2012_08_04 Шанкарачарья (10-я лекция). Вадим Запорожцев

Название лекции :

Шанкарачарья (10-я лекция). Вадим Запорожцев

photo vadimАвтор: Вадим Запорожцев
Дата:
2012.08.04.

Где:
Международный Открытый  Йога Университет

Краткое описание : 
Девятая шлока об Атмане. Что есть доброта,
одинаково ли это понятие для всех? Природа Атмана всепроникающее
начало. Почему Атман не зависим и не нуждается в поддержке. Нуждается ли
Высшее Я в пище? Тело, как проявление Атмана или сам Атман? Как с
помощью Хатха йога мы боремся с неведением? Вся Вселенная
незначительная, и в действительности, отличается от Атмана. Атман по ту
сторону Вселенной, что имеется в виду? Можно ли приблизится к бессмертию
занимаясь йогой? Чем добрее человек, тем в большей степени в нем
реализовано или открылось его Высшее Я. Йога  – это жизнь, и все, что
ставит под удар жизнь – это не йога. Процесс самопознанием, как
устранение неведения. Для чего нужны наши проявления? Высшее Я не
исчезает ни на секунду, оно всегда есть!

Скачать Текст, Аудио, Видео Варианты здесь: www.openyoga.ru



Слушать Аудио:     
Смотреть Видео:  
Ссылка на видео

Читать Текст:

Девятая шлока об Атмане. Лекция от 4 августа 2012

Вадим Запорожцев: Итак, друзья у нас сегодня 4 августа 2012 года. Меня зовут Вадим Запорожцев, я преподаю йогу. Это у нас лекции Международного Открытого Йога Университета, вся архивная информация находится на сайтах www.openyoga.ru, www.happyoga.narod.ru , www.yogacenter.ru.  А так же у нас есть интернет йога курсы для самостоятельного изучения  www.kurs.openyoga.ru.

Мы продолжаем  рассматривать  текст Шанкары 10 шлок об Атмане, дошли до 9 шлоки, будем сегодня размышлять над сутью этих знаний. Но,  прежде чем мы пойдем далее, может быть у кого-то вопросы по предварительным занятиям  связанным с текстом 10 шлок об Атмане Шанкары, может быть кто-то всю неделю размышлял бессонными ночами? Может у кого-то есть совершенно не тривиальные  мысли, которые мы не успели осветить? Давайте вопросы. Вдруг внезапно вы проснулись среди ночи в холодном поту и поняли: «А ведь Шанкара был  не прав, как это все столетия этого никто не видел»? А вы то наконец осознали.

Вопрос из зала: На сколько я понимаю, Шанкарачарья писал свои тексты  своим современникам, и вот целью его было дать представление, что такое Атман, чтобы любой человек мог взять, прочитать и понять. Быстрый вопрос, быстрый ответ.

Вадим Запорожцев: Да друзья, понятно, что для предыдущих поколений писать уже поздно, они уже просветлились, для следующих поколений писать иногда рановато, не знаешь какой у них будет образ жизни, что они будут понимать или не понимать. Поэтому лучше всего, друзья, в этой жизни писать книжки для таких же людей, как вы. Будете свою биографию писать, пожалуйста, представьте, что вас будет читать такой же человек, как вы сам. Не надо умничать, не надо сложных фраз, не надо вот этих построений заумных, своим языком, как если вы на кухне собрались и так все это объяснили сам себе. Не надо пытаться показаться лучше, чем вы есть на самом деле.

К сожалению, большая беда у меня с лекциями. Лекции у меня, как вы видите своеобразные, своеобразным языком изложены. И вот потом начинают их печатать. Сперва печатают дословно, получается хорошо. Потом начинают редактировать и начинают: там анекдот вырезали, там вульгарное предложение, там еще, еще и еще. В результате сухой остаток мне попадается между рук, я читаю: «Кто это писал, кто это такой»? Это, оказывается, я сам.

Был совершенно анекдотичный случай, это когда текст Шривидьи, я лекции на него давал, и таким образом выкинули все шутки, прибаутки, там осталось, буквально, два предложения: Бог Шива – это мужская ипостась Абсолюта, Богиня Шри – женская. Все, понимаете! Больше ничего не осталось! Вот. А Ганеша — божество, устраняющее препятствия, точка!

Поэтому я  думаю, все-таки не надо редактировать. Вот как есть. Пытаться, знаете, казаться слишком умными имеет смысл только  в академических кругах, и то только для того, чтобы выбить какой-нибудь грант или финансирование. Так как ни того, ни другого нам не светит друзья, абсолютно. Что себя напрягать, зачем пытаться наукообразие вот это все вносить, даже какие-то стилистические обороты, чтобы нас в высшем обществе, в академическом, приняли? При этом они сами не читают,  что сами пишут,  а всех остальных давно не читают, денег нет, бедные как Ван Гог,  что у нас, что на Западе. Ну, на Западе немножко другая ситуация, там как раз бы наоборот, мой бы стиль пошел на ура, так как там надо постоянно привлекать деньги в те или иные исследования, а денег нет  никогда. Поэтому, если начнешь слишком много умничать, и не поймут чем ты занимаешься в той, или иной научной области, просто без денег останешься. Вот они из кожи лезут вон, популяризацией занимаются,  канал Дискавери придумали.

Так хорошо, ладненько, тогда мы дальше пойдем разбирать очередной кусочек   Шанкары. Но, прежде чем мы его будем разбирать кто нибудь может хочет себя похвалить искренне и бхавно,  так чтоб заразить оптимизмом всех остальных, так, прошу.

Выступление желающего:  Мои коллеги, когда узнали что я преподаю йогу, предложили мне провести на нашем выездном корпоративе, мастер класс по йоге.

Вадим Запорожцев: Вот так, плоды, плоды!

Девятая шлока об Атмане.

Так, чудесно, хорошо. Кто нам зачтет 9 шлоку из 10 об Атмане. Прошу.

Желающий из зала: 9 шлока: «Итак, указанная Ведантой, что сущность Атмана – доброта и расположение, и природа Атмана – всепроникающее начало. Сам он, лучезарностью будучи, не зависит, Атман, ни от чьей-либо поддержки. Вся эта Вселенная, в сущности, незначительная, и от Атмана она, в действительности, отличается. Я, То, Одно, не уничтожимо. Если даже Вселенная исчезнет, Я останусь. Я блаженство, единство, я Атман есть».

Вадим Запорожцев:  Так, никто с первого раза не понял, поэтому начинаем по смысловому блоку разбирать, поехали.

Желающий: Итак, указанная ведантой, что сущность Атмана доброта и расположение.

Вадим Запорожцев: Давайте посмотрим, ссылка на веданту, что сущность Атмана – доброта и расположение. У кого есть мысли по этому поводу? Ни у кого нет вообще никаких мыслей, да? Хотя честно сказать, что-то мне не нравится с переводом этим.

Из зала: Если здесь говорится об Атмане, значит имеется в виду, что Атман обладает такими качествами, как всезнание, то есть он лишен неведения и, соответственно, он является воплощением этой самой доброты.

Вадим Запорожцев: Так, я не понял увязки между добротой и всеведением.

Из зала: Если брать аксиоматические положения, то получается, что все, так называемые, наши негативные моменты, возникающие в жизни, они рождены нашим собственным неведением. А Атман лишен изначального неведения, которое получаем мы, входя в этот мир в виде людей, поэтому он является воплощением доброты.

Вадим Запорожцев: Друзья, у кого злой Атман?  А у кого добрый? Руки поднимаем. Так, мнения разделились, хорошо. А у кого Атман выше, чем качество, прилагательное и мысли?  Во, значительно больше. Так как же интерпретировать нам эту фразу: «Итак, указано ведантой, что сущность Атмана – доброта и расположение».

Из зала: Возможно, здесь имеется в виду, когда человек постигает существо  Атмана, в нем раскрываются такие качества, как доброта? Становишься необычайно добрым, поскольку  не приходится быть злым,  нет оснований.

Что есть доброта?

Вадим Запорожцев: Хорошо, давайте от обратного, а что такое доброта, друзья? Вот я добрый или злой? А Гитлер был добрый или злой? А Усама Бен Ладен, а Джорж Буш младший, эти все люди добрые или злые?

Из зала: Вообще, если тут говорится такая связка: есть доброта и расположение, возможно, имеется в виду понятие доброты не то, которое мы понимаем в повседневной жизни, которое нас ведет в плане принятия или отторжения, а именно понятие сверхлогичной доброты, которое подразумевает под собой возможность проявлять себя в любых качествах?

Вадим Запорожцев: То есть сверхлогичная доброта может обернуться и страшным злом?

Из зала: Мысль, что пришла, коллективное поле наше навеяло: «Почему человек злой»? Потому что имеет врагов, либо каких-то конкурентов и поэтому всего всегда опасается. А, поскольку Атман един, совершенен, везде сам один, у него нет этих проблем, поэтому он, по определению, является добрым, то есть нет необходимости быть злым. Доброта увязана с чувством  наслаждения, поскольку он совершенен, для него сама система совершенна, и он по определению добрый. Совершенная система не может быть злой.

Из зала: Обычно, когда мы находимся в неведении, то у нас есть тенденция по-доброму относиться к людям, которые нам чего-то хорошее делают, и не очень по-доброму к тем, кто как-то проявляется, как нам кажется, ущемляя нашу свободу.  А если мы подходим к доброте, именно с позиции сознания нашего высшего Я, то, даже к тем людям, которые проявляются к нам не по-доброму,  мы как бы сверхзнанием высвечиваем их неведение, их ситуацию, и, наоборот, их страдание вызывает сострадание, и желание помочь, поскольку мы уже смотрим с позиции силы на всю ситуацию в целом, и понимаем что вот этот человек, который, может, нам желает зла, а он то не видит ситуацию как мы видим. В наших силах помочь как-то, раскрыть его, поэтому через доброту  можно подойти к осознанию Атмана.

Вадим Запорожцев: Хорошо. Давайте дальше пойдем, следующий кусочек в увязке к первой.

Читающий текст:   Итак, указано ведантой, что сущность Атмана – доброта и расположение и природа Атмана  – всепроникающее начало.

Природа Атмана всепроникающее начало.

Вадим Запорожцев: Итак, еще добавочка маленькая. И природа Атмана –  всепроникающее начало. С этим как быть. У кого идеи есть? Что это за всепроникающее начало?  Друзья, готовьтесь, вот вам попадается древний текст, вы начинаете читать, ни уха, ни рыла не соображаете. Кто-то чего-то написал, тысячелетие этот текст пережил, ну, наверно, в нем какой-то смысл есть или нет? Или это – галиматья? Кто еще не проявился никак? Проявляемся! Все заснули? Ладно.

Из зала: Если каждый раз мы будем смотреть на какой-то объект, на человека или на какое-то существо, все что нас окружает, и будем постоянно задавать себе вопрос: «Откуда взялись, собственно, эти объекты которые мы видим»? И так, потихоньку, шаг за шагом, идти все глубже и глубже, то, собственно, мы можем подойти к сверхлогичному переходу, откуда все взялось – есть некое сверхлогическое всепроникающее начало, откуда мы все были созданы, некий первоисточник всего.

Вадим Запорожцев: Интересно, у кого еще есть мысли по поводу этого?

Из зала: Когда мы говорим, что Атман не имеет никаких прилагательных, тут же говорим о доброте, понимаем, как прилагательное или качество. Я просто думаю, что доброта подразумевает что-то другое, что-то личное. Она уже не качество и не признак. Это что-то уже другое.

Вадим Запорожцев: Мы вернемся к доброте. Это интересная тема, потому что она пересекается с, так называемым, первым принципом йоги и будет очень любопытно проанализировать, как, скажем. к этому положению Шанкара подошел в своих 10 шлоках, но об этом чуть попозже. Ладненько, дальше, еще кусочек недостаточно высветили.

Атман не зависим и не нуждается в поддержке.

Читающий:  «…Сам он, лучезарный будучи, независит, Атман ни от чьей-либо поддержки…».

Вадим Запорожцев: Итак, «сам он лучезарный будучи», то есть, он сам светит и он не нуждается в том, что бы кто-то так, или иначе, его поддерживал, в каком-то там источнике сил. Вот мы с вами все, друзья, очень сильно зависим от еды, воды, воздуха, других каких-то факторов нашей жизни, попробуй нас лиши этого, нам не поздоровится. Но, в то же время, наше высшее Я, как утверждает Шанкара, совершенно не зависит ни от каких факторов, то есть, оно не нуждается в поддержании, оно само является той основой, на чем все остальное  строится. И на ваш взгляд, не возникает какого-то перекоса: ну как же так, с одной стороны сказано, что наше высшее Я ни от чего не зависит, а с другой стороны, попробуйте не покушать недельки две, или попробуйте вывести из равновесия свой организм, вы перестанете соображать и понимать, и вам, мягко говоря, не поздоровится.

Как же увязать эти две вещи? С одной стороны, наше Я ни от чего не зависит, с другой стороны, из опытного факта мы знаем, что мы даже очень много, от чего зависим. Как такое может быть друзья, или Шанкара ошибся?

Одни и те же, а остальные? У меня такое впечатление, что по соседству какая-то другая лекция шла и вы перепутали залы, давайте, давайте, кто хочет поразмышлять?

Из зала:  Дело в том, что мы же не считаем себя Высшим Я, мы упираемся на какие-то другие вещи, считая, что мы есть наше тело, наши привычки, то есть, мы себя ассоциируем с этим со всем от внешних факторов.

Вадим Запорожцев: У кого еще мнения, мысли?

Из зала: Поскольку мы неоднократно упоминали, что у каждого существа свое высшее Я, и оно находится в некоем другом пространстве, которое абсолютно всеобъемлющее, вне пространства, и, поскольку мы существа сложные, состоим из Высшего Я и оболочек (физическая, ментальная, духовная), поэтому, естественно все оболочки нижнего уровня требуют каких-то локальных источников энергии, питания, воды, содержание ресурсов на каком-то локальном физическом уровне,  а Высшее Я является оболочкой высшего уровня, высшего класса, плана, видимо, самодостаточная и не нуждается  в энергетических подпитках.

Вадим Запорожцев: Очень интересно, но только с одним замечанием: Высшее  не является оболочкой. Оболочка  – это, если что-то покрывает, а, поскольку Высшее Я – это все, что остальное. Вот смотрите, друзья, здесь очень интересное продолжение этой темы, совершенно не очевидное: а можно ли сделать так, чтобы вы не нуждались, ни в еде, ни в питье, ни в сне, вообще ни в чем или это невозможно?

Из зала: Ну, надо тогда все перестраивать, структуру тела по-другому. Например, растения, они же питаются светом. А нам на работу ходить надо. Свет напрямую образует органические вещества, пожалуйста все хорошо.

Вадим Запорожцев: Ну, у нас некоторые сидят на работе и ведут растительный образ жизни, этим никого не удивишь.

Из зала: Опять же, исходя из аксиоматики йоги, мы живем по тем правилам, по которым волеизъявили жить, соответственно, правила на нас влияют. И если, скажем, мы хотим достичь каких-то результатов, в частности, для этого нам надо перейти на уровень, где будут нами осознаны более основополагающие принципы, которые эти частные логические исключат.

Вадим Запорожцев: Интересно, интересно. У кого еще есть? Да.

Из зала: Мне кажется, здесь нужно акцент сместить, чтобы сказать, можем мы не нуждаться  в пище, в каком-то поддержании физического тела, например. А нужно акцент сместить на то, чтобы опираться, как в тексте было сказано: «самолучезарное», то есть, оно само светит, не нуждаясь ни в чем. То есть, оно само является поддержкой, основанием и, то есть, если, как сказано, у нас есть уровень разума, пространства, воды и, когда мы выходим на более высокий принцип, предыдущий принцип проявляется с более высоким принципом. Если принцип разума более основополагающий, чем принцип пространства, соответственно разум выше пространства, мы можем говорить, что разум может быть там, где нет пространства. Точно также, если мы опираемся на свое Высшее Я, то, соответственно, с этой позиции мы можем быть независимыми. А когда мы в обычной жизни живем, мы не опираемся на свое Высшее Я, а опираемся на свои представления о себе — то, что меня зовут так-то, так-то, я нуждаюсь в том-то. А, если бы мы опирались на свое Высшее Я, то в этом не нуждались бы.

Вадим Запорожцев: Интересно, так у кого еще есть, давайте поразмышляем?

Из зала: Мы не осознаем свое Высшее Я, мы осознаем себя какими-то своими проявлениями, мы волеизъявляем что-то и создаем правила для этого уровня, на котором живем. А если подняться до уровня Высшего Я, прийти к более глубоким фундаментальным законам этого мира, то, соответственно, мы получаем возможность изменять более частные законы, которые действуют для наших проявлений. То есть, чтобы понять систему, надо выйти из нее и получается, чтобы перестроить правила игры на уровне повседневной жизни, нам надо подняться на более глубокий, более высший уровень, с которого мы можем увидеть как это все работает.

Нуждается ли Высшее Я в пище?

Вадим Запорожцев: Вот Марк зашел, авторитетное свидетельство. Марк, твое Высшее Я как часто ест?

Марк: Как волеизъвит.

Вадим Запорожцев: Хорошо, пойдем от обратного, а тело твое как часто ест? Ты можешь не есть? Сколько?

Марк: Могу, зависит от кармических обстоятельств.

Вадим Запорожцев: Предположим самые негативные кармические обстоятельства, неделю- две протянешь?

Марк: Как это повлияет в дальнейшем на раскрытие моей свободы?

Вадим Запорожцев: Ну, это другой вопрос.  Вопрос в другом:  «Твое тело сколько может не есть»? Примерно, две недели. А твое Высшее Я, как часто оно ест, или ест ли оно вообще, нуждается оно в пище?  Оно не нуждается в пище! Значит, соответственно, оно что, не ест? Конечно, можно сказать так дипломатично, как Марк: «Как волеизъявит», ну а вообще, по большому счету, что такое еда? Это когда мы что-то получаем, для поддержании чего-то. Из 9 шлоки мы прочитали что оно не нуждается ни в какой опоре, оно само является опорой для всего, то, соответственно наше высшее Я не нуждается в еде. То есть, вы можете жить, достичь такого уровня существования, когда вам, в принципе не надо будет кушать.

Обычно у фантастов говорят, что человечество выйдет на какой-то уровень, что начнут прану из Вселенной поглощать и питаться непосредственно от Солнца. Так вот, из теории йоги получается, что даже этот уровень – промежуточный. У вас есть такой уровень, когда вы, в принципе, не зависите от еды. Вашему Высшему Я не нужен источник, оно само является источником всего. Но возникает следующий вопрос, наше обычное тело, оно же хочет кушать? Хочет! И как же увязать вот эту логику, что Высшее Я не ест, ему не надо есть,  наше обычное тело ест, ему надо есть, а, фактически, человек – это связка между Высшим Я и обычным телом. Кто хочет подумать на эту тему? Да, прошу.

Из зала: Мне хотелось бы еще раз вспомнить слово самолучезарный, то есть, наше Высшее Я, в состоянии Атмана,  его лучи сознания направлены на самого себя и светит он постоянно из самого себя.

Вадим Запорожцев: Нет, нет, стоп! Если я лучезарный, это в другую сторону, это я не себя высвечиваю, если бы я светил сам себя, то я был бы черная дыра, а я высвечиваю вовне.

Из зала: Лишенный неведения, Атман повсюду встречает собственное проявление.

Вадим Запорожцев: Давайте по хорошему, вот эта кружка – наш высший Атман, самолучезарный,  а вообще, лампочку бы хорошо. Представьте, что он сияет во все стороны света, дальше, что он высвечивает, снаружи.

Из зала: Я считаю, что все, что снаружи, это он и есть и поэтому он, как бы освещает сам себя, ну он же не кружка, а все.

Тело, как проявление Атмана.

Вадим Запорожцев: Подождите, скажите, ваш Атман высвечивает ваши тела, что ваши тела и есть ваш Атман?

Была такая байка: боги и демоны собрались, пришли к мудрецу и спросили: «Что такое Высшее Я»? На что мудрец демонам и богам ответил: «Вы и есть Высшее Я». Ушли домой боги и демоны. Демоны обрадовались: «Ага, мудрец сказал, что мы и есть Высшее Я, а мы такие мохнатые, стали веселиться, есть, пить, радоваться». А Боги домой пришли, что-то подумали, подумали: «Ну, что мы не поняли? Ну, как так? Тело сегодня хорошее, завтра плохое, сегодня болеет, завтра его кормить надо, не может быть это Высшее Я – это тело, которое можно потерять, состарится и умереть». А демоны радовались: «Жизнь только началась, ешь, пей, радуйся, веселись, ублажай свою тушку, потому что ты ублажаешь свое Высшее Я».

Не пугайте меня вот такими заявлениями.

Из зала: Тело ведь тоже является Атманом.

Вадим Запорожцев: Тело является атманом?

Из зала: Ну, его проявления.

Вадим Запорожцев: Тело является проявлением Атмана, ага, ну это что-то другое, друзья, вы не путайте проявления и источник, не путайте человека и тень человека. Это две большие разницы – человек и тень человека. Любые проявления от Атмана, это как тень, а сам человек сам по себе.

Из зала: Наше Я не нуждается ни в какой опоре, а само является опорой для всего, мы можем приходить к этому через практический опыт, через такое понятие как прана. Для тех, кто не изучал аксиоматику йоги, я напомню, что прана, это первое проявление нашего высшего Я через майю, и проявляется, как сознание, энергия и как ананда, наслаждение. Все мы, надеюсь, практикуем йогу, и можем понаблюдать,  что когда у нас много праны от интенсивных занятий, нам совсем не хочется есть, мы можем обходиться достаточно малым количеством еды, и наоборот, когда у нас идут какие-то чистки, идет упадок сил, нам надо больше употреблять энергии из каких-то внешних источников. И, таким образом, мы можем подойти к понятию праны, что прана является опорой для всего. И вот дальше уже толчок от логики в сверлогику, и понять, что есть наше высшее Я, которое более грандиозно.

Вадим Запорожцев:  Так, интересное размышление. Итак, на основании личного эмпирического опыта, можешь сделать подтверждение. А, может, у кого другие мысли? Друзья, моя задача не объяснить вам, что имел в виду Шанкара в этих строках, моя задача заставить вас думать самостоятельно. Мало ли кто что написал, мало ли где чего сказано. Вы помните, что вы должны научиться сами мыслить, сами задавать себе вопросы, сами пытаться на них ответить, давайте – ка встряхнитесь, генерируйте мысли.

Из зала:  Я правильно понимаю, что мы остановились на вопросе: «Почему, если наш Атман является самодостаточным и не нуждается ни в какой поддержке, а мы нуждаемся»?

Вадим Запорожцев:  Да, хотим кушать, как такое может быть? И спать надо, вот как Марк говорит.

Из зала: Мне кажется, что все объяснение надо начинать с нашего изначального неведения. Что получается? Наш Атман,  оказавшись в неведении, но обладающий всей своей мощью и всей своей силой, волеизъявлял какие-то правила игры, и, соответственно, сам под них попадал. И  получаются такие правила игры, какие  есть у нас сейчас. Мы, с одной стороны, нуждаемся в опоре, потому что мы не осознаем себя, как Высшие Я, а осознаем себя, как другое, как тела. Мы настолько долго жили по таким правилам, и так как у нас есть такая привычка, и  эти правила для нас настолько устоялись давно и прочно, что даже мысли, что может быть как-то по-другому нет. Поэтому и волеизъявления никакого нет, и мы даже не меняем.

Вадим Запорожцев: Интересная точка зрения, спасибо. У кого-нибудь еще родилась мысль? Ну, давай Марк, скажи нам.

Марк: Меня зовут Марк Топский. Если развить мысль, то проявления хотели в лучезарном источнике праны. Было две точки зрения: раздельные наше высшее Я, как источник и тела; либо это – единое целое. На самом деле, второе высказывание очень хорошо используется в быстрых методах йоги.

Вадим Запорожцев:  Марк, давай попроще, да что-то ты  вокруг да около, быстрые методы. Ты вот не знаешь, ни быстрых методов, ничего. Шанкара пришел, сказал: «Марк, послушай». И прочитал: «Вот, и я бы хотел знать как ты это понял»? Давай, только быстро четко и по-существу без быстрых методов. А то, понятно, вы все умники, уже аксиоматику попроходили, все попроходили, начинаете здесь  Шанкару за пояс затыкать.

Марк: Да нет ни в коем случае. «Сущность Атмана – доброта и расположение». Значит, как я понимаю эти два высказывания? Это значит, что человек, который узнал знания Веданты, знания наставления Шанкары, которые даны в этом тексте, достиг высшей цели, познав свое Высшее Я; восприятие его других людей мира и окружающего проявляется также, как доброта и расположение. Почему? Потому что завеса негативной кармы (двойственность и неведение) устранены, человек поднялся к всевышнему источнику своего Высшего Я и его восприятие мира, естественно, проявляется, как доброта и расположение.

Вадим Запорожцев:   А почему, не как злоба и мизантропия?

Марк: Во всяком случае, потому что, все, что он таким образом воспринимает, к чему он проявляет  доброту и расположение, есть часть его самого, и он не то чтобы это знает, просто интеллектуально, он это переживает, пережил и всецело это распознает.

Вадим Запорожцев:  Хорошо, Атман может сказать: «Да, я все окружающее воспринимаю как самого себя, но я такой злобный  и сейчас сам себе начну пакости делать и всячески сам себя мучить».

Марк: Конечно же может, только потому, что он уже свободен, а для Атмана нет никаких ограничений. Просто, если мы говорим о состоянии нейтральном, естественном, нормальном.

Вадим Запорожцев:  У Атмана бывает нормальное состояние и ненормальное, или как?

Марк: Он может проявлять себя, как захочет. Просто он уже не будет впадать в двойственность и кармические иллюзии. Я об этом говорю. Но, как бы он себя не проявлял естественно.

Вадим Запорожцев:  А почему он должен проявлять себя, как добрый и открытый?

Марк: Он никому ничего не должен. Это его сущность – доброта и расположение.

Вадим Запорожцев:  Значит, у Атмана есть прилагательное?

Марк: Нет, это не его прилагательное.

Вадим Запорожцев:  А чьи?

Марк: Это сущность, которая таким образом может проявляться через его прану, тело, качества, мысли.

Вадим Запорожцев: Подожди, что значит сущность, которая может проявляться через его прану?

Марк: Ну, например, человек, который достиг состояния нирваны и самадхи.

Вадим Запорожцев:  А давайте еще привлекать самадхи, да, да, быстрых методов не будет, а своими словами?

Марк: Ну, человек, который достиг Атмана, достиг своего Я, и затем вышел из практики, из медитационного состояния уже с этим опытом, проявляет себя вот таким уже образом, потому что он уже познал сущность, через доброту и расположение.

Вадим Запорожцев: А почему бы ему не выйти из самадхи злобным агрессивным, человеком ненавистником?

Марк: Потому что эти черты, качества, которые у обычных людей проявляются: злоба, злость,  ревность, они от неведения.

Вадим Запорожцев:   А если неведения нет, то чего нет?

Марк: Мешающих чувств

Вадим Запорожцев:  Это опять пошли буддистские термины.

Марк: Почему буддистские?

Вадим Запорожцев:   А потому что ты сейчас изучаешь буддистские тантры и я тебя слушаю, и слышу наставления всех лам. Друзья, вы не разговариваете своими словами, вы пять слов скажете, и я скажу, где вы перед этим учились, и откуда вышли.

Марк: На самом деле никто меня не может ….., меня  тоже воспитывали другие люди

Вадим Запорожцев:  Марк нас окончательно запутал, или нет?

Из зала: Несмотря на то, что мы уже аксиоматику изучаем, не буду говорить, что знаю, мне,  хочется сказать, что для меня, например, Атман. Кружка –  это тоже Атман, и тень от кружки,  что отдает сюда,  для меня это тоже Атман. Ясно, что это его проявления, но мы не можем Атмана делить от листка, от тени, от кружки,  от чая.

Вадим Запорожцев:   Стоп, стоп, друзья, вот это заява! Все там на небесах содрогнулись,  новое учение, течение йоги пошло. Друзья, если, выходит, нельзя делить проявления, от источника проявления, то они связаны? Влияя на проявления, ты можешь влиять на источник?

Из зала: Почему? Их можно отделять, но все равно, это проявления Атмана. Какой тогда критерий?

Вадим Запорожцев:  Это вопрос принципиальный, друзья. Являются ли проявления и источник, одним, и тем же или нет?

Из зала: Если все едино, наверно надо больше к единству склоняться.

Из зала: Получается, что Атман светит, как лучезарный? Луч же тоже Атман или уже нет? Получается, луч Атман и что луч высветил, и себя увидел. Источник, луч и что он высвечивает выходит одно и то же.

Вадим Запорожцев:   Солнце зависит от того лучика, что ко мне пришло? Я могу схватить этот лучик и тянуть, тянуть пока сюда все солнце не притащу, или они не связаны?

Из зала: Ну в некотором смысле зависит, потому что вы как Высшее Я…

Вадим Запорожцев:  Нет, давайте без Высшего Я. Есть источник и есть проявления.

Марк: Если мы видим луч, то видим солнце,

Вадим Запорожцев:   Влияя на луч, мы можем влиять на солнце?

Из зала: Нет.

Вадим Запорожцев:  Здесь та же самая аналогия, что ваши проявления и ваше Высшее Я, вещи, безусловно, связанные, как причина и следствие, но, в то же самое время, вещи отдельные.

Марк: Может тут говорить про вещи первичные и вторичные?

Вадим Запорожцев: Конечно, как Шанкара сказал: «Первично наше Я, которое не нуждается ни в каких опорах, которое ни от чего не зависит, даже от своих проявлений».

Из зала: Я вспомнила одно выражение, вы тоже его на лекции давали. Вы говорили про энергию и сознание и давали такую аналогию, что стоит ребенок возле аквариума, и он запустил туда обе руки, одна рука энергия, другая сознание и в этом аквариуме он играет игрушкой. Вот эта аналогия хорошо передает, что Высшее Я и как оно связано с нашими телами.

Как работает Хатха йога.

Вадим Запорожцев:  Спасибо. Замечательно, ну что у кого есть мысли, философы? Будущее человечество, затаив дыхание следит за вами, его будущее зависит от вас. Из каждого из вас в будущем вырастет лидер.

Из зала: А можно вопрос? А как же тогда работает Хатха йога, если мы проявлением не можем влиять на источник?

Вадим Запорожцев:   А как же работает тогда Хатха йога, друзья?  Вот, Марк скажет.

Марк: Вот, когда мы позу делаем, у нас возникает ощущение. Если его перевести на прану, очень грубо, то прана начинается двигаться и ощущаем через мысли, ощущения. Если мы это начинаем отслеживать, замечать, как, какая поза делает конкретными эти ощущения, как они проявляются, становятся устойчивыми, неустойчивыми, как это влияет на концентрацию, и отслеживая этот процесс, мы прямиком стремимся к источнику. Как если бы мы сели на метро и прибыли, постепенно, на конечную станцию. Вот так работает Хатха йога. То есть, мы как бы щупаем внутри себя, используя асаны.

Вадим Запорожцев:  Так у кого другие мнения, прошу.

Из зала:  Я думаю, что занимаясь Хатха йогой, просто общаясь через свои проявления, при этом на источник мы не воздействуем. Наши проявления загрязнены, они хуже видят источник и вообще не знают о его существовании, и не могут его разглядеть. Вот собственно говоря, мы позанимались.

Вадим Запорожцев:   Ага, еще у кого какие мнения, мысли, насчет того как работает Хатха йога? Прошу.

Из зала: Я продолжу размышления, просто хотелось привести следующую аналогию. Если наше Высшее Я — это, как  Солнце, как источник света, наша прана – его лучи,  то наши тела можно представить, как стекло пропускающее или не пропускающее эти лучи. А Хатха йога — это, как тряпочка, которая промывает это  стекло. И, если стекло чистое, то праны больше.

Вадим Запорожцев:  Можно и так, хотя есть еще более сложное объяснение, я потом, в конце лекции вам его дам. Ну, давайте еще абзац прочитаем от начала и до этого афоризма. Там не все идет.

Читающий текст: «Итак, указанная Ведантой, что сущность Атмана – доброта и расположение, и природа Атмана – всепроникающее начало. Сам он, лучезарный будучи, не зависит Атман ни от чьих-либо поддержки. Вся эта Вселенная, в сущности, незначительная, и от Атмана она, в действительности, отличается. Я, То, Одно, не уничтожимо, если даже Вселенная исчезнет, Я останусь. Я – блаженство, единство, я Атман есть».

Вадим Запорожцев:   И еще раз ту часть, которую мы только прочитали, там где Вселенная.

Вся Вселенная незначительная, и в действительности, отличается от Атмана.

Читающий текст: Вся эта Вселенная, в сущности, незначительная, и от Атмана она, в действительности, отличается.

Вадим Запорожцев:   Ну, какие мысли, вот по этому повороту. Марк, ты уже выступал. Друзья, вас много людей, все сидят в самадхи? Давайте, пробудите свою харизму, энергию и сознание пробудите. Давайте, кто еще рта не раскрывал? Давайте, встряхнитесь, прошу. Задача этих лекций, безусловно, чтобы вы проснулись, как учителя человечества, чтобы вы вышли из этой лекции и поняли,  что все в ваших руках, что сейчас вы наконец-то перетряхнете, прошу прощения, весь этот курятник. Понимаете, да? Что вы, наконец-то, будете сеять разумное, доброе, вечное. Вы должны поверить в свои силы! А вы сидите скромненько. Иногда даже надо глупость говорить, но дать проявиться самому себе, понимаете да? А то, иначе, если что-то захотите умное сказать,  будете сидеть и молчать тихонько.  Еще раз прочти этот текст.

Читающий текст: «Вся эта Вселенная, в сущности, незначительная, и от Атмана она, в действительности, отличается».

Из зала: Я думаю, здесь подразумевается, что вся эта Вселенная создана самим этим Атманом для того, чтобы получать какой-то опыт, чтобы играть. Это, как ребенок играет в песочнице с куличиками. Эти куличики незначительны по сравнению с самим ребенком, это все ерунда.

Вадим Запорожцев:  Еще у кого есть мнения, мысли? Да.

Из зала: У меня пришел в голову такой пример хороший. Вот, люди возле метро работают, носят на себе объявления. Вот, если представить, что эти объявления, как будто они в костюмах ходят, ходят, развлекают людей, вот этот костюм – это наши проявления в этом примере, а наше Я – это мы, которые в этом костюме. И вот, находясь в неведении, мы считаем, что мы эти костюмы. А я здесь обтерся, грязненько, как же я могу жить так? И все время стираем костюмы. А если бы мы считали себя своим высшим Я, то мы бы понимали: что чтобы ни случилось с этим костюмом, что бы с ним не произошло, на нас это вообще никак не повлияет. Вот в этом, как бы принципиальная разница: считая себя своими проявлениями, мы склонны, всячески над ним радеть и т.д. А если бы мы считали себя своим высшим Я, нас бы это не касалось. И, по сути, тут и говорится в этом афоризме, под Вселенной имеется в виду проявления высшего Я, и оно, как бы незначительно. А высшее Я отличается от этой Вселенной, и оно другое, чем проявления.

Вадим Запорожцев:  Ага, интересно, спасибо. Правда, у меня тут же следующая аналогия. Я вспомнил, кто точно уж не заботится о своей одежде, так это БОМЖи, неужели они познали?

Из зала: Мы считаем себя собой, а тут получается, что они считают себя костюмами, и относятся к себе, как к костюмам, мне кажется в этом.

Из зала:  У меня возникла такая аналогия, что, допустим, мы находимся во сне. К примеру, нам снится какой-то кошмар, мы ужасаемся, мы в это верим, придаем этому огромное значение, мы просыпаемся в холодном поту, и понимаем, что, собственно говоря, что было там, незначительно. Может быть, точно так же, когда мы выйдем из этой Вселенной, и увидим все сверху, точно так же, как выйдя из сна, мы, познав своего Атмана,  мы взглянем на нашу жизнь и потом подумаем, что она была незначительна.

Вадим Запорожцев:  Хорошо, чудесненько, чудесненько, так мысли еще есть?  Да, можно.

Из зала: Вспомнить концепцию макрокосма и микрокосма, подобие к друг другу и, поскольку мы все время напоминаем о принципе единства, то тут задавали вопрос: «Может ли человек влиять на солнце»? На самом деле, очень неоднозначный был ответ. Человек представляет собой систему микрокосмоса и макрокосмоса, если человек меняется со стороны микрокосмоса, то, так как единство во Вселенной, меняется и макрокосмос,

Вадим Запорожцев:  Тут несколько другая тема, давайте мы не будем её продолжать.

Из зала: Хотела добавить по поводу того, что вся наша Вселенная, в сущности незначительна. Человек, который живет обычной жизнью, он сначала стремится получить какие-то блага, и с ней  хватается за разные формы. Он, сначала, встречает девушку и влюбляется в нее, потом проходит какое-то время и чувствует что что-то изменилось. В сущности, за чем он погнался, не является самой этой девушкой. Потом он уходит в карьеру и мечтает о каком-то материальном благополучии, получает это благополучие, опять остается неудовлетворенным. Таким образом, он имеет возможность подойти к тому, что вся эта Вселенная, все эти внешние формы, они, в сущности, незначительны, по сравнению с неким высшим импульсом, который он еще никак не может ухватить. И, собственно, таким образом, он и подходит к йоге и практике йоги, которая ему позволяет расширить потенциал.

Вадим Запорожцев:   Ладненько, хорошо. Можно еще прочитать от начала до конца фразу?

Читающий текст: «Итак, указанная Ведантой, что сущность Атмана – доброта и расположение, и природа Атмана – всепроникающее начало. Самолучезарный будучи,  не зависит Атман ни от чьей-либо поддержки. Вся эта Вселенная, в сущности, незначительная, и от Атмана она, в действительности, отличается. Я, То, Одно, не уничтожимо, если даже Вселенная исчезнет, Я останусь. Я  – блаженство, единство, я Атман есть».

Из зала: «Вся эта Вселенная, в сущности, незначительная, и от Атмана она, в действительности, отличается». Вот мне хотелось продолжить сообщение о том, что, когда мы стремимся к чему-то в жизни, мы чувствуем нечто, что нас привлекает, но мы это всегда ассоциируем с какой-то вещью, действием, чем-то еще. И, часто, как уже тут говорили,  достигая желаемое, оказывается, этот кайф куда-то делся, и эта искра, нечто  запредельное, нечто неуловимое. На самом деле, оно не связано с этими вещами. Оно может светить через некоторые вещи, но эта искра не создается этими вещами, и получается, что вся эта Вселенная, она не нужна, ни для чего, а только для того, чтобы мы через нее увидели искру. Сама по себе она никакой ценности не представляет  по сравнению с Атманом.

Вадим Запорожцев: Хорошо, замечательно, чудесное размышление. Есть у кого-нибудь, что-нибудь сказать?

Из зала: Более наглядно я хотел бы аналогию здесь привести. Представим, что мы сидим перед компьютером и играем в космическую игрушку. Мы как бы являемся этим Атманом и смотрим на эту Вселенную. Эта вселенная бесконечна, можем на кораблях летать, но, на самом деле, внутри компьютера. А на самом деле, вся эта вселенная ограничена этим экранчиком. Если применить эту аналогию, наверное, Шанкара хотел сказать, что, на самом деле, это экранчик очень небольшой.

Атман по ту сторону Вселенной.

Вадим Запорожцев:   Ладненько, давайте мы еще пройдем по этому афоризму и потом еще поразмышляем. Итак, как здесь сказано следующее, что Ведантой указано, что: «Сущность Атмана – доброта и расположение, и природа Атмана – всепроникающее начало. Самолучезарный будучи,  не зависит Атман ни от чьих-либо поддержки».

Косвенно, ссылка на то, что наш Атман по ту сторону Вселенной, вне пространства и вне времени, и он не является каким-либо объектом или явлением нашей Вселенной. То есть, он, действительно, как-то только проявляется в нашей Вселенной. Где он? Какова его природа? Она вне Вселенной, окружающей нас. То есть ваше высшее Я, ни  коим образом не зависит от Вселенной. Ни через еду, ни через сознание, ни через информацию, ни через что. Вы, действительно, как если бы из неоткуда, пришли вовнутрь и начали что-то делать внутри.

Как был здесь образ с аквариумом: маленький ребенок засунул две руки и давай там рыбки ловить, или хвать там какую-либо игрушку, и давай ею играть. Вот это заявление о том, что суть Атмана – доброта и расположение. Действительно, это косвенная ссылка на первый принцип йоги, указание на сверхлогичность Атмана. У вас, друзья, поверьте, с точки зрения логики нет ни малейшего основания быть добрыми, ни у кого. Точнее, ваша логика будет одновременно давать столько плюсов от вашей доброты, столько же и минусов. То есть, в плане логики, в плане обычного разума, вопрос доброты не решаем.

Во-первых, нет четкого критерия, что такое доброта, для кого-то один человек добрый, а для врагов этого человека, может быть там злой. Причем, этих комбинаций может быть сколько угодно. Начнем с того, что с позиции разума, логики, нет критерия доброты или злобности. И поэтому, находясь на этой стадии, понятие доброты ускользающее. Собственно говоря, мы не можем определить, что такое доброта, но в тоже время можем почувствовать, что такое доброта. И, практически, вы помните, что в йоге есть первый принцип йоги, принцип непричинения страдания другим живым существам. По-существу, по мере того, как ваш Атман самопознает сам себя, как он избавляется от неведения в отношении того, чем он не является, чем больше он утверждается в своей истинной сути. И вот, чем больше он  утверждается в своей истинной сути, чем в большей степени потом, через проявления Вселенной, он склонен демонстрировать нам доброту, открытость, что-то такое, что нам нравится,  высочайшими гуманистическими проявлениями.

Еще раз, с другой стороны, вы не найдете точного определения, что такое доброта, его просто нет во Вселенной. Что русскому хорошо, то немцу смерть, и наоборот. Вот это, с одной стороны, как бы Шанкара дает такой толчок нашему разуму через эту 9 шлоку, потому что, все-таки, ведь сущность Атмана запредельна, выразить его невозможно, но можно его почувствовать. В этом смысле чувства ближе нас подводят к высшей интуиции, чем доводы голого разума. С другой же стороны, здесь, в этой шлоке, Шанкара еще раз дает нам понять, что Атман не нуждается в опоре, он сам является опорой чего бы ни было. И, по сути дела, вы не нуждаетесь ни в чем. А вот ваши тела нуждаются в чем.

А этот вопрос: «А как же связаны эти две вещи: с одной стороны, на одном полюсе – ваше Высшее Я, ваш Атман, который не нуждается ни в чем; на другом полюсе – ваши тела, которые нуждаются в чем-то, в каких-то вещах и как это все можно связать»? Связка достаточно логичная и понятная. По сути дела, ваше Высшее Я, оно проявляется, как Сознание и Энергия, а ваше сознание и энергия начинают управлять какими-то более грубыми, если угодно, сознанием и энергий. И вот, для более грубых энергии и сознания уже нужна еда, нужны какие-то вспомогательные факторы.

Но, с другой стороны, смотрите, какой парадокс получается: чем более совершенными будут ваши тела, тем проще будет обходиться только тем сознанием и энергией, той праной, которая у вас есть от Атмана. Вот сейчас у нас с вами примерно такая ситуация: вот, скажем, энергия, которая идет от нашего высшего Я, она заставляет более грубые импульсы и энергии влиять на еще более грубые импульсы и энергии, а те на еще более грубые импульсы и энергии, и только потом наше тело начинает выпрямляться. Вот такая цепочка передачи сигналов, усиления.

Представьте, вы сделаете такую систему, которая бы меньше задействовала эти потери, и, как следствие, вы становитесь физически выносливыми, менее подвержены отсутствию воды, еды, усталости. Вот поэтому считается, что со временем, по мере того, как вы все больше и больше утверждаетесь в своем Атмане, доля вашей праны все больше и больше, а доля наемной праны все меньше и меньше. И в идеале вы полностью можете заменить всю прану во всех своих структурах на прану, исходящую от вашего Атмана. В этот момент вы практически физически становитесь бессмертными. Просто, хотя бы по очень простой причине, что ничего не сможет вас уничтожить, даже если подвергать тело, оно будет моментально восстанавливаться за счет праны вашего Высшего Я.

Приближение к бессмертию.

Действительно, во многих йоговских текстах, когда читаешь совершенно удивительные истории про какие-то фантастические выживания йогов. Уж его, бедолагу, и чего только с ним не сделали, а у него, как у собаки, все заживает, совершенно волшебным образом. Это только потому, что доля наемной энергии, поддерживающая организм, сокращается, а доля той энергии, которая идет от Атмана, она увеличивается. Тут всегда контраргумент приводили: «Ну, хорошо, тогда можно было бы тут же таким же образом поставить какой-нибудь датчик, который бы измерял харизматичность личности. Праны больше, он может проявляться, как энергия, то можно сразу зафиксировать по каким-то физическим приборам». В этом-то и парадокс праны, что эта та вещь, которая  в одну часть времени появляется, как мощный импульс энергии, а в следующую, в противофазе, в обратную сторону, потом сознанием, поэтому ухватить нечего, все равно ноль получается. Две волны. Одна положительная, другая отрицательная, друг друга практически уравновешивают, суммарная ноль, поэтому здесь тоже тяжело отследить как-то фактор, только косвенно.

И, собственно говоря, действительно, по мере того, как мы с вами будем эволюционировать, то человечество будет приходить к качественно новому состоянию. Когда доля праны, исходящая из каждого члена общества, станет больше критической, после этого моментально исчезнет большое количество заболеваний, исчезнет проблема старения, потому что проблема старения сводится к очень хитрым проблемам отсутствия праны. Продолжительность жизни начнет увеличиваться, люди начнут демонстрировать совершенно фантастические способности. Способность: навредить  – а у него моментально все заживает. Об этом нам говорят древние тексты, это, вероятно, светлое будущее человечества.

А потом, когда степень праны вообще будет 100%, то это будет вообще что-то фантастическое. В йоге косвенно указывается, что несколько раз на протяжении истории человечества, были отдельные группы людей, которые, вот таким образом, достигали высшего состояния и уходили с Земли куда-то путешествовать по Вселенной. Я уж не знаю, куда они делись и, фактически, вот это наследие знаний – это тот подарок, который, уходя, группа людей оставляла нам. То есть, они полностью выжали все, что могли выжать из земли, жизни в телах людей. Во-первых оставляли нам тела, как учит нас родовая йога, потому что мы такие тела не в состоянии сами сотворить, мы их умеем только клонировать и заселять, мы даже не знаем все заложенные в них возможности. Но, с другой стороны, как только мы все возможности реализуем наших тел, то, по всей видимости, мы отсюда уйдем с планеты Земля.

Чем добрее человек, тем в большей степени в нем реализовано или открылось его Высшее Я.

Знаете, у Циолковского,  у Вернадского и у прочих, прочих были мечты о лучистом человечестве. Какая разница, у нас тело сейчас белковое. По сути дела, это комбинация потоков наемных энергий, сознания окружающей вселенной. То бишь, что мешает вам сделать эти потоки на более тонком уровне? Вот тут мы вплотную подходим к вопросам жизни.

Но опять, как сделать? И выход дается – познанием своего высшего Я. Вот тут и косвенный метод – если ты чувствуешь, что в твоих жизнях ты, в каких-то моментах проявляешь себя по-доброму, то это является косвенным признаком того, что все-таки работает та, незамутненная, часть твоих проявлений, которая наиболее близка к Атману. То есть, чем добрее человек, тем в большей степени в нем реализовано или открылось его Высшее Я.

С другой же стороны, тем более вы становитесь независимыми от каких-то внешних факторов. Внешних факторов очень много, нам кажется что счастье где-то снаружи. Мы стремимся к карьере, мы стремимся к каким-то целям, но каждый раз получается, как только мы достигаем цель, хватаемся, несколько дней радости, а потом нам это все приедается. Потому что форма осталась та, а что-то неуловимое исчезло. А что неуловимое? А неуловимое, по всей видимости, фактор, который позволяет нам увидеть отблески нашего же собственного Высшего Я.

И вот, вы помните, в одних из Упанишад сказано, там такая фраза, которую я люблю часто повторять и она звучит следующим образом, что: «Не ради жены ценна жена мужу, а ради Атмана ценна жена мужу», и там дальше перечисляется много чего. То есть, получается, что, если каким-то внешним фактором во Вселенной нам удается приоткрыть свое Высшее Я, мы счастливы,  но если мы схватились за тот источник, с помощью чего приоткрыли, рано или поздно он перестает действовать, и он становится обузой нам.

Ну, и непосредственно следующий момент: здесь сказано, что вся Вселенная, в сущности, незначительна и от Атмана она, действительно, отличается. То есть, все, что мы видим вокруг, с одной стороны, вроде как, действие нашего же Атмана, волеизъявление. Да, действительно, законы которые мы волеизъявляли и, согласно этим законам, наши проявления чего-то тут творят и много чего успели наворотить. Но, по сути дела, это, как песочница, куда мы пришли поиграться, и в любой момент можем уйти, даже не вспомнив это.

Вот поэтому в некоторых древних текстах  йог или йогиня отказывались от мира. Вот попробуй современному человеку скажи такую фразу. Скажут: «Начинаются религиозные фанатики, про свое начинают петь». Это старая песня во всех религиях. Эту песню, рано или поздно затягивают, что: «Откажись от мира, все брось», и так далее. Вот, правы они или не правы? С одной стороны, да, все религиозные лидеры абсолютно правы, что, действительно, весь этот мир, как песочница – наиграешься и она тебе надоедает, но не правы только в том смысле, что сперва надо наиграться, а потом его бросать.

А получается наоборот! Получается, что человек еще не наигрался, а ему говорят: «Все, все, все! Пойди, откажись, брось»! И получается так, что в этом смысле они порют чушь, когда призывают молодых, сильных юношей и девушек подстригаться в монахи, вместо того, чтобы управлять страной, вместо того, чтобы развивать науку, вместо того, чтобы идти в политику, бизнес, самый честный, самый чистый. Уходят в эти кельи, а на их место приходят всякая шваль,  и эти государства начинают потихонечку ломаться. Знаете, такая обратная сторона религиозности, все, считаю, религии поддерживают это, как посмотреть.

Йога  – это жизнь, и все, что ставит под удар жизнь – это не йога.

Я напомню такую точку зрения, в Индии на буддистов до сих пор. В Индии, в известных кругах, считается, буддизм был крайне отрицательной, деструктивной сектой. Почему? Потому что заставил всех побросать жен, детей и уходить искать свою личную нирвану, а здесь хоть трава не расти. И только лишь потом, когда эта опасность была осознана и скорее реабилитирована, возник тибетский буддизм, буддизм Нагараджуна или ламаизм.

Поэтому, одни и те же поучения могут быть, действительно, поясняющие поиски Вселенной, так и страшный яд человеконенавистнический, который может очень серьезно подорвать жизнь. Вспомните идеи коммунизма в Советском Союзе, ведь на самом деле были вполне вменяемые задумки, вполне вменяемые. Да, надо что-то регулировать, не все надо отдавать на откуп свободного капитала, но, вспомните, к чему это привело? Привело к тому, что, в конечном итоге СССР развалился.

Вот поэтому и здесь надо быть всегда очень аккуратным во всех философских или каких-то там религиозных или  йоговских каких-то течениях и текстах. Помните, что, в первую очередь, йога  – это жизнь, и все, что ставит под удар жизнь – это не йога, как бы йоговски это не называлось. Вот, к сожалению, эту простую мысль я пытаюсь донести десятилетия, преподаю йогу, и так с трудом находит дорогу.

Процесс самопознанием, как устранение неведения.

И, наконец, прозвучал вопрос такой, очень любопытный: «А как же тогда Хатха йога действует, если получается что наше Высшее Я само по себе и оно ни от чего не зависит»? Наши проявления и тела от многого чего зависят, и по сути дела, связка между ними такая: конечно, наше Высшее Я – источник проявлений, а проявления то на Высшее Я как-то не влияют, потому что они проявления. И возник вполне конкретный хороший вопрос: «А как же тогда Хатха йога работает»? Ведь в Хатха йоге, я напомню, это физические упражнения, когда мы те или иные позы принимаем, получается так, что мы, влияя на наши проявления, на наши тела, мы каким-то образом, заставляем наше Высшее Я больше осознать самого себя.

Возникает вопрос: а не является ли такое нелогичным положением? Нет, друзья, по той простой причине, смотрите, какая ситуация происходит, действие любой йоги, будь то Хатха йога, медитация, еще что-то, сводится только лишь к одному –  это устранение неведения нашего Высшего Я в отношении самого себя. То есть, если неведение устраняется, то мы называем этот процесс самопознанием, мы этот процесс называем йогой. И, прямо пропорционально, как мы познаем свое Я, приходит то или иное могущество. Но вот беда то только в том, что, чтобы нашему высшему Я самоосознать себя, иногда требуются ментальные усилия, о чем-то размышлять или изучать те или иные концепции, а иногда нужно какие-то эксперименты со своими проявлениями или телами.

И вот, представьте себе такой пример: ваше Высшее Я считает себя своими проявлениями, которые, как лучик света, проникают в эту Вселенную и высвечивают ваши тела, причем, равномерно распределяясь по вашим телам и ваше высшее Я считает себя уже не праной, а освещенной этой праной ваши тела. И вот, представьте, вы поели грязной еды, она у вас как-то усвоилась, она снаружи как-то пропиталась праной, а выше Высшее Я считает, что это неуместная грязная еда вы и есть, и на всяческую попытку как-то повлиять на то, чем она себя считает, этой грязной едой, очень болезненно реагирует. И вот, вы начинаете заниматься Хатха йогой, делаете известные позы, делаете какие-то известные движения, и происходит следующий момент: ваша-то прана остается на месте, а вот какие-то ингредиенты, которые вы считали самим собой, вдруг, грязные, уходят, а чистые приходят. И вы с удивлением видите, что грязное ушло, раз как-то прана начала лучше самоосознавать себя. И вы говорите: «О, а я себя лучше почувствовал»! По очень простой причине: до этого она распылялась на что-то другое.

И вот, один раз туда, сюда, другой раз, где-то косвенно наводит ваше Высшее Я на мысли: «Так, может быть, я являюсь независим от тел»? И, действительно приходит это самосознание, неведение устраняется, могущество увеличивается. Чтобы устранить неведение, достаточно прочитать умную книжку,  а иногда, читай не читай, пока несколько сотен раз не сделаешь упражнения Хатха йоги, не дойдет. Но, по сути дела, все честно, вы работаете со своими проявлениями, вы так хитро с ними работаете, что потом до вас доходит: о, смотрите, а тут что-то начало меняться, а я то считал, что я этим являюсь,  а я, оказывается, являюсь чем-то другим, может я что-то более грандиозное. Так что, и Хатха йога совершенно необходимый инструментарий, как то изучение теории и прочее, прочее. Все честно.

Наши проявления нужны для того, чтобы познать источник проявлений.

Или еще один пример, для чего нужны наши проявления – для того, чтобы познать источник проявлений. Этот пример характерен для объяснения Йога Сутра Патанджали. Там сводится к следующей идее, что у вас есть то, что называется разумом, это, как гладь озера. И есть над этим озером ваше Высшее Я, скажем, это солнце. Безусловно, от этого солнца множество лучиков света летят и ударяются в озеро, но на поверхности озера постоянно дуют ветра, и поэтому озеро постоянно покрыто рябью, волнами, и солнце не может увидеть свое отражение в озере. Все ваши страстные желания, выраженные через дыхание, это те силы, которые заставляют эти волнения быть. Но, вот вы начали методом пранаямы дышать как-то более соразмерено, у вас из множества разношерстных волн и волночек более-менее уже вырисовываются однонаправленные, они уже более структурированные. И, в дальнейшем, тем или иным методом, вы становитесь гладью этого озера, убираете одну волну за другой. В Йога Сутра Патанджали это называется саньямой или постепенной концентрацией на одной мысли. И вот, вы так работая над собой, убираете мысль за мыслью, мысль за мыслью, в результате у вас остается на поверхности озера всего одна волна-мысль. Представьте, раньше было все такое мохнатое, ветер дует и увидеть отражение солнца было невозможно, а тут уже одна такая большая волна и там уже можно разглядеть такое вот переливающее солнце, но вы идете дальше, и берете, и это называется самадхи с объектом.

Но дальше вы идете следующим образом: вы берете и последнюю мысль-волну раз, и убираете! И вот, ваш разум-озеро гладкое, и вот, в него от солнца летят лучики, отражаются, и летят обратно, в сторону солнца. То есть, солнце видит свое отражение, и как только оно увидело свое отражение, и поняло: «О!О!О! Я Солнце!», оно устранило свое неведение, и неизмеримо расширило свое могущество. То есть, если грамотно вы будете использовать свои проявления, грамотным образом, эти проявления дадут нужные знания, нужные знания устранят неведение, и, даже несмотря на то, что проявления никак не могут повлиять на источник этих проявлений, вы тем самым, вот таким хитрым образом, все-таки устраните неведение, достигнете высшего самадхи и высшего осознания того, чем вы являетесь на самом деле. Поэтому, этот вопрос связки между источником праны и праной, он принципиален. Источник праны не зависит от праны, но можно хитро использовать таким хитрым образом прану, чтобы источник праны понял, кем он является на самом деле. Я думаю, вы ухватили достаточно сложную мысль. Или нет? Кто не понял ничего?

Из зала: Вопрос можно? После того, как солнце осознало себя, получается, что все равно возвращает поток, но уже с полным осознанием, кем оно является на самом деле?

Высшее Я не исчезает ни на секунду, оно всегда есть!

Вадим Запорожцев: Безусловно, если вы потом опять хотите проявить себя, опять наводите эту рябь, но вы уже за рябью знаете – там скрывается солнце. Или, знаете, есть немножко другая аналогия такого же объяснения. Очень красиво оно было описано в книжках про Рама Кришну: сидел йог и медитировал на устройство самого себя и бытия. Сидел, а были тучи, дождь шел. А он сидел под дождем, мок, но все равно размышлял над природой своего Высшего Я. Потом, вдруг, в какой-то момент, тучи рассеялись и луч света упал прямо на йогина, прямо ему на лоб. После чего он вскочил, начал танцевать, радоваться, всячески выдавать высочайшее удовольствие. Его сотоварищи поймали и спрашивают: «Чего радуешься»? – «А я понял что Высшее Я не исчезает, независимо от того, есть облака или нет, оно всегда светит»!

Точно так же и в нашей жизни, мы, потом, пережив состояние самадхи, поняв, что такое солнце, и помня, как есть на самом деле, мы потом бросаемся в самую темноту мира, и нам ничего не страшно, мы знаем что это – всего лишь игра, что Высшее Я, солнце, всегда есть, оно не исчезает ни на секунду, иногда его просто не видно из-за этих облаков. И это делает из людей героев, таких мощных  лидеров, которые изменяют человечество к лучшему, потому что где-то надо черпать уверенность в том, что ты делаешь. Вот. Так что, настоятельно рекомендую вам помнить, даже если вы не видите своего высшего Я сейчас, это вовсе не значит, что его нет, оно просто спряталось. Еще вопросы.

Из зала: То есть, если пристально, детально, рассмотреть фразу «хорошо ли ты себя чувствуешь», то это, получается, говорится о связи высшего Я и конкретного проявления?

Вадим Валерьевич: Ну, это можно, наверное, свести к следующему вопросу, хорошо ли чувствуют твои проявления? Смотрите, если мы считаем себя чем-то, теми, или иными проявлениями, то мы, соответственно, и начинаем отождествлять себя с этими проявлениями. Если проявлениям хорошо, то, кажется, и нам хорошо. Если проявлениям плохо, то нам кажется, что и нам плохо. Но это всего лишь иллюзия! Нашему высшему Я не может быть, ни хорошо, ни плохо. Оно постоянно в высшем наслаждении, но оно, по своей глупости зацепилось.

Знаете, я всегда еще такой пример привожу. Тоже он всегда меня печалил, а сейчас вообще убивает. Когда еще в те годы стали проникать в телевизор сериалы, вот, помню, они тогда еще были латиноамериканские, Луис Альберто был. Слезливо-плаксиво-идиотские. Меня даже просто мутило от этих всхлипываний, а бабушка моя просто не могла оторваться от телевизора, зомби-ящика. У нее жизнь была от сериала, до сериала, все остальное по боку, вот такой у нее распорядок был дня. То есть, она перестала жить своей жизнью, она начала жить жизнью актеров, того сценария. И, помню, как-то вечером прихожу, она счастливая, ну, знаете: «Что случилось-то»? – «Ой, у них так все хорошо, все так хорошо, там у них великая любовь, все хорошо»! В следующий раз прихожу, на другой день, домой, она такая хмурая сидит, что у них опять что-то не ладится.

И вот, до меня дошла майя – мы не живем своей жизнью! Живем какими-то случайными процессами, с которыми идентифицируем себя. И до тех пор, пока мы будем идентифицировать с этими процессами, или нам надо менять  эти процессы, чтобы чувствовать себя лучше, или хуже, или полностью разрывать себя с этими процессами, и тогда их менять не надо, пускай себе, выключить телевизор. Сейчас, по телевизору новые сериалы пошли, и это обычное явление нашего высшего Я, которое начинает жить не своей жизнью. Цепляется за какой-то процесс, идентифицируется с ним. А футбольные фанаты?! Меня вообще убивает, Олимпиада:  все радуются или все плачут – золотую медаль кто-то выиграл, или проиграл кто-то. Господи, страна в руинах, дети беспризорные по улицам, криминал, коррупция на коррупции, а они живут олимпиадой,  они себе маленький мирок построили, наркоманы. Поток их праны уходит туда, идентифицируется с бегуном, прыгуном, футбольной командой. Их нет здесь! Действительно, здесь зомби ящик делает зомби людей. Он берет ваше сознание и перетаскивает куда-то, и вы сами не живете своей жизнью, а вокруг может быть все, разруха. Зато впереди планеты всей! Помните де Помбаля? И, тем более, наоборот, развитая страна. Обратите внимание, они мягче спокойнее. Ну, выиграла сборная, выиграла, проиграла, проиграла. А попробуй в Северной Корее спортсмен проиграй,  когда там вся нация в едином таком порыве следит, потому что они не живут своей жизнью, есть такая отдушина – спортсмен. Ладненько, все мои слова имеют смысл, только в одном случае, если мы помним 1, 2, 3 принципы йоги, кто нам их напомнит?

Друзья здесь вы можете скачать Текстовый, Аудио и Видео варианты,форматы doc, fb2, mp3, flv:

Скачать Аудио Вариант1 MP3 Web 32кб/с, 23.7 мб

Скачать Аудио Вариант2 MP3 Full 128кб/с, 94.6 мб

Скачать Видео Вариант FLV, 244.4 мб

Адрес где нас найти,контакты: Международный Открытый  Йога Университет, “Культурный центр «Просветление», Школа Анандасвами. Россия, г. Москва, метро Новослободская, ул. Долгоруковская, д.29, телефоны в Москве:8(499)251-21-08,8(499)251-33-67, e-mail: HappYoga@mail.ru, www.openyoga.ru, www.yogacenter.ru, www.happyoga.narod.ru.
Можно ли копировать.Права:
Лицензия Creative Commons. Вы можете копировать, тиражировать и распространять эту лекцию, желательно делайте ссылку на наш сайт www.openyoga.ru
Благодарность всем тем,кто работал над материалом:

Шаблон
опубликовал-Егоров Евгений
Текст напечатали-
(а)-Дарья Набиуллина
Текст отредактировал-
(а)-Елена Подрядова
Текст опубликовал-(а)-Алексей Тарасов
Краткое описание составил-(а)-Наталья Сим
Рисунки и фото создал(а)-временно отсутствуют 
Английский перевод выполнил(а)-
временно отсутствуют 
    
Контрольные вопросы: временно отсутствуют
Ответы на контрольные вопросы:
временно отсутствуют

Глоссарий-Словарь-Энциклопедия непонятных терминов йоги здесь: www.wikiyoga.openyoga.ru  

alt

 

Друзья, если что то не работает на сайте или вы нашли ошибки, неточности и не соответствия, то пожалуйста зайдите сюда www.openyoga.ru  и сообщите ответственному об этом.

Добавить комментарий