Название лекции :
Ты есть то (2-я лекция). Вадим Запорожцев
Автор: Вадим Запорожцев
Дата: 2012.03.17.
Где: Международный Открытый Йога Университет
Краткое описание : С чем соотносят пробуждение Кундалини? Где могут находится ключи от просветления? Связь «Ты есть То» с математикой. Каковы проблемы в современной математике? Почему так важно уметь переоткрывать Знания? «Ты есть То» как метод Раджа йоги. Какого пола Высшее Я?
Скачать Текст, Аудио, Видео Варианты здесь: www.openyoga.ru
Слушать Аудио:
Смотреть Видео: Ссылка на видео
Читать Текст:
Итак, у нас сегодня 17 марта 2012 года. Меня зовут Вадим Запорожцев, я преподаю йогу. Мы находимся в Культурном центре «Просветление». Это у нас лекция Международного Открытого Йога Университета. Рассматриваем мы с вами множество самых разных интересных вопросов. Вся архивная информация на сайтах openyoga.ru , yogacenter.ru , happyyoga.narod.ru , так же у нас есть курсы kurs.openyoga.ru, где можно изучать дистанционно теорию и практику йоги. Это для того, чтобы найти все другие записи и рекламу того, что у нас вообще всё происходит.
Ичха, Крия, Джнана как соотношение к пробуждению Кундалини.
Мы на предыдущей лекции плотно подступили к такому фундаментальному положению в йоге, как мантра: «Тат Свам Аси» – «Ты Есть То». И мы должны на этой лекции продолжить рассмотрение этого всего. Есть ли желающие нам напомнить методом памятования, чем мы занимались на предыдущей лекции, дабы осуществить связь времён? Друзья, когда у нас будет абсолютная память, тогда у каждого наступит Просветление. Можно по-разному определять состояние Самадхи. Можно сказать, что энергия Кундалини, в основании нашего тела начнёт просыпаться, сейчас я её нарисую в три с половиной оборота, вот она завязана и держит в своём рту хвост. Сперва она выпустит изо рта хвост, потом начнёт потихонечку раскручиваться и сделает три соответственно оборота, которые иногда с чем соотносят? – Ичха Крия Джнана. – Абсолютно правильно, Басим! Иногда образно интерпретируют раскручивание энергии Кундалини при пробуждении в основании нашего тела, как соединение в одно тройное лекарство. Т.е друзья, как только есть тройное лекарство, в тантрических текстах связанных с энергией Кундалини считается, что именно это лекарство «разворачивает» и вы получаете полное могущество заложенной в вас энергии, энергии Кундалини. И затем, она у меня начинает подниматься от центра к центру. Я при этом испытываю разный сверхчувственный опыт, всякого рода экстаз меня посещает. Кто читал Рама Кришну «Семь долин медитации» Приложения? На следующее занятие принести в распечатанном виде. Вот она ползёт, ползёт, ползёт, до макушки головы доползла, всё, я в Самадхи. Можно по-другому это интерпретировать. Допустим, как у Патанджали методом Читта Вритти Неродха. Или остановление такого непроизвольного возникновения мыслеформ на поверхности Будхи. То же самое состояние Самадхи. Но мне кажется, что для студентов Открытого Йога Университета самый подходящий – принцип памятования. Вот, когда каждый студент, приходя на следующую лекцию, будет досконально помнить предыдущую лекцию. Уж я не знаю, на каком уровне это связано с пробуждением энергии Кундалини, но что к Самадхи вы будете приближаться однозначно! К сожалению, вы понимаете, что весь наш опыт, все наши санскары, которые формируют следующие наши поступки или направление деятельности нашего сознания, они теряются, в том числе и по причине нашей забывчивости. Поэтому друзья, работать с памятью надо!
– МОЙУ, Андрей Сазонов гр. «Чатур». По поводу прошлого занятия. Была такая тема: «Ты есть То». Было много версий, мы высказывали, каждый, чтобы это значило. Могу сказать за себя, что я считал «Ты Есть То» это есть окружающий тебя Абсолютом. На этой неделе мне пришла мысль в процессе обдумывания этой темы. И вдруг я понял, что «Ты есть То» – это то что тебя окружает. Это и в каком–то смысле, моя Вселенная. Оно «То» и есть. Это как момент истины, микропросветление. Что люди вокруг меня, всё окружающее неспроста. Что-то такое, вспышка.
Где находятся ключи от Просветления?
– Очень хорошо. У нас там был список интерпретаций. Дальше его ведём. Есть такое понятие в йоге, тождество Микрокосма и Макрокосма. Всё, что творится в теле у йогина во время занятия Хатха йогой, отражается на всё Вселенную! Все процессы и явления во Вселенной, так или иначе, отражаются на теле йогина. Т.е такое отображение, как бы сказали в теории функции комплексных переменных – взаимно однозначное отображение. Поэтому, иногда, действительно, с чем сталкиваешься на улице, то и получил во время внутренней практики занятия йогой. Такая магия. Хочешь изменить мир снаружи – начни менять его внутри! Или наоборот, иногда тяжело менять себя внутри, внутри темно и страшно, а снаружи светло и весело, много друзей и подружек. Поэтому иногда, что-то легче сделать снаружи. Здесь тоже очень серьёзно. Вот мы начали цикл, связанный с Триадой. Тяжёлая тема. Это Парная йога. Это йога, где нужно много участников. Как ни странно некоторые ключики к тайным способностям внутри нас раскрываются не раньше, чем мы воспринимаем наличие других людей вокруг в совместной практике. То, что мы с вами существо социальное. Мы с вами рождаемся и умираем. Для этого нам нужны мама и папа. Поэтому часть тайны устройства бытия, как не странно спрятана в этом хрустальном ларце окружающего нас общества, людей. Понимаете, какая вещь, что ключи вашего Просветления могут быть у вашей соседки по лестничной клетке в том доме, где вы живёте. Или у тех друзей, с которыми вы общаетесь. Или если вы студент Открытого Йога Университета, то в руках оставшихся студентов МОЙУ. Вот так вот всё не просто. Ну, это мы уже ушли в философское осмысление. У кого ещё есть мысли по этой фундаментальной теме? Прошу.
«Ты есть То» с позиции математики.
– Никита Фидорищев, студент вольный слушатель МОЙУ. На прошлой лекции у меня в записях была такая мысль насчёт того, что может быть выражение «Ты Есть То» это как некая формула, в которой под «Ты» и под «То» подразумеваются любое «Ты» и любое «То». И ещё было упоминание такого понятия, как «квантор» и вот этого значка «для любого» – перевёрнутое А. И вот на эту тему я решил поразмышлять. Фразу: «Ты Есть То», я решил начать с того, что, она как бы такая общая и я решил её попробовать интерпретировать, распространить эту фразу на большее количество слов. Предположим, что подразумевается в этой фразе любое «Ты» и любое «То». И так мы получаем фразу. Для любого «Ты» или для любого «То» ты есть «То». И чтобы более обобщить слова «Ты» и «То» представим, как некоторые множества и «Ты» обозначим, как А, а «То» обозначим, как Б. Для простоты. И для любого А и для любого Б, А есть Б.
Запорожцев: Друзья, моя мечта сбывается. Давайте ещё кванторы вводить, как в высшей математике. Моя мечта, что когда-нибудь аксиоматику будут изучать, так же, как высшую математику со всем аппаратом, связанным с этим.
– Никита Фидорищев. К сожалению, в компьютере не было значка квантора. Что мы понимаем под «Ты» и под «То»? В рамках данной интерпретации предположим, что «Ты» и «То» это некое множество. Множество это набор каких-то элементов. Сейчас абстрагируемся от того, что эти элементы из себя представляют и в множество А помимо элементов, может входить другое множество. Важное замечание. Я сейчас поясню, и станет всё понятно. Таким образом А и Б это множество состоящее, как из элементов, так оно может состоять и из других множеств и оно может быть любым, согласно высказыванию «Тат Свам Аси» – «Ты Есть То». И тогда множество С, если оно принадлежит множеству А, можно представить это графически. Важное ещё замечание, что когда мы говорим «Ты» и когда говорим «То», мы как бы подразумеваем, что в «Ты» есть хотя бы что-то. Это не пустое множество. То, что мы говорим «Ты» это уже означает, насколько я понимаю наличие какого-то предмета. Это тоже важно, потом станет понятно почему. Насчёт самого выражения «Ты Есть То» у меня возникла некоторая такая заминка в рассуждениях. Сначала «Есть» я решил представить в виде равенства, потом я пришёл к мысли, а можно ли это назвать математическое равенство? Я думал о таких понятиях, как эквипотенциальность, равносильность, эквивалентность, но это не важно. В общем, я решил просто обойти как бы это. Чтобы грубой ошибки не допустить. Представить, как частный случай этого «Ты Есть То». Из множества А хотя бы одни элемент и такой же элемент есть в множестве В. Это как бы частный случай более общего, когда у нас элементы одного множества соответствуют элементам другого множества. И здесь у нас написано: «Для любого не пустого множества А (в котором есть хотя бы одни элемент) и для любого множества В (не пустого) существует хотя бы один такой элемент Е, что Е принадлежит и А и В». А так как в любом множестве, как в А, так и в В может быть просто единичный элемент, так и другое множество и соответственно, если у нас в формуле написано для любого А, то почему бы нам в качестве множества в «Ты Есть То» не представить подмножество множества А, т.е множество, которое входит в А. И тогда для этого множества тоже должно быть справедливо высшее равенство. Для любого С не пустого множества и для любого В не пустого множества существует хотя бы одно такое Е, что Е принадлежит С и Е принадлежит В. А если резюмировать, то у нас получается. Если в А входит какое-то множество, то и в А есть этот элемент, если и в С есть какое-то множество, соответственно так же есть элемент. Таким образом, если у нас есть объект, мы его поделим пополам, то у нас элемент Е есть в объекте А и в объекте В. Сколько мы бы не углублялись в это понятие, я как бы не ввожу понятие предела, потому можно и так, этого достаточно, у нас будет этот элемент Е в обобщённой форме, простой вот этого Ты есть То. И даже частного случая будет достаточно для того, чтобы понять, что у нас множество А состоит из этих элементов Е. И вот такая вот мысль: «А что же есть такое во всех вещах, то, что есть в одной вещи, в другой, какую бы мы вещь не взяли она есть во всех вещах. Какой же это такой элемент?» Но условие, которое я взял, это не пользоваться аксиоматикой. Поэтому что же это за элемент остаётся только догадываться. И если не пользоваться математикой (ещё один вывод) это уже, как бы параллельная мысль шла. Но я её не стал развивать. Это когда мы говорим Ты есть То. С другой стороны, если у нас То любое, то мы так же можем сказать: Ты есть и То. И чисто логически, что если Ты есть и ты есть То. В принципе логично, что и это То и то То одинаковые.
Проблема современной математики.
У меня мечта – излагать аксиоматику языком математики. У меня есть подозрения, что самая большая проблема современной математики, что в ней нужны какие-то образы для того, чтобы понять и войти в этот мир математики. Раньше всё было просто. У тебя какое-то энное количество яблок, ты их посчитал. Ты их мог сложить, вычесть, какие-то элементарные операции у тебя наглядные. Есть какой-то ассоциативный ряд, связанный с формулами. Таким же образом рождался метод интегрального, дифференциального исчисления в математике. Ещё наш любимый Ньютон и как говорят, независимый от него Лейбниц в частности начали рассматривать такие умственные эксперименты. В частности Ньютон ввёл такое понятие, как «флюксии». И в результате фактически создал эти исчисления, но математически не строго. Сейчас если вы поступите в ВУЗ, где преподаётся высшая математика, доказывать теоремы, которые были известны со времён Ньютона вас будут заставлять строгими математическими методами. Которые действительно строгие и не позволяют никакой двусмысленности. Если вы почитаете, начало новой философии Ньютона, с чего всё начиналось, вся наша наука. Если вы знакомы с математическим анализом, вы будете себя ловить на мысли, что всё не строго, абсолютно с математической точки зрения, как говорится «Пальцем в небо попал». Но тогда было понятно, потому что всё объяснялось на пальцах. Что допустим, производную нужно понимать, как скорость. Спросите сейчас у ученика, что такое производная. У него может быть какая-то зазубренная формула, но у него нет внутреннего понимания, привязке к реальному миру. И вот такая вещь случилась, что современную математику доказывают строго, но без образной поддержки из жизни. В результате никто математику не понимает и как следствие никто ею не занимается, как следствие её не развивают. А если математика не развивается, то и все естественные науки, как физика и прочие тоже не развиваются.
Нужно иметь какой-то ассоциативный ряд. Когда мы говорим о каких-то абстракциях математических, в нашем подсознании должен быть образ, с чем это всё соотноситься. И в связи с этим была у меня такая мечта. Это изложить математику исходя из аналогии устройства Вселенной согласно аксиоматике. Не вводить абстрактное понятие множества, а вводить вполне конкретные, более нам понятное множество высших Я живых существ. Такие вот аналогии проводить. Тогда за абстрактной математикой начнёт прорисовываться реальность нашей жизни, и мы начнём её интуитивно понимать. Если мы будем интуитивно её понимать, то мы и математику начнём лучше понимать. Делать следующий шаг. Очень интересно в этом отношении, конечно же, тема таких понятий, как знак «+» и знак «-». В привычном нам упражнении, где мы можем из левой части перекидывать запросто члены, меняя знак, то, что может делать любой школьник, чтобы решить уравнение. Так вот даже такого понятия не было несколько столетий назад, что так легко можно перенести за знак равенства другой член, но только поменять его знак. Почему?! Не было осознания, а что такое минус. Вы все прекрасно понимаете, что такое пять яблок, но вряд ли понимаете, что такое минус пять яблок. Вся математика, которая у нас известна, родилась в древней Индии. Только потом она эмигрировала через страны Востока, и до нас добрались так называемые арабские цифры. Это не арабские цифры, которыми мы пользуемся, это индийские. Так вот, что такое минус пять яблок, что такое вообще «минус»? Мы можем представить для минуса такой образ, как долг. Но если мы вводим понятие «долг», мы косвенно вводим понятие «наблюдающего». Кто-то ведь должен знать, что этот долг есть. Когда мы вводим понятие отрицательных чисел, мы не явно вводим понятие Сознания. Когда мы вводим обычные числа «+», плюс пять яблок, мы вводим понятие Энергии. Данные все объекты, мы их можем посчитать и вот они наглядно. Пять яблок это из области Энергии, а минус пять яблок это из области Сознания. Дальше высший пилотаж идёт. Многие из вас из школы помнят, если вы минус перемножите на минус, то получится плюс. Вероятно, экзамены сдавали школьные и у вас были там такие задачки, хотя, может, сейчас вы об этом уже не помните. Но, строго говоря, друзья это не доказуемо, что минус на минус плюс! А почему минус на минус не минус?! Какую вы можете аналогию подобрать из обычной жизни?! Вы взяли минус пять яблок, которые сами по себе абстракция, да ещё и взяли их минус, скажем, пять раз. Почему же на выходе у вас получилось двадцать пять вполне конкретных, живых, вкусных и сочных яблок! Здесь уже идёт совершенная не увязка. С этой не увязкой впервые столкнулись при решении кубического уравнения такие выдающиеся столпы современной науки, как Тарталья, Кардано, а позже другие учёные. И чисто интуитивно они ввели понятие так называемой мнимой единицы. Такого числа, где минус на минус при перемножении не давал плюса, а давал минус. Это была робкая попытка ввести такой искусственный объект для решения кубических уравнений. Действительно, если вы вводили его, вы могли решать кубическое уравнение, а если не вводили, то ничего вы не могли сделать с уравнением. Но чем дальше стала развиваться наука, тем сильнее учёные стали хвататься за эту мнимую единицу. Почему?! Потому что достаточно большой круг проблем стал вдруг разрешаться, который нельзя было разрешать обычным способом. Более того рано или поздно это привело к теории функции комплексной переменной, которые позволяют изящным образом решать математические задачи, которые другим способом вы вообще никак не можете решить.
Дело в том, что если вводить понятие комплексного числа, то мы вплотную приближаемся к аксиоматике и что самое приятное, мы вплотную можем приблизиться через эти аналогии к понятию мужского и женского. К понятию принципа вечной неизменности и принципу вечного видоизменения себя. Мы сможем подойти к понятию Сознания и к понятию Энергии, более того, мы сможем подойти косвенно к понятию Праны. Фактически комплексные числа в этом смысле можно интерпретировать, как более универсальное проявление живого существа в этой Вселенной, как Прана. Которая с одной стороны может проявиться и как Сознание, с другой стороны и как Энергия. И я надеюсь, что в дальнейшем размышления по поводу аксиоматики йоги будут не вот такие как у нас, подобно Ньютоновским методами флюксий, дошли до нас какие-то знания, мы их оформили в относительно строгий вид. Но я больше, чем уверен, что есть огромная область для исследований по связке высшей йоги и высшей математики. Вы помните высказывание Декарта: «Господь Бог разговаривает с человеком на языке математики». Как сказали бы во времена М.В.Ломоносова: «…весьма отменно».
Умение переоткрывать знания.
– МОЙУ Басим. В аксиомах линейного пространства отрицательные числа вводятся, как обратные элементы. Для любого натурального числа будет другое число, соединяя которые получится ноль. И если так вводить, то как раз очень интересно и получается, что у каждой видимой части есть невидимая часть, соединяясь с которой, получится этот элемент «Е» наверное, да? Который есть во всем. По крайней мере, для размышлений. К примеру, взять эмоции: «Любовь – Ненависть» – все дуальные вещи, но, соединяясь с которыми, мы можем уже выйти на какие-то не двойственные представления. Так мне кажется.
– Запорожцев. Друзья, мы сейчас ушли в сторону высочайшего математического оформления этих идей и я хочу, чтобы вы все к этому приобщились. Даже ценность не в том, что мы здесь делаем, не в том, что это «истина в последней инстанции», или какие-то «высочайшие открытия». Еще раз напоминаю вам, что самая большая ценность в том, чтобы вы научились переоткрывать знания. Чтобы вы научились соединять свою повседневную жизнь с высшими принципами устройства Вселенной. Только тогда вы будете Всемогущими, только тогда вы будете двигаться в сторону свободы. Поэтому я сейчас предлагаю абстрагироваться и поразмышлять уже со своей стороны каждому, исходя, может быть из своего личного, жизненного опыта, над этой мантрой: «Ты Есть То». Друзья, знаете, в чем самая большая проблема современной науки? К сожалению, это начинают понимать на Западе, но у нас, я помню еще в советские годы наши ученые, как-то с трудом это понимали. Чтобы заниматься наукой – за это кто-то должен деньги платить, ученых кормить надо, строить им университеты. Я сам из этой епархии, поэтому я знаю, о чем говорю, было немного пренебрежительное отношение, что вот мы – «белая кость», «голубая кровь» – приобщены к знанию, а вы – все оставшиеся – «плебеи», собственно, не знаете и знать вам не надо. Это приводит к обществу потребления, это приводит к толпам, которые пиво пьют, смотрят сериалы, как, прошу прощения, мои любимые герои Бивис и Баттхед.
А почему? Потому что задача ученых это не только открывать новые знания, но также и популяризировать их, чтобы люди понимали, что ученые занимаются чем-то действительно ценным. Иначе никто финансировать науку не будет. Поэтому на Западе считается очень хорошим тоном популяризировать. Если ты популяризировал, то, во всяком случае, налогоплательщики будут знать, на что тратятся их налоги. Хорошее, золотое время у науки было, когда надо было атомную бомбу делать. Тогда не приходилось выбирать. Не будет науки – не будет бомбы, не будет бомбы – проиграешь. Было очень доходчиво и однозначно. А сейчас, в эпоху однополярного мира, когда врага-то нет, его пытаются где-то отыскать, пытаются придумать, а он все какой-то такой хиленький, не жизнеспособный такой враг. Под этого врага уже денег никто не даст. И как следствие, как ни странно, стала загибаться и наука, нет стимула ее развивать.
– МОЙУ Басим. Я хотел две вещи сказать. Первое – это попытка строго размышлять, анализировать йогические явления, уже сегодня утратился понятийный аппарат, как мне кажется.
– Запорожцев. Нет друзья, я не согласен с Басимом! Вот представьте, вы впервые начали изучать английский язык, кстати, еще раз напоминаю – это приоритет. Мы сейчас по полной программе проводим занятия «Йога и английский», милости просим – «Wellcome»! Когда ты в первый раз услышал фразу на английском, конечно, это для тебя абракадабра не пробиваемая. Ты себя ловишь на мысли, что ты никогда не научишься понимать английский. Когда я в первый раз включил телевизор, где тетечка по-английски говорила, я себя поймал на мысли, что мне не дано понимать! Хотя я какие-то отдельные слова вроде бы и знал. Но это все приходит. Это то, что называется культура. Если мы выработаем культуру, где будет постоянно звучать речь на английском, то «совка» здесь не будет! Чтобы люди понимали, что мир большой и говорит, к счастью, на английском. Хорошо не на китайском, друзья. Было бы тяжелее для нас для всех. Поэтому, в первый раз услышал – тяжело воспринять, второй раз услышал – призадумался, начал интересоваться, журналы почитывать, книжки. Опаньки, и твой культурный уровень подрос, а потом начал что-то понимать. Это же прогресс. Поэтому, я считаю, что некую такую планку надо задавать. Но в то же самое время, то же самое повторять на понятном языке. То есть и так и так. Вот сейчас мы английский язык пытаемся изучать методом «управляемой паранойи». Да, есть такой метод. Чисто йоговский метод я должен сказать. Он когда-то очень хорошо сработал в некоторых случаях. Я не вижу никаких причин, чтобы он не сработал и сейчас. Смысл в чем, на чем я настаиваю, любая сентенция, любая дефиниция, любое словосочетание должно одновременно звучать на двух языках. Басим, я прервал.
– МОЙУ Басим. Хорошо. Второе – это относительно «Тат Свам Аси». Я хотел бы сделать некие такие понятийные выводы из той презентации, которую Никита показал. И отсюда, из такого подхода к этой мантре, которая говорит о том, что любое «Ты» есть любое «То», рождается сразу множество видов йог. И, например, одна из самых интересных йог – это Бхакти Йога. Когда мы понимаем, о том, что в любом событии, в любом элементе, в любом множестве есть этот некий элемент «Е», который присутствует везде. Некий Абсолют. И под множеством, в котором есть этот элемент «Е», мы можем подразумевать все, что угодно. Любую эмоцию, любое сообщество, если говорить словами аксиоматики, то есть это нечто абстрактное «одномножество», какое-то множество «С», так же, если мы начинаем детализировать, брать любые подмножества из этого множества в виде каких-то конкретных живых существ или брать чего-то еще более конкретное – то есть работа, и в Бхакти Йоге есть соответственно методы, которые говорят о том, что нужно выстраивать свои взаимоотношения с Абсолютом или вносить Абсолют в свои взаимоотношения с миром. К примеру, если у нас есть работа, взаимоотношения с начальником, то можно воспринимать Абсолюта, как своего начальника и работать, считая, что Абсолют твой начальник. Или наоборот, считать, что он твой подчиненный. Сам факт начальник, слово «начальник» или «подчиненный» – это какие-то множества этого мира, а то, что мы туда привносим, памятуя о том…
– Запорожцев. Нет-нет, подожди! Начальник – это от слова «Начало», или от какого? То есть сперва все началось с начала. Басим, давай лучше так, по-другому поступим. Давайте более своим простым языком. Лучше поразмышляй. Вот сегодня у девушки будет свидание любовное с юношей. Девушка безумно влюблена в юношу. Если ты подойдешь и скажешь девушке: «Тат Свам Аси», какой метод ты ей дашь? Йоговский? У кого мысли есть?
– МОЙУ Басим. Вот сейчас еще.. Не знаю, как метод, методов наверное много и какие виды йоги можно из этого подчерпнуть. Если, к примеру, ей сказать: «Тат Свам Аси», она так любит этого своего юношу и, вдруг, обернулась и посмотрела на свое тело. И тут вспомнила: «Тат Свам Аси» – «Я Есть То», мое тело – это тот же юноша прекрасный, его так же можно полюбить и так же к нему можно относиться, не только тело, и она посмотрела на начальника и думает – ненавижу его. А потом думает «Тат Свам Аси», то есть «Я Есть То».
– Запорожцев. Хорошо, Басим, у кого еще есть мнение? Помнится, на прошлой лекции мы обсуждали, что если в электричке к пьяной толпе подойти и сказать одному из них «Тат Свам Аси». Теперь немножко давайте с другой стороны. Давайте мы вернемся опять в сторону жизни. Вот как считается, родилась математика? Сперва, была какая-то необходимость, допустим, поле поделить на равные части и родилась геометрия. И была такая специальность «геометр» – очень уважаемая в свое время. Потому что попробуй, подели, чтобы равная была площадь, равный урожай. То есть мы идем от жизни к абстракциям. Я сейчас хочу, чтобы мы опять вернулись в обычную нашу жизнь и пользовались лишь только вполне конкретной ситуацией. Девушка спешит к юноше на любовное свидание. Вы подходите и говорите ей: «Тат Свам Аси». Смотрите, три части: «Ты», «То» и связующая часть «Есть» – бытие, существование. Что жизнь существует только лишь в одном случае, что одновременно присутствуешь и «Ты» и «То», то есть и Абсолют, и отдельно взятое «Я». То есть вот что такое жизнь? По идее, из аксиоматики, все Абсолют сделал, и множество живых существ Высшее Я отличаются от Высшего Я Абсолюта. Чем отличается Высшее Я Абсолюта от Высшего Я каждого из вас? – Высшее Я Абсолюта не подвержено Майе. А мы с вами подвержены. Есть такое аксиоматическое определение в «Йога Сутрах Патанжали», что есть особый Пуруша – это Абсолют, он не подвержен Майе. А есть «так себе Пурушки», их много, они подвержены Майе.
«Ты Есть То» – как метод Раджа йоги.
– Эсауленко Анна , группа Чатур, МОЙУ. Вот именно приближаясь к жизни, мое понимание «Ты Есть То» и как я его применяю в жизни. У меня прекрасная работа и прекрасная начальница. И я ею очень-очень восхищаюсь, это, действительно, человек, который прекрасно ведет все совещания, конференции, презентации, она очень позитивна, Бхава из нее прет. Мы с ней часто очень общаемся. И я знаю, что она очень устала, я знаю, что она третьи сутки не спит и постоянно куда-то мотается, в командировку из командировки. И тут она опять выходит к людям, опять она доброжелательна и опять от нее светит, она вот такая вся – лучик. И когда мне нужно что-то провести и какую-то сделать презентацию, я иногда вспоминаю вот это «Ты Есть То», и где разница между Тобой и Мной. И у меня вот этих качеств не было может никогда, и я их в себе не видела. Но, вставая на место, когда мне нужно провести что-то, какую-то презентацию, я почему-то мысленно настраиваюсь на нее и думаю: «что, если это есть в тебе, значит это есть и во мне». И начинаю вести и я чувствую, что у меня начинает получаться. При том, что, может быть, иногда мне хочется, чтобы получалось лучше, но видимо я еще не настолько прониклась этой фразой, не на столько ее понимаю, не могу вот это сопоставить. И так же тоже из своего опыта с работы – у нас международная компания и все высшее руководство – у них как раз общий язык английский, потому что они из разных стран и все вот совещания, конференции, презентации часто происходят на английском. Мне приходится тоже там присутствовать, но я естественно, только присутствую и я тоже себя иногда ловлю на мысли, что «Я Есть То», что если это есть там – это есть и во мне, я должна понимать, почему до меня сейчас не доходит. Иногда это меня так злит, что я до сих пор не вышла на тот уровень, когда я могу воспринять, но не получается. Очень хочу. То есть «Ты Есть То» – этого еще мало, это должно еще как-то заработать.
– Запорожцев. Фактически ты озвучила один из методов Раджа Йоги. То есть, если тебе нужны какие-то качества, ты можешь их скопировать с того места или человека, который ими уже обладает. Все это очень странное на самом деле такое понятие. Помните, у Александра Васильевича Суворова есть: «Хочешь быть храбрым – найди храброго солдата, будь им, следуй за ним, сделай его себе образцом и таким станешь»? И вот тут на самом деле один из важнейших методов вашей успешной карьеры, кто бы, чем бы из вас не занимался. Если вы найдете для себя образец для подражания, он будет у вас перед глазами, вы волей-неволей, как утверждает Раджа Йога, то вы скоро станете такими же и будете обладать теми же самыми свойствами и качествами. Поэтому, очень полезно читать биографии успешных людей. Не криминальные хроники, а жизнеописания успешных йогов и йогинь. Вы, как бы, невольно будете настраиваться на ту же волну. Вы, как бы невольно, будете копировать те же самые свойства разума, те же самые свойства вообще. Что же касается языков иностранных, у Патанжали есть такое понятие, это, кстати, для тех, кто изучает английский язык, друзья, что на определенном уровне, согласно аксиоматике йоги мы говорим с вами на одном языке имени формы. Он универсальный не только для людей, но также и для зверей и птиц. И в качестве одной из сверхспособностей при занятии йогой, упоминается, что на каком-то этапе вы будете полностью понимать язык зверей и птиц. Я очень часто сижу на скамеечке, а возле меня воробушки прилетают и, как начинают чирикать, и прыгать там друг перед другом, причем не то, чтобы они там крошечку какую-то ели, а вот просто так. Они там свои какие-то делишки выясняют. Я себя постоянно ловлю на мысли, а ведь они о чем-то общаются, у них же диспут какой-то идет, не шуточный. И когда же мы достигнем таких сверхспособностей в йоге, чтобы понимать, о чем же чирикают воробушки? Я всегда по этому поводу вспоминаю фразу, которую говорил Ландау своим ученикам: «Даже самый глупый англичанин умеет говорить на английском языке, ну неужели вы не выучите этот язык»? Так, далее идем. «Wellcome»!
– Вопрос: Вадим, а вы когда-нибудь напишете свою автобиографию?
– Запорожцев: Нет. А может, и напишу, я не знаю. У меня пока еще мыслей нет на этот счет.
– Студент МОЙУ: Меня настигло такое размышление, что если взять эту мантру: «Ты Есть То» и провести параллель между тройным лекарством Ичха, Крия и Джнана и получится, что «Ты» – это будет Ичха, «Есть» – Крия и «То» – это Джнана. И на примере вот этой влюбленной пары как раз, получится, что Ичха – здесь мы напишем «Влюбленность», желания вот этого молодого человека гипотетического, проявлять свои чувства к девушке. Крия – это будет у нас здесь Абсолют и здесь Девушка. И получится, что здесь влюбленность огромная, если он пропускает ее через Абсолют, такой график интересный. – Магическая диаграмма. – Влюбленность конденсируется и чем больше влюбленности ты пропускаешь через АБСОЛЮТ, тем в большем количестве девушек ты можешь… Не в том плане, что количество, а в плане эффективности, что любая девушка становится в принципе «Той самой единственной».
– Запорожцев. Браво! Девушки, будьте осторожны с такими юношами. Он знает формулу! Нет, на счет своей биографии, конечно надо писать, честное слово. Я ничего не скрываю, времени нет, а хочется написать. Знаете, лучшее – враг хорошего. Но с другой стороны, друзья, есть Открытый Йога Университет, и вообще вся та теория, которую мы здесь изучаем, это в некотором смысле моя биография, вы понимаете, да? Надо, надо, конечно надо, это «пиар», друзья. Знаете, это была моя ошибка, я сидел в своей пещере, почему от вас от всех «пиара» требую, не повторяйте моей ошибки, писал бы тогда книжки, сейчас бы уже Гуру был всемирно известный, а так – нет.
Вопрос: – Вадим, а где ваш блог?
– Запорожцев. А блога нет, потому что ваши не успеваю читать! Нет, друзья, правда, вы не представляете, насколько я жестко загружен, вы не представляете! Насколько времени и сил нет, либо проект какой-нибудь внедрить, да, либо самовосхвалением заниматься. Что, безусловно, нужно. Как себя назовешь, так и поплывешь, друзья, помните, да?
– Басим. Я хотел бы поговорить о «Ты есть То» со следующих позиций. Есть у нас некие представления о мастерстве. И, например, когда считается, что человек достиг мастерства в Хатха йоге, то он отождествляет своё тело с телом всей Вселенной и преобразует и совершенствует Вселенную так же теми же методами, той же мудростью, которой преобразовывает своё тело. При этом хатха-йогин, как правило, ассоциируется с неким таким эгоистом, одиночкой – ему наплевать на всё, он занимается только собой. Теперь я хотел бы посмотреть на йогу Влюблённости. Можно так же взять Бхакти йогу, когда человек влюбляется в кого-то или во что-то, в случае Бхакти йоги. И вот здесь человек полностью растворяется в объекте своей влюблённости и это как бы ассоциируется с неким таким полным альтруизмом. Но эта «Ты есть то» заставляет нас не забывать о себе во время, может быть, Бхакти йоги или йоги Влюблённости, есть и ты, и то. И во время Хатха йоги есть и ты и они, и окружающий мир, некая балансировка, которая убирает все негативные перекосы этих йог. Я взял промежуточный момент. Мы видим Абсолюта вовне, потом начинаем видеть Абсолюта через других живых существ, потом приходим к тому, что видим и находим Абсолюта в себе. А в Хатха йоге наоборот. Мы находим Абсолюта в себе, потом начинаем видеть лучше Абсолюта в других живых существах и приближаемся к этому, что начинаем понимать сверх Я Абсолюта. И «Ты есть То» этому помогает, в плане — перекосы убирать с этих путей.
– Запорожцев. Ты хочешь сказать, что «Ты есть то» – это промежуточная формула, не основная? В том плане, что помогает убирать с пути для чего-то другого. Напоминаю предыдущую лекцию. Помните эту историю, про дядечку, который сидел и который сказал, что это основной метод. Больше кроме этого ничего не надо.
– МОЙУ Басим. Нет, если у нас возникают какие-то негативные ассоциации с путём, что хатха йогой нельзя ничего достичь, потому что это очень эгоцентрично, что там нет «Тат Свам Аси», там все не сбалансировано. Или — я не буду посвящать свою жизнь гуру или Абсолюту, потому что у меня есть и мои желания какие-то. «Тат Свам Аси» смягчает этот момент. Мне так кажется. Я об этом поразмышлял бы, если бы услышал «Ты есть То» и я был бы хатха-йогином или бхакти-йогином. И ещё я хотел бы добавить к этому же самому для некой аргументации. Есть очень интересная мантра, смысл её следующий: «Рита — изучение и обучение. Истина — изучение и обучение. Усердие — изучение и обучение». – И там перечисляются дальнейшие деятельности человеческие, «продолжение рода – изучение, приём гостей, возлияние в огонь — изучение и обучение». Это говорит о том, что нужно так же и изучать как это делать и обучать как это делать. И вместе тогда будет происходить какой-то глубокий духовный рост. «Тат Свам Аси» мне кажется, как раз это и говорит, что не нужно ждать и думать только о «Том».
– МОЙУ, Елена, группа Чатур: У меня несколько тезисов, как я представляю «Ты есть То». Это тождество субъекта и объекта. Или как говорил Гермес Трисмегист (дважды великий трижды величайший): «Что наверху, то и внизу». С другой стороны, если мы посмотрим на наш мир, то эти понятия «наверху» и «внизу» – они очень субъективны, абстрактны. И если мы в обыденном мире можем сказать, что здесь «внизу», а там «наверху», то, например, посмотреть на землю в целом. Австралия вроде как внизу, но они не ходят вниз головой. Если мы выйдем за пределы планеты, то про такие понятия как «наверху» и «внизу» в космосе говорить вообще бессмысленно. Таким образом, понятие «наверху и внизу» следует заменить понятием «внутри и снаружи», потому что мы это можем более однозначно интерпретировать, «субъект и объект». И, наверное, на этом основаны методы йоги визуализации и так же у меня возник образ. Знак бесконечности. Движение по ленте — внутри оно переходит во вне. И как раз это и будет показывать тождество внешнего и внутреннего, «ты и то». И в то же самое время, если «Ты есть То», то и «То есть Ты». То есть мы можем не только начинать от «Ты», но и начинать от «То».
– МОЙУ, Лена Грачёва, группа Астра. Я хотела про личный опыт. Помню, как-то делала практику, где было много разных людей, всем нужно было смотреть в глаза. И мои впечатления. Сначала смотришь человеку и сразу начинаешь как-то его воспринимать. Кажется, что он такой-сякой. Вы как будто очень разные, друг друга не понимаете. То есть между вами такое, как будто кто-то не нравится, неприятен. Но если долго-долго смотреть, то через это проходишь и начинаешь видеть то, что вас соединяет. И мне кажется, мы не видим, что «Ты есть То», потому что есть наше восприятие, наша интерпретация всего. И мне кажется, именно поэтому мы не можем животных понимать, птиц, потому что мы слишком сильно думаем, что мы люди, а это кошка. Как-то кошку свою гладила и, может мне показалось, но я её начала воспринимать не как кошку, а как какое-то живое существо. И мне кажется, что я начала её как-то по-другому понимать. Что-то есть такое, «То» – это как раз что-то, что едино для всех.
– Запорожцев. Хорошо. Браво!
Какого пола Высшее Я?
– МОЙУ, Лариса Сокол, группа Астра. Мне понравилось замечание Саши, что «есть» – написал «Крия». Это действительно так. Я – это мое Высшее Я, а «То» – это Высшее Я чего- то другого. И этот момент «есть» заключено действие. Когда мы взаимодействуем с другим человеком, или явлением, то мы в этот момент включаемся своей Энергией и своим Сознанием. И этот момент «есть» – это «включение», взаимодействие. Когда мы, например, смотрим друг на друга, или по-другому взаимодействуем это тоже включается.
– Запорожцев. Замечательно, браво. На следующей лекции мы продолжим развивать эту тему, в частности, попытайтесь каким-нибудь другим методом размышлять. Допусти, мантра «Ты Есть То» – это носитель гигантского знания, то скажем, «Ты не Есть То» что значит, или «Не Ты Есть То», или «Ты Есть не То». Так же заострим внимание на связке «Есть», «бытие», «существование», «наличие». В русском языке «есть» как и знак равенства, с другой стороны, как утверждение наличия. Далее хочу провести опрос: «Высшее Я – это он, она, или оно»? Действительно, к понятию Высшее Я мы не можем применить понятия «он», «она», или даже «оно». Высшее Я над понятиями пола, как и Абсолют. Не корректно поставленный вопрос. На сегодня все, друзья.
Друзья здесь вы можете скачать Текстовый, Аудио и Видео варианты,форматы doc, fb2, mp3, flv:
Скачать Аудио Вариант1 MP3 Web 32кб/с, 17,1 мб
Скачать Аудио Вариант2 MP3 Full 128кб/с, 68,1 мб
Скачать Видео Вариант FLV,176,6 мб
Адрес где нас найти,контакты: Международный Открытый Йога Университет, “Культурный центр «Просветление», Школа Анандасвами. Россия, г. Москва, метро Новослободская, ул. Долгоруковская, д.29, телефоны в Москве:8(499)251-21-08,8(499)251-33-67, e-mail: HappYoga@mail.ru, www.openyoga.ru, www.yogacenter.ru, www.happyoga.narod.ru.
Можно ли копировать.Права: Лицензия Creative Commons. Вы можете копировать, тиражировать и распространять эту лекцию, желательно делайте ссылку на наш сайт www.openyoga.ru
Благодарность всем тем,кто работал над материалом:
Шаблон опубликовал-Егоров Евгений
Текст напечатали-(а)-Алсу Зинченко, Евгения Строженко, Анна Караванова.
Текст отредактировал-(а)-Наталья Сим
Текст опубликовал-(а)-Алексей Тарасов
Краткое описание составил-(а)-Наталья Сим
Рисунки и фото создал(а)-временно отсутствуют
Английский перевод выполнил(а)-временно отсутствуют
Контрольные вопросы: временно отсутствуют
Ответы на контрольные вопросы: временно отсутствуют
Глоссарий-Словарь-Энциклопедия непонятных терминов йоги здесь: www.wikiyoga.openyoga.ru
Друзья, если что то не работает на сайте или вы нашли ошибки, неточности и не соответствия, то пожалуйста, напишите нам: