1. Название лекции:
Познание своего Я. Управление Сознанием.
Культы и Секты.
2. Автор: Вадим Запорожцев
3. Фото автора:
4. Краткое описание: Первый
принцип йоги гласит, что мы не должны причинять вред ни одному живому
существу без крайней на то необходимости, если возможности не причинять
вреда нет, то следует поступать так, как велит нам наш долг. Второй
принцип йоги гласит, что мы не должны растрачивать силы и время
понапрасну. Почему без этих двух принципов не бывает йоги? Каковы
критерии успеха в йоге, почему необходимо передавать знания йоги, что
значит переоткрыть йогу? Как уживаются йога и религия, что такое
адвайта и шри-янтра? Какова конечная цель любой йоги? Ответы на эти и
другие вопросы вы найдете в этой лекции.
5. Дата и место чтения лекции:
2007.12.29 Культурный центр «Просветление».
6. Аудио, видео и текст лекции принадлежат: Открытому Йога Университету в городе Москве (Школа йоги традиции Анандасвами).
Вы имеете полное право копировать, тиражировать и распространять
материалы этого сайта, желательно делайте ссылку на наш сайт www.openyoga.ru.
7. Текст напечатан: Оксаной Петраченко, Татьяной Тимербаевой.
8. Текст отредактирован: Оксаной Петраченко, Татьяной Тимербаевой.
9. Рисунки:
10. Фото:
11.
Адрес Школы Йоги: г. Москва, Россия, метро Новослободская, ул.
Долгоруковская, дом 29, тел. 251-21-08, 251-33-67, Культурный Центр
«Просветление». Сайты: www.openyoga.ru, www.yogacenter.ru, www.happyoga.narod.ru.
12. Где бесплатно скачать текстовый файл:
13. Где бесплатно скачать аудио файл лекции:
Нажмите здесь чтобы скачать аудио:
32кб/с,2007_12_29_lec_kcp_vopros_otvet_web.mp3, размер 22,0мб
128кб/с,2007_12_29_lec_kcp_vopros_otvet.mp3, размер 88,2мб
14. Где бесплатно скачать видео файл лекции:
Нажмите здесь чтобы скачать видео:
FLV,/2007_12_29_lec_kcp_vopros_otvet.flv, размер 220мб
15. Нажмите кнопку play (►), чтобы слушать или смотреть лекцию на этой странице, (׀׀) – пауза.
Видео:
16. Основной текст лекции.
Вопрос: «Есть ли темы в йоге, которые Вы не хотели
бы обсуждать и поднимать?»
Вадим Запорожцев: «Сложный вопрос. У меня в йоге есть прямая
обязанность – передать все то, что я получил. У нас в школе считается дурным
тоном, когда человек долго учится, воспринимает знания, перенимает техники, а
потом не передает их дальше. Это в свое время привело к тому, что йога чуть не
исчезла. Да и сейчас большой процент эгоизма, прикрытого изысканными объяснениями самого разного толка (я не готов,
не знаю…).
Так вот, у
меня жесткая программа – мне нужно
передать как можно больше тех йог, которые я знаю, найти тех людей, которые
будут вести эту йогу.
Найти таких
людей сложно. Как минимум, у них должен
отсутствовать эгоизм получения знаний себе без передачи их далее. Они должны
крайне активно работать в направлении йоги. Они должны быть настолько активны,
чтобы одновременно и развивать йогу и кормить себя. Это очень сложно. Как
правило, это люди с повышенным потенциалом праны или, как говорится в йоге, с
определенной кармой. Поэтому найти таких людей бывает крайне тяжело. Необходимо
пропускать большое количество людей, прежде, чем находятся такие люди. Поэтому,
конечно же, я хочу передать все эти йоги полностью, до последней….
К сожалению, я
реалист.. И вижу, что к некоторым йогам я даже не приблизился. Дело в том, что
я не могу передавать тонкие йоги (например, визуализации), если нет основания
(человек не знает даже хатха йоги, либо не достиг в ней известных результатов).
Т.е., если нет фундамента, нет и следующего этажа. Поэтому я с глубокой скорбью
смотрю на развитие событий. Время показывает, что все идет непросто медленно, а
непозволительно медленно. В бизнесе есть такое правило – если ты начинаешь
новый бизнес, то умножай планируемое тобой время на три, а затраты – на пять. Так вот, все планы, касающиеся
йоги, можно смело умножать на 10. Поэтому я не хочу обсуждать те йоги, которые
выпадают из контекста. Мне крайне тяжело обсуждать йогу Влюбленности с
человеком, не знающим аксиоматики йоги; йогу Союза – если человек не прошел
определенных ступеней. Потому что тогда эти знания вырываются из общего
контекста и получается перекос. Как в тибетской поговорке – человек становится с головой, как арбуз, полной
семечками бессвязных идей и с сердцем,
как орех – маленьким и твердым. Т.е. человек эгоистичен, думает только о
себе, «гребет» под себя, но зато у него огромные познания в разных видах
философии. Это меня останавливает. Но, отвечая теоретически на Ваш вопрос, я не
задумывался, какую именно йогу не хотел
бы обсуждать.»
Вопрос: «В вашем Центре ведутся занятия по хатха и
крия йоге. Планируете ли Вы вести в
дальнейшем курс занятий по йога нидре?»
Вадим Запорожцев: «Ответ тривиальный. В большинстве своем
люди не знают, что такое йога нидра. Соответственно, если завтра начнутся
занятия по нидра йоге, то придет незначительное число интересующихся людей,
которые будут ходить нерегулярно. Мы перестанем сводить концы с концами. К
сожалению, с проведением занятий йогой связано много трудностей, в т.ч.
финансово-организационных. Это
определяет, в каком ключе мы работаем.
Мы стараемся
давать за основу базовые йоги и
внедрять в них элементы разных йог,
проводить семинары. Иногда я слышу: «Мы уже продвинутые йоги, нам бы что-нибудь
сложнее, интереснее». На это процитирую классика: «Продолжающий в йоге только
Господь Бог». Даже мои учителя – начинающие. Когда ко мне приходят и говорят,
что они продолжающие, мы друг друга не понимаем. Скорее всего, из-за оборотов
речи. Т.е., если человек умеет особо гнуться, это не значит, что он
продолжающий в йоге.
Есть один критерий продолжающего – умение останавливать
мыслеформы на поверхности разума. Если он не владеет этим, то он такой
же начинающий. И его гибкость не имеет значение, даже в том случае, если он «завязывается
бантиком». В этом отношении у нас жесткая политика. Большая часть йоги –
невербальная. И под упаковкой внешних повторяющихся упражнений в занятии
содержатся абсолютно разные энергии
занятия.
Как только
наберется группа людей, покрывающая
финансовые издержки на проведение нидра йоги – на следующий день
начнутся занятия по нидра йоге.
Хотя вряд ли
она будет. У нас нет передачи нидра йоги в том плане, в котором она понимается
здесь. У нас под нидра йогой понимается передача (по Сарасвати, ученик Шивананды)т.е.
там есть нюансы в терминалогии. Но аналогичные йоги, где используются пограничные состояния сознания между
бодрствованием и сном со сновидением или сном без сновидений (это уже высший
пилотаж) – запросто. Вопрос только в количестве людей.»
Вопрос: «Можете ли Вы ответить – кто Вы?»
Вадим Запорожцев: «Я могу процитировать древний текст: «Я –
брахман и ни что иное». Я олицетворение, сотворение Абсолюта, частичка
Абсолюта. И это будет формально правильно. С другой стороны, в нашей школе считается
неэтичным, некрасивым рассказывать про себя много. Дело не в параноидальной
секретности, а в том, что это считается нескромным. Поэтому, даже рассказывая
какие-то эпизоды, я меняю имена, место, события…»
Вопрос: «Меня
интересует ассоциации с вашей жизнью…»
Вадим Запорожцев: «Вы хотите узнать, что я ощущаю внутри?
Хочу Вас успокоить – то же самое, что и каждый сидящий здесь. Если Вы думаете,
что у меня особое видение мира – нет, живу самой обычной жизнью.»
Вопрос: «Но Вы нереализованный йогин?»
Вадим Запорожцев: «Задаете опять вопрос с подковыркой. Если
я скажу, что реализованный йогин, то это будет крайне нескромно. Если я скажу –
нереализованный йогин – это будет
неправда. Не в том плане, что я реализованный йогин. А хотя бы в том плане, что
в каждом из нас частица Абсолюта, которая не нуждается в реализации. Она
нуждается в самоосознании этой реализации. Поэтому есть товар – я, как кот в мешке. Есть выражение англичан,
имеющее двойное значение – «покупай либо
оставь на месте». Моя задача не стать великим гуру, которому все «заглядывают в
рот». Моя задача – чтобы каждый из вас начал работать сам над собой. Не надо у
меня учиться. Переоткройте йогу сами. Моя задача – помочь Вам в этом.
Лавры Учителя меня напрягают –
никакой личной жизни. Я веду крайне простой образ жизни. Все учителя, у которых
я учился йоге, которые действительно
что-то в этом понимали, были крайне простые люди. Можно было подойти к ним, похлопать по плечу,
сказать: «Пойдем чайку попьем». Реакция абсолютно адекватная.»
Вопрос: «Расскажите
о культах и сектах йоги древней Индии и Тибета. Их роль в формировании
культуры, строя и жизни страны в целом.»
Вадим Запорожцев: «Слова
«культ», «секта» ассоциируются у нас с маргиналами, с отрицательным образом.
Поэтому я бы воздержался от слова «йога» в этом ряду. Все культы и секты
стремятся ограничить свободу людей. Перечень запретов увеличивается с каждым
разом (не должен есть то-то, смотреть туда-то и т.д.). Йога – прямая
противоположность, в ней нет таких ограничений.
В йоге есть Принципы, которым
рекомендуется следовать.
1 ПРИНЦИП – принцип ненасилия, не
причинение вреда ни одному живому существу без крайней на то необходимости.
2 ПРИНЦИП – принцип нерастрачивания своей жизни понапрасну.
Эти принципы,
если и ограничивают нас, то не
противоестественно.»
Вопрос: «Что
происходит, если не следовать этим принципам?»
Вадим Запорожцев: «Если йог, практикуя йогу, не следует этим
принципам, то происходит любопытная вещь. «Не хочешь по-хорошему, будет
по-плохому». Т.е. человек накапливает много энергии, которая до предела
обостряет все противоречия его жизни. Эти противоречия проявляются на
физическом плане. Поэтому эти принципы нельзя назвать ограничениями. Это скорее
мазохизм, потому что энергия при занятиях йогой увеличивается и обратная
реакция убыстряется.
Поэтому я бы
не стал называть йогу «сектой». Хотя под йогой, что только не
понималось. В том числе адепты тайных
наук. Но это вопросы терминологии.»
Вопрос: «Чем
отличается истинная йога от неистинной?»
Вадим Запорожцев: «Если вы становитесь с каждым днем все
более закабаленными, печальными, менее свободными и все больше вы зависите от
чего\кого-либо (гуру, предписания и т.д). Есть повод усомниться – истинная ли
это йога. Хотя бывают разные кармические
ситуации.
Йога делает нас самодостаточными, свободными и
независимыми.
Скорее всего,
вместо «секты» более применим термин
«Ашрамы йоги». Под ашрамом йоги, в вольном переводе, понимается университет.
Есть люди, исповедующие приблизительно одни и те же взгляды, методы,
находящиеся вместе. Но, каждый из них – самодостаточен. Они
вместе не потому, что не могут быть не вместе, а потому, что осознали, что
вместе веселее. И каждый из них может в
любой момент развернуться и «уйти в пещеру», где проживет 10 лет в полном
одиночестве.
Влияние йоги на культуру
Влияние йоги
основополагающе. Не было бы учителей с их способностями, давно развалилась бы и
Индия, и Тибет. Живой пример, Непал, в котором хранятся традиции и наследие
йоги, со вчерашнего дня больше не монархия. Разрушение старого – не всегда
плохо. Это начало чего-то нового.»
Вопрос: «Считаю, что в Непале самые счастливые люди благодаря
информационному вакууму. Несмотря на очень низкий уровень благосостояния
населения.»
Вадим Запорожцев: «Да, та же самая ситуация наблюдалась в Тибете.
Они долго жили изолированно. Но тенденции, как и везде – современный образ
жизни проникает, устои рушатся, механизм передачи древнего знания йоги
исчезает.
Поэтому, если
вы не воспримите йогу и не понесете ее дальше – она исчезнет. От вас требуется:
1.
прекрасно разбираться в йоге, на очень хорошем уровне.
На уровне философии.
2.
вести современный образ жизни. Время «пещерных йогов»
прошло.
Таким образом,
с одной стороны, человек должен прекрасно разбираться в йоге, с другой стороны,
вести вполне современный образ жизни, понимая запросы современных людей,
передавая им йогу. Только так мы ее спасем.
Уход в одиночную практику иногда оправдан, если он
непродолжителен. Однако, если человек всю жизнь так живет, и других к этому
призывает, то он, по-моему мнению, духовный труп. Они сами на себе замыкают
йогу. Не достигая вершин, умирают. Они не успевают передать ее. Затем рождаются
в среде, где не передали сами, и не получили.
Так вот, Непал
рухнул, Индия по швам трещит. В Пакистане, который до 1947 года был Индией, –
место, насыщенное серьезными практиками в т.ч. йоги, с обретением независимости
и разделения страны, начались волнения. Все индусы уехали из Пакистана, а мусульмане из Индии.
Иногда
создается впечатление, что учителя и практикующие йоги – это внутренние
духовные центры. И благодаря их существованию
Высшие силы закрывают глаза на безобразия общества. Похоже на библейский миф, согласно которому в городе
греха должно быть определенное количество праведников, чтобы его не снесло с
лица земли. Если вы встретитесь с
профессиональными индийскими нищими, окунетесь в быт Стран третьего мира, то
увидите злобу, завистливость, жадность. Наши бомжи ненамного отличаются от них.
Поэтому
роль йоги, с моей точки зрения, самая
прямая – сохранение знания.
Сейчас
Запад готов воспринять древние знания. Пришло время их передать. И Высшая сила
говорит хранителям этого знания – меняйте образ жизни. В этом смысле Вселенная
дождалась, что эти знания достигли такого момента, что западный человек в
состоянии их воспринять. Еще 300, 200
лет назад западный человек был не в состоянии это сделать. Сейчас – да,
возможно. Вот и все, ни секундой больше там не будет прежнего уклада жизни. Это
подтверждается ситуацией в Тибете.
Роль в формировании культуры, строя и жизни страны в целом.
Индия –
система замерзшая. Там даже кастовая традиция замерзла. Почему? Потому что были
оправданные, с кармической точки зрения,
условия, чтобы Древнее знание сохранилось. Но, как только знания перестают
передаваться, или настало время передавать их дальше – ни секунды, ни одна
кастовая система не должна существовать. Что и происходит в Индии.
Мы привыкли к
черно-белой картине. Но все необходимо понимать с разных сторон. И стремиться к
минимуму зла, насилия. А сами по себе
вещи – что для одного хорошо, то для
другого плохо.
Какие сохранились в неизменном их
бытие в наши дни и донесли свои традиции
техники йоги по реализации ищущих?
Какие в наши дни сохранились школы йоги
Есть
школы
закрытые. В них хранятся древние знания. Доступа туда практически нет.
Их
задача – передать из поколения в поколение эти знания, чтобы они не
исчезли. Там хранится
Огонь знания. И время от времени от него берет свое развитие очередная
школа,
ветка йоги. Поэтому проследить, как возникла та или иная школа, ветка
йоги,
практически невозможно. Потому что, во-первых, никто не утруждал себя
писать
подробный отчет, хронологию. Во-вторых, там реальные люди, которые
занимаются практикой. И излишнее внимание к персонам мешает. Это
всегда толпы туристов,
паломников. Поэтому школы не афишируются.
Я встречаю
книги, в которых анализируется
происхождение школ, учителей. Это, в подавляющем большинстве, свободная
фантазия автора. Как на самом деле в йоге передается знание от учителя к ученику – мы не знаем.
История любой
школы йоги – это история разведки. Разве ЦРУ, КГБ рассказывают о своих
операциях? Нет, мы об этом узнаем лет через 100, если узнаем. Вся эта
информация не нужна. В ней никакого маргинализма. Просто люди занимаются своим
делом. Чужое внимание мешает.
Поэтому списка хороших-плохих гуру, школ нет. Т.к.
могут быть самые разные переплетения, разобраться в которых крайне сложно. Это
на Западе все классифицируют. А на Востоке – живет мифотворчество. Они даже не
задаются иногда этим вопросом.
Поэтому списка
такого нет. Остается лишь наша интуиция и наша счастливая карма. Это только
лишь ваш внутренний голос подскажет вам. А все остальное – где критерий?
Их организация и система
Когда-то
интересовался этим вопросом. Интересно было – откуда появилась та или иная традиция в йоге. Даже в
самых известных и популярных на сегодняшний день школах – буквально 2\3
поколения – потом стена. Все теряется.
Странствующий
йог зашел, три дня пожил, посвятил и ушел. Откуда пришел? Куда пошел? Никто не
знает. И вот примерно такая же ситуация. Дело абсолютно бесполезное выискивать.
Я попытался. Потом понял, что начинается мифотворчество, домысливание. Часто
начинается выискивание – кто самый
главный в йоге.
В чем могущество или преимущество той или иной школы йоги по их мнению?
Я не знаю. Это
нужно спросить у них. В техниках я разбираюсь в тех, которые сам преподаю. Что касается даже
того, что делается в Москве – честное слово, не знаю. Но, как правило, нечестных людей в йоге очень мало. Больше циников. Но
уже не в йоге, а в околойоговской среде.
У меня
следующее правило жизни: если человек йогу преподает, не дает этому древнему
знанию исчезнуть с лица земли, памятник при жизни! Не вникаю – хорошо преподает,
плохо. Не вникаю, какую йогу преподает. Само слово «йога» пропагандирует –
памятник при жизни.
Роль религиозной доктрины и концепции развития вселенной, как основы мироздания и формирование группы,
объединения адептов.
Йога и религия.
Йога – толерантная система. Она
прекрасно уживается с любыми религиозными взглядами. Но может прекрасно жить и без
них.
Это парадокс,
противоречие, такое же, как существование Бога. Йога говорит, что есть Высшая реальность, которая может
проявиться в нашей жизни, как вполне конкретный Бог какого-нибудь туземного
племени. А может проявиться в виде моей любимой
дататрейской космической функции, или
в космическом законе Дао. Поэтому с точки зрения теоретической,
противоречия нет никакого. Наш мир намного сложнее. Мы его разделили и не видим
его сложности.
Крайне опасно
связывать себя с той или иной религией.
Сегодня она в фаворе и в почете, а завтра там начинаются отрицательные
моменты. В Индии это сплошь и рядом. В
то же самое время, все истинные религии были предназначены для того, чтобы
делать то, что отчасти делает и йога – призывают к непричинению зла. Только по
крайней необходимости: война (религиозная,
священная), убийство (для пользы грешника). Но это скользкая тема. В религии столько всяких ветвей, подразделений,
сект, которые на дух друг друга не переносят.
Получается как в фильме про Чапаева – крестьянин спрашивает: «Ты за
большевиков или за коммунистов?».
Я очень уважаю
истинных религиозных людей. Более того, считаю, что как раз все самое лучшее, что есть в религиях, должно
присутствовать в йоге. Но с другой стороны, йога и религия – две разные
вещи. Йога, в известной степени, ближе к
науке. Хотя от науки она также дистанцируется, но уже по другим причинам.
Характерные отличительные черты в технике йоги современных европейских, индийских,
тибетских школ, в частности высший путь от начальных ступеней садханы до
полной реализации адепта в самадхи.
Вы объединили европейские, индийские, тибетские
школы. Но на сегодняшний день, не знаю, есть ли в Тибете что-то. Там китайцы. История взаимодействия Тибета и Китая
длительная. Не все так просто. Но это не наша тема. С одной стороны жалко
Тибет, с другой – не все так однозначно. Поэтому про тибетцев я мало, что могу
сказать, тем более, что большая часть тибетских школ сейчас живет в Индии.
Мне лично
очень нравятся тибетские школы йоги веток тантрического буддизма.
Они представлены в нашей стране многочисленными большими и малыми школами –
это карма кагью, ньингма. Есть прекрасные 6 йог наропы. И некоторые школы
практикуют отдельные виды. Пхова, одна из йог
– посмертный перенос сознания. Очень сильная йога.
Все ли техники и направления в йоге приведут адептов в конечном итоге и
дадут ответ ему на главный вопрос: «Кто он»
Познание своего Я
Все техники
йоги, когда мы применяем этот термин, подразумевают, в том числе, и познание
своего Я. Методы, которые позволяют приблизится к этому, разные. Потому что у
нас разная карма, предыстория,
предпочтения. Кто-то хочет познать свое Я, как отражение Великого Я, кто-то
хочет познать Я через методы Ражда йоги, раскрывая силу заложенного Я.
По-разному. Но, конечная цель любой йоги, тождественна. Кто-то говорит мне
открылся Брахман, вселенский Абсолют, кто-то – мне открылось мое Я, кто-то – я
сжег свою карму. Т.е. все говорят по-разному, но, по сути, об одном и том же
состоянии.
Это состояние выше, чем слова,
мысли. Поэтому формального объяснения этому мы не можем дать. Это нужно пережить.
Кем на самом деле являемся, а не тем за кого привыкли принимать себя.
Это одна из
концепций йоги, которая говорит, что мы считаем себя сидящими здесь. Этот образ
сформирован иллюзией, майей. Мы себя представляем не тем, чем мы есть на самом
деле. Но мы настолько привыкли к этой картинке, что поддерживаем ее,
финансируем. За счет этого картинка продолжает жить. Как только нам надоест эта
картинка, и мы перестаем ее финансировать, она может видоизмениться в ту или
иную сторону. Будет другая картинка. Сегодня я
бездомный, безработный, неврастеник. Одна картинка. Потом что-то
сработало, я стал профессором философии,
умницей, нобелевским лауреатом. Другая картинка. Но они ничем не отличаются друг от друга – они не
имеют отношения к нашему истинному Я. Вопрос в методиках.
Методики разные. Одна методика в том, чтобы
систематической сменой картинок, привыкнуть к тому, что любая картинка вещь
приходящая. Перестать за нее цепляться. И тогда, когда одна картинка пришла, а
другая еще не прошла, можно увидеть того, кто эти картинки на себя надевает.
Это уже вопрос метода.
Чем не устроило или чего не хватило шактам и тантрикам в шайвицкой
доктрине о происхождении вселенной, сотворенной Шивой Богом, сочетающем в себе
как мужское так и женское начало т.е. Сознание и Энергию.
Почему произошло разделение.
Серьезный
вопрос. Здесь вы упоминаете школы и традиции, и я еще раз повторяю. Как только
вы читаете книгу о происхождении школ –
это 10% из отрывочных сведений, и 90% –
концепция или видение автора. Как на самом деле, как одна или другая школа
возникала, как они взаимосвязаны – тайна.
Как-то на
одном семинаре я читал лекцию. Мне сказали
– с тобой все понятно: ты – «адепт правой руки какой-то адвайто….». Меня сразу
же классифицировали. Я с удивлением
узнал, что я именно так называюсь. Это гимнастика для ума. Кто-то этим любит заниматься.
Я первый раз столкнулся с тем, чтобы меня именно так классифицировали.
Я ничего не
знаю про эти школы и упомянутой доктрине. К сожалению, я не компетентен в этом.
Тем более, все, что касается тантризма.
Тантризм –
достаточно закрытое направление. То, что вы читаете в книгах, смотрите по
телевизору (оргия сексуальная тантриков) имеет малое отношение к истинному
тантризму, который, в первую очередь, очень серьезное философское течение.
Вопрос в
другом. Некая избыточность. Есть школы адвайтического плана, как они себя
называют. Подход в них следующий – есть
только Сознание и Майя. Есть наше
Сознание, а все остальное – Майя. И они отрицают Энергию. Эти школы существуют
многие столетия. С нашей точки зрения, это катастрофическая, опасная ошибка.
Точнее, не ошибка, а неправильно понятый
изначальный смысл термина Адвайты, если сослаться на Шанкарачарью –
основоположника Адвайты, написавшего текст по Адвайте, а потом Анандалахари
(комментарий на него есть). Он сбалансировал эти два подхода.
С нашей точки
зрения, это странный подход. Это как если бы я сказал – женщин нет в природе.
Есть одни мужчины. Примерно также мне
режет слух подход, что есть Сознание и Майя. Мир более сложный.
Почему эти
перекосы сохранились достаточно долго? Потому что они используют методы
Сознания, которые сами по себе достаточно сильные. Но это – как человек на
одной ноге. Все же лучше, чем вообще без ног. На одной ноге можно прыгать. И
вот он так и прыгает по жизни.
Но есть принцип Акама. Не надо придумывать лишних
сущностей, когда и предыдущими можно все объяснить. Это аксиоматика йоги. С нашей точки зрения
есть и мужчины и женщины. Во всяком случае, ни одного адепта тайных наук из
пробирки не появилось.
Для нас это вопрос принципиальный.
Принципиальный вот в чем – если мне
надоела моя подружка, должен я считать ее майей и продолжать лицезреть или найти
себе другую подружку? Этот вопрос
сводится именно к этому. Я специально
все обостряю, чтобы вы поняли всю несуразность этих подходов.
С позиции, если она майя – то ее нет
вообще, нужно искать другую майю, более приятную. Это безумие, потому что, если
хочешь хорошую подружку – сделай хорошую из той, которая рядом с тобой.
Останется ли она с тобой или придет другая – это вопрос. Вот это уже подход
энергии. Очень мощный.
Чисто
теоретически. Когда был сотворен, проявлен мир – этот первый толчок, всполох,
который породил все. Он проявился в двух своих крайностях – вечного непостоянства и вечной неизменности.
Это аксиоматические термины. Изначальный толчок, который иногда называют
Изначальной Мантрой, в своей проявленной форме породил Энергию или женский
принцип. Т.е. это женский принцип проявления силы. И этот же самый толчок, в
этот же самый момент проявил другую силу – силу Сознания – мужской принцип.
Изначально была майя, которая потом стала взаимодействовать с мужским и женским
принципами.
Иначе говоря,
есть не Сознание и Майя в этом мире. А есть Сознание, Энергия и Майя. Т.е. есть
Я, Она и, к сожалению, наша дурная Карма. Или неспособность друг с другом
ладить, найти точки соприкосновения –
что и есть майя.
Но зачем придумывать
новый принцип, вводить женщину, если, согласно аксиоматике, можно свести мир к
моему сознанию, а все остальное майя.»
Вопрос: «Они не отрицали женщин. Они говорили, что женщина
служит для переноса сознания и \или появления новой энергии.»
Вадим Запорожцев: «Я не берусь интерпретировать другие
взгляды. Но мне достаточно просто
отвечать на это с позиции аксиоматики. Постадийно расписать что из чего
произошло и сказать – найдите ошибку. Если не нашли, давайте я найду их в ваших
рассуждениях.
Вопрос в
следующем. Принцип Сознания и Энергии
или по-другому, мир, который нас окружает – реален или нереален. Если идти с позиции Сознания, то он нереален
от начала до конца. Если с позиции Энергии – это не так. Получается, что каркас
реальный, но на него натянуто покрывало
майи.
Но есть более
суровый подход в шактийском подходе. Шакти – это подход Энергии. Это практики, методы йоги, очень
быстрые, мощные. Работают на 100%. Все йоги – Союза, Тантра йоги, йоги
Влюбленности – по полной программе используют эти методы. И человек получает
результат. Можно не вникать в терминологические споры, а просто на практике
реализоваться через этот подход. И это будет
лучшим доказательством того, что он есть.
Из абстрактного
мышления – прекрасная девушка может нарожать вам прекрасных детишек. И все они станут великими йогами. Их жизнь
будет более ярким доказательством того, что это существует реально, чем все
тома, книги по теории йоги. Сама жизнь является фактором доказывающим. Смертью
мало кто что доказал в этом смысле.
Вы затронули серьезный, хороший
вопрос. Это аксиоматический вопрос.
Где истоки школы йоги Анандасвами.
Истоки
скромные, деловые, обыденные. Но вся эта обыденность приводит к самым
необыденным результатам. Корни школы – это север Индии, предгорье Гималаев,
Непал – места, где территориально
аналогичные учения также существуют. Конкретизировать не имеет смысла.
У нас сохранилась
традиции, вероятно с тех времен, –
бродить по тропам. Обучение называется. Собрался что-то понять – давай в
одиночное странствие. Странствующие йоги не имели права оставаться больше
нескольких дней на одном месте. Поэтому сказать точно – в какой деревне корни
школы – мы не может. Поэтому это такое размытое понятие.
Сколько реализованных йогов есть в школе.
Реализовавшиеся йогины есть.
Какой подход и как преподносится
людям йога в вашем Центре – как истинная йога или как новомодное течение,
направленное на фитнес, жизни со всей
атрибутикой йоги?
Мы не задаемся
этим вопросом. Если бы вы знали распорядок моего дня, то к чему я призываю
других последователей нашей школы, вы были бы крайне удивлены. У нас большое
количество несделанной работы, которая висит, как дурная карма над
головой. Огромное количество людей не
спешат вовлекаться в эту работу. Некому это делать. Поэтому считать себя
истинной йогой или фитнесом, – я не
знаю. Фитнес-йогу видел по телевизору. Смеялся. Они занимались в кроссовках,
делали асаны. Хотя по довольным лицам тех, кто занимался, я понял, что это им
надо. Раз надо – пусть будет. Тем более, что они пропагандировали слово школа
йоги. Человек попробует эту йогу, потом другую и выберет. Главное, чтобы человек рано или поздно дошел.
Атрибутике особого значения не
придаем. Главное, практичность.
Я ответил на все ваши вопросы, на которые смог ответить.
Некоторые ответы я не знаю.
Поза шавасана. Управление физическим телом.
В йоге люди достигают в
этом
колоссальных результатов. Могут останавливать действие органов чувств.
Но для чего? Для познания самого себя? каким образом? Здесь
другой подход, более сбалансированный.
Вопрос: «Если ты не
можешь контролировать свое тело, как ты можешь контролировать свое сознание?»
Вадим Запорожцев: «Что вы подразумеваете под контролем Сознания?
Это аксиоматическое препятствие. Вы
понимаете под Сознанием одно, я – другое. Мы можем долго спорить. Потом
окажется, что понимали одно и тоже.
С точки зрения
нашей школы, аксиоматики, у Сознания
есть главное свойство – оно векторно, и оно высвечивает. Оно высвечивает
все то, на что направлено. И, если оно удерживается на объекте дольше
определенного времени, то объект на изнанку выворачивается и дает всю
информацию о себе самом, о происхождении и т.д.
Так в каком
плане «управление сознанием»? Остается управление – вектор и удержание. Другого нет. На большее
не квантуется. Поэтому в этом смысле говорить об управлении сознанием не совсем
адекватно. В йоге это, скорее, управление тонкими структурами Разума, через
который Сознание светит, а Разум модифицируется. Поэтому возникает игра этих
лучиков, волны на поверхности Разума, а сами
лучики ровные. Создается впечатление игры света. Если вы это имеете в виду –
это другой разговор.
Я сам являюсь
жестким сторонником позиции – физическим
телом заниматься надо. Я с трудом верю, что, не занимаясь хатха йогой, а только
медитациями, можно чего-то достичь. Хатха нужна также как и медитация. Другой вопрос, как это все
применять.
Терминология
на первый взгляд понятная. Начнем с того, что с санскрита многие термины не
переводятся, т.к. нет эквивалентов. Другие переводятся в своем одном значении.
А это другие вибрации. Из-за этого возникает путаница.»
Расскажите про Шривидьи. Какое это состояние?
Вы, вероятно, узнали какую-то
информацию, читали описание техник или практик конкретной школы, учителя, где
делаются определенные акценты. Я могу не
знать всех нюансов.
Есть прекрасные последователи школы Шривидьи. И это вопрос к
ним.
Вы не компетентны?
Я могу
наговорить вам Бог знает что. Очень много, из разных школ. Но, если мы интерпретируем это с точки зрения
определенной школы Шривидьи, то это не моя территория. Я даже комментарии давал
на Шанкарачарьи текст (Анандалахари), только лишь в одном ключе – традиции школы Анандасвами. Т.е. что они
под этим могут подразумевать, я не знаю. Я могу это давать только лишь с
позиции школы Анандасвами. Например, есть Папа Римский. У него есть определенный
взгляд на картину. Вы спрашиваете – что он при этом думает. Я не могу за него
интерпретировать. В мире существует, только дошедших до нас, 40 текстов Саундарья-лахари. На них – полторы тысячи комментариев, разных по
времени написания. Некоторые из них – чушь редкая. Некоторые – относительно
возвышенные. В нашем представлении, есть
единая точка зрения йоги. А комментарии являются уже мешаниной. И, чтобы не вовлекаться
в это, я дистанцируюсь.
Как работает Шри Янтра?
У вас есть любимая девушка, ее
фотография. Во время того, как вы смотрите на ее фотографию, с вами что-то
происходит. Как это можно описать? Это сложные моменты, которые нельзя
разделить на раз, два, три: 1 – увидел, 2 – сработали ассоциативные связи, 3 –
задействовались воспоминания , выделился адреналин…… Это сложная тема.
Скажем у вашей
девушки прекрасная фигура. Она подарила
вам свою обнаженную фотографию. Вы смотрите на округлые формы, и они вызывают
только эстетическое восприятие. Как это можно формализовать? Это очень тяжело.
Хотя и эта составляющая тоже есть.
Все, что
касается йоги Шривидьи, Шриянтры для меня очень трепетно. Это как измерять
прекрасную обнаженную девушку циркулем. Это что-то механистическое.
Действие Шриянтры,
йоги Шривидьи, волшебное. Их действие из области сверхлогичности.
Мы говорим
логично. Что-то вам кажется логичным – вы соглашаетесь, если нелогично – нет.
Представьте, что наш мир более сложный. И пласт логичности\нелогичности – это
только пласт. Над ним есть пласт сверхлогичности. Кстати, когда вы смотрите на
фотографию девушки, возникают какие-то эмоции по отношению к ней. Вступают в
роль тонкие составляющие, на которых построена йога влюбленности. Нельзя
влюбленность формализовать, механистически понять. Это вещи неуловимые.
Наш
разум, как
маленький ребенок. Его нужно чем-то занять. Незанятый, он начинает
шалить.
Иногда йогину, который изучает тему, связанную с йогами этого класса (в
т.ч.
йога влюбленности, йога Шривидьи), дают формальные объяснения. Вы не
представляете, сколько копий поломали, чтобы параметризировать Шри
Янтру. В середине 60-х математики за нее взялись. Вывели, грубым
подбором, несколько дифференциальных
уравнений, описывающих ее. Аналитически решить не удалось.
Поэтому ответить на ваш вопрос
честно, я не могу. Просто потому, что не могу это выразить. Хотя могу
наговорить много умного, формализованного.
В частности,
есть такой символизм чакры, где присутствуют разные таттвы или разные составляющие элементы материи. Как вы помните
из аксиоматики йоги, все порождено сочетанием Сознания и Энергии. И любой
треугольник в Шри Янтре также представляет
собой пересечение 4-х треугольников, направленных вершиной вверх, и 5-ти
треугольников, направленных вершиной вниз. Тот, кто помнит аксиоматику йоги –
не напоминает ли вам это закон 4-х и 5-ти? Если напоминает, да, правильно. Это
составляющие кирпичики, из которых все мироздание построено. Но не только
физическая вселенная, но и тонкая, и причинная (все три уровня вселенной).
Поэтому наговорить могу тома. Но позволит ли вам это воспользоваться методами
йоги Шривидьи? Сомнительно. Не уведет ли вас это в сторону? Скорее всего.
Я призываю вас
всех не причинять вреда ни одному живому существу. Моя задача – найти тех из
вас, кто в дальнейшем понесет знание йоги дальше.
Что следует изучать в йоге.
Всех текстов
на санскрите вы прочитать не сможете. Всех йог вы не узнаете. Всех комментариев
вы не прочтете. Но следует помнить, что у нас есть спасительная нить Ариадны
– это жизнь. И это личное ощущение – мне
это нужно и интересно. Это вполне нормальный подход в йоге. У каждого из нас
есть собственные предпочтения. Хотя
полезно услышать, что есть вообще, тем более, если это касается йоги.
Но главный критерий – ощущение того, что есть
учение, которое делает Вас свободными, раскрытыми, счастливыми. Это внутренняя
сторона. И внешняя сторона – то учение, которое позволяет Вам лучше справляться
с внешними жизненными трудностями,
проблемами. И из всего многообразия следует выбирать именно эту тропинку. Собственно
говоря, это попадает под понятие Дхармы.
То, что интересно, необходимо
изучать. Остальное – подождет. Некоторая
йога должна «вылежаться». Она изучится в
свое время. Необходимо избавиться от панического ощущения, что чего-то не
знаешь.
Будущие преподаватели йоги
требуют от меня изучения определенных разделов йоги. На что я говорю –
подождите. Для чего это нужно вам? Чтобы устранить внутренний страх,
порожденный майей, что чего-то не знаю? Это плохой советчик. Знать имеет
смысл только то, что можно применить. Если что-то уводит в сторону – пусть
подождет. Придет время и схоластика, тонкая физика вас заинтересует. Но это
должно прийти без насилия.
Как проходит процесс обучения?
Как готовятся
преподаватели йоги? Самые первые, за которых я берусь – это те люди, которые понесут йогу дальше.
Если не понесут дальше – мне они не интересны. У меня вполне конкретные
меркантильные интересы. Пришел человек.
Он должен у меня взять часть учения и отдавать его дальше людям. Если он будет
это делать – очень хорошо. Если не будет – он мне не интересен. Это моя головная боль. Все, что помогает мне
снять ее, делается мною по мере сил, в т.ч. читаемые мною лекции.
Процесс обучения происходит
следующим образом.
1. человек
должен понять – его ли это. Для этого нужно изучить все, что уже есть в
наличии.
2. если
человек понял, что ему это действительно интересно – уведомить об этом
преподавателя
3. «мозолить
глаза», чтобы адекватность человека и его намерений была замечена
4.
если человек начинает сразу работать в этом направлении
– только приветствуется. Есть формальные требования – знание компьютера и
английского языка, хотя бы на начальном уровне. Без этого, как показала
практика, работы продвигается плохо.
Так что –
милости прошу. Но сразу хочу предупредить. Подход очень тиранический,
требовательный. Потому что часто думают, что йога – это рождественская сказка. А учитель йоги –
Санта Клаус. Ничего подобного. Это, скорее,
похоже изучение высшей математики. А работа эта похожа на работу
бизнесмена, который начинает новый бизнес.
Но такие люди находятся. И это
приятно.
17. Ключевые слова: Лекции по
йоге, бесплатно скачать, слушать. смотреть, культурный Центр «
Просветление», Открытый Йога Университет в Москве, : www.openyoga.ru ,
www.yogacenter.ru, www.heppyoga.narod.ru., Вадим Запорожцев ,Школа йоги
традиции Анандасвами, Оксана Петраченко, принципы сверхлогики в йоге,
принцип логики в йоге, первый принцип, не причинение вреда ни одному
живому существу без крайней на то необходимости, если возможности не
причинять вреда нет, то следует поступать так как велит нам наш долг,
второй принцип, не растрачивание сил и времени понапрасну, повышенный
потенциал праны, активно работать в направлении йоги, крийя-йога,
хатха-йога, нидра-йога, продолжающий йог, Абсолют, переоткрыть йогу,
культы древней Индии и Тибета, кармические ситуации, современный образ
жизни, времена пещерных йогов,садхана, закрытые школы йоги, самадхи,
тибетская школа йоги, йога и религия – две разные вещи, сознание и
энергия.. тантризм, философское течение, Шанкарачарья., «Ананда
лахари», адвайта, майя, предгорья Гималаев, Непал, шри-янтра,
подготовка преподавателей йоги. знания йоги, шри-видья, человек
адекватный.
18. Контрольные вопросы.
19. Ответы на контрольные вопросы.
20. Ссылки на тексты с похожими тематиками:
21. Глоссарий.