- 1. 1. Название лекции:
«108 афоризмов тантра-йоги»
Комментарии Вадима Запорожцева
к тексту «108 афоризмов тантра-йоги».
-
(аф. 55-81).
- 2. 2. Автор: Вадим Запорожцев.
- 3. 3. Фото автора:
- 4. 4. Краткое описание: Тантра является универсальной наукой. Наукой о пробуждении энергии, расширении сознания, наукой о человеке и его месте в этом мире.
- 5. 5. Дата и место чтения текста: Культурный Центр «Просветление» в Москве.
- 6. 6. Аудио, видео и текст лекции принадлежат: Открытому Йога Университету в городе Москве (Школа йоги традиции Анандасвами). Вы имеете полное право копировать, тиражировать и распространять материалы этого сайта, желательно делайте ссылку на наш сайт www.openyoga.ru.
- 7. 7. Текст напечатан: Саррой Сарасвати.
- 8. 8. Текст отредактирован: Саррой Сарасвати и Анной Федоровой.
- 9. 9. Фото: из архива школы йоги.
- 10. 10. Адрес Школы Йоги: Россия, г. Москва, м. Новослободская, ул. Долгоруковская, д. 29, тел. 251-21-08, 251-33-67, Культурный Центр «Просветление».
- Сайты: www.openyoga.ru, www.yogacenter.ru, www.happyoga.narod.ru.
- 11. 11. Основной текст лекции.
«108 АФОРИЗМОВ ТАНТРА-ЙОГИ» С КОММЕНТАРИЯМИ ВВЗ (55-81)
55. Если не знаешь, кто такой Абсолют (Бог), если не имеешь личного Девату, если не разбираешься в высших законах устройства Вселенной, уповай на своих Божественных Маму и Папу.
56. Физические мама и папа были воплощением Божественных Мамы и Папы, когда физические мама и папа в любовном союзе давали тебе жизнь, о йогин.
57. Видь своих Божественных Маму и Папу над головой. Они подарили тебе этот мир, они любят тебя и защищают, они учат тебя и оберегают. В момент твоего зачатия Божественные Мама и Папа и твои физические мама и папа были тождественны.
Комментарий Вадима Запорожцева: Родовые традиции йоги. Это говорит о том, что все ваши Учителя – это ваши Божественные Мама и Папа, потому что если вы подниметесь по своей лестнице до пра, пра, пра-родителей, то обнаружите, что это те, кто нас сейчас учит. Наши предки за это время уже достигли таких высот, что слились с понятием Абсолюта. У вас должно быть ощущение от йоги, как от чего-то родного, не привезенного из далекой Индии, а своего. Пока этого понимания нет, нет понимания йоги. Вы должны чувствовать себя в йоге, как ребенок чувствует себя со своими родителями. Когда вы внутренне начнете обращаться к Учителям школы и будете чувствовать себя естественно, тогда вы выйдете на ощущение облака школы. Родовая йога определяется в первую очередь по родству душ. Помните, что те знания, которые вы получаете, это не знания, принесенные непонятно от кого и откуда. Это ваше родовое учение. Что касается родства на физическом уровне, то оно тоже присутствует. По легенде, прежде чем эти знания попали в Индию, они прошли по нашей территории, эти знания у нас были, но потом мы их потеряли. Еще раз подчеркну, что по-настоящему ощущать облако школы вы будете только тогда, когда поймете, что Учителя – эти ваши родные и близкие.
Возвращаемся к нашим афоризмам, которые являются продолжением темы о том, как себя обезопасить от получения следов негативной кармы от сексуального взаимодействия. Мы рассмотрели множество методов, и здесь приводится следующий, что если вы не знаете, на кого положиться, не знаете, кто такой Абсолют и Девата, не можете найти Учителя йоги, то вы должны апеллировать к своим Божественным Мамам и Папам. Мы можем любить или не любить своих физических родителей, но мы должны знать, что когда наши мама и папа были в любовном союзе, вследствие чего мы появились на свет, то они слились с вашими Божественными Мамой и Папой (мужской и женской частями Абсолюта). Наша душа с небесных сфер увидела этих Божественных Маму и Папу, лишенных всех недостатков, и мы родились в этом мире, обретя физических маму и папу. Ваши мама и папа – это ваш островок в этом мире, именно с него вы пришли в этот мир. Прежде чем начинать практику, если вы не знаете, как обратиться к личному Девате или к Абсолюту, вы можете представить над своей головой Божественных Маму и Папу. Уповайте на них, чтобы они вас защитили и указали путь.
58. Люби и почитай своих земных родителей.
Комментарий Вадима Запорожцева: Этот афоризм говорит о том, что мы должны любить и почитать своих физических маму и папу. У вас есть мама и папа, вы можете их любить или не любить, но тем фактом, что они дали вам жизнь, вы им обязаны, поэтому есть такое правило – если вам что-то не нравится в родителях, не оценивайте это, берите то, что нравится, а все остальное оставляйте без комментариев. Считайте, что это всего лишь заблуждение вашего разума, заблокируйте критику, и это вас поднимет над этой плоскостью. По возможности не вступайте в войну, обходите острые моменты, этим вы искупите свою негативную карму.
Поэтому в Тантре есть правило уважать своих родителей. А все, что вам в них не нравится, не воспринимайте и не ставьте себя выше. Если же вы начнете их ненавидеть, то у вас возникнет блок, который остановит вашу практику в познании Божественных Мам и Пап. По большому счету, жизнь вам дали не ваши родители. Жизнь вам дал Бог. Но Бог сам поручил вашим мамам и папам пустить вас в этот мир. Если вам что-то не нравится, найдите такие формы общения на расстоянии, чтобы было максимум плюсов обоим сторонам.
59. Перед началом любой практики сосредоточься на своих Божественных родителях над головой. Если это трудно сделать, представь над головой всю лестницу из мам и пап. А также их мам и пап вплоть до Божественных родителей.
Комментарий Вадима Запорожцева: Итак, мы рассматриваем методы, которые защитят вас при сексуальных контактах от получения негативных отпечатков от партнера, будь то муж, любовник или партнер по тантрической практике. Этот метод наиболее легок для тех, кому трудно представить что-то Высшее. У нас есть мама и папа, которые являются божественными проводниками нас в этот мир, именно они подарили нам наши тела и жизнь в этом мире. В момент сексуального союза наших физических родителей Абсолют проявился как мужчина и женщина, и наши мама и папа слились с Абсолютом, хотя они могли даже не знать об этом. В этом мощь сексуальных практик, человек может даже не знать, но на мгновение он сливается с Абсолютом. В момент соединения происходит слияние сознания и энергии, происходит йога, и нужно научиться это использовать. Все сексуальные практики в Тантра йоге построены на этом.
Представляя Божественных родителей у себя над головой, вы обращаетесь к родовой энергии и попадаете под ее защиту. Почему надо представлять над головой? Потому что это во многом облегчает то, что называется подъемом энергии кундалини. У вас невольно выпрямляется спина, все процессы вдоль позвоночного столба идут интенсивно, и ваша йога становится быстрее. Если есть спонтанное пробуждение энергии, эта энергия имеет тенденцию подниматься до макушки головы, не отвлекаясь по сторонам. Если эта энергия отвлекается, она ударяется о нашу тонкую структуру, ответственную за ту или иную эмоцию, и мы начинаем эту эмоцию ощущать со страшной силой. Если эта энергия ударяет в нижние центры, возникают вспышки неконтролируемого эротизма или гнева.
Теперь, вернемся к тому, как представлять Божественных Мам и Пап. Это должно быть спонтанное представление с атрибутами, то есть должна быть определенная установка сознания. Например, мама и папа – мужчина и женщина с какими-то явными качествами, например, доброта, любовь, защита. Это установка сознания, эти качества мы сами назначаем перед медитацией, а вот какие внешние формы – это уже как у вас получится.
60. Увидев их, или почувствовав, попроси защиты и успеха в практике.
Комментарий Вадима Запорожцева: Вы должны прямо обратиться к своим Божественным родителям, тем самым вы даете зеленый свет помощи. Пока вы не просите, никто не вмешивается в вашу жизнь, потому что никто не знает, как будет воспринята эта помощь. А если просите, тогда и делают шаги навстречу, вы сами развязываете руки помощи свыше.
61. Даже если не любишь физических маму и папу, все равно относись к ним, как к воплощению Божественной пары.
Комментарий Вадима Запорожцева: Карма у всех разная. Бывает так, что вы воспитываетесь в семье, где один родитель не ваш родной по крови, но вы чувствуете к нему родство, а вашего физического вы не видели. В медитации главное то, к чему вы тянетесь, поэтому в качестве родителя может выступать родитель, который вам по крови и не родитель, но тот, кто дал вам доброту. Если же при этом существует физический родитель, то вы не должны относиться к нему с негативом, вы не вычеркиваете его из своей жизни, потому что физическая составляющая очень значимая. Есть такая интересная вещь – это помощь в рождении, одна из самых загадочных черт в Тантре.
Например, есть физические мама и папа, но к ним не может придти ребенок, который должен к ним придти, чего-то не хватает на одном уровне, физическом, тонком или причинном. Другая пара методом тантрической йоги может помочь, чтобы этот канал с высшей сферой был открыт. Это может помочь, если в мир должна войти высокоразвитая душа, для рождения которой нужно множество составляющих как физических, так и тонких. Физические мама и папа могут дать физические составляющие, могут дать и тонкие, но их надо усилить, и другая пара помогает в усилении. Чтобы в наш мир вошла душа высокоразвитого йогина, нужен широкий канал с высшим. В обычный он не пройдет, поскольку не его карма. В этом смысле, чтобы поддержать этот канал раскрытым и применяются соответствующие тантрические практики, выполняемые с позиции доброты и помощи. Таким образом, мы можем помочь в изменении этого мира к лучшему.
62. У тебя есть загрязнения в видении. Целое ты воспринимаешь, как набор бессвязных частей, приходящее ты считаешь вечным.
63. То, что тебе вредит, может тебя спасти.
64. Обрати поражения в победы.
Комментарий Вадима Запорожцева: Первый афоризм заключается в том, что по большому счету причина всего страдания, каково бы оно не было, есть неведение. Неведение вызвано неправильным восприятием. Неправильное восприятие было результатом иллюзии (майи), которая нас как бы загипнотизировала. То, что мы называем обычной жизнью, с точки зрения йоги – это гипноз. Люди не видят реальности, они не понимают, что есть на самом деле. Все мы бредим, все мы под гипнозом. Но степень этого гипноза у кого-то больше, у кого-то меньше, и вывести нас из этого состояния безболезненно может только гипноз, направленный на помощь всем живым существам. С этих позиций твой гипноз будет постепенно рассеиваться, и ты будешь видеть картину такой, какая она есть.
Если же ты будешь продолжать любой ценой жить по правилам общего гипноза, ты так и останешься в этих правилах. Более того, ты сам начнешь придумывать правила, и в итоге сам же от них и пострадаешь. Бог нас не наказывает, мы сами наказываем себя. Мы придумываем правила по которым живем. Почему это происходит? Потому что есть некая манипуляция восприятия. С точки зрения адвайта веданты (учения о недвойственности) вокруг вас один Брахман. С вами говорит Брахман, вы слышите Брахмана, больше нет никого. Но мы не воспринимаем мир, как целостное. Мы говорим: «Вот это – я, а вот это – все остальные», мы разделяем. Это одна из иллюзий.
Другой момент. Мы думаем, что мы бессмертны. Мы считаем, что вначале мы должны переделать все дела, заработать денег, купить дом и машину, а потом начать жить. Но вы должны отдавать себе отчет, что средняя продолжительность жизни по статистике составляет 80 лет. Лет до 25-30 – это детство. Редко кто осознает, что он делает до этого возраста. Ближе к 80 начинается старость. У вас остается активной жизни лет 20-30, где вы сами за себя отвечаете, и вместо того, чтобы заниматься своим духовным развитием, мы тратим ее на приходящие и уходящие вещи.
С другой же стороны, есть вещи вечные. Допустим, познание самого себя или медитация на самого себя. Это такая вещь, результат от которой тебе приоткрывает ворота в вечность. Человек не вечен в теле, но он вечен в абсолютном смысле. И надо успеть сделать в теле многое и не разбрасываться жизнью. Но мы находимся в иллюзии, под гипнозом общественного мнения, которое заставляет нас делать то, что оно хочет, и считать, что того же хотим и мы. Если же вы попадете в среду йогов и йогинь, где люди занимаются исключительно духовностью, то вы тоже попадете под гипнотическое влияние, но это влияние выведет вас вверх.
Таким образом, переходим к следующему афоризму, который говорит, что то, что тебе вредит, может тебя спасти. Тот факт, что мы разделяем целое на кусочки и подменяем понятия. Мы вечное считаем приходящим, а приходящее считаем вечным. Это приводит людей к негативу, к старости, к смерти, к разочарованию и т.д. В Тантра йоге говорится, что если есть такая тенденция, что и ее можно использовать себе на пользу. Даже твое ощущение, что ты бессмертный, даже ощущение восприятия приходящего вечным, может помочь. Даже то, что ты целое разделил на кусочки, даже тот факт, что идет постоянная подмена. Но с абсолютной точки зрения нет плохого и хорошего, есть уместное и неуместное. Когда что-то неуместное, то это приводит к плохим результатам, когда что-то уместное, то это приводит к хорошим результатам.
Наука Тантры – это наука использования ядов, как лекарства. Наука о том, как использовать то, что тебя убивает, и превращать в то, что тебя спасает и дает вечную жизнь.
Обрати поражения в победы! Нет более сильного лекарства против загрязнений причинного тела, когда все беспричинно плохо. Причинное тело самое коварное, потому что мы его не воспринимаем. Как с ним биться – Бог его знает. И Тантра говорит – обрати поражения в победы, а как – в этом будет заключаться ваша мудрость. Есть такое многоклеточное животное, когда его съедают, оно само выворачивается наизнанку и начинает пожрать того, кто его съел. Побеждает тот, у кого сильнее желудочный сок, у кого сильнее учение. Это очень хороший пример для объяснения этого афоризма. Да, тебя сожрали, но это еще надо посмотреть, кто после этого останется жив. Любая жизненная ситуация может повернуться так, что самый большой крах превратится в самый большой прорыв. Вопрос в нашем умении и вопрос в причинном теле.
Мы как бы идем вопреки причинному телу, которое склоняет нас сдаться и утонуть. А мы, наоборот, начинаем бить лапками, действовать, мы начинаем стремиться к Высшему, к своему Я. Тантра говорит, что если есть хоть какое-то проявление энергии, какое-то действие, то его можно направить на свой духовный рост. Иногда открываются самые невероятные возможности. Вы начинаете действовать с позиции доброты, даже если все вокруг плохо, а вы идете от противного. Очень легко быть добрым, когда все вокруг этому способствует. А когда все вокруг против вас, а вы из своего внутреннего стремления сделать мир лучше, разворачиваете восприятие своего причинного тела и начинаете действовать против течения. И с удивлением обнаруживаете, что поменялись правила игры, и открылись новые возможности.
А что же является тем желудочным соком, который пожирает пожирателя? Это прана, т.е. сила вашего Я. Чем больше у вас праны, тем больше вы можете противостоять чему угодно. С чем бы вы не столкнулись, посредством праны вы превращайте это во благо себе. Праны у вас будет тем больше, чем ближе вы к своему истинному Я. А приблизитесь вы тогда, когда станете добрыми, когда не будете причинять вред без крайней на то необходимости, и если не будете растрачиваться по мелочам. Как можно использовать то, что мы разделяем целое на части? Об этом более подробно будет сказано в следующих афоризмах, но немножко забежим вперед. Напомню, что в Тантре все рассматривается через призму взаимоотношений мужчины и женщины. Что такое ревность? Разделение Вселенной по кусочкам, что есть один человек и есть другой. Но это чувство дает энергию, которую можно направить на то, чтобы видеть все единым, в сторону просветления. Но об этом будет говориться дальше.
Итак, давайте все подытожим. Тантра – это то, что позволит вам обратить поражения в победы. Это то, что позволит использовать яды в качестве лекарств. Это то, что позволяет использовать принцип гипноза в вашем духовном росте. Как это осуществляется в конкретных методах, мы будем рассматривать в следующих афоризмах.
65. Сколько бы у тебя ни было жен (мужей), практиковать методы Тантры ты будешь только с тантрической женой (мужем). Используй принцип разделения (двойственности, двайты). Собери божественную, высшую, недвойственную энергию, используя практики Тантры, общаясь со своей тантрической женой (мужем).
Комментарий Вадима Запорожцева: Интересный с точки зрения методологии афоризм о том, как использовать разделенность для того, чтобы придти к недвойственному. Очень легко говорить, что в каждом человеке частица Бога, но очень тяжело этот кусочек Бога увидеть, точнее, понять, что все являются проявлением его одного. Это легче провозгласить, нежели пережить, чтобы в дальнейшем этот опыт отражался на каждом твоем действии. Мы можем декларировать многие вещи, но по жизни им не следовать, потому что они так и остались философскими концепциями и не перешли в разряд каждодневных практик. Эти мысли еще не пропитали нас целиком, они не стали частичкой нашего бытия, поэтому в самый ответственный момент разум отключается, а мы действуем по привычке. Чтобы перейти от теории к нашей повседневной жизни требуются долгие практики йоги, чтобы шаг за шагом приблизиться к осознанию этой теории.
В Тантра йоге дается очень суровый и жестокий для непосвященных людей метод в том смысле, что он не щадит наш эгоизм. Тантра – это обоюдно острый меч. Она дает могущество в управлении миром. Но начиная разрушать темноту снаружи, ты в равной степени начинаешь разрушать темноту внутри. Если ты снаружи убил демона, знай, что в этот же самый момент погибает демон внутри тебя. Подобно тому, как снаружи есть проявление каких-то эмоций, точно так же и внутри. Убивая их, вам будет также дискомфортно. В Тантре огромный арсенал оружия, но невозможно его применить в эгоистических целях, потому что оно одновременно рубит и твой эгоизм. И это очень неприятно, потому что нам нравится наш эгоизм, мы к нему привыкли.
Возникает вопрос: «Как же нам избавиться от эгоизма, как стереть двойственность и увидеть всю боль и радость мира?» Тантра всегда славилась серьезным отношением к межполовым отношениям между мужчиной и женщиной, потому что это базовые отношения. В том числе там есть такие практики, которые раньше всех шокировали, сейчас уже этот шок поменьше, но все равно практики вызывают недопонимание. Практики заключаются в том, что ты должен для пробуждения тех или иных энергий внутри себя, практиковать, если ты мужчина, с другими женщинами, которые не являются твоими законными женами. Точно также и женщины могут практиковать с разными мужчинами, которые не являются их мужьями. Это уничтожает одну из самых серьезных вещей – ревность. Вообще считается, что ревнивцам в Тантре делать нечего. Тем не мене этот метод уже самой постановкой вопроса исключает ревност. И даже если есть ее маленькие ростки, после определенного количества физических практик даже самый ревнивый человек начинает замечать, что ревность куда-то растворилась.
Второй момент, как здесь сказано, что, сколько бы у тебя ни было жен или мужей, практиковать методы Тантры ты будешь только с тантрической женой или мужем. О чем это говорит? Взаимоотношения с тантрической женой или мужем, мягко говоря, несколько отличаются от обычных взаимоотношений. Это другой уровень взаимодействия. Ваши законные муж или жена могут быть вашими тантрическими мужем или женой, но могут и не быть, но практиковать вы должны только с тантрической женой или мужем. То есть только лишь тот человек, который исповедует именно эти принципы, может им быть. Уничтожается очень серьезный корень эгоизма, завязанный на ощущении собственности. Только лишь достаточно смелый и зрелый человек может пойти по этому пути. Обычно в человеке просыпаются инстинкты собственности и ревности, а здесь самим фактом все эти глубинные инстинкты преодолеваются. Как используя принцип двойственности, подойти к принципу непрерывности (недвойственности). К тому, что по ту сторону стоит всего лишь один центр?
В Тантра йоге считается, что, сколько бы у вас ни было мужчин или женщин, на самом деле, это проявления вашей единой второй половины. То есть это вы в будущем. Ваша вторая половина божественна, это сам Абсолют, который для того, чтобы вам помочь, приходит к вам в этой жизни в телах мужчин или женщин. Но он един. Вы можете сменить десяток мужчин. Причем каждого из них искренне любить. А потом также искренне разочаровываться. Но всегда по ту сторону был один мужчина (если вы женщина), но проявлялся он через разных людей. Вы понимаете, что Он один, посредством этого перебора. Вы начинаете практиковать с разными партнерами, и потом понимаете, что на самом деле все только лишь форма иногда притягательная, иногда отталкивающая, но в любом случае – это всего лишь форма. И что дальше за человеком, которого вы любите, стоит гораздо большее. Вы понимаете, что на заднем плане был всего лишь один, которого вы не распознавали. Таким образом, эта множественность вас приводит к единственному.
В практике все еще конкретнее. Если вы начинаете практиковать с мужчиной (если вы женщина), то вы готовите место, которое будет отделено от всего остального, место просветления. Раньше это были храмы и другие места силы, чистые и незатронутые. Там вы на время практики видите в своем партнере ни больше, ни меньше, как проявление своей Божественной второй половины. Чтобы вы с ним не делали, вы это воспринимаете с точки зрения интерпретации Единого. Вы понимаете, что как бы не вел себя партнер, это всего лишь отблеск того, как ведет себя этот Единый партнер. После взаимодействия с партнером у вас начнет образовываться пласт очень сильных и чистых энергий и воспоминаний. А потом если вы уже практикуете с другим партнером, и с ним вырабатываете немного этого чистого и светлого, то оно начинает суммироваться. Это происходит потому, что вы начинаете понимать, что перед этим было проявление Абсолюта в одной форме, а сейчас в другой форме.
Со временем у вас в душе начнет развиваться маленький островок чистоты и незатронутости, который от практики к практике начинает расти. Затем, когда вы начнете сталкиваться с любым партнером, вы будете сразу видеть, стоит за ним Высшее или нет. В дальнейшем, если вы видите в нем Абсолюта, то этот человек начнет приобретать черты, которые вы хотите видеть в нем. Во время практики человек, с которым вы практикуете, является для вас окном в Абсолюта. Методом практики вы сначала призываете свою вторую половину проявиться через партнера, приглашаете его, а затем начинаете во время практики очень серьезно анализировать поведение партнера, потому что за каждым его жестом, словом и взглядом будет светить ваша истинная вторая половина. Каждый лучик, который сверкнет во время практики, станет очень мощным фундаментом, на который вы можете опереться в дальнейшем. Вы точно почувствуете, что ваша вторая половина есть, что с ней не только можно, но и нужно общаться, и что все, по большому счету, зависит только лишь от вас.
Для того чтобы быстрее к вам пришел тот, кого вы хотите видеть рядом с собой, вам надо избавиться от ревности, эгоизма, собственничества и от других негативных черт. И с каждой практикой вы будете приближаться к своей второй половине.
66. Создай практикой чистую область внутри себя, внутри твоей тантрической жены и в том месте, где вы делаете практику. Накапливай и расширяй чистоту. Не позволяй ничему постороннему вторгаться в чистую энергию, чистое пространство, чистые взаимоотношения.
67. Как только ты создашь зерно божественного, чистого и незатронутого, практикой Тантры расширяй его. И затем оно вырастет и захватит всю Вселенную.
Комментарий Вадима Запорожцева: Вокруг нас вся Вселенная – это проявление Абсолюта в форме энергии, в женской форме. Если вы в чем-то не видите Абсолюта, то и не надо, говорит Тантра, не заставляйте себя, концентрируйтесь на том, в чем вам открывается. Пусть этот островок незатронутости растет, и затем он начнет конвертировать всю грязь в чистоту. И двойственность превращается в Единое. Со временем вы начнете воспринимать Вселенную, как игру Единого, и вы не будете разделять. Вы увидите за всем игру кармы. Но увидите не сразу, к этому надо подойти. Вы действительно должны увидеть, а не внушить себе, что видите.
Когда вы практикуете с партнером и переживаете Высшее, вы должны понять, что это не обстоятельства породили Высшее, а Высшее высветилось через эти обстоятельства. Тантрические практики открывают окно, через которое приходит это светлое. Когда это Высшее проявилось, то для вас место, где оно проявилось, становится священным, и ваш партнер становится священным, и остаются только светлые воспоминания. Вынесите из каждой практики это чистое и незатронутое, пусть оно отпечатается в каких угодно образах. Затем этот островок незатронутости распространится на всю Вселенную, и вы не будете видеть вещи, как грязные, вы не будете разделять, вы начнете видеть Высшее и светлое во всем окружающем.
Тантра для людей смелых, решительных, полных энергии. Осуществить методы Тантра йоги очень тяжело. Почему? У вас будет препятствие в наличии подходящего партнера. К сожалению, иногда муж или жена для этой цели абсолютно не подходят. Иногда Тантру пытаются представить в упрощенной форме, но это не правильно. Тантра – это обоюдно острый меч. Если у вас есть хотя бы признаки ревности, неведения, неразличения, кто подходит для практики, а кто нет, то, к сожалению, эту практику сделать крайне тяжело. Поэтому вы столкнетесь с тем, что у вас не будет партнера или партнерши, которая с вами будет заниматься этой практикой.
Наше общество, наш строй, наша бедность не позволяют нам этим заниматься, потому что все заняты добыванием хлеба насущного, и им не до эротических развлечений. Поэтому сразу очень большое число претендентов, мягко говоря, отваливается. С кармической точки зрения это объясняется эгоизмом. Когда вы в прошлой жизни желали просветления только себе, сидели в своей пещере и работали только на себя, и совершенно не смотрели на других живых существ, на своих братьев и сестер по духу. То в этой жизни вам очень тяжело найти единомышленников, чтобы осуществить эти практики. Когда человек осуществляет эти практики, то его духовный рост ускоряется в тысячи и миллионы раз, как ракета. Но с другой стороны, его карма делает его недостойным или незаслуживающим воспользоваться этими методами. Люди ревнивы, одиноки, эгоистичны. Люди хотят добиться чего-то для себя лично, а до остального человечества им дела нет. Они придумывают отговорки, что еще сами не просветленные, что, мол, когда просветлюсь, тогда и буду помогать другим. Это очень серьезная уловка эгоизма, которая тормозит духовный рост во много раз.
А если вы открыты, то среди вашего окружения найдутся люди, которые готовы для таких достаточно тонких отношений. Зачастую даже отношения мужа и жены бывают более грубыми на этом тонком плане, чем отношение между тантрическими партнерами. Поэтому здесь и призывается практиковать только лишь с тантрической женой или мужем. Потому что со всеми остальными это будет не практика. В лучшем случае – хорошее занятие сексом, а в худшем – пустая трата времени. Найти себе тантрического партнера или партнершу можно лишь при одном условии, называемом иногда брахмачарья. Брахмачарья иногда переводят очень узко, как половая сдержанность, половой аскетизм, но это всего лишь частичное объяснение. Если вы вступаете в сексуальные связи беспорядочно, то в Тантре вам делать нечего.
Секс – это священно. Занятие сексом не является вашей физиологической, как например пищеварение, потребностью. Это очень серьезный тончайший процесс, во время которого ни много, ни мало открывается канал в Беспредельное. Именно по этому каналу приходят души детей. Это два процесса: процесс приглашения души, чтобы родилась новая Вселенная, человек. Либо, наоборот, вы выстраиваете канал, чтобы самим пообщаться с Высшим. Это, как дверь, через которую можно посмотреть, но через которую может кто-то и придти. Отношение к сексу должно быть сакральное. Вы не должны нарушать принцип брахмачарьи, вы не должны относиться к сексу, как к процессу пищеварения. Если вы будете достаточно целостны, сдержаны, но в тоже время достаточно открыты, без лишнего жеманства и без лишнего ханжества, и самое главное не будете эгоистичны, то люди, с которыми вы могли бы практиковать, в вашей жизни появятся.
Проблема одиночества – это проблема нашей неготовности встретиться с достойными. После того, как вы нашли себе партнера или партнершу и стали практиковать, именно к этому моменту и относится этот афоризм. На чем здесь делается упор? Вы должны подготовить место и время для вашей практики, вы должны, применяя принцип двойственности, приближаться к недвойственности, обращать поражения в победы. Вы начинаете формировать из чистого (того, что вы воспринимаете субъективно чистым, потому что с объективной точки зрения нет чистого и грязного) некий островок. Самое главное здесь – выработка психологического комфорта.
С этой же стороны также ваш партнер должен обладать сексуальными качествами, он должен вызывать в вас живой интерес. Если же при всех его высочайших заслугах, вы относитесь к нему, как к брату, то он, вероятно, не подходит для этой практики. Что получается? Вы уединяетесь в место, которое считаете чистым и начинаете создавать из этих субъективно чистых компонентов некую незатронутую область. Не должно быть внутреннего состояния отторжения. Вы начинаете эту область поддерживать, эти ритуалы должны быть для вас некими сакральными действиями, которые из раза в раз все усиливают ваше внутреннее глубинное отношение чего-то возвышенного, чистого, духовного.
Но этого недостаточно. Нужны вещи по-настоящему духовные, и вы начинаете применять мантры, дыхательные практики. И со временем формируется этот островок незатронутости. Если есть место, где вы чувствуете себя в безопасности, где вы чувствуете, что там все так, как вы бы хотели, чтобы оно было, когда вы рядом именно с тем человеком, с тем партнером, кто вызывает у вас приподнятое отношение. Природа сделала сексуальные взаимоотношения таким образом, что потенциальный партнер вызывает у нас ясность сознания. У вас есть ощущение чистоты, и оно еще подкрепляется ощущением энергии, которая начинает подпитывать эту область чистоты. С другой стороны, она сама беспрепятственно начинает течь в высшие центры. Поэтому тантрические практики считаются наиболее простым способом получить эманацию энергии кундалини, либо пробудить ее.
Энергию кундалини наиболее просто отождествить с энергией сексуальности, и перенаправляя этот поток, рано или поздно дойти до осознания. А затем и до использования этого потока. Но малейшая соринка (резкое грубое слово или что-то неуместное), и эта энергия начинает блокироваться и закрывать эти центры. Поэтому очень серьезным образом относятся к принципу соблюдения хорошего места, и партнер должен быть соответствующий, что хотя бы на время практики ваш тантрический партнер или партнерша должны быть ни больше, ни меньше носители Абсолюта. Вы начинаете видеть, что физическое тело партнера – это всего лишь оболочка для того, чтобы проявился Абсолют, с которым вы войдете в контакт, в том числе и сексуальный. Такое сакральное отношение к своему партнеру сохранить крайне тяжело, если вы его постоянно видите в обычной жизни. Наш разум начинает подменивать одно с другим. По этой причине законные супруг или супруга не годятся для таких практик, потому что мы инстинктивно в этом чистом месте приносим ассоциации из повседневной жизни, и начинаем видеть в партнере уже не проявление Абсолюта, а вполне конкретного человека. Это нарушение принципа чистоты.
Как это ни странно, способы общения с тантрическим партнером или партнершей идут в строгом соответствии с принципами йоги Влюбленности: чем меньше вы сталкиваетесь со своим партнером в обычной бытовой жизни, тем легче вам осуществить с ними практику.
68. О йогин, все практики по созданию чистого тела и чистого мира ты должен хранить в тайне.
69. Тайна абсолютно необходима для практики многих йог.
70. Помни, о, йогин, есть такие практики в йоге, в которых, нарушая принцип тайны, ты не получишь результат.
71. После достижения результата тайна не нужна.
Комментарий Вадима Запорожцева: В нашей школе йоги не принято делиться личным опытом. Если был у тебя личный опыт постижения в йоге, не распространяйся о нем. Почему? Ваш личный опыт вам нужен для вашего личностного роста. Если вы хотите донести до других свои переживания, можете сослаться на своих друзей, но никаких подробностей о себе. Потому что, распространяясь про свой опыт, вы будете терять некоторые силы в йоге.
К сожалению, есть обратная сторона этого вопроса в йоге. Это так называемая паранойя секретности, которая привела к тому, что мы потеряли огромное количество практик. Тот факт, что мы сейчас пользуемся всего лишь крупицами из всего того, что было в древности, говорит о том, к какому результату приводит эта секретность. Есть такая поговорка; «Заставь дурака Богу молиться, он себе и лоб расшибет», это примерно та же самая ситуация, произошедшая с принципом тайны. Все хорошо в меру и по месту, поэтому в афоризмах и говорится, что после достижения результата тайна больше не нужна. Но про этот афоризм почему-то все забывают. Это очень серьезная проблема.
Теперь мы начнем разбирать, почему же все-таки так происходит, почему надо хранить тайну, в первую очередь в сексуальных практиках. Если кто-то узнает, что вы практикуете хатха-йогу, можете не переживать. Тайна необходима в первую очередь для более утонченных, психофизических упражнений в йоге. Таких упражнений, где дуновение ветерка может склонить чашу весов в ту или иную сторону. Другими словами, любой человек, который посвящен в то, чем вы занимаетесь, направляет туда свое внимание, за которым идет сознание. За сознанием идет энергия, которая может развернуть все в любую сторону. Может получиться так, что в самый ответственный момент, когда определяется, достигните ли вы результата практики или нет, достигнете вы просветления или нет, чье-то чужое праздное любопытство начнет путать вам все карты, и вы не достигнете результата.
Поэтому, прежде чем начать практику, побеспокойтесь о том, чтобы вам никто не мешал. Не должно быть вмешательства чужого сознания и чужой энергии, когда вы делаете такие тонкие практики. В частности, как здесь говорится, практики по созданию чистого места и чистого тела. Создание мест чистоты предполагает ваше чистое сознание и чистую энергию. А когда чье-то постороннее сознание и энергия начинают в эту чистоту вмешиваться, то это уже грязь, то есть неуместные здесь вещи. Поэтому все практики делаются в тех местах, о которых никто не знает. А если знает где, то не знает когда, а если знает когда, то не знает где. И желательно, чтобы ни того, ни другого никто не знал.
Таким образом, принцип тайны распространяется в первую очередь на тонкие практики. Принцип тайны – это принцип здравого смысла, если чувствуете, что кто-то или что-то плохо на вас влияет во время той или иной практики, поставьте соответствующую ограду. Что такое тайна? Тайна – это двойственность, здесь знают, а здесь не знают, мир делится на две части. Но с другой стороны мы помним, что мир един, что нет тайны, которая однажды не станет явью. Практикуете, при этом держите практики в тайне, а получили результат, и тогда раскрывайте тайну всему миру. Какую ошибку чаще всего делают? Посвящают родных и близких, которые меньше всех должны знать. Даже если посторонний узнает, будет не так страшно, потому что ему до вас дела нет, а родные обязательно заглянут своим сознанием. Есть некий принципиальный постулат, что в известном смысле во Вселенной личностные сознания и энергии не пересекаются, если вы сами не захотите, чтобы кто-то узнал тайну, ее никто никогда не узнает. Распространяться на тему тонких практик, это примерно то же самое, что предупреждать врага о том, что у вас завтра наступление. И он все свои силы сосредоточит на то, чтобы вас не пропустить.
Примерно также ведет себя наша негативная карма. От кого вы скрываете свои практики? Вы скрываете их не от людей, вы скрываете их от того робота кармы, которого вы сами когда-то и породили. То есть вы не уведомляете свою карму, что вы от нее хотите избавиться. Вот подобно тому, как не следует предупреждать врага о нападении, подобно этому не следует никому распространяться о своей практике. Когда победите, то можете отпраздновать с друзьями победу. Но до того не следует на весь мир кричать, что вы собираетесь идти войной. Потому что тогда вам понадобится сил в несколько раз больше. Во-первых, чтобы победить, во-вторых, чтобы нейтрализовать «дружеское» участие наблюдателей.
Есть еще одна сторона открывания тайн, что открываемые практики обесцениваются. В этом заключается альтруизм преподавания йоги. В известном смысле, преподавая йогу, вы обесцениваете все те практики, которые преподаете. Те, кому вы рассказали, ими воспользуются, но в отношении вас эта практика может работать менее сильно. Казалось бы, тупик, но на самом деле никакого тупика нет. Вселенная помогает тем, кто помогает людям. Если вы даете какие-то практики, то Вселенная вам дает более свежие практики, которые еще не задействованы, поэтому, никогда не будьте жадными. Знайте, что вы делитесь, и с вами Вселенная делится. Тайна нужна на время выполнения практики.
Здесь в большей степени говорится о сексуальных практиках, хотя этот принцип касается всех практик. Вы удалились со своей тантрической женой или мужем для тонких сексуальных практик, и на это время никто не должен знать, где вы, с кем и зачем. После того, как практика сделана и получен результат, вы можете передать эту практику дальше. Если же вы передаете практики, которые еще сами не осуществили, знайте, что к вам придут более свежие. В этом нет сомнений.
Делаем маленькое резюме. Во время утонченных практик, или когда ваш организм утончился, соблюдайте принцип тайны. Как только практика выполнена, результат получен, поделитесь со всеми, учите других, не дайте этой практике исчезнуть. Нельзя впадать в паранойю, благодаря этому мы лишились множества практик. Когда вы начинаете делать эти практики, вы уединяетесь и никого в них не посвящаете. Нарушая принцип тайны, мы рубим сук, на котором сидим или привлекаем энергии, которые все нам расстраивают. Представьте, что вы пытаетесь настроить точный прибор, и ничто не должно вас отвлекать, иначе вы его не настроите. Здесь примерно та же самая ситуация. Есть такие практики, где нарушая принцип тайны, сложно получить результат. По достижению результата, вам уже не нужна тайна. Смело преподавайте, передавайте знания другим.
72. Обеты. О йогин, если ты вовлечен в практику Тантры, ты должен соблюдать обеты сознания. Ты не должен плохо отзываться о женщинах, ты не должен ставить под сомнение честь женщин, ты не должен порабощать женщину.
73. О йогиня, если ты вовлечена в практику Тантры, ты никогда не должна отказывать в близости мужчине, с которым ты вовлечена в тантрическую практику.
Комментарий Вадима Запорожцева: Напомню, что мы рассматриваем очень редкие и мало изученные йоги, в частности, Тантра йогу. Это очень серьезная йога, не имеющая ничего общего с теми байками и мифами, благодаря которым она стала столь популярна на западе. Это очень серьезное философское учение, где моральные принципы соблюдаются как нигде строго. Но в то же время тексты Тантра йоги предназначены для узкого круга людей, для которых эта практика подходит. В йоге много практик, и не все они подходят всем. Есть люди, которые занимаются только хатха-йогой, пранаяма-йогой, крия-йогой и не вовлекаются во все остальные. Есть другие люди, которым нужен иной подход. Любая йога приводит к единой цели, но сами тропинки разные.
Почему мы изучаем этот трактат по Тантра йоге, если он подходит только узкому кругу людей в йоге? Огромное число проблем межличностного общения между мужчиной и женщиной, которые кажутся порой неразрешимыми даже людям, практикующим йогу, удается разрешить благодаря этим текстам. Есть еще другой момент, почему этим йогам следует уделять повышенное внимание. Как только более или менее человек утвердился на пьедестале йоги, следующее, с чем он сталкивается, это вопросы межличностного общения с противоположным полом. Эти два афоризма, направленные в первую очередь на людей, вовлеченных в практику Тантра йоги, но на самом деле, если вы понаблюдаете за стилем поведения просто в йоге, они будут вести себя точно также. Обеты же нужны в Тантра йоге в абсолютной мере. Еще раз, если вы не практикуете эти практики, то вы должны иметь в виду, что такое знание есть, как оно примерно работает, и какие-то моменты позаимствовать. Если же вы вовлечены в практику, то степень обязательности выполнения этих обетов резко возрастает вплоть до абсолютной грани.
Обеты – это важная составляющая этих практик. Нарушая их, вы в некотором смысле вытаскиваете ступеньки в лестнице практики.
Что отличает людей, достигших понимания в этих тонких духовных вопросах? Если это мужчина, то он всегда крайне деликатен в отношении к женщинам. Даже если этот человек практикует полнейшее безбрачие, он никогда не будет плохо отзываться о женщинах, о любых: молодых и старых, нравственных и безнравственных, умных и глупых, красивых или некрасивых. Он никогда не позволит себе ни одного неуместного слова, которое так или иначе может принизить женщину. Если вы практикуете тантрические методы, для вас это должно стать абсолютным законом. Для вас любая женщина – проявление высочайшей энергии Вселенной, которая сотворила весь этот мир. Любая женщина, если вы мужчина, для вас проявление кундалини. Любая женщина, которую вы увидели снаружи – это проявление вашей женщины внутри.
Энергия кундалини – это достаточно свирепая энергия. И если в такой практике вы будете проявлять малейшее неуважение к внешней женщине, то ваша внутренняя женщина не оставит этого незамеченным, и рассчитывать на ее помощь на этой ступени в йоге будет крайне тяжело. Вы как бы выступаете против своей же собственной энергии, и заканчивается это всегда плохо. Вообще, в йоге считается, что когда-то было общество сбалансировано, и роль мужчины и роль женщины были одинаковы. Потом в силу каких-то явлений планетарно космического масштаба человечество начало деградировать. В этот период и выработалось такое унижающее отношение к женщинам, патриархат. Плохое отношение к женщинам – это, по меньшей мере, некрасиво. В обычной жизни границы поведения достаточно широкие. Но если вы вовлечены в практику, когда задействована вся ваша энергия, то тогда уже нет этого коридора.
Следующий афоризм говорит о том, что ты не должен ставить под сомнение честь женщины. Ты можешь ничего не говорить, но в тоже время давать понять, что ты не уважаешь женщину. Так вот, этого тоже следует избегать. Следующий обет: ты не должен порабощать женщину. Мужчины часто косвенно порабощают женщину, давая ей понять, что она без него никто и ничто, никому не нужна, эдакое потребительское отношение. В результате этого женщина перестает верить в свои силы. Ни одно унижение не проходит бесследно для женщины, даже если она не подает виду, что ее это ранит. Ни одна реплика не проходит бесследно. Она оставляет внутри женщины ранимый шрам, который долго кровоточит. Так вот, мужчина, вовлеченный в практику Тантры, должен следовать этим обетам абсолютно. Если вы не вовлечены в практику, то поступайте так, как вы поступали до этого, но помните, что, вообще говоря, это очень хорошие правила даже просто для жизни.
Теперь о том, как это работает. Вы помните базовый принцип йоги о том, что все в этом мире делится на энергию и сознание. Женщины представляют собой самое сильное проявление энергии кундалини. Сам факт того, что у вас женское тело (душа беспола, но мы рождаемся то мужчиной, то женщиной, согласно нашей карме) уже является подтверждением того, что вы носитель энергии. И что энергия жизни (кундалини) проявляется через женщину в гораздо большей степени, чем через мужчину. Вы помните, что достижение высших результатов в йоге возможно только лишь тогда, когда энергия сбалансирована с сознанием. Действительно, энергия без направляющего сознания, это скорей разрушительная сила, чем созидающая. Поэтому, в общем и целом, задача женщины в этой жизни – это сбалансировать свою энергию сознанием.
В то же время мужчина в большей мере проявляет такое качество, как сознание, и никто другой как мужчина может помочь женщине сбалансировать энергию женщины своим сознанием. Поэтому женщины так ранимы от мужчин. Мужчина может помочь женщине быстро и безболезненно постичь высот постижения самого себя. Энергии женщины нужно мужское сознание. Причем сознание, как вы видите, очень деликатное, доброжелательное, возвышающее женщину, ни в коем случае не ранящее ее и в тоже время не порабощающее, потому что женщина зависит от сознания мужчины. Потом, по достижению совершенства, женщина вы или мужчина, вы будете в меньшей степени нуждаться во внешнем проявлении.
Поэтому, если вы практикуете Тантра йогу, и если вы мужчина, то вы должны понимать, что вы для женщины опора в ее духовном росте, на ее духовном пути. Вы должны помнить, что любое ваше слово, любая ваша реплика может быть болезненно воспринята женщиной, поэтому мужчина должен всячески избегать таких моментов. Здесь это выражено в виде обетов, которые следует неукоснительно соблюдать мужчине. Если же вы не практикуете эту йогу, а практикуете другие йоги, вам все равно следует прислушаться к этим обетам, потому что они вам помогут просто по жизни.
Самое главное для женщины – это нехватка сознания, которого в избытке у мужчины. У мужчины же наоборот – страшная нехватка энергии. Об этом следующий афоризм, который касается больше правил поведения для йогини. Напомню его: «О, йогиня, если ты вовлечена в практику Тантры, ты никогда не должна отказывать в близости мужчине, с которым ты вовлечена в тантрическую практику». Подобно тому, как женщину можно обидеть или затормозить ее духовный рост неосторожным проявлением сознания, также можно очень сильно затормозить развитие мужчины, если не предоставлять ему энергию. Более того, этот поток энергии должен быть непрерывный. Мужчина, вовлеченный в практику Тантра йоги, также сильно нуждается в этом непрерывном потоке энергии, как мы в воздухе. Малейшие перебои крайне негативно сказываются на духовном росте мужчины.
Еще один момент, о котором я уже упоминал. Мы пользуемся только крупицами знания, большая часть знания йоги потеряна. Все, что касается Тантра йоги, не исключение. То, что до нас дожило, это тексты в большей степени, помогающие мужчинам на пути Тантра йоги и в меньше степени женщинам. На восемь текстов из десяти приходится та часть, где говорится, что и как делать мужчине. И только в двух из десяти и те непереведенные, где говорится, что и как делать женщине. Это наша расплата за века патриархата. Что с этим делать? К сожалению, большая часть практик, касающихся женщин в Тантра йоге, не сохранилась. В древности учителя предполагали именно такой сценарий развития человечества, в древних текстах есть недвусмысленные на это намеки, и сказано, что огромное количество практик Тантра йоги в настоящее время женщины должны переоткрыть, они просто не дожили до нас.
Для мужчин в Тантра йоге есть хоть что-то, для женщин нет. Практики Тантра йоги будут переоткрыты, как говорят учителя, только лишь после того, как в этом мире начнут рождаться души очень высокоразвитых йогинь. Это женщины, которые в прошлых жизнях достигли неимоверных результатов в йоге, и уже несут эти знания в себе. Надо вспомнить их и найти подходящие слова, чтобы передавать дальше. По предсказаниям именно сейчас должны рождаться женщины-учителя. Именно они должны возродить всю недостающую часть Тантра йоги. Но для того, чтобы эти женщины начали здесь рождаться, мужчины должны достойно к ним относиться. Чтобы рождались достойные мужчины, условия более-менее есть, то есть подготовить мужчину-йогина, который знает, как общаться с женщиной, в этом смысле проще. Только когда будут готовы йогины, в этот мир начнут приходить йогини. Либо они уже пришли и ждут того часа, чтобы раскрыться.
Итак, маленькое резюме этих двух афоризмов. Существуют обеты для женщин и обеты для мужчин. Если вы вовлечены в практику Тантра йоги, эти обеты абсолютно необходимы. Если вы не вовлечены в практику, они тоже крайне желательны, но у вас более широкий коридор для маневра. Почему эти обеты существуют? Вспоминаем, что каждый мужчина есть проявление сознания, каждая женщина есть проявление энергии. Для того чтобы духовно развиваться женщине, нужно сознание, которое сбалансирует или уравновесит энергию женщины. Для мужчин (сознания) нужна энергия, которая его сбалансирует. Когда достигается этот баланс, тогда скорость науки самопознания увеличивается многократно.
Вы помните, что одно из значений слова йога – это союз, в контексте Тантра йоги имеется ввиду соединение сознания и энергии. Еще раз напомню, почему для мужчины так важно соблюдать обеты. Потому что, общаясь с внешней женщиной, он общается со своей внутренней женщиной. Почему женщине так важно соблюдать эти обеты? Точно также, общаясь с внешним мужчиной, она общается с высшим сознанием Вселенной. Теперь несколько технических подробностей, почему надо соблюдать эти обеты. Почему женщина не должна отказывать в сексуальной близости? Женщина может себя плохо чувствовать, могут быть препятствующие близости физиологические процессы, много можно привести контраргументов. Но на самом деле так устроена физиология женщин, что эти вещи важные, но не критичные. Мужчина же, который направил все свое сознание на женщину, зависим от нее. Каждая его мысль в течение практики направлена на эту женщину, лучи сознания мужчины полностью поглощены в энергию женщины.
Если же эта энергия откажет мужчине, то его начнет буквально сжигать изнутри на всех уровнях, начиная с сексуального, заканчивая причинным уровнем. Этому бедному мужчине будет уже не до практики Тантра йоги, не до высоких философий, не до осмысления тонких хитросплетений теории и практики. Его просто начнет изнутри сжигать. Причем, чем более высоко он поднимется, тем мощнее эта внутренняя энергия, которая сжигает негативную карму. Но как любой огонь, им надо управлять, его надо направлять в нужную сторону, иначе будет перегрев. Бросать мужчину в таком состоянии, это по меньшей мере, преступление. Это то же самое, что пойти с человеком в горы и перерезать ему веревку, когда он повис над пропастью. Это больше физиологические особенности устройства организма мужчины. В йоге союза более детально все расписывается.
74. У практики должны быть три стадии: начало, собственно практика, завершение. Ошибка, допущенная на любой стадии, уничтожает весь результат.
Комментарий Вадима Запорожцева: Здесь в первую очередь говорится о практике Тантра йоги. С формальной точки зрения это применение принципа: «Обрати поражения в победы», используй двойственность, чтобы познать недвойственное. Мы все видим мир двойственным, мы не видим его непрерывным. Даже это заблуждение двойственности можно использовать, чтобы подойти к тотальному восприятию мира. Следующим шагом идет, что делать и как делать. Что делать мы более или менее рассматривали, теперь как делать.
Одной из особенностей является разбиение любой практики на 3 стадии. К сожалению, большой процент неудач именно потому, что люди такую простую вещь не понимают. Аналогия такая: у вас есть реактивный самолет, который очень быстро летает. Но у самолета есть разбежка, когда он разгоняется, затем отрывается от земли, потом набирает высоту, потом, собственно, летит, потом совершает посадку. Из области воздухоплавания известно, что самым сложным элементом является посадка, а самым простым – это полет. В нашем сознании, полет – это что-то действительно важное. Мы делаем ту или иную практику, там должно быть все выверено, все продумано, но последний момент – посадка, он есть самый трудный.
Вы помните, что когда вы сделали практику, предписывается никуда не спеша спокойно собраться и уйти из того места, где вы делали практику. Если же вы этого не сделали, то вы можете не получить результат от практики. Например, вы собрались делать сексуальную практику. И вы должны помнить, что сначала вы должны подготовить время, место и сами быть подготовленными к практике. Затем вы должны скрупулезно сделать всю практику так, как она предписывается. А затем, самое главное, надо сделать завершение практики, иначе она может полететь кувырком. Только лишь после этого вы удаляетесь в другое место и ждете результата, отдыхаете. Этот принцип применим для всех йог. Любой ваш подход должен состоять из этих трех стадий: начало, собственно практика и завершение практики. Ошибка на любой из этих стадий приводит к неудаче во всей практике.
75. В практике с партнером женский аспект – аспект энергии, мужской аспект – аспект сознания. В просветленном существе левая половина – женская, правая половина – мужская. Из соединения рождается гармония.
Комментарий Вадима Запорожцева: Мы с вами мужчины и женщины, но душа беспола, она выше понятия двойственности. Когда мы рождаемся, мы получаем крен либо в одну сторону, либо в другую. Если мы рождаемся женщиной, то мы приобретаем больше свойства энергии, а если мы рождаемся мужчиной, мы приобретаем больше свойства сознания. Мы собой олицетворяем мир двойственности. Вместе мужчина и женщина – это гармония. Вместе – это путь к просветлению. Вместе – это йога, соединение двух крайностей, двух проявлений Единого. Как только эти два проявления соединяются, открывается путь к просветлению, и на этом построены все сексуальные практики. Весь этот мир – проявление сознания и энергии, двух сущностей.
И как только они сливаются, получается То Единое, Неразрывное, Целостное, то есть открывается дорога в Абсолют. Абсолют выше пола, он может проявить себя и как сознание и как энергия, т.е. как угодно. Когда две крайности сливаются, они как бы друг друга нейтрализуют. Все, что было негативного в проявлении сознании, нейтрализуется энергией, а все перекосы энергии нейтрализуются сознанием. Все негативное уравновешивается. И от самого контакта открывается дверь в просветление, в восприятие того, что породило весь этот мир. Это очень высокая йога, именно поэтому Тантра йога работает в качестве инструмента по просветлению.
Вы находитесь в теле мужчины или теле женщины и, соответственно, проявляете качества сознания или качества энергии. Когда вы занимаетесь совместной тантрической практикой, вы уравновешиваете отрицательные качества друг друга и открываете окошко в просветление. Часто возникает вопрос: «А как быть с людьми нетрадиционной ориентации?» Тантра йога к этому не относится никак. Свидетельств древних манускриптов по этому вопросу в явной форме я не находил. С точки зрения теоретической возникает два ответа: и да, и нет. Любовь возникает, когда есть противоположность. Если у людей одинаковые физиологические особенности, но внутри них наблюдается два явно выраженных полюса, то волей-неволей, один начинает представлять аспект энергии, а другой – аспект сознания. И в этом смысле такие практики будут работать.
Но все-таки, как и любая практика, практика Тантра йоги предполагает наличие еще и грубого физического аспекта, потому что физиологически тело женщины совсем не похоже на тело мужчины. Поэтому насколько будут срабатывать традиционные тантрические практики для однополой любви однозначно сказать нельзя. Природа так устроена, что у женщины одни потребности, у мужчины другие. Но которые очень гармоничны вместе. Поэтому однозначного четкого ответа на этот вопрос нет. Может, будет работать, а может, и нет.
76. Будь осторожен, женский аспект энергии склонен быть неуправляем. Он проявляет себя или как просветляющая энергия или как порабощающая, затемняющая. Источник энергии превращается из эликсира в яд или из яда в эликсир в одно мгновение. Будь внимателен, если ты Адинатха (Шива).
Комментарий Вадима Запорожцева: Тантра йога – это использование в первую очередь энергии, того потенциала энергии, который в нас заложен. Использовать его можно по назначению, а можно не по назначению. Аналогия такая. Вы помните, что во многих произведениях литературы женщины всегда выступали в двояком амплуа. Либо как вдохновляющая Богиня, дающая жизнь, либо образ роковой женщины. Женщина по своей сути – энергия, и мы должны к ней относиться соответствующим образом. Если эта энергия проявляется не так, как надо, то она все разрушает.
В Тантра йоге уделяется внимание тому, что самое сложное учение в мире, самая сложная практика – это совместная жизнь мужчины и женщины. Можно быть сколь угодно высокоразвитым йогином, полностью контролировать и подчинять себя себе. Но только лишь огонь женщины проверяет, достиг ли ты чего-то в практике. У женщин, как у энергии, есть такое качество – вечное видоизменение. И иногда, зная того или не зная, она может вести себя таким образом, что даже самый продвинутый йогин начинает терять над собой контроль. Сплошь и рядом об этом повествуют древние сказания Индии. Как правило, это истории о древнем мудреце и красавице, об их взаимоотношениях. Это истории взлетов и падений. Был йогин, который достиг величайшего могущества: через стены проходил, по воздуху летал, но какая-нибудь прекрасная особа полностью свела на нет его практику. Даже Шива и Парвати не всегда ладили друг с другом. Это взаимоотношения сознания и энергии, иногда кровоточивые, иногда экстатические.
Поэтому даются предостережения практику: «Прежде чем он встанет на путь практики Тантра йоги, следует помнить, что даже самая высокопродвинутая йогиня или партнерша, она все равно женщина». Как с энергией надо аккуратно обращаться, также аккуратным надо быть в этих практиках, иначе раздавит неподготовленного практика. Но только мужчина по большому счету поможет превратить энергию разрушения в энергию созидания. Как здесь сказано: «Источник энергии превращается из эликсира в яд или из яда в эликсир в одно мгновение».
77. Будь осторожна. Проявление сознания может указывать путь к просветлению, а может быть сухой безжизненной чередой абстрактных теорий.
Комментарий Вадима Запорожцева: Это предупреждение женщинам, которые страстно идут в Тантру. Они открыты, полны энтузиазма, решимости, но им не хватает партнера, сознания мужчины. Но сознание бывает в проявлении конструктивно и не конструктивно. Есть люди с достаточно развитым сознанием, но они погружены в замкнутый круг своих собственных теорий. С одной стороны женщин тянет к таким мужчинам. И если это сознание устремлено к чему-то духовному, то это выведет женщину. Если же это набор каких-то догм, то они даже очень сильную женщину могут ввести в круговорот пустого бегания по кругу. Женщинам, встающим на путь Тантры, предписывается остерегаться таких мужчин. Таким образом, неправильный партнер для женщины также серьезная ловушка на пути парных практик.
78. Практика между мужчиной и женщиной Тантра йоги подобна прекрасной девушке, где сознание – это скелет, а энергия – ее тело. Только лишь когда скелет в гармонии с телом, ты можешь восхищаться ее красотой.
Комментарий Вадима Запорожцева: Очень глубокий и полный афоризм. Действительно, представьте себе красавицу в виде скелета, мало кто захочет на нее долго смотреть. С другой стороны, представьте себе женщину без скелета, что тоже не очень привлекательно. Женщина прекрасна, когда все есть и скелет и прекрасная форма. Подобно этому, любая практика Тантра йоги должна в себе нести очень глубокую, четкую, если угодно, теорию осмысления того, что ты делаешь. И только лишь потом на этот костяк нанизываются практики. Что такое энергия? Это всплеск эмоций. И если нет управляющего начала, указывающего, куда проявляться этой энергии, то она растекается. Именно в этом причина того, что Тантра йога не идет тем победным шагом, которым она должна была бы идти. В большинстве случаев не дотягивают практикующие в области теории, они не всегда понимают, что делают.
Поэтому столь необходимо знание хотя бы азов того, что происходит при практике Тантра йоги. Это осознание заставит всю высвобождающуюся энергию течь в нужном направлении. В противном случае эта энергия предоставлена сама себе, и это, как правило, низводит человека скорее к деградации, нежели к подъему.
С другой стороны этот афоризм можно интерпретировать так, как, в одной руке аскетизм, в другой руке наслаждение. Это образ Шивы, который одинаково хорошо владеет, как методами аскетизма (Шива в мифах был известен как покоритель самого себя), с другой же стороны это самый нежный любовник. Это йогин, в совершенстве владеющий методами наслаждения. Лишь только когда две крайности: аскетизм и наслаждение держатся одновременно двумя руками, в известном смысле йогин идет путем Шивы. Если только аскетизм, то это уход в сторону, если только наслаждение, то это тоже уход в сторону. Иносказательно здесь сказано то же самое. Что костяк очень четкого устремления к самопознанию, к духовности, который не может ничего смутить, должен быть облачен в оболочку очень чувственных и мощных экстатических методов. Когда это вместе – это Тантра йога.
79. Если хочешь успеха в йоге, ищи общества красивых, страстных женщин, посвященных в тайны Тантры.
Комментарий Вадима Запорожцева: Как вы помните, любой из этих афоризмов следует понимать сразу в нескольких ключах: в прямом (буквальном), иносказательном (метафизическом) и невыразимом. В Тантра йоге считается, что лишь только женская энергия способна достаточно быстро дать просветление йогину в эпоху Кали-юги или наш железный век. Когда йогин уже достаточно владеет собой, прошел начальные ступени аскетизма, ему следует, если он идет путем Тантра йоги, всячески радоваться обществу йогинь. Само их присутствие ускоряет на порядок процесс духовного развития. Считается, что сила женщины в тантрических практиках от 7 до 10 раз больше, чем сила мужчины. В этом смысле женщина, как та энергия, которая может все изменить к лучшему.
Зачту фрагмент из Тантрананды: «У тебя действительно хорошая карма, если ты хоть когда-либо видел женщину. Ты герой среди людей, если хоть иногда бывал в их обществе. Ты поистине Бог, если они обращали на тебя внимание. Если же ты держал хоть одну из них в страстных объятиях, то ты поистине Абсолют и никто иной, в этом нет сомнения». Тантрананда очень чувственный текст, но по духу вы должны понимать, что здесь имеется в виду. В средневековой Индии очень часто отдавали маленьких мальчиков в мужской монастырь, где он мог всю свою жизнь просто физически не видеть женщин. Это не абстракция, но эмоцию вы должны были ухватить.
80. Они позволят себя найти, если будешь всей своей жизнью помогать другим женщинам, еще не вовлеченным в Тантру, понять свою вечную свободную природу.
Комментарий Вадима Запорожцева: Как правило, бывают некие стереотипные этапы в жизни. Понятно, что если бы вы практиковали аскетизм и жили где-нибудь в пещере, то вам негде было бы встречаться с женщинами. Даже когда настает время, когда уже и надо встретиться, встает вопрос, где их искать, не на улице же. Вообще найти общество йогинь в средневековой традиции считалось величайшей удачей. Здесь следует понимать очень четкий закон кармы, что женщины – йогини обращают внимание на мужчину только лишь в том случае, если этот мужчина, в свою очередь, помогает обычным женщинам, с которыми сталкивается по жизни, помогает им, как здесь сказано, ощутить свою свободу. Все варианты порабощения женщин напрочь отвергаются Тантрой, это считается вообще немыслимым.
Поэтому, если йогин сталкивается с ситуацией, когда есть возможность помочь обычной женщине подняться над предрассудками, сделать шаги в духовном развитии, то делая это, он заслуживает благую карму. Как только он попадет в поле зрение йогини, она обратит на него свое внимание. Так устроен мир. Поэтому если вы хотите встретить достойных подруг для практики этих непростых разделов йоги, то у вас должен быть известный кодекс чести, кодекс поведения, направленный в первую очередь на помощь женщинам не зависимо от того, насколько они продвинуты, просветлены, сведущи в йоге или нет. Как здесь сказано, они позволят себя найти. Это одна из самых серьезных тем, она перекликается с темой Учителей. Если Учитель позволяет себя найти, мы его находим. Если время не пришло, мы проходим мимо. Это вопрос личной кармы.
81. Если рядом с тобой женщины, помогай им стать уверенными в себе, красивыми, сильными, независимыми и свободными.
Комментарий Вадима Запорожцева: Это продолжение предыдущей темы, что вы должны в своем поведении стараться выкинуть все моменты, которые могут этому препятствовать. Еще в начале века мысль о том, чтобы наделить женщину равными правами с мужчинами, вызывало у мужчин дружный хохот, потому что на подсознании они все-таки считали женщину существом второго сорта. Вы не должны смеяться вместе с ними, а наоборот, всячески способствовать прямо противоположному подходу. Вы должны помогать абсолютно бескорыстно, без задней мысли, и это должно идти изнутри.
12. Ключевые слова: лекции по йоге, бесплатно скачать, аудио лекции, видео лекции, смотреть, слушать, текст лекции, Культурный Центр «Просветление», Открытый Йога Университет в Москве, www.happyoga.narod.ru, www.openyoga.ru, www.yogacenter.ru, Вадим Запорожцев, Школа йоги традиции Анандасвами, афоризм, материя, прана, сексуальная энергия, энергия, сознание, знание, разум, наблюдатель, учитель, хвала учителю, господин, юноша, девушка, мужчина, женщина, муж, жена, тантрический муж, тантрическая жена, принц, дама, любимый, любимая, он, она, Бог, Богиня, Шива, Шакти, партнер, партнерша, йогин, йогиня, йога, папа, мама, Божественные родители, Высшие родители, родители, краеугольный камень, наше Я, Атман, Пуруша, Высшее, Божественное, Неразделенное, Вселенная, Адинатха, Девата, Ангел Хранитель, Абсолют, успех, рай, нектар, счастье, радость, наслаждение, экстатическое наслаждение, самадхи, конечная цель, освобождение, свобода, просветление, могущество, сверхспособности, любовь, печаль, порабощение, страдание, аскетизм, ад, гора Кайласа, эго, майя, иллюзия, отпечаток, причина, следствие, карма, положительная карма, отрицательная карма, нейтральная карма, солнце, луна, микрокосм, макрокосм, потребность, возможность, желание, исполнение, семя, любовный союз, секс, элементы, каналы, доброта, реализация, четыре проявления, пять проявлений, комбинация, бинду, незнакомка, три тела, плотное тело, тонкое тело, причинное тело, тело наслаждения, вибрация, отождествление, дхарма, долг, интуиция, опасность, благо, зерно, чистота, чистая область, чистая энергия, чистое пространство, чистые взаимоотношения, чистое тело, практика, практика тантры, тантра, мантра, пранаяма, хатха-йога, загрязнение, целое, приходящее, вечное, принцип разделения, принцип тайны, тайна, поражение, победа, обеты, близость, аспект, зеркало, фантастика, три стадии, начало, завершение, результат, источник, яд, эликсир, крайность, гармония, трансформация, самодостаточность, независимость, смысл, общение, себе подобные, потомство, дети.