20250426 Сб Йога Семинар План обучения научность в йоге доклад Василия Вичары Вадим Опенйога
00:00 Введение
- Вадим Опен Йога представляет себя и свою программу.
- Упоминает выездной семинар в Подмосковье.
- Объявляет о докладе Василия Вичары.
00:57 Научный подход в обучении
- Подчёркивается важность научного подхода в обучении.
- Конспектирование доклада помогает лучше понять информацию и освежить её в памяти.
- Внимательное слушание мотивирует докладчика.
02:49 Логика обучения
- Объясняется, что логика обучения направлена на то, чтобы заставить время работать на студента.
- Программа обучения постоянно обновляется и адаптируется к новым условиям.
- Йога требует постоянного развития и адаптации.
04:38 Философия йоги
- Йога — это воплощение знания Вед, основная идея которых — «жизнь должна продолжаться».
- Критикуется искажённое представление о йоге на Западе.
- Подчёркивается необходимость постоянного развития и выживания.
06:16 Цель обучения
- Основная задача студента — научиться приносить пользу людям.
- После обучения студент сможет преподавать различные виды йоги и помогать другим.
- Это освободит время для саморазвития.
07:10 Виды йоги
- В бакалавриате студенты учатся преподавать хатха-йогу, крия-йогу, мантра-йогу, пранаяма-йогу, медитации и шавасану.
- После обучения студенты могут преподавать йогу в залах и читать лекции.
- Их деятельность будет направлена на благо всех живых существ.
07:54 Йога магистратура
- Возможность изучать редкие виды йоги, которые не так широко известны.
- Параллельное принесение пользы людям и удовлетворение личных интересов.
- Критика эгоистичного подхода к духовным практикам.
09:07 Потребительское отношение в духовных кругах
- Распространённость потребительского отношения в духовных кругах.
- Неэффективность такого подхода для личного развития.
- Методика карма-йоги: всегда думать о пользе для других.
10:04 Современные технологии и распространение знаний
- Рекомендации по использованию современных технологий для распространения знаний.
- Пример записи и публикации материалов для подготовки к экзаменам.
- Важность осознания необходимости помощи другим.
11:53 Эгоизм и прогресс в йоге
- Эгоистичный подход мешает прогрессу в йоге.
- Необходимость распространения знаний для их сохранения.
- Позитивные последствия для тех, кто приносит пользу людям.
13:46 Йога аспирантура и докторантура
- Изучение труднопонимаемых разделов йоги на этих уровнях.
- Важность научного подхода и понимания философии.
- Йога как высшее учение, объединяющее науку и религию.
16:36 Принципы познания в йоге
- Применение двух взаимоисключающих подходов: коллективного сомнения и коллективного волеизъявления.
- Йога претендует на высшее знание, объединяющее науку и мораль.
- Тупики при отсутствии одного из подходов: наука без морали или религия без науки.
19:29 История науки и религии
- Курс истории возникновения науки для понимания её методов.
- Курс истории религии для осознания влияния волеизъявлений на цивилизацию.
- Драматичная история развития религий и философий.
21:13 Понимание мира через религию
- Мир как набор волеизъявлений и религий.
- Важность понимания истории религий для глубокого понимания мира.
21:29 Волеизъявления и религии
- Понимание волеизъявлений древних греков и римлян помогает оценить сильные и слабые стороны религий.
- Изучение различных вариантов волеизъявлений необходимо для правильного понимания религий.
22:08 История открытой йоги
- История открытой йоги полна провалов, после которых она выживала.
- Лжеэзотерика и лжеучёные создают сложности в преподавании.
24:20 Примеры из истории
- Развал СССР привёл к распространению сомнительных учений.
- Изучение истории религии помогает избежать восприятия новых учений как истины в последней инстанции.
26:43 Научность и её восприятие
- Современная наука существует всего 500 лет, что делает её восприятие сложным для студентов.
- Необходимо приучать студентов к научности с первого курса.
28:29 Принципы научности
- Научные публикации требуют времени для понимания и освоения.
- Процесс обучения научности должен быть постепенным и включать элементы научных докладов.
30:26 Коллективное сомнение
- Коллективное сомнение начинается с критического осмысления информации.
- Важно искать несостыковки, а не просто критиковать из-за характера.
32:06 Начало обучения
- Умение внимательно слушать и записывать ключевые моменты — первый шаг к коллективному сомнению.
- Преподаватель демонстрирует важность подготовки к выступлению с листиком и ручкой.
34:31 Введение в тему
- Лекция является продолжением эссе о влиянии Платона на восприятие йоги европейскими людьми.
- Автор пытается понять, почему йога так привлекает западных людей.
35:07 Влияние Платона на йогу
- Платон рассматривается как основоположник европейской философии.
- Сравнение философии Платона с разделением явлений в йоге на энергию и сознание.
36:08 Параллели между философией Платона и йогой
- Упоминание идеи переселения душ и платоновской души психее.
- Параллели между платоновской душой и чакрами в йоге.
36:55 Структура души по Платону
- Душа делится на три части: рациональную логос, эмоциональную тумас и похотливую эпитмин.
- Каждая часть локализуется в определённом участке тела.
38:43 Идеальное государство по Платону
- Общество делится на три категории граждан: философы-правители, воины и ремесленники.
- Роль философов — править государством, воинов — защищать его, ремесленников — обеспечивать материальные потребности.
41:30 Миф о пещере
- Описание жизни людей в пещере, прикованных к стене и видящих только тени.
- Освобождение узника и его путь к свету, сопровождающийся страданиями и болью.
- Постепенное привыкание к свету и осознание истинной реальности.
46:20 Смысл мифа о пещере
- Люди рождаются в мире иллюзий, но могут освободиться через образование и мышление.
- Путь познания требует напряжения, страдания и боли.
47:16 Вопросы без ответов
- Миф не даёт однозначных ответов на вопросы о просвещении и государстве.
- Вопросы о манипуляциях и выборе идущих к свету остаются без ответов.
49:10 Связь с йогой
- Сравнение мифа о пещере с ведантическим учением о майе.
- Аллегорическое представление феноменального мира как сновидения.
- Осознание брахмана как выход из пещеры.
50:40 Влияние Индии на Запад
- Христианство во многом обязано Индии.
- Буддийские миссионеры проповедовали этику Будды в Сирии, Палестине и Александрии.
- Гиппократ заимствовал идеи из Индии.
52:27 Независимость мифа Платона
- Миф Платона о пещере — самостоятельная конструкция, а не переписанная концепция майи.
- Для влияния необходим непосредственный контакт культур.
- До похода Александра Македонского в Индию прямых контактов греков и индусов не было.
54:56 Особенности мифа Платона
- Миф Платона более развёрнутый и многоуровневый по сравнению с описанием майи в древних текстах.
- Сходство идей не доказывает влияние одной на другую.
56:17 Параллели между мифом Платона и майей
- Некоторые авторы считают, что пещера Платона — это переосмысление майи.
- Платоновский узник подобен буддийскому адепту, преодолевающему привязанность к сансаре.
- Пещера и майя выражают идею, что наш мир — тень высшей реальности.
57:54 Независимое развитие идей
- Идея нереальности чувственного опыта могла появиться независимо в Индии и Греции.
- В Индии она оформилась в концепцию брахмана, а в Греции — в миф Платона о пещере.
58:34 Общие корни и независимость
- Греки и арии принадлежат к индоевропейской расе, что может объяснять сходство идей.
- Сходство между майей и пещерой Платона позволяет интерпретировать их как выражение одного взгляда на мир.
59:48 Заключение
- Европейская философия и йога имеют много общего.
- Работа призвана пробудить интерес к западной философии среди практиков йоги.
01:00:43 Вопросы и ответы
- Обсуждение независимости философских систем.
- Упоминание мифа о Гиперборее как возможного доказательства общих корней.
01:06:23 Роль искусственного интеллекта
- Искусственный интеллект может помочь в научных исследованиях, но его точность пока ограничена.
- В настоящее время ссылки на искусственный интеллект не могут претендовать на научность.
01:07:53 Поиск научных источников
- Наука сталкивается с искажениями из-за коммерциализации.
- Истинные учёные и проекты, такие как «С хаб.ру», предоставляют доступ к научным статьям.
- Важно ссылаться на научные публикации в наукометрических базах данных.
01:08:41 Доступные базы данных
- Скопус и Web of Science недоступны для обычных людей.
- Google Scholar и «С хаб» — более доступные альтернативы.
- «С хаб» фактически спасает науку, предоставляя доступ к статьям.
01:09:17 Ссылки на первоисточники
- Если нет ссылок в наукометрических базах, нужно указывать оригинальные тексты.
- Ссылки на Википедию в научных статьях могут вызвать недовольство.
01:10:04 Роль искусственного интеллекта
- Искусственный интеллект, такой как «Перплекс», помогает находить первоисточники.
- Возникает вопрос о том, что считать научным источником.
01:11:03 Проблемы гуманитарных наук
- В гуманитарных науках, таких как история и антропология, нет однозначных критериев научности.
- Пример Колмогорова иллюстрирует сложности в гуманитарных науках.
01:12:50 Научные первоисточники в йоге
- В йоге научные первоисточники пересекаются с религией, теологией и медициной.
- Сложности возникают из-за неравного веса фигур, таких как Платон и Свами Хидананда.
01:14:30 Внедрение научного подхода
- Внедрение научного подхода в йогу требует преодоления множества проблем.
- Искусственный интеллект может помочь в критике и обнаружении неточностей.
- Открытие научных журналов — важный шаг на пути к научности в йоге.
01:15:30 Критерии научных журналов
- Научные журналы различаются по авторитетности.
- Освоение языка науки важно для избежания мракобесия в изложении знаний йоги.
- Первокурсникам следует осознавать сложность и вызов научного подхода.
Вступительное слово Вадима
Друзья, меня зовут Вадим, я представляю проект Открытой йоги. Наш сайт — openyogaclass.com, где доступны бесплатные интернет-курсы по йоге, а также платные программы углубленного изучения. Мы готовим преподавателей, которые могут работать как на русском, так и на английском языках. Сегодня мы проводим выездной семинар в Подмосковье, это второй день программы. Для тех, кто планирует присоединиться к подобным мероприятиям в будущем, стоимость участия составляет 8800 рублей.
Сейчас нас ждет важная часть семинара — доклад Василия Вичары. Однако перед его выступлением я хочу раздать каждому из вас лист бумаги и ручку. Это не просто формальность, а часть нашей философии обучения в Международном открытом йога-университете. Одной из ключевых задач университета является развитие у студентов научного подхода к изучению йоги. Это сложный, длительный и многогранный процесс, который требует не только усвоения знаний, но и формирования определенной культуры мышления и коммуникации.
Научный подход предполагает, что, слушая доклад или презентацию, вы не просто пассивно воспринимаете информацию, а активно участвуете в процессе: делаете заметки, фиксируете ключевые идеи и формулируете вопросы для обсуждения. Это помогает не только лучше усвоить материал, но и выразить уважение к докладчику. Конспектирование — это полезная привычка, которая дисциплинирует мышление, позволяет сохранить важные моменты и спустя время освежить их в памяти. Более того, когда докладчик видит, что вы внимательно записываете, это мотивирует его, подчеркивая серьезность вашего отношения к теме.
Наоборот, крайне неуважительно, когда во время выступления слушатели отвлекаются на телефоны или занимаются посторонними делами. Это не только мешает докладчику, но и снижает качество восприятия информации. Научный подход тесно связан с этикой общения: уважительное отношение к выступающему создает благоприятные условия для глубокого осмысления материала. Даже если связь между этикой и наукой кажется косвенной, она играет важную роль. Создавая атмосферу внимательности, вы усиливаете научный процесс, делая его более продуктивным.
Почему я попросил Василия выступить? Его доклад — это возможность еще раз изложить концепцию обучения в нашем университете, которая направлена на то, чтобы вы могли максимально эффективно использовать свое время. Наша программа обучения постоянно совершенствуется, чтобы новые студенты получали самые актуальные, передовые и практически применимые знания. Мы — не коммерческая организация и не секта, поэтому нам приходится постоянно адаптироваться к изменяющимся условиям, чтобы оставаться жизнеспособными. Йога, в основе которой лежат знания Вед, учит, что жизнь должна продолжаться. Это требует гибкости, активности и постоянного пребывания в тонусе.
К сожалению, на Западе йога часто воспринимается искаженно — как пассивное созерцание, где достаточно «думать о хорошем» и ждать, пока «высшие силы все сделают». Свами Вивекананда предупреждал, что некоторые выдают лень или интеллектуальную пассивность за духовность. К сожалению, таких людей становится все больше, и это препятствует настоящему прогрессу в духовном развитии.
Логика обучения в йоге
В бакалавриате йоги главная цель — научиться приносить пользу людям. Это не про личное просветление, сверхспособности или чтение мыслей, а про умение делиться знаниями с другими. Вы изучаете основные виды йоги — хатха-йогу, крия-йогу, мантра-йогу, пранаяму и медитации, такие как шавасана, чтобы затем преподавать их, вести лекции или организовывать занятия в зале. Помогая другим, вы создаете условия для собственного роста, освобождая время и ресурсы для работы над собой.
В магистратуре акцент смещается на более редкие и менее известные виды йоги, которые, несмотря на высокий спрос, пока мало преподаются. Здесь вы можете совмещать пользу для общества с личными интересами, избегая эгоистического подхода. Часто люди приходят в йогу с потребительскими ожиданиями: «Дайте мне тайную мантру для богатства и просветления». Но они забывают о человечестве в целом. Карма-йога учит, что любое действие должно приносить пользу окружающим. Например, готовясь к экзамену, вы можете записать свои лекции на видео и выложить их в открытый доступ. Это не только помогает вам систематизировать знания, но и знакомит других с йогой, решая главную проблему — неосведомленность людей о ее существовании. Современные технологии, такие как видеотрансляции, значительно упрощают этот процесс.
В аспирантуре и докторантуре изучаются сложные, глубокие разделы йоги, которые требуют специальной подготовки и ключей для понимания. Здесь важна научность, которая сочетает два подхода: коллективное сомнение (основа современной науки) и коллективное волеизъявление (основа философии или религии). Йога превосходит науку и религию, так как объединяет их. Без этических принципов наука может стать разрушительной, а религия без критического мышления скатывается в мракобесие. Поэтому с первых курсов мы прививаем студентам научный подход, изучаем историю науки и религий, чтобы понять, как они формировали современный мир.
История науки, которой всего около 500 лет, показывает, как трудно она зарождалась через ошибки, споры и открытия. Даже такие понятия, как ноль или деление в столбик, были неизвестны великим философам древности, вроде Юлия Цезаря или отцов церкви. История религий раскрывает, как волеизъявления людей на протяжении тысячелетий влияли на цивилизацию: одни учения исчезали, другие трансформировались. Это помогает понять сильные и слабые стороны религий, избегая их искажений.
Проблемы и вызовы
История Открытой йоги — это не только успехи, но и многочисленные провалы. Мы сталкивались с лжеэзотерикой и псевдонаукой, когда студенты увлекались альтернативными теориями — от «альтернативной физики» до «альтернативной биологии». Изучение истории науки и религий помогает избежать этих ловушек, показывая, как человечество уже проходило через подобные сценарии. Например, после развала СССР в Россию хлынули сомнительные учения и секты, которые казались откровениями из-за незнания истории. Если бы мы изучали прошлое, то понимали бы, что многие из этих идей нежизнеспособны, как это было с некоторыми средневековыми сектами в Европе.
Научный подход сложен, особенно для гуманитарных дисциплин, где мнения часто субъективны. Например, великий математик Колмогоров однажды написал историческую работу, но ее не приняли как научную из-за ссылки только на один источник, тогда как в исторической науке требуется минимум три. Это настолько поразило его, что он переключился на математику, где достаточно одного доказательства. Этот пример показывает, как строги научные стандарты, особенно в гуманитарных науках, где йога пересекается с философией, теологией и психологией.
Задача слушателей
Сегодня Василий выступит с докладом на 20–30 минут. Ваша задача — не просто слушать, а активно участвовать: делайте заметки, фиксируйте ключевые идеи и готовьте вопросы. Это первый шаг к принципу коллективного сомнения, который лежит в основе научного подхода. Не принимайте все на веру, но и избегайте пустой критики. Наша цель — не имитация науки, а первые шаги к ее внедрению в изучение йоги. Даже один такой опыт может помочь вам в жизни, развивая критическое мышление и умение задавать правильные вопросы. Итак, Василий, начинаем!
Доклад Василия Вичары
Приветствую всех. Меня зовут Василий Вичара, я преподаватель Международного открытого йога-университета, веду занятия в Котласе, Архангельская область. Наш сайт — openclass.com. Мой доклад основан на эссе «Платон и йога», написанном по итогам обучения в магистратуре. Я исследовал, почему йога, включая ее теоретическую часть, так привлекательна для западных людей, и предположил, что это связано с влиянием философии Платона, которого считают основоположником европейской философии.
Меня зацепила фраза из лекции о Платоне, что в основе материального мира лежат нематериальные структуры. Это напомнило разделение в йоге на энергию (шакти) и сознание (чит). Я нашел несколько параллелей между философией Платона и йогой. Во-первых, идея метемпсихоза — переселения душ, которая присутствует в обеих системах. Во-вторых, платоновская душа (психэ) обладает всезнанием, как атман в йоге и индуизме. В-третьих, точки локализации души в теле по Платону совпадают с положением чакр в йоге.
По Платону, душа делится на три части, каждая из которых связана с определенной областью тела и функцией:
- Рациональная часть (логос) — находится в голове, отвечает за разум, мудрость и абстрактное мышление. Она управляет остальными частями души, направляя человека к истине и добру.
- Эмоциональная часть (тумос) — расположена в груди, связана с гневом, смелостью и амбициями. Она помогает защищать себя и свои идеалы.
- Похотливая часть (эпитумикон) — находится в брюшной области, отвечает за базовые желания, такие как голод, жажда и сексуальное влечение, обеспечивая выживание.
Эти части должны быть в гармонии, чтобы человек был счастлив и справедлив. Платон переносит эту модель на общество в своем диалоге «Государство» (в англоязычных источниках — «Республика»), где выделяет три категории граждан:
- Философы-правители — обладают знанием идей (эйдосов), правят государством, обеспечивая мудрость и справедливость.
- Воины-стражи — защищают государство от внешних и внутренних угроз, отличаясь смелостью и дисциплиной.
- Ремесленники и производители — занимаются экономикой, обеспечивая материальные потребности общества.
Это деление напоминает ведические варны: брахманов (жрецов), кшатриев (воинов) и вайшьев (торговцев и ремесленников). Хотя в ведической системе кшатрии чаще были правителями, а брахманы — духовными наставниками, сходство очевидно.
Самый известный сюжет Платона — миф о пещере из «Государства». Люди прикованы в пещере, видят только тени предметов на стене и считают их реальностью. Освобождение узника — это сложный путь к свету, полный боли и сопротивления. Его заставляют встать, повернуть голову и выйти из пещеры. Сначала он ослеплен светом огня внутри пещеры, затем — солнечным светом снаружи. Постепенно он начинает видеть отражения вещей в воде, затем сами вещи, звезды и, наконец, солнце, которое Платон считает источником жизни и истины.
Возвращение в пещеру не менее болезненно: глаза узника не привыкли к темноте, а другие узники не верят ему и могут даже убить за попытку их освободить. Этот миф символизирует путь познания — от иллюзий к реальности, от мрака к свету. Он напоминает концепцию майи в йоге — иллюзорного мира, который скрывает истинную реальность (Брахман).
Индийский автор Свами Абхедананда в книге «Влияние Индии на западную цивилизацию» утверждает, что миф о пещере — это переосмысление майи, где тени на стене соответствуют феноменам иллюзорного мира, а выход из пещеры — осознанию Брахмана. Однако я не согласен с идеей заимствования. Нет доказательств прямых контактов между греками и индийцами до походов Александра Македонского в 328 году до н.э., а Платон жил раньше. Жрецы-брахманы, хранители священных текстов, вряд ли делились знаниями с чужаками. К тому же миф о пещере более детализирован и многоуровнев, чем образы майи в ведических текстах (например, змея или покрывало), что говорит о его самостоятельности.
Вероятно, схожие идеи возникли независимо из-за общих индоевропейских корней греков и индийцев. Проблема истинности чувственного восприятия была универсальной, и каждая культура решала ее по-своему. Платоновская пещера и майя выражают схожий взгляд на мир, где чувственный опыт иллюзорен. Эти системы взаимодополняют друг друга: миф Платона помогает понять майю, а майя углубляет понимание пещеры.
Цитаты и источники
С помощью искусственного интеллекта я нашел несколько цитат, хотя не успел проверить их достоверность. Привожу их как есть:
- Свами Абхедананда, «Влияние Индии на западную цивилизацию»: «Пещера Платона — переосмысление майи. Тени на стене соответствуют феноменам майи, а выход из пещеры — осознанию Брахмана».
- Дэвид Левин и Орен Эграс, «Западная философия обучения»: «Платоновский узник, выходящий из пещеры, подобен буддийскому адепту, преодолевающему привязанность к сансаре через випассану».
- Роберт Эдвард Грант, «Пещера Платона. Сравнение»: «Пещера и майя выражают идею, что наш мир — тень, проекция высшей реальности».
- Эндрю Олиндзики, «Беспредельный ум»: «Как узник Платона, так и буддийский монах должны деконструировать восприятие, чтобы увидеть реальность».
Заключение
Моя цель — показать, что европейская философия и йога имеют много общего, возможно, выходя из одного источника. Сходство между пещерой Платона и майей позволяет использовать одну систему для интерпретации другой. Надеюсь, этот доклад вдохновит практиков йоги изучать западную философию, а тех, кто занимается саморазвитием, — углубиться в теоретические аспекты йоги. Подробности о майе и аксиоматике йоги вы найдете на курсах openclass.com. Спасибо!
Обсуждение
Вопрос 1: Вы сравниваете психэ Платона с высшим «Я» в йоге. Но высшее «Я» не имеет качеств, а психэ делится на части с конкретными качествами. Правомерно ли это?
Ответ: Психэ проявляется в разных частях тела, как высшее «Я» через чакры. Например, аджна-чакра связана с мудростью и разумом, что соответствует рациональной части психэ (логосу). Это не прямое тождество, а аналогия проявлений.
Вопрос 2: Вы склоняетесь к тому, что философии Платона и йоги развивались независимо?
Ответ: Да, так как нет доказательств прямого контакта греков и индийцев до походов Александра Македонского. Однако теории об общих корнях, например через Гиперборею или Египет, интересны и требуют дальнейшего исследования.
Вопрос 3: С точки зрения йоги, как возникают схожие идеи в разных культурах и эпохах?
Ответ: Проблемы восприятия реальности универсальны. Греки и индийцы, имея общие индоевропейские корни, могли прийти к схожим выводам, решая вопрос истинности чувственного опыта. Их разум устроен похоже, поэтому решения проблемы оказались близкими, хотя и независимыми.
Комментарий Вадима
Доклад Василия — пример первых шагов к внедрению научного подхода в изучение йоги. Важно понимать, что ссылки на искусственный интеллект, Википедию или непроверенные сайты не являются научными. Для исследований используйте базы данных, такие как Google Scholar или Sci-Hub, и указывайте точные источники (автор, год, издание). Наука, особенно в гуманитарных дисциплинах, сложна из-за субъективности мнений. Например, великий математик Колмогоров не смог защитить историческую работу из-за ссылки на один источник вместо требуемых трех, что подтолкнуло его переключиться на математику, где достаточно одного доказательства.
Научный подход в йоге — это не блажь, а необходимость, чтобы избежать мракобесия. Искусственный интеллект полезен для критики и поиска неточностей (даты, имена), но пока не заменяет научные источники. Доклад Василия нужно оформить и опубликовать на openyoga.com, а в будущем — стремиться к публикациям в научных журналах. Это сложный путь, особенно для первокурсников, но он учит критическому мышлению и помогает распространять знания йоги профессионально. Спасибо Василию за выступление!
Эта версия текста более развернутая, с пояснениями и акцентами на ключевых идеях, но без слов-паразитов и избыточных повторов. Если нужны дополнительные изменения или уточнения, напишите!
