2009.09.12. Комментарии к тексту “Шива Самхита”. Глава 2, афоризмы 2.1-2.22. (Вадим Запорожцев)

1. Название лекции:

Комментарии к тексту

“Шива Самхита” (гл.2, аф. 2.1-2.22).

2. Автор: Вадим Запорожцев

3. Фото автора:

4. Краткое описание:

       
Шива Самхита – авторитетный традиционный текст, целиком
посвященный йогической практике и высоко почитаемый в Тантрической традиции,
как прямое и непосредственное откровение Шивы, Высшего Учителя Тантры и Йоги.

В тексте можно найти ответы на многие философские вопросы о
сути человека и смысле его жизни. Шива Самхита написана простым и ясным языком,
поэтому дальнейшие комментарии излишни.

«Знание вечно, оно не имеет ни начала, ни конца, и на самом
деле ничего другого не существует. Различия, которые мы видим в мире –
следствие обусловленности чувств. Когда эта обусловленность прекращается, тогда
это знание (джнана) – одно-единственное, и ничего другого не остается».

В данном фрагменте текста представлен обзор следующей темы:
микрокосм.

5. Дата и место чтения лекции:

2009.09.12 Культурный центр «Просветление».

6. Аудио, видео и текст лекции принадлежат: Открытому Йога Университету в городе Москве. Вы имеете полное право копировать, тиражировать и распространять материалы этого сайта, желательно делайте ссылку на наш сайт www.openyoga.ru.

7. Текст напечатан: Анной Назаровой

8. Текст отредактирован: Анной Фёдоровой

9. Рисунки:

10. Фото:

11. Сайты: www.openyoga.ru, www.happyoga.narod.ru.

12. Где бесплатно скачать текстовый файл:

13. Где бесплатно скачать аудио файл лекции:

Нажмите здесь, чтобы скачать аудио:

Теория

32кб/с, 2009_09_12_kcp_lec_Shiva_Samhita_commentary_af_2.1_2.30_web.MP3,размер 22мб

128кб/с, 2009_09_12_kcp_lec_Shiva_Samhita_commentary_af_2.1_2.30_MP3,размер 87мб


14. Где бесплатно скачать видео файлы лекции:

Нажмите здесь, чтобы скачать видео:

Теория

mp4, 2009_09_12_kcp_lec_Shiva_Samhita_commentary_af_2.1_2.30_размер 216мб

В

15. Нажмите кнопку play (►), чтобы слушать или смотреть лекцию на этой странице, (׀׀) – пауза.

Аудио:

Теория

Видео:

Теория

16. Основной текст лекции.

ГЛАВА
2. МИКРОКОСМ

2.1. В этом теле Меру – позвоночный
столб – окружен семью островами. Там расположены реки, моря, горы, поля и
владыки этих полей.

2.2. Там – пророки и мудрецы, а также все звезды и планеты. Там – священные места
паломничества; храмы и управляющие храмами.

2.3. Солнце и луна, источники создания и разрушения, также движутся в теле. Эфир,
воздух, огонь, вода и земля тоже тут.

2.4. Все существа, которые обитают в трех мирах, тоже могут быть обнаружены в
теле. Окружая Меру, они заняты своими делами.

2.5. Обычные люди не знают этого. Знающий это – йогин.



Комментарий  Вадима Запорожцева:  Итак, в
трактате ««Шива Самхита»» мы вплотную подходим к тому, что называется тело
человека. У каждого из нас есть наше тело. В первую очередь мы воспринимаем
наше физическое тело, которое мы можем почувствовать, ощутить, пощупать.
Западная цивилизация до сих пор зациклена на том, что человек есть физическое
тело. Это парадигма современной науки, медицины, всех исследований по биологии
и так далее, в общем, в неявной форме современная наука считает человека
объектом материальным. Весь конгломерат наших эмоций, мыслей, осознаний наука
считает порождением нашего физического тела. У нас есть физическое тело, есть
нервная система, они как-то между собой взаимодействуют, и, согласно
современной науке, это взаимодействие порождает эффект личности. Как если бы мы
с вами были большой химической реакцией, побочный эффект которой является то,
чем мы называем сами себя.

 

Достаточно  такое
грубовато-материалистическое
представление о человеке. Это современное
отношение современных учёных к человеку. Все лекарства, все исследования,
всё-всё-всё явно или косвенно базируется на том, что за всеми психическими
процессами стоят  грубо-материальные
процессы внутри нашего тела. То есть, если 
у вас меняется настроение, приходят и уходят какие-то мысли, всё это современные
учёные связывают с превращениями гормонов и так далее. Другого современные
учёные пока не знают. Все разговоры о том, что у человека есть бессмертная
душа, бессмертное Я, структуры и ауры, современная наука не признаёт, так как
нет предмета разговора. Она признает четыре вида взаимодействия – сильное,
слабое, электромагнитное, 
гравитационное. 

С другой
стороны, наука говорит: «Назовите нам пятое взаимодействие, биоэнергии, скажем
так». К сожалению, предъявить биоэнергию никто не может. Все разговоры о
каких-то там аурах, биополях, они не находят подтверждение у науки. Наука не
находит этой биоэнергий, поэтому называет их одним из способов взаимодействия –
сильного, слабого, электромагнитного и гравитационного. Ещё раз, подход
достаточно  материалистичный.

В нашей
стране за последние пятнадцать-двадцать лет, когда наука несколько пошатнулась,
на первый план  вышли всякого рода
шарлатаны, целительство, ясновидящие, яснознающие. У науки иной раз денег
просто нет, чтобы  защитить себя, свою
точку зрения, поэтому на поверхность сейчас вышла «мутная вода» всяких
околонаучных, псевдонаучных, или откровенно 
ненаучных мнений об устройстве человеческого тела.

Это
вызывает остервенелый гнев со стороны учёных. И понятно, зачастую все эти
теории не выдерживают элементарного теста на логику. Такова ситуация в нашей
стране. А в странах, где наука побогаче, такого разгула псевдонаучной
деятельности не наблюдается, так как к мнениям учёных прислушиваются. Это
издержки нашего исторического развития, но они довольно  глубокий след оставили в сознании целого
поколения. Мы в Открытом Йога Университете с этим сталкиваемся. Приходят
студенты, в головах которых джунгли самые настоящие, чистое мракобесие, и с
этим приходится работать.

Но
вернёмся к устройству человеческого тела. Современная наука, ещё раз, считает,
что мы с вами грубо материальны, и все разговоры про душу, высшее Я, энергии и
сознание, всё это досужие россказни, так как она не может доказать их
существование теми методами, которыми она располагает в настоящий момент.

Что же на
это всё говорит йога? Йога говорит, что 
взгляды учёных  не лишены смысла.
Да, огромное количество процессов может 
быть объяснено грубо-материальным способом, какими-то химическими
реакциями, действиями гормонов и так далее. Мнение современной науки не
является неправильным, но и не является всеобъемлющим. Большая часть того, что
мы можем назвать тело человека, от методов, способов, инструментов учёных
ускользает. Йога  в то же время ни боже
мой не противостоит науке. Более того, если какие-то положение в йоге
противоречат законам науки, то, скорее всего, 
вы сталкиваетесь с неправильной интерпретацией йоги. Йога включает в
себя то, что называется наукой, но идёт немного дальше. На этой лекции мы
поговорим о том, как йога представляет тело 
человека, или, как здесь сказано, микрокосмос.

Недавно  я прочитал 
статью о том, что после того, как расшифровали гены человека, а вы все
знаете, что мы состоим из  клеток, а у
любой из нашей клеток есть ДНК, некое хранилище информации, необходимое для
строительства тела человека, реакции, ощущения, то выходит, что всю нашу личность
расшифровали через  гены человека. Не
знаю, правда это или нет, так как нет у меня возможности отслеживать эту информацию,
все данные  о человеке помещаются на один
CD диск. Вы все слушаете музыку, идёте в магазин и покупаете CD диск, его
размер исчисляется объемом информации, шестьсот-семьсот мгб. Самое интересное,
что вся последовательность нашего генома помещается на  один 
CD диск. Получается, что если мы с вами являемся производным нашего
тела, а производное нашего тела закодировано в последовательности молекулы ДНК,
то мы с вами представляем программу, которая помещается  всего на один диск.

Не знаю
как для вас, а для меня это звучит диссонансом. Я могу представить,
насколько  сложен человек, насколько  сложны его переживания, ощущения, стремления,
надежды, страхи. А выходит, что всего одна формула, записанная на  диск, способна его воссоздать. Чтобы мы не
сделали, учёные откроют новые 
перспективы, но это всё равно будет продолжением программы. Концы с
концами не сходятся.

Другой
пример. Маленький ребёнок, мама с ним играет, он гулит, улыбается. Потом он
начинает расти. Потом начинает постигать мир, за десять лет делает серьёзнейший
рывок в своём развитии, достигает совершеннолетия, зрелого возраста, и за
смешные промежутки времени вырастает сложный самообучающийся мир. Так быстро!
Каждый ребёнок начинает демонстрировать свои черты характера, совершенно
индивидуальные. А ведь всё начиналось совершенно с маленького младенца. Все
рождается маленькими и одинаковыми, и так быстро  превращаются в целую Вселенную. И потом по
достижении священного тантрического возраста 108  лет, эта Вселенная умирает. И куда это всё
делось? Остался труп, его захоронили или сожгли, либо  препарировали, чтобы посмотреть, что внутри.

Но куда
делать эта личность, вся эта Вселенная, этот Достоевский или Толстой. И вроде
как его и не стало. Какой-то промежуток времени до рождения Толстого, к
примеру, потом вдруг взяла и родилась целая Вселенная, потом ушла, и откуда она
пришла, куда делась? Если анализировать эти процессы, концы с концами не
сходятся. Просто объяснить, что чисто за счёт устройства нашего физического
тела. Оно сложное, никто и не спорит. Но предположить, что мы просто побочный
эффект от этого, сослужили свою службу и распались.

Это очень
серьёзный вопрос материализма и идеализма: «Что же есть человек, сознание
человека?» Вы помните, что материалисты в нашей стране, Ленин, к примеру, говорили
о том, что сознание вторично, первичны материальные  процессы, а сознание – это эхо той химической
реакции, которая в нас протекает. Явно материалистическая концепция – до
рождения человека, его как бы и нет, а после смерти, тем более нет. Есть
какой-то промежуток. Это очень грубый материализм, но в нашей стране он
сохранялся очень долго, лет восемьдесят, пока ему на смену не пришло современное
разгулье мракобесия. Нашу страну постоянно бросает в крайности, то материализм,
то везде приведения, сглазы, порчи, колдуны.

Есть
концепция идеализма, которая говорит, что первично сознание, а материя
вторична. По-разному можно проигрывать эту систему в разных школах  йоги. Суть одна и та же, что есть моё  сознание, остальное –  галлюцинация. Это была довольно
распространённая точка зрения   до  победного шествия марксизма-ленинизма, и она была
очень популярна. Немецкие философы любили это направление. Нет никакого мира, а
есть лишь галлюцинация моего сознания. Прямая противоположность. Почему
материализм так долго существовал? Потому что наука начинала  набирать обороты, такая практическая наука,
которой всё можно было объяснить, не прибегая к потусторонним вещам.

Зачем
придумывать новые  сущности, когда и
старыми факторами можно всё объяснить? Развитие прикладной науки, заводы,
пароходы, продукция, ткани, всё подтверждало то,  что материализм будет жить. Отвлечённые  разговоры о том, что всё материальное
иллюзорно, когда бизнесмен идет в свою фирму и зарабатывает миллионы, он меньше
всего думает об иллюзорности, о том, что сознание первично, а материя вторична.
Это вторая такая грань идеализма. Но она с промышленной революцией потускнела,
как вещь, которой долго не пользовались, разве что эксцентричные люди ей
пользуются, да и то, это скорее им мешало, чем помогало. С точки зрения
идеалистов, разговаривать о том, как устроено наше тело, не имеет смыла. Какая
разница как нервные клетки работают, когда сознание первично. Органы, руки,
ноги – всё это вторично, материально, они относятся к обычному миру.

Теперь точка
зрения йоги. Йога, как всегда, говорит, что в равной степени правы и материалисты
и идеалисты, и в то же самое время и те и другие неправы. Природа человека
более утончённая и неуловимая, чем структура материализма. И в то же самое
время очень реальна и конкретна, по сравнению с подходом идеалистов. Мы с вами и
есть комбинация этих двух начал. Какая-то наша часть материалистична, и,
действительно, оказывает влияние на  наше
восприятие. Возьмите, например, поголодайте две-три недели. Когда не будет
питательных веществ в организме, проанализируйте своё состояние. Всё, что вас
раньше волновало, будет на дальнем плане, если у вас до этого мысли метались,
то тут они будут течь вяло, поскольку энергии нет, которую мы обычно берём из пищи.
Нельзя  сбрасывать со счетов до конца,
это войти в противоречие с жизнью, опытом.

С другой
стороны есть такие вещи в нашей жизни, которые никак не объяснить материально.
Есть то, что совершенно необъяснимо продуктами питания. Рождаются, к примеру,
два ребёнка,  и находятся в совершенно
одинаковых  условиях, одинаковое питание
у них. Казалось бы, должны расти два совершенно одинаковых ребёнка, ну, если
условия одинаковы, тем  не менее, один
становится великим учёным, а другой – 
великим композитором. Объяснить это тем, что мама во время беременности
ела и слушала вряд ли можно. Есть такой анекдот, что если женщина во время  интересуется наукой, то её ребёнок в будущем
станет учёным. У этого анекдота много разных интерпретаций, но это не
выдерживает критики.

Итак, мы
с вами сочетаем в себе и замечательные догадки марксистов-ленинистов, или
учёных, которые ставили такое познание мира, и в то же самое время – все
моменты философии идеализма. Более того, йога – это очень изящная наука,
которая настолько хорошо переплетает между собой эти две тенденции , что просто
диву даёшься. Поэтому и получается, что вроде и правы современные  учёные, а вроде и нет. Учёные  разные 
есть, и, конечно, есть те, кто понимает это. Если вы опубликуете в
серьёзном научном журнале не подкреплённую доводами статью, то вы потеряете
имя. Ваши следующие статьи не будут читать, работу в научной сфере вам не
найти, придётся уходить из науки и уходить в сказочники, писать фантастику,
гороскопы составлять, но в науку вас больше не пустят.

Ещё раз,
состояние науки в нашей стране на данный момент, абсолютно не показатель того,
что твориться в мире. К сожалению, большинство из того, что дается сейчас в
науке, делается  не в нашей стране, я
большой патриот нашей страны, но, здесь уж из песни слов  не выкинешь, учёных у нас становится всё
меньше. Учёные и правы и не правы, идеалисты также – правы и неправы.

Теперь,
мы непосредственно переходим к тексту ««Шива Самхита»». Посмотрим, что же йога
говорит нам на эту тему. Йога-то как всё интерпретирует? Очень запредельно.
Более подробно, я отсылаю к аксиоматике йоги, лекции на эту тему выложены у нас
на сайте. Точка зрения текста «Шива Самхита» ни чем не отличается от подхода
как нашей школы, так и любой другой школы йоги.

Мы
подходим к идее микрокосмоса. Помимо нашего физического тела, есть ещё два. Так
называемые, тонкое и причинное тела. Эти тела также материальны, они, как
тонкая и неуловимая материя, энергия более тонких вибраций. То есть, эти два
тела также материальны. Но современные учёные и медики, вероятно, ещё ничего не
знают, а если знают, то не говорят. Если что-то и было  открыто, то, скорее всего, это засекречено.
Почему? Потому что любое открытие способно дать толчок к созданию нового
оружия. А современное человечество пока ещё не разучилось от варварского
способа мышления. Потом любой учёный думает, 
как бы побольше выгоды извлечь из своего открытия, а оружие – это весьма
прибыльное производство. Даже, говорят, торговля наркотиками менее прибыльна.
Не знаю, как там у учёных, из открытых источников не слышно о тонкой или
тончайшей материи или энергии.

В этом
смысле йога опередила науку, может быть, пользуется своей терминологией. Это
то, что нам в будущем придётся переоткрывать. Йога упоминает о тонком и
причинном телах, аналогия один в один. Так же как у нас есть нервные окончания,
и по ним проходят сигналы, и мы можем блокировать. К примеру, вы чувствуете
боль, но можете сделать обезболивающий укол, и тем самым блокировать
прохождение импульсов через нервные 
окончания. Вы перестали чувствовать боль. Вот довольно грубое
доказательство того, что мы с вами зависим от физического тела. Та же сама я
аналогия с причинным и тонким телом, только 
субстанция, из которой они сделаны, видимо, ещё более тонкая. И её
современная аппаратура не может обнаружить, то ли в силу ограниченности этих
приборов по  восприятию, то ли по другим
причинам. Вероятно, будущие эйнштейны от йоги, изобретут приборы более тонкие.

Йога нам
говорит, что подобно тому, как мы можем тренировать наше физическое тело, то
есть, в спортзал ходить или йогой заниматься, точно также мы можем воздействовать
на тонкое тело и на причинное тело. У нас помимо физического тела у нас есть
ещё два, но они разные по степени материальности. Это был подход материалистов.

Со
стороны идеалистов. Йога добавляет, что помимо трёх тел, у нас есть высшее «Я».
Оно в хорошем смысле, нематериально, идеалистично. Наше «Я» не является
порождением наших  трёх тел, оно само
по  себе. Поэтому, его нельзя измерить,
отмерить, вывесить. Иной раз, я читаю, что учёные  уже могут взвесить наше высшее «Я». Это
всегда отличает всякие околонаучные заявления. Учёные где-нибудь не у нас, без
указания кто и что, что-нибудь открыли. Когда? Кто? Не понятно. Ещё Ландау
говорил, что науки делятся на естественные, неестественные и
противоестественные. Это примерно то же самое. Так вот, наше «Я» не материалистично,
оно выше всяких свойств материи. Поэтому померить, взвесить наше «Я» нельзя.
Это оберегает йогу от всяких националистическо-фашистских идей. Смысл говорить
о том, что мы различны по расовому признаку, если наше высшее «Я» у всех
равновелико? Другое дело, как себя проявляет это высшее «Я», у всех по-разному.
Это второй разговор.

Итак, с
одной стороны, вполне материальные наши три оболочки, с другой стороны – наше
«Я». Тут надо сказать, тут йога добавляет, что помимо трёх групп тел, высшего
«Я», энергии, есть понятие сознания. Обычно на этом те, кто только начали йогу,
спотыкаются. Во-первых, наше сознание не является порождением энергии, а также
не является порождением и наших трёх тел, оно самосущно. Во-вторых, наше «Я»
выше понятия сознания. Сознание является равносильным инструментом. А наше
высшее «Я» предельно идеально и выше энергии и сознания, оно запредельно. Часто
в различных школах йоги я встречаю различные точки зрения, которые говорят о
том, что сознание приравнивается нашему «Я». Наше «Я»  и наше сознание – вещи разные.

Получается  такая схема, что есть наше высшее «Я», и оно
предельно совершенно. У него есть два проявления, одно из них – три группы тел,
то есть, энергия,  другое – здесь можно
назвать идеалистичное проявление – сознание. У сознания также есть ряд свойств,
которые очень необычны. Это знание нельзя 
измерить, взвесить, его также нельзя определить, что оно высвечивает
что-то или нет. Сознание – это лучик света, на что наше «Я» направит этот лучик
света, то и высвечивает. Например, вы пошли в поход, в тёмный лес. У вас собой
фонарик, вы им светите вперёд и видите то, что перед вами: деревья, кусты. А
вокруг темнота и вроде как ничего нет. То же самое и происходит, когда сознание
высвечивает для нашего высшего «Я».

Если
говорить более конкретно, то сознание высвечивает то, что отражается на
поверхности нашего разума. Наш разум, как большой телевизор, а наше сознание
высвечивает всё, что показывает этот телевизор. Разум транслирует то, что видят
глаза, слышат уши, чувствует нос. Поэтому сознание работает с нашим разумом,
поэтому учёные  не могут его поймать,
схватить, измерить, так как оно идёт последствием материальных действий. Я
вижу. Почему?  Потому что фотоны света
отражаются и попадают на сетчатку глаза, а от сетчатки глаза в мой разум. В
дальнейшем  на поверхности моего разума
высвечивается то, что нарисовали  фотоны.
Сознание высвечивает эту картинку и доносит его до моего высшего «Я». Эта тема
более подробно рассмотрена в аксиоматике йоги. Сейчас почему-то люди считают, что
йога – это беллетристика, что сел, почитал про махатму, и вроде, как
успокоился. Нет, друзья мои, приходится серьёзно мозги напрягать.

Идём
дальше, у нас есть два проявления: сознание и энергия. Энергия целиком и
полностью оживляет наши три тела, а сознание высвечивает, что там происходит.
Вот этот конгломерат и называется нашими тремя телами. Мы с вами больше ощущаем
то, что твориться в грубом теле. В тексте «Шива Самхита» сказано тоже  самое, только 
аллегорически, фантастическим сказочным языком, понятным только  посвящённым, тем, кто знает, какую смысловую
нагрузку несет тот или иной образ. Я прошу ещё раз  зачесть тот же отрывок.

2.1. В этом теле Меру – позвоночный
столб – окружен семью островами. Там расположены реки, моря, горы, поля и
владыки этих полей.


Комментарий  Вадима Запорожцева: 
Мы подходим непосредственно к устройству
нашего тела, к теме макрокосмоса и микрокосмоса. В йоге считается, что три
группы тел, энергия, которая их оживляет, и сознание, которое их  высвечивает, всё это тождественно устройству
Вселенной. Любой точке нашего тела соответствует объект или явление во
Вселенной. В математике есть раздел – теория функции комплексных перемен, где
примерно та же идея обыгрывается с очень хорошими результатами. Есть аналогия
между маленьким объектом и бесконечно большим. И вместо того, чтобы работать с
большим, ты воздействуешь на маленький и конкретный, который под рукой, а
результат получаешь и тут и там. Когда в очередной раз  вы встанете на  голову, выполняя позу хатха-йоги, или примите
позу лука, и у вас пойдут какие-то процессы, то те же изменения начнут
происходить и во Вселенной.

То есть,
вы не только меняете своё тело, но вся Вселенная становится здоровей и чище.
Эта концепция тождественности. Поэтому для того, чтобы описать процессы,
происходящие внутри нас, в йоге используются вещи  из внешнего мира. Например, есть на Земле
океан, а внутри человеческого тело он соответствует структуре, которая влияет
на работу того или иного нашего органа. Как если бы мы были маленькой Вселенной,
внутри которой есть моря, поля, реки. Мудрецы, короли, сказочный лес,
мифология. Всё это вращается вокруг горы Меру. В индийской мифологии гора Меру
считается осью Вселенной, вся Вселенная вращается вокруг неё. В нашем теле – это
канал сушумна, он  проходит от основания
тела до  макушки головы. Вся наша жизнь,
все внутренние процессы вращаются вокруг этого канала. Так как канал сушумна
совпадает с позвоночником, то рождается утверждение, что для  йога самое главное – это позвоночник.
Действительно, иметь здоровый позвоночник очень важно. Но это внешняя часть
действительно самого главного, что есть для йоги, а это центральный канал. Так
вот внутри нашего тела есть целая Вселенная, целый мир.

2.2. Там – пророки и мудрецы, а также
все звезды и планеты. Там – священные места паломничества; храмы и управляющие
храмами.

 

Комментарий  Вадима Запорожцева:  Опять же, тот или иной центр
персонифицируется с чакрой, описывается как место обитания того или иного
правителя. С вполне конкретными атрибутами, характером, оживлением каждого
центра. Посредством этой помощи лучшим образом 
доходит, какой центр за что отвечает. Воздействуем мы на грубое тело, а
в совокупности, воздействуем и другие тела тоже.

2.3. Солнце и луна, источники создания
и разрушения, также движутся в теле. Эфир, воздух, огонь, вода и земля тоже
тут.

 

Комментарий  Вадима Запорожцева:  Мы касались темы принципов. Внутри нашего
отела есть центральный канал  сушумна,
который пронизывает центры, сплетения, чакры, отвечающие за те или иные  принципы: пространства, разума и так далее.
Пересечение с такими понятиями, как «Солнце» или «Луна». Если бы этот трактат
писался на другой планете, и были бы не одна Луна, а три, то давались бы другие
аналогии. Вы помните, что любой йоговский текст даётся для  вполне конкретных  людей, живущих  на планете Земля. У нас есть Солнце, которое
восходит и заходит, есть Луна, они занимают примерно одинаковый угол видения.
Поэтому, возможно такое явление, как солнечное затмение, лунное затмение.
Откуда взялась Луна, это не известно. Кто-то говорит, что это затерявшаяся
планета. Летела-летела, и стала вдруг 
вращаться вокруг  своей оси, но это
вопрос к учёным. Факт остаётся фактом, что в обычной жизни мы сталкиваемся с
Луной или Солнцем, и они оказывают на 
нас определённое влияние. Солнце встало, мы бегаем-прыгаем, если Луна,
то спим. Так мы сделаны. Поэтому влияние этих 
планет вполне очевидно.

Тут некая
параллель с астрологией, но не той несерьёзной астрологией, которую сейчас все
используют, кому не лень, да ещё им приплетают Уран и Плутон. А до этого как?
Много мракобесия, много вопросов, но влияние некоторых планет на человека – оно
очевидно. Более того, есть ещё какие-то составляющие этого влияния на уровне
тонкого и причинного тел, но,  ещё
раз,  эта тема даже в Индии обросла таким
мракобесием. Там ни один человек шагу не сделает, не проконсультировавшись с
астрологом, и в результате, никто ничего не делает, и страна бедствует.
Помните, основное положение в йоге: всё, что делает вас несвободными, всё
должно быть отброшено. Будь это хоть наука, но если она вас зомбирует, снижает
волю к победе, делает вас игрушкой, то выбросьте такую науку. Свобода священна!
Все, кто покушается на свободу, понесут наказание в виде негативной кармы, как
утверждает йога.

Хороший
предсказатель получит хорошую карму, а плохой – соответствующую. Вообще, любой
предсказатель – это человек, который умеет говорить ни о чём. Он умеет сеять позитив,
и это хороший предсказатель,  пифии
всякие, оракулы. Все остальные зарабатывают деньги на вашем страхе, чтобы в
следующий раз мы бежали к ним, и они порабощают вашу волю. Это не смешная тема.
Если кто-то из вас гадалка, предсказатель, целитель,  то лучше скорректируйте то, что вы делаете, согласно
закону кармы. Незнание законов не освобождает от ответственности.

Параллель
можно провести с действием  светил, но опять
же не как в современной Индии, а как в древней. Там девушка и юноша влюбились,
пошли к астрологу, и если он предсказал несовместимость знаков, то всё, люди не
подходят друг другу. Откуда это взялось? Хотя изначально что-то в этом было, но
теперь истинный смысл этих  предсказаний
потерян, его надо переоткрывать, пользуясь здравым смыслом, и никого когда не
порабощать, иначе, сам будешь порабощён.

Ночью,
поехали вы на берег моря. Млечный путь, звёзды, всё это несло в древнеиндийской
мифологии определённую смысловую нагрузку. Эта звезда приносит счастье, эта
  любовь, то есть, определённая связь с
астрологией есть. И так же, как есть светила на небе, также и в нашем теле есть
те же сферы. И есть два основополагающих фактора – Солнце и Луна, что в
дальнейшем мы будет называть центром сознания и центром энергии,
соответственно. Центр сознания централизован 
в макушке нашей головы, центр энергии – в основании нашего тела. Здесь
на тайном языке они называются Солнцем и Луной.

2.4. Все существа, которые обитают в
трех мирах, тоже могут быть обнаружены в теле. Окружая Меру, они заняты своими
делами.

2.5. Обычные люди не знают этого. Знающий это – йогин.

2.6. В этом теле, которое называется Брахманда (,
микрокосм), есть луна, излучающая нектар. Она находится на вершине позвоночного
столба (в Сома чакре) и имеет 8 Кала.



Комментарий  Вадима Запорожцева:  Иносказательно и туманно намекается на
устройство тела. Я сознательно не буду объяснять, что такое «кала», «сома-чакра»,
так как это не входит в наш  курс. И
потом, в разных школах  есть разночтения
в понимании моментов по описанию действия сознания и энергии. Слово «кала»
переводится, как часть.

2.7. Её лик обращен вниз и он день и
ночь струит нектар. Этот нектар разделяется на две тонкие формы.

2.8. Одна из них по Иде идет через тело, чтобы питать его подобно водам небесной
Ганги.

2.9. Этот молочный (лунный) луч слева (Ида). Другой луч, сверкающий, как источник
великой радости, проходит через срединный канал (Сушумну) и он управляется
луной.



Комментарий  Вадима Запорожцева:  Красивое иносказательное описания
центрального канала, есть источник нашего сознания – свет. Свет нашего сознания
высвечивает всё наше тело, все процессы. Параллельно есть канал Ида, который
соединяет сознание и энергию. Красивое сравнение с нектаром. Очень красивое тантрическое
объяснение работы нашего тела – нужны импульсы сознания, не дающие энергии всё
разрушить. Они в разных  школах йоги
представляются в виде капель бинду, которые 
стекают, и не дают нашему телу разрушиться. Это очень сложная
многоплановая аналогия. В дальнейшем эти капли формируют многие части тела.

2.10. У подножия Меру расположено
солнце, имеющее 12 Кал, а справа расположена Пингала – владыка творения. Его
проток устремлен вверх.



Комментарий  Вадима Запорожцева:  Центр нашего тела – сушумна. А солнце,
полное энергии – это обходной путь справа – канал Пингала, дабы энергия могла
как-то проходить, взаимодействовать с нашим сознанием.

2.11. Солнце поглощает излучаемый луной
нектар, и это солнце движется через все тело.

2.12. Правый канал, Пингала, символизируется Солнцем, подателем Нирваны. Владыка
создания и разрушения движется в нем, проходя благоприятные знаки в эклиптике.

 

Комментарий  Вадима Запорожцева:  А дальше вообще начинаются чудеса. В
московском планетарии было всё очень красиво, было  видно, как движутся Солнце и Луна. Сейчас его
разрушили, и всё никак не восстановят. Итак, центр нашего тела – сушумна, слева
от него –  лунный канал, справа –
солнечный. Получаются две орбиты. Также как и в космосе, Солнце и Луна ходят по
своим орбитам, а когда они пересекаются, происходит затмение. Очень интересно
расположены планеты, угловые размеры Солнца равны угловым размерам Луны.
Траектории пересекаются редко, поэтому полное солнечное затмение бывает редко.
Купите компьютерные программы, которые помогают смоделировать расположение
планет, это, к сожалению, не наши программы.

В тексте
об этом иносказательно сказано. Моменты 
затмения, кстати – самое лучшее время для различных практик, пения мантр
и так далее. Поэтому йоги отслеживали солнечные и лунные затмения для усиленной
практики. Особенно в тантрах, если мужское и женское соединяются, где Луна –
это женская ипостась, Солнце – мужская, то можно достичь очень больших высот.
Но это не наша тема.

2.13. В теле 350000 Нади. Из них особое
значение имеют лишь 14.

2.14-15. Сушумна, Ида, Пингала, Гандхари, Хастиджихвика, Куху, Сарасвати, Пуша,
Шанкхини, Пайясвини, Варуни, Аламбуша, Вишводари и Йашасвини. Из них Ида,
Пингала и Сушумна – важнейшие.

2.16. А из них самая высочайшая – Сушумна, и ее особенно любят йогины. Другие
Нади подчинены ей.



Комментарий  Вадима Запорожцева:  Такая структура в дальнейшем. Эти каналы принизывают
все наши три тела, скрепляют наше тело и не дают ему развалиться. По этим
каналам течёт прана: сознание и энергия. В разное время и в разные периоды
года, даже китайцы по аналогичной схеме построили систему акупунктуры, то есть,
воздействуя точечно на физическое тело, мы можем воздействовать на другие тела.
Ньяса-йога работает с этим же. Каналов очень много, но с точки зрения духовного
развития, важны только эти три: сушумна, ида и пингала. А из этих трёх наиболее
важна сушумна. По этой причине, йога работает с самым главным каналом.

2.17. Эти Нади похожи на тонкие волокна
лотоса и вершины их опущены вниз. Они поддерживаются позвоночным столбом и
символически представляют собой Солнце, Луну и Огонь.


Комментарий  Вадима Запорожцева: 
Имеются в виду пингала, ида, сушумна. С
одной стороны нарисовано солнце, с другой луна, а посередине – огонь. Всё имеет
смысл,  на любом изображении, на тибетских
картинах и так далее. Вот почему тяжело переводить тексты по  йоге, если ты в этом не варишься.

2.18. Внутри Сушумны есть Читрини-нади,
в ней-тончайший из всех проходов, называемый Брахмарандхра.

2.19. Сверкающая пятью цветами, движущаяся в центре Сушумны, эта Читрини – самая
жизненная сердцевина и всего тела, и Сушумны.

2.20. Это ее, дающую радость и бессмертие, Шастры называют . Йогин, медитирующий над этим, разрушает все преграды.

Комментарий  Вадима Запорожцева:  Мы уже касались этой темы центрального
канала. Что такое центральный канал, чтобы было понимание. Солнце и луна
соединены центральным каналом, или, сознание и энергия соединены сушумной. Этот
канал пустой внутри. Очень хитро сделал, снаружи он имеет форму, а внутри –
отсутствует пространство, верхний и нижний выход соединяются в одну точку.
Очень интересный образ. Для того чтобы показать слои сушумны говориться о том,
как если сушумна была сделана из нескольких трубок, сложенных одна в другую. Свойства
внутри, которые находятся, они более фантастичны. Наружные свойства сушумны
тоже достаточно  могущественны. Иногда это
называется мистическим или духовным путём, всё побеждающим.

Например,
как меч для самурая, это его центральный канал, он должен быть пустой внутри,
вытащил, порубил врагов в капусту, и невозмутимый идёшь дальше. Это некое
оружие, которое устраняет все препятствия. Отголоски на востоке одни и те же.
Все культуры говорят о срединном центральном пути. При помощи этого
центрального канала он может делать всё, что захочет.

2.21. Двумя пальцами выше ануса и двумя
пальцами ниже половых органов находится Адхара лотос (Муладхара), имеющий
размеры в четыре пальца.



Комментарий  Вадима Запорожцева:  Дальше идёт объяснение места, где
находится муладхара-чакра, здесь, адхара, и даётся описание, где его искать.
Это основание тела. Когда вы начнёте медитировать на этот центр, каждый из  вас будет по-своему представлять его.  Как только энергия начинает просыпаться, вы
сразу  поймёте, где искать.

2.22. В основании Адхара лотоса –
прекрасное Йони в форме треугольника, сокровенное и хранящее тайны всех Тантр.



Комментарий  Вадима Запорожцева:  Дальше идёт серия образов,  которые отправные точки для медитации в
практиках. Когда человек медитирует на тех или иных местах, при этом выполняет
практики, то эти центры начинают просыпаться. Образы вполне конкретные,
геометрические – треугольники,  круги. В
частности, место пробуждения энергии кундалини.

17. Ключевые слова: лекции
по йоге, бесплатно скачать, аудио лекции, видео лекции, смотреть, слушать,
текст лекции, Культурный Центр «Просветление», Открытый Йога Университет в
Москве, www.happyoga.narod.ru, www.openyoga.ru, www.yogacenter.ru, Вадим
Запорожцев, Школа йоги традиции Анандасвами, дживатма, параматма, карма, семена
кармы, закон причины и следствия, самскара, майя, иллюзия, неведение, таттва,
качества, практика йоги, практика, место, прана, апана, самана, удана, вьяна,
нага, курма, крикара, дэвадатта, адхикари, кумбхака, гхари, задержка, арамбха
авастха, гхата авастха, паричйая авастха, нишпати авастха, вещи, от которых
нужно отречься, средства, мокша, нирвана, освобождение, просветление, самадхи,
самадхи с объектом, самадхи без объекта, отсутствие света, бхога, наслаждение,
высшее наслаждение, Сат Чит Ананда, радость бытия, счастье, предписания, первая
вторая, третья ступень, вайю-сиддхи, сиддхи, совершенства, сверхспособности,
вакья-сиддхи, дар пророчества, камачари, дурадриштхи, ясновидение,
пракайяправесана, левитация,  прана,
апана, нада, бинду, пратьяхара, паричайя, дхарана, чакра, шесть чакр,
муладхара, свадхистхана, манипура, анахата, вишуддха, аджна, сахасрара, брахма,
нишпатти, дживан-мукта, четана, читта, манас, буддхи, чита, разум, ум, вритти,
вайю-садхана,  асаны, сиддхасана,
падмасана, уграсана,  свастикасана,
сукхасана, вайю-сиддхи, Камадэве, Бог любви, Парвати, Шакти, Шанкара, Шива,
Бог, Богиня, йогин, йогиня, партнер, партнерша, юноша, девушка, мама, папа,
равноправные игроки, гуру, дхарма, препятствия, четыре вида йоги, четыре типа
учеников, садхака, пратикопасана, чидакаша, 
тайна, курма, нади, кама-биджа, клим, лингам, йони, анус, бхучари, уход
из мира по желанию, якшасы, ракшасы, гандхарвы, апсары, киннары, тайное
тривени, прайаг, сарасвати,  мистическая
луна, кала, степени нарастания, мистическая гора Кайласа, обитель Хамсах,  нектар, мантра, пранава, ОМ, звук, вибрация,
пробуждение мантры, мантры сознания, мантры энергии, мантры имени, мантры
кармические, мантры духовные, хома, джапа-мантра, звуки нада, трипура бхайрави,
махавидья, йогическая традиция, учение, энергия, сознание, пространство
сознания, концентрация, медитация, ассоциативная привязка, закон ассоциаций,
ассоциативная связь, высшее знание, высшее Я, запредельное Я, Атман, наше Я,
Джива, душа, Брахман,  Абсолют,
Вселенная, Шунья, пустотность, Великая пустота, сияющая пустота, космическое
яйцо, хатха-йога, крия-йога, пранаяма-йога, мантра-йога, карма-йога,
джнана-йога, раджа-йога, раджадхирадж-йога, янтра-йога, ньяса-йога, лайя-йога,
быстрые методы в йоге, триада, тантра-йога, йога секса, сексуальная йога, йога
союза, йога влюбленности, кундалини-йога, разряжение, сублимация, продолжение
рода, брахмачарья, сексуальная энергия, тантрические практики, практики
отождествления, секс, секс без потерь, секс с потерями, сиддхи, Шива Самхита,
Веды и Шастры, мудра, йони-мудра, священный напиток Кула, цветок Бандхука,
пробуждение кундалини, брахмарандхра, ваджроли, маха-бандха, маха-мудра, мула-бандха,
маха-ведха, уддийана-бандха, кхечари-мудра, джаландхара-мудра, шакти-чалана
мудра, випарита-карани, виграха-сиддхи, апана-вайю, самана-вайю, прана-вайю,
сушумна, центральный канал, ида, пингала, нади, универсальная прана, прана,
грантхи, узлы, узел Брахмы, чакры, сплетения, сахасрара-чакра, муладхара-чакра,
пупочный центр, смерть, бессмертие, процесс старения, физическое тело, грубое
тело, тонкое тело, причинное тело, группы тел, аскетизм, нечестность, диета,
наркотики, бхава, астрология, индийская астрология, звезды, планеты, светила,
природа, океан, микромир, микрокосмос, пространство, время, аквариум,  управление, управлять, богатство, страх,
смелость, сила, вера, самоконтроль, доброта, интуиция, добродетели, порок,
психология, психоанализ, эго, охамкара, посвящение,
Единственное существование, Ишвара, Индра, Карма-канда, Джнана-канда, джнана,
расхождение мнений, ритуалы,
познание, неведение, возникновение,
эволюция, Пралайя, Параматман, Парамаханса, Авидья,
Маха Майя
, акаша, викшепа, аварана, сходящая
энергия,
трансформирующая энергия, великая потенциальность,
великая иллюзорность, саттва, раджас, тамас, гармония, активность, инерция,
элементы
.



18. Контрольные вопросы.

Составитель:

19. Ответы на контрольные вопросы.

Составитель:

20. Ссылки на тексты с похожими тематиками:

21. Глоссарий.

Поделиться Открытой Йогой:

Оставьте комментарий