Йога Шавасана. Семинар для начинающих. Занятие 1. Часть 1.

Занятие 1
Шавасана. Часть 1.

Вопросы – ответы:


План

  1. Шавасана при практике быстрых методов йоги.

  2. Трудности при выполнении Шавасаны.

  3. Суть Шавасаны: разотождествление со своими проявлениями.

  4. Работа разума во время Шавасаны.

  5. Волеизъявление – первый шагв освоении Шавасаны.


«Йога Шавасаны» – один из важнейших курсов в йоге, и мы должны разобраться с этим вопросом достаточно основательно. Начнем мы с практической стороны, а потом перейдем к теоретической, чтобы вы поняли всю важность и необходимость знания этой йоги и выработали трепетное к ней отношение. К сожалению, опыт показывает, что западные люди, вставшие на путь изучения йоги, как-то халатно и легкомысленно относятся к этому разделу йоги, за что потом приходит неминуемая расплата. И чтобы вы не получили такую расплату через несколько лет занятия йогой, а как правило, последствия приходят после первых успехов в других йогах, мы сейчас с вами должны серьезно рассмотреть этот вопрос.


Итак, в чем заключается большая практическая важность в изучении йоги Шавасаны? Она заключается в том, что все огрехи выползают после того, как вы преуспеваете в других направлениях или видах йоги. Напоминаю вам, что йога – это система самопознания, это практическое воплощение знания Вед в жизни, это система изучения себя и окружающего мира с позиции определенных принципов. И видов, и направлений йоги большое количество, и йога Шавасаны стоит отдельным пунктом. И еще раз: проблемы, как правило, при занятии другими видами йоги возникают именно при пренебрежении йогой Шавасаны.


Студенты Открытого Йога Университета, те, кто углубленно изучает йогу, чтобы в дальнейшем ее преподавать, за четыре года обучения проходят гигантский путь, чтобы пропустить йогу через себя и чтобы научиться ее преподавать другим. Это две большие разницы, как вы помните, изучать для себя и уметь преподавать другим. Без элементов быстрых методов за четыре года преподавателя не сделать, как ни крути, а быстрые методы йоги предполагают в том числе и использование некоторых методик и практик, которые реально ускоряют все процессы, идущие в вашем организме. Одно из этих направлений – Пранаяма йога. Пранаяма йога чрезвычайно сильно может ускорить ваше духовное становление. Но тут же возникает и совершенно чудовищная опасность: Пранаяма йога подобна гоночному автомобилю, вы можете очень быстро рвануть с места и очень быстро достичь приличной скорости, но вопрос в том, что наш жизненный путь – это не прямая, а иногда очень извилистая дорога, по которой мы объезжаем нашу карму. В автомобиле важен не только газ, но и тормоз. Представьте, вы разогнались до большой скорости, у вас поворот, и что делать? Вам надо остановиться… И что? Чем будем тормозить? Об этом очень хорошо сказано в Пранаяма йоге, что без обязательного отдыха вы не сможете ничего сделать. В первую очередь подразумевается, что этот отдых, даже, скорее, перераспределение всех тех эффектов, которые вы получили от Пранаяма йоги, нужен, чтобы вывести вас на новый уровень.


Аналогичная ситуация и в других видах йоги, будь то Хатха йога или какие-то медитативные практики. Можно очень сильно себя раскрутить во время выполнения практики, но потом это надо компенсировать, но обычно забывают про это, отчего и начинаются побочные неприятные эффекты. В чем они заключаются? В том, что адепт йоги становится нервозным, дерганым, начинает, что называется, «вызверяться» на окружающих, на родных и близких, друзей, знакомых и так далее, и так далее. И он становится как натянутая пружина. Более того, он становится где-то даже неуравновешен, и, как следствие, продолжать заниматься той же Пранаяма йогой или какими-то другими практиками уже не представляется возможным. Получается такая связка: чтобы практиковать элементы быстрых видов йоги, очень бы хорошо ускорить все внутренние процессы. Ускоряются они в частности той же Пранаяма йогой. Но Пранаяма йогу вы не сможете практиковать, если перед этим вы не утвердились в йоге Шавасаны. Замкнутый круг получается. Поэтому это крайне важный практический момент.


Шаг 1 Рис 1


Рис. 1. Пренебрегать Шавасаной после Пранаяма йоги – опасно!


Но даже если мы забудем про практический момент, можем оставить йогу Шавасаны как самостоятельную йогу, где вы не занимаетесь ни Пранаяма йогой, ни Хатха йогой, ни Мантра йогой, но можете при этом заниматься йогой Шавасаны самой по себе. И вот тут опять так же множество недопониманий и мифов появляется. С внешней стороны йога Шавасаны совершенно просто делается: рекомендуется выбрать место, расстелить коврик, чтобы ничего тебя не отвлекало, и лечь. Внешне ты выглядишь как отдыхающий человек, что следует из самого названия йоги Шавасаны: «Шавасана» переводится как «поза трупа», как если бы ты умер. Всё, ты умер, лежишь себе, вроде ничего не делаешь. В Пранаяма йоге надо дышать, в Хатха йоге тоже надо как-то там напрягаться, в медитации надо медитировать, а тут вроде как делать ничего не надо, лег себе и лежи. Но это совершеннейшее заблуждение!


Шаг 1 Рис 2


Рис. 2. Шавасана кажется такой простой! Лег себе и лежи, ничего делать не надо!


Дело в том, что если вы просто ляжете, вы не сможете ничего не делать. У вас невольно будут какие-то внутренние процессы идти. Невольно часть мышц будет еще находиться в состоянии остаточного напряжения. Безусловно, часть вашего сознания будет отвлекаться на вращающиеся мысли, которые будут совершенно бесконтрольно приходить и уходить. Ваше дыхание будет постоянно менять свой окрас, ритм. Или вдруг внезапно у вас зачешется где-то за левым ухом или еще где-нибудь. Не обращаешь внимания, пока занят какими-то делами, но стоит только расслабиться, как те потоки информации из окружающей Вселенной, от нашего тела, которые мы игнорировали, когда мы чем-то занимались, вдруг начинают с навязчивой силой требовать к себе внимания. Иногда у вас просят: «Тихо там, не шевелись», и вот как раз именно в этот момент так и хочется почесаться или пошевелиться, вот именно в этот момент! Почему это случается? Просто потому что до этого были какие-то другие впечатления, которые отвлекали наше сознание, структуры нашего разума. Они часть сигналов пропускали, часть не пропускали, и мы их как бы отсекали, но тут вдруг то, что мы отсекали, на что не обращали внимания, начинает попадать в свет нашего сознания и заставлять нас как-то реагировать.


Получается, что внешней точки зрения вроде ничего трудного нет – лег себе и лежишь, но это обманчивое впечатление, потому что вы не можете ничего не делать, все эти процессы, которые идут 24 часа в сутки, продолжают идти своим чередом, разве что только лишь, может быть, состояние сна без сновидений отчасти приближает вас к вот такому состоянию, когда вы действительно не двигаетесь, когда все процессы у вас вроде как исчезают. Но все остальное время вы находитесь в потоке действий, напряжений, мыслей, дыхания и так далее. И вот так, чтобы лечь и тут же все это отключить, оказывается, что невозможно человеку. И требуются долгие годы тренировки и больших усилий воли, чтобы рано или поздно постепенно, шаг за шагом приближаться к тому, чтобы достичь этой йоги – йоги Шавасаны.


Много методик предлагается для достижения этого: упражнений и концентраций на физическом теле, методик концентрации на дыхании, концентрации на мысли, которые должны помочь вам войти в то состояние, как если бы вас действительно не было. «Поза трупа» – да, вот нет вас и все. Как сделать так, чтобы вы в минимальной степени присутствовали в этой Вселенной? Вот нет вас. Умерли вы. Исчезли. Или вас никогда вообще не было. И оказывается, сделать это чрезвычайно сложно, требуются серьезные усилия воли. Строго говоря, все, что вы делаете, это также усилие воли – и дыхание, и напряжение ваших мышц, и поток мыслей внутри вашей головы, это в некотором смысле также продукт действия вашей воли. Но так как вы волеизъявляли в течении всей жизни и многих жизней до этого именно так, то вы привыкли это делать настолько, что вы уже себе не представляете, что этого можно не делать, что это можно отключить. Подобно тому, как когда-то вы прилагали серьезные усилия для формирования всех структур своего тела, для формирования способности мыслить. Требовались долгие жизни, годы эволюции, чтобы эта способность мыслить была сформирована и запустилась. А вот теперь надо это все остановить.


Представьте, большой корабль плывет по океану. Он огромный и массивный. На полную мощность работают двигатели, а корабль еле движется, потому что надо преодолеть то, что называется инерцией. Но вот корабль разогнался, вы плывете, а впереди айсберг, и вам бы остановиться. Вы даете задний ход, и опять моторы с большой скоростью работают, а корабль все равно плывет по направлению к айсбергу.


Точно так же и вы. Легли в Шавасану и решили: «Сейчас расслаблюсь». Ага, не получается. Вы подумали: «А сейчас перестану думать!» Ага, не получается. «Сейчас перестану дышать!» Ага, не получается. Почему? Потому что по инерции вы идете вперед. Причем это результат не одной даже вашей жизни, а многих и многих жизней. И представьте, какое надо титаническое усилие воли применить, как долго это надо практиковать изо дня в день! Я подчеркиваю: изо дня в день практикуется Шавасана! Вы можете ничего больше не делать, никакую другую йогу, кроме йоги Шавасаны, но это будет самая тяжелая йога. Легче будет отжаться, встать на голову, свернуться в позу или долго заниматься пранаямой, долго усиленно медитировать, чем вот так взять и остановить все процессы, которые вертятся внутри вас, чтобы действительно остановить все свои видимые и невидимые проявления в этом мире.


Шаг 1 Рис 3

Рис. 3. Расслабиться в Шавасане на самом деле тяжело.


Шавасана -это отдельный вид йоги, который надо практиковать каждый день, который на первый взгляд требует совершенно незначительных усилий. В идеале ровное место, где достаточно мягко, чтобы лежать, чтобы вас ничего не отвлекало. Поверхность должна быть ровная. Она не должна наклоняться, потому что иначе у вас начинает склоняться в ту или иную сторону тело, это создает дополнительные нервные импульсы, которые отвлекают. Без того трудно, а тут у тебя еще голова заваливается! Вот кто из вас в походы ходил в палатках, прекрасно знает, что если палатку поставить на наклонном месте, то выспаться очень тяжело. Хотя перепад может быть очень маленьким, незаметным на глаза, но на своем теле это моментально ощущается.


Чтобы достичь успеха в Шавасане, вам придется напрямую использовать то, что называется «Воля». Волеизъявлять не двигаться. Волеизъявлять расслабиться. Волеизъявлять не дышать. Волеизъявлять не мыслить. Волеизъявлять не быть. То есть быть в состоянии, когда вас нет. Возможно ли это? С теоретической точки зрения, да, действительно можно, потому как то, что называется вашим Высшим Я, согласно учению йоги, выше, чем понятие «быть или не быть». Этот вопрос находится в плоскости разума, в плоскости слов, а ваше Высшее Я над любой двойственностью, в том числе и над этим «быть или не быть» Это одно из самых сложных и абстрактных положений в теоретической йоге. Ни наш разум, ни наши слова не могут однозначно выразить всю грандиозность нашего Высшего Я, но тем не менее мы можем это осуществить. Поэтому реализация йоги Шавасаны, когда вы действительно поднимаетесь до уровня своего Высшего Я, которое вытаскивает все свои проявления из окружающей Вселенной, очень сложна. Еще раз: это состояние, как если бы вы умерли. Нет вас. Всё. Вытащили вы свои проявления. Где вы находитесь? Где вы находились до вашего рождения? Где вы были? Вы не помните, да? А что нам говорят разные теории, в том числе и подход йоги? Вы до своего рождения были в другом теле. Жили, потом умерли, потом родились в этом теле. Если уж вы были когда-то сотворены и вы как-то проявились в этой Вселенной, то вы и продолжаете в ней и быть.


Шаг 1 Рис 3.1


Рис. 4. В Шавасане мы приближаемся к состоянию своего Высшего Я.


И такое спокойное отношение к тому, что называется смертью, присутствует во всей в восточной философии, да и вообще в ведическом знании, хотя, строго говоря, в древних Ведах этому мало уделялось внимания, как вопросу скучному, неинтересному. Это только в средневековые времена и сейчас этот вопрос очень остро стоит: а что с человеком происходит до его рождения и куда он уходит после смерти? Раньше считалось, все и так понятно: до рождения был в другом теле, пока там в том теле не умер и не родился в этом. А что будет после смерти? Да ничего, то же самое и будет – умрешь в этом теле, опять родишься в теле, которое заслужишь согласно своей карме, и опять будешь жить. Западные люди всегда радуются: «Впереди вечность, да!» Тело дряхлое сбросил, родился – и праздник продолжается! А в восточной философии на самом деле это сомнительным считается удовольствием – вечно умирать и вечно рождаться.


Поэтому конечная цель, в том числе и с позиции йоги – это достичь такого состояния, когда вы по своему выбору выбираете рождаться ли вам в следующей жизни или нет: прожили жизнь – хотите рождайтесь, хотите не рождайтесь. Как правило, это уже уровень высокопродвинутых Учителей йоги, которые если и рождаются здесь, то только для помощи другим живым существам, чтобы объяснить им природу этого явления, потому что пока вы не достигли этого уровня, откуда вам знать, что там. И считается, что так мы все знания получили, благодаря людям, которые достигли уровня, когда они могут умирать и рождаться по своему выбору, могут выбирать места, время и окружение людей, которым они могут помочь. Они рождаются, передают знания, и мы об этом что-то знаем.


Вы не можете не проявляться. Но есть несколько процессов, когда мы можем приближаться к разотождествлению, и процессы эти следующие.


В момент перехода вы в какой-то момент разотождествляетесь со своими проявлениями, а потом опять отождествляетесь уже с новым телом и опять начинаете как-то проявляться через него. Далее момент окончательного освобождения, когда вы становитесь действительно владыкой всего и поднимаетесь над всем, осознаете свое Высшее Я и можете делать все, что вам захочется. Хотите проявляйтесь, хотите не проявляйтесь, в древних трактатах звучит как фантастика, но сказано, что вы по своему желанию можете растворять или материализовать свое тело, а можете создавать себе много тел. Вот вы один, а у вас много тел, представляете?


Значит, у вас есть момент рождения, момент смерти, момент, когда вы достигаете Самадхи без объекта – высшего состояния в йоге, а дальше начинаются состояния, когда вы можете приблизиться к этому разными методами. Строго говоря, через любой вид йоги вы рано или поздно можете выйти на реализацию или осознание своего Высшего Я, и вот йога Шавасаны – один из них. И, как вы видите, она требует фактически титанических усилий, усилий воли.


Но мы не осознаем свою волю, мы ей не умеем пользоваться. Нам очень трудно просто лечь и волеизъявить ничего не делать. Поэтому есть многочисленные методы, как облегчить Шавасану, а в каждом отдельном виде йоги, как правило, даются рекомендации, как достичь состояния Шавасаны. Например, как это делается в Хатха йоге? Чтобы хорошо расслабиться, надо сперва хорошо напрячься, то есть вы сперва напряглись, а потом волна расслабления захватывает все ваши структуры, и вы хотя бы на уровне физического тела уже перестаете двигаться, шевелиться, а лежите в неподвижном состоянии. Ведь это очень тяжело – лечь и не шевелиться. И вот чтобы этого достичь в Хатха йоге, надо хорошо позаниматься, и потом на волне расслабления это легко получается.


Скажем, в Крия йоге аналогичная ситуация, где вы выполняете повторяющиеся ритмичные действия, где сливаются вместе и ваши физические усилия, и ваше дыхание, и ваше эмоциональное состояние, и вы переходите к состоянию, как если бы вы за собой со стороны наблюдали, и потом, когда вы ложитесь в Шавасану, это состояние легко сохранить. Вспоминая, какое у вас было состояние в момент Крия йоги, вы его легко воспроизводите в Шавасане. Опять же физическая составляющая практики позволяет вам расслабиться, замедляется ритм дыхания, и это позволяет вам постепенно уйти от активных мыслеформ, когда каждая мысль заставляет вас как-то напрягаться, то есть вы активно переходите через ощущения к наблюдению за своими мыслями. Аналогичная же ситуация и в Пранаяма йоге, и в Мантра йоге.


Шаг 1 Рис 4


Рис. 5. “Раскрутился” в Крия йоге – отдохни в Шавасане!


Поэтому в каждой из этих йог есть рекомендации, как приблизиться к йоге Шавасаны, но, строго говоря, йога Шавасаны идет сама по себе. Вы можете достичь Шавасаны, никогда не делая Хатха йогу. Пользуйтесь исключительно своей волей, хотя это очень и очень тяжело. Очень тяжело ничего не делать. Мы не привыкли к этому. Ничего не делать не получается. Мы ничего не делаем в Шавасане, но, как обезьянки, которые на месте не могут сидеть, вечно двигаются, шевелятся, точно так же и мы в Шавасане лежим, и нас так и распирает повернуться, потянуться, зевнуть, чихнуть и так далее. Но вот вроде успокоились, титаническими усилиями воли заставили себя лежать, но вам и там давит, и тут давит, и неудобно, и ноги затекли, и хочется опять повернуться. Ладно, вы и это уже подавили, лежите спокойно, но тут мысли в голову лезут: а что я вчера делал, а что я буду завтра делать? Причем иногда такая чепуха, что просто не знаешь, откуда вообще этот мусор. Вы опять же титаническим усилием воли начинаете подавлять мысль. Но ты ее гонишь, а она лезет, причем, чем больше ее прогоняешь, тем еще сильнее лезет. И чем более эмоционально вы реагируете, тем больше ваша эмоция напитывает эту мысль, и мысль, как пиявка, накачивается праной. Если вы не знаете уже, что делать, чем больше вы пытаетесь ее прогнать, тем больше и навязчивее становится эта мысль, тут Пранаяма йога помогает. Вы начинаете замедлять дыхание, потихоньку останавливать вдохи и выдохи, а кислорода меньше поступает, мозг начинают паниковать,ему уже не до мыслей – мы же задыхаемся! До какой-то степени замедлением дыхания вы можете бороться с навязчивыми мыслями, и хорошо получается, а потом – бабах! Мысль тоже хитрая, и мозг хитрый, начинает рисовать вам ужасные картины: «А, ты не дышишь, ну-ну! Ты тут лежишь, лежишь, а там у тебя такие проблемы! Вот именно сейчас твои подчиненные разворовывают твою фирму!» И приходит состояние чрезвычайно тяжело преодолимое, что мы не можем отпустить ситуацию, потому что мы понимаем, что если мы ситуацию отпустим, уйдем в Шавасану, выйдем, а все очень плохо.


Кстати, типичный момент, особенно для ответственных людей: они не могут отдыхать. Поехал он на курорт, под пальмами отдыхать, а у него в голове: «Что с моей конторой, что с моей фирмой, а что с моим банковским счетом, а что с курсом?» Особенно этим страдают люди с нервной работой: они вечно сверяются с новостями, сводками, бумагами. «Я сегодня новости не посмотрел, а там наверное конец света, а я тут такой себе лежу, отдыхаю!» Мозг начинает рисовать всевозможные ужасные сценарии, чтобы вывести вас из равновесия согласно вашей карме. Как говорится в «Йога Сутрах» Патанджали: если у вас отпечаток негативный когда-то в этой жизни или когда-то еще был, он тут же всплывет. «Ага, вот я помню: вот понадеялся на своего помощника, а помощник оказался пройдохой, из-за него все развалилось!» И это как наяву всплывает, и вы бессознательно переносите предыдущее свое впечатление, санскару, на текущий момент. И вы уже не можете лежать, а думаете, когда же эта Шавасана закончится.


Это только кажется, что вы просто возьмете и отключитесь от этого мира. А тут вдруг возникнет философский вопрос: кто я, что я, зачем я, чем я управляю, чем я могу управлять или не могу управлять, могу ли я все на самотек бросить? Этот момент отравляет человеку жизнь, потому что он вдруг понимает, что он не может расслабиться ни на секунду. Потом человек может подойти к концепции Бхакти йоги и Тантра йоге, где подразумевается, что ты можешь уповать на какую-то внешнюю силу, которая проследит, чтобы все не развалилось, пока тебя тут нет. Я сознательно говорю «Высшая сила», потому что, скажем, в Индии религии любят, пока я на Ишвару не буду уповать, ничего у меня здесь не будет. Или, например, на Великую пустоту, или на закон Рита, или на что-нибудь еще. Так возникает концепция, что меня нет, но все при этом не разваливается. Но это очень тяжело, потому что мы привыкли все держать в своих руках, под контролем, мы отождествляем себя с происходящими процессами, даже мысль о том, что мы можем все отпустить на волю случая, нам неприятна. И до тех пор, пока нет вот этого упования на Вселенную, очень тяжело что-нибудь в Шавасане сделать.


И вот это следующий большой шаг в познании. Что есть Я? Что есть Вселенная? Могу ли Я доверять Вселенной? И какие у меня взаимоотношения со Вселенной? Не раньше, чем вы приблизитесь к решению этих вопросов, вы приблизитесь к Шавасане.


Шаг 1 Рис 5


Рис. 6. Каждую минуту в голове целый хаос мыслей, которые не дают расслабиться!


Теперь сразу же хочу несколько слов сказать о лжешавасане, потому что находятся люди, которые говорят: »О, никаких проблем, у меня нет никаких проблем ни с Абсолютом, ни с чем, я лег, отключился, и все». Есть такие люди, у которых нет проблем. Знаете, почему у них нет проблем? Потому что они тупые. Если нет мозгов – нет и мыслей. Страшная мысль о чем-то может прийти, как вы понимаете, если есть мозги. И вот полным-полно таких персонажей, вы будете их встречать в жизни. По сути это животные в телах людей. У них просто не было негативного опыта, а мозги настолько сильно не развиты, что им все по барабану. Вот так ведет себя животное до тех пор, пока однажды не станет ему очень больно. И после это настолько сильно пропечатывается в разуме, что больше он уже такого позволить себе не сможет. К сожалению, такие люди везде встречаются. Они ничего не боятся, они могут рисковать. Они слишком тупые, чтобы осознать все негативные последствия своих неправильных поступков. Бывает так, что, как говорится, Вселенная «фартит» идиотам, и они выходят победителями. Один раз, второй раз, третий. И умный человек про себя думает: »Боже мой, это я не прав, может, действительно надо так же, как эти идиоты, себя вести, ни о чем не думать, в рисковые дела вовлекаться?..» Но потом время от времени жизнь демонстрирует, как такой человек после серии совершенно случайных побед так же случайно и проигрывает.


Такие люди, неискушенные души, пока еще по носу не получали от Вселенной. Их на самом деле полным-полно, этот рискованный образ действия популярен в среде бизнеса, политиков, где угодно: что париться, все, вперед! Таково поведение животного, у которого не развит разум. И создается впечатление, что такие люди стоят на более высоком уровне развития. Конечно, самое неприятное, когда такие идиоты идут в духовные практики и начинают вас учить жизни: «Ребята, думать ни о чем не надо, живи здесь и сейчас, а завтра хоть потоп!» Полным-полно таких самоуверенных дураков.


Вопрос: Волеизъявление – это не усилие, это ни деланье, ни неделанье, это не имеет отношения к желанию, волеизъявление – это что-то совершенно другое. Потому что очень часто путают прямое усилие с волеизъявлением.


Да, верно.


Вопрос: Почему наше первичное волеизъявление проявиться перекрывает все прочие волеизъявления, когда мы уже хотим, допустим, выйти? Получается, что ,как ни крути, вроде бы волеизъявление выше уровня Майи, но с другой стороны, то волеизъявление было до того, как появилась Майя, а все, что мы волеизъявляем, мы волеизъявляем здесь, поэтому, наверное, есть разница между волеизъявлением человека и волеизъявлением Абсолюта.


Абсолютно правильно поставлен вопрос! И это как раз то, что мы должны в следующей части нашей теории рассмотреть. Итак, мы с вами сказали, что основным инструментом в йоге Шавасаны является волеизъявление. И проблема заключается в том, что мы до конца не понимаем, что такое это волеизъявление. Мы путаем, как правило, волеизъявление с усилием. И дело еще усугубляется тем, что мы с вами, согласно более глубинной теории йоги, возникли как живые существа благодаря волеизъявлению. Мы когда-то волеизъявили: «Да буду Я, да проявлюсь Я». Вот после чего и началась вся эта цепочка рождений и смертей, которую мы с вами рассматриваем. И сама постановка вопроса: »Да буду Я», отсылает нас к тому моменту творения, когда все только начиналось. Это сверхглубинный уровень. Поэтому йога Шавасаны такая сложная. Этот уровень «Да буду Я» был до того, как возникло пространство и время. Он был до того, как возникли предпосылки к возникновению Майи, по сути дела, вот из этого волеизъявления и возникла Майя. Когда вы каждый день тренируетесь в йоге Шавасаны, вы ни много ни мало замахиваетесь на самую глубинную вашу способность, вы начинаете разворачивать вспять то, что когда-то возникло много жизней назад.


Вопрос: Получается, что работа быстрых методов и заключается в том, что ты ловишь тот момент, когда действия Майи минимальны, и если ты волеизъявляешь в этот момент, вот тогда ты освобождаешься? По сути, наверное, работает так. Потому что на этом уровне можно волеизъявить обратное, чтобы получить тот же эффект, который был при творении?

Все гораздо сложнее. Быстрые методы на то и быстрые методы, в самом названии заключено то, что они работают с быстротой. А быстрота – это категория времени. Вы работаете со временем.Точнее, вы работаете с теми предпосылками, из-за которых возникло само понятие времени. Вторая часть вопроса: как волеизъявить все в вспять? Например, есть поза Випарита Карани мудра, которая так и переводится – «обращающая вспять», йога обратного действия. Для того чтобы волеизъявить не быть, сперва надо осознать, что ты есть. Также надо обзавестись мозгами, а это дело долгое, вы помните концепцию эволюции. Йога полностью солидарна со взглядом ученых, что мы, прежде чем достигнуть тела человека, прожили много жизней в телах, где мозгами и не пахло. Так вот надо вырастить себе мозги, научиться ими пользоваться, надо провести анализа и осознать, а как мы дошли до жизни такой. А это возможно только в теле человека, не раньше. У вас в голове должна быть концепция о том, что было творение, что вы когда-то были сотворены, что есть рождение и смерть, что даже концепцию воли вы должны осознать, что она у вас есть. А потом, осознав это, направляете тот же самый инструмент в другую сторону, в другом направлении.


Скачать текст шага (doc)

Вадим Опенйога


Адрес Сайта Школы Йоги: www.openyoga.ru


Добавить комментарий