1. Йога Вайкхари Уччарана-Чтения Вслух. Йога Лекхана-Письма. Часть 1. 09.09.21. (звук веб камера)

– Сегодня у нас одиннадцатый день Черноморского фестиваля, я Вадим Опенйога, и это у нас совместный фестиваль itempuniversity, openyoga university, изучаем Йогу и всё остальное. Информация openyogaclass.com и itempuniversity.com 

Сегодня мы начнём рассматривать с вами две йоги, которые косвенно описаны в самых разных направлениях,но к сожалению, в явном виде не сохранились, но жизнь показывает, что они сейчас становятся чрезвычайно актуальны. 

Итак, первое – йога чтения вслух, имеется ввиду чтение каких-либо текстов. 

Второе – йога письма, йога чтобы эти тексты как раз и записывать. 

Давайте мы рассмотрим эти две йоги. Они становятся чрезвычайно практичны и необходимы для вашей в том числе и каждодневной практики, в той или иной форме они присутствуют и в Мантра йоге, и в Янтра йоге, и в других йогах, связано с таким проявлением человеческой жизни как речь, как способность что-либо производить, как способность что-то видеть и т.д. и т.д 

Давайте вспомним предысторию, такую если мы попытаемся реконструировать картину древности как дошли до нас древние знания, то предстаёт такая совершенно интересная картина, такой сценарий что вообщем то всё начинается с Вед. В частности самые авторитетные Веды дошедшие до нас это Ригведа, так же есть ещё другие. Очевидно с помощью разных косвенных доказательств, что Веды были привнесены в Индию, привнесены достаточно давно и Веды хранились, и давались из поколения в поколение устно. Ученик должен был зазубривать наизусть Веды, причём зазубривать настолько точно чтобы ни одной оговорки, ни одной ошибки не присутствовало. Для этого придумывали самые разные способы, тренировки, в частности некоторые куски,некоторые мантры из Вед они заучивались скажем одновременно сразу в разные стороны, то есть, ну там есть очень много всяких таких вспомогательных инструментов, но сам факт знания передавались устно. Остаётся вопрос почему? Ну, ответов будет масса, море. На самом деле, как показала жизнь, это самая точная передача знаний и звучаний на протяжении тысячелетий которое вообще есть на планете Земля. Как ни странно все остальные формы, они как-бы более подвержены ошибкам, и вот так или иначе всё знание передавалось изустно и вообще устная традиция она  до сих пор в Индии присутствует. И во многих школах тексты которые мы привыкли с вами читать до сих пор передаются что называется на ухо от учителя ученику и считается, что ты должен всё зазубрить и помнить. Таскать с собой фолианты, таскать с собой какие- то книги, это просто не то чтобы не практично, это просто невозможно. Поэтому, должен помнить всё наизусть. Это чрезвычайно усложняет на самом деле поиск каких то в первую очередь йоговских знаний, потому как в этой школе, в этой традиции от учителя к ученику передается такой текст или такая песня, или такой-то речитатив, если ты внутри этой традиции, вместе с ними живешь , практикуешь безусловно ты это изучил, если ты со стороны и у тебя нет возможности даже узнать что это есть. Но так или иначе потом в дальнейшем, мы видим следующую картину, по всей видимости начиная с какого то момента всё же стали записывать эти тексты, то ли потому что жизнь стала более оседлой, то ли потому что образ жизни поменялся, то ли потому что возник риск потери знания. И действительно, войны, эпидемии, неурожаи, мы не знаем, это большая тайна, но начиная с какого-то времени, в первую очередь Веды стали записываться. Записываться, как мы понимаем, не на бумаге и чернилами, а на тех подручных средствах которые были у тех людей в древности, собственно которые вот  везде. Ну что это могут быть за средства? Ну допустим, кора дерева. Гристянные грамоты знаете, да? В Новгороде до сих пор находят их огромное количество. Прекрасный материал кора березы, она пропитана определёнными химическими веществами, то есть чтобы от всех этих грызунов, короедов и от всех таких, и на них можно что-то царапать. Если есть возможность на чём-то другом, на каких либо пальмовых листьях и т.д. и т.д. Я сейчас опущу этот вопрос. Факт тот, что начали записывать древние тексты и как-бы эта традиция сохранялась, что параллельно с текстом выученным наизусть еще присутствует записанный текст. Понятно, тексты выученные наизусть это в первую очередь Мантра йога, из нее потом прям прямехонько вышло то, что называется Мантра йога , очень сложная в объяснении йога. А сам процесс когда вы начинаете что-то записывать, вот невольно что надо  сделать? Надо придумать письмо, нужны какие-то значки для передачи звуков. И начинает возникать что называется алфавит, это отдельная очень интересная история. Почему? Потому что вот допустим, та же Ригведа, вообще строго говоря, она провозглашалась на Ведийском языке и потом возникла система знаков для передачи звучания,которая в дальнейшем, вот эта система знаков и письма, гораздо  гораздо позднее, превратилась в то что называется Санскрит. То есть, иногда приходится слышать, что вот Веды писались на Санскрите. Во первых, Веды не писались, а передавались из устна, а во вторых не на Санскрите, а на Ведийском. Потому что Санскрита тогда ещё не было, в том понимании в котором он есть сейчас. Конечно же, родство между Ведийским и Санскритом, и какими-то значками, тем алфавитом который применялся до возникновения канонического санскрита которым сейчас все пользуются. Это отдельная тема. Безусловно, здесь можно было бы послушать специалиста. Я знал нескольких специалистов. Не хочу лезть на их территорию, они должны это всё нам рассказать, потому что в этом отношении массу интересных можно также подробностей открыть. Нас же будет с вами интересовать сейчас такая часть этих йог которую вы можете применять в повседневной жизни. Ещё раз, с формальной точки зрения, если рассматривать вопрос «что же такое йога?», то ответ следующий, вот были древние знания которые сохранились на Ведах, но эти знания в свою очередь нуждались в какой-то системе, чтобы их можно было воплотить в повседневную жизнь. И йога как раз претендует на то, что эта система, с помощью которой, вы будете делать те или иные упражнения, те или иные какие-то действа и со временем до вас что называется дойдёт или вы узнаете что написано в Ведах. Это так называемая классическая йога. Классическая йога – это та йога где уважаются Веды и цель этой йоги познание смысла Вед. Ну то есть, того знания заключенного в Ведах. Хочу сразу оговорится, есть не классические йоги в которых вы ничего не услышите про Веды, но которые сами по себе достаточно могущественны, достаточно полезны. Ну вот в частности, Тибетская йога-йога на почве Буддизма, Джайнизская йога, тоже было такое течение и сейчас оно очень хорошо представлено в Индии. Джайны, у них тоже свое ответвление. Там вообщем-то не делается акцент на Веды, но система практик очень близких и по сути дела унаследованных из йоги, есть чем вообщем-то все пользуются. Так вот, получается что столько сколько есть проявлений человеческой жизни, столько по идеи может быть методов подводящих человека к познанию Вед, чтобы мы поняли смысл Вед. На Западе, понятно, в первую очередь стала известна Хатха йога физических упражнений. Она хорошо себя зарекомендовала, потому что понятна,без всякой зауми, не надо вникать ни в какие там сверх логичные вещи,прекрасный результат дает. Но потом постепенно стали проникать другие ответвления йоги и пользоваться спросом. Допустим, последнее время Дхьяна йога,чрезвычайно востребована, но только под брендом «медитации». Но то что называется медитация, вообще говоря это слово европейское, а если бы мы с вами пытались описать медитацию языком вот из этой традиции йоги изучающей Веды, то это было бы Дхьяна йога. Но такой термин на Западе не особо прижился, всем больше нравится «медитация». Наконец стали проникать, как только заговорили о каких-то способностях, сверхспособностях, которые можно получить занятиями йоги,стали возникать дополнительные какие-то разделы, скажем Раджа йога, где с помощью управления своими психическими силами вы можете фактически тоже чего-то достигать. Ну то есть, вот такая ситуация, вот есть знание Вед Высочайшее , а есть разные способы как приблизиться к пониманию этого знания Вед. Можно через управление физическим телом. То есть, вот ты делаешь физические упражнения, но постепенно до тебя начинает доходить какие-то более высокие истины о том как сделан ты, как сделана окружающая вселенная, ну и по сути дела то, в чем заключается это Высшее знание. А можно через психические какие-то упражнения, допустим вот Пранаяма йога через дыхательные упражнения и т.д. и т.д. Поэтому до наших дней сложилась такая ситуация что, иногда под словом йога подразумевается сразу совокупность всех методов которые только есть. Бывает разная  квалификация в Патанджали, допустим, разделил на восьмеричный путь и дал там соответствующие свои названия. Поэтому строго говоря там, восьмеричный путь по Патанджали тогда должна быть и Пратьяхара йога и Дхьяна йога опять же, и Дхарана йога, ну и Самадхи йога или йога Самадхи. А в других даются другие термины, более узко направленные. Допустим, какой-то определённый способ рецитации или повторения мантр, ну он закрепился под названием Джапа йога. И т.д. и т.д.

– И вот в этом есть известный (трудный) какой-то термин, мы как бы так серьезно к ним относимся и народ мы очень так критично относим, что если какой-то вид йоги имеет дело с определенными упражнениями, то они должны и называться одинаково. А тут вот традиция до нас доносит, что одно и тоже упражнение может называться совершенно по разному. Или наоборот, разные подходы могут называться одним и тем же словом. То есть, вот такая трудность существует. Если ещё учитывать, что до нас собственно говоря дошли ошмётки знаний,очень много чего потерялось. Вроде есть даже где-то записаны, но они не переведены ни на английский, ни на другие языки. Где-то вообще такая традиция, где считается, что эти знания не должны быть обнародованы и запрещают публиковать те или иные источники. Мы об этом читаем сплошь и рядом, вот среди тех ученых интересующихся кто на Западе жил в Индии, когда Индия была ещё колонией, где были прямые запреты, «что вот мы на тебя смотрим, ты там Англичанин хороший человек, вот на смотри текст, но публиковать мы тебе запрещаем». То есть, всё знаете так очень становится как-то немного расплывчато и это немножко раздражает Западных людей. Мы же привыкли, что всё чётко как таблица Менделеева: « вот, этот элемент, это,это и это составляющие». И поэтому, иногда всплывают некоторые йоги с конкретными названиями, а иногда нет, но обозначать их надо. И вот здесь, вот может возникнуть путаница. Значит мы будем рассматривать с вами сейчас две йоги. И еще раз, йога чтения вслух или йога Вайкхари Учарана и йога вслух произношения. И йога письма – йога Лекхана, йога как бы писания. Безусловно может случиться так, что в разных традициях, в разных источниках всё тоже самое будет представляться под другими названиями. А если мы возьмём скажем, какие-то такие традиции, те же Тибетские йоги, Джайнские йоги или какие-то другие ответвления, то там вполне может быть, что тоже самое будет идти под совершенно другими названиями. Вот ещё раз, я сразу предупреждаю здесь, с одной стороны может возникнуть некоторая путаница в йоге , которые прекрасно сохранили некоторые методики, фактически которые в самой же Индии не так четко представлены. Но там еще за частую в названиях тех или иных йог примешиваются слова Тибетского языка.  И так вот, везде есть такая вот особенность, поэтому для нас на Западе самое главное при рассмотрении той или иной йоги, это четко проверять её на некую логичность.

Благодарим вас за то, что ознакомились с нашим материалом!

Друзья, если что то не работает на сайте или вы нашли ошибки, неточности и не соответствия, то пожалуйста, напишите нам:

support@openyoga.ru

Поделиться Открытой Йогой:

Оставьте комментарий