Йога Шавасаны. Семинар для начинающих. Занятие 2 Часть 2.

Занятие 2
Йога Шавасаны. Часть 2.

Смотреть:


План

  1. Почему так сложна в выполнении Шавасана?
  2. Условия для выполнения Шавасаны.
  3. Методика подготовки к выполнению Шавасаны.
  4. Шавасана в Пранаяма йоге.



Йога Шавасаны – самостоятельная йога, хотя иногда ее путают с йогой Сновидения и с Нидра йогой, но вы должны очень четко разделять эти виды йоги. Во-первых, Нидра йога стала популярна не так давно в широких кругах, и работает она с переходными процессами между состоянием бодрствования и состоянием сна. Йога Сновидения работает со сном, как со сновидениями, так без сновидений.


А с чем работает йога Шавасаны? А ни с чем! Мы разотождествляемся даже с праной! Состояние йоги без сновидений очень таинственное, волшебное, но в нем все-таки мы есть. А в Шавасане мы стремимся к чему? Что нас нет! Кто из старших студентов напомнит момент из «Йога Сутр» Патанджали с комментариями Вьясы о том, что объединяет мудреца и червя?


Ответы студентов: Радость бытия.

У них есть Атман.

Отсутствие мыслей.

Высшее Я их объединяет, наличие волеизъявления «Да буду Я».


Шаг 2 Рис 1


Рис. 1. Всех живых существ объединяет волеизъявление “Да буду Я!”


У того и у другого есть постоянное волеизъявление: «Да буду Я». Как это меня может не быть? Нам, западным людям, трудно с этим вопросом, потому что мы на достаточно примитивном уровне осознания жизни находимся по сравнению с тем наследием, которое есть на Востоке. И поэтому для нас, с нашими установками полуматериалистическими, полунаучными, как нам кажется, все просто: вот он я есть, вот я умер, и меня нет. Прахом был, прахом и стал. И мы об этом даже не спорим, мы этого страшимся: а как это нас может не быть? Поговорка какая любимая у олигархов? «Один раз живем». А какая поговорка у йогов?


Ответы студентов: Нажито махом, прожито прахом.

Что посеешь, то и пожнешь.


Последний раз живем! Почему? Потому что цель йоги как раз достичь такого состояния, когда вы преодолеваете даже эту уловку, даже эту зацепку. С позиции высшей, непостижимой обычными словами и разумом философии вы выше, чем понятие смерть. Вы даже выше, чем понятие бессмертия. В философии йоги считается, что первое наше проявление – «Да буду Я!» И это самая первая зацепка, которая вовлекла вас в этот мир, и вы стали несвободны, подобно тому, как муха шлепнулась в мед. Она ест, наслаждается, но не может выползти из этого меда. Так же и с нами. Ну как это я могу не проявиться? Это проявление тождественно творению всей Вселенной, и оно проходит через все наши эволюционные стадии. Всех интересующихся отсылаю к курсам на сайте www.openyogaclass.com, где есть достаточно любопытные разделы, в частности, йога Умирания, где сказано, что смерть как понятие и вообще само явление мы волеизъявили и придумали сами. Вдумайтесь!


Кто-то говорит: как кнопка «Reset»… В компьютере была такая раньше для перезагрузки. Йога Шавасаны – это что-то кардинально противоестественное! Получается, во время Шавасаны вы сами начинаете контрволеизъявлять своему изначальному волеизъявлению, которое возникло еще до того, как вообще смерть появилась, как вообще все появилось! И не удивительно, что дается эта практика чрезвычайно тяжело. Но опыт йоги говорит нам, что это возможно. И самый, может быть, близкий, понятный для западного человека пример, что такое может быть, это те сверхспособности, которые в свое время демонстрировали в колониальной Индии йоги и йогини, достаточно широко освещенные и подтвержденные британцами, а они, поверьте, уж совершенно ни в какую йогу, ни в какие Веды не верили. Это противоречило всему, что они там видели. Как в этой грязной, отсталой, суеверной, забитой стране может быть что-то такое, чего мы не понимаем! Западные люди, 19 век, триумф науки, триумф нигилизма, промышленная революция вовсю идет! Просто праздник! И тут какое-то явление в виде тех или иных йогов… Есть один очень хорошо задокументированный случай, когда одного йога закопали в буквальном смысле слова на 40 дней, а потом откопали, и он ожил! В каком он находился состоянии? Он был или его не было все это время? На самом деле это возможно: вытащить, грубо говоря, ваше тончайшее проявление, а именно прану, из групп тел так, чтобы они какое-то время существовали не разваливаясь.


Потому что иногда бывает такой аргумент: «О какой Шавасане вы говорите? Вы отменяете волезъявление «Да буду Я», вы фактически вытаскиваете свое Высшее Я из ваших тел! Так оно же развалится! Опять же, согласно той же достаточно стройной философии йоги, ваше Высшее Я – источник праны, а прана – источник оживления всех шестеренок ваших тел, а вы его взяли и вытащили! Тело же, как карточный домик, развалится!» Оказывается, нет, оказывается, действительно есть такая сверхспособность: можно разными методами подготовить свои тела, в том числе и практикой Шавасаны, так, что даже при отсутствии Высшего Я и праны можно как уйти, так и вернуться.


В узких кругах йоги, безусловно, ведутся дебаты, а на как долго можно уходить? И сколько в Шавасане может пробыть? Есть ли какой-то предел? Допустим, столько можно, а больше нельзя. Или его нет? Этот вопрос открыт, ответа нет. Есть разного рода косвенные отсылки… Что касается Индии, там осложняется ситуация некритичностью и недостоверностью некоторых свидетельств, с одной стороны, а с другой стороны, нежеланием некоторых йогов и йогинь идти на контакт с миром. Они, может быть, и могли бы чего-нибудь рассказать, да не хотят.


Но в любом случае известно, что Шри Рамакришна утверждал, что в Тантрах сказано о том, что можно находиться в Самадхи без объекта, то есть в высшем Самадхи, когда ты вытаскиваешь свое Высшее Я, все свои проявления, не более 21 дня, потому как после этого идут необратимые процессы, и структуры разваливаются. Правда тут же сам Рамакришна утверждает, что он пробыл в этом состоянии больше, чем 21 день. Но вот милостью каких-то высших сил он все-таки не умер и смог вернуться. Опять же,вспомнить эти эксперименты по захоронению на 40 дней. Является ли это состоянием Самадхи? Является ли это каким-то пограничным состоянием? И вполне возможно, что у йоги Шавасаны есть внутренние ступени достижения этой йоги, такие же, как при практиках других йог. Опять-таки, это вы, надежда и опора человечества, в своих будущих изысканиях прольете свет на эти тайны. Я специально об этом говорю, чтобы у вас было очень четкое понимание, что йога нуждается в сохранении, само собой, но и в переоткрытии, в том, чтобы сделать следующий шаг. Ни больше ни меньше!


Когда вы начинаете практиковать йогу Шавасаны, вы ложитесь и принимаете то положение, которое требует наименьшей с вашей стороны помощи для поддержания. А это, безусловно, когда вы лежите. Потому что даже когда вы сидите, надо как-то балансировать, поддерживать положение тела, а так лежишь и лежишь себе. Вы ложитесь и следите, чтобы никакие факторы вам не мешали. Потому что вы можете на муравейнике лечь, и вас будут муравьи кусать. Как в одном тексте было сказано, что Учитель ушел в состояние Самадхи и посадил рядом со своим телом учеников, чтобы тело не сожрали мыши. Может и такое быть. В любом случае надо выбрать то место, где нет явных угроз вашему телу, потому что если ваше физическое тело разрушат, куда вы возвращаться-то будете?


Безусловно, это должны быть комфортные в температурном режиме условия, чтобы отключить глубинные структуры вашего разума, лимбические структуры. Вы помните, что наша высшая нервная деятельность разбита на слои, на проявления. Есть более древние, которые мы тащим со времен тел животных, а есть неокортекс – относительно недавние структуры нашего разума. Так вот заставить подчиняться лимбические, более древние структуры, гораздо тяжелее. Вы слышите хлопок и невольно поворачиваетесь, вы еще не успели подумать, за вас тело все сделало. Поэтому для практики Шавасаны необходимо место, где народ из автомата не постреливает, ведет себя прилично, вас ногами не пинает. Это совершенно естественные условия, где минимум раздражителей. Как правило, для этого очень хорошо подходили всякого рода пещеры – толстые стены или слой земли, где нет раздражающих факторов. Опять же, температура такая, чтобы не было ни слишком холодно, ни слишком жарко. Поэтому для практики Шавасаны надо выбирать наиболее подходящее из того, что у вас есть. Идеальных условий никогда не бывает, значит, надо выбирать максимально идеальные из того,что ваша карма в настоящий момент вам может предоставить. В дальнейшем все зависит уже от степени вашего опыта и вашей практики, вы можете даже при наличии каких-то внешних раздражителей практиковать, уже не реагируя. Даже если какой-то звук посторонний и будет, вы управлением своих органов чувств можете не подвергаться этому воздействию.


И дальше начинается следующее исследование. Да, вот он я есть! Я постоянно воспроизвожу эту мысль: «Я есть! Я не могу не быть! Да буду я всегда! Как это меня может не быть?!» А вы начинаете постепенно замедлять всю свою активность. И для этого есть методика приближения к Шавасане: крайне желательно идти от физического грубого к тонкому, если есть такая возможность, потому что это легче. Скажем, у вас есть грубые мышцы, ваши обычные мышцы, которые вы можете произвольно сжать и расслабить. Но есть и гигантское количество мышц, которые вы просто не осознаете, которые могут как-то влиять на ваше состояние. Под действием внешних факторов, допустим, стресса, сжаться и повысить кровяное давление. Эти мышцы в меньшей степени вам подвластны. И наконец, есть совершенно неконтролируемые нами мышцы, которые человек не может расслабить. И понятно, что начинается от грубого, того, что мы можем расслабить, и далее, как эффект домино, от грубого дойдет до тонкого. Но на это требуется время!


Дальше вы начинаете сокращать количество мыслеформ в голове. А сколько творческих мыслей в голове может быть! Вас так и пожирает внутри: я тут лежу себе, непонятно, чем занимаюсь, а там народ деньги зарабатывает, там народ в Самадхи уходит, там жизнь идет, там выездной семинар в Облаке школы! А я тут лежу трупом. И эта мысль начинает вам мешать: «Чего лежишь, давай, все, хватит, вставай, пошли. Скучно ж ведь!» И требуется очень большое усилие, чтобы противостоять этим призывам. Это действительно надо всю волю свою напрячь, чтобы не вскочить и тут же побежать. Требуется волеизъявить никуда не ходить.


А следующий фактор – это мысли, всякие идиотские мысли, которые, как облака, приходят в вашу голову и уходят, так же стараясь вас эмоционально вывести из равновесия. А тут еще вы долго лежите неподвижно, уже начинает и тело ныть, ему неудобно. Оно говорит: «Ну что ты лежишь, поворачивайся на бок!» А ты говоришь себе: «Не буду двигаться, а мысли, кыш-кыш, улетайте!» Они начинают еще сильнее лезть к вам в голову. Вы начинаете сокращать дыхание и перекрывать возможность вашему разуму подкармливать эти мысли. И это на какой-то момент получается, то есть с успокоением ритма дыхания количество мыслей сокращается. Но потом идут от нервной системы и более глубинные импульсы, которые говорят: «Ты что, ты сейчас, задохнешься! Давай дыши!» Вы начинаете дышать, какое-то время проходит в безмыслии, а потом опять приходят мысли.


Шаг 2 Рис 2


Рис. 2. Мысли мещают Шавасане.


И вот это вот все итерациями, туда-сюда. И вы понимаете, что Шавасана – это настоящая практика, хотя внешне ничего не происходит. Внешне вы ничего не делаете, но по степени внутренней напряженности, волеизъявления, по степени внутренней осознанности происходящего, это такая же интенсивная работа, как если бы вы мешки с цементом разгружали. Более того, иногда люди начинают буквально потеть! Потому что это такой стресс для всей нервной системы – не двигаться, ничего не делать, не думать, не быть! Да как это может быть? Вся природа против этого восстает!


Потом добавляются моменты, связанные с мыслью, насколько можно доверять Абсолюту, что пока вы тут в Шавасане лежите, там ничего не развалится. Все это делает крайне тяжелой эту практику. И поэтому в самостоятельном виде эта практика очень трудно реализуется, хотя должна быть реализована.


Поэтому предлагается обходной подход: так или иначе напрячь те структуры, которые в дальнейшем будете выключать. Чтобы лучше расслабить мышцы, их сначала бывает полезно хорошо нагрузить. Нагрузить-нагрузить-нагрузить, а потом лечь, и вот на этой волне расслабления вы в большей степени можете их осознать, почувствовать и, как следствие, управлять ими.


Работа с мыслями, работа с праной. Когда занимаешься пранаямой идут процессы достаточно интересные. Безусловно, что-нибудь может сказать и современная физиология по этому поводу. Потому что вы начинаете мобилизовать весь организм, особенным образом дышать. Безусловно, меняется баланс углекислого газа, кислорода в крови, плюс еще за счет работы живота подключаются какие-то внутренние органы, например, печень, которая является большим депо крови. Там идут процессы, которые современная наука сейчас может запросто изучать, им бы только йога какого-нибудь отловить, посадить, облепить всеми датчиками, просветить его рентгеном и смотреть, что у него там творится. И все это при Пранаяма йоге активизируется и заставляет работать всю вашу систему немножко по-другому, в том числе ваш разум.


Вопрос, что потом? А потом наблюдается следующее. После Пранаяма йоги, как правило, приходит масса творческих оригинальных мыслей. Потому как высвобождается за счет йоги прана. А с точки зрения йоги разуму нужен метаболизм в виде кислорода, глюкозы, чтобы энергетический баланс поддерживался. И наша голова в общем-то греется, до 20-25% всей энергии, которую мы потребляем из пищи, идет на работу нервной системы, в том числе и высшей нервной системы, нашего головного мозга. С точки зрения йоги этот энергетический баланс чрезвычайно важен, потому что если вы есть не будете, то и мыслей не будет. Но он не определяющ. Главная задача – работа с праной. В конце концов вы можете о какой-то чуши думать – будет тот же самый процесс метаболизма, или зациклиться на какой-нибудь проблеме – быть или не быть… мозги работают, но на холостом ходу, решения нет. А тут вы Пранаяма йогой позанимались, и пришло озарение. И самая первая реакция бессознательная: вскочить и побежать воплощать придуманное. И что говорит Пранаяма йога? Ни в коем случае! Лежать! Как бы тебя ни распирало, лежать и отдыхать!


В ответвлениях некоторых школ йоги есть совершенно парадоксальная характеристика того, что такое Пранаяма. Пранаяма – это не те ритмичные упражнения с вдохом, выдохом и задержками, которые вы практикуете, в конце концов и водолазы, и спортсмены тоже работают с дыханием. А Пранаяма йога – это тот отдых, который вы практикуете после этих дыхательных упражнений. Строго говоря, дело десятое, как вы там дышали. Вопрос в том, как вы воспользовались потом этим эффектом, дабы он не ушел, а перераспределился в сторону самопознания. И поэтому отдых после Пранаяма йоги как раз и считается в некоторых школах йоги Пранаямой, а не то, как вы дышали.


Шаг 2 Рис 3


Рис. 3. Отдых после Пранама йоги обязателен!


Более того, считается, что если вы очень сильно подышали всеми возможными и невозможными способами, но потом не сделали Шавасану, считайте, у вас вообще не было пранаямы. Вот то, чего наши западные последователи никак понять не могут. Им все побольше хочется: дайте мне практику, чтобы меня вот так тряхнуло. Они разгоняют систему, но после разгона ее надо тормозить. И только лишь на переходе от разгона к торможению или, наоборот, от торможения к разгону наблюдается этот тончайший эффект, о котором говорят йоги. Вот почему он трудно уловим, вот почему он западным последователям часто неподвластен, он ускользает у них.


Скачать текст шага (doc)

Вадим Опенйога


Адрес Сайт Школы Йоги: www.openyoga.ru


Поделиться Открытой Йогой:

Добавить комментарий