Выводы из аксиоматики Йоги. Работа с Разумом.
У нас есть то, что называется разумом. Что это такое? Из аксиоматики йоги мы помним, что наш разум – это всего лишь попытка, некий механизм, который пытается использовать принцип разума, который был создан одним из первых (при разворачивании нашей Вселенной). Мы помним, что все было сотворено из комбинации сознания и энергии. Одно из сочетаний сознания и энергии породило принцип разума.
Затем были сотворены другие принципы (пространства, огня и др.) и до принципа земли. А в дальнейшем живое существо начинает обратный порядок. Живое существо начинает осваивать эти принципы в обратном порядке тому, согласно которому они были сотворены.
1. Название лекции:
2. Автор: Вадим Запорожцев
3. Фото автора:
4. Краткое описание:
5. Дата и место чтения лекции:
2009.06.27. Культурный центр «Просветление»
6. Аудио, видео и текст лекции принадлежат: Открытому Йога Университету в городе Москве (Школа йоги традиции Анандасвами). Вы имеете полное право копировать, тиражировать и распространять материалы этого сайта, желательно делайте ссылку на наш сайт www.openyoga.ru.
7. Текст напечатан: Яроцкой Викторией
8. Текст отредактирован: Яроцкой Викторией
9. Рисунки:
10. Фото:
11. Сайты: www.openyoga.ru, www.openyogaclass.com/kurs.
12. Где бесплатно скачать текстовый файл:
13. Где бесплатно скачать аудио файл лекции:
14. Где бесплатно скачать видео файлы лекции:
15. Нажмите кнопку play (►), чтобы слушать или смотреть лекцию на этой странице, (׀׀) – пауза.
Аудио:
Видео:
16. Основной текст лекции.
Сегодня 27 июня 2009 года. Меня зовут Вадим Запорожцев, это лекция для Открытого Йога Университета, вся информация хранится на сайтах www.openyoga.ru, www.openyogaclass.com/kurs.
Введение в лекцию
Мы продолжаем серию лекций по выводам из аксиоматики йоги. Напомню, мы рассматриваем не все выводы, которые можно сделать из аксиоматики йоги, а только лишь те, которые необходимы для студентов, изучающих йогу в Открытом Йога Университете.
Поэтому, многие выводы остаются «за кадром». Но это вовсе не значит, что их нет, это потому что мы с вами ограниченны во времени. Сегодня тема «Устройство нашего разума» также необходима для того, чтобы были понятны интересные и не всегда правильно воспринимаемые разделы йоги.
Что такое разум?
У нас есть то, что называется разумом. Что это такое? Из аксиоматики йоги мы помним, что наш разум – это всего лишь попытка, некий механизм, который пытается использовать принцип разума, который был создан одним из первых (при разворачивании нашей Вселенной). Мы помним, что все было сотворено из комбинации сознания и энергии. Одно из сочетаний сознания и энергии породило принцип разума.
Затем были сотворены другие принципы (пространства, огня и др.) и до принципа земли. А в дальнейшем живое существо начинает обратный порядок. Живое существо начинает осваивать эти принципы в обратном порядке тому, согласно которому они были сотворены.
Понятно, что самое примитивное живое существо хватается за самое грубое – принцип земли и пытается его связать с помощью ассоциативной связи. В дальнейшем, в ходе эволюции наше Я учится использовать принцип воды, огня, воздуха, пространства и самое последнее – принцип разума.
Действительно, если вы пойдете в палеонтологический музей, очень поучительно отследить на примере древних ископаемых экспонатов как шло развитие от самых примитивных форм до более сложных. Отследить всю цепочку трансформации физических тел. Там будут и примитивные морские животные. Потом они будут усложнятся, появятся динозавры, и так до человека. Там это все красочно представлено. Есть также уникальные экспонаты трехглазых представителей. Причем, третий глаз у них как раз между бровей.
Принцип разума в этих телах был реализован достаточно поздно. Механизм, который пользуется принципом разума (в обычной медицине, науке его обычно соотносят с нашим головным мозгом), образовался на достаточно поздней стадии эволюции.
Широко распространенное сравнение, что если время всей истории сравнить с 24 часами, то более ли менее высшие формы (человек) начали появляться за 5 минут до двенадцати. Остальные 23 часа 55 минут эволюция играла в совершенно другие игры. Представлениями «об эволюции разума» в то время даже не пахло.
Но все изящно согласуется с йогой. Я напомню, что йога никогда не подменяет науку, а также йога никогда и не противоречит науке. Сперва, идет фактор сотворения мира и воплощение в этот мир до самого низа, а потом обратная пошаговая лестница по овладению скрытыми способностями и потенциями, которые содержит наш мир. И один из самых высочайших уровней – уровень нашего разума.
Чтобы сделать такой прибор, как разум, который использует принцип разума, потребовалось колоссальное количество лет эволюционного развития. В результате мы с вами имеем разум. У кого-то он лучше функционирует, у кого-то хуже. Более того, если ввести определенный образ жизни, то разум начинает слабеть. Если вести другой образ жизни, то разум наоборот начинает оттачиваться, развиваться. Мы видим, что наличие разума претерпевает некие колебания в течение жизни. Если во младенчестве разум не очень себя проявляет, то в зрелые годы наблюдается пик его проявления. Затем к старости лет идет его угасание. Даже в рамках живого существа в теле человека мы наблюдаем какие-то изменения. Следует сразу же четко понимать, что изменения эти не касаются потенциала любого живого существа, а касаются всего лишь проявлений живого существа в его теле.
Или по-другому: все мы одинаково умны. Нет разницы между профессором философии или каких-нибудь математических наук и забулдыгой, бомжем каким-нибудь. То есть, в потенциале и тот и другой имеет равно могущественную способность проявить свой разум. Но один оттачивал инструмент, через который принцип разума может проявиться, а другой не оттачивал. И в этом вся разница. Поэтому, говорить нужно не о приобретении разума или каких-то качеств, которых не было до этого. Говорить нужно о раскрытии того, что потенциально заложено и ждет своего часа, чтобы мы воспользовались этим. Подобно тому, что можно тренировать мышцы, подобно этому можно тренировать и оттачивать разум.
Еще раз хочу подчеркнуть, что все люди равновелики в этом потенциале. Разница лишь в том, что одни люди развивали этот потенциал, а другие не развивали.
Еще дело осложняется тем фактом, что некоторые люди напротяжение нескольких жизней оттачивали и развивали свой разум, а кто-то занимался этим меньшее количество жизней. Поэтому, мы наблюдаем другой феномен. Маленькие дети, как чистый лист. И вот они идут в школу, учатся и растут в одинаковых условиях, но один кто-то преуспевает в учебе, в умении пользоваться своим разумом. А кто-то не в такой сильной степени преуспевает. Определяется это склонностью души в прошлых жизнях оттачивать разум. Если душа склонна, то в следующей жизни человек с самого маленького возраста начинает демонстрировать свои интеллектуальные способности. Если не склонна, то он начинает с того уровня, где закончил на предыдущей жизни.
Но здесь есть также и другой фактор – кармическая предрасположенность, которая позже может выливаться в некую генетическую предрасположенность. Понятно, что душа может рождаться в той среде, которая была ей наиболее близка. То есть, если вы в прошлой жизни не развивали свой разум, то в следующей жизни вы имеете тенденцию родится в том месте, или в той семье, где также как и вы не развивали разум. Вы попадаете в те же условия, на которых завершили в прошлых жизнях.
Если брать статистический анализ, то мы наблюдаем статистический опрос жителей разных стран мира. У жителей «третьих стран» мира явно ниже интеллектуальный потенциал, чем (скажем) у жителей европейских стран. Но это вовсе не говорит о том, что в Европе живут люди первого сорта, а в странах «третьего мира» живут люди второго сорта. Йога не признает разделения людей. Это всегда нужно очень четко помнить. Но следует также понимать, что нет смысла требовать от людей, который всего лишь несколько жизней развивали свой разум, чтобы они уже в этой жизни догнали и перегнали всех остальных.
Некое расслоение наблюдается. Но, заметьте, что расслоение не принципиальное, а кто, когда и как быстро начал пользоваться этим инструментом, который называется наш разум.
Наконец, третья составляющая нашего вопроса – это то тело, в котором ты воплощаешься. Если ты серьезно занимался своими интеллектуальными способностями, но так сложилась у тебя карма, что ты родился в стране «третьего мира» и тебя окружают люди интеллектуально не далекие, но все-таки тебе подарили тело человека, то быстро наверстать упущенное ты можешь. Потому что исходный инструмент в виде твоего разума и тела тебе позволяет. А если ты родился в теле животного, то тело и разум этого животного резко затрудняют ваш рывок. Поэтому, в йоге считается, что тело человека является самым драгоценным телом. Даже если оно вам досталось от дикаря, но в теле человека есть предпосылки для резкого развития. В то время, как в телах животных все значительно сложнее. Прежде, чем вам сделать рывок, вам нужно довести состояние тела животного до человека, а только после этого сделать рывок. Из этих составляющих сплетается картина, которая серьезно влияет на социальную жизнь общества.
Наличие рабовладельческого общества отчасти было вызвано выше сказанными факторами. На определенной стадии развития ты в принципе не сможешь сделать из человека раба в том понимании, в которое мы видим из описания историков в древние времена. Но с другой стороны, иногда получается, что в совершенное тело человека входит душа, еще не достаточно развившая свой потенциал. И поэтому она с радостью идет в подчиненное положение, подобно тому, как наши собаки и кошки идут к нам в подчиненное положение, мы их любим, но они не претендуют на интеллектуальные подвиги.
В этом отношении йога серьезное учение. Нужно понимать, что во время рабовладельческого строя именно для тех людей, для того времени это было самое подходящее устройство человеческой жизни. Но Боже вас упаси переносить это устройство на сегодняшний день.
Про кастовую систему Индии
То же касается кастового устройства Индии, которое до сих пор существует, и по всей видимости не собирается умирать. Понятно, что в семьях, где уровень развития был более высокий, были склонны рождаться души, которые вели такой же образ жизни. Сначала было три касты, потом добавилась четвертая (неприкасаемых), а затем еще более интересная вещь произошла – появились люди вне касты. Самое страшное – это когда человек вне касты.
В средние века все было обусловлено конкретной ситуацией. Рождались души, они имели склонность рождаться там или там. В результате произошло расслоение. На тот момент это было очень хорошо. Но потом, с течением времени началась чахорда. Могло случится такое, что более развитая душа могла родится в самой низшей касте. И тут мы видим тупик, с которым столкнулись индусы, и выхода из ситуации они сами не видят, т.к. вся пропаганда за равные права – это капелька информации по сравнению с многовековой историей (уровень ассоциативных связей, который пронизывает все общество). Это жесткая паутина ассоциативных связей. К примеру, если ты родился в касте неприкасаемых, тебе нужно всю жизнь потратить чтобы доказать, что ты более развитая душа. Более того, как только ты начинаешь что-то делать, невидимые ассоциативные связи тебя останавливают. Мы с вами на прошлых занятиях рассматривали эти темы.
Поэтому, если мы рассматриваем древнее общество – это одно, если мы рассматриваем современное общество – это другое. Но даже среди современного общества есть люди, для которых это самый оптимальный образ жизни. А есть люди, для которых такой образ жизни ни в какие ворота не идет.
По большому счету, важным фактором является степень развитости разума. Йога не признает деление людей по расовому, национальному признаку. Мы все равновеликие души. Но только кто-то уже начал заниматься осознанием своего потенциала, а у кого-то эта дорога еще впереди.
Почему я заостряю на этом внимание? Потому что, вместе с восточными учениями на Запад проникает очень много мракобесия. Иногда очень тяжело отличить, является ли это фундаментальным йоговским знанием или это всего лишь попытка перенести чужой образ жизни на почву, где он не применим.
Наша эволюционная задача – развивать разум
Во всех системах йоги важнейший аспект – развитие разума. В Открытом Йога Университете очень жестко требуем, чтобы люди не сидели сложа руки, а постоянно работали над собой, оттачивали свой разум, оттачивали свои интеллектуальные способности, память, умение сосредоточится на главном и т.д. Это является неотъемлемым пунктом пути в йоге. Почему на этом заостряю внимание? Существует тенденция, когда приходят люди и говорят, что не нужно развивать свой разум, а нужно развивать только свою духовность, а к разуму относится не серьезно. Это не имеет отношения к йоге.
Да, действительно, мы должны развивать свой духовный потенциал. Но Вселенная диктует нам шаги. И следующий наш шаг – мы должны оттачивать наш разум. Более того, если мы не занимаемся работой над своим разумом, мы эволюционно начинаем проигрывать, и ни о какой духовности вообще не может быть и речи.
Понятно, что если человек хорошо интеллектуально развит, но при этом злой, конечно же лучше бы он был глупый, но не злой. Но с другой стороны, не всегда приятное впечатление производит человек вроде как безобидный, но недалекий. При всем при том, что он иногда начинает претендовать на «Учителя Жизни».
Часто наблюдаем ситуацию, когда индивид из своей индийской деревни приезжает на Запад и начинает учить всех жить. А потом при попытке выяснить, где он сам учился, оказывается, что он ни читать, ни писать не умеет. И это не является ограничивающим фактором. Да, действительно, можно быть интеллектуально развитым и не уметь ни читать, ни писать, но когда такие люди отговаривают других людей читать и писать, то это уже вызов, вызов эволюции. Поэтому, друзья, если вы хотите преуспеть в йоге, то ваша святая обязанность – оттачивать разум.
Разум – это последний принцип, который мы открываем. В обратном порядке, если просмотреть, перед принципом разума есть принцип пространства. Если мы вспомним привязку этих принципов к человеческому телу, то принцип разума локализуется у нас в районе головного мозга, а принцип пространства – в основании шеи.
Йога дает нам мощный инструмент для развития разума. Йога говорит нам, что если мы осознаем, что нам нужно развивать наш разум (но он инертный, медленный, туго соображает), то йога говорит, что ничего страшного, все так начинают, но по мере тренировки разум становится все более подвижным, сильным и тонким.
Методы развития разума
В качестве одного из методов развития разума является развитие речевого центра.
Если вы говорите, то вы создаете фундамент, на котором переоткрывается следующий механизм – механизм разума. Если вы хотите развить свой разум, важнейшее подспорье – развитие речи.
Иногда сталкиваешься с человеком, и по его голосу ты можешь определить на каком этапе развития находится человек. Если вы занимаетесь развитием речи, то косвенно вы создаете предпосылки для развития разума.
Как ни странно, в Открытом Йога Университете мы даем смешные на первый взгляд задания: прочитать вслух три раза древний текст по йоге, записать свою речь на диктофон, а потом прослушать. Очень хорошо действует. Внешне это похоже на зубрежку, но на самом деле все намного сложнее. Не говорю уже о том, что если повторять не текст, а мантры.
Наш разум концентрируется на своем языке. В первую очередь мы концентрируемся на том, что сами говорим, а потом уже на том, что воспринимаем посредством наших ушей из окружающего мира. Мы на 100% слушаем то, что говорит наш язык, а то, что воспринимаем ушами процент намного меньше. Фактор сосредоточенности учит наш разум концентрироваться. Если мы достаточно долго в таком положении удержим наш разум, то он волей не волей начинает развиваться. Поэтому, если у кого-то проблемы с разумом (а такое встречается очень часто), применяйте метод концентрации на своей речи, на работе «с языком». А если человек хорошо разбирается в йоге, то лучше применять мантры, которые способствуют развитию разума.
Что такое разум?
В учебниках анатомии вы можете увидеть вдоль и в поперек, что из себя представляет мозг. Но при всем при этом, современные ученые не знают, как работает наш разум. Более того, никто не знает, за счет каких механизмов идет процесс.
Понятно, что мы все с вами, как функция большой химической реакции. А у любой химии самое главное – электромагнитное взаимодействие. На сегодняшний день известно: сильное, слабое и гравитационное воздействие.
Сильное и слабое взаимодействие на уровне ядер. Они врятли играют роль в нашей мыслительной деятельности. Остается гравитационное. Мы вроде как находимся в поле земли, и никаких гравитационных всплесков не наблюдаем.
Ближе всего к функции мозга приближается электромагнитное взаимодействие. Вы помните, что атомы, молекулы состоят из положительных и отрицательных частиц (электроны, протоны), они приходят в электромагнитное взаимодействие. Положительный заряд нейтрализует отрицательный заряд. Можем предположить, что вся наша мыслительная деятельность – это продвижение заряженных частиц по нейронам нашего мозга. Но здесь тоже не все вяжется и согласуется. Если мы представляем из себя заряд микрочастиц, то любой разряд молнии (по идее) должен отправлять нас в состояние, если не небытия, то временного помрачения разума.
Но мы с вами живы-здоровы, молнии не боимся, что она нас сметет. Более того, возле уха держим сотовый телефон. Спектр электромагнитных волн у телефона такой же, как и у нашей СВ-печки. Наш мыслительный процесс не сбивается, когда мы разговариваем по телефону. Из этого следует, что само устройство функционирования нашего мышления намного тоньше. И современные ученые еще не подошли к его разгадке. Либо частично разгадали какие-то принципы, но помалкивают. Ученые в отличие от йогов не обременены первым и вторым принципом йоги. Поэтому, как только открыли что-то новое, сразу засекречивают, чтобы использовать для нового оружия. В этом отношении наука страдает очень серьезным изъяном – полнейшая безответственность. Более того, некоторые ученые этим гордятся. Кризис современной науки достаточно серьезный в этом отношении.
Основная масса знаний йоги потерянна, а та, что сохранилась, плохо осваивается, но какие-то крупицы все же до нас дошли.
Начинается все с момента творения Вселенной, когда был образован принцип разума. Вы помните, что сознание и энергия породили принцип разума одним из самых первых. Йога дает подсказку, что все, что мы имеем в этом мире – это комбинация сознания и энергии. Под это определение подпадает наши мыслительные процессы, действие нашего разума. По сути дела, мыслительная деятельность – это взаимодействие сознание и энергии на самом тонком уровне. Вы помните, что сознание и энергия выходят из единого источника (две стороны одной медали) – праны. Но прана разъединилась, и из общей праны возникло сознание и энергия, а теперь начинают соединятся, но уже другими сторонами.
Хотя сознание и энергия не зависимы, они вытягивают друг друга. Сознание склонно воздействовать на энергию так, что энергия начинает подстраиваться под сознание. И наоборот: энергия притягивает сознание на себя, чтобы она высвечивало игры энергии. Этот танец сознания и энергии и называется процессом мыслеобразования (вритти). Есть гигантский принцип – Космический разум – где идет комбинация сознания и энергии, океан идей, мыслей и т.д.
Каждое живое существо, как вы помните из аксиоматики йоги, берет в аренду конкретный участочек океана и говорит, что это «его территория». Но это лишь условно он наш. Он такой же «наш», как и другого человека. И здесь вмешивается фактор личного предпочтения или не предпочтения. Мы притягиваем определенный участок, какие-то определенные волны. Некоторые волны проходят через этот участок даже нас не спрашивая. Но все это в общей картине вызвано нашей кармой. К нам приплывают мысли, которые мы хотели. Но с течением времени, нам эти мысли уже не нужны, когда они приплыли, нам захотелось уже каких-то других мыслей. Мы иногда ловим себя на мысли, что какие-то вещи, которые мы раньше очень хотели, пришли к нам. Но наше отношение к ним изменилось, и сейчас нам нужно что-то другое.
Закон кармы: что посеешь, то и пожнешь. Какую мысль запустил, такой результат и получишь.
Понятие «нашего разума» – это не понятие нашего разума, а понятие инструмента, который может арендовать кусочек общего океана разума. Профессор философии или доктор математических наук арендует кусочек побольше. А забулдыга-бомж – гораздо скромнее кусочек. Но это не принципиальная разница между ними, а количественная.
Этим объясняются многочисленные сверхспособности в йоге. Но если наши обычные способности не могут сделать нас счастливыми, так и сверхспособности не смогут нас сделать счастливыми.
В йоге культивируется такое отношение в йоге, как довольство. Что бы не случилось, йог всегда говорит себе: так жить можно. И создает вокруг себя позитив. Это прописывается в йоге жестким образом. Более того, у нас в Открытом Йога Университете студенты в своих отчетах должны предоставить список из трех позитивных вещей, которые случились с ними за неделю. Почему? Потому что нужно переломить мрачную тенденцию вечно ныть.
И вот представьте, что вы умеете читать мысли. Грязь в подъезде – это детский лепет по сравнению с ментальной грязью и вонью, которая моментально бы вас захлестнула.
Ментальное поле у всех одно. Требуются серьезные тренировки, чтобы иметь возможность общаться мысленно.
Когда Попов открыл радио, на нем можно было только «морзянку» отбивать. А сейчас этих радио волн очень много, и вещай что хочешь. Точно также и в йоге, мы можем мысленно друг другу «морзянку» отбивать, потому что у нас нет фильтров. У нас крайне редко бывают состояния, когда мы воспринимаем мысли другого. Потому что мы то не на ту волну настроены, то у нас мимо ушей информация проходит.
Но все упирается в ассоциативные связи. По ассоциативным связям течет прана. Где и как вы будете протягивать эти «паутинки» это уже другой вопрос, нужны знания.
В любом случае, в нашем Открытом Йога Университете не обучают сверхспособностям. Мы готовим преподавателей йоги, которые будут преподавать вполне конкретные приземленные йоги: хатха, крийя, мантра и пранаяма йоги. Все остальное – это уже не наши проблемы, нам это не интересно. Во-первых, об этом говорят древние трактаты, что раньше времени сверхспособности не удастся открывать. Во-вторых, тратить время, чтобы их открыть – это значит не выполнять свою основную работу. Но если вам очень хочется развить какую-то сверхспособность, то пожалуйста – вперед. Но напомню, что сверхспособность еще никого не сделала счастливее.
Устройство нашего разума
Йога говорит, что разум достаточно сложная структура. Эта структура, пронизывающая все наши три тела. Напомню, что согласно аксиоматике йоги у нас есть: физическое, тонкое и тончайшее (причинное) тело. То, что мы называем разум – это некий конгломерат, который использует три группы тел. Грубо говоря, наш мозг – это часть механизма, который сделан в грубом веществе. Внутри него функционирует та часть, которая называется тонкое тело. И наконец, причинный уровень.
Чтобы использовать принцип разума, нам нужен наш разум. Наш разум состоит из трех составляющих. Если у вас не будет физического разума, то на уровне тонкого и причинного вы врятли сможете функционировать на этом свете. Мозг – это как верхушка айсберга, а дальше тонкое и причинное тело.
Аналогичная ситуация наоборот. Если на тонких структурах чего-то не хватает, то и разум нормально функционировать не может. В некоторых странах третьего мира люди демонстрируют не очень развитый интеллект. Почему? Потому что они мало его развивали.
Есть две крайности. Одна: люди говорят, что в развивающихся странах люди генетически не могут быть разумными, якобы у них сбой где-то. Это точка зрения националистическо-фашистского направления. Другая: беззубая политика дедов морозов, что все равны, можно взять любого ребенка и с помощью воспитания вы получите все, что угодно. Не получите, друзья, потому что каждый ребенок – это свободное живое существо. Если оно решило не проявлять какие-то качества, то заставить проявлять его эти качества – насилие. Поэтому, все крайности, как националистично-фашистского, так и слюнявого, политкорректного толка не имеют отношения к жизни. В каждом конкретном случае нужно принимать соответствующие решения: что за человек, в каких условиях, стоит с ним работать или не стоит. Это сложные моменты.
Генетически тело одного и другого человека одинаковые, нормальные. Но у одного тонкие структуры развиты, и он может грубыми управлять, а у другого – нет. Но в потенциале каждая душа равновелика, никакого разделения. Но с другой стороны, не нужно допускать дурости.
Все три структуры необходимы, вместе они называются разумом. Соответственно, и заболевания (дисфункция) разума могут быть вызваны физическими факторами, иногда чем-то тонким, неуловимым. Каждая из этих составных частей должна хорошо работать, чтобы получился человек, под которым любой медик смог бы подписаться «практически здоров». Иногда бывает очень тяжело распознать скрытые психические заболевания.
Внешне человек может показаться вполне нормальным, но по каким-то выходкам начинаешь сомневаться, а все ли у него нормально с головой или нет. Часто очень сложно определить, в какой ситуации и на каком этапе развития находится человек.
То, что мы называем разумом, в йоге называется: Манас, Будхи, Читта. Из этих трех составных частей рождается то, что называется разумом. Если говорить о функциональной стороне, это та область знаний, от которой нам дошли лишь крохи. В Открытом Йога Университете акцент делается на том, чтобы не дать знанию (которое все-таки дошло до нас) исчезнуть. А во-вторых, на своей шкуре переоткрыть и распознать упущенные знания.
Манас
Манас – это некий буфер или заградительная часть нашего разума, которая либо пропускает, либо не пропускает информацию внутрь нашего разума. К примеру, каждому из вас сейчас приходит огромное количество информации. Если вы прислушаетесь, вы услышите, как на улице ездят автомобили. Это ощущения вашего тела, и т.д. Но, если вы внимательно слушаете лекцию, вы отсекаете всю остальную второстепенную информацию (хотя ваши уши слышат, сигнал доходит до вашего разума). Эта функция манаса очень избирательна. Все, что нужно он пропускает, а что не нужно он отсеивает. Если бы не было такого органа, как манас, у вас в голове была бы смесь и бардак всякого рода звуков, мыслей и т.п. А манас следит бдительно и отсекает все ненужное.
По каким принципам манас отсеивает информацию? По принцип ассоциативных связей манас отсеивает информацию. Если бы хлопушка в углу разорвалась, ваше внимание бы отключилось от лекции и перенеслось бы на хлопушку. Потому что ваша память через ассоциативные связи будет вам говорить, что там что-то интересное.
Будхи
Если информация прошла через манас «разум №1», то она попадает в будхи «разум №2». Кстати, от того же слова, что и «Будда», «будильник» (означает: бодрствующий, пробужденный). Будхи получает информацию, которая дошла из манаса и делает точную копию того объекта или явления, которое как предполагается породил этот объект или явление. Допустим, я увидел яблоко. Это мои глаза увидели яблоко, они передали информацию в манас, манас пропустил ее дальше. Из субстанции будхи рождается предельно чистая, саттвическая копия.
Читта
Это орган высвечивания точной копии, которая сформировалась в будхи. То есть, она видит: ага, яблоко. Затем, из читты информация попадает к нашему высшему Я. И наше Я волеизъявляет взять и откусить кусочек яблока. Безусловно, я вам рисую схему примитивно-утонченную.
Т.о. получается, что мы с вами не знаем, как устроена Вселенная. Мы с вами не знаем, как выглядит ни один объект во Вселенной. Мы с вами знаем только копию, которая была сделана в нашем будхи. А т.к. путь от объекта до его копии в голове достаточно длинный, то на каждой стадии может помешаться ошибка. Поэтому, мы весь наш мир постигаем только лишь по копии, которая возникает в нашем будхи.
По сути дела, копия, которая возникает в нашем будхи – это мыслеформа данного объекта. Объект сделан из материи, а копия – это мыслеформа. То есть, будхи принимает любую мыслеформу с любыми качествами. Если рассматривать ее с позиции мыслеформ, то это мысль определенного окраса. Если мы помним, наш общий разум (океан разума), и есть маленький участочек разума, по которому пробежала определенная рябь. И эта рябь соответствует образу яблока. Более того, эта определенная рябь имеет свои характеристики. Более того, любая из волн имеет свои вибрации. Точно также любое слово имеет характерный окрас или вибрацию.
Имя и форма
В йоге есть положение о нераздельности имени и формы объекта. Или по-другому, Нама (имя) и Рупа (форма) одно и то же. Когда вибрация возникает на поверхности будхи, которую мы воспринимаем, как аналогичную копию объекта. Она мало того, что форма, так еще дает всплеск волночек, которые являются истинным именем объекта. Это совершенно грандиозный практический вывод в йоге. Из этого момента начинается положение о едином универсальном языке. Есть всего лишь один универсальный язык, язык вибрации вритти на поверхности будхи. Это и называется сверхспособностью в йоге понимать все языки.
Есть раздел науки – лингвистика. Она анализирует языки, реконструирует языки. Как ни странно, лингвисты свели все известные языки в мире к семи, а сейчас уже – к одному. В отличие от мифотворчества, ученые пользовались вполне логическим аппаратом, чтобы доказать это. Отсюда начинается идея мантра йоги. Что воспроизводя имя, ты воспроизводишь форму. А почему? Потому что реальности ты никогда не видел. Потому что все, что к тебе приходит, такая же вещь, которую ты можешь сгенерировать внутри своего будхи. И все чудеса мантра йоги. Когда повторяя ту или иную мантру ты получаешь тот или иной эффект просто произнося ту или иную мантру.
Йоги визуализации
Собственно говоря, вы не знаете, как вы выглядите. Все, что вы видите в отражении зеркала – это копия, которую ваше будхи построило внутри себя. А какие вы на самом деле, вы даже не знаете.
И практический момент. Если вы визуализируете себя с тем, чем хотите быть, тем вы и становитесь, все идет в обратную сторону. Йоги визуализации тоже опираются на наш разум.
Если привязаться к нашим предыдущим лекциям по ассоциативным связям. Что такое ваша фигура? Вы получили то, что долго хотели. Но помните, что все ассоциативные связи проходят через разум. При помощи мантры или визуализации вы можете творить с собой все, что посчитаете нужным: убирать ненужные ассоциативные связи, создавать новые. Хотите себе одну фигуру – получите, хотите другую – получите. Вопрос времени.
17. Ключевые слова:
18. Контрольные вопросы.
Составитель:
19. Ответы на контрольные вопросы.
Составитель:
20. Ссылки на тексты с похожими тематиками:
21. Глоссарий.