2009.05.09. Введение в аксиоматику йоги. “Быстрые методы”. (Вадим Запорожцев)
Мы рассмотрели аксиому о едином высшем сверхлогичном законе, законе взаимодействия всех законов. Напомню также, как звучит Третий принцип йоги: «Я отказываюсь от страданий. Никто и ничто не имеет права навязывать мне страдания. Я всегда буду помогать всем живым существам избавляться от страданий, когда я в силах им в этом помочь».
Этот принцип состоит из двух логических составляющих. Так почему бы не разделить третий принцип на третий и четвертый принципы? Допустим, третий принцип: отказ от страданий, а четвертый принцип – помощь в преодолении страданий всем живым существам, которые к этому стремятся. Но в том то и дело, что этого нельзя сделать, потому что сама суть быстрых методов в исключении времени, то есть все в одном флаконе, все одновременно. Человек, который ступает на путь быстрых методов, сам очень быстро начинает подниматься вверх по духовной лестнице причем, не перескакивая через ступени, а очень быстро их касаясь. Невозможно достичь результата (определенного состояния) перепрыгивая через ступени. Хотя со стороны порой бывает незаметно, что человек прошел эти ступени. В тот же момент, быстро поднимаясь по лестнице, человек начинает занимать активную жизненную позицию, то есть, поднимаясь сам, человек одновременно ставит своей целью помогать другим живым существам избавляться от страданий. Это все в одном флаконе, это нельзя разделить.
1. Название лекции:
2009.05.09. Введение в аксиоматику йоги. “Быстрые методы”. (Вадим Запорожцев)
2. Автор: Вадим Запорожцев
3. Фото автора:
4. Краткое описание: Метод и принцип быстрых методов. Эмоциональный фактор при использовании быстрых методов. Какие виды йоги можно отнести к быстрым методам? Посвящение в быстрые методы. Ключевой момент: «Вовлекаясь, выходить». «Всеядность» быстрых методов йоги: использовать все, что преподносит жизнь, для своего духовного роста. Движущая сила быстрых методов – Абсолют. Быстрые методы в традиции школы йоги Анандасвами: Триада. Основа быстрых методов – вера. Феномен веры. Понятие бхавы. Необходимость медитации для вступления в быстрые методы. Рассмотрение фашизма с точки зрения быстрых методов и принципов йоги.
5. Дата и место чтения лекции:
2009.05.09 Культурный центр «Просветление».
6. Аудио, видео и текст лекции принадлежат: Открытому Йога Университету в городе Москве (Школа йоги традиции Анандасвами).
Вы имеете полное право копировать, тиражировать и распространять
материалы этого сайта, желательно делайте ссылку на наш сайт www.openyoga.ru.
7. Текст напечатан: Яроцкой Викторией
8. Текст отредактирован: Марией Дудоладовой, Анной Поляковой.
9. Рисунки:
10. Фото:
11.Сайты: www.openyoga.ru, www.yogacenter.ru, www.happyoga.narod.ru.
12. Где бесплатно скачать текстовый файл:
13. Где бесплатно скачать аудио файл лекции:
Нажмите здесь чтобы скачать аудио:
Теория
32кб/с,2009_05_09_lec_theory_web_mp3,размер 18мб
128кб/с,2009_05_09_lec_theory_mp3,размер 98мб
14. Где бесплатно скачать видео файлы лекции:
Нажмите здесь чтобы скачать видео:
Теория
FLV,2009_05_09_theory,размер 256мб
15. Нажмите кнопку play (►), чтобы слушать или смотреть лекцию на этой странице, (׀׀) – пауза.
Аудио:
Теория
Видео:
16. Основной текст лекции.
2009.05.09. Введение в аксиоматику йоги. “Быстрые методы”. (Вадим Запорожцев)
Сегодня 9 мая 2009 года, меня зовут Вадим Запорожцев. Находимся мы в КЦ «Просветление», в г. Москва, рядом с м. «Новослободская». Это лекция для Открытого Йога Университета. Вся информация хранится на сайтах www.openyoga.ru www.happyoga.narod.ru www.yogacenter.ru .
Продолжаем рассматривать тему аксиоматики йоги, тему, связанную с быстрыми методами йоги. Эту тему объяснять на порядок сложнее, потому что это – одна из самых фантастических тем. На прошлом занятии мы выяснили, чем обычные классические методы отличаются от быстрых методов йоги: добавляется еще один принцип йоги и один метод йоги. Без этого принципа и без этого метода вообще трудно говорить о быстрых методах йоги. Третий принцип и метод йоги помогают вступить в область быстрых методов.
Напомню еще раз аналогию, которую я приводил на прошлом занятии. Отличие быстрых методов от классических – это как разница между классической физикой и новой квантовой физикой: новые законы не опровергают старые, более того, выясняется, что старые законы – это всего лишь частный случай новых. Также и наша классическая йога – это всего лишь упрощенный вариант быстрых методов йоги. Правильнее даже сказать не «упрощенный вариант», а вариант, который наиболее хорошо подходит для людей, недавно ступивших на путь йоги, людей, делающих первые шаги в направлении высших духовных принципов.
Третий принцип йоги.
Мы рассмотрели аксиому о едином высшем сверхлогичном законе, законе взаимодействия всех законов. Напомню также, как звучит Третий принцип йоги: «Я отказываюсь от страданий. Никто и ничто не имеет права навязывать мне страдания. Я всегда буду помогать всем живым существам избавляться от страданий, когда я в силах им в этом помочь».
Этот принцип состоит из двух логических составляющих. Так почему бы не разделить третий принцип на третий и четвертый принципы? Допустим, третий принцип: отказ от страданий, а четвертый принцип – помощь в преодолении страданий всем живым существам, которые к этому стремятся. Но в том то и дело, что этого нельзя сделать, потому что сама суть быстрых методов в исключении времени, то есть все в одном флаконе, все одновременно. Человек, который ступает на путь быстрых методов, сам очень быстро начинает подниматься вверх по духовной лестнице причем, не перескакивая через ступени, а очень быстро их касаясь. Невозможно достичь результата (определенного состояния) перепрыгивая через ступени. Хотя со стороны порой бывает незаметно, что человек прошел эти ступени. В тот же момент, быстро поднимаясь по лестнице, человек начинает занимать активную жизненную позицию, то есть, поднимаясь сам, человек одновременно ставит своей целью помогать другим живым существам избавляться от страданий. Это все в одном флаконе, это нельзя разделить.
Рис.1. Суть третьего принципа: поднимаясь вверх по духовной лестнице, одновременно помогать другим живым существам избавляться от страданий.
Метод, делающий йогу быстрым методом.
Напомню вам метод, который присутствует в быстрых методах йоги: цель и средства достижения цели должны совпадать. В этой формулировке присутствует намек или указание на устранение фактора времени. Получается, что мы раз – и оказались в нужном состоянии.
Сейчас, наверное, каждый из вас знаком с компьютерами. Обычный компьютер – это достаточно глупая вещь, которая, последовательно выполняя математические операции, делая это очень быстро по заложенной программе, получает определенный результат. Здесь отражаются свойства пространства и времени. Вы все знаете, что компьютеры работают на электричестве. Сигнал кодируется какими-то потоками электронов. Есть поток – есть логическая единица, нет потока – получаем логический ноль. Это можно представить в очень сложной форме, но суть остается та же. Это огромное количество простейших операций, которые идут одна за другой, одна за другой, а мы радуемся, какие у нас компьютеры умные. Они не умные, они глупые, но делают все очень быстро. Мы построим, скажем, машину, размеры которой будут микромаленькие (размеры микромира), и там будут совсем другие законы взаимодействия атомов и электронов. Там в явном виде наблюдаются квантовые эффекты с совершенно странными для нас свойствами, очень необычными для нас свойствами. И возникает вопрос: а нельзя ли сделать квантовый компьютер? Основная идея квантового компьютера – достаточно сформулировать задачу, превратить ее в некий конгломерат объектов микромира, а потом просто из самого свойства таких маленьких объемов пространства и времени система выдает решение. То есть достаточно задать условие задачи, поместить ее в маленький компьютер, а он сразу же выдал решение – не методом перебора, как делают наши большие компьютеры, а сразу. Понятно, что у ученых до сих пор не получается сделать квантовый компьютер, а некоторые считают, что его невозможно сделать в принципе. Но не в этом суть. Здесь прослеживается аналогия с быстрыми методами.
Эмоциональный фактор в быстрых методах йоги.
Есть свойства нашей Вселенной, к которым мы привыкли. Мы каждый день на работу ходим, на кухне сидим, мы привыкли к обычному распорядку нашей жизни. Но это не значит, что такой же распорядок во всей Вселенной. В других измерениях или в другом месте проявляются совсем другие качества Вселенной. И если на этих новых качествах или на новых принципах построить механизмы, системы или практики йоги, то они и работать будут совершенно по-другому. И удается спрессовать фактор времени, или совсем избежать его, или же заставить его разворачиваться каким-то очень интересным образом, как бы выпрыгивая из законов причины и следствия. И выпрыгиваем мы таким образом, что причина и следствие очень быстро друг друга сменяют и как бы спрессовываются. Но это сторона техническая или аксиоматическая. А мы при рассмотрении аксиом микрокосмоса и макрокосмоса пытались их анализировать с эмоциональной стороны. Эмоциональная сторона – возможно, один из самых интересных моментов в быстрых методах йоги, потому что у человека, который поглощается этими методами йоги, резко меняется восприятие мира, восприятие всей Вселенной. Мир вдруг превращается в нечто фантастическое.
Мы привыкли к нашей реальности, к нашей обыденности. Более того, йога нас учит очень положительно относиться к этой реальности и использовать ее для того, чтобы шаг за шагом трансформировать себя и подниматься на все более высокие ступени. Неважно, в каких ты условиях живешь, неважно, какое у тебя окружение, важно спокойно идти шаг за шагом, работать над собой, набравшись терпения и не ожидая чудес от мира. Мы обычно в книжках читаем всякие фантастические истории о том, что происходило с йогами. Сравнивая их опыт с опытом своей обычной жизни, мы понимаем, что в нашей жизни как-то все не так, в нашей жизни все более прозаично. Но когда человек вступает на путь быстрых методов йоги, именно тогда и происходит эта быстрая трансформация. Во-первых, резкое меняется восприятие Вселенной, во-вторых, сама Вселенная начинает открываться человеку с таких сторон, о которых он даже не подозревал: очень фантастически и захватывающе.
Юлий Ким написал стихотворение «Обыкновенное чудо».
Приходит день, приходит час,
Приходит миг, приходит срок.
И рвется связь, кипит гранит, пылает лед
И легкий пух сбивает с ног.
Что за напасть?
Вдруг зацветает трын-трава,
Вдруг соловьем поет сова.
И даже тоненькую нить
Не в состоянии разрубить стальной клинок.
Приходит срок, а вместе с ним
Приходит страх, озноб и жар,
Восторг и власть,
Азарт и нежность,
Гнев и боль,
В один костер, в один пожар,
Что за напасть?
Из миража, из ничего,
Из сумасбродства моего
Вдруг возникает чей-то лик
И обретает свет и звук
И плоть и страсть.
Классические методы йоги у нас ассоциируются с человеком, который держит себя в руках, контролирует свои эмоции. И если рассматривать это в рамках системы макрокосмоса, то получается некая эмоциональная поглощенность раскрывающейся картиной. А где же наши обычные эмоции? Ведь у нас разные состояния бывают, время от времени. Целый спектр наши обычных каждодневных эмоций проходит даже без анализа, хорошие они или плохие. Эти эмоции дают нам насыщенность жизни.
К сожалению, у многих сложился стереотип человека, занимающегося йогой, что это – некий аскетичный сухарь, сидит в позе лотоса, медитирует, и ничем его не пронять, вокруг него что-то творится, а ему все равно, ни одна мышца на его лице не дрогнет, он как бы ушел в себя, ему ни холодно, ни жарко в отношении окружающего мира, он такой незатронутый, но незатронутый, скорее, в отрицательной форме. Безусловно, эти стереотипы имеют под собой вполне конкретные предпосылки возникновения. Действительно, когда человек идет методами йоги, он учится полностью брать себя под контроль, и для окружающих создает образ аскетичного сухаря. Когда же человек ступает на путь быстрых методов, он использует буквально все, что способна подарить ему жизнь: любую эмоцию, любую мысль, любое переживание. Более того, все это начинает складываться в некий механизм взаимодействия со Вселенной. Это настолько захватывающе и невыразимо, что мало что можно сказать по этому поводу. Причем для всех остальных мир остается таким же, каким он и был, а для него лично мир изменился: обычный скучный мир превратился в такую фантасмагорическую, высокодуховную область, где в ответ на эмоцию или мысль, трезвую или безрассудную, сформулированную четко или расплывчато, Вселенная начинает отвечать и реагировать. Это очень странно и захватывающе. Это невыразимо. И многие к этому стремятся. Но подойти к этому состоянию можно, только пройдя долгий путь самоконтроля и работы над собой (там, где надо, себя заставлять). Прежде, чем выйти на просторы странных открывающихся методов, нужно пройти путь самообуздания, аскетизма.
Какие виды йоги являются быстрыми методами?
Друзья, вы здесь должны понимать одну тонкость. Любая йога может стать быстрым методом. Как вы помните, само учение йоги отвечает в первую очередь на вопрос: как делать, а не что делать? Любая йога может стать ареной действия для быстрых методов, все наши йоги: Хатха Йога, Крийя Йога, Пранаяма Йога, Мантра Йога. Это следует очень четко помнить.
Важно не что человек делает, а как он это делает и какими принципами руководствуется. Вы помните первый и второй принципы йоги и методику «Там, где нужно себя заставить и там, где можно себе позволить». Фактически любое гимнастическое упражнение и та или иная поза в йоге очень похожи. Продолжая эту аналогию, мы видим, что любая йога точно также может превратиться в быстрые методы, если выполнять ее с позиции быстрых методов йоги.
Исторически сложилось, что на Запад в классическом виде дошли такие йоги, как Хатха Йога, Крийя Йога. А как вариант быстрой йоги известна Тантра Йога, к сожалению, плохо понимаемая. В Танра Йоге, помимо всех остальных моментов, используется сексуальная энергия. По этой причине она стала очень популярна, в надежде найти какую-то «клубничку» в Тантра Йогу устремилось огромное количество маргиналов. Так вот, подход Тантра Йоги больше ориентирован на быстрые методы. Но быстрые методы – это необязательно Тантра йога. В Бхакти Йоге тоже идет упор на быстрые методы. Карма Йога тоже предстает с акцентом на быстрые методы. Но, строго говоря, такое деление неправомерно. Во многих древних трактатах, где пытались объяснить быстрые методы, за основу бралась Хатха Йога или такой раздел йоги как Пранаяма Йога (дыхательные практики). И в этих старинных трактатах быстрые методы излагаются в терминах Хатха Йоги или Пранаяма Йоги.
Еще раз: быстрые методы – это вопрос того, с какой стороны зайти в этот мир, и на каком уровне пользоваться всем тем, что предоставляет нам этот мир. Если мы делаем с классическими установками, то получаются классические методы. Если мы добавляем что-то тонкое, неуловимое, вдруг возникают быстрые методы в йоге. Еще раз хочу повторить, что я очень слабо разбираюсь в быстрых методах йоги. Тот факт, что я излагаю аксиоматику йоги и вообще рот раскрываю на эту тему, связан с двумя моментами: нам необходимо готовить преподавателей йоги, которые будут преподавать вполне конкретные йоги; второй фактор более печальный – многое из того, что я слышу по этому поводу, говорит о том, что многие высказывающиеся еще меньше понимают, чем я, и это мне дает право открывать рот. Это очень тяжелые темы.
Посвящение в быстрые методы.
Классическую йогу мы с вами разобрали. А как же быть с быстрыми методами? И здесь мгновенно материализуется такое понятие, как благословение, посвящение, передача. Имеется в виду передача чего-то невыразимого: подобно тому, как один факел загорается от другого, получается такая передача. Причем всякие попытки разобраться в вопросе «А что именно передается?» ни к чему не приводят, потому что вроде как ничего не передается, нечего ухватить. Некоторые говорят: «Энергия Шакти передается от учителя к ученику». Можно образно сказать, но, по сути, передается что-то более неуловимое. Некоторые говорят, что передается мантра, получая которую, ученик допускается к некоторым практикам. Это тоже не совсем верно. Вроде бы и да, вроде бы и нет. То есть передается не какая-то часть энергии, а скорее, какой-то сосуд для содержания чего-то неуловимого. То же касается и мантры: сама по себе мантра не является основой для толчка в быстрые методы. Она – всего лишь некий контейнер, в котором содержится толчок в быстрые методы.
Объяснять эти темы я не могу, я не понимаю, как это происходит, не понимаю, почему человек сталкивается с проявлениями Высшего, а, столкнувшись с ними, получает невидимый толчок. И тот, кому он передан, тоже становится носителем. Причем передавать он может следующим. Странная бывает ситуация: иногда промежуточное звено само может не реализовать этот толчок. То есть учитель передал ученику, а ученик оказался с какой-то странной кармой и не смог этим воспользоваться, но передал своим ученикам, и те воспользовались на сто процентов. Интерпретировать эти моменты с точки зрения «передается – не передается» не уместно.
Использование современной науки при объяснении положений йоги.
С формальной точки зрения аксиоматики йоги суть нашего Я – это суть Абсолюта, суть всей Вселенной, которая нас окружает, суть Абсолюта, спрятанного под покровом Майи. По сути дела и внутри, и снаружи нас – Абсолют. Классические методы предлагают нам приближаться к соединению Абсолюта внутри и Абсолюта снаружи пошагово: сначала методами из системы микрокосмоса, затем методами из системы макрокосмоса, то есть шаг оттуда, шаг отсюда. Быстрые методы выглядят так, как если бы движение началось сразу и одновременно, не методами последовательных шагов, а как бы две одновременные тенденции, которые уравновешивают друг друга. Причем происходит это на вневременной основе. В принципе в быстрых методах даже о шаге нельзя сказать.
Почему я привожу в качестве примера современные достижения науки? Это не потому, что йога пытается подменить науку. Таким образом я просто пытаюсь объяснить некоторые вещи. Иногда для объяснения сложный моментов в йоге нужно использовать, как ни странно, науку. Наука дает наиболее близкие аналогии того, о чем говорили древние йоги. Вы понимаете, что это не подмена науки, а использование тех же методов. Так в квантовой науке нет такого понятия, как траектория частицы. Вот мы мячик кидаем и видим, как он полетел куда-то, видим его траекторию. А в квантовой физике нет такого понятия. Там просто говорят о некой плотности, вероятности обнаружения. Этот маленький мячик вроде как размазан по всей Вселенной, но с большей вероятностью мы его обнаружим там, куда его кинули. Хотя материализоваться он может где угодно. Исчезает наше обычное, бытовое представление о Вселенной. Мы привыкли к нашему обычному представлению, но если взглянуть под иным углом – там все по-другому. Вселенная себя ведет так, как мы даже не ожидаем. Та же аналогия с быстрыми методами. Нет понятия шагов, нет самого понятия, что вначале одно, потом другое. «Вначале» подразумеваем время, а быстрые методы пытаются «выйти» из плоскости времени.
«Вовлекаясь, выходить».
Есть эмоциональный акцент, характеризующий отличительные стороны быстрых методов. Если мы садимся медитировать, то стараемся направить свое сознание по какому-то одному выбранному направлению и стараемся следить, чтобы наше сознание придерживалось выбранного направления, как бы фокусируем его. И для этого мы должны как бы выйти из мира, а тут на работе отвлекают: «Завтра у тебя будет повышение, тебя назначим великим начальником и будем тебе много денег платить». И йогин или йогиня понимает, что с одной стороны, много денег – это, конечно, хорошо, но с другой стороны – больше обязанностей, больше вовлечения в социум с его законами, там будут подчиненные, которые больше будут думать о зарплате, чем о работе, но это – обычная ситуация, потому что кто-то кем-то должен управлять. И для них вовлечение в социум будет как бы уходом от йоги. Возникает дилемма: нужно целиком сосредоточиться на духовности, выйти из обычного мира или же целиком погрузиться в этот наш мир, сделать себе карьеру, заработать кучу денег, купить себе дачу на Багамских островах и т.д.?
Мы начинаем анализировать, и понимаем, что с точки зрения нашей обычной жизни невозможно объединить все эти вещи: либо в Гималайские пещеры – медитировать, либо в бизнес – миллиарды зарабатывать. И всякая попытка это соединить ни к чему хорошему нас не приводит. Если мы начинаем слишком долго думать о духовных вещах – работа страдает. Если наоборот слишком начинаем уходить в работу, в какие-то дела каждодневные – йога начинает страдать. И кажется, что две эти тенденции объединить нельзя.
Рис. 4 . Часто кажется невозможным объединить духовные устремления и повседневную жизнь в социуме. Быстрые методы учат, что это объединение не только возможно, но и является единственным «жизненным» вариантом.
Суть быстрых методов как раз и заключается в том, что объединение возможно. Более того, в быстрых методах это – единственный вариант сделать так, чтобы две прямо противоположные тенденции поглощались одна другой, и результат достигался и там, и там. Очень странно. Это тяжело выразить словами. В терминах санскрита это называется «праврити», то есть мы живем, мы вовлекаемся в мир. Из жизни в жизнь мы эволюционируем. Органы таракана, скажем, не такие развитые, как у человека. Представьте жизнь таракана: ночью выбежать из норки, схватить кусочек хлебушка и убежать обратно. Жизнь очень проста и незамысловата. Спектр его интересов останавливается на достаточно ограниченном круге вещей. А у человека? Очень много факторов нас беспокоит: дела на работе, события в мире – миллион факторов, которые нас засасывают. Как вода в песок, мы поглощаемся в мир. А йога нас учит наоборот вытянуть себя из мира и направить на тот источник бытия, проявлением которого мы являемся. И возможно ли одновременно: вовлекаясь, выходить? Не просто возможно, а, как учит йога, это – единственный способ выпрыгнуть над поверхностью времени.
Теперь другой момент. Я, как художник, с разных сторон мазками обрисовываю быстрые методы – глядишь, и физиономия начинает появляться. Есть такое свойство у картин: близко подходишь – кажется, что мазня на картине, издалека посмотришь – там пейзаж. Теперь с другой стороны попытаюсь обрисовать эти методы. Быстрые методы предполагают, что мы как бы выпрыгиваем из плоскости времени. Но это выпрыгивание получается не как нарушение законов причины и следствия, а как ускорение этих законов, причем одни тенденции поглощают другие тенденции. И смотрите, что получается: если суть нашего Я – это Абсолют, если вся Вселенная, которая вокруг нас, по сути дела тоже Абсолют, то мы как бы начинаем идти навстречу друг другу, и используем на этом пути самые разные факторы, которые только у нас есть. Этим и славятся быстрые методы, они используют буквально все. Все, что встречает человек на своем пути. Сели вы и начали кушать вкусный обед. У вас возникает наслаждение тем, что вы его кушаете, и в рамках быстрых методов наслаждение поглощением пищи будет поднимать вас на новый духовный уровень. Во многих книгах, трактатах говорится о том, что йогин должен быть независим от вкуса еды. Он должен контролировать свой язык. Ему должно быть все равно, что есть: вкусную еду или невкусную. Или наоборот, чем больше невкусной еды он будет есть, тем лучший он йогин. А в быстрых методах – наоборот: он может есть любую пищу, но если он энергию наслаждения от этой вкусно съеденной еды правильным образом направит, то он будет одновременно и наслаждаться едой, и выходить из мира обусловленности и зависимости от вкусовых рецепторов. То есть наслаждаясь или осуществляя, выходить. Вовлекаясь, выходить. Это касается еды, это касается чего угодно.
«Всеядность» быстрых методов: все, что бы ни преподнесла нам жизнь, используется для духовного роста.
В быстрых методах наиболее популярна тема Тантра Йоги, потому что там тема секса сильно задействована. У йоги очень здоровое отношение к сексу. Считается, что ничего плохого в сексе нет, если соблюдается Первый и Второй принципы, то есть если от этого не страдают третьи лица, и если вы не растрачиваетесь по мелочам. К сожалению, общество еще недостаточно культурно в отношении секса. Культура восприятия секса на Западе, не смотря на всю нашу вольность, еще очень слабо развита. Это, скорее всего, показуха. Не сравнить, допустим, с отношением в древней Индии. И вот многих заинтересовала Тантра Йога: якобы секс, клубничка, многие странные персонажи. И никто до сих пор не может понять, что в Тантра Йоге секс используется как возможность духовного роста: вовлекаясь в секс, становиться от него свободным. Вопрос не в том, занимаешься ты сексом или не занимаешься. Вопрос в странном методе: вовлекаясь – выходи. И это касается любого проявления человека, это касается любых наслаждений, которые мы можем с вами испытывать. Точно также можно использовать и любые другие проявления, в том числе и неприятные. На пути быстрых методов работает все. Есть такое живое существо, которое живет в воде, оно имеет форму шарика, вместо ротика у него дырочка. Питается оно тем, что заглатывает все, что рядом проплывает. Все, что попадает к нему вовнутрь – переваривается. Оно становится больше, больше, больше, а если случается, что кто-то съест само это существо, то оно выворачивается на изнанку и начинает пожирать того, кто его съел: уже в животике у кого-то, но выворачивается наизнанку и начало пожирать самого этого объекта.
Рис. 5 . Быстрые методы используют абсолютно все, что дает жизнь.
То есть сам быстрый метод: чтобы тебе жизнь ни преподнесла, используй это в быстрых методах. Есть такой анекдот: даже когда вас съели, у вас как минимум два выхода.
«Всеядность» быстрых методов йоги в том, что можно использовать любую кармическую ситуацию, какая бы ни была у человека. И венец самой неудачной кармической ситуации – это когда человек или неудачный йог умер. Только получил эти быстрые методы и надо ж такому случиться (такая у него негативная карма), человек умер. Но если перед этим он успел получить такие йоги, как йоги умирания (а йоги умирания как раз и относятся к быстрым методам), то не все так печально. Казалось бы – все, он уже умер, о каких йогах и быстрых методах можно говорить?! А нет, в процессе смерти или распада наших структур (я напомню: наше «Я» – бессмертно, а структуры нашего тела могут распадаться) происходит высвобождение колоссального количества энергии, впечатлений и т.д., все, что в нас накопилось за время жизни, должно распасться. Как труп, который разлагается, хотя в нем достаточно много энергии, то же происходит на уровне тонких тел, причинного тела – они распадаются, и выделяется много энергии. Так вот, если правильным образом направить эту энергию, то можно сделать намного больше, чем за предыдущие пятьдесят жизней. Еще раз – это абсолютная всеядность быстрых методов. Есть одно маленькое «но» – перед смертью человек должен был получить эти практики и потренироваться в них, потому что, знаете, момент смерти – это не прогулка, говорят, что достаточно страшно бывает, т.к. все необычно.
Движущая сила в быстрых методах – Абсолют.
Быстрые методы используют все, что только есть, и возникает ошибочные точки зрения, которые я часто слышу. Например, считается, что быстрые методы Тантра Йоги основаны на энергии секса, или, что быстрые методы какой-то йоги основаны на пробуждении Кундалини: энергия Кундалини проснулась и быстренько все сделала, или говорят, что быстрые методы йоги основаны на тайной энергии янтры, мантры или еще чего-нибудь. Нет, друзья, это ошибочные заявления. Скорее, это – оборот речи, который тоже допускается. Но на самом деле, движущая сила быстрых методов – это сила Абсолюта. Абсолют делает эти быстрые методы.
Вот есть автомобиль, есть у него двигатель. Что машину движет? Колеса? – Нет, не колеса. Сиденья? – Нет, не сиденья. Дядечка за рулем? – Тоже нет. Машину движет мотор, который крутится и от которого машина приходит в движение. В йоге таким мотором является Абсолют, а различные мантры, энергия Кундалини, секс, что угодно – это всего лишь контейнер, через который Абсолют действует. То есть суть быстрых методов – в использовании того, что уже и так есть, в использовании первоосновы бытия или того, из чего все произошло. Мы изучали с вами, в аксиоматике микрокосмоса и макрокосмоса, что все сводится к Абсолюту: Абсолют либо внутри, либо снаружи. Но именно он является действующей силой, а все остальное – всего лишь форма, через которую он проявляется. Поэтому, многие практики, иногда очень утонченные. Они бывают утонченными настолько, что даже не совсем понятно, как они работают. Они больше похожи на ритуалы, чем на практики.
Мотор, который заставляет все эти практики работать, один – это Абсолют. В некоторых практиках делается упор на Абсолют, который является сутью нашего «Я», в других практиках упор делается на Абсолют, который предстает перед нами в виде окружающей Вселенной, в некоторых практиках на взаимодействии того и другого. Но именно Абсолют оживляет все мантры и янтры. Именно проявление Абсолюта посредством сексуальной энергии действительно превращает сексуальную энергию в инструмент духовного восхождения, если же этого нет, это просто приятное сексуальное время препровождение. Так вот, движущей силой является Абсолют, будь это секс или отсутствие секса, будь это хоть десять раз какое-то наслаждение, или двадцать раз страдание, рождение или умирание. Но если не будет этого холста, на котором нарисованы все картины мира, в том числе картины рождения и умирания, и мы сами, ничего работать не будет. Принципы, на которых строятся глубинные моменты быстрых методов, намного выше и они являются первопричиной. А эта причина, как вы помните из аксиоматики, превратилась или выразилась в том, что мы видим. Или такой пример: если на очень маленьких размерах атома построить маленький компьютер, он уже будет работать по тем принципам, которые работают на таком маленьком расстоянии, эти принципы для нас невидны, но они есть.
Кто может воспользоваться быстрыми методами?
Человек, который каким-то образом входит в состояние быстрых методов, начинает пользоваться тем, что уже есть под рукой в каждый момент времени и в каждой точке пространства. Только пользоваться этим мы с вами в обычной жизни не умеем, а быстрые методы дают нам эту возможность. В некоторых системах не любят термин Абсолют. К примеру, буддисты, даосисты используют термин «пустота», иногда встречается термин «таковость бытия». Вот такое оно, так оно сделано. Почему это работает? – А вот так оно сделано. Бесполезно пояснять. Это не является порождением чего-либо, это является фундаментальным принципом, на который все остальное опирается. С другой стороны мазок: человек, который не спешит многого в жизни достигнуть, который идет классическими методами, имеет большой шанс столкнуться с быстрыми методами, а столкнувшись, воспользоваться ими. Человек, который не идет классическими методами йоги, также имеет шанс столкнуться с быстрыми методами, но практически не имеет шанса ими воспользоваться.
Быстрые методы в традиции школы йоги Анандасвами. Триада.
В традиции нашей школы йоги Анандасвами йоги, наиболее ярко характеризующие быстрые методы – это так называемая Триада: Йога Союза, Тантра Йога и Йога Влюбленности. Йога Влюбленности, вообще, как ничто другое принадлежит быстрым методам. Это метод, где цель и средства сливаются. Когда человек влюблен, у него цель и средства достижения цели сливаются. Влюбленность внекармична. Влюбленность выводит человека на уровень вне времени. Я думаю, каждого посещали проблески этого Высшего, которые мы просто называем влюбленность. Однако мы имеем тенденцию терять эти проблески Высшего, потому что собой не занимаемся. Если вы когда-нибудь влюблялись, у вас был шанс столкнуться с быстрым методом. А т.к. от этой влюбленности порой не остается и следа, значит, вы этим шансом не воспользовались. Для этого нужно долгие жизни себя готовить, а мы не готовили, думали, что нам и так хорошо.
Могущество, которое дают быстрые методы.
В древних текстах из-за отсутствия у переводчика ключей перевода такая порой мешанина встречается, особенно в таком разделе, как Тантра Йога, написанном иногда очень скандальным языком. Вообще по переводу можно судить о внутреннем мире человека точно так же, как и о режиссере. Вы думаете, вы фильмы смотрите? Нет, вы не фильмы смотрите, а вывернутые на изнанку мозги режиссера или сценариста: он придумал что-то и оживил это. Многие тексты переведены очень плохо. По переводу как бы видишь карму человека, какие-то его недоработки. Вы понимаете, что разные слова по-разному можно интерпретировать. Если человек начинает интерпретировать все в одну сторону, это говорит о том, что он склонен видеть свой предыдущий опыт. Все наши страхи – от предыдущего опыта. У человека, не имеющего предыдущего опыта, нет ни соответствующих страхов, ни предпочтений.
Вернемся к могуществу, которое дают быстрые методы йоги. Да, действительно, применение быстрых методов йоги дает колоссальное могущество. Более того, этим могуществом можно пользоваться. Но, как говорит древняя литература, йоги, обладающие этим могуществом, предпочитали не пользоваться этим могуществом вообще. Основа этого могущества та же, что движет быстрые методы – Абсолют. Человек, который настраивается на волну Абсолюта, ощущающий Абсолюта в себе и в мире, как бы копирует состояние и возможности Абсолюта, как если бы Абсолют дал ему поуправлять немного каким-то явлением – как папа, который дает своему маленький ребенок покрутить руль. Вроде как по-настоящему, вроде бы едет, даже поворачивает налево, направо. Часто человек не понимает, что ему руль дали на время и то, под присмотром папы. И чем меньше человек понимает, тем больше начинает гордиться. Такое, детское, часто случается с адептами в быстрых методах.
Основа этого могущества заключается в том, что человек становиться всеми людьми и всеми объектами, явлениями одновременно. Вы можете управлять своим телом? Можете. Вот представьте, что ваше тело увеличилось. Представьте тело, которое включает этот зал со всеми приборами и предметами. И так же как вы пальцами можете шевелить, точно также вы все вокруг можете изменять. Но здесь есть и обратная сторона: любая боль, которую испытывают окружающие, которые попали в зону вашего «расширения» становится вашей личной болью. Как иногда у нас говорят: «Кто-то ударился головой, а у тебя шишка на голове появилась». Тут же возникает и очень острое ощущение страдания, и острое ощущение наслаждения. Мы как бы расширяемся. Мы становимся больше, чем наше тело. Мы чрезвычайно сильно ощущаем нашу боль и наслаждение, но в то же время мы умеем этим управлять точно так же, как умеем управлять своим телом.
Если начнете анализировать ситуацию, то вскоре поймете, что все уравновешено, и вмешиваться туда не нужно. Пока вы были маленькие, вы думали, что кто-то прав, а с другой неправ. Так было, пока вы смотрели на ситуацию с одной стороны. А когда вы начинаете смотреть на ситуацию одновременно с двух сторон, вы видите, что там какая-то игра кармы, к которой вы не имеете никакого отношения, и незачем вам туда вмешиваться. Более того, эта игра очень замысловатая: при разворачивании кармы в каждый момент времени в любой точке пространства есть шанс мгновенно выйти из ситуации. Что бы ни происходило, Абсолют всегда дает возможность очень быстрой духовной трансформации. Но бывает, встречаешь отморозков, которые, начитавшись разных тантрических текстов, начинают практиковать какие-то ритуалы и чушь всякую – вот им место в психиатрической лечебнице. Они не понимают сути. В лучшем случае, это какая-то игра. Многие тексты тантрические написаны достаточно зверским языком. И находятся идиоты, которые начинают их воспринимать буквально. Особенно если перевод с санскрита на английский, а с английского на русский оказался совсем плохим. Собственно говоря, к нам тексты так и доходят. И идет такая неразбериха, что ни дай Бог.
Вера – отличительная сторона быстрых методов. Феномен веры.
Отличительная сторона быстрых методов: вера. Возникает феномен веры. Это излюбленный термин религиозных учений, течений и т.д. Напомню еще раз, что йога дистанцируется от всех религий. Йога считает, что все религии одинаково хороши и заслуживают глубочайшего уважения. Если человеку открылось что-то высшее и религия ему в этом помогает, это прекрасно. Точно также йогой может заниматься любой человек: как человек, исповедующий ту или иную религию, так и полный атеист. Феномен веры очень странный, тяжелый, его трудно объяснить. На этом феномене держится множество философских и религиозных объединений. Это некий феномен силы, данный всем в ощущениях. Хочу подчеркнуть, что феномен веры часто недооценивают. Считают, что феномен веры – это когда нужно себя заставить поверить. Например, сидит человек и насильно себя заставляет поверить в это, это или это. Но это не вера, друзья, это уже какая-то мозговая или ментальная акробатика. Феномен веры возникает внезапно, всеохватывающе, совершенно не требует даже особых умственных усилий, разум при этом где-то рядышком на задворках. Но это становится такой мощной силой, которая начинает творить чудеса. А по сути дела это – проблеск тех инструментов и сил, которые открываются человеку, когда он вступает на путь быстрых методов.
Обратная сторона веры – фанатизм.
Как вы помните, у веры есть одно неприятное свойство. Вера может в мгновение ока превратиться в фанатизм и нетерпение. Причем иногда очень трудно определить, где заканчивается вера и начинается фанатизм и нетерпение. И совсем дело дрянь, когда кто-то начинает использовать это в собственных интересах. Вот тогда и возникают различные не очень хорошие явления в нашей жизни и на нашей планете.
У нас сегодня праздник – День Победы. Я считаю, что этот праздник не осознается у нас до конца. Есть такие даты, как День Победы, День Космонавтики, которые, как я считаю, будут известны и поняты лет через двести-триста. Вторая мировая война закончилась. Это мы празднуем день Победы. Но на самом деле 9 мая война еще не закончилась, еще не разгромили Японию. Движущей силой этой войны был фанатизм, слепой фанатизм. Но порожден он был верой. Причем вера эта возникла каким-то непостижимым образом, из ниоткуда. Была Германия, плохо жили. Вдруг внезапно появляется лидер, обладающий совершенно потрясающей харизмой. Он моментально зажег веру в людях, причем веру настолько сильную, что она могла творить чудеса. Друзья, Гитлер пришел к власти в 1933 двенадцать лет он так развил экономику Германии, что она стала одной из самых передовых в мире. Армии в Германии не было никакой – сто тысяч человек, а он создал одну из самых сильных и мощных армий Европы, играючи завоевал Европу, и весь ее экономический потенциал. И начался, что называется, сбой в программе – стал наступать на Россию.
Немцы свято верили в правоту своего дела. И количество людей, которые сражались, гибли с фанатичной верой, и их погибло тоже не мало. Немцы – цивилизованный, культурный народ. Но вот нашелся человек, который обладал очень странными способностями, и весь народ обезумел. Более того, за несколько дней до победы, человек этот покончил жизнь самоубийством, и развалилось буквально все. Обратите внимание, в Германии не было партизан. Когда нас немцы захватили, у нас там под Москвой, в брянских лесах партизаны были: «чем дальше в лес, тем больше партизан», а на территории Германии не было партизанского движения. А они ведь могли еще лет двадцать кровь портить. Почему вдруг так мгновенно система развалилась, как будто ее вообще и не было? Почему так быстро вера улетучилась?
Это такой странный феномен быстрых методов. При вступлении человека на путь быстрых методов этот феномен также возникает, также творит чудеса, но точно также этот феномен может из йогина сделать монстра. Вообще, в йоговских кругах считается, что Адольф Гитлер был наделен очень большими духовными (я подчеркну это) способностями. Но вел он себя как ученик-недоучка: усвоил Третий принцип йоги и все методы, а про Первый и Второй принципы не слышал, во всяком случае про первый, со вторым еще кое-как получалось. Та же самая опасность ждет человека, который, не пройдя закалку классической йогой, прыгает в быстрые методы. Они работают. Вначале появляется вера, потом слепой фанатизм, а потом его начинает нести и он сам себе не отдает отчет, в какой момент он начинает творить зло.
Такая ситуация произошла с Германией. Причем развивалось там все по нарастающей. Это сейчас нам кажется, что наши генералы собрались и все. Могу сказать за себя: чем больше я изучаю историю, тем сильнее меня интересуют два вопроса: во-первых, почему Гитлер нас не завоевал, ведь у него были все шансы нас завоевать? – Абсолют за нас вступился. И во-вторых, какой ценой мы победили? Сейчас разные цифры называют, но даже если я ошибусь в разы, это все равно очень большие цифры. Суточные потери: 1941г. – 16 000 человек, 1942г. – 8 900 человек, 1943г. – 6 400 человек, 1944г. – 4 800 человек, 1945г. – 6 200 человек. Друзья, каждый день 6 200 человек – хоп и нет, хоп и нет. Как на конвейере. Это только наши потери. Это абсолютно чудовищная цифра. Цифра, которая в голове не укладывается, это мясорубка. И еще больше меня удивляет то, что ветераны об этом знали. Они знали, что сегодня или завтра их убьют, и они шли. Просто шапку снимаю перед ними. Это люди, которые где-то вышли на этот уровень быстрых методов. Им было плевать на себя, плевать на смерть. Причем я еще раз хочу подчеркнуть: это касается, что нашей стороны, что немецкой. Да, наше дело правое – они на нас напали. Но разве обычный немецкий рядовой солдат лез в политику? Ему сказали, что Сталин на нас собирается напасть, так давайте на них первыми нападем, и, думаете, они там что-то анализировали? Нет. Это две свирепые силы, которые со страшной силой начали себя убивать и в результате этот страшный вирус фашизма как бы локализовали и уничтожили.
Рис. 8 . Человек с детства должен быть пропитан моральными принципами.
Не бывает быстрых методов йоги без классических.
Еще одна страшная вещь – а ведь вакцины против фашизма нет. Ведь может через пару десятков лет родиться еще какой-нибудь, прошу прощения, йог-недоучка, обладающий харизмой, умеющий зажигать веру в людях, и начнет третью мировую войну. У людей не выработан иммунитет на некоторые вещи, этим и можно воспользоваться. Противоядие только одно: это духовный уровень развития: когда человек с детства знает какие-то гуманистические вещи, и они в нем проросли, целиком впитались им. Это как человек с хорошим иммунитетом: попадают в организм бактерии, не попадают – он не болеет, просто иммунитет работает. Как знать, вдруг попал в вас маленький Гитлер в виде чумы, чтобы вас захватить и сожрать? И представьте, что будет, если вы восприимчивы, если иммунитет не работает. По этой причине, как мне кажется, многие материалы, относящиеся ко Второй мировой войне, не разглашались. Ведь противоядия не видели. Вот тупо физически Гитлера уничтожили, и все развалилось. А если бы не уничтожили? Не нужно сбрасывать это со счетов и думать, что фашизм так далеко от нас. Друзья, вы даже не представляете, какие в нас дремлют силы. Попадая в те или иные обстоятельства, вы можете с ужасом наблюдать, что в вас возникают те или иные эмоции: ксенофобии, гнева. Потому что вера она присутствует, а разум где-то в сторонке стоит. Это очень опасно.
Что бы не случилось такого, когда вы войдете в быстрые методы, и у вас начнет голова кружиться, нужны Первый и Второй принципы йоги. Это очень страшно, когда не знают или игнорируют Первый и Второй принципы. Такое часто встречается в сектантских организациях. Группа единомышленников собралась, они начали что-то практиковать и вдруг их поперло. У них все открылось, с ними Вселенная разговаривает, им уже разум не нужен. Они начинают формировать ядро своих последователей. Потом группа разваливается, и руководители решают, что, чтобы она не распалась, нужно строго карать и ограничивать свободу. И здесь уже проявляется нарушение Первого и Второго принципов йоги. Они не познали Первый и Второй принципы йоги, а им так повезло и они выпрыгнули сразу к быстрым методам, случайно. Они могут достаточно долго так воду мутить. Это очень опасно. Поэтому и не бывает Третьего принципа без первых двух. Быстрых методов не бывает без классических. Представьте себе цирк, акробат выступает под самым куполом, а внизу сетка натянута – не дай бог упадет, так живым останется. Точно также и мы должны натянуть сетку из классических методов, а затем уже прыгать в быстрые методы.
В результате войны что получилось? Мы заплатили страшную цену: 16 000 человек в день – это жутко. Как говорил Достоевский: «У нас две беды: дураки и дороги». Сейчас у нас того нет, сего нет. Друзья, но ведь получается очень интересная вещь: такой ценой мы расплачиваемся за победу. Сколько людей не родилось, сколько всего не было сделано. Есть другая мысль, что система сталинизма была не лучше фашизма. Но это что называется «После драки кулаками не машут». Согласитесь, что все-таки добра было больше в системе коммунизма, чем в системе фашизма, раз она победила. Это все очень тяжелые темы. Заметьте, там, где возникает вера, тут же колоссальные пропасти падения. Поэтому, вера должна всегда идти с Первым принципом йоги: не причинять вреда ни одному живому существу, без крайней на то необходимости. Мало ли во что вы потом поверите. Как у Гитлера: надо всех недочеловеков перебить, чтобы человекам потом жилось хорошо. Или еще чего-нибудь. А услужливый разум всегда будет подсовывать оправдание. То же и со Вторым принципом: если его нет, то вера превращает человека в безумца, в плохом смысле этого слова.
В быстрых методах йоги есть другой более глубокий термин, нежели термин веры. Как частный случай, термин веры, входит в этот термин «бхава». Перевести его на русский язык я сегодня не берусь. Это очень сложный термин для перевода. Скорее всего, он так и останется на санскрите. Вообще, мы противники использования санскрита там, где можно объяснить русским языком или на худой конец иностранным. Вот слово «медитация» имеет латинские корни происхождения. В случае со словом «бхава» очень сложно заменить его аналогичным русским словом. А состояние бхавы, как частный случай, можно назвать состоянием веры, «бхава» – всеобъемлющее понятие, «вера» – более плоское.
Со словом «вера» связанно огромное количество ассоциативных связей. Обычно со словом «вера» мы ассоциируем каких-то фанатиков, которые отключили разум и начинают творить непотребства, причем искренне это делают. В чем ужас эсесовца, который расстреливал военнопленных? В том, что он искренне верил, что то, что он делает, правильно. Сила гипнотического воздействия была такова, что потом даже генералы, которые у Гитлера служили (одно время я не поленился и специально читал мемуары), на вопрос: «Вы ведь вменяемые люди, но куда вы смотрели?» признавали, что они находились под каким-то гипнотическим воздействием. Предположим, приходит к Гитлеру генерал с предложением, что нужно менять политику. Но стоило ему два часа поговорить с Гитлером, как он выходил от Гитлера, полностью подчиненный чужим идеям: «Все хорошо. Мы на правильном пути. Что-нибудь придумаем. Что-нибудь сделаем». То есть Гитлер вселял надежду, как будто заряжал энергией. Иногда Гитлера пытаются представить исчадием ада, чем, судя по его поступкам, он и был. Но когда люди с ним общались, они видели в нем какие-то проблески высшего духовного, это их и подкупало. Представьте себе ситуацию: одна часть его была – прогрессивные воззрения, а другая часть – мрачные, еще с животного уровня: «все, что хорошо для обезьян, хорошо и для человека», совсем уже низкий уровень. И представьте, что это все в одном флаконе намешано: с одной стороны, Гитлер Германию из пепла поднял, а с другой стороны, у него концлагеря и расстрелы. Когда это все перемешано – это самое страшное. По поступкам смотришь – ужас, в личном общении – ангел. И что, и как?
На духовном пути человека такие ситуации часто встречаются. Очень часто многие встречают учителей. На первый взгляд ангел, а смотришь по последствиям – что же натворил? И возникает дилемма. Это очень серьезная опасность. Бороться с ней можно одним способом: добротой. Порой призывают уничтожить, не допустить или же предлагают определять в раннем детстве, кто Гитлер, а кто не Гитлер и расстреливать в детском саду: к стенке и все. А как определить? Эти методы ничем не лучше методов Гитлера. Человечеству нужен иммунитет. Этот иммунитет – Первый и Второй принципы йоги. Победить фашизм не так, как мы победили, теряя по 16 000 человек в день, то есть фактически задавив его, а идеологически, на каком-то тонком уровне можно, только лишь делая вакцины доброты, другого способа нет.
Первый шаг к быстрым методам – медитация.
Чтобы прельстить вас какими-то чудесными практиками йоги, а эти практики появляются каждый год, вам могут пообещать практики достижения просветления за три дня и тому подобное. Если вы сталкиваетесь с подобными практиками, то с точки зрения быстрых методов йоги это не означает, что там обманщики. Однако, если вы перед этим не практиковали основополагающие принципы йоги, то вам крайне опасно к ним приближаться. По этой причине, прежде чем человек приступает к быстрым методам йоги, он должен освоить медитацию в классических методах.
Медитация проводится в разных школах по-разному. Приведу пример медитации, которую мы применяем в нашей школе «Да будут все живые существа счастливы»: мы желаем счастья всем тем, кого мы любим и кто нас любит; затем мы желаем счастья всем тем, кто нам безразличен и кому мы безразличны, и, наконец, мы желаем счастья нашим недоброжелателям, кто нас не любит и не понимает. Этой практикой вырабатывается иммунитет. Если иммунитет выработался, вы никогда не попадете ни под какое зомбирующее влияние – а мало ли под какое зомбирующее влияние можно попасть? А если и попадете, то, имея иммунитет, вы сможете, не отяготив свою карму, выйти из-под этого влияния. И в завершение моя личная точка зрения, не претендующая на аксиоматику йоги: все самые славные религии, которые сделали добро для человечества (еще раз повторю, что йога дистанцируется от вопросов религии), были попыткой использовать принципы быстрых методов. Но с течением времени это переставало работать. Многие ритуалы, над которыми мы сейчас смеемся в тех или иных религиях – это своего рода различные таинства. Иногда это могут быть отголоски вполне конкретных методов для конкретных людей определенной эпохи с определенным иммунитетом, которые действительно позволяли сделать какой-то духовный рывок.
17. Ключевые слова.
Вадим Запорожцев, Анандасвами, КЦ «Просветление», йога, хатха йога, классические методы, быстрые методы, первый принцип йоги, второй принцип йоги, третий принцип йоги, свобода, карма, классические йоги, быстрые йоги, страх, гнев, бхава, Гитлер, макрокосмос, микрокосмос, аксиоматика йоги, учитель, янтра, мантра, опасность, путь, самопознание, атма, наше «Я», Вселенная, цель, метод достижения, Гималаи, тантра, Бог, обет отказа от страданий, закон бытия, причина, следствие, опасность, философия, секта, День победы.
18. Контрольные вопросы.
Составитель:
19. Ответы на контрольные вопросы.
Составитель:
20. Ссылки на тексты с похожими тематиками:
21. Глоссарий.