Семинар по Раджа йоге. Часть 1. Введение. 12.07.2014

Семинар по Раджа йоге. Часть 1. Введение. 12.07.2014

(02.07.2021)

 

 

 

 Итак друзья, сегодня у нас 12.07.2014 года. Я – Вадим Опенйога.  Это у нас семинар по Раджа йоге. Вся информация на сайте openyoga.ru. Сегодня нас ждет очень интересная тема, сегодня нас ждет один из высших разделов йоги, но, прежде чем мы пойдем внимательно изучать эту тему, давайте еще раз определимся с основополагающими понятиями и принципами, чтобы не было никаких разночтений. Чем мы здесь с вами занимаемся? Мы изучаем Йогу. Что такое Йога?

Йога – это система самопознания. Йога – это не религия, йога отличается от науки тем, что йога с одинаковой серьезностью изучает все, с чем сталкивается человек, будь то состояние сна, бодрствования, будь это ваш субъективный или объективный опыт. Т.е. в отличие от науки, точкой отсчета познания себя и Вселенной выбираетесь вы сами, а вот в науке для познания или самопознания, точкой отсчета выбирается, как они говорят, некая объективная реальность и внешний мир. Вот это – принципиальная разница. Почему? Об этом мы узнаем на нашем семинаре по Раджа Йоге. Дело в том, что некоторые явления, которые объективны с позиции йоги, они уплывают, если вы начинаете их изучать с позиции науки. Но это, пожалуй, единственная разница между йогой и наукой, такая фундаментальная, кроме еще одной, очень принципиальной: в науке можно получать результат любым путем, даже путем страданий других живых существ, т.е. запросто можно поставить эксперимент, кого-нибудь зарезать и посмотреть как ему будет от этого. А в йоге система самопознания отличается, она призывает вас не причинять вреда ни одному живому существу без крайней на то необходимости, иными словами, старайтесь заниматься самопознанием так, чтобы никто от этого не страдал. Ну и, наконец, следующие важные моменты, которые отделяют йогу от обычной науки, помимо этого принципа Ахимсы, непричинения вреда, страдания другим живым существам, это еще два принципа. Второй принцип достаточно хорошо соотносится с обычной наукой, это принцип здравого смысла, принцип логики в жизни. Ну и третий принцип – это такая активная жизненная позиция в изменении своей жизни к лучшему, т.е. вот если вы спросите ученого: а какова Вселенная добрая или злая, хорошая или плохая? Одни скажут одно, другие другое, третьи третье. А в йоге нас призывают с активной  позиции относится к нашему внутреннему миру и к нашему окружающему миру, это все в принцип отказа от страданий выливается. Йога вас призывает всеми силами помогать другим живым существам в преодолении страданий. Т.е., грубо говоря, если кто-то страдает, а вы можете ему помочь – надо помогать. И зеркально этот принцип звучит следующим образом: если ты сам страдаешь, вот поймал себя на мысли, что тебе плохо, то ты должен сделать все необходимое, чтобы этого не было. Такая тривиальная, на первый взгляд, мысль. Т.е. вы должны относится к своим страданиям как к недоразумению или как к действию своих каких-то предыдущих глупых поступков, которые привели к страданию. Т.е. как только столкнулись со страданием, остановились, подумали, что можно для этого сделать, чтобы больше не страдать. Вот такая жизненная активная позиция. 

       Таким образом, йога – это система самопознания, которая заставляет вас оттачивать разум, очень аналитически относиться ко всему происходящему в вашей жизни, осознанно. Ну и, как следствие, вы начнете познавать устройство вашего тела, вашего разума, каких-то внутренних структур, вы начнете познавать устройство Вселенной, устройство общества, вообще всего, что вас окружает и, как следствие, как бесплатное приложение от этого самопознания, приходят способности и сверхспособности. Про способности мы с вами более или менее знаем, т.е. хорошо иметь здоровое тело, сильное, мозги, которые соображают, хорошо быть человеком искусным, утонченным и прочее, прочее. А про сверхспособности, об этом нам говорят древние тексты, да и в современных условиях вы время от времени можете столкнуться со сверхспособностями, в особенности где-нибудь на востоке, хотя, честно скажу, это не принято афишировать. Это те способности, которые сейчас нам кажутся чудесными, но только потому, что мы их в себе не раскрыли. Ну и следующее такое очень важное положение, касающееся йоги: Йога ничего не привносит в вас, йога открывает только лишь то, что в вас заложено. Т.е. йога – это не какая-то искусственная система, которая начинает вас трансформировать, йога вас не трансформирует йога скорее убирает грязь и помогает вам осознать то богатство, которое у вас уже есть внутри. Вот это также принципиальная разница в таком подходе. Ну и наконец следующее положение, оно такое основополагающее, не поняв его, можно наломать кучу дров, сделать массу ошибок, йога заявляет, что ваше естественное состояние – это состояние радости и счастья. Если вы не испытываете состояние радости и счастья, значит у вас, наблюдаются те или иные заболевания, те или иные загрязнения. Иногда это загрязнения физические, иногда ментальные, иногда мы попадаем под действие ненужный идей, концепций, иногда мы едим неправильную пищу, иногда общаемся с неправильными людьми или получаем ненужную информацию. Но так или иначе, наше естественное состояние –  это состояние радости, счастья и гармонии, поэтому, как следствие, если вы практикуете любое упражнение в йоге, будь то упражнение из раджа йоги  или упражнение из какого-либо физического раздела йоги, вы должны помнить, что вы должны всеми силами избегать насилия над собой. Вот, например, в раджа йоге есть упражнение по тренировке памяти, или внимания. Можно превратить это в захватывающую игру, а можно насиловать себя. Если вы будете насиловать себя, то вы не преуспеете в раджа йоге, более того, ваши скрытые способности начнут прятаться от вас. Если же вы, наоборот, будете испытывать радость, счастье,  гармонию, ненасилие, то вы со временем, интуитивно поймете как устроен ваш разум, ваши чувства и т.д. и то, что от вас ускользало, начнет проявляться. Т.е. такая защита от дурака в йоге. Если человек склонен к насилию, по отношению к себе или другому, к неоправданному насилию, то природа прячет секрет. Никто не любит насильников. Другой разговор, что иногда, конечно, наша жизнь, наша карма не оставляет нам времени на размышление, а наш долг иногда напрямую зависит от того, что мы должны исполнять свои обязанности, сопряженные с насилием, ну, допустим, вы милиционер, преступников ловите, вам некогда их убеждать, что плохо воровать, убивать. Вы должны как-то это пресечь, или, во всяком случае, что-то сделать. Это ваш долг. Если не ваш долг, имеет смысл избегать насилия. Почему? Потому что все  структуры нашего тела физические, а тем более, ментальные, они вам потом отплатят за насилие тем, что отключат сверхспособности. Поэтому, если вы занимаетесь йогой как системой самопознания и вторгаетесь в эту область Раджа-йоги тонких и ментальных каких-то упражнений и воздействий, помните, что должна быть гармония, радость и счастье, что должно быть не что-то вычурное и за уши притянутое, а естественное, что в вас уже заложено и когда оно проявляется, вы испытываете радость и счастье. 

        И, наконец, следующий момент, о котором нам говорит йога: йога говорит нам, что мы все, наше Высшее Я свободно, по своему определению свободно. И все то, что ослабляет ваш разум, все то, что вас делает зависимыми, пугливыми, суеверными, неадекватными и т.д. должно быть отброшено. Для чего дается такое пояснение и оговорка? Дело в том, что многие упражнения в раджа-йоге начинают развивать такие тонкие составляющие нашего восприятия Вселенной, что вы начинаете общаться с тонкими планами миров, то, что у обычного человека просто скользит, он его просто не замечает. Но этим же самым могут заниматься какие-нибудь лже-медиумы, лже-спиритуалисты, лже экстрасенсы, лже…, ну их много всяких лже, есть настоящие, а есть лже, я говорю про лже. И в результате, иногда бывает так, что человек, вроде изучает свои психические явления, даже умеет пользоваться ими, но сам их боится и в какой-то момент впадает в благоговейный трепет и тем самым становится рабом сверхспособностей. Поэтому помните, что концепция йоги в этом отношении достаточно прозрачная: все, что причиняет боль, страдания и насилие желательно избегать, все, что делает вас несвободными, зависимыми – желательно отбрасывать. Ваш идеал – это свобода, ваш идеал – это внутренняя сила. 

       Теперь дальше давайте мы с вами определимся с такими базовыми принципами йоги. Йога – это система самопознания, а сколько бывает разных видов йоги? Ответ здесь следующий: столько, сколько проявлений человеческой жизни, столько и видов йоги. Чем бы вы не занимались, вы можете превратить это в метод самопознания. Причем, вы можете делать физические упражнения хатха йоги и познавать физическое устройство своего тела, вы можете делать психические упражнения раджа-йоги, ну и, соответственно, познавать такие тонкие, скрытые моменты, как можно управлять собой и окружающими. Если вы большой руководитель, начальник, то вы начинаете сопрягать свои обязанности, функции, как начальника, именно с самопознанием. Собственно, откуда взялось название Раджа-йога? Вы помните, что Раджа в Индии это – правитель, от которого все зависит, человек, который принимает решения, который управляет своей страной. Напомню, Индия была таким лоскутным одеялом, которое состояло из многих княжеств, во главе каждого княжества был Раджа. Напоминает устройство старой Руси, когда были удельные княжества. Так вот, если ты во главе той или иной страны, ты должен фактически принимать решения очень быстро, от тебя много, что зависит. Ты должен сделать так, чтобы тебя слушали, чтобы тебе подчинялись, чтобы твои приказы выполнялись. И это напрямую связано с особенностями ментальности человека, его  харизмой, продуманностью его решений, с его авторитетом. Никто не будет выполнять приказания или указания человека, у которого нет авторитета. И вот, как бесплатное приложение от познания  Раджа-йоги, приходит это умение управлять собой и управлять другими. Но также есть многочисленные другие виды йоги, опять же, чем бы вы ни занимались, поэтому перечислить весь список видов и разделов йоги, как вы понимаете, практически невозможно, мало ли какой еще есть вид деятельности. Другой разговор, что до наших дней сохранилось не много тех или иных описаний видов йоги. На Западе в первую очередь известна хатха йога, она популярна из-за своей физической составляющей для западных людей, чтобы хорошо себя чувствовать люди практикуют эту йогу. Но на самом деле, хатха-йога в этой иерархии занимает, в общем-то начальную ступень, а вот уже все, что связано с работой с психикой, это уже считается высшими ступенями в йоге. Таким образом, считается, что Раджа йога – это высший раздел в йоге. Но какой бы он высший не был, всегда следует помнить, что без фундамента ни одно здание стоять не может, оно падает. Точно также и если вы интересуетесь только раджа йогой, но не занимаетесь хатха йогой, или какими-то другими физическими йогами, то особо сильно продвинуться в исследовании структур своего разума и своей психики, вы просто не сможете. Поэтому пусть вас не сбивает с толку, что Хатха йога считается базовой йогой, а Раджа-йога высшей йогой – они связаны. Без Раджа йоги, одна Хатха йога делает вас физически сильными, крепкими, но ничего не говорит о развитии вашего интеллекта или каких-нибудь духовных составляющих вашей личности. 

      Теперь следующий момент, который мы должны с вами отметить, заключается в том, что текстов, относящихся к разным разделам йоги, очень мало и, если мы говорим с вами о йоге, мы должны  определиться о какой йоге мы говорим. Почему? Потому, что есть классическая йога, есть многочисленные современные ответвления йоги, есть йоги в других странах, например, тибетская йога, которая, безусловно, схожа, но в общем-то, имеет и отличия от классической йоги и так далее и тому подобное. Поэтому здесь мы с вами будем изучать классическую йогу, то есть ту старую добрую древнюю йогу, с которой все началось. Откуда она взялась эта йога? Старая деревня классическая йога. Ответ следующий. Она взялась из Вед. Вот были такие тексты, которые сначала разучивались как речитативы. Это Веды. И Веды содержали в себе философию, устройство Вселенной и человеческого тела. Это достаточно интересная тема. А потом, как воплощение идеала Вед в жизнь, появилась система йоги, то есть, грубо говоря, Веды говорили, что мир устроен так-то  и так-то, человек устроен так-то и так-то. И дальше говорили Веды –  а теперь займись самопознанием себя и познанием окружающего мира и переоткрой то знание, которое ты получил из  Вед. И здесь следующий очень жесткий акцент, друзья, в  йоге вы не должны ничему верить, вы должны все перепроверять и переоткрывать.  Да, в качестве подсказки, вы можете пользоватся и Ведами, и какими-то другими наставлениями, книгами, но все вы должны пропустить через себя. Безусловно, это  невозможно сделать в течение одной жизни, пропустить через себя всё, поэтому рекомендуется следующая вещь – то, что вы не можете пропустить через себя, но то, что вы считаете разумным, к этому надо относиться с доверием. То есть, вот смотрите, фактор веры очень могущественная вещь в жизни человека, но фактор веры очень индивидуален. А йога, она пытается охватить все возможные случаи или, грубо говоря, все верования, так и людей, у которых вообще нет верования, т. е.  найти более универсальную какую-то составляющую бытия. И в качестве основы в йоге говорится, что основа всего это жизнь. Потому что, чтобы вам во что-то верить или во что-то не верить, вам, как минимум, надо быть живым. Я пока ещё не встречал ни одного атеиста мёртвого, то есть  который был мёртвый и утверждал что он – атеист. Я ещё не встречал ни одного человека, верующего в ту или иную религию или философскую систему, или какую-нибудь политическую партию, которого бы не было в живых. Это невозможно, как вы понимаете. Поэтому вера вещь хорошая, но индивидуальная. В йоге есть направления, которые могут работать, в том числе, и с таким проявлением вашей жизни как вера. Любая вера, будь то религиозная вера, или вера в инопланетян, какая разница, но вопрос в другом. Это может быть чисто ваш личный случай, для вас это работает, но для кого-то нет. По этой причине, друзья, общая такая просьба, с каким бы древним знанием вы ни столкнулись, кто бы его ни провозглашал, я вам что-то говорю, или гуру с Гималаев приедет, или ещё кто-нибудь, вы должны помнить, что первый шаг – Доверие, а второй шаг – Проверка. Иначе мы очень быстро превратимся в мифотворцев, иначе мы потеряем остаток йоговского знания. Что сейчас  и происходит в Индии, где больше упирают на веру, чем на проверку. Так вот, мы с вами будем заниматься здесь классической йогой, которая корнями уходит в такие трактаты как Йога Сутра Патанджали и другие. Йога Сутры Патанджали – это система йоги, иногда называется аштанга йога или восьмеричный путь в йоге, называется традиционной или классической системой самопознания, по той простой причине, что она признает авторитет Вед. Т. е. аштанга йога или Йога Сутра Патанджали говорит:  да, до  нас были Веды и Веды это не набор какой-то чуши, а Веды – это источник знаний.  Таким образом, все йоги делятся на традиционные, признающее Веды, и нетрадиционные, не признающее Веды, и ничего про это не говорящие. В частности, тибетские йоги ничего вам не скажут про Веды, ну это не значит, что они плохие, это значит что у них немножко другой взгляд на тоже самое. Теперь дальше. Возникает всегда вопрос:  а Веды то откуда взялись? Если все ссылаются на Веды, откуда взялись Веды? А это тайна, мы не знаем, причём не знаем не только мы здесь, но и там они. Дело в том, что это знание в Индию было привнесено, через такие страны как Пакистан, Афганистан, Таджикистан и наша средняя Азия. Вот такой расклад получается. Но это уже выяснилось гораздо позднее, когда учёные стали анализировать структуру Вед – какие животные упоминаются, растения, реки, названия. Индия всегда ассоциируется со змеями. В более ранних свидетельствах внимание змеям уделяется не такое большое, это говорит  косвенно о том, что где создавались Веды, были совсем другие географические условия. Это серьезный вопрос – откуда дошли до нас эти знания. Я оставляю его за скобками,  потому что эта тема серьезная, никто не знает толком откуда взялись эти знания. Самые разные гипотезы существуют, иногда фантастические, иногда более понятные. Но так или иначе, это тайна, это просто тайна. Вот дошло до нас знание, сохранилось в Индии, а теперь распространяется по всему земному шару. Причем, обратите внимание, откуда пришло. Помните бывший СССР? Вот с территории бывшего СССР. “Россия – родина слонов” – такая поговорка была. Мы с вами будем изучать классическую йогу. И, поэтому, в качестве примера, чтобы вы поняли место Раджа йоги во всей иерархии йоги древности, я приведу трактат Йога Сутра Патанджали. Почему он так популярен? Почему его все так любят? По той простой причине, что к нему одинаково с уважением относятся как представители самых  разных направлений и  течений в йоге в Индии, там есть школы которые на дух друг друга не переносят, но уважают Йога Сутры Патанджали, а с другой стороны, что мне очень нравится, Йога Сутры Патанджали современная наука, также, очень любит. Почему? Потому, что найден и датирован текст, а учёные современные, они не любят, когда им заявляют, что йоге ровно 5 тысяч лет на днях стукнет, они всегда просят докажи, какой-нибудь артефакт принеси, что-нибудь, что косвенно указывает, что ты не бредишь. Вот по этой причине, в общем-то, я буду ссылаться на Йога Сутры Патанджали. 

       Что из себя представляют Йога Сутры Патанджали? Пожалуй, самый древнейший датированный текст по йоге, это четыре главы, где Патанджали описал всю систему йоги, разбив на восемь ступеней. Что это за ступени? Восемь ступеней, или на санскрите аштанга – цифра восемь, состоят из следующих ступеней: первые две ступени – это яма и нияма, так называются ступени, одна яма,  другая нияма, по сути дела это свод правил, морально этических правил, таких как непричинение вреда, таких как соблюдение чистоты тела и пищи, таких как постоянное совершенствование разума – мы должны любить учиться, и т. д. и т. п. Особенно подробно на этих ступенях я не буду останавливаться, иначе совсем в сторону отойдем, но так или иначе, первые две ступени – это такая самая фундаментальная база, они соотносятся с принципами непричинения вреда и принципом здравого смысла, принципом преодоления страданий и, фактически, это такой вот каждодневный кодекс чести. А дальше уже идут следующей ступени, состоящие из более конкретных упражнений. Следующая, третья ступень, это – асаны. Вот мы с вами делаем хатха йогу, принимаем те или иные позы, и фактически, эти позы и составляют третью ступень йоги – асаны. Четвёртая ступень – это работа с дыханием, или Пранаяма. Точнее сказать, эта работа не с дыханием, а с жизненным потоком, который называется прана. Легче всего подойти к процессу управления праной, как считалось в древности, через процесс дыхания. Вот мы все с вами занимаемся различными дыхательными упражнениями, и они все попадают под четвёртую ступень Аштанга йоги, или Пранаяму. После того, как эти первые четыре ступени осуществлены, дальше начинается работа с вашей психикой, с вашими органами чувств, органами познания, вашими внутренними структурами разума и т. д. Следующая ступень, это соответственно, пятая ступень – это Пратьяхара, когда вы должны научиться абстрагироваться от окружающей Вселенной, когда глаза смотрят, но не видят, уши слушают, но не слышат, то есть чтобы вы могли по-своему желанию отключаться от внешней Вселенной. После того как вы более или менее достигли успеха в этой пятой ступени по приручению своих органов восприятия, идёт следующая ступень, шестая, Дхарана, или сосредоточение, заключается она в том, чтобы вы тренировали способность быстрой концентрации своего внимания на любой вещи, это соответственно шестая ступень. Теперь седьмая ступень, так называемая Дхьяна, это когда вы в концентрации своих мыслей на том или ином предмете достигаете непрерывности, и ваше внимание как поток воды постоянно скользит, непрерывно воспринимая тот или иной объект, то есть, по сути дела, разница между Дхараной и Дхьяной во времени сосредоточения. Чтобы привязаться немножко к современной лексике, следует помнить, что под словом Дхьяна на западе обычно понимают медитацию. Обычно, если вы слышите медитация  в йоге, то в йоге, скорее, это должно называться Дхьяной. А на западе под медитацией что только не понимают. Итак, седьмая ступень. Это Дхьяна – медитация. И, наконец, когда медитация достигает своей кульминации, и предельной такой мощи, то это переходит в восьмую ступень, называющуюся Самадхи – это сверхсостояние человека. Оно резко отличается от предыдущих состояний. И в этом состоянии, с одной стороны, вы ощущаете естественную природу радости и  счастья. Люди, пережившие эту ступень, отзываются о ней как о чем-то восхитительном, ярком, красивом, прекрасном, по сравнению с чем, все остальное, с чем мы сталкивались в жизни, кажется серым, неинтересным и тусклым. Так вот, с одной стороны, когда вы переживаете восьмую ступень, она оказывает на вас очень большое эмоциональное воздействие, а с другой стороны, если вы переживаете такой экстаз, наблюдаются другие моменты, во-первых, если вы в качестве медитации выбираете любой объект или явление, то вы получаете полную информацию о нём, всё, что бы вы ни хотели о нём узнать, вы узнаете. Если  вы в состоянии Самадхи волеизьявляете достичь той или иной способности или сверхспособности, вы её достигаете, но самое интересное, что если вы достигли состоянии Самадхи, то вы сжигаете негативные семена своей кармы, которая ещё не развернулась. То есть получается, если мы сделали кучу ошибок, идём в этой жизни, получая плоды своих предыдущих действий, как положительных так и отрицательных, то если мы достигли состояния самадхи, мы выходим на такой уровень, который уничтожает весь негатив, и более того, превосходим весь позитив. И только после этого мы становимся свободны. То есть самадхи, или восьмая ступень йоги это, по сути дела, цель. А все предыдущие ступени – это подготовительный этап к достижению этой цели. Вернёмся к Раджа йоге. Первые четыре ступени в Индии, да и на западе, называются хатха-йогой т. е. яма, нияма, асана и пранаяма. Очень часто на западе и в Индии последние четыре ступени, а именно, пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи называются Раджа йога. Но опять же, все названия достаточно условны. И вообще говоря, существует путаница названий разных видов йоги. Вы должны быть к этому готовым. Иногда вы можете под одним названием встречать разные направления йоги, а иногда под разными названиями одно и тоже направление йоги. Я сразу вас предостерегаю от такого культурного, психического шока, когда вы где-нибудь в Индии, в каком-нибудь одном ашраме вам говорят одно, а в другом другое. Не судите строго индусов. Слава богу, они хоть это сохранили, хоть этот остаток знания дошел до нас. А могло бы и этого даже не быть. По этой причине классификация, или разделение, оно иногда отличается, с одной стороны мы помним, что столько сколько проявлений человеческой жизни, столько и видов йоги. А с другой стороны, иногда вполне конкретные ступени той или иной системы делят на две или более количество видов йог. Поэтому будьте готовы и к тому и другому, когда начнете читать древние тексты или комментарии к древним текстам, учитывайте это. Теперь вернёмся немного назад. Итак, что мы с вами имеем, и в чем, собственно говоря, смысл Раджа йоги. Смысл Раджа йоги в том, чтобы вы достигли высшего состоянии самадхи и стали свободными, чтобы вы сожгли семена своей негативной и позитивной кармы, чтобы вы  нашли и достигли в себе все способности и сверхспособности, познали кто вы такой, как вы сделаны, как устроен весь этот мир и смогли, после того как вы это познали, полностью управлять этим миром, если такая необходимость будет возникать. Смотрите какая логика получается. Ваше высшее состояние самадхи достигается через медитацию, медитация через сосредоточение, а это уже работа с вашим разумом и с какими-то вашими психическими структурами, которые сопровождают работу разума. Для того чтобы разум так хорошо работал, чтобы вы могли сосредоточиться на медитации, вам надо, чтобы вам ничего не мешало, не отвлекало вас, и, поэтому такая ступенька как пратьяхара, пятая ступень, отключающая вас от внешнего мира, абсолютно необходима, иначе вы не сосредоточитесь. Наконец, для того чтобы вот так вот научиться сесть и ничего не слышать, не видеть, когда надо, надо полностью владеть своим телом, а для этого надо владеть своим дыханием, чтобы управлять жизненными потоками праны, ну и чтобы управлять жизненными потоками праны, у вас должно быть хорошее сильное физическое тело, а для этого нужны асаны или позы, или физические разделы хатха-йоги. Ну даже если у вас хорошее физическое тело, а вы нарушаете какие-то морально этические принципы, то вы будете направлять все свои поступки во вред, это никак не приведёт вас в медитации к сосредоточению, и это будет порождать такие поступки, что только вы сядете медитировать, а ваша негативная карма ворвется в вашу жизнь и вам будет мешать медитировать. То есть, сели вы медитировать, а какие-то обстоятельства пришли в вашу жизнь, и выбили вас из колеи, совершенно могут быть какие угодно обстоятельства. Сели медитировать, а у вас проблемы на работе, вас собираются уволить, понятно, какая уж тут медитация и до анекдотов иногда может доходит. Почему? Потому что – это волны вашей же негативной кармы от предыдущих поступков, поэтому надо начинать делать правильные  поступки уже сегодня, чтобы через какое-то время, в качестве условий, у вас были все условия для практики. Ну и наконец, также ещё другая составляющая в отношении физического тела, это то, что вы едите, с кем вы общаетесь. Вообще говоря, в этом отношении всё есть еда, еда разных видов, еда физическая, которую вы кушаете, и она должна быть чистая, и она должна способствовать ясности вашего разума, а если еда, наоборот, приводит вас в тупое сонливое состояние или раздраженное состояние, то какая уж это медитация, поэтому предписывается выработать свою собственную личную диету, которая помогла бы вам сосредоточиться. Ну вторая часть еды, эта информация, которой вы питаетесь. То есть информация это та же еда для разума. То есть, если вы будете общаться с ненужными людьми, которые будут заведомо распространять ненужную лживую или какую-то неуместную информацию, или в современную эпоху вы будете постоянно смотреть средства массовой информации, которые лучше не смотреть, то неправильная информация, также как и физический яд, станут препятствием для того, чтобы вы сосредотачивались. Вот отсюда и рождаются первые два принципа яма и нияма, то есть все достаточно логично. Сперва подготовить условия для медитации, потом в медитации и достичь высших состояний, как только достигли высших состояний, все – цель йоги выполнена. Первые четыре ступени, ещё раз, иногда называются хатха-йогой, вторые четыре ступени иногда называются Раджа йогой. Но ещё раз, иногда это не все совсем корректное разделение, потому что первые четыре ступени иногда тоже можно разбить на пранаяма йогу и просто хатха йогу с какими-то другими упражнениями. Я сослался на трактат йога сутра Патанджали. Этот трактат датируется где-то примерно вторым веком до нашей эры,  вторым веком после нашей эры – вот в этот промежуток, где-то в четыреста лет,  возник трактат йога сутра Патанджали. То есть, ему уже по скромным подсчетам, 2000 лет. Ну, как вы понимаете, трактат Йога Сутра Патанджали возник не на пустом месте, а он, в свою очередь, опирался на другие труды по йоге, которые до нас просто не дошли. 

 

       По этой причине в более древних текстах вы можете найти те или иные отголоски йоги или те или иные методики йоги, возможно, немного в других терминах или в другой последовательности, беда только в том, что что-то современные учёные признают в качестве достоверных источников, а что-то нет. Для западного человека  важно, чтобы учёные признали текст такого то века, для среднестатистического индуса это вообще ни о чем не говорит, им просто это не интересно. У них больше уважения имеет традиция, вот ему сказали что так, он так и верит. 2000 лет Йога Сутрам Патанджали, а сколько лет Ведам? Мы не знаем, мы просто не знаем. По самым скромным подсчетам это более 3500- 4000 лет, Веды взялись не на пустом месте, они до этого создавались, безусловно, какое-то время. Ничего более древнего, чем Веды мы не имеем и не знаем. Веды – это достаточно структурированный текст, который говорит, что он не был написан сразу, он долго-долго формировался, никаких более древних первоисточников Вед мы не знаем. Почему я это все говорю? Потому что даже если я ссылаюсь на Йога Сутры Патанджали, которые признают учёные, это, по большому счёту, ничего не значит. Как оно было на самом деле, в древности, мы с вами не знаем. Иногда в руки попадает текст, который заведомо более молодой, чем Йога Сутры Патанджали, какого нибудь там 12-го века 15-го века 17-го века. Где описаны практики, более подробно, чем в йога сутрах Патанджали. И вот всегда возникает вопрос: то ли это какая-то параллельная традиция, более древняя, чем сами Йога-сутры, до нас донесла знания, то ли более поздняя, определить друзья практически невозможно. Поэтому вот этот фактор, о котором я сказал в самом начале, переоткрывать любое знание йоги, это очень важный фактор. Мы здесь все собрались и начинаем изучать йогу, но таких групп, кто изучает йогу, достаточно много на земном шаре. Иногда возникает вопрос: а как одну группу от другой отличить? Мы придумали для себя название, мы Открытая йога. Есть разные группы людей изучающий йогу, есть разные  группы людей изучающих классические  виды йоги, и чего у них там творится, я не знаю, надеюсь всё хорошо, но нам надо как-то отличаться от них, чтобы вы понимали эту идеологию. Потому, что иногда я говорю, что йогу надо перепроверять, а некоторые последователи йоги мне говорят: а зачем проверять, не надо проверять, верить надо! И вот чтобы у вас в голове путаницы не было, поэтому то, что мы здесь сейчас будем изучать – Раджа йогу, это направление Открытой  йоги. Что значит Открытая йога? Это значит то, что мы призываем вас всеми силами перепроверять все знания, более того, практиковать их и подтверждать своей личной практикой. Что не подтверждается вашей личной практикой, это большой вопрос, а действительно ли это знания, или какая-то ошибка, может быть, закралась. Тоже самое касается и современных людей. Иногда встречаю людей которые говорят: вот я познал йогу. Я спрашиваю: почему ты её познал? Ответ такой: “вот я делаю упражнения йоги и они для меня и работают!”. Но тот факт, что человек делает упражнения и они для него работают,  это может не переноситься на других людей, он, в конце концов, силой своих высших сверхспособностей, о которых говорит Раджа йога, может оживить любые представления, любые практики, но они будут работать только для него, а у другого человека не будут работать. Поэтому когда мы говорим об Открытой йоге, мы говорим что все должно быть открыто, все должно переноситься,  не должно быть так, чтобы кто-то вам говорил: а вот верьте. Это не подход йоги вообще. 

      Теперь несколько слов по более практическому применению Раджа йоги. Итак, как только вы, более или менее, научитесь управлять своим разумом, придут к вам самые чудесные способности, интуитивно будут они приходить, вы, вдруг, начнёте ловить себя на мысли, что вы мысли чужих людей читать умеете, то есть у вас настолько обострится ощущение других людей, что вы будете ощущать их мотивацию, их состояние психическое и физическое, и как следствие, все мыслеформы, которые могут быть у них в голове. Более того, будут наблюдаться ещё более интересные эффекты, это как бы такая трансляция мыслей. Вам будет достаточно подумать о той или иной идее или концепции, как все другие люди, которые находятся в вашем соприкосновении, начинают думать так же, даже если вы с ними напрямую не общались. Вот такой очень тонкий эффект передачи сначала такого эмоционального настроения, потом более осязаемо, осязаемо, осязаемо, вплоть до каких-то конкретных мыслей и образов. Вот например, у нас у всех есть мобильные телефоны, берём звоним и разговариваем с другим человеком, более того, сейчас уже видеотелефоны появились, ещё можно собеседника увидеть, а вот представьте: начинаешь изучать какой-нибудь древний трактат по Раджа йоге, так вот, то что мы делаем с помощью современной техники, они делали за счёт внутренних способностей, примерно точно также. Им достаточно было подумать о человеке, как они выходили с ним на какую-то ментальную связь и обменивались этими мыслеформами, мыслеобразами, информацией, причём, на достаточно больших расстояниях. С точки зрения современной науки, объяснения этому нет. Во всяком случае, все что нам говорит современная наука о том, как устроен человек, и какие процессы могут быть, пока про эти процессы ничего не известно, а если известно, то они, вероятно, хранят это  в строжайшем секрете. Потому что я времени от времени интересуюсь чем занимается современная наука, в открытых источниках этого нет. То есть объяснить вот эти феномены, очень странные, с  позиции современной науки пока невозможно. Но я верю, что через какое-то время и современная наука до этого дойдёт, только пусть она дойдёт до этого после того, как она откажется от насилия и получения знания путём убийства или  ещё чего-нибудь, иначе это превратится в страшное оружие. Вообще говоря, наука без морали – это вещь чудовищная. Наука без внутренних принципов – вещь просто недопустимая. И надо сказать, что законы Вселенной одни и те же, то, что однажды открыли древние мудрецы в Индии, мы с вами переоткроем. Надо сказать, что когда впервые с этим столкнулись западные учёные, а произошло это после того, как была колонизирована Индия (хотя и до этого были соприкосновения с таким таинственным востоком), безусловно, западные учёные, в первую очередь, из Великобритании (вы помните что Индия долгое время была колонией Великобритании). Они начинали всё это изучать, и тот факт, что мы вообще знаем йогу, говорит о том, что уже в ту эпоху, это где-то было примерно лет 150 – 160 назад, люди которые знали йогу и владели  этими сверхспособностями, они приоткрыли глаза западным учёным на эти все чудеса, но очень-очень аккуратно. Большую часть знаний они тогда не открыли и, вполне вероятно, что до сих пор хранят в тайне. Возникает, по этой причине, очень интересная для всех вас перспектива, если вы будете практиковать Раджа йогу, то вы со временем будете сталкиваться с этими явлениями, но они сперва будут такими мимолетными, их не ухватишь, а потом сильнее и сильнее. Почему я об этом говорю? Это опыт всех тех, кто серьезно изучал йогу и с кем я разговаривал, кто практиковал йогу в наше время, в наши дни, они мне об этом рассказывали. Как правило, те, кто серьезно изучает йогу, они люди не публичные, им это просто мешает, если ты работаешь над собой, публичность очень сильно отвлекает, на это тратится очень много сил, постоянная дилемма: либо работать по своему самосовершенствованию, либо пропагандировать йогу. И тут, безусловно, должен быть какой-то разумный компромисс.  Так вот те, кто больше сосредоточился не на популяризации йоги, а на практике йоги, мне об этом рассказывали, что да, действительно, приходят эти способности, о которых мы читаем в книжках. Но не спешите радоваться, если вам кажется, что к вам придут эти способности читать мысли и вы будете читать мысли всех кого не попадя. Я вас уверяю, это опытный факт, большинство людей, с которыми вы будете встречаться, у них в голове такие помойки, что лучше бы вам их мысли вообще не читать. Потому что, как правило, о чем мы думаем: какие-то проблемы, плохое настроение, чушь всякая у большей части населения. Это как телевизор на каком-нибудь канале включаешь, а там реклама  днём и ночью, одна глупее другой. А тут представьте: вы читаете мысли, и днём и ночью, весь день. И если вы не владеете пратьяхарой, или умением отключать органы восприятия, то вы с ума сойдете от этих мыслей. И вообще, это большая неприятность для всех тех, кто изучает психические явления. Мы с вами упоминали медиумов, экстрасенсов и прочих, эти люди искренне интересуются устройством психики, они достаточно много времени тратят на то, чтобы овладеть такими способностями, только потом очень многие в психушке заканчивают, потому что да, ты вломился в мир этих тонких мыслей, ну что такое неуправляемые мысли, друзья? Неуправляемые мысли – это ночной кошмар, когда вам снится что-то и вы это остановить не можете. По этой причине, здесь тоже есть своя логика в продвижении путём йоги. Всё хорошо в свое время и в своем месте. Все должно к вам прийти вовремя, без насилия, и уместно. Вот тогда вы получите пользу от Раджа йоги, и даже если вы будете уметь читать мысли и ещё чем-нибудь таким заниматься, вы сможете использовать это на благо всех живых существ, чтобы помогать избавлять других людей от страдания и самим избавляться от страданий. Если же такая способность придёт немножко не вовремя, неправильно, то скорее, это большая проблема будет для вас. И об этом также сказано в многочисленных текстах по Раджа йоги. Поэтому, есть такая поговорка: спешите медленно. Или, по-другому: делать что-то быстро, это делать медленно, но без перерыва. Поэтому, если вы страстно желаете овладеть этими сверхспособностями, стать харизматичным лидером, который повелевает умами многих, это может быть очень великим благом, в конце-концов все революции духовные, изменение мира к лучшему совершались такими людьми. Они своими мыслями о чем-то светлом заражали всех вокруг себя и мир становился лучше. Но, также, вы можете воспользоваться этой способностью вести людей за собой в негативных целях. Появится у вас какая-нибудь маниакальная идея: религиозная, политическая, философская, какая угодно, и вы, как сильный лидер, будете маньяком, с одной стороны, этой идеи, а с другой стороны, обладать большими способностями, чтобы обратить в эту идею всех остальных. История также знает большое количество  таких лидеров, которые отличались внутренней харизмой, но человечество с содроганием вспоминает о том, что они делали. Историю изучать достаточно полезно. Поэтому так важно, чтобы  вы утвердились в первом принципе йоги, в ненасилии, во втором принципе йоги, в том чтобы вы были последовательный разумный человек, меньше мистики, меньше зависимости от чего-то потустороннего и, наконец, третий принцип йоги, чтобы вы все эти силы, способности или сверхспособности, направляли на изменение мира к лучшему, как для всех, кто вокруг вас так и для себя самих. Вот такое предупреждение. И ещё раз, друзья мои, хочу вам сказать, может быть это покажется для вас странным, вот раскачать в себе эти способности и сверхспособности легче, чем вам кажется, только вопрос в другом, что вы потом с ними будете делать… Не превратится ли это для вас в такую головную боль или неконтролируемый кошмар? Но мы об этом позже поговорим. Надеюсь все понятно. Теперь дальше друзья. Для того, чтобы нам как можно быстрее понять основные моменты Раджа йоги и научиться их применять в своей жизни, нам надо вот этими базовыми принципами овладеть и мы должны запастись доверием, потому что, если вы будете перепроверять всё, о чем я сейчас буду говорить, у вас не одна жизнь уйдет, а жить-то надо уже сейчас. Поэтому сначала мы должны с вами проанализировать, что нам йога и веды говорят в отношении того, что такое Человек и что такое Вселенная, что такое Разум, что такое Тело, что такое Психические силы, что такое Механизмы подчинения и подчинённость, чтобы у вас была, хотя бы в первом приближении, целая картина для более мелких частных упражнений, которые непосредственно надо будет делать. Поэтому начнём мы, как всегда, с самых общих принципов, мы сейчас с вами разыграем Натью, или театрализованная представление, где ещё раз освежим в памяти основные моменты творения, откуда вы взялись, что такое ваше Высшее Я и так далее и тому подобное.

Добавить комментарий