20250426 Сб Йога Семинар План обучения научность в йоге доклад Василия Вичары Вадим Опенйога

20250426 Сб Йога Семинар План обучения научность в йоге доклад Василия Вичары Вадим Опенйога

00:00 Введение

  • Вадим Опен Йога представляет себя и свою программу.
  • Упоминает выездной семинар в Подмосковье.
  • Объявляет о докладе Василия Вичары.

00:57 Научный подход в обучении

  • Подчёркивается важность научного подхода в обучении.
  • Конспектирование доклада помогает лучше понять информацию и освежить её в памяти.
  • Внимательное слушание мотивирует докладчика.

02:49 Логика обучения

  • Объясняется, что логика обучения направлена на то, чтобы заставить время работать на студента.
  • Программа обучения постоянно обновляется и адаптируется к новым условиям.
  • Йога требует постоянного развития и адаптации.

04:38 Философия йоги

  • Йога — это воплощение знания Вед, основная идея которых — «жизнь должна продолжаться».
  • Критикуется искажённое представление о йоге на Западе.
  • Подчёркивается необходимость постоянного развития и выживания.

06:16 Цель обучения

  • Основная задача студента — научиться приносить пользу людям.
  • После обучения студент сможет преподавать различные виды йоги и помогать другим.
  • Это освободит время для саморазвития.

07:10 Виды йоги

  • В бакалавриате студенты учатся преподавать хатха-йогу, крия-йогу, мантра-йогу, пранаяма-йогу, медитации и шавасану.
  • После обучения студенты могут преподавать йогу в залах и читать лекции.
  • Их деятельность будет направлена на благо всех живых существ.

07:54 Йога магистратура

  • Возможность изучать редкие виды йоги, которые не так широко известны.
  • Параллельное принесение пользы людям и удовлетворение личных интересов.
  • Критика эгоистичного подхода к духовным практикам.

09:07 Потребительское отношение в духовных кругах

  • Распространённость потребительского отношения в духовных кругах.
  • Неэффективность такого подхода для личного развития.
  • Методика карма-йоги: всегда думать о пользе для других.

10:04 Современные технологии и распространение знаний

  • Рекомендации по использованию современных технологий для распространения знаний.
  • Пример записи и публикации материалов для подготовки к экзаменам.
  • Важность осознания необходимости помощи другим.

11:53 Эгоизм и прогресс в йоге

  • Эгоистичный подход мешает прогрессу в йоге.
  • Необходимость распространения знаний для их сохранения.
  • Позитивные последствия для тех, кто приносит пользу людям.

13:46 Йога аспирантура и докторантура

  • Изучение труднопонимаемых разделов йоги на этих уровнях.
  • Важность научного подхода и понимания философии.
  • Йога как высшее учение, объединяющее науку и религию.

16:36 Принципы познания в йоге

  • Применение двух взаимоисключающих подходов: коллективного сомнения и коллективного волеизъявления.
  • Йога претендует на высшее знание, объединяющее науку и мораль.
  • Тупики при отсутствии одного из подходов: наука без морали или религия без науки.

19:29 История науки и религии

  • Курс истории возникновения науки для понимания её методов.
  • Курс истории религии для осознания влияния волеизъявлений на цивилизацию.
  • Драматичная история развития религий и философий.

21:13 Понимание мира через религию

  • Мир как набор волеизъявлений и религий.
  • Важность понимания истории религий для глубокого понимания мира.

21:29 Волеизъявления и религии

  • Понимание волеизъявлений древних греков и римлян помогает оценить сильные и слабые стороны религий.
  • Изучение различных вариантов волеизъявлений необходимо для правильного понимания религий.

22:08 История открытой йоги

  • История открытой йоги полна провалов, после которых она выживала.
  • Лжеэзотерика и лжеучёные создают сложности в преподавании.

24:20 Примеры из истории

  • Развал СССР привёл к распространению сомнительных учений.
  • Изучение истории религии помогает избежать восприятия новых учений как истины в последней инстанции.

26:43 Научность и её восприятие

  • Современная наука существует всего 500 лет, что делает её восприятие сложным для студентов.
  • Необходимо приучать студентов к научности с первого курса.

28:29 Принципы научности

  • Научные публикации требуют времени для понимания и освоения.
  • Процесс обучения научности должен быть постепенным и включать элементы научных докладов.

30:26 Коллективное сомнение

  • Коллективное сомнение начинается с критического осмысления информации.
  • Важно искать несостыковки, а не просто критиковать из-за характера.

32:06 Начало обучения

  • Умение внимательно слушать и записывать ключевые моменты — первый шаг к коллективному сомнению.
  • Преподаватель демонстрирует важность подготовки к выступлению с листиком и ручкой.

34:31 Введение в тему

  • Лекция является продолжением эссе о влиянии Платона на восприятие йоги европейскими людьми.
  • Автор пытается понять, почему йога так привлекает западных людей.

35:07 Влияние Платона на йогу

  • Платон рассматривается как основоположник европейской философии.
  • Сравнение философии Платона с разделением явлений в йоге на энергию и сознание.

36:08 Параллели между философией Платона и йогой

  • Упоминание идеи переселения душ и платоновской души психее.
  • Параллели между платоновской душой и чакрами в йоге.

36:55 Структура души по Платону

  • Душа делится на три части: рациональную логос, эмоциональную тумас и похотливую эпитмин.
  • Каждая часть локализуется в определённом участке тела.

38:43 Идеальное государство по Платону

  • Общество делится на три категории граждан: философы-правители, воины и ремесленники.
  • Роль философов — править государством, воинов — защищать его, ремесленников — обеспечивать материальные потребности.

41:30 Миф о пещере

  • Описание жизни людей в пещере, прикованных к стене и видящих только тени.
  • Освобождение узника и его путь к свету, сопровождающийся страданиями и болью.
  • Постепенное привыкание к свету и осознание истинной реальности.

46:20 Смысл мифа о пещере

  • Люди рождаются в мире иллюзий, но могут освободиться через образование и мышление.
  • Путь познания требует напряжения, страдания и боли.

47:16 Вопросы без ответов

  • Миф не даёт однозначных ответов на вопросы о просвещении и государстве.
  • Вопросы о манипуляциях и выборе идущих к свету остаются без ответов.

49:10 Связь с йогой

  • Сравнение мифа о пещере с ведантическим учением о майе.
  • Аллегорическое представление феноменального мира как сновидения.
  • Осознание брахмана как выход из пещеры.

50:40 Влияние Индии на Запад

  • Христианство во многом обязано Индии.
  • Буддийские миссионеры проповедовали этику Будды в Сирии, Палестине и Александрии.
  • Гиппократ заимствовал идеи из Индии.

52:27 Независимость мифа Платона

  • Миф Платона о пещере — самостоятельная конструкция, а не переписанная концепция майи.
  • Для влияния необходим непосредственный контакт культур.
  • До похода Александра Македонского в Индию прямых контактов греков и индусов не было.

54:56 Особенности мифа Платона

  • Миф Платона более развёрнутый и многоуровневый по сравнению с описанием майи в древних текстах.
  • Сходство идей не доказывает влияние одной на другую.

56:17 Параллели между мифом Платона и майей

  • Некоторые авторы считают, что пещера Платона — это переосмысление майи.
  • Платоновский узник подобен буддийскому адепту, преодолевающему привязанность к сансаре.
  • Пещера и майя выражают идею, что наш мир — тень высшей реальности.

57:54 Независимое развитие идей

  • Идея нереальности чувственного опыта могла появиться независимо в Индии и Греции.
  • В Индии она оформилась в концепцию брахмана, а в Греции — в миф Платона о пещере.

58:34 Общие корни и независимость

  • Греки и арии принадлежат к индоевропейской расе, что может объяснять сходство идей.
  • Сходство между майей и пещерой Платона позволяет интерпретировать их как выражение одного взгляда на мир.

59:48 Заключение

  • Европейская философия и йога имеют много общего.
  • Работа призвана пробудить интерес к западной философии среди практиков йоги.

01:00:43 Вопросы и ответы

  • Обсуждение независимости философских систем.
  • Упоминание мифа о Гиперборее как возможного доказательства общих корней.

01:06:23 Роль искусственного интеллекта

  • Искусственный интеллект может помочь в научных исследованиях, но его точность пока ограничена.
  • В настоящее время ссылки на искусственный интеллект не могут претендовать на научность.

01:07:53 Поиск научных источников

  • Наука сталкивается с искажениями из-за коммерциализации.
  • Истинные учёные и проекты, такие как «С хаб.ру», предоставляют доступ к научным статьям.
  • Важно ссылаться на научные публикации в наукометрических базах данных.

01:08:41 Доступные базы данных

  • Скопус и Web of Science недоступны для обычных людей.
  • Google Scholar и «С хаб» — более доступные альтернативы.
  • «С хаб» фактически спасает науку, предоставляя доступ к статьям.

01:09:17 Ссылки на первоисточники

  • Если нет ссылок в наукометрических базах, нужно указывать оригинальные тексты.
  • Ссылки на Википедию в научных статьях могут вызвать недовольство.

01:10:04 Роль искусственного интеллекта

  • Искусственный интеллект, такой как «Перплекс», помогает находить первоисточники.
  • Возникает вопрос о том, что считать научным источником.

01:11:03 Проблемы гуманитарных наук

  • В гуманитарных науках, таких как история и антропология, нет однозначных критериев научности.
  • Пример Колмогорова иллюстрирует сложности в гуманитарных науках.

01:12:50 Научные первоисточники в йоге

  • В йоге научные первоисточники пересекаются с религией, теологией и медициной.
  • Сложности возникают из-за неравного веса фигур, таких как Платон и Свами Хидананда.

01:14:30 Внедрение научного подхода

  • Внедрение научного подхода в йогу требует преодоления множества проблем.
  • Искусственный интеллект может помочь в критике и обнаружении неточностей.
  • Открытие научных журналов — важный шаг на пути к научности в йоге.

01:15:30 Критерии научных журналов

  • Научные журналы различаются по авторитетности.
  • Освоение языка науки важно для избежания мракобесия в изложении знаний йоги.
  • Первокурсникам следует осознавать сложность и вызов научного подхода.

Вступительное слово Вадима

Друзья, меня зовут Вадим, я представляю проект Открытой йоги. Наш сайт — openyogaclass.com, где доступны бесплатные интернет-курсы по йоге, а также платные программы углубленного изучения. Мы готовим преподавателей, которые могут работать как на русском, так и на английском языках. Сегодня мы проводим выездной семинар в Подмосковье, это второй день программы. Для тех, кто планирует присоединиться к подобным мероприятиям в будущем, стоимость участия составляет 8800 рублей.

Сейчас нас ждет важная часть семинара — доклад Василия Вичары. Однако перед его выступлением я хочу раздать каждому из вас лист бумаги и ручку. Это не просто формальность, а часть нашей философии обучения в Международном открытом йога-университете. Одной из ключевых задач университета является развитие у студентов научного подхода к изучению йоги. Это сложный, длительный и многогранный процесс, который требует не только усвоения знаний, но и формирования определенной культуры мышления и коммуникации.

Научный подход предполагает, что, слушая доклад или презентацию, вы не просто пассивно воспринимаете информацию, а активно участвуете в процессе: делаете заметки, фиксируете ключевые идеи и формулируете вопросы для обсуждения. Это помогает не только лучше усвоить материал, но и выразить уважение к докладчику. Конспектирование — это полезная привычка, которая дисциплинирует мышление, позволяет сохранить важные моменты и спустя время освежить их в памяти. Более того, когда докладчик видит, что вы внимательно записываете, это мотивирует его, подчеркивая серьезность вашего отношения к теме.

Наоборот, крайне неуважительно, когда во время выступления слушатели отвлекаются на телефоны или занимаются посторонними делами. Это не только мешает докладчику, но и снижает качество восприятия информации. Научный подход тесно связан с этикой общения: уважительное отношение к выступающему создает благоприятные условия для глубокого осмысления материала. Даже если связь между этикой и наукой кажется косвенной, она играет важную роль. Создавая атмосферу внимательности, вы усиливаете научный процесс, делая его более продуктивным.

Почему я попросил Василия выступить? Его доклад — это возможность еще раз изложить концепцию обучения в нашем университете, которая направлена на то, чтобы вы могли максимально эффективно использовать свое время. Наша программа обучения постоянно совершенствуется, чтобы новые студенты получали самые актуальные, передовые и практически применимые знания. Мы — не коммерческая организация и не секта, поэтому нам приходится постоянно адаптироваться к изменяющимся условиям, чтобы оставаться жизнеспособными. Йога, в основе которой лежат знания Вед, учит, что жизнь должна продолжаться. Это требует гибкости, активности и постоянного пребывания в тонусе.

К сожалению, на Западе йога часто воспринимается искаженно — как пассивное созерцание, где достаточно «думать о хорошем» и ждать, пока «высшие силы все сделают». Свами Вивекананда предупреждал, что некоторые выдают лень или интеллектуальную пассивность за духовность. К сожалению, таких людей становится все больше, и это препятствует настоящему прогрессу в духовном развитии.

Логика обучения в йоге

В бакалавриате йоги главная цель — научиться приносить пользу людям. Это не про личное просветление, сверхспособности или чтение мыслей, а про умение делиться знаниями с другими. Вы изучаете основные виды йоги — хатха-йогу, крия-йогу, мантра-йогу, пранаяму и медитации, такие как шавасана, чтобы затем преподавать их, вести лекции или организовывать занятия в зале. Помогая другим, вы создаете условия для собственного роста, освобождая время и ресурсы для работы над собой.

В магистратуре акцент смещается на более редкие и менее известные виды йоги, которые, несмотря на высокий спрос, пока мало преподаются. Здесь вы можете совмещать пользу для общества с личными интересами, избегая эгоистического подхода. Часто люди приходят в йогу с потребительскими ожиданиями: «Дайте мне тайную мантру для богатства и просветления». Но они забывают о человечестве в целом. Карма-йога учит, что любое действие должно приносить пользу окружающим. Например, готовясь к экзамену, вы можете записать свои лекции на видео и выложить их в открытый доступ. Это не только помогает вам систематизировать знания, но и знакомит других с йогой, решая главную проблему — неосведомленность людей о ее существовании. Современные технологии, такие как видеотрансляции, значительно упрощают этот процесс.

В аспирантуре и докторантуре изучаются сложные, глубокие разделы йоги, которые требуют специальной подготовки и ключей для понимания. Здесь важна научность, которая сочетает два подхода: коллективное сомнение (основа современной науки) и коллективное волеизъявление (основа философии или религии). Йога превосходит науку и религию, так как объединяет их. Без этических принципов наука может стать разрушительной, а религия без критического мышления скатывается в мракобесие. Поэтому с первых курсов мы прививаем студентам научный подход, изучаем историю науки и религий, чтобы понять, как они формировали современный мир.

История науки, которой всего около 500 лет, показывает, как трудно она зарождалась через ошибки, споры и открытия. Даже такие понятия, как ноль или деление в столбик, были неизвестны великим философам древности, вроде Юлия Цезаря или отцов церкви. История религий раскрывает, как волеизъявления людей на протяжении тысячелетий влияли на цивилизацию: одни учения исчезали, другие трансформировались. Это помогает понять сильные и слабые стороны религий, избегая их искажений.

Проблемы и вызовы

История Открытой йоги — это не только успехи, но и многочисленные провалы. Мы сталкивались с лжеэзотерикой и псевдонаукой, когда студенты увлекались альтернативными теориями — от «альтернативной физики» до «альтернативной биологии». Изучение истории науки и религий помогает избежать этих ловушек, показывая, как человечество уже проходило через подобные сценарии. Например, после развала СССР в Россию хлынули сомнительные учения и секты, которые казались откровениями из-за незнания истории. Если бы мы изучали прошлое, то понимали бы, что многие из этих идей нежизнеспособны, как это было с некоторыми средневековыми сектами в Европе.

Научный подход сложен, особенно для гуманитарных дисциплин, где мнения часто субъективны. Например, великий математик Колмогоров однажды написал историческую работу, но ее не приняли как научную из-за ссылки только на один источник, тогда как в исторической науке требуется минимум три. Это настолько поразило его, что он переключился на математику, где достаточно одного доказательства. Этот пример показывает, как строги научные стандарты, особенно в гуманитарных науках, где йога пересекается с философией, теологией и психологией.

Задача слушателей

Сегодня Василий выступит с докладом на 20–30 минут. Ваша задача — не просто слушать, а активно участвовать: делайте заметки, фиксируйте ключевые идеи и готовьте вопросы. Это первый шаг к принципу коллективного сомнения, который лежит в основе научного подхода. Не принимайте все на веру, но и избегайте пустой критики. Наша цель — не имитация науки, а первые шаги к ее внедрению в изучение йоги. Даже один такой опыт может помочь вам в жизни, развивая критическое мышление и умение задавать правильные вопросы. Итак, Василий, начинаем!


Доклад Василия Вичары

Приветствую всех. Меня зовут Василий Вичара, я преподаватель Международного открытого йога-университета, веду занятия в Котласе, Архангельская область. Наш сайт — openclass.com. Мой доклад основан на эссе «Платон и йога», написанном по итогам обучения в магистратуре. Я исследовал, почему йога, включая ее теоретическую часть, так привлекательна для западных людей, и предположил, что это связано с влиянием философии Платона, которого считают основоположником европейской философии.

Меня зацепила фраза из лекции о Платоне, что в основе материального мира лежат нематериальные структуры. Это напомнило разделение в йоге на энергию (шакти) и сознание (чит). Я нашел несколько параллелей между философией Платона и йогой. Во-первых, идея метемпсихоза — переселения душ, которая присутствует в обеих системах. Во-вторых, платоновская душа (психэ) обладает всезнанием, как атман в йоге и индуизме. В-третьих, точки локализации души в теле по Платону совпадают с положением чакр в йоге.

По Платону, душа делится на три части, каждая из которых связана с определенной областью тела и функцией:

  1. Рациональная часть (логос) — находится в голове, отвечает за разум, мудрость и абстрактное мышление. Она управляет остальными частями души, направляя человека к истине и добру.
  2. Эмоциональная часть (тумос) — расположена в груди, связана с гневом, смелостью и амбициями. Она помогает защищать себя и свои идеалы.
  3. Похотливая часть (эпитумикон) — находится в брюшной области, отвечает за базовые желания, такие как голод, жажда и сексуальное влечение, обеспечивая выживание.

Эти части должны быть в гармонии, чтобы человек был счастлив и справедлив. Платон переносит эту модель на общество в своем диалоге «Государство» (в англоязычных источниках — «Республика»), где выделяет три категории граждан:

  1. Философы-правители — обладают знанием идей (эйдосов), правят государством, обеспечивая мудрость и справедливость.
  2. Воины-стражи — защищают государство от внешних и внутренних угроз, отличаясь смелостью и дисциплиной.
  3. Ремесленники и производители — занимаются экономикой, обеспечивая материальные потребности общества.

Это деление напоминает ведические варны: брахманов (жрецов), кшатриев (воинов) и вайшьев (торговцев и ремесленников). Хотя в ведической системе кшатрии чаще были правителями, а брахманы — духовными наставниками, сходство очевидно.

Самый известный сюжет Платона — миф о пещере из «Государства». Люди прикованы в пещере, видят только тени предметов на стене и считают их реальностью. Освобождение узника — это сложный путь к свету, полный боли и сопротивления. Его заставляют встать, повернуть голову и выйти из пещеры. Сначала он ослеплен светом огня внутри пещеры, затем — солнечным светом снаружи. Постепенно он начинает видеть отражения вещей в воде, затем сами вещи, звезды и, наконец, солнце, которое Платон считает источником жизни и истины.

Возвращение в пещеру не менее болезненно: глаза узника не привыкли к темноте, а другие узники не верят ему и могут даже убить за попытку их освободить. Этот миф символизирует путь познания — от иллюзий к реальности, от мрака к свету. Он напоминает концепцию майи в йоге — иллюзорного мира, который скрывает истинную реальность (Брахман).

Индийский автор Свами Абхедананда в книге «Влияние Индии на западную цивилизацию» утверждает, что миф о пещере — это переосмысление майи, где тени на стене соответствуют феноменам иллюзорного мира, а выход из пещеры — осознанию Брахмана. Однако я не согласен с идеей заимствования. Нет доказательств прямых контактов между греками и индийцами до походов Александра Македонского в 328 году до н.э., а Платон жил раньше. Жрецы-брахманы, хранители священных текстов, вряд ли делились знаниями с чужаками. К тому же миф о пещере более детализирован и многоуровнев, чем образы майи в ведических текстах (например, змея или покрывало), что говорит о его самостоятельности.

Вероятно, схожие идеи возникли независимо из-за общих индоевропейских корней греков и индийцев. Проблема истинности чувственного восприятия была универсальной, и каждая культура решала ее по-своему. Платоновская пещера и майя выражают схожий взгляд на мир, где чувственный опыт иллюзорен. Эти системы взаимодополняют друг друга: миф Платона помогает понять майю, а майя углубляет понимание пещеры.

Цитаты и источники

С помощью искусственного интеллекта я нашел несколько цитат, хотя не успел проверить их достоверность. Привожу их как есть:

  • Свами Абхедананда, «Влияние Индии на западную цивилизацию»: «Пещера Платона — переосмысление майи. Тени на стене соответствуют феноменам майи, а выход из пещеры — осознанию Брахмана».
  • Дэвид Левин и Орен Эграс, «Западная философия обучения»: «Платоновский узник, выходящий из пещеры, подобен буддийскому адепту, преодолевающему привязанность к сансаре через випассану».
  • Роберт Эдвард Грант, «Пещера Платона. Сравнение»: «Пещера и майя выражают идею, что наш мир — тень, проекция высшей реальности».
  • Эндрю Олиндзики, «Беспредельный ум»: «Как узник Платона, так и буддийский монах должны деконструировать восприятие, чтобы увидеть реальность».

Заключение

Моя цель — показать, что европейская философия и йога имеют много общего, возможно, выходя из одного источника. Сходство между пещерой Платона и майей позволяет использовать одну систему для интерпретации другой. Надеюсь, этот доклад вдохновит практиков йоги изучать западную философию, а тех, кто занимается саморазвитием, — углубиться в теоретические аспекты йоги. Подробности о майе и аксиоматике йоги вы найдете на курсах openclass.com. Спасибо!


Обсуждение

Вопрос 1: Вы сравниваете психэ Платона с высшим «Я» в йоге. Но высшее «Я» не имеет качеств, а психэ делится на части с конкретными качествами. Правомерно ли это?
Ответ: Психэ проявляется в разных частях тела, как высшее «Я» через чакры. Например, аджна-чакра связана с мудростью и разумом, что соответствует рациональной части психэ (логосу). Это не прямое тождество, а аналогия проявлений.

Вопрос 2: Вы склоняетесь к тому, что философии Платона и йоги развивались независимо?
Ответ: Да, так как нет доказательств прямого контакта греков и индийцев до походов Александра Македонского. Однако теории об общих корнях, например через Гиперборею или Египет, интересны и требуют дальнейшего исследования.

Вопрос 3: С точки зрения йоги, как возникают схожие идеи в разных культурах и эпохах?
Ответ: Проблемы восприятия реальности универсальны. Греки и индийцы, имея общие индоевропейские корни, могли прийти к схожим выводам, решая вопрос истинности чувственного опыта. Их разум устроен похоже, поэтому решения проблемы оказались близкими, хотя и независимыми.


Комментарий Вадима

Доклад Василия — пример первых шагов к внедрению научного подхода в изучение йоги. Важно понимать, что ссылки на искусственный интеллект, Википедию или непроверенные сайты не являются научными. Для исследований используйте базы данных, такие как Google Scholar или Sci-Hub, и указывайте точные источники (автор, год, издание). Наука, особенно в гуманитарных дисциплинах, сложна из-за субъективности мнений. Например, великий математик Колмогоров не смог защитить историческую работу из-за ссылки на один источник вместо требуемых трех, что подтолкнуло его переключиться на математику, где достаточно одного доказательства.

Научный подход в йоге — это не блажь, а необходимость, чтобы избежать мракобесия. Искусственный интеллект полезен для критики и поиска неточностей (даты, имена), но пока не заменяет научные источники. Доклад Василия нужно оформить и опубликовать на openyoga.com, а в будущем — стремиться к публикациям в научных журналах. Это сложный путь, особенно для первокурсников, но он учит критическому мышлению и помогает распространять знания йоги профессионально. Спасибо Василию за выступление!


Эта версия текста более развернутая, с пояснениями и акцентами на ключевых идеях, но без слов-паразитов и избыточных повторов. Если нужны дополнительные изменения или уточнения, напишите!

Поделиться Открытой Йогой: