познал суть бытия. В общем, вот это на самом деле, пропаганда это, сейчас у нас даже какую-то статью ввели… Но бог с ней с этой статьей, статьями никогда этого не решить. Это чисто по жизни вам: если вы начнете пропагандировать или афишировать наркотики, вы сами получите негативную карму, но самое интересное, что чисто теоретически, аксиоматически (вот аксиома, знаете, дважды два четыре, не шесть, не восемь, не десять, а четыре) вот не получите вы ничего. Почему я так эмоционально говорю, потому что список этих неудачников, и многих из них я знал очень хорошо лично, он просто ужасает, Эти все подающие надежды художники, философы, писатели, просто люди случайные, но хорошие – страшно. Понимаете, даже страшно не то, что он умер, страшны последние годы его жизни. Он уже в кисель превратился, у него денег нет, его то в одну сторону, то в другую, это мерзко. Иногда я слышу такую фразу: «Я должен все попробовать». Друзья, не надо всё пробовать, если хотите попробовать наслаждения, которые и не снились, занимайтесь йогой, есть йоги, которые это дадут.

РИС. 3. Скажи наркотикам – нет!

    

17. Ключевые слова: лекции по йоге, аудио лекции, видео лекции, бесплатно скачать,
смотреть, слушать, текст лекции, фото, рисунки, Культурный Центр
«Просветление», Открытый Йога Университет в Москве,
www.happyoga.narod.ru, www.openyoga.ru, www.yogacenter.ru, Вадим
Запорожцев, Школа йоги традиции Анандасвами, Елена Зверева, Образ
жизни, йога, общество людей, не причинять вреда, не растрачиваться по
мелочам, Высшее, Я, свободы, тамас, глупость, боль, вопросы
гамлетовского характера, вселенная, дхарма, степень развитости Я,
самоосознание, самадхи, цивилизация, ненужные души, нужные души, души
высокоразвитые, духовные практики, Индия, Восток, Древняя Греция,
Древний Рим, сверхсистема, сверхцивилизация, развитые души, неокрепшие
души, деградация, раджас, саттва, Тантра Йога, Тибет, души учителей,
ламы, времена Падмасамбхавы, дети, Тантра, духовная самореализация,
себеподобные, цепляться за преходящее, мое, Будда Гаутама, эффект
религий, желания, религии, интуитивное ощущение Высшего, тантрические
трактаты, Шива, индуизм, мурти, янтры, мантры, Каула, облако мыслей
терпимости, мысли нетерпимости, криминал, тантрический буддизм,
средства массовой информации, реклама, рейтинг, государство, Махатма
Ганди, ненасильственное сопростивление, игнорировать, язык с Высшим,
голос Высшего, Йога Союза, Йога Секса, клей «Момент», иллюзия, мрачная
черная карма, мотивация, сверхспособности, наркоманы, наркотики, ЛСД,
передозняк, райская смерть, психоделики, физическое тело, тонкое тело,
причинное, теория йоги, мучения, неведение, Культурный Центр
«Просветление», Открытый Йога Университет в Москве,
www.happyoga.narod.ru, www.openyoga.ru, www.yogacenter.ru, Вадим
Запорожцев, Школа йоги традиции Анандасвами, степень развитости Я
каждого из нас абсолютно разная, степень самоосознания, степень
ответственности, степень порядочности, Высшее разговаривает с нами,
канал Высшего, духовная эволюция, наслаждение.

18. Контрольные вопросы.

Составитель: Елена Зверева.

1. Почему нельзя причинять вред живым существам без крайней необходимости?

а) Потому что за это попадают в ад.
б) Потому что мы все непрерывны и, делая вред другом снаружи от нас, мы делаем отсроченный вред себе.
в) Потому что ты не сможешь сконцентрироваться на объекте.
г) Накажут правоохранительные органы.

2. Продолжите один из афоризмов Школы йоги традиции Анандасвами: «за тамасом идет …»

а) Саттва.
б) Осмом.
в) Боль.
г) Раджас.

3. Что такое дхарма?

а) Путь в нашей жизни.
б) Идеальная жизнь.
в) Закон причины и следствия.
г) Высший духовный чин в Тибете

4. Можно ли построить для себя счастье, игнорируя других живых существ?

а) Да.
б) Всяко бывает.
в) Нет.
г) Затрудняюсь ответить

5. От чего зависит развитие цивилизации?

а) От того, какие души будут входить в тела будущих детей.
б) От экономически и политики.
г) Это загадка природы.
в) От нравственного воспитания детей в школе.

6. Продолжите выражение: «Нет большего счастья, чем родиться …»

а) со сверхспособностями.
б) в Тибете.
в) на высших планетах.
г) в семье йогина и йогини.

7. Что приходит за преходящим, если ты вцепился в него и не отпускаешь тогда, когда надо отпустить?

а) Просветление.
б) Боль.
в) Безнадега.ру
г) Налоговая инспекция.

8. К чему стремились йоги и йогини в те древние времена?

а) К Высшему.
б) К построению светлого коммунистического будущего.
в) К продолжению рода.
г) К сверхспособностям.

9. От чего зависит, какие души будут рождаться в телах детей?

а) От расположения планет.
б) От новейших медицинских разработок.
в) От того, какой образ жизни ведем мы с вами.
г) От того, какие души до этого умерли.

10. Что в разные времена помогало описать Высшее?

а) Слова.
б) Наскальное творчество.
в) Религии.
г) Наука.

11. От каких «сфер жизни» дистанцируется йога?

а) Ни от каких, йога везде.
б) От религии, науки и медицины.
в) От межличностных взаимоотношений.
г) От физики, картографии и коневодства.

12. Что такое йога?

а) Система очистки разума.
б) Секта.
в) Тибетская религия.
г) Система самопознания.

13. К какой религии йоги относятся уважительно?

а) Ни к какой.
б) К православию.
в) К любой.
г) К религии серпа и молота.

14. Почему нужно какое-то время йогам проводить в одиночестве?

а) Чтобы практиковать йогу.
б) Чтобы установить связь с Высшим, чтобы научиться распознавать голос Высшего.
в) Так написано в Бхагавадгите.
г). Чтобы отдохнуть, съездить в Турцию, позагорать.

15. Что нужно, чтобы случилась мрачная карма?

а) Неведение.
б) Нужно кого-нибудь убить.
в) Ничего, она и так случится.
г) Мотивация, т.е. «я делаю зло, потому что я его делаю».

16. Как называется высшее состояние в йоге?

а) Ктулху
б) Сангха
в) Самадхи
г) Абсолют

17. Когда Высшее разговаривает с нами.

а) Когда мы его слышим.
б) Когда человек очистил свою карму.
в) Во время гипноза.
г) Каждую секунду.
 

19. Ответы на контрольные вопросы.

Составитель: Елена Зверева.

1б, 2в, 3а, 4в, 5а, 6г, 7б, 8а, 9в, 10в, 11б, 12г, 13в, 14б, 15г, 16в, 17г.

20. Ссылки на тексты с похожими тематиками: Все лекции из серии “Образ жизни йогов и йогинь древности”

21. Глоссарий (временно нет).

Поделиться Открытой Йогой:

Оставьте комментарий