2009.06.13. Выводы из аксиоматики йоги. Ассоциативные связи. (Вадим Запорожцев).

Раздел Йога Архив - Лекции по Аксиоматике Йоги

Выводы из аксиоматики йоги. Ассоциативные связи.

Сегодня мы должны с вами рассмотреть и понять что это такое ассоциативные связи в йоге. Хотя бы в первом приближении составить себе картину того, как же они применяются в йоге.
Начнем с теории йоги, с фундаментальной аксиоматики.
Наше Я (санскрит: Атма), подвержено влиянию майи. Мы как рыбка плаваем в окружающей нас майе, которая скрывает за собой Абсолюта. Из аксиоматики йоги мы помним, что у майи есть побочное свойство: с появлением майи возможно появление иллюзии. Майя достаточно трудно выразимая и трудно понимаемая вещь. С помощью майи и был сотворен весь наш мир. Но в то же самое время, как расплата за возможность сотворить весь наш мир, возникло следствие или функция майи: заблуждение, иллюзия.



1. Название лекции:


Выводы из аксиоматики йоги.

Ассоциативные связи.


2. Автор:  Вадим Запорожцев


3. Фото автора:

4. Краткое описание:


5. Дата и место чтения лекции:

2009.06.13 Культурный центр «Просветление».


6. Аудио, видео и текст лекции принадлежат: Открытому Йога Университету в городе Москве (Школа йоги традиции Анандасвами). Вы имеете полное право копировать, тиражировать и распространять материалы этого сайта, желательно делайте ссылку на наш сайт www.openyoga.ru.


7. Текст напечатан: Яроцкой Викторией


8. Текст отредактирован: Яроцкой Викторией


9. Рисунки:

10. Фото:

11. Адрес Школы Йоги: г. Москва, Россия, метро Новослободская, ул. Долгоруковская, дом 29, тел. 251-21-08, 251-33-67, Культурный Центр «Просветление». Сайты: www.openyoga.ru, www.yogacenter.ru, www.happyoga.narod.ru.


12. Где бесплатно скачать текстовый файл:

Скачать текст 

13. Где бесплатно скачать аудио файл лекции:

Cкачать аудио Теория размер 24мб

Cкачать аудио Теория размер 95мб


14. Где бесплатно скачать видео файлы лекции:

Cкачать видео Теория


Всё наше видео (за редким исключением) хранится в формате «flash video» для того, чтобы у вас не возникло проблем с просмотром, если вы скачали файл на свой компьютер, вы можете бесплатно скачать специальную программу для просмотра подобных файлов

Нажмите здесь чтобы скачать программу для просмотра flash video

15. Нажмите кнопку play (►), чтобы слушать или смотреть лекцию на этой странице, (׀׀) - пауза.

 Аудио:

Теория


Видео:

Теория


 

 


16. Основной текст лекции.



       Сегодня 13 июня 2009 года. Меня зовут Вадим Запорожцев, находимся мы в КЦ Просветление, в г. Москве, рядом с м. Новослободская, это лекция для Открытого Йога Университета, вся информация хранится на сайтах www.openyoga.ru, www.happyoga.narod.ru, www.yogacenter.ru.

 

    

Введение в лекцию

 

  

       Продолжаем рассматривать некоторые выводы из аксиоматики йоги.

 

       Сегодня мы должны с вами рассмотреть и понять что это такое ассоциативные связи в йоге. Хотя бы в первом приближении составить себе картину того, как же они применяются в йоге.

 

       Начнем с теории йоги, с фундаментальной аксиоматики.

 

       Наше Я (санскрит: Атма), подвержено влиянию майи. Мы как рыбка плаваем в окружающей нас майе, которая скрывает за собой Абсолюта. Из аксиоматики йоги мы помним, что у майи есть побочное свойство: с появлением майи возможно появление иллюзии. Майя достаточно трудно выразимая и трудно понимаемая вещь. С помощью майи и был сотворен весь наш мир. Но в то же самое время, как расплата за возможность сотворить весь наш мир, возникло следствие или функция майи: заблуждение, иллюзия.

 

  

- Что такое иллюзия, заблуждение?

 

  

       Иллюзия или заблуждение – это когда мы что-то одно считаем чем-то другим. Мы начинаем приписывать какой-нибудь одной вещи какие-то другие качества. Или наоборот, считать одну вещь другой вещью.

 

       Напомню из аксиоматики йоги пример, когда лежащая на дороге веревка кажется нам змеей, хотя это всего лишь веревка. Или когда в вечерний час мы начинаем путать куст с притаившимся человеком.

 

       То есть возможность считать одну вещь другой – это побочный эффект от майи. И мы помним из аксиоматики йоги, что наше Я (наша Атма) обладает абсолютной свободой, никто и ничто не ограничивает наше Я. В расплату за осуществление этой свободы, мы подвержены действию майи и иллюзорности (побочному эффекту от действия майи).

 

       Мы свободны или другими словами: мы всемогущи, но мы об этом не знаем. И, соответственно, не можем воспользоваться своим всемогуществом. Это возникает из-за фундаментального основополагающего неведения и происхождения мира. Я напомню аксиоматику йоги, наше Я вместо того, чтобы понять, что оно свободно и всемогущественно, начинает отождествлять себя со своими проявлениями. У нашего Я есть инструменты, с помощью которого наше Я может осуществить свое всемогущество. Напомню, что в более изначальном (неразделенном виде) проявления нашего Я называются «прана», которая в дальнейшем разделяется на сознание и энергию. Т.к. мы с вами подвержены действию майи (побочному эффекту от действия майи), введены в заблуждение, в иллюзию и начинаем считать себя ни тем, кем мы являемся, а своими проявлениями.

 

       Напомню аналогию, как если бы человек считал себя своей собственной тенью. Тень – проявление, а источник – тело человека. Представьте ситуацию, когда человек начал считать себя своей тенью. Т.к. наше Я считает себя ни тем, кем оно является, а считает себя чем-то другим, своим проявлением. Безусловно, наше Я и проявление нашего Я – вещи связанные. Источник проявлений и является наше Я. Но наше Я не осознает этого, а вместо этого другой ниточкой привязывает себя к своим проявлениям (просто считая себя своими проявлениями).

 

       И здесь возникает самая первая ассоциативная йоговская связь. Или по-другому, ассоциативная связь возникает в следствии иллюзорного представления, когда мы считаем что-то одно чем-то другим. И между двумя этими вещами возникает связь. И эта связь называется ассоциативной связью в йоге.

 

  

Самая первая ассоциативная связь

 

  

       Самая первая ассоциативная связь возникла между нашим Я и между проявлениями нашего Я (между нашим Я и между праной нашего Я). Это самая первая фундаментальная ассоциативная связь. Если вы это поймете, вы поймете такой древнейший трактат, как «Йога Сутра Патанджали».

 

       «Йога Сутра Патанджали» делает основной акцент в йоге на разделение: Сатву и самость, где под «самостью» подразумевается Атма или наше высшее Я. А под «Сатвой» - это так называемая гунна или качество чего-то, в состоянии Сатвы находится наша прана. Действительно, это наше естественное, чистое, незатронутое, ясное, прозрачное проявление, что невольно наше Я начинает считать себя этой Сатвой (праной).

 

       Напомню вам «Йога Сутра Патанджали», где как раз основной метод заключается в том, чтобы разделить эту замечательную притягательность, чистоту нашего проявления и нашей сути (нашего Я). Напомню, что в «Йога Сутрах Патанджали» дается восьмеричный путь, где все сводится к разуму, а от разума делается последний рывок в сторону разотождествления между нашими проявлениями и сутью нашего Я.

 

   

- Где находится наше высшее Я?

 

  

       Самая основная связь возникает между нашим Я и нашим проявлением. Что касается нашего Я, то по своей природе оно выше и запредельнее, чем понятие «пространство» и «время». Поэтому, с логической точки зрения вопрос «Где находится наше выше Я?» или где находится моя Атма – бессмысленный. Также как и вопрос, связанный с временными характеристиками.

 

       Можно сказать, что наше Я находится как бы везде и нигде в одно и то же время. Можно на тебе тельняшку рвать, быть себя в грудь и кричать: «Ну вот он Я!», тем самым давая понять, что где-то в центре нашей груди расположено наше Я. Но с таким же успехом можно сказать, что наше Я распределено по всей планете, взять любую другую точку на Альфа Центавре и сказать, что там есть мое Я или еще как-то по-другому. Допустим, сказать, что мое Я находится в высших духовных сферах.

 

       Нет, друзья, наше Я намного фантастичнее, чем даже самые высшие духовные сферы. Поэтому, само понятие «где и когда» к нашему я неприменимо.

 

       Это с одной стороны, а с другой: применение нашего Я вполне конкретно и иногда можно достаточно четко сказать «когда и где». Я каждого из сидящих в зале, при условии, что каждый из вас не является йогом, способным сразу сотворить все тела одновременно (есть такая сверхспособность в йоге). Проявления вашего Я локализованы где-то здесь.

 

       Вы смотрите вокруг и думаете: «Что я здесь делаю, куда я попал, кто все эти люди?». Точно также и ваши проявления. Вы можете что-то делать: записывать, зевать, ждать окончания лекции. Получается, что проявления вашего Я (сознание и энергия, а они, как мы уже сказали) проявляются конкретно: в месте пространства и в каком-то времени.

 

       Получается, что ассоциативная связь приходит как бы ниоткуда. Но в то же самое время приходит и связывает каким-то образом высшее Я с нашими телами, как бы ассоциирует (поэтому и называется ассоциативные связи в йоге).

 

  

Повторение предыдущей лекции

 

  

       У нашего Я есть наши проявления (прана). Наше Я связанно с праной (основной ассоциативной связью). В дальнейшем наша прана разделилась на сознание и энергию. Образовались центры локализации нашего сознания и энергии. В дальнейшем они начали расходится друг от друга, но в то же самое время они как бы соединены друг с другом. А тот канал, который их соединяет – Центральный канал (Сушумна). Канал Сушумна – это самая первая ассоциативная связь внутри наших тел.

 

       Напомню предыдущую лекцию, по мере расхождения сознания и энергии, они расходились прыжками, возникали те или иные принципы. Самый первый принцип, который возник – принцип разума. Благодаря этому принципу возникло то, что мы сейчас называем наши обычным разумом.

 

       Еще раз, было сознание и энергия, они начали расходится и возникла ассоциативная связь между ними. Потом они такой прыжок сделали и получилось такое преломление основной ассоциативной связи через разум. Таким образом, получилось наше Я, которое ассоциирует себя с праной, а прана ассоциируется с разумом.

 

       Еще раз, я вспомню «Йога Сутра Патанджали» в восьмеричном пути все сводилось к работе с разумом. Напомню, чтобы разъединить Сатву и самость призывали работать с разумом или мыслеформами, которые возникают на поверхности разума (мысли). Все предыдущие ступени (8 ступеней) подводили нас к работе с разумом. Хотя, одни из самых первых ступеней – это работа с физическим телом (асаны), работа с дыханием, работа с чувствами и т.д. до тех пор, пока мы переходили к разуму и на поверхности разума сокращалось количество мыслеформ до тех пор, пока оставалась одна мыслеформа, а затем и она исчезала. Удаление образования мыслеформ на поверхности разума ведет к тому, что наше Я видит себя на поверхности разума как в зеркале и осознает, что тем, кем оно себя считало (а считало себя Саттвой, чистотой разума) не является и выходит в состояние «Самадхи без объекта» (конечная цель йоги). Если рассматривать с точки зрения ассоциативных связей, все очень легко объясняется.

 

       Действительно, разум ближе всего к нашей пране и к нашему Я. В дальнейшем по мере расхождения сознания и энергии возникали другие принципы: принцип пространства, принцип воздуха, принцип огня, принцип воды и принцип земли. До тех пор, пока сознание и энергия не заснули.

 

       Напомню, что энергия аллегорически изображалась как змея, завернутая в три с половиной оборота, держащая свой хвост во рту, засыпала. Точно также и наше сознание сужалось до очень тусклого лучика. После того, как они разошлись и заснули, начали возникать следующие ассоциативные связи. Это так называемые канал Ида и канал Пингала.

        Сознание и энергия по сути связанны с Сушумной, но майя в очередной раз делает виток своего действия. И сознание и энергия решили связать себя друг с другом не по средством Сушумны, а по средством дополнительных каналов (левый и правый канал).

По сути, это две дополнительные ассоциативные связи.

 

       В местах пересечения этих каналов, или в местах, где возникали принципы человеческого тела (принцип разума, принцип пространства и т.д.), сплетения или образования, которые называются чакры, являются источником других более мелких каналов. В точки зрения ассоциативных связей, в то время, как возникли эти два канала (левый и правый), возникло множество других мелких каналов или ассоциативных связей, которые соединяли каждую из чакр с теми проявлениями каждой из этих чакр. То есть, у каждого принципа (чакры) есть свое проявления. Таким образом возникла связь между чакрой и проявлением. Т.к. у каждой чакры свое проявление, то у каждой чакры возникло разное количество ассоциативных связей. В дальнейшем более тонкие ассоциативные связи начали дробиться на мелкие, эти еще на более мелкие и т.д. пока не образовалась гигантская система ассоциативных связей.

 

   

Три группы тел и каналы

 

  

       Если рассматривать структуры человеческого тела, мы помним, что у нас три группы тел. Ассоциативные целиком пронизывают все эти три группы тел и заканчивается каждая из них на том или ином органе чувств или действия.

 

       Как только ассоциативные связи начинают возникать, по ним начинает двигаться прана. Двигаться по каким-то внутренним законам. Как автомобили двигаются по трассе. Есть более крупная трасса. Можно свернуть на более мелкую, мелкую и наконец грунтовая дорога.

 

       По этим ассоциативным связям прана двигается. Чем больше по какому-либо участку прана двигается, вокруг него образуется некая оболочка, трубочка. Эта трубочка и называется «каналом». Т.к. у нас большое количество ассоциативных связей, у нас также много каналов (на санскрите: нади). Т.о. формируется самая глубинная и пронизывающая структура каналов. По ним течет не только энергия, но и сознание, точнее прана, которая может себя проявить и как энергия и как сознание.

 

       Огромное количество ассоциативных связей обросло оболочкой, получились канальчики. Эти канальчики начали обрастать более грубыми элементами. А те в свою очередь более грубыми элементами и т.д. Так и возникла структура нашего тела, которая как матрешка состоит из трех групп тел: грубое, тонкое и причинное. Все три группы тел как корнями на сквозь пронизаны многочисленными каналами. Т.о. у нас возникает связь между грубым органом чувств на уровне физического тела с тонким органом чувств на уровне тонкого тела, переходящая на тончайший уровень чувств, минуя все наши принципы доходит до нашего Я, которое запредельно и невыразимо.

 

       На каждом участке этой цепи мы находим одно и то же  - ассоциативные связи. Они очень странные: вроде как есть, и вроде бы их нет. Но в то же самое время вполне конкретно работают внутри нашего тела. Поэтому, с одной стороны, если бы не было майи, не о каких бы иллюзорных связях речь не шла бы.

 

       С другой стороны, попробуйте как-нибудь потревожить свой орган чувств. Вам в метро кто-то наступит на ногу больно-при-больно или к зубному врачу идем, т.к. у нас зуб болит. С одной стороны, мы йоги и понимаем, что наше Я не связанно с нашим телом. Оно как бы само по себе. Но с другой стороны, когда зуб болит все мысли о философии вылетают и мы бежим к врачу. Все достаточно логично и жизненно-конкретно. Только есть еще продолжение истории с ассоциативными связями.

 

   Органы чувств и ассоциативные связи   



       Мы остановились на моменте, когда ассоциативная связь дошла до наших органов чувств и наших органов действия.

 

  

 - Что такое органы чувств?

 

         Глаза, уши и т.д. А дальше начинается интересный переход. Если вы его поймете, вы поймете огромное количество йоговских практик. Если вы его не поймете, вы запутаетесь и скорее всего плюнете на йогу и скажете: «Что-то здесь не то».

Так вот ассоциативная связь не останавливается на органе чувств или действия, а может протягиваться дальше к объектам или явлениям, на которые наши органы чувств или действия направлены.

 

       Поясню на примере бытового случая. Стали появляться сериалы по телевизору. Сериалы могут длиться годами, уже никто не помнит, с чего все начиналось. Такой очень интересный эффект. Человек, который очень долго смотрит сериал, он начинает им жить. Если у героев сериала все хорошо, человек начинает радоваться, если что-то пошло не так – огорчаться. Причем, последствия от этого вполне конкретные, вплоть до физических параметров. К примеру, у какого-то героя мелодрамы что-то произошло и у человека пульс начинает биться, адреналин в кровь выбрасываться. Хотя, если разобраться, что происходит. Двадцать четыре раза в секунду меняется картинка. По сути дела, это что-то искусственное. Наш мозг воспринимает это как непрерывное действие, как жизнь. Более того, поглощается в это как будто бы это по-настоящему, он начинает жить сериалом. Самое интересное, что между человеком и сериалом, который он смотрит возникает ассоциативная связь. Между человеком и сериалом, который он смотрит начинает течь прана или его жизненная сила. Причем, утекать вне куда, в телевизор.

 

   

- А приемлемы ли здесь законы перетекание чего-либо во что-либо?

 

  

        В конце концов, прана может представать как энергия (Шакти) и тот термин энергии, которым оперируют физики одно и то же. Закон сохранения энергии никто не нарушал. Во всяком случае, вечный двигатель пока никто еще не сделал. Поэтому и получается, что если у вас выстроилась ассоциативная связь между вами и телевизором, то энергия должна где-то оседать. Не буду рассказывать о длинной цепочке как и где она оседает, но будьте уверенны, что она действительно оседает. В виде хрустящих бумажных банкнот в карманах продюсеров и всех, кто этим занимается. Должен вам сказать, что очень не плохо оседает. Им хватает и на хлеб, и на масло, и на икру, и на непотребства всякие. Иначе, вы бы не видели такое количество сериалов у вас по телевизору. То есть, это попытка выкачать из вас деньги. Это не так безобидно, как кажется на первый взгляд.

 

       Наконец, совершенно ужасающий случай, когда люди под действием таких факторов превращают себя во врагов. Всякого рода фан-клубы, любители чего-либо, они становятся зомби.

 

       Более того, их жизнь превращается во блеклую тень жизни какого-нибудь кумира или идола. Какой-нибудь певец или певица становятся идолами такого человека. И этот человек через ТВ, радио, газеты пытается установить ассоциативную связь с кумиром и фактически поддерживая его своей жизненной силой, превращается в раба. Более того, читаешь хроники желтой прессы о том, что певица или известность какая-то разошлась со своим бойфрендом. И бедные люди огорчаются или радуются в зависимости от того, как идет жизнь у людей, которых они никогда не видели и, скорее всего, никогда не увидят. То есть, такое сознательное рабство.

 

   

Природа ассоциативной связи

 

         Вернемся к теме нашей лекции. Очень серьезное замечание. Природа ассоциативной связи (в случае с ТВ и газетой) ничем не отличается от природы ассоциативной связи между вашим высшим Я, вашим сознанием и энергией, вашей праной, вашей разумом. Суть одна и та же. Это следует очень четко понимать. Природа этих вещей одна и та же. Ассоциативная связь, которая держит тело вместе с душой, ничем не отличается от ассоциативной связи, которая может возникнуть между фанатом того или иного сериала.

Но бывает еще более сложно. Когда ассоциативная связь, проходя через все наши органы чувств и действия, входит и пронизывает один объект, затем пронизывая идет к третьему и четвертому.

 

       Скажем, вам нравится какой-то актер и у вас ассоциативная связь с ним. У этого актера есть недоброжелатель и ваша ассоциативная связь устанавливается с недоброжелателем. Или, допустим, ваш любимый актер любит по утрам есть овсяную кашу. У человека вытягивается ассоциативная связь до овсяной каши и уже у него эта каша становится любимой и желанной. Хорошо, если каша. А если любимый актер травку курит? То это невольная реклама нездорового образа жизни для всех последователей. Что там греха таить, сплошь и рядом то один травки объелся, то другой обкололся.

 

       В результате, ниточки уходят туда, где и проследить тяжело. Как вы понимаете, у ассоциативной связи нет субстанции. Чтобы мобильный телефон соединялся с другим телефоном, нужен поток электромагнитных волн. Вещь, конечно, более абстрактная, но материальная: можно как-то пощупать, управлять. А как быть в случае ассоциативных связей, там ведь нет субстанции. Она может возникнуть где угодно, как угодно. Она может пройти через что угодно, через вещи совершенно разной природы.



 

- Кто знает о законе ассоциативных связей и пользуется этим для себя?



 

       Рекламщики, пиарщики, люди, которые разрабатывают стратегии «как бы впарить никчемный товар в стране непуганых идиотов». Чтобы все, как Буратино, шли на Поле чудес и закапывали «три своих сольдо» в очередную помойку. Чтобы проследить, как это делается, достаточно включить телевизор и посмотреть рекламу.


       Я не говорю, что все рекламщики негодяи. Есть рекламщики, которые где-то интуитивно чувствуют кармические последствия от своей деятельности и остаются в рамках дозволенного. Но есть рекламщики, которые не понимают действия закона кармы и допускают недозволенное.


       Вы это видите очень часто. Показывают красивую лошадь, а потом говорят, что наш шоколад такой же вкусный. То есть, человек видит, что красивая лошадь скачет. Потом незаметно подменивают понятия и свой товар. Чтобы у вас незаметно ассоциативная ниточка – раз, и вы начинаете это покупать, точнее тратить свои кровно заработанные тугрики, которые вам иной раз и не нужны.


       Подмена понятий. Показывают вихрь, а потом говорят, что наш пылесос такой же мощный. Или показывают одну картину очень красивую, а потом заявляют, что наш стиральный порошок такой же. То есть, это явная подмена, явное введение в заблуждение. Но доноси сильные стороны, а не подменивай понятия. Понятно, что в большинстве стран за это не наказывают, но вы помните, что самое страшное наказание – это то, которое человек себе придумывает. Если ты придумал правила игры, ты потом сам начинаешь жить по ним – закон кармы. Человек-рекламщик, который дурачил людей и подменивал понятия одно на что-то другое, потом сам же попадает под эти же самые правила. Заработал он на этих делишках миллионы и решает в философию какую-нибудь ударится. В его представлении гуру в Индии должен быть честным и чистым. Но он породил такую карму, что приехал в Индию и первого гуру, которого встретил, точно также работает, подменивая понятия, только теперь уже в рамках йоги или философии. На том уровне, где этот человек не разбирается. Поэтому, кармическая опасность в тех или иных профессиях совершенно не очевидна.


       Ассоциативные связи могут возникать где угодно, когда угодно и по ним может течь прана, наша прана.



 

- Что такое прана?


 

       Это фактически эквивалент нашей жизненности. Прана, когда течет через наше тело, она способствует работе нашего разума. Если в теле возникают какие-то поломки, прана автоматически их лечит. А теперь представьте, что из вас выкачивают прану. Как у нас в России в славные девяностые: всем есть нечего, а из страны каждый месяц миллиарды долларов выкачивают. Мы уже купили недвижимость и в Европе, и где угодно, а у нас ветераны ходят по помойкам и собирают банки, чтобы прокормиться.


        Такая ситуация возникает и с человеком, который также попадает. У него не хватает энергии, чтобы жизнь поддерживать, а он переживает, вышла ли героиня замуж или не вышла. Он сам разваливается на куски, но все равно от себя отрывает прану и ее передает. Такая же ситуация была и в Индии.



 

  Аскетизм



 

       Как очень экстренная мера в таких случаях применялся аскетизм. То есть, человек сознательно изолировал себя от всех каналов, по которым могла бы утечь от него прана (берет и выключает телевизор). Конечно же, это не решение проблем. Но в некоторых случаях, когда ситуация критична, это помогает. Отсюда рождаются многочисленные йоговские ретриты.


       Слово «ретрит» не наше, а иностранное, означает: выход, самоустранение, погружение в себя. Можно много разных оттенков насчитать. Если вы чувствуете, что вы разваливаетесь, не хватает жизненной силы, огромное количество ассоциативных связей, которых вы даже не отслеживаете. А вот сосед запил из соседнего подъезда, которого я люблю или с детьми что-то не то, или политическая партия выборы не прошла, любимая команда в футбол проиграла. Друзья, за всеми этими ассоциативными связями идет прана. А если праны у нас и так нет, то, может, о себе лучше подумать, а не о футбольной команде, а то так можно и не дожить до полуфинала. Поэтому и предписываются соответствующие ограничения.


        В «Йога Сутрах Патанджали» приписывают ступени Пратьяхары (вытаскивания тонких органов чувств из грубых органов чувств, а по сути дела прерывание связей). Иногда в более примитивной форме это называется аскетизм. Вот я утречком встал, пошел в прорубь, окунулся, сел, помедитировал. То есть, там ограниченное количество действий, информации. Я не смотрю по телевизору, какой там самолет свалился, я само изолируюсь. Почему? Потому что сам разваливаюсь. В йоговских условиях мы не можем полностью изолироваться из жизни и позднее мы поговорим, почему в некоторых случаях не следует изолироваться.



 

 

Практика ретритов



 

       Применяются ретриты – ограниченные по времени практики. Вы приходите в какое-то место и забываете про все. Йога с погружением. Вы погружаетесь в практику и одновременно забываете все ассоциативные связи. И вроде как проблемы не стало.


       Но на самом деле, за это время накапливается небольшой излишек (резерв) праны, который начинает «латать» дыры в нашем организме, в вашей расшатанной нервной системе.


       Почему сейчас многие йогой занимаются? Потому что дальше уже некуда, они начинают понимать, что еще немножко – и будет «до встречи в следующей жизни».



 

Позитив в ассоциативных связях



 

        Это я говорил про негатив в ассоциативных связях, но есть еще и позитив. Если вы выстраиваете ассоциативную связь с тем, что вам дорого, с тем, что вы любите, с тем, кого вы хотите поддержать, то ваша жизненная сила таким же образом тратится. Но только не на карман продюсера, а на ваших родных и близких, на ваших любимых людей или вещи, которые (как вы считаете) должны быть в этом мире.


        Точно также течет энергия. Но только так течет, чтобы у ваших родных и близких все было хорошо. Если дело идет о политике, то чтобы победила та партия, которая не будет набивать карманы, а начнет что-то делать в этом мире. То есть, это не обязательно плохо, это хорошо.


        В чем же разница? Разница на первый взгляд маленькая: вы должны сами устанавливать ассоциативные связи, а не быть игрушкой в руках пиарщиков, законодателей, религиозных деятелей или еще кого-то. Вы должны сами выстраивать ассоциативные связи там, где надо; порвать те ассоциативные связи, которые не нужны, но также не дать внедрить вам новые ассоциативные связи, чем и пользуется реклама.


        Реклама внедряет вам новые ассоциативные связи, называется это «бренд». Хорошая ли вещь бренд или плохая? Идете вы по городу и видите бренд известного напитка. У вас возникает вполне конкретная реакция. Или вы электронику покупаете, видите название той или иной фирмы и вы начинаете ей либо доверять, либо не доверять. Если фирма не глупая – она делает хороший товар. Если фирма глупая, она сначала делает хорошие продукты, а потом под этим же именем сбывает все «что плохо лежало». Но если под этим именем давать денежку на рекламу и в то же время продавать плохой товар, то там возникает очень интересная закономерность («кривая», маркетологи очень хорошо ее знают). Всегда найдется пара идиотов, которые поведутся на рекламу. Поэтому, вопрос затрат и прибыли.


        Это идет и с фальсификацией еды. Читали многочисленные описания из чего состоит еда, которую вы едите. Начинают проекты против «идентично натурального» за органическую еду, а Бог его знает, как они ее получают, на каких удобрениях или как они вывели эти генно-модифицированные продукты. Единственное, здесь есть грань между прогрессом человечества. Человечество все равно перейдет к синтетической пище. Но главное, чтобы это был под контролем. А не так, что каждый ученый может втихаря что-то сделать, а ты потом проверяй.


        Но есть и положительный момент от бренда. Во время войны танки на тебя едут и ты не знаешь: вдруг тебя раздавят. И тут видишь красную звезду: о, наши! Для других это были не наши, у них там свастика.


        Недавно читал мемуары, где описаны неудачные похождения немецкого солдата. Забрел он в леса, но потом видит – свастика – и сразу же у него реакция. Почему? Ассоциативная связь. То есть, ассоциативные связи – это ни хорошо, ни плохо. Другой вопрос, являемся ли мы свободными?  


        Вы помните, что задача йоги – это раскрыть ту свободу, которая в нас и так заложена. Даже Абсолют не покушается на вашу свободу. Какое мы имеем право покушаться на свободу других людей. Поэтому, они имеют право выражать недовольство по поводу такой деятельности.


        Ассоциативные связи могут превратиться в клетку, которая, как клетка вас держит. Тут вы должны стиральным порошком постирать, здесь за партию проголосовать, там именно такую еду съесть, устроиться на определенную работу и иметь соответствующий автомобиль. Вроде бы мелочь, но на самом деле там прутик, тут прутик и все, вы в своей жизни попали. Я уже не говорю о таких «прутиках», как статус. Все должны меня уважать, мне поклоны делать. А если не делают, то я себя плохо чувствую, т.к. у меня ассоциативные связи: значит, меня не уважают. И все перемешивается, получается, что я уже не сам по себе, я уже раб, чтобы на поводу у этих связей бежать.


        Конечно же, будучи человеком приверженным йоге, я начинаю думать «Почему? Я хочу порвать эти связи». И я начинаю их рвать. С помощью чего? С помощью йоги.


        Есть такой инструмент – болторез, которым можно резать (как ножницами) прутья тюремной клетки. Точно также и в йоге есть многочисленные упражнения, которые помогают ту или иную связь ослабить, или полностью удалить.


        Есть положительная вещь в ассоциативных связях. Я сам должен ими распоряжаться и нужные ассоциативные связи прочерчивать.


        В арсенале йога есть ножницы и клей. Ненужные связи порезать, а нужные приклеить. Типичный пример: у вас есть негативная привычка (ругаетесь матом или курите). Вы решили избавиться от негативной привычки.



 

- Что такое негативная привычка?

 

        Негативная привычка – это ассоциативная связь. Наблюдается, что если один раз, второй, третий, четвертый прошла ассоциативная связь, то она начинает увеличивать. Потому что по ней прошло много праны. Чтобы ее порвать, требуется усилие.


        Помните, как у Марка Твена: «Бросить курить – это так просто. Я сам сорок раз это делал». Примерно та же самая ситуация здесь. Мы сказали, что не будем курить, но возникает жизненная ситуация, и мы возвращаемся к тому же.


        Но нужно выстраивать новые ассоциативные связи. Допустим, каждый день заниматься йогой. Вы помните, что есть критерий успешности в йоге: если есть привычка заниматься йогой каждый день – вы успешны, если нет – вы не успешны в йоге, даже если вы гнетесь, как акробат. Или с лекциями, как я птица-говорун. Мало ли кто как гнется, мало ли кто что говорит. Но это все приносное. А если есть устойчивая привычка самосовершенствования и движение в сторону своего скрытого потенциала (свободы), то можем сказать, что этот человек йог.



 

- Что такое привычка? И как она вырабатывается?

 

 

       Это устойчивая ассоциативная связь. Сперва тяжело, потом легче и легче. Как идти по полю (за цветами для девушки), когда трава по пояс. Тот, кто первый идет – пока доберешься до цветов, уже и не рад, думаешь, лучше бы я их у бабульки около метро купил. Первый трудно, а второй раз уже легче, потому что примял травку. Глядишь, а за тобой гуськом и другие люди потянулись, чтобы своим девушкам этих цветов нарвать.


        Ассоциативная связь сперва тяжело устанавливается. Но если в первый раз по ней прана прошла, она стала шире, лучше. Потом уже легче и легче. Таким образом мы избавляемся от негативных привычек и приобретаем позитивные.


        К примеру, приходит к тебе новый работник. Сел, сделал свое дело, убрал рабочее место, получил премию, ушел и гуляет. Плохой работник пришел, с одним переговорил, пошел покурил, обсудил, что зарплата маленькая и жара на улице. Он не может собраться. Способность собраться и мобилизироваться – это та же ассоциативная связь. Если у вас есть такая связь, то и начальство вас будет повышать. А если не будет повышать, то цена этому начальству «0», то вы должны искать начальство в другой фирме.


       Почему-то бытует мнение, что поиски работы – это какая-то забитая позиция. Почему? Пускай работодатель докажет, что он вас достоин. Но это как поставить вопрос. Если вы умеете работать – это один вопрос, а если тунеядец и халявщик (если вам все равно где работать, лишь бы не работать) – то ваша зарплата не изменится. Это все мелкие привычки, которые важны и для повседневной жизни. Вплоть до того: чистить зубы или не чистить.


        Рано или поздно человек начинает просматривать эти ассоциативные связи снаружи. Мы с вами помним, что ассоциативные связи одинаковые и снаружи и внутри. Очередная ассоциативная связь, которая заставляет вас лезть за сигаретой, чтобы выкурить, ничуть не отличается от ассоциативной связи, которая заставляет какой-то канал ощущений энергии и сознания проследовать в вашем теле во время медитации, ничем не отличается.


        Поэтому, в йоге есть еще другой упор. Помимо нужных и ненужных ассоциативных связей вовне, есть огромное количество нужных и ненужных связей внутри (ваша спонтанная реакция, ваше негативное состояние, ваше ощущение от тела и бытия во многом зависит от ассоциативных связей, как сделаны ваши каналы, как по ним течет эта энергия).


        Несмотря на то, что мы с вами сделаны по образу и подобию единому, грязь у каждого своя. Или по-другому, в городе есть главная трасса, а есть второстепенные, где все четко ездит. А в маленьком городе, где всякие закоулки, попробуй проедь, там вечная пробка. Точно также и мы с вами сделаны. У нас две руки, две ноги, голова и туловище, но внутренняя система разная у всех. Поэтому, внутри себя нужно ненужные ассоциативные связи удалить, а нужные восстановить. Этим лечится множество болезней. Множество болезней – это множество неправильно сформулированных ассоциативных связей. В первую очередь заболевания, связанные с психикой. Но это также доходит до заболеваний нашего физического тела. В конце-концов, как там нервные окончания передают импульсы нашим мышцам – это тоже своеобразные ассоциативные связи. Что же нам предлагает хатха йога? Все ненужные связи порвутся, а нужные укрепятся. И действительно, человек начинает заниматься хатха йогой и самочувствие улучшается, тело становится здоровее. А почему? Потому что все паразитические ассоциативные связи, как веником смели, а нужные восстановили. Но в философском смысле, разницы между нужными и ненужными ассоциативными связями нет. Другой вопрос, зачем же городить много маленьких дорожек, где нужно проложить большую трассу. Поэтому и называется это «перестройка внутренней структуры нашего тела». Затрагивает она и грубое, и тонкое, и причинное тело, но по своей сути работает она в основном с ассоциативными связями.



 

- Что имеется в виду под термином в йоге «очистить каналы»?



 

       Есть каналы, которые нужны. То есть это ассоциативные связи, они мощные, они нам нужны, мы ими пользуемся. Но ассоциативная связь очень хитро возникает. Скажем, у вас была какая-то неприятность в жизни. Вы стояли в метро на одной ноге и держались за поручень в давке и это положение тела у вас ассоциируется с неприятностью. Этот негативный отпечаток остается в виде невидимой ассоциативной связи, которую нужно порвать, удалить. Некоторым людям стоит ту или иную позу принять, как на них наваливаются чувства, волны. Знаю людей, которым только стоило принять стойку на голове, как у них начиналась депрессия. Почему? Вероятно, в прошлых жизнях были обстоятельство, которые смяли все в клубок: ощущения физического тела, ментального. Вдруг из глубинных пластов нашей памяти всплывает негатив. То есть, все переплетено.



 

 

Память в йоге



 

       Йоги призывают тренировать память. Йоги призывают каждый день заниматься самообразованием, йоги призывают не вести каждый день праздный, скотский образ жизни, нужно все время держать себя в узде. Нужна память, чтобы уметь сконцентрироваться. Не будет памяти, вы не сконцентрируетесь.



 

Физическое тело и ассоциативные связи

 



       Еще раз повторюсь, растягивая физические мышцы, нам только кажется, что мы работаем только с физическим телом. На самом деле, мы работаем с ассоциативными связями. Через физическое на тонкое. Наконец, когда ассоциативные связи переходят за пределы тел и распространяются дальше, появляется способность управлять всеми объектами или явлениями, которые вовлечены в нашу жизнь. Только управлять мы будем по средством праны. Этим объясняется множество чудесных вещей, которые во многих книгах описаны, но это плодит (как показывает практика) мракобесов и невменяемых (всякого рода целительство на расстоянии, разные способы шарлатанства и т.д.).



 

        Центральный канал – эта ассоциативная связь возникает у всех. А связь болельщиков той или иной команды: у одного одна, у другого другая. Как мы сказали, ассоциативные связи по своей природе вещи одинаковые. Но одинаковые ассоциативные связи делятся на устойчивые, которые мы из жизни в жизнь производим и связи, которые мы из жизни в жизнь приобретаем. Все наши условные рефлексы связаны также с ассоциативными связями.



 

Пример с деревом



 

        Получается, что дерево растет. Ствол и у одного, и у второго, и у третьего один, но веточки могут в своем окрасе расти. Но наиболее выгодная конструкция для дерева – это ствол, от которого идут веточки. Потому что, другие конструкции не совсем подходяще (к примеру, если ствол тоненький, а ветка толстая – все ломается). Поэтому и мы из жизни в жизнь воспроизводим схему: центральный канал, левый, правый, мелкие каналы и до мельчайших. А дальше наступает момент: а как же работать с ассоциативными связями. Йога утверждает, что нам нужно делать хорошие ассоциативные связи, и всеми силами удалять ненужные ассоциативные связи. По сути дела, вся йога занимается ассоциативными связями.


        Каждый вид йоги, то или иное упражнение, если свести его от грубого к тонкому будет работать с ассоциативными связями до тех пор, пока не дойдет до центрального канала (Сушумны), а от  нее рукой подать до нашей Атмы (нашего высшего Я). Поэтому, анализ любой йоги может быть сведен до той ассоциативной связи, где задействованы те или иные органы.

Для каждого нашего проявления есть органы, которые позволяют ослабить, полностью удалить второстепенные, ненужные ассоциативные связи и укрепить нужные.


        В дальнейшем, если проанализировать более высшие йоге, мы должны учиться не только устанавливать, но и вытаскивать ассоциативную связь.



 

 

Пример: девушка и ювелирные украшения



 

        Объясню вам на примере. Девушка заходит в ювелирный магазин и видит украшение. До того момента, как она увидела это украшение, она жила себе приспокойненько. А здесь увидела и все. Известная компания, которая потратила миллионы долларов, чтобы внедрить любовь к алмазов. У нас не так, а вот на Западе возник ритуал, что нужно дарить будущей невесте. Все очень коммерчески просчитано и грамотно сделано. На самом деле, алмазов на планете, как снега в Сибири. Они бы давно в цене упали, если бы не поддерживался этот спрос.


       Так вот, девушка украшение увидела и у нее возникла ассоциативная связь. По этой связи потекла прана. Она уже не спит, не есть, думает где бы ей раздобыть такую сумму денег, чтобы приобрести безделушку. Возникла ассоциативная связь, куда закачивается прана. Попробуйте сказать этой девушке, что ей не нужна безделушка. Что она вам ответит? Явно не удовольствие.

Другая ситуация, чтобы девушкам было не обидно. Молодой человек видит классную машину и у него начинают руки и ноги трястись. Та же самая ситуация.


        Представьте себе, девушка оказалась йогиней и не падка на злобную рекламу. Она усилием воли вытащила ассоциативную связь из того, что она хотела. Более того, непонятные ощущения, уходящие мечты. Но вдруг прошло какое-то время и девушка почувствовала мощную волну праны.


        На этом основаны техники аскетизма: вытаскивание праны из ассоциативной связи. Они были закачаны энергией. А мы берем и вытаскиваем ее, высвобождается огромное количество энергии праны в чистом виде. В древних сказаниях в Индии давали совет: если хочешь чего-то в жизни, а оно не приходит – отправляйся заниматься аскетизмом. И как говорилось, являлись ему боги и говорили, что за его аскетичные подвиги исполнят любое желание. И йогин говорил, что хочет полцарства или еще чего-нибудь. Причем, желания эти были иногда очень мрачные. К примеру, какой-нибудь злобный асур (демоническое существо) таким же аскетичным способом обретало власть над всеми людьми и богами – мрачно все было. Получалось так, что желания исполнялись. То есть вы закачали прану в желание, а потом высвободили и можете ее направлять на другое желание.



 

- Почему же другое желание работает?



 

       Вернемся обратно. Как только девушка протянула ассоциативную связь к желаемому объекту, включился таймер: когда она его получит. Но в этой жизни, а может в следующей, эта ассоциативная связь (как резиночка, а объект желания приклеенный на эту резиночку) сожмется и вам на блюдечке с голубой каемочкой придет то, чего вы хотели.


       Другая беда, что когда придет, то вам это может быть совершенно ненужно и вы можете воспринять это как удар «А за что?». Представьте ситуацию, вы с голоду умираете, а вам алмаз дарят. И вы говорите, что лучше бы вам кусок хлеба дали.


       У желаний есть особенность: они все исполняются. Потому что за любым желанием идет ассоциативная связь. По ассоциативной связи идет прана, а прана управляет всей Вселенной и создает такие условия, чтобы желание реализовалось. Пожелали одно – забыли, а ассоциативная связь осталась. Пожелали второе, третье и т.д.


        В результате, мы получаем интересную картинку. Если вы читали «Путешествия Гулливера», то помните, когда Гулливер попал к лилипутам, они ниточками привязали его к земле. Каждая ниточка очень слабенькая и он бы ее легко порвал. Но т.к. ниточек было огромное количество, то Гулливер не смог пошевелиться.


        Если проводить аналогию, точно также и мы с вами. Мы столько наплодили мелочных ненужных желаний, и они ждут в очереди, чтобы осуществиться. Мы их не отменили. И мы, как Гулливеры повержены на землю. И нам бы встать. Но тут желания предыдущие начинают свершаться: получил зонтик, получил карандаш и т.д. по списку.


       Вопрос в том, чтобы вытащить энергию и разорвать ассоциативные связи. Это не так то просто. Мы их иногда даже не осознаем.



 

Психологи и ассоциативные связи



 

       И тут возникает серьезная опасность – психологи. Мое отношение к психологам крайне уважительное. Действительно, психолог от Бога – благословение человечества. Но беда в том, что их мало. Все остальные шарлатаны и недоучки.


       Как у нас в стране становятся психологами? У человека какие-то свои проблемы и вот он идет учиться на психолога, чтобы с ними разобраться. А потом, коль время и деньги уже потрачены, начинают лечить. А т.к. своих мыслей нет, они берут первые попавшиеся учебники, где рассматриваются те или иные закономерности ассоциативных связей. Они воспринимают это, как Истину в последней инстанции и начинают всех подряд лечить, как если бы доктор взял одно лекарство и начал всех лечить.


       Когда эти вещи попадают в руки самоуверенных и «умных» людей, этим наносится колоссальный вред. Потому что т.о. такие люди формируют ненужные ассоциативные связи у тех людей, у которых раньше их не было. Если есть в зале психологи, пожалуйста, очень внимательно отнеситесь к своей профессии.


        Это очень мощные техники, когда подменой понятий можно человеку очень помочь, но использовать это нужно грамотно.



17. Ключевые слова:


18. Контрольные вопросы.

Составитель:

19. Ответы на контрольные вопросы.

Составитель:


20. Ссылки на тексты с похожими тематиками:


21. Глоссарий.