Название лекции :

Формула счастья (9-я лекция). Вадим Запорожцев

photo vadimАвтор: Вадим Запорожцев
Дата:
2012.02.25.

Где:
Международный Открытый  Йога Университет

Краткое описание : 
Почему так важен принцип памятования? Как можно отследить возникновение ассоциативных связей? Достаточно ли, Первого и Второго принципов для достижения просветления? Есть ли связь между преодолением страдания и преодолением неведения? Зависит ли счастье от степени самоосознанности человека? Почему Первый принцип йоги является первым? Имеет ли смысл придерживаться Второго и  Третьего принципов йоги без Первого? Связь понятия счастья и понятия наслаждения. Чем отличается временное счастье от вечного?

Скачать Текст, Аудио, Видео Варианты здесь: www.openyoga.ru



Слушать Аудио:     


Смотреть Видео:  

Читать Текст:

Сегодня 25 февраля 2012 года. Меня зовут Вадим Запорожцев. Я преподаю йогу. Мы находимся в Культурном центре «Просветление» около метро Новослободская в городе Москве. Это у нас лекция для Международного Открытого Йога Университета. Вся архивная информация у нас  на сайтах: www.openyoga.ru , www.happyoga.narod.ru , www.yogacenter.ru. Там записи наших лекций, аудио, видео, масса самой разной другой интересной информации. А так же у нас есть интернет йога курсы для самостоятельного изучения  www.kurs.openyoga.ru .

Принцип памятования

На предыдущей лекции мы с вами рассматривали, но так до конца не рассмотрели, тему, связанную с третьим принципом йоги и тему, связанную с состоянием счастья. На этой лекции, как я и обещал, продолжу рассматривать все эти вопросы.

Мы помним, что в ряду тех руководств, которые дошли до нас с древности, руководство по тому, что нужно тренировать свою память занимает одну из самых важных моментов в нашей личной духовной практике. Мы должны постоянно отслеживать, как у нас в голове формируются те или иные образы, мысли, реакции. Как у нас из одной мысли рождается другая, из другой третья. Подобно тому, когда на облако смотришь, которое по небу летит, то одна физиономия там выглядывает, то трансформируется во что-то другое. Точно так же в голове нашей мысли самым необычным образом трансформируются.

Вот вы подумали про цветы, следом всплывает какая-то ассоциативная связь и какие-то другие мысли, связанные с цветами, 8 марта. Следом за ассоциацией 8 марта всплывает другая ассоциация – женский день. Потом всплывает ассоциация – женщины. Следующая ассоциация – жена. Следующая ассоциация – поругались с женой.

И вот так вот прыгает наше сознание совершенно хаотичным образом. В йоге это считается паразитическим сознанием, которым тратится гигантское количество нашей внутренней праны, кстати говоря, отвечающее за состояние счастья. И получается, что уже на само состояние счастья уже нет праны. Она потрачена на прыганье, метание нашего разума.

Поэтому принципом памятования мы можем раскручивать назад как-бы цепочки мыслей. А если мы умеем раскручивать назад цепочки мыслей, то, как следствие мы очень четко выявляем для себя ассоциативные связи, которые связывают одну группу мыслей с другими, один объект или явление с другим. Если же мы высвечиваем ассоциативную связь, то рано или поздно мы начнем приходить – «а почему она у нас возникла?». Мы приходим к какому-то другому объекту или явлению, которое было причиной возникновения этой ассоциативной связи и так дальше, дальше, дальше.

По сути дела это сводится, из «Йога сутр Патанджали», к работе с нашей кармой. И, по сути, действие как негативной, так и позитивной кармы Патанджали сводил к отпечаткам или по-другому к отпечаткам, которые формировали ассоциативные связи и заставляли метаться наши мысли. Поэтому принцип памятования чрезвычайно важен. Давайте в подтверждение этому принципу мы сейчас попытаемся вспомнить, о чем же мы говорили на предыдущей лекции. Кто напомнит?


Размышления на тему предыдущей лекции

Светлана Ерохина, группа Астра: Прошлую лекцию мы начали с того, что вспомнили, что во Вселенной, в принципе, не существует страданий. Страдание это есть поделенное пополам наслаждение. И третий принцип для нас важен, прежде всего, тем, что он декларирует то, что страдание - не есть обязательное условие нашей жизни. И что, в принципе, мы можем волеизъявить жить во Вселенной без страданий. Мы вспомнили о том, что счастье - это сверхлогичное понятие, но чтобы к нему приблизиться мы идем через логику, через постепенный путь, включая теорию йоги, выполняя какие-то упражнения, мы постепенно приближаемся к счастью, которое бы не заканчивалось.  Преодолели бы некий фактор времени, потому что все мы бываем счастливы, но это почему-то всегда заканчивается в результате нашей негативной кармы. Мы говорили о том, что первый, второй, третий принципы йоги, они, безусловно, являются обязательными для нашего счастья, но не являются достаточными условиям, так как есть фактор нашего неведения. И даже если представить гипотетическую ситуацию: у нас была волшебная палочка,  и мы бы взяли, и устранили из нашей жизни страдания, то мы бы получили счастье, но счастье в неведении. И в результате этого неведения опять бы начали порождать опять дурную карму, и рано или поздно, опять скатились бы в эти страдания.

В конце лекции мы подошли к тому, что достаточным условием для счастья было бы соблюдение первых трех принципов Йоги, плюс некий сверхлогичный импульс, который дает нам Вселенная, и который мы можем ощущать как Бхаву или вспышки влюбленности.


Вадим Запорожцев: Замечательно. Кто так же работал с памятованием? Кто еще хочет что-нибудь напомнить или развивать далее эту мысль?


Никита, вольный слушатель: На предыдущей лекции мы рассматривали вопрос – является ли отказ от страданий необходимым и достаточным условием для счастья? Я хотел бы предложить свои размышления на эту тему. В качестве вступления я хотел бы привести цитату из уважаемых йоговских текстов, в частности из «Шива Самхита». Как мне кажется, они дают правильное направление в этом вопросе. Первая глава (Единственное существование, афоризм 57): «Так как этот мир создан неведением, то разрушение скорби означает приобретение счастья, а через знание приходит освобождение от всех видов скорби. Поэтому дух - это блаженство».

В некоторых из афоризмов может не присутствовать само слово счастье и страдание, но, тем не менее, в дальнейшем рассуждении буду к ним обращаться, так как считаю, что они имеют важное значение.

Афоризм 58: «Так как неведение, которое - причина мира, разрушается знанием, то дух есть знание, и это знание вечно».

Афоризм 63: «Увидев свой дух, а это дает счастье, находимое в самом себе, с помощью своего же духа, он забывает этот мир и наслаждается нерушимым блаженством Самадхи».

И я хотел бы еще одну цитату привести, уже не из «Шива Самхита», а из «Йога Сутра Патанджали», но не из самого текста, а из комментария мудреца  Вьясы к афоризму 24 из Йога Сутра Патанджали. Он приводит такой комментарий (мне кажется его определение неведения очень лаконично): «Неведение – это след бессознательного впечатления, обусловленного ложным знанием, таково значение данного понятия».

Я хотел бы этот вопрос – «является ли отказ от страдания необходимым и достаточным условием для счастья?», разбить на два подвопроса.

В первую очередь я хотел бы сказать о необходимости отказа от страдания и для достижения счастья. Для доказательства я буду использовать такой метод, называется он «от противного». Суть метода заключается в том, что у нас есть некий тезис и, чтобы доказать его истинность, мы предполагаем его ложность, и выводим из этого антитезис. И если в процессе логических операций и заключений мы приходим к противоречию этого антитезиса, то в рамках логики это свидетельствуют об истинности тезиса, то есть необходимости в данном случае использования обета отказа от страданий для достижения счастья.

Предположим, что обет отказа от страданий не является необходимым условием для счастья. Исходя из этого, рассмотрим понятие счастья и понятие страдания. Я буду упираться на некие утверждения. Счастье - это состояние, в котором находится человек, достигший конечного освобождения.  Освобождение является конечным. И конечное освобождение достигается конечным числом шагов. Конечное освобождение подразумевает  отсутствие неведения. То есть,  конечное освобождение достигается тогда, когда мы преодолеваем неведение. То есть, конечное освобождение подразумевает отсутствие неведения. Соответственно счастье так же подразумевает отсутствие неведения.

Теперь рассмотрим понятие страдания. Страдание возникает в результате неведения. Таким образом, оно является вторичным по отношению к неведению. То есть, производным от него. Я рискну привести пример – если мы обрезаем листики на деревьях, то они все равно будут вырастать, если мы продолжаем поливать дерево. В данном случае листики -страдания, являются результатом неведения. И для удаления страдания необходимо удалить неведение. То есть, для страдания неведение является необходимым. В свою очередь, как уже было рассмотрено для счастья необходимо отсутствие неведения. То есть мы приходим к противоречию. С одной стороны для счастья нужно отсутствие неведения, а для страдания необходимо присутствие неведения. И в рамках метода от противного это свидетельствует о ложности нашего предположения, об истинности того, что отказ от страдания является необходимым условием для счастья.

Вадим Запорожцев:  Браво. Мне нравится сам подход. Наконец-то, мы действительно пользуемся тем, что нам завещали древние мудрецы. С помощью логики, отсекая нелогичность приближаться к сверхлогике. Да, действительно, с помощью логики мы не поймем йоги. Но мы точно поймем, что не есть йога. И это уже очень много. С каждой лекцией я вижу, как у нас начинает формироваться правильное отношение к йоговским знаниям. Не дурацкая эзотеричность, где мешают все в одну кучу - высшую логику, откровения и глупость. А именно, такое постепенно выкристаллизовывание, оттачивание разума, работы с логикой мне очень нравится этот подход.


Никита, вольный слушатель: Необходимость достаточности отказа от страдания для достижения счастья. Я считаю, что является. Утверждения, на которые я буду упираться, это то, что освобождение конечно.


Вадим Запорожцев: Мы приняли это без споров, без обсуждений, что называется на веру, хотя это отдельная тема, для отдельных размышлений, но, тем не менее, пусть будет так.


Никита, вольный слушатель: Исходя из этих утверждений, которые я привел, насколько я это понимаю, это мое личное мнение, оно не является истиной в последней инстанции. Более того, освобождение конечно. Оно достигается за конечное число шагов или операций. Операции, которые нужно применять для достижения освобождения должны воздействовать на страдание. Как я уже сказал, для преодоления страдания необходимо преодолеть неведение, то есть соответственно эти операции должны воздействовать на неведение, чтобы убрать страдание. Неведение, в свою очередь, является вторичным по отношению к майе.


Вадим Запорожцев: Вот еще второе утверждение. Связка между неведением и майей не такая однозначная.


Никита, вольный слушатель: Я рискну еще один пример привести - если мы находимся в собственной квартире и через стекло посмотрим за окно, то, допустим, мы увидим там дом и, предположим, он белого цвета. Если мы возьмем синий маркер и на стекле раскрасим здание в синий цвет и будем смотреть на это здание, то мы можем сказать, что здание синего цвета, но это не так, здание белое. И если мы возьмем тряпку и сотрем этот синий налет, то мы увидим здание таким, какое оно на самом деле является, то есть белым.  И я рискну предположить, что взаимоотношение майи и неведения  можно каким-то схожим образом представить.


Вадим Запорожцев: То есть стереть майю и увидеть истинный свет счастья. Хорошо, убираем неведение. Основа неведения – Майя.


Никита, вольный слушатель: Как раз, чтобы убрать неведение, нам нужны те операции, которые будут воздействовать на то, на чем неведение основывалось, то есть на майю. И мы знаем, что на майю мы можем воздействовать при помощи операций, состоящих из трёх действий это Ичха (Воля), Джнана (Знание), Крия (Действие). С помощью этой операции мы можем увеличивать или уменьшать неведения и страдания. Здесь мы на секунду остановимся».


Вадим Запорожцев: Мне чрезвычайно интересно. Потому что вот такой должен быть подход в анализе древних знаний. Не просто восхищение: «А-а-а-а! Он там ауру увидел, его чакра закрыта, у этого открыта, кундалини у всех проснулась, карма большая пребольшая». Когда я слышу вот такое меня, если честно, тошнить начинает. Истинные знания йоги очень логичные, требующие предельной заточенности разума. И вот, Никита, демонстрирует нам, совершенно тот подход, который я бы очень хотел, чтобы был внутри йоги. Внутри, в первую очередь, аксиоматики йоги. Я больше, чем уверен, что у Никиты большее будущее в области аксиоматики йоги. Мы еще услышим о его имени когда-нибудь, через N количество лет. Я хочу, чтобы мы здесь выработали правильное отношение, правильное направление работы разума.


Никита, вольный слушатель: Я хотел бы озвучить еще раз этот обет отказа от страдания: «Никто и ничто в этой Вселенной не имеет право навязывать нам страдания. Вы должны отказаться от страдания. Если другие живые существа так же волеизъявят отказаться от страдания, то вы должны активно помогать им в их преодолении». Принятие данного обета подразумевает активное сопротивление страданием. Если мы встречаемся со страданием в своей жизни, то, если мы приняли этот обет, мы обязуемся, по крайней мере, не бездействовать. Не говоря уже о том, чтобы увеличивать это страдание. Даже если мы бездействуем по отношению к этому страданию, то это уже, с моей точки зрения, нарушение данного обета. Если мы встретились со страданием, приняв на себя этот обет, мы обязуемся уменьшать это страдание. Так как страдание основывается на неведении, то от неведения мы и берем страдание.


Вадим Запорожцев: Но мы говорим о достаточности условия. Является ли это достаточным условием? Мы немножко ограничены по времени. Еще все должны выступить. Давайте мы договоримся: вы оформите свою мысль в виде доклада, и мы вас с удовольствием выслушаем.

Если у нас пойдут такие вольные слушатели, я спокоен за йогу. Потому что каждый год для меня одна и та же головная боль – а кого набирать в следующую группу? Вы знаете, это не секрет, что тяжело учиться на преподавателя йоги и даже из тех групп, которые учатся, не все, к сожалению, доходят до финиша, очень многие на пути сворачивают. Кто-то вообще уходит, кто-то берет тайм аут в виде академического отпуска. Когда выпуск, одна треть от тех, кто доходит. И я каждый год думаю, кто же будет в следующем году, удастся ли нам вменяемых набрать в этой Вселенной. Или они уже закончились. Знаете, кошмар любого преподавателя, я себя поставил на место других высших заведений. Это кошмар любого ректора: «А кто к нам придет учиться»? Серая придурковатая масса, так она же любое дело развалит. А где же нужных взять? А нужных нет.  Я больше чем уверен, что если у нашей цивилизации есть будущее, то это будет битва за вменяемых. Сумел к себе привлечь вменяемого человека, значит, твое дело или начинание будет жить. Не сумел – развалится.

И знаете, к какому выводу я пришел? Я пришел опять к тем же самым Ведам. Вы помните, что основа всего йоговского знания – это Веды. Атхарваведа, Самаведа, Яджурведа - это то, что Ведами считается. И какая там основная мысль была, вы помните? Привлечение нужного потомства! В первую очередь, что они просили, древние Риши? Просветления? Нет! Просветление у них и так будет, если вокруг них будет благоприятная обстановка, чтобы его достичь. А какая это благоприятная обстановка? В первую очередь – это потомство вменяемое. Это ваш социум. Чтобы рождались души, которые не развалят все дело. Не «Шариковы» многочисленные, а древние Риши. Как призывали древние Веды. На самом деле, подобное в подобном. Весь мир по одному и тому же закону. Самое лучшее вложение – это вложение в человека. Нашел нужных людей - выиграл битву.  Ваш бизнес будет зависеть от тех людей, которые в нем работают. Все зависит от людей, с которыми вы общаетесь. И здесь у меня ситуация в качестве студентов. Кто придет к нам учиться?

Замечательно. Единственно, что я хочу сразу же добавить. Я уже свои большие уши, как локаторы развернул и начал анализировать. Где там одно очень тонкое место для ваших будущих размышлений, и я наперед говорю, на чем будут мои атаки. Это на природе Майи. Там у вас есть такая очень интересная связка, что неведение и Майя связаны. Но рано или поздно встанет вопрос: что, действительно, устраняя неведение, устраняем Майю, мы это покрывало убираем. Но вопрос в том, а что же является сутью Майи? Майя  - это что, материя? И вот, при анализе сути Майи мы придем к очень интересным выводам на счет того, а является ли это достаточным условием? Майя - очень хитрая такая вещь. Она тоже может так вывернуться.

Но я не хочу забегать вперед, я хочу остановиться и оставить для вас это интеллектуальное наслаждение над анализом в отношении этих вопросов. Действительно, когда ты поглощаешься в осмысление, ты проваливаешься совсем в другой мир. Вероятно, в таком мире живут математики, физики-теоретики, ученые. Ты проваливаешься в некий другой мир, где совсем другие законы  и совсем другие захватывающие вещи.

Кто еще хочет высказаться?


Достаточно ли первого и второго принципов для достижения просветления?


Госькова Анастасия, группа Три: На прошлой лекции мы вывели такое положение, что для того, чтобы строить какие-то размышления, необходима точка отсчета, и мы вывели такую точку отсчета, как долг. А я в своих размышлениях предлагаю взять точку отсчета - степень самоосознанности. Ну, скажем, того индивидуума, про которого говорим, является ли для него необходимым и достаточным третий принцип для счастья. И вот, в зависимости от степени неведения, я разделила на три такие части по отношению этого человека к счастью и пребывания человека в счастье.

Первое: это когда у человека  неведение на достаточно глубоком уровне и может быть средне-глубокое, средний уровень. Это когда человек испытывает счастье периодически. И это я рассматривала, опираясь на макрокосмос. Это счастье является подарком Абсолюта, которое Абсолют посылает этому человеку. И в таком состоянии первый, второй, третий принцип не являются, не только достаточными, но и обязательными. Как мы говорили на прошлой лекции, люди, которые даже не слышали об этих принципах, они, тем не менее, испытывают периодически состояние счастья и это такой подарочный вариант.

И второе состояние, которое я рассматриваю - это когда человек начинает стремиться быть счастливым более продолжительное время. Приходит знание. И, опираясь на это знание (а знание  - это есть первый, второй, третий принцип йоги), человек уже может делать более или менее какие-то осознанные шаги для того, чтобы пребывать более длительное время в состоянии счастья.

И вот, первое и второе состояния человека. В первом варианте  - это глубокое и среднее, среднее и более высокая степень отсутствия неведения. Все эти степени находятся в плоскости кармы и здесь есть фактор времени.

И третья ступень – это когда полное состояние самоосознанности. Оно находится вне плоскости кармы, и там нет фактора времени. В этом состоянии первый, второй принцип йоги и третий тоже, они не имеют никакого значения, потому что они автоматически достигаются. Но для того, чтобы достичь конечного состояния счастья и полной самоосознанности  не достаточно третьего принципа, потому что первый и второй принцип – они, всего лишь инструменты для работы в плоскости кармы. Но, для того, чтобы выйти за плоскость кармы, необходим толчок со стороны Абсолюта, о котором говорится во многих источниках. Например, в Йоге Шри Видьи  говорится, что нам не видать просветления, если богиня Шри не волеизъявит этого. В Кундалини йоге говорится, что одна из трактовок про три с половиной оборота - это и есть благословление учителей, которое дается нам.

И, таким образом, исходя из этих размышлений, я пришла к выводу, что третий принцип  не является достаточным. Но, вот относительно необходимого, у меня тоже этот вопрос открыт. Потому что, даже вспоминая медитацию на первый, второй, третий принцип йоги мы провозглашаем первый и второй принцип йоги, и говорим, что если мы идем путем классических йог, то этих двух принципов достаточно.


Вадим Запорожцев: Достаточно для чего?


Госькова Анастасия, группа Три : Для достижения просветления


Вадим Запорожцев: Не для достижения просветления, а для того, чтобы не ухудшить ситуацию. Мы можем что-то делать и от этого делания еще в большее неведение погрузиться, а можем в меньшее неведение. И вот, там говорится про первый и второй, если мы идем классическими методами, то этого достаточно, чтобы не навредить себе самим еще больше. А если мы идем быстрыми методами, то там еще добавляется третий принцип йоги. Есть небольшая такая разница, которую надо учесть.


Госькова Анастасия, группа Три : Исходя из этого, я считаю, что третий принцип он является производным из первого и второго принципа. И, нарушая третий принцип, мы можем нарушать, и первый, и второй принцип. Поэтому первый и второй принцип, они главенствуют, а третий принцип, при верном соблюдении первого и второго, и продвижении в степени самосознания, он может соблюдаться сам собой. Но есть фактор времени. Если нам не достаточно идти классическими йогами, если мы хотим ускорить свой путь, то у нас есть еще один дополнительный инструмент - третий принцип йоги, но можно обойтись без него.


Вадим Запорожцев: Это очень интересная точка зрения. Действительно, выбросить третий принцип йоги и оставить классические методы.


Госькова Анастасия, группа Три : Еще я хотела, в поддержание этого же сказать, что надо не забывать, что эти принципы: первый, второй и третий, они являются вторичными инструментами. Потому что, если вспоминать лекции по Ведам, то изначально было состояние Риты, которое человек должен был уловить. Затем, когда мы перестали улавливать состояние Риты, появилось понятие Дхарма, которое более детализировано. И уже после этого, когда уже состояния Дхармы стало недостаточным, появились первый, второй, третий принципы йоги. То есть, исходя из вот этого, постепенно устраняя свое неведение, мы автоматически начинаем соблюдать эти принципы.


Вадим Запорожцев: Здесь есть небольшая связка первых трех принципов с понятием Дхармы  - это понятие долга. Я вам напоминаю «Алгоритм принятия решений». Он начинается с того, что нужно вспомнить, что ты свободен. Что такое свобода? Свобода - это суть закона Рита. Вы помните, что можно всю систему йоги вывести из понятия свободы. У нас был огромный цикл лекций, который так и назывался «Йога и свобода». Но свобода не всегда бывает удобное понятие для формализации тех или иных упражнений. Когда очень быстро надо отвечать на вопросы, а иногда требует более абстрактной степени работы мозгов. К сожалению, у наших правителей с понятием свободы всегда очень плохо было, есть, и вероятно, еще какое-то время будет оставаться. Они все хотят задавливать, не понимая, что это - идти против природы. Поэтому нельзя сказать, что внутри первых трех принципов в йоге не содержится то разумное начало, которое есть и в понятии Риты, и в понятии Дхармы.  Просто, может, надо больше слов для описания. Люди стали глухие, значит надо больше слов и больше формальности.

Очень интересные размышления! Есть еще что-нибудь?


Госькова Анастасия, группа три : Нет. Можно только подытожить. В зависимости от того состояния, в котором находится человек и какое счастье он может получить в этом состоянии, в состоянии глубокого неведения эти принципы не являются не обязательными, не достаточными для получения счастья, но это счастье будет точечное и быстротечное. Состояние, когда человек более самоосознанно работает, являются, конечно, необходимыми, но не являются достаточными. И в третьем состоянии, когда человек самоосознан там эти принципы соблюдаются автоматически.


Вадим Запорожцев: Есть одна маленькая заковырка. Вот мы говорим: «Если человек уже самоосознан»…Но, ведь цель всей йоги, как раз и подвести человека к этой самоосознанности. Собственно говоря, зачем вообще нужны эти принципы? Только лишь, чтобы, применяя их, рано или поздно из состояния неведения как-то прорисовывать самоосознанность. Поэтому понятно, если есть самоосознанность, то тут и говорить не о чем. А если нет?

Замечательно! Хотя прозвучала крамольная мысль: отменить третий принцип йоги за ненадобностью, так как он и так есть внутри первого, второго. Это достаточно дискуссионное такое заявление.


Лена, группа Астра: Я заметила, что, на самом деле, третий принцип очень важен. Потому что такая ситуация, когда все-все-все казалось хорошо, но мозг всегда найдет, к чему придраться. Надо поймать этот момент, остановить и сказать себе, что на самом деле все так, то есть причину для страдания я сама себе придумала. И вот, наверное, он очень нужен, когда у нас есть такие негативные связи. Он очень нужен, пока у нас нет чистого понимания, не заполненного нашими страхами и какими-то негативными моментами.


Вадим Запорожцев: Правильное добавление, что, в самом деле, это во многом интерпретация, как относиться. Вы помните анекдот у алкоголиков: «Стакан наполовину полон или на половину пустой»? Это ведь, на самом деле, концепция разума. Пессимист выпил полстакана коньяка и говорит: «Ну вот, стакан наполовину пустой». Оптимист выпил полстакана коньяка и говорит: «О! Да у меня еще полстакана коньяка»! Это вопрос внутреннего отношения. Это вопрос внутренней интерпретации.

Опять же возвращаясь к выступлению Никиты, работа с Майей - это работа с интерпретацией. То ли змея на дороге, то ли веревка. Нет субстанции у Майи. Хорошо бы, если бы у Майи была субстанция, а мы бы её хвать за эту субстанцию, попалась, вытащили и давай на нее азотной кислотой, еще чем-нибудь, ультрафиолетом как-то исследовать. Так вот беда! Не за что схватиться. Шмыг, и, вроде как, ничего и не было. Поэтому это положение третьего принципа йоги - это внутренняя установка интерпретирования. Стакан на половину пустой или на половину полный.

И вот, оказывается, что в зависимости от интерпретации, дальнейшие события могут дифференцироваться.  Мы либо порождаем одну цепочку последующих событий, либо другую хотя бы от одного простого состояния, как мы интерпретируем свое сегодняшнее положение. Известно в книжках: часто такая история, что есть в джунглях гиблые места, что если туда человек заходит в пессимистичном состоянии, обязательно лихорадку получит, еще, дай Бог, чтобы жив остался.  Наоборот, человек в состоянии оптимизма проходит безболезненно для себя. То есть может как-то иммунитет свой заставляет работать. Не говоря уже о более тонких составляющих.


Зависит ли счастье от степени самоосознанности человека?

Вероника, группа Астра: Настя, спасибо большое за отличное выступление. Сразу у меня возникла ассоциативная связь: я вспомнила прошлую лекции и положение о долге. Мне очень понравилась идея - взять за ту самую основу не долг, а степень осознанности человека. И даже не столько степень осознанности, сколько его отношение к счастью. То есть, по сути, у нас стоит вопрос, является ли третий принцип йоги необходимым и достаточным условием достижения счастья? Но мы должны так же понимать, что счастье бывает разное. Бывает счастье естественное, бывает счастье обусловленное и не обусловленное. Конечное счастье и какое-то сиюминутное. И точно так же, и третий принцип йоги, лишь метод, у нас есть первый и второй так же помимо этого.

И если мы берем степень самоосознанности человека, у нас еще есть классификация, три Бхавы людей и три состояния учеников. Это Пашу-Бхава (ограниченные, связанные), это категория людей, которая не хорошая не плохая. Если они попадают в хорошую компанию, они становятся хорошими, добрыми, так же как  их учит племя, их род, традиции. Если они попадают в плохую компанию, они начинают так же скатываться. Есть Вира-Бхава. Это люди герои, которые уже начинают преодолевать неведение, понимать, что есть что-то за пределами традиций, культур. Есть более сложные, более тонкие вещи, есть сверхлогика. Есть Дивья-Бхава, где сами небожители наверно, Риши, гуру, которым, как раз таки, йога не нужна. И они своим образом жизни не только не причиняют вреда, для них третий принцип не принятый, как догма, он для них реализован. Они и  не причиняют вреда, и они рационально разумны в высшем проявлении логики, как функции сверхлогики, и, в то же время, активно сострадательно, они помогают. И они оставляют  нам этот третий принцип йоги, как метод.

Мы живем так, как поступаем. Категория людей Пашу и Вира - это те самые люди,  для которых не нужна логика, а нужна сама йога, нужны принципы йоги (первый и второй).  Для Пашу первый принцип йоги – это, как заповеди не убивать никого, не красть. Для Виру первый принцип йоги, он уже будет совсем по-другому представляться. Точно так же, второй. Поэтому мне кажется, что для первых двух – да, может быть, он даже необходим для счастья, для того, чтобы двигаться по этому пути. И второе замечание, как говорил Басим, по поводу того, что третий принцип может быть без первого и второго принципа.


Вадим Запорожцев: Это Басим говорил. Давайте мы разберемся, а то сейчас мы с вами намешаем.


Вероника, группа Астра: Третий принцип в реализованной форме, он первые два включает.


Вадим Запорожцев: Это отдельная, тяжелейшая аксиоматическая часть. Если бы включал в себя первые два принципа третий принцип, тогда зачем нам нужны первые два? Назвали бы третий всеми принципами йоги.


Настя Минакова, группа Чатур: А можно в защиту Басима? Я прослушала эту лекцию. На самом деле, Басима никто не понял. Он говорил, что если мы говорим о том, что соблюдаем третий принцип йоги, подразумевается, что первые два мы уже приняли.


Второй и Третий принципы йоги без Первого смысла не имеют

Вадим Запорожцев: Это уже другой разговор. А то я, знаете, встрепенулся. Давайте, я еще раз с позиции своего статуса окончательно и бесповоротно, чтобы не было никаких разночтений, провозглашу, как древний Риши, по поручению и от лица древних Риши. Друзья, первый принцип, на то он и первый, что с него все начинается. И что второй, третий без первого смысла не имеет.

Пример – современная наука. В чистом виде второй принцип йоги. Или еще иногда, в более философском смысле, характеризуют, как принцип наименьшего действия.  Вся теоретическая механика построена на принципе наименьшего действия. Вполне конкретный принцип. Так вот, с чем мы сейчас столкнулись. Мы сейчас столкнулись с тупиком современной науки. Наука породила огромное количество совершенно безнравственных явлений, как то: войны чудовищные, чудовищное оружие. Масса всего, хоть стой, хоть падай. Наплодили антибиотиков, наплодили много еды. Ну и что, кому стало хорошо? В Африке каждый год умирало, сколько тысяч человек? Сейчас из-за того, что распространились антибиотики и много дешевой еды, за которую не надо много работать, каждый год умирают миллионы. Завтра будут миллиарды умирать. Почему? Потому что дали что-то, но без нравственной оценки, а что из этого потом произойдет. Тупик современной цивилизации, тупик современной науки - это тупик второго принципа без первого принципа йоги.

Дальше идем с вами. Рассматриваем второй и третий принцип йоги без первого. Что в первую очередь на ум приходит? Фашизм. Причем, в большей степени, сперва третий принцип йоги, потом второй. Почему в таком порядке? Потому что, если бы в нормальном порядке поставили: второй и третий, они бы сейчас до сих пор, наверное, у власти были. А так их все-таки удалось убить. Вы вспомните идеалы национал социализма.  Где внушали с пеленок: «Вы - раса господ, вы рождены для счастья, все должно быть подчинено вашим прихотям». Кто не спрятался, я не виноват. Потом добавился второй принцип йоги, и Блиц Криг. Половину Европы захватили, на нас полезли. Но не разобрались, что в России вообще непонятная ситуация - здесь со вторым и третьим принципом без первого делать нечего. Если с первым-то еле выживаешь, то без него вообще.

То есть, друзья, первый принцип на то и первый - без него все остальное летит под откос, рано или поздно. Второй, на то он и второй, что он имеет смысл только лишь тогда, когда есть первый, но он, на самом деле, предваряет третий. Потому что с третьим принципом йоги тоже можно в такие улететь экстатические состояния, где не поймешь, то ли экстаз, то ли глупость. И третий принцип йоги на то он, и третий, что он опирается на первые два. И если бы третий  полностью включал в себя предыдущие два, тогда не надо было бы первых двух. Знаете, как у нас есть трехмерное пространство – длина, ширина и высота. И мы не можем сказать, что высота в себя включает длину и ширину. Нет, это своя грань, свое измерение. Точно так же и здесь, это некое такое свое измерение бытия.

Знайте, что я буду всегда очень скептично воспринимать попытку отменить третий принцип.


Связь понятия счастья и понятия наслаждения

Андрей Сазонов, группа Чатур: Я хотел бы немножко с другой стороны взглянуть, чуть-чуть уйти от аксиоматики, если это возможно. На  этой неделе, когда я был на тренинге, я общался с людьми, что такое счастье, обсуждения. И я сделал для себя такой вывод, что происходит подмена понятий. За счастье мы иногда принимаем эйфорию. То есть, просто у человека возникает эйфория и он считает, что он счастлив. Есть два понятия, есть эйфория и есть счастье. И ставить между ними знак равенства не всегда правильно.

И в связи с этим у меня возникла такая аналогия. Ради чего вообще все происходит в этом мире, деньги зарабатывают, машины покупают и так далее? То есть, по сути, наверное, люди все это делают, чтобы почувствовать себя счастливыми. Это мишура, это все в человеке вызывает внутренний отклик счастья. Когда мне говорят, что счастье у всех разное, так оно может быть причины для счастья у всех разные, но счастье находиться над этим всем. Оно над этим, и в принципе, счастье определяется какими-то внутренними ощущениями: радость, наслаждение, приятные ощущения, что-то такое, что вызывает счастье. А у кого-то счастье - машины, дети, у кого-то еще что-то. Счастье - это внутренние ощущения.

И у меня еще такая внутренняя аналогия  возникла, что имеет смысл нарисовать образ Абсолютный  Банк Мирового Счастья. Это единая валюта, которая себя конвертирует в любые другие вещи. И получается, как  если дальше идем, аналогия с банками. Человек, когда приходит в этот мир, у него на счету существует определенная сумма, то счастье, которое он наработал в предыдущих воплощениях, в жизнях. Мы подразумеваем, что человек идет чередой воплощений, каких-то кармических переходов.  В предыдущей жизни заработал себе определенное количество счастья, у одного больше, у другого меньше. Вот он пришел и начинает жить этой жизнью, и возникает, какая ситуация. То есть, у кого-то большой этот счет и он сразу родился во дворце принцем каким-нибудь и все у него замечательно. Кто-то родился в другом месте, гораздо хуже. Такую аналогию я провожу. Существует плоскость того, что мы нарабатываем в этой жизни, в другую плоскость уходит свобода, не привязывания к этим процессам. И, исходя из этих трех осей координат, рождается какой-то объем. И я продолжаю эту аналогию, и объем - это как раз, и есть счастье. Мы, когда вырабатываем этот объем в этой жизни, мы на свой счет, условно говоря, в этой жизни кладем, а в следующей жизни это с процентами нам, возможно, вернется.

Еще такая аналогия у меня возникла -  переход количества в качество. То есть, когда человек наработал определенное количество этого счастья, это, как переход количества в качество. Пошел на повышение, условно говоря, к просветлению. Я к чему это все говорю, это конечное количество шагов к просветлению. А для чего они делаются? Человек  делает конечное количество шагов для того, чтобы прийти к просветлению. А ради чего все это делается?  Моя идея  в чем заключается все? Счастье рождается из чувств и действий каких-то определенных. Может, это будет не совсем в тему, когда есть воля, знание и действие. А я бы подключил сюда еще любовь, чувства. То есть, еще одна составляющая, которая немаловажная, на самом деле.

Еще такой момент хотел сказать. В чем разница, в моем понимании, между счастьем и эйфорией. Счастье, оно осознается. То есть, человек осознает, получает счастье осознанно. Грубо говоря, заработал разными путями, правильными действиями, правильными чувствами. А эйфория бывает разная, может быть алкогольная, наркотическая, какая угодно. Человек получил что-то, у него вспышка, а потом депрессия. Эйфория - это когда он тратит счастье, которое у него лежит на счету. Просто взял и прогулял. А когда настоящее счастье, он его нарабатывает на свой счет и где-то тратит, по мере необходимости, когда у него какие-то тяжелые ситуации. Берет со счета.


Вадим Запорожцев: Интересная точка зрения, но весьма спорная. Сразу хочу сказать, что Андрей попытался сделать привязку нашего обычного счастья с абсолютной категорией счастья. И здесь, конечно же, есть такие вопросы, потому что если получается, что ты имеешь в этой жизни счастья столько, сколько накопилось в предыдущей жизни, то выходит, что его можно и потратить.

Как вы помните, на предыдущих лекциях мы говорили, что вообще концепция счастья в йоге  совсем другая. Счастье – это то, что у вас никто не может отобрать. Единственное, что могут сделать - это взять, заставить ваше же счастье внутри вас, друг с другом биться и тогда вы в состоянии не счастья находитесь. Но, тем не менее, все равно очень интересное размышление. Давайте поблагодарим Андрея.


Юлия, группа Три: Я хочу в продолжение Настиного и Вероникиного выступления, сейчас Андрей тоже хорошо сказал, по поводу счастья, что счастье можно просто разделить на две категории. Это временно и вечное. Временное  - это то, что мы можем испытывать в нашем материальном мире, что-то покушали, какой-то хороший фильм посмотрели, посмеялись и это уходит. А когда мы испытываем более глубокое переживание, счастье, которое может распространяться на огромное количество жизней и оно не зависит от того, что мы сделали в этом мире в этот момент. Это счастье можно определять как духовное, как вечное.


Вадим Запорожцев: А эти две категории счастья как-то связаны?


Юлия, группа три: Конечно. И, наверное, то, о чем говорил Андрей, это счастье, или еще его называют благочестие, когда мы можем в какой-то жизни накопить его, потом перенести в следующую жизнь, то почему нет, это имеет место быть. Некоторые люди рождаются талантливыми и в хорошей семье, то у них есть это накопленное счастье, благочестие. А некоторые рождаются, в каких-то ужасных условиях.


Вадим Запорожцев: Есть еще понятие закона кармы.


Юлия, группа Три: Да. И это все можно обрисовать такими моментами. Мне нравится одно выражение, что у человека есть в жизни два важных дня. Первый день - это когда он родился. И второй день - это когда понял, почему. Потому что, когда человек выходит на тропинку своей Дхармы, то все! Что бы он ни делал, добивается хорошего результата, и он делает правильные вещи.  Мы сегодня рассматривали Майю, как это работает. Есть Абсолют и когда мы находимся в Майе, мы думаем: «Вот я, а вот Абсолют». Мы отделяем себя от него. А когда мы находимся в не Майе, то мы понимаем, что мы одного качества. И если взять, например, что мы частица Абсолюта, и частица любого большого организма это делает организму хорошо. Если моя клеточка начнет сама по себе что-то делать, то я заболею. А когда мы все поймем, что мы все должны помогать друг другу, я подхожу к третьему принципу, что он не то, что необходим, он наша прямая Дхарма - делать мир вокруг нас лучше, насколько мы можем в данный момент.


Вадим Запорожцев: Интересное размышление. Поблагодарим, друзья.  Мне понравилась тут такая связочка, очень такая замысловатенькая связочка. И это тема для размышлений. Во-первых, счастье, продолжительность счастья. Во-вторых, мне понравилась прозвучавшая мысль о конечном количестве шагов до достижения счастья. Вот представьте, даже если Риши в древности делали бы бесконечное количество шагов до достижения высшего счастья или просветления, они, наверно бы, до сих пор бы перебирали эти бесконечные шаги, время-то не закончилось.

Знаете, какая связка мне еще интересна, тоже такую мысль вам кидаю. Можно ли выстраивать сиюминутное счастье так, чтобы рано или поздно подойти к необусловленному счастью? Да, действительно прозвучали мысли, что у хорошего человека хорошо. Он что-то в прошлой жизни сделал, в этой жизни радуется, наслаждается. Но, можно ли выстраивать наслаждение таким образом, чтобы постепенно, от сиюминутного счастья переходить к необусловленному счастью? Или это две разные категории, две разные группы счастий?


Михаил, группа Три: Я после последней лекции пришел домой и задумался: «Что такое счастье»? И подумал: «А счастлив ли я. Я вот сейчас есть, и я счастлив»? И я понял! А я то счастлив! У меня все есть, и мне за этого ничего нет. Я ведь счастлив, но наслаждаюсь ли я? Вопрос возникает: а почему я счастлив? А потому что я для себя сказал: «А у меня нет страданий»! И я любое страдание перевожу в форму задачи. У меня возникает страдание, и я начинаю думать: «Ага, мне плохо, а как я могу решить это»? И получается, что я никогда не имею никакого страдания, потому что это дает, что  надо делать, и это, собственно,  не моя проблема.


Вадим Запорожцев: Такой подход, что это не моя проблема. Это такой подход макрокосмоса. А задача - это подход микрокосмоса.


Михаил, группа Три: Я могу сказать, например: «Я могу сделать от себя все зависящее, дальше мне поможет Абсолют». Так вот, третий принцип, он, конечно же, обязательный для того, чтобы быть счастливым. А вот теперь, насчет ежеминутного счастья. Я вот начал аналгию проводить, а что вот мне реально доставляет испытывать вот такое эйфорическое состояние, либо наслаждение? Я вот, например, вижу любимую женщину, и я испытываю подъем. Я испытываю не счастье, (а счастье - это фоновый режим), а я испытываю в это время наслаждение. Я наслаждаюсь оттого, что она сейчас вот есть.


Вадим Запорожцев: Вот как. Наслаждение - это счастье в образах, данное нам через органы чувств. Смотрите, какая интересная связка между понятием счастья и понятием наслаждения. Когда счастье приходит через те или иные образы, или через органы чувств, то оно может классифицироваться, как наслаждение.


Михаил, группа Три: И вот как раз я у Насти спрашиваю: «Настя, что для тебя наслаждение» ? И она мне отвечает: «Я вот сажусь в машину, например, я наслаждаюсь, я ее хотела когда-то, я села и наслаждаюсь ей». И мы подходим с аксиоматической точки зрения: наслаждение, оно родилось, когда высвободилась прана. То есть, нужны были сознание и энергия, и вот оно - наслаждение.


Вадим Запорожцев: Очень глубокое размышление, друзья. Надо нам поразмыслить над ним. Связка между наслаждением и понятием счастья.

Ну что, к какому мы приходим выводу? Давайте немножко подытожим.


Михаил, группа Три: И еще. Когда ты наслаждаешься и счастлив, то ты автоматически выполняешь эти три принципа. То есть, счастья достаточно для того, чтобы выполнить эти три принципа, но эти три принципа все равно не достаточны для того, чтобы быть счастливым. То есть, должно  быть, какое-то  чудо, которое еще вклинивается в эти три принципа и они делают тебя счастливым.


Вадим Запорожцев: Итак, мы и с этой, и с той стороны смотрели, и к чему пришли, что надо еще одну лекцию проводить по этой теме. Еще раз подготовьтесь, друзья. Все наши размышления, все наши слова имеют смысл только лишь в одном случае - если мы, хотя бы знаем, и применяем те принципы, о которых говорят. А дабы мы их вспомнили, давайте проведем медитацию и вспомним эти три  принципа.


Друзья здесь вы можете скачать Текстовый, Аудио и Видео варианты,форматы doc, fb2, mp3, flv:

Скачать Аудио Вариант1 MP3 Web 32кб/с, 16,3 мб

Скачать Аудио Вариант2 MP3 Full 128кб/с, 65 мб

Скачать Видео Вариант FLV,168,5 мб

Адрес где нас найти,контакты: Международный Открытый  Йога Университет, "Культурный центр «Просветление», Школа Анандасвами. Россия, г. Москва, метро Новослободская, ул. Долгоруковская, д.29, телефоны в Москве:8(499)251-21-08,8(499)251-33-67, e-mail: HappYoga@mail.ru, www.openyoga.ru, www.yogacenter.ru, www.happyoga.narod.ru.
Можно ли копировать.Права:
Лицензия Creative Commons. Вы можете копировать, тиражировать и распространять эту лекцию, желательно делайте ссылку на наш сайт www.openyoga.ru
Благодарность всем тем,кто работал над материалом:

Шаблон
опубликовал-Егоров Евгений
Текст напечатали-
(а)-Мария Денисова
Текст отредактировал-
(а)-Елена Подрядова
Текст опубликовал-(а)-Алексей Тарасов
Краткое описание составил-(а)-НатальяСим
Рисунки и фото создал(а)-временно отсутствуют 
Английский перевод выполнил(а)-
временно отсутствуют 
    
Контрольные вопросы: временно отсутствуют
Ответы на контрольные вопросы:
временно отсутствуют

Глоссарий-Словарь-Энциклопедия непонятных терминов йоги здесь: www.wikiyoga.openyoga.ru  

alt

 

Друзья, если что то не работает на сайте или вы нашли ошибки, неточности и не соответствия, то пожалуйста зайдите сюда www.openyoga.ru  и сообщите ответственному об этом.