Первоисточники Йоги ” Принципы Тантры” Шива Чандры. Что есть Шакти? глава 7

Первоисточники Йоги “Принципы Тантры” Шриюкта Шива Чандры Глава 7. Что есть Шакти? Стр.359-364.

 

Друзья, отправляйте вопросы по тексту на почту askopenyoga@gmail.com

Стр 359 Когда Мать Мира родилась из чрева Менаки в доме Гималайя, Царь гор был изумлен видом Ее формы, сияющей, как десять миллионов (Крор = 10 000 000) солнц, с серпом луны на голове, восьмирукой, с большими глазами, и, склонившись перед Ней до земли, со сложенными руками и голосом, дрожащим от благоговения, произнес (Бхагаватигита в Махабхагавате):

         «Мать Жизни, кто ты, с прекрасными формами, большими глазами и отмеченная благоприятными знаками? Дитя мое, я не могу понять, кто Ты на самом деле. Расскажи мне правду о Себе.»

         В ответ на этот вопрос, заданный Гималайем, Деви сказала:

        

«Знай Меня как (высшую) Шакти, Прародительницу мира, под чьей защитой живет Махешвара, чья субстанция – все айшварьи (Качества величия Ишвары) и знание, и кто является причиной всех действий и повелителем творения, сохранения и разрушения. Я обитаю в сердцах всех вещей; Я переношу людей через море сансары; Я есть вечное блаженство; Я вечная, воплощенный Брахман и Ишвари (Повелительница). Отец, довольная аскезой (Тапасья (смотрите Введение в Тантра Шастру)), которую совершали ты и мать Менака, и почитаемая как дочь вами обоими, я, благодаря вашей чудесной удаче, родилась в вашем доме.» Здесь Она также описала Себя как парама-шакти (Высшая Шакти), которая выше майи.

         Опять же, в той же книге (Глава xvii), где речь идет о реинкарнации, Она говорит:

         «Выйдя из материнской утробы, Джива обманывается моей майей и забывает о боли, которую испытывала в ней».

         «Отец, чтобы освободиться от телесных оков, ищущий освобождения должен созерцать Меня как безупречную, тонкую, за пределами речи, чистую, без атрибутов, запредельно сияющую, всепроникающую, единственную причину творения, сохранения и разрушения, одну без другого, безначальную, чья субстанция – бытие, сознание и блаженство.»

Стр 360 «Великий король, сбитые с толку моей майей, Дживы не знают ту Мою высшую неубывающую форму, которая находится во всем и есть одно без другого. Но те, кто обращаются ко Мне с преданностью, пересекают великое море этой майи.»

         Гималайя также говорит: «Не вводи больше меня в заблуждение Своей высшей майей. О, Ишвари Вселенной, я склоняюсь пред Тобой.»

         В «Деви Бхагавате» и других книгах сказано то же самое. Расскажи мне сейчас, О, защитник теории майи! Если сама Шакти есть ничто иное, как майя, то что же это за другая майя, которую Она называет «моя майя»?

          В «Маханирвана Тантре» (13 улласа) говорится следующее:

«Дэви спросила: Какова форма Махакали, которая является источником махат (Буддхи (смотри Введение в Тантра Шастру)) и других таттв; которая тоньше тончайшего, ослепительно сияющая и изначальная Шакти? Форма возможна только у тех вещей, которые сотворены Пракрити. Но Она выше Пракрити и выше всего. Дэва, будучи довольным развей эти сомнения моего ума.» Итак, если Она – всего лишь Пракрити, почему же тогда Деви говорит, что для Нее невозможно иметь форму, происходящую от Пракрити? (То есть если Махакали по сути своей есть ничто иное, как Пракрити, то вполне естественно, что Она должна возникнуть из Пракрити и иметь форму. Сам факт, что Деви считает невозможным для Махакали иметь форму, возникшую из Пракрити, доказывает, что Она – нечто большее, чем Пракрити.)

         В Куларнава Тантре Махадэва говорит Деви: «Тот, кто сбит с толку Твоей майей, смотрит, но не видит, слушает, но не слышит, и читая не понимает сути (Таттва).»

         (Здесь тоже, если Деви – только майя, почему тогда Махадева говорит: «Твоя майя?»). Шастра говорит, что Она – майя, чья субстанция – есть майя и Та, кто еще выше майи. Сторонники теории майи! Забудьте на время о майе майи и очаруйтесь майей Матери Мира.

Стр 361 Знайте, что эта майя есть не только майя, но и майя Матери Жизни – видеть, как майя-игра Матери тонет в сладости майи. Именно потому, что это существует, как дети Матери Жизни, мы стремимся сидеть на коленях Матери. Именно в связи с этой теорией майи в «Гитанджали» (Работа автора  под таким названием) говорится: «Веды говорят, что все усилия тщетны; ибо, О, брат, все есть майя. Тантры говорят, что Махамайя улыбается через майю, ибо это майя Матери Жизни.»

         Рассмотренная с некоторым пристрастием та самая майя, которая является ничем иным, как причиной несвободы в сансаре, кажется столь же привлекательной, как и элизиум блаженства. Разве не может быть так, что та самая майя под влиянием которой мы становимся привязаны и связаны любовью к отцу, матери, жене, детям и т.д., может также освободить нас, если через нее мы будем привязаны любовью к Матери Жизни, которая есть вся полнота майи? Именно потому, что существует эта майя, существует разница между тем, кто обращается к Высшему и тем, к кому обращаются. Как только связь этой майи будет разорвана, отношение между тем, кто обращается к Высшему и тем, к кому обращаются, прекратятся,  так же как и между отцом, матерью, женой, детьми и т.п. Поэтому преданный Высшему боится, как бы майя не исчезла и он не лишился возможности использовать  имя Матери. Хотя Джнани (Тот, кто следует по пути джнаны или знания.) желает быть полностью свободным от майи, бхакта (Тот, кто следует по пути бхакти или преданности.), отбросив майю в том, что касается сансары, тайно и тщательно лелеет майю к Матери Жизни в глубине своего сердца. Покинув сансару майи, он входит в сансару Матери Жизни. Все, кто живет в этой сансаре Матери Мира, постоянно поют: «Парвати наша Мать, Дэва Махешвара – наш Отец, Бхайравы – наши братья, и три мира – наш дом.»

         Но, чтобы под влиянием имени Матери Жизни, которое антагонистично майе, эта майя не исчезла, не оставив средств для защиты себя, я хочу, пока еще есть время, принять имя Матери Жизни в самую глубину своего сердца; чтобы, когда Мать и сын встретятся, у сына не осталось возможности использовать имя Матери; чтобы до конца моего существования не было конца моему повторению имени Матери Жизни – Гитанджали с грустью говорит:

Стр 362  «День проходит; он больше не повторится. Сколько еще, о, Мать Жизни, мне терпеть муки рабства существования?»

         «Под влиянием майи ты заставляешь меня раз за разом возвращаться в эту полную майи сансару. Мое сердце разбито; я больше не могу выносить этого.»

         «Если все в сансаре находится под воздействием майи, то даруй мне, О, Мать Жизни, ту майю, в которой сын не знает никого, кроме Матери Жизни.» 

         «Развяжи веревки нынешней майи и свяжи, О, Мать Мира, веревку той майи, благодаря которой огонь майи не коснется меня.» (То есть, внушая видью, чтобы рассеять авидью.)

         «Отвращая от меня троичный огонь (То есть троичные печали (tāpatraya)) возьми меня, О, Мать Жизни,к Себе на колени. Позволь мне в последний раз в моей жизни позвать “Мама, Мама”, и больше я звать не буду.»

         «Моя жизнь сгорает от сильного голода. Дай мне, О, Мать Жизни, испить нектара Твоего молока. Огонь несчастий горит постоянно и яростно. Если он и угаснет, то только благодаря этому нектару.»

         «О, Супруга Шивы, не опасайся того, что если я однажды получу этот нектар, то больше не буду его искать. Наивное дитя! Разве ты не знаешь, что жажда нектара не утоляется его питьем?»

         Такие Пуранические свидетельства, которые до сих пор были получены по теме Шакти-таттвы, доказывают, что именно из этой Шакти рождается вся вселенская Брахманда, что только Она одна создает, сохраняет и уничтожает ее, и что только Она является высшей и лучшей, и объектом почитания даже для Дэвов, которых почитает весь мир. Из-за этого Шиваиты, Вайшнавы, Сауры и Ганапатьи (Те, кто почитают Шиву, Вишну, Сурью и Ганешу соответственно.) не должны думать, что Шива, Вишну, Сурья и Ганеша ничего не дают. На самом деле, все Дэвы, которых почитают в соответствии с пятью формами обращения к Высшему (панчопасана) (То есть четыре вышеупомянутых Дэва и  Сама Деви), в равной степени обладают полнотой  Шакти; ни один из них не превосходит и не уступает другому. Когда Риши хотели усилить благочестие и преданность определенного класса Садхаков, они описывали характер и игру конкретного Деваты в Пуране и показывали, что этот Девата из этой Пураны является высшим из всех Деват.

Стр 363 Поэтому в таких книгах, как Деви Бхагавата, Сканда Пурана, Калика Пурана и Курма Пурана, величие Шивы, Вишну или Шакти описывается в одной части одним, а в последующей части – таким образом, что две части кажутся взаимно противоречащими. Противоречие, однако, заключается в нашем человеческом видении, полном дифференцирующих идей. Оно ни в малейшей степени не существовало в божественном видении великих Риши, которые были наделены недвойственным видением. (Таттва) Они говорят, что Девата, чье величие они описывали в одном месте под именем Кали или Шивы, был Сам Вишну, и что Девата, чье величие они описывают в другом месте под именем Вишну, был никем иным, как Кали или Шивой. Вопросы о несоответствии, превосходстве, преувеличении или ложном значении не возникали таким образом в их умах. Они раскрыли для освобождения и пользы последователей пяти форм обращения к Высшему, проявления (Вибхути) Брахмана (о которых великие Риши, наделенные пророческими качествами имели непосредственное знание), в ходе описания игры конкретных Дэват, впоследствии индивидуально почитаемых. Этот момент будет более подробно объяснен в разделе «Соответствие между пятью формами практики.» Садхаки, поинтересовавшись, обнаружат, что такие Деваты, как Шива, Вишну и другие, восхвалялись непосредственно перед или после тех мест, из которых мы привели свидетельства на тему шакти-таттвы. В небольшом объеме Тантра-таттвы не хватит места для иллюстрации каждого подобного случая. Только для того, чтобы ознакомить Садхаков с познаниями и умом этого класса скороспелых, порожденных авидьей матереубийственных чудовищ, которые выражают свою злобу против Махавидьи, называя Ее майя, джада, авидья, великая Вайшнави (Как объяснялось на предыдущих страницах) и так далее, мы сказали несколько слов о Матери Мира. 

          «О Дэви, нирвана не может быть достигнута без знания Шакти» – это заключение Тантра Шастры. На первый взгляд может показаться, что ни один Дэвата, кроме Шакти, не может даровать освобождение в нирване.

Стр 364 Но если понимать этот вопрос в соответствии с целью, для которой и каким образом он был объяснен в Тантра Шатре, то не останется никаких оснований для подобного вывода.

         Поэтому мы приведем здесь то, что вкратце сказано в самой Тантра Шастре о Шакти-таттве:

         «Брахмани создает, а не Брахма. Итак, О, Махешвари, Брахма, несомненно, всего лишь прета (Этот термин буквально означает дух человека после смерти и до совершения Шраддхи; в общем смысле – призрак. Здесь используется в смысле  мертвого тела.). Вайшнави сохраняет, а не Вишну. Итак, О, Махешвари, Вишну, несомненно, просто прета. Рудрани разрушает, а не Рудра. Итак, О, Махешвари, Рудра, несомненно, просто прета. Без той части Шакти, которой они обладают, Брахма, Вишну, Махешвара и другие Дэвы лишены силы (Джада), ибо несомненно, что без Пракрити они не могут ничего сделать своими собственными усилиями.» (Вышеизложенное взято из Кубджика Тантры.)

         Теперь остается рассмотреть, какова истинная природа того, что называется Шакти. Но здесь мы сталкиваемся с трудностями. Все Шастры в завершение описания всех аспектов Ее природы просто произносили слово «Шакти» и, низко откланявшись, покидали сцену. Как же тогда мы сможем определить природу той Шакти, которая есть Суть Сущности (Сварупа: которая есть Суть Самости)? Сок сахарного тростника при варке превращается в патоку (Гуда), патока при варке становится некристаллизованным сахаром (Шаркара шиката, называемая дало), некристаллизованный сахар при варке становится кристаллизованным сахаром (Шита шаркара), а кристаллизованный сахар при варке становится сахарным леденцом (Шитопала, называемый мичхри). По достижению состояния леденца сок больше не поддается уплотнению. Точно также следствием Брахмана является Брахманда; Брахманды – майя; майи – Ишвара; а Ишвары – Шакти; то есть, чтобы узнать, что есть причина, нужно прежде всего увидеть, что есть следствие. Чтобы понять истину (Таттва) о Брахмане, необходимо, прежде всего, понять истину о Брахманде (Проявленная вселенная или «яйцо Брахмы»). Если рассмотреть начало, середину и конец Брахманды, то единственным и окончательным итогом будет майя. Для того чтобы понять фундаментальную истину (Таттва), касательно майи, необходимо сосредоточить ум на Ишваре, обладателе майи. И для того, чтобы познать фундаментальную природу Ишвары, необходимо сосредоточить разум на Шакти.

 

Поделиться Открытой Йогой:

Оставьте комментарий