2013_08_10 А.Авалон Гирлянда букв. Глава 4. ч. 2 Комментарии Вадима Запорожцева

2013_08_10 А. Авалон Гирлянда букв. Глава 4. ч. 2 Комментарии Вадима Опенйога

Так, друзья. Видите, как работа Вудрофа сделана – одни и те же темы повторяются, и повторяются и повторяются, и это очень хорошо, потому что когда их приходится читать, или осмыслять, или уж тем более комментировать, я постоянно говорю одни и те же мысли, одни и те же философские категории концепции и так Вы к ним привыкаете. Вообще, на самом деле, это серьезная такая вещь, как не просто дать знания, но и уметь донести его до слушающего. И, как показывает опыт, пока несколько раз одно и то же не скажешь, несколько раз одно и то же не преподашь, пока не возникнет некое ментальное поле большого количества людей, где все на одной волне понимания, то дальнейшее изучение той или иной темы, оно просто бессмысленно. Вот так формировалась наука, скажем, современная. Пока в Европе не накопилось определенное количество людей, разбирающихся, скажем в математике, то не было предпосылок, чтобы была научная революция. Вы помните, да? Ведь мудрых людей хватало во все века – и в Средневековье, и в Древнем Риме, и в Древней Греции, но почему-то не возникла наука в том её понимании, которое мы сейчас имеем.

Название лекции :

А. Авалон Гирлянда букв. Глава 4. ч. 2 Комментарии Вадима Запорожцева

photo vadimАвтор: Вадим Запорожцев,
Дата:
 
2013.08.10.
Где:
 Международный Открытый  Йога Университет
 
Краткое описание :
 
что такое шабда, артха, пратьяя и т.д; как Индия воспринимает знание Йоги и применяет в своей жизни; массовость и революция; концепция мироздания и ее принципы; как возникновение  принципов повлияло на появление  наших органов чувств;  подвижность и неподвижность, полнота и частичность в йоговской философии; комбинация факторов Энергии и Сознания; первовибрация; факторы рождения звука; микрокосмос и его разбалансировка, концепция 4 целей жизни в индийской философии ведического знания; критерии просветленности человека; как распознать своего Учителя.
 

 
alt

Слушать Аудио:     

alt

наш канал на Youtube: www.youtube.com/user/happyogahappyoga

alt

Смотреть Видео с сервера openyoga.ru:   Ссылка на видео

alt скачать лекцию в аудио формате

Скачать Аудио Вариант1 MP3 Web 32кб/с, 20 мб адрес: 

https://old.openyogaclass.com/av_yoga/lek/2013_08_10_artur_avalon_girlyanda_bukv_g4_2/

2013_08_10_artur_avalon_girlyanda_bukv_g4_2_32.mp3

Скачать Аудио Вариант2 MP3 Full 128кб/с, 80 мб адрес: 

https://old.openyogaclass.com/av_yoga/lek/2013_08_10_artur_avalon_girlyanda_bukv_g4_2/

2013_08_10_artur_avalon_girlyanda_bukv_g4_2.MP3

alt скачать лекцию в видео формате

Скачать Видео Вариант FLV, 327 мб адрес: 

https://old.openyogaclass.com/av_yoga/lek/2013_08_10_artur_avalon_girlyanda_bukv_g4_2/

2013_08_10_artur_avalon_girlyanda_bukv_g4_2.flv

alt скачать лекцию в текстовом формате (doc)

Скачать Текстовый Вариант1 doc (97-2003) адрес:
2013_08_10_artur_avalon_girlyanda_bukv_g4_2.docx

Скачать Текстовый Вариант2 fb2 адрес:
временно отсутствует

Читать текст

А. Авалон Гирлянда букв. Глава 4. ч. 2 Комментарии Вадима Запорожцева

Итак, друзья, у нас сегодня 10 августа 2013 года, меня зовут Вадим Запорожцев, я преподаю йогу, это у нас лекция Международного Открытого Йога Университета. Вся информация на сайте www.openyoga.ru.

С Вами мы рассматриваем текст «Гирлянда букв» Джона Джорджа Вудрофа, точнее это книга его. И уже достаточно серьезно продвинулись. Если есть вопросы по предыдущим лекциям, лучше задавать их сейчас, а если нет, то идем далее. Есть ли вопросы? Нет? Чудесно. Идем далее.

Отмечается, что из пяти бхута акаша и ваю относятся к категории бесформенного (амуртта), тогда как остальные – к категории формы (муртта). Первое воспринимается посредством слуха. Шабда, как литерированный звук, – это вибрация для ушей в форме имени. Теджас, располагаясь в начале второй категории, воспринимается как форма (рупа). Таким образом, артха – это вибрация для глаз (умственных и физических) в виде формы. Сама сила, излучающаяся в виде трех аспектов – шабда, артха и пратьяя как таковая содержит естественное и нераздельное соотношение между этими элементами. И снова, поскольку вайдика-шабда предположительно (по причине, о которой я скажу позже) формирует естественное имя и поэтому находится в полном соответствии с тем, что обозначается как артха, оно считается постоянным. В шрути говорится, что Мир рождается из шабда (шабда – прабхава), и что созидание (сришти) – это шабда-пурвака. То есть шабда есть предшествующее условие созидательного процесса, который не смог бы происходить, если бы шабда было только лишь манифестацией для уха и для сознания (обычного или йогического), т.е. обычным звуком (грубым или тонким). Данная манифестация является последующим и результирующим фактором, и она отделяется от предшествующего, изначального состояния творения как такового. Изначальное состояние – это причинное напряжение, то есть в ограниченном пространстве сознания, гомогенном и неподвижном, имеется некоторое движение – волнение. А парашабда – это наименование данного причинного напряжения, которое возникает до того, как оно манифестируется в виде универсума.

Так, друзья. Видите, как работа Вудрофа сделана – одни и те же темы повторяются, и повторяются и повторяются, и это очень хорошо, потому что когда их приходится читать, или осмыслять, или уж тем более комментировать, я постоянно говорю одни и те же мысли, одни и те же философские категории концепции и так Вы к ним привыкаете. Вообще, на самом деле, это серьезная такая вещь, как не просто дать знания, но и уметь донести его до слушающего. И, как показывает опыт, пока несколько раз одно и то же не скажешь, несколько раз одно и то же не преподашь, пока не возникнет некое ментальное поле большого количества людей, где все на одной волне понимания, то дальнейшее изучение той или иной темы, оно просто бессмысленно. Вот так формировалась наука, скажем, современная. Пока в Европе не накопилось определенное количество людей, разбирающихся, скажем в математике, то не было предпосылок, чтобы была научная революция. Вы помните, да? Ведь мудрых людей хватало во все века – и в Средневековье, и в Древнем Риме, и в Древней Греции, но почему-то не возникла наука в том её понимании, которое мы сейчас имеем.

Вот с аналогичной же проблемой мы с Вами сталкиваемся сейчас в йоге, и в том знании, которое мы с Вами черпаем из йоги. Ведь очень часто приходится слышать такой контраргумент в отношении того, что в йоге действительно содержится что-то ценное – говорят – ну, раз это ценное, почему же оно не проявило себя в Индии? Почему Индия – это страна третьего мира, с неконтролируемо размножающимся населением? Миллиард там, уже под двести миллионов скоро будет. Где грязь, нищета, трущобы. Где, в общем-то, для людей шок, для европейцев, при посещении Индии или каких-то вот таких забытых богом мест. Вот вопрос – раз они все там, эти махатмы, сосредоточились, что ж так Индия плохо живет? Вот такой вот аргумент. Или сопутствующий аргумент, что если человек занимается йогой и приобретает какие-то сверх способности, то почему на Олимпийских  Играх золотые медали не получают сплошь и рядом люди в чалме? Как увязать вот такую не состыковку? С одной стороны провозглашается, что это ценное знание, что оно могущественное. С другой стороны, то место, где оно хранилось до сегодняшнего дня, при первом рассмотрении не производит впечатления того, что там это знание есть. А вопрос вот в этой ментальной схеме – как много людей в той или иной стране действительно реально осознают это знание, применяют в своей жизни и пользуются им. И получается, что собственно процент этих людей очень маленький. Они «погоду не делают», это единицы. А вот как только лишь таких людей наберется мало-мальски ощутимое число, как сама собой жизнь начинает меняться. Ну, для сравнения я вам такой пример, который может быть лучше до Вас дойдет, из современной жизни приведу. Первые компьютеры, в том числе и в странах Запада, были сделаны для того, чтобы расшифровывать немецкие радиограммы, которые были зашифрованы. И вот компьютер нужен был, чтобы методом перебора расшифровать послание. Затем компьютер понадобился, чтобы  рассчитывать ядерное, ну и в дальнейшем термоядерное оружие. И в Америке, и в Англии тратились довольно большие средства, чтобы развивать компьютеры и информатику. Строились большие-большие машины, эти машины были относительно мощные, но прошло ещё очень-очень-очень много десятилетий, прежде чем случилась информационная революция. А по сути, мы можем говорить об информационной революции в первом приближении с эпохи IBM, когда эта фирма начала производить персональные, достаточно дешевые машины. И вот как только они стали доступны среди определенного процента людей, как сразу лавинообразно начала меняться жизнь. Ну а следующей такой вехой было, когда эти отдельно взятые машины соединились в сеть – прообраз нашего сегодняшнего Интернета. И вот здесь как бы информационные технологии резко изменили нашу жизнь – у каждого из Вас, практически, здесь сидящего, в кармане мобильный телефон. Любой современный мобильный телефон – это компьютер, там есть процессор, собственно говоря, его можно даже при известном навыке подключить к монитору и что-то там даже рассчитывать. Более того, у многих из Вас компьютеры, которые много-много-много раз мощнее самых дорогих компьютеров, которые делались там много десятилетий назад.

То есть революция наступает, когда есть некая массовость. Точно так же и знания йоги, знания духовные – они могут проявиться во всей своей красоте, лишь, когда наберется определенное число людей знающих, у которых в своей голове есть эта концепция знания. До тех пор, пока этого не случится, ни о какой духовной революции речи не может и быть.

Нечего на Индию смотреть, и на Индию пенять – они не виноваты. Из этого следует очень любопытный вывод, друзья,  что сейчас началась гонка за адаптацию древнего йоговского знания. И та страна, в которой это знание распространится наиболее быстро или та страна, в которой будет наибольшее количество людей, хотя бы понимающих, что это такое, начнет резко лидировать во всех остальных аспектах жизни – будь то экономика, будь то политика, да что угодно. Поэтому – критической массы знаний сейчас не наблюдается в Индии. Индию даже сами индусы иногда сравнивали, это я пользуюсь словами самого Вивекананды, с большой помойкой, на которой иногда встречаются алмазы. Это сами индусы сами себя критикуют. Надо сказать, что они много делают для того, чтобы изменить ситуацию к лучшему, но везде трудно. Так вот, эта же ситуация в отношении всего другого. До тех пор, пока не набрана критическая масса людей, разделяющих те или иные духовные взгляды, то ничего такого резкого сделать не удается. Точнее, получаются лидеры стран, лидеры наций, которые сами-то понимают, но управляют другими людьми, которые ничего не понимают. Вот.

И на первый план выходит – а как же нам доносить это знание? И тут нас ждет ещё другая «засада», а именно терминология. Ведь даже в самых родственных йоговских учениях, те же самые вещи называются разными именами, а иногда идет такой, знаете, совсем «упрощенческий» взгляд на йогу. Вот, в частности известно, что согласно концепции творения был во-первых, создан принцип разума, затем принцип пространства, затем принцип, соответственно, воздуха, огня, воды и земли. И, конечно же, нам на ум приходят те принципы, с  которыми мы сталкиваемся каждый день – каждый из нас видел огонь, видел воду землю, я надеюсь. Сложнее с концепцией пространства, но, знаете, безбрежный космос демонстрирует нам пространство. Ну и, в общем-то, принцип разума – тоже понятно, все, в общем-то, разумные люди. Но мы никак не можем понять, что вот эти принципы не имеют никакого отношения к нашим физическим принципам. Потому что все наши физические принципы, по большому счету, относятся к принципу земли. То есть это самое грубое проявление каких-то видоизменений. А когда говорят в йоговском плане «принцип земли», подразумевается совсем другое. Или принцип пространства – совсем другое. Аналогичная ситуация со словом «шабда», со словом «звук, вибрация». Когда Вы слышите слово «вибрация « и видите в текстах, что весь мир был создан при помощи «шабды», вибрации, то это вовсе не значит, что кто-то сидел и повторял мантру, вот подобно тому, как человек произносит мантру. Почему? Ну, хотя бы потому, что до начала творения не было ни рта, ни воздуха, ни человека. Вообще ничего  и никого не было. Но, так как, знаете, очень тяжело разобраться, что чем называется, возникает вообще путаница очень сильная. И каких только фантастических выводов мне не приходилось слышать от таких, знаете, начинающих адептов в области йоги. Они где-то там подначитались, что вот это принцип пространства, значит, по фэн-шую здесь должно быть то-то и то-то… Господи, какой фэн-шуй! Это совсем из другой области, это Китай. Вот, понимаете, да? Или вот «У Вас очень такая негативная карма…». И вот начинают, знаете, путать, всё-всё путать. Вы знаете, такую бредятину приходится иногда слышать – «У Вас закрыта сердечная чакра, это принцип воздуха. Значит, надо чаще дуть». И начинают надувать щеки и изображать из себя дуновение ветра. Ну, бредятина. Это из серии – если ты хочешь стать богатым, то подобное притягивает подобное. Так как доллар зеленого цвета – ходи в зеленом одеянии, и они к тебе начнут липнуть. Вот такая вот то ли логика, то ли бог его знает. Причем у нас вот доллары, а где-то, где  золото ходит, и там вот призывают: «У Вас должна быть хоть одна вещь желтого цвета в кармане. И это будет…» Вот когда с этим сталкиваешься, конечно, хоть стой, хоть падай.

Но гораздо тяжелее, когда такое непонимание закрадывается уже в более серьезные тексты, относящиеся, как здесь сказано, к разделу «шрути», то есть «услышанное». И иногда что-то говорится и это надо понимать иносказательно, хотя какие-то доступные формы являются толчком для того,  чтобы понять это иносказательно. И понять это может только тот человек, у которого есть ключи к пониманию. То есть, тот человек, который  хорошо знает тему, ну и, самое главное, тот человек, который уже практикует йогу в своей личной жизни. Потому что, если Вы не практикуете йогу в своей личной жизни, а остаетесь таким, как бы сказать, «академическим профессором», Вы можете сравнивать разные точки зрения, но Вы на себе не чувствуете и вероятность ошибки очень большая. По этой причине, Вудроф уделяет так много места вот этому повторению, повторению и повторению, чтобы наконец-то начало доходить, что под Мантра-видией, под Мантра йогой, гораздо более серьезные основания, чем просто бормотание каких-то непонятных формул, наподобие попугая. И у Вудрофа на протяжении всей книги об этом говорится.

Ну и я ещё раз Вам напомню, что, по сути дела, вот этот изначальный акт творения – это, по сути, вибрация Абсолюта, который фактически в двух своих полюсах, через сознание и энергию, стал проявлен. Дальше читаем. Подытожим.

В созидательном процессе можно выделить три стадии:

  1. трансцендентальное, спокойное состояние, имманентное другим, хотя и скрытое, есть ашабдам, аспаршам, арупам и т.д., как это описывается в шрути;
  2. состояние космического напряжения, являющееся шабда-брахманом. Напряжение – игра шакти в чид-акаше, так что первое состояние не исчезает, когда появляется второе. Шабда-брахман – это Веда. После манифестации и по завершении цикла он сворачивается как потенциальная майя-шакти, когда, по мнению некоторых, в махапралайе существует только трансцендентальное состояние. На уровне человека его аналогом является сушупти.
  3. Шабда-брахман воспроизводит самого себя постепенно и по частям в виде бесчисленных, ограниченных центров разнообразных и ограниченных переживаний нама-рупы.

Следовательно, формы вместе со звуками, образами и пр. различаются также, как и шабда. Звук, который представляет описанное выше изначальное функционирование брахма-шакти – это маха-биджа Ом, или пранава. Природа этой великой биджи, которая является источником всех остальных мантр, будет темой одной из следующих глав, после того как мы обсудим, что подразумевается под «естественным именем», чему будет посвящена глава с соответствующим названием.

Здесь у нас заканчивается 4 глава.

Давайте сейчас ещё раз с Вами подытожим эту схему творения. Итак, был не проявленный Абсолют, или, как мы говорим в нашей школе йоги – «Абсолют в состоянии закона ноль». Ноль-это очень такая хорошая вещь. Он вроде есть, и его вроде нет, много что он объясняет. То есть Абсолют был в настолько грандиозном состоянии, которое отличается, безусловно, от всего того, к чему мы привыкли. И с другой стороны, мы просто не можем в терминах слов или разума просто понять и как бы объяснить это состояние. И затем Абсолют решил проявиться, и для этого он использовал этот первозвук, парашабда, изначальную мантру Ом. То есть, грубо говоря, в не проявленном Абсолюте весь мир содержался в потенциальном своем состоянии, а в момент проявления это потенциальное состояние начало разворачиваться. Разворачиваться оно начало следующим образом – Абсолют как бы волеизъявил проявиться и в результате этого он создал первовибрацию самого себя в самом себе, и проявился в виде двух крайностей – принципа вечного видоизменения и принципа вечного постоянства, что является фактором проявления, или первой Праной, или первой Майей, или фактическим проявлением первой мантры Ом. В дальнейшем это как бы первопроявление или первоПрана, где сознание и энергия были очень гармоничны,  слиты и начали сами собой разъединяться и тут же соединяться в каких-то других комбинациях. С точки зрения Мантра йоги, таким образом, стали, например, возникать гласные и согласные звуки, с возможностью комбинации их в слоги, слова и предложения, которые как раз и являются мантрами, формирующими все объекты или явления вот в этой проявленной Вселенной.

С другой стороны, мы можем сказать, что вот эта изначальная Прана ещё больше разделилась на Сознание и Энергию и по мере своего разделения, или расхождения, она формировала принцип за принципом. Первым был создан принцип Разума, затем принцип Пространства, затем Воздуха, Огня, Воды, Земли. И вслед за возникновением принципов возникли первоосновы для возникновения наших будущих органов чувств. И в этом смысле только лишь после того, как возник принцип Разума, можно лишь говорить о создании интеллекта или разума; только лишь после того, как возник принцип Пространства, можно лишь говорить о каком-то проявлении, которое потом выразилось через обычную речь, которую мы произносим в словах. Только лишь после возникновения принципа Воздуха мы можем говорить о таком нашем канале восприятия информации, которая является тактильной, или способность ощущать прикосновения. То есть это грубое-грубое воплощение, заложенное в самый  фундаментальный принцип. Точно также мы можем говорить о том, что есть такое понятие как зрение не раньше, чем был создан  принцип Огня, или тот принцип, который как  поток информации и воздействие, которое мы в дальнейшем реализуем через способность видеть. Затем способность ощущать вкус возникла не раньше, чем принцип воды, как утверждает йога, то есть наша способность языком чувствовать вкус – это воплощение этого принципа, но никак не случайная «придумка» природы. Ну и, наконец, принцип Земли позволил возникнуть способности ощущать запах, а наш нос с нашей способностью ощущать запахи, это как бы грубое-грубое воплощение более тонкого понятия запаха,  которое возникает в свою очередь не раньше, чем возникает принцип Земли. Поэтому смотрите – наш тот или иной орган чувств он обусловлен той или иной чакрой, тем или иным принципом, и, в общем-то,  восходит к самому факту творения Вселенной.

Ну и в дальнейшем, по сути дела, те или иные объекты или являются комбинацией всех этих принципов, и самой такой характерной для нас вещью являются наши тела. Они в этом отношении как маленькая модель космоса, и те принципы, которые есть у нас, они тождественны тем принципам, которые были при начале Вселенной. Поэтому, собственно говоря, в моменте творения Абсолют не просто создал Вселенную с многочисленными формами и процессами, но был ещё такой параллельный этап творения, когда Абсолют волеизьъявил  «Да буду я многими!». И по сути дела, вот этот процесс творения микроВселенной каждый из нас сделал самостоятельно. В результате чего получилась такая фантасмагорическая картина – вся Вселенная с одной стороны –  тело Абсолюта,  внутри  которого куча маленьких «абсолютиков», сделанных по его образу и подобию, самого Абсолюта. Причем каждая вот эта копия по образу и подобию является с одной стороны частью единой этой картины, а с другой стороны – полностью независимой частью, потому что Абсолют наделил каждого из нас свободой воли. И вот если Вы будете удерживать в голове такую фантасмагорическую картину, Вы очень многое что поймете в жизни. Это, знаете, подобно тому, как если Вы знаете закон сохранения энергии в физике, то Вас уже будет трудно удивить проектами вечного двигателя – кто бы его не предлагал. Вот, точно так же, если Вы знаете базовые принципы устройства Вселенной, или, как это у нас называется – Аксиоматика йоги, то, Вас уже достаточно тяжело будет сбить потом с толку многочисленными трактатами, плохо понимаемыми на Востоке, или, какими-то там псевдо Гуру, которые, порой, очень низкого уровня, а тут уже берутся всех учить уму-разуму, и Вы сразу будете видеть, что к чему.

Мы вот тут сейчас сделаем какой-то аппарат, или какую-то там вещь духовную, а Вы понимаете, насколько она соотносится или не соотносится с базовыми принципами устройства Вселенной. И Вы, даже не разбираясь, иной раз, будете уже знать, чем это всё закончится. Это очень хорошо помогает при анализе всякого такого рода сект, при анализе всякого такого рода безжизненных таких учений и течений, из-за которых человечество, в общем-то, здорово страдало и страдает. Обратите внимание, из-за религиозных войн, сколько было крови пролито до ХХ века, а во время ХХ века, сколько было крови пролито из-за идеологии. Кошмар просто! Из-за того, что разные идеологии, люди непримиримые начинали просто убивать себя – просто кошмар! Собственно, если ты смотришь с позиции аксиоматики йоги на все протекающие позиции, то ты просто, грубо говоря, начинаешь понимать, где тебя обманывают.

И вот моя любимая тема в этом отношении связана с фашизмом. Ведь фактически фашизм идеологически до сих пор никто не победил. Его просто раздавили. И нет никакой гарантии, что завтра не возникнет Гитлер №2 или Гитлер №3, и опять не пойдет по той же самой схеме. А победить такое учение, как фашизм, идеологически можно исключительно с помощью знания йоги, с помощью знания устройства Вселенной. Не раньше. Все эти политкорректно – «слюнявые» заявления, что попробуй там «Негра негром назови, мы тебя засудим», они работают до тех пор, пока люди боятся, или пока экономическое положение в странах более или менее хорошее. А начнется завтра какой-нибудь глобальный экономический кризис, все забудут про политкорректность и начнут друг друга резать, убивать по национальному, религиозному или ещё какому-нибудь другому принципу, и попробуй их остановить. Поэтому вот такое знание устройства Вселенной, самом деле, для людей не блажь, это вопрос выживания. Ведь сколько, действительно, честных людей, в том числе и немцев, искренне верили в фашизм. Ведь там же были не сплошные надзиратели в концлагерях, там же были люди, которых просто запутали откровенно. Причем не совсем глупые люди, если сейчас вот так вот проанализировать. Кто из Вас сейчас может сказать, что завтра не найдется новый такой лидер, который завтра Вам также вот «намутит» в голове?

Так, чудесненько. Это какая у нас была глава? Так, четвертую мы завершили уже, пятая глава. По четвертой вопросы есть? На связи может быть кто, заочники? Пропиарьте себя! Обессмертите! Слушайте, а у меня нет продолжения…А у тебя есть. Хорошо.

Вопрос: Я не услышал, какой принцип отвечает за слух?

Вадим Запорожцев: За слух? А Вы предыдущие все прослушали лекции? За слух отвечает принцип пространства, в человеческом теле он соотносится с горловым центром, или Вишутха Чакрой. Но я ещё раз хочу Вас предупредить – слух в Вишутха Чакре подразумевается не наш физический слух. Наш физический слух – это грубое физическое воплощение более тонкой формы слуха. Или есть так называемые неделимые частички – кванты принципа звука. Или нет, есть кванты принципа пространства, которые называются танматры. И вот есть танматра звука. И как только Вы достигаете контроля над Вишутха Чакрой, у Вас возникает способность слышать вот этот как бы первозвук, тончайший звук. Ну, и как следствие, много всего-всего очень интересного возникает, в том числе и воспринимать какие-то откровения, записанные на акаши. Одно время было такое популярное выражение «Хроники Акаши». Но это не алкоголики, понимаете? А то это, было одно время, я переводил – «Китайские хроники увидели сверхновую звезду». Ну и наши хроники не то видят. Это в  смысле хронология, или место, где что-то записывается. И в этом отношении пространство тоже обладает  рядом очень интересных факторов, интересных свойств – записывать в себе всё, что там происходило. Точнее, оно как бы в себе содержит вневременную форму этого всего. Но это отдельная тема вне рамок нашего повествования. Я ответил на вопрос?

Ещё вопросы есть? На связи есть, от наших филиалов? Ну, филиалы, сгенерируйте вопросы! Ладно, идем далее.

Глава 5 Шакти как «напряжение»

Космические состояния сришти, стхити и лайя вместе с трансцендентальным состоянием парама-шивы, а также состояния турья и индивидуальные (вьяшти) джаграт, свапна и сушупти, должны быть разъяснены (насколько это возможно) через динамическую теорию шакти как напряжения, порождающей свои собственные движущиеся формы. С этой целью необходимо исследовать состояния равновесия и движения (динамики). Что же такое «напряжение»? Давайте предположим, что две вещи – А и Б притягиваются друг к другу. Названием такого полного взаимодействия будет «напряжение», для которого соответствующие действия А и Б представлены как элементы, части, или компоненты. Таким же образом, возможно напряжение трех или четырех вещей. В абсолютном смысле, мы достигаем «абсолютного напряжения», которое является бесконечной системой взаимодействующих сил. Отдельная вещь может быть определена как частичное восприятие (переживание) этой бесконечной системы. Профессор Параматханатха Мукхопадхьяя, которому я обязан в подготовке этого и некоторых других моих докладов, дал рассматриваемому моменту подходящее название «явление среза (сечения)» (fact-section). Но бесконечная система никогда не ограничивается этими частями. Когда напряжение между одной и другой частью воздействует на сознание, в какой-то одной или двух точках, при данных обстоятельствах и в определенных пределах мы можем получить ощущение звука соответственно в одной из них или же в двух сразу. Такое напряжение – это шабда, а звук – дхвани. От одного до другого может быть несколько стадий. Именно напряжение, или шабда, и образует вещь. Сопровождается ли это шабда определенным дхвани или же нет зависит, во-первых, от значительности его воздействия по отношению к воспринимающему, и, во-вторых, от состояния самих органов восприятия.

Ну, достаточно. Чудесненько. Ну, во-первых, друзья, смотрите. Мы уже касались этой философской концепции, и я вам ещё напомню. Безусловно, когда мы сталкиваемся с изучением новой философии, мы пытаемся все те категории, наименования, вещи, привязать к нашему опыту бытовому, чтобы хоть что-то начать понимать. Мы, как правило, не умеем сразу же мыслить абстрактно. Что бы мы ни изучали – математику, физику, у нас в голове, как правило, какая-то картинка есть. И вот здесь начинается  некая философская фундаментальная трудность. Ну, в частности, мы можем весь окружающий нас мир классифицировать на объекты подвижные и неподвижные. И нам покажется, что эта классификация в каком-то смысле исчерпывающая – что ещё можно придумать? Но с другой стороны, друзья, если Вы говорите, что объект неподвижен, то сразу возникает продолжение этой темы – неподвижен по отношению к чему? Ну вот, допустим, эта кружка передо мной стоит, и как нам кажется, она неподвижна, в отличие от автомобилей, которые там, на улице едут и вроде как перемещаются. И можно сказать, что автомобили едут, а кружка стоит. Но если мы посмотрим на эту же ситуацию с позиции Солнца, вот на Солнце бы мы оказались, то мы бы увидели, что ничего подобного – кружка не стоит, кружка движется, причем с достаточно замысловатой траекторией. В-первых, Земля вращается вокруг своей оси, и эта кружка она также вращается вокруг оси, проходящей через наши полюса. Мало того, сама Земля ещё вращается вокруг Солнца, и за 365 дней делает полный круг годовой. То есть, к этому ещё добавляется движение в пространстве. Но и этого мало. Наша Земля находится в близком соседстве с таким спутником, как Луна. И вот система Земля-Луна – это как два шарика. Один тяжелее другого в несколько раз, но, тем не менее, эта система как гантели, которая ещё также вращается вокруг некого центра. То есть вот уже в голову не помещается даже эта траектория. Дальше идем. Наше Солнце ведь тоже не неподвижно. Наше Солнце вращается вот в этом общем Галактическом устройстве, причем достаточно высокая скорость у него – найдите соответствующие данные, я сейчас их не помню. То есть выходит, что и Солнце вращается вокруг чего-то, движется как-то. В результате, сказать, что эта кружка стоит, не представляется возможным. Точнее, если мы об этом говорим, мы всегда должны упомянуть, в отношении какой системы отсчета. И вот, собственно говоря, эта тема не была такой интересной и привлекательной до того факта, пока физики не обнаружили, что скорость света не зависит от системы наблюдения. То есть, скорость света составляет 300 тысяч километров в секунду, вне зависимости ни от чего. И это был такой фактор, который буквально «взрывал» мозги у ученых. Фактор такой невероятный.

В результате этого, последовали все эти наши научные революции в начале ХХ века, в том числе и знаменитая теория Эйнштейна, так называемая частная теория относительности, где в результате размышлений об относительности, в более таком широкоузком ключе, был получен ряд очень интересных выводов о том, что, во-первых, что такое время. Что нет такого понятия, как единое время, что время очень «привязано» к системе отсчета. И наблюдая время в одной системе отсчета относительно другой системы отсчета, Вы будете наблюдать поправки. Грубо говоря, если объект движется, то относительно неподвижной системы отсчета время на нем замедляется. В наших бытовых условиях мы с этим не сталкиваемся. Но с формальной точки зрения, проезжающий мимо нас автомобиль, который едет, вот для его водителя время замедляется, оно течет медленнее, чем для нас. Причем, чем больше скорость, тем больше замедление времени. Но Вы никакими разумными приборами, которые сейчас есть на земле, эту разницу не померяете – слишком малая это величина. Но, как говорят, для спутников, которые необходимы для наведения ядерных боеголовок для своего потенциального носителя – знаете, они вращаются и дают координаты – вот там поправка, как она называется «релятивистская поправка» (слово релятив английское – относительное), она уже существенна, её уже вкладывают в компьютер. Не говоря уже о каких-то более глобальных скоростях и более глобальных расстояниях. Поэтому получается, что наша классификация все делит на неподвижное и движущееся, она получается, строго говоря, такая, узенькая. И не охватывает всей полноты явлений во Вселенной.

Поэтому, конечно же, в той же Индийской философии, когда она анализировалась первыми исследователями ещё времен викторианской эпохи, была попытка «привязаться» к тем же концепциям, которые бытовали в той же классической физике, или, скажем, в общей философии того момента. И даже в этом отношении ученые не подозревали, что философия йоги намного глубже того знания, с позиции которого они пытались её понять. И поэтому, очень много встречается разного рода параллелей, которые не всегда представляются, мягко говоря, адекватными. Но  с другой стороны – лучше что-то, чем ничего, лучше хоть какая-то модель в голове, чем полный хаос.

В конце концов, знаете, есть такой момент. Вот в математике есть понятие абсолютного круга. Но ни один человек в мире никогда не видел абсолютного круга, это абстракция. Есть ли она на самом деле? – другой вопрос. Поэтому, к этим попыткам дать те или иные объяснения надо относиться с известной долей терпимости и понимания – что имелось в виду в те или иные годы, под теми или иными моментами, а не судить строго. Потому что, пройдет ещё лет 50, ещё что-нибудь откроют, и тогда уже мои объяснения йоги будут казаться смешными и неуместными. Но, с другой стороны, знаете, вот этот толчок, когда Вы даете хоть какую-то схему, приводит к тому, что Вы начинаете размышлять и понимать все глубже и глубже. И рано или поздно, доходите до самой глубины вопроса. Поэтому ещё раз – вот такие всякого рода сравнения – относитесь к ним философски.

Дальше идем. Ну, мне бы текст. Текст бы мне, потому что на самом деле там было пару моментов, на которых я остановился бы ещё.

Далее идем, друзья. Смотрите, какая ещё есть классификация общефилософская, которая нам будет ещё встречаться, на самом деле, достаточно часто в йоговской философии. Это такие категории, как «полнота» и «частичность». Вот что-то может быть частью чего-то, а что-то не является частью чего-то, а является полнотой чего-то. Это в отношении  каких-то относительных наших вещей. Но, в йоге, в первую очередь, эта  связка «Пурна» (полнота) и частичность иногда идет по самому высокому уровню, как попытка ни много ни мало объяснить всю Вселенную вместе с Абсолютом, творящим Вселенную. И это тоже надо в голове удерживать. И вот, иногда такое разделение как «целое» и «части» более доходчивое и интересное, чем деление на «подвижное» и «неподвижное». Потому как, если Вы будете анализировать «А что же в нашем мире неподвижное?», то Вас ждет ряд очень интересных открытий. Вот давайте с Вами по рассуждаем, поразмышляем – если мы только что с Вами убедились, что все объекты или явления в этой Вселенной не являются неподвижными. Во всяком случае, хотя бы в физическом смысле своего перемещения, не говоря уже о каких-то иносказательных вещах. А есть ли  хоть какая-то категория в нашей Вселенной, которая неподвижна,  которая не зависит ни от чего? У кого какие мнения? Мнений нет.

Ответ из зала: Только если относительно чего-то.

Вадим Запорожцев: Только если относительно чего-то. А вот давайте придумаем, или откроем, уподобимся древним мудрецам, йогам и йогиням древности, древним риши, и попытаемся проанализировать, есть ли такая вещь, которая неподвижна, и все, потому что категория движения к ней не относится.

Ответ из зала: Вообще-то движение это и есть характеристика. Движение – это и есть объект.

Вадим Запорожцев: Движение – это и есть объект. Да. Но есть ли объект, который, грубо говоря, неподвижен?

Ответ из зала: Ну, если нет движения – нет объекта.

Вадим Запорожцев: Ага. Нет объекта

Ответ из зала: Если нет движения, это кем-то замечено, значит, есть тот, кто видит.

Вадим Запорожцев: Значит, смотрите, это очень хорошее замечание. Смотрите, мы к чему приходим, что движение и объект можно соотнести, но вопрос – субъект где? То есть для того, чтобы сказать, есть движение или нет движения, чтобы определить, эта кружка движется по сложной траектории вокруг Земли, Луны и Солнца, галактического центра и ещё бог знает чего, нужен тот, кто бы высвечивал эту ситуацию. Грубо говоря, субъект этих всех фантасмагорий. И тут мы подходим, в нашем случае к понятию Человека. Я не знаю, может на Альфа-Центавре там разумные осьминоги живут, но  у нас пока люди. Хотя, иной раз, телевизор включаешь и вообще даже сомневаться начинаешь. Так вот, нужен человек. Хорошо! А в человеке тогда какая способность есть? Ну, какая? Воспринимать, или сознание. И вот, если такие достаточно пространные рассуждения дальше продолжать, у нас просто времени на это нет, то мы подойдем к другому фактору, фактору Сознания. Вот Сознание это действительно та вещь, которая не попадает под категорию движения. Оно просто есть и все. Вот человек, через которое это Сознание светит, его, конечно, может просто так перемещать туда-сюда. Но вот, сам этот фактор Сознания, он как раз и будет в этом отношении тем полюсом неподвижности. И поэтому если делить Вселенную на все движущиеся объекты и неподвижные, то по сути дела, вся «дележка» будет выглядеть так – это по сути дела вся Вселенная, которая подвержена нашим органам чувств, где что бы ни было, всё меняется, плюс фактор неподвижности – это наше Сознание. И даже с этой стороны мы подходим к тому, что вся Вселенная – это комбинация факторов Энергии и факторов Сознания. И мы не можем говорить об Энергии без Сознания и о Сознании без Энергии. Но об этом чуть позже.

Так, далее идем. Да, прощу прощения, я ещё раз в сторонку ухожу. И вот, следующая здесь ссылка, мы её уже касались, я её уже пояснял, но нелишне будет Вам напомнить. Действительно, тот или иной звук, который Вы слышите  двумя ушами, он вызван, по меньшей мере, двумя факторами – идет соударение воздуха с Вашими голосовыми связками и вот рождается звук. Или, там два объекта ударяют друг об друга, и вот рождается это колебательное движение-звук. А с другой стороны,  эта первопричина, или Первошабда, или Парашабда, это первовибрация Абсолюта в Абсолюте. То есть, как мы уже с Вами говорили, Абсолют в состоянии ноль, когда ещё ничего не было, умудрился сам себя, значит, как-то подвигать. Это крайняя степень абстракции, друзья, и поэтому источник всех дальнейших вибраций, или вот этой двойственности, если смотреть, в так сказать, философском плане, оно, конечно же, восходит к принципу недвойственности, или в потенциале двойственности. Дальше идем.

Следовательно, для того, чтобы звук можно было услышать, уровень вибрации воздуха должен быть соответствующим. Уши и мозг также должны соответствовать и т.д. и т.п. Вне этих ограничений не может быть никакого звука. Т.о. большинство объектов восприятия, такие как земля, солнце, луна, звезды и пр., хотя и влияют на нас, но не представляются в форме звука. В трансцендентальном парамашиве, или состоянии турьи, которое является нирваной, все напряжения растворяются, и шакти, таким образом, по сути, является ничем иным как чит, чидрупини и чинматрарупини. Это может быть проиллюстрировано на примере с причинным напряжением, которое состоит из суммы сил: все они по отдельности исчезают, и поэтому каждая в отдельности представляет собой нуль, так что и суммарный результат также равняется нулю. Это трансцендентное состояние нишкала, в котором нет ни сришти-кальпаны, ни артха, ни шабда (ашабда). В случае с космическим сушупти, нам необходимо не принимать во внимание какую-либо внешнюю систему, поскольку ничто не может быть внешним по отношению к Космосу. В данном же случае, мы имеем лишь статическое состояние, где отдельный элемент не является нулем, но все силы, образующие напряжение, уравновешивают друг друга, в результате чего и образуется состояние сбалансированной энергии. Таково состояние гун в сарупа-паринаме, которое с потерей равновесия в процессе творения становится вирупа-паринамой.

Так-с. Вот здесь, по сути, очень интересный вывод. Так, ещё раз, вот здесь, Вудроф, спокойно, шаг за шагом – один раз, ещё раз, как стружку снимает с неведенья разума читающих и постоянно, все новые и новые такие интересные концепции выдвигает. Смотрите, совершенно практический вывод, жизненный вывод, практический. Получается, что если действительно, как он сказал, сумма всех сил равна нулю, или, другими словами, мы видим вокруг себя Вселенную. Она нам кажется иногда странная. Я говорю о чисто эмоционально-субъективном факторе восприятия. Она нам иногда кажется перекошенная – где-то богатые олигархи, а где-то бедные бабульки бутылки собирают по мусоркам, хотя, страну строил весь народ, одним досталось все, другим – ничего. И все как-то мирятся, все как-то говорят, что так и надо. И, конечно же, ты не понимаешь, как вообще такое может быть, почему вообще наш мир такой перекошенный, почему он такой несовершенный? И вообще, можно ли его сделать совершенным? И вот тут смотрите какая интересная концепция, философия, такой духовный закон, который поможет Вам сделать духовную революцию, который сделает из Вас, что называется, настоящих подвижников йоги, которых невозможно будет победить, купить, сломить, а иногда даже и убить тяжело. Это Ваше знание, как все устроено. И вот это осознание, что в настоящий момент Вселенная пребывает как в состоянии ноль, то есть в том состоянии, начиная с которого Абсолют все создал, так и в состоянии, когда он всё начал творить, так и все-все-все дальнейшие промежуточные состояния, вплоть до нашего момента времени. Одновременно работают законы, как если бы Вселенная была непроявлена, проявлена и проявлена с перекосами, олигархами, бабульками и со всеми этими ужасами.

Но в то же самое время в каждой точке пространства,  в каждую секунду времени Вселенная сбалансирована и совершенна. То есть, любая точка пространства и любой момент времени лично для Вас может быть входом в просветление. То есть, не обязательно в Гималаи или куда-то там ехать, чтобы достичь просветления или достичь высших состояний в йоге, хотя, говорят, иногда очень помогает, иногда полезно бывает. Хотя иногда вредно бывает. То есть, в каждую секунду времени Вы просветлены. И осознавание этого позволяет Вам «выдергивать» свой статус просветленного существа, просветленного йога или йогини, достигшего конечной цели уже в настоящий момент. То есть, никто не мешает Вам прямо сейчас воспользоваться своим статусом Богов и Богинь, или, грубо говоря, Абсолюта, чтобы изменить, как Вам кажется, этот перекошенный мир в лучшую сторону.

Но, по большому счету, когда Вы будете этим пользоваться, Вы поймете, что возвращать придется не перекошенный мир, а самого себя, перекошенного. А если Вы видите эту разбалансировку, то это, по сути дела, Ваш микрокосмос. И Вы должны сами наводить порядок, а не стенать, что вот олигархи бабулек ограбили и ещё чего-то и чего-то. То есть, помните этот лозунг – начни с себя! Но получается, что в некоторых случаях Вы можете исправить свою внутреннюю Вселенную не раньше, чем исправите внешнюю Вселенную, потому что кармические связи «упираются» на Вас. То есть, грубо говоря, в прошлой жизни Вы были йог со сверхспособностями и Вам попался недоучка-ученик, который говорил – «Хочу быть богатым, хочу быть богатым!» И Вы его благословили – «Да, в следующей жизни будешь богатым!». И он в следующей жизни стал олигархом. И нет чтобы, значит, этим богатством по уму распорядиться – как-то там перераспределить его, что-то там построить, сделать. Собственно, большие деньги – это большая возможность для принесения блага всем живым существам. Нет, он, значит, начал бог знает на что это все тратить. А Вы Вынуждены в нынешней жизни все это наблюдать, потому что сами были причиной такого вынужденного положения. Ну, это я один из самых таких гипотетических примеров привел, их можно придумать миллиард самых разных, но получается – пока назад не заберешь, так и останется твоя Вселенная перекошенная.

И вот, этот вывод, друзья,  очень важен. И он очень важен в первую очередь даже не для нас с Вами, а для Индии. Потому что, все-таки, и в Европе, и в России  живет этот бунтарский революционный дух, что если мы сталкиваемся с несправедливостью, то  в какие-то десятилетия мы все-таки делаем революции, или бунты (помните, как у Пушкина «бессмысленный, кровавый, беспощадный»), но делаем. В отличие, скажем, от Индии. Потому что они, скажем,  палец о палец не ударяют, потому что считают, что оно должно само все сделаться, что они тут не причем, что в их личной Вселенной всё хорошо. И на самом деле это чушь, это чудовищное искажение ведических знаний, с ним очень отчаянно боролись все реформаторы в Индии, все философы в Индии, все мудрецы в Индии, с этим перекосом. Но, по сути дела, смотрите, какая вещь получается – если Вы осознаете, что в каждую секунду времени, в каждом месте пространство сбалансировано, то какие бы у Вас не были желания (вот вспомните все свои желания), так вот знайте, что ровно в эту же секунду есть возможность, и как бы, все факторы для исполнения Вашего желания. И исполнение Вашего желания также страстно рвется к Вашему желанию, как ваше желание к его исполнению. Понимаете, да? То есть, тоннель копается с двух сторон. И все это приводит к тому, что Вы осознаете свой истинный статус Бога, или Богини, или Абсолюта. То есть, как бы Вы из вневременья взяли свою истинную природу и внутри времени и пространства воспользовались ею. И с одной стороны, возникает приятное чувство защищенности («А, всё, я уже совершенен»), а с другой стороны, возникает реальное желание день и ночь менять мир к лучшему. И Вы бросаетесь в карма йога работу, Вы бросаетесь, чтобы что-то полезное людям делать, забывая про себя, про свою выгоду, про свои какие-то там другие мысли. Почему? Потому что, Вы понимаете, что виной по большому счету именно Вы, и пока Вы не сделаете, будете все равно изнутри видеть то, что Вы видите вовне. В результате, возникает такое очень правильное отношение к жизни – что Вы когда надо, остаетесь совершенно незатронутым и спокойным, когда все вокруг с ума сходят в каких-то там своих желаниях, стремлениях, а Вы на них смотрите, и это Вас не касается, то есть вас  не купить ими. А с другой стороны, когда все бездействуют и когда всем наплевать, Вы развиваете активную деятельность и меняете мир к лучшему. А с третьей стороны, бывают ситуации, когда все вокруг вовлечены в работу и Вы вовлекаетесь ещё сильнее в работу и становитесь лидером тех, кто вовлекся в работу. А с четвертой стороны, бывают случаи, когда все вокруг «тишь да гладь, да божья благодать», и Вам хорошо.

И вот из этих комбинаций рождается вкус, «раса» жизни, который подводит Вас к так называемым четырем целям жизни. Вы помните, какие бы у Вас не были вкусы, желания, у Вас четыре цели в жизни, они сводятся в четыре большие группы. Это Дхарма, Артха, Кама и Мокша. Жизненный личный путь, успешность, чувственные и другие наслаждения и конечное освобождение. Ну или, если своими словами, называть – вот Вы родились, Вы должны прожить славную жизнь, наполненную событиями, свершениями, почетом, уважением, спокойствием, уединенностью, самоизучением и так далее. В общем, Вы должны полностью выбрать из этой жизни счастья по максимуму, сделать все, что Вы только хотели сделать в этой Вселенной, а потом, под старость лет сказать «Ну всё, а теперь Просветление! Я здесь все сделал, наигрался всем, чем только мог наиграться, оставил выводок потомства благодарного. Отдал долг предкам. Все друзья, все счастливы». И Вы говорите «Всё, ребята, всё сделал, по полной «оттянулся» в этой Вселенной, а теперь Просветление!». И уходите. И вот это вот все попадает в концепцию четырех целей жизни. Вот это вот реальная концепция индийской философии ведического знания. Это концепция Вед. Всё, что Вы будете встречать другое, возникло много позже. В Ведах Вы встретите только это. Жизнерадостное такое отношение к жизни, такое прожитие жизни, которое потом Вас естественным образом, без каких-то там «напряг» и надрывов должно вывести в состояние СверхСамадхи.

И, собственно говоря, получается, что осознанием этого, Вы можете этим пользоваться. Или в йоге есть такой раздел, так называемых быстрых методов йоги, где этому посвящено много-много-много объяснений. Я всех интересующихся отправляю на наш сайт бесплатных интернет-йога курсов, где каждый желающий может изучать теорию и практику йоги. Он находится на сайте www.openyogaclass.com. Найдите там соответствующие разделы.

Да, но мы вернемся. Итак, в каждый момент времени, в каждую секунду пространства Вселенная сбалансирована. Чего-то страстно сейчас хотите? Вот так же страстно это что-то к Вам сейчас стремится. Потому, что суммарная сумма всех сил – ноль. Понимаете? Это даже чисто математическая такая концепция.

Чудесненько. Дальше идем. Да, если вопросы – задаем прямо сейчас. Ничего не понятно, не ясно…Давай…

Вопрос: Вот есть такие йоги, которые уже достигли просветления, и они занимаются какой-то деятельностью,…(не слышно), или ещё что-то. И у меня вопрос – можно ли в просветленном состоянии добиваться всего, что ты хочешь?

Вадим Запорожцев: Нет, давайте, мы разделим вопрос. Есть люди, которые достигли просветления. Кто-нибудь из Вас встречал людей, которые достигли просветления? Ага. Так, сейчас тихо, только мне, на бумажечке… А то, сейчас же, все «ломанутся», а лекцию Саша дочитает. Очень хорошая карма. Очень хорошая у меня карма. Дальше. Ну, мы договорились – только мне. Или на ушко. Дальше.

Комментарий из зала: Ну, по крайней мере, все это признают.

Вадим Запорожцев: Ну, вот это вот две большие разницы – все признают или есть на самом деле. Хотя Вы понимаете,  что это вопрос такой риторический, спорный. Знаете, здесь ещё много что можно сказать. Что Учитель не тот, кто учит, а тот, у кого учатся, безусловно. Но вопрос – все признают, с этим я не согласен. Потому что всегда найдутся адепты каких-то религий, которые скажут – а ничего подобного…

Комментарий из зала: Хорошо, ну тогда нужно, наверное, определить критерии просветления, нужно понять…

Вадим Запорожцев: Отличнейшая тема, друзья. Ты запомни вопрос, мы сейчас вернемся. Просто мы сейчас частично…Итак, какие критерии просветленности мастера? Перед Вами сидит ВВЗ – Вадим Валерьевич Запорожцев – он просветленный мастер или нет? У кого какие мысли, замечания и предложения? Решать будем голосованием, или как-то протестируем? Какими химикатами на него покапать, чтобы определить, он просветленный мастер или нет?

Ответ из зала: Ну, критерий только один – наше личное отношение. Если мы принимаем этого человека как своего Учителя, считаем его просветленным для себя, и если он нас вдохновляет, и мы стремимся изучать что-то новое для себя…

Вадим Запорожцев: Так, давай пофантазируем. ВВЗ – просветленный мастер, по своей милости пришел в эту Вселенную Вас, заблудших овец из круговорота Сансары выдергивать, так как Вы потерялись по пути. Ну, неважно, я образно говорю. И, допустим, случилось – выдернул его! За волосы выдернул. Хотя он подстригся после этого, чтобы в следующий раз я его не выдергивал. И для него, да, ВВЗ – сам Абсолют во плоти! Но, я Вас уверяю – найдется армия людей которые скажут – «Да Вы что вообще! Он кто вообще?» И так же будут правы. Где критерий просветленности или не просветленности? Давайте проведем плебисцит, или как это называется – голосование. Выдвигаем кандидатуру человека и решаем – если 2/3 считает, что просветленный, значит, так тому и быть, а если хотя бы на 1 человека меньше – то непросветленный. Где критерий просветленности? А может, Саша просветленный? Саш, ты просветленный?

Александр: Возможно

Вадим Запорожцев: А ты сам, что ли не в курсе?

Александр: Ну, тяжело сказать

Вадим Запорожцев: Кстати, следующий вопрос, друзья, для дискуссии  – а может человек быть просветленным, и не догадываться об этом? Давайте, давайте, высказывайтесь. Давайте немножко «разбавим» Вудрофа. Жизни надо немного по больше в йогу.

Ответ из зала: Ну, возможно

Вадим Запорожцев: Возможно. Сидит Терновский, вообще он просветленный Гуру, только он не в курсе. Забыл…

Комментарий из зала: Давайте дадим определение – просветление – это… Можно дать определение?

Вадим Запорожцев: Да, я как раз от Вас этого и требую. Вас как раз наталкиваю на размышления.

Ответ из зала: Главное же в йоге – свобода. Просветление – это абсолютная свобода.

Вадим Запорожцев: А вот интересное уже положение – связать состояние просветленности с состоянием свободы. Хорошее. Но здесь, знаете, какая ситуация – ведь если каждого из нас взять, то получается, что ваше Высшее Я у всех свободно. Значит, выходит, Вы уже все просветлены?

Ответ из зала: В потенциале – да.

Вадим Запорожцев: В потенциале – да. А в реале? 

Ответ из зала: Нет, не совсем…

Вадим Запорожцев: А в реале нет. А почему Вы в реале не свободны?

Ответ из зала: Неведенье…

Вадим Запорожцев: Потому что неведенье. Ага. Вот мы ещё ближе приближаемся к определению, кто является просветленным, а кто нет. То есть, какой фактор?

Ответ из зала: Устранение неведенья…

Вадим Запорожцев: Наличие знания. Но Вы встретите людей огромное количество, которые помните как в Алисе в стране чудес, которые умные, как толковый словарь – они знают все, то есть знания у них в полном объеме, даже лучше чем в Индии, а являются ли они просветленными?

Ответ из зала: Ну, может по результатам их деятельности? То есть не только словами, но и по поступкам должно быть видно…

Вадим запорожцев: Хорошо, давайте так. Человек обладает знаниями, человек свободный. А как же мы внешне узнаем, что он свободный?

Ответ из зала: По деятельности.

Вадим Запорожцев: А он, может, не хочет ничего делать?

Ответ из зала: На него нельзя повлиять.

Вадим Запорожцев: А как мы определим, можно или нельзя?

Ответ из зала: Вот подходит к нему какой-нибудь… «отморозок». И пытается на него как-то повлиять. Деньги отнять.

Вадим Запорожцев: И чего? Чего он должен сделать? Отдать или нет?

Ответ из зала: А он ничего не будет делать.

Вадим Запорожцев: А может надо в полицию позвонить, а то он ещё полгорода оберет.

Ответ из зала: Ну, не понятно.

Вадим Запорожцев: Вот в том-то и дело. Никто не знает, друзья.

Ответ из зала: Ну, это по ситуации – уместно или неуместно.

Вадим Запорожцев: А кто определит, уместно или неуместно? Только он сам. А внешний фактор снаружи сможет определить?

Ответ из зала: Нет

Вадим Запорожцев: Нет. Значит, к какому выводу мы приходим? Мы приходим к очень важному аксиоматическому выводу, что Вы в принципе не способны определить, человек находится в состоянии просветления или нет. Или другое продолжение – вы в принципе не способны определить, перед Вами Учитель жизни или пройдоха. В принципе. Вот перед Вами будет всемирно признанный Гуру. С роллс-ройсами, с самолетами, с чем хотите. Это, знаете, в 60-е гг. была такая мечта, что Гуру должен быть свободным. Но это снаружи. А что внутри, мы не знаем, потому что мы не знаем об этом принципиально. С другой стороны, Вы можете приехать в Индию, и к Вам подойдет попрошайка беззубый. И может выясниться, что это просветленный свободный человек. А Вы скажете – а что он беззубый-то? Пускай бы себе силою воли отрастил пару зубов. А бог его знает. Он на то и свободный. Мы не знаем мотивацию его поступков. Может, он ждет, пока его тело само собой состарится и отпадет, чтобы, не нарушая законов Кармы красиво выйти из этой Вселенной. А может, по каким-то другим причинам. То есть, говорить о том, что мы можем однозначно сказать, что тот или иной человек является просветленным мастером, мы можем только лишь с помощью одного критерия, друзья – своего личного отношения к нему. Вот если Вы чувствуете, что перед вами Учитель – значит, перед Вами учитель. Если не чувствуете – да хоть вся Вселенная будет трубить, что перед Вами просветленный мастер, Вам это ни о чем не говорит. Только лишь если Ваша интуиция распознала Абсолюта за человеком – да, он для Вас учитель просветленный. А если нет – то нет. Поэтому вот здесь скользкая такая вещь – вот тот или иной мастер просветленный, а он делает так. Ну, если он просветленный, он может делать все, что угодно. Но, с другой стороны, для другого он не просветлен. Да, но вернемся к вопросу. Вопрос несколько другой был.

Вопрос из зала: Ну, предположим, что случилось с нами такое…

Вадим Запорожцев: Что, что, что случилось?

Ответ: Ну, вдруг мы осознали, что мы просветлены…

Вадим Запорожцев: Так. Терновского сюда. Садись. Мы сейчас Натью разыграем, чтобы это было нагляднее. Да. Давайте немного «разбавим» Вудрофа, потому что тяжелая тема. Давайте, тебя надо записывать. Давайте, сюда садитесь. Сюда, сюда, сюда. Итак, разыгрываем Натья-йогу. Я напомню, натья-йога – это театральная йога. Это очень хороший способ все быстро понять – разыграть в постановке. Итак, Терновский. Ты просто вдруг осознал, что ты просветлился.

Вопрос из зала: Возможно ли в этом состоянии….(не слышно)

Вадим Запорожцев: Так, давайте ещё раз по порядку. Итак, у Терновского было полным-полно жизненных проблем. Он не спал, не ел. Поступил в Открытый Йога Университет в группу Астра. Чудесно отучился и учится. Приносит благо, я надеюсь, всем живым существам. У него было проблем выше крыши – и за квартиру платить, и машину (у него там что-то не работало) чинить, и ещё, ещё, ещё, ещё и ещё. И вот в одно прекрасное утро он вдруг просветлился. Дальше схема.

Продолжение вопроса: А проблемы они, в общем-то, все остались, и машина, и квартира, и жену надо искать…

Вадим Запорожцев: Жену – это номер один проблема. Девочки, кстати, обратите внимание. Такой жених пропадает! Проблема, кстати. Вот ко мне девушки подходят и говорят – вот проблема – не можем найти себе мужа. А вот проблема – не может мужик жену себе найти. Я вот Вам говорю, что Вселенная сбалансированная – если есть желание, есть возможность реализовать его в тот же самый момент.

Комментарий из зала: Он не пропадает, он вызревает.

Вадим Запорожцев: Подождите, давайте разберемся – если человек в состоянии просветления, значит ли это, что он уже дозрел?

Комментарий из зала: Ну, это и не значит, что он пропадает…

Вадим Запорожцев: Ладно, оставим, а то мы сейчас в сторону уйдем. Итак, хлоп. Остались проблемы – жилье, машина, жена. А он просветлен. И что?

Вопрос из зала: Ну, вот попробуй представить, что делать будешь?

Вадим Запорожцев: Что делать-то будешь, ты уже просветлен. Давай, давай, отдувайся. Мы на тебе эксперименты ставим. Давай, давай. Итак, ты уже просветлен.

Игорь Терновский: Окай. Тогда начнем с третьего пункта. Для жены меня пропиарили и возможно, кто-то предложит свою кандидатуру.

Вадим Запорожцев: То есть, главное, заявить о себе, что я просветленный.

Комментарий из зала: Вы не сказали, куда писать письма.

Вадим Запорожцев: Куда писать письма-то? Какой у тебя почтовый ящик?

Игорь Терновский: У меня Твиттер есть.

Вадим Запорожцев: Да, пишите ему на Твиттер. А также, я принимаю после пятницы, стоимость индивидуального занятия – 2000,00руб.

Игорь Терновский: Ну, значит, далее. С машиной – смотря, какая жена будет, может у  неё своя машина будет, так что фактор машины может решиться. Ну и квартира туда же. Так что, мы сводим все к одному – к фактору жены.

Вадим Запорожцев: Да, мы сводим все к одному. Ищу жену с квартирой и машиной. Объявляю, что я просветленный, и выбираю жену с машиной и с квартирой. Надо заявить – я просветленный мастер. И ждать, пока какая-нибудь девушка в нем не увидит. А если девушек много, он потом сделает селекцию на предмет квартиры и машины. Так, ну это шутки. А теперь давайте мы вернемся к решению этой проблемы. Да, действительно, Терновский просветлен. Просветленный мастер Терновский. Какое имя! Мастер Терновский! Мастер Йодо отдыхает! Все, мы тебя сейчас пиарим – семинар Мантра, ретрит» Мастера Терновского.

Комментарий из зала: Мне кажется, что осознание, что внутри тебя Сознание  Абсолюта, которое если будет направлено на какую-то проблему, проблема будет раскрываться.

Вадим Запорожцев: Да, да, да. Хорошо. Тогда давайте мы пока немножко направим, сфокусируем вопрос. Итак, что он будет делать вовне или что он будет делать внутри?

Вопрос: Что изменилось в твоем состоянии?

Вадим Запорожцев: Да, что изменилось в твоем состоянии? Поделись с нами. В каком состоянии ты уже? Ну, ты уже просветленный, в каком ты уже состоянии?

Игорь Терновский: Ну, я так радуюсь, счастлив. В принципе по этой логике…

Вадим Запорожцев: Даже отсутствию жены? А в принципе, будешь ли ты по этой логии? Так, значит ты радостный, в состоянии просветления. Но, жены все равно нет, машины нет и квартиры нет. Будешь их искать или не будешь, раз тебе и так хорошо?

Комментарий из зала: Ну, ведь он, по сути, может управлять Майей, раз он просветленный. И что он там волеизъявит, то и…

Вадим Запорожцев: Ага, хорошо. Стоп, стоп, стоп – это хорошая тема. Итак, Терновский – просветленный мастер. В принципе, внутри, как он сказал, он полностью счастлив. По сути дела, он полностью самодостаточен и ему ничего не надо. Ничего не надо, потому что он уже, в общем-то,  и так счастлив. Но, с другой стороны, остались задачи – жена, машина, квартира. И вот будет ли он к ним стремиться? И если будет, то как – магическим образом щелкнет пальцем. Увидит девушку красивую и скажет – «Я Мастер Терновский. Иди ко мне?».

Комментарий из зала: А ведь у него не будет разрыва времени  – он только желание сформулирует, как сразу его…

Вадим Запорожцев: Да, идет вопрос о скорости. Он может магическим способом, вне очереди,  с черного хода, себе привлечь те свои желания, которые он хочет. А может дождаться, что они естественным образом будут приходить. А куда ему торопиться – он уже счастлив.

Игорь Терновский: То есть фактор времени, по сути, уже пропадает.

Вадим Запорожцев: И здесь вопрос – а как он будет? Вот с позиции просветленного мастера, если ты внутри уже счастлив, какая разница – придет к тебе жена сейчас, или там, скажем, через 2 года – ну какая разница? Ну, факт что придет? Придет. Почему? Потому что, Вселенная сбалансирована. Если у тебя остались отпечатки предыдущих желаний, они должны быть нейтрализованы

Комментарий из зала: Любое желание формирует причину и следствие. Он это понимает?

Вадим Запорожцев: Ну, так он-то просветлен. А желания-то остались ещё те, пока он не был просветлен, понимаете. Он уже «забукировал» себе жену, машину и квартиру и машина уже едет, жена идет, квартира строится. Вопрос, да, хороший вопрос – а что с его Кармой?

Комментарий из зала: Надо отработать…
Отваливается все вместе с проблемами, и карма, и все. Поскольку человек просветленный, он уже становится вне Майи. Он достигает Абсолюта, достигает своего Высшего Я, и становится вне времени, вне Майи, вне пространства.

Вадим Запорожцев: Но ведь он же свободен – и может оставаться и во времени, и в Майе, и в пространстве.

Комментарий из зала: И он волеизъявляет вернуться, и все что там до просветления не доделал – и жену, и квартиру, и машину…

Вадим Запорожцев: Вопрос, знаете, на самом деле, лишен смысла. Он свободен. А это значит – он что захочет, то и сделает.

Вопрос из зала: Так, а чем тогда это состояние от этого отличается?

Вадим Запорожцев: Вот об этом-то и речь! Что нет критериев, которые позволяют снаружи определить, что он просветленный Мастер, или плут, который заявляет, что он просветленный мастер.

Комментарий из зала: Страданий просто не будет, что у него нет жены, квартиры…

Вадим Запорожцев: Кому страданий? Ему?

Комментарий из зала: А третий принцип? А если он не волеизъявлял третий принцип…

Вадим запорожцев: Так, друзья, я прошу прощения, это очень интересная тема, давайте мы интригу оставим. У меня просто сейчас следующая группа идет, у нас очень плотный график. Давайте, мы потом продолжим эту тему. Ну, и я Вас прошу – относитесь к Вудрофу творчески, потому что, вот я вам читаю, начинайте думать сами! Начинайте генерировать вопросы какие-то, и так далее, потому что иначе все начинают уставать.

Так, стоп-стоп-стоп. Я ещё должен Вам сказать.

Напоминаю Вам, что меня зовут Вадим Запорожцев, я преподаю йогу, я ректор Международного Открытого Йога Университета. Это были у нас лекции по йоге. Но, мы также ещё проводим занятия по классическим и быстрым методам. Стоимость от 300 рублей, найдите наше расписание. Семинары и ретриты. Семинар ближайший 18 августа будет, 2000,00рублей. Тема «Чакры. Свадхискана Чакра». Индивидуальные занятия у нас проводят – Терновский вот, и не только Терновский, безусловно. Стоимость от 2000,00 рублей. Ещё есть у нас бесплатные Интернет-йога курсы на сайте www.openyogaclass.com, где самостоятельно можете изучать теорию и практику йоги. Если кто-то из Вас в будущем планирует стать преподавателем йоги – сейчас идет набор в группу Вега по подготовке преподавателей. Начало занятий с октября месяца. Вся информация на сайте www.openyoga.ru. Ну и возьмите здесь есть брошюры разные –  «Что такое йога», реклама, расписание занятий, пожалуйста, ознакомьтесь. Всё, на сегодня всё.

Ключевые слова: лекции по йоге, бесплатно скачать, аудио лекции, видео лекции, бесплатно скачать, смотреть, слушать. текст лекции, фото, рисунки, Культурный Центр «Просветление», Открытый Йога Университет в Москве, www.happyoga.narod.ru, www.openyoga.ru, www.yogacenter.ru, Вадим Запорожцев, Школа йоги традиции Анандасвами, Файруза Достовалова, принцип сверх логики в йоге, принцип логики в йоге, Первый принцип йоги, не причинять вреда ни одному живому существу без крайней на то необходимости, если возможности не причинять вреда нет, то следует поступать так, как велит нам наш долг, не причинение вреда, текст Вудгорфа, мантры, Абсолют, майя, Бог, карма, насилие, страдания, минимум вреда, война,  воле изъявление, помочь, надо быть добрым, дхарма, путь в жизни, принцип доброты, доброта, злой, логика, доброта, закон причины и следствия, человек добрый, человек мудрый, санскрит, йоговские трактаты, санскритское слово, йога дает могущество, Второй принцип йоги гласит, что мы должны не растрачивать силы и время понапрасну, не растрачивание своих сил, эффективность, достижение цели, осознай, чего ты хочешь, просветление, самадхи, разум, логика, здравый смысл, тело человека, принцип логики, интеллект, нелогичность, инстинкты, в телах животных, интуиция, целители, экстрасенсы, ясновидящие, код доступа, нелогичное, проблески сверх способностей, отпечатки из жизни в телах животных, дорога жизни, звериный шаблон поведения, зачем жалеть жертву, если она сама виноват.

Глоссарий   

Акаша – эфир; амуртта – без формы;

Артха- значение; чувство; цель; объект; объект восприятия; объект желания; богатство,

Арупа – бесформенный;

Аспарша – неощутимость; имя Брахмана,

Ашабдам – без звука; беззвучность; (относится к Брахману),

Бхута – то, что пришло в существование; бытие как противоположность непроявленного; любой из пяти элементов, составляющих вселенную; элементы или элементали;

Биджи – зерно; источник;

Ваю  – бог ветра; воздух; жизненное дыхание; Прана;

Веда – высший авторитет среди арийцев Индии; предполагается, что она никогда не была написана кем бы то ни было и, следовательно, свободна от несовершенств, которыми наделён человек. Когда это забывается, это воспроизводится Риши с помощью медитации. Поскольку звуки, образующие текст Вед, происходят в том же порядке и тем же способом, он должен быть вечным; они учат, кто и что есть Брахман и как ему следует поклоняться; Смрити, Итихасас и Пураны только усиливают его учение; самое древнее, достоверное священное писание индийцев;

Вишуддха – один из центров в Йогической системе, расположенный в области горла; гунна – качество, порождённое природой; вьяшти – индивидуальный; микрокосм; джаграт – бодрствующее состояние;

Дхарма – праведный образ жизни; как предписано священными писаниями; характеристики; добродетель;

Дхвани – тон; звук; тонкий аспект жизненной Шакти Дживы в вибрации;

Кама – желание; страсть; похоть; лайя – растворение; слияние;

Майя – иллюзорная сила Брахмана; (за)вуалирующая и составляющая сила вселенной;

Мантра – священный слог, слово или порядок слов, с помощью отражения и повторения которых человек достигает совершенства или реализация; махапралайя – всемирный потоп или общее уничтожение мира; окончательное разрушение всего творения в конце космического цикла;

Мокша – освобождение; термин, особенно применимый к освобождению от оков Кармы и колеса рождений и смертей; переживание Абсолюта;

Муртта – личное; 

Нама-рупа – название и форма (природа мира);

Натья-йога – это театральная йога;

Нишкала – без желания; “бескачественный”

Парама – высочайший; Высший; парашабда –  высший звук, который находится в недифференцированном состоянии; первое Авьякта – состояние звука;

Прана – жизненная энергия; жизненное дыхание;

Пранава – священный слог (символ) “ОМ”; 

Пратьяя – причина; умственное усилие; воображение; идея отличия;

Рупа – внешность; форма; вид; видение;

Свапна – сон; иллюзия;

Сришти – творение;

Стхити – устойчивость; условие или состояние; существование; бытие; сохранение;

Сришти – творение;

Сушупти – глубокий сон без сновидений;

Танматра –  атом; элементарная частица в недифференцированном состоянии перед Панчикарана или пятикратным увеличением;

Теджас блеск (особенно духовный); элемент огня; Агни; жар; 

Чакра – сплетение; центр энергии в человеческой системе;

Чит – принцип универсального разума или сознания;

Чидакаша – Брахман в своём аспекте как безграничное знание; неограниченный разум. Это родное понятие Упанишад. Это не означает, что физический эфир есть сознание. Чистое Сознание (Чит), являющееся как эфир (Акаша) и всепроникающая непрерывность;

Чинматра – простое сознание; одно сознание;

Шабда – звук, вибрация;

Шабда-брахма – слово-Абсолют; Омкара или Веды;

Шакти – сила, энергия; усилие; Божественная сила становления; (очевидный) кажущийся динамический аспект вечного бытия; Абсолютная сила или космическая энергия;

Шрути  – услышанное.

Сайты: www.openyoga.ru, www.yogacenter.ru, www.happyoga.narod.ru.

Благодарность всем тем,кто работал над материалом:
Шаблон опубликовал(а)-Карина Халтурина
Текст напечатали(а)-временно отсутствуют
Текст отредактировал(а)-временно отсутствуют
Текст опубликовал(а)-Станислав Усатов
Краткое описание составил(а)-Аня Смирнова
Рисунки и фото создал(а)-временно отсутствуют
Английский перевод выполнил(а)-временно отсутствуют 

Можно ли копировать. Права: Лицензия Creative Commons. Вы можете копировать, тиражировать и распространять эту лекцию, желательно делайте ссылку на наш сайт www.openyoga.ru

alt

 
Поделиться Открытой Йогой:

Оставьте комментарий