Семинар по Раджа йоге. Часть 4. 12.07.2014

Семинар по Раджа йоге. Часть 4. 12.07.2014.

(19.07.2021)

 

 

 

Итак, друзья, давайте пойдём далее. На чем мы остановились. Вот представьте, площадка земли, миллионы, миллионы душ, Высших Я, от каждого из них тянется ниточка Праны, каждая ниточка Праны зацепляет то одно, то другое тело, эти тела как-то взаимодействуют. А дальше начинается вот такая вещь очень интересная. Это конфликты. Вот представьте в природе, то есть вы хотите, чтобы что-то было в одну сторону, а кто-то другой, что-то в другую сторону, то есть идёт такой момент как бы борьбы за ресурсы, борьба за существование, как сказали бы биологии.

То, что мы наблюдаем, иногда это переносится в обычную человеческую жизнь. Иногда создаются впечатления, что в принципе невозможно построить общество или какую-то жизнь, где бы одни не пожирали других, и не притесняли других и так далее. На это йога чисто теоретически отвечает, что такой мир построить можно. Да, не так просто. Да сложно, но можно. То есть можно найти такое взаимодействие ваших проявлений, чтобы вы не ущемляли друг друга, то есть расширяли свою свободу, обратите внимание, не ущемляя свободы других. Почему? Потому что возникает некий конфликт. Представьте, что я большой начальник, а вы подчиненный и чем больше у меня свободы, тем логичнее предположить меньше у вас. Но это самое примитивное представление о власти. А самая хорошая и близкая к истине, согласно Раджа йоги, представление о власти заключается в том, что у хорошего начальника его воля совпадает с волей подчинённых и просто нет этого конфликта.

За пример всегда берётся точно также, как Абсолют действует в этом мире. Он действует очень грамотно, друзья. Его воля нерушима, если он её проявляет. Но в тоже самое время при проявлении его воли, наша воля не нарушается, мы как бы встраиваемся в его волю. А это высший пилотаж в управлении чего бы, то ни было. Тогда вообще исчезает само понятие начальник и подчинённый. Остается слово йога. Вы идёте в одной упряжке. И это очень такое интересное состояние. Честно скажу пару раз мне удалось его на своей шкуре ощутить. Были такие некие действия, где мне нужно было брать на себя некую роль главенствующую. И не знаю откровение с небес или подарок с небес, получалось так, что я был одновременно формальный лидер, наделённый достаточно большими полномочиями, и в тоже время я был со всеми на равных. Почему? Потому что моё волеизъявление и волеизъявления других совпадало. Между нами не было разницы. А вот если этого нет, то тогда существует такое понятие, как одиночество власти. Да вас слушают, вас боятся, но вы один. Вы никому не можете раскрыться, это достаточно серьезная цена за власть. Есть даже такая поговорка: одиночество – власть. Это самая примитивная форма. Безусловно, на более высшем уровне, нет этого осознания, что кто-то выше, кто-то ниже. Это с точки зрения прикладной Раджа йоги. Если вам придётся управлять кем-то, а вам всё равно придётся управлять, так сделан мир, что нами кто-то каждый из нас управляет, и мы кем-то управляем. Вопрос грамотно встроится в эту систему. Ещё одно такое важное замечание. Такой миф, что всем кажется, что они хотят быть начальниками, ведущими. Друзья, это очень некомфортное состояние быть ведущим, ты за всё и за всех отвечаешь. Это только кажется со стороны так. Потом, когда ты сталкиваешься с обратной стороной этого всего, она достаточно неприятна.

На самом деле мы интуитивно хотим быть ведомыми, чтобы кто там мудрый защищающий нас вёл. И тут безусловно стоит вопрос о личном предпочтении и в том числе в Раджа йоге, если вы волеизъявляете Вселенной, что есть Абсолют, что он сотворил все эту землю и так далее, космос. То в Раджа йоге дается такой грамотный совет: правильно искать себе начальника. В самом таком идеале: жить во Вселенной так, что над вами только всего лишь один начальник. Кто? Абсолют. Вы подчиняетесь ему по большому счёту. Работаете на него. Исполняете грубо говоря его волю. И устанавливаете, если угодно некую личностную связь с Абсолютом. Как вы её устанавливаете? Хотя бы тем фактом, что волеизъявляете, чтоб так было. И тогда получается очень интересная вещь. Что автоматически, если вы начинаете подчиняться в такой иерархии Абсолюту, то вы тут же наделяетесь сами властью. Поэтому к идеалу управленческой Раджа йоги можно подходить не только через управление своими физическими структурами или умственными процессами, медитации, концентрации или каких-то других упражнений. А как бы с другой стороны, через волеизъявления. Во-первых, чтобы был Абсолют, а во- вторых, чтобы он был вашим начальником на кого вы, работаете, это я так в кавычках условно говоря. Тогда вы как бы встраиваетесь в эту иерархию власти. А всё остальное в автоматическом режиме ниже, ниже, ниже по уровню как бы осознанности тех живых существ, с которыми вы имеете дело. Поэтому иногда для некоторых людей это более простой способ, для некоторых более сложный. Простой для тех, для кого близка концепция Абсолюта, но сложно для тех кому эта концепция не нравится.

Я в частности встречал йогов – шестидесятников, знаете в шестидесятые годы были очень популярны в частности романы Ивана Ефремова. Он там кстати описал достаточно много, он про йогу писал. Тогда было увеличение физикой, всеми тренингами, которые развивали гипнотические волевые способности и прочее. Так получилось, что мне пришлось в свое время с йогами – шестидесятниками достаточно сильно пересекаться, а по-другому просто быть не могло, потому что они тогда тащили здесь йогу. Я помню, что допустим им больше нравилось идея, что они тренируют свою волю, внимание, концентрацию, медитацию и как следствие приводит эту способность подчинять. У Ефремова есть прекрасное произведение, рекомендую всем прочитать его если будет желание и время- это «Лезвие бритвы». Он описывает опыт одного из главных героев, которой приблизился к тем же способностям, к которым приблизились Раджа йоги в свое время. Роман чрезвычайно интересный, немножко он в стиле шестидесятых годов. Что-то там вызывает может даже улыбку. Потому что каждый из вас может съездить в Индию и посмотреть, что там творится на самом деле. А когда мы жили за железным занавесом, Индия была такой тайной. И собственно говоря то, что он там описывает это соответствует действительности, хотя он назвал свой роман фантастическим.                                                                                                   Так вот я помню некотором йогам шестидесятникам достаточно сложно было принимать концепцию бога, а религия им очень не нравилось. Это сейчас как бы считается модным, двигать религию, но тогда, да и сейчас в некоторых кругах вот, например, в академических кругах, за редким  исключением, это тоже не очень популярна идея. Почему? Потому что концепция веры и концепция доказательства вещи разные. Ты не можешь прийти и сказать, что ты на синхрофазотроне получил результат и ты веришь, что он правильный. А тебе скажут: докажи. А если ты скажешь, что это недоказуемо, мягко говоря на тебя косо посмотрят. И вероятно это передалось на всю идеологию восприятия. Так или иначе никто вам не мешает сочетать и подход, когда вы привлекаете концепцию Абсолюта, и подход, когда вы вне концепции Абсолюта работаете сами над собой, оттачивайте свой разум, волю, концентрацию, упражнениями, о которых мы сейчас с вами поговорим.

Итак, упражнения для развития психических способностей, если вы идёте от простого к сложному. От работы над собой к тому, чтобы получить эти сверхспособности. Опять же в качестве такой базового поясняющего такого текста, я возьму йога сутра Патанджали. Помните с чего там начиналось ещё раз.

Сперва этические принципы: Яма, Нияма. Потом Хатха-йога, Асаны, Пранаяма йога, а потом начиналась Пратьяхара, медитация и Высшее состояние – Самадхи. Строго говоря про Абсолют в йога сутра Патанджали сказано очень мало, дословно если цитировать куски, сказано в одном месте, что, во-первых, он Учитель Учителей, во-вторых, он особый, как там сказано дословно, особый Пуруша. Под словом Пуруша понимается Высшее Я. У всех обычные Пуруши, а Абсолют особый Пуруша. И в чем его особенность? Только в том, что мы подвержены Майе, а он не подвержен. Всё больше в йога сутра Патанджали об Абсолюте собственно мало речи. Вот почему надо сказать в шестидесятые годы в коммунистических странах нормально проходила йога, ну тоже на неё косились, ну как бы она такая была нейтральная. В основном упор делался в йога Сутра Патанджали то, что вы будете работать над собой. С помощью вполне конкретных упражнений.     

 Итак, про базовые упражнения: нравственные нормы и Хатха йога с Пранаяма йогой я говорить не буду. Потому что это раздел других семинаров. Достаточно часто и много про это говорили, а вот всё что касается последней четвёрки из ступеней. Вот здесь даются определённые упражнения. В чем заключаются эти упражнения? Во всяком случае хотя бы некоторые из них, давайте в первом приближении обсудим. Что у нас призывают в первую очередь? Это достичь состояния Пратьяхары или уметь отключаться. Когда вы сели размышлять или медитировать, над чем бы то ни было, а вокруг вас неблагоприятные факторы: сосед долбит в стену очередной гвоздь, вода в кране начинает такие звуки издавать, что знаете, сейчас все там взорвётся, затопит, или шум с улицы, какой-то трамвай проехал и вас так тряхнуло, что вспомнили, где вы живёте. Очень много факторов таких раздражающих, особенно для современного человека. А человек современный считает, что Раджа йог должен уметь отключаться. И вот он бедолага садится, чтобы отключиться. Сидит медитирует о чем-то Высшем. А со всех сторон его значит вал всего идёт. И вопрос, а как же подходить к овладению этой способности Пратьяхары. И вот тут дается следующая рекомендация вполне конкретная. Дело в том, что вы так в лоб, вы не сможете отключить органы чувства. Если мы сели медитировать, а на лестничную клетку пришел пьяный сосед и устроил дебош, сколько бы вы себе не говорили: я ничего не слышу, я ничего не слышу. Это не работает. Потому что вы думаете: он сейчас мне дверь проломит или ещё что-нибудь. Впрямую выключить органы чувств вы не сможете. Но есть прекрасный обходной способ, который называется памятование. Заключается он в том, чтобы перенести свое сознание, скажем начинать вспоминать что-либо из прошлого. В частности, вы садитесь и вспоминаете как прошлым летом были на море. И начинаете перебирать события: как там шум прибоя, как там все было классно. И вот у вас в разуме возникает два копирующих потока информации. Первый от ваших органов чувств, а второй от той картинки, которую вы вспоминаете. Гораздо легче столкнуть их лбами, эти потоки и усиливать воспоминания, чем впрямую бороться с органами чувств. Поэтому вот этот вот метод, когда вы переносите свое внимание и сознание на памятования, дает прекрасную работу в приближении к Пратьяхаре. То есть садитесь и, если вам что-то мешает вспоминается ситуация, когда были благоприятные условия. Потому что вы вспоминаете как было тихо и хорошо на берегу моря. И эта мысль начинает как бы наталкиваться на мысль как плохо сейчас, и они во всяком случае начинают уравновешивать друг друга и небольшое количество воли сталкивает ситуацию в нужную сторону. Памятование ваш большой союзник. Следующий момент – это перенести свое внимание на что-то интересное, но которое уже не имеет отношение к окружающему миру. 

Пример, вот я не знаю, как вы сюда добирались на семинар, а я добирался по рабоче- крестьянски в электричке. Начнём с того, что я еле в неё влез, она была забита под завязку. Но это было полбеды, я в этот тамбур кое-как проник. Тут другая картина передо мной раскрылась. Стоит группа мужиков, повесила на ручку, там какая-то ручка была, пакетик, там бутылочка водочки, огурчики порезанные, все вот так спрессованы, а это их совершенно не останавливает, даже комфортно. Одноразовые стаканчики, они разлили, значит, приняли, закусили, началась неспешно беседа, мать-перемать. Что у них там на работе творится, и кто в них там какой, прошу прощения, козёл, и между первой и второй перерывчик небольшой. И вот они плавненько начали загружаться никуда не торопясь, дорога длинная. Бутылка такая солидная там, наверное, литр водочки, ну я понимаю это не первая их бутылка будет. Будет продолжение, но потом. И вот я вот так вот тут с рюкзаком, меня приезжали, а потом тот рыбу купил, рыба протухла, он начал там выливать её под дверь. Потом водочка подействовала и надо сказать что мы уже чуть-чуть проехали и часть народа отошла и уже хоть какое-то пространство стало и этот за сигаретой полез. Картина чудесная в общем-то. Мне ехать к семинару готовиться, понимаете да. Не на прогулку еду, не отдыхать. И вот ситуация, что делать.

Старый способ: это берёшь какую-нибудь интересную книжку, желательно такую по-настоящему интересную и начинаешь читать. Настолько погружаешься в сюжет, что ничего не видишь, ничего не слышишь, ты быстрее, а кто там, что он, где сокровища спрятаны и ещё что-нибудь. И интересная книжка захватывающая. И вот в момент, когда вы захвачены этой книжкой, вы не видите всё это окружающее. Там уже может мордобой, там уже бутылки, там все что угодно, а вы уже даже не чувствуете, что кто-то курит. Вы отключаетесь. Почему? Потому что поток вашего внимания уходит туда, и вы как бы живёте в этом придуманном мире, а вот если бы я просто стоял и внушал себе: я не вижу водки, я не вижу сигарет, их морд не вижу и не слышу. То чем больше бы я так говорил за счёт отрицания, тем больше я бы заставлял на этом концентрироваться. Это как в анекдоте, который не совсем приличный, вы помните, про задницу обезьяны. Я не буду о ней думать, а сам начинаю думать. И так сейчас же, если мы пытаемся отключить раздражающие нас факторы, чем больше мы на них сосредотачиваемся, тем острее боль. В частности, знаете, когда ещё вот я наблюдал, когда ещё шум, который вас раздражает, но проходит какое-то время и вы уходите в свои мысли и он начинает быть фоном. А вот если вы начинаете ругаться: ой да, когда же он выключает свой мотор или ещё что-нибудь, вы начинаете наоборот разум заставлять или органы чувств заставлять об этом думать. Поэтому очень хороший способ- это безусловно погрузиться во что-то.

Ещё есть другие способы как научиться Пратьяхаре или отключать органы чувств.  А когда ты начинаешь  делать напряженную работу, скажем как мы уже упоминали контрольную по математике пишешь, ты сосредоточен на выполнение работы, то автоматически у тебя из твоего внимания вытаскивается, из всего шума из всего, что тебя окружает, поэтому знаете такая напряженная работа спасает. Я обычно люблю в этом случае приводить такой чудесный пример реальный из жизни одного учёного. У нас был совершенно выдающийся учёный и звали его Лев Ландау. Это физик – теоретик, нобелевский лауреат и вообще говоря основатель огромной школы физики. И случилось так, что 38-м году, если сейчас не ошибаюсь наши бдительные органы его посадили в тюрьму, по-моему, в бутырку. Вы должны понимать, что тогда особо с людьми не церемонились, условия были ну мягко говоря жёстким.  То есть там в одну маленькую камеру могли набиться 25 человек, которые даже сесть не могли да не то, что там лечь. Вообще конечно у нашей страны достаточно в некоторых планах негативная карма. Здесь уж из песни слов никуда не выкинешь. Так вот условия чудовищные. И когда прошел год, он там чуть не умер с голоду, как у нас бывает. Но вовремя стали учёные бить тревогу Нильс Бор написал письмо Сталину, Капица написал письмо Сталину. Причём хоть знаете какие аргументы пошли? Не то что он не виноват- нет. А то что он может быть полезен. То, что он хороший человек и не виноват, это никого абсолютно не волновало. А вот то, что он может объяснить какой-то эффект и там большое имя заслужить и тем самым, что слава страны будет греметь на весь мир, вот это по всей видимости сыграло свою роль, но не об этом речь. Когда его всё-таки выпустили через год. Он сам даже вроде ходить не мог. Значит его спросили, что было самое тяжелое. Оказалось, что самое тяжелое для него было не то, когда он там часами стоял в этой камере забитый другими людьми. Он сказал, что я за время, что провел в этой камере, я провел четыре научные работы. Он делал их в уме. Физику – теоретику на самом деле нужен в первую очередь листик бумаги и карандаш. А если вы достаточно работаете давно и управляете своим разумом, то в принципе можете иметь ментальный листик бумажки и ментальный карандаш и делать все вычисления и как бы всю работу научную у себя в разуме. И он отвечал, что, когда было совсем плохо, я занимался физикой. Ну вот представьте вот так в раскорячку стоишь, ничего не слышишь, ничего не видишь, потому что ты делаешь работу по физике. Причём одна из них, по-моему, потом даже очень вошла чуть ли не во все учебники мира. Но я сейчас уже не помню этих подробностях могу чего-нибудь наврать.

 А вот такая также ещё вещь, если у вас есть интересное дело жизни или интересный вопрос, то как ни странно ваша жизнь становится менее болезненной и менее полной страданий. Если сказать в этом отношении, увлеченные люди, занимающиеся наукой, они в этой степени большей безопасности, потому что вы можете размышлять над какими-то проблемами, которые вас интересуют настолько сильно, что забывать обо всём другом и таким образом эта Пратьяхара сама собой выполняется. Поэтому в йоге есть такой принцип постоянного обучения и изучения. Если вы найдёте какую-то область познания, и начинаете о ней думать. Вот вам бы я всем рекомендовал думать насчёт аксиоматики йоги. Вспомните сегодняшнюю Натью, которую мы отыграли, размышляете об этом. Размышляйте и пытайтесь понять, переоткрыть как устроен мир. Если вы занимаетесь математикой, то вообще это очень интересно. Я однажды сделал такой эксперимент. Решил проверить насколько это работает. После первого курса в МИФИ нас послали в стройотряд, раньше посылали картошку убирать. А меня направили работать на кухню. Чудесная работа была мытье посуды, я месяц мыл посуду. Ну ещё там по кухне помогал, чего-то делал. И если такая работа она требовала мозгов, это конечно тяжело, потому что приходится отвлекаться. А вот мыть посуду – это автоматическая работа. Берёшь раз, раз, раз. У нас была достаточно серьезная математика, думаю дай-ка я сейчас попробую  доказать одну теорему из математического анализа. Вы себе можете представить, я забыл, что я вообще мою посуду, то есть все это делали руки сами. Но когда я в конце концов в уме выиграл и получил результат, это была такая эйфория, это такой мозговой оргазм был, что это было наслаждение, несмотря на все чудовищные условия. Но вы можете себе представить, как это на кухне мыть посуду, грязь, вода, это вот вонь.

Если у вас есть хобби или какая-то научная проблема, над которой вы размышляете, или над какой-то наукой, вы размышляете над тем или иным. Как ни странно- это делает вашу жизнь более счастливой, и вы как бы создаете свой собственный маленький мирок. И как только ситуация неблагоприятная, вы как улитка или как кто-то, в раковину прыг и сидишь там пережидаешь ненастную погоду. А вот люди, которые не привыкли к этому, то страдают, некоторые очень сильно страдают. Особенно знаете человек привык всю жизнь сериалы смотреть, а тут телевизор отключили, он же с ума сойдет.  Не будет знать, чем себя занять. И его будет раздражать буквально все.

 Таким образом, есть следующая такая вещь — важная-это увлечься, какой-то интересной загадкой, проблемой. И действительно, вспомните себя, скажем, что-то вас сильно поразило на работе, и вы возвращаетесь домой, и вы не помните, как вы доехали, вы вообще на автопилоте, с кем вы ехали, когда вы все обдумываете чего-то там, что связано с той или иной ситуацией, она может быть, как положительная, так и нейтральная, но которая вас удивила. Это также приводит к тому, что у вас косвенно развивается Пратьяхара, как бы уши слышат, но не доходит до вас сигнал, глаза вроде и видят.  Я обычно остановки в метро раньше проезжал, книжку открываешь интересную, опаньки, а ты уже проехал, бог знает куда. Вот такой метод, непрямого отрицания, а косвенного создает внутри вас, как бы мирок, незатронутый мирок. Во всяком случае отчасти незатронутый мирок для вашей ментальности. А если уже есть этот мирок, то следующий шаг, согласно подходу Патанджали, заключается в следующем.

 Это развивать внимание. И вот здесь такая очень интересная связка, друзья. Вот у нас есть наше сознание, у нас есть наш разум, и прочее. У нас есть наша воля. Но о своей воле мы не догадываемся, о разуме тоже.  Единственное с чем мы имеем дело в общем-то постоянно – это с нашим вниманием. Если я вдруг внезапно начну щелкать пальцем, ребята, привлекать ваше внимание, вы на долю секунды переместите свое внимание на то, куда оно было вызвано. Получается так, что мы как бы с вами как существа нетренированные в плане Раджа йоги, наше внимание держится на раздражителе долю секунд. А потом по ряду причин прыгает на другой раздражитель, на третий, и т.д. А вот если, удерживать свое внимание, то наблюдается очень интересный эффект. Во-первых, опять-таки наблюдается Пратьяхара, когда вы забываете обо всем другом, концентрируетесь на выбранном объекте. Я иногда привожу такой пример, вот реальный случай. Когда-то случилось мне, в одной из станций билет покупать, очередь длинная-длинная, народ стоит. Ну станция знаете, обычная вокзал, смотреть не на что. Ну и публика соответствующая, не очень веселая, интеллектуальная. Я думаю надо выбрать любой объект и сосредоточить на нем внимание, вот выбрал объект и смотрю на него. Через какое-то время меня что-то отвлекает, а я возвращаю обратно. Смотрел, смотрел и думаю какой бы выбрать объект. А там еще толпа, на морды на эти смотреть не хотелось. Во-первых, они мелькают, во-вторых, ну совсем как-то неприятные они, даже для Пратьяхары. Смотрю себе под ноги, и вижу, что пол сделан как ни странно из камня. Знаете, камень нарезали такими плитами. То есть это не искусственный, не из бетона, а прямо настоящий камень срезанный. И какой-то узор. Ну вот толпа большая с места мы не двигаемся, очередь ещё, будет долго стоять. Ну думаю внимание буду сосредотачиваться на этой плите, чтобы вообще никого не видеть. И сосредотачиваюсь, внимание уходит, я опять его ловлю и опять. Потом думаю нет плита слишком большая, возьму какой-нибудь объект, смотрю какая-то кругляшка по середине плиты. Она  выделяется цветом. Возвращаю, она у меня убегает сознании, а я опять возвращаю. И так продолжается какое-то время. И вдруг все исчезает, вдруг у меня потрясение, вдруг на какой-то момент, когда я долго удержал, то есть совокупность времени, удерживаемого внимание на объекте, количество в качество переросло. И это качество меня потрясло, до меня дошло, я понял, что это кругляшка, на которую я смотрю, это окаменелая ракушка, которую спилили, она плохо сохранилась, поэтому сразу же не видно. И тут перед моим взором открылся весь доисторический океан, со всеми этими тайнами, со всеми этими первобытными животными, водорослями, всякие там трилобиты и прочее, прочее. Это стало безумно интересно, друзья, как будто мне детектив показывают. И вот есть такое правило в Раджа йоге: не бывает неинтересных вещей, вопрос в том, как долго ты удерживает внимание на любой вещи. После какое-то количество секунд удерживание внимание на ту или иную вещь, эта вещь начинает открываться, и ты начинаешь получать какую-то совершенно неожиданную информацию. И это тебя опять же какая-то учёного настолько захватывает, что ты уже забываешь обо всём на свете, ничего не видишь, ничего не слышишь. Вот в этом своем маленьком ментальном мирке. А дальше начинается ещё интереснее, то есть сперва объект неинтересный.

Вообще тяжело очень читать лекции, друзья, когда меня в гости приглашают мне бы заткнуться. А у меня сразу рефлекс, много людей, все сидят надо их развлекать, я начинаю долгий монолог. И мама мне говорит: все помолчи, дай другим сказать. А у меня такой ощущение, что я должен говорить, говорить. Такая профессиональная болезнь. Птицы говоруна.

Так вот, чем дольше ты удерживаешь внимание свое на объекте, сперва он тебе кажется неинтересным, и тебя как бы тошнит от него, но с каждой секундой он интереснее, интереснее, интереснее, интереснее. А потом этот процесс переходит в такое знаете то, что там называется, то есть момент удержание сознание, и возвращения — сознания- это скорее Дхарана, ступень у Патанджали. А вот когда вы проломили вот этот покрывало не интересности и объект стал захватывающий, вы уже без усилий удерживаете поток своего внимания на объекте и это начинается медитация или Дхьяна. И она по-настоящему засасывает. Очень интересно становится.

С чего начинается? Начинается с того, что вы должны взять любой объект, вот возьмите допустим книжку. И как бы внимательно её изучайте, один раз прочитали, а вот здесь написано, да вот вроде все понял. Второй раз, третий раз, потом обратили вот зелёная скажем обложка. Вот такого цвета чернила. Чего-нибудь, да. А потом проверить себя, отвернуться от объекта, и мысленно взором пытаться вспомнить, что вы видели. А ещё лучше, если позволяют условия взять листик бумажки и описать этот объект. Я видел то, то, то, там. Потом сравнить, ещё раз взглянуть на объект и вдруг вы начнёте замечать все более новые, новые подробности. И конца краю этим подробностям не будет. А в тот момент, когда вы достаточно глубоко уже будете воспринимать этот объект или, знаете точная копия этого объекта, она уже будет в вашем разуме. Вам уже не нужен будет внешний объект. Вы его держите перед своим умственным взором, и сосредотачиваетесь на нём, и он начинает все больше и больше открываться вам. А в момент, когда в голове останется мысли всего лишь об одном объекте и больше ни о чем это состояние Самадхи. Наблюдаться всплеск эйфории. Очень сильный эйфории. Иногда это состояние как ни странно кто описывает, ну чтобы вы поняли, немножко привязались, учёные. В частности, я в свое время прочитал биографию Гейзенберга, как он открывал квантовую механику. Когда он над ней размышлял, он даже специально уединился куда-то на Балтийское море, чтобы никто не мешал.  Он сосредотачивался над этим, работал, работал, и в момент открытия он испытал потрясение. Буквально потрясение. Правда как следствие и таким образом родилась концепция квантовой механики. Правда вот здесь продолжение, которое также соответствует и опыту йоги. Следующие две недели он был выжат как лимон, состояние- полнейшая апатия, нежелание ничего делать и так далее. Это следствие Самадхи. Потому что как правило наши структуры с первого раза такого напряжения выдержать не могут. Вслед за таким эйфорическим всплеском открылась бездна звёзд полна. Как правило идёт мощнейшая перестройка внутренних структур, она болезненна и затратная. И как правило выход из Самадхи-это отдельная наука в йоге. В Самадхи грамотно нужно не только войти, но ещё и выйти из неё.

Или вот допустим такой пример. Был такой учёный Лев Гумилёв, который открыл теорию пассионарности, теорию возникновения этносов и народов. Любопытная интересная теория, если будет возможность найдите его книжки, почитайте, потому что каждый культурный образованный человек, которым должен быть Брахман. И человек занимающиеся йогой должен быть разносторонне развитым. И вот он описывает как ему открылась эта теория. Об этом толчке пассионарности, который приходит откуда-то и определяет судьбу планеты. Как ни странно, тоже открылась в тюрьме. Вообще у нас страна чудесная, у нас в тюрьме многое чего кому видать открывалось. Поэтому и сажали, иначе бы не открыли. Умом Россию не понять. И вот он описывает такой случай, я не помню сейчас достаточно подробно, но было такое, что внезапно он увидел лучше света, который пробивается через дырку в окне, заколоченное жестью, солнечный луч выглянул. И вдруг у него в голове все вместе сложилось, что от восхищения восторга он замер на какое-то время и в состоянии не дышать, не мыслить, ему открылась это. Это крайне такое потрясающее состояние по сравнению, с которым всё остальное не так. Тоже самое вы можете прочитать в этой чудесной книжке жизнь Рамакришна, которую написал роман Роллан Ромен. Западный писатель и достаточно хорошо описывает, поэтому почитайте, интересно.

 Но с точки зрения чисто практической, надо тренировать внимание и память. Если вы начнёте тренировать внимание и память, то вы будете идти автоматически путём Раджа йоги. То есть создавать плацдарм для Пратьяхары, для Дхьяны и Дхараны, и переходящие в Самадхи. И упражнений потому как тренировать память и как тренировать внимание есть достаточно много. Самое главное волеизъявить этим заниматься и обращать на это внимание. Вот у нас был центр на Автозаводской, я давал такое задание людям развивать внимание. У нас он был на пятом этаже, когда человек приходил, я ему задавал: а сколько ступенек, от двери до двери. Господи какая мелочь, какая глупость, что мне делать нечего, ну какие-то ступеньки считать, я пришел сюда йогой заниматься, медитацией, Самадхи и все дела, выход Махатма с Гималаев, а он какие-то ступеньки считать. Но я всё-таки настоял. Посчитали. Один раз посчитали, другой раз посчитали, и тут выработалась привычка обращать внимание на мелочи. А потом вдруг выяснилось, что в одном доме ступеньки нестандартные, там на одну ступеньку больше, где-то меньше, а где-то то. И то что раньше рассказывал начало фиксироваться, и начало как бы привлекать внимание. То есть привычка не скользить таким знаете, коровьим взглядом по окрестностям, расфокусированным, таким ничего не видящим. А привычка как бы брать объект и раз сконцентрироваться на нём, запоминать его, а запомнить вы его можете только, если удерживаете свое внимание. Потом мысленным взором воспроизводить его, размышлять, отмечать подробности. В дальнейшем эта способность, она начинает развиваться. Вообще говоря, это вся такая деятельность в первую очередь кому нужна? Для шпионов. Представьте вы там Штирлиц, вам надо с первого взгляда запомнить содержание секретного документа. Прочитать вам его не дадут. Или схему, карту бункера Гитлера. Надо сказать, что если вы начнёте этим заниматься, то со временем этот поток, неконтролируемых мыслей, вот это жвачка, которой у нас забита голова, начнёт всё меньше и меньше быть. А внутренний островок незатронутости все больше и больше. Поэтому очень хорошим подспорьем в управлении мысли: это, во-первых, культивирование внимания и памяти. Упражнения можно придумывать для себя любые. Наметил скажем что-либо посчитать, что-либо с первого взгляда запомнить. Ну что-то посмотреть и потом воспроизвести. Сперва это будет идти очень тяжело и не интересно. А потом вы вольетесь в это, и станет захватывающим. Это станет как знаете интересной игрой. И автоматически вы будете подходить к способности, подходить к Пратьяхаре и медитации, управление своими мыслями. По этой части вопросы есть.

 Вопрос из зала: вот вы говорили, что такие возникают явления, когда человек на что-то внимательно смотрит, отваливается из окружающего мира, остановки свои проезжает. Есть ли способы как-то контролировать одновременно свое внешнее поведение, чтобы не пугать людей?

 Да смотрите, друзья. Давайте тогда ещё одно упражнение, я хотел попозже его дать. Так устроен наш разум, что он с лёгкостью сосредотачивает внимание на том, что ему интересно и очень тяжело сосредотачивает внимание на том, что ему не интересно. И наконец следующий очень важный фактор. Разум очень с трудом отключается от того, что интересно. Вот есть люди, которые знаете такие как бы, вот он начал книжку читать, пока он её не до читает, он не остановится. Хотя уже полночь, за полночь, завтра на работу идти и так далее или фильм какой-нибудь досмотреть. То есть люди, которые страстные. Страстность– вещь хорошая только в одном случае, если это управляемая страстность. Если страстность неуправляемая, то будет как раз-таки наблюдаться эти эффекты. Знаете, мы сейчас сказали про положительный образ учёного, который мог сконцентрироваться и забыть про всё. А есть знаете отрицательный образ учёного, который ходит не от мира всего, ничего не знает, ничего не видит, ничего не слышит, живёт в своем мирке и вообще отмороженный, как бы сейчас современная молодёжь сказала бы. Где-то там внутри: ушел в себя, вернусь нескоро. И вопрос почему это происходит. Потому что есть другая составляющая Раджа йоги. Вы должны властвовать над чем это интересным, а не интересное должно властвовать над вами. У вас должна вырабатываться такая привычка достаточно трудная – останавливаться. Вот вы читаете интересную книгу, и вы даете себе установку: читаю пять страниц. Как бы не было интересно в дальнейшем. Вдруг выясняется, что остановились на самом интересном месте, вот можно было придумать, ну интересней некуда. И вот тут возникает следующая такая вещь.  Поток вашей Праны устремился в сюжет. От вашего высшего Я поток Праны до этого терялся на ваши органы чувств вы все видели слышали, а тут он ушел в книжку. В большой, большой поток. И в чем сложность этого процесса? В том, что иногда открыть шлюз, через который потечет вода гораздо легче, чем потом закрыть. Потому что вода на своем пути смывает всё в том числе и все шлюзы.

Есть такая вещь как страстность. До тех пор, пока вы не начнёте работать со страстностью в Раджа йоге, вы не продвинетесь устойчиво ни на миллиметр. Вообще говоря, в йога сутрах Патанджали сказано, что самый большой доброжелатель для йога, вообще самое лучшее качество — это бесстрастность. В том смысле, что вы должны в любой момент как бы управлять своими страстями. Вы можете давать им развернуться, но вы должны сказать: всё стоп, хватит. Вот смотрите в чем большая проблема нашей цивилизации? В том, что мы не знаем меры. Нам в компании бы сесть, рюмочку водки выпить, так нет мы же обжираемся. Помните, как у Задорнова, странные русские: бутылка водки много, литр мало, 2 л в самый раз. Меры не знаем. Ни в чем, ни в еде, ни в отдыхе, ни в том, что интересно. Почему? Потому что в какой-то момент, который нас захватывает и несёт, разуму интересно и надо управлять страстностью. Но легко сказать управлять страстностью, ты попробуй остановись смотреть фильм на самом интересном месте или книжку перестать читать на самом интересном месте. Это, легко сказать.

Поэтому опять же метод дается следующий. Начните читать одновременно две интересные книжки. Или смотреть одновременно или по очереди два интересных фильма. 5 минут один, 5 минут другой. Получается так, что ваша страстность, она раз здесь закончилась и она начнёт бунт на корабле, как маленький ребёнок, у которого отобрали любимую погремушку. Но если ты тут на горизонте показал другую погремушку такую же интересную, он про эту забывает, какой-то маленький дискомфорт для разума, такой маленький внутренний аскетизм. Он потом подумал: да, да я же здесь остановился, тут тоже было интересно. И вот этот вот метод переключаться туда-сюда, туда-сюда, рано или поздно разовьется в том, что вы будете знать меру. И проезжать остановки метро перестанете. Также как вести себя неадекватно. Это мудрость грамотно выстроить силовые поля притяжения. Чтобы как бы то, что вам мешает, стало бы помогать. И действительно в качестве примера можно начать читать две интересные книжки, смотреть два интересных фильма, ну или ещё что-нибудь, что будет конкурировать. Конечно очень хорошо в этом отношении, если вы ведёте размеренный образ жизни.

Вот я иногда на досуге ложусь кверху пузом на солнышко и мечтаю какую бы я хотел видеть йогу. Я хотел бы видеть какой-нибудь такой центр, где можно было приехать сказать на месяц, где было бы все расписано по часам. Чтобы график был не жёсткий, а щадящий, но, чтобы все достаточно жёстко регламентировалось часами. Завтрак столько-то, чтение интересные книжки столько-то. Знаете, как раньше в пионерлагерях было в советские годы. И как ни странно эта размерность, когда на всё отводится определённое время оно создает предпосылки для управления собой. То есть это более щадящий режим для управления разумом. К сожалению, я даю себе отчёт в том, что в современной жизни у вас ритм сбивается. Вы не сможете распланировать в современной идиотской нашей жизни свой рабочий день. А тут ещё сказали, что в России опять ввели зимнее время. Что за фокусы вообще. Вообще Россия интересная страна. Это как помните классика, по-моему, Салтыков-Щедрин, что там как же он сказал: «Что задача правителей России постоянно держать свой народ в изумлении». Или другое знаете это уже Бисмарк: «Никогда не замышляйте против России никаких таких планов, коварных планов, потому что дальше, он говорит интересно, на каждую вашу хитрость Россия ответит такой непредсказуемой глупостью, что вам самим от этого станет плохо». Ну да ладно. Здесь и так тяжело выстроить режим, а вас ещё раз в полгода бац сбивают. Помогают вашей Раджа йоге, в кавычках безусловно. Конечно если есть возможность хотя бы временно провести такой размеренный образ жизни, это здорово. Я, например, за последнее время отмечаю, что последний раз я вел размеренный образ жизни только тогда, когда ходил по тропам. И то только по той местности, где более-менее было все знакомо, я примерно знал, где вода, где можно остановиться с палаткой. В общем все местные достопримечательности более-менее знал, вот тогда да. Причём часов у меня не было в принципе, только биологические часы. Ни на секунду не проспишь больше, уже не охота. Такое впечатление, что организм сам как заведённый робот тебя поднимает чистить зубы, занимает тебя йогой, потом дает тебе в руки умную книжку почитать, потом сам твоими руками готовит завтрак, ты его вкусно поедает, потом ещё чего-то делаешь и так день за днём, день за днём. И вот так мне наверно последний раз недели три, вот так далеко от людей. Но потом я уже не помню, это неважно. Это искусственные такие условия, конечно, но у меня правда с собой запас еды был большой. Любая размерность она экономит вашу Прану по управлению мыслями, потому что скажем вы пришли с работы усталыми, то конечно очень тяжело заниматься Раджа йогой. Вообще говоря, если вы почитаете более поздние трактаты, где описываются, в частности методы Раджа йоги, то там есть перечень препятствий на пути йога. И некоторые препятствия очень любопытные. И условия благоприятные. Препятствия, значит, это чрезмерная работа, так же, как и чрезмерная лень. Нам кажется иногда, что чем больше мы поработаем, тем мы круче. Но мы круче в чем-то одном, но в плане самопознания — это нет. Это я знаете, когда очень от этого жутко страдал. У меня работа была связана с консалтингом, и я ездил по Сибири. А там у меня был ненормированный рабочий день. И меня это очень раздражало. Потому что я понимал, что вот эти вот внутренние часы я бы сделал за отведённое время сколько то, чем весь график у тебя сбивается. Если вы очень сильно устаете на работе, то это препятствия в йоге. Как много сложностей. А если вообще будете лениться дом тоже препятствия, если ничего вообще не делаете.

Поделиться Открытой Йогой:

Добавить комментарий