2013_02_16 Вопросы и ответы. Вадим Запорожцев

2013_02_16 Вопросы и ответы. Вадим Запорожцев

Вы  помните, что йога, это в первую очередь жизньЙога, это в первую очередь, детиЙога, это в первую очередь, семья любящая. Любящая семья, это всегда очень тяжело. Любящая семья, это всегда система компромисса, где-то смирение, где-то терпение, и т.д., и т.п. Для этого нужен какой-то ресурс сил. Йога дает этот ресурс.

Т.е. к сожалению такая тенденция идет, будто дети мешают йоге, это не правильно. Поэтому в Открытом Йога Университете я бы хотел, чтобы всё вращалось вокруг детей, чтобы заходя сюда на лекцию, я видел здесь много детей, чтобы каждый из них подходил, меня за нос хватал, за волосы дергал, чтобы здесь была куча-куча игрушек. Вообще говоря, мне видится большой-большой йога-центр, как большая детская площадка. В центре зала для занятия взрослых, а вокруг всякие качели, карусели.

Я напомню Вам, что эта тема такая логичная. В йоге считается, что всё, что вы не успели сделать в этой жизни, вы будете вынуждены продолжать в следующей. Поэтому, если вы заботитесь о своих детях, то придет время, и вы сами точно так же родитесь в своих же семьях как маленькие дети. И если в ваших семьях есть культура заботы о детях – не просто нарожать, а дать образование, дать ласку и прочее, то вы продолжите свой йоговский путь легко и без препятствий с того момента, с которого прекратили в предыдущей жизни.
 

Название лекции :

Вопросы и ответы. Вадим Запорожцев

photo vadimАвтор: Вадим Запорожцев
Дата:
2013.02.16.

Где:
Международный Открытый  Йога Университет

Краткое описание :

Скачать Текст, Аудио, Видео Варианты здесь: www.openyoga.ru



Слушать Аудио:     
Смотреть Видео:   Ссылка на видео

Читать Текст: 

Итак, друзья, у нас сегодня 16 февраля 2013 года, меня зовут Вадим Запорожцев, я преподаю йогу. Это у нас лекция Международного Открытого Йога Университета.

Вся архивная информация на сайтах openyouga.ru, yougacenter.ru, happyoga.narod.ru.

Исследуем мы на наших лекциях различные вопросы, связанные с йогой, до этого мы проходили Бхагават Гиту, но сегодня мы пропустим лекцию, так как после прошедшего семинара не все оправились. Рассмотрим несколько другие темы. В частности, если у кого-то есть какие-то животрепещущие мысли и вопросы по йоге, пожалуйста, сейчас их продумайте и озвучьте. Я постараюсь ответить на все ваши вопросы.

Но прежде чем вы думаете и думают те, кто смотрят нас через интернет, я хочу напомнить вам самые основные положения йоги. Вы  помните, что йога, это в первую очередь жизнь. Йога, это в первую очередь, дети. Йога, это в первую очередь, семья любящая. Любящая семья, это всегда очень тяжело. Любящая семья, это всегда система компромисса, где-то смирение, где-то терпение, и т.д., и т.п. Для этого нужен какой-то ресурс сил. Йога дает этот ресурс.

Т.е. к сожалению такая тенденция идет, будто дети мешают йоге, это не правильно. Поэтому в Открытом Йога Университете я бы хотел, чтобы всё вращалось вокруг детей, чтобы заходя сюда на лекцию, я видел здесь много детей, чтобы каждый из них подходил, меня за нос хватал, за волосы дергал, чтобы здесь была куча-куча игрушек. Вообще говоря, мне видится большой-большой йога-центр, как большая детская площадка. В центре зала для занятия взрослых, а вокруг всякие качели, карусели.

Я напомню Вам, что эта тема такая логичная. В йоге считается, что всё, что вы не успели сделать в этой жизни, вы будете вынуждены продолжать в следующей. Поэтому, если вы заботитесь о своих детях, то придет время, и вы сами точно так же родитесь в своих же семьях как маленькие дети. И если в ваших семьях есть культура заботы о детях – не просто нарожать, а дать образование, дать ласку и прочее, то вы продолжите свой йоговский путь легко и без препятствий с того момента, с которого прекратили в предыдущей жизни.

Так что грамотное отношение к детям, это технология пути в йоге также. Я напомню вам, я постоянно это повторяю вам, что те семьи, те люди, которые вот так заботились о своем потомстве, они стали очень быстро духовно эволюционировать, причем не только духовно, но и ментально. И изначально из таких людей возникли, в частности, в Индии касты брахманов, т.е. людей, которые обладали высшим знанием. По сути, знание йоги до нас и дошло через те группы людей, относящихся к касте брахманов. Поэтому всех вас, в качестве шутки, я призываю стать брахманом: заботиться о детях, о семье и параллельно этому заниматься саморазвитием, самопознанием. Тогда это сбалансированная система.

Если же вы сделаете упор на свою личную практику, в ущерб семье и детям, то вы рискуете тем, что можете ничего не достигнуть в этой жизни, а в следующей жизни вам придется родиться в не очень благоприятных условиях. Потому что, согласно закону кармы, вы родитесь только там и среди тех людей, которых кармически заслуживаете. Поэтому вклад в детей – это ваш же собственный вклад в самих себя, но только в будущих жизнях. Это для тех, кто уж совсем махровый эгоист.

Иногда ко мне такие приходят от йоги и говорят: зачем нам тратить силы, ресурсы на детей, мы лучше лишние 2 часа помедитируем, у нас нет проблем, мы ни за что не отвечаем, нам никто не должен, мы захотели – поехали туда, захотели – приехали сюда.

И когда уже доводы какие-то общечеловеческие не доходят, я упираю на доводы разума. Ну, вот вы признаете, что с завершением этой вашей жизни, начинается процесс, когда вы умираете, затем вновь рождаетесь? Как правило, все признают. Тогда следующее логическое построение. Ну, раз признаете, вы понимаете, что вам всем придется родиться? Обычно при этом контраргумент совершенно убийственный я слышу. Они мне начинают заявлять, что, якобы, они прошли все йоги умирания, и даже если они в этой жизни чего-то не достигли, то они посредством смерти достигнут каких-то высших состояний в йоги, что, мол, больше рождаться не потребуется. Но я опять же взываю к разуму: а вы уверены, что вы воспользуетесь этими методами, ведь в момент смерти все гораздо тяжелее делать, чем при жизни. Если вы при жизни ничего не достигли, то уж надеяться на то, что в момент смерти вы достигнете чего-то, еще меньше приходится. И вот так постепенно-постепенно, я чисто логическим путем подвожу к идеологии, что вкладывание сил, средств, времени в своих детей, это по сути дела, вкладывание их же самих в самих себя. Знаете, на некоторых действует. Вот ничего не действует: ни какие-то там догмы религиозного характера, ни какие-то воззвания от широты души, а вот такой холодный математический расчет, как ни странно, иногда даже лучше доходит.

Поэтому я всё-таки надеюсь, что мы не будем такими совсем скрягами, а будем всё-таки относится к жизни, как к чему-то сверх ценному, а не как к обеспечиванию себе следующего рождения. В связи с этим все остальные моменты в йоге должны вертеться вокруг этого. Хотим мы того или не хотим. Еще раз. Или мы хотим стать брахманами – дважды рожденными, как их называют в Индии. А это, в первую очередь люди, которые заботятся о своём потомстве. Либо мы желаем стать чернью, мы желаем стать, как бы сказали после революции, деклассированными элементами, не понятно, кто мы такие.

Чудесненько, я надеюсь, за это время у вас созрели хоть какие-то вопросы, на которые надо будет ответить. Заочники, которые слушают нас через интернет-трансляцию, также задаем вопросы.

Итак, слушаю.

Вопросов нет, всё стало понятно, все просветлились. У заочников есть на связи что-нибудь? Тоже молчат. Я загипнотизировал всех своей долгой-долгой речью.

Хорошо.

Если вы молчите, тогда давайте какую-нибудь тему обсудим. Какая бы тема в йоге вас интересовала? Мы можем ее развить. У нас сегодня как раз на это есть и время, и возможности.

Из зала: Тема йогов и йогинь современных.

Вадим Запорожцев: Современных. Отчасти я уже коснулся этого вопроса. Т.е. образ жизни следующий: первое – становиться самодостаточным человеком, становиться сильным и свободным человеком. Второе, отдавать все долги предкам, отдавать все долги предыдущим поколениям, для этого искать единомышленников, практиковать вместе с ними духовные знания, скажем, йоги, но только очень красиво практиковать, не превращать это всё в такие маргинальные проявления.

Вот сколько я знаю тусовок йогов, это либо медузообразные образования, где, ну, вот оно что-то такое непонятное. Либо наоборот, организации типа какой-нибудь секции, где все стройным рядом дышат или смотрят друг другу в затылок и идут в просветление. И то, и другое – бред. И то, и другое – нежизнеспособно.

Надо выработать такой образ жизни, чтобы у тебя была какая-то твоя личная свобода, как говорят на западе. Но с другой стороны, у тебя была бы площадка, где бы ты мог общаться с себе подобными. Сделать такую сбалансированную систему: хочешь побыть один – будь один, хочешь пообщаться с друзьями – пожалуйста, общайся. Это тяжело сделать, потому что современная цивилизация загоняет нас по норкам. В особенности, эта звериная конкуренция, которая сейчас начинает всё больше и больше проникать к нам, она заставляет людей замыкаться, чтобы больше зарабатывать денег, чтобы какое-то состояние и положение в обществе иметь.

Очень обидная вещь то, что у высокопоставленных людей или богатых людей нет близких друзей, потому что все подозревают друг друга. Так вот не хотелось бы мне, чтобы это было в вашей жизни, как и в моей – тоже. Поэтому здесь нужна грамотная площадка общения на каких-то принципах здравого смысла, открытости, совместного сотрудничества, чтобы свобода вместе была больше, чем свобода по-отдельности. С другой стороны, в любой момент вы могли бы уединиться, и никто бы не навязывал вам никаких идеологий, никаких философий. Вы помните, что в этом смысле, йога – это система рекомендаций, а не система жестких сектантских предписаний.

Так вот, найти единомышленников, среди единомышленников находить себе мужей, жен, рожать детей и воспитывать их совместно. Потому что если ваш ребенок попадет в общество, даже детей, которые из других сообществ, то невольно ваш ребенок понахватается много всего того, чего не надо. Я обычно люблю вспоминать, у меня такой каламбур на этот счет есть, что у меня детство прошло так, что я матом научился ругаться в совершенстве. Ну, и много мне это помогло? Лучше б мои родители меня в английскую школу отдали, лучше б я в совершенстве научился по-английски говорить. Чтобы здесь та же самая ситуация не получилась, этакий эффект подворотни – он никому не нужен. Надо сделать всё от себя зависящее, чтобы этого не было. Я вижу только лишь в этом вектор. Закапсулируетесь – даже при больших деньгах проиграете, при большой власти – проиграете. Будете открыты – выиграете. Но опять же, эта открытость не должна быть, как помните, при социализме было: всё кругом колхозное, всё кругом моё. Вот это если в 2-х словах про образ жизни современных йогов и йогинь, как я его понимаю.

Из зала: Дмитрий Суров спрашивает, можно ли выйти из череды рождения и смертей, не проходя через просветление, например, раздав все долги?

Вадим Запорожцев: Это мне, знаете, извините, Дмитрий, напоминает такой анекдот, можно ли закончить МГУ, не приходя в сознание? Я не знаю, как насчет МГУ, но я знаю несколько учебных заведений современных филиалов, где можно. Главное, плати вовремя.

Давайте поразмышляем насчет логики всего происходящего. Собственно говоря, рождения и смерти – это ведь не является чем-то отрицательным. Смерть, друзья, если на нее посмотреть с объективной стороны, это величайший шанс, это, скорее, наш друг, чем враг. Напомню вам, что согласно концепции и теории тантра йоги, смерть это то, что вы придумали когда-то сами. Почему? Потому что при вашем уровне неведения, ваша свобода при наличии фактора смерти больше, чем при отсутствии.

Т.е. грубо говоря, смерть выгодна нам же самим. И на Востоке под смертью понимается освобождение, когда уже тело стало дряхлым, когда ты уже начинаешь мучиться, то смерть позволяет тебе избавиться от страданий, начать всё с нуля. Поэтому круговорот рождений и смерти – это не какой-то закон природы, а это, фактически, наша придумка. Из всего этого следует, что на каком-то очередном уровне развития точно так же, как мы когда-то волеизъявили наличие смерти в нашей вселенной, мы можем волеизъявить и ее исчезновение. Что при творении Вселенной самого понятия смерти не было. Это более поздняя придумка, друзья.

Так вот, если мы хотим избежать круговорота рождения и смертей, как там было сказано, без достижения просветления. Т.е. мы не хотим просветления, но хотим избежать круговорота рождения и смерти. Во-первых, надо, конечно же, поинтересоваться, что подразумевается под «просветлением» – могу ли я поставить знак равенства между словами просветление и, скажем, конечное освобождение, или просто освобождение от обусловленности? Или, допустим, под словом просветление и обретения высшего знания, смысла Вселенной. Здесь, конечно же, я так в лоб ответить не могу, пока не пойму, что имеется в виду под просветлением. Но из общей логики следует такая вещь. Вспомним основные моменты из аксиоматики йоги о том, как была создана наша Вселенная.

Итак, согласно этому положению, единый Абсолют, фактически, создал нас с вами по своему образу и подобию при помощи майи, такого оператора или иными словами, возникла первая вибрация, первомантра, которая породила, заставила единого Абсолюта предстать в множественной форме и разница между каждым из  нас и Абсолютом только лишь в том, что на него майя не действует, а на каждого из нас – действует. Каким образом майя действует на нас? В первую очередь, майя обеспечивает фактор нашей личной свободы. Мы свободны от всего и всех. Мы свободны друг от друга и от Абсолюта. Для того, чтобы всех таких свободных собрать в одном месте, надо придумать очень хитрый механизм компенсационный, чтобы эта свобода не привела к противоречию. С помощью майи всё это изящно решается.

Вообще, надо сказать, что Абсолют – гениальный творец. Трудно сделать вещь трудную, но насколько вероятно трудно сделать вещь невозможную, какая есть майя. И так получилось, что каждый из нас находится под действием майи и находится в изначальном неведении, так как любое предустановленное знание, оно бы ограничивало нашу свободу. А вот у Абсолюта, во-первых, есть все знания, т.е. у него нет изначального неведения: он знает всё и о всех. Во-вторых, на него майя не действует. И вот, получается, что в этом разница. А дальше начинается, фактически, наша жизнь после сотворения. Какое-то время мы были в этом неведении, но с другой стороны, наше могущество никто не отменял. Созданы-то мы по образу и подобию Абсолюта.

В зале плач ребенка

Вадим Запорожцев: вот не могу! Есть дети – значит, есть жизнь. Есть жизнь – есть йога. Это аксиома. Мама, ну возьми же на ручки!

Так вот получилось, что в дальнейшем мы волеизъявили создание смерти, после чего начался круговорот рождения и смертей. Продолжатся он будет столько, сколько это будет выгодно для нашей свободы, потому что даже если вам сейчас дать бессмертие, вы же на 2-ой миллион лет взвоете, опять потребуете – верните нам смерть обратно! Забрали самое ценное, что у нас было!

Вот представьте, вы уже старые, все ваши мечты сбылись, вы уже дряхлые, все ваши люди, с которыми вы учились, женились, они либо поумирали, а если они бессмертны, то они вам стали скучны до безобразия, и избавиться от них никак. Тут ведь, как посмотреть. Помните поговорку: «Не проси долгой жизни, проси легкой смерти».

Так вот, ситуация заключается в том, что рано или поздно, когда уровень вашего неведения сократится настолько, что для вашей свободы не будет фактор смерти определяющим, вы сможете от него избавиться. Поэтому, если в этом смысле слова отвечать на заданный вопрос, если подразумевать под просветлением преодоление изначального неведения, то такая конструкция невозможна. Если же что-то другое подразумевать, то там, вероятно, есть варианты, над ними нужно поразмышлять.

Так, вопросы еще есть? Или тема для обсуждения, друзья.

Ни у кого никакой? Или давайте диспут какой-нибудь устроим.

Вопрос из зала: Можно ли сказать, что верно утверждение, что самадхи с объектом – это познание своего Я. А самадхи без объекта – познание Абсолюта?

Вадим Запорожцев: Вот такой вопрос выносится на всеобщее обсуждение, а то тут у нас здесь монолог, давайте будет диалог. Итак, самадхи с объектом, такое утверждение, что это познание своего Я, а самадхи без объекта – познание Абсолюта. Кто согласен – не согласен? Мне нужен жаркий спор, чтобы вас всех в адреналин ввести, тогда, быть может, всё лучше запомнится.

Ответ из зала (Андрей Куликов): На самом деле, моё мнение, я понимаю, что это всё игра слов, тем не менее.

Вадим Запорожцев: хорошее начало…

Андрей Куликов: когда мы попадаем в самадхи с объектом, то мы в данном случае не познаем своё Я, мы познаём чистое проявление своего Я. Истинное своё проявления. А вот в состоянии без объекта, познаем и своё Я, и Абсолюта.

Вадим Запорожцев: Ага! Вот такая точка зрения прозвучала. Кто опровергнет? Или все согласны? Ну да, собственно говоря, какая вещь, когда мы говорим слово объект или явление, можно расширить категорию: объект или явление, подразумевается, что мы можем какие-то прилагательные говорить, или какие-то описания. В то же самое время мы помним, что наше высшее Я – вещь по истине фантастическая и тождественная Абсолюту, поэтому строго говоря, объекта-то нет в нашем понятии. Поэтому самадхи с объектом не может быть в этом смысле самадхи на наше Высшее Я. Но тут возникает другой сложный вопрос. Хорошо, если самадхи без объекта – это познание нашего высшего Я и познание Абсолюта, то как же они эти самадхи потом различаются? И одно без объекта, и другое без объекта, но в одном случае – наше высшее Я, а в другом случае – Абсолют. Это сложный вопрос, да? Или готов у нас интеллект, способный разрешить этот вопрос? Нет желающих обессмертить своё имя в стенах Открытого Йога Университета? Есть! Сейчас он нам скажет.

Ответ из зала (Игорь Терновский, группа Астра): Если мы будем более подробно разбирать, что такое самадхи, думаю, мы придем к выводу, что самадхи – есть постижение высшей реальности. В состояние самадхи мы не разделяем своё Высшее Я от Абсолюта, я так полагаю, что эти понятия они становятся едины, но мы понимаем, что наше Высшее Я – это частичка Абсолюта и мы неразделимы.

Вадим Запорожцев: весьма отменно! Смотрите, друзья, в самом слове «йога». Значение слова йога, ведь очень много есть разных интерпретаций, в том числе и такая, когда сливается ваше Высшее Я с Абсолютом. По-разному иногда всё это сливается: субъекты с объектом и т.д. Грубо говоря, на самом деле преодолевается тот первоимпульс возникновения всей Вселенной, поэтому переживая вкус своего Я, вы переживаете вкус состояния Абсолюта, они тождественны.

Так, чудесненько. Есть ли еще вопросы у кого-нибудь или темы для размышлений? Может быть, у заочников? У нас высвободилось время. Что же вы не готовите вопросы?

Вопрос из зала (Татьяна Красивская, группа Готра): Вы периодически говорите, что люди волеизъявили одно, волеизъявили другое. А как можно сделать так, чтобы правильно волеизъявить, чтобы не было смерти. Есть такие технологии?

Вадим Запорожцев: Да! Да! Есть такая технология! Йога называется. Вообще, с формальной точки зрения йога претендует ни больше и ни меньше, чем на то, что рано или поздно, вы достигнете состояния бессмертия или освобождения, но не в таком пошлом, примитивном смысле слова, что ваша старая тушка законсервировалась, забальзамировалась, а в другом. Чтобы вы могли, во-первых, усилием воли создавать себе тела, или множество тел – чуть попозже, но забегая вперед, подобно тому, как во сне вы творите миры, подобно этому к вам приходит способность творить объекты и явления, и свои тела. Но немножко не об этом речь. И подразумевается, что рано или поздно, степень вашего могущества будет расширяться до тех пор, пока вам инструмент смерти не понадобится. Еще раз, смерть в этом смысле – великое освобождение, а не проклятие. Мы просто из-за неведения так считаем. Но если бы мы увидели, что бы было, если бы смерти не было, мы бы ужаснулись еще сильнее.  В таком ключе я бы ответил. Вас удовлетворил этот ответ или нет? Если нет, то честно говорите.

Вопрос из зала (Татьяна Красивская, группа Готра): На самом деле, в продолжение. Например, это должно быть сразу большое количество людей, которые должны волеизъявить эту мысль? Грубо говоря, это должна быть такая глобальная общечеловеческая медитация? Насколько быстро это вообще может произойти? Или это должно быть постепенно, из жизни в жизнь и только для одного какого-то конкретного человека? Вот он волеизъявит.

Вадим Запорожцев: Выходите сюда, представьтесь. Вы очень хороший вопрос задали. Я хочу обессмертить ваше имя. И еще раз вопрос.

Татьяна Красивская, группа Готра: Каким образом нужно людям действовать, чтобы можно было решить какие-то глобальные вопросы, это должна быть какая-то большая человеческая медитация, либо это возможно реализовать только для одного конкретного человека, если он будет двигаться? Т.е. если есть какая-то цель, которую все хотят достичь, например, то же бессмертие, вечная молодость. Могут ли они соединившись вместе, проведя групповую такую глобальную медитацию, реализовать это в рамках какой-либо жизни или это возможно только для конкретного человека? Кто сможет достичь, кто-то нет, в течение одной или нескольких жизней.

Вадим Запорожцев: Вот смотрите, какая вещь получается….  Из истории нам известно, что йогу можно поделить, условно, на классические и быстрые  методы.  Но под классическими методами я понимаю не классическую йогу,  потому что классической йогой считается йога Сутра Патанджали и т. д. – все, что упирается на Веды, а в плане методов классических. Это, действительно, может быть метод для человека, который один практикует. И может практиковать из жизни в жизнь, и рано или поздно достигнет каких-то высот. Если он двигается из жизни в жизнь, вероятно, предположить, что когда-то, какая-то из его жизней – станет последней. В том плане, что больше не станет смерти но, сколько на это времени, усилий, затрат, жизней уйдет у каждого индивидуально. Согласно его устремлению и другим вещам.

Но из йоги известно о наличии быстрых методов в йоге. Это методы, которые, резко ускоряют все процессы и  лимита времени в быстрых методах нет. Это может быть одна жизнь, а может быть много жизней.

То есть, с какой скоростью будешь двигаться, с той и получишь результат. В то же время, быстрые методы характеризуются таким правилом: «цель и средство достижения цели совпадают». Это очень хитрый момент, объясняющий  их действие. Или по-другому, как выворачивать свое неведение во всезнание. Берешь неведение и выворачиваешь его наизнанку, и получается всезнание. Вот быстрый метод. То есть не преодолеваешь неведение шаг за шагом, а как бы сразу, раз и все.

Насколько мы можем судить по тем трактатам школ йоги,  в которых сохранились быстрые методы йоги, там везде присутствует фактор единомышленников, друзей на пути. Иногда это называется санкскритским словом «сандха» – это те люди, которые думают так же, стремятся, занимаются тем же чем вы, то есть сообщество. Считается, что если вы практикуете йогу вместе с сообществом единомышленников, то это будет достаточно серьезной возможностью, чтобы, в том числе  практиковать и быстрые методы йоги. Конечно, когда вы с единомышленниками делаете те или иные упражнения то, так сделана наша природа, что мы друг у друга, как ключами открываем сверхспособности, заложенные в каждом из нас. Нам очень тяжело самим себя пробудить для того или иного знания. Но человек извне может это сделать достаточно быстро.

Теперь другой вопрос: А были ли прецеденты, что именно так большая группа людей поступала и достигала каких-то высот? – Да, друзья, было! Более того, последнее упоминание дошло по ветке тантрического буддизма (йога в тибетском  варианте). В некоторых книгах давалось описание страны, где люди стали заниматься совместно, все достигли высшего  состояния и все ушли из этого мира. Как сказано: «Город опустел, потому  что все достигли высшего состояния просветления».

Подобно тому, что вы перестаете быть  муравьем и вам не интересно быть в муравейнике. В этом отношении наша Земля, это временное пристанище и после определенной ступени эволюции  нам здесь скучно. Мы, конечно, можем остаться, если захотим, но только скучно. Поэтому все учителя и учительницы уходят, но это отдельная тема… Есть такое описание, что есть такая страна полностью исчезла.

Есть такое описание у Падмасабхавы, страна Дакинь, откуда он пришел. Какие-то очень смутные легенды до нас доходят… Даже после развала Советского Союза была популярна тема такой страны,  как  Шамбала. Где-то высоко в горах, не в нашем районе….. Якобы, существует место, где живут Махатмы, высокодуховные учителя и учительницы человечества. Складывается впечатление, что это группа существ совместными усилиями достигших каких-то фантастических целей.

Так что – Да!

Какой мы делаем вывод?

Слушатель: Ищем сандху!

Вадим Запорожцев: Прозвучало мнение – ищем сандху.  Нет, не найдете… Создаем сандху, не ищем , а создаем! Почувствуйте разницу.

Анна Кирсанова: Можно ли все-таки в этой жизни создавать новые отпечатки на поверхности буддхи или можно работать только со старыми?

Вадим Запорожцев: Этот процесс  бесконечен, а как же иначе? Любой опыт, который вы получаете это, как штамп, который  соответствующий след оставляет и именно он в дальнейшем переходит именно в  то, что мы какие-то решения принимаем под влиянием опыта полученного от старых каких-то состояний.

Ольга  Калиничева: Как определить свою оптимальную скорость  духовного развития путем йоги?

Вадим Запорожцев: Вопрос жизненный, я бы сказал. Не слишком ли медленно мы идем? Или: Не слишком ли быстро? У кого какие мнения на этот счет? Это такая дискуссионная тема…

Слушатель:  Мне кажется, здесь прислушивание к своему внутреннему голосу – единственный  критерий. Потому что кто-то слышит свое высшее Я, хотя бы урывками. Именно оно подскажет, куда идти, быстрее, медленнее, может быть в сторону шаг сделать…

Вадим Запорожцев: Сухой остаток. Прислушиваемся к чему?….

Слушатель: К внутренним ощущениям.

Вадим Запорожцев: А вдруг это галлюцинация?

Слушатель: Ну, я думаю здесь зависит от того, на сколько человек осознан…

Вадим Запорожцев: Что значит «осознан»? Это конкретный вопрос.

Слушатель:  Очень сложно объяснить, в плане того, чтобы слышать свое внутреннее Я, внутренние свои ощущения, внутренний голос, интуицию можно по-разному назвать. Потому что никто со стороны не скажет, быстро или медленно мы идем, только ты внутри можешь понять.

Вадим Запорожцев: А как же великие учителя? Вот подходит учитель и говорит: «Сын мой, медленно идешь!». И пинка мне, чтобы побыстрее… Или наоборот: «Сын мой, ты так побежал, так побежал… Присядь, отдохни, расслабься!»

Мне обычно говорят: «Ну что ты так напрягаешься, нервничаешь, расслабься – само все сделается…». А расслабишься, такой подзатыльник потом получаешь, что в два раза быстрее приходится бежать…

Слушатель: Вопрос учителя. Тогда твое Я начинает светить через другого человека. Если  он действительно твой учитель, то это твое Я не  изнутри, а со стороны. Нет разницы.

Вадим Запорожцев: Учитель – это отражение твоей высшей интуиции, но только снаружи. И вопрос только в том, что бы распознать учителя.

Слушатель: Но снаружи искать,  это тоже вопрос очень тонкий. Это опять внутренним голосом понимаешь ощущение, что именно этот человек для тебя будет учителем.

Вадим Запорожцев: Такая точка зрения прозвучала. Надо спросить свою интуицию, спросить самого себя, что она тебе подсказывает, либо найти человека, который, как оракул, снаружи провозгласит все то, что тебе сказано изнутри – найти учителя жизни.

У кого есть еще размышления?

Любовь Иванникова: Для тех людей, у которых проблемы с интуицией, они  не знают, работает она или не работает, то можно идти двумя методами, методом сознания и методом энергии. Либо себя расслабляешь, либо себя заставляешь и ищешь гармонию.

Вадим Запорожцев: А что критерием потом является?

Любовь: Результат.

Вадим Запорожцев: Методом перебора делаешь какие-то эксперименты и отслеживаешь. Результат хороший – значит попал.

Любовь:  Почему все пришли в йогу? Потому что получили результат. Пришли на занятия, где-то себя заставляли, где-то себе позволяли. И начали нащупывать эту гармонию. Вопрос у Ольги хороший, как действительно понять, не сильно ли ты разбежался и пора притормозить?  Или ты тащишься в конце состава и пора бы себе дать пинка?

Снаружи никогда не получишь ответа, если только учителя не найдешь. Поэтому, заставляешь себя, потом дал себе расслабиться. Расслабляешься, потом дал себе пинка, и заставил. То есть таким перебором ты и начинаешь понимать, чувствуешь ли ты гармонию, попал ли ты в свое русло своей кармы.

Вадим: Спасибо. У кого еще, какие мнения?

Андрей: В принципе, Люба все сказала, но у нас есть более точный алгоритм – алгоритм принятия решения. Который детализирует.

Вадим Запорожцев: Хорошо. Буду подливать ложку  дегтя в вашу бочку меда. Кто мне поможет? Ложка дегтя так и просится… Никто ее не уловил?

Даю подсказку: Прозвучала такая вещь: «…Делаем, что-то и оцениваем результат…» Тут очень скользкий момент:  А что считать результатом?

Андрей: Если мы об успехе в йоге говорим, то критерий успеха в йоге – это привычка каждый день заниматься. Это первое. И для себя, если ты не понимаешь, быстро ты идешь или медленно, то надо чередовать методы сознания и энергии. Где-то себе позволять – отдыхать, где-то  себя заставлять. Не всем так везет, что на первых порах находят учителя, и он, если надо тебе пинка дает, или тормозит.

Вадим Запорожцев: Мы помним, что критерий успешности в продвижении йоги очень такой абстрактный, а именно – привычка заниматься. Затем мы пришли к выводу, что надо чередовать методы сознания и энергии, то притормаживать, то заставлять себя и смотреть, а выработалась ли привычка заниматься или нет? Вот  это внешний, в первом приближении показатель, если у вас нет внутренней интуиции или персонального гуру, который за смешные деньги оценивает ваше продвижение в йоге.

Слушатель: Главный результат это – Счастье не чем не обусловленное, свобода, радость. Чем ближе результат. Тем чаще мы его испытываем, чем регулярнее, тем ближе к цели.

Вадим Запорожцев:То есть жизнь должна становится все лучше и лучше… А не хуже и хуже.

Андрей: Это в принципе не всегда может быть показателем. Например, мы стали уже выходить на свой путь дхармы, а дебрей уже столько наплодили,  что нам, пробираясь до этого пути может становится все хуже и хуже…  Как определить этот  участок времени, Когда тебе все хуже и хуже, а по идее,  должно становится все лучше и лучше? Мы всегда будем говорить, что какой-то элемент в нашей логической стройной цепочке – сознание, энергия, принятие решения – всегда будет ускользать.

Вадим Запорожцев: Здесь как бы на два вопроса расслоилось. Результат в каких-то духовных изысканиях- осознании, или  результат в йоге. Все-таки, йога – это набор каких-то упражнений.

Кто-то подходит ко мне и говорит: «Я на шпагат не могу сесть, йога у меня не правильно, как-то идет». Я спрашиваю: «С чего ты взял, что ты должен садиться на шпагат? Йога – это не акробатика, тебя же не в цирке будут показывать за деньги». Это что-то другое, ментальные упражнения, физические, психические и еще что угодно. И критерий успеха – это привычка ими заниматься. Вы должны по-хорошему подсесть на йогу.

Все, что касается познания своего высшего Я или Абсолюта, то здесь есть, вероятно, какие-то другие факторы. Насколько медленно я иду по пути постижения своего я, или быстро?

Тут возникает следующий вопрос: «А как ускорить или замедлить этот процесс»?

Анна: Как оценивать  увеличение свободы,  результат?

Вадим Запорожцев: Как оценивать увеличение свободы? В чем?  Как мы можем оценить свободу человека?

Мы ему говорим: «Можешь Мерседес купить?» Он говорит: «Дурной вопрос», и достает толстую пачку денег и отслюнявливает вам столько, сколько надо. Мерседес приехал и он свободен. А кто-то не может, у него свобода ограничена.

Или другой человек подходит и говорит: «А способен ли ты решить уравнение  третьей степени в частных производных с такими-то условиями?». Кто-то говорит: «Вообще запросто, дайте листок бумаги и ручку»,  и  решает. А кто-то снова открывает свой толстый кошелек и  покупает Эйнштейна. А  Эйнштейн решает ему уравнение.  И он снова свободен.

Но есть какие-то вопросы, которые с помощью вечно зеленых тугриков не решить. Есть вопросы, которые решаются только с помощью праны. Деньги – это суррогат праны. До некоторой степени можно фактор сознания и фактор энергии подтащить за счет денег. Но есть то, что, как говорят, за деньги не купишь. Иначе миллиардеры не умирали так внезапно.  Или наши олигархи не разводились бы так часто. Как не посмотрю, то там развелся, то там развелся…. Мог бы там купить, что–то по стабильнее, за такую-то сумму…   Нет, не получается. Значит, что-то за деньги не купишь.

Вопрос ускальзывающий: Степень свободы в чем, чего?

Кто со мной не согласен?

Вообще, вы должны быть со мной не согласны. Не должно быть монолога, должен быть диалог…  Иначе, представьте, я вот такой гуру, сижу, вещаю, а вы сидите, слушаете. А дальше сами так же станете вещать истину и будете ждать от других, чтобы вас слушали беспрекословно. А это очень скользкий путь, потом ты начинаешь бредить, а все, по привычке, поддакивают. Я не хочу,  что бы это был мой случай.

Слушатель: Можно провокацию? У нас в хатха йоге есть  такой принцип, когда мы говорим себе и ученикам: «О, славный йогин, ты выполняя эту позу, ты выполняй ее, как можешь,  и считай ее совершенной».  Нельзя ли этот принцип перенести на наш вопрос духовного движения в йоге?

Вадим Запорожцев: «О, славный йог, как бы ты не двигался, ты совершенен!». Этот принцип, вспомните Йогу Сутра Потанджали, попадает под принцип довольства (сантоша). А в раскладке на первый, второй и третий принципы йоги, он попадает на третий принцип.  Потому  что, если я вдруг осознаю, что двигаюсь медленнее, чем надо или быстрее, чем надо то это, вроде как повод для беспокойства. Но я отказался от страданий.  Я априори должен считать: «Как иду – так и хорошо».

Слушатель:  Мне кажется, что если придет истинное понимание, что ты медленно идешь, то  очень естественно и гармонично начнешь двигаться быстро. Это произойдет естественно.

Вадим Запорожцев: Давайте зайдем с другой стороны. Что может быть фактором ускорения ваших телодвижений в сторону гармоничного развития и духовности?

Слушатель: Может быть, какие-то жизненные ситуации?

Вадим Запорожцев: Давайте переберем…   1. Жизненные ситуации.

Слушатель: Может, увеличение количества практики…

Вадим Запорожцев:  2. Аскетизм. Что еще?

Слушатели: Интерес…   Вдохновение..

Вадим Запорожцев: 3. Интерес.  4. Вдохновение. 5 Влюбленность.

Вот смотрите, Влюбленность – это вообще подарок с небес. Вопрос другой – по привычке.

У меня мама – школьный учитель, физику она преподавала. Долго, она Ветеран  труда, даже медаль какая-то…  За долгие годы преподавания они выработали такой механизм: набирается любой класс, там самые разные люди, среднестатистические. В советские времена не разделяли по степени заработка. Если и были какие-то разделения, то минимальные по сравнению с тем, что сейчас. И если в одном классе формируется ядро из нескольких сильных учеников, общий уровень знаний в классе  резко возрастает. Если мы смотрим на другого: «О, и я так хочу!» – личный пример. Если кто-то идет вперед и он не один (потому что если один, то наоборот все считают «зазнался, а мы серая масса, болото, не пустим его»).  Когда формируется ядро, и они друг на друга  смотрят, начинают физику изучать, они и хорошо экзамены сдают, и домашнюю работу делают – весь класс начинает расти.

Ситуация наоборот. Если серая, невзрачная болотообразная масса, хоть что делай, уровень серый. Даже если поодиночке попадает сильный ученик, тоже превращается в кисель. Почему?  Потому что смотрит на окружающих, и нет стимула, не с кого брать пример. Что вы на этот счет скажете?

Слушатель: Фактор единомышленников.

Вадим Запорожцев: 5. Фактор единомышленников. Фактор друзей на пути.

Слушатель: Я бы ее добавил. Если у нас вырабатывается привычка заниматься каждый день, то для нас фактор времени уже не играет вообще роли.

Вадим Запорожцев: Да. Фактор привычки исключает  фактор времени. Потому что, какая разница все идет и так в автоматическом режиме.

Слушатель: Насколько правильно ставить такой вопрос? Быстрыми ли методами ты движешься? Потому что каждый человек сам решает. Все относительно. Кому-то кажется, что ты движешься быстро, изучая, а тебе кажется, что ты плетешься еле-еле маленькими шажками…. Кто решает быстро или медленно?

Вадим Запорожцев: Я из своей жизни пример помню. Как-то мы попали на практику  под руководством нежнейших учительниц йоги, которые очень волевые женщины.  У товарища открылось.  Там действительно очень странный эффект, когда ты сидишь с прямой спиной,  это ощущение, что у тебя раскрывается центр бинду (в центре головы, напротив третьего глаза), он начинает пульсировать. Это такая зона, она  начинает пульсировать раскрываться – у тебя внутри   эйфория. Такая эйфория, как если бы  капелька стекала и потом медленно она течет  по центральному каналу, вот она течет и задевает …. и вот  эйфорическое состояние. У товарища есть, а у меня нет. И, конечно же, я тоже хочу, а не сказал бы он, что у него получилось,  я бы так не стремился.

Слушатель: Это, во-первых, частный случай, а во-вторых, все это имеет значение, если у вас ограниченное время. Вот если вы поставите задачу: «Я в течении месяца (года) должен достичь такого-то результата. Тогда можно оценивать насколько ты быстро или медленно двигаешься.

Вадим Запорожцев: Хороший фактор, мы не учли фактор времени.

Помните,  анекдот был: В камеру к  смертникам, которые курили, заходит один, который не курит.  И говорит: «Курение сокращает жизнь». А они ему: «А мы не торопимся».

Здесь от обратного давайте смотреть.  Фактор времени, насколько, он играет роль? Спешим ли мы сделать все в этой жизни  или нам все равно? Все расплывается…

Андрей: Можно вспомнить карма йогу. Есть такой замечательный раздел йоги – Карма йога. Один из самых быстрых методов в йоге. И основные положения в этой йоге – « делать что-то, не привязываясь к результату», отменяя тем самым понятие времени…

Вадим Запорожцев: Значит, наслаждайся  тем, как оно… ?

Андрей: Да. Если мы будем привязываться к результатам и ко времени, то мы автоматически к нему цепляемся, и нам сложнее какие-то  процессы получить. А вот если мы отказываемся от понятия времени,  мы делаем что-то просто так. Не из страха или других каких-то эмоций, а просто что-то делаем. То мы тем самым как раз и выпадаем в наше заветное состояние.

Вадим Запорожцев: С обратной стороны, давайте рассмотрим  эту же ситуацию. А не будет ли это лазейкой для тунеядцев? Для людей, которые вообще ничего не делают. «А я и так быстро иду! У меня и так все гармонично. А я наслаждаюсь процессом».

Или как один не любимый тобою товарищ по имени А., я специально коверкаю, что бы никто не мог понять. У Андрея есть личные счеты, с одним псевдо гуру… А может  и настоящим гуру, тут уж попробуй разберись…

Основная идеология его философии такая: «Ребята делать ни чего не надо,  надо  расслабится  и получать удовольствие. Хатха йогой не надо заниматься, зачем  корячиться? Проблемы в жизни решать? Что их решать»? Надо сесть, помедитировать, открыть мозги и сказать: « Все хорошо!» – и все так и будет.

И вот такой товарищ один ходил – бродил, другим такие мысли внушал, и с этого и жил. А те, соответственно, не богатели.

Так вот может это будет таким оправданием: «Ребята, делать ничего не надо, мы и так супербыстро идем». Наоборот, сесть и расслабиться. Кто скажет?

Слушатель: В любом случае, если мы говорим о скорости, то будем опираться на время. Скорость подразумевает время.

Вадим Запорожцев: Да. Расстояние на время…  Я сегодня другой анекдот из физики вспомнил: «Работа – это не волк, а произведение силы на расстояние и на косинус угла между ними». Это определение, на самом деле.

Слушатель:  Мне кажется, что здесь –  «От каждого по способности – каждому по потребности». Это советская формула…

Вадим Запорожцев: Как это формула называется?

Слушатель: Не знаю, это «совковая» формула…

Вадим Запорожцев: Ну, здрасте, друзья….. Это формула коммунизма. Так, друзья, я понимаю, что Советский Союз быстро развалился и никто не ожидал такого. Когда начали выяснять, что и как называть. Там был социализм, а под конец он назывался – развитой социализм, а когда окончательно развился и грохнулся. Там была формула: «…от каждого по способности, но каждому по труду!»  Это формула социализма, вы все должны быть интеллигентными людьми.

И то, что все марксизм – ленинизм не изучают, вовсе не значит, что вы не должны  его знать.  Вы, как интеллигентные люди, а все изучающие йогу интеллигентные, должны знать все. Даже “Mein Kampf” ( “Моя борьба”  Гитлера), почитать следует, чтобы знать, как и к чему что  привело. Оставим это…

Следующая формула была коммунизма. Цель социализма: «От каждого по способности, каждому по потребности».  Осознайте. Это формула социализма. Не пугайте меня, что не знаете.

Я чувствую себя динозавром. Мой век давно прошел, а я тут йогу преподаю.  Старею.

Студентка: Так вот, я что сказать хотела. Меня недавно познакомили с псевдо с не псевдо гуру, я уж не знаю, там была обратная история, там всех, как вы любите говорить, ведут железной рукой к просветлению, причем такими методами, что страшно порой становиться, но тем не менее люди к нему ходят, что-то делают, занимаются, причем очень стабильно. Я вот подумала, наверно, это какие-то свои предрасположенности?

Вадим Запорожцев: А дети у них есть?

Студентка: Да, как минимум, трое.  Наверно, у каждого свои какие-то кармические связи или предрасположенности и кому что ближе, тот так и идет. Если человек готов 50 миллионов лет корячиться, пусть себе корячится. До него, конечно, стоит донести, что можно по-другому. Но если он готов так быть несколько жизней серым и убогим, сидеть, и ничего не делать, и его это устраивает, то почему бы и нет?

Вадим Запорожцев: Опять все свелось к личному волеизъявлению. Кто еще хочет высказаться?

Михаил, группа Три: Мне кажется, что еще очень мощный толчок – это учителя.

Вадим Запорожцев: Понимаете, здесь какая вот вещь, вопрос на самом деле, очень глубокий и многоплановый, действительно, не прожигаем ли мы жизнь? Может, нам чем-то другим надо заниматься? Есть в бизнесе понятие «упущенные выгоды». То есть, если ты занимаешься одним, тратишь время и деньги, то ты автоматически  не занимаешься чем-то другим, что может принесет еще большую прибыль. Так вот, вопрос в другом, все люди делятся на разные пласты. И есть люди в которых внутренний кнут и пряник, им не нужен внешний кнут и пряник, то есть они будут заниматься духовным саморазвитием вне зависимости от окружения, в котором они живут. То есть обычно это сравнивали с лотосом, который может цвести в болоте, но не пачкаться грязью. Точно так же такие люди, куда бы они не попали, они все равно будут работать над собой.

А есть люди другого характера, что если они попадают в хорошее окружение, то они работают над собой больше и лучше, и продвигаются быстрее, а если попадают в плохое окружение, то соответственно, медленнее, плохая компания отрицательно на них действует.

Но и вероятно, есть такие люди, которые ничем не занимаются, вне зависимости от того, какое окружение,  хорошее или плохое. Но нас интересует первые две эти группы.

Итак, представим себе, что внутреннего осознания еще нет у нас, осознания работы над собой пока еще нет. Мы еще не в состоянии отвечать за свое духовное здоровье. И получается волнами: то на нас находит такой раж и мы собой занимаемся, потом наоборот полоса тамаса, мы все бросаем, все такие вялые, никакие. И рано или поздно, мы понимаем, что если мы живем с людьми, которые сами себя держат, то как ни странно, нам легче брать с них пример и работать над собой. А вот если мы общаемся с плохими, то нет.

Такое в йоге, кстати, правило есть, что не в нашей власти переделывать людей. Мы можем только лишь общаться с хорошими и  избегать  общество плохих. И вот фактор, если мы хотим максимум для себя пользы: мы должны общаться с хорошими людьми, тогда все быстрее пойдет. И рано или поздно, друзья, конечно же должен наступить такой момент, когда вам уже не будет внешний, ни кнут, ни пряник. Не внешнее вдохновение, не внешнее наказание. А когда вы сами достигаете какой-то вершины и  сами отвечаете за свою мечту, в том числе  и духовную судьбу. И прежде чем отвечать на этот вопрос, то конечно же приходится здесь анализировать, а к какой группе людей вы должны отнести этот вопрос?

Михаил, группа Три: Мне кажется еще есть такой очень интересный момент для саморазвития. Это иметь всегда людей, с которыми ты учишься, людей, с которыми ты можешь общаться, то есть с единомышленниками, те кто тебя могут учить, то есть учителя. Некая иерархия. И ты всегда будешь знать, где ты находишься. Кто-то выше, кто-то ниже.

Вадим Запорожцев: Вот смотрите, чисто с такой теоретически-практической точки зрения в МОЙУ студенты изучают йогу, изучают долго, четыре года. Это серьезный срок, это уже люди не случайные и фуфла не получается, это не две недели ускоренные курсы.

Так вот, опытный факт, что не все доходят до выпуска. Более того, следующий опытный факт, пока идет учебный процесс, как правило, никто не уходит. Как только, либо долгие праздники, либо отпуск, либо какой-то перерыв – выпадает из этой кухни, где может кто-то еще и хуже его движется, а кто-то лучше его движется. Так вот, только стоит ему выпасть из этого поля, то есть перестать посещать занятия, лекции, семинары, уходит в такой интеллектуальный запой, я не знаю просто, как это назвать. Вот стоит ему какое-то время побыть, что называется один на один, как его дурная карма его настигает и ему все труднее, и труднее заставлять себя двигаться. Но, наоборот, если он преодолевая себя, стиснув зубы, не бросает, а продолжает посещать, то как не странно, вытаскивает его, как и те кто быстрее его идут, так и те, кто медленнее его идут. То есть и те, и другие в равной степени, действительно, полезны. И может быть, один из секретов быстрых методов, что быстрые методы, это обязательное наличие единомышленников. В этом отношении ответить на вопрос, быстро или медленно я иду, легко и просто для себя обычным таким фактом, общаясь с себе подобными.

Слушатель: О школе Айенгара можете рассказать что-нибудь?

Вадим Запорожцев: О школе Айенгара я ничего не знаю. Были когда-то Веды. Было воплощение знания Вед в жизнь, называлось йога. На основании йоги были выработаны многие методы физического, психического и прочие методы совершенствования людей.  В свое время был написан трактат Йога-сутра Патанджали, который считается классикой. До наших дней, сохранились группы людей, которые пытаются в свою жизнь внедрить это знание Вед или йоги. Кто-то делал упор на чем-то одном, кто-то на другом, кто-то на третьем. Так возникли разные направления, разные школы. Кто-то, например, делал больше упор на физическое, а потом только на дыхательные практики. Кто-то сперва на медитативные практики, а потом на что-то другое. Поэтому возникло, поистине, огромнейшее количество школ, видов направлений йоги. Их даже перечислить нельзя. Но, некоторые из учителей, хвала им, приехали на Запад и стали распространять  те ветви, которые им были близки. И иногда даже до анекдотов доходит, что иногда какую-то ветку йоги очень хорошо знают на Западе, но очень плохо на Востоке. И наоборот, на Востоке кто-то из учителей светит, а на Западе о нем никто не слышал. Поэтому очень тяжело всех классифицировать. Единственное, что я слышал, что там был учитель, а потом пошло два направления.

Слушатель: Так он еще жив, ему 94 года.

Вадим Запорожцев: Дай Бог ему здоровья! Я имею ввиду, еще выше учитель.

Андрей Куликов: Не так давно был у нас семинар по йоге Влюбленности. Была ситуация какая: люди делают аборты или что-то там еще плохое, и в итоге у них выстраивается кармическая задолженность перед предками, и потом, как какие-то коллекторы начинают какую-то потусторонщину в жизнь людей вносить. Но я вот,  наверно, понимаю, что все немножко сложнее с одной стороны, с другой стороны все должно быть проще, насколько я помню из Аксиоматики, такого не может быть, у нас должна быть строгая логическая последовательность, причина и следствие. Если я убил своего ребенка, то есть я в своей жизни волеизъявил, что в принципе людей  можно убивать, то я, соответственно, попадаю под те же самые правила, что меня могут так же однажды убить. Как тут увязывается потусторонщина?

Вадим Запорожцев: Нет, потусторонщины там не было и быть не может. Вы помните, что все то, что ослабляет разум, должно быть выкинуто. Йога предельно логичная, последовательная и в этом отношении выверенная наука. Другой разговор, когда хочешь упростить что-то, какие-то ступени перепрыгиваешь, получается не совсем понятно. Все там очень четко, просто эти кармические импульсы, они могут очень сложную траекторию претерпевать. Они иногда, как несколько импульсов накладываются и часть от одного, часть от другого сходится. Это все гораздо сложнее.

А вообще, те из вас, кто не был на семинаре, я хочу вас попросить, чтобы вы сделали эксперимент. Скачайте аудио часть теории и прослушайте без видео, сейчас его должны опубликовать бесплатно на сайтах на всех, и вот скажите, вы хоть что-нибудь поняли, без картинки, именно с аудио. Имеет ли смысл в таком же ключе продолжать работать или нет? Это серьезный вопрос, на самом деле.

Там была теории Аксиоматики йоги, в том числе вопрос, который мы с вами сегодня разбирали, вопрос возникновения такого понятия, как смерть.

Андрей Куликов, группа Чатур: У меня вопрос по поводу индивидуальности нашего высшего Я и Абсолюта, чем они отличаются.  Я так подозреваю, логически предполагаю, о том, что само понятие индивидуальности, что Я это Я, а все остальное, это что-то другое, могло возникнуть только в момент, когда возникла майя, и когда единое стало многим. Хорошо, с этим все понятно, возникла майя, с этим можно как-то играть. Но когда мы прекращаем свою деятельность, то есть наше тело умирает, мы последовательно растворяем все свои принципы, в итоге на мгновение какое-то там видим свое высшее Я, то есть мы выходим за рамки майи вообще. Но как у нас сохраняется индивидуальность, которая ныряет обратно и опять накидывает на себя кармические тенденции?

Вадим Запорожцев: Волеизъявления-то остались. Этот проблеск высшего в момент смерти, это свет нашего высшего Я, но мы, в силу изначального неведения, не в состоянии распознать его. И вместо того, чтобы тянуться к нему, мы пугаемся и опять погружаемся в океан Сансары. Это сложный вопрос. Здесь два вопроса – майя и всезнание. И этот вопрос нуждается в отдельном, очень серьезном интеллектуальном осмыслении. В конце концов, может еще один фактор появится? Помимо неведения, еще фактор нашего изначального волеизъявления. Не хочу, чтобы никакой Абсолют был, не нравится он мне!  Это вопрос для серьезного размышления. Тот факт, что мы все здесь быстро понятно говорим, это не значит, что йога простая, она так же, как высшая математика — там, прежде чем продвинуться на сантиметр, грызть приходиться очень долго.

Друзья здесь вы можете скачать Текстовый, Аудио и Видео варианты,форматы doc, fb2, mp3, flv:

Скачать Текстовый Вариант1 doc (97-2003) адрес:
Скачать Текстовый
Вариант2 fb2 адрес: 

Скачать Аудио Вариант1 MP3 Web 32кб/с, 19 мб адрес: https://old.openyogaclass.com/av_yoga/lek/2013_02_16_voprosy_otvety/2013_02_16_voprosy_otvety_32.mp3

Скачать Аудио Вариант2 MP3 Full 128кб/с, 76 мб адрес: https://old.openyogaclass.com/av_yoga/lek/2013_02_16_voprosy_otvety/2013_02_16_voprosy_otvety.mp3

 Скачать Видео Вариант FLV, 350 мб адрес: https://old.openyogaclass.com/av_yoga/lek/2013_02_16_voprosy_otvety/2013_02_16_voprosy_otvety.flv

Адрес где нас найти,контакты: Международный Открытый  Йога Университет, “Культурный центр «Просветление», Школа Анандасвами. Россия, г. Москва, метро Новослободская, ул. Долгоруковская, д.29, телефоны в Москве:8(499)251-21-08,8(499)251-33-67, e-mail: HappYoga@mail.ru, www.openyoga.ru, www.yogacenter.ru, www.happyoga.narod.ru.
Можно ли копировать.Права:
Лицензия Creative Commons. Вы можете копировать, тиражировать и распространять эту лекцию, желательно делайте ссылку на наш сайт www.openyoga.ru
Благодарность всем тем,кто работал над материалом:

Шаблон
опубликовалКарина Халтурина
Текст напечатали-
(а)-Ирина Неясова, Наталья Сергеева, Мария Денисова 
Текст отредактировал-
(а)-Елена Подрядова
Текст опубликовал-(а)-Александр Шведченко
Краткое описание составил-(а)-временно отсутствуют
Рисунки и фото создал(а)-временно отсутствуют 
Английский перевод выполнил(а)-
временно отсутствуют 
    
Контрольные вопросы: временно отсутствуют
Ответы на контрольные вопросы:
временно отсутствуют

Глоссарий-Словарь-Энциклопедия непонятных терминов йоги здесь: www.wikiyoga.openyoga.ru  

alt

 

Друзья, если что то не работает на сайте или вы нашли ошибки, неточности и не соответствия, то пожалуйста зайдите сюда www.openyoga.ru  и сообщите ответственному об этом.

Поделиться Открытой Йогой:

Оставьте комментарий