2009.06.06. Выводы из аксиоматики йоги. Энергетические каналы: Сушумна, Ида, Пингала. (Вадим Запорожцев)

Выводы из аксиоматики йоги. Энергетические каналы: Сушумна, Ида, Пингала.
 

Все ступеньки на пути Вселенной, как и наше воплощение в жизнь, тождественны. Строго говоря, рассматривая одно, мы начинаем рассматривать другое. Все наши суждения в отношении тех основополагающих принципов, из которых состоим мы и Вселенная, они тождественны.
Напомню, что мы успели рассмотреть практический момент, как сознание и энергия начали разделяться из единой праны. Мы помним, что прана – первое проявление человека, как и Абсолюта. Эта прана в дальнейшем претерпевает метаморфозы и начинает делиться. В результате получаются две самосущие вещи, одна из них называется энергия, другая – сознание. Хочу подчеркнуть, что энергия и сознание не являются зависимыми от чего-либо, а являются основополагающими сущностями, из чего все остальное сделано.

 


1. Название лекции:

   Выводы из аксиоматики йоги.

Энергетические каналы: Сушумна, Ида,

Пингала.

2. Автор:  Вадим Запорожцев

3. Фото автора:

  alt

4. Краткое описание:

5. Дата и место чтения лекции:

2009.06.06 Культурный центр «Просветление».

6. Аудио, видео и текст лекции принадлежат: Открытому Йога Университету в городе Москве (Школа йоги традиции Анандасвами). Вы имеете полное право копировать, тиражировать и распространять материалы этого сайта, желательно делайте ссылку на наш сайт www.openyoga.ru.

7. Текст напечатан: Яроцкой Викторией

8. Текст отредактирован: Яроцкой Викторией

9. Рисунки:

10. Фото:

11. Сайты: www.openyoga.ru, www.yogacenter.ru, www.happyoga.narod.ru.

12. Где бесплатно скачать текстовый файл:
Скачать текст

13. Где бесплатно скачать аудио файл лекции:

Cкачать аудио Теория размер 24мб

Cкачать аудио Теория размер 96мб

14. Где бесплатно скачать видео файлы лекции:

Cкачать видео Теория

15. Нажмите кнопку play (►), чтобы слушать или смотреть лекцию на этой странице, (׀׀) – пауза.

 Аудио:

Теория

 Видео:

Теория

 

 

16. Основной текст лекции.

       Сегодня 6 июня 2009 года. Меня зовут Вадим Запорожцев, находимся мы в КЦ Просветление, в г. Москве, радом с м. Новослободская, это лекция для Открытого Йога Университета, вся информация хранится на сайтах www.openyoga.ru, www.happyoga.narod.ru, www.yogacenter.ru.

 

  

Введение в лекцию

 

  

       Мы продолжаем серию лекций, посвященным некоторым выводам из аксиоматики йоги. И продолжим ту тему, которую начали на предыдущем занятии «Чакры, Энергия Кундалини, Центральный канал».

 

       Основные моменты, на которых остановились на предыдущей лекции. Из принципа подобия следует, что все те процессы, которые возникают при рождении человека, а также при его смерти – тождественны процессам, которые протекают при сотворении Вселенной, а затем, соответственно, при ее распаде.

 

       Все ступеньки на пути Вселенной, как и наше воплощение в жизнь, тождественны. Строго говоря, рассматривая одно, мы начинаем рассматривать другое. Все наши суждения в отношении тех основополагающих принципов, из которых состоим мы и Вселенная, они тождественны.

 

       Напомню, что мы успели рассмотреть практический момент, как сознание и энергия начали разделяться из единой праны. Мы помним, что прана – первое проявление человека, как и Абсолюта. Эта прана в дальнейшем претерпевает метаморфозы и начинает делиться. В результате получаются две самосущие вещи, одна из них называется энергия, другая – сознание. Хочу подчеркнуть, что энергия и сознание не являются зависимыми от чего-либо, а являются основополагающими сущностями, из чего все остальное сделано.

 

       Существует концепция материализма, которая считает, что сознание – порождение материи (энергии). Йога не согласна с этой точкой зрения.

 

       Точно также, как есть концепция идеализма, которая утверждает, что есть только лишь сознание, а энергии (как таковой) нет, а есть только иллюзия, майя. Йога не согласна и с этой точкой зрения.

 

       Как ни странно, йога далека от крайностей как идеализма, так и материализма. Получается, что что-то есть «среднее», удовлетворяющее и идеалиста, и материалиста. Йога выступает в неком примирительном ключе.

 

  

Разделение праны на Сознание и Энергию

 

  

        Сознание и энергия начали расходиться, или все дальше и дальше отходить от изначального источника, из которого они возникли. Появились базовые принципы, на которых стоит устройство Вселенной, а на уровне человека возникли те центры или так называемые чакры (лотосы), имеющие вполне конкретное местоположение в теле человека. Мы с вами успели определиться, что основные принципы: принцип разума, принцип пространства, принцип воздуха, принцип огня, воды, земли. Сразу хочу ремарку сделать: названия эти (огня, воды, земли и т.д.) уж очень смахивают на алхимические трактаты. Попахивает средневековым мировоззрением. Иногда «попахивает» примитивизмом от этих концепций.

 

        Никакого примитивизма в этих концепциях нет – это всего лишь попытка объяснить очень трудно объяснимое и дать толчок для понимания основополагающих принципов, как устроен человек.

 

        Классифицировать эти основные элементы (из которых состоит человек), можно было бы по степени уплотнения энергии, и на сколько сильно или слабо свет сознания на эту энергию светит.

 

        Т.о. каждый из элементов, составляющих наше тело (разум, пространство, огонь, земля, вода, воздух) – это комбинация сознания и энергии, но в разных степенях грубости или тонкости.

 

       Нам следует учесть, что процесс творения или образования одного из другого, имеет привязку к нашему физическому телу. И в этом отношении считается, что если привязаться к нашему физическому телу, то путь, по которому наше сознание и энергия расходились, он проходит в районе нашего позвоночника и называется каналом Сушумна. Он пронизывает все принципы, которые были сотворены в дальнейшем.

 

  

Центральный канал (Сушумна)

 

  

       На этой лекции я хочу уделить этому каналу (Сушумне) внимание. Еще раз повторю, что все йоговские практики работают с этим каналом. Так или иначе, та или иная практика заставляет йогина использовать этот канал.

 

       Самое первое, с чего начинается объяснение понятия «Центральный канал» – это то, что канал пустой внутри. Это слово «пустой» значит, что внутри него нет ни пространства, ни времени. Вообще, нужно вспомнить, что сам акт творения Вселенной был сопровожден появлением принципа земли, затем был создан принцип пространства. Получается, что принципа пространства еще не было, а то, что можно назвать Центральным каналом уже было. Или еще более в глубь, если рассмотреть этот вопрос. Еще не был осуществлен принцип времени, а уже этот центральный канал (путь) был обозначен.

 

       Сама концепция центрального канала очень трудна для восприятия, это такая абстракция. Тем ни менее утверждается, что центральный канал прямой и пустой внутри.

 

       Действительно, прямой. Это единственное описание, которым можно характеризовать. Фактически, кроме сознания и энергии, которые расходились друг от друга, ничего не было, не было даже пространства. Поэтому, слово «прямой» – это аналогия. С другой стороны, это некий образ, который помогает в медитациях. То есть, он беспрепятственный. У нас слова «прямой» и «беспрепятственный» близки по значению. Это ключевое слово для многих йоговских практик.

 

       Центральный канал прямой в рамках нашего человеческого тела соединяет сознание и энергию. Центр сознания присутствует в области макушки головы, а область энергии – в области промежности, половых органов, там, где находится в полуспящем состоянии наша энергия Кундалини. Этот путь расхождения выше, чем пространство, время, он пронизывает даже принцип разума, он выше, чем разум. А разум – очень серьезный фактор во Вселенной, в ее творении, разворачивании или осуществлении этого принципа в нашей повседневной жизни. Мы выигрываем в нашей повседневной гонке, только если оттачиваем свой разум и умеем им пользоваться.

 

       Центральный канал выше разума, он пронизывает принцип разума. Это также составляет серьезную основу для йогических техник, с целью получения результата. Опять же, вспомним про слово «пустой». Под этим словом подразумевается, что нет сознания и энергии. Вообще, внутри нет пространства и времени. Получается, что с одной стороны, в рамках нашего человеческого бытия наше сознание и энергия разделены друг от друга, но с другой стороны, путь, который их соединяет, как будто бы его вообще не было. И это предпосылка так называемых быстрых методов, где для наших йогических трансформаций фактор пространства не играет никакую роль, если же процессы идут так или иначе с привлечением центрального канала.

 

       Получается, что наша энергия Кундалини и наше сознание разъединены, а с другой стороны, они соединены Центральным каналом, что означает, что никакого разъединения нет. Еще раз, очень абстрактный принцип Центрального канала.

 

       Даются разные образы для медитации Центрального канала. В разных школах образы эти могут быть разными. То же самое, что мы на прошлом занятии сказали в отношении чакр, то же самое можем сказать в отношении Центрального канала.

 

       В зависимости от культурной атмосферы, в зависимости от каких-то предпочтений или пережитого внутреннего опыта. Человек, который приближается к осознанию Центрального канала так или иначе дает какие-то свои характеристики того, что тяжело описать в рамках наших обычных занятий. Поэтому, в одних текстах вы можете прочитать о Центральном канале, как об очень тонкой трубочке, тоньше, чем одна тысячная доля волокна от стебля лотоса. Другие говорят, что все гораздо более прозаичней, что медитировать на нее нужно, как на трубку, имеющую определенный диаметр (диаметром с мизинец или большой палец). Кто-то еще какие-то примеры приводит.

 

  

Позвоночник и Центральный канал

 

  

        Также и в отношении какого цвета он должен быть. В йоговских трактатах устоялась точка зрения, что он должен быть небесно-голубого цвета. Такая трубка небесно-голубого цвета, проходящая в месте нашего позвоночника.

 

       Здесь есть некий курьез, который вы должны понимать. Есть картиночки, которые изображают йога или йогиню, у которых помечен Центральный канал (если они передом сидят).

 

        Возникает вопрос: какую форму все-таки имеет Центральный канал, если, допустим, посмотреть на него с боку? Возникает серьезное непонимание. Если с боку посмотрите на человека, то его позвоночник с боку изогнут. Изогнут он английской буквой S по той простой причине, что нужна амортизация для нашего головного мозга. Если бы он был прямой, то с каждым нашим шагом был бы удар, который мог бы вызывать даже сотрясение мозга.

 

        Я часто сталкивался с точкой зрения, что у йогина позвоночник прямой, не S-образный, как у любого обычного человека. Более того, рекомендовались определенные практики для выпрямления позвоночника. Что с медицинской точки зрения безумие, а с точки зрения йоги – бред.

 

        Вы должны помнить, что Центральный канал находится в другом пространстве или области, которая только лишь проецируется на наше физическое пространство. Поэтому, восьмерка нашего позвоночника имеет мало отношения к термину, что Центральный канал прямой. Он у вас прямой даже когда вы ночью спите, свернувшись как котенок. Даже когда вы в позу узлом завязываетесь, а центральный канал прямой. Так уже сделано, что мы переносим ощущения положения нашего физического тела на более тонкие. По этой причине и рекомендуется, что когда вы переходите к медитации или практикам, которые требуют от вас повышенной концентрации, придельного устранения всех помех, приписывают, чтобы у вас спина, шея и голова были прямыми и находились на одной линии, как будто у вас на голове колонна. Такое положение и предписывается для медитации, визуализации и большого количества практических упражнений в йоге.

 

        Но вовсе не потому, что вы таким образом распрямляете Центральный канал. У вас не возникает такой связки, что если вы сидите не ровно, у вас что-то напряжено, с другой стороны что-то растягивается. И волей-неволей ваши мысли отвлечены от ощущений вашего Центрального канала. И ваши ощущения от физического тела блокируют ощущения от Центрального канала, замедляют их. Это подобно, если бы вы делали работу какую-нибудь, а кто-то параллельно отвлекал вас. Точно так же и в медитации, если у вас где-то наблюдается зажатость, то часть вашего внимания (вашего сознания и энергии) начинает отвлекаться, что начинает вас тормозить.

 

       С одной стороны, прямая осанка во многих йоговских практиках хоть и вызвана работой с Центральным каналом, не так примитивна, как кажется, не для того, чтобы его распрямить. А для того, чтобы избавится от ненужных ассоциативных связей, которые вас уводят от концентрации.

         Если вы рисуете человека и в фас, и в профиль, он у вас по определению прямой, даже если у него позвоночник (как и у любого нормального человека) изогнут. Боже упаси вас действовать согласно советам по выпрямлению позвоночника.

Я слышал такие методики, что нужно несколько лет сидеть, прижавшись к стене, якобы кто-то так делал. Это прямая дорога к хирургу в лечебное заведение, никакой йоги здесь нет.

 

  

Центральный канал, как «мистический путь»

 

  

        Центральный канал – это путь, по которому расходилась сознание и энергия, вокруг которого формировались чакры или лотосы.  Еще иногда он именуется, как «мистический путь». Вполне понятно, почему называется «мистическим путем». Потому что человек, который с ним соприкоснулся, начал работать с ним, начал переживать серии такого опыта (взлетов, падений и т.п.), который иначе как мистическим не назовешь. Но мистическим я хочу сказать в здоровом, хорошем смысле. Не в мистическом плохом смысле.

 

        Мистическое – это то, что зомбирует ваш разум, делает вас забитыми, испуганными. Нет, в мистическом хорошем смысле, что разум у  вас отточен. Вы не являетесь серым и убогим, загнанным существом, а наоборот – прямая противоположность этому. Более того, вы понимаете, что существует что-то выше, чем разум. И у вас появляется реальный опыт это пережить.

 

 

        Этот путь называется Центральный канал, потому что все практики, которые так или иначе задействуют Центральный канал, они осуществляются и человек чувствует, как он идет в совершенно необычной для него дороге духовного развития. А это связанно с процессами, которые наблюдаются то в одном, то в другом месте Центрального канала.

 

  

– А как идентифицировать Центральный канал? Где в нашем теле он находится?

 

  

        Как ни странно, помочь нам в этом может аксиоматика йоги или выводы из аксиоматики йоги. Как вы помните, из сознания и энергии возникает Ананда (счастье, радость чего-то запредельного). То же самое касается и нашего Центрального канала.  Эта трубка Центрального канала, грубо говоря, соткана из счастья. У каждого из нас были моменты в жизни, когда что-то удавалось (сдали трудный экзамен, на работе важный проект сделали и т.п.), то есть это ощущение счастья. Его ни с чем не перепутаешь. У каждого из нас в разной степени были проблески этого счастья. Это те подсказки, которые помогают нам обнаружить этот Центральный канал.

 

       Как собака применяет нюх, дабы выследить по нюху дичь, за которой он охотится. Точно также и йогин, который охотится за высочайшими откровениями йоги. Ему нужен Центральный канал, чтобы все это осуществить. Он также, как и собака пользуется этим ощущением счастья. Он начинает в медитациях и других практиках себя исследовать в целях найти ниточку (трубку, канал), который бы резонировал счастье.

 

       Более того, дается аксиоматический момент: счастье бытия – это вещь, которая ни от чего не зависит. Все счастье бытия – это всего лишь сложная игра наших ассоциативных связей, нашего предыдущего опыта. Но все счастье заключено в нас самих. Снаружи находятся только ключики. Образно говоря, если вы испытываете счастье, что у вас в жизни что-то произошло, так вот в объекте вашего счастья не заключено счастье. Оно заключено в вашем отношении, которое как ключик раскрывает счастье, которое в вас заложено.

 

  

Центральный канал и медитация

 

  

       Чтобы найти Центральный канал, нам дается указание, что если во время практики мы направляем туда свое внимание, то оно эхом возвращается ощущением счастья, причем счастья беспричинного.

 

       Т.е. Центральный канал мы можем для себя определить, что во время медитации мы даем какой-то импульс (делаем то или иное упражнение в йоге, или что-нибудь еще) и как эхом откликается приходящая волна беспричинного счастья (с достаточно локализованной областью счастья). Таким образом можно определить, где у нас находится Центральный канал для нашего с вами сегодняшнего состояния. Потому что дальше, когда мы больше будем йогой заниматься, у нас откроется много способностей, видений, ощущений и мы сможем напрямую воспринимать Центральный канал.

 

        А сейчас мы мало того, что не воспринимаем Центральный канал, так благодаря этим лекциям вообще первый раз о нем услышали. Не было опыта убедится, что он есть. Действительно, чтобы у нас появился собственный опыт существования Центрального канала, требуется долгие годы работ над собой.

 

       Но древние йоги и йогини и так сэкономили нам время. Они: 1) рассказали, что вообще есть Центральный канал; 2) дали нам определенные моменты, чтобы его использовать.

 

        Центральный канал вы можете определять по волнам беспредельного счастья. Безусловно, они исходят от разных частей нашего тела. Соответственно, и окрас этого счастья может быть разным. К примеру, счастье от физического осознания бытия или счастье, от осознания бытия, окрасов очень много. Они могут меняться в зависимости от того, какая область может меняться.

 

        Центральный канал пронизывает все. Вокруг него вертятся все чакры, принципы. Даже принцип пространства, разума и т.д. – все подчинено Центральному каналу. Поэтому, это столь важные практики, где Центральный канал используется в йоге.

 

        Теперь несколько продолжим эту тему. Энергия скачками удалилась от сознания, образовался тот или иной принцип или та или иная чакра. Наконец, энергия заснула в области, где была сформирована самая нижняя чакра – чакра земли. Или сперва все дошло до принципа земли, а затем Центральный канал с нанизанными чакрами стал проходить следующие процессы. Как учит философия йоги, после этого организовались два вспомогательные каналы. Так называемые: левый канал и правый канал (иди и пингала). Названий у левого и правого канала много. В разных школах называются по-разному. Это два второстепенных канала.

 

  Левый и правый каналы    

        Если пользоваться образным языком, то идут они вдоль Центрального канала и соединяют сознание и энергию. Но сделаны они из чего-то более грубого.

 

        В нашем теле они, как и Центральный канал Сушумна, имеют привязку: левый канал соответствует левой стороне, а правый – правой. В разных источниках есть разные примеры. В одной школе утверждается, что левый канал выходит слева, а потом петлей обвивает Центральный канал и выходит справа. И наоборот. Поэтому, если образно посмотреть на эту картинку: есть трубка Центральный канал, а вокруг него обвиваются, как растения, и также соединяют сознание и энергию. Это также творение Кундалини и нашего сознания.

 

        В одних школах йоги считается, что они переплетены, в других – что они параллельны. Сказать что-либо определенное на этот счет тяжело, потому что понятия и образы, к которым мы можем прибегать – это всего лишь образы из нашего физического мира. А здесь имеются ввиду какие-то скрытые пространства или пласты бытия.

 

       Любое объяснение в йоге, с одной стороны, привязано к физическому, а с другой стороны расплывается во что-то такое субъективное. Это играет дурную службу с йогой, т.к. человек пытается разобраться, как оно там все сделано. А с другой стороны, наша Вселенная гораздо сложнее, чем представление интеллекта современного человека. Иногда нам может такой сон приснится, что мы даже и картину такую нарисовать не можем. Такие странные бывают сны. Как-то в голове все перекручивается, но ощущение нелогичности от сна нет, как будто бы так все и нужно.

 

  

Описание Центрального канала разными школами йоги

 

  

        Высшие знания о Центральном канале, о правом и левом – это, скорее, аналогии, которыми пользуются, чтобы рассказать о чем-то высшем, что наш современный разум не в состоянии понять.

 

        Есть третьи школы йоги, которые утверждают, что есть Центральный канал, слева от него выходит левый канал, а справа – правый. И они то соединяются, то расходятся и получаются такие огибающие участки вдоль прямого Центрального канала.

 

       Школ йоги очень много, объяснений Центрального, правого и левого каналов тоже очень много, объяснений чакр, которые пронизывает Центральный канал тоже очень много. Описания эти у каждой школы разные. Поэтому, спорить, какая концепция школы лучше сохранилась, а какая хуже, какая правильно описывает внутреннее устройство, а какая неправильно – дело неблагодарное и бессмысленное. По простой причине, что в каждой школе йоги осталась та модель, которая была привязана к конкретным упражнениям йоги. Скажем, в одной школе йоги упор делался на переменное дыхание (через левую ноздрю, а потом через правую).

 Поэтому, в рамках этой школы остались более простые схемы и представления левого и правого канала.

        Где-то, может быть, более витиевато. Вдохнул через левую ноздрю, представил как этот воздух наполнил принцип пространства. Там чуть-чуть более подробная концепция, но она не противоречит первой.

 

  

Аналогия про карту

 

  

       Знаете, как карта. Если вам нужно знать, где в Америке определенный штат находится, вы берете глобус и начинаете рассматривать. Но на глобусе все изображено достаточно грубо, много несовпадений. Если вам нужно достаточно точно знать, есть другие карты. Допустим, маленький кусочек нарисован подробно и четко, а вся карта несовпадающего размера.

 

       Как рисуют нашу Солнечную систему. Расстояние от солнца до Меркурия маленькое, а расстояние до Плутона очень большое. Если рисовать в равных пропорциях, наша бы картина вылезла за границы нашего учебника. Поэтому, авторы раз, поджали, нарисовали, а то, что надо вывели в правильных пропорциях. Это вопрос уже практического применения, это нужно помнить. В любой школе йоги знаний оставалось столько, сколько нужно практики. Причем, теория делала акцент на том, что необходимо выполнять практически. Поэтому, сталкивать школы лбами, или говорить, какая школа права, а какая не права – не имеет смысла. В результате вообще может выясниться, что правы все, либо не прав никто.

 

       В нашем Открытом Йога Университете считается, что есть Центральный канал, есть левый и правый. Они выходят из Центрального канала в основании нашего тела. Затем опять имеют точку входа в Центральный канал в следующей более высшей чакре. Потом точку входа еще более высшей чакры и т.д.

 

  

Аналогия про скоростную трассу и города

 

  

        Представим аналогию: у нас есть один, другой город и высокоскоростная трасса, которая их соединяет. Два эти города соединены. Один – центр сознания, другой – центр энергии. Но, конечно же, всегда есть всяческий транспорт, который не может так быстро ехать по этой скоростной дороге. А во-вторых, т.к. он будет медленно ехать, он будет мешать остальным и создавать пробки. Так вот в подмогу для этого медленного транспорта слева и справа от скоростной дороги построили две параллельные дороги, по которым гужевой транспорт (комбайны, сеялки) медленно-медленно передвигается.

         Расстояние между первым и вторым городом очень большое, поэтому вдоль пути построены небольшие промежуточные города.

Получается у нас большие города сознания и энергии, а меду ними промежуточные города: город пространства, город разума, огня, земли, воздуха и воды – все они пронизаны высокоскоростной трассой. Но есть точки общего пересечения, когда ты можешь из медленной дороги левой или правой можешь выехать на скоростную трассу. Или наоборот: из скоростной трассы можешь вывернуть на левую или правую дорогу.

 

        Представьте, что у нас вот есть Центральный, левый и правый канал и миллионы дорог, которые выходят из каждого отдельного центра. А если пользоваться нашей схемой, помимо центральной дороги есть еще много вспомогательных. Примерно также и мы с вами сделаны. Есть центральный канал, проходящий через все эти принципы (центры), есть левый и правый канал. Они второстепенные и медленные. И наконец, многочисленные вспомогательные каналы, которые пронизывают все наше тело. В дальнейшем эти каналы обрастают своими функциями. Функции эти еще более грубыми функциями. И в результате получается наше грубое тело, как бы олицетворение этих тонких принципов.

 

        До известной степени можно сравнить Центральный канал с нашим позвоночником. А второстепенные отходящие от него каналы – с нашей нервной системой. А чакры с теми или иными нервными сплетениями. Но вы должны понимать такую вещь: это не одно и то же. Наша нервная система – это всего лишь проекция более тонких принципов. А те в свою очередь еще более тонких принципов, из которых мы с вами сделаны.

 

  

Аналогия с лифтом небоскреба

 

  

       Можно еще другую схему представить того же самого. Допустим, небоскреб, уходящий в землю, а его вершина уходит в облака. В этом небоскребе есть центральный лифт. Все, кто сел на него – бжик, и поднялся на верхний этаж. Но какой бы ни был замечательный лифт, по технике безопасности должны быть обычные ступеньки. То есть, вдоль лифта идут ступеньки. Очень хитрые ступеньки: по одним люди поднимаются вверх, а по другим спускаются вниз. Понятно, что когда вы идете по ступенькам, это утомительно, долго, а когда едете на лифте – быстро и легко. Точно также и человек. Есть у нас Центральный канал, и все практики, которые с ним связанны – быстрые. Тем ни менее есть левый и правый канал, который используется в практиках йоги. Более того, у левого и правого канала есть явно выраженные функции, когда те или иные каналы работают. Тоже очень таинственная и непонятная вещь.

 

       Левый и правый канал – вещи тонкие и трудно ухватываемые.

 

       Еще раз повторю: самый большой недостаток в йоге – непонимание более серьезных принципов. Левый и правый канал можно объяснить так. Чтобы не пользоваться Центральным каналом, а сознанию нужно знать как там энергия себя ведет. А энергии нужно знать, как  там себя ведет сознание. Вот и возникли два канала, которые протянулись: один – от энергии к сознанию, а другой – от сознания к энергии. Левый и правый каналы очень медленные, и они выполняют «черновую» работу по воссоединению энергии и сознания, чтобы мы как-то с вами в мире могли появляться.

 

       Согласно учению йоги, Центральный канал появляется до нашего с вами рождения в теле человека. Он является тем принципом, который формирует остальные «города». Энергия формирует последний принцип земли и с помощью Центрального канала все процессы прекращают формирование. Энергия начинает творение левого и правого канала, а те в свою очередь – множество остальных.

 

  

Использование Центрального канала в нашей жизни

 

  

        В жизни обычного человека Центральный канал, как правило, работает три раза: при рождении, когда человек умирает и во время таких вопросов, связанных с сексом. Как вы знаете, от секса рождаются дети, новые Вселенные вовлечены в процесс творения. И появляются проблески действия Центрального канала. В йоге и применяются сексуальные практики для развития духовности. Это составляющая часть нашего естества и прекрасная возможность для духовного саморазвития.

       Чем ближе человек к состоянию животного, тем меньше человек осознает и все проходит на уровне инстинктов. Чем больше человек развит, тем большие облики появляются. Поэтому тема «секса» всегда так интересна и захватывающа – вечная тема. Они никогда не будет надоедать, т.к. вовлекает базовый принцип существования нашей Вселенной.

       В жизни йога или йогини все то же самое, просто еще добавляется умение использовать Центральный канал (с помощью различных практик). Такое уже сознательное пользование. В жизни обычного человека многое бессознательно делается.

       Мы говорим сейчас о Центральном канале, но не потому, что мы такие умные, а просто потому, что древние йоги и йогини, которые достигли высочайших высот самопознания, оставили нам это знание. Мы же его, как правило, внутри себя и почувствовать его не можем. Но нам указали: а) что он есть; б) как его искать. Таким образом, мы экономим массу времени и на определенных этапах занятия йогой можем использовать Центральный канал и подняться от (прошу прощения) скотского существования на более высокую ступень йогов и йогинь.

        Чтобы вы поняли лучше, приведу аналогию.

 

 Аналогия: земельный участок с зарытым кладом

 

  

       Представьте, что вы владелец большого участка земли. Вы поехали в какую-нибудь страну и за бесценок купили участок (гектаров 20), и не знаете теперь, что с ним делать. Или он вам по наследству достался. Приходит человек и говорит, что на этом участке земли зарыт клад. Конечно же, мы радуетесь. Но чтобы найти этот клад, нужно перекопать 20 гектаров земли – дело практически нереальное даже с привлечением техники. На это может уйти много лет. А если еще капать вручную, то это становится действительно нереальным. Потом приходит кто-то еще и говорит: а теперь я тебя научу, где именно копать.

 

       Во-первых, есть указание, что у вас есть Центральный канал. А во-вторых, методика, которая дается в тех или иных йогах. В данном случае, когда я вам дал базовый принцип: каждая мысль о Центральном канале должна возвращаться с ощущением беспричинного и запредельного счастья. Тем самым вам не нужно медитировать на все подряд. Почему вам не медитировать, к примеру, на левую руку или на лодыжку правой ноги? А вдруг источник нашего счастья и нашей молодости находится между пальцами левой ноги. И нужно сорок лет медитировать, чтобы энергия проснулась.

 

       Вам сразу же дается медитация на Центральный канал. Друзья, то, что вы слышите эту тему, а я ее озвучиваю, говорит (как пишут древние трактаты йоги), что у нас с вами хорошая карма. То есть, у всех эти участки земли есть, но только лишь нам сказали, что на них зарыты сокровища. Более того, мы даже знаем, как с этим работать (конкретные виды йоги).

 

  

   Роль левого и правого каналов

 

  

       Итак, у нас Центральный канал, который мы практически не используем.

 

       Есть также левый и правый канал. Роль одного – успокаивающая (на восприятие), роль другого – возбуждающая (на действие). Подобно тому, как сознание и энергия имеют два явно выраженные полюса, подобно этому и  каждый из каналов имеет ярко выраженный полюс. Поэтому, в некотором смысле, это вещи до известной степени тождественны.

 

       Один канал отвечает за проявления сознания (та субстанция, которая практически ничего не делает). Второй канал отвечает за проявления нашей энергии (которая делает). И получается, что эти два канала соответствуют функции энергии и сознания. Приводятся многочисленные предсказания и приметы по этому поводу. Если у тебя работает тот или иной канал (та или иная ноздря хорошо дышит, а другая не хорошо), что действительно является отражением действия более тонкого механизма.

   

       Вы должны понимать, что каждый текст написан для своей конкретной эпохи, с вполне сложившимися ассоциативными связями. Поэтому, к древним источникам нужно относиться по-доброму, с юмором, но, в то же время, очень серьезно: сказка-ложь, да в ней намек добрым молодцам урок. В любом случае это приглашение исследовать себя. Любое знание – это сила. И, если вы будете отслеживать свои ощущения, вы сами сможете написать трактат. Вполне разумные объяснения с тонким фактором. Но основа все равно опирается на аксиоматику.

  

       Интересная подробность. Каждый из принципов породил тот или иной орган чувств или орган действий. Мы на прошлом занятии коснулись органов чувств.

 

       Тот или иной центр (чакра) ответственный за ту или иную эмоцию (страх, гнев, тоска). Бывает, волнами на нас накатывают различные состояния.

 

       Есть вполне конкретный механизм разворачивания событий. Внешние события, которые с нами происходят – это ключ к замку, который запускает внутренний процесс. Вот вы по городу гуляете и вдруг видите тигра голодного и злого. Вы боитесь, у вас страх. Но механизм разворачивания страха не зависит от тигра. Сперва вы должны увидеть этого тигра, затем, осознать, что вы насмотрелись фильмов-ужасов про тигров-людоедов. мы решили, что вот он день последний. В результате наша энергия, наш опыт окрасились в более конкретный вид негатива – страх. Как утверждает закрытый раздел йоги. За это отвечает конкретная структура (чакра).

 

  

Природа страха

 

  

      Чакры сравнивают с цветком лотоса, у которого много лепестков. Представьте металлический лотос. К нему подходишь и за лепесток дзынь – и он начинает вибрировать, и мы начинаем то или иное чувство. И вдруг нас захватывает страх. Откуда он взялся? Это энергия. Наша энергия, у нас нет двух энергий. То, как она преломилась, зависит от того или иного центра. Каждый центр, который пронизывает Центральный канал, отвечает за определенную эмоцию.

 

      Вы должны помнить, что у нас нет хороших или плохих эмоций, грязных или чистых. У нас есть уместные проявления или неуместные.

 

      Страх, когда он не нужен – это что-то деструктивное. А страх, когда он уместен – это что-то позитивное. У нас возникает страх – хорошо, значит он зачем-то нужен. Другое дело, чтобы не страх нами управлял, а мы страхом. И здесь начинается тема о том, как привязать внутреннее устройства человека, чтобы контролировать то или иное явление. Опять же, чем ниже чакра (центр), чем дальше он отдален от центра сознания (в макушке нашей головы) тем он грубее и примитивнее по своему проявлению. Считается, что чакра Земли (ответственна за многие наши качества, в том числе ощущение страха).

 

      Процесс творения принципов идет с верху вниз, а процесс эволюции с низу вверх. Понятно, что у любого живого существа первое, что должно было выработаться – это страх, иначе ни о каком естественном отборе речи быть не может. Иначе, если нет страха, то нет попытки избежать опасности, а это значит, что и развития тоже нет. По мере нашего эволюционного развития мы все больше начинаем использовать проявления уже другой чакры.

 

      Вовсе не значит, что страх – это грязное чувство. Это данность, она есть и нужно уметь с ней работать.

 

  

Шестой орган чувств – разум

 

  

       Еще одно важное замечание. Согласно философии йоги, принцип разума (наша мысленная деятельность) не считается чем-то принципиально отличающимся от чувств. С позиции запредельного высшего духовного состояния, мы можем в один ряд поставить как наши чувства, так и то, что мы называем нашим разумом. Разум всего лишь специфический орган чувств. У нас есть поговорка, что у человека есть пять органов чувств. В йоговской среде поговорка другая, что у нас шесть органов чувств (добавляется разум). Такое отношение, которое ставит разум на место. Разум нужно оттачивать, уделять ему достойное внимание, но чтобы не зазнавался.

 

       Многочисленные практики в йоге, которые позволяют так или иначе воздействовать на наше грубое тело, а те в свою очередь воздействуют на уровень чакр, позволяют нам делая одну практику, получать результат на другом уровне. Это касается в том числе хатха йоги.

 

       Вы выполняете физические упражнения и задействуете более грубые принципы. Тем самым воздействуете на те чакры (каналы), которые относятся к более грубым проявлениям.

 

       Йога – это искусство, где нужно себя заставить и где можно себе позволить (по принципам сознания и энергии). Если вы на грубом уровне соединили сознание и энергию, образовалось то, что называется прана (изначальная основа творения) и проявилась она на уровне нижней чакры. Но у вас есть Центральный канал, а у чакры есть доступ к нему, где как на лифте результат может очень быстро переместиться на более высокий уровень (к примеру, уровень разума). Действительно, это не россказни, когда человек, занимаясь обычной хатха йогой, его интеллект становится все сильнее. Он как бы заработал на одном, а потратил на другом.

 

       Аналогия с нашей страной. Вот мы на газе, нефти заработали, нам бы взять теперь и купить хороших специалистов на Западе также, как делали Американцы до войны. Точно также и для человека бывает сложно самому развивать разум. Особенно если вы родились как М.Ломоносов. Бог знает где от центра культуры. Вокруг все пьют, ни о каком интеллекте и речи не может идти. Понятно, что если у вас так детство прошло, то вы начинаете отставать. И вам нужно быстро компенсировать. Есть такая возможность. Занимаясь хатха йогой вы подтягиваете другие уровни.

 

       Аналогичная ситуация наоборот. Если на уровне разума вы осуществляете йогу или пронизываете сознание и энергию, то опять-таки все пронизано Центральным каналом. Всякое проявление сознания и энергии – это прана. Вы можете потом переместить это на уровень физический и решить свои проблемы. Так делают японцы. Земли у них мало, а всяких товаров много. Вот они взяли, свои безделушки продали, а нефти и газа купили. В любом случае, есть возможность ресурс перераспределять. Зарабатывать на том уровне, который лучше получается, и распределять туда, где необходимо.

 

       Скажем, есть йоги, которые хорошо идут, а есть йоги, которые плохо идут. И вы можете помочь йогам, которые у вас плохо идут за счет йог, которые идут лучше. И таким образом достичь гармоничного развития.

    

       Вся система каналов и чакр ответственна, чтобы весь наш организм работал. К сожалению, не всегда наш организм работает удачно. Как на дорогах бывают пробки и движение затруднено, точно также и в нашем теле один канал может не работать и возникает пробка. В результате жизненные процессы идут не очень хорошо. Возникает боль, привлекая наше сознание и нашу энергию к месту, которому необходим ремонт. Как только энергия сигнализирует сознанию, что что-то идет не так, сознание сразу направляет прану, которая пытается починить все.

 

       Внутри каналов, как по трубочкам начинает течь та часть нашего проявления, которая не разделена еще на сознание и энергию, изначальная прана. Если она есть, это самый волшебный эликсир и средство. Как только возникает поломка и требуется вмешательство сознания, прана направляется в то место и превращается в сознание, устраняя поломку.

 

       Получается, что изначальная прана разделилась на сознание и энергию, затем сознание и энергия сотворила многочисленные центры и каналы, которые тоже есть сознание и энергия. Как, знаете, было что-то общее, а его взяли и разорвали на сознание и энергию, развернули наоборот, из этого сделали комбинацию различных вариантов. А потом эту прану пустили по нашим многочисленным каналам, которая в нас как-то циркулирует и не дает нашим телам погибнуть, развалиться. Так протекает наша жизнь. До тех пор, пока прана есть, все незначительные поломки чинятся. До тех пор, пока поломка не настолько серьезная, что праны недостаточно, чтобы залечить эту рану, наступает болезнь, а потом смерть. Помните, как у медиков: смерть может наступить из-за повреждений, несовместимых с жизнью.

        Есть большая группа йог, связанных с бессмертием. Но мы должны понимать, что в каком смысле бессмертие. Наша душа бессмертна. А в таком меркантильно-утилитарном, «шкурном»: как бы прожить подольше и не умереть. Действительно, отголоски древнего знания до нас доходят. Что если за время жизни праны накопить на значительный период времени, то теоретически можно обретать бессмертие даже в физическом теле. На практике мы такого не встречали, т.к. йоги к этому прохладно относиться. Вспомним фразу Марка Твена: «Все должно приходить во время: нужно рождаться во врем, жить во время и умирать во время». Если по каким-то причинам йогину потребовалось продлить время своего существования в физическом теле, они спокойненько этим пользовались. Они во много раз могли продлить срок жизни. Во-первых, благодаря практикам у них был избыток праны, во-вторых, система каналов была очень разумно сделана. Каналы очень хорошо функционировали, «пробок на дороге не было», все хорошо функционировало.       

17. Ключевые слова:

18. Контрольные вопросы.

Составитель:

19. Ответы на контрольные вопросы.

Составитель:

20. Ссылки на тексты с похожими тематиками:

21. Глоссарий.

Поделиться Открытой Йогой:

Оставьте комментарий