2013_06_15 А.Авалон Гирлянда букв. Глава 1. ч.4 Комментарии Вадима Запорожцева


2013_06_15 А. Авалон Гирлянда букв. Глава 1. ч.4 Комментарии Вадима Запорожцева



Так вот, Махабхарата которая иногда называется некая энциклопедия средневековой индийской жизни ссылается на это знание, которое вышло из самой сути Вед: «Смотри, Сарасвати, Матерь Вед пребывает во мне», т.е. подразумевается. Ну давайте позже,по Махабхарате надо сюжет целый рассказывать в каком контексте это было сказано. Она эта великая Шакти не отделима от Махешвары. Кто такой Махешвара? Идеология следующая, если у Вселенной был творец, то он ей и управляет и иногда в такой сверхличностной персонифицированной форме творца, который управляет называют Махешвара. Махе-великий и швара-повелитель. Так вот, смотрите, здесь очень четкая такая логика, что проявление творца через Шакти и Шакти не отделима от творца в момент проявления. Это то, о чем мы с вами говорили на предыдущей лекции. Дальше дается очень интересно: «Я почитаю Махешвару, высокочтимое место пребывание сияющего знания, для которого Веды – это дыхание. И кто из Вед образует целую вселенную». Опять же вспоминаем прошлую лекцию. Согласно тому, что вся вселенная была сотворена посредством мантры, это мантра была ОМ, затем она разбилась на множество других мантр, из этих мантр были сложены стихи Вед. И по сути дела вся вселенная манифестация единой мантры она же называется пранава или проявление. Она называется пранава и подразумевается, что через нее проявляется тот, кто создал всю вселенную.

Название лекции :

А. Авалон Гирлянда букв. Глава 1. ч. 4 Комментарии Вадима Запорожцева

photo vadimАвтор: Вадим Запорожцев,
Дата:
 
2013.06.15.
Где:
 Международный Открытый  Йога Университет
 
Краткое описание :
 

 


Слушать Аудио:     


Смотреть Видео с Youtube:   

наш канал на Youtube: www.youtube.com/user/happyogahappyoga


Смотреть Видео с сервера openyoga.ru:   Ссылка на видео


скачать лекцию в аудио формате

Скачать Аудио Вариант1 MP3 Web 32кб/с, 19,8 мб адрес: 

https://173904.selcdn.ru/av_yoga/lek/2013_06_15_artur_avalon_girlyanda_bukv_g1_4/

2013_06_15_artur_avalon_girlyanda_bukv_g1_4_32.mp3

Скачать Аудио Вариант2 MP3 Full 128кб/с, 79,3 мб адрес: 

https://173904.selcdn.ru/av_yoga/lek/2013_06_15_artur_avalon_girlyanda_bukv_g1_4/

2013_06_15_artur_avalon_girlyanda_bukv_g1_4.mp3


скачать лекцию в видео формате

Скачать Видео Вариант FLV, 282 мб адрес: 

https://173904.selcdn.ru/av_yoga/lek/2013_06_15_artur_avalon_girlyanda_bukv_g1_4/

2013_06_15_artur_avalon_girlyanda_bukv_g1_4.flv


скачать лекцию в текстовом формате (doc)

Скачать Текстовый Вариант1 doc (97-2003) адрес:
временно отсутствует

Скачать Текстовый Вариант2 fb2 адрес:
временно отсутствует

Читать текст

А. Авалон Гирлянда букв. Глава 1. ч .4 Комментарии Вадима Запорожцева

Итак,
друзья сегодня у нас 15 июня 2013 меня зовут
Вадим Запорожцев я преподаю йогу. Это
у нас занятие лекция Международного
открытого йога университета. Вся архивная
информация на наших сайтах
www.openyoga.ru,
www.happyoga.narod.ru, www.yogacenter.ru.


Рассматриваем
мы с вами текст, который называется
«Гирлянда букв» один из самых сложных
может быть текстов, точнее одна из самых
сложных работ Джона Вудроффа, посвященная
Мантра-шастре или науке мантр. Мы
маленькими шагами миллиметр за миллиметром
продвигаемся в осознавании этой темы
и вот очередная часть ее. Я попрошу
Александра зачитать, мы остановились
на 21 странице Махабхарати.

В
«Махабхарате» (Santiparva 5, 12, 920) говорится:
«Смотри, Сарасвати, Матерь Вед пребывает
во мне». (Vedanam marram pasya marram pasya matstham devim
sarasvatlm). Она, эта великая Шакти, неотделима
от Махешвары. И также в «Мангалачаране»,
предваряющей комментарии на «Рак-самхиту»
и «Тайтирья-сам-хиту» Саяны и Мадхавы,
сказано: «Я почитаю Махешвару, высокочтимое
местопребывание священного знания, для
которого Веды – это дыхания, и кто из Вед
образует целую вселенную». (Yasya nisvasitam
vedah yo vedebhyo’ khilam jagat, nirmame tam aham vande vidyatirtham
mahesvarani) В «Таитирья-брахмане» (З, 39-1)
говорится, что Вак, первое порождение
Риты, Матерь Вед и центральная точка
бессмертия, – вечна (Vag aksaram prathamaja rtasya
vedanam mata amrtasya nabhih). В «Шатапатха-брахмане»
говорится (7, 5-2-21): «Вак – не рождена».
Именно из Вак Создатель вселенной
(Вишвакарма, Visvakarma) производит творения
(Vag vai ajo vaco vai prajah visvakarma jajana). Некоторые
тексты отождествляют Владыку творений
(Праджапати), называемого Пашупати в
Шива-шастре, с его шакти-вак (см.
Weber,
Indische Studien, IX. 477 ff.
и
Muir’s Original Sanskrit Texts, V. 391). 
Шанкарачарья
(сутра 1-3, 28), цитируя фразу: «Посредством
собственного ума он соединился с Вак»,
утверждает, что этим и другими текстами
Веда декларирует в разных местах, что
творению предшествует Речь (Слово), из
которой происходит вся вселенная богов,
а также органическая и неорганическая
жизнь на земле.

Так
достаточно теперь давайте мы вернемся
в самое начало и поедем. Вудрофф ссылается
на многочисленные тексты источники
Индии такие, как очень древние Веды,
которые возникли еще до проникновения
этого знания в Индию, так и достаточно
древние Упанишады. Ну и более современные,
такие как Махабхарата. Друзья вы тоже
должны себе очень четко представлять
если вы изучаете йогу, что несмотря на
все чудесное знание, но тексты там тоже
в разное время писались и скажем,
Махабхарата ну несравненно более поздний
текст, чем Веды. И так далее, и так далее,
потому что сейчас пошла такая тенденция
говорят ведическая культура или знание
Вед. И начинают вот так перемешивать и
Веды и какие-то средневековые трактаты
достаточно сомнительного содержания
и какие-то вообще чуть ли не последних
дней придумки, все это называется
ведическим знанием. Друзья очень часто
под этим общим словом ведическое знание
на Западе откровенная чушь. Но вы должны
помнить, что эта чушь не имеет никакого
отношения к истинному знанию Вед. Это
уже придумки, как самих индусов более
поздних, так и наших современных уже
интерпретаторов. Но с другой стороны,
очень интересно, если та или иная мысль
проходит через поколение из текстов в
текст и везде оставляет.

Так
вот, Махабхарата которая иногда называется
некая энциклопедия средневековой
индийской жизни ссылается на это знание,
которое вышло из самой сути Вед:

«Смотри, Сарасвати, Матерь Вед пребывает
во мне», т.е. подразумевается. Ну давайте
позже,по Махабхарате надо сюжет целый
рассказывать в каком контексте это было
сказано. Она эта великая Шакти не отделима
от Махешвары. Кто такой Махешвара?
Идеология следующая, если у Вселенной
был творец, то он ей и управляет и иногда
в такой сверхличностной персонифицированной
форме творца, который управляет называют
Махешвара. Махе-великий и швара-повелитель.
Так вот, смотрите, здесь очень четкая
такая логика,
что
проявление творца через Шакти и Шакти
не отделима от творца в момент проявления
.
Это то, о чем мы с вами говорили на
предыдущей лекции. Дальше дается очень
интересно: «Я почитаю Махешвару,
высокочтимое место пребывание сияющего
знания, для которого Веды – это дыхание.
И кто из Вед образует целую вселенную».
Опять же вспоминаем прошлую лекцию.
Согласно тому, что
вся
вселенная была сотворена посредством
мантры, это мантра была ОМ, затем она
разбилась на множество других мантр,
из этих мантр были сложены стихи Вед
.
И по сути дела вся вселенная манифестация
единой мантры она же называется пранава
или проявление. Она называется пранава
и подразумевается, что через нее
проявляется тот, кто создал всю вселенную.

Значит
в «Таитирья-брахмане» говорится что
Ваг – первое порождение Риты и здесь
очень интересное замечание вы помните
Рита йогу. Напомню вам концепцию всего
того что мы здесь, изучаем мы йогу.
Что
такое йога? Йога это воплощение знания
вед в свою личную жизнь. Это набор
инструментов практик рекомендаций и
т.д. как привести в согласие свою личную
жизнь с идеалом Вед.

Считается, что если вы с помощью йоги
приведете в гармонию с идеалом Вед свою
жизнь, то все будет за вас все будет
играть что называется на вашу пользу.
Т.е. куда бы вы не вышли, вам будет попутный
ветер, знаете, как у моряков. Вы будете
ехать на автомобиле и не встретить ни
одну пробку по городу Москве, если вы
будете чувствовать закон дыхания Риты.
Будете в одном гармоничном порыве. И
вообще говоря, тема Риты или некого
закона универсального закона гармонии
одна из самых сложных тем в понимании.

Смотрите,
какая связка у нас получилась. На
предыдущих лекциях мы с вами рассматривали,
что мантра волеизъявление наречение
имени и познания дыхания, т.е. дыхание
жизни проявления, майя ну еще мантра и
также переплетается с понятием Риты
.
Некий единый конгломерат, т.е. от первого
толчка творения вселенной был такой
импульс, который с разных сторон если
посмотреть ,то вы можете от туда вытащить
такую науку, как Мантра йога, такую
науку, как Пранаяма йога, Рита йога,
Янтра йога и др. Сперва импульс, который
проявился как пранава, первоначальный
ОМ, первоначальное волеизъявление,
первоначальное мысленье, первоначальное
наречение сознания. Было целиком и
полностью подчинено закону Рита. Т.е. –
это была первая Рита. И фактически
получается от обратного если вы
утвердитесь в Мантра йоге, вы утвердитесь
в Рита йоге.

Дальше
следующее такое утверждение: здесь Вак
не рождена в том плане, она не рождена
и не рождает, все нет какой-то причины
в этом смысле высшего уровня, чем сам
Абсолют.
Вак
– не промежуточное звено, друзья, а
изначальное.

Я напомню вам, что в древней Индии, даже
не в древней Индии, а еще в доиндийский
период, когда были известны Веды. А Веды
были известны в племена Марьев за долго,
как они проникли в Индию.
Так
вот одно из высочайших искусств считалось
искусство речи, искусство стихосложения
.
Т.е. А. С. Пушкин считался бы у них
высочайший рифм, знаете Пушкин наше
все. Считалось что были мудрецы, как
мужчины так и женщины, которые владели
этой магией слова. Это самое высочайшее
могущество, которое только было, как
видится у древних мудрецов. Т.е.с помощью
слова они буквально могли чудеса творить.
Они могли создавать или разрушать
объекты и явления; они могли решать
множество самых разных проблем и тот,
кто владел этой магией слова, магией
речи именно он занимал самое высокое в
иерархии общества. Именно из таких людей
возникла со временем каста Брахманов.
Самая высшая каста в Индийском сословии.
Я хочу специально подчеркнуть эту
разницу.

Я
физик, когда-то учился в СССР. Кто был
самый крутой ученый сложная уважаемая
профессия: физик ядерщик, сделал бомбу
и так далее, в космос что то запустил.
Перед наукой преклонялись и уважали,
потом когда со временем мне пришлось с
Западными людьми столкнуться у них
совсем другой стереотип у них самый
крутой человек это получивший эмбиэй,
который потом в дальнейшем воротит
миллионами и миллиардами.
А
вот в древне ведическом обществе самое
высшее положение занимал пророк владеющий
магией слова, магией стихосложения,
магией речения
.
Именно он всегда стоял во главе всего.
Так вот его могущество никем не могло
быть свергнуто. Почему? Потому что он
владел этой магией Вак. А все остальное,
такое как наши обычные знания – это по
сути дела исследование, то что с помощью
Вак было сотворено, если уж на то пошло.
И уж совсем пошло выглядит зарабатывание
денег.

Сама
структура древнего Индийского общества
она была интересно сделана в отличие
от современного западного общества.
Там, собственно говоря, торговцы или
люди, которые так или иначе связаны с
финансами, они никогда не занимали
главенствующее положение, они всегда
были в услужении. Это потом, кстати,
дурную службу сыграло с Брахманами
высшей касты. Т.е. они не вовремя
распознали, что собственно, они уже
теряют силу Мантры, силу пророческого
слова, силу слова правды, а на смену им
приходят такие ушлые ребята, которые
тут купил – там продал, всю схему
закрутил-завертел и собственно они
стали фактически управлять всем. Как
сейчас на Западе, в том числе. С большей
степенью нами управляют финансовые
потоки, на них покупаются и партии и
правительства и каналы центрального
телевидения и поэты покупаются. Т.е. за
деньги, за известно оговоренную сумму,
они вам что хочешь стихотворение,
стихотворение не поворачивается язык
сказать.
И
понятно, что они лишены этой силы Вак,
поэтому под словом Вак, это как бы первая
речь. Еще раз напомню наша обычная речь
– это всего лишь грубое воплощение,
манифестация этой перворечи.

Так вот если вы владеете перворечью –
вы обладаете самым могущественным
инструментом во Вселенной. Выше нет.

Далее,
что здесь сказано. Очень интересная
ссылка на Шанкарачарью с фразой, что
посредством собственного ума он
соединился с Вак. Это тоже такая
труднопонимаемая тема, фактически, если
ты не знаешь контекста этого всего. Но
на предыдущей лекции мы с вами это
рассматривали. Давайте я вам напомню,
по сути дела, импульс воли, который в
дальнейшем воплотился, как речение или
Вак, он с другой же стороны может
рассматриваться как мыслеобразование
или как наделение именем и творение
формы. В очень тяжелой аксиоматике йоги
я напомню, что они не разделяют на
каком-то очень высоком уровне, нет
разницы между наречением и творением.
Между наречением творением и осознанием.
Грубо говоря, осознал, сотворил как во
сне, мы творим сны. Так же Абсолют творил
мир Шанкарачарья, цитирую фразу:
«Посредством собственного ума он
соединился с Вак», утверждает, что этим
и другими текстами
Веды
декларируют в разных местах, что творению
предшествует речь слово из которой
происходит вся вселенная богов а также
органическая и неорганическая жизнь
на земле
.

Но
ведь сказано, что Мир был создан Брахманом.
Как же тогда он может быть создан Речью?
Творение следует за Речью. Он (Шанкара)
утверждает, что когда какой-либо человек
увлечен достижением желаемой цели, то
прежде всего вызывает в своем уме слово,
которое ее выражает, а затем уже следует
результат его намерения. Используя это
как аналогию, Шанкара утверждает, что
до творения слова Вед манифестируются
в уме, а уже потом создаются происходящие
из них объекты. Таким образом, ведические
тексты, в которых говорится: «Произнося
«bhuh» (бхух, земля), он творит землю (бхуми,
bhūmi)», и так далее, имеют в виду, что
различные слова и существа в данном
случае манифестируются, формируются
из слов «бхух» и т.д., а эти слова сначала
манифестируются в его (то есть божества)
уме.

Замечательно.
Ну, здесь еще дается также комментарий
Шанкары, который пытался натолкнуть
своих последователей на смысл Вед. Еще
раз напоминаю логическую цепочку.
Под
Ведами я подразумеваю Ригведу, Яджурведу,
Самаведу, может быть от части Отхармаведу.
Это
вопрос открытый, кстати сказать, а ни
более позднее наслоение, каких-то не
понятных текстов, которые сейчас на
каждом углу продаются у нас и кухня
ведическая и лечение ведическое и работа
ведическая и отдых ведический это уже
более поздние придумки. Так вот
Веды,
грубо говоря, взялись неоткуда в древности
их мудрецы понимали. Со временем начали
все меньше и меньше понимать.
И
поэтому каждый пласт учений, который
возникал в Индии, по сути дела являлся
расшифровкой Вед, так это дошло до
Шанкары.
А
Шанкаре досталось в наследство достаточно
печальное зрелище, потому что по Индии
прошелся буддизм, который не то чтобы
не признавал авторитета Вед, а просто
игнорировал Веды, как если бы их вообще
не было
.
По-своему в определенные моменты, это
было позитивное и прогрессивное явление,
но потом, начиная с какого-то момента,
простые люди вообще запутались. До этого
хоть была какая-то иерархия ценностей,
иерархия понятий, а тут с приходом
буддизма сперва всплеск интеллектуального
осмысления, в том числе и Вед для очень
узкой группы элиты духовной, а потом,
когда это учение начало переходить в
массы, там началось разброд и шатание.

Так
вот, друзья, многие работы буддизм
дискредитировал
.
Друзья, он фактически исчез, он как бы
вспыхнул, выгорела вся Индия и исчез.
Остался до сегодняшних дней в странах
восточной Азии, Тибета, вплоть до Японии.
Это не говорит, что буддизм плохая
какая-то концепция, но она оказалась
слишком сложная для того, чтобы ее
понимали все, и она не сделала мостика
между Ведами и своими воззрениями
впрямую. В результате, на какой-то момент,
когда началась волна непонимания, они
не смогли вернуться к первоисточнику.
Т.е. к сожалению вот это вот слабое звено
или стратегия в распространении буддизма.
В
результате обычные люди уже ничего не
понимают и более умные люди на какой-то
момент уже перестали понимать
,
потому что, если ошибка сейчас, то можно
вернуться на шаг назад и посмотреть,
где она возникла, а этой возможности
тоже не было и, фактически буддизм исчез
в Индии. Буддизм полностью исчез. Потом,
надо сказать, не так все плохо было:
возник так называемый буддизм Махараджуны,
который сейчас по всему миру и считается
буддизмом. Это когда пришли более поздние
последователи и они очень грамотно и
красиво, не обостряя отношения сказали
: «Что буддизм не виноват, это на самом
деле просто вы, люди, перестали понимать.
Якобы, Будда преподавал не только людям
но еще и Нагам».

И
вот Нагараджуна фактически сказал: «Та
часть учения, которую Будда давал, он
давал ее Нагам, я буду пропагандировать
и мы все выпрямим». Но и эта даже часть
не прижилась
.
И вот фактически вся страна в духовном
плане исковеркана, где-то очаги еще
ведического знания, где-то где более
поздние брахманические направления,
где-то буддизм, где-то другие многочисленные
ветхие течения.

Все перемешано, никто ничего не может
понять и Шанкара потратил почти всю
свою жизнь на то, чтобы ходить по всей
Индии и в диспутах одерживать победы,
и как бы вразумлять всех об истинном
смысле духовного учения. И, безусловно,
он то очень серьезно ссылался на Веды,
но знаете, тяжело иногда такие высочайшие
концепции, едва ухватываемые, вот так
вот в тупую просто объяснять, поэтому
идет некая такая аналогия. В текстах
сказано, что весь мир создал брахман, а
также сказано, что весь мир был сотворен
с помощью Ваг речи. Так брахман и речь
это одно и то же или это разные вещи?
Карл Маркс и Фридрих Энгельс это кто?
Муж и жена, два родных брата или четыре
незнакомых человека. Понимаете, еще как
анекдот старый советский. И приходилось
немного достаточно еще грубые, как мне
видится сейчас, давать аналогии в
объяснении.

В
частности, Шанкара отвечал: «Ну, конечно
же, Брахман все создал, но как он сперва
подумал – подумал, нарек и вот оно и
появилось».

Хотя еще раз если вы помните более
тяжелая философия йоги намного сложнее,
то есть нельзя разделять первоимпульс,
он сразу же появляется во всех направлениях
во всех аспектах. Т.е. поэтому здесь тоже
есть некая сложность, когда вы будете
читать те или иные комментарии,
вы
должны помнить, что комментарии даются
в первую очередь для того места, того
времени и тех людей для которых эти
комментарии нужны
.
С этим связаны какие-то аналогии, которые
в одно время объясняют, но чуть позже
уже перестают объяснять. На этом, кстати
сказать, спотыкаются все мировые религии.
Они с трудом могут объяснить тяжелую
теорию, а большой массе народа что-то
надо говорить. И вот начинается
мифотворчество, сказки, которые затем
превращаются в догмы, а потом эти же
догмы прихлопывают саму же религию.
Вспомните эти все мифы, что Земля на
трех китах или что солнце вращается
вокруг Земли. Нам-то конечно, а Джордано
Бруно сожгли; Галилея мучали потом всю
жизнь, под конец он бедный умер. А нам
сейчас кажется: «Господи, да какая
разница, успокоились бы они там, какая
им разница». А нет, догма, все.

Так
вот смотрите, вернемся к самой магии
речения и если вы риши, если вы знаете,
познали эти тайны бытия. Если у вас
правдивое честное слово, если вы не
врете, то у вас открывается эта
сверхспособность: приближаться к этому
сверхмогуществу Мантра йоги или науки
речения. И тогда, действительно,
открывается способность творить. И вы,
как здесь сказано, пример из Шанкары, и
вы произнося «бхух, земля», т.е. он творит
землю он нарекает нарекая, осознает
осознавая творит.
Нет
разницы между именем и формой
.
Итак, во всем остальном.
Но
я напомню вам, что таким сверхмогуществом
обладают люди с правдивым словом
.
Друзья, не мы с вами.
Мы
с вами скоро будем такими, если постепенно
будем стараться прекращать врать.

Вот я себе постоянно говорю об этом. Я
себе взял, стараюсь выполнять такую
вещь, в день врать не более 50 раз. Я больше
чем уверен, что когда эта цифра дойдет
до нуля, это где то примерно через 5-6
млн. жизней я так примерно прикинул, да
вот именно тогда будет возможность
пробудить Мантру изначальную – творить.
А нам же надо очень долго еще стараться,
чтобы уровня риши достигнуть.

Вопрос:
Речь идет о том, чтобы не врать, но ведь
иногда можно не сказать и правду, но при
этом и не соврать. Будет ли это считаться
тем, что мы силу своего слова уменьшаем
условно или каким образом?

Вадим
Запорожцев
:
Нет, здесь вот смотрите, нужна вся цепочка
от первоимпульса вашей энергии Кундалини,
в основании вашего тела, мы попозже
поговорим, которая прокатывается по
всем видам. Слова вы помните пара,
пашьянти – это стадии углубления, мадхьяма
и наконец вайкхари. И вот вайкхари должно
сорваться, грубо говоря, с губ и
раствориться в окружающей Вселенной,
т.е. быть познана, только когда все
галочки проставлены и только тогда
считается что да, было, но если вы молчите
другой разговор.

Из
зала: нет, дело не в том, чтобы молчать,
ну не лгать, но в то же самое время,
знаете, дипломатия своеобразная
получается.

Вадим
Запорожцев
:
Понимаете, есть лицемерная дипломатия,
когда мы молча начинаем, как бы мы должны
были бы сказать, согласно своему долгу,
вы помните, да, что есть еще такое понятие
как долг, а мы промолчали, понятно все
идет, сказал-промолчал, то есть этот
импульс неправды отправил все. Но иногда
не знаешь, что сказать. Просто не знаешь,
что сказать. Тебе что-то рассказывают
вот ни хорошо, ни плохо, а с другой
стороны, думаешь: «Сейчас ляпну что-нибудь
невпопад, а вдруг оно все не так». Друзья,
Вселенная сложна, поэтому это, кстати,
в более поздних йоговских текстах у
того же Горотхо по традиции горотхонахов,
если каждого благословлять, он говорит,
каждый просветлится. Горотхо обладал
этой магией слова и кого бы он ни
благословил – у того все замечательно.
Вот, но он не спешил всех благословлять
всех направо и налево, просто так языком
трепать, понимаете, да. Т.е.
это
оружие это инструмент, надо тоже научиться
обращаться с речью
.
Здесь много факторов бывает, действительно,
врем мы или языком трепим, до конца не
разобравшись. Мы можем думать: «Я не
должен молчать, должен на себе тельняшку
порвать и все выложить как оно есть». А
откуда ты знаешь, как оно есть. Или даже
другой момент представьте, это очень
много нюансов, которые на первый взгляд
не очевидны. Я знаете, сколько в своей
жизни встречал лицемеров, я не могу
молчать, я не могу терпеть, а я чувствую
там более многоходовая многоходовка
стоит. Он не столько не может молчать,
сколько он где надо протрубив, как ему
кажется, правду какие то более другие
цели ведет, поэтому сложно, вообще наука
Мантра Видья сложная. И наука истинной
речи и слова и неправда тоже не такая
очевидная, поэтому тот, кто ей обладает,
тот и достигает высших состояний. Так
ну далее идем. Есть еще вопросы.

Вопрос:
Мы будем разбирать эти стадии на которых…

Вадим
запорожцев
:
Да безусловно, есть разделение на до и
после и прочее и есть человеческие
аналогии конечно же не совершенны в
Ишвари, как причинном теле. То, что
называется пратьяя, шабда и артха по
сути одно и тоже и поэтому уже как
манифестированные, они согласованы.
Хотя с целью объяснения мы говорим, что
это лишь часть протьяи, которую он
относит к своему собственному причинному
телу анандамаие а также включая туда
тонкое и грубое тела

Друзья
если бы вы знали санскрит все бы стало
ясно и понятно вам, если бы вы знали
значение слов таких как: шабда, артха,
кальпана, пратьяя и т.д. Но мы их не знаем
в свое время я очень настоятельно просил
чтобы в МОЙУ кто-то занялся глоссарием.
Т.е. сделал бы такую книжку, где было бы
слово на ведическом языке, напоминаю,
что это даже большей частью даже не
санскрит, это ведический язык. И тут же
перевод хотя бы один из возможных
переводов и так сделать ну 1 или 2 тыс.
слов. Я думаю, что хватило бы сделать
аудио-зубрилку, чтобы все зазубрили это
и в дальнейшем, когда бы вы слушали или
читали такой текст, вы бы его мгновенно
понимали, а сейчас вы это все читаете
как если бы это на незнакомом языке. Но
к сожалению, никто не взялся за такой
глоссарий-зубрилку, и поэтому до сих
пор студенты МОЙУ немножко обеднены
этим. Может кто-нибудь сейчас возьмется,
если бы у вас было четко в голове что
такое шабда, артха, пратьяи и т.д. ой как
бы много пошло.

Эти
разделения на «до» и «после» и пр. есть
вьявахарика (vyāvahārika). Человеческие
аналогии, конечно же, несовершенны. В
Ишваре как причинном теле, то, что
называется «пратьяя» (pratyaya), «шабда»
(śabda) и «артха» (artha), по сути одно и то же
(и поэтому, уже как манифестированные,
они согласованы), хотя, с целью объяснения,
мы говорим, что его сришти-кальпана
(s
ṛṣṭi-kalpa-nā)
– это лишь часть пратьяя, которую он
относит к своему собственному причинному
телу (анандамайя, ānandamaya), а также включает
туда тонкое и грубое тела. Его парашабда
(para-śabda) включает в качестве результата
все апарашабда (apara-śabda). Его артха — это
первая напряженная полнота пракрити-шакти,
в которой воспринимаются все элементы
(викрити, vik
ti)
и вещи, состоящие из них.

Вернемся,
и так здесь идет дальше объяснение того,
что разделение на до и после. Кто там
был первопричиной, кто второпричиной
они по сути дела лишены смысла. Как
только что мы с вами об этом сказали,
что тот, кто творит Вселенную – Ишвара
на самом тончайшем уровне или уровне
причинного тела по сути дела пратьяри
или познание, шабда звучание и артха –
объект или то, что твориться – одно и то
же, как во сне осмысляя, называя –
творишь. Поэтому, как и сказано, что было
такое как бы кальпана или некий такой
импульс воли – волеизъявления нашим
языком, то по сути этот импульс
волеизъявления он как бы вневременный
еще до того, как возникло понятие время
и он же является той основой, которая
потом превратилась во все остальное и
в познание, когда объект субъект процесс
сливаются. Смотрите одно и тоже это
потом они разделяются и речение и
единство имени формы и пратьяи или как
бы познание в одном из переводов относится
к самому тончайшему уровню причинному
телу. Ананда майя названо оно здесь, а
также включает туда грубое и тонкое
тело. Читаем дальше.

Его
парашабда (para-śabda) включает в качестве
результата все апарашабда (apara-śabda). Его
артха — это первая напряженная полнота
пракрити-шакти, в которой воспринимаются
все элементы (викрити, vik
ti)
и вещи, состоящие из них.
 

Ну,
по сути дела, всю предыдущую лекцию мы
об этом говорили. Первоимпульс парашабда,
первый всплеск, первая пранава первый
Ом, включает в себя, как здесь сказано
апарашабды. Т.е. непарашабды – единое
включает в себя все остальное. Часть и
его артха имеется ввиду, как бы форма
проявления в форменной его части
проявляется как пракрити или первоматерия
т.е. тот пластилин из которого, вообще
говоря, все дальшейшее было вылеплено.
В том числе и все оставшиеся уровни
Бытия. Мы это уже разбирали, идем далее.

Ишвара
имеет прямое и непосредственное
восприятие всех трех тел, хираньягарбха
(hira
yagarbha)
– второго и третьего, а вират (virāt) лишь
третьего. Следовательно, паравак – это
то, о чем прежде говорилось как о
парашабда, а вак (просто) – шабда (слово)
в его тонкой форме (матрика, или
мадхьяма-вак) и грубой форме (вайкхари-вак).

«Ишвара
имеет прямое и непосредственное
восприятие всех трех тел хераньягарбха
второго и третьего». Стоп. Значит и вот
здесь идет другая уже ссылка на другой
источник, как бы возникновения Вселенной,
согласно которому весь этот мир в мифах
родился хираньягарбх.
Хираньягарбх
– это как бы золотой зародыш золотое
семя золотое яйцо иногда так его трактуют
херанья – это золотой; гарбха – это
семя.

И получается, что как бы, когда Ишвара
делает этот импульс, тот кто творит
Вселенную по сути дела можно соотнести
этот первоимпульс к изначальной точке,
к изначальному центру, изначальному
золотому яйцу золотому семени из которого
потом все, все, все вырасло, на прошлой
лекции мы этого касались.

А
вот далее идет по степени грубости, как
соотносятся стадии речения а их четыре
мы знаем из Вед
.
Вот со стадиями творения бытия и здесь
он приводит такую аналогию, что
первоимпульс это по сути дела сознание
и энергия или мантра в самом тонком
имени на уровне пара высшего. И они еще
пока не различимы на сознание и энергию,
на имя и форму. Это что-то единое, но
потом по аналогии это все становится
более грубым, как только оно становится
грубым, возникают планы бытия от
причинного тонкого к грубому и вот уже
речь на грубом уровне известна как
соответственно вайкхари-ваг. Ту, которую
мы произносим вслух. А перед этим уровень
уже затрагивает тонкую форму из которой
как раз происходит матрика или
универсальный язык, т.е. воплощение
единого языка может быть разное у нас
много народов и каждый по-своему что-то
говорит.
Но
на глубинном уровне существует единый
язык внутри каждого живого существа
и
этим объясняется сверхспособность
йогов и йогинь понимать язык всех людей,
всех зверей, птиц и т.д. Потому что на
каком-то уровне эти импульсы одинаковые,
если вы их распознаете, вы знаете что
имеется ввиду. Дальше читаем.

Последнее
относится к произносимым буквам (варна),
из которых состоит мантра.

Вадим
Запорожцев:

Ну, последнее, это имеется в виду – грубая
речь.
Какая
грубая речь? Это не когда вы ругаетесь
матом, а просто любое слово, которое мы
произносим
.
Оно с точки зрения йоговского знания
это самый грубый уровень. Если у вас
есть пробужденная мантра, которая
состоит, безусловно, из букв
варна,
то грубая мантра это знаете, как грубое
тело, за которым стоит более тонкое и
так, до самой сути мантры.
Если
вся цепочка выстраивается: грубое,
тонкое, еще тонкое, до состояния
неразличимого, то вы как раз и становитесь
риши. Вы как раз и становитесь тем, кто
может владеть словом.

То есть вы, как бы говоря, творите. Поэтому
вы будете очень аккуратны со своими
словами. Потому что, если вы кого-нибудь
пошлете куда-нибудь, он пойдет. Это
анекдот, шутка такая. Не дай бог, вы
разгневаете человека, обладающего
Мантра йогой, и он вас проклянет. По сути
дела, он создаст новую Вселенную, в
которой все так и будет, посредством
своего проклятия.

Это
сейчас в Москве больше не осталось
учеников йоги, все «учителя» теперь. А
в Древней Индии попробуй себя назови
немножко не по своему статусу, тут же
могут проверить. Это сейчас, здесь в
Москве, можно купить диплом преподавателя
йоги или учителя жизни, раздавать направо
и налево посвящения и т.д. А в Древней
Индии куда как было все суровее, потому
что, если вдруг нет цепочки от
пара
через соответственно
пошьянти,
мадхьямы

к
вайкхари
– это всей цепочки, то это пустое слово.
Как мы называем пустое слово в простонародье
– болтовня. Как бы она научно не звучала.

И
вот таких плодиться все больше и больше,
они цитируют где надо и где не надо
тексты на санскрите, они умничают, они
размышляют и т.д. Только это все болтовня,
просто болтовня. И чуть только дотронься
до них, как бух-бух-бух-бух, как карточный
домик, вся эта болтовня разваливается.
В Древней Индии не дай бог вот так вот
назваться, что называется не по должности,
тут же придут и спросят. Смысл то в чем?
Смысл в правдивости слова или в том
чтобы истина соответствовала выражению
истины, потому, что если это есть то, что
бы ты не сказал так и будет сделано. Мы
эту тему давно уже обсуждали, скажем, в
таком курсе, как Раджа йога. Вы помните,
еще высказывание Наполеона было, что
надо давать своим солдатам только те
приказания, которые на 100% будут выполнены.
И если вы будете так поступать все время,
то в самый трудный момент, вы будете
отдавать им приказы, заведомо невыполнимые,
и они будут выполняться. Это что
называется, свидетельство со стороны
человека, который меньше всего имел
близкого к Мантра-шастре. Ведь на самом
деле за него-то народ побили, погибло
не мало, друзья, для тех лет тоже был не
ангел.

Существует
только одна причина речения, как и всех
вещей во вселенной, которые оно обозначает,
а также умственного восприятия (пратьяя),
или «движения к» объекту ума. Этой
причиной является высочайшая Дэви
Сарасвати, Матерь Вед и Миров, проявляющаяся
как имя (nāma) и форма (rūpa), которые и есть
вселенная. Таким образом, она является
Шакти, к которой прилагается наименование,
взятое от одного из ее продуктов, –
манифестируемое слово, или речение.

Вадим
Запорожцев:

Богиня Сарасвати – очень уважаемый и
почитаемый женский образ – богиня наук,
богиня речи. Собственно говоря,
подательница именно этой способности
владеть словом и фактически она и творит
всю эту Вселенную, как женская эпостась.
В этом отношении, знаете, как мантра,
обратите внимание друзья, мантра – она
даже в русском языке ближе к женскому
роду. Она проявленная часть мощи Абсолюта.
Так вот, ну, давайте про Шакти мы чуть-чуть
попозже. Там у него будет очень много.

Музыкальный
инструмент (вина), который Сарасвати
держит в своих руках, обозначает все
звуки (шабда), которым она приходится
матерью. Цвет ее одежд – белый; прозрачная
белизна – цвет акаши (ākāśa) и буддхи
(buddhi). Ее имя означает течение, движение
(сараc, saras). В высшем смысле она является
активностью (шакти) неподвижного Шивы,
или Брахмана. И снова, она игра динамических
шакти (энергий) в манифестирующемся
Мире, в пределах и вокруг неподвижного
пространства (эфира), которое проявляется
во время творения с грохочущим звуком
Ham (Хам), а затем покоится как опорная
конструкция, в рамках которой течет и
двигается весь универсум.

Вадим
Запорожцев:

Стоп, стоп, стоп. Давайте пока до научной
точки зрения, потому что эта научная
точка зрения столетней давности. Вообще
ужас. Я вот сейчас ссылаюсь на те или
иные современные достижения науки, а
пройдет, я там не знаю, пара десятков
лет, и буду как динозавр звучать, когда
уже откроют что-нибудь, о чем я даже
понятия не имел. И так, смотрите. В
дальнейшем Вудрофф приводит образ
богини Сарасвати. Вообще говоря, в этом
отношении индуисты очень конкретный
народ. Их мало удовлетворяет идея. Идея
должна всегда воплощаться во что-то
зримое, ощущаемое, осознаваемое. То
есть, чтобы было проявление Высшего. И
это действительно сильная их сторона.
Они считают, что Высшее и в момент
проявления и проявление не различимы,
поэтому столь почитаемые образы.

Допустим,
если мы говорим про Сарасвати, то тут
же сама философия некой Матери всех Вед
обретает зримое женское воплощение в
виде женщины, которая в белые одежды
одета и играет на музыкальном инструменте
вина.
Но надо сказать, что это все, безусловно,
образы, это более поздняя уже придумка.
Но смотрите, какая вещь. Получается, что
этот образ является некой иконой и вам
легче осознать смысл этого момента –
богини, которая творит мир через вот
кучу аналогий, что вот
вина,
она на ней играет, производит звучание.
Каждое звучание производит все объекты.
Но дальше здесь еще вот такая сложность,
которая потом только была более детально
описана, в более поздних текстах.
Смотрите, какая вещь получается, что на
каком-то уровне Абсолют, который творит
Вселенную, его как собственно и нет.
Потом он проявляется, и мы говорим Единый
Абсолют. Почему? Потому что он Абсолют
и его проявления вот они.
А
затем Абсолют проявляется как бы в свою
женскую ипостась – принципа вечного
видоизменения и свою мужскую ипостась
– принципа вечного постоянства
.

И
вот здесь, с этого момента, друзья,
начинается магия семьи, магия супружества.
Отсюда берет начало, знаете, расхожая
поговорка во многих, многих культурах,
что муж и жена это две половинки единого
целого.
Если
вы правильно понимаете потенциал,
заложенный в супружестве, то, как ни
странно ваша обычная семейная жизнь
превращается в очень быструю садхану
или йоговскую практику.

Поэтому вы должны быть верными супругами.
А все восходит именно к этому уровню,
когда единый Абсолют предстал своими
двумя гранями, диаметрально отличающимися.
И в этом смысле, богиня та же Сарасвати
– она выступает как женская ипостась
Абсолюта, а ее супруг, ну, как правило
Шива, но иногда бывают разные боги, в
зависимости от того, какой вы традиции
придерживаетесь. Точнее чаще бывает не
Шива, а чаще бывает Брахма, творец. Хотя,
еще раз, это такая запутанная тема.
Где-то вы можете встретить упоминание,
что Сарасвати – это именно жена Шивы,
где-то – что жена Брахмы, где-то – что
жена Вишну. Особого этому значения не
придавайте. Потому что и под Шивой, и
под Брахмой, и под Вишну, собственно
говоря, подразумевается мужской аспект
Абсолюта, какая разница.

И
вот смотрите, проявленная часть, которая
идет через речение, она больше как бы
женский аспект, а смысл речения – это
больше мужской объект, больше мужская
часть. И отсюда потом рождается мантры
энергии и мантры сознания
.
В одних обязательно важно как звучит.
Для мантр сознания, переводите на любой
язык и все равно, лишь бы осознание
осталось. И фактически,весь этот наш
мир и получается, как нечто статическое,
неподвижное, неуничтожимое. Что у нас
неподвижное, неуничтожимое? В этом
смысле только сознание или смысл. И
другая часть, вечно видоизменяющая –
энергия.
И
поэтому так и важно в мантрах энергии
стараться по мере сил и возможности
произносить мантру так, как она к вам
пришла, но без особой вычурности, в
мантрах сознания наоборот важен смысл
.

Я
просто говорю про вычурность. Вот мне
тут попались какие-то, приехали из Индии,
где-то они были, учились чему-то и вот
они сюда приехали и начали мантры как-то
чирикать так: «Чирик, чирик». Что-то
такое вроде бы пытается воспроизвести
на санскрите, но только к санскриту
вообще никакого отношения не имеет, а
к ведическому еще больше. Это уже какой-то
новый диалект, который там закрепился
в какой-нибудь деревушке индийской, они
его и повторяют. Конечно, вот здесь самая
сложная тема, из-за которой много копий
ломалось, ломается и будет ломаться,
как правильно произносить мантры и в
каких объемах можно коверкать мантру.
Но давайте на эту тему чуть попозже
поговорим.

Вопрос:
Значит ли, что человек, владеющий Мантра
йогой, это человек, познавший Абсолют.

Вадим
Запорожцев:

Смотрите, здесь мантра мантре рознь и
степень вашего совершенства. Вы можете
пробудить мантру очень узкую, и в рамках
этой мантры полностью обладать могуществом
этой мантры. Но шаг влево, шаг вправо
уже все, там не работает. Скажем, вот
сейчас все стремятся, любят больше всего
на свете мантры денег. Представьте, вот
у вас появилась мантра денег и вы ее
пробудили. Денег, понимаете, куры не
клюют, но это вовсе не значит, что вы
приблизились к более высшей составляющей.
Ну,
в конце концов, что такое деньги, друзья?
Это суррогат праны
.
Если у вас есть прана, она всегда обрастет
деньгами, плохо, когда праны нет. А что
такое прана? Это первоимпульс, поэтому
как бы есть мантры, которые… Единый
толчок мантра, она разбилась на множество,
множество, множество. Маленький какой-то
кусочек вы могли познать и более того
поставить под контроль, но это вовсе не
значит, что в других кусочках вы,
во-первых, будете тем же самым обладать,
а уж не говоря о том, что на более высоком
уровне вы вообще никто.

Поэтому
в древних Ведах риши – это те, которые
действительно обладали самым высшим
знанием, знанием чего приобретаешь и
знанием самого высшего могущества, из
которого все остальное уже вытекает. А
в более поздние времена, самые такие
интересные, пользующиеся спросом были
мантры такие, утилитарные, для решения
тех или иных жизненных проблем. И вот
по этой причине, некоторые специалисты,
да и не только специалисты, они с сомнением
смотрят на Артхарву Веду, слишком уж
она заземленная, слушком уж там много
мантр совсем повседневного характера.
Таким образом, разные вещи. Еще есть
вопросы?

С
научной точки зрения эфир не имеет того
несовершенства, которое мы связываем
с материей. Свойством последней является
старение, разложение и изнашивание. Но
само существование эфира остается
неизменным. Именно этот недвижный,
неистощимый и прочный эфир является
вад-жром (vajra), твердым, непоколебимым,
вечным и неистощимым ваджром, статичной
манифестацией статичного Брахмана, в
котором динамический Брахман в виде
Сарасвати течет и передвигается. Первое
является пустотой пространства (шунья,
śūnya), в которой происходят все движения.
Также как в брахманизме акаша перетекает
в концепцию чидакаши, в северном
буддийском монизме эта эфирная шунья
(śūnyata, stong pa nyid) выступает в роли абсолюта,
который за пределами всяческих категорий
(см. «Дэмчог-тантру», опубликованную в
седьмом томе моих «Тантрических текстов
относительно stong pa nyid»).

Вадим
Запорожцев:

Так, достаточно, здесь и так много чего
можно сказать. Еще раз, начнем с научной
точки зрения, в каком году издалась
книжка? Это было что-то там, не помню,
начало 20 века. Итак, друзья, это как раз
время, когда был целый всплеск научных
открытий, в первую очередь в физике.
Действительно, в классической физике
была такая гипотеза о существовании
так называемого эфира, некого такого
знаете пространства, некого такого
неподвижного пространства, а все планеты,
объекты, явления как-то в этом пространстве
себя ведут. Более того, другой пример:
вы берете какой-нибудь прибор, откачиваете
воздух. Воздуха нет, но объем остался.
Что внутри? Пространство мы говорим,
или эфир. Но, кстати сказать, радиоэфир,
телеэфир и т.д., слово берет своими
смысловыми корнями именно в эту эпоху.
Считалось, что действительно по эфиру
как-то там все распространяется.

Но
потом поставили ряд физических
экспериментов и схватились за голову.
Почему? Потому что вся концепция о
неподвижном эфире вдруг рухнула. Он
просто экспериментально не обнаруживался.
И один из самых может быть таких
фундаментальных, таких потрясающих
основы выводов, был получен о том, что
как если бы эфира вообще не было. В
результате, друзья, родилась, во-первых,
теория относительности Эйнштейна или
частная теория относительности, а так
же там дальнейшие размышления. Потом
все-таки такая встряска мозгов, вероятно,
способствовала возникновению квантовой
механики. То есть, поэтому физика на
самом деле делится на классическую
физику и современную физику, составные
части которой – это квантовая механика
и теория относительности, все, что
связано с этим пространством и временем.

Эксперимент
поставили такой, что если есть неподвижный
эфир, представьте, да, то вы светите
фонариком, то у вас, поэтому неподвижному
эфиру свет как-то движется. А если вы
посветили фонариком и бежите в ту же
сторону, в какую посветили, то по
определению скорость света относительно
вас должна быть меньше, как бы вы его
догоняете. Наоборот, если вы посветили
себе назад и убегаете, то скорость должна
быть больше. Вот подобно тому, как вы
идете и на ходу кидаете яблоко вперед,
то, казалось бы, с точки зрения неподвижного
человека в одном случае это одна картина,
а если кидаете яблоко назад в другом
случае. И вдруг, к ужасу ученые обнаружили,
что скорость света не зависит от того,
куда светить, вперед или назад. Скорость
света как была, так и остается 300 тыс.
км/с.

Долго
думали, что ошибка в эксперименте. Долго
вообще не могли понять, в голове не
укладывалось, как такое может быть.
Очень долго над этим размышляли. И сейчас
больше известна фигура Альберта
Эйнштейна, он стал, таким как бы знаете,
символом-знаменем науки. Но вы понимаете,
Эйнштейн не на пустом месте, достаточно
много других было соратников, с кем они
разговаривали, дискутировали, но их
имена меньше известны. Так вот, во-первых,
пришлось отказаться от концепции
неподвижного эфира, а во-вторых, чтобы
объяснить этот не поддающийся объяснению
парадокс, пришлось отказаться от нашего
понятия времени, что время течет везде
одинаково. Только лишь отказавшись от
этого, хоть какой-то результат может
было получить. И вот это в первую очередь
это Эйнштейну приписывают, что такого
понятия как эфир, на который здесь
Вудрофф ссылается, уже по современным
научным воззрениям просто его нет.
Поэтому и все остальные аналогии опять
же подвисают в воздухе.

Вот,
еще раз, говорю, почему мне страшно
иногда приводить примеры из моей научной
биографии или из бизнес биографии.
Пройдет лет 20-30 и ты будешь «дураком»
выглядеть. Поэтому, если мы выбросим
все, что связано с научной точкой зрения,
вот с этими аналогиями, то все остальное
достаточно интересно у Вудроффа.
Вообще,
друзья, я вам рекомендую, вы все, если
вы изучаете йогу, вы должны быть
культурными людьми, вы должны время от
времени почитывать какие-нибудь
научно-популярные книжки, журналы,
программы смотреть, фильмы какие-нибудь,
которые будут фактически расширять ваш
горизонт
.
Вы знаете, сейчас уже не так было, а вот
несколько лет назад я был до того
неприятно удивлен, общаясь с некоторыми,
как говорится, выходцами из Индии, у
которых отсутствовали даже элементарные
знания. Ну, в плане того, что ты пытаешься
найти сверхзнание, а там тебе такое
мракобесье прет. И ты выясняешь, да,
где-то он там учился в своей деревне,
какую-то школу посещал, но это совсем
из другой области.

Если
вы хотите разобраться в высшей теории
йоги, помните, что она не менее интересна
и сложна, чем скажем современная физика,
объясняющая происхождение Вселенной.
Более того, если вы начнете посматривать
эти передачи, почитывать эти книги,
журнал есть такой великолепный
«Scientific
American»,

у нас
он издается под названием «В мире науки»,
достаточно простым, понятным языком
иногда очень сложные концепции обсуждают.
И стоит он относительно не дорого. Сейчас
он стал издаваться, я очень рекомендую,
почитывайте, полистывайте.
Вы
помните, что йога не подменяет собой
науку, хотя бы по той простой причине,
что наука устаревает
.
Прошло 100 лет, да, вот то, что осталось
научным фактом о наличии эфира, а сейчас
эта подвисла концепция в воздухе. Дальше
мы идем.

Но
фактически, с другой стороны, некая
аналогия между понятием некого
пространства – эфира и чем-то неподвижным
или принципом сознания, она очень
заманчивая. Действительно, представьте,
вам надо что-нибудь абстрактное сказать
и вы говорите: «Да весь этот мир изменений.
Вчера там было, смотрите за окном пустое
здание, а сейчас кран башенный построил,
бог знает сколько этажей. Пройдет
какое-то время, и снесут это все, потому
что вот такие небоскребы уже нигде не
строят, а все живут в маленьких домах».
И можно сказать, что этот мир полон
изменений, но что стабильное? И конечно
так и чешется язык сказать, но ведь
пространство, в котором это происходит
стабильное. Ну и тут, друзья, то же очень
тяжелая вещь с пространством. Опять же
из той же современной физики идет, мы
не можем сказать об однородности
пространства, да и потом концепция
вечного видоизменения – она выше, чем
понятие пространства. Собственно говоря,
уровень пространства или сама концепция
пространства считается, возникла после
творения разума. Из этого, кстати сказать,
я всегда повторяю, странный вывод из
древних текстов следует, о возможности
существования разума вне пространства.
Золотая мечта всех фантастов переноситься
на расстояния – телепортация. Разум
переносится, все, никаких ограничений
нет.

Идея
очень заманчивая и ее очень долго
эксплуатировали. В особенности преуспели
в этом в буддизме. Вы помните, что идея
пустоты
шуньяты
– это такая любимая тема для многих
представителей, в том числе и тантрического
буддизма, так знаете философски
поразмышлять о пустоте, о пространстве.
Что есть все пустота, есть пространство
и т.д. Действительно некий такой ряд
аналогии рождается, но вы помните, любая
аналогия всего лишь аналогия и поэтому,
достаточно странно, скажем мне, слышать
некоторых не совсем разобравшихся
последователей тантрического буддизма,
которые мне начинают говорить, что
вообще ничего нет. Есть пространство и
игра пространства, что все из пространства
рождается и в пространство уходит. Вот
еще раз с точки зрения более древней
философии Вед – это детский лепет. Он
хороший для пастухов, объяснить, что
там у них концепция была. Но уже
мало-мальски люди, задающиеся вопросами,
уже перестают состыковываться вся эта
вещь. И это вовсе не значит, что мы не
можем говорить, значит, о первопричинах,
не может проявляться через пространство.
Нет, оно может проявиться.

Вы
помните, в момент проявления нет разницы
между сутью и формой, через которую
проявляется
.
Поэтому все практики того же тантрического
буддизма, которые заточены на познание
пустотности, с явно выраженным акцентом
под пустотность, пустотность пространства,
они работают. Они работают до сих пор в
Тибете, совершенно чудесные там
светопредставления время от времени
кто-нибудь устраивает. Там всякие гало
(оптическое явление в атмосфере в виде
светлого или радужного кольца вокруг
солнца или луны), радуги и вот всякая
такая знаковая символика успешности
прохождения практики, каждодневная
рутина, если можно так позволить. Но,
друзья, это всего лишь знаки, суть куда
как сложнее.

Поэтому
среди в том числе и буддистов есть
безусловно люди, это самого высокого
уровня ламы и самого высокого уровня
их последователи, которые понимают, что
любая аналогия это всего лишь толчок
разуму. Но, к сожалению, на одного такого
понимающего я встречал сотни, если не
тысячи, абсолютных, как вам сказать, в
этом отношении людей, повторяющих чужие
слова, не понимая, что они говорят. У них
нет понятия Высшего Я, у них нет понятия
первопричины творения, у них в лучшем
случае таковость бытия, но это уже не
плохо. А о том, что этот первоимпульс,
там мало, что сказано, поэтому, к сожалению,
я наблюдаю такую тенденцию или к радости,
люди, прошедшие аксиоматику у нас в
МОЙУ прекрасно разбираются в тантрическом
буддизме и в буддизме вообще. И наоборот,
люди не знающие аксиоматику даже не
разбираются в том, что у них там есть. И
это печально, все-таки наследие
тантрического буддизма – это величайший
пласт культуры.

И
вот Вудрофф здесь сослался, в частности,
на тибетские тантры. Надо сказать, что
он достаточно плотно интересовался
Тибетом, тибетскими тантрами. Известно,
что он общался по самому широкому кругу
вопросов, там они как-то взаимодействовали
с Эвансом Вентцом. Это человек, который
впервые, можно сказать, для западного
человека перевел так называемую Тибетскую
книгу мертвых, Шесть йог Наропы, Книгу
о Миларепе. И вообще оставил очень
большой вклад в изучение Тибета, в
изучении Тантрического буддизма. Еще
раз запомните это имя – Эванс Вентц.
Некоторые даже его считают Вудроффом
от Тибета, то есть, как Вудрофф впервые
глаза раскрыл западному человеку на
все то многообразие Индии, индийского
наследия, так и Эванс Вентц дал импульс
такого интереса к тибетским текстам,
который до сих пор длится. И собственно
даже тому фактору, что так популярен
стал буддизм на Западе, точнее ламоизм,
как он назывался, Тантрический буддизм,
мы обязаны во многом Эвансу Вентцу.
Давайте дальше, с места, где мы остановились.

Сарасвати,
динамический Брахман, вместе со своим
«супругом», статичным Брахманом в виде
Брахмы, опираются на Хамса (Ha
sa),
которая не является материальной
«птицей», но естественным наименованием
жизненной функции, проявляющейся как
выдох (хам, ha
)
и вдох (сах, sa
)
дыхания (прана-биджа, pra
a-bīja)
во всех дышащих созданиях (прани, prā
ī).
Опять же, она является божественной в
аспекте мудрости и учености, поскольку
она – Матерь Вед, то есть всех знаний,
касающихся Брахмана и вселенной. Она
-Речь, из которой они рождаются, и она
существует в том, что порождается ее
великим лоном (махайони). Стало быть, не
напрасно человек преклоняется Вак, или
Сарасвати как высшей Силе

Вадим
Запорожцев:

Значит, друзья, вот здесь смотрите,
Вудрофф сослался на другую очень
известную мантру. Она звучит как ХАМСАХ,
а иногда либо как ХАМСА, а иногда либо
как ХАМСА
Х
с
предыханием, а иногда в обратной
последовательности СОХАМ. Вы встретите
во многих йоговских текстах, часто она
встречается.
В
то же самое время ХАМСА – это как бы
название лебедя, символа высочайшей
души, вот такой высочайший как бы Учитель
.
Рамакришна имел титул парамахамса, то
есть высший хамса. И почему хамса, почему
лебедь? Дело в том, что есть вид птиц, я
забыл, как они там называются по-научному,
которые отличаются одной очень
удивительной способностью: они способны
летать на высотах, совершенно потрясающих
воображение, удивительно как они там
вообще летают, высоко поднимаются. Здесь
такая же аналогия, человека, который в
своем духовном прозрении поднялся на
высочайшие высоты.

Но
вернемся мы к мантре ХАМСА. И выдох ХАМ
со вдохом СА. Действительно, если
прислушаться к своему дыханию, то
известная аналогия со звуками есть, с
начала вдыхаем, потом выдыхаем. Символика
того, что баланс крайностей, баланс
противоположностей и в то же самое время
некая Биджа мантры праны, получающие
праны, которую получают люди через
дыхание для дышащих существ. Но интересно
здесь в дальнейшем. Подобно тому, чтобы
родился ребенок, нужны мама и папа или
так уж совсем, если с физиологической
точки зрения, папа должен поместить
свое семя в йони мамы или в женский
детородный орган. И только после этого
рождается новый человек.
Вот
подобно этому и мир творится от соединения
семени сознания с оболочкой энергии
.
И только лишь когда они вместе, есть
творчество, есть творение. В дальнейшем
мы коснемся магии мантр, но давайте чуть
попозже. Вопросы есть? Да, прошу.

Вопрос:
Вот по мантре, которая есть СО ХАМ, как
ее практически можно использовать в
связке с пранаямой и можно ли вообще?

Вадим
Запарожцев:

Да, смотрите. Есть очень хорошее упражнение
из пранаямы йоги, когда вы принимаете
устойчивую позу или асану, скажем,
что-нибудь вроде того, как я сейчас
сижу: под себя ножки поджав, главное
чтобы спина, шея, голова были выпрямлены
вдоль прямой линии, чтоб ничего не
мешало. И вы начинаете свое сознание,
внимание направлять на звук, который
вы производите при дыхании, то есть вы
прислушиваетесь вот к этому звучанию
вдоха и выдоха. При этом подсчитывая
количество раз. Совершенно замечательнейшее
упражнение для тех из вас, кто никогда
не занимался пранаяма йогой и хочет
сделать хотя бы первые шаги.

Уединитесь,
где бы вам никто не мешал, комары не
кусали, никто не кричал, и просто спокойно
сидите, прислушиваясь к этому звучанию
и подсчитывая количество раз, сколько
вы услышали это звучание. Начните,
скажем, с десяти раз и постепенно можете
довести это количество до какого-то
объема, но приемлемого по времени.

Наблюдается
совершенно парадоксальный эффект:


во-первых, у вас возникает, знаете,
соответствие имени и формы, то есть сути
и проявления. С одной стороны, вы слышите
звук вдыхания-выдыхания, с другой стороны
он у вас начинает ассоциироваться с
дыхательными движениями,


а если вы все правильно сделали, то вы
будете чувствовать некие жизненные
силы после такого упражнения и интуитивно
выйдите на ощущение праны. Родится такая
связь, связка.

Вопрос:
Это как Свара йога?

Вадим
Запарожцев:

Нет, Свара йога несколько другой раздел.
Свара йога это как раз, когда вы оцениваете,
в первую очередь, через какую ноздрю у
вас идет дыхание. К сожалению, друзья,
я прочитал семинар по Свара йоге, очень
редкой йоге, а его запись потеряли,
по-нашему, знаете, по-русски. Знаете два
шарика, один сломал, другой потерял под
колпаком. К сожалению, я не могу сослаться
на эту йогу потому, что когда у меня
очередь дойдет повторять, то, что я уже
читал, я не знаю. Так вот, в Свара йоге,
там несколько другой акцент. Здесь
просто акцент на слышанье и спокойное
дыхание. Свара йога начинается на
следующем этапе, то есть более продвинутый
уровень, когда вы уже с этим более – менее
совладали.

Вопрос:
А что это за материя, которую нарекают?
Что за материя, которой имя дают? Вы
говорите, что-то познаешь, что-то нарекаешь
и этому даешь имя? Что это?

Вадим
Запорожцев:

Нет. Еще раз, друзья, вот в этом-то и магия
и заключается, что нарекая – творишь.
Не было ничего, пратьяя, о том, что
помыслил. Не понятно. Не переживайте, я
больше чем уверен, что большей части
прогрессивного человечества это то же
не понятно.


Благодарность всем тем,кто работал над материалом:
Печать
текста:
Светлана
Королева, Светлана Ткаченко
.

Редакция
текста:
Алеся
Меницкая
.

Адрес
Школы Йоги:

г. Москва, Россия, метро Новослободская,
ул. Долгоруковская, дом 29, тел. 251-21-08,
251-33-67, Культурный Центр «Просветление».
Сайт:
www.openyoga.ru

Аудио,
видео и текст лекции принадлежат:

Открытому Йога Университету в городе
Москве (Школа йоги традиции Анандасвами).
Вы имеете полное право копировать,
тиражировать и распространять материалы
этого сайта, желательно делайте ссылку
на наш сайт

www.openyoga.ru.

Шаблон опубликовал(а)-Карина Халтурина
Текст напечатали(а)-временно отсутствуют
Текст отредактировал(а)-временно отсутствуют
Текст опубликовал(а)-временно отсутствуют
Краткое описание составил(а)-Аня Смирнова
Рисунки и фото создал(а)-временно отсутствуют
Английский перевод выполнил(а)-временно отсутствуют 

Можно ли копировать. Права: Лицензия Creative Commons. Вы можете
копировать, тиражировать и распространять эту лекцию, желательно делайте
ссылку на наш сайт www.openyoga.ru


Добавить комментарий