2012_06_23 Шанкарачарья (5-я лекция). Вадим Запорожцев

Название лекции :

Шанкарачарья (5-я лекция). Вадим Запорожцев

photo vadimАвтор: Вадим Запорожцев
Дата:
2012.06.23.

Где:
Международный Открытый  Йога Университет

Краткое описание : 

Отрабатывается или нарабатывается ли карма во сне? Какое значение имеет в переоткрытии йоги авторитетное мнение?  Чем отличается состояние глубокого сна от  медитации, или это является одним и тем же состоянием? Сон без сновидения, можно ли использовать его как метод на пути достижения Высшего. Метод объединения крайностей, или йога с позиции науки. Четвертая шлока из «Десяти шлок об Атмане». Духовный опыт накопления рождает осознание. Чем отличается сатва от просветления, и как не спутать эти два состояния?

Скачать Текст, Аудио, Видео Варианты здесь: www.openyoga.ru



Слушать Аудио:     
Смотреть Видео:  
Ссылка на видео

Читать Текст:

Итак, друзья, у нас сегодня у нас 23 июня 2012 года, меня зовут Вадим Запорожцев, я преподаю йогу. Это у нас лекция Международного Открытого Йога Университета. Находимся мы в городе Москве, возле метро « Новослободская» в культурном центре «Просветление». Все наша архивная информация находится на сайтах www.openyoga.ru, www.happyoga.narod.ru, www.yogacenter.ru. Также у нас есть дистанционные курсы самоучители   по всем видам йоги  на сайте www.kurs.openyoga.ru.

На предыдущей лекции, которая была посвящена тексту Шанкары мы с вами разбирали  очередную шлоку  и напомню, что мы вплотную приблизились к очень интересному положению, а именно положению использования сна в йоге. На этой лекции мы с вами продолжим рассматривать этот совершенно чудесный текст. Если у кого-то есть вопросы по предыдущей лекции, давайте на них ответим.

Отрабатывается или нарабатывается ли карма во сне?

Сергей Колесов, Нижний Новгород, Астра, заочник:

Отрабатывается ли карма во сне?

Вадим Запорожцев:

Хороший вопрос, нарабатывается или отрабатывается карма во сне. На самом деле вопрос аксиоматический и очень показательный. Его можно будет потом в билеты экзаменационные включать. А вообще, я вам предлагаю сделать экзаменационные вопросы на звание квалифицированного преподавателя йоги. У нас они, безусловно, есть, но нет предела совершенству. Мы сделаем соответствующий форум, где я буду от всех вас ждать вопросы с заковырками. Итак, кто хочет поразмышлять над этой темой, приобретается ли или нет карма во сне.

МОЙУ, Соломатина Ирина, группа Чатур:

Согласно йоге сновидений, пространство сновидений – это разновидность общего пространства. Как есть реальное пространство, так и есть реальность сновидений. Соответственно, если у человека есть карма в реальности, то в сновидении тоже есть карма. Только там несколько другие законы более тонкие, чем в реальности.

Вадим Запорожцев:

Очень хорошее замечание, очень хорошее разъяснение. Итак, кто нам ответит, что такое карма?

МОЙУ, Алсу Зинченко, группа Астра:

Карма – это закон причины и следствия.

Вадим Запорожцев:

Итак, согласно закону кармы, как он дошел с древних поучений, если мы делаем что-то плохое, мы потом и пожинаем плохие результаты. Если мы делаем что-то хорошее, мы и пожинаем хорошие результаты. Кто нам, с позиции аксиоматики йоги объяснит, почему это так? Почему во Вселенной сделано так, что делаешь плохое и получаешь плохое, а делаешь хорошее, и получаешь хорошее. А может,  надо было наоборот сделать, или перемешать как-нибудь, как винегрет. Кто обоснует закон кармы?

Алексей, группа Астра:

Потому что на уровне одного из законов Вселенной мы все являемся одним целым. И если мы делаем что-то, что мы называем плохим, мы делаем это себе, рано или поздно до нас доходит результат того, что мы делали.

Вадим Запорожцев:

Вот такое объяснение, у кого есть другое объяснение? Почему, когда делаешь плохое, тебе плохое и возвращается, а делаешь хорошее, хорошее возвращается?

МОЙУ, подготовительная группа, Вита Чайковская:

Мне кажется, что закон кармы можно объяснить так. По сути, наше Высшее Я является частичкой, гранью Абсолюта.  И мы, являясь частичкой Абсолюта, по сути, творим этот мир. Поступки, которые мы совершаем – это наше Творение Мира. Что натворили – туда и попадаем.

Вадим Запорожцев:

Замечательно. Блестящий ответ. У вас будет очень хорошая группа. Одно из возможных названий вашей группы будет Готра. Что это означает, спросите Басима.

Алена Воробьева, группа Чатур:

Мне кажется, что тут играют роль ассоциативные связи. Человек делает какой-то поступок, выполняет какое-либо действие, допускает какую-то мысль и уже закладывает в них некую ассоциативную связь. Соответственно, эти связи формируют все, что с ним в дальнейшем происходит,  как позитивное, так и негативное.

Вадим Запорожцев:

Замечательно, это уже техническая подробность, как это происходит. Абсолютно правильно было замечено, что Абсолют нас сделал по своему образу и подобию свободными. Все, что мы видим вокруг – это продукт наших волеизьявлений в течение миллиардов жизней. Вот мы волеизьявили, скажем, у соседа яблоко украсть,  в огороде, и украли. Не просто долго думали красть или нет, а залезли, украли и съели. Но этим самым мы волеизьявили, что в нашей личной Вселенной может быть такой сценарий, когда кто-то лезет в чужой огород и ворует яблоки. Безусловно, мой пример очень грубый и упрощенный. Но он передает суть. Если вы волеизьявили какой-либо закон во Вселенной, и выполнили его, то есть ритуально подтвердили его своим поступком. Думали,  вынашивали план воровства яблока, потом украли и съели – то вы, как бы закрепили на таком уровне в своей личной Вселенной закон, что живые существа, которых вы лично пригласили в свою Вселенную, могут воровать. А вот если бы вы построили себе другую Вселенную, где существа вашей личной Вселенной не могут воровать, то вас, в принципе, нельзя обокрасть.

Есть такие  практики в йоге, из области сверхспособностей,  очень интересные и чудесные, если ты их делаешь, ты можешь чего-то избежать. И непонятно почему, ведь мир, какой был, такой и остался. Потому, что ты волеизьявляешь в своей личной Вселенной другие правила игры, которые ты сам должен выполнять. К примеру, если вы научитесь никогда не врать, то любое ваше слово будет исполняться. И так далее.

Поэтому, закон кармы – это продолжение нашей свободы. Мы свободны, мы волеизьявили какие-то правила игры, и именно поэтому  если мы делаем какие-то поступки и, в то же самое время, эти поступки для нас самих являются отрицательными, то мы их потом и получим. Именно поэтому и получается, что за плохими поступками идут плохие следствия, за хорошими – хорошие. Хотя, с абстрактной точки зрения, а чем хороший поступок от плохого отличается? Тяжело бывает распознать, причем, иногда бывают очень странные ситуации. С человеком, на первый взгляд, что-то отрицательное случилось, а он радуется. Потому, что в конечном итоге он начал наслаждаться, а не страдать. Как в поговорке: « Не было бы счастья, да несчастье помогло». Иногда возникает вопрос,  кто отслеживает, какой поступок должен к какому результату приводить? Никто не отслеживает, это просто закон природы. Если угодно, вы его сами отслеживаете. Нет надсмотрщика. Сами породили, сами и попали. Сами яму вырыли,  сами  в нее и попали.

Так вот, вернемся мы к нашему вопросу, который был задан. Отрабатывается или нарабатывается карма во сне? Или зона сна – вне поля действия закона кармы? Что такое сон? Сон – это восприятие очередной грани нашей очень фантастической реальности. У нас трехмерный мир.  Одна грань –  реальность в бодрствовании, другая грань –  реальность сна со сновидениями, третья грань – реальность сна без сновидений. Но фактически,  и там, и там, и там, мы в реальности. Или, если угодно, в галлюцинации, только это разные галлюцинации. Во сне одни галлюцинации, в бодрствовании – другие, во сне без сновидений – третьи. А по-настоящему мы видим реальность, только когда  мы достигнем состояния просветления. Или, согласно йоге сновидений, когда мы достигнем четвертого состояния, которое еще называется «турья». Это сверхуровень, когда вы уже не бредите, а видите,   как все есть на самом деле. Что из этого вытекает? Подобно тому, как мы совершаем какие-то поступки в бодрствовании, или какие-то законы, или какие-то толчки в нашу внутреннюю вселенную, и получаем отклик, точно также и в моменте сна со сновидениями, и в моменте сна без сновидений. Это как бы три уровня тонкости нашего мира. Иногда их сводят, к грубому телу – состояния бодрствования, к тонкому телу – состояние сна со сновидениями, и к причинному телу – состояние сна без сновидений. Природа явления одна и та же – что посеешь, то и пожнешь.

Но, как и бодрствование, так и сон со сновидениями, так и сон без сновидений – это достаточно  более протяженные  области, чем  область действия  причины и следствия. Это отдельная тема. И из нее следует, что вы можете, занимаясь йогой, достичь такого состояния, когда вы будете в состоянии бодрствования, но вне кармы. В состоянии сна со сновидениями, но вне кармы. Или в состоянии сна без сновидений, но также вне кармы. Грубо говоря, как можно нарабатывать карму во всех этих состояниях, точно также можно ее и отрабатывать. Но тут возникает другой вопрос, а можно ли нарабатывать карму в состоянии бодрствования, а отрабатывать, скажем, в состоянии сна со сновидениями? Кто- то утверждает что можно. Обоснуйте, пожалуйста, почему?

Лесенкова Маргарита, заочный студент, город Кемерово:

Можно отрабатывать, потому что, в текстах есть такое указание, что если вы занимаетесь  йогой, то одним из возможных плюсов будет то, что вы сможете отрабатывать свою карму быстрее. На тонком уровне, где нет времени, и пространства все идет  несколько по-другому. И вы можете переживать ее там. Есть даже такое указание, что все практики йоги вы можете перенести в состояние сна со сновидениями, и получать результат.

Вадим Запорожцев:

Маргарита, у меня встречный вопрос. Вы сказали, что в текстах сказано. В каких текстах? Что это за тексты, где они находятся?

Переоткрытие йоги и авторитетное мнение.

Лесенкова Маргарита, заочный студент, город Кемерово:

В лекциях.

Вадим Запорожцев:

В лекциях Вадима Валерьевича Запорожцева сказано, все вопросы к нему. Видите, как замечательно учится в Открытом Йога Университете. Абсолютно правильно, это называется авторитетное свидетельство. Я, в данном случае, авторитетный свидетель.

Сейчас, в эпоху технического прогресса и безграничного мракобесия, очень иногда получаются интересные вещи. Мы прочитали где-то, что в Америке нашли инопланетян. Вопрос: что за газета? Кто автор? И так далее. Мне говорят, что в интернете давно написано пятое, десятое..  Представляете, интернет огромный. Мало ли кто там чего написал. Поэтому все необходимо добавление – откуда? В данном случае, все шишки на Вадима  Валерьевича Запорожцева, нечего языком болтать было про карму. Спасибо. Отлично.

Итак, имеется авторитетное свидетельство Вадима Валерьевича Запорожцева. Он в одной из своих лекций брякнул, что оказывается можно изживать карму во сне. А вдруг он бредил? Вдруг он в чем-то не разобрался, сознательно или бессознательно? Какой выход, как нам быть в этой ситуации? Выход только один – переоткрыть это. Вывести, на худой конец, из общих положений аксиоматики то или иное положение. Друзья, не верьте Вадиму Валерьевичу Запорожцеву. Он вам такого может наговорить, что не разберетесь потом. Вы должны переоткрыть любую йогу. Конечно, как отправную точку можно взять лекцию Вадима Валерьевича Запорожцева. Не самому же велосипед изобретать. Но в дальнейшем, в своей жизни, вы должны либо подтвердить, либо опровергнуть, либо сказать – склонен доверять, но не проверял. Такое тоже бывает. А по большому счету, хорошо бы переоткрыть, перепроверить, переобосновать. На своем личном опыте, либо теоретически. Иногда можно сделать более интересный ход конем и так поступают в Индии:  найдите более старый источник, чем  Вадим Валерьевич Запорожцев. Найдите седобородого, более похожего на Патанджали, может он что интересное написал в своих сутрах. Но, заметьте друзья, я постоянно смеюсь над этим. Все думают, что Патанджали седобородый и старый. Это опасное заблуждение.

Патанджали должен  выглядеть, согласно йоге, как 16 летний юноша, без единого седого волоска. Почему? Потому что утверждается, в том числе и из его текстов, тот, кто успешно занимается йогой, обращает время вспять и молодеет. Поэтому, если вы увидите седобородого старца, и вам скажут, что это Патанджали, не верьте. Патанджали должен быть молодой и красивый.

Хорошо. Так вот, вопрос остается открытым, Вадим Валерьевич одно сказал, а в какой-то книжке может другое написано. Хотя, если отвечать на этот вопрос, все гораздо более сложно. Во-первых, у нас есть смешанная карма, которую мы одновременно  формируем и в состоянии сна со сновидениями, и в состоянии сна без сновидений. Допустим, вы как бомж легли спать на тротуаре, и через вас люди переходят. И в состоянии бодрствования вы всем мешаете, и во сне видите какой-то сон и храпите при этом не в такт с окружающим движением. И ваше состояние во сне, так или иначе, проецируется на ваше тело, и через ваше тело, через ваш храп создает вам негативную карму у окружающих, которые бодрствуют. Или, наоборот, кто-то о вас идет и спотыкается, а вам такой радужный сон снился, а тут вас кто-то ударил, и сценарий вашего сна немного изменился.

То есть, нельзя сказать, что эти состояния совсем отделены друг от друга – состояние сна со сновидениями, состояние бодрствования, состояние сна без сновидений. Это плавное перетекание единой реальности. Реальность одна. Нет трех реальностей. Поэтому некоторые события в жизни отражаются кошмарами во сне. Кошмары во сне отражаются событиями в жизни. А поле кармы, оно единое. И в карма йоге сказано, что иногда она более  наглядна  на грубом физическом  уровне, лучше видна и проявляется лучше. Иногда – на тонком, иногда – на причинном. Но самые замысловатые, самые сложные случаи, это когда карма  в виде макарон. Когда тонкая составляющая кармы переплетена с грубой, грубая с причинной. Это самые трудные кармические узлы в развязывании. Начинаешь телом физическим заниматься, а у тебя какие-то страхи и фобии на уровне причинного тела. Начинаешь причинным телом заниматься, а у тебя мысли дурацкие лезут во сне и наяву. И это все перемешано. Поэтому, собственно говоря, работа с кармой возможна во всех состояниях. И в бодрствовании, и во сне со сновидениями. Бывает даже такая ситуация. Что-то нас в жизни очень пугает и нам снится соответствующий сон. Один раз кошмар приснился, второй, третий. Мы просыпаемся в холодном поту. А потом мы методами практики научились во сне,  не  боятся этого сценария. И когда он случается с нами в реальной обычной жизни, мы хладнокровно его встречаем, и остается только физическая составляющая кошмара, без эмоциональной. И мы ее очень легко и эффективно устраняем физические причины. То есть иногда сложную, запутанную карму можно разложить по составляющим и по отдельности ее устранить. Тогда все проще решается. Это есть в йоге сновидений.

А теперь вернемся к нашему замечательному трактату « 10 шлок об Атмане», завершили мы его рассмотрением на 3 шлоке.

У заочников есть еще один вопрос. Хорошо. Найди учителя йоги, повали его на землю, придави коленом горло,  и попроси передать знание.

Алексей Сомов,  группа «Астра», Лугано, Швейцария:

Когда Абсолют волеизьявляет  проявиться из непроявленного состояния, не является ли это самой первой причиной? Если да, то действие закона кармы логично продолжить до самых высших уровней до уровня закона 1.

Вадим Запорожцев:

У Алексея вопрос больше аксиоматический, я боюсь, что я сейчас уйду в такие дебри, что у нас не хватит времени. Давайте я отвечу на другой вопрос Алексея. У Алексея есть вопрос, написал ли Шанкара свои произведения по Адвайта Веданте перед тем, как написал «Анандалахари» или после того? Наиболее устойчивая точка зрения исследователей наследия Шанкары, а также многочисленные живые традиции, которые несут свое начало от Шанкары. В один голос утверждают следующее – сперва Шанкара был очень упертый адвайтист и писал свои тексты  о недвойственности, а текст «Анандалахари» или «Саундарьялахари», как в некоторых школах утверждается, был последний текст, который он написал при жизни.  После чего он ушел из этого мира. Во всяком случае, у нас есть уникальная подборка очень редких книжек, которых вы не найдете в интернете, к сожалению, часть из них на английском, часть на санскрите. Они ждут своих переводчиков. Кто-то из благотворителей, как правило, бывший раджа в Индии отстегнул денег, книга издалась в Индии смехотворным тиражом в 100 экземпляров, и потерялась там же. Но не все потерялось, кое-что до нас доходит, современные индусы пытаются эту тему поднять и реанимировать все свое наследие. Надо братьям и сестрам индийским в пояс поклониться. И даже если в дальнейшем переиздается более широким кругом, в частности, то, что касается «Шри Видьи», текстов «Анандалахари» или «Саундарьялахари», оно достаточно редкое. Но я должен добавить, что в той же Индии есть огромное количество школ Адвайта Веданты, которые не признают тот факт, что Шанкара написал «Анандалахари». Они просто говорят, что это не он. То ли это было какой-то другой Шанкара, то ли что-то перепутали. Поэтому с этими школами и их представителями спорить бесполезно, что было раньше, что позднее.  Они просто не признают «Анандалахари. Это тоже надо учитывать.

Дальше идем. Напомню вам предыдущую шлоку:

«Ни мать, ни отец, ни боги, ни  миры,  не святые писания  ни  жертвоприношения, ни паломничество иль в священных водах омовение, мне истину о сущности не говорят. В глубоком сне разрушены  все различия. В нем остаюсь  Я – пустота неосознанной полноты. Я – то, одно, неуничтожимое. Если даже Вселенная исчезнет, я останусь. Я – блаженство и единство. Я – Атман есть!»

Друзья, у меня такое непреодолимое желание есть голосом кота Матроскина читать эти все поучения. Остановились мы вот на этом месте:

«В глубоком сне разрушены все различия. В нем остаюсь Я – пустота неосознанной полноты».

Как прикажете понимать эту часть шлоки? Кто готов поразмышлять? Мыслей нет. Иногда художественный перевод красиво звучит, но затрудняет вашему разуму проникновение в суть, в смысл.

В глубоком сне разрушены  все различия. В нем осталось лишь  Я – пустота неосознанной полноты.

Состояние глубокого сна и медитация.

Голос из зала:

У меня возник вопрос, а осознаем ли мы себя в глубоком сне? Пустота неосознанной полноты..

Вадим Запорожцев:

Смотря, что иметь под словом себя. Если свое Высшее Я, Атман, как Шанкара говорит, нет. Если свою личную Вселенную, то да. Мы об этом только что говорили, мы творим карму.

Игорь Терновский, группа Астра, город Самара:

Безусловно, Шанкара здесь упоминает об Абсолюте, по крайней мере, я так воспринимаю, но текст написан аллегоричным языком. И в словах  «пустота неосознанной полноты» я думаю, что идет речь именно об Абсолюте. Что такое полнота? Это что-то такое общее, что он сотворил, а именно наш мир. А почему говорится, что именно в глубоком сне? Потому что мы как-то должны себя осознать, а в обычной жизни мы себя не осознаем. Может глубокий сон как-то состыковывается с состоянием медитации?

Алсу, группа Астра МОЙУ:

Я думаю, что когда человек уходит в сновидения, он уходит в другое пространство, у которого другие измерения, другие координаты. В нашем пространстве мы имеем какие-то различия между собой: кто-то –  начальник, кто-то – бомж. Засыпая, человек переходит в другое пространственное измерение, где нет этих различий, и мы все становимся одинаковыми. Стираются грани между людьми.

Екатерина, группа Астра:

Тут Игорь одно слово произнес – медитация.  А что если перевод корявенький? Может перевод корявенький, а может человек  подразумевал под  состоянием глубокого сна состояние глубокой медитации? Пустота в медитации – это тоже самое, что пустотность ума. Это то, что мы называем, остановка мыслей. То есть когда мы прекращаем свой внутренний диалог и ум становится пустым и восприимчивым к тому, чем, на самом деле, являются все вещи. Природа ума, как и природа вещей пустотна по сути, и мы ничего не можем сказать о ней. А не осознаем, потому что в состоянии, когда ум не пуст, мы не можем осознать это, потому что мы все время заняты какими-то дурацкими мыслями и бесполезными действиями. Когда мы впадаем в это глубокое состояние, мы можем осознать пустотность природы вещей. Не совсем понятно, что он имеем в виду, под словом полнота, вероятно, это пространство все наполненное чем-то. Но чем, мы сможем понять только в этом состоянии.

Вадим Запорожцев:

Я так понял, что все свелось к тому, что переводчик что-то напутал. Знаете, друзья, мы взяли очень хороший текст, который опубликовала миссия Рамакришны. А они свою работу знают. И прежде чем сделать русский перевод, они, во-первых,  дали транслитерацию на санскрите, а во-вторых – пословный перевод этой транслитерации. И сейчас, Басим, как переводчик с санскрита скажет, что там имелось в виду, медитация или сон без сновидений. Все-таки сон без сновидений, поэтому гипотеза о том, что пьяный переводчик, переводивший до этого любовные и криминальные романы, и решил подработать на Шанкаре, отпадает. Все, таки, нет.

Басим МОЙУ:

В глубоком сне, это значит сон без сновидений, то есть, уже нет, тех концепций, которые есть на уровне сна со сновидениями. Здесь уже настолько тончайшая природа, что никаких различий и не может быть. Дальше идем – пустота неосознанной полноты. Я буду, к сожалению, сразу аксиоматично говорить. В глубоком сне мы находимся в безразличии, то есть закон один. Есть только одно, без всяких разделений и различий. А неосознанная полнота, потому что это еще не есть реальность. Есть еще майя, некое неведение, неосознание. Полнота, в данном случае – это Абсолют или закон ноль в непроявленной своей форме.

Вадим Запорожцев:

Друзья, эти тексты хоть и лаконичны, но размышлять над ними можно очень долго.

Голос из зала:

Я как раз хотела бы согласиться с Басимом к тому высказыванию, что в переводе была ошибка, и под сном имелось в виду понятие медитации. Я думаю, что ошибки не было, это, действительно, состояние сна без сновидений. Потому что в состоянии медитации мы можем думать о том, что мы сидим и медитируем, а на самом деле мы витаем в своих мыслях и иллюзиях, концепциях и так далее. То есть речь шла о состоянии безмыслия.

Вадим Запорожцев:

Хорошо. Встречный вопрос. А можно ли медитировать в состоянии сна без сновидений?

Голос из зала:

Я думаю, что это очень близкое состояние состоянию медитации.

Вадим Запорожцев:

Еще один встречный вопрос. А что такое состояние медитации?

Голос из зала:

Остановка мыслеформ на поверхности разума, если говорить по Патанджали.

Вадим Запорожцев:

Нет, друзья. У Патанджали даже не пахнет, словом медитация. Медитация – это западное слово. У Патаджали есть дхьяна, дхарана и самадхи. И все три называются емким словом саньяма. Слово медитация европейского происхождения, и несет явный смысловой окрас европейскими практиками. В чем еще сложность анализа всех поучений, приходящих с Востока? Кроме тщательного внимания переводчику, надо очень большое значение уделять смысловому значению терминов. Потому что мы склонны непереводимые моменты интерпретировать как-то по-другому. Так как здесь нет в тексте слово медитация, то мы ничего и не можем сказать. Собственно говоря, любой разговор про медитацию некорректный. Он корректен, если мы под медитацией понимаем с позиции «Йога сутр Патанджали» замедление мыслеобразования на поверхности ума.

Сон без сновидения, как метод достижения Высшего.

Голос из зала:

Тогда состояние глубокого сна очень близко  этому состоянию замедлению образования мыслеформ.

Вадим Запорожцев:

Это уже другой разговор. Итак, в состоянии сна без сновидений нет таких ярко выраженных объектов и явлений, которые мы можем идентифицировать как  отделенными друг от друга. Вот в состоянии сна со сновидениями мы видим сюжет, людей, вещи, как в нашем обычном состоянии бодрствования. А в состоянии сна без сновидений, мы как бы видим ту грань единой реальности, единой Вселенной, где нет четкой дифференциации на одно и другое. Иначе бы мы сказали, что в состоянии сна без сновидений мы видели один объект, другой объект, пятый, десятый. Так что это что-то  такое более непрерывное. Но, несмотря на то, что оно непрерывное, оно так же имеет  какие-то качества. Состояние сна без сновидений тоже несет какую-то событийную нагрузку. Но, с другой стороны, это состояние более абстрактное и тонкое. Оно, безусловно, дальше всего находится от состояния  бодрствования, где мы все разделяем и так далее. Это, так называемый уровень причинного тела, где мыслеформы начинают проявляться на другой вибрации. Есть волны мыслеформ, но нет такой конкретики мыслеформ, как в состоянии сна со сновидениями и в состоянии бодрствования. То есть, мы приближаемся к самой универсальной, и самой тонкой грани нашей реальности, от которой один шаг до осознания того, что же есть наше Высшее Я.

И в этой шлоке у Шанкары фактически дается метод йоги. Если ты постепенно приблизился к осознанному сну без сновидений, я подчеркиваю – осознанному. Потому что мы все с вами спим во сне без сновидений, но совершенно не распознаем это состояние, как в обморочном состоянии не воспринимаем. Мы как бы его проскакиваем, а оно у нас каждую ночь с нами случается. Так вот если ухватить и осознать эту часть сна без сновидений,  то  сможешь  придти  к первопричине своего Высшего Я, то сделать это удается легко, быстро, просто, изящно и красиво.

На этом построены  некоторые практики Адвайта Веданты. Какие-то ты делаешь на уровне бодрствования, какие–то на уровне сна со сновидениями, и они, как сжатая пружина, начинают  во время сна  без сновидений привносить определенную осознанность. С помощью этой осознанности ты прорываешь последнее  покрывало уровня причинного тела и постигаешь свое собственное Я. В этой шлоке  дан ни больше, ни меньше,  как метод из йоги сновидений. Хотя мы несколько раз читали ее и думали, что все понятно. Какая  здесь йога сновидений? А если хорошенько поразмышлять, то получается именно так.

И я еще хочу заострить ваше внимание на следующем моменте – в осознанном состоянии нашего сна без сновидений остается лишь наше Высшее Я, наш Атман, первопричина. И дальше, как он здесь охарактеризован – пустота неосознанной полноты. Или по-другому –  пустота полноты. Здесь даются два взаимоисключающих прилагательных. Подобно тому, как – чернота белизны. Или белизна черноты. Здесь та же  самая вещь. Это характерная особенность древних текстов, и описания тех методов, которые должны привести вас к переживанию высшей реальности. Но они всегда сумбурные и взаимоисключающие эти повествования. То есть вас подводят к переживанию высшего, описывая соответствующие методики и практики в тех, или иных трактатах. А  в тот момент, когда надо написать, какое оно – наше Высшее Я, какой Абсолют, высшая реальность,  начинается поток каких-то образов и слов, которые, с позиции логики, лишены всякого смысла. Где начало предложения исключает конец. Конец предложения исключает начало. Где идет каламбур, вроде того, когда слепой увидит, а глухой услышит и так далее, что крайне тяжело в осознании и доводит до запоя переводчиков всех йоговских текстов. Потому что ты вообще не можешь понять, чего они там написали. То ли бред, какой–то, то ли ты не понимаешь чего–то сокровенного, то ли язык не понимаешь. Надо сказать, что ближе к нашему времени появилась тенденция писать высшие поучения  все более простым языком. Допустим язык Вед – Ведический, очень сложный. Санскрит, в этом отношении, намного проще. А вот более поздние трактаты на санскрите вообще замечательно написаны. Например, многочисленные тантры написаны исключительно понятным языком. С той точки зрения,  что там меньше игры слов, чего-то непознаваемого, чем в более ранних текстах. Но, тем не менее, тантры от этого не становятся более понятными, потому что там также есть выражения, типа «полнота пустоты», «пустота полноты». Кто понимает это выражение?

Метод объединения крайностей.

Настя Михеева, группа Три:

Этот парадокс можно очень легко объяснить с помощью такой науки, как  нейрофизиология. Если взять информацию – что такое пустота? Определенная нейронная сеть в мозге кодирует  эту информацию. То же самое и  с полнотой. И эти два кусочка информации лежат отдельно друг от друга, потому что  мы рассматриваем мир как двойственность. Или черное или белое. Или пустота или полнота. И эти два участка нейронной цепи лежат отдельно и никак  не контактируют друг с другом. Если мы начинаем в качестве мантры повторять  «пустота неосознанной полноты», мы заставляем эти два участка разрозненной нейронной цепи собраться в один участок, образуется замкнутая сеть, где начинает ходить единый сигнал. Мы, таким образом, соединяем эту информацию, крайности друг друга поглощают и для нас пустота и полнота становятся некой единой смысловой информационной структурой. Это метод объединения крайностей, метод йоги, метод союза противоположностей  можно объяснить на уровне работы наших нейронных сетей  в мозге. Это метод парадокса, метод обучения, который используется и в Дзен, и в йоге, в китайском поэзии и так далее. Это некая определенная методология обучения.

Вадим Запорожцев:

Абсолютно правильно. Очень хорошо было замечено, что это методология обучения. Только здесь есть одна маленькая подробность. Все-таки  в большую бочку меда современной науки я хочу маленькую ложку дегтя подлить. Все-таки то, что мы называем современной наукой  – вещь еще очень молодая. Современной науке от силы лет триста, в то время как трактаты Шанкары в разы старше. И, поэтому, все так просто свести к нейронам, сигналам – это материализм. Он иногда помогает, иногда позволяет разобраться. Но он абсолютно не объясняет самого метода. Более того, если попытаться такие методики внедрять в средних школах или высших учебных заведениях, то на выходе мы будем получать пациентов Кащенко, а не специалистов в области духовности. Потому что у них, вообще, такой винегрет в мозгах начнется. Типа:  дважды два – четыре, а по праздникам – пять. А в особенные дни бывает и по три. И дайте такому инженеру ракету в космос запустить или бомбу атомную сделать. Эта тенденция играет дурную службу, если мы не совсем разбираемся в этих методах. А чтобы вы поняли, о чем я говорю, я поясню этот метод сталкивания противоположностей. Я прочитал в книжке, ученые ставили зверский эксперимент, когда одну собаку научили распознавать  что такое квадрат, а потом, что такое есть круг. А потом, на экране монитора показали, как квадрат плавно превратился в круг, и говорят, собака сошла с ума. И потом было бесполезно с ней экспериментировать. Может быть, это чьи-то злые шутки.

Метод, на самом деле не имеет никакого отношения к нейронам. Да, действительно, это столкновение двух информационных потоков. Я приведу следующее сравнение. Представьте большую птицу, типа  страуса, у которой есть крылья, как у орла, и  которая умеет летать. Но, почему-то, она думает, что летать она не умеет, и она ходит пешком. Птица решила, что она – сухопутная, и самое большое, на что она отважилась, это изобрела велосипед. Чтобы не медленно ходить, а быстро. И вот едет эта большая птица, которая думает, что она не умеет летать, на велосипеде, крутит педали. И может достаточно быстро крутить педали  и достаточно быстро ехать. И вот пришел мастер Дзен или Чань буддизма и решил эту птицу научить летать. Знаете, какой он метод использовал? Он подождал, пока птица достаточно разгонится  на велосипеде, потом подскочил к велосипеду и вставил палку в колеса. Птицу выбросило с велосипеда, и она начала инстинктивно своими крыльями махать. И о чудо, вдруг она поняла, что она умеет летать. И она улетела. Как в мультфильме: «Крылья, ноги, главное – хвост». Здесь, примерно, та же самая ситуация. Методом, когда мы с вами развиваем и оттачиваем  свой интеллект, причем оттачиваем,  не сталкивая лбами, то есть методом нелогичности, а методом логичности. Когда наш интеллект начинает очень быстро «вращаться», мы даем ему задачу, чтобы его переклинило, что компьютер «завис» и мы поняли, что мы и наш мозг – две большие разницы. Или, что мы – большая птица, и велосипед – это две большие разницы. Когда птица была к этому готова – она полетела. А теперь представьте другую ситуацию – эта птица намертво схватилась в велосипед и полетела, обдирая себе все бока, кубарем вместе с этим велосипедом, а он сверху ее еще и привалил. После такого, эта птица заниматься Дзен буддизмом или Чань буддизмом еще несколько жизней не будет. К сожалению, я встречаю такие эпизоды в реальной жизни. Когда не разобравшиеся гуру учителя приходят к какому-нибудь финансисту и говорят: «отбрось все, отдайся интуиции, не смотри, что фондовый рынок растет или падает, полнота пустоты, тройка, семерка, туз». В результате, он прогорает, отдавшись якобы своей интуиции, и у него вырабатывается предубеждение против таких нелогичных методов. Поэтому, не так все очевидно. Но нас ждет следующая шлока, четвертая по счету. Кто зачтет нам ее?

Четвертая шлока из «Десяти шлок об Атмане».

Александр Злобин, группа Астра:

«Не нужна ни Санкхья, ни Шайва, ни Панчаратра, ни Джайнизм, ни Мимансака  ни другие школы. Лишь духовного опыта накопление рождает осознание. Я – Сознание чистое, я – то одно, неуничтожимое, если даже Вселенная исчезнет, я останусь. Я блаженство и единство, Я – Атман есмь.»

Вадим Запорожцев:

Замечательно, благодарю. Здесь нужны пояснения, которые нам сейчас даст Басим. «Не нужна ни Санкхья, ни Шайва.» Басим, что такое Санкхья?

Басим:

Это есть шесть ортодоксальных систем Индии: Санкхья, Миманса. Джайнизм и Шайва не входят в эту систему.

Вадим Запорожцев:

Здесь перечислены разные течения индийской мысли. Часть из них – ортодоксальные, часть, прошу прощения за религиозный сленг – еретические. Ортодоксальные – это те, кто признает авторитет Вед. То есть, в этих системах вы можете сказать, что в Ведах написано так то и так то. И вам ответят: «Все, вопросов больше нет». Это для них как Конституция. Если в Конституции что-то написано – вопросов нет. А другая часть – еретические течения. К ним относится Буддизм, Джайнизм. Это те системы, которые были построены не то, что вопреки Ведам, не то чтобы конфликтовали  с Ведами, просто ничего не говорили про Веды. Как если бы их не было. В этих системах считалось, что Веды не нужны, что и так все понятно, можно достаточно стройную, как им казалось, философскую, интеллектуальную и религиозную систему выстроить без опоры на Веды. На самом деле, все это заканчивалось большими перекосами, но это – отдельная тема. Так вот, здесь перечислены различные школы йоги. Как и убеленные сединами и признанные всеми, так и новомодные. Кто из нас разбирается  в новомодных философских течениях? Ни философия Канта, ни философия Гегеля,  ни Карл Маркс с Фридрихом Энгельсом, ни Мао Цзедун, никакие другие школы ничего мне не говорят. Лишь духовного опыта накопление рождает осознание. Я – чистое сознание.

Басим:

Мы буквально сегодня говорили на эту тему со студентами на специальном занятии, о том помогать ли людям на их пути, если они делают неправильные позы, ошибаются  и так далее? Или давать им возможность набираться опыта, набивать свои собственные шишки?

Отсюда рождаются два положения. Первое – для наших преподавателей, что нельзя говорить людям, что они делают неправильно. Как бы они не делали, неправильно делать они не могут. Об этом говорит принцип совершенства, который гласит, что сам факт выполнения делает выполнение совершенным. И я думаю, что здесь сказано об этом. Все знания не имеют значение. Имеет значение опыт, который человек приобретает. И тогда он созревает и открывается для знания. И хочет получить знание.  А когда готов ученик, готов и учитель. Тут же найдется все, что нужно.

Духовный опыт накопления рождает осознание.

Вадим Запорожцев:

Да, друзья. Вот смотрите, какая вещь получается. В этом афоризме утверждается, что все философские учения Я не знаю, почему здесь не упомянута йога. Скорее всего, по той простой причине, что одно время в Индии, в некоторых традициях слово йога и слово санкхья  имеют общую философскую аксиоматику. Философия и аксиоматика йоги и санкхьи достаточно близки. Хотя иногда их выделяют в отдельные учения. Но, какова бы, ни была йога, какой бы не был самый прекрасный Открытый Йога Университет, учитесь вы здесь 4 года, с аскетизмом внутри и бхавой снаружи, жизнь тяжелая, и есть ли гарантия того, что закончив Открытый Йога Университет, вы, стопроцентно, встанете на очень большой духовный уровень? Ответ следующий: вопрос не корректный. Все зависит от вас самих. Все поучения, все упражнения – это всего лишь попытка помочь вам переоткрыть то духовное знание. Как в поговорке, что йоге нельзя научить, но можно научиться. Сделать из вас преподавателя йоги невозможно, но можно помочь вам стать преподавателями йоги. Вот об этом же  самом в этой шлоке: «Лишь духовного опыта накопление рождают осознание. Я – сознание чистое, я – то одно, неуничтожимое, если даже Вселенная исчезнет, я останусь. Я блаженство и единство, Я – Атман есмь».

И позволю себе  очень хлесткое выражение, особенно его любят в тантрах. Все учения:  философские, духовные, религиозные, похожи на блевотину, кто ел, не съел и наружу отрыгнул,  а все последователи, которые идут этим же методом, подобны людям, которые едят эту блевотину. Это такой очень жесткий язык тантр. Если вы не пытаетесь напрямую переоткрыть законы Вселенной, духовные законы, если вы не пытаетесь работать над собой, сами, без надсмотрщика,  не постигаете устройство Вселенной, устройство самого себя, вы похожи на человека, который ест чужую блевотину. Рано или поздно она вам надоест. И, как показывает практика, многие загораются разными учениями и течениями, с головой кидаются в них, а потом охладевают. Почему? Блевотина надоедает.

С другой стороны, если вы занимаетесь самопознанием, то все учения и течения, все йоги, будут для вас как изысканные яства. Все зависит от того, пытаетесь ли вы работать над собой. Пытаетесь ли вы в каждодневной  своей практике что-то переоткрыть. Или вы подобны стаду баранов, которым дают какие–то доктрины. В Индии – все больше религиозно – философские, на Западе – все больше политические. Вот, давайте сделаем такую – то партию и жизнь станет  лучше. Никогда она не станет лучше. Пока люди сами себя не начнут изменять, ни одна партия ничего не сделает. Так же,  как и любая религия. Так же, как и любое учение. Поэтому, иногда встречаешь человека, по форме они вроде йогой занимается, вроде все знает, но не практик он внутренний, не работает он над собой. И тогда, все эти поучения, все трактаты, они ему скорее мешают, чем помогают. И в то же самое время, если вы начинаете открывать законы Вселенной, это настолько захватывающее занятие, это самое интересное, что только есть на свете. Попробовав вкус даже самой маленькой победы осознания,  вы настолько начинаете к этому стремиться, что все остальное в жизни становится неинтересным. Точнее, все остальное в жизни, если оно ведет вас к познанию, становится чрезвычайно интересным, если нет  – бесполезно. И с этой точки зрения, любую деятельность можно превратить в набор духовного опыта. Идете ли вы на работу, занимаетесь ли вы сексом, идете ли вы на занятие  по хатха йоге, или просто бездельничаете, сидите на скамеечке и смотрите в пустоту. Все может быть превращено в накопление в личную практику. И в то же  самое время, если вам кажется, что вы с утра до ночи чем-то занимаетесь, но не пытаетесь переоткрыть законы Вселенной, не пытаетесь думать самостоятельно, то это ни к чему не приводит. Не приводит, как здесь сказано, к осознанию вашего Высшего Я. Чему и посвящена эта шлока.

Какие у кого есть вопросы, давайте их обсудим. А также по старой доброй традиции мы должны себя похвалить. Кто себя похвалит?

Игорь Терновский, группа Астра, куратор курса  «Что такое йога»,  город Самара:

Я хочу себя похвалить, на прошлой неделе я защитил диплом инженера на пятерку с плюсом.

Вадим Запорожцев:

Браво. Браво. Ура. Наконец-то в йогу идут нормальные вменяемые люди. Друзья, я вам постоянно говорю, как я устал от эзотерщины, от этих всех невменяемых. Мне кажется, что в йогу должны идти, прежде всего, люди преуспевающие в науки, в бизнесе. Люди, которые твердо стоят на ногах. Когда же ко мне приходят и говорят: «вы знаете, я бросил институт, бросил работу, пришел изучать духовность, третьи глаза раскрывать и кундалини пробуждать», как меня это напрягает. Как он бросил свой институт, работу, также он бросит и йогу. Точнее, сценарий всегда один и тот же. Рано или поздно такие личности отправляются в Индию, постигать чего-то, как им кажется, из первых рук, а постижение заканчивается курением травки и прочей дури, и медленной, но верной деградации. Понимаете? Поэтому, Игорь очень меня порадовал. Браво.

Есть еще вопросы?

Отличие сатвы от просветления.

Вопрос:

Как отличить сатву от просветления?

Вадим Запорожцев:

Как отличить сатву от просветления? Басим нам скажет. Или кто-нибудь другой скажет?

Басим, Международный Открытый Йога Университет:

Это было в прошлой шлоке. Сатва – это состояние глубокого сна. Мы могли бы к этому состоянию придти, и если мы осознаем себя в этом – это точно сатва. Если мы осознаем себя во сне без сновидений, это состояние отличное, ясное, предельно ясное, но совершенно не в той плоскости, что и просветление. Нужно развернуться, нужно перестать смотреть на сатву, на свое выполнение, на свою ясность, на свое состояние, и задаться вопросом кто ты.

Вадим Запорожцев:

Друзья, на самом деле в «Йога Сутрах Патанджали» этой теме уделено колоссальное количество времени. Как самость отличить от сатвы? Наши структуры в состоянии сатвы чрезвычайно привлекательны. Это состояние Сат Чит Анады: блажество, радость и счастье. Друзья, еще раз подчеркиваю, высочайшего наслаждения, которое нам, обычным людям, даже не снилось. Но даже это высочайшее состояние существования – это всего лишь проявления аспекта сатвы. А наше Высшее Я, наш Атман, наша самость – неимоверно, несоизмеримо более высокие вещи. Поэтому, распознать бывает чрезвычайно сложно. Как сказано у Патанджали, только лишь когда вы полностью устраните все кармические тенденции своего разума, вы будете в состоянии различать самость и сатву, то есть свое Высшее Я и проявления своего Высшего Я, скажем, в виде праны. А до этого, вы будете постоянно покупаться на  притягательность сатвы.

Если говорить в терминах карма йоги, то сперва, вы должны полностью уничтожить свою негативную карму. Представьте, что вы построили свою личную Вселенную, где у вас нет негативной кармы, скажем, ваша жизнь бессмертна, вы проводите миллиарды лет в радости, счастье, наслаждении, все ваши желания сбываются. То есть, один спектр наслаждения перетекает в другой, другой в третий. И так бесконечно. На первый взгляд – хорошее состояние. Почему бы не сделать его целью йоги? А йога заявляет – нет, это всего лишь промежуточное состояние. И сперва, безусловно, надо его достичь, а потом отказаться и от него. Или, другими словами, как вообще подняться над плоскостью кармы, так и над идентификацией себя с сатвой, или со своими проявлениями. И это самые трудные и тонкие зацепки нашего эго. То есть, пока человеку хорошо, он вообще не склонен ни о чем думать, он склонен наслаждаться. Даже если в этом наслаждении он путает свое Высшее Я и наслаждение. Даже если это наслаждение не ведет к страданию. Это всего лишь абсолютно необходимый трамплин для вас. Если вы будете страдать, вы также не будете думать о Высшем. Поэтому и сказано, что сперва отбрось негативную карму, потом отбрось позитивную карму, а потом придет осознание разности между  самостью и сатвой. И только в этом случае ты сольешься с первопричиной, которая тебя породила, или сам станешь первопричиной.

Басим МОЙУ:

А можно два замечания сделать. Касательно предыдущей шлоки, получается, что это палка в колеса  может, по крайней мере, помочь отвлечься от сатвы.

Вадим Запорожцев:

Жестоко. Едет велосипедист, наслаждается поездкой. Придете вы на соревнования, вот он уже у победной черты, и тут выскакивает Басим, и бревнышко ему в колеса, и вот он летит, пересекает финишную прямую в полете, а потом выясняется, что он летать не умеет.

Басим:

Касательно второго замечания – здесь важно волеизъявление. Если мы в сатве, в ясности, то нам не нужно заставлять себя, у нас есть знания, у нас есть действия, раз мы в сатве. Нам нужно лишь волеизъявление и ждать подарок.

Вадим Запорожцев:

Без подарка то куда? Еще, какие вопросы?

Антон Порхун, город «Самара»:

Почему в некоторых текстах «Упанишад» кундалини помещают в область манипуры, почему так происходит?

Вадим Запорожцев:

Это вопрос к текстам «Упанишад». Вы помните, что есть огромное количество самых разных текстов, с самыми разными интерпретациями. Почему это сложилось – это очень долгий разговор. Те из вас, кто изучали Тибетские йоги, знают, что в Тибетских йогах, вообще, свои чудеса, где там что находится. Что-то сложилось исторически, что-то неоднозначно переводится, или понимается. Поэтому надо более детально  анализировать, так, не лету, тяжело сказать.

Друзья, все мои слова имеют смысл только в одном случае, если вы все помните первый, второй и третий принципы йоги и стараетесь осознавать и применять их в своей жизни. И хорошо бы, чтобы кто-нибудь их нам напомнил.

Медитация.

Друзья здесь вы можете скачать Текстовый, Аудио и Видео варианты,форматы doc, fb2, mp3, flv:  

Скачать Аудио Вариант1 MP3 Web 32кб/с, 18.6  мб

Скачать Аудио Вариант2 MP3 Full 128кб/с, 74.2 мб

Скачать Видео Вариант FLV, 191.7 мб

Адрес где нас найти,контакты: Международный Открытый  Йога Университет, “Культурный центр «Просветление», Школа Анандасвами. Россия, г. Москва, метро Новослободская, ул. Долгоруковская, д.29, телефоны в Москве:8(499)251-21-08,8(499)251-33-67, e-mail: HappYoga@mail.ru, www.openyoga.ru, www.yogacenter.ru, www.happyoga.narod.ru.
Можно ли копировать.Права:
Лицензия Creative Commons. Вы можете копировать, тиражировать и распространять эту лекцию, желательно делайте ссылку на наш сайт www.openyoga.ru
Благодарность всем тем,кто работал над материалом:

Шаблон
опубликовал-Егоров Евгений
Текст напечатали-
(а)-Дмитрий Кирсанов 
Текст отредактировал-
(а)-Наталья Сим
Текст опубликовал-(а)-Алексей Тарасов
Краткое описание составил-(а)-Наталья Сим
Рисунки и фото создал(а)-временно отсутствуют 
Английский перевод выполнил(а)-
временно отсутствуют 
    
Контрольные вопросы: временно отсутствуют
Ответы на контрольные вопросы:
временно отсутствуют

Глоссарий-Словарь-Энциклопедия непонятных терминов йоги здесь: www.wikiyoga.openyoga.ru  

alt

 

Друзья, если что то не работает на сайте или вы нашли ошибки, неточности и не соответствия, то пожалуйста, напишите нам:

support@openyoga.ru

Поделиться Открытой Йогой:

Оставьте комментарий